GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Власть в гражданском и политическом обществе (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Власть в гражданском и политическом обществе (Политология)


Министерство Российской Федерации по высшему и профессиональному
образованию


Волгоградский Государственный Университет

Кафедра: "Политологии"



Контрольная работа

На тему: «Власть в гражданском и политическом обществе».



Выполнил: Субботин Д. А.

Группа: ЭП-971

Проверил:



Волгоград 1998 г.

1. Понятие гражданского общества

Принято считать, что три основных начала формируют гражданское
общество: индивид, коллектив и власть или говоря иначе — личность, общество
и государство.

Не всякое общество, в котором существует политическая сфера жизни и
государство, может быть представлено как гражданское общество. Большинство
исследователей проблемы гражданского общества считают, что говорить о
гражданском обществе можно лишь с момента появления гражданина как
самостоятельного, индивидуального члена общества, наделенного определенным
комплексом прав и свобод и несущего перед обществом моральную или иную
ответственность за все свои действия. Поэтому становление гражданского
общества связано с возникновением буржуазного общества, с эпохой
промышленной цивилизации.

Рождение концепции гражданского общества не без оснований связывают с
именем Т. Гоббса (1588-1679), который формирование гражданского общества
связал с переходом общества от природного (естественного) состояния —
"войны всех против всех" — к упорядоченному, цивилизованному, культурному
состоянию, граждане которого объединены властью государства, благодаря чему
в стране существует мир и порядок.. Из трех начал, участвующих в
формировании гражданского общества: индивида (личности), коллектива
(общества) и власти (государства), Гоббс отдал предпочтение государству,
как силе формирующей и связывающей личность и общество. Однако исходной
идеей гражданского общества выступает новая коллективность, то есть
общество, живущее на основе свободы и равенства всех людей перед законом.
Идея индивидуальной свободы, самоценности каждой отдельно взятой личности,
безусловное значение человека, как меры всего сущего, определили свободу
личности как естественное и необходимое выражение его жизнедеятельности. С
другой стороны, признание обществом и государством свободы как необходимого
атрибута человеческого существования определило и требование в отношении
всех людей принципа равенства. Воплощение и реализация этих
основополагающих принципов гражданского общества нашли свое выражение в
разветвленной системе прав и свобод человека, закрепляющих свободу человека
быть особенным и независимым от жестко регламентированных и иерархичных
отношений сословного феодального или традиционного общества. Только с
момента, когда личность становится свободной, в плане распоряжения своими
жизненными силами, своими возможностями в совершении каких-то действий,
опосредованных соответствующими правами, будьте право выбора
представительной власти и должностных лиц, выбора места жительства, выбора
религии и идеологии, выбора политических ценностей и ориентации, — то есть
выбора в самом широком смысле слова, — только при соблюдении данных условий
речь может идти о формировании гражданского общества.

В своей экономической основе жизнь гражданского общества подразумевает
наличие реальных владельцев собственности. Владение собственностью может
быть частным и коллективным, при условии, что владелец коллективной
собственности выступает как совладелец, со-собственник, с четкой фиксацией
его индивидуальной доли участия в формировании коллективной собственности и
его индивидуальной, частичной доли в получаемом доходе. Обладание
собственностью делает человека ответственным за ее сохранение и умножение
достояния всего общества, государство же в свою очередь берет на себя
ответственность за безопасность своих граждан и. их достояния. Таким
образом, можно сказать, что гражданское общество — это общество, имеющее
своей основой частную и другие формы собственности, стихийное разделение
труда, когда мотивы деятельности людей, обусловленные частными интересами,
конкуренцией и законом стоимости, реализуются через рыночные отношения. В
этом плане рынок — товаров, капиталов, рабочей силы—фундаментальное условие
формирования и воспроизводства гражданского общества.

Современное гражданское общество — это система со множеством
расчленений, граней, проходящих сквозь классы, расы, этнические группы,
религиозные сообщества и профессиональные союзы. "Наличие таких
разделительных граней, — отмечает американский политолог И. Шапиро, —
препятствует закреплению конфликта, способствует развитию культуры
согласия, культуры компромисса и создает у людей стимулы к тому, чтобы
противостоять импульсам, побуждающим к большевистской политике", то есть к
политике, в которой борьба ведется до полного уничтожения противоположной
стороны.

Политико-правовую основу гражданского общества составляет разнообразный
спектр политических сил, наличие легальной оппозиции, демократическое
законодательство Существенной стороной гражданского общества является
стремление людей не только выбирать тех, кто должен править, управлять, но
и, что особенно важно, определять, как следует организовать политическую
власть, политические учреждения, чтобы даже плохие и некомпетентные
правители не нанесли обществу слишком большого урона. То есть гражданское
общество — это сам способ формирования государственных структур и сам
демократический механизм взаимодействия общества и государства.

Гражданское общество является базисом общественного строя н
государства. Иными словами, в вопросе о том, могут ли граждане
контролировать политическую государственную власть, положительный ответ
обусловлен только наличием гражданского общества. Там, где есть гражданское
общество, такой контроль составляет одну из важнейших его функций. Там, где
его нет, правители осуществляют тиранию и диктатуру. Гражданское общество
определяет характер функционирования государственной власти и ее структур.
Общество как бы задает режим работы, определяет задачи государства.

Гражданское общество — это общество правовое. Это означает, что в
гражданском обществе исходное право — это право суверенного гражданина в
общественном договоре с другими гражданами формировать, образовывать
общество, его экономику, государство. Правовым можно считать то общество,
которое сохраняет в своих корнях демократическое право народа, граждан
изначально порождать и договорно закреплять свои собственные правовые
структуры, что в свою очередь определяет и демократический характер самого
права. Законодательный процесс выступает как действенное средство
разрешения конкретных противоречий гражданского общества.

Подводя итоги — можно дать следующее определение понятия "гражданское
общество". Гражданское общество —это совокупность тех межличностных,
семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных отношений и
структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без непосредственного
вмешательства и помощи государства.

Неправомерно, на наш взгляд, противопоставление деятельности
гражданского общества и государства. Без тесного взаимодействия
государственной власти и гражданского общества цивилизованное состояние
социальных отношений вряд ли достижимо. Можно сказать, что гражданское
общество — это общество, в котором есть ответственность власти и народа по
выполнению взаимных обязательств поддерживать закон и порядок, соблюдать
при обоюдном согласии сторон права государства и граждан и их объединений.
Среди основных функций, характеризующих жизнь гражданского общества, можно
выделить следующие:

— важное предназначение гражданского общества состоит в том, что оно
независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью
которых может заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечить
социализацию и воспитание граждан;

— другая основная функция гражданского общества состоит в защите
граждан и их объединений, их интересов и потребностей от незаконного
вмешательства в их жизнедеятельность государства и его органов;

— наконец, третья основная функция гражданского общества заключается в
том, что, являясь базой общественного и государственного строя, гражданское
общество способствует формированию органов государства, демократическому и
гуманистическому развитие всей политической системы общества.



2. Политическое общество и его структура.

Что касается политического общества, то оно не что иное, как
официальное выражение гражданского общества. Ведущую роль в политическом
обществе играют институты и учреждения политической власти. На первом месте
среди них стоит государство, потому что именно оно претендует прежде всего
на официальное выражение гражданского общества. Сказанное объясняется тем,
что государство объединяет всех людей, проживающих на его территории. Оно
выступает в качестве той формы, в которой составляющие общество индивиды
выражают себя как некое коллективное целое. Для осуществления своих функций
государство как своеобразный коллективный орган располагает не только
особым аппаратом управления,. но и особой системой социальных норм —
правовых норм, имеющих общеобязательное значение. Важная роль в
политическом обществе принадлежит также политическим партиям, которые,
выступая от имени тех или иных слоев и социальных групп гражданского
общества, ведут борьбу за обладание государственной властью, стремясь таким
путем сделать свои интересы всеобщими.

Относительно самостоятельной сферой жизни классового общества, наряду с
экономической, социальной и духовной, является сфера политическая.

Полнее представить структуру политического общества можно на примере
рассмотрения политической системы общества.

Понятие "политическая система общества" позволяет свести воедино основные
категории и понятия, характеризующие политическую жизнь общества,
представить политический процесс в определенной целостности и стабильности.
Данное понятие сосредоточивает внимание на структурной, организационно-
институциональной стороне политики, способствует раскрытию функциональных
характеристик, составляющих систему элементов, выявляя их взаимосвязи и
взаимодействие.

Первым отличительным признаком политической системы общества является
то, что в ее рамках формируется и совершенствуется механизм политической
власти, механизм посредством которого осуществляется полновластие,
суверенитет народа. Это означает, что политическая система есть
совокупность процессов, в ходе которых вырабатываются решения, имеющие
универсальный общеобязательный характер для всего общества.

Вторым отличительным признаком политической системы общества является
то, что она претендует, по выражению Макса Вебера, на монополию легитимного
физического насилия, или конечный контроль над применением физического
принуждения.

Контрольная функция присуща и другим подсистемам общества, однако
контроль со стороны политической системы в плане физического принуждения
имеет всеобщий характер, поскольку политическая государственная власть
определяет меру этого принуждения не только для себя, но и для других
подсистем общества. Средства и методы, которыми располагает эта власть
(армия, полиция, безопасность) ставят ее особняком среди других подсистем
общества.

Третьим отличительным признаком политической системы общества выступает
ее определенная зависимость и обусловленность общественной средой, главным
образом социальной и экономической структурой, то есть классовой природой и
социальным строем общества.

Наряду с общественной средой значительное влияние на политическую
систему конкретного общества оказывают исторические и национальные традиции
уклада политической жизни: политически активным либо политически пассивным
населением, наличием демократических традиций или отсутствием таковых,
влиянием религиозной идеологии на политику или отсутствием такого влияния и
т.д.

Четвертая особенность политической системы — это ее относительная
самостоятельность, определяемая наличием специального механизма структур,
специфических ролей и функций субъектов политики.

В основу категории политическая система общества положено понятие
политической власти, которое играет роль системообразующего фактора, своего
рода силового поля, вокруг которого объединяются все элементы политической
системы. Это определило то, что критерием, говорящим о важности и
значимости того или иного элемента системы, выступает участие в руководстве
и управлении политическим процессом, степень политического воздействия на
общество и личность.

В качестве основных элементов политической системы общества выделяют:
1. Политические институты (организации и учреждения). 2. Политические
отношения. 3. Политические принципы и правовые нормы. 4. Политическое
сознание и политическую культуру.

Как видно из указанных элементов, в политической системе трудно
проследить какую-то жесткую взаимосвязь, еще менее возможно все свести к
какому-то одному центру. Поэтому можно сказать, что для политической
системы общества в большей степени характерно целевое и функциональное
объединение частей, чем структурная целостность и иерархичность построения.
Остановимся кратко на характеристике основных элементов политической
системы.

Любая долговременная политика институциональна. Институционализация -
важнейший признак политической системы. Среди политических институтов,
оказывающих наибольшее влияние на политический процесс и политическое
воздействие на общество, следует выделить политические партии и
государство. Это собственно политические институты. К ним примыкают не
собственно политические институты, деятельность которых не может быть
сведена только к борьбе за политическую власть, более того, участие в
осуществлении власти или борьба за политическую власть не является
существенной, определяющей стороной их деятельности - это различного рода
общественные объединения и организации, профессиональные и творческие
союзы.

Основным назначением политических институтов является представительство
коренных интересов классов, социальных групп и других социальных общностей
люден.

Политические отношения представляют собой отношения между субъектами
политической жизни (классами, нациями, социальными группами, политическими
институтами, государствами) по вопросу об устройстве и функционировании
политической, государственной власти.

Политические отношения самая динамичная часть политической системы
общества. С одной стороны, политические отношения зависят и определяются
социально-классовой структурой общества, политическим режимом и
политической организацией, политическим сознанием и политической идеологией
— это делает политические отношения подвижными, а в определенные моменты
(кризис политической системы) — взрывными.

Политические нормы и принципы образуют нормативную основу политической
системы общества. Содержательная сторона политических норм и принципов
зависит от типа политического режима (демократический — недемократический),
исторических и культурных особенностей развития конкретной политической
системы. Политические нормы направлены на осуществление следующих функций:
защитно-регулятивной, организационной и идеологической. Политические нормы
регулируют политические отношения, придавая им упорядоченность, определяя
дозволенное и недозволенное с точки зрения укрепления данной политической
системы. Через политические нормы и принципы получают закрепление и
официальное признание социальные интересы и политические устои.
Политические нормы и принципы во многом определяют стиль и методы работы
органов государственного аппарата, а косвенно и других институтов
политической организации. Например, принцип построения и деятельности КПСС
— принцип "демократического централизма" с огромным бюрократическим
оттенком, отвергающим любую демократическую инициативу — нашел воплощение
не только в организационном строении всех общественных организаций, но и
деятельности государства.

Политические нормы и принципы способствуют формированию механизма
распределения и закрепления соответствующих ролей между членами общества.

Существенными элементами политической системы являются политическое
сознание и политическая культура. Отражение политических отношений и
политических интересов, оценка людьми политических явлений выражается в
виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей
совокупности образуют политическое сознание.

Как и любая форма общественного сознания, политическое сознание
выполняет ряд функций: познавательную, аксиологическую (оценочную),
интегративно-коммуникативную и прогностическую. Выступая формой отражения
социальной действительности, политическое сознание является средством
анализа всех политических процессов и отношений, связанных с властными,
политическими интересами классов, социальных групп.

Политическая культура представляет собой совокупность наиболее типичных
для общества образцов (стереотипов) политических представлений, установок и
ценностных ориентации, традиций и символов, политического поведения.
Политическая культура как наиболее консервативная часть политической
системы общества выполняет роль ее стабилизирующего фактора, хотя в
социально неоднородном обществе неизбежно существование и других типов
политической культуры, направленных против

существующей системы и выполняющих дестабилизирующую роль. В основе
любой культуры, в том числе и политической, лежит

социальный и исторический опыт, который обусловливает систему

традиций, ценностей н образцов поведения, составляющих ядро

всякой политической культуры.



3. Взаимосвязь и взаимодействие гражданского и политического общества.
Сущность и содержание политической власти четче выявляются на фоне
рассмотрения взаимодействия гражданского и политического общества.

С тех пор как возникло государство, гражданское и политическое общества
не только сосуществуют друг с другом, но и весьма своеобразно
взаимодействуют между собой. На характер этого взаимодействия оказывают
влияние многие факторы. Прежде всего это степень цивилизованности и
гражданского, и политического общества. Цивилизованность гражданского
общества означает его экономическую, социальную и духовную организованность
и упорядоченность, а также готовность к самоуправлению. В этом смысле
цивилизованно-гражданское общество как организованно-управляемое общество
противопоставляется природно-естественному обществу как стихийно-
неуправляемому обществу. В свою очередь, цивилизованность политического
общества предполагает его способность к рациональному регламентированию
общественных отношений с помощью государства. Иначе говоря, цивилизованным
может считаться такое политическое общество, которое не противостоит
гражданскому обществу, не подавляет его, а, наоборот, создает наиболее
благоприятные государственно-правовые условия для его функционирования.

Таким образом, идея гражданского общества, используемая в качестве
методологического принципа, позволяет определить пределы политики,
рассматривать государство лишь как надстройку над огромным количеством
социальных связей, интересов и организаций, способных существовать
самостоятельно, без обязательного политического доминирования и контроля.

Гражданское общество выступает в роли демократического компенсаторного
механизма, призванного перераспределять власть государства, а политическое
общество использует свои властные полномочия для предотвращения
деструктивных проявлений как с той, так и с другой стороны.

На характер взаимодействия гражданского и политического общества
несомненное влияние оказывают и особенности культурно-исторического
развития конкретных стран. Существует, например, большое различие в этом
отношении между странами Востока и Запада. Если формирование гражданского и
политического общества в странах Востока происходило на основе азиатского
способа производства, порождавшего централизм и деспотию, то на Западе оно
протекало в русле традиционной преемственности с античным полисом, из
которого большинство этих обществ исторически выросло. Вот почему «на
Востоке,— писал А. Грамши,— государство было всем, гражданское общество
находилось в первичном, аморфном состоянии. На Западе между государством и
гражданским обществом были упорядоченные отношения, и если государство
начинало шататься, тотчас же выступала наружу прочная структура
гражданского общества».

Культурно-исторический опыт многих стран, в особенности западных, со
всей очевидностью свидетельствует, что переход к гражданскому обществу,
точнее — формирование этого общества, отнюдь не означает отказа от
политического общества. В условиях происходящей дифференциации общества (а
она имеет тенденцию к усилению) сделать это практически невозможно. Задача,
видимо, состоит в том, чтобы показать, какой облик должно принять
гражданско-политическое общество в целом, в каких направлениях оно будет
изменяться в ходе своего утверждения. Если говорить в общем плане, то
гражданско-политическое общество — это такое общество, в котором в равной
степени и наиболее полно реализуются многообразные потребности и интересы
человека и как гражданина, и как политического объекта. Общество, в.
котором выработан достаточно эффективный и демократический механизм
взаимодействия государственно-политических и гражданско-общественных
институтов, способствующий, с одной стороны, гармонизации общечеловеческих
и национальных интересов, а с другой — разрешению различного рода
социальных, региональных и прочих конфликтов.

Важнейшей чертой такого общества является открытость, выражающаяся в:
доступе граждан ко всем источникам общественной, политической,
экономической и государственной информации, кроме, разумеется, тех, которые
составляют предмет государственной или коммерческой тайны;
широкой гласности осуществляемых общественно-политических мероприятий
(начиная от подготовки проекта принимаемого общественно-политического
решения и кончая его реализацией);
свободе слова, включая свободу критики, отсутствие запретных зон для
критики; заинтересованность гражданских и политических структур в
постоянном обмене накопленным опытом.

Открытость во внешнеполитическом плане означает:
приверженность общечеловеческим принципам морали во всех областях
гражданской и политической жизни;
свободу деятельности иностранных и международных организаций в
соответствии с принципами и нормами международного права;
политический диалог и переговоры как способ решения международных
проблем и устранения существующих разногласий. Плюрализм как существенная
черта гражданско-политического общества характеризует все его сферы:
экономическую, социальную, политическую и духовную. В экономической сфере
плюрализм выражается в многообразии и равноправном статусе всех форм
собственности — частной, акционерной, кооперативной, общественной и
государственной,— в свободе выбора указанных форм собственности, в
гарантированном государственно-правовом обеспечении деятельности самих
собственников. В социальной сфере о плюрализме свидетельствует развитая
система социальных общностей (традиционных и нетрадиционных), способных и
готовых решать самостоятельно социально-политические проблемы, осуществлять
контроль за деятельностью государственных и общественных органов. В
политической сфере плюрализм представляет собой широкий спектр политических
сил, движений, партий и организаций, действующих на основе общепризнанных
норм общения, в том числе правил конкурентной борьбы, включая парламентскую
и внепарламентскую ее формы. В духовной сфере плюрализм знаменует
мировоззренческую свободу и самоопределение личности, взаимную терпимость к
противоположным взглядам и мнениям, исключение любой дискриминации по
идеологическим признакам.

И наконец, гражданско-политическое общество — это правовое общество,
объединяющим началом которого является защита прав человека во всех сферах
общественной, политической, экономической и личной жизни. К числу
основополагающих принципов гражданско-политического общества как правового
общества относятся следующие . Во-первых, господство закона во всех сферах
общественно-политической жизни. Во-вторых, связанность законом самого
государства и его органов. В-третьих, незыблемость свободы личности, ее
прав и интересов, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. В-
четвертых, взаимная ответственность государства и личности, предполагающая,
с одной стороны, четкое разделение властей на законодательную,
исполнительную и судебную, а с другой — на менее четкое законодательное
закрепление и соблюдение политического и правового статуса личности. И, в-
пятых, наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением
законов и других нормативно-юридических актов, что требует полной
независимости суда, прокуратуры и арбитража, повышения их роли в обществе,
совершенствования процессуального законодательства, строгого соблюдения
презумпции невиновности, норм правосудия и права на защиту.




Реферат на тему: Власть как общественное явление


Тема: Власть как общественное явление.


План.

Введение……………………………………………………..….
1.Многообразие определений власти, ее важнейшие аспекты
трактовки………………………...……………………………

2.Сущность политической власти, ее основные компоненты.

2.1.Понятие «Политической власти»……………………..…

2.2.Особенности политической власти…………..………....

3.Основные компоненты политической власти………..…….

Заключение……………………………………………………..

Библиографический список……………………………………



Введение.

Власть – одно из фундаментальных начал общества и политики. Она
существует везде, где есть устойчивые объединения людей: будь-то в семье,
различного рода организациях и учреждениях, либо во всем государстве – в
этом случае мы имеем дело с верховной, политической властью. Определение
понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для
понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и
политические отношение из всей суммы общественных отношений.

Невозможно дать исчерпывающую дефиницию: слишком сложен феномен власти(
да и каждая политологическая школа изучает власть с позиций( которые она
считает главными( решающими(

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в
той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Власть необходима,
прежде всего, для воспроизводства человеческого рода. Семейно – родовая
форма власти наблюдалась у кочевых народов России. С развитием оседлости
постепенно утверждалась племенная власть. Формирование власти
территориальной обусловлено необходимостью организации общественного
производства, которая немыслимо без подчинения всех участников единой воли,
а также потребностью регулирования социальных отношений между людьми. С
появлением классов и государства кровные, родовые связи были разрушены,
моральный авторитет старейшины рода сменился авторитетом публичной власти,
которая отделилась от общества и встала над ним.


1. Многообразие определений власти, ее важнейшие аспекты трактовки.

Вообще, понятие власти чрезвычайно многообразно и сложно. Каждая из
дефиниций обычно акцентирует внимание на той или иной стороне и связана с
определенным подходом к ее анализу.


Рассмотрим некоторые важнейшие аспекты трактовки власти.

Телеологические определения характеризуют власть с точки зрения цели, т.е.
власть – это некое действие. Как считал Томас Гоббс, власть это средство
достичь благо в будущем.
По своей сути, почти каждый человек стремится к власти, будь-то мать,
которая стремится обеспечить будущее своего ребенка, или директор
маленького магазина, цель которого улучшить свое благосостояние и своих
родных.

Бихевиористские трактовки рассматривают власть как особый тип поведения,
при котором одни люди командуют, а другие подчиняются. Этой трактовки
придерживался Макс Вебер, он считал, что власть – это стремление совершить
свою волю, вопреки сопротивления кого-то.

Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную
мотивацию этого поведения. Как считал Фрейд, в психике человека имеются
структуры, делающим его предрасположенным к предпочтению рабства свободе
ради личной защищенности и успокоения.1

Противоположностью бихевиористскому и психологическому ведениям власти
является ее системная трактовка. Это власть как средство социального
общения, позволяющая регулировать конфликты, обеспечивать какие-то
взаимодействия.

Структурно-функционалистические интерпретации власти основаны на понимании
разделения функций управления и исполнения, т.е. власть есть некий сложный
механизм для достижения чего-либо, дл того, чтобы разделять функции
исполнения и управления.

И, наконец, реляционистские определения рассматривают власть как
взаимодействие двух партнеров, при котором один из них оказывает
определяющее влияние на другого, т.е. власть – это роль. Этой трактовки
придерживалась Хана Хеллент.

В данной работе рассмотрим сущность политической власти её основные
компоненты и способы функционирования этого феномена.



2. Сущность политической власти,
ее основные компоненты.

2. Понятие «политической власти»
Понятие «власть» в обыденной жизни и в научной литературе употребляется в
самых разных смыслах. Одни считают , что власть означает реальную
способность одного из элементов существующей системы реализовать
собственные интересы в её рамках , и в этом смысле власть есть
осуществления влияния на процессы , происходящие внутри системы. Другие
считают властью результаты, продукт некоторого целенаправленного влияния .
Третьи полагают, что власть представляет собой такие взаимные отношения
между людьми или группами людей, сущность которых заключается во влиянии,
воздействии, что это стремление к достижению равновесия2 .


Власть есть присущее обществу волевое отношение между людьми. Власть
необходима, подчеркивал Аристотель, прежде всего, для организации общества,
которое немыслимо без подчинения всех участников единой воле, для
поддержания его целостности и единства3.


Исторический опыт показывает, что там, где появляется необходимость в
согласованных действиях людей (будь то отдельная семья, группа, социальный
слой, нация или общество в целом), там происходит подчинение их
деятельности достижению определенных целей.


В этом случае определяются ведущие и ведомые, властвующие и подвластные,
господствующие и подчиненные. Мотивы подчинения весьма разнообразны. Они
могут быть основаны на заинтересованности в достижении поставленной цели,
на убежденности в необходимости выполнения распоряжения, на авторитете
властвующего и, наконец, просто на чувстве страха перед нежелательными
последствиями в случае неподчинения. Сами мотивы имеют большое значение для
эффективности власти и её долговечности.

Здесь важно подчеркнуть, что властные отношения объективно присуще
общественной жизни. Это своеобразная плата за жизнь в обществе, ибо жить в
обществе и быть свободным от его правил невозможно. Другими словами, без
отношений власти человеческая цивилизация невозможна.


Власть вовсе не является непременно результатом только насилия,
подавление одной личности другой. Замечено, например, что в сложной натуре
человека есть несомненное искание над собой власти, которой он мог бы
подчинится. Это своего рода потребность воздействия одного человека на
другого, силы, соединяющая людей в общество.


Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение власти.
Власть в общем смысле есть способность и возможность оказывать определенные
воздействие на деятельность, поведения людей с помощью каких – либо
средств – воли , авторитета , права.


Отсюда можно сделать следующий вывод: власть-это один из важнейших
видов социального взаимодействия, специфическое отношение, по крайней мере,
между двумя субъектами, один из которых подчиняется распоряжениям другого,
в результате этого подчинения властвующий субъект реализует свою волю и
интересы.


Сама власть выступает в виде управления, управление – в виде власти.
Но управление не есть функционирование власти. Управление, подчеркивал
Б.Краснов, шире чем власть. Власть – элемент управления, источник силы
управления. Процесс управления представляет собой процесс реализации
властной воли для достижения цели властителя. Управление же является
средством, при помощи которого целенаправленное воздействие власти из
возможности превращения в действительность.


Одно из наиболее распространенных представлений о власти – понимание
её как принуждения. Как считает М.Байтин, власть безотносительно от форм
своего внешнего проявления, в сущности, всегда принудительна, ибо так или
иначе, направлена на подчинение воле членов данного коллектива,
господствующей или руководящей в нем единой воле4. Отрицать то, что власть
проявляется в процессе подчинения, принуждения воли какого – либо субъекта,
было бы нелепо. Вместе с тем считаю, что сводить сущность властных
отношений только к насилию и принуждению было бы неправильно.



Политическая власть существовала, как известно, не всегда. В
примитивных обществах, т.е. в обществах, социально не структурированных,
общая власть ещё не носит политического характера, так как нет проблем,
которые вызывают к жизни политику, - проблем достижения согласия.
Политическая власть возникает в обществе, где люди разделены разными
интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть
ограничена родственными племенами связями.



Политическая власть определена пространственными, территориальными
границами. Политической властью обеспечивается порядок на основе
принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории,
приверженности идее. При неполитической власти нет жестких различий между
управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда
меньшинством, элитой. Политическая власть возникает на основе соединения
процесса концентрации воли множества и функционирования структур
(учреждений, организаций, институтов), взаимосвязь двух компонентов:
людей, которые сосредотачивают в себе власть, и организаций, через которые
власть концентрируется и реализует.
Политологию же интересует политическая власть, являющаяся ядром
политической системы общества, её организационным и регулятивно контрольным
началом. Она определяет все другие институты и отношения в самой системе
общества. Прямо или косвенно политическая власть воздействует на развитие
всех других общественных систем – экономической, социальной, духовной и др.
К понятию «Политическая власть», конечно, применимо общее, приведенное выше
определение власти как таковой, как широкого понятия, имеющего
многочисленные формы проявления.


2.2. Особенности политической власти.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

. Легальностью использования силы в пределах государство;
. верховенством , способностью проникновения в любые общественные
процессы;
. многоцентричностью власти (наличие одного центра принятия решения) ;
. всеобщностью власти , которая означает функционирование власти во всех
общественных отношений и политических процессах.
. Многообразием ресурсов, где политическая власть, и особенно,
государство используют не только принуждение, но и ресурсы
(экономические, социальные и культурно-информационные).

Специфическим признаком власти как общественного явления
выступает доминирование властной воли, а не просто влияние. Власть
связана с общественной организацией, она есть качество, внутренне
присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью
организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и
организацией власти (в классовом обществе).

Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с
процессами, происходящими в жизни общества, занимает такое понятие как
легитимность.
Легитимность – это социально-культурная характеристика власти,
основанная на признании права носителя власти. Это способность власти
создавать условия для исполнения.
Власть чрезвычайно необходима для достижения целей, ибо
государственная политика вряд ли будет эффективна, если не соблюдаются
правила, установленные для реализации этой политики. Именно потому,
что легитимность играет важную роль, правительство стремится
обосновать свою власть, опираясь на определенные принципы. В сущности,
правительство пытается создать ситуацию, в которой решения
признавались и соблюдались бы «не на страх, а на совесть», с верой в
нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут
рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность,
полагаясь только на насилие. Необходимо добровольное согласие,
скрепленное уважением законности.
Большой вклад в теорию легитимации господства внес Макс Вебер. В
зависимости от мотивов подчинения он выделил три главных типа
легитимности власти.

Традиционная власть.
Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую
власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае
повинуются потому, что «так всегда было». Традиционное господство
имеет место в патриархальных обществах, организованных по подобию
семьи, где повиновение отцу главе рода, является естественной реакцией
на политический порядок.

Харизматическая власть.
Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого
– то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой
следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря
этому качеству она оценивается окружающими как одаренная
сверхъестественными или, по меньшей мере, специфически особыми силами и
свойствами, недоступными другим людям. Такая личность рассматривается как
бы посланной богом. В российской истории мы легко найдем примеры
харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров,
как Ленин, Сталин, Троцкий и д.р.

Рационально – правовая власть .
Источник её законности состоит в том, что она опирается на
общепризнанный правовой порядок. Люди, обладающие такой властью, приходят
к своему положению на основе узаконенной процедуре. Например, в
результате выборов.


Легитимность власти в этом случае покоится не на привычке, а на признании
разумности, рациональности существующего политического порядка

Следует иметь в виду, что в реальной политических жизни едва ли можно
найти какие – то «чистые» типы, связанные только с одной из форм
легитимности. В действительности можно говорить лишь о доминировании
одной их форм законности и об определенной структуре маргинальных или
второстепенных форм, связанных с разного рода социокультурными традициями
и влияниями. Кроме того, в некоторых Западных обществах можно говорить о
чертах традиционности и восприятии системы рационально – правовой власти.


Предпосылки поддержания легитимности власти.
Таблица



Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти
характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида
проводить волю, выраженную в политике. Понятие политической власти шире
понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность
осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных
частях социально – политической системы: в рамках партий, профсоюзов,
международных организаций и т.д.



3. Основные компоненты
политической власти.


Основными компонентами власти являются:

1) субъект;
2) объект;
3) средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе её активное начало власти.
Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для
реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких
качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект
власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение
подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом.

От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом
зависит отношения к нему объекта (исполнителей) – второго важнейшего
элемента власти. Власть никогда не является свойством или отношением
лишь одного действующего лица, конечно, если не иметь в виду власть
человека над самим собой, но это уже психологический, а не социальный
феномен. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие
субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта. Где нет
объекта, там нет власти.


Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от
ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожения до добровольного,
воспринимаемого с радостью повиновения.

Взаимодействие между ними и определяет, всю палитру отношений, выражаемых в
русском языке понятиями «господство» и «подчинение», «воля» и «сила»,
«контроль» и «распределение», «руководство» и «лидерство», «управление» и
«давление», «властвование» и «влияние», «авторитет» и «насилие», и т.д5.

Таким образом, отношения «господства и подчинения» агентов власти
составляют центральное звено механизма социального общения между людьми,
при котором его участники признают сложившийся порядок властных отношений
легитимным, т.е. социально значимым и необходимым способом и стереотипом
взаимодействия людей в обществе.

Коснёмся институциональной основы структуры власти, в основании
которой лежит принцип разделения властей. Оно опиралось на мощную традицию
обеспечения стабильности и равновесия, синтеза единовластия и коллективизма
при принятии решений. Однако в древние и средние века идея равновесия
сводилась к вопросам: кто правит, как властвующий учитывает интересы всех,
кто может влиять на власть.

Разделение властей облегчает взаимоконтроль деятельности
государственных органов. Теорию разделения властей определяют и как
систему контроля и равновесия. Получается, что каждая власть обладает
своей сферой полномочия, закрытой для других, но влияет и на смежную
сферу, так как есть вопросы совместного ведения.

Каково же назначение и место каждой ветви власти в осуществлении
властных полномочий?

Возможна классификация власти по функциям ее органов:

Законодательная власть.



Она основывается на принципах Конституции и верховенство права, формируется
путем свободных выборов. Законодательная власть вносит поправки в
конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства,
утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех
исполнительных органов власти и граждан, контролирует их исполнение.
Верховенство законодательной власти ограничено принципами права,
конституций, правами человека.
Законодательные органы и другие органы власти (судебные и
исполнительные) подконтрольны избирателям по средствам системы народного
представительства и свободных демократических выборов. В демократических
государствах носителем законодательной власти выступает парламент, который
бывает двухпалатным и однопалатным. Наиболее распространенным является
однопалатный парламент. В ряде стран действует так называемая простая двух
палатная парламентская система, при которой одна палата формируется в
результате прямых выборов, а другая – на основе территориальной
пропорциональности.


Исполнительно – распорядительная власть.



Она отличается динамизмом, повышенной восприимчивостью к общественной
жизни, осуществляется правительством. Особенность исполнительной власти в
том, что она не только исполняет законы, но и сама издает нормативные акты
или выступает с законодательной инициативой.

Если учесть, что эта власть осуществляет свою деятельность,
преимущественно, за «закрытыми» дверями, то при отсутствии надлежащих
сдержек исполнительная власть неизбежно подминает под себя и
законодательную, и судебную власти. Исполнительно – распорядительная
деятельность должна быть основана на законе и в рамках закона. Она не имеет
прав присваивать себе полномочия и требовать от граждан выполнения каких
либо обязанностей, если это не предусмотрено законом её сдерживание
достигается по средствам регулярной под отчетности и ответственности перед
народным представительством которое имеет право контроля за деятельностью
исполнительной властью.


Судебная власть.



Она включает учреждения, которые представляют самостоятельную
структуру государственной организации. Состояние судебной власти, отношение
к ней в обществе, направление её развития оказывают существенное
воздействие на все стороны жизни общества: экономическую, политическую,
культурную, статус человека, обеспечения и защиту его прав и свобод. Каждый
человек должен иметь твердую уверенность в том, что его обращение к
судебной власти будет завершено справедливым решением, ибо защита прав и
свобод человека, разрешение конфликтов и споров цивилизованными средствами
– норма правового государства. Суд призван быть защитником права пресекая
правонарушения.

Судебная власть воздействует на законодательную и исполнительную.
Законодательная власть контролируется через систему судов. Так, с помощью
Конституционного суда в стране обеспечивается конституционность не только
подзаконных актов , но и самих законов .6
Всем трем судам апиляционная служба присуща. Во всех судах
назначается судья – Советом Федерации, по согласованию президента РФ.

Следующим аспектом структуры власти, на котором я хочу остановиться
подробнее, являются её ресурсы. К основным ресурсам общества, можно отнести
темы материальные предметы и духовные блага, которые способны, во– первых,
удовлетворять потребностям и интересам людей, представляя определенную
ценность социальных отношениях и, во–вторых, повышать потенциал влияния и
силу воздействия агентов власти. По мнению ряда американских политологов,
власть есть, прежде всего, контроль и распределения ресурсов общества, а
политика, соответственно, - сфера обмена ресурсами или регулирования
ресурсообмена.7

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является
неравномерное распределение ресурсов власти. Ресурсы власти очень
многообразны. Существует несколько классификаций ресурсов.
Согласно одной из них, ресурсы делятся на:
- утилитарные,
- принудительные,
- нормативные.
К утилитарным относятся материальные и другие социальные блага.
В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры уголовного и
административного наказания. Они используются в тех случаях, когда не
срабатывают ресурсы утилитарные.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир,
ценностные ориентации и нормы поведения человека.

Второй классификацией является деление ресурсов в соответствии с
важнейшими сферами деятельности на экономические, социальные, политико-
силовые и культурно информационные.


Экономические ресурсы - это материальные ценности, необходимые для
общественного производства и потребления (деньги, продукты питания,
полезные ископаемые.).

Социальные ресурсы - это способность повышения (или понижения)
социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность,
престиж, образование и д.р.)

Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также
средства их получения: институты науки и образования, средства массовой
информации и д.р.

Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения,
специально подготовленные для этого люди.

Демографические ресурсы – это сам человек. Люди – это универсальный,
многофункциональный ресурс, который создает ресурсы. Человек – создатель
материальных благ, обладатель и распространитель знаний и информации.

В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и
объект.8

Использование ресурсов власти приводит в движение все её компоненты,
делает реальностью её процесс, который происходит по следующим этапам
(формам); господство, руководство, организация и контроль.


Ресурсы власти.
Таблица



Еще один аспект структуры властного общения затрагивает отношения
«управления (руководство) - давление (участие)», связанные с самим
институциональным механизмом «властвования», способами государственного
управления, а также с механизмом «обратной связи», т.е. поддержкой и
давлением «снизу» групп гражданского общества. Эти противоположные стороны
властного общения представляют собой взаимонаправленные силовые векторы. В
этом аспекте весьма наглядно проявляется способность потенциала власти и
влияния раскрываться в конкретном политическом контексте не только в виде
управленческих и административных решений, но и в виде силового и
морального давления управляемых.



Заключение.

Так зачем же нужна власть?
Народная поговорка гласит: «Из народа( как из дерева( - и дубинка( и
икона»( Писатель Бунин И(А( добавил: «Да( в зависимости от обстоятельств(
от того( кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька
Пугачев»( И с этим я согласна! Ход исторических событий складывался так(
что многое в судьбах народных зависело от личности государя( вождя(
правителя( лидера(
В русской душе в течение многих столетий воспитывалось чувство
державного порядка( признания власти( Путь наверх был открыт не худшему
человеку( а лучшему( не тому( кто обуян страстью властвования( а тому( в
ком государственная воля и разумение соединяются с чувством
ответственности( кто словом и делом исповедует( что власть - его бремя, но
поднимались по лестнице власти не всегда лучшие( Оставалось( однако(
убеждение: править Россией должны достойные сыны( И вновь обратимся к
словарю( на этот раз В( И( Даля( где власть определяется как «право( сила(
воля над чем( свобода действий и распоряжений; начальствование( управление(
начальство( начальник или начальники»(
Действительно( в общем и широком смысле власть означает господство
одного лица над другим или другими лицами( возможность не только
действовать самому( но и диктовать( т(е( приказывать( Так( в семье можно
наблюдать власть родителей над малолетними детьми( Без власти нет
государства( Она выражает право общественного целого на подчинение его
частей( Власть - одно из важнейших политических понятий( характеризующих
государство(
Человечество знает также религиозную власть( которая осуществляется
боговдохновенными лицами( По отношению к ним в людях развивается трепет и
почтение( желание их умилостивить или приобрести их помощь и поддержку(
Независимо от религий всем священнослужителям приписывается
сверхъестественное влияние на людей(



Библиографический список

1. Аристотель. Сочинения в четырех томах. Е.4,М.,1984.
2. Байтин. М. И. Государство и Политическая Власть. Саратов,
1972.
3. Пугачев В. П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1995.
4. Белов. Г.А. Политология. М., Наука 1994
5. Вебер. М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990
6. Гончаров Д.В., Гоптарева И.Б. Введение в политическую науку.
Юрист М., 1996
7. Дегтярев А.А. Политическая Власть Как Регулятивный Механизм
Социального Общения. Полис: Политические Исследования 96г. №3
8. Краснов. Б.И. Власть как общественное явление. Социально –
политический журнал. 1994. №7 – 8
9. Политология. Учебное пособие для Высших Учебных Заведений. Под
ред., Г.В. Полуниной. М., «Акалис» 1996.

-----------------------
2.Краснов.Б.И. Власть как явление общественной жизни. Социально –
Политический журнал. 1991. №11 (С.35).
3.Аристотель . Соч . В 4

Верховный суд

4. Байтин.М.И. Государство и Политическая Власть . Саратов , 1972 , (с112)

Высший арбитражный суд

Конституционный суд

5. Дектярёв.А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального
общения. Полис: политические исследования 1996г. №3 (с110)

6. Краснов.Б.И. Власть как общественное явление. Социально – политический
журнал. 1994. №7-8 (с43-45).
7. Дегтярев .А.А. Полис : Политические Исследования 96г. №3 Политическая
Власть как регулятивный механизм социального общения. (с115)



Предпосылки поддержания

Легитимности власти

Совершенствования законодательства и государственного управления в
соответствии с новыми требованиями

Создание такой политической системы , легитимность которой основана на
традициях населения , и потому не только более стабильна , но и косвенно
влияет на поведение граждан

Личные харизматические черты политического лидера

Успешное осуществление государственной политики , поддержание законности и
правопорядка


Правительство


Гос. дума

Совет Федерации

Федеральное собрание

Ресурсы власти – средства , использование которых обеспечивает влияние на
объект власти в соответствии с целями субъекта

Экономические
материальные ценности,;
деньги;
плодородные земли;
полезные ископаемые и т.п.

Социально – политические:
численность населения, его качество;
социальное единство;
социальная стабильность и порядок;
демократизм общественных отношений;
участие населения в политике;
патриотизм гражданского общества и т.п.

Морально – идеологические:
идеалы, интересы, убеждения людей;
идеология, вера, доверие, общественное настроение;
чувства (патриотические, национальные, религиозные), эмоции людей и т.п.


Информационно – культурные:
знания и информация;
институты науки и образования;
язык;
пропаганда во всех её формах;
средства массовой информации и т.п.

Силовые:
оружие и аппарат физического принуждения (армия, милиция, службы
безопасности, суд, прокуратура)



8. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию М., 2003 г.



1. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию М., 2003 г.






Новинки рефератов ::

Реферат: Учет затрат и анализ себестоимости молока в колхозе «Россия» Лысковского района Нижегородской области. (Бухгалтерский учет)


Реферат: Гораций (Искусство и культура)


Реферат: Иоганн Кеплер (История)


Реферат: Власть (Политология)


Реферат: Международное экологическое право (Экологическое право)


Реферат: Тестирование как метод педагогического контроля (Педагогика)


Реферат: Математическое моделирование технологического процесса изготовления ТТЛ-инвертора (Технология)


Реферат: Психогенные сексуальные расстройства (Психология)


Реферат: Процедуры и функции (Программирование)


Реферат: Быт и верования древних славян (История)


Реферат: Банківські ресурси (Банковское дело)


Реферат: ООН, история создания (Международное публичное право)


Реферат: Ван Гог (Искусство и культура)


Реферат: Курсовая работа по систематике растений "Урбанизированная экосистема" (Сельское хозяйство)


Реферат: Интерактивные графические системы (Компьютеры)


Реферат: Неравный брак (Психология)


Реферат: Валеология (Спорт)


Реферат: Предыстория толерантных указов языческих императоров касательно христиан (Религия)


Реферат: Гетьмансьтво України: Іван Мазепа (Гетманство Украины. Иван Мазепа) (История)


Реферат: Охрана труда (Государство и право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист