GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Изобразительное искусство республиканского Рима (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Изобразительное искусство республиканского Рима (Искусство и культура)



Введение

К концу VI в. до н.э. Рим, история которого началась с небольшой
родовой общины на Тибре, стал аристократической республикой.
Республиканский период явился временем становления римской культуры.
В IV-III вв. до н. э. Рим сумел подчинить себе весь Апеннинский
полуостров, в III-II вв. римляне разбили Карфаген, завоевали Грецию и все
Восточное Средиземноморье. Завоеватели и солдаты, римляне создали мощное
военно-административное государство, ввели твердую упорядоченность в свой
быт, напоминавший быт казармы. Постоянный приток рабов из пленных давал
дешевую рабочую силу. Римская республика патрициев и плебеев превратилась
очень скоро в могущественную рабовладельческую державу древнего мира. Но на
протяжении всей истории существования Римскую республику сотрясали
восстания рабов, гражданские войны, борьба за власть, что и привело к
падению республики и возникновению империи.
Римляне, как греки и этруски, были язычниками. Но их религия, а отсюда
и художественная фантазия была прозаичнее греческой, их мировосприятие -
более практичным и трезвым. От этрусков они заимствовали многие религиозные
представления и обычаи, более суровые, чем греческие, а также некоторые
основы строительной техники. Уже в эпоху республики римляне создали свой
прекрасный театр, острую комедию, мемуарную литературу, строгие
исторические сочинения, выработали кодекс законов (римское право явилось
основой всей европейской юриспруденции). После завоевания Римом Греции
началось более тесное знакомство с греческим искусством, которое римляне
почитали за образец.
Во II в. до н. э. греческий язык стал обычным в высшем обществе.
Произведения греческого искусства, прекрасные греческие статуи заполнили
общественные здания Рима, жилые дома, загородные виллы. Тогда и появилось
помимо подлинников много копий с прославленных греческих произведений
Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Но поэтического
вдохновения греческого искусства, самого отношения к художнику как
избраннику богов, наделивших его талантом, в Риме не было никогда. Римское
искусство всегда было более утилитарным.
Утилитарность мышления римлян сказалась и в архитектуре. Вслед за
этрусками римляне построили прежде всего прекрасные дороги. По древнейшей
из них, Аппиевой (ее строительство в IVв. до н. э. начал Аппий Клавдий),
римские легионеры шли на завоевание государств Средиземноморья.
С конца I в. до н.э. с угасанием эллинистических государств ведущее
значение в античном мире приобретает римское искусство. Впитав в себя
многое из достижений культуры и искусства Греции, оно воплотило их в
художественной практике колоссальной римской державы. В основе римской
художественной культуры лежат точность и историзм мышления, далекие от
возвышенной поэтики мифотворчества греков.
Практический склад римской культуры сказывается во всем - в
прагматичном стиле их мышления, в нормативном представлении о
целесообразном миропорядке, в скрупулёзности римского права, в тяготении к
точным историческим фактам, в примитивной конкретности религиозных
представлений, в суровости прозы как формы литературы, главенствующей в
римской культуре.
Хронологические рамки древнеримской культуры охватывают почти
тысячелетие. Начало римского искусства относится к периоду Республики -
конец V - конец I вв. до н.э. Оно достигло своего наивысшего расцвета в так
называемую эпоху Римской империи - конец I в. до н.э. - V в. н.э.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и
пестротой форм. В ней отразились черты, свойственные искусству покоренных
римлянами народов, которые нередко стояли на более высоком культурном
уровне. Римское искусство сложилось на основе сложного взаимопроникновения
самобытного искусства италийских племен и народов, среди которых особое
место занимали этруски, обладатели высокоразвитой самобытной и древней
художественной культуры. Именно этруски познакомили римлян с искусством
градостроения, настенной монументальной живописью, скульптурным и
живописным портретом. Большой вклад в формирование римской культуры внесли
греческие колонисты Южной Италии и Сицилии, никогда не порывавшие
культурных связей с метрополией. Именно греческая архитектура и греческие
ордерные системы и принципы декора перерабатывались римлянами.
Не меньшее значение позже приобрело для римской культуры и
эллинистической искусство, склонное к грандиозности и масштабности. Вбирая
разнообразные и наиболее ценные для него элементы римская художественная
культура сохраняла, тем не менее свою самобытность и оригинальность.
Особенности исторического развития определили важнейшие отличия
искусства римского от греческого. В художественном наследии Рима едва ли не
первое место завоевал скульптурный портрет, к котором проявился особый
интерес к проблеме личности и ее судьбе, представление о конкретно-
историческом характере рядового человека - гражданина римского государства,
сознающего свое значение как самоценной личности.
Целью нашей работы является познать – каково оно искусство Римской
Республики. Для этого рассмотрим скульптуру, архитектуру, изобразительное
искусство.
Множество источников помогут нам в этой задаче. Так прежде всего
«История искусств» под редакцией А. Воротникова, О. Горшковоза, О. Еркина.
Также «История культуры Древнего Рима и Греции» перевод с польского В. К.
Ронина.



1. Архитектура в период Римской республики

Состояние римской архитектуры было тесно связано с усложнением
общественных отношений, развитием урбанизма, ростом потребностей городского
населения; оно находилось под греческим и этрусским влиянием. Ранний город
строился без плана, беспорядочно, имел узкие и кривые улицы, примитивные
жилища из дерева и сырцового кирпича. Крупными общественными зданиями были
лишь храмы, например храм Юпитера на Капитолийском холме, построенный в VI
в. до и. э., небольшой храм Весты на форуме. Внутри города сохранились
пустыри и незастроенные участки, дома знати окружали сады. Сточные канавы
сначала были открытыми, но затем их перекрыли деревянным настилом, а
позднее и каменным сводом.
«Пожар Рима после взятия его галлами в начале IV в. до н. э. уничтожил
большую часть городских зданий. После пожара Рим застраивался стихийно,
сохранив основные линии прежних улиц и площадей. Разросшийся город был
обнесен новыми, так называемыми Сервиевыми стенами, представлявшими
замечательное сооружение. Они состояли из главной наружной стены и
опиравшегося на нее мощного земляного вала, который со стороны города был
подперт другой, менее высокой стеной. Наружный панцирь был сложен из
массивных квадратных блоков» [3, с. 237].
Рост населения Рима привел к застройке пустырей, к уплотнению
построек. Некоторые улицы были вымощены булыжником. Была реконструирована
старая система клоак (канализация). Растущее население требовало хорошей
воды, для подведения которой были построены два водопровода, прорытые под
землей, длиной в несколько десятков километров.
Новый этап городского строительства начался со II в. до н. э.:
застраиваются не только пустыри, но и свалки, городская земля поднимается в
цене. Вместо примитивных жилищ из сырца и дерева возникают в I в. до н. э.
многоэтажные дома, виллы знати, построенные из обожженного кирпича и бетона
и даже из мрамора. Несколько новых водопроводов подводят за много
километров хорошую питьевую воду. Благоустраивается центр города - римский
форум, он расширяется, вокруг него строят новые общественные здания и
храмы, портики его мостят плиткой. Появляются новые типы общественных
зданий. Очень плотная застройка городской территории, скученность и теснота
не могли не вызвать необходимости в специальных зеленых зонах – парках,
расположенных на окраинах города. Так появились роскошные сады Саллюстия и
Лукулла. Город был разбит на кварталы, кварталы группировались в районы.
«В результате римских завоеваний разного рода богатства потекли в Рим
и италийские города. Это вызвало подъем римской архитектуры. Римляне
стремились подчеркнуть в своих зданиях и архитектурных сооружениях идею
силы, мощи и величия, которые подавляют человека. Отсюда родилась любовь
римских архитекторов к монументальности и масштабности их сооружений,
которые поражают воображение своими размерами. Другой особенностью римской
архитектуры является стремление к пышной отделке зданий, богатому
декоративному убранству, ко множеству украшений, больший (чем у греков)
интерес к утилитарным сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не
храмовых комплексов, а зданий и сооружений для практических нужд (мосты,
акведуки, театры, амфитеатры, термы). Римские архитекторы разработали новые
конструктивные принципы, в частности широко применяли арки, своды и купола,
наряду с колоннами использовали столбы и пилястры» [1, с. 32].
В отличие от греческих архитекторов, которые составляли план зданий,
не следуя сухой геометрии его разных частей, римляне исходили из строгой
симметрии. Они широко применяли греческие ордера - дорический, ионический и
коринфский, причем самым излюбленным был у них пышный коринфский ордер. В
отличие от греческой классической архитектуры, в
которой ордера представляли собой органическое сочетание декоративного
убранства с конструкцией здания, римляне использовали греческие ордера лишь
как декоративный, украшательный элемент. Однако римляне развили ордерную
систему и создали собственные ордера, отличающиеся от греческих. Такими
ордерами был композитный, т. е. представляющий соединение элементов всех
греческих ордеров в одном, ордер и так называемая ордерная аркада, т. е.
совокупность арок, опирающихся на столбы или колонны.
«Римская архитектура в IV-I вв. до н. э. прошла два периода своего
развития. Первый период охватывает IV-III вв. до н. э., когда Рим был
относительно бедным и небольшим городом. Римская архитектура этого времени
развивалась под сильным влиянием этрусской архитектуры: например, формы
римского раннего храма и его декоративные убранства, применение арки и
свода были заимствованы от этрусков. Ведущим типом сооружений являются
военно-инженерные (оборонительные стены, например стена Сервия, построенная
в IV в. до н. э.; некоторые части стены восходят к VI в. до н. э.) и
гражданские (первые водопроводы и дороги - конец IV в. до н.э.). Второй
период (II-I вв. до н.э.) характеризуется широким применением бетона и
сводчатых конструкций. Появляются новые типы зданий, например базилики, где
совершались торговые сделки и вершился суд (первая базилика построена во II
в. до н. э.), амфитеатры, где давались гладиаторские бои и бои со зверями,
цирки, где происходили ристания колесниц, термы - сложный комплекс банных
помещений, библиотеки, места для игр, для прогулок, окруженные парком.
Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка.
Потребности торговли вызвали к жизни строительство складов (например,
громадный портик Эмилиев - II в. до н. э.), специальных рыночных помещений»
[2, с. 41].
Появились здания для нужд управления: канцелярии, архивы (центральный
сенатский архив Табулярий был построен в 80-х годах I в. до н. э.),
судебные помещения. Завоевание Италии и Средиземноморья вызвало к жизни
интенсивную по стройку постоянных военных лагерей, многослойных дорог,
опоясывающих всю Италию и продолженных в провинции.
«Нужды растущего городского населения приводят к совершенствованию
канализации и постройке новых водопроводов, подводящих воду в Рим за
несколько десятков километров. Рим в I в. до н. э. превращается в мегаполис
с почти миллионным населением, многоэтажными домами, плотно застроенный
многочисленными зданиями общественного назначения, живущий напряженной,
нервной жизнью» [2, с. 67].
Не только Рим, но и небольшие города (например, Помпеи) превращаются в
I в. до н. э. в благоустроенные культурные центры с разнообразными
зданиями, прекрасными площадями, мощеными улицами, каменным театром и
амфитеатром, цирком, многочисленными лавками и тавернами.
В этот период складываются основные типы римской архитектуры.
Суровая простота жизненного уклада в условиях постоянных войн нашла
отражение в конструктивной логике монументальных инженерных сооружений. В
них раньше всего проявилось своеобразие римского искусства. В первую
очередь следует упомянуть о древних оборонительных стенах Рима, которые
отличаются особой грандиозностью, будучи выложены из камней больших
размеров. Их постройка относится к VI в. до н.э.
Особое место занимали римские дороги, которые были вымощены камнем и
сохранились до нашего времени. Первой из сети дорог, позднее покрывших всю
Италию, была так называемая Аппиева дорога, построенная в IV-III вв. до
н.э.

В республиканскую эпоху начинается постройка мощных мостов и
акведуков, своеобразных водопроводов, подающих воду в Рим и другие города
Италии. Так, акведук Аппия Клавдия был построен в 311 г. до н.э. и
протяжённость его составляла 16.5 км.
Столкновение с греческим искусством привело к некоторым изменениям в
римской архитектуре. Проявилось это в первую очередь в обращении к ордерной
системе. Однако в то время как в греческой архитектуре ордер играл
конструктивную роль, в Риме он использовался главным образом в декоративных
целях. Опорные функции в римской архитектуре выполняла обычно стена.
Большое место поэтому принадлежало арке, опиравшейся на массивные столбы.
Колонны не могли нести на себе нагрузку многоэтажных сооружений со
сводчатыми и купольными перекрытиями и лишь в аркадах сохраняли свою
конструктивную роль. Причём, чаще всего здесь применялись заимствованный у
греков пышный коринфский ордер, а также так называемый тосканский, который
считался строгим и был унаследован римлянами у этрусков.
Основным типом общественного здания в республиканскую эпоху являлся
храм. Он сложился постепенно в результате скрещивания преобладающих
местных, италийско-этрусских традиций с греческими, приспособленными к
местным условиям. Строились как четырёхугольные, так и круглые в плане
храмы с входом лишь с главного фасада.

Своеобразие римской архитектуры сказалось в создании нового типа
частного жилого дома богатых римских граждан. Римские особняки - это
большей частью одноэтажные дома, в которых уютность быта сочеталась с
приспособленностью к деловой жизни.
Дом состоял из официальных парадных и хозяйственных помещений, которые
окружали центральное или так называемый атриум, а также открытого двора,
характерного для греческого дома.
Атриум освещался прямоугольным отверстием в перекрытии. По скатам
крыши через это отверстие дождевая вода стекала в расположенный под ним
мраморный бассейн.
[pic]
Рис. 9 Атриум
Замкнутые глухими стенами, римские дома внутри были украшены
красочными росписями, мраморной мозаичной скульптурой и цветниками.
[pic]
Рис. 10 Украшения в доме.


Рис. 11 Украшения на стенах в доме.

В следующей главе подробнее рассмотрим искусство декоративной росписи
в эпоху Римской республики.



Список используемой литературы


1. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
2. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
3. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.


2. Декоративные росписи

Начав покорять мир, римляне знакомились со все новыми способами
украшательства домов и храмов, в том числе с фресковой живописью.
«Что касается живописи римлян, то самый ранний фрагмент росписи,
уцелевший до наших дней, датирован 3 в. до н. э. Речь идет о детали фрески
из гробницы, открытой на холме Эсквилин в Риме. Роспись, скомпонованная в
три яруса, представляла сцену битвы (с крепостной стеной и вождями
враждующих племен). Стоит признать, что работа не поражает виртуозностью
исполнения, однако это вовсе не умаляет ее исторической ценности. От более
ранней римской живописи сохранялись только письменные рассказы, из которых
известно, что в конце 4 в. до н.э. в Риме жил популярный живописец Фабий,
покрывший фресками стены храма богини Спасения. не особо изощряясь,
граждане Вечного города (так станут называть Рим впоследствии) дали Фабию
прозвище «Пиктор», что как раз и означает «живописец»» [2, с. 156].
Владел кистью и известный трагический поэт середины 2 в. до н. э.
Паукувий, расписавший храм на Бычьем форуме.
Захватив греческие полисы, римляне свезли себе в город чуть ли не все
произведения искусства, какие им удалось погрузить на корабли. Кроме, того,
они понаделали со скульптур Лисиппа, Праксителя, Скопаса и других греческих
мастеров более или менее удачные копии а также попробовали сами создавать
кое-что подобное.
«С перенесением акцента на интерьер и появлением парадных комнат в
римских домах и виллах на основе греческой традиции разрабатывается система
высокохудожественных стенных росписей. С традициями эллинистических фресок
тесно связан первый римский стиль живописи – так называемый помпейский,
изученный по фрескам обнаруженных в раскопанных археологами провинциальных
Помпеях и в других городах Кампании (II-I вв. до н. э.). Помпейские росписи
уцелели благодаря тому, что во время сильного извержения вулкана Везувий
(79 г. н. э.) толстый слой вулканического пепла засыпал Помпеи вместе с
домами и виллами, а в некоторых случаях даже и с жителями» [3, с. 245].
В доме Саллюстия в Помпеях сохранился прием росписи стен, получивший
название в науке «первый помпейский стиль». Возник он как подражание
станковой живописи, из желания создать впечатление развешенных по стенам
картин. Суть его заключается в том, что все архитектурные детали стены
сначала лепятся на поверхность стены объемно из штукатурки (карнизы,
квадраты облицовки, цоколь и другие детали), а потом еще и расписываются.
Помпейские росписи знакомят нас с основными чертами античной фрески.
Римляне применяли росписи также и для украшения фасадов, используя их как
вывески торговых помещений или ремесленных мастерских. Первый стиль -
инкрустационный, был распространён во II в. до н.э. и до 80-х годов до н.
э. после чего его сменил так называемый «второй стиль».
«С 80-х гг. до 20-х гг. до н.э. применялся второй из помпейских стилей
- архитектурно-перспективный. Стены оставались гладкими и расчленялись
живописно-иллюзорными, расписанными колоннами, карнизами, нишами и
портиками. Интерьер приобретал нарядность благодаря тому, что между
колоннами часто размещали большие многофигурные композиции на
мифологические сюжеты. Стены покрывались также изображениями перспективно
переданных улиц, площадей, храмов, садов, сельских равнин и гор. Это
позволяло римлянам как бы расширять внутреннее пространство помещений.
Второй стиль отличался от первого полным отсутствием лепных украшений. В
оформлении стен вводятся настоящие живописные картины. Привычка копировать
греков оказалась такой сильной, что чаще всего римские живописцы лишь
повторяют произведения греческих классических или эллинистических
художников. Эллинистический пейзаж со множеством фигур на тему «Одиссеи»
сохранился на стенах дома богатого римлянина (понятное дело, что бедные
римляне на стены картин не заказывали) на холме Эсквилин. Что до портретных
аллегорических изображений, то их можно видеть на вилле в Боскореале
(середина I в. до н. э.), а также на стенах помпейских вилл, среди которой
самой знаменитой считается «Вилла мистерии»» [1, с. 324].
«Вилла мистерий», насчитывает 60 комнат, получила свое название по
росписи стен одного из залов. Считается, что образом для подражания
римскому художнику послужила греческая композиция, иллюстрирующая праздник
(мистерию) в честь Диониса и Ариадны. Особенно живописно выглядят крылатая
богиня с хлыстом в руке, обнаженная танцовщица и коленопреклоненная девушка
(весьма вероятно, что хлыст предназначается именно для нее), припавшая к
креслу женщины властного облика.

[pic]

Рис. 12. Участница мистерий и танцовщица. Деталь росписи виллы
Мистерий. Фреска.
[pic]
Рис. 13 Декоративные росписи

«Третий стиль - ориентализирующий - больше характерен для периода
империи. В противоположность некоторой пышности второго стиля, этот стиль
отличает строгость, изящество и чувство композиции. Иногда, посредством
воспроизведения какой-нибудь знаменитой картины известного мастера,
выделяется центральное поле стены. Орнамент в виде тонких колонн, гирлянд
из цветов подчёркивает уют комнаты» [4, с. 345].
«Четвёртый или декоративный стиль распространяется с середины I в.
н.э. Своей пышностью и декоративностью он продолжает традиции второго
стиля. Вместе с тем, богатство орнаментальных мотивов напоминает росписи
третьего стиля» [1, с. 34].
[pic]
Рис. 14 Декоративные росписи

Помпейские росписи сыграли важную роль в дальнейшем развитии
декоративного искусства Западной Европы.


1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 1995
2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.


3. Скульптура

По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом,
который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного
им же храма Юпитера на Капитолии. Первой бронзовой скульптурой была статуя
богини плодородия Цереры, отлитая в начале V в. до н. э. С IV в. до н. э.
начинают ставить статуи римским магистратам и даже частным лицам. Многие
римляне стремились поставить статуи себе или своим предкам на форуме. Во II
в. до н. э. форум был настолько загроможден бронзовыми статуями, что было
принято специальное решение, по которому многие из них были сняты.
Бронзовые статуи, как правило, отливались в раннюю эпоху этрусскими
мастерами, а начиная со II в. до н. э.- греческими скульпторами. Массовое
производство статуй не способствовало созданию подлинно художественных
произведений, да римляне к этому и не стремились. Для них самым важным в
статуе представлялось портретное сходство с оригиналом. Статуя должна была
прославить данного человека, его потомков, и поэтому было важно, чтобы
изображенное лицо не спутали с кем-нибудь другим.
«Появлению первых скульптурных портретов римляне обязаны культу
предков, который был среди них весьма распространен. Каждый уважающий себя
римлянин стремился иметь в специальном шкафчике, помещавшемся рядом с
домашним алтарем, бюст уважаемого прадедушки, а еще лучше, целую галерею
скульптурных портретов представителей своего семейства, по преимуществу
покойных. Спрос, естественно, породил предложение, однако мастерство
древнеримских скульпторов в тот момент оставляло желать лучшего. Дело в
том, что римляне, заказывая бюст предка (обычно только что скончавшегося
почтенного пожилого мужчины), неукоснительно и с завидной настойчивостью
требовали от мастера соблюдения единственного правила – бюст должен быть
как можно более похож на оригинал» [1, с. 145].
Соблюсти это условие оказалось, судя по всему не так уж просто: и
греки, и этруски предпочитали изображать какой-нибудь обобщенный тип
красоты, не особо заботясь о детальном сходстве. Поэтому учиться римским
скульпторам было, в общем-то, не у кого. Однако они нашли выход!
Промаявшись какое-то время с капризными заказчиками, римские мастера начали
просто снимать со своих моделей гипсовые маски (понятное дело, посмертные),
по которым специально обученный раб и изготавливал точно повторяющие их
мраморные бюсты. Естественно подобная технология не прибавляла изображению
жизненности, зато досконально передавала портретные особенности.
[pic]

Рис. 15 Римлянин с изображением предков


Снятые с умерших восковые (или гипсовые) маски, которые затем
хранились в главной комнате (tablinum) римского дома. Эти маски выносились
из дома во время торжественных празднеств, и чем больше было таких масок,
тем знатнее считался род. При скульптурных работах мастера, видимо, широко
использовали эти восковые маски.
«Восковые (гипсовые) маски, снятые с лиц умерших членов рода, украшали
атриумы, их выставляли на семейных торжествах, в них выступали актеры,
сопровождавшие похоронные процессии. Позднее эта традиция питалась
практической потребностью сохранения для потомства точного изображения
индивидуального лица, а также прославление участников исторических событий.
Римские мастера работали в камне, мраморе и бронзе.» [3, с. 167]
В области монументальной скульптуры римляне не создали памятников
столь значительных, как греческие. Однако, они обогатили пластику
раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф с
характерным для него документально точным повествовательным началом. Рельеф
составлял неотъемлемую часть архитектурного декора.
«В республиканский период древнейшие произведения так называемой
круглой или объёмной скульптуры еще часто исполнялась этрусскими мастерами
из бронзы и терракоты. Обращаясь к образам греческой мифологии, этруски
наделяли богов действенной силой и решительностью характера. Поздний
памятник этрусской скульптуры на римскую тему, исполненный в первые
десятилетия жизни Римской республики - бронзовая "Капитолийская волчица" -
символ Рима - отличается именно остротой реализма и превосходной техникой
литья» [5, с. 198].
С конца III в. до н. э. на римскую скульптуру начинает оказывать
могущественное влияние замечательная греческая скульптура. При грабеже
греческих городов римляне захватывают большое количество скульптур, которые
вызывают восторг даже у практичных и консервативных римлян. В Рим буквально
хлынул поток греческих статуй. Например, один из римских полководцев привез
в Рим после своего похода 285 бронзовых и 230 мраморных скульптур, другой
вез в триумфе 250 телег с греческими статуями. Греческие статуи
выставляются везде: на форуме, в храмах, термах, виллах, в городских домах.
Несмотря на обилие подлинников, вывезенных из Греции, рождается большой
спрос на копии с наиболее известных статуй. В Рим переселяется большое
число греческих скульпторов, которые копируют подлинники знаменитых
мастеров. Обильный приток греческих шедевров и массовое копирование
тормозили расцвет собственной римской скульптуры. Под влиянием греческих
мастеров римский портрет освободился от наивного натурализма, свойственного
этрусской школе, и приобрел черты художественной обобщенности, то есть
подлинного произведения искусства.

[pic]
Рис. 16 Капитолийская волчица.

«Стиль римских портретов эволюционировал, последовательно отражая
изменения облика людей, их внутреннего склада, нравов и идеалов. Портретам
республиканской эпохи при документальной точности воспроизведения
индивидуальных черт лица свойственны некоторое упрощение форм и резкая
жёсткость линий. К числу немногих памятников ранне-римской портретной
скульптуры относится так называемый "Брут" (конец III - начало II вв. до
н.э.)» [4, с. 231] .
[pic]
Рис. 17 Брут

По мере того, как римское государство развивалось и богатело, росли и
его эстетические запросы. Для прославления знаменитых ораторов, удачливых
политиков и победоносных военачальников обычных бюстов оказалось
недостаточно, и в моду вошли статуи выдающихся людей в полный рост. Такие
статуи помещались на высоких пьедесталах в общественных местах, а поскольку
изображавшийся человек непременно являлся официальным лицом, то
скульптурный портрет изображал его одетым в почетное римское облачение –
тогу. Статуя римлянина, закутанного в тогу, получила даже специальное
название – «тогатус», а обычай изображать в таком виде дипломатов и
полководцев сохранился в европейских странах до середины XIX в. Чтобы не
ходить далеко за примером, можно вспомнить статуи Кутузова и Барклая-де-
Толли перед Казанским собором в Петербурге. Забавно, что здесь полководцы
одеты под тогами не в обычные для римлян туники (рубашки с рукавами до
локтей), а в парадные мундиры с эполетами и орденами.
[pic]
Рис. 18 Статуя Авла Метелла. Бронза.

Скульпторы эпохи республики создавали не только портретные бюсты и
статуи отдельных римлян, но и групповые портреты родственников,
объединённые единой композицией. В большинстве случаев - это надгробные
стелы.



Список используемых источников


1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 1995
2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.
5. Словарь терминов архитектуры. СПб., 1994.

Заключение

В данной работе нами было рассмотрено развитие изобразительного
искусства эпохи Римской республики. Исходя из вышеописанного можно сделать
следующие выводы:
Большое влияние на развитие Римского искусства в эпоху республики
оказало греческое искусство, а также греческая мода на отделки домов, на
мраморные скульптуры, на течение в живописи, на кухню (римлян уже не
удовлетворяли их блюда).
Стремительными темпами началось строительство в Риме. большому
строительству последних десятилетий существования республики способствовало
создание крупных частных парков при домах разбогатевших нобилей и
всадников.
То есть можно сказать, что на закате римской республики город из туфа
начал превращаться в мраморный и покрываться садами и парками. Среди все
еще многочисленных узких улочек раскинулся новый Форум Цезаря, поднялись
новые храмы. В суровый старый Рим пришло богатство и пышность.
В области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские
традиции, внесли новые художественные идеи и создали несколько превосходных
шедевров ("Капитолийская волчица", "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и
Цезаря).
Около 40 г. до н. э. в Риме появились тенденции к
подражаниюраннекласическим мастерам греческой культуры периода,
наступившего после греко-персидских войн. Это был своего рода «аттизм» в
пластике, виднейший представитель которого, грек Стефан, работал в Риме во
времена диктатуры Цезаря. И его произведения, и скульптурная орнаментика
храмов эпохи II триумвирата, и надгробные портреты 40-30 годов I века до н.
э. несут на себе признаки приближавшегося римского неоклассицизма времен
принципата Августа. Черты этого стиля видны уже в базальтовом портрете
Октавии, сестры Октавиана Августа, в правильных, строгих линиях ее
прекрасного лица.
Таким образом, можно сказать, что в эпоху римской республики начался
расцвет римского изобразительного искусства. Пусть это начало
ознаменовалось лишь подражанием и заимствованием греческой культурой. В
последствии это приведет к развитию своей оригинальной техники живописи,
скульптуры и архитектуры. Но это будет уже эпоха Римской империи.



Список используемых источников

1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 1995
2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.
5. Словарь терминов архитектуры. СПб., 1994.





Реферат на тему: Изобразительное искусство римской империи
Введение

Параллельно с процветанием эллинистических центров на Западе
возрастала военная мощь Рима — сначала небольшой олигархической республики
на берегах Тибра, потом хозяина всей Италии и наконец огромной державы,
поглотившей все Средиземноморье, весь античный мир. Падение Карфагена в 146
году до н. э. было переломным событием: начиная с этого момента Рим
завладел Грецией.
«Плененная Греция победила своего некультурного победителя» (Гораций).
Это сказано очень точно. Гордый Рим, непреклонный и суровый в борьбе за
мировое господство, послушно склонил голову перед великой греческой
культурой. Собственные художественные традиции римлян были довольно скудны;
их первоначальная мифология, в отличие от греческой, безобразна и
прозаична. Рим воспринял и ассимилировал весь пантеон греческих божеств,
дав им только другие имена: Зевс стал Юпитером, Афродита — Венерой, Арес —
Марсом и так далее. Выросши в могущественное государство, Рим создал свою
литературу, правда, восходящую к греческим истокам, но сильную и
самобытную. В пластических искусствах самобытность Рима проявлялась меньше:
римские художники не столько даже продолжали греческие традиции, сколько
усердно воспроизводили и копировали греческие образцы.
Римская культура с самого начала таила в себе зерна упадка, потому что
рабовладельческий Рим явился последним актом истории рабовладельческого
общества — он выступил на сцену, когда противоречия этого общества достигли
угрожающей остроты. Даже когда Рим находился в зените славы, то есть в
период поздней республики и ранней империи Августа (конец I в. до н. э. —
начало I в. н. э.), затем при Антонинах (II в.), в его искусстве было
больше внешней эффектности, чем подлинного величия. Величие Рима
искусственно поддерживалось штыками легионеров. Государство непрерывно
сотрясали грозные восстания рабов, начиная со знаменитого восстания
Спартака. Они смыкались с восстаниями в провинциях, все усиливался напор
варварских племен на внешние границы, а развращенность римской верхушки,
преступность императоров, ужасы террористического режима при Юлиях –
Клавдиях, дворцовые заговоры и интриги достигали таких кризисных форм, что
«упадок Рима» недаром считается символом всяческого общественного
разложения и гнилости. Начиналась агония рабовладельческого строя, и это
ощущение «начала конца», надвигающегося неотвратимого распада, обессиливало
и мертвило пышную римскую культуру еще задолго до окончательного краха.
Римское искусство рано выучилось льстить и притворяться. Уже в
героизированных статуях Августа, изображаемого в виде республиканского
полководца (хотя в действительности Август был императором, сохранив только
видимость и названия республиканских форм правления), театрально
простирающего руку к войскам, есть натянутая выспренность и фальшь. И уже
явно лживы и нарочиты портреты ничтожного императора Коммода в виде
Геракла, с палицей и львиной шкурой на плечах, или Нервы в облике Юпитера.
Когда египтяне изображали своих фараонов в образе бога,— в этом не
было ничего отталкивающего, не ощущалось лжи. Потому что в эстетических
идеалах восточной древности триада «бог—царь—герой» была действительно
нерасторжимой. Тогда это было «всемирно-историческим заблуждением», в это
верили. В императорском Риме подобным вещам уже не верили нисколько, да и
вообще мало во что верили: философская мысль лихорадочно блуждала, охотнее
всего склоняясь к горестно-иронической покорности слепой судьбе,
проповедуемой стоиками.
Пороки императоров ни для кого не были секретом; римлянин Тацит, «бич
тиранов», описывал их в самых откровенных и энергичных выражениях. Тем не
менее престиж власти, опирающейся на военную силу, должен был
поддерживаться всячески, и ни один самый преступный властитель не имел
недостатка в воспевателях и льстецах. В этих неискренних и напыщенных
прославлениях участвовало и пластическое искусство.
Но все же оно фальшивило только наполовину, и под покровом официальной
лести сквозила «тацитовская» беспощадность взора, лишенного иллюзий. Даже в
упомянутых «героизированных» портретах есть странная противоречивость. Если
мысленно освободить портрет Нервы от его божественных атрибутов — поза
Юпитера, идеализированный полуобнаженный торс, венок, — останется
морщинистое, жесткое, с опущенными углами губ, довольно неприятное лицо
старого человека. Это его подлинное лицо. А в портретах-бюстах, менее
официальных, жесткая трезвость характеристик еще более очевидна и
поразительна.
Расцвет же римского изобразительного искусства пришелся на расцвет
Римской империи. Целью нашей работы является рассмотреть подробнее, как
происходило это развитие. Для этого проведем небольшое исследование
архитектуры, скульптуры и живописи в трех эпохах: Ранняя Римская империя,
Средняя империя и закат Римской империи.



Заключение


В данной курсовой работе мы рассмотрели искусство Римской империи в
трех этапах ее развития. И можно сказать, что Наибольшего пика развития
изобразительное искусство достигло в пик развития Римской империи.
Еще раз коротко подведем итоги.
Римский скульптурный портрет — явление по-своему замечательное. Он не
похож ни на египетский, ни на греческий — в этом жанре римляне внесли в
историю искусства совершенно своеобразный вклад; портрет—лучшее, что они
создали.
Римские портреты с беспристрастием точнейшего зеркала говорят о
глубине переживаемого кризиса, о кризисе самого общественного сознания, а
следовательно, и о кризисе искусства. Порой эти портреты производят
странное впечатление. Они кажутся поразительно живыми, перед нами подлинные
люди. Но мы чувствуем, что это люди, существование которых лишено какого-то
важнейшего жизненного нерва. Они могут выглядеть сильными и энергичными
или, напротив, слабыми и вялыми, красивыми или некрасивыми, жестокими или
добродушными, в сущности, не говорят нам ни «да» ни «нет». Этический и
эстетический идеал утрачен в самой жизни, следовательно, и в искусстве.
Лучшие люди Рима, к которым принадлежал и император-философ Марк
Аврелий, это отчетливо сознавали. Марк Аврелий записывал среди своих
афоризмов: «Время человеческой жизни—миг; ее сущность—вечное течение;
ощущение—смутно; строение всего тела— бренно", душа.—неустойчива;
судьба—загадочна; слава—недостоверна».
И вместе с тем какая ирония! Марк Аврелий, философ-стоик, фаталист,
один из любимых мыслителей Льва Толстого, в течение двадцати лет правил
разлагающейся империей, вел войны, сопротивлялся натиску варваров на
римские границы,—словом, играл «роль», ему чуждую, выполнял «долг», смысл
которого ему представлялся неустойчивым, смутным, недостоверным. Печальным
парадоксом кажется, что именно этому негероическому императору был
воздвигнут конный памятник — первый дошедший до нас конный памятник в
истории искусства.
Кроме скульптурного портрета римское искусство сделало значительный
вклад в мировую культуру своим зодчеством. Римская архитектура не может
сравниться в художественном обаянии с греческой, но она грандиозна, весьма
эффектна и по своей инженерно-строительной технике уходит далеко вперед от
простой балочной конструкции греческого храма. В ней впервые появляется
конструкция сводов. Типы римских построек разнообразны, светские не менее
значительны, чем культовые, и многие из них утвердились в мировой
архитектуре на века. Это, например, тип базилики со сводчатым перекрытием,
который впоследствии лег в основу христианских церквей (в Риме базилика
была светским сооружением); это мощные акведуки — многоярусные каменные
мосты, несущие водопроводные трубы; это пышные триумфальные арки,
воздвигаемые в честь военных побед. В I и II столетиях были выстроены
знаменитый Колизей — амфитеатр, вмещающий десятки тысяч зрителей, где
происходили гладиаторские бои и травля зверей, и грандиозная купольная
ротонда — Пантеон, «храм всех богов», в котором впервые образный акцент был
перенесен с внешнего вида на внутреннее пространство храма.
Застроенный всеми этими сооружениями, богатый памятниками, Рим и в Ш и
IV веках имел внушительный и роскошный вид. В III веке еще продолжалось
большое строительство — воздвигались арки, великолепные термы, дворцы. Но,
по выражению А. Блока, «на теле Римской империи уже не было ни одного не
наболевшего места» и ее творческие потенции окончательно угасли. Даже
традиционное, веками воспитанное формальное мастерство исчезало: античная
пластика, пройдя весь цикл своего развития, вырождалась в примитив. Только
искусство портретных характеристик еще удерживалось на определенной высоте,
но пластика в целом демонстрирует утрату чувства формы и композиции. Формы
становятся огрубелыми и застывшими, лепка объемов подменяется графическими
насечками в камне. Композиции или смутны и хаотичны, или в них появляется
примитивная оцепенелая симметрия, словно атавистические отголоски давным-
давно пройденных этапов. Рельефы поздних римских саркофагов обнаруживают
такой показательный симптом композиционного упадка, как «боязнь пустоты» —
стремление во что бы то ни стало заполнить все пространство сплошной массой
фигур, почти без промежутков, где логика и тектоника построения исчезают.
Искусство, вслед за обществом, нуждалось в коренных переменах, в
притоке новых сил и идей для своего возрождения и обновления. В эти
переходные времена Рим захлестывала волна всевозможных, сменяющих одно
другое и сосуществующих сектантских учений, эпигонских философских школ,
мистических культов, идущих с Востока. Очень сильна была тенденция к
установлению единобожия взамен пантеона языческих богов: на единую, общую
для всей империи религию с единым богом надеялись как на средство сохранить
империю, предотвратить ее распад. И здесь-то — воспользуемся опять
образными словами Блока — «сквозь величественные и сухие звуки римских
труб, сквозь свирепое и нестройное бряцание германского оружия уже все
явственнее был слышен какой-то третий звук, не похожий ни на те, ни на
другие; долго, в течение двух-трех столетий, заглушался этот звук, которому
наконец суждено было покрыть собою все остальные звуки». Блок говорит о
христианской религии.
Что же касается искусства, в нем соответственно должно было произойти
изменение изжившего себя античного идеала, нарушение гармонии физического и
духовного, расчленение этих начал и противопоставление духовного
материальному как неизмеримо высшего. Это косвенно отражало вполне
определенные исторические процессы, связанные с борьбой классов, и
открывало перед искусством какие-то новые пути- Уйти за пределы
«человеческого» искусство все равно не могло, но оно могло, хотя бы и
дорогой ценой утраты античной гармонии, проникнуть в те пласты
«человеческого», которые для античного искусства оставались под спудом. Как
это происходило — показывает дальнейшая история искусства. В пределах
рабовладельческого общества христианское искусство еще не сказало яркого
нового слова. Пока это пока лишь компромисс между христианским
спиритуализмом и огрубленными, схематизированными античными формами. Он
чувствуется и в ранних росписях христианских катакомб и в произведениях IV
столетия, когда христианство было узаконено. В поздних портретах, на
жестких, «брутальных» лицах римских императоров вдруг появляются странно
расширенные глаза, глядящие неподвижным взором (см. портрет Константина,
портрет Максимина Дазы). Традиционные мотивы античной мифологии
истолковываются как символы и перемешиваются с новой христианской
символикой: в росписях катакомб фигурируют и рыбы — символ крещения, и
голубь — символ мира, и Орфей, укрощающий зверей музыкой,— символ Христа,
«ловца душ». Фигура юноши, несущего на плечах овечку,— также мотив, давно
известный в античной пластике,—теперь оказывается первым изображением
Христа, «Доброго пастыря», то есть опять-таки символом. Эта «символизация»
пластических образов отнимает смысл у их собственно пластической
выразительности, отменяет тот великий принцип «жизнеподобия», на котором
взросло и расцвело античное искусство. Но другого принципа не найдено, и
«жизнеподобие» по инерции сохраняется, теперь уже как нечто формальное.
Распад Римской империи продолжался. В конце IV и в V столетии
происходит «великое переселение народов»—перейдя через Дунай, на территории
империи поселяется многочисленное племя готов; готы продвигаются вперед,
повсюду встречая поддержку восстающих рабов и порабощенных Римом народов.
Разрушительным вихрем проносятся по империи полчища кочевников-гуннов.
Вестготы, затем вандалы захватывают и громят самый Рим. В 476 году Риму был
нанесен заключительный удар и власть перешла к варварским дружинам. Эта
дата знаменует конец Западной Римской империи. Продолжала существовать
Восточная Римская империя. Но ее история и история ее искусства принадлежат
уже новой эпохе, новой эре в истории человечества.



Список использованной литературы


1. В. Г. Власов. Стили в искусстве. СПб., 1995
2. Всеобщая история искусств. Т. 1. М., 1956; т.V. М.,1964; т. VI. М.,
1965.
3. История культуры Древней Греции и Рима: пер. с пол. – М.: Высш. школа.,
1990. – 351 с.
4. Мастера искусств об искусстве. ТТ. 1-7. М., 1969.
5. Словарь терминов архитектуры. СПб., 1994.



Содержание


стр.
Введение
1. Изобразительное искусство Ранней империи
2. Изобразительное искусство Средней империи
3. Изобразительное искусство Поздней империи
Заключение
Список используемых источников




Новинки рефератов ::

Реферат: Культура Древнего Китая (Культурология)


Реферат: Клетка (Биология)


Реферат: Литография высокого разрешения в технологии полупроводников (Технология)


Реферат: Влияние эксплуатационных факторов. Безопасность (Транспорт)


Реферат: Электрический ток в вакууме. Электронные лампы. Их применение (Радиоэлектроника)


Реферат: Написание БД "Распределение затрат аварийно-диспетчерской службы предприятия" (Программирование)


Реферат: Система образования в Австралии (Педагогика)


Реферат: Агроэкономическое обоснование севооборотов и обработки почвы в СЗАО Емельяновское Емельяновского района (Сельское хозяйство)


Реферат: Административная ответственность за экологические правонарушения (Экологическое право)


Реферат: Грамматика испанского языка (Иностранные языки)


Реферат: Богатство мыслей и чувств лирики А.С. Пушкина (Литература : русская)


Реферат: Налогообложение Резидентов и Неризидентов в Казахстане (Право)


Реферат: Гормональная регуляция обмена углеводов при мышечной деятельности (Биология)


Реферат: Казаки Оренбуржья (История)


Реферат: Педагогика 16 вопросов (Педагогика)


Реферат: Язык АДА (Кибернетика)


Реферат: Стресс и стрессоустойчивость (Психология)


Реферат: Кометы (Астрономия)


Реферат: Аппроксимация (Программирование)


Реферат: Идеалистическая философия (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист