GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культурное развитие России (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культурное развитие России (История)



ПЛАН
1. Введение.
2. Культурное развитие Киевской Руси.
3. Особенности средневековой русской культуры.
4. Культура России в XVII веке.
5. Культурный взлет в России в XIX веке.
6. Заключение.



Культура народа является частью его истории. Ее становление,
последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами,
которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее
государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие
культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием
народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу,
человеческое бытие, на человеческие отношения.
Культура Руси складывается в те же века, что и становление русской
государственности. Рождение народа шло одновременно по нескольким линиям -
хозяйственной, политической, культурной. Русь складывалась и развивалась
как средоточие огромного для того времени народа, состоящего поначалу из
различных племен; как государство, жизнь которого развертывалась на
огромной территории. И весь оригинальный культурный опыт восточного
славянства стал достоянием единой русской культуры. Она складывалась как
культура всех восточных славян, сохраняя в то же время свои региональные
черты - одни для Поднепровья, другие - для Северо-Восточной Руси и .т.д.
На развитие русской культуры влияло также то, что Русь складывалась
как равнинное государство, открытое всем как внутриплеменным отечественным,
так и иноплеменным международным влияниям. И шло это из глубины веков. В
общей культуре Руси отразились как традиции, скажем, полян, северян,
радимичей, новгородских славян, других восточно-славянских племен, так и
влияние соседних народов, с которыми Русь обменивалась производственными
навыками, торговала, воевала, мирилась, - с угро-финскими племенами,
балтами, иранскими племенами, другими славянскими народами и государствами.

В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное
влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из
наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси
складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под
влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и
безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к
своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего
мира, своему представлению о прекрасном.
Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только
с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их
постоянным преломлением в абсолютно русском стиле. Если влияние иноземных
культурных традиции было сильнее в городах, которые сами по себе являлись
центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то
сельское население было в основном хранителем старинных культурных
традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и
деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны,
труднее поддавались различным культурным новшествам.
Долгие годы русская культура - устное народное творчество, искусство,
архитектура, живопись, художественное ремесло - развивалась под влиянием
языческой религии, языческого мировоззрения. С принятием Русью христианства
положение резко изменилось. Прежде всего новая религия претендовала на то,
чтобы изменить мировоззрение людей, их восприятие всей жизни, а значит и
представлений о красоте, художественном творчестве, эстетическом влиянии.
Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую
культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития
грамотности, школьного дела, библиотек - на те области, которые были
теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло
преодолеть народных истоков русской культуры. Долгими годами на Руси
сохранялось двоеверие: официальная религия, которая преобладала в городах,
и язычество, которое ушло в тень, но по-прежнему существовало в отдаленных
частях Руси, особенно на северо-востоке, сохраняло свои позиции в сельской
местности, развитие русской культуры отразило эту двойственность в духовной
жизни общества, в народном быту. Языческие духовные традиции, народные в
своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской
культуры раннего средневековья.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием
народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная
культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии
на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету,
ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью
существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях
культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние
было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры
(например, сочинениях церковных авторов) мы видим совершенно светские,
мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей. И не случайно, что
вершина духовного достижения Древней Руси - гениальное "Слово о полку
Игореве" все пронизано языческими мотивами.

Основой любой культуры является письменность. Славянский алфавит
первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из
них имела свое название: А - «аз», Б - «буки» (их сочетание образовало
слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы
на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2,
«Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».
Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким.
Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен
получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и
тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили
пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь
шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали
в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок
брошюровки сохранился по сей день.
Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать
лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных
принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно
из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки.
Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик .наискось срезали,
расщепляли и затачивали специальным , перочинным ножичком. Им же
выскабливали ошибки в тексте.
Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных,
были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще
говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея,
окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления
чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или
ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества,
придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия
спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета.
Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым,
декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между
собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту
орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды,
ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до
XIX в. сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и
декоративных надписях «под старину».
Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом
обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в
форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в
тексте - «инициал» - писали крупнее и красивее остальных, украшали
орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического
существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - «писать с красной
строки». Завершался раздел «концовкой» - небольшим рисунком, на пример,
изображением двух птиц, похожих на павлинов.
Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в
камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы
была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости,
терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего
как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие
строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с
окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси
языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К
сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но
архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных
сооружениях, в древних описаниях и рисунках.
В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил
широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.
Мир Византии, мир христианства, стран Кавказа привнесли на Русь новый
строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружение своих церквей по
образу крестово-купольного храма греков, квадрат, расчлененный четырьмя
столбами, составляет его основу, примыкающие к подкупольному пространства
прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец
греческие мастера, прибывшие на Русь, начинай со времени Владимира, а также
работающие с ними русские умельцы применяли к традициям русской деревянной
архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу, если первые
русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены
греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то
Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских
традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать
веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора
воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью,
как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно
связан с культурными процессами. Народ Древней Руси жил как в больших для
своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах
в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны,
в которых группировалось по два-три двора.
Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь - здесь
располагались дружинники, слуги, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло
управление княжествами, родами, селами, здесь судили и рядили, сюда
свозились дани и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили
пиры, где рекой текло заморское вино и свой родной мед, слуги разносили
огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с
мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении,
хозяйстве, других делах. Известно немало женщин - деятельниц такого рода:
княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея
Боголюбского и др. Гусляры услаждали слух именитых гостей, пели им «славу»,
большие чаши, рога с вином ходили по кругу. Одновременно происходила
раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. По улицам города
сновала пестрая разноязыкая толпа. Проходили здесь бояре и дружинники в
дорогих шелковых одеждах, в украшенных мехом и золотом плащах, в епанчах, в
красивых кожаных сапогах. Пряжки их плащей были сделаны из золота и
серебра. Появлялись и купцы в добротных льняных рубахах и шерстяных
кафтанах, сновали и люди победнее, в холщовых домотканых рубахах и портах.
Богатые женщины украшали себя золотыми и серебряными цепями ожерельями из
бисера, который очень любили на Руси, серьгами, другими ювелирными
изделиями из золота и серебра отделанными эмалью, чернью. Но были украшения
и попроще, подешевле, сделанные из недорогих камешков, простого металла -
меди, бронзы. Их с удовольствием носили небогатые люди. Известно, что
женщины уже тогда носили традиционную русскую одежду - сарафаны; голову
накрывали убрусами (платками).
Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в скромных русских селах и
деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там
люди упорно боролись за существование, распахивали новые земли, разводили
скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге - от
кочевников, вновь и вновь отстраивали сожженные врагами жилища. Причем,
нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и
стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами
при свете лучин женщины пряли, мужчины пили хмельные напитки, мед,
вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и
сказительниц былин, а с деревянных полатей, из дальних углов за ними с
любопытством и интересом наблюдали глаза маленьких русичей, чья жизнь,
полная таких же забот и тревог, была еще впереди.
Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиваться
национальная культура. Однако в отличии от предыдущего периода времени на
культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье
иностранцев.
В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя
крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же
царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по
распространению образования – этого требовала эпоха.
В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо
прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном
расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния
принципа сословности на постановку просвещения.
Согласно уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., В каждом
губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в
уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух
классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших
классах изучали историю географию, геометрию, механику, физику и т. д. В
обоих типах училищ было введено предметное преподавание.
Претворение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числа
народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518
учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия –
288 школ с 22290 учениками.
Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низших
слоев общества, из которых впрочем, крепостные крестьяне исключались,
увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно для
дворян в конце XVIII в. существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в
первой половине столетия. Новым типом учебного заведения для дворян
являлись благородные пансионы.
В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создается Институт
благородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек не
дворянского происхождения. В институте помимо общеобразовательных
дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а
также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д.
С распространением образования тесно связано развитие науки.
Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучению
ресурсов страны вызывались экономическими потребностями.
Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научных
истин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи и
суеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны.
Научные знания носили во времена средневековья, как правило,
узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений было
связано с применением их в народной медицине, географические и
астрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своими
товарами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т.
п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественно
научных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научных
знаний.
Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всем
сколько-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все более
очевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении.
Развитие науки — процесс сложный, требующий и соответствующей
материально-технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматься
наукой, и общественной Среды, способной проявить понимание и оказать
поддержку научным изысканиям. В условиях феодально-крепостнического строя
быстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельная
потребность в научных знаниях и эта потребность была осознана в
правительственных кругах.
Как и во второй четверти XVIII века, основным центром научной
деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и
научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге
(1773) и Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка
и грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В.
Ломоносов, а среди иностранных ученых – крупнейший математик XVIII века
Леонард Эйлер (1707-1783 гг.), вырастивший ученых из русских учеников.
Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики и
математической физики, С.Я. Разумовский – основоположник отечественной
астрономии
Именно в Академии наук развернулась деятельность Михаила Васильевича
Ломоносова. Ломоносовский период — ярчайшая страница в истории
Петербургской Академии наук.
Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом технической
мысли. Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства
стимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение в
многочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков,
инструментов, в создании технической литературы. Широко известны имена
выдающихся изобретателей XVIII века: А. Нартова, И. Ползунова, И. Кулибина,
Фроловых и многих других.
Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу
дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были
распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные
повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян
отразил «Плач холопов», появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768
гг. т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправие
крепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый суд
завершаются угрозой «злых господ под корень переводить». Появляется
множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую
службу, волокиту в правительственных инстанциях.
Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя
направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А.П.
Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и
сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем
репертуара русского театра.
Начало XIX века - время культурного и духовного подъёма России.
Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания
русского народа, его консолидацию. Рост национального самосознания народа в
этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы,
изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавно-крепостнический
строй с его сословной политикой сдерживал процесс развития культуры Росси.
Дети недворянского происхождения получали начальное образование в
приходских училищах. Для детей дворян и чиновников создавались гимназии,
они давали право поступления в университет. В первой половине XIX века в
России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского
были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский
и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в
привилегированных учебных заведениях - лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнально-газетное дело. В
1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные
библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в
1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то
время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому
читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его
совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания, построенные в стиле классицизма отличаются чётким и спокойным
ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в середине XVIII века Петербург утопал
в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная
застройка города. Петербургский классицизм - это архитектура не отдельных
зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.
Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А.
Д. Принципиальное значение имело возведение в начале XIX века здания Биржи
на стрелке Васильевского острова. Невский проспект, главная магистраль
Петербурга, приобрёл вид единого ансамбля с постройкой Казанского собора.
Сорок лет строился, начиная с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге -
самое большое здание, возведённое в России в первой половине XIX века. По
замыслу правительства собор должен был олицетворять мощь и незыблемость
самодержавия, его тесный союз с православной церковью. По проекту Росси
были построены здания Сената и Синода, Александринского театра,
Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство
Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися
архитекторами, - это шедевр мирового зодчества.
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После
пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник
Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой
Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвы-реки был заложен храм
Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В
1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие.
Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища
императорской фамилии. В России появился первый общедоступный
художественный музей.
В театральной жизни России большую роль по-прежнему играли иностранные
труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились антрепренёрами.
Многие талантливые русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33-
х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье крепостного актёра.
Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского
“Ревизора”, где роль городничего играл Щепкин. В эти же годы в Большом
театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены
в опере поражают своим проникновением в самую глубину народного творчества.
Вторую оперу Глинки “Руслан и Людмила” публика встретила холодно. В те
времена ещё далеко не все осознавали подлинное значение его творчества.
Обаятельно талантливые Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили русскую музыку
очаровательными романсами. В первой половине IX века русская музыкальная
культура поднялась на невиданную ещё высоту.
А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда произошёл стремительный
взлёт в культурном развитии России. Время Пушкина называют “Золотым веком”
русской культуры. В первые десятилетия века ведущим жанром в русской
литературе была поэзия. В стихах поэтов-декабристов Рылеева, Одоевского,
Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы
родины и служения обществу. После разгрома декабристов в литературе
усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось.
Пушкин является создателем русского литературного языка. Его поэзия стала
непреходящей ценностью в развитии не только русской, но и мировой культуры.
Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у
себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы,
достойной внимания Европы по глубине и разнообразию равной удивительным
достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта звучит
высокопатриотический пафос любви к родине и веры в её могущество, отзвук
событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный
образ родины. А. С. Пушкин - гениальный поэт, прозаик и драматург,
публицист и историк. Всё, что им создано, - это классические образцы
русского слова и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих
предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему - вот черта,
отличающая образованность от дикости...”
Ещё при жизни Пушкина широкую известность стал приобретать Н. В.
Гоголь. Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось в 1831 году, тогда же в
Петербурге двумя частями вышли “Вечера на хуторе близ Деканьки”. Первая
печатная форма “Ревизора” появилась в 1836 году.
В его произведениях воссоздание правды жизни сопровождалось
беспощадным разоблачениями самодержавных российских порядков.
Звонкую лиру Пушкина принял в свои руки М. Ю. Лермонтов. Смерть
Пушкина явила Лермонтова русской публике во всей силе поэтического таланта.
Творчество Лермонтова протекало в годы николаевской реакции. Его поэзия
будила у молодого поколения мысль; поэт отказывался принять существовавшие
деспотические порядки. Стихотворение “Смерть Поэта”, ходившее в рукописях и
другие поэтические произведения возбудили к автору такую ненависть со
стороны толпы, стоявшей у трона, что поэту не дали дожить десяти лет до
пушкинского возраста.
Развитие русской культуры первой половины XIX века в конечном счёте
определялось экономическими и социально-политическими процессами,
происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более
осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
Определяя основное содержание и направление историко-культурного
процесса средневековой России, можно с полным основанием говорить, что эта
культура уходила своими корнями в народное творчество и имела в нем главную
питательную среду своего развития. В условиях феодального общества,
крепостничества Россия обнаружила замечательные богатства творческих сил
народа в культуре. Эти силы питали и культуру господствующих классов,
которые использовали ее в переработанном виде в своих классовых целях.
Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она
жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к
родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное
благородство, твердая вера в победу добра над злом, справедливости над
неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор,
меткое выделение типичных жизненных явлений, здравость и точность их оценок
- все это характерно для произведений народного творчества феодальной
эпохи. В той или иной степени, в разных формах эти замечательные качества
народного творчества
пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.



Список литературы.
1.Т. П. Ильин «История искусств. Отечественное искусство» -М. 1984г.
2. “История России”

Ответственный редактор А. Н. Сахаров

3. И. А. Заичкин И. Н. Почков “Русская история от Екатерины великой
до Александра II”
4. Щетинов Ю. А. История России 20 век. М., Манускрипт 1995.
5. Культура России: IX-XX вв.: Учеб. Пособие. – М: Простор, 1996.
6. В.О.Ключевский "Русская история" в 3-х томах;
изд."Мысль", г.Москва, 1993 г.







Реферат на тему: Культурное строительство в СССР в 20-30 годы

План


Вступление.


1. Идеологические установки коммунистов по отношению культуре.



2. Состояние и развитие культуры СССР в 20-30-х годах:

А) творческие организации и союзы 20-30-х годов;
Б) литература и искусство;
В) образование и наука;
Г) репрессии против деятелей науки, литературы и искусства.


3. Культурное строительство в Куйбышевской области в 20-30-е годы.


Заключение.


Приложение.



Вступление

Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не
только нашей истории, но и культуры. ХХ век дал отечеству гениальных ученых
и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов,
режиссеров. Появились многочисленные творческие объединения, художественные
школы, направления, течения, стили.
Однако именно в ХХ веке в России была создана тотализированная
социокультурная система, отличительными чертами которой были идеологический
контроль над духовной жизнью общества, манипулирование сознанием,
уничтожение инакомыслия, физическое уничтожение цвета российской и научной
и художественной интеллигенции. Словом, культура советского периода была
противоречива. В ней проявлялись как положительные, так и отрицательные
явления. В ее оценке необходимо соблюдение принципа объективности,
исключение каких-либо идеологических пристрастий. В таком ключе необходимо
анализировать культуру России ХХ века.


Идеологические установки коммунистов по отношению к культуре

В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы
отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли
в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная
организация и партийная литература” (1905 г.) В. И. Ленин утверждает, что
несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и
“над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от
общества нельзя”.[1] Классовой подход к культуре – определяющий принцип
коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам.
Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение
“…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним
десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые
составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”.[2] Таким образом,
культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью
общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.
Ленинское понимание классового начала в любых проявлениях культуры
стало исходным при дальнейшей теоретической разработке в советской
обществоведческой науке. Философская категория “классовая обусловленность”
являлась сущностным моментом при восприятии любого явления культуры. В этом
понятии приоритет отдавался классовому, а не общечеловеческому содержанию.
В культуре преобразующая роль отводилась пролетариату.
В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-
исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой
степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в
целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем
двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”,[3] в такой мере
зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном
смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом,
борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И.
Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого
начала выступает как класс и как представитель всего общества”.[4]
Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное
обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы
общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего
движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных
моментов движения”.[5]
Изменение социально-экономических и политических условий жизни людей
коммунисты рассматривали в единстве с культурными преобразованиями. Задачи
экономического развития страны требовали технически грамотных,
квалифицированных работников. Вместе с тем развитие народного хозяйства
создавало определенную материальную базу для культуры. Ленин говорил о том,
что Россия должна совершить гигантский скачок, чтобы догнать развитые
страны. “У нас политический и социальный переворот оказался
предшественником тому культурному перевороту, той культурной революции,
перед лицом которой мы все-таки теперь стоим.
Для нас достаточно теперь этой культурной революции для того, чтобы
оказаться вполне социалистической страной, но для нас эта культурная
революция представляет неимоверные трудности и чисто культурного свойства
(ибо мы безграмотны), и свойства материального (ибо для того, чтобы быть
культурным, нужно известное развитие материальных средств производства,
нужна известная материальная база)”.[6]
Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение
народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание
самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум,
весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и
культуры, а других лишить самого необходимого – просвещения и развития.
Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным
достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в
средства насилия, в средства эксплуатации…”.[7]
Отличительной особенностью советского периода истории культуры
является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и
государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.
Марксизм-ленинизм является абсолютной истиной, которую должны воспринимать
все, а кто с этим не согласен, того надо перевоспитывать или изолировать от
общества. Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры:
образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства,
установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом,
учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической
обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под
жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной
информацией использовали прием манипулирования сознанием населения.
Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость,
и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает.
Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии
и государства.
Страна в течение всего периода Советской власти постепенно, особенно с
30-х до середины 50-х гг., погружается в атмосферу страха. Конформизм,
рабская психология становятся нормой жизни многих граждан. При развернутой
системе осведомителей НКВД и добровольных “стукачей” только за неосторожно
сказанное слово можно было попасть в тюрьму или в лагерь заключенных.
Противоречие между великими целями и политической практикой становилось все
более очевидным.
В идеологии коммунистов особое место занимает отношение к личности.
Создается система социально-политических мифов, желаемое выдается за
действительное. Провозглашается горьковское “Человек – это звучит гордо!” А
на деле личность обесценена, главное – это коллектив, коллективное мнение,
а личность – это лишь средство в достижении глобальной цели – построении
коммунизма и осуществлении мировой социалистической революции. Человек –
это лишь “винтик” в решении этих задач. Отсюда вся идеологическая работа
была направлена на формирование такого “винтика”. Даже нравственность стала
рассматриваться в русле решения задач построения коммунизма. На III съезде
комсомола Ленин провозглашает: нравственно лишь то, что способствует
построению социализма. И здесь общечеловеческая проблема добра и зла
сведена к чисто классовой.
В русле классовой борьбы постоянно противопоставлялась буржуазная
культура новой, пролетарской культуре. В противоположность буржуазной
культуре новая, социалистическая культура, по мнению коммунистов, должна
выражать интересы трудящихся и служить задачам классовой борьбы
пролетариата за социализм. С этих позиций определялось коммунистами и
отношение к культурному наследию прошлого. Новая культура, по их мнению,
вбирает в себя демократические элементы старой, преодолевая в длительной
борьбе ее реакционные стороны. Из культурного процесса исключались многие
ценности. В спецхранилищах оказались произведения писателей, художников и
других представителей культуры, не угодных коммунистам. Разрушались
дворянские имения, разрушались храмы, церкви и монастыри, разрушалась связь
времен.
На мой взгляд, применительно к культуре идея классовой борьбы и
культурной революции является ложной. Это всегда связано с разрушением
культурных ценностей. Более предпочтительным является эволюционный путь
развития. В 30-е годы партийно-государственное руководство культурой
приняло формы грубого административного диктата. Массовые репрессии 30-х –
начала 50-х годов привели к невосполнимым потерям в области культуры,
отразились на нравственном отношении общества.


Состояние и развитие культуры СССР


в 20-30-х годах

Классовый подход к культуре прежде всего отразился в деятельности
Пролеткульта. Это массовая организация, объединявшая более полумиллиона
человек, из них 80 тыс. работали в студиях. Пролеткульт издавал около 20
журналов, имел отделения за рубежом. В наиболее законченном виде концепцию
особой пролетарской культуры сформулировал А.А. Богданов, под влиянием
которого находились другие деятели Пролеткульта. Он считал, что культура
каждого класса обособлена, замкнута и не может быть понята и использована
представителями других классов. Выдвигалась задача создания самостоятельной
пролетарской культуры, свободной от каких-либо “классовых примесей” и
“наслоений прошлого”. Взгляды А. А. Богданова разделяли В. Ф. Плетнев, Ф.
И. Калинин и др. В пролеткультовских концепциях отрицалось классическое
культурное наследие за исключением, пожалуй, тех художественных
произведений, в которых обнаруживалась связь с национально-освободительным
движением. Идея отрицания культурного наследия наиболее полно выражена в
программном стихотворении В. Кириллова “Мы”:
“Мы во власти мятежного страшного хмеля,
Пусть кричат нам: “Вы палачи красоты”,
Во имя нашего завтра – сожжем Рафаэля,
Разрушим музеи, растопчем искусства цветы!”
Решающие шаги в продолжение ошибок пролеткульта были сделаны в
октябре 1920 г., когда Всероссийский съезд Пролеткультов принял резолюцию,
в которой отвергались неверные и вредные попытки выдумывать особую,
пролетарскую культуру. Главным направлением в работе пролетарских
организаций признавалось участие в деле народного просвещения на основе
марксизма. Взгляды теоретиков пролеткульта были подвергнуты критике В.И.
Ленина, А.В. Луначарского, М.Н. Покровского, Н.К. Крупской, Я.А. Яковлева.
Другой очень влиятельной творческой группой был РАПП (Российская
ассоциация пролетарских писателей). Организационно ассоциация оформилась на
Первом Всероссийском съезде пролетарских писателей в Москве в октябре 1920
г. В разные годы ведущую роль в ассоциации играли Л. Авербах, Ф. В.
Гладков, А. С. Серафимович, В. И. Панферов и ряд других. Призывая к борьбе
за высокое художественное мастерство, полемизируя с теоретиками
Пролеткульта, РАПП вместе с тем оставался на точке зрения пролетарской
культуры. В 1932 г. РАПП был распущен.
Художественная жизнь страны в первые годы Советской власти поражает
пестротой и обилием литературно-художественных группировок. Только в Москве
в 20-х гг. их насчитывалось более 30. Среди них – “Кузница” (основана в
1920 г.), “Серапионовы братья” (1921), Московская ассоциация пролетарских
писателей – МАПП (1923), “Левый фронт искусств” – ЛЕФ (1922), “Перевал”
(1923) и др. Многие литераторы по своему убеждению были аполитичны. Так, в
манифесте объединения “Серапионовы братья” провозглашалась независимость
художественного творчества от политики и идейных убеждений. Однако
творчество “Серапионов”, среди которых были Н. С. Тихонов, К. А. Федин, М.
М. Зощенко, В. А. Каверин, выходило за рамки данной декларации.
В апреле 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке
литературно-художественных организаций», которое предусматривало их роспуск
и создание единых творческих союзов. В августе 1934 года был образован Союз
писателей СССР. Первый же съезд предписал деятелям советского искусства
пользоваться исключительно методом социалистического реализма, принципами
которого являются партийность, коммунистическая идейность, народность,
«изображение действительности в ее революционном развитии». Наряду с Союзом
писателей позднее возникли Союз художников, Союз композиторов и т.д. Для
руководства художественным творчеством и контролем над ним при
правительстве был образован Комитет по делам искусства.
Таким образом, большевистская партия полностью поставила советскую
литературу и искусство на службу коммунистической идеологии, превратив их в
инструмент пропаганды. Отныне они предназначались для того, чтобы внедрить
в сознание людей марксистско-ленинские идеи, убедить их в преимуществах
социалистического общежития, в непогрешимой мудрости партийных вождей.
Деятели искусства и литературы, которые удовлетворяли этим
требованиям, получали большие гонорары, сталинские и прочие премии, дачи,
творческие командировки, поездки за границу и другие блага от
большевистского руководства.
Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило,
трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли
талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший
антисталинское стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И.
Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая
конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов
Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры,
например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие,
были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие
выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя
не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и
Маргарита”, в 1986-88 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и
“Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А.
Ахматовой.
Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих
людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным
причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты,
такие как И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И.
Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других
осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой,
вернувшийся из эмиграции в 1922 г.
Однако многие остались в Советской России. Это ученые К.А. Тимирязев,
И.В. Мичурин, И.М. Губкин, К.З. Циолковский, Н.И. Жуковский, И.П. Павлов и
др.; литераторы – А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, А.М. Горький,
А.С. Серафимович, Д. Бедный. В 20-х годах появилась среди писателей
талантливая молодежь – В.А. Каверин, Н.С. Тихонов, Н.Н. Асеев, Л.М. Леонов,
М.А. Шолохов, А.А. Фадеев; театральные деятели – К.С. Станиславский, В.И.
Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров и др.
Среди художников – Б.М. Кустодиев, К.С. Петров-Водкин, С.Т. Коненков. В
кинематографе начали свою творческую деятельность С.М. Эйзенштейн, И.А.
Пырьев, Г.В. Александров, А.Н. Афиногенов, Э.Л. Гарин, А.Д. Попов.
Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении
театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде,
первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В.
Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.
К середине 20-х годов относится появление советской драматургии,
оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими
событиями театральных сезонов 1925-27 гг. стали “Шторм” В. Билля-
Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом
театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом
драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место
в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения
делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во
МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре
им. В. Мейерхольда).
Если драматические театры к концу первого советского десятилетия
перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и
балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной
удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера
“Красный мак” (“Красный цветок”).
Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д.
Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского
и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы
музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную
культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический
оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован
Союз композиторов СССР.
Как и в других видах искусства в живописи был утвержден метод
социалистического реализма. Высшим достижением советских художников
считались картины Б. Иогансона («Допрос коммуниста»), Б. Грекова и его
школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И.
Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека.
Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.
Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов,
изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и
государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям.
Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В.
Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух
стальных гигантов.
Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-
художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как “Новый
мир”, “Красная новь”, “Молодая гвардия”, “Октябрь”, “Звезда”, “Печать и
революция”. На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся
произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись
острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо
общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе,
шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги
издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны.
Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4
млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.
В начале 30-х годов начали проявляться признаки культа личности
Сталина. Одной из первых “ласточек ” была статья К. Е. Ворошилова “Сталин и
Красная Армия”, опубликованная в 1929 г. к пятидесятилетнему юбилею
генсека, в которой, вопреки исторической правде, преувеличивались его
заслуги. Постепенно Сталин становится единственным и непогрешимым
теоретиком марксизма-ленинизма. В этот период подверглись репрессиям ученые-
обществоведы, выступающие за сохранение новой экономической политики. Так,
были арестованы, а в последствии расстреляны, видные русские экономисты А.
В. Чаянов и Н. Д. Кондратьев.
К середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется роман
М. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “Тихий
Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба.
Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина – героя
романа Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации
отражена в произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В.
Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многие
произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А.
Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала
святош” (Мольер) и “Последние дни” (“Пушкин”)
Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А.
Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.
Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали
произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.
Росту популярности кино способствовало появление отечественных
звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь”
(режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые
горы” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о
современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях
революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из
Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о
Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени
относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.
В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его
были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И.
Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова.
Развивались культурные связи с заграницей. В странах Западной Европы и
Америки выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы
МХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных
русских инструментов. Заграничные поездки совершили С. Есенин, В.
Маяковский. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В.
Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б. Пильняка,
И. Бабеля. В работе I и II Всемирных конгрессов писателей в защиту культуры
в 1935 году в Париже и в 1937 году в Валенсии участвовали А. Толстой, Б.
Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов, В. Вишневский, А. Фадеев.
Возобновлялось членство Российской Академии Наук в международных
организациях. Отечественные ученые участвовали в международных
конференциях, в заграничных научных экспедициях. Первым официальным
выступлением ученых Советской России за границей был доклад Н.И. Вавилова и
А.А. Ячевского на международном конгрессе по борьбе с болезнями хлебных
злаков в 1921 году в США. Развертывались совместные научные исследования:
В.И. Вернадский и молодой тогда Д.В. Скобельцин работали в Радиевом
институте в Париже, В.В. Бартольд участвовал в создании Тюркологического
института в Стамбуле, начал выходить “Германо-русский медицинский
журнал”. Широко был отмен 200-летний юбилей Российской Академии Наук. На
юбилейные торжества приехали более 130 ученых из 25 стран.
Однако, усиление командно-административной системы, ужесточение
контроля вело к сужению объема информации, поступающей из-за границы.
Личные контакты с иностранцами и пребывание за границей становились
поводами для незаслуженных обвинений в шпионаже советских граждан.
Ужесточался контроль за выездом ученых и представителей культуры за
границу.

Огромная работа была проведена по ликвидации неграмотности. В 1913
году Ленин писал: “Такой дикой страны, в которой массы народа настолько
были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в
Европе не осталось ни одной, кроме России”.[8] В канун Октябрьской
революции около 68% взрослого населения не умели читать и писать. Особенно
безотрадным было положение деревни, где неграмотные составляли около 80%, а
в национальных районах доля неграмотных достигала 99,5%.
26 декабря 1919 г СНК принял декрет “О ликвидации безграмотности среди
населения РСФСР”, по которому все население от 8 до 50 лет обязано было
обучаться грамоте на родном или русском языке. В декрете предусматривалось
сокращение рабочего дня для обучающихся с сохранением заработной платы,
организация учета неграмотных, предоставление помещений для занятий кружкам
ликбеза, строительство новых школ. В 1920 году была создана Всероссийская
чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности, которая существовала до
1930 года при Наркомпросе РСФСР.
Школа испытывала громадные материальные трудности, особенно в первые
годы НЭПа. 90% школ были переведены с государственного бюджета на местный.
В качестве временной меры в 1922 году в городах и поселках городского типа
была введена плата за обучение, которая устанавливалась в зависимости от
обеспеченности семьи. По мере общего улучшения экономического положения
страны росли государственные ассигнования на образование; получила широкое
распространение шефская помощь предприятий и учреждений школам. Все это
позволило государству в августе 1925 года принять декрет ВЦИК и СНК РСФСР
“О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной
сети”. К 10-летию Октябрьской революции в ряде районов эта задача была
решена. По переписи 1926 года доля грамотного населения выросла вдвое по
сравнению с дореволюционным временем и составила 60,9%. Сохранялся заметный
разрыв по уровню грамотности между городом и деревней – 85 и 55% и между
мужчинами и женщинами – 77,1 и 46,4%.
Повышение образовательного уровня населения оказывало непосредственное
воздействие на процесс демократизации высшей школы. Декрет СНК РСФСР от 2
августа 1918 года “О правилах приема в высшие учебные заведения РСФСР
провозгласил, что каждый, достигший 16 лет, независимо от гражданства и
национальной принадлежности, пола и вероисповедания принимался в вузы без
экзаменов, не требовалось предоставления документа о среднем образовании.
Преимущество при зачислении отдавалось рабочим и беднейшему крестьянству.
Кроме этого, начиная с 1919 г. в стране стали создаваться рабочие
факультеты. В конце восстановительного периода выпускники рабфаков
составляли половину принятых в вузы студентов. К 1927 г. сеть высших
учебных заведений и техникумов РСФСР насчитывала 90 вузов (в 1914 г. – 72
вуза) и 672 техникума (в 1914 г. – 297 технических училищ). К 1930 г.
выросли капитальные ассигнования на школу более чем в 10 раз по сравнению с
1925/26 годом. За этот период отрыто почти 40 тыс. школ. 25 июля 1930 г.
было принято постановление ЦК ВКП(б) “О всеобщем обязательном начальном
обучении”, которое вводилось для детей 8-10 лет в объеме 4-х классов.
К концу 30-х годов тяжелое наследие царизма – массовая безграмотность
– было преодолено. По данным переписи 1939 г., процент грамотных в возрасте
9-49 лет составил по РСФСР 89.7%. Различия между городом и деревней, между
мужчинами и женщинами по уровню грамотности сохранились незначительные.
Так, грамотность мужчин составляла 96 %, женщин – 83,9 %, городского
населения – 94,9 %, сельского – 86,7 %. Однако, еще много неграмотных было
среди населения старше 50 лет.
Большой вклад в организацию народного образования и просвещения, в
развитие педагогики внесли Н.К. Крупская, А.С. Бубнов, талантливые педагоги
А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий.
К концу 30-х годов в СССР насчитывалось более 10 млн. специалистов, в
том числе около 900 тыс. человек с высшим образованием. Инженеров с высшим
образованием было в два раза больше, чем в США. Однако уровень их
квалификации оставался значительно ниже.
В 30-е годы советская наука перешла на плановую систему. Множество
научных учреждений возникло на периферии. Были созданы филиалы Академии
наук в Закавказских республиках, на Урале, Дальнем Востоке, в Казахстане.
Партия требовала, чтобы наука обслуживала практику социалистического
строительства, оказывала непосредственное воздействие на производство,
способствовала укреплению военной мощи страны.
Яркой страницей в летописи советской науки явилось освоение Арктики.
Осенью 1933 года транспортный корабль «Челюскин», на котором находилась
экспедиция во главе с известным ученым О.Ю. Шмидтом, попав в ледовое сжатие
и после почти пятимесячного полярного дрейфа, затонув, раздавленный льдами.
101 человек, из них 10 женщин и двое детей высадились на льдину и
продолжали изучение климата, течений, химии и биологии Чукотского моря. В
апреле 1934 года советские летчики сняли челюскинцев со льдины. За это
летчики первыми в стране получили звание Героя Советского Союза.
С мая 1937 по февраль 1938 года продолжался дрейф на льдине в Северном
Ледовитом океане четверки ученых под руководством И.Д. Папанина.
В 1937 году экипаж летчиков во главе с В.П. Чкаловым совершил первый в
мире беспосадочный перелет через Северный полюс из СССР в США, покрыв свыше
12 тыс. км за 63,5 часа.
Продолжая разработку теории космических полетов К.Э. Циолковский. Была
создана группа изучения реактивного движения (ГИРД), куда входили Ф.А.
Цандер, А.Г. Костиков, создатель первого в мире реактивного оружия,
знаменитой в годы войны «катюши». Летом 1933 группа запустила первую ракету
на жидком топливе. К этому же времени относится начало изучения
стратосферы. 30 сентября 1933 года первый советский стратостат «СССР»
поднялся на высоту 19 км, установив тем самым мировой рекорд. 30 января
1934 года второй советский стратостат «Осоавиахим-1» поднялся на высоту 22
км. Полет закончился трагически – гибелью экипажа.
Серьезный прорыв был осуществлен советскими физиками в области
изучения атомного ядра. Исследования ученых способствовали созданию в
будущем советского атомного оружия и атомных электростанций.
Продолжалась деятельность крупнейшего русского физиолога И.В. Павлова
и его учеников. На основе научных изысканий академика С.В. Лебедева в
Советском Союзе впервые в мире было организовано производство
искусственного каучука. Академиком А.Н. Бахом была создана и успешно
развивалась новая наука – биохимия. Открытия в области астрономии сделал
армянский ученый В.А. Амбарцумян.
Развивалась физическая наука (А.Ф. Иоффе, Д.В. Скобельцин, С.И.
Вавилов, И.Е. Тамм, П. Л. Капица), математика и теоретическая механика
(С.Н. Бернштейн, И.М. Виноградов, С.Л. Соболев), сельскохозяйственная наука
(И.В. Мичурин, Д.Н. Прянишников, Н.И. Вавилов), история (М.Н. Покровский,
Б.Д. Греков, С.В. Бахрушин, М.Н. Тихомиров, М.Н. Дружинин, М.В. Нечкина,
А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, Е.В. Тарле). Гуманитарные науки были
полностью идеализированы, то есть ученые могли писать только то, что
соответствовало марксистко-ленинской идеологии и партийным установкам.
Фактически под запретом находились такие науки как социология, социальная
психология. Разгрому и физическому истреблению подвергалась русская школа
генетики.
Культура СССР шла по своему, особому пути, во многом определенному
Коммунистической партией.

КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
20-30 ГОДОВ
В КУЙБЫШЕВСКОЙ ОБЛАСТИ
Важнейшей задачей была ликвидация неграмотности. Первым губернским
комиссаром просвещения стал педагог-большевик Владимир Аркадьевич Тронин.
Кампания по ликвидацию неграмотности была развернута по всей губернии,
расширялась школьная сеть для детей. В школы был открыт широкий доступ
рабочей и крестьянкой молодежи. Большая забота проявлялась о
распространении образования среди национальных меньшинств. Была решена
задача повсеместного перехода к всеобщему обязательному начальному
обучению, а в городах – к всеобщему семилетнему. Во второй пятилетке в крае
работало 5705 школ, где училось около миллиона детей. Вво

Новинки рефератов ::

Реферат: Прокурор в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)


Реферат: Виды и роль эмоций в жизни человека (Психология)


Реферат: Применение диатомита (Геология)


Реферат: Социологический анализ межнациональных отношений (Социология)


Реферат: Легитимность власти (Политология)


Реферат: А. Н. Островский "Жестокие нравы" (Литература)


Реферат: Социально-психологические детерминанты семейных мифов (Психология)


Реферат: Внешнеполитические предпосылки воссоединения Западной Беларуси в СССР (История)


Реферат: Культура Киевской Руси в IX - первой половине XIII вв. (Искусство и культура)


Реферат: Лечебная физкультура при пиелонефрите (Спорт)


Реферат: Индивидуализация и внутриклассная дифференциация (Педагогика)


Реферат: Педагогическая система К. Д. Ушинского (Педагогика)


Реферат: Понятие личности в психологии (Психология)


Реферат: Автоперевозки (Транспорт)


Реферат: Монтажные работы (Технология)


Реферат: POP ART (Искусство и культура)


Реферат: Модель системы массового обслуживания на Симуле (Компьютеры)


Реферат: Великий вятский изобретатель Роман Костерин (История)


Реферат: Виртуальный измерительный комплекс (Программирование)


Реферат: Афганистан. Неизвестные страницы необъявленной войны (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист