GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Психология художественного восприятия (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психология художественного восприятия (Искусство и культура)




САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



РЕФЕРАТ


ПО ТЕМЕ: «ПСИХОЛОГИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ”



Выполнила: студентка 4го курса
ф-та филологии
Погребняк Н.

Проверил: Высоцкий В.Б.



Санкт-Петербург

2003

Оглавление


Введение. Понятие творчества. 3


Роль осозноваемых и неосозноваемых мотивов творчества. 4


Природа и сфера действия интенции творческой личности. 5


Переживание и его художественное воссоздание. 7


Нейродинамика творческой деятельности; взаимодействие механизмов
возбуждения и торможения и их влияние на процессы художественного
творчества. 9



Введение. Понятие творчества.

Как возникает художественный мир, новая реальность, которая не может
быть целиком объяснена из уже существующего мира? Начиная с ранних
трактатов, посвященных изучению природы художественного творчества,
мыслители отмечали иррациональные, непостижимые механизмы этого процесса,
невозможность выявления закономерностей, в соответствии с которыми
осуществляется творческий акт. В диалоге «Ион» Платон приходит к мысли,
что в момент творчества художник не отдает себе отчета в том, как он
творит. Акт творчества демонстрирует умение художника выйти за пределы
себя («ех-stasis», «ис-ступление»), когда его душа проникает в мир
запредельных сущностей. Конечно, экстаз — это в некотором смысле безумие,
изменение нормального состояния души, но это, по словам Платона,
божественное безумие, божественная одержимость. Души становятся
вместилищем самого божественного, вдохновляются его силой, и «тогда
говорят они с великой действенностью многое и великое, сами не зная, что
говорят» («Федр»).
Фиксация непроговариваемых, нерациональных сторон творческого акта как
бы сама собой снимала вопрос о выявлении неких формул и алгоритмов в
художественном творчестве. Действительно, по самому своему определению
творчество есть создание того, что еще не существовало. В этом смысле
любой творческий акт не может быть измерен критериями, сложившимися в
культуре до него: любое творческое действие находится в оппозиции к
нормативности, противостоит адаптированным формам деятельности. Откуда
приходит творческий импульс, разбивающий прежние правила, коды, приемы,
рождающий новое художественное озарение? Творческий акт никогда целиком
не детерминирован извне. Вместе с тем он не может быть полностью сведен
только к реализации «чувства формы», живущего в душе художника. Ни
объективные, ни субъективные предпосылки, взятые сами по себе, не могут
служить объяснением творческой продуктивности, которая живет в душе
художника.


Роль осозноваемых и неосозноваемых мотивов творчества.

Явно или неявно, но все формы творческой активности художника, в
конечном счете, подчинены целям одного типа — созданию произведения
искусства, предвосхищению возможных действий, которые призваны привести к
этому результату. Мотивация деятельности художника выступает как сложная
динамичная самоподкрепляющаяся система. Весь комплекс его восприятия,
мышления, поведения стимулируется целями творчества как высшими в
иерархии побудительных мотивов его личности. Достижению этих целей
способствуют, с одной стороны, направленная (осознанная) деятельность
художника, в которую включены его волевые усилия, рациональная оценка
намеченных целей, т.е. определение того, какого жанра произведение он
стремится создать, какого объема, в какой срок, ощущение внутренней
ответственности за результаты и т.д.
С другой стороны, едва ли не большее значение в подготовке и
осуществлении творческого акта у художника приобретает так называемая
непроизвольная активность. Она отмечена непрерывным художественным
фантазированием, это своего рода внутренняя лаборатория, в которой
клубятся, наплывают друг на друга, прорастают подспудные переживания и их
художественные формы. Этот скрытый от глаз, во многом хаотический и
непроизвольный процесс вместе с тем не может быть оценен как
нецелесообразный, выпадающий из сферы мотивации творчества. Спонтанной
активности художника всегда присуща определенная интенция. Известный
германский психолог X. Хекхаузен истолковывает интенцию как своего рода
намерение, вписанное в природу самого творца, несущее на себе отпечаток
особой окрашенности его таланта.



Природа и сфера действия интенции творческой личности.

Мотивы творчества, которые так или иначе провоцируют действие интенции
художника, по существу ненаблюдаемы. Мотив в этом случае можно описать
через такие понятия, как потребность, побуждение, склонность, влечение,
стремление и т.д. Отсюда следует, что творческий процесс оказывается
мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным
намерением художника. Уже внутри творческой интенции живет нечто,
позволяющее выбирать между различными вариантами художественного
претворения, не апеллируя к сознанию, — нечто, что запускает творческое
действие, направляет, регулирует и доводит его до конца.
Интенция любого художника проявляет себя как внутренняя
предрасположенность его к неким темам, способам художественной
выразительности, к характерным языковым и композиционным приемам. В этом
смысле интенция выступает своего рода регулятором, ориентирующим разных
художников на разработку соответствующих их дарованию тем и жанров. Как
известно из истории, таких примеров множество: Пушкин презентовал Гоголю
фабулу «Мертвых душ» не потому, что он сам не мог создать такого
произведения, а потому, что сама идея не разжигала в нем интереса и
воодушевления. Можно привести немало других примеров. Образный строй
каждого крупного мастера отличается в этом смысле некоторым проблемно-
тематическим единством, избирательной ориентированностью сознания на
близкие ему стороны окружающего мира. Хекхаузен справедливо говорит об
определенной валентности или требовательности вещей, посылающих зов
только автору такого склада и такого темперамента, который способен
откликнуться на эти импульсы. Следовательно, интенция как особая
направленность сознания на предмет позволяет видеть, что в художнике
живет некая предзаданность, художник ощущает себя в атмосфере данного
произведения еще до создания этого произведения.
Хрупкое балансирование между интенцией собственного сознания и той
мерой, которую диктует природа самого предмета — таков механизм,
объясняющий взаимодействие внутри художника в каждый отдельный момент как
сознательных усилий, так и непроизвольной активности. Интенция как
творческое веление, существующее накануне произведения, всегда
оказывается богаче и многостороннее, чем отдельный конкретный результат —
произведение искусства. В этом смысле художник знает осуществление, но не
знает осуществленного, Таким образом, процесс творчества обнаруживает
двойную ориентацию: отбор тем и способов их претворения со стороны автора
и одновременно отбор авторов со стороны самих фактов и тем.
Интенциональность творческого сознания художника позволяет ему смотреть
на себя как на своеобразный словарь, в котором уже предуготовлены главные
темы и ведущие способы их претворения.
По сей день в психологии по-разному используют понятия «мотив» и
«мотивация» применительно к художественной деятельности. В искусстве
термин «мотивация» зачастую используется как синоним художественной
достоверности, оправданности логики поведения художественного персонажа.
Известно, что психология выводит мотивацию не только из свойств самого
человека, но и из требований ситуации. Обращает ли художник столь же
большое внимание на ситуацию, в которой находится, как и на свои
внутренние побуждения? Многочисленные примеры позволяют в этом
усомниться. «Предложите Руо или Сезанну изменить свой стиль и писать
такие полотна, которые нравятся, т.е. плохую живопись, чтобы в конце
концов попасть на Выставку Французских Художников. Или предложите им
посвятить жизнь семейному благосостоянию и исполнять свои моральные
обязательства перед женой и детьми; даже если семья будет находиться в
непроглядной нужде, они вам ответят: ради Бога, замолчите, вы не знаете,
что говорите. Последовать такому совету означало бы для них предать свою
художественную совесть».

Внутренняя потребность творчества, художественное чутье оказываются
гораздо сильнее многих внешних факторов, оказывающих давление на
художника. Устройство художника таково, что его психический аппарат
прежде должен справиться не с внешними, а с внутренними импульсами, от
которых нельзя уклониться. Императив диктует не столько ситуация, сколько
«океаническое чувство» самого мастера, которое просится наружу, которое
нельзя удержать в себе. Как было известно еще Канту, природа гения сама
дает искусству правила. Гений мыслит собственную деятельность в качестве
свободной и органичной, побуждающей с большим доверием относиться к
собственному чутью, и в большей мере склонен сам задавать тональность
ситуации, чем соответствовать уже имеющимся ожиданиям. Из этого можно
понять, почему, самоуглубляясь в художественном переживании, художник
достигает не только ослабления внешней реальности, но и укрепления своего
воображаемого мира, как не менее важной реальности, почему он способен
сделать этот мир для множества вовлеченных в него живым, динамичным,
самодостаточным.


Переживание и его художественное воссоздание.

Особо важно отметить, что переживание художника, как и любого человека,
— это борьба прежде всего против невозможности реализовать внутренние
необходимости своей жизни. Вместе с тем работа художника по перестройке
своего психологического мира направлена не столько на установление
смыслового соответствия между сознанием и бытием (естественная
потребность большинства людей), сколько на достижение соответствия между
каждым новым замыслом и его художественным претворением. Художнику
приходится преодолевать таким образом не разрыв сознания и жизни, а
разрыв сознания (замысла) и его художественного воплощения.
Если переживание обычного человека нацелено на выработку «совпадающего»
поведения, на достижение реалистического приспособления к окружению, то
переживание художника озабочено проблемой выражения собственного видения
и чувствования в максимальной степени полноты и совершенства. Внутренние
импульсы, которые получает творческий дух его натуры, гораздо сильнее и
действеннее, чем те, которые диктуют реальные необходимости жизни. Более
того, смысловое принятие бытия художником только тогда и может
состояться, когда открывается простор осуществлению природы его
дарования. Таким образом, приоритетное стремление художника заключается
не просто в том, чтобы выжить, адаптируясь и приспосабливаясь к
окружающему миру, а в том, чтобы иметь возможность сотворить то, что ему
предназначено.
Развивая идею о силе проницательного творческого начала у художника,
можно утверждать, что в известном смысле любовь художника к творчеству
есть его нелюбовь к миру, невозможность оставаться в границах этого мира.
Не случайно обыватель, рассказывающий о жизни художника, всегда фиксирует
некие «странности» и «аномалии», свидетельствующие, на его взгляд, о
неустроенности и неприкаянности творца. Действительно, художник не вполне
адаптирован к окружающему миру, в гораздо большей степени живет, влекомый
внутренними импульсами. В психологической науке удачное совпадающее
поведение описывается как повышающее адаптивные возможности личности. У
художника, наоборот, чувство обретенной в завершенном произведении
искусства адаптивности усиливает стремление заглянуть за новые горизонты,
расширить границы, углубиться в муки выращивания нового замысла,
приводящие творца к превышению уже найденных состояний.
Внутри художника поэтому действуют две как бы исключающие друг друга
силы: с одной стороны — стремление к снятию напряжения в окончательном
результате творческого акта, несущее удовлетворение и некоторое угасание
созидательной потребности, а с другой — тяга к подъему напряжения,
концентрации, новому активному преодолению среды. Первый комплекс
движущих сил поведения был подробно разработан 3. Фрейдом в теории
сублимации, превращенных форм снятия напряжения. Однако если обычному
человеку снятие напряжения приносит успокоение, ведет к завершению
деятельности, то у художника, напротив, реализованный результат влечет за
собой потребность нового подъема сил, нового нарастания напряжения.
Второй комплекс движущих сил получил разработку в трудах А. Берталанфи и
Ш. Бюлер. Близкие идеи высказывал и Г. Гессе, утверждавший, что путь
художника — это непрестанное самоотречение, в то время как идеал мещанина
— самосохранение.
Беспристрастный анализ любого творческого акта показывает, что процесс
этот далеко не только спонтанный. В какой бы мере человек, осененный
талантом, ни полагался на силы извне, ему необходимо мастерство, т.е.
овладение ремеслом, умение точно выбирать среди множества путей свой
единственный, терпеливо взращивать в себе установку на творчество. Все
это требует овладения разными навыками защиты от бесконтрольности
аффектов и инстинктов, от диктата канона, шаблона, рутины и т.п. Главным
защитным фактором выступает способность художника осуществить интеграцию
своего «я». Именно потому, что интенсивность творческой жизни художника
слишком велика и амплитуда его переживаний гораздо выше, чем у обычного
человека, он принужден в творческом акте максимально собирать себя.
Требуется жесткая самодисциплина, чтобы добиваться концентрации, синтеза,
гармонии, чтобы удерживать установку на целесообразность действий.
Взаимодействие двух линий — спонтанности и контролирующего самосознания —
необходимый компонент деятельности как творцов, так и исполнителей. В
работе «Парадокс об актере» Дидро обращал внимание на умелое сочетание
естественных порывов темперамента и холодного расчета в достижении
художественного эффекта. Сама по себе спонтанность может нейтрализовать
художественное воздействие — отдавшись без остатка своим переживаниям,
актриса захлебнется в слезах, спазмы горла лишат ее возможностей
выразительных интонаций. И напротив, актер, действующий в рамках
разработанных мизансцен, застрахован от провалов, всегда сопутствующих
тем, кто полагается лишь на «нутро».
Проблема переживания и его художественного воссоздания — одна из
главных проблем психологии творчества. Как это ни покажется на первый
взгляд странным, большинство художников свидетельствует, что сильное
переживание препятствует продуктивной творческой деятельности. Г. Гейне,
Ш. Бодлер, М. Врубель и многие другие авторы писали о том, что в момент
сильного экстатического переживания они были не в состоянии творить,
захватывающее переживание парализовывало их творческую деятельность.
Необходимо дать переживанию немного остыть, чтобы затем увидеть его со
стороны и найти максимально выразительные краски для воссоздания его
художественной заразительности. Момент апогея переживания действует на
творческую способность, как правило, разрушительно. Вот как писал А.С.
Пушкин о методе сочинения «Бориса Годунова»:
«Большая часть сцен требует только рассуждения, когда же я дохожу до
сцены, которая требует вдохновения, — я жду его или пропускаю эту сцену.
Такой способ работы для меня совершенно нов». Поэт исходил из того, что
задачу создания большой конструкции, разработки последовательности
эпизодов можно осуществить исключительно волевым, сознательным усилием, в
то время как для сочинения отдельных деталей и эпизодов недостаточно
одного мастерства и профессиональных навыков, здесь все решает импульс
озарения, который должен подстеречь художник.


Нейродинамика творческой деятельности; взаимодействие механизмов
возбуждения и торможения и их влияние на процессы художественного
творчества.

Дополнительные наблюдения и объяснения процессов творческого акта
предлагает современная естественнонаучная психология, в частности те
экспериментальные разработки и исследования, которые ведутся в сфере
нейродинамики творческой деятельности. Этот подход к изучению творческой
деятельности имеет достаточно давнюю биографию. Ученых интересует, что
происходит в структурах мозга в момент творческой деятельности, что
побуждает человека к выбору профессии художника, музыканта, писателя.
Имеются ли физиологические основы, позволяющие говорить о
предрасположенности человека к занятиям искусством? Ряд исследователей
отвечают на этот вопрос отрицательно. В работах других (Ауэрбаха,
Тандлера) можно встретить наблюдения о некоторых особенностях строения
мозга музыкантов и писателей (значительное развитие височных извилин
мозга, поперечной извилины, в некоторых случаях — лобных долей мозга).
Исследования нейродинамических процессов показали, что одни и те же
звучания у музыкантов вызывают более сильные реакции, чем у обычного
человека. Как известно, все процессы высшей нервной деятельности
основываются на механизмах возбуждения и торможения. Разная
конфигурированность механизмов возбуждения и торможения обусловливает
разные типы темпераментов, которые были выявлены еще Гиппократом.
Сангвиника в этом отношении отличает сильный, подвижный, уравновешенный
тип высшей нервной деятельности. Холерик — сильный, подвижный,
неуравновешенный. Флегматик — сильный, уравновешенный, спокойный.
Меланхолик — это слабый тип.
Механизмы возбуждения и торможения лежат в основе формирования и
завязывания рефлекторных связей, фактически выступающих инструментом
профессиональных умений, навыков, приемов творческой деятельности.
Соотношение сил возбуждения и торможения определяет успешность
осуществления творческого акта. Их дисбаланс даже у одного человека в
разное время приводит к тому, что творческий акт осуществляется в разных
темпах, с разной интенсивностью и т.д. Завязывание рефлекторных связей
между клетками слухового и зрительного анализаторов осуществляется не при
всяком уровне возбуждения. Если этот уровень будет минимальным, то
возбуждение не сможет преодолеть инертности среды и разлиться в должной
мере по тканям мозга, следовательно, не сможет создать новые условно-
рефлекторные замыкания5. Такое состояние во время творчества субъективно
оценивается как неудовлетворительное. В одном из писем Н.Ф. фон Мекк П.И.
Чайковский повествует о близком состоянии: «Заниматься здесь очень
удобно, но до сих пор я еще не мог войти в тот фазис душевного состояния,
когда пишется само собой, когда не нужно делать никаких усилий над собой,
а повиноваться внутреннему побуждению писать».
Если в момент творчества возбуждение будет слишком сильным, то волны
раздражительного процесса разольются свободно, предоставляя полную
возможность для осуществления нервных замыканий. В результате такой
«рефлекторной свободы» реставрация звуковых, музыкальных, изобразительных
следов осуществится хаотично, не приведя к созданию законченного
художественного произведения. Обуздание возбуждения, отсекание всего
лишнего, ненужного, случайного осуществляется с помощью механизма
торможения. Поэтому продуктивность творческого процесса зависит, с одной
стороны, от умения достигать сильного возбуждения, ведущего к быстрому
образованию рефлекторных связей, новых «нервных узоров»; с другой — от
упорядоченного действия механизмов торможения, закрепляющих
складывающуюся канву, позволяющих соразмерять часть и целое, создавать
завершенный фрагмент или сразу все произведение. Частая беда
холерического темперамента, у которого действие механизмов возбуждения
превышает механизмы торможения, - неструктурированная творческая
деятельность, по существу, бесконечная. Холерический темперамент более
других присущ графоманам в литературе, музыке, изобразительном искусстве.
Мысли путаются и скачут, чувства обуревают и затопляют художника, но он
не владеет ими, не может поставить себя в необходимые для этого рамки.
Такое сверхперевозбуждение действует отрицательно на достижение
творческого эффекта.
Оптимальным для творчества является такое состояние, когда и
возбуждение, и торможение выступают как равнозначные величины. В данном
случае это прерогатива сангвиника — сильного типа. Субъективно такое
состояние оценивается как наилучшее для творческой деятельности:
появляется возможность сосредоточиться на главном, отстранить ненужные
мысли и ощущения. Творческое возбуждение может быть и достаточно
мимолетным: в сознании музыканта, писателя, художника мелькают какие-то
мотивы, стилистические приемы, но в целом они не укладываются в единую
художественную ткань. Для того чтобы состоялось рождение произведения,
необходима длительная поддержка возбуждения, т.е. наличие так называемой
творческой доминанты. Доминанта — это специфическое понятие психологии
творчества. Физиологическая доминанта выступает как очаг стационарного
возбуждения. С существованием у людей разных доминант мы постоянно
сталкиваемся в жизни. У всякого фанатика, энтузиаста, преданного
определенной идее, имеются свои выраженные пристрастия; затевая разговор
в обществе, он всегда садится на своего «конька». Доминанта есть
результат наличия в структурах мозга прочных, образовавшихся в течение
жизни связей, которые, находясь обычно в притушенном состоянии, ярко
вспыхивают при определенных условиях.
По мере формирования профессионально-художественных доминант человек
начинает замечать такие стороны природного и художественного мира,
которые до этого были ему недоступны. Каждый художник знает, как нелегко
бывает разогреть творческую доминанту и добиться состояния, когда
творческий процесс идет сам собой. «Иногда, — признавался П.И.
Чайковский, — я с любопытством наблюдаю за той непрерывной работой,
которая сама собой, независимо от предмета разговора, который я веду, от
людей, с которыми я нахожусь, происходит в той области головы моей,
которая отдана музыке. Иногда это бывает какая-то подготовительная
работа, то есть отделываются подробности голосоведения какого-нибудь
перед тем проектированного кусочка, а в другой раз является совершенно
новая, самостоятельная музыкальная мысль, и стараешься удержать ее в
памяти». Все эти самонаблюдения подтверждают взгляд на творческий
процесс, согласно которому он не является выгороженной сферой. В моменты
бодрствования и сна, прогулок и разговоров в художнике подспудно
действует уже запущенный творческий процесс.
Некоторые типы художнического темперамента приводят к столь сильному
процессу возбуждения, что художник часто бывает не в состоянии успевать
фиксировать на бумаге возникающие мысли и идеи. Так, например, было с
Генделем, темпы работы которого требовали стенографии. Работая над
большими хоровыми произведениями, он вначале записывал эскизы всех
партий, затем постепенно терял их, приходя к финишу лишь с одной.
Энергия постоянно воспроизводимой доминанты поддерживает творческий
тонус. Вот почему систематическая творческая работа, даже начатая с
большим усилием, может привести в деятельное состояние весь творческий
аппарат. «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать
ленивых» — этой известной максиме художников находится, как видим,
экспериментальное подтверждение. При систематической работе, когда
постоянно завязываются, обновляются и тренируются рефлекторные связи,
исходный толчок к творчеству может быть незначительным. Самого слабого
воздействия иногда бывает достаточно, чтобы пустить в ход весь сложнейший
творческий аппарат. И наоборот, при длительном бездействии сдвинуть с
мертвой точки его «заржавевшие детали» оказывается гораздо труднее. В
случае больших перерывов требуется значительный толчок извне, ибо
укрепившееся торможение внутри мозга не сразу дает побороть себя
возбуждению.
Особенности высшей нервной деятельности — степень ее силы, подвижности,
уравновешенности — лежат в основе разных требований к окружающей
обстановке. Так, авторы со слабым возбуждением и торможением, трудно
образующие физиологические доминанты, крайне требовательны к условиям
творческого труда, нуждаются в «оранжерейных» условиях. Благоприятная
обстановка во время творчества приобретает у них исключительно важное
значение, так как она активизирует протекающие в данный момент нервные
процессы. Художники другого типа, к примеру М.А. Булгаков, на своем опыте
отмечали, что «лучшие произведения пишутся на краешке кухонного стола».
Особая проблема психологии творчества — проблема изношенности и
истощенности психики в результате продолжительных творческих усилий. От
разработки этой проблемы зависит эффективность профилактики творческого
труда, имеющей значение как для художника, так и для ученого. Главное
состоит в умении рассчитывать свои силы и дозировать напряжение. Одни
стремятся в момент интенсивного творчества регулировать периоды
одиночества и общения, другие чередуют творческий процесс с прогулками на
природе, для третьих очень важен режим труда, четвертые могут сочинять
только в определенные периоды года и т.п. Некоторые художники, отдавая
себе отчет в характере своего темперамента, в особенностях индивидуальной
психологии, предпринимали даже особые профилактические меры, направленные
на охрану творческого процесса. Моцарт, к примеру, в письме отцу просит:
«Не пишите мне печальных писем, мне необходимо сохранять спокойствие,
ясность, свободу мысли и расположение к работе. Каждое грустное известие
лишает меня всего этого». И в другой раз он объясняет отцу: «Моя жизнь
здесь полна забот и огорчений, жалобных и слезливых писем я не стану
читать».
Процесс завязывания прочных рефлекторных связей пролагает знакомые
пути, которые проявляются в почти автоматическом владении некоторыми
приемами художественного письма. Со временем эти приемы окостеневают. У
каждого художника можно обнаружить такого рода стилистические обороты,
только ему присущие лейтмотивы, которые со временем могут превратиться в
языковые штампы. На физиологическом уровне это означает, что рефлекторные
связи превращаются в «задолбленные стереотипы». Здесь важно, чтобы сила
новых творческих атак позволяла постоянно разрушать и менять эти
стереотипы, предохранять их от превращения в штамп. Ломка фонового
стереотипа успешнее всего осуществляется у холериков, которые более
других способны творить, систематически меняя исходную основу. Художника-
холерика отличают экстравагантные порывы в творчестве; освоив один жанр,
он стремится испытать себя в незнакомых и т.д.
Таким образом, разработки в области прикладной (естественнонаучной)
психологии помогают детализировать и объяснить ряд наблюдений,
накопленных общетеоретической психологией творчества.
Взаимодополнительность этих научных сфер очевидна: она позволяет пролить
свет на труднообъяснимые процессы рождения, вынашивания и претворения
художественного замысла.



Литература

Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. М.,
1994
Дранков В.Л. Психология художественного творчества. СПб., 1991
Мейлах Б.С. Талант писателя и процессы творчества. Л., 1969
Петрушин М.И. музыкальная психология. М., 1997







Реферат на тему: Псковский историко-художественный музей-заповедник

|Псковский | | |
|историко-художественн| | |
|ый архитектурный | | |
|музей-заповедник. | | |
|Музей "Приказная | | |
|палата" | | |
|Печорский район | | |
|Островский район | | |
|Плюсский район | | |
|Куньинский район | | |
|Себежский раон | | |
|Великолукский район | | |
|Порховский район | | |


Псковский историко-художественный архитектурный музей-заповедник.
В этом году псковскому историко-художественному архитектурному музею
заповеднику исполняется 124 года. В настоящее время он является
объединением, состоящим из головного музея и 14 филиалов, расположенных в
разных районах нашей области. Музейный комплекс, занимающий целый квартал
Пскова, состоит из 3-х частей, соединяющих в себе здания разных эпох.
Первое - это знаменитые - Поганкины палаты, что на десятки метров тянутся
вдоль нынешних улиц Некрасова и Музейного переулка, - один из самых широко
известных памятников гражданской архитектуры Пскова 17 века. Строились они
по заказу первого владельца палат - Сергея Поганкина. Богатый и
могущественный в свое время был человек: голова Псковского денежного двора,
кабацкий голова, возглавлял Псковскую таможню. На счет необычной его
фамилии - Поганкин, по Пскову гуляло несколько преданий. Кто-то говорил,
что на месте палат раньше жил бедняк, который однажды под полом своей
лачуги нашел клад и разбогател, а так как раньше деньги, найденные в кладе
считались "бесовскими" или "погаными", то и получил бедняк прозвище -
Поганкин. Другие говорили о том, что купец водился с иностранцами по одной
версии, или с разбойниками по другой, и тех других так же звали "погаными".
Есть и еще одно предание - будто предок Поганкина решил царю Ивану Грозному
не дать денег, а ссудить. На что царь и прозвал наглеца - Поганым. Как это
было на самом деле, никто не знает, но дом себе купец Поганкин отстроил
шикарный.
Сегодня в здании Поганкиных палат располагаются несколько экспозиций,
богатством которых может похвастаться редкий музей мира. В основу многих
экспозиций вошла знаменитая коллекция Федора Плюшкина, поступившая в
псковский музей в 1914 году в связи со смертью ее владельца. По количеству
вещей она была третья в России, второй в Европе. Коллекция насчитывала
более миллиона предметов, относящихся к самым различным областям знаний и
культуры, известная коллекция царя Николая II не шла с ней ни в какое
сравнение. По разнообразию типов и богатству Плюшкинская нумизматическая,
то есть монетная коллекция превышала коллекцию Эрмитажа, где сейчас
находится большая ее часть, однако многие экспонаты остались в Пскове вы
имеет возможность их увидеть в любое время.
Псковский музей заповедник знаменит своим собранием живописи древнего
Пскова, которая представлена произведениями иконописи 14-17 веков.
Псковская школа живописи уже давно признана совершенно самобытным
художественным явлением Древней Руси. Иконы псковских мастеров в своих
коллекциях имеют крупнейшие музеи страны - Русский музей, Третьяковская
галерея, Государственный Эрмитаж. Еще в 1911 году один из виднейших
знатоков древнерусской живописи писал: "Старые новгородские и псковские
мастера создали такой волшебный мир красоты, что ровнять его можно лишь с
вершинами, до которых доходило мировое искусство". Псковская коллекция икон
побывала во Франции, Германии, Италии, Швеции, Финляндии, Италии и
центральных музеях России. Сотрудником музея, профессионалом в области
изучения иконописи - Ириной Родниковой был составлен альбом
Так же в Понганкиных палатах располагается коллекция серебра. По мимо
традиционных экспонатов в экспозиции находятся много предметов из Псковских
кладов, на которые так богата Псковщина. Археологи утверждают, что гора
Романиха, находящаяся в центре города, в районе палат Марины Мнишек и
детской областной библиотеки, до сих пор хранит в себе множество кладов,
так как именно на этом месте строили свои дома средневековые богатые
псковичи.
Во втором здании музейного комплекса ранее находилось художественно-
промышленная школа Фан-дер-Флита. Сегодня это - картинная галерея, где вы
можете увидеть произведения живописного искусства, ранее находившиеся в
усадьбах псковских дворян-помещиков. Жемчужины коллекции - работы
художников 19 века - Брюллова, Репина, Шишкина, Айвазовского. Великолепная
коллекция модернистов - Шагала, Рериха, Григорьева. Так что, чтобы
посмотреть самим и показать своим детям шедевры русской живописи совсем не
обязательно ехать в Санкт-Петербург и Москву - все это рядом - Некрасова,7,
Поганкины палаты - музей-заповедник.
Завершает музейный комплекс построенное в 1978 году архитектором Алексеевым
административное здание, в котором находится экспозиция, посвященная
Великой Отечественной войне, выставочный зал и музейный магазин, где вы
можете приобрести сувениры, изготовленные нашими народными мастерами,
художественные работы, а так же здесь самый, на мой взгляд, богатый выбор
литературы по истории Псковщины. Все о чем говорилось в сегодняшней
программе, вы можете посмотреть в любой день, кроме понедельника по адресу
Псков, Некрасова,7 Поганкины Палаты с 11 до 18 часов.
Музей "Приказная палата"
Это белокаменное здание находится по левую руку от центрального входа в
Кремль, напротив фундаментов церквей Довмонтова города. Построено оно было
в конце 17 века, после того как существующее до этого деревянное здание
Съезжой (как она тогда называлась) палаты сгорело. Надо особо отметить, что
в 17 веке, как, впрочем, и сегодня были большие трудности с выделением
средств из центра, то есть Москвы на нужды провинциальных городов. Поэтому,
получив официальный отказ, псковичи построили здания Приказов за свой
собственный счет без особых жертв для своего псковского средневекового
бюджета. Ведь в те времена наш город входил в десятку лучших городов
России. И сегодня псковские Приказные палаты – единственный в России
памятник допетровской административной системы, сохранившийся с наименьшими
потерями, что указывает на эталонность строительного мастерства псковичей.
Приказная палата была центральным органом воеводского управления городом,
что-то вроде современной мэрии. Под руководством воевод и дъяков здесь было
сосредоточено делопроизводство, следствие, суд и расправа, то есть воевода
имел в своих руках все три ветви власть – законодательную, исполнительную и
судебную и подчинялся только государю. Однако, на самом деле управлял
Псковщиной его так называемый заместитель – дъяк. Он работал на своем посту
в большинстве случаев дольше, чем назначаемый на несколько лет воевода, а
поэтому был лучше осведомлен в делах. Одной из его функций так же было
доносительство царю о том, что на самом деле творит воевода. Кроме
известного до сегодняшнего дня доносительства, еще в те далекие времена
развивалась знаменитая бюрократия чиновничества. О количестве написанных
бумаг можно судить по таким данным – чернила в Приказные палаты
доставлялись ведрами, а песок для печатей – возами. А так же вполне законно
существовало взяточничество, тогда оно имело официальное название – система
кормления. При ней государство выплачивало жалование только половине
подъячих, остальные жили за счет поминок, то есть на ту сумму, которую
давали чиновнику просители после того, как он помогал им в решении своих
проблем. Так же можно отметить, что именно в Приказных палатах стала
издаваться одна из первых в России газет – “Вести-куранты”, а это говорит,
в том числе и о высоком интеллектуальном уровне наших предков.
Приказные палаты состоят из трех частей – помещения для чиновников, где
сейчас находится музей, архива документов – сейчас - это выставочный зал и
колодничей, просто говоря – тюрьмы – сегодня это галерея. В 17 веке
раскрываемость преступлений была гораздо выше, чем сегодня. Видимо, причина
этого все же не НТР, а то, что ответственность за нахождения виновных,
особенно в убийствах и государственных преступлениях лежала на самом
главном в городе человеке – воеводе, который докладывал о ходе
расследования самому царю. Так же имела свое действие и уникальная
псковская воспитательная система колодников, то есть заключенных.
Государство на их содержание не тратило ни копейки. Ночью они сидели на
соломе и воде, а утром их, закованных в цепях, выпускали в город – просить
подаяние, что для многих являлось самой жестокой пыткой – не все псковичи
проникались жалостью к бывшим ворам и убийцам. Среди самых ужасных
преступлений в 17 веке значились – преступления против девичьей чести и
обман вдов, ибо они наносили урон государственной нравственности, потому
наказания по ним были особенно показательны жестоки.
После того, как Приказная система была отменена, здание использовалась по
разному назначению, в том числе в 30-ые годы 19 века здесь был трактир с
оригинальным названием “Крым”. Несколько лет назад оно перешло в музейную
собственность, и в 1995 закончились грандиозные реставрационные работы,
которые позволили нам увидеть, как это было в 17 веке. Восстановление
происходило по уникальному одному из самых подробных описаний того времени,
принадлежавшему перу воеводы Апраксина. Сегодня , посетив Приказные палаты
вы можете увидеть ручную ковку, деревянный пол, скрепленный кованными
гвоздями, и многое другое. Самый красивый экспонат музея Приказные палаты –
уникальная изразцовая печь с ее внутренней системой дымоходов. Долгое время
она была замазана, но после ее внешней реставрации и незначительной работой
по внутреннему устройству печь и сегодня так же греет, как и 300 лет назад,
когда все делалось на века, когда никто не жил одни днем. Все, что я
рассказывала о Приказной палате, вы можете увидеть в любой день, кроме
понедельника с 11 до 18 часов.
Печорский район
Ближайший к Пскову музей находится в Печорах, которые в 20-40-ые годы
двадцатого столетия входили в состав Эстонии, что, как вам известно, до сих
пор вызывает претензии со стороны этого маленького балтийского государства.
И, тем не менее, и эти 20 лет и близость к границе привели к тому, что на
территории современных Печор до сих пор живут представители народности
сету, продолжающие чтить традиции своих предков, о которых в том числе
рассказывает Печорский краеведческих музей. Музей находится слева от
центрального входа в Псково-Печорский монастырь, имеющего свою славную
историю. А такое название эта обитель получила от подземных пещер, где
первоначально жили иноки, а затем – на протяжении многих веков проводились
монашеские захоронения. Сегодня в музее вы можете увидеть многие экспонаты,
связанные с историей монастыря, который помимо своего духовного назначения
был и военной крепостью, охраняющей Россию от нападений воинов Ливонского
ордена. Монастырь хранит многие реликвии священной истории нашего
государства, дары российских царей и многое другое. Эти исторические
раритеты вы сможете увидеть только в краеведческом Печорском музее, когда
монастырь предоставляет их для специальных выставок.
Островский район
Следующий музей, который вы можете посетить во время вашего свободного
времени, находится в Острове. Он будет интересен особенно вашим сыновьям,
ибо рассказывает о подвиге советского народа, в частности жителей нашей
области, во время самой страшной войны – Великой Отечественной. На
территории Островского района в течение многих лет работает группа “Поиск”,
которая ведет археологические раскопки оружия времен той войны. Поэтому в
экспозиции музея уже собрана большая коллекция и огнестрельного оружия и
военного транспорта, коллекция старинных автомобилей и мотоциклов.
Плюсский район
Старинные усадьбы Любенск и Вечаша находятся в семи километрах от шоссе
Петербург-Киев и в 13 километрах от районного центра Плюсса. Здесь на
берегах озера Песно композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал
оперы “Садко”, “Ночь перед Рождеством”, “Сказка о царе Салтане”, “Царская
невеста”, “Золотой петушок”. В Вечаше композитор провел шесть летних
сезонов, снимая усадьбу как дачу. А в 1907 году покупает соседнюю усадьбу
Любенск, где делается большой ремонт будущего родового поместья. Однако
ровно через год Римский-Корсаков умирает в этом полюбившемся ему месте от
сердечного приступа. Сегодня это два мемориальных музея, две барские
усадьбы, где полностью восстановлены интерьеры 19-начала 20 века, со всеми
необходимыми дворовыми постройками, со старинными парками, чья красота
поражает даже поздними осенними днями.
Влюбленным в тишину и покой Псковский музей-заповедник предлагает посетить
мемориальный музей русской писательницы Маргариты Ямщиковой, известной под
псевдонимом Алтаев и писавшей книги для детей о художниках, композиторах,
музыкантах и многом другом. Дом, где писательница снимала дачу каждое лето
почти пятьдесят лет, находится в Плюсском районе, в уединенном местечке под
названием Лог. Ранее он принадлежал фрейлине императорского двора –
Гориневской Ольге Константиновне, отказавшейся покинуть Россию в первые
послереволюционные годы, когда уезжали ее дети и муж. Оставалась надежда,
что все скоро наладится. Однако, как известно, уехать было с каждым годом
все сложнее, хотя она и не пыталась, и только в последние годы жизни детям
Ольги Константиновны удалось увезти ее в Париж. Именно она и сдавала свой
дом Маргарите Владимировне Ямщиковой, отец который до революции был
предводителем Псковского дворянства. Сегодня, это единственный музей в
области, который не восстанавливался, не отстраивался, не пополнялся
экспонатами, все осталось, так как было. И когда входишь в этот дом,
кажется, что хозяева всего лишь куда-то вышли.
Куньинский район
Один из самых дальних музеев нашей области – это музей-усадьба другого
великого русского композитора – Модеста Петровича Мусоргского. Так уж
сложилась судьба этого гениального человека, что, оставив миру бесценные
духовные сокровища, он ушел из жизни нищим и бездомным. Но через 100 лет
места, где Модест Петрович провел свое детство, стали музеем его имени.
Усадьба Наумово – родовое имение матери композитора Юлии Ивановны
Чириковой. Практически сохранился весь комплекс усадебных построек –
главный дом, флигель, молочная, амбар, оранжерея. Восстановлен великолепный
парк, пруды. И вокруг – настоящая русская природа и безмятежный покой. Так
как Наумово находится далеко от города специально для посетителей музея
создана база отдыха, где вы сможете остановится на ночь. Все музеи работают
каждый день кроме понедельника. А последнее воскресенье месяца вход во все
музеи области для школьников – бесплатный. Воспользуетесь возможностью
совершить это маленькое путешествие – дайте своей душе отдохнуть.
Себежский раон
Псковские музеи, как и природа нашей области очень разнообразны. Один не
похож на другой и все вместе они не похожи на музеи России. Например,
Себеж. Один из самых красивых озерных краев и не только нашего региона.
Недавно эта территория была объявлена Национальным природным парком России,
чтобы сохранить уникальный уголок юго-запада нашей страны. Себежские леса –
это смесь северных таежных и южных широколиственных, отсюда и богатство
животного мира, и полноводность озер. Здесь насчитывается около 170 видов
птиц, 60 видов животных, 800 видов высших растений. Кроме этой удивительной
флоры и фауны особого внимания заслуживает краеведческий музей,
рассказывающий историю себежской земли от палеолита до современных дней.
Ваших детей покорят диорамы, скульптурные сцены, сделанные из различных
материалов, изображающие ледниковый период, батальные сцены революций и
великой отечественной войны. Впрочем, они настолько качественно сделаны,
что будут любопытны и взрослым. Так же здесь вы увидите такие таинственные
экспонаты, как каменные идолы, найденные на языческих капищах, обладающие
большим энергетическим полем и, по мнению сотрудников музея, способные
лечить разные болезни. Себежской музей сегодня такой, какой он есть во
многом благодаря удивительному человеку, гениальному художнику-примитивисту
Константину Михайловичу Громову, чьи картины вы сможете увидеть как в
оформлении музея, так и в выставочном зале. Помимо уникального содержания
экспозиции, сама экспозиция может считаться музейной ценностью из-за своей
нестандартности, поэтому себежский Краеведческий музей многие называют
музеем музея.
Великолукский район
В великолукском районе, в живописном местечке Борки так же есть музей, с
единственной в своем роде в России специальной экспозицией, посвященной
писателям ВОВ и военная журналистам. Идеология в нашем веке всегда
использовалась в тех или иных целях. Ее способность влиять на мировоззрение
людей играла не маловажную роль и во время самой страшной для нашей страны
войны. Все работало на победу – и искусство в том числе. Писатели,
композиторы, историки все делали для того, чтобы поднять боевой дух солдат
и усилить патриотические чувства советского народа с помощью великих
примеров из славной истории России и каждодневных подвигов на передовой.
Литературный художественный музей ВОВ в Борках создан благодаря усилиям
писателя-публициста Ивана Афанасьевича Васильева. Кроме музея – Борки – это
еще и великолепная природа – поезжайте, не пожалеете.
О важнейших событиях истории города рассказывает краеведческий музей,
расположенный в бывшем музее Александра Матросова, в центре города.
Особенно интересен дом-музей академика-математика Ивана Виноградова,
лауреата Сталинской и Ленинской премий, работавшего в сфере оборонной
промышленности Советского Союза. Помимо своей научной деятельности Иван
Матвеевич был очень оригинальным, хотя и жестким человеком, неисправимым
холостяком. Все свои вещи он завещал институту математики имени Стеклова,
который после смерти выдающегося математика передал дом в Великих Луках
Псковскому музею-заповеднику. Сегодня это интереснейшая экспозиция,
состоящая из интерьера и предметов от начала века до конца 50-х годов.
Порховский район
Порхов был основан Александром Невским как крепость Псково-Новгородской
земли для обороны Северо-Восточных земель. Сегодня в этой крепости
находится музей. А сам край когда-то был культурной русской провинцией,
особенно дворянской культуры. Здесь находились многие дворянские усадьбы,
некоторые из которых вы сможете увидеть сами. Например, усадьбу Волышово
графа Строгонова, усадьба Бельское устье князей Гагариных, усадьба князей
Васильчиковых. А в музее Порхова представлена экспозиция дворянского
русского быта, здесь же вы сможете заказать и экскурсию по порховским
дворянским усадьбам.





Новинки рефератов ::

Реферат: "Учет денежных средств и операций в иностранной валюте" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Культурная революция 30-х годов (История)


Реферат: Комплексная механизация откормочной фермы КРС на 2000 голов (Сельское хозяйство)


Реферат: Мясная промышленность (Кулинария)


Реферат: Договор возмездного оказания услуг (Гражданское право и процесс)


Реферат: Технология Производства Фенопластов (Технология)


Реферат: Культурное общение в клубных объединениях (Психология)


Реферат: Реклама турагенства (География)


Реферат: Мотивация трудовой деятельности (Контрольная) (Социология)


Реферат: Мерчандайзинг (Менеджмент)


Реферат: Социальное право (Право)


Реферат: Автоматическая коммутация (Радиоэлектроника)


Реферат: Трансакционный анализ Эрика Бёрна (Психология)


Реферат: Сімя як обєкт соціально-педагогічної діяльності (Педагогика)


Реферат: Развитие страны на путях НЭПа: успехи, трудности, противоречия (История)


Реферат: Визитная карточка (Культурология)


Реферат: Изучение свободных колебаний и измерение ускорения свободного падения (Физика)


Реферат: Влияние среды распространения на точностные характеристики оптических измерительных систем (Технология)


Реферат: Сильные Люди в рассказах Джека Лондона (Литература)


Реферат: Вологодская область (Геология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист