GeoSELECT.ru



История / Реферат: 1915 год и Армения (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: 1915 год и Армения (История)



ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Кафедра «Социально-политические науки»



Реферат на тему :

“1915 год и Армения”.



студ. группы К1-1
Суварян Р.Г.



Москва 2003


План

1. Введение.
2. Совместная с Россией борьба армянского народа против Турции.
2.1 Восточная Армения
2.2 Западная Армения
3. Первая Мировая Война и Армения
3.2 Начало войны
3.1 События 1915 года
4. Результат Пантюркистской политики
5. Заключение



Введение.


И остановился Ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на
горах Араратских….(Бытие гл.8:4)
Армянский народ – один из древнейших среди современных культурных
народов. Он пришел в наш мир из за такой отдаленной древности ,когда не
только не существовали еще современные европейские народы, французы,
итальянцы, англичане, русские…но едва выступили на историческую арену
народы древности античной – римляне и эллины.(В. Брюсов)

Совместная с Россией борьба армянского народа против Турции.

Восточная Армения

История Армении неразрывно связана с русским народом, но реальная
возможность присоединения Армении к России появилась лишь в XIX веке. В
1801 году специальным манифестом российского императора Александра I
Восточная Грузия и ряд северных районов Армении (в частности Лори-
Памбакский и Шамшадинский районы, граничащие с Грузией) были присоединены к
России. В 1805 году в состав империи вошли армянский Ширак и левобережье
реки Ахурян.
В 1804-1813 годах с небольшими перерывами длилась война России с
Персией, охватив почти всю Восточную Армению, а также Дербентское,
Бакинское и Кубинское ханства. В 1813 году по Гюлистанскиму договору к
России была присоединена часть исконно армянских областей, а Эриванское
ханство и Нахичеванское ханство, вместе с городом Эчмиадзином, перешли к
России после второй войны с Персией в 1826-1828 годах. В Россию тогда же
переселилось более 90 тысяч человек из областей, оставшихся за Персией.
Русско-турецкая война 1828-1829 годов велась на Балканском и
Кавказском фронтах, и результате которой русским оружием на Кавказе были
завоеваны Анапа, Поти, Ахалцих и Ахалкалак, а на Балканах - устье Дуная.
Значительная часть армянского народа была избавлена от физического
уничтожения. Создались благоприятные условия для мирного экономического и
культурного развития Восточной Армении. В результате Туркманчайского (1828
г.) и Андрианопольского (1829 г.) договоров России с Персией (Ираном) и
Турцией свыше 140 тысяч армян, преимущественно крестьян и ремесленников,
получили возможность переселиться из Персии и Турции в Восточную Армению,
на которую была распространена административная система Российской империи.
Так, в марте 1828 года была образована Армянская область, включающая
Эриванский, Нахичеванский уезды и Ордубадский округ. В 1849 году была
создана Эриванская губерния, в которую вошли Эриванский, Нахичеванский,
Александропольский, Норбаязетский и Ордубадский уезды. Остальные районы
Восточной Армении вошли в Тифлисскую и Елизаветпольскую губернии и в таком
административном делении они сохранялись, в основном, до 1917 года.
С развитием капиталистических отношений и включением Восточной
Армении в общерусский рынок значительно оживилась торговля, усилилось
разложение натурального хозяйства и проникновение торгово-ростовщического
капитала в деревню. Армянская буржуазия направляла свои капиталы в торгово-
промышленные предприятия Баку, Тифлиса, Батума, городов Северного Кавказа.
Во многие города России отправлялись армянские ковры, вина, коньяки, сыры,
шелк, хлопок, кожи, изделия ремесленного производства.
Крестьянская реформа 1870 года в России способствовала развитию
капиталистических отношений и в Армении. Здесь стала развиваться
горнодобывающая и медеплавильная промышленность. Усилилась разработка
медных руд Алаверди и Зангезура, которыми потом постепенно завладели
французские концессионеры. Началось формирование промышленного
пролетариата. В конце XIX - начале XX веков в Закавказье были построены
железные дороги: Тифлис - Александрополь - Карс, Эривань - Джульфа, что еще
более укрепило экономические связи Восточной Армении.


Западная Армения

По иному складывалась судьба Западной Армении, в которой во второй
половине XIX века проживало около трех миллионов армян, оставшихся под игом
Османской Турции. Правители турецко-османской империи продолжали
осуществлять варварскую политику национального гнета и преследований армян,
подвергая их жестокому насилию и погромам. Именно в правительственных
кругах Османской Турции зародилась и получила свое оформление идея
единственного решения армянского вопроса через поголовное истребление всего
армянского народа.
"Сами боги не могут сделать бывшее не бывшим", - гласит греческая
пословица. И разве можно передать словами те страдания, которые перенес в
Османской Турции армянский народ, находившийся на краю моральной и
физической гибели? Жизнь армян и их имущество были в постоянной опасности.
Их ежедневно убивали, грабили, оскорбляли, разоряли. Лишенные на своей
исконной родине элементарных человеческих прав, армяне желали обеспечить
свое физическое существование, оградить себя от погромов и насилия, иметь
возможность безопасно трудиться, не быть достоянным объектом ограбления со
стороны турецких властей и разбойничьих банд. Они хотели также освободиться
от существующего режима, по сравнению с которым жестокости
рабовладельческих порядков для американских негров казались мелкими
злоупотреблениями. И ответом на разбой турок были вооруженные восстания
армянского населения в Зейтуне (горной области Киликии) в 1862 году, в
провинции Муш в 1863 году и городе Ван в 1872 году, явившихся символом
бесстрашия и самоотверженности армянских борцов за свободу.
В середине 1870-х годов усилилось освободительное движение балканских
народов против турецкого ига. Россия, открыто выступившая в защиту
восставших славянских народов, в начавшейся русско-турецкой войне 1877-1978
годов одержала полную победу. В ходе этой войны русские войска освободили
значительную часть Западной Армении, заняли города Алашкерт, Ардаган,
Баязет, Карс и Эрзрум. 3 марта 1878 года в местечке Сан-Стефано был
подписан мирный договор, согласно которому Болгария, Сербия, Черногория и
Румыния освобождались от турецкого владычества, а к России отходила часть
Бесарабии и города Батум, Ардаган, Баязет и Каре. Остальная территория
Западной Армении, освобожденная русскими войсками, возвращалась Турции. По
требованию западно-армянской общественности в этот договор была включена
специальная 16-я статья о предоставлении определенных гарантий и прав
западным армянам в составе турецкого государства. Однако все требования
России, включенные в условия Сан-Стефанского договора, о гарантиях для
армян, живущих в Турции, были ликвидированы Берлинским конгрессом
европейских стран, созванном по настоянию Англии и Австро-Венгрии. После
этого конгресса Турция открыто заявила, что армянский вопрос нужно
разрешить только путем физического уничтожения западных армян.
Решения Берлинского конгресса вызвали разочарование и недовольство
общественно-политических кругов армян, убедившихся в необходимости
осуществления организованной национально-освободительной борьбы. Стали
возникать различные организации, общества и группы, выдвигавшие свои
программы освобождения армянского народа. В 1885 году сформировалась первая
из армянских партий - организация Арменакан, в 1887 году в Женеве была
создана социал-демократическая партия Гнчак, в 1890 году в Тифлисе была
основана самая влиятельная из армянских политических партий - Армянская
Революционная Федерация (Дашнакцутюн). Она провозгласила методы вооруженной
борьбы, воздействия на мировое общественное мнение.
Между тем правящие круги Османской Турции готовились расправиться с
армянским населением и покончить с его освободительной борьбой. Бедственна
судьба армянского народа в последние десятилетия XIX века. Чтобы покончить
с армянами, проучить их, султан Абдул-Гамид и его правительство в середине
90-х годов устроили массовое избиение и резню армянского населения,
отличавшиеся крайней жестокостью. Летом 1894 года с 12 августа по 4
сентября турецкие власти спровоцировали и организовали резню армянского
населения Сасунской области Битлисского вилайета. Они опустошили армянский
Сасун, вырезав более 10 тысяч человек, а осенью 1895 года массовой резне
подверглось армянское население Константинополя, Трапезунда, Эрзерума,
Себастии, Вана, Баязета и других мест. Новая волна массовых убийств,
организованных султанским правительством, началась в конце сентября и
завершилась лишь в январе 1896 года, унеся из жизни 41930 человек, по
свидетельствам английских и американских источников. Местными властями было
дано указание убивать в основном мужчин. "Убивайте мужчин - женщины и дети
в конце достанутся нам", - призывали турецкие власти. Осенью 1896 года
общее число жертв армянских погромов достигло 200 тысяч человек. В
результате массовой резни 1894-1896 годов более 300 тысяч армян стали
жертвами погромщиков. Многие армяне покинули свои родные места, спасаясь
бегством в другие страны.
Плачьте, матери, плачьте
несчастные вдовы.
Чтобы звезды и те преисполнились
скорбью.
И оплачьте Зарю, на земле нашей
черной.
Ятаганом зарезанную без пощады.
(Даниел Варужан)

Наступивший XX век принес новые страдания западным армянам. Когда в
Османской Турции началось антисултанское, младотурецкое движение за
установление демократических порядков", самая влиятельная политическая
организация армян - партия Дашнакцутюн - вошла в 1907 году в союз с
младотурками, надеясь обрести в новой, уже демократической Турции спасение
и для армянского народа.
В 1908 году после государственного переворота к власти в Турции
пришла буржуазно-националистическая партия "Единение и прогресс" (партия
"младотурок"), заявившая о своих претензиях на территорию мифической
всетурецкой мировой державы Великого Турана, - от Балкан до Гималаев,
включая Волжский бассейн и Кавказ. Поскольку Армения клином врезалась в
вожделенное пространство, то населению Западной Армении, введенной в состав
Османской империи, было предложено покинуть родину, иначе им будет положен
конец.
Националистическая программа младотурок своей жестокостью превзошла
даже кровавую политику Апдул-Гамида. Позиция, занятая ими в отношении резни
армян в Киликийском Адане (1909 г.), где было вырезано 30 тысяч армян, а
также лишение младотурками армянских представителей обещанных им мест в
турецком парламенте (1911 г.), стали причинами отхода от них армянских
лидеров.

Первая Мировая Война и Армения
Начало войны

Но исключительно чудовищные формы политика массового истребления
армян приняла в Турции в годы первой мировой войны, которая принесла новые,
неисчислимые бедствия армянскому народу.
В августе 1914 года Германо-австрийский блок, в который входила и
Турция, развязал войну против стран Антанты (Англии, Франции и России).
Восточные армяне, как граждане России, были призваны в русскую армию.
Западные армяне должны были служить в турецкой армии. Турецкие власти, не
доверяя армянам и не выдав им оружия, свели мобилизованных армян в
строительные отряды. В феврале 1915 года Турция под давлением России была
вынуждена подписать соглашение о проведении реформ в армянских областях, но
уже в конце 1914 года, со вступлением Турции в войну на стороне Германии,
по приказу высших властей были уничтожены в армии 60 тысяч армянских
офицеров и солдат, призванных в турецкую армию. По существу, этим актом
началось осуществление уничтожения армян в Турции, но своего периода
кульминации и завершения истребление армян достигло в 1915-1922 годах.

События 1915 года

В апреле 1915 года правители Турции отдали приказ о депортации и
уничтожении армян во всех уголках империи. Началась массовая депортация
армянского населения в пустыни Сирии и Месопотамии. Часть из них была
вырезана на месте, а другая часть погибла в пути. Эта резня армянских
стариков, детей, женщин и мужчин продолжалась и в самих лагерях.

Бои,
Резня,
Пожаров красная стена,
В крови сердца людские
А была весна...


(Паруйр Севак)
В ночь на 24 апреля начались аресты армянской интеллигенции в
Константинополе. Свыше 800 арестованных писателей, журналистов, врачей,
представителей духовенства были высланы в глубь Анатолии. Часть из них была
убита в пути, другая - замучена и убита в тюрьмах. Среди погибших были
классики армянской литературы: Григор Зограб (1861-1915 гг.), Сиаманто
(1878-1915 гг.), Даниел Варужан (1884-1915 гг.), Рубен Севак (1885-1915
гг.), Рубен Зардарян (1874-1915 гг.), Арташес Арутюнян (1873-1915 гг.),
Тигран Чёкюрян (1884-1915 гг.), Тлкатинци (1860-1915гг.), и многие другие.
Жертвами этого преступления стали также именитые ученые, общественные
деятели, учителя, художники, музыканты, актеры. Гениальный музыкант
Комитас, потрясенный зверствами турок, сошел с ума.


Встает передо мною тень
Моей Армении печальной,
Сиаманто и Варужан,

И Комитас многострадальный,
И боль и кровь армянских ран.

(Вера Звягинцева)

Турецкими погромщиками были разрушены сотни исторических и
архитектурных памятников, уничтожены тысячи уникальных рукописей,
осквернены святыни армянского народа. Тем самым ими был нанесен громадный
ущерб материальной и духовной культуре армян.
В 1915 году младотурки хладнокровно убили своих армянских друзей,
которые еще в 1909 году спасали им жизнь, укрывая от преследований
охранников Абдул Гамида, тем самым, доказав, что их обещаниям нельзя
верить. "Турецкое правительство фактически преследует цель уничтожить
армянскую нацию в турецком государстве", - писал немецкий посол в
Константинополе Вангенгейм в своем донесении от 7 июля 1915 года канцлеру
Бетману Гольвегу . В решении Джемиета (комитета) от 15 сентября 1915 года,
которым руководствовались каратели и погромщики с его обязательным и
беспрекословным выполнением, требовалось полностью уничтожать армян,
проживающих в Турции, и положить конец их существованию, не обращая
никакого внимания ни на женщин, ни на детей и больных, ни на угрызения
совести. "Хотя вопрос уничтожения всего армянского народа давно решен,
обстоятельства не позволили осуществить это святое дело. В настоящее время,
когда все препятствия уничтожены, и настал момент освобождения нашей родины
от этих опасных элементов, решительно поручается не прислушиваться к голосу
совести... уничтожать всех... " - призывало турецкое правительство в 1915
году.
В 1916 году уничтожение армян, проживающих во всех частях Западной
Армении, Киликии и других провинций Османской империи, было продолжено.
Сохранилось много свидетельств очевидцев этих событий, описавших
неимоверные страдания армянского населения. В 1916 году русский поэт,
публицист, переводчик и общественный деятель Сергей Городецкий, ставший
очевидцем погромов армянского населения, писал: "Невыносима мысль, что
сотни тысяч мирных, беззащитных людей были подвергнуты людьми же
неслыханным по зверству истязаниям, тончайшим пыткам тела и духа...
Чувство, с которым стоишь на месте погрома, ни с чем не сравнимо по горю.
Непоправимое несчастье, несмываемый позор, бессильный гнев за оскорбление
души человеческой - вот... ощущения, которыми дарит Турция".
Несомненно, автором геноцида армян в Турции были младотурки и их
правительство. Они преследовали явную цель - уничтожение одного из
древнейших представителей человеческой цивилизации - армянского народа. Но
их приказы и распоряжения, наряду с регулярными подразделениями армии,
жандармерии и полиции, выполняли нередко и рядовые турки, жаждавшие легкой
наживы. В ограблении и истреблении армян участвовали и им руководили
чиновники всех рангов, офицеры высших и низших чинов, буквально почти все,
перед кем открывалась возможность обогатиться за счет армян.
Массовая депортация и истребление армян в Турции в 1915-1922 годах,
как по охвату территории, так и по методам исполнения вряд ли имели до
этого аналоги в мировой истории. Армян - женщин, детей, стариков умерщвляли
огнем и мечом, топили в реках, расстреливали группами, бросали со скал в
бездонные ущелья, морили голодом и холодом, истязали до мученической
смерти, расстреливали группами...

И льются, льются реки жгучих слез

Несчастного народа. Льется кровь

Среди мучений, казней и угроз.

И ужасы творятся вновь и вновь.

И обступила гибель нас кругом.

Измученные телом и душой,

Взывали мы: “За что же это? В чем

Мы, Боже, провинились перед

Тобой ?…”

(Ованнес Туманян)


Тысячи депортированных армян погибали на дорогах и в лагерях от
эпидемических заболеваний. "...Трудно забыть набережные Смирны. Чего только
не плавало в ее водах. Впервые в жизни я дошел до того, что такое снилось
мне по ночам. Рожавшие женщины - это не так страшно, как женщины с мертвыми
детьми...", - писал Э.Хемингуэй, ставший в 1922 году очевидцем зверств
турок и страданий армян. И все это проводилось в рамках программы сплошной
исламизаиии-османизации населяющих Турцию народов. Г.Фирбюхер в работе
"Армения 1915. Предисловие к русскому изданию В.Микаеляна" отмечал, что
"...истребление армян нельзя понять, не оглянувшись на историю развития
Турецкой империи. Этот период истории своими ужасами и преступлениями
превосходит любую другую главу мировой истории…
Насилие, насилие и еще раз насилие, - вот знамение турецкой истории ”.

Во многих местах армянский народ организовывал самооборону, а затем
перешел и к вооруженной борьбе, оказывая туркам упорное сопротивление. В
середине 80-х годов XIX века в Западной Армении для борьбы против турецких
угнетателей сформировалось Армянское гайдукское движение - вооруженные
группы гайдуков-фидаи из армянской молодежи. Первые отряды армянских
гайдуков - группы Арабо (Аракела), Рубена Шишманяна, Тороса Царукяна
(Челло), Ованнеса Минасяна (Минаса) и многих других возникли в Тароне,
Васпуракане, Кесарии. Их действия отличались самоотверженностью и
дерзостью. Они носили стихийный и разрозненный характер, но уже в 1894-1896
годах и в начале XX века гайдуки приняли активное участие в самообороне и
борьбе армянского населения против турецких бесчинств в армянских
местностях Османской империи.
На этом этапе в героической борьбе против многовекового турецкого ига и
истребления армянский народ выдвинул целую плеяду борцов-фидаинов за свое
освобождение. Широкой популярностью среди армянского народа пользовались
фидаи (участники вооруженной борьбы) - Ахбюр Сероб, Андраник, Геворг Чавуш,
Никол Думан, Жирайр, Грайр (Казарян Арменак) и другие. Среди них особо
выделялся, гроза турецких погромщиков, герой Балканской войны Андраник
Озанян (1865-1927 гг.), которого современники называли "Армянским
Гарибальди", "Храбрым Андраником", "Армянским Ильей Муромцем", "Венцом
борьбы армян за освобождение" и слагали о нем песни и легенды. Враг не
только приходил от него в ужас, считая его храбрым и мужественным воином,
но и уважал за доброту и справедливость. "Я солдат, - говорил о себе
Андраник, - солдат армии угнетенных и порабощенных, и где борьба за
свободу, где борьба с господами, там мой меч. Против мирного турецкого
населения не имею никакой вражды. Я сражаюсь только против беков и их
правительства... Армянские войска воюют только против турецких вооруженных
сил, а мирное мусульманское население должно находиться под защитой
армянских властей... Я боролся только за одно - за свободу и благополучие
родного народа... и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу
всю свою жизнь". Имя национального героя Андраника стало символом борющейся
Армении. "На протяжении многих лет армянский зинвор высоко нес свое имя и
честь. Со дня битвы в Сасуне до Балканской войны, и после нее до Зангезура,
Сисиана, Кафана, до рек Забуги и Пекерлу, ваши битвы на Кавказском фронте
восхитили мир. Ферих, Али, Явер, Али Исган, Халил, Вегиби Нурипаша и даже
их самые последние солдаты увидели и почувствовали силу ваших ударов", -
позднее обращался он к своим воинам. Однако борьба армянского народа против
зверских деяний, погромов и мучений турок была неравной, с многочисленными
жертвами и не смогла завершиться победой.

Результат Пантюркистской политики

Так, в результате пантюркистской политики правящей клики младотурок,
был уничтожен и депортирован целый народ - западные армяне, а их родина -
Западная Армения, 9/10 части Армении - превращена в руины. Вместе с
изгнанным и уничтоженным народом были истреблены и уничтожены культурные
ценности, создававшиеся веками. Опустело 12 армянских губернии, остались
заполоненными величественный Арарат, горы Марута и Сипан, жемчужное озеро
Ван. Лишь немногим армянам удалось избежать уничтожения и перебраться в
страны Ближнего Востока, Европы, Америки. Свыше 300 тысяч армян нашли
убежище в России. Западная Армения - колыбель армянской культурно-
экономической жизни многих веков - перестала существовать.
Трагедия армянского народа потрясла весь цивилизованный мир и стала
трагедией всего культурного мира. Прогрессивное человечество осудило
действия турецких погромщиков. Многие общественные и политические деятели,
ученые и деятели культуры разных стран заклеймили геноцид и приняли участие
в оказании помощи армянскому народу. Геноцид армян в Османской империи в 90-
х годах XIX - начале XX веков нашел свое отражение в произведениях не
только армянских писателей и поэтов (Ваана Тотовенца, Запела Есаяна,
Гургена Маари, Аксела Бакунца, Егише Чаренца, Наири Зарьяна, Паруйра
Севака, Ованеса Шираза и многих других). Эта тема нашла отражение в
произведениях русских писателей и поэтов (М.Горького, Ю.Веселовского,
В.Брюсова, В.Язвицкого, С.Городецкого, А.Белого, И.Катаева, О.Мандельштама,
В.Звягинцевой, А.Тарковского, Н.Тихонова, В.Гроссмана, М.Матусовского,
Б.Чичибабина, М.Дудинаи т.д.).
На трагические события в Западной Армении откликнулись французские
писатели и поэты (А.Франс, П.Кийар, А.Вандаль, Ж.Эгар, М.Жакоб,
М.Фонтенели, Р.Дастарак, Ж.Геган и др.). Тема геноцида армян в Османской
Турции представлена также в американской и английской литературе
(Э.Хемингуэй, В.Сароян, М.Арлен, М.Перейра, О.Пиликян и др.); в
произведениях немецких и австрийских писателей (А.Вегнер, И.Лепсиус,
П.Рорбах, Ф.Верфель, Е.Зоммер); в болгарской польской литературе (П.Яворов,
В.Стоматов, Т.Мицински, З.Налковска, В.Грабски, Б.Гембарски); сербской,
югославской и испанской литературе (К.Миятович, Б.Пекич, М.Лалич,
Х.Гуриаран).
Резня армян в Турции была признана Европарламентом и комиссией ООН
первым геноцидом XX столетия, так как это был первый в истории XX столетия
случай столь массового геноцида, унесший из жизни около 2 миллионов
человек. За прошедшие с тех страшных страданий годы выросло уже не одно
поколение армянских детей, но ежегодно, 24 апреля, армяне всего мира
отмечают скорбную дату - День памяти своих соотечественников, ставших
жертвами варварского преступления, в отношении которого не может быть
срока давности.

С 1965 года День памяти отмечается в Армении на государственном
уровне. В этот год пятидесятилетия геноцида в Эчмиадзине, на территории
резиденции Католикоса всех армян, по решению всех армян, по решению
Католикоса Вазгена I был сооружен памятник-хачкар молитвы и поклонения
жертвам злодеяния 1915 года (архитектор Р. Исраелян). В 1965-1967 годах
мемориал жертвам геноцида (архитекторы С.Калашян и В Хачатрян) был
воздвигнут в Ереване на возвышенности Цицернакаберд.
Мемориалы, посвященные жертвам геноцида, сооружены во многих странах
мира: в Сирии (Дамаске и пустыне Дер эз-Зор) Ливане (с.Бигфайя близ
Бейрута), Египте (Александрии), а так же в Аргентине (Буэнос-Айресе),
Уругвае (Монтевидео) и Бразилии (Сан-Пауло). В США большой монумент
воздвигнут в Монтебло (Лос-Анджелесе), и небольшие - в Нью-Йорке и
Филадельфии (в Вашингтоне, окало Белого Дома, открылся музей, где находятся
документальные кадры). Во Франции 12 памятников жертвам геноцида имеются в
районах Парижа, Лиона и Марселя. Памятники воздвигнуты также в Германии
(Штутгарте), Австрии (Вене), Швейцарии (Женеве), Италии (Милане), Греции
(Афинах), Болгарии (Софии), Австралии (Сиднее). Все эти памятники жертвам
геноцида, участникам героической самообороны, героям национально-
освободительной борьбы, сооруженные потомками во многих странах мира -
свидетельство исторической памяти армянского народа своим предкам и в наши
дни, хотя с момента страшной трагедии прошло уже почти восемдесять восемь
лет. Однако до настоящего времени Республика Армения все еще не установила
с Турцией дипломатических отношений. Как писал Н.Бердяев,- "За ошибки
государственных деятелей расплачивается нация”



Заключение.

И в заключение хочу отметить , что трагических страниц в истории можно
перечислить у многих народов .В вопросе армянских событий поражает размах,
масштаб , государственность преступления .Однако будем верить и надеяться
,что больше в истории человечества таких драматических периодов не будет.



Список использованной литературы.
1. Иоаннисян А.Г, История армянского народа, Ереван “Академия наук
армянской ССР” 1967.
2. Саргсян Г., Маргарян А., История Армении, Ереван “Луйс” 2002.
3. Бархударян В.Б., История Армении, Ереван “Луйс” 2000.






Реферат на тему: 1917-й. Борьба альтернатив общественного развития России

С.-Петербург



Реферат по истории на тему

«1917-й. Борьба альтернатив общественного развития России».



Автор: Соколов И.Б.

Группа: А-01з


2001 г.



План.



1. Отношение политических партий к перспективам развития страны.
2. Приход большевиков к власти: случайность или закономерность?



«П

оложение в стране в начале ХХ столетия - одна из наиболее ярких и
трагических страниц нашей истории. А в истории России было много тяжелых
периодов, например, татаро-монгольское нашествие, когда Русь была сожжена,
разорена, практически уничтожена, но сумела сохранить свои корни и
освободится от врага. Смутное время, когда Русь уже чуть не погибла от
междоусобиц, но, устав от вражды и войн, народ понял, что выжить Русь может
только если будет единодержавным, православным государством. Поэтому
Земский собор 1613 года выбирает царя, дает ему клятву верности до Второго
Страшного Суда, обещает ему во всем помогать, прекратить вражду между
собой. Этим царем стал шестнадцатилетний сын московского боярина - Михаил
Романов, родоначальник этой династии.
Третий период тяжелейшей жизни истории России связан с борьбой
альтернатив общественного развития России, выпавший на долю последнего
русского царя - Николая II, теперь ставшего русским святым, так как
последним Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, вместе с
Императрицей Александрой Федоровной, Цесаревичем Алексеем, великими
княжнами: Ольгой, Марией, Татьяной и Анастасией, причислены к лику святых
новомучеников и страстотерпцев.
За 40 лет до этого события Ф.М.Достоевский писал: "Бунт
начнется с атеизма и грабежа всех богатств, начнут низлагать религию,
разрушать храмы и превращать их в казармы и стойла, зальют мир кровью и
потом сами испугаются», а Ф.И.Тютчев справедливо заметил, что русский народ
всегда спасала его история. И это справедливо, ибо народ, который не знает
своего прошлого – лишен будущего.
Теперь, оглядываясь в прошлое, мы можем констатировать, что революция,
ради которой было пролито столько крови, потерпела у нас полное поражение,
с точки зрения своих идей, а с точки зрения достигнутых целей - полную
победу, так как Государь был убит, а Государство разрушено. Это хорошо
понимал А.С.Пушкин, который сказал: «Романовы – Отечества надежда». Более
300 лет существовал дом Романовых. Когда же Государь Император Николай II,
отрекся от престола, Государыня Императрица Александра Федоровна, одна из
умнейших и образованнейших женщин своего времени, которая может служить
явным примером добродетелей для современных женщин, сказала своей подруге
А.Вырубовой: «…знаешь, Аня, с отречением Государя для России все кончено…».
Слова ее были пророческими. Это национальная трагедия русского народа.
Немалую роль в этих событиях сыграла русская интеллигенция и петербургская
знать, включая и дом Романовых. Особая роль в этом принадлежит
Государственной Думе, которая за 11 лет своей деятельности способствовала
событиям февральской революции, убийству Распутина и полному провалу России
в Первой Мировой войне.
Государь Николай II, получивший престол в 26-ти летнем возрасте, был
прекрасно образован, владел в совершенстве 3 иностранными языками и имел
два высших образования: военное и юридическое. Он был воспитан в
православной вере и большой любви к своему Отечеству, поэтому главным своим
долгом он считал добросовестно работать на благо своего Отечества. О
личности этого царя сейчас написано довольно много литературы, но здесь
кстати напомнить слова о нем А.Солженицина: «постоянно оглядываясь только
на мир и лад, Государь ни от каких событий не накоплял в себе грозы». Хотя
он прекрасно понимал, свою роль в жизни России, потому что однажды сказал
П.А.Столыпину: «Я обречен на страшные испытания». Без понимания роли Царя и
его отношения к Государственной Думе, невозможно разобраться в тех событиях
нашей истории.
В 1913 году вся Россия и весь царствующий дом Романовых, а он тогда
насчитывал 69 человек, готовился встретить юбилей – 300 лет Дома Романовых.
Россия тогда занимала первое место в мире по темпам экономического развития
и имела самую твердую валюту в мире. В 1910 году Россия производила хлеба
на 1/3 больше, чем США, Аргентина и Канада вместе взятые, а в 1912 г. мы
продавали Англии масла на 68 миллиона рублей. Самая малая зарплата
чернорабочего в России составляла 25 рублей, а пуд мяса стоил 4 рубля 50
копеек, пуд хлеба – 2 рубля, а масла – 16 рублей. Показательно, что от
нашего самого сильного тогда Государства в 1897 году Император обратился ко
всему миру с предложением созвать конференцию против войны в будущем. Такая
конференция по настоянию Николая II состоялась в Гааге через год. Так что
идея всемирного разоружения принадлежит нашему Николаю II. Сейчас в Нью-
Йорке, в здании секретариата ООН, на самом почетном месте выставлена
подлинная грамота, подписанная Государем Николаем II, с призывом ко всем
странам принять участие в Международной конференции. В то время Россию
облетела фраза, сказанная П.А. Столыпиным: «Дайте государству 20 лет покоя,
внутреннего и внешнего, и вы не узнаете России». Россия была опасна,
поскольку была сильна, поскольку вокруг русского рубля вращалась вся
мировая экономика и вся Европа ждала, что скажут по любому вопросу на
берегах Невы. Сильная Россия, как писали потом иностранные дипломаты, - это
одна из причин Первой Мировой войны, которая разразилась 1 августа 1914
года.

Н


иколай II обратился к народу с манифестом об объявлении войны России с
балкона Зимнего дворца и многотысячная толпа была единодушна в своем порыве
войны до победного конца. Но это единодушие было недолгим, так как вскоре
выяснилось, что манифест 1905 года, не прошел даром. Манифест настолько
политизировал общественную жизнь страны, что закипели политические страсти
в верхних слоях общества и образовалось около 70 партий, выходило около 1
тысячи газет и вскоре стало ясно, что никакого единства в стране больше
нет, а есть отдельные люди, которые по-разному смотрят на будущую судьбу
России.
150-ти миллионная Империя, с ее огромными человеческими и
природными ресурсами, жила в ожидании перемен. Первый указ, который издал
Государь Николай II после объявления войны России, это введения «сухого
закона», так как Император считал, что пьянство губит русскую нацию.
Второй указ Государя был о назначении главнокомандующего.
Главнокомандующими русской армией был назначен великий князь Николай
Николаевич /1856-1929/.
Он был внуком Николая I. Огромное, благотворительное влияние на него
оказала мать – великая княгиня Александра Петровна из рода принцев
Ольденбургских, женщина добрая и религиозная. Она жила в разъезде с мужем и
закончила свою жизнь в Покровском монастыре в городе Киеве. Отец, великий
князь Николай Николаевич старший, был главнокомандующим русской армии в
русско-турецкую войну, и хотя отношения были у них весьма прохладные, свою
службу великий князь Николай Николаевич младший начал при отцовском штабе в
качестве офицера Генштаба на турецком фронте. Человек легендарной
храбрости, профессиональный военный, окончивший впоследствии с серебряной
медалью Академию Генерального штаба, он не справился с задачей верховного
главнокомандующего. Кстати, он был среди тех, кто усиленно настаивал на
подписании манифеста 1905 года о демократических свободах. С самого начала
войны он был очень популярен в армии. Ситуация сложилась таким образом, что
Ставка постоянно вмешивалась в дела правительства, что вносило хаос, к тому
же изменилось положение на фронте. Россия спасла от полного разгрома 2-х
союзников - Сербию и Францию, но это стоило ей огромных жертв: в первый
год войны полегла лучшая часть кадровых офицеров, а за два года войны -
почти вся гвардия.
Когда положение на фронте стало катастрофическим, великий князь
Николай Николаевич был настолько подавлен и растерян, что совершенно не мог
владеть обстановкой. Он был смещен с поста Верховного главнокомандующего и
назначен командующим Кавказским фронтом. Там он узнал об отречении Николая
II и затем присягнул Временному правительству, которое снимает с него все
полномочия.
23 августа Николай II стал Верховным Главнокомандующим. Армия приняла
это известие с восторгом, а в правительстве в знак протеста 6 министров
подают в отставку. В правительстве пишется коллективное письмо, которое не
подписал только Хвостов и Горемыкин, который сказал: «Когда на фронте
катастрофа, его Величество считает священной обязанностью Русского Царя
быть среди войска с ними либо победить, либо погибнуть… Вы никакими
доводами не уговорите Государя отказаться от задуманного им шага. В данном
решении не играют роли ни интриги, ни чьи-либо влияния. Остается склониться
перед волей Царя и помогать ему».
К 1916 году положение русской армии полностью стабилизировалось.
Россия стояла на пороге победы в войне, готовая к великому наступлению. С
таким чувством Государь 22 февраля отправился в ставку, а 23 февраля в
городе начались февральские события. Приняв на себя командование, Николай
II отнял у врага мысль на соглашение. Многие современные исследователи
пишут о том, что Германия всеми силами пыталась вызвать в России
революцию, которая бы привела к свержению Царя, а это - к развалу армии.
Царь объединял Империю, Армию и Народ. Избавиться от царя мечтали
революционеры нескольких поколений, начиная с декабристов. И далее убийство
Александра II, Царя-освободителя, попытка А.Ульянова убить Царя-миротворца
Александра III – все говорит о мечте революционеров, которые были
настоящими фанатиками и не жалели ни чьих жизней ради своей химеры -
социализма.
Революционная пропаганда проникла буквально во все слои общества. Была
заражена ее и Государственная Дума. Николай II был противником введения в
России конституционных форм правления, заимствованных с запада. Он считал,
что для России лучшая форма правления – самодержавная монархия. Он вполне
мог бы повторить слова своего деда, Александра II: «Я подписал бы любую
конституцию если бы у меня была уверенность, что это послужит на благо
России. Но я знаю, что если бы я сделал это сегодня, то завтра же Россия
погибла бы».
Но чтобы уменьшить беспорядки в стране, и желая привлечь к управлению
страной ее лучших людей, Николай II подписал указ о создании Думы и
присутствовал на ее торжественном открытии 27 апреля 1906 года.
11 лет существования парламента в России ничего ей не дали: Дума
оказалась не только совершенно неработоспособной, но и вредным
учреждением. В народе же ее прозвали просто «говорилка». Дума состояла из 2
палат: Верхняя – государственный Совет, наполовину назначаемая Царем,
наполовину избранный, который подтверждал или отвергал решение нижней
палаты, члены которой избирались сроком на пять лет.
Женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, народы, ведущие кочевой
образ жизни были лишены избирательного права. Выборы были многоступенчатые.
Избиратели были разделены на курии: земледельческую, две городские, одна
буржуазная, мещане и духовенство две – рабочие и крестьянство. Избиралось
450 депутатов.
Работавшие здесь избранники народа, имели право обсуждать и принимать
законопроекты, вносимые как Думой, так и правительством относительно
бюджета страны, выдачи займов правительству под крупные проекты, а также
делать запросы правительству относительно каких-либо событий в стране и
принимаемых мер. Правда, даже принятые здесь и в Госсовете законопроекты
могли и не стать законом, если их не подписывал император. Последнее слово
оставалось за Николаем II, которые всегда подчеркивал, что они напринимают
разных законов во вред стране и уйдут в отставку, а отвечать перед Богом за
страну - ему. Поэтому с созданием Думы, Россия не стала даже
конституционной монархией, так как Царь имел право распустить сессию, а
если политические страсти накалялись – совсем распустить Думу. Понятно, что
это не устраивало многих тогда в России. Собственно так и случилось с 1 и 2
Думой. Первая, избранная на волне революционного энтузиазма революционного
подъема Дума, работала в Таврическом дворце 72 дня, а вторая несколько
дольше. Депутаты, пользуясь депутатской неприкосновенностью, занимались
революционной деятельностью, направленной на подрыв государства.
П.А.Столыпин потребовал эти полномочия снять и доказал их участие в военном
заговоре. Многие депутаты были арестованы. Сейчас хорошо известны слова
Столыпина, обращенные к врагам России: «им нужны великие потрясения, а нам
нужна великая Россия». Противостояние Думы и Столыпина, который предложил
свою аграрную реформу и являлся, без сомнения, величайшим политиком ХХ
столетия, закончилось убийством этого деятеля, поскольку осуществи он свою
реформу – революционеры полностью лишались возможности спекулировать на
аграрном вопросе и теряли почву под ногами.
Причина роспуска Государственной Думы состояла и в ее требовании
отдать помещичью землю и без всякого выкупа. Противостояние правительства и
Думы наметилось довольно быстро, поэтому и сам Николай II и министры
старались на заседаниях бывать как можно реже.
Дума избиралась уже по-новому. Избирали 45 дворян, 22 крестьянина, 12
купцов, 10 человек от духовенства остальные 11 в том числе рабочие.
Проработала эта Дума 5 лет и приняла около 2,5 тыс. законопроектов.
Абсолютное большинство депутатов были уже не просто представители каких-
либо сословий, но и представители определенных партий. Наиболее видная и
влиятельная была партия Союз объединенного дворянства и Союз русского
народа, представлявшие интересы крупных дворян и помещиков. Это правое
крыло Думы. Яркими представителями этой партии были В.П.Пуришкевич, гр.
Бобринский, Макаров, доктор Дубровин. Лидером, организатором партии «Союза
русского народа» был Владимир Митрофанович Пуришкевич /1870-1920/,
действительный статский Советник, бессарабский помещик, член второй,
третьей и четвертой Государственной Думы. Человек идеи и действия, поборник
православия и самодержавия.
Торгово-промышленная буржуазия и интеллигенция создали свою партию –
17 октября. «Октябристы» издавали свою газету «Голос Москвы». Их лидеры –
яркие представители на политическом горизонте страны. Прежде всего
Александр Иванович Гучков, о котором Струве сказал «виртуоз интриг и гений
беспринципности». Это был московский фабрикант, сражавшийся в Трансваале
во время англо-бурской войны на острове буров, участвовавший в Македонском
восстании за свободу греков, в японскую попал в плен под Мукденом. Завзятый
дуэлянт. Его смолоду привлекали военные дела. Он возглавлял военно-
промышленный комитет Думы. Второе лицо этой партии – Михаил Владимирович
Родзянко. Крупный помещик, предпочитал говорить правду в глаза. Монархист
по убеждением, но царя и царицу не понимал, верил слухам, считал, что
они губят идею монархии, не любил и Гучкова. Их обоих не любила Царица,
считала губителями монархии.
К октябристам примыкала конституционно-демократическая партия
/кадеты/. Их общепризнанный лидер – Павел Николаевич Милюков. Он москвич,
ученик историка Ключевского, приват-доцент Московского университета,
блестящий оратор. Это он впервые в России стал говорить «наши
парламентарии». По убеждениям – либерал. Он раньше подолгу бывал за
границей и по духу был пропитан западноевропейскими идеями. Милюков
проводил политику, отвечавшую интересам союзников, иногда в ущерб
интересам России. Партия проявляла большой интерес к внешней политике,
вмешивалась в дела русского МИДа, склонялась к умеренно-конституционному
образу правления по английскому образцу, поэтому Милюков и любил к
депутатам обращаться на английский манер. В годы войны в партии
произошел раскол: одни считали, что нужны гражданский мир с правительством
в это время, а другие – продолжать политическую конфронтацию с
правительством. Это был традиционно центр Думы. Позже к ним прибавились
национально-либеральная партия /прогрессисты/ с ее лидером фабрикантом
Рябушинским. По многим вопросам центр и правое крыло выступали вместе,
создавая внушительное большинство в Думе.
Левое крыло составляли представители вышедших из-под подполья эсеры и
социал-демократы, главным образом меньшевики. Большевиков в 3
Государственной Думе было всего 4 человека, а также трудовики во главе с
адвокатом Керенским.
Сейчас появилось большое количество литературы, рассказывающей о
влиянии масонов на события февраля 1917 года, но этот вопрос весьма сложный
и требует специального исследования.
В 1915 году стала нарастать конфронтация между Думой и правительством.
Началась открытая политическая борьба за власть. Депутаты постоянно
поносили свое правительство и свое государство. В Думе таким образом
сложился так называемый Прогрессивный блок, куда вошли кадеты, левые
октябристы, трудовики. Подоплека же этого политического события была
следующая. Буржуазия видела, и постоянно говорила, что правительство не
способно организовать фронт и тыл для победы и справиться с нарастающим
недовольством народа. Члены правительства подвергались постоянной травле и
клевете через средства массовой информации. Главное же было в том, что шла
настоящая война за военные заказы. В Петрограде имели большой вес фирмы со
смешанным капиталом, акционерным обществам принадлежали целые отрасли
металлообработки, машиностроения, железные дороги, строительство, банки.
Помимо того, что правительство размещало очень выгодные военные заказы
среди петербургских предпринимателей, началось размещение военных заказов
и за рубежом. Не в Англии и Франции, а в Америке. Русское золото стало
уплывать в США. Дума высказывало недоверие правительству, а правительство
не могло работать из-за постоянных нападков со стороны Думы и требовании
замены членов правительства. Кого бы не поставил Государь в правительстве –
человек подвергался постоянной критике со стороны своей же Думы. Вот тогда
и прозвучало в Думе требование создать правительство общественного доверия.
Что это значило? Это означало, что правительство было бы сформировано не
Царем, а Думой, и отчитывалось бы за свою работу перед Думой. Началась
массовая критика министров и их действий.
Царь не пошел на либеральные уступки, которые от него требовали,
поскольку справедливо полагал, что время для этого не настало и опасно
проводить опыты новых реформ в разгар войны. О том, какой критике и
клевете стал подвергаться сам Государь и вся его семья - сейчас известно
всем.
Особенно в Думе ненавидели министра внутренних дел Александра
Димитриевича Протопопова, который начал свою политическую карьеру в 4 Думе,
став товарищем председателя партии октябристов. Затем он сошелся с
Рапутиным и принял приглашение войти в правительство, оставив интересы
думских деятелей. Он горел желанием примирить Думу и правительство на благо
России. За свою деятельность он подвергался особой критики со стороны
либералов. В 1918 году он был расстрелян ЧК.
В ответ на такие действия парламента, правительство досрочно
распустило очередную сессию Думы. Страсти накалялись. 1 ноября 1916 года на
открытии очередной сессии Думы выступил Милюков со своей знаменитой речью.
Он говорил 2 часа. Он оценил положение в стране по своему усмотрению,
ничего не говорил о Царе, но его речь закончилась известными словами: «что
это – глупость или предательство?» На следующий день вся столица
заговорила о том, что царица – немка…
Последняя Думская сессия открылась 14 февраля 1917 года, когда в
стране шли мощные забастовки. В столице сложилась тяжелое положение с
хлебом, а спровоцировала эти разговоры сама же Дума. Она сама ввела закон о
твердых закупочных ценах на хлеб. Крестьяне же на это резко сократили
продажу хлеба в казну. Цены непрестанно росли. Дефицитом воспользовались
мелкие и крупные спекулянты, скупали хлеб у крестьян и прятали, пока на
хлеб не введут карточки. Нарушились перевозки. Дума опять потребовала
ответственного правительства, а Царь пообещал распустить Думу вообще. Думу
распустили, но она не прекратила свою деятельность. Таврический Дворец был
заполнен людьми, собирались на частные совещания.
23 февраля в столице бушевала революция. Именно в Думе, где все время
произносили пламенные речи о любви к Родине, у Гучкова возникла мысль об
отречении царя.
Родзянко в это время встречался с лицами из царской администрации, с
великим князем Михаилом, которому они пророчили отдать трон, одновременно
набрасывался и проект манифеста о даровании конституции, а деятели Думы
Гучков и Шульгин поехали навстречу Царю в ставку и во Пскове добились от
него отречения от престола в пользу брата Михаила, который тоже отрекся. В
это время в своем дневнике Государь отметил, что «кругом измена и
трусость и обман».
Таков был расклад политических партий в России. В Думе сформировался
Временный комитет, из которого и выросло Временное правительство.
Одновременно был создан Совет рабочих и солдатских депутатов, который
возглавлял меньшевик Николай Чхеидзе.
В России очень редкое явление – двоевластие. 4 Государственная Дума
была распущена уже Временным правительством. Члены Временного правительства
оказались не способными управлять страной, к тому же в результате революции
армия была развалена приказом №1. Члены Временного правительства спорили о
положении в стране и уповали на созыв Учредительного собрания, которое и
должно было согласно законодательству страны, решить дальнейшую судьбу
России. Учредительное собрание было разогнано большевиками, захватившими
власть в свои руки, попирая все законы. Временное правительство было
арестовано и отправлено в тюрьму Трубецкого бастиона Петропавловской
крепости.
«Трагедия русской революции стала возможной вследствие того, что
индивидуализация инстинкта в России определила индивидуализацию духа, а
исторические события и испытания требовали иного. Мировая война 1914-1918
г.г. потребовала от русского народа чрезвычайных напряжений и жертв, а
главное, несоблазненности и несоблазняемости частным прибытком: нужна была
воля к победе, а не к имущественному переделу; необходимо было
государственное чувство и великодержавное понимание, а не классовая зависть
и ненависть, не мстительное памятозлобие, подземно тлевшее еще от эпохи
крепостного права. События снова поставили русский народ на распутье, как
уже не раз было в истории. И было опять два пути, две возможности: или, по
слову летописи, «грозно и честно нести дело» России, или же начать «Русь
нести розно». Русский народ не выдержал искушения, не справился с соблазном
и пошел по второму пути, подсказанному большевиками… Дальнейшее было этим
предопределено». Так понимал эти события известный историк и философ Иван
Ильин.
То, что власть в стране теперь принадлежала большевикам, вряд ли можно
назвать случайностью. Во-первых, еще до начала кровавых событий, в 1905
году святой праведный Иоанн Кронштадский во весь голос говорил о том, что
если русский народ не опомнится от увлечения демократическими западными
идеями и не покается – отнимется у него православный царь и зальется земля
русская скорбями и кровью. Господь же попустил страдания русского народа
за отход его от веры православной, за предательство и отступничество от
царя – помазанника Божия. Эти убеждения сейчас можно встретить в любой
православной литературе, особо появившейся в связи с канонизацией Царя-
мученика и его семьи.
Если же отвлечься от православного взгляда на эти исторические
события, то необходимо отметить, что поражение в России в годы Первой
мировой войны и октябрьский переворот являются следствием и всемирного
мирового заговора против сильной державы. Так в своей книге «Тайна России»
Михаила Назарова, автор отмечает: «В наши дни, ретроспективно. Можно лучше
понять происходившее в России в промежутке между Мировыми войнами. Но в те
годы часто приходилось судить по внешним признакам, причем ни Запад
(затушевавший свое предательство России), ни большевики (приписавшие все
революционные лавры себе) не были заинтересованы в объективном анализе
происшедшего. (Возможно, именно этим объясняется замалчивание масонской
темы в советской школе и исторической науке, что просто удивительно в
сравнении со значением масонства в формировании западного общества). Эту
тему сейчас развивают очень многие исследователи. Но почти все единодушны в
мысли о том, что организаторами гражданской войны в России являлся
Я.Свердлов и В.Ленин, идеалом политической линии которого был Нечаев.
Явление нечаевщины было, правда, осуждено Европой, как жесточайшее и
бесчеловечное, которое в принципе сводилось к физическому уничтожению всех
инакомыслящих. Не случайно, именно с уголовного дела Нечаева
Ф.М.Достоевский, писал свой роман «Бесы». На суде же был тогда зачитан
катехизис революционера, где прямо так и говорилось: «Это поганое общество
оболванить, одурачить и их собственными руками развалить государство». Так
что, наверно, не случайно на стене ипатьевского дома была обнаружена
кабалистическая надпись «Здесь по приказу тайных сил, Царь был принесен в
жертву для разрушения государства. О чем извещаются все народы».
Но историкам и всем людям осталось и такое историческое наследие «отец
просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут
иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за
всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло,
которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а
только любовь»…
Многие ученые определяли падение монархии в России отрываясь от ее
происхождения. Особенно этим грешила советская наука. Обзор советской и
перестроечной литературы не дает полного исторического и глубокого научного
анализа событий начала ХХ века. Зато в работах великих русских историков
можно найти ответы на многие вопросы.
Известный русский историк Иван Ильин в книге «О грядущей России» (М.
1993г), определяя причины падения монархии в России в главе «Почему
сокрушился в России монархический строй» пишет: «Итак, монархия в России
сокрушилась – так неожиданно, так быстро, так трагически беспомощно –
потому, что настоящего, крепкого монархического правления в стране не
было. В трудный, решительный час истории верные, убежденные монархисты
оказались вдали от Государя, не сплоченными, рассеянными и бессильными, а
бутафорский «многомиллионный Союз Русского Народа», в стойкости которого
крайне правые вожаки уверяли Государя, оказался существующим лишь на
бумаге». Указывая на то, что государь по законам российской Империи не имел
права отказываться от престола, т.е. он отказался от своего права и
обязанности блюсти престол. Властно править спасать свой народ в час
величайшей опасности, отмечает, что и в государстве – нет права на
отречение от престола. Далее, отвечая на вопрос, почему же все-таки
сокрушилась монархия в России, далее он продолжает: «Одна из основных
формул этого ответа должна быть выражена так: русский народ имел Царя, но
разучился его иметь. Был Государь, было бесчисленное множество подданных;
но отношение их к Государю было решительно не на высоте. За последние
десятилетия русский народ расшатал свое монархическое правосознание и
растерял свою готовность жить, служить, бороться и умирать так, как это
подобает убежденному монархисту». Анализируя деятельность выдающихся
деятелей политики того времени, он справедливо отмечает, что «единой и
организованной монархической партии, которая стояла бы на страже трона и
умела бы помогать монарху – не было». Именно поэтому монархисты не могли не
только поддержать трон и династию, но отстоять неприкосновенность и жизнь
отрекшегося Государя. Они только могли угождать, восхвалять, уверять в
своей преданности, но опорой для трона не стали. «Монархический строй
сокрушился в России потому, что русский императорский трон имел в стране
историческую традицию правосознания, но не имел идейного кадра,
дальнозоркого, сплоченного и способного к активным выступлениям. Русские
монархисты обязаны осознать это, с горечью и скорбью признать это, осудить
себя и не возвращаться более к этой «политике» пустых фраз и хвастливой
пропаганды. Реальная политика не делается ни словами, ни резолюциями, ни
восторгами, ни поздравлениями; тем более она не делается пустословными и
заведомо неправильными уверениями, будто «нас тьмы, и тьмы, и тьмы»... С
этим надо покончить: монархист повинен своему Государю не хвастовством и
обманом, а правдою и грозно-честным служением».
Итак, обозначив русскую революцию, как катастрофу, историк и мыслитель
И. Ильин признает поражение монархистов и их вину перед Государем и
историей. Он также отмечает, что революция подготавливалась десятилетиями,
к тому же людьми с сильной волей, но близорукими, не понимающими величайших
государственных трудностей, христианской культуры и порядка, что
государственность «строится и держится простым народным правосознанием и
что русское национальное правосознание держится на двух основах – на
Православии и на вере в Царя». И. Ильин назвал русскую революцию безумием.
Развивая эти мысли Ивана Ильина, наш современник Михаил Назаров в
своем труде «Тайна России», пытается рассмотреть вопрос о поражении
монархии в России в контексте мирового масонского заговора. «Поскольку из
этих событий, - пишет он, - вырастает вся история ХХ века вплоть до наших
дней, то и сегодня мало кто заинтересован в объективном анализе. Это
приводит с одной стороны – к крайности черно-белых трактовок, с другой – к
отметанию всей проблемы как «черносотенного мифа». Поэтому даже на
основании безупречных источников трудно писать на столь табуированную тему
в чуть ли не телеграфном стиле, где каждый факт заслуживает отдельной
книги». С этим трудно не согласиться. Рассматривая вопросы «западничества»,
масонства, М. Назаров делает попытку рассмотреть падение монархии, как
всемирный заговор против России. И подходит к этому вопросу несколько шире,
чем И. Ильин. «Рассматриваемый «заговор» есть часть общего энтропийного
процесса Нового времени, который и раньше не исчерпывался орденскими или
национальными рамками. Проблема заключается в дехристианизации мира, в его
отпадении от Бога – в апостасии. В этом русле лежит и Реформация, и
Просвещение, и масонство, и марксизм, и большевизм».
Например, в своих спорах о масонстве Н. Бердяев писал, что силы зла в
мире могут действовать разнообразными путями и нельзя все зло в мире
сводить к политическому заговору. И Бердяев и Ильин предупреждали о том,
что упрощать эту проблему не следует. Назаров анализируя работы Ивана
Ильина пишет о двух аспектах одной проблемы: политической и духовной. Их
нельзя смешивать.
С чисто политической точки зрения рассматривает проблему падения
монархии в России, как, в прочем, и всю историю нашего Отечества проф. Ю.
Бегунов в своей книге «Тайные силы в истории России». Его работа не столько
даже политическая, сколько прагматическая, даже с примесью
материалистической, что и кажется ошибочной. Все свои выводы автор
известной работы заключает только на одном: всемирная еврейско-масонская
организация развалила Россию и губит мир. Его работа лишена той глубины
исследования и понимания вопроса, как это было свойственно другим историкам
и мыслителям.
Нельзя не сказать и о работе Ивана Солоневича «Народная монархия». Он
созвучен труду Л. Тихомирова «Государственность и монархия», где во всей
исторической полноте раскрывается эта русская трагедия – падение
монархии.
Государственная власть конструируется тремя способами: наследованием,
избранием и захватом: монархия, республика, диктатура. На практике это все
перемешивается. Перемешивается иногда и мнение исследователей на предмет
исчезновения монархии. Вот как смотрит на этот вопрос И. Солоневич: «Россия
исчезла в СССР. Монархия пала жертвой комбинации из внешней опасности и
неразрешенных социальных противоречий внутри страны. Основное из этих
социальных противоречий внутри страны. Основное из этих социальных
противоречий заключалось в том, что страны бесконечно переросла свой
правящий слой, что этот слой социально выродился, что монархия оказалась
без аппарата власти, но очутилась в паутине предательства, - предательство
по адресу Царя и по адресу народа.
И Февраль, и Октябрь, и поражения всех Белых армий находит свое
фактическое и логическое объяснение именно здесь». При этом он заключает,
что монархию в России необходимо возродить, но единой монархической
программы нет, - сожалеет он, - и быть не может.
В последнее время стали обращать внимание и на работы великих русских
мыслителей из духовного звания. Среди них было немало святых угодников, а
также духовных историков и ученых мужей. В огромном 2-х томном труде
«Россия перед вторым пришествием» собраны многочисленные предсказания и
высказывания о пророчестве Дома Романовых и дальнейшей судьбе России за
несколько веков. Великий оптинский старец иеромонах Нектарий писал: «Ищите
во всем великого смысла. Все события, которые происходят вокруг нас и с
нами, имеют свой смысл. Ничего без причины не бывает».
Анализируя смысл русской истории игумен Исаия в 1993 году писал «всем,
кто стремится увидеть Россию великой Православной державой, хотелось бы
напомнить, что подлинное возрождение нашей Родины зависит не от внешних
обстоятельств – расстановки политических сил, борьбы партий, военного или
экономического потенциала. Оно зависит от каждого из нас, от наших молитв и
благочестивой жизни».



Список литературы:

Бегунов Ю. К. Тайные силы в истории России. СПб., 1996.
Бьюкенен Дж. Мемуары дипломата. М., 1991.
Дневники императора Николая II. М., 1991.
Ильин И. А. О грядущей России. М., 1993.
История политических партий России. М., 1994.
Назаров М. Тайна России. Историософия ХХ века. М. 1999.
Палеолог М. Царская Россия накануне революции. М., 1991.
Письма святых царственных мучеников из заточения. СПб., 1996.
Платонов О. Убийство царской семьи. М., 1991.
Россия на рубеже веков. Исторические портреты. М., 1991.
Россия перед вторым пришествием. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. М.
1993.
Соколов Н. Убийство царской семьи.

Новинки рефератов ::

Реферат: Растворимость солей, кислот и оснований в воде (Химия)


Реферат: Инновационный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Развитие культуры 1920 – 1930гг. (Культурология)


Реферат: Дикорастущие пищевые растения (Биология)


Реферат: Лизинговые операции коммерченских банков (Деньги и кредит)


Реферат: Античная Мифология и ее влияние на современность (Философия)


Реферат: Античная философия (Философия)


Реферат: William Shakespeare (Иностранные языки)


Реферат: Церковнославянская письменность (Искусство и культура)


Реферат: Затраты и издержки предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Финляндия (География)


Реферат: Английский эмпиризм XVII - XVIII веков (Философия)


Реферат: Быт и верования древних славян (История)


Реферат: Глобальная история Вселенной от океана «чистой» энергии до Третьей Мировой Ядерной войны (История)


Реферат: Ремонт и наладка силового электрооборудования токарно-винторезного станка 163 модели (Радиоэлектроника)


Реферат: Eetika (Философия)


Реферат: Профессиональный и любительский спорт (Физкультура)


Реферат: Психогенетика: сцепленное наследование, генетика пола (Биология)


Реферат: Теория происхождения государства и права (Государство и право)


Реферат: Озеро Иссык-Куль (География)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист