GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: А.Д. Сахаров (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: А.Д. Сахаров (Исторические личности)



ПЛАН

| |Стр. |
|1. Введение |2 |
|2. Биографическая справка |2 |
|3. А.Д. Сахаров “За безъядерный мир, за выживание |7 |
|человечества” | |
|3.1. Отношение Сахарова к ядерной энергетике. “Отец водородной|7 |
|бомбы”. | |
|3.2. Лидер правозащитнического движения |12 |
|3.3. Неизбежность перестройки |13 |
|4. Выступление на Первом съезде народных депутатов |14 |
|4.1. Съезд не может сделать все сразу |14 |
|4.2. Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и |16 |
|Азии | |
|5. Нравственный пример |18 |
|Заключение |19 |
|Литература |22 |

1. Введение.

Андрея Дмитриевича Сахарова знают как крупнейшего ученый
современности, как автора выдающихся работ по физике элементарных частиц и
космологии. Ему принадлежит основная идея осуществления термоядерного
синтеза. Его мысль о нестабильности протона поначалу казалась нереальной,
но через несколько лет мировая наука провозгласила поиски распада протона
"экспериментом века". В равной мере оригинальные идеи он выдвинул их в
космологии, дерзнув проникнуть в раннюю историю Вселенной.
Также весь мир знает А. Д. Сахарова как выдающегося общественного
Aдеятеля, бесстрашного борца за права человека, за утверждение на Земле
примата общечеловеческих ценностей. Много сил отняло у него Aполитическое
противостояние. Человек глубоких гуманистических убеждений, высоких
нравственных принципов, А. Д. Сахаров всегда Aоставался искренним и
честным.
Жизнь А.Д.Сахарова - уникальный пример беззаветного служения человеку
и человечеству.

2. Биографическая справка

Андрей Дмитриевич Сахаров, всемирно известный ученый и общественный
деятель, родился 21 мая 1921 года в Москве. Его родители- Сахарова
Екатерина Алексеевна и Сахаров Дмитрий Иванович, преподаватель физики,
автор ряда учебников и задачников по физике, а также многих научно-
популярных книг. Впоследствии Дмитрий Иванович был доцентом кафедры общей
физики на физическом факультете Московского государственного
педагогического института имени Ленина.
В 1938 году поступил на физический факультет МГУ. В 1941 году, после
начала Великой Отечественной войны, призывался, однако не прошел
медицинскую комиссию и эвакуировался вместе с МГУ в Ашхабад, где в 1942
году окончил с отличием физический факультет. Ему было предложено остаться
на кафедре и продолжать свое образование. Андрей Дмитриевич отказался от
этого предложения и был направлен Наркоматом вооружений работать в
Ульяновск на оборонный завод. В годы войны Андреем Дмитриевичем были
сделаны изобретения и усовершенствования по контролю качества бронебойных
патронов. Предложенный им метод контроля вошел в учебник под названием
"Метод Сахарова" .[1]
Работая инженером, А.Д.Сахаров также самостоятельно занимался научными
исследованиями и в 1944-1945 годах выполнил несколько научных работ.В
январе 1945 года поступил в аспирантуру Физического института АН СССР
(ФИАН), где его научным руководителем был академик И. Е. Тамм. Окончил
аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию в ноябре 1947 года, и до
марта 1950 года работал в должности младшего научного сотрудника. В июле
1948 года постановлением Совета Министров СССР был привлечен к работе по
созданию термоядерного оружия.
Андрей Дмитриевич начал исследования по ядерной проблеме против своего
желания. Позднее, уже войдя в работу, он пришел к мнению, что этой
проблемой нужно было заниматься. В США уже вовсю велись аналогичные
исследования, и А. Д. Сахаров считал, что нельзя допускать положения, при
котором США стали бы монопольным обладателем термоядерного оружия. В этом
случае стабильность мира была бы поставлена под угрозу.
Проблема создания советского термоядерного оружия была успешно решена,
и А. Д. Сахарову принадлежит выдающаяся роль в создании термоядерного
могущества СССР. Он занимал ряд руководящих должностей - последние годы
должность заместителя научного руководителя специального института. Работая
над созданием термоядерного оружия, А. Д. Сахаров одновременно выдвинул и
разработал совместно со своим учителем И. Е. Таммом идею использования
термоядерной энергии в мирных целях. В 1950 году А. Д. Сахаров и И. Е. Тамм
рассмотрели идею магнитного термоядерного реактора, которая легла в основу
работ в СССР по управляемому термоядерному синтезу.
А.Д.Сахарову трижды (в 1953, 1956 и 1962 годах) было присвоено звание
Героя Социалистического Труда, в 1953 году ему была присуждена
Государственная премия СССР, а в 1956 году - Ленинская премия. В 1953 году
он был избран действительным членом Академии наук СССР. Ему тогда было 32
года. Мало кто был избран академиком так рано. Впоследствии А.Д.Сахаров был
избран членом ряда зарубежных академий. Он также является почетным доктором
многих университетов. [2]
Работая над созданием водородного оружия, А. Д. Сахаров вместе с тем
осознал великую опасность, которая угрожает человечеству и всему живому на
Земле в случае, если это оружие будет пущено в ход. Опасность для
человечества представляли даже испытательные взрывы ядерного оружия,
которые тогда проводились в атмосфере, на поверхности земли и в воде.
Например, атмосферные взрывы приводили к заражению атмосферы и к выпадению
радиоактивных осадков на больших расстояниях от места испытаний. В 1957-
1963 годах А. Д. Сахаров активно выступал против испытаний ядерного оружия
в атмосфере, в воде и на поверхности земли. Он явился одним из инициаторов
Московского международного договора о запрещении ядерных испытаний в трех
средах.
В начале 70х годов средства массовой информации в нашей стране начали
массированную кампанию против А. Д. Сахарова. Его высказывания искажались,
о нем и о его жене публиковались клеветнические материалы. Несмотря на это,
А. Д. Сахаров продолжал свою общественную деятельность. В 1975 году он
написал книгу "О стране и мире". В том же году ему была присуждена
Нобелевская премия мира. В нобелевской лекции "Мир, прогресс, права
человека", излагая свои взгляды, он отметил, что "единственной гарантией
мира на Земле может быть только соблюдение прав человека в каждой
стране".[3] Присуждение А. Д. Сахарову Нобелевской премии мира
сопровождалось новой волной дезинформации и клеветы по его адресу.
В 1979 году, сразу же после ввода войск в Афганистан, А. Д. Сахаров
выступил с заявлением против этого шага, заявив, что это- трагическая
ошибка. Вскоре после этого он был лишен всех правительственных наград и 22
января того же года выслан без суда в город Горький. В ссылке он пробыл 7
лет без нескольких дней. Доступ к нему в эти годы был сведен к минимуму, он
был изолирован от советской и мировой общественности. За время горьковской
ссылки А. Д. Сахаров провел три голодовки, к нему применялись меры
физического воздействия, во время голодовок он был изолирован даже от жены.
Несмотря на колоссальные трудности, А. Д. Сахаров и в Горьком продолжал
свои научные исследования и общественную деятельность. Он пишет заявления в
защиту политических заключенных в СССР, статьи о проблемах разоружения, о
международных отношениях.
В декабре 1986 года А. Д. Сахаров возвращается в Москву. Он выступает
на международном форуме "За безъядерный мир, за выживание человечества",
где предлагает ряд мер в области разоружения, имеющих целью продвинуть
вперед переговоры с США (эти предложения были осуществлены, что позволило
заключить соглашение с США об уничтожении ракет средней и меньшей
дальности). Он предлагает также конкретные шаги в области сокращения армии
в СССР, действенные меры по обеспечению безопасности атомных
электростанций. Затем А. Д. Сахаров работает в Физическом институте им. П.
Н. Лебедева АН СССР в должности главного научного сотрудника. Он избран
членом Президиума АН СССР, продолжает активное участие в общественной
жизни. Осенью 1988 года из Верховного Совета СССР А. Д. Сахарову сообщили,
что рассматривается вопрос о возвращении ему правительственных наград,
которых он был лишен в 1980 году. А. Д. Сахаров отказался от этого до
освобождения и полной реабилитации всех тех, кто был осужден за свои
убеждения в 70х и 80х годах. Он был избран почетным председателем
общественного совета всесоюзного общества "Мемориал".
Его общественная деятельность была направлена на то, чтобы перестройка
проводилась активно и последовательно, без промедления, и чтобы она стала
необратимой. В 1989 году, после беспрецедентной по длительности и накалу
борьбы избирательной кампании, А. Д. Сахаров стал народным депутатом СССР
от АН СССР. Он был одним из основателей и сопредседателей самой крупной
парламентской группы- межрегиональной депутатской группы, объединяющей
наиболее активных, прогрессивно настроенных депутатов. Без преувеличения
можно сказать, что в результате своей парламентской деятельности он стал
одной из главных политических фигур нашей страны. В последние месяцы жизни
им подготовлен проект новой Конституции СССР, базирующейся на принципах
демократии, уважения прав человека, суверенитета наций и народов. А .Д.
Сахаров - автор многих смелых политических идей, нередко опережавших свое
время, а затем завоевывавших все большее признание.
Сахаров скончался 14 декабря 1990 г., после напряженного дня работы на
Съезде народных депутатов. Проститься с великим человеком пришли сотни
тысяч людей.

3. А.Д. Сахаров “За безъядерный мир, за выживание человечества”

3.1. Отношение Сахарова к ядерной энергетике.
“Отец водородной бомбы”.

22 июля 1968 года “Нью-Йорк Таймс” опубликовала перевод Сахаровских
“Размышлений о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной
свободе” - три полные газетные страницы. В тот день советский физик,
неизвестный на Западе, стал мировой знаменитостью.
С тех пор он уже никогда не видел своего секретного институте, а через
несколько лет физик-теоретик, сделавший для военной мощи СССР больше чем
кто-либо из его коллег, превратился чуть ли не в главного противника
советского режима и защитника прав человека.
Общественная эволюция Сахарова происходила не просто в ходе его
размышлений. Работая вблизи вершины военно-научной пирамиды, он брал на
себя профессиональную и личную ответственность за последствия своей работы.
В 1958 году он взял на себя ответственность за прекращения ядерных
испытаний в атмосфере. Он подсчитал, что даже в самом безопасном - “чистом”
- варианте каждая мегатонна взрыва обрекает на гибель вполне определенное
число жертв - 6600 человек. Его нисколько не утешало, что жертвы эти
принципиально анонимны, и что само жертвоприношение растянется на несколько
тысяч лет (пока не распадется образованный при взрыве радиоактивный
углерод).
То была профессиональная проблема, однако его коллегам по обе стороны
мировой баррикады оказались непостижимы “моральные и политические выводы из
цифр”, которые он сделал. В той эпопее были у него и поражения, была и
победа, которой он гордился, - договор 1963 года о прекращении надземных
испытаний.
Понадобились годы жизненного опыта, чтобы убедиться, сколько в
советских светлых идеалах содержалось спекуляции и обмана. Тогда он стал
думать, что все правительства одно другого стоят и всем народам угрожают
общие опасности. И, наконец, уже противостоя советскому режиму, пришел к
выводу, что сходство здесь не больше, чем между раковой и нормальной
клеткой, а лекарство от социального рака нашел в защите прав человека.
В “Воспоминаниях” Сахаров рассказывает о том, что предшествовало
главному повороту в его общественной биографии, когда он столь вызывающе
нарушил “правила хорошего тона” в 1968 году.[4] Но рассказ этот оставляет
какое-то чувство неудовлетворения.
Ну, в самом деле. Пришел к нему знакомый журналист и предложил
написать совместную статью “о роли и ответственности интеллигенции в
современном мире”. Сахаров согласился, однако то, что он написал, напугало
редакцию своей радикальностью. Потребовалось “добро” сверху. Он послал
рукопись Суслову и получил отрицательный ответ.
И что же академик и трижды герой? Отдал рукопись журналисту и “забыл
обо всем этом деле.”
Как-то очень уж легковесно. Мало похоже на Сахаровскую неукротимость -
пусть и мягкую внешне, за которой зрители Первого съезда Народных депутатов
следили с замиранием/восторгом /возмущением.
И совсем не сочетается этот рассказ с началом главы “Перед поворотом”
из Сахаровских “Воспоминаний”. Там он пишет о своих профессиональных
заботах того времени, когда по долгу службы он участвовал в обсуждениях
тогдашней военно-стратегической ситуации:
“. . .того, что пришлось узнать, было более чем достаточно, чтобы с
особенной остротой почувствовать весь ужас и реальность большой
термоядерной войны, общечеловеческое безумие и опасность, угрожающую всем
нам на нашей планете. На страницах отчетов, на совещаниях по проблемам
исследования операций, в том числе операций стратегического термоядерного
удара по предполагаемому противнику, на схемах и картах немыслимое и
чудовищное становилось предметом детального рассмотрения и расчетов,
становилось бытом – пока еще воображаемым, но уже рассматриваемым как нечто
возможное. Я не мог не думать об этом. . .” [5]
Новым, горячим элементом тех обсуждений стал вопрос противоракетной
обороны (ПРО) - ракетных систем, предназначенных уничтожать атакующие
баллистические ракеты противника. Несмотря на “оборонительное” звучание
ПРО, Сахаров пришел к выводу, что создание такой обороны чрезвычайно
опасно. Новая гонка оборонительно-наступательных вооружений подорвала бы
действенность прежнего стража мира - Взаимное Гарантированное Уничтожение.
Хоть этот страж и выглядит довольно безумно, но лучше такой, чем никакой.
21 июля 1967г. Сахаровым было написано письмо в ЦК. Это большое
послание. Оно включает в себя 9-страничное письмо с грифом “Секретно” и 10-
страничную рукопись статьи, подготовленной “совместно с известным
публицистом Э.Генри” для опубликования в “Литературной газете”.[6]
Тема письма - мораторий ПРО, предложенный незадолго до того
американским президентом Линдоном Джонсоном и министр обороны Робертом
Макнамарой. Речь шла о двустороннем отказе США и СССР от создания
противоракетной обороны против массированного нападения (при сохранении
работ по защите от единичных ракет, запущенных провокатором или в
результате от случайного пуска).
В 1968 году он выступил со статьей "Размышления о прогрессе, мирном
сосуществовании и интеллектуальной свободе". В этой статье был обсужден ряд
очень важных проблем, стоящих перед советским обществом, и предложены пути
их решения. Нет возможности в краткой биографии изложить хотя бы бегло эту
богатую мыслями работу. Отметим только то, что кажется нам наиболее важным.
А. Д. Сахаров подчеркивал, что решение всех проблем, стоящих перед нашей
страной, будет достигнуто намного легче и намного скорее, если все проблемы
будут обсуждаться открыто и демократическим путем, и каждый гражданин будет
иметь право участия в обсуждении любого вопроса, и высказанное им мнение
будет обсуждаться по существу и без опасения, что какое либо высказывание
будет использовано как повод для политического или уголовного осуждения.[7]
Таким же демократическим путем должны приниматься и решения по всем
обсуждаемым вопросам. Таким образом, демократизация советского общества,
уважение к каждому гражданину и соблюдение всех гражданских прав есть
условие успешного развития общества не только в общественно-политическом,
но и в первую очередь в социально- экономическом отношении. А. Д. Сахаров
считал очень важным довести до конца критику сталинизма, поскольку без его
осуждения и отказа от сталинских методов невозможно развитие демократии.
В области международных отношений А. Д. Сахаров исходил из того, что
ядерная война, если она возникнет, приведет к гибели всего человечества, и
поэтому нельзя допустить военного столкновения между противостоящими
великими державами- обладателями ядерного оружия. В силу этого следует
переходить от противостояния к совместному решению всех международных
конфликтов в обстановке сотрудничества, не гонясь за односторонним
преимуществом и рассматривая каждое соглашение как общий успех. Наладить
сотрудничество между великими державами тем более необходимо, что перед
человечеством стоит ряд проблем, которые ни социалистические страны в
отдельности, ни капиталистические страны в отдельности не смогут решить.
Это, как было указано А. Д. Сахаровым,- проблемы мирового голода, сердечных
заболеваний, загрязнения окружающей среды и ряд других. Для решения этих
проблем требуется сотрудничество всех развитых стран, и А. Д. Сахаров в
своей работе наметил программу такого сотрудничества. Наконец, в своей
статье "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной
свободе" А. Д. Сахаров отметил, что по мере углубления сотрудничества всех
стран социалистическая и капиталистическая системы будут заимствовать одна
у другой некоторые характерные черты (например, капиталистическая система
будет вводить элементы государственного регулирования производства, а
социалистическая система будет вводить элементы рыночной экономики), и
таким образом произойдет сближение (конвергенция) двух систем. [8]
Эта работа А. Д. Сахарова вызвала большой интерес и положительное
отношение во всем мире. За рубежом она была издана на многих языках общим
тиражом около 20 миллионов экземпляров. В нашей стране появление этой
работы совпало с началом периода застоя. Статья не была издана, взгляды А.
Д. Сахарова замалчивались, но статья ходила по рукам в списках, многие ее
читали, и она сыграла большую роль в развитии общественной жизни в нашей
стране. После появления этой статьи А. Д. Сахаров был отстранен от
секретной работы и вернулся в Москву. Покидая места, где он прожил 20 лет,
Андрей Дмитриевич перевел 139 тысяч рублей Красному Кресту и на
строительство Всесоюзного онкологического центра. В 1969 году он снова
поступил на работу в Теоретический отдел ФИАНа, на должность старшего
научного сотрудника.

3.2. Лидер правозащитнического движения.

В ноябре 1970 года был создан Комитет прав человека, одним из
основателей которого явился А. Д. Сахаров. Провозгласив ранее общий
принцип, согласно которому соблюдение прав человека является необходимым
условием не только здорового развития нашей страны, но и необходимым
условием мира, А. Д. Сахаров не оставлял без внимания ни одного случая
нарушения прав человека. Он неоднократно выступал в защиту
политзаключенных, против использования психиатрии в репрессивных целях, за
право выбора страны проживания и места жительства в этой стране, в защиту
репрессированных народов (в частности, за право крымских татар вернуться на
свою родину).[9]
Каждое такое выступление требовало немалого гражданского мужества.
Одновременно А. Д. Сахаров продолжал развивать свою идею общества,
основанного на уважении к правам человека и на соблюдении этих прав. Его
предложения по осуществлению идей демократического и правового государства
во многом совпали с направлением сегодняшней перестройки в нашей стране,
которая осуществляется медленно, подчас непоследовательно, с отступлениями,
но все же осуществляется. [10]
Все свои предложения по вопросам общественного устройства А. Д.
Сахаров, как правило, направлял руководителям партии и государства (в те
годы- Л. И. Брежневу, Н. В. Подгорному и А. Н. Косыгину). Ответов он не
получал. Несмотря на замалчивание общественной деятельности А. Д. Сахарова,
имя его получало все более широкую известность в нашей стране. На его адрес
в Комитет прав человека и в ФИАН приходило много писем от людей, которые
нуждались в правовой помощи.
После 1985 года, когда на общественное сознание обрушилась лавина
страшной правды о коммунистическом терроре, возникло широкое движение с
требованием увековечить память о жертвах.
Академик Сахаров был одним из основателей и почетным председателем
общества “Мемориал” до самой своей кончины.
"Мемориал", духовным лидером и организатором которого был академик
Андрей Сахаров, возник как массовая организация на волне активности
общества, "дорвавшегося" до правды, общества, желавшего искупить свою вину
перед людьми, невинно пострадавшими от политических репрессий, и, наконец,
общества, желавшего возвратить свою историческую память. В то время
"Мемориал" пользовался массовой поддержкой различных групп населения: и
репрессированных, и интеллигенции, и политически активной общественности
"огоньковской" генерации. Основной "рабочей силой" "Мемориала" были
добровольцы-энтузиасты, основным принципом планирования мероприятий -
расчет на инициативу и массовую поддержку.

3.3. Неизбежность перестройки

А.Сахаров в статье Неизбежность перестройки проанализировал причины,
которые привели СССР в конечном итоге к эпохе застоя. В первую очередь он
называет отсутствие плюрализма в структурах власти, в экономике, в
идеологии. С этим связана бюрократизация всей общественно-политической
жизни. Нити управления концентрируются в руках людей, обладающих властью в
силу должности. Всесильная бюрократия стала основой административно-
командной системы управления.
А.Сахаров убежден в абсолютной исторической необходимости перестройки.
Но предупреждает: неизбежны большие трудности и препятствия экономического,
психологического, организационного характера. Народ проходил на протяжении
десятилетий развращающую антишколу, когда многие не работали, а только
создавали видимость работы, приучавшую к лжи, лицемерию и
приспособленчеству. Если внутренних нравственных сил окажется мало, то наш
путь будет медленным, противоречивым, с отступлениями и падениями.
Необходимо создать экономические и юридические условия, при которых выгодна
инициатива, четкое реагирование на конъюнктуру рынка, выгоден технический
прогресс, выгодна хорошая личная работа.
Теперь у нас есть возможность сравнить реальные дела с теоретическими
выкладками академика правильными и научно бесспорными...

4. Выступление на Первом съезде народных депутатов.

4.1. Съезд не может сделать все сразу.

В октябре 1988 года он был избран членом Президиума Академии Наук
СССР. В ноябре ему впервые разрешили выехать за границу.
В эти годы Сахаров много писал, давал бесчисленные интервью,
участвовал в работе научных и политических форумов, встречался с видными
учеными, общественными деятелями, главами государств - Маргарет Тэтчер,
Франсуа Миттераном, Рональдом Рэйганом, Михаилом Горбачевым. Его главной
заботой стало обеспечение скорейшего хода и необратимости реформ в
Советском Союзе.
Сахаров принимал активное участие в попытках решения обострившихся в
период "перестройки" национальных конфликтов. Он продолжал защищать права
крымских татар. Во время кризиса в Нагорном Карабахе и землетрясения в
Армении он совершил поездку в Азербайджан, Армению и Нагорный Карабах.
После жестокого разгона демонстрации в Тбилиси 8 апреля 1989 года Сахаров
ездил в Грузию и помог организовать международную медицинскую помощь
пострадавшим.
В апреле 1989 года Сахаров был избран народным депутатом СССР от
Академии Наук. Этому предшествовала драматичная и напряженная выборная
кампания. На Съезде народных депутатов в острой дискуссии были подняты все
насущные проблемы, вызванные четырехлетними попытками реформ. По
большинству из них Сахаров высказывал свое мнение. Самым ярким из его
выступлений было провозглашение "Декрета о власти", отменявшего 6 статью
Конституции СССР о руководящей роли Коммунистической партии.
Нет больше ни съездов народных депутатов, ни самого Советского Союза.
Списаны в архив стенографические отчеты, давно утратили силу принятые тогда
нормативные акты, стерлись из памяти имена и фамилии. Но остались бесценным
достоянием уроки демократии, достижения и ошибки первых реформаторов, на
которых не грех поучиться современным политикам.
Съезды показали, как важно уметь слушать и слышать друг друга,
стремиться к пониманию того, что говорит твой оппонент. Если бы народные
депутаты СССР обладали этим качеством, выступление академика А.Д. Сахарова
не осталось бы незамеченным. Уже на первом заседании Андрей Дмитриевич
предложил принять декрет, в котором оценить происходящие в стране процессы
и определить перспективы исторического развития. Как знать, может быть,
именно этот документ позволил бы сохранить великую державу. Увы, депутаты
спешили с решением вопросов и отмахнулись от пророка.
Но, Сахаров стал одним из главных действующих лиц на этом первом в
СССР свободном законодательном форуме, и многое сделал, чтобы направить его
работу по конструктивному руслу. Он был введен в созданную Съездом
Конституционную комиссию. В последние дни Съезда он присоединился к
объединению депутатов демократического крыла - Межрегиональной депутатской
группе, которая стала прообразом будущих парламентских фракций.
27 ноября 1989 года, на первом заседании Конституционной комиссии
Сахаров передал председателю Комиссии Горбачеву свой проект Конституции.
Его проект был единственным. Он назывался "Проект Конституции Союза
Советских Республик Европы и Азии".


4.2. Проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии.

Став в 1989 году членом Конституционного комитета, А. Сахаров задумал
написать свой проект Конституции. Его друг и учитель И.Е. Тамм говорил:
"Чтобы написать Конституцию, надо иметь за плечами жизнь, в голове немного
здравого смысла, обязательно уважать тех, для кого она пишется, и уважать
самого себя". За этими словами угадывается личность Андрея Дмитриевича
Сахарова. в преамбуле к своему проекту Конституции Андрей Сахаров писал:
`Цель народов СССР - счастливая и достойная жизнь, благополучная жизнь. И
мир во всем мире`.
Его последняя работа Проект "Конституции Союза Советских Республик
Европы и Азии" (14.12.89 г.) содержит 46 статей, семь из них посвящены
правам человека. В Проекте прослеживается Сахаровская концепция
нераздельной связи между правами человека и миром на земле, между
выживанием человечества и открытостью каждого общества… Теперь это называют
"новым мышлением".
В Проекте Конституции в статье 8 Сахаров предложил норму: "В мирное
время запрещена смертная казнь".[11] А.Д. Сахаров, можно сказать, опередил
время. Умер он 14 декабря 1989 года, а 15 декабря 1989 года был принят и
провозглашен. Второй Факультативный протокол к Международному Пакту о
гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни, в
преамбуле которого начертано: "Все меры по отмене смертной казни следует
рассматривать как прогресс в обеспечении права на жизнь".
Проект Сахарова противостоял действующей тогда конституции, в которой
полностью отсутствовала сама идея защиты прав человека. Поэтому Сахаров
предлагал специально закрепить в конституции такие положения как:
. свободу эмиграции, свободу передвижения (ст.6);
. запрещение медицинских и психологических опытов над людьми без их
согласия (ст.6);
. соблюдение принципа презумпции невиновности (ст.9);
. запрещение дискриминации по национальным, религиозным и политическим
убеждениям.
Существенным было и его предложение о том, чтобы Всеобщая Декларация
прав человека ООН и Пакты о правах человека, а также другие международные
соглашения имели на территории Союза прямое действие и приоритет перед
законами Союза и республик (ст.5).


5. Нравственный пример.

А.Д.Сахаров стоял у истоков нового мышления и был предтечей начавшейся
перестройки в нашей стране и мире. Одним из первых он провозгласил основные
принципы новой вселенской нравственности и веры, опирающиеся не только на
"вечные" моральные истины, но также учитывающие новейшие достижения науки и
техники, глобальные проблемы, возникшие вместе с ускоряющимся развитием
нашей цивилизации.
Его вера и оптимизм были основаны на глубоком творческом понимании
современных достижений науки о человеке и вселенной в целом. В 1975 г. он
закончил Нобелевскую лекцию словами: "Тысячелетия назад человеческие
племена проходили суровый отбор на выживаемость, и в этой борьбе было важно
не только умение владеть дубинкой, но и способность к разуму, к сохранению
традиций, способность к альтруистической взаимопомощи членов племени.
Сегодня все человечество в целом держит подобный же экзамен. В бесконечном
пространстве должны существовать многие цивилизации, в том числе более
разумные, более "удачные", чем наша. Я защищаю также космологическую
гипотезу, согласно которой космологическое развитие Вселенной повторяется в
основных чертах бесконечное число раз. При этом другие цивилизации, в том
числе более "удачные", должны существовать бесконечное число раз на
"предыдущих" и "последующих" к нашему миру листах книги Вселенной. Но все
это не должно умалить нашего священного стремления именно в этом мире, где
мы, как вспышка во мраке, возникли на одно мгновение из черного небытия
бессознательного существования материи, осуществить требования разума и
создать жизнь, достойную нас самих и смутно угадываемой цели". [12]
Влияние А.Д.Сахарова на ход перестройки в стране и в мире еще требует
глубокого и всестороннего анализа. Ясно, однако, что оно огромно и не
поддается простой количественной оценке. Оно сместило внутри каждого из нас
границу между добром и злом в сторону добра у большинства здравомыслящих
людей; оно, конечно, ожесточило убежденных противников перестройки: трудно
расставаться с властью, с привилегиями, с предрассудками. Но все
человечество стало несомненно добрее под влиянием этой личности. Это
вселяет надежду, что дополнительный запас доброты, который он передал
человечеству через каждого из нас, и веры в необратимость перестройки в
стране и в мире, хоть в малой степени смогут компенсировать невосполнимость
потери этого Человека.

Заключение.

Сахаров первый понял, или во всяком случае первый во весь голос
сказал, что в наш век термоядерного оружия это противостояние грозит
внезапным уничтожением всего живого на Земле и указал выход.
Борьба за права человека, которую он развил, это не филантропическое
занятие досужих интеллигентов, а борьба за превращение нашей страны из
диктатуры в демократическое открытое общество, борьба за международное
доверие, преодоление конфронтации, за путь к разоружению.
Насилию он противопоставил добро в жизни общества.
Он - гигант-естествоиспытатель и мыслитель, познавший явления природы,
ведущие к управляемому ядерному синтезу и к рукотворному термоядерному
взрыву неограниченно большой мощности, развивший глубинное понимание
законов космологии, происхождения и развития Вселенной - так же глубоко
постиг и закономерности жизни общества, указав пути преодоления катаклизма
всеобщей гибели, все еще угрожающей человечеству из-за преступных действий
и речей реакционной части КПСС и номенклатуры, которых мы являемся
свидетелями.
Так же как поступал Андрей Дмитриевич в своих теоретических
разработках по прикладной физике, заканчивая их не красивым интегралом, а
формулой, готовой для применения, так и в своей общественной деятельности
он не бросал лозунги и призывы, а сам сел за написание проекта "Конституции
Союза Советских Республик Европы и Азии", стараясь дать нам в руки
отточенный инструмент для исправления жизни нашей страны.
Не оборвись его жизнь так внезапно, он сделал бы этот инструмент
совершенным. Но уйдя из жизни он оставил нам программу:[13]
1. Об интеллектуальной свободе
"Главными и постоянными составляющими моей позиции являются: идея, что
сохранение мира неразрывно связано с открытостью общества и соблюдением
прав человека, как сформулировано во Всеобщей декларации прав человека, а
также убеждение, что только конвергенция социалистической и
капиталистической систем может обеспечить долговечный мир и выживание
человечества".
2. О сотрудничестве
"Международная безопасность и реальное разоружение невозможны без
большего доверия между народами Запада и СССР и других социалистических
стран. Необходимо улаживать региональные конфликты на базе компромиссов и
восстановления стабильности, где бы это ни происходило. Необходимо
покончить с поддержкой дестабилизирующих и экстремистских сил и всех
террористических групп, а также с попытками расширить сферу влияния одной
стороны за счет другой. Все страны должны сотрудничать в решении
экономических, социальных и экологических проблем. Нашей стране необходима
большая открытость и демократия. Нам нужны: свободный поток информации,
полное и безусловное освобождение узников совести, свобода передвижения,
выбор страны и места проживания, эффективный контроль народа над внутренней
и внешней политикой".
3. О гонке вооружений
"Без решения политических и гуманитарных проблем прогресс в
разоружении и международной безопасности будет необычайно трудным, если
вообще возможным. И наоборот, демократизация и либерализация в СССР- а
также экономический и социальный прогресс, с ними связанный- будет
затруднен, пока не замедлится гонка вооружений".
4. Об отношениях между Западом и СССР
"Запад и весь мир заинтересованы в успехе реформ в СССР. Экономически
сильный, демократический и открытый Советский Союз будет важным гарантом
международной стабильности, а также хорошим партнером в совместных поисках
решения глобальных проблем".
"Не следует надеяться на то, что гонка вооружений истощит материальные
и интеллектуальные возможности Советского Союза, или что СССР развалится
политически и экономически; весь исторический опыт говорит об обратном.
Однако процесс демократизации и либерализации остановится. Научно-
техническая революция приобретет выраженный военно-индустриальный характер,
и следует опасаться, что во внешней политике будут преобладать
экспансионистские мотивы и союз с деструктивными силами".
Если мы будем следовать этим положениям и работать, имея целью "Мир,
прогресс, права человека" (так была озаглавлена его Нобелевская речь), это
будет лучшей данью его памяти.
Литература.

1. Сахаров А.Д. Фрагменты биографии. - М.: Панорама, 1991
2. Сахаров А.Д. Тревога и надежда.-М.: 1990.
3. Боннер Е.Г. Звенит колокол.. Год без Сахарова, 1991.



-----------------------
[1] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии. - М.: Панорама, 1991, Стр. 2
[2] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.8
[3] Сахаров А.Д. Тревога и надежда.-М.: 1990, Стр.10
[4] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994,стр.27
[5] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.4.
[6] Сахаров А.Д. Тревога и надежда. – М.: Интер Версо, 1990, стр. 10.
[7] Там же, стр.20
[8] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.5
[9] Сахаров А.Д. Мир, прогресс, права человека, 1990, стр. 121
[10] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994,стр.8
[11] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.10
[12] Сахаров А.Д. Фрагменты биографии.-М.: Панорама, 1994, стр.12
[13] Боннер Е.Г. Звенит колокол.. Год без Сахарова, 1991, стр.51





Реферат на тему: Авиценна - великий медик
Абу Али Хусайн ибн Абдуллах ибн Али ибн Хасан ибн Сина,
он же на Западе Авиценна - князь философов, на Востоке -
Аш-Шайх-ар-Раис. Как много сказано про этого великого Чело-
века,великого ученого средневековья, и еще более интересны
отношения и высказывания в его адрес различных представите-
лей великих эпох. Так Авензоар и др. враги, современники Ибн
Сины говорили о нем "еретик, продавший душу дьяволу "бумаго-
маратель". Или Микельанджело (16в.) о Ибн Сине..."Лучше быть
неправым, поддерживая Авиценну, чем правым, поддерживая дру-
гих". Гегель о нем (19в.)"Переписчик чужих книг ... простой
комментатор Аристотеля". Бертельс (20в.) Ибн Сина - это
"незримый очаг подземного огня, питающий цельную цепь огне-
дышащих вершин". Ибн Сина родился в 980 году в местечке Аф-
шана, близ Бухары. Мать, Ситора, родом из этого же селения.
Отец родился в Балхе, имеются упоминания о том, что он слу-
жил у бухарского эмира сборщиком податей, и относился к так
называемым исмаилитам, что позже также скажется на судьбе
Ибн Сины и неприятием его великими религиями. Отец имел ма-
териальный достаток, старался дать сыну всестороннее образо-
вание. Семья переехала в Бухару, когда Ибн Сине было 5 лет.
В Бухаре, когда Ибн Сине было 5-6 лет, у него появляется
брат. Ибн Сина еще в детстве стремился разносторонне познать
весь мир. Первым его учителем был Натили. Под руководством
ряда известных ученых познавал ряд необходимых предметов
,затем выучив Коран, приступил к изучению трудов, открывших
ему суть мира :Хорезмиец Муххаммад Хорезми (8-9в.) научил
его индийскому счету - основам арифметики, и двум способам
решения уравнения - основам алгебры. Древнегреческий философ
Порфирий Тирский (3в.)познакомил его с логикой Аристотеля.
Древнегреческий ученый и математик Евклид (3в. до н.э.)-отк-
рыл мир геометрии. Древнегречесский ученый и математик Пло-
томей (2в.) подружил с астрономией. Тюрк Фараби помог понять
универсальную науку метафизику. Отец ввел в тайное учение
исмаилитов, но особое тяготение у молодого Ибн Сины появи-
лось к медицине.
В овладении различными знаниями Хусайн превзошел своих
учителей. Так о своем учителе Абу Абдаллах ан-Натили Ибн Си-


- 2 -

на писал следующее: "Какой вопрос учитель не выдвигал, я
проникал в суть лучше его самого, пока не изучил у него все
начатки логики, ибо в тонкости ее он сам не разбирался. По-
том я занялся чтением по логике и тонкости этой науки выяс-
нил самостоятельно. Прошел я также с ним 5-6 теорем Евклида,
а остальное выяснил самостоятельно и разобрался в их труд-
ностях. Затем мы перешли к "Альмагесту" (труд Клавдия Птоле-
мея о космографии и астрономии). Когда мы закончили вводную
часть и перешли к геометрическим формулам, Ан-Натили оказал-
ся не в силах обучать меня. Он сказал : "читай сам, решай
теоремы, а затем приходи ко мне и показывай итоги, я тебе
объясню, что правильно, а что неправильно. Тогда я доклады-
вал учителю, но следствием всего этого было то, что таким
путем были устранены некоторые смущавшие учителя неясности.
Много было таких вопросов, которые он до того не знал и нау-
чился им от меня". Да, Натили принял юность ума Ибн Сины,
юность его души. Душу то он выдержал, а ум...
Учил я его стрелять из лука,
А когда у него окрепла рука,
Он выстрелил в меня...
Такт учителя по отношению к своему гениальному ученику
проявился в том, что старик не позволил быстрому уму юноши
выстрелить стрелою насмешки в отставший уже от века ум, не
дал увидеть вступающему в жизнь Уму смерть Ума.
В возрасте 15 лет Ибн Сина приступает к изучению клас-
сических трудов врачей Греции, Рима, Египта, Индии и других
тран древнего мира. Однако он не ограничивался теоретической
медициной, а много наблюдал и занимался практической медици-
ны. О этом периоде Авиценна писал: "...В ту пору я занимался
изучением медицины, пополняя чтение наблюдением за больными,
что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя было
найти в книгах". В некоторых источниках упоминается о встре-
че Авиценны с неким еретиком врачом, где в тайне они произ-
вели вскрытие трупа человека и трупа лошади "дабы убедиться
в схожести организмов".В воспоминаниях Ибн Сины: "Я был в
ужасе, я был потрясен увиденным... мне страшно...Я нарушил
одну религию, но я не проклинаю себя за это. Я создам учение
но о Человеке и для него...". 16-летним юношей он достаточно


- 3 -

полно освоил теоретическую и практическую медицину и очень
скоро молодой врач приобрел широкую известность не только в
Бухаре но и за ее пределами. Энциклопедические познания мо-
лодого ученого не только результат его исключительной ода-
ренности и таланта, но и плод чрезвычайно напряженного тру-
да. Ибн Сина писал в автобиографии: "Тогда я посвятил себя
чтению в продолжении полуторалет. В то время я недосыпал ни
одной ночи, да и в течении дня не занимался ни чем иным кро-
ме науки. Такую жизнь я вел до тех пор, пока не усвоил диа-
лектику, физику и математику настолько, насколько вообще
доступно человеку. Затем я обратился к метафизике Аристоте-
ля, однако не смог понять смысл, хотя 40 раз прочел эту кни-
гу, так что знал ее наизусть, и отчаивался когда-либо пос-
тигнуть ее, но однажды вечером, когда я шел по книжному ба-
зару в Бухаре, который я посещал очень часто, книготорговец
предложил купить мне книгу, которая оказалась "комментарием"
Ал-Фараби к "Метафизике" Аристотеля. Возвратившись домой, я
прочел эту книгу и с ее помощью понял ту, которую знал уже
наизусть". В этом высказывании, с одной стороны, подчеркива-
ется исключительная настойчивость молодого ученого в дости-
жении цели, с другой - высокая культура Бухары, на книжных
рынках которой можно было свободно приобрести такое уникаль-
ное произведение, как "Комментарии" Фараби к "Метафизике"
Аристотеля.
В 16 лет Ибн Сину пригласил тяжело заболевший правитель
Бухары-Эмир Нух ибн Мансуру. Ибн Сина успешно вылечил его и
в награду получил разрешение пользоваться книгохранилищем
Эмирского дворца (знаменит. книгохранилище Самани). Эта биб-
лиотека считалась одним из богатейших книгохранилищ средне-
векового Востока. В ней хранились уникальные произведения
древних ученых и философов. Ибн Сина с присущим ему рвением
и жаждой к знанию приступил к изучению произведений этой
библиотеки. Все, с чем он сумел познакомиться, сохранилось в
его памяти до конца жизни. Судьба библиотеки толкуется по
разному. Среди причин ее гибели есть и такая парадоксальная,
что Авиценна сам сжег ее. Если так, то почему? Зачем? Это
уже не установить. Восток загадочная вещь и Авиценна одна из
его мудрых загадок.


- 4 -

17-летний Хусайн ибн Сина видел в Бухаре падение, ги-
бель души. Жизнь, словно торопливый учитель выложила Ибн Си-
не эту правду и ушла. "Не держись за меня - сказала она ему
на прощание. -Думаешь, держишь за руку чистую девушку? Смот-
ри, это я, старая беззубая шлюха, обнимаю тебя! "Но в этом
трагическом уроке ее проявилась хоть честность, другим она
морочит голову до седых волос. В 17 лет Ибн Сина знакомится
с Беруни (24 года), их дружба помогла им раскрыть более шире
мир, о дружбе их сложат немало поэм:
Мы на правде сошлись и расстались
И вот на прощание
Понял Я нрав человека:
Его драгоценность - Молчание.
(Маарри.)
В 999 году Бухара была завоевана караханидами. Ибн Си-
на, преследуемый завоевателями, в 1905 году покинул Бухару.
Добирается до Ургенча - столицы древнего Хорезма. Здесь в то
время жили многие замечательные ученые: историк и философ
Абу Райхан Беруни, философ, медик и математик Абу Сахл-Маси-
хи, крупный медик Абул-Хайр Хаммар и др...Совместная работа
Ибн Сины с этими учеными способствовала дальнейшему совер-
шенствованию знаний. Годы его жизни в Хорезме считают самыми
плодотворными. Но вернемся к 999-1905 годам к этим истокам
плодородия. Ибн Сина не уехал из Бухары потому что в Бухаре
было много раненых, больных, но и трупов - от войны, просто
замечательный период в овладении и совершенствовании знаний
по анатомии медицины. По прибытии в Хорезм он начал работать
над "Каноном врачебной науки" и "Книгой Исцеления", которые
принесли ему заслуженную славу. А в первом томе "Канона"
есть раздел посвященный анатомии, которую Ибн Сина изложил
точнее и полнее Галена. А ведь галеновская анатомия - знаме-
нательное открытие. Европа пользовалась ею более 1500 лет!
Как же Ибн Сине удалось превзойти Галена?
Глаз - сколько гимнов пропето этому чуду природы, а Ибн
Сина взял нож, препарировал и описал "...Мышц, движущих
глазное яблоко, четыре по четырем сторонам: сверху, снизу, и
у обоих уголков глаза, каждая из них движет глаз в свою сто-
рону. Еще две расположены вкось они движут яблоко по кругу.


- 5 -

Позади имеется мышца подпирающая полый нерв. Нерв утяжеляет
мышцу и не дает ей расслабиться, что привело бы к пучегла-
зию..." Много надо было вскрыть трупов и передержать в руках
препаратов, чтобы написать такое, он не только открыл мышцы
глаза, он одним из первых определил главенствующую роль сет-
чатки, описал семь видов язв роговицы, дал свою теорию зре-
ния, перечеркнув теорию зрения Платона, Аристотеля, Галена!
И это в 25 лет! Он описал даже операцию по удалению катарак-
ты и три оболочки глаза с соответствующими им тремя жидкос-
тями, чего тоже нет у Галена ."Первая оболочка - снег (хрус-
талик), вторая - расплавленнле стекло (стекловидное тело),
третья - яичный белок (влага передней камеры)" А описание
сердца - "Три полости и два придатка в виде ушек. Придатки
эти сморщены и расслаблены пока сердце сжато. А при расшире-
нии натягиваются и помогают выжимать содержимое внутрь. "О
костях - "Позвонки спинного хребта - основа, на которой те-
ло построено, как корабль на брусе... А есть еще кости, под-
вешенные к частям тела, как кость, похожая на букву "ЛЯМ"
которая связана с мышцей гортани... Совокупность костей че-
репа, например, - броня мозга, которая его закрывает и пре-
дохраняет от бедствий. Почему хорошо, что череп состоит не
из одной кости, а из многих? Если случится порча кости, то
она не распространится на весь череп. Кроме того в одной
кости не может быть различия в отношении твердости и мягкос-
ти, рыхлости и плотности, тонкости и толщины. Швы природные
между костями открывают возможность мозгу дышать, особенно в
первой трети жизни..."
В 1017 году Хорезм был завоеван Махмудом Газерви, ярым
противником всякой прогрессивной мысли и науки. Поэтому Ибн
Сина, переодевшись в одежду дервиша, бежал из Хорезма и пос-
ле долгих скитаний в песках карашумов добрался до границ
совресенного Туркменистана и остановился в городе Абиверд
(Биверд). Сопровождавший его учитель и друг Абу Сахл ал-Ма-
сихи по дороге умер, не выдержав трудностей перехода через
пески. Через некоторое время перешел в Нисо (недал. от совр.
Ашхабада), затем Нейсапур (тер. Ирана), Горган (Джорд-
жан),где встретил Абу Убайда Джузджани, который стал его
верным учеником. На чужбине Ибн Сина претерпел много лише-


- 6 -

ний. Несмотря на это он всюду продолжал свою научную работу
и практическую деятельность - писал книги, лечил больных,
занимался с многочисленными учениками. К этому этапу жизни
Ибн Сины можно отнести такое его произведение как " Что вижу
Я ныне?"
В упадке и честь и ученость,-
И в прошлом осталася мысли людской утонченность,
Сегодня не видят к тому же в достоинствах проку,
Возносят невежд и легко предаются пороку,
И мир предстает мне обителью знати и черни,
Где хаос и тлен, где пируют могильные черви.
А может быть, сам он - мертвец, преисполненный гнева,
Червей этих жрет, ублажая голодное чрево?
Мир сгинет в грехе
Иль, как праведник, встанет из праха?
Поведать могу ли Я предначертания аллаха?
Когда против рока пойти Я решался в гордыне,
Не зная упрека, всего бы добился я ныне.
Не страх за себя ощущал Я в иные минуты,
Боялся Я вызвать слепое безумие смуты.
И черные тучи моей не закроют дороги,
Меч спрятан в ножнах, но безмолвен до первой тревоги...
Весть об Ибн Сине дошла до правителя Джурджана Кабуса,
у которого болел племянник. Ученый был приглашен во дворец и
вылечил больного. По преданию племянник Кабуса страдал лю-
бовной меланхолией и, отказавшись от еды и лишившись сна,
дошел до крайнего истощения. О причине своего страдания ни-
кому не говорил, т.к. девушка, которую он любил была дочерью
простого ремесленника, ни один врач не мог установить истин-
ную причину болезни, а следовательно вылечить. Ибн Сина, ос-
мотрев больного, не нашел каких либо изменений в его орга-
нах, хотя состояние было крайне тяжелым, и предположил что
молодой человек страдает любовной меланхолией. Ибн Сина поп-
росил привести человека знающего все улицы и дома города.
Старец называл улицы, а ученый прощупывал пульс больного,
когда была названа одна улица, пульс заметно участился, Ибн
Сина попросил называть имена владельцев домов на этой улице,
при названии одного из них пульс стал биться сильнее, боль-


- 7 -

ной начал проявлять беспокойство. А услышав имя дочери вла-
дельца дома больной упал в обморок. Ибн Сина посоветовал же-
нить молодого человека на этой девушке. В благодарность пра-
витель разрешил Ибн Сине жить в Джурджане и заниматься лече-
нием больных. Ибн Сине часто приходилось решать вот такие,
казалось бы неразрешимые задачи, связанные с психическими
нарушениями.
Пользуясь покровительством Кабуса, Ибн Сина развернул
широкую научную и практическую деятельность: за короткий
срок им было написано много философских и медицинских трак-
татов, подготовлено большое количество учеников. В Джурджане
совершается дворцовый переворот, был убит Кабус. Правителем
города стал его сын, который терпеть не мог Ибн Сину. Он
предложил ему уйти из города, в противном случае обещал вы-
дать Махмуду Газневи. Начались новые странствия Ибн Сины по
миру. Прожив некоторое время в городе Мазандаран, Ибн Сина
переехал в Рей - один из административных, ремесленных и
торговых центров, в котором жили многие ученые, философы,
поэты, медики. Авиценна был принят в число дворцовых служи-
телей. Из Рея переехал в Хамадан, а так как Ибн Сина был
знатоком правовых наук и государственного устройства, прави-
тель города Шамс ад-Давля назначил его своим визирем.
Находясь на государственной службе, Ибн Сина не остав-
лял занятий наукой. С рассвета читал и писал, затем выполнял
свои государственные обязанности, вечером принимал учеников,
до поздней ночи изучал новые материалы, писал свои труды.
После смерти Шамс ад-Давля Ибн Сина уходит с поста ви-
зиря и всецело отдается научным занятиям. По некоторым ис-
точникам, Ибн Сина здесь закончил свой знаменитый "Канон" и
философский трактат "Книга исцеления". В "Книге исцеления"
он показал красоту своего мышления. Никто еще никогда не да-
вал такой подробной картины перехода друг в друга трех сос-
тояний мира: мира камней в мир растений, мира растений - в
мир животных, мира животных - в мир человека! Ибн Сина пока-
зал, что все это - единый процесс различных состояний четы-
рех основных первоначал материи: огня, воздуха, праха,воды.
Качественными своими взаимопереходами и скачками они и по-
рождают все то великое многообразие и единство, которое есть


- 8 -

мир. Ибн Сина так и пишет: "От одного качества к другому ка-
честву можно перейти одним толчком и можно переходить посте-
пенно". Вот, например, как образовались минералы. Взаимо-
действие четырех основных частей мира: частиц огня, воздуха,
земли и воды в подземной кузне дали четыре группы соедине-
ний: камни, металлы(то что плавится), серные тела, соли.
Включил химию в состав естественных наук, потому что химия
изучает "природу,- говорит он в 11 в., а не мистику".
В Хамадане для Ибн Сины складывается очень неблагопри-
ятная обстановка, новый правитель Тадж-ад-Давля и его люди
стали преследовать ученого. Он попадает в тюрьму, где пишет
такие произведения, как трактат "Живой сын бодрствующего" и
книгу "О коликах".
Вскоре Хамадан был завоеван правителем Исфахана Ала ад-
Давлей, который освободил Ибн Сину. Ученый переехал в Исфа-
хан и занял пост визиря. Однако Ибн Сина не мог спокойно
продолжать свою научную деятельность, так как все время дол-
жен был сопровождать Ала ад-Давлю в его бесконечных военных
походах. Постоянные переезды, преследования подорвали здо-
ровье Ибн Сины и он скончался в городе Хамадане в 1037 году
в возрасте 57 лет.
За свою жизнь Ибн Сина создал более 430 трудов. Причем
многие из них энциклопедии века! "Канон врачебной науки" -
14 томов, "Книга исцеления" - 18 томов, "Книга справедливос-
ти" - 20 томов, "Книга по арабскому языку" - 10 томов и т.д.
Ибн Сина был опытным врачом. Он значительно обогатил клинику
новыми способами диагностики и лечения болезней. Ибн Сина до
конца своей жизни продолжал научную деятельность и оставил
научное наследие по различным вопросам естествознания, фило-
софии, медицины и других наук. Им написано более 108 работ,
посвященных философии, более 50 -посвященных медицине, более
30 - посвященных естественным наукам, 20 - посвященных поэ-
зии и разл. других. Но в современном мире известно 104 - из
них 58 посвящены философии, 20 медицине, 14 - естественным
наукам, и поэзии. И, конечно, ряд трудов освещающих вопросы
права, логики, литературы, искусства и др. Большая часть ра-
бот Ибн Сины была утеряна, а некоторые произведения восста-
новлены учеными средневековья уже слишком поздно и, конечно,


- 9 -

ряд вопросов они освещали со своей точки зрения. Поэтому в
документах можно встретить разногласия.
До 18 века центральные университеты Франции, Испании,
Италии, Англии, Германии изучали "Канон" 600 лет. Первый пе-
ревод с арабского на латынь сделал Герард из Креманы в 12 в.
(по приказу Фридриха Барбароссы). Первое печатное издание
"Канона" вышло в 1473 году. В 1476 - 1479 издавался в Падуе,
в 1482- 1500 в Венеции. В 1543 в Риме в типографии Медичи,
на арабском, а в 1593 на французском языке. Всего около 40
полных изданий к 17 веку. С этим могла соперничать только
Библия. Киев, Новгород, Москва познакомились с "Овсиньевой
мудростью" в 15 веке. Исключительно важный из медицинских
трактатов "Канон врачебной науки" - это величайшее творение
в 19 веке в 1954 - 1960 годах было переведено и издано на
русском и узбекском языках. "Канон" - не только обобщение
медицинской науки за предшествующий период, но и личный
опытный практический итог. "Канон" - новый этап в развитии
научной медицины. Он состоит из 5 книг, каждая из которых
посвящена определенным разделам медицины.
Первая книга "Канона" посвящена теоретическим вопросам
медицины и представляет труд, состоящий из 4х частей, 14 от-
делов, 11 глав, 256 параграфов. В первой части излагаются
анатомия и физиология человека. Описываются кости, суставы,
связки, мускулы, сухожилия, кровеносные сосуды и другие ор-
ганы. Кровеносные сосуды Ибн Сина подразделил на пульсирую-
щие (артерии) и покоящиеся - вены. Описал достаточно точно
сложный мышечный аппарат глаза. Во второй части первой книги
излагаются фактические причины и проявления болезни. При
этом даются некоторые сведения и из патологической анатомии.
Уделял внимание профилактике заболеваний. Предугадал, до
развития микробиологии, существование патогенных микроорга-
низмов. Кроме того, приводятся сведения о пульсе, его свойс-
твах и разновидностях, а также о результатах исследования
выделений (мочи, мокроты, кала и др.) больного. В третьей
части освещены факторы здоровья и неизбежности смерти. Здесь
рассмотрены правила гигиены, а также указывается важное зна-
чение закаливания организма. Для этой цели Ибн Сина рекомен-
дует физические упражнения, такие как бег, борьба, верховая


- 10 -

езда, стрельба из лука, фехтование и др... По его мнению,
все это должно проводиться с учетом особенностей организма,
пола, возраста и других факторов. Четвертая часть книги пос-
вящена общим принципам лечения, где он излагает основные
правила лечения болезней.
Первая книга "Канона" - это своеобразный учебник по ана-
томии и физиологии с пропедевтикой внутренних болезней.
Вторая книга "Канона" посвящена учению о простых лекарс-
твенных веществах. В ней подробно описаны 785 простых расти-
тельных, животных, минеральных лекарственных веществ. Книга
состоит из 2х частей. В первой части излагаются общие свойс-
тва лекарственных веществ. Во второй - рассматриваются ле-
карственные формы, и перечисляются влияния этих субстратов
на организм и лечение ими заболеваний отдельных органов.
Иначе, вторая большая часть книги посвящена описанию
свойств, способов получения, применения и действия отдельных
лекарственных средств. Вторая книга по сути явилась в свое
время наиболее полным учебником по лекарствоведению. Так из
приведенных в "Каноне" 396 растений в современной медицине
применяют 165.
Третья кника "Канона" самая большая из пяти книг. Состо-
ит из 22х частей, посвящена отдельным органам и системам. В
каждой части даются описания по анатомии и физиологии соот-
ветствующего органа и системы. Затем разбирается патология
этого органа, описываются причины и симптомы болезней. После
этого излагаются методы лечения соответствующего заболева-
ния. В основе классификации заболеваний лежит локалистичес-
кий принцип. Т.е. эта книга может называться полным учебни-
ком по частной патологии и терапии.
Четвертая книга состоит из 7 частей. В ней разбираются
некоторые важные вопросы из практической медицины. В основ-
ном она посвящена лихорадкам, опухолям, травматологии, ток-
сикологии. Так первая часть - своеобразный раздел инфекцион-
ных заб олеваний. Во второй части описываются течения болез-
ней, под влиянием факторов извне, и исход. Третья часть пос-
вящена различным воспалительным опухолям. Подробно описыва-
ются признаки и лечение рака и проказы. В параграфе, посвя-
щенном злокачественным опухолям, Авиценна придерживается


- 11 -

мнения оперативного лечения, подчеркивая особую опасность.
Ибн Сина высказал мнение о паразитическом происхождении Риш-
ты. Четвертая часть посвящена вопросам травматологии - ра-
нам, ушибам, ожогам, кровотечениям. Их подробной классифика-
ции и лечения, здесь же есть описание вопросов по лекарс-
твенной терапии. Пятая часть посвящен вывихам и переломам.
Здесь Ибн Сина подробно описал признаки вывихов суставов и
методы вправления суставов. О вправлении суставов в номенк-
латуре можно обнаружить как "метод Авиценны". Классифициро-
вал переломы на открытые и закрытые. Для лечения переломов
применил тугую повязку и компрессию при помощи специальных
приспособлений. Шестая часть посвящена токсикологии, т.е.
ядам и противоядиям, разбирает природу и влияние на орга-
низм. Седьмая часть посвящена косметике. Рассматриваются
вопросы ухода за волосами, кожей, ногтями. Упоминает о тату-
ировке и о способах ее удаления. Также рассматривает вопросы
кожных заболеваний : лишай, чесотка, бородавки и т.д.
Пятая книга по сути исчерпывающее для своего времени
руководство по фармакопее. В ней подробно излагаются приго-
товление сложных лекарств и их применение. Книга состоит из
двух глав. В первой описываются лекарственные формы, их при-
готовление и хранение, во второй излагаются способы примене-
ния лекарственных средств при различных заболеваниях. В кон-
це книги даны единицы мер весов.
Из других медицинских трудов известны такие как "О сер-
дечных средствах", "О гигиене", "Правила использования ле-
карсства", "Лихорадки и опухоли", "Нервные болезни и парали-
чи", "Афоризмы о медицине" и "Медицинские указания", "О сох-
ранении здоровья", "О мероприятиях по устранению вредных
воздействий внешних факторов", "Урджуза" и др.
Остановимся на рассмотрении работы "О пульсе", где под-
робно и всесторонне описаны разновидности пульса. Ибн Сина
по пульсу определял многие заболевания. Но он указывал на
зависимость пульса не только от различных заболеваний, но и
различных эмоциональных состояний (радость, страх), пола,
возраста, приема пищи, времени суток (утро, вечер) и т.д.
Рассмотрим примеры его работ, его догадок, которые со
временем были открыты и описаны различными учеными мира. Ибн



Новинки рефератов ::

Реферат: Договор возмездного оказания услуг (Гражданское право и процесс)


Реферат: Морфемный анализ слов со скрытым j (й) (Литература)


Реферат: Организационный проект лондонского клуба "Челси" (Теория организации)


Реферат: Наследование по завещанию (Право)


Реферат: Особенности телесно-ориентированной терапии (Психология)


Реферат: Государственный экологический контроль (Право)


Реферат: Феофан Грек (Искусство и культура)


Реферат: Социология личности (Социология)


Реферат: Генри Форд и его Автомобиль (Транспорт)


Реферат: Анализ себестоимости промышленной продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Автоматизированные системы ведения истории болезни (Программирование)


Реферат: Охрана труда (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела (Педагогика)


Реферат: Изучение файловых систем в профильном курсе информатики (Педагогика)


Реферат: Учет материалов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Государственное управление России и особенности современного периода (История)


Реферат: Бакунин - теоретик бунтарского направления в народничестве (История)


Реферат: Проектирование горячего цеха предприятия общественного питания (Технология)


Реферат: Октябрьская Революция и Установления Советской власти в Армении (История)


Реферат: История развития Беларуси (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист