GeoSELECT.ru



Исторические личности / Реферат: Екатерина Вторая (Исторические личности)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Екатерина Вторая (Исторические личности)



МГУС
Институт туризма и гостеприимства



Реферат по истории России

Тема: «Правление Екатерины II»



Выполнила:
студентка гр. Т1-2
Лукина Е.А.

Проверил:
Князьков С.Е.


Москва
2000
Содержание
1. Детство и юность будущей императрицы.
1. Восшествие на престол и начало царствования.
1. Забота о благе страны и народа.
1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
1. Законодательная деятельность.
1. Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.
1. Генеральное межевание 1765 г.
1. Административно-территориальное деление и местное управление.
1. Жалованные грамоты.
2. Внешняя политика
3. Культура и просвещение.
1. Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности.
1. Литература.

Детство и юность будущей императрицы.
Екатерина II, до брака принцесса София Августина Фредерика Ангальт-
Цербстская, родилась 21.04(02.05)1729 г. в немецком приморском городе
Штеттине, умерла 06(17).11.1796 г. в Царском селе (г. Пушкин). Урожденная
Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская происходила из бедного немецкого
княжеского рода.
Ее отец принц Христиан Августин Ангальт-Цербский состоял на прусской службе
и был комендантом, а потом губернатором Штеттина; мать – принцесса Иоганна
Елизавета – происходила из старинного Гольштейн-Готторпского герцогского
дома.
Родители девочки не были счастливы в браке и нередко проводили время
порознь. Отец вместе с армией уезжал воевать против Швеции и Франции на
землях Нидерландов, Северной Германии и Италии. Мать отправлялась в гости к
многочисленной влиятельной родне, иногда вместе с дочерью.
Когда Софии было уже десять лет, ее познакомили с мальчиком по имени Петр
Ульрих. Мать рассказала ей, что Петр Ульрих претендент на престолы России и
Швеции, обладатель наследственных прав на Шлезвиг-Гольштейн, приходится ей
троюродным братом.
Прошло несколько лет, и мать вновь заговорила с ней о странном мальчике по
имени Петр Ульрих. За это время его тетка Елизавета стала русской
императрицей. Она вызвала племянника в Россию и объявила своим наследником
под именем Петра Федоровича. Теперь юноше подыскивали невесту среди дочерей
и сестер европейских герцогов и принцев. Выбор был велик, но приглашение
прибыть в Россию на смотрины получила одна София Августина Фредерика
Ангальт-Цербстская.
В Петербурге София предстала перед императрицей. Елизавете Петровне
понравилась принцесса София, но не понравилась ее мать, принцесса Иоганна.
Поэтому первую она распорядилась «наставлять в православной вере» и обучать
русскому языку, а вторую выслала из России за участие в политических
интригах.
В 1745 г. состоялась свадьба с Петром Федоровичем, накануне которой она
приняла православие и получила новое имя. Отныне Софию стали величать
великой княгиней Екатериной Алексеевной.
Очень скоро юная Екатерина испытала переменчивый нрав императрицы,
неуравновешенность мужа, пренебрежение и коварство окружающих.
В те годы Екатерина много читала. Сначала она увлеклась модными романами,
но ее пытливый ум требовал большего. Она обратилась к произведениям
французских просветителей, трудам историков, естествоиспытателей,
экономистов, правоведов, философов и филологов. Овладев русским языком, она
читала летописи, древние своды законов, жизнеописания великих князей, царей
и отцов Церкви.
В итоге Екатерина II усвоила идеи просветителей об общественном благе как
высшей цели государственного деятеля, о необходимости воспитания и
просвещения подданных, о главенстве законов в обществе.
В 1754 году у Екатерина II родился сын-наследник Павел. Но ребенка взяли от
матери в апартаменты императрицы. Елизавета полагала, что лишь она сможет
воспитать его разумно и достойно.

Восшествие на престол и начало царствования.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол
вступил Петр III.
Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли,
целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным
честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную
женщину”. Она могла подавлять свои эмоции в угоду развитому рационализму.
Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.
Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в
итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 г. в России был совершен
переворот в пользу Екатерины.
28.06.1762 от лица Екатерина II был составлен манифест, говорящий о
причинах переворота, о возникшей угрозе целостности отечества. 29.06.1762
Петр III подписал манифест о своем отречении. Новой императрице с
готовностью присягнули не только полки гвардии, но и Сенат и Синод. Однако,
среди противников Петра III были влиятельные люди, которые считали более
справедливым возвести на трон малолетнего Павла, а Екатерина II позволить
править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать
Императорский совет, ограничивающий власть императрицы. Это не входило в
планы Екатерина II Чтобы заставить всех признать законность своей власти
она решила как можно скорее короноваться в Москве. Церемония была совершена
22.09.1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было
предложено богатое угощение. С первых дней царствования Екатерина II
хотела быть популярной в самых широких массах народа, она демонстративно
посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.
В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения
на троне, проявляя при этом крайнюю осмотрительность. Решая судьбу
фаворитов и фавориток предшествующего царствования Екатерина II проявила
великодушие и снисходительность. Она прилагала все усилия, чтобы не
оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще
Елизавете Петровне, так и молодых своих соратников, которые рвались к
управлению государством, не имея опыта и знаний. В итоге многие
действительно талантливые и полезные государству люди остались на своих
прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она
понимала, что ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.

Забота о благе страны и народа.
Сразу после воцарения Екатерина II была заметна кипучая деятельность в
государственном организме. При этом во всех отношениях выказывалось личное
участие императрицы в решении всевозможных вопросов.
С момента восшествия на престол и до коронации Екатерина II участвовала в
15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1763 году Сенат был реформирован:
он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и
под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом
контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной
инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной
инициативы, она фактически перешла к императрице.

Смерть Иоанна Антоновича (05.07.1764) избавила Екатерина II от страха за
будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено
реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления,
появились замыслы реализовать новшества. Екатерина II принадлежала к числу
тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать,
но и управлять.
Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо
копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового
политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для
реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного
гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое
государственное хозяйство, господствовало крепостное право.
Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы
России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало
царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный
Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого
времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в
нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые
доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили,
одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми,
способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был
открыт в Петербурге.
Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица
должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого
правила.
Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась
набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных,
которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви.
Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом
убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь
православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить
спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю
Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям
были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Интересна история с секуляризацией, начатой Петром III. Сначала Екатерина
II отменила секуляризацию, а затем была создана Комиссия, высказавшая
единодушное мнение о необходимости секуляризации. Указом от 26.02. 1764
монастырские, архиерейские и церковные вотчины с населявшими их крестьянами
передавались в Коллегию экономии. Все повинности крестьян заменялись
денежным оброком из общей суммы которого )( 1/3 передавались на содержание
церковных институтов (монастырей и пр.).
Секуляризация имела важные следствия. Она лишила духовенство экономической
мощи. Теперь монастыри, епархии, рядовые монахи полностью зависели от
государства. Кроме того, были облегчены условия жизни крестьян, ранее
принадлежавших духовным помещикам. Это связано с заменой барщины оброком,
что представляло крестьянам больше самостоятельности и развивало их
хозяйственную инициативу. Крестьяне восприняли секуляризацию за благо и
прекратили неповиновение.
Екатерина II был подтвержден указ Петра III об упразднении Тайной розыскных
дел канцелярии, которая, собственно, умирала сама собой. Однако орган такой
остался, Тайную канцелярию заменили Тайные экспедиции при Сенате в столице
и при сенатской конторе в Москве. Екатерина II вывела Тайную экспедицию из
ведения Сената и подчинила ее генерал-прокурору.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма.
Смысл просвещенного абсолютизма состоит в политике следования идеям
Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые
наиболее устаревшие феодальные институты (а иногда делавшие шаг в сторону
буржуазного развития). Мысль о государстве с просвещенным монархом,
способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах,
получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях
разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада,
распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.
Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма в России приобрело
характер целостной государственно-политической реформы, в ходе которой
сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.
При этом для социально-правовой политики было характерно сословное
размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя
политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями
предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами,
выдающимися военными событиями и значительными территориальными
присоединениями. Это связано с деятельностью крупных государственных и
военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А.
Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама
Екатерина II активно участвовала в государственной жизни. Жажда власти и
славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II
по своей классовой направленности была дворянской. В 60-е годы Екатерина II
прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной фразой (что
характерно для просвещенного абсолютизма). Эту же цель преследовали
оживленные сношения ее с Вольтером и французскими энциклопедистами и щедрые
денежные подношения им.
Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так: “1.
Нужно просвещать нацию, которой должен управлять. 2. Нужно ввести добрый
порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать
законы. 3. Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию. 4. Нужно
способствовать расцвету государства и сделать его изобильным. 5. Нужно
сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям”. В
реальной жизни декларации императрицы часто расходились с делами.


Законодательная деятельность.
Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним из
существенных недостатков русской жизни является устарелость
законодательства: сборник законов (Соборное Уложение 1649 г.) был издан при
Алексее Михайловиче, а жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости.
Императрица видела необходимость большой работы по собранию и пересмотру
законов. Екатерина II решила составить новое Уложение. Она читала множество
сочинений иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Свое
внимание императрица сосредоточила на новейших сочинениях по теории права.
Первым из них был труд французского просветителя Ш. Л. Монтескье «О духе
законов». В нем автор изложил теорию возникновения законов под влиянием
естественных и социальных условий. Законы должны быть согласованы с
потребностями страны, с понятиями и обычаями народа. Другим источником был
трактат «О преступлениях и наказаниях» Ч. Беккариа. Он выступал с
решительным протестом против суровых норм средневекового законодательства.
Опираясь на сочинения Монтескье и Беккариа, Екатерина II приступила к
формулированию общих принципов будущего свода законов Российской империи.
Они были изданы под названием “Наказ императрицы Екатерины II, данный
Комиссии для составления проекта нового Уложения”. Над “Наказом” Екатерина
II трудилась более двух лет. В “Наказе” она говорит о государстве, законах,
наказаниях, производстве суда, воспитании и прочих вопросах. “Наказ”
показывал и знание дела, и любовь к людям. Императрица хотела внести в
законодательство больше мягкости и уважения к человеку. “Наказ” был
встречен везде с восторгом. В частности, Екатерина II требовала смягчения
наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения суть средства
укротительные и могущие воздержать множество преступлений”. Также она
потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое тело.
Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку вредной,
так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не
совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и
избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей.
“Лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно
мудрое изречение: “гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их
наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чтили законы и стремились
к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать
людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите предупредить
преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми.
Также Екатерина II казалось необходимым предоставить дворянству и
городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении
крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не
состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с
крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не
заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она
распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать
свободу.
Создание этой Комиссии было одним из важнейших начинаний Екатерина II. В
соответствии с манифестом, опубликованным 14 декабря 1766 г., в Москве
собрались представители всех сословий (за исключением помещичьих крестьян)
для сочинения проекта нового Уложения. Комиссия должна была сообщить
правительству о нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты
новых, лучших законов.
Комиссия была открыта торжественно летом 1767 года самой Екатерина II в
Москве, в Грановитой Палате. Было собрано 567 депутатов: от дворянства (от
каждого уезда), купечества, государственных крестьян, а также оседлых
инородцев.
Комиссия разделилась на 19 комитетов, которые должны были заниматься
различными отраслями законодательства. Дирекционная – во главе с генерал-
прокурором и председателем-маршалом руководила всей Комиссией. Вскоре
обнаружилось, что многие депутаты не понимают того, для чего они призваны,
и хотя депутаты относились к делу серьезно, работы шли весьма медленно.
Бывали случаи, что общее собрание, не кончив рассмотрение одного вопроса,
переходило к другому. Дело, порученное Комиссии, было большое и сложное, и
приобрести соответствующие навыки было не так легко. Екатерина II перевела
Комиссию в Петербург, однако и в Петербурге за год Комиссия не только не
приступила к составлению нового Уложения, но даже не разработала ни одного
его отдела. Екатерина II была этим недовольна. Многие депутаты из дворян в
1768 году должны были отправиться на войну с турками. Екатерина II объявила
о закрытии общих собраний Комиссии. Но отдельные комитеты продолжали работу
еще несколько лет.
Можно сказать, что деятельность Комиссии об Уложении закончилась провалом.
Комиссия преподнесла Екатерине II предметный урок о невозможности
реализации теоретических построений европейских философов на русской почве.
Шанс, который история давала России, не был и не мог быть реализован.
Роспуск Уложенной Комиссии стал для Екатерины II прощанием с иллюзиями в
области внутренней политики.
Тем не менее, хотя Комиссия не составила Уложения, но зато она ознакомила
Императрицу с нуждами страны. Пользуясь трудами комиссии Екатерина II
издала много важных законов. Сама Екатерина II писала, что она “получила
свет и сведения о всей Империи, с кем дело иметь, и о ком пещись должно”.
Теперь она могла действовать вполне сознательно и определенно.

Предотвращение “оскудения” дворянства. Вольное экономическое общество.
В 1765 году в интересах дворянства было учреждено Вольное экономическое
общество. Одно из старейших в мире и первое в России экономическое общество
(вольное - формально независимое от правительственных ведомств) было
учреждено в Петербурге крупными землевладельцами, стремившимися в условиях
роста рынка и торгового земледелия рационализировать сельское хозяйство,
повысить производительность крепостного труда. Основание ВЭО было одним из
проявлений политики просвещенного абсолютизма. ВЭО начало деятельность
объявлением конкурсных задач, изданием “Трудов ВЭО” (1766-1915, более 280
томов) и приложений к ним. Первый конкурс был объявлен по инициативе самой
императрицы в 1766 году: “В чем состоит собственность земледельца
(крестьянина) в земле ли его, которую он обрабатывает, или в движимости и
какое он право на то и другое для пользы общенародной иметь должен?”. Из
160 ответов русских и иностранных авторов наиболее прогрессивным было
сочинение правоведа А.Я. Поленова, критиковавшего крепостничество. Ответ
вызвал недовольство конкурсного комитета ВЭО и напечатан не был. До 1861
года было объявлено 243 конкурсные задачи социально-экономического и научно-
хозяйственного характера. Социально-экономические вопросы касались трех
проблем: 1) земельной собственности и крепостных отношений, 2)
сравнительной выгодности барщины и оброка, 3) применение наемного труда в
сельском хозяйстве.
Деятельность ВЭО способствовала внедрению новых сельскохозяйственных
культур, новых видов сельского хозяйства, развитию экономических отношений.
В области промышленности и торговли Екатерина II (указом 1767 года и
манифестом 1775 года) провозгласила принцип свободы предпринимательской
деятельности, что было выгодно в первую очередь дворянству: оно обладало
крепостными трудовыми ресурсами, имело дешевое сырье, получало субсидии от
государственных и сословных кредитных учреждений. Дворянство, в том числе и
среднее, встало на путь крепостнического предпринимательства - стало расти
число вотчинных мануфактур. Рост крестьянских мануфактур также оказался на
руку дворянству, так как многие крестьяне предприниматели были крепостными.
Наконец, уход оброчных крестьян в город на заработки также был удобен
помещику, стремившемуся получить больше наличных денег. Капиталистических,
то есть основанных на наемном труде, предприятий было немного, да и наемные
рабочие зачастую были лично не свободными, а крепостными крестьянами на
заработках. Абсолютно преобладающими были формы промышленности, основанные
на различных видах подневольного труда. В начале царствования Екатерина II
в России было 655 промышленных предприятий, к концу - 2294.

Генеральное межевание.
В 1765 году получило свое продолжение Государственное межевание начатое еще
в 1754 году Елизаветой Петровной. Для упорядочения помещичьего
землевладения было необходимо точно определить границы земельных владений
отдельных лиц, крестьянских общин, городов, церквей и других собственников
земли. Генеральное межевание было вызвано частыми земельными спорами.
Проверка старинных владельческих прав вызывала у дворянства упорное
сопротивление, поскольку в собственности помещиков к середине XVIII века
находились многочисленные самовольно захваченные казенные земли.
Генеральному межеванию предшествовали создание 05.03. 1765 Комиссии о
генеральном межевании и затем издание Манифеста 19.09. 1765 с приложенными
к нему “генеральными правилами”. По манифесту правительство подарило
помещикам огромный фонд земель, насчитывающий около 70 млн. десятин (около
70 млн. га). Фактические владения помещиков на 1765 год манифест объявлял
узаконенными при отсутствии спора по ним. (Число споров о генеральном
межевании ничтожно - около 10% всех “дач”). В 1766 году на основе
“генеральных правил” были изданы инструкции для землемеров и межевых
губернских канцелярий и провинциальных контор. В процессе генерального
межевания земли приписывались не к владельцам, а к городам и селам.
Инструкции подробно регламентировали условия отвода земель различным
категориям населения и учреждениям. Составлялись планы отдельных земельных
“дач” в масштабе 100 саженей в дюйме (1:8400), которые затем сводились в
генеральные уездные планы в масштабе 1 верста в дюйме (1:42000). Специфика
генерального межевания состояла в том, что в основу конфигурации того или
иного владения были положены границы старинных писцовых “дач”. Из-за этого
в рамках “дачи” нередко находились владения нескольких лиц либо совместные
владения помещика и государственных крестьян. Генеральному межеванию
сопутствовала распродажа по дешевым ценам незанятых казенных земель.
Особенно большой размах это приняло в южных черноземных и степных районах в
ущерб кочевому и полукочевому населению. Типичный феодальный характер
генерального межевания проявился в отношении к городским земельным
владениям и захватам. За каждую застроенную сажень выгонной земли,
закрепленной последними писцовыми описаниями, город платил штрафы.
Генеральное межевание сопровождалось грандиозным хищением земель
однодворцев, государственных крестьян, ясачных народов и др. Генеральное
межевание было всеимперским и обязательным для землевладельцев. Оно
сопровождалось изучением хозяйственного состояния страны. Все планы
содержали “экономические примечания” (о числе душ, об оброке и барщине, о
качестве земель и лесов, о промыслах и промышленных предприятиях, о
памятных местах и пр.). Уникальная коллекция планов и карт генерального
межевания включает около 200 тысяч единиц хранения. К специальным планам
прилагались полевая записка землемера, полевой журнал и межевая книга.
Итоги генерального межевания до Октябрьской революции оставались основой
гражданско-правовых отношений в сфере земельного права в России.

Усиление крепостнического гнета и продолжительные войны легли тяжелым
бременем на народные массы, и нараставшее крестьянское движение переросло в
Крестьянскую войну под предводительством Е.И. Пугачева 1773-75 гг.
Подавление восстания определило переход Екатерины II к политике открытой
реакции. Если в первые годы царствования Екатерина II проводила либеральную
политику, то после Крестьянской войны был взят курс на усиление диктатуры
дворянства. На смену периоду политической романтики пришел период
политического реализма. Русско-турецкая война (1768-76 гг.) стала удобным
поводом приостановки внутренних преобразований, а Пугачевщина подействовала
отрезвляюще, что дало возможность выработать новую тактику. Начинается
золотой век русского дворянства. Удовлетворение именно дворянских интересов
выходит для Екатерины II на первый план.

Административно-территориальное деление и местное управление.
В 1775 году чтобы легче было управлять государством Екатерина II издала
Учреждение для управления губерний, укрепившее бюрократический аппарат
власти на местах и увеличив количество губерний до 50. На губернию - не
более 400 тысяч жителей. Несколько губерний составляли наместничество.
Губернаторы и наместники избирались самой Екатериной II из русских вельмож.
Они действовали по ее указам. Помощниками губернатора были вице-губернатор,
два губернских советника и губернский прокурор. Это губернское правление и
ведало всеми делами. Государственными доходами ведала Казенная Палата
(доходы и расходы казны, казенное имущество, откупа, монополии и т.д.).
Возглавлял Казенную палату вице-губернатор. Губернский прокурор ведал всеми
судебными учреждениями. В городах вводилась должность городничего,
назначаемого правительством. Губерния делилась на уезды. Многие большие
села были обращены в уездные города. В уезде власть принадлежала
избираемому дворянским собранием капитан-исправнику. В каждом уездном
городе учрежден суд. В губернском городе - высший суд. Обвиненный мог
принести жалобу и в Сенат. Чтобы удобнее было вносить подати, в каждом
уездном городе было открыто Казначейство.
Создана была система сословного суда: для каждого сословия (дворян,
горожан, государственных крестьян) свои особые судебные учреждения. В
некоторых из них вводился принцип выборных судебных заседателей.
Центр тяжести в управлении перемещался на места. Отпала необходимость в
ряде коллегий - они были упразднены; остались Военная, Морская, Иностранная
и Коммерц-коллегии.
Созданная губернской реформой 1775 года система местного управления
сохранилась до 1864 года, а введенное ею административно-территориальное
деление - до Октябрьской революции.

Жалованные грамоты.
В целях оформления сословных привилегий дворянства в 1785 году вышла
Жалованная грамота дворянству. “Грамота на права вольности и преимущества
благородного российского дворянства” представляла собой свод дворянских
привилегий, оформленный законодательным актом Екатерины II от 21.04. 1785
года. При Петре I дворянство несло пожизненную военную и другую службу
государству, но уже при Анне Иоанновне оказалось возможным ограничить эту
службу 25 годами. Дворяне получили возможность начинать службу не с
рядового или простого матроса, а с офицера, пройдя дворянскую военную
школу. Петр III издал указ о вольности дворянства, дающий право служить или
не служить, но действие этого указа было приостановлено. Теперь же,
подтверждалась свобода дворян от обязательной службы. Полное освобождение
дворянства имело смысл по нескольким причинам: 1) имелось достаточное
количество подготовленных людей, сведущих в разных делах военного и
гражданского управления; 2) сами дворяне сознавали необходимость службы
государству и считали за честь проливать кровь за отечество; 3) когда
дворяне были всю жизнь оторваны от земель хозяйства приходили в упадок, что
пагубно сказывалось на экономике страны. Теперь многие из них могли сами
управлять своими крестьянами. И отношение к крестьянам со стороны хозяина
было куда лучше, нежели чем со стороны случайного управляющего. Помещик был
заинтересован в том, чтобы его крестьяне не были разорены. Жалованной
грамотой дворянство признавалось первенствующим сословием в государстве и
освобождалось от уплаты податей, их нельзя было подвергнуть телесному
наказанию, судить мог только дворянский суд. Лишь дворяне имели право
владеть землей и крепостными крестьянами, они также владели недрами в своих
имениях, могли заниматься торговлей и устраивать заводы, дома их были
свободны от постоя войск, имения не подлежали конфискации. Дворянство
получило право на самоуправление, составило “дворянское общество”, органом
которого являлось дворянское собрание, созываемое каждые три года в
губернии и уезде, избиравшее губернских и уездных предводителей дворянства,
судебных заседателей и капитан-исправников, возглавлявших уездную
администрацию. Этой жалованной грамотой дворянство призывалось к широкому
участию в местном управлении. При Екатерине II дворяне занимали должности
местной исполнительной и судебной власти. Жалованная грамота дворянству
должна была упрочить положение дворянства и закрепить его привилегии.
Содействовала большей консолидации господствующего класса. Действие ее было
распространено также на дворян Прибалтики, Украины, Белоруссии и Дона.
Жалованная грамота дворянству свидетельствовала о стремлении российского
абсолютизма укрепить свою социальную опору в обстановке обострения
классовых противоречий. Дворянство превращалось в политически
господствующее сословие в государстве.
Наряду с Жалованной грамотой дворянству 21.04. 1785 увидела свет Жалованная
грамота городам. Этот законодательный акт Екатерина II учреждал новые
выборные городские учреждения, несколько расширяя круг избирателей.
Горожане были поделены на шесть разрядов по имущественным и социальным
признакам: “настоящие городские обыватели” - владельцы недвижимости из
дворян, чиновников, духовенства; купцы трех гильдий; ремесленники,
записанные в цехи; иностранцы и иногородние; “именитые граждане”;
“посадские”, т.е. все прочие граждане, кормящиеся в городе промыслом или
рукоделием. Эти разряды по Жалованной грамоте городам получили основы
самоуправления, в известном смысле аналогичные основам Жалованной грамоты
дворянству. Раз в три года созывалось собрание “градского общества”, в
которое входили лишь наиболее состоятельные горожане. Постоянным городским
учреждением была “общая градская дума”, состоящая из городского головы и
шести гласных. Судебными выборными учреждениями в городах являлись
магистраты. Однако привилегии горожан на фоне дворянской вседозволенности
оказались неощутимыми, органы городского самоуправления жестко
контролировались царской администрацией - попытка заложить основы
буржуазного сословия не удалась.
Помимо Жалованной грамоты дворянству и Жалованной грамоты городам Екатерина
II разрабатывала и Жалованную грамоту крестьянству (она адресовалась только
к государственным крестьянам). “Сельское положение” было вполне законченным
проектом. Он не противоречил “Наказу”. Однако этот проект не был воплощен в
жизнь.
Во все время царствования Екатерины II идет обсуждение того, как облегчить
участь крепостных. Сама императрица была противницей крепостного права.
Она, в начале царствования, мечтала освободить крестьян от крепостной
зависимости. Сделать этого она не могла, во-первых, потому, что не
встретила сочувствия среди многих приближенных, а во-вторых, потому, что
взгляды самой Екатерины II изменились после Пугачевского бунта.

Внешняя политика.
Правительство Екатерины II продолжило борьбу за выход Росси к Черному морю.
Однако у стремление России не устраивало Францию и Турцию. Первая желала
сосредоточить в своих руках всю восточную торговлю. Вторая усматривала для
себя серьезную опасность в продвижении России на юг. Не осталась в стороне
и Англия, которой усиление в Причерноморье помешало бы в достижении
собственных интересов на Балканах. Все это в конце концов привело к двум
продолжительным и кровопролитным войнам России и Турции (1768-1774 гг.,
1787 –1791 гг.), из которых Россия вышла победительницей. Российская
империя присоединила к собственным территориям все Северное Причерноморье.
Крымское ханство, получившее в 1774 г. политическую независимость от
Турции, в 1783 г. вошло в состав России. В странах, подвластных Османской
империи, были открыты русские консульства, турецкое правительство
гарантировало свободу вероисповедания христианской религии в своих
владениях. Но главное – Россия получила выход к Черному морю и избавилась
от постоянной угрозы нападения крымцев, за спиной которых стояла Турция.

Культура и просвещение.
В увлечении науками и изящными искусствами проявлялась еще одна сторона
многогранной натуры императрицы. Екатерина II занималась
коллекционированием: покупала библиотеки, графические и нумизматические
собрания, коллекции живописи и скульптуры. Среди известных приобретений
Екатерина II – библиотеки Дидро и Вольтера, живописные собрания таких
меценатов, как Брюль в Дрездене и Кроза в Париже, куда входили шедевры
Рафаэля, Рембрандта, Пуассена,Ван Дейки, Рубенса и других. Екатериной II
был основан Эрмитаж – богатейшее собрание художественных коллекций при
дворце.
Царствование Екатерины II отмечено широкими просветительскими
преобразованиями. Заботами императрицы утверждаются институты, кадетские
корпуса и воспитательные дома. Но главной заслугой Екатерина II в этой
области можно считать первый опыт создания в России системы общего
начального образования, не ограниченного сословными преградами (за
исключением крепостных крестьян). Императрица велела открывать училища
всюду: в губернских городах возникают главные, а в уездных - малые народные
училища. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. В Екатеринославле,
Пензе, Чернигове и Пскове при содействии общественности предполагалось
учредить университеты.
Здравоохранение тоже привлекало внимание Екатерины. Примечательно и то, что
при Екатерине II организация врачебной помощи населению возлагалась на
власти. Каждый город обязан был иметь больницу и аптеку, где больным
предлагались не те лекарства, которые дешевле, а те, которые назначал врач.
Страшным бедствием для жителей России оставались эпидемии оспы, и Екатерина
II собственным примером положила начало проведению вакцинации, которая
затем по Указу стала обязательной.
Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в
Москве за год умерло 50 тысяч человек. Неграмотный народ не соблюдал
элементарных карантинных правил. Тогда в Москву были посланы опытные
начальники. Приняты были строгие меры. Зараза ослабла. Для пострадавшего
народа были сделаны облегчения: устроили приют для сирот, дали работу
бедным, стали покупать в казну изделия ремесленников, не имевших
покупателей.

Окончательный отказ императрицы от мечтаний юности.
Нарастание революционного движения в Европе и рост передовой общественной
мысли в России обусловили обострение реакционного курса, направляемого
лично Екатериной II (сыскная канцелярия С.И. Шешковского), и особенно
усиление идеологической борьбы: как покушение на принцип самодержавия и
монархии Екатерина II расценила книгу А.Н. Радищева “Путешествие из
Петербурга в Москву” (1790). Антикрепостнические взгляды автора не
шокировали императрицу, но его антимонархизм и республиканизм показались
очень опасными, особенно на фоне начавшейся во Франции революции. Радищев
был охарактеризован как “бунтовщик хуже Пугачева”, приговорен сначала к
смертной казни, а затем “прощен” - на 10 лет сослан в Илимский острог в
Сибирь. Книга была конфискована и уничтожена.
Сложно однозначно оценить итоги царствования Екатерины II. Многие ее
начинания внешне эффектные, задумывавшиеся с широким размахом, приводили к
скромному результату или давали не ожидаемый и часто ошибочный результат.
Можно также сказать, что Е. просто воплощала в жизнь изменения, диктуемые
временем, продолжала политику, намеченную в предыдущие царствования. Или
признать в ней первостепенного исторического деятеля, сделавшего второй,
после Петра I, шаг по пути европеизации страны, и первый - по пути
реформирования ее в либерально-просветительском духе.

Список использованной литературы:

1. Павленко Н. И. “Екатерина Великая”, – М.: Молодая гвардия, 1999.
2. Энциклопедия для детей (История России, 5 том), – М.: Аванта+, 1997.
1. Борзаковский П. “Императрица Екатерина Вторая Великая”, - М.: Панорама,
1991.
1. Брикнер А. “История Екатерины Второй”, - М.: Современник, 1991.




Реферат на тему: Екатерина Вторая

Екатерина родилась 21 апреля 1729 года. Отец её, принц Христиан-
Август Ангольт-Цербстский, был младшим братом немецкого владетельного
князя. Принц Христиан-Август был очень беден, и ему пришлось служить.
Прусский король Фридрих Великий дал ему место губернатора Померании. Женой
принца Христиана стала урождённая Иоанна-Елисавета Гольштейн-Готторпская
Принц нежно любил свою жену и дочь, был образцовым семьянином, управлял
Померанской провинцией и командовал пехотным Ангальт-Цербстским пехотным
полком. Жили родители будущей императрицы бедно, в обыкновенном доме а не
во дворце. Известно, из записок Екатерины, что родители дали ей
образование: у неё в детстве была гувернантка, француженка Кардель ,и два
учителя: капеллан Перо и преподаватель чистописания Лоран. Учили её и
музыке - немец Религ давал ей уроки на клавесине .Благодаря своей
гувернантке Екатерина II познакомилась с Расином , Корнелем , Мольером ;
учитель немецкого языка Ватер старался внушить ей любовь к немецкой
литературе.
Мать Софьи-Августы-Фредерики-Эмилии (полное имя Екатерины) гордилась
своим родством с русским императорским домом. Её двоюродный брат , принц
Гольштейн-Готторпский был женат на родной сестре императрицы Елизаветы
Петровны , Анне Петровне. А родной брат её , принц Карл-Август ,епископ
Любский , был женихом Елизаветы Петровны , с которым её помолвили при жизни
ее матери , императрицы Екатерины I ( второй жены Петра I).Елизавета
Петровна страстно любила своего жениха , но он заболел незадолго до свадьбы
и умер , к безграничному отчаянию своей невесты ,
которая всю жизнь с тоской вспоминала о нём. По всем этим причинам
Гольштейн-Готторпский дом был особенно мил сердцу Елизаветы Петровны.
Вступив на престол и сослав маленького царя Иоанна Антоновича
Браунивейгского с родителями в Архангельскую губернию , Елизавета Петровна
сейчас же выписала своего племянника принца Карла-Ульрика , окрестила его в
православную веру, нарекла Петром и назначила наследником престола.
Цесаревич вырос и императрица пожелала женить его . Прусский король
выдвинул первой кандидаткой принцессу Фредерику -Амалию Ангальт-Цербскую.
Петру сватали дочь польского короля Марианну и одну из французских
принцесс. Но Фридрих Великий не хотел союза русского царского дома с
Саксонией и Польшей.
Кроме того цесаревич пережил очень тяжелую драму ,он любил фрейлину
Лопухину ,мать которой была глубоко ненавистна Елизавете. Маленькая
принцесса София -Фредерика сразу внушила ему отвращение,но Софии было
безразлично любит её Петр или нет .Она хотела быть русской царицей.
9 февраля 1739 года мать с дочерью прибыли в Москву .
К Софии приставили двух учителей : Симеона Полоцкого ,для обучения её
Закону Божию и Ададурова ,преподавателя русского языка. У Софии оказались
блестящие способности. Она жадно училась по -русски , по латыни , читала
Тацита , Вольтера , Дидро , наблюдая , в то же время придворную жизнь. В 16
лет София вышла замуж за Петра. Екатерина приехала в Россию ,имея ,всего 3
платья и полдюжины рубах и столько же носовых платков .Теперь она зажила с
необыкновенной роскошью. Елизавета подарила ей огромную сумму денег в
личное пользование ,отвела роскошные апартаменты и назначила к принцессе
Екатерине пышную свиту статс-дам и камергеров. Наследница престола
научилась сорить русскими деньгами, считая Россию и русскую казну своей
личной собственностью. Она наделала много долгов, отправляя деньги матери
.Мать Екатерины была выслана из России Елизаветой за то, что она вздумала
управлять Россией по указке Фридриха Великого .Елизавета запретила
Екатерине переписку с родными. Все иностранцы ,окружавшие Екатерину и
Петра были отправлены в Германию. Екатерина внушала Елизавете сильные
опасения своим честолюбием, она уже в ранней молодости начала мечтать о
захвате власти. Елизавета приняла меры ,она боялась популярности
Екатерины. Екатерина с её умом и образованием была опасной соперницей
.Елизавета всегда боялась дворцового переворота ,подобно тому, который был
ей устроен. Екатерину окружили преданные Елизавете шпионы чисто русского
происхождения .Но Екатерина сумела купить их сердца ,научившись от лакеев
народным пословицам и выражениям, которыми так любила щеголять .Эта
народность сделала её потом популярной среди преображенцев и семеновцев. В
1754 г. у Екатерины родился сын Павел . Павел был похож на своего отца,
хотя до сих пор точно не установлено его происхождение. Воспитанием Павла
занялась сама Елизавета .Екатерина перестала играть важную роль .Она дала
России наследника престола и была предоставлена сама себе. Екатерина же не
хотела быть в стороне от дел . Она продолжала заниматься политикой
.Благодаря помощи Бестужева Екатерина вела тайную переписку с родными,
пыталась возобновить договор русского двора с Англией . Но прусский король
добился того, что английского посла отозвали, но Екатерина начала выдавать
английскому посланнику государственные тайны (договоры России с
иностранными державами).Елизавета ,узнав об этом, обвинила Екатерину в
государственной измене .Екатерина с трудом вымолила у неё прощения,
английский посол Вильямс, был отозван в Англию. На Россию во Франции
смотрели как на Варварскую страну, которой можно управлять и понукать и
желание русского правительства иметь решающий голос в Европе, казался
странным, Россия лишь при Петре Первом выступила на путь цивилизации, ей
было всего 30 лет. Елизавета всегда уступала всем требованиям Западной
Европы. Екатерина в данной ситуации заявила канцлеру Бестужеву, что Россия
теряет свое влияние ,уступая всем требованиям Запада. По её мнению ,великая
и сильная держава должна предъявлять требования, а не рабски исполнять все
,чего требует западная указка. Елизавета согласилась с доводами Екатерины.
В первый раз Франция получила сильный отпор и увидела, что шутить с Россией
не стоит .Во Франции были очень недовольны переменой .Раньше министры
России угодливо слушались Францию ,а теперь появилась молодая женщина и
всему мешает .Уже в это время Екатерина проявила себя государственным
деятелем ,укрепив авторитеты безопасности Российского государства.
Елизавета оценила её твердый ум и гордость и часто прибегала к её советам в
Европейской политике. Все министры начали считаться с великой княгиней
,больше чем с наследником престола. И сам Петр Федорович видел в ней свою
опору. Во всех затруднительных случаях он спрашивал у жены ,как выйти из
положения ,однако учитывая их супружеские отношения, Петр ,затаил жажду
мести за обиженное мужское самолюбие и до смерти Елизаветы Петровны ,он
открыто говорил, что жена будет отправлена в монастырь, по восшествии его
на престол.
Между тем на западе происходили важные события .Бестужев вовлек Россию в
войну с Пруссией по указанию Франции. Прусский король одержал победу.
Екатерина во время войны вела переписку с Фридрихом и её обвинили в том
,что она приказала генералу Апраксину не наступать на прусские войска, а
дать Фридриху оправиться от поражения при Мемеле. В 1757 году Бестужев был
арестован и выслан. Екатерине грозил развод и высылка в Германию. Но
Екатерина выиграла и в этот раз. У Екатерины образовалась сильная партия
при дворе - Екатерина Воронцова- Дашкова и всесильный канцлер Панин
,сменивший Бестужева-Рюмина, высланного из Петербурга.
В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета и Петр, сын старшей
дочери Петра Первого Анны и герцога Голштейн-Готторопского Карла-Фридриха,
взошел на престол. Петр говорил, что «не рожден для России, что он не
пригоден русским и русские непригодны ему и убежден ,что он погибнет в
России.»Незнание России ,презрение к ней ,стремление уйти из неё
голштейнские симпатии и отсутствие зрелой личности ,отличали будущего
русского императора .Канцлер Бестужев серьезно думал о том ,чтобы устранить
Петра от власти, возвести на престол Екатерину или её сына Павла Петровича
,причем мать Екатерина получила бы права регентши.
Теперь кратко рассмотрим важнейшие мероприятия Петра и причины прихода к
власти Екатерины.
Во внутренней политике
1. 25 января 1762 года в Сенате был подписан Указ «О возвращении опальных
людей».
2.Была упразднена тайная канцелярия ,наводившая ужас на Россию.
3.Произведено изъятие владений у православного духовенства.(Закрытие
домовых церквей ,уничтожение икон в церквях).
4.Был отменен Указ Петра Великого « От обязательной службы
дворянства».»Дворянам службу продолжать по своей воле, сколько и где
пожелают».

Уже при Елизавете дворянство становится привилегированным классом, получив
имущественные права ,каких не имели другие общественные классы,
освобождая его от личной государственной службы ,Петр Третий создает
личные привилегии ,чуждые другим классам . Ко времени Екатерины Второй
,таким образом дворянство ,делается уже вполне привилегированным
сословием. Но оно не имеет внутренней организации- до сих пор ему
организацию давала сама служба по полкам ,его соединяли служебные связи
,теперь организация должна была потерять свою прежнюю роль, ибо дворянство
усиленно уходило из службы в деревню и нуждалось в новой организации -
сословной .Её дала дворянству Екатерина Вторая.

5. Петр Третий усилил строгости в армии, которые повторились потом при
его внуке Николае Павловиче .За малейшие провинности ,солдата били палками,
давали по 2000-3000 ударов .Петр подражал Фридриху и его прусской
дисциплине ;подражал рабски, слепо.


Во внешней политике .
1.Прекратил войну с Пруссией .Войска вернулись в Россию и заключили
с Пруссией сепаратный мир .Австрия ,Испания, Франция были поражены такими
действиями союзника. Петр приобрел сильнейших врагов в лице союзных
королей и посланников .Все это было на руку Екатерине . «Управлять- значит
предвидеть» ,говорила Екатерина .А Петр не умел предвидеть. Он не только не
умел предвидеть ,но и не видел ничего .Нерешительность и медлительность
погубила Петра. Деятельность и личность Петра вызывали народное
негодование. Ропот был «всенародным».Все хотели перемены на престоле и
говорили об этом открыто .Петр ко всему относился легко. Это и помогло
развитию заговора ,который созрел по обычаю восемнадцатого века, при дворе
и в гвардии.
Руководил заговором не Шувалов и заговор был не в пользу Иоанна Антоновича
.О существовании заговора знали самые высокопоставленные лица при
Петре(генерал -прокурор Глебов ,начальник полиции Корф, Кирилл Разумовский
,дипломат Н.И. Панин и др.) но они не предали заговорщиков ,хотя и не
пристали к ним прямо .Однако в минуту переворота ,начатого молодежью
,вельможи прямо стали на сторону Екатерины и подготовили ей быстрый и
решительный успех. Они следили за развитием заговора через таких лиц, как
Е.Р .Дашкова, рожденная Воронцова. По мужу принадлежала к кругу
гвардейского офицерства ,по отцовской семье она была близка к кругу
вельмож и служила связью между обоими кругами заговорщиков. Младший круг
заговорщиков группировался вокруг семейства Орловых .Екатерина в лице
Григория Орлова и его четырех братьев имела сильных приверженцев, которые
завоевали ей симпатии всех гвардейских полков, забитых палками Петра
Третьего. Ласковое женское владычество «матушек-цариц»,представлялось
гвардейцам более желанным, они с восторгом согласились возвести Екатерину
на престол. Панин и княжна Дашкова ,также были сторонниками скорейшего
переворота .Хотя Панин желал лишь регентства Екатерины. В заговоре самое
широкое участие принял французский посол барон де Бретель. Екатерине нужны
были деньги ,чтобы подкупить солдат и офицеров. Петр ограничивал её в
средствах. Французский посол предложил ей неограниченный кредит. Чтобы
привлечь на свою сторону русский народ и духовенство, она ежедневно ездила
в церковь в траурном платье ,служила панихиды по Елизавете и выполняла все
обряды православия .Хотя в тесном кругу называла их языческими и удивлялась
их «дикости».В день переворота Екатерина появилась среди гвардейцев .Петр
находился в Ориенбауме. Офицер Перфильев выдал ему заговор ,был арестован
поручик Пассек, ярый сторонник Екатерины. Петра лишили престола в день его
рождения .Узнав ,что Екатерина провозгласила себя императрицей ,он поплыл в
Кронштадт ,но его намерения укрепиться в Кронштадте провалились .Измученный
Петр отбыл в Ориенбаум (ныне Ломоносов)Он был жалок ,несчастен, беспомощен.
Все его оставили. Войска его ненавидели ,и он не был опасен для владычества
Екатерины .Но Екатерина не желала, чтобы Петр оставался в живых .Она умела
предвидеть и знала, что народ никогда не бывает доволен своими правителями.
А недовольные всегда могли воспользоваться Петром Третьим для своих целей.
Петр прислал своей жене письмо ,умолял отпустить его в Голщтению .Но для
него уже был готов каземат ,рядом с темницей несчастного императора Иоанна
Антоновича. По настоянию Екатерины , Петр подписал отречение и его под
сильным конвоем отправили в Ропщу. Алексей Орлов затеял с императором
ссору, но Пётр не отвечал. Орлов ударил императора, заговорщики набросились
на Петра. Князь Барятинский пронзил императора сзади кинжалом , раненого
его продолжали бить и душить. Так закончилось время Петра и наступила эпоха
Екатерины Великой. Как говорили современники «Маленькая немецкая княжна
захватила корону и немецкого принца». Она получила престол , свободу.
Екатерина ,чтобы оправдать свой поступок выпускает манифест. Манифест был
опубликован только спустя несколько дней ,именно 6 июля .В манифесте
Екатерина не поскупилась на краски до того , что потом, в 1797 году он был
изъят из обращения. В манифесте было сказано ,что политика Петра была не
православна и не национальна ,и доказывалось это очень пространно. «Не
имели Мы намерения, ни желания таким способом воцариться ,каковым Бог, по
неведомым Его Промыслам, нам определил Престол Отечества Российский
восприять» . «Вступление наше на императорский престол есть доказательство
той истины, что де действует нелицемерные сердца , там рука Божия
предводительствует». «Бывший император волею Божией внезапно скончался от
геморроидального припадка и прежестокой боли в кишках». И вот ,как раз в те
дни ,когда манифест был опубликован и Петербург его, читал ,пришло известие
о смерти Петра. Приказано было устроить ему пристойные похороны , но без
оказания царских почестей.(Он был похоронен в Невском монастыре , а не в
Петропавловской крепости.)
Екатерина торжествовала и крепко держала в руках запачканный кровью Петра
Третьего скипетр. Павел Петрович случайно отыскал письмо Алексея Орлова к
Екатерине из Ропщи. Павел сжег это письмо, была сохранена копия этого
письма ,снятая Ф. Ростопчиным . Исторические источники преподносят этот
факт по разному .В одних говорится , что император Павел имел возможность
убедиться ,что ответственность за этот несчастный случай совсем не лежит на
памяти Екатерины ,по другим Павел никогда не простил матери этой ужасной
минуты ,когда она свергла мужа и захватила трон сына.
Так началось самодержавие Екатерины Второй. Не все, кто хотел её власти
,думали о её самодержавии, был возможен и другой исход переворота-
воцарение Павла и регентство его матери. Но Екатерина была провозглашена
императрицей в Казанском соборе ранее , чем вопрос о её регентстве мог быть
поднят сторонниками этой комбинации.

Вступление Екатерины на престол имеет много общего с вступлением на престол
Елизаветы в 1741году. Политика Екатерины была национальной и
благоприятной дворянству. Правительство Елизаветы отличалось разумностью,
гуманностью, благоговением к памяти Петра Великого ,но оно не имело своей
программы, и действовало по началам Петра. Правительство Екатерины ,умной
,талантливой императрицы ,использовало старые образцы правления, но и вело
государство вперед по собственной программе ,которую приобрело мало -по
малу по указаниям практики и отвлеченных теорий ,усвоенных императрицей .В
этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была
система в управлении, и поэтому случайные лица ,фавориты ,менее отражались
на ходе государственных дел, чем это при Елизавете ,хотя фавориты Екатерины
были очень заметны не только деятельностью и силой влияния ,но даже
капризами и злоупотреблениями.
Приведем список известных фаворитов Екатерины Второй :

Этот список был составлен русским историком, специалистом по
екатерининской эпохе Я. Л. Барсковым .

1752-1754г. С. В. Салтыков . Дипломат .Посланник в Гамбурге, Париже,
Дрездене. Первым поручением С. В. Салтыкова стала миссия в Стокгольм- с
известием о рождении великого князя Павла Петровича, отцом которого ,по
преданию, является он сам.

1756-1758г. С. Понятовский . Польско- саксонский посол в России. С помощью
Екатерины и при поддержке прусского короля Фридриха Второго в 1764 году
стал королем Польши. Все годы правления в своей политике ориентировался на
Россию .Что стало одной из причин его отречения от престола в 1795г.

1761-1772г. Г. .Г .Орлов Был внуком бунтовщика-стрельца, помилованного
Петром Великим за бесстрашие .Активнейший участник дворцового переворота в
1762году. Григорий Орлов в качестве фаворита получил звание сенатора
,графа ,генерал -адъютанта. Играл значительную роль в создании Вольного
экономического общества. Был его президентом .В 1771году руководил
подавлением «чумного бунта»в Москве .С 1772г.утрачивает свое влияние при
дворе и в 1775 году выходит в отставку .Потемкин вручил Орлову
императорский указ ,где ему предписывалось безвыездно жить в Гатчине под
охраной ,впредь до особых новых распоряжений императрицы.

1772-1774г.А.С.Васильчиков .Бедный офицер .Были пожалованы Екатериной
титулы : граф, камергер. Получил звания кавалера ордена святого Александра
Невского и стал владельцем огромных имений и сотен тысяч крестьянских душ
.Был выслал из Петербурга в Москву .

1774-1776г.Г.А.Потемкин.Сын смоленского дворянина ,в 1762г. среди
заговорщиков , после чего становится подпоручиком гвардии. Участвует в
русско-турецкой войне ( 1768-1774) и получает звание генерала .Затем вице-
президент Военной коллегии ,граф ,генерал-фельдмаршал, шеф регулярных
войск. Ближайший помощник императрицы в проведении политики укрепления
абсолютистского государства, формирования системы Стародубского повета,
начал карьеру на посту секретной «просвещенной монархии». Организатор
подавления пугачевского бунта и инициатор ликвидации Запорожской Сечи.
Обладал огромной властью ,будучи губернатором Новоророссийской ,Азовской
,Астраханской губерний, князем Священной Римской империи, светлейшим
князем Таврическим ) этот титул получил за присоединение в 1783 году Крыма
к России.) Способствовал освоению северного Причерноморья , строительству
Херсона ,Николаева и Севастополя ,Екатеринослава .Был организатором
строительства военного и торгового флотов на Черном море .Крупный
дипломат.

1776-1777г. П.В. Завадовский . Сын казака канцелярии при штабе П.А.
Румянцева -Задунайского во время русско- турецкой войны 1768-1774г.Был
представлен императрице как автор донесений и докладов по делам Малороссии.
Возвышение Завадовского пошло так быстро ,что в нем видели даже соперника
Потемкина .Хотя фаворитом был недолго, это обеспечило ему сановно-
бюрократическую карьеру . Завадовский управлял Дворянским и Ассигнационным
банками ,был директором Пажеского корпуса .А при учреждении министерств в
1802 году стал министром народного просвещения.

1777-1778г.С.Г.Зорич Племянник акушерки ,отравившей невестку Екатерины. Это
был пустой, ветреный мот и игрок. При этом он не был верен Екатерине .Был
выслан из Петербурга в Крым, к Потемкину.

1778-1779г.И.Н.Корсаков .Майор .Далее флигель-адъютант.

1780-1784г.А.Д.Ланской .Это единственный из фаворитов ,который не
вмешивался в политику и отказывался от влияния ,чинов ,и орденов, хотя
Екатерина вынудила его принять от неё графский титул, огромные земли
,десятки тысяч крестьян и чин флигель-адъютанта. Екатерина хотела выйти за
него замуж и объявила об этом Панину и Потемкину .В 1784 году был отравлен
по приказу Потемкина

1785-1786г.А.П.Ермолов .Офицер, адъютант Потемкина ,флигель -адъютант.
Получил 100 тысяч рублей и был выслал из Петербурга ,как все временные
фавориты.

1786-1789г. А.М .Мамонов .Офицер ,адъютант Потемкина .Приобрел огромное
влияние на внутреннюю и внешнюю политику .Был награжден орденом Александра
Невского ,осыпанным стотысячными бриллиантами, двумя высшими польскими
орденами.

1789-1796г. П.А. Зубов .Последний фаворит Екатерины Второй .Ничем не
проявил себя на посту генерал -губернатора Новороссии и в должности
главнокомандующего Черноморским флотом. Императрица подарила ему огромные
поместья и пожаловала титул светлейшего князя.

Отныне фаворитизм сделался в России правительственным учреждением, как во
Франции при Людовике XIV, XV
,а фавориты, живя с императрицей ,признавались людьми, служившими отечеству
и престолу.
Во-первых ,,многие из них были способными людьми, как Панин, Потемкин
,Безбородко, Зорич. Во-вторых, они услаждали досуги своей государыни,
подавая ей силу для новых трудов .Так смотрела на дело сама Екатерина.

Английский посланник Гаррис и Кастера ,известный историк ,вычислили ,во
что, обошлись России фавориты Екатерины Второй .Наличными деньгами они
получили от неё более 100 миллионов рублей .При тогдашнем русском бюджете
,не превышавшим 80 миллионов в год ,это была огромная сумма. Стоимость
принадлежащих фаворитам земель была не менее огромна .Кроме того в подарок
входили крестьяне, дворцы, много драгоценностей ,посуды.
Вообще фаворитизм в России считался стихийным бедствием ,которое разоряло
всю страну и тормозило её развитие. Деньги ,которые должны были идти на
образование народа, развития искусства ,ремесел и промышленности ,на
открытие школ, уходили на личные удовольствия фаворитов и уплывали в их
бездонные карманы.



Первое время правления.
Первые годы правления Екатерины были для неё трудным временем .Сама она не
знала текущих государственных дел и не имела помощников .П.И. Шувалов умер,
из всех других вельмож она доверяла графу Никите Ивановичу Панину. Он был
дипломатом при Елизавете (послом в Швеции ,воспитывал великого князя Павла
Петровича). Панин заведовал внешними делами России. Екатерина советовалась
с Бестужевым - Рюминым, возвращенным ею из ссылки. Но она мечтала о
помощниках в лице тех людей ,которые возвели её на престол, т.е. младших
вожаков но она понимала ,что они пока не имели ни знаний ,ни способностей
к управлению.Так ,Екатерина, не имея годных к власти надежных людей ,не
могла ни на кого опереться. Она была одинока и это замечали даже
иностранные послы. Французский посол Бретейль писал:”В больших собраниях
при дворе любопытно было наблюдать тяжелую заботу ,с какой императрица
старается понравиться всем ,свободу и надоедливость ,с какими все толкуют
ей о своих делах и о своих мнениях....
Значит ,сильно же чувствует она свою зависимость ,чтобы переносить
это.”Это свободное обращение придворной среды было очень тяжело для
Екатерины, но пресечь его она не могла ,потому что не имела верных друзей,
боялась за свою власть и чувствовала ,что сохранить её она может только
любовью двора и подданных .Она и употребляла все средства ,чтобы по
выражению английского посла Букингама ,приобрести доверие и любовь
подданных. У Екатерины действительно были опасения за свою власть. Она
утвердила указ Петра об отнятии церковных имуществ. Духовенство было ею
недовольно. Духовенство имело огромное влияние на народ, который также был
недоволен царицей .Недовольно было и высшее дворянство.
В 1764 году был раскрыт заговор ,против императрицы, в пользу Иоанна
Антоновича, который ещё при Елизавете был заключен в Шлиссербургскую
крепость ,в свои 20 лет он мог говорить только ограниченное число слов ,его
не выпускали на прогулки, единственным занятием в камере этого молодого
человека была игра с материнскими драгоценностями.
В 1762 году .Екатерина решила выйти замуж за Иоанна Антоновича .Она
говорила “Я заглажу причиненную ему несправедливость”, и русский народ
,желающий бедного заключенного царя ,будет меня боготворить. Но посетив
крепость и увидев ,бледного страдальца, без вины виноватого ребенка
,которого замучили только потому, что Анна Леопольдовна,его мать
,вздумала оставить ему ,едва он родился свой окровавленный трон ; Екатерина
сказала: ”Нет я не могу выйти за него ...Это ужасно. .Несчастный принц...Он
ни в чем не был виноват”.Но че

Новинки рефератов ::

Реферат: Теория администрации Анри Файоля; школа поведенческих наук (Менеджмент)


Реферат: Монтажные работы (Технология)


Реферат: Право граждан на отпуск и гарантии его реализации (Трудовое право)


Реферат: Экономика производства кормовых культур в полевых условиях (Сельское хозяйство)


Реферат: Развитие комбикормовой промышленности (Ботаника)


Реферат: Князь Ярослав Мудрый (Исторические личности)


Реферат: Учет прибылей и убытков (Бухгалтерский учет)


Реферат: Иисус Христос: жизнь, судьба, учение, мысли (Исторические личности)


Реферат: Страхование строительства (Страхование)


Реферат: Средневековое китайское искусство (Искусство и культура)


Реферат: Синтез и анализ аналоговых и цифровых регуляторов (Кибернетика)


Реферат: Розрахунки й оптимізація характеристик систем електрозв’язку. (Расчёты и оптимизация характеристик систем электросвязи) (Радиоэлектроника)


Реферат: Политический строй и государственное устройство КНР (Государство и право)


Реферат: Проблемы педагогики (Педагогика)


Реферат: Химия вокруг нас (Химия)


Реферат: Институт уполномоченного по правам человека в РФ (Право)


Реферат: Компьютерные преступления (Право)


Реферат: Отряд стрекозы (Биология)


Реферат: Наследование по завещанию (Право)


Реферат: Инновационный проект по организационной структуре управления в фирме "Мебель" (Менеджмент)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист