GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Дистанционное обучение в вузе (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Дистанционное обучение в вузе (Педагогика)





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИя

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИя



Институт подготовки научно-педагогических
и научных кадров

Специальность: Политическая экономия (08.00.01)
Отделение: дневное



Кафедра Педагогики



Реферат на тему:

"Дистанционное обучение в вузе."



Выполнил:
Аспирант Ростовцев Андрей Игоревич



Москва 2002г.



Содержание:
Введение.
Развитие СДО в мире.
Потребители СДО.
Особенности дистанционного обучения.
Заключение.
Список литературы.

Введение.

Ключевыми категориями в дидактике, как известно, являются обучение и
образование. Дистанционное обучение и дистанционное образование - новое
явление в педагогике. Исследования содержания научной- педагогической и
учебно- педагогической литературы, нормативно-правовых документов,
касающихся образования, а также текстов журнальных статей и
многочисленных выступлений, на конференциях и семинарах , показали, что
отсутствует единое толкование сущности и содержания этих понятий даже
применительно к традиционному образовательному процессу, не говоря уже о
ДО. Дистанционное образование- это система в которой реализуется процесс
дистанционного обучения и осуществляется индивидуумом достижение и
подтверждение образовательного ценза.

Развитие СДО в мире.

Историко- педагогический анализ проблем становления и развития ДО
показал, что в настоящее время в мире накоплен опыт реализации систем
дистанционного обучения (СДО). В целом мировая тенденция перехода к
нетрадиционным формам образования прослеживается в росте числа Вузов,
ведущих подготовку по новым информационным технологиям. В США в системе ДО
обучается около 1 миллиона человек. Так, Национальный Технологический
Университет, который представляет консорциум из 40 инженерных школ, еще в
начале 90-х годов обеспечил подготовку более 1100 студентов с помощью
дистанционных методов на степень магистра. В более чем половине
университетов используются технологии ДО для обучения взрослых. Для ДО
широко используется телевидение и Интернет.
Более 20 лет функционирует Национальный Университет ДО (UNED) в
Испании. Он включает в себя 58 учебных центров внутри страны и 9 за
рубежом. Созданный в 1988г. с целью организации заочного высшего
образования для взрослых, он является одним из подразделений министерства
образования и подчинен непосредственно государственному секретарю по
высшему образованию. В его структуре существует система повышения
квалификации, в частности, преподавателей средних школ. Национальный Центр
ДО во Франции обеспечивает дистанционное обучение 35000 пользователей в
120 странах мира. Институт ДО в г. Тюбинген разрабатывает программы для
обучения с использованием радио и телевидения. В подготовке 2500 учебных
курсов принимает участие 5000 преподавателей. Балтийский Университет в
Швеции объединяет усилия более чем пятидесяти университетов балтийского
региона.. По технологиям ДО образование можно получить в университетах
городов Уасалы, Лунда, Гетеборга, Умео и Линчепинга. Все учебные задания
выполняются вне университета на основе специальных разработок и с
консультацией преподавателей. Процесс сдачи экзаменов осуществляется
непосредственно в вузе. С 70-х годов в Финляндии при 10 университетах
начинают создаваться Центры ДО, а также так называемые летние университеты,
которых насчитывается более 20 с числом студентов в 30 000 человек.
В Турции с 1974 г. работает Открытый университет, имеющий целью помочь
получить образование жителям отдаленных районов. Слушатели получают из
университета необходимый пакет учебных материалов Дополнительно для них
проводятся учебные радио- и телепрограммы, организуются летние курсы
возможны занятия вечером и в выходные дни. Таким обучением охвачено более
120 000 слушателей.
Обращает на себя внимание тот факт, что в странах Ближнего Востока и
Центральной Америки, где уровень образованности населения наиболее низкий и
техническая оснащенность образовательного процесса недостаточна, развитие
ДО заметно отстает от развития ДО в других регионах.
Важно отметить, что ДО развивается не только в рамках национальных систем
образования, но и отдельными коммерческими компаниями с преимущественной
ориентацией на подготовку в области бизнеса, которая составляет четвертую
часть всех программ высшего образования. Частные корпоративные
образовательные сети созданы такими компаниями как IBM, General
Motors, Ford и др. Многие из этих образовательных систем намного
опережают системы, созданные в университетах, как по сложности, так и по
количеству. Сегодня многие компании пересматривают статус образовательных
подразделений в своих структурах. Руководство предприятий все больше
рассматривает инвестиции в обучение наравне с инвестициями в научно-
исследовательские разработки. Традиционная система обучения, которая
предполагает отвлечение служащего на определенный период от рабочего
места, и, следовательно, ведет к потерям для компании, оказывается все
более неприемлемой. Крупные предприятия часто имеют подразделения, филиалы
во всем мире и должны обучать персонал в разных странах. Кроме того,
обучение должно происходить быстрыми темпами, чтобы не сдерживать процесс
внедрения и реализации новых товаров на рынке. Услуги по обучению персонала
должны предоставляться одновременно с появлением новых разработок
предприятия. Это приводит к необходимости децентрализации обучения, которое
осуществляет предприятие. Оно позволяет избежать перемещения персонала в
центр обучения и тем самым получить выигрыш во времени, экономию затрат на
транспорт и отвлечение персонала от работы. Таким образом, применение ДО -
это шанс для крупного предприятия обеспечить быстрое внедрение на рынок
новых товаров в условии постоянной модернизации производства.
Процесс развития ДО в России начался в начале 90-х годов. Количество
образовательных учреждений, отделений и центров ДО на территории РФ на
начало 1997 года составило по подсчетам автора более ста.
В 1994-96 годов в Москве прошли международные конференции по
дистанционному образованию, в которых участвовали ведущие специалисты США,
Великобритании, Канады, Германии, Швеции, Австрии, России и др.
Значительный вклад в обеспечение организационной и научной поддержки ДО
внесли Всероссийские конференции по дистанционному образованию,
организуемые Московским государственным университетом экономики,
статистики и информатики.
Процесс развития ДО в России сдерживается традиционными для России
причинами - отсутствием хорошего материально-технического обеспечения,
дефицитом компьютерной техники, ограниченными возможностями связи и низким
материальным стимулированием преподавателей. Стали уже классическими
примеры экспериментального ДО в Московском государственном университете
электроники и математики (МИЭМ) [57]. Активно внедряются технологии ДО в
МГУ им. М.И. Ломоносова, Московском государственном авиационном институте
(МАИ), Московском государственном институте электронного машиностроения
(МИЭМ), Московском государственном университете экономики, информатики и
статистики (МЭСИ), Челябинском государственном техническом университете,
Самарском государственном авиационном университете, Томской государственной
академии управляющих систем и радиоэлектроники, Уральском государственном
техническом университете и других вузах.
Необходимо отметить, что в практике использования телекоммуникаций в
образовательных целях много сделано общеобразовательными школами. Примером
может служить MOSTNET (Московская школьная телекоммуникационная сеть) -
первая экспериментальная компьютерная сеть, которая была создана в 1989
году в рамках проекта ШЭП - "Школьная электронная почта". Проект ШЭП создал
прецедент использования компьютерных сетей и проведения
телекоммуникационных проектов и стимулировал интерес к педагогическим
возможностям этой информационной технологии среди педагогической
общественности, включающей педагогов-практиков, управленцев,
исследователей. В этой же области проводится работа в Институте проблем
информатики Российской академии наук (ИПИ РАН) А.А. Федосеев и Д.А.
Богданова.

Потребители СДО.

С финансовой поддержкой корпорации Карнеги, Фонда поддержки получения
дополнительного образования, Министерств Образования и Образования США,
SOC была организована усилиями Американской Ассоциации государственных
вузов (ААSCU) и Американской Ассоциации общественных колледжей (ААСС).
Сегодня сотни тысячи военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС МО США,
а также члены их семей занимаются по программам различных вузов, входящих
в SOC. Эти программы получают поддержку и эффективно координируются
академическими ассоциациями и агентствами, МО и ВС.
В целом, благодаря SOC, военнослужащие имеют возможность получить
любой вид сертификата, ученого звания или степени. Многие вузы дают
базовые программы для континентальной части США, некоторые и для
зарубежья. SOC позволяет получить диплом на основе образования,
полученного где-либо в другом месте. Возможно изучение полных вузовских
программ и целевых - для непосредственного получения степени. При
реализации образовательных программ в SOC широко используют технологии ДО.

Для достижения поставленных целей SOC функционирует как единая
структурная единица в соответствии с установленными Консорциумом SOC и
вооруженными силами принципами:
1. Для увеличения эффективности подготовки военных специалистов и
достижения образовательных и карьерных целей, военнослужащие должны
заниматься по тем же программам, что и все обычные граждане. Учебные
программы должны для военнослужащих быть основаны на программах вузов
SOC;
2. Военнослужащие должны пользоваться максимально гибкой системой
удобств при получении образования, особенно синхронизированные со свободным
временем обучающихся, возможности взаимозачтения дипломов высших школ,
определение компетентности с помощью стандартных тестов, упрощение
процедуры перевода на другие специальности и в другие вузы.
Как известно, конституция РФ гарантирует гражданам право на
образование. Это право можно реализовать в соответствии с Законом «Об
образовании» с учетом потребностей и возможностей личности образовательные
программы осваиваются в следующих формах: в образовательных учреждениях с
отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства: в форме семейного
образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных
форм получения образования. Конкретизация этого понятия для высшего и
послевузовского профессионального образования дана в Законе « О высшем и
послевузовском профессиональном образовании», где в Ст.6 сказано, что
основные образовательные программы высшего профессионального образования
обучающимися могут осваиваться в различных формах в зависимости от объема
обязательных занятий педагогического работника вуза с обучающимся: очной,
очно-заочной (вечерней), заочной, в форме экстерната. Перечень направлений
подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального
образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме
экстерната не допускается, устанавливается Правительством РФ.
Анализ форм получения образования показывает, что дистанционное
обучение (ДО) также является формой получения образования (также как
очная , заочная, очно-заочная и экстернат) при которой в образовательном
процессе используются традиционные и специфические методы, средства и
формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных
технологиях. Основу образовательного процесса при ДО составляет
целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа
обучаемого, который может учится в удобном для себя месте, по
индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств
обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими
обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.
ДО, как и другие формы, реализуется в системе непрерывного
образования. Понятие «система образования» трактуется по-разному. В
соответствии со ст.8 (именуемой как «Понятие системы образования») Закона
«Об образовании» «система образования в РФ представляет собой совокупность
взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных
образовательных стандартов (ГОС) различного уровня и направленности; сети
реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-
правовых норм, типов и видов; органов управления образованием и
подведомственных им учреждений и организаций».
Как видно, ДО органически вписывается в систему непрерывного образования и
отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть
лишен возможности учится по причине бедности, географической или временной
изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать
образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости
производственными и личными делами.
Потенциальными потребителями СДО являются:
лица всех возрастов, проживающие в малоосвоенных регионах, удаленных от
вузовских центров;
специалисты уже имеющие образование и желающие повысить свою квалификацию,
приобрести новые знания или получить второе образование;
обширный контингент потребителей образовательных услуг, готовящихся к
поступлению в вузы ;
· лица, не имеющие возможности получить образовательные услуги в
традиционной системе образования в силу ограниченной пропускной
способности этой системы, невозможности совмещения учебы с работой
(сельские жители, вахтовики, и т.п.),
· лица, проходящие действительную срочную службу в рядах Вооруженных Сил
России, а также увольняющиеся в запас офицеры и члены их семей;
· лица, имеющие медицинские ограничения для получения регулярного
образования в стационарных условиях (нуждающиеся в обучении на дому);
· субъекты и объекты пенитенционарной системы (заключенные и обслуживающий
персонал);
· лица, желающие получить образование в зарубежных образовательных
учреждениях;
· иностранные граждане, желающие получить образование в России, но не
имеющие возможность приехать для учебы по различным причинам.
· лица всех возрастов, проживающие в удаленных и малоосвоенных регионах
страны;
· специалисты уже имеющие образование и желающие приобрести новые знания
или получить второе образование;
· талантливые и продвинутые индивиды, стремящиеся получить дополнительные
знания, второе параллельное образование, пройти образовательную программу
в сжатые сроки;
· различные категории специалистов, которым требуется переподготовка и
повышение квалификации, в частности, преподаватели различных
образовательных учреждений;
· лица, желающие выполнить специальные образовательные программы, состоящие
из курсов, предоставляемых различными учебными заведениями, в том числе
учебными заведениями разных стран;
· безработные и беженцы, зарегистрированные в федеральной службе и
муниципальных центрах занятости.

Особенности дистанционного обучения.

Тот факт, что ДО не прописано официально в законодательных документах
сопряжено в значительной мере с формальными процедурами. Поскольку элементы
технологий ДО и собственно ДО активно используются в педагогической
практике, то в данном случае практика опережает теорию и законы. Анализ
отечественной и зарубежной теории и практики ДО позволяет отметить
характерные особенности, присущие ДО. Среди них:
1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в
удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему
лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых
знаний по выбранным дисциплинам.
2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип.
Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся,
адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из
набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий
индивидуальным или групповым потребностям.
3. «Параллельность». Обучение может проводиться при совмещении основной
профессиональной деятельности с учебой, т.е. "без отрыва от производства".

4. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до
образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не
является препятствием для эффективного образовательного процесса.
5. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения
обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.
6. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью».
Количество обучающихся не является критичным параметром.
7. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая
эффективность ДО.
8. «Преподаватель». Речь идет о новой роли и функциях преподавателя.
9. «Обучающийся». Требования к обучающемуся существенно отличаются от
традиционных.
10. «НИТ» (Новые информационные технологии). В СДО используются все виды
информационных технологий, но преимущественно новые информационные
технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети,
мультимедиа системы и т.д.
11. «Социальность». ДО в определенной степени снимает социальную
напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования
независимо от места проживания и материальных условий.
12. «Интернациональность». ДО обеспечивает удобную возможность экспорта и
импорта образовательных услуг.
Перечисленные особенности определяют и преимущества ДО перед другими
формами получения образования, но, одновременно предъявляя определенные
специфические требования как к преподавателю, так и к слушателю, ни в коем
случае не облегчая, а подчас увеличивая трудозатраты и того и другого.
ДО находится наиболее близко по характеристикам и некоторым
организационным моментам к заочному обучению (ЗО), но имеет существенные,
даже внешне заметные отличия. Например, свободный график во времени при
поступлении и в процессе учебы; расширенные возможности общения с
преподавателем с использованием средств новых информационных технологий
НИТ, специализированные комплекты средств обучения для эффективной
самостоятельной работы и др. Опыт ЗО может быть очень полезным для
формирования системы ДО, т.к. Россия имеет уникальный опыт в этой области.
Известно, что около трети высококвалифицированных специалистов получила за
последние 70 лет образование именно без отрыва от производственной
деятельности. В настоящее время система ЗО включает в себя около 35
государственных заочных институтов и десятки средних учебных заведений, в
которых обучается более десяти тысяч студентов и учащихся. Помимо этого
сотни техникумов и университетов имеют в своем составе подразделения и
кафедры, использующие заочную форму обучения. Однако, интерес к ЗО падает.
Качество ЗО значительно уступает очному.
Положение значительно усугубляется дороговизной транспортных услуг. На
поездку на экзаменационную сессию, скажем, из Сибири и Дальнего Востока в
Москву заочнику надо потратить не одну зарплату. Кроме того, в условиях
рыночной экономики, работодатели вряд ли будут отпускать своих сотрудников
на 40-50 дней в год в течение пяти лет.
Наилучшим по качеству, но самым затратным является очное образование,
а наиболее экономичным- ДО (в установившемся режиме). Экономическая
эффективность подтверждается количественными данными, полученными из
практики и статистики.
Обращает на себя внимание тот факт, что ДО является наиболее
«дружественным» к обучающимся.
Мнения известных экспертов и экспериментальные практические результаты
внедрения технологий ДО в традиционный учебный процесс подтверждают
предположение о том, что существующие формы получения образования с
закономерной необходимостью асимптотически стремятся к некоторой идеальной
гуманистической, универсальной, синтетической, интегральной форме,
изоморфной современному ДО. Другими словами, они сливаются в одну форму
получения образования.
Дистанционное обучение в идеальном случае:
предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и
в процессе производственной деятельности;
обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым
ресурсам;
предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных
задач и при любом уровне начального образования и подготовки;
предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее
эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для
самообучения
предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в
зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;
значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных
ресурсов без возрастных ограничений;
снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным
ресурсам;
позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет
комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;
позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества
образования;
удовлетворяет потребности страны в качественно подготовленных специалистах
и квалифицированных рабочих;
повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его
предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня
самосознания;
способствует сохранению приумножению знаний, кадрового и материального
потенциала, накопленного отечественной образовательной системой;
сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ
и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.

Заключение.

Теорию дистанционного обучения (ДО) можно представить себе как
комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и
объяснение образовательного процесса в системе ДО. С формальной точки
зрения теория ДО как высшая самая развитая форма организации обобщенного
достоверного научного знания представлена как система, которая описывает,
объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности
составляющих объекта теории, в нашем случае системы образования.
Структурными элементами теории являются: предмет теории, термины и
понятия, категории, методы исследования, функции, принципы и др. В Главе
1 наиболее подробно разработаны основные элементы теории: понятийно-
терминологический аппарат и принципы. Реализованы некоторые функции теории,
например, объяснительная (в научных и прикладных аспектах рассмотрено
понятие дистанционное обучение), прогностическая (выдвинута гипотеза об
интеграции всех форм получения образования в одну) и др.
Специфика темы диссертации, заключающаяся в том, что она находиться на
стыке педагогики и техники (новых информационных технологий) обусловила
комплекс эмпирических и теоретических методов исследования, перечисленных
во введении.
Как научный результат сформулировано положение о том, что
дистанционное обучение представляет собой целенаправленный интерактивный,
асинхронный процесс взаимодействия субъектов и объектов обучения между
собой и со средствами обучения, причем процесс обучения инвариантен к их
расположению в пространстве и времени. Образовательный процесс
дистанционного обучения проходит в специфической дидактической системе,
элементами которой являются подсистемы: целей обучения, содержания
обучения, методов обучения, средств обучения, организационных формы
обучения, идентификационно-контрольная, учебно-материальная, финансово-
экономическая, нормативно-правовая, маркетинговая.
Установлено, что дистанционное обучение является формой получения
образования, наряду с очной, заочной и экстернатом. Она обладает рядом
специфичных свойств: "Гибкость", «Модульность», "Параллельность",
"Дальнодействие", "Охват", «Асинхронность», «Рентабельность»,
"Преподаватель", "Обучающийся", "НИТ", «Социальность»,
«Интернациональность».
Место ДО среди других форм получения образования (очное, заочное,
экстернат) определено с помощью экспертных оценок путем сравнения по
показателям качество, открытость, стоимость. Было получено подтверждение,
что ДО имеет преимущество по стоимости и открытости. Результаты,
визуализированные на трехмерном графике, совпали с аналогичными
независимыми теоретическими заключениями, полученными в Международном
институте менеджмента «ЛИНК».
На основании изучения направлений развития и совершенствования
традиционных форм (очная, заочная, экстернат) и ДО сформулирована гипотеза,
согласно которой теоретически может рассматриваться некоторая интегральная
синтетическая форма получения образования к которой при модернизации и
развитии асимптотически, эволюционно будут стремиться все известные в
настоящее время формы получения образования, в том числе и современное ДО.
Другими словами, комплексно совершенствуя существующие формы в
направлениях: учебно-методической, организационной и материально-
технической, мы приходим к некоторой единой форме получения образования,
изоморфной современной ДО. Эта форма мыслится нами как некоторый идеал,
вбирающий в себя все лучшее из существующих форм и которое может
появиться в будущем. Гипотеза подтверждается действующей закономерностью,
наблюдаемой в информационных процессах природы и общества (называемая
конвергенцией), педагогической практикой и аналогичными взглядами на
проблему известных специалистов в области образования (Г.А. Ягодин, В.Г.
Кинелев, А.Н. Тихонов, В.П. Тихомиров, и др.).
Установлено, что дистанционное обучение - это целенаправленный
процесс, как и при других формах получения образования, протекающий в
специфической дидактической системе. Если каноническая дидактическая
система содержит 7 элементов, то дидактическая система ДО, дополняющая и
развивающая известную в традиционной дидактике систему, содержит 12
элементов, которые названы как: (1)- цель, (2)- содержание, (3)-
обучающие, (4)- обучаемые, (5)- методы обучения, (6)- информационно-
образовательная подсистема (средства обучения), (7)- формы обучения, (8)-
материально-техническая подсистема, (9)- финансово-экономическая
подсистема, (10)- нормативно-правовая подсистема, (11)- идентификационно-
контрольная и (12)-маркетинговая. Сформулированы принципы ДО, как
теоретические обобщения явлений, происходящих в системе дистанционного
обучения, при сохранении преемственности канонических принципов обучения
и их развитии. Предлагаемая система специфических принципов включает в
себя принципы: педагогической целесообразности применения средств новых
информационных технологий; открытости обучения; идентификации;
интерактивности; стартового уровня; регламентности; индивидуализации.
Список литературы:

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, 1996.
Жмыриков А.Н. Психология политического лидерства в современной России. - Н.
Новгород: Нижегор. гуманит. центр, 1996.
Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1996.
Хекхаузен Х. Мотив власти В кн. Психология и психоанализ власти. - Самара,
1999 Имидж лидера: психологическое пособие для политиков, М., 1994
Хекхаузен Х.





Реферат на тему: Дистанционное обучение: идеи, технологии, проблемы и перспективы
Дистанционное обучение:

идеи, технологии, проблемы и перспективы.
Образовательная система XXI века.
Так называют дистанционную форму обучения специалисты по
стратегическим проблемам образования. В мире на нее сделана огромная
ставка. Почему? Результаты общественного прогресса, ранее сосредоточенные в
техносфере сегодня концентрируются в инфосфере. Наступила эра информатики.
Переживаемую фазу ее развития можно характеризовать как
телекоммуникационную. Эта фаза общения, фаза трансфера информации и знаний.
Обучение и работа сегодня - синонимы: профессиональные знания стареют очень
быстро, поэтому необходимо их постоянное совершенствование –это и есть
открытое образование! Мировая телекоммуникационная инфраструктура дает
сегодня возможность создания систем массового непрерывного самообучения,
всеобщего обмена информацией, независимо от временных и пространственных
поясов.
Дистанционное обучение войдет в 21 век как самая эффективная система
подготовки и непрерывного поддержания высокого квалификационного уровня
специалистов.
Дистанционное обучение и права человека
Системы дистанционного образования (СДО) дают равные возможности
школьникам, студентам, гражданским и военным специалистам, безработным в
любых районах страны и за рубежом реализовать права человека на образование
и получение информации. Именно эта система может наиболее адекватно и гибко
реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию
конституционного права на образование каждого гражданина страны. СДО
соответствуют логике развития системы образования и общества в целом, где
во главу угла ставятся потребности каждого отдельного человека.
О термине "дистанционное обучение"
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не
устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической
литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование"
(distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые
зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в
организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение
(teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин
"дистанционное обучение".
Технологические основы дистанционного обучения
Дистанционное обучение в виде заочного обучения зародилось в начале 20-
го столетия. Сегодня заочно можно получить высшее образование, изучить
иностранный язык, подготовиться к поступлению в вуз и т.д. Однако в связи с
плохо налаженным взаимодействием между преподавателями и студентами и
отсутствием контроля над учебной деятельностью студентов-заочников в
периоды между экзаменационными сессиями качество подобного обучения
оказывается хуже того, что можно получить при очном обучении.
Современные компьютерные телекоммуникации способны обеспечить передачу
знаний и доступ к разнообразной учебной информации наравне, а иногда и
гораздо эффективнее, чем традиционные средства обучения. Эксперименты
подтвердили что качество и структура учебных курсов, равно как и качество
преподавания при дистанционном обучении зачастую намного лучше, чем при
традиционных формах обучения. Новые электронные технологии, такие как
интерактивные диски CD-ROM, электронные доски объявлений, мультимедийный
гипертекст, доступные через глобальную сеть Интернет с помощью интерфейсов
Mosaic и WWW могут не только обеспечить активное вовлечение учащихся в
учебный процесс, но и позволяют управлять этим процессом в отличие от
большинства традиционных учебных сред. Интеграция звука, движения, образа и
текста создает новую необыкновенно богатую по своим возможностям учебную
среду, с развитием которой увеличится и степень вовлечения учащихся в
процесс обучения. Интерактивные возможности используемых в СДО программ и
систем доставки информации позволяют наладить и даже стимулировать обратную
связь, обеспечить диалог и постоянную поддержку, которые невозможны в
большинстве традиционных систем обучения.
Дистанционное обучение в мире
По данным зарубежных экспертов к 2000 г. минимальным уровнем
образования, необходимым для выживания человечества, станет высшее
образование. Обучение такой массы студентов по очной (дневной) форме вряд
ли выдержат бюджеты даже самых благополучных стран. Поэтому не случайно за
последние десятилетия численность обучающихся по нетрадиционным технологиям
растет быстрее числа студентов дневных отделений. Мировая тенденция
перехода к нетрадиционным формам образования прослеживается и в росте числа
вузов, ведущих подготовку по этим технологиям. За период 1900-1960 гг. их
было создано 79, за 1960-1970 гг. - 70, а только за 1970-1980 гг. - 87.
Долговременная цель развития СДО в мире – дать возможность каждому
обучающемуся, живущему в любом месте, пройти курс обучения любого колледжа
или университета. Это предполагает переход от концепции физического
перемещения студентов из страны в страну к концепции мобильных идей, знаний
и обучения с целью распределения знаний посредством обмена образовательными
ресурсами. Необходимо изучить и рассмотреть опыт стран имеющих большие
возможности и больший опыт в данном вопросе образования. Рассмотрим
Америку.
Дистанционное обучение в США
В середине 60-х годов некоторые американские инженерные колледжи
приступили к использованию телевидения для предоставления учебных курсов
работникам ближайших корпораций. В 1984 г. эти программы привели к
образованию Национального Технологического Университета (NTU). К 1991г. NTU
превратился в консорциум из 40 университетских инженерных школ со штаб-
квартирой в г.Форт-Коллинз, штат Колорадо. В начале 90-х годов более 1100
студентов изучали дистанционным методом программы NTU на инженерную степень
при активном участии коммерческих корпораций-работодателей.
Многие из получивших степень магистра NTU отметили, что они не смогли
бы этого сделать каким-либо другим путем. Опыт NTU был изучен и
рекомендован как модель для международного электронного университета. Для
проведения курсов использовались средства, предоставленные организациями-
спонсорами, что является примером кооперации правительственных,
университетских и коммерческих структур. NTU практически полностью
финансируется за счет платы за обучение, которая обычно вносится фирмами-
работодателями студентов. За шесть лет работы суммарный доход NTU составил
13.5 миллионов долларов.
По программам дистанционного образования в США работает сегодня и
телевидение (PBS-TV). Программа обучения взрослых с 1990 г. взаимодействует
с 1500 колледжами и местными станциями, предлагая курсы в различных
областях науки, бизнеса, управления. ДО-курсы, передаваемые по четырем TV-
образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других
странах. Вооруженные силы США используют СДО для своих служащих. Даже во
время войны в Персидском заливе в 1990-1991 гг. многие американские моряки
продолжали изучать ДО-курсы. Более 4000 военнослужащих изучали, а более 70%
успешно освоили эти курсы. Программа Американского Открытого университета
Нью-Йорк-ской Технологической Школы уже несколько лет дает ДО-курсы
моряками на кораблях, находящихся в плавании. Всего телеобучающая сеть
армии США включает 108 систем, еще 16 таких систем в ВМФ. Важнейшее
значение в США имеют СДО штатов. Многие из них базируются на спутниковых
телеконференциях, развернутых в 80-х и 90-х годах. Как правило, они
включают 1-2 класса в головном университете или колледже, откуда проводят
занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата, где
занимаются обучаемые группы. В последнее время все большее распространение
получает использование компьютерных сетей, предоставляющих схожие
возможности, но по гораздо более низкой цене.

Дистанционное обучение в Европе
За пределами Северной Америки дистанционное образование в основном
развивается "открытыми" университетами, которые финансируются
правительством. Первоначально европейская организация ДО, появившаяся в
Великобритании в конце 60-х годов, была в значительной мере похожа на
советскую систему заочного образования (и частично с нее скопирована).
Разница заключалась в том, что обучение максимально выносилось ближе к
месту проживания студентов, где они занимались самостоятельно с
использованием специальных пособий, соответственно не требовалось столь
длительных отрывов учащихся от основной деятельности. Кроме того, важнейшая
роль в процессе обучения возлагалась на тьюторов (вспомогательных
преподавателей), которые, проживая недалеко от студентов, должны были
консультировать их в процессе обучения, проводить семинары, воскресные
школы и пр. Часть курсов предоставлялась с использованием телевидения и
радио. СДО в Европе получили интенсивное развитие в начале 70-х годов.
Связано это было с созданием ряда Открытых университетов ДО.
Испанский Национальный Университет Дистанционного образования
(Universidad National de Educacion a Distancia UNED), включает в себя 58
учебных центров в стране и 9 за рубежом. В Великобритании более 50%
программ на степень магистра в области управления проводится с
использованием ДО. Лидирующей организацией в этой области является Открытая
школа бизнеса Британского Открытого Университета.
В последнее время в европейском ДО все больше используются современные
компьютерные и коммуникационные технологии, так что технологическая разница
между североамериканской и европейской организацией ДО стирается. Вообще
программы электронного высшего образования разрабатываются более чем в 30
странах, включая страны третьего мира. При этом, естественно, остаются
отличия, вызванные различными культурными, педагогическими и прочими
традициями.

Опыт зарубежных корпораций
ДО развивается не только в рамках национальных систем образования, но
и коммерческими компаниями с преимущественной ориентацией на подготовку в
области бизнеса. Следует отметить, что ДО-программы в области бизнеса
составляют четвертую часть всех программ высшего образования по
дистанционной форме. Причем наибольшее распространение получили программы
на степень бакалавра и магистра и программы подготовки специалистов.
Электронные программы переподготовки составляют сегодня один из крупнейших
сегментов высшего образования. Частные корпоративные образовательные сети
созданы такими компаниями, как IBM, EuroPay, General Motors, J.C.Penney,
Ford, Walmart, Federal Express. Многие из этих систем значительно
опережают системы ДО, созданные в университетах, как по сложности, так и по
количеству.
Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в
отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле
слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением
вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с
программой, т.е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами
(приглашениями). При более развитых средствах ведения диалога (например,
при наличии возможности задавать вопросы в произвольной форме, с
использованием "ключевого" слова, в форме с ограниченным набором символов)
обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала и
режима работы. Чем больше существует возможностей управлять программой, чем
активнее пользователь участвует в диалоге, тем выше интерактивность. В
широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых
субъектов друг с другом с использованием доступных им средств и методов.
При этом предполагается активное участие в диалоге обеих сторон - обмен
вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением
принятых решений и т.п. Телекоммуникационная среда, предназначенная для
общения миллионов людей друг с другом, является априори интерактивной
средой. При дистанционном обучении субъектами в интерактивном
взаимодействии будут выступать преподаватели и студенты, а средствами
осуществления подобного взаимодействия – электронная почта,
телеконференции, диалоги в режиме реального времени и т.д.
Организационно-методические модели ДО.
1. Обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или
вузовские (экзаменационные) требования, предназначалось для учащихся и
студентов, которые по каким-то причинам не могли посещать стационарные
учебные заведения. Так, в 1836 году был организован Лондонский
университет, основной задачей которого в те годы была помощь и проведение
экзаменов на получение тех или иных аттестатов, степеней и пр. для
учащихся, студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Эта задача
сохранилась и поныне наряду со стационарным обучением студентов.
2. Обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для
студентов, которые обучаются не стационарно (on-campus), а на расстоянии,
заочно или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий,
включая компьютерные телекоммуникации (off-campus). Такие программы для
получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих
ведущих университетах мира. Так, Новый университет Южного Уэлса в
Австралии проводит заочное и дистанционное обучение для 5000 студентов,
тогда, как стационарно в нем обучается 3000 студентов.
3. Сотрудничество нескольких учебных заведений. Такое сотрудничество в
подготовке программ заочного дистанционного обучения позволяет сделать их
более профессионально качественными и менее дорогостоящими. Подобная
практика реализована, например, в межуниверситетской телеобразовательной
программе Кеприкон, в разработке которой приняли участие университеты
Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая. Другим примером подобного
сотрудничества может служить программа " Содружество в образовании".
Главы Британских стран содружества встретились в 1987 году с тем, чтобы
договориться об организации сети дистанционного обучения для всех стран
содружества. Перспективная цель программы - дать возможность любому
гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома,
получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества
колледжей и университетов.
4. Автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей
ДО. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет (The
Open University) в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят
обучение дистанционно большое число студентов не только из
Великобритании, но из многих стран Содружества. В США примером такого
университета могут служить Национальный технологический университет (штат
Колорадо), который готовит студентов по различным инженерным
специальностям совместно с 40 инженерными колледжами. В 1991 году
университет объединил эти 40 колледжей сетью ДО при теснейшем
сотрудничестве с правительством штата и сферой бизнеса.
5. Автономные обучающие системы. Обучение в рамках подобных систем ведется
целиком посредством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных
пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить
американо-самоанский телевизионный проект.
6. Неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе
мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение
взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли
закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью
официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу
(примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально
ориентированные на определенную образовательную цель (например,
Британская программа грамотности), или специально нацеленные на
профилактические программы здоровья, как, например, программы для
развивающихся стран.
Организационно-технологические модели ДО
1. Единичная медиа - использование какого-либо одного средства обучения и
канала передачи информации. Например, обучение через переписку, учебные
радио- или телепередачи. В этой модели доминирующим средством обучения
является, как правило, печатный материал. Практически отсутствует
двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного
обучения к традиционному заочному обучению.
2. Мультимедиа - использование различных средств обучения: учебные пособия
на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на
различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако, доминирует при
этом передача информации в "одну сторону". При необходимости используются
элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей,
проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием
экзаменов и т.п. Эту технологическую модель мы рассмотрим более подробно
ниже. За главный объект мы возьмем электронный учебник (ЭУ).
3. Гипермедиа - модель дистанционного обучения третьего поколения, которая
предусматривает использование новых информационных технологий при
доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при
этом является использование электронной почты и телеконференций, а также
аудиообучение (сочетание телефона и телефакса). При дальнейшем развитии
эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких
средств как видео, телефакс и телефон (для проведения видеоконференций) и
аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков,
различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.
Виртуальные университеты
Созданные университетами учебные сервера - это, в некотором роде,
расширение стен самого университета. В его виртуальных аудиториях так же,
как и в основных, можно будет со временем и лекцию послушать, и
лабораторную на виртуальном стенде выполнить, и найти средства для
проектирования, выполнения расчетов, моделирования спроектированного
устройства и т. д. Но возможно, что все вышеперечисленное станет
прерогативой специализированных виртуальных университетов - электронных
открытых университетов без стен. Тем более, что ВУЗам, подключаемым к
Internet на средства из фонда Сороса, не разрешено коммерческое
использование доступа к Сети, поэтому средства для оплаты онлайновых услуг
(и не только на подписку на энциклопедии) придется изыскивать
дополнительно. Есть и много других проблем, препятствующих созданию
виртуальных университетов в традиционных университетах со стенами. Сведения
о проектах и первых попытках создания виртуальных университетов можно найти
в сети Internet.
Дешевле ли обучать по Internet?
Эксперты считают, что телекоммуникационное интерактивное преподавание
обходится на 20-25% дешевле традиционного. Microsoft считает, что стоимость
сетевого обучения может снизиться как минимум вдвое против традиционного,
поскольку преподаватель в состоянии давать уроки, находясь в любой точке
земного шара; да и особого компьютерного оборудования при этом не
требуется. Экономия может быть достигнута и за счет других факторов. Взяв
на вооружение СДО, учебный отдел может быть уверен, что все учащиеся
пользуются одними и теми же и, кроме того, самыми свежими учебно-
методическими материалами. Ведь обновлять учебные пособия с помощью
Internet гораздо легче. Интересное наблюдение, но оказалось, что при
обучении в СДО проще производить отсев малоспособных учеников. Пассивно
вести себя на обычных семинарах - легко, а на электронных - невозможно. В
результате на СДО-курсах отсеивается большее число учеников, чем на
традиционных. Разберем более подробно.

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: МОДЕЛИ И ТЕХНОЛОГИИ


Термин "дистанционное обучение" означает такую организацию учебного
процесса, при которой преподаватель разрабатывает учебную программу,
главным образом базирующуюся на самостоятельном обучении студента. Такая
среда обучения характеризуется тем, учащийся в основном, а зачастую и
совсем отделен от преподавателя в пространстве или во времени, в то же
время, студенты и преподаватели имеют возможность осуществлять диалог между
собой с помощью средств телекоммуникации. Дистанционное обучение позволяет
учиться жителям регионов, где нет иных возможностей для профессиональной
подготовки или получения качественного высшего образования, нет
университета нужного профиля или преподавателей требуемого уровня
квалификации.
С середины 70-х годов во многих странах стали появляться учебные
заведения нового типа, называемые "открытый", "дистанционный" университет;
"электронный", "виртуальный" колледж. Они имеют оригинальную
организационную структуру, используют своеобразный набор педагогических
приемов, экономических механизмов функционирования.
Цель этой работы - проанализировать возникающий на наших глазах спектр
новых учебных заведений и выделить их базовые модели. Важно не просто
рассмотреть существующие модели образовательных учреждений, функционирующих
на основе использования дистанционных методов обучения и информационных
технологий, но и понять, какие новые формы могут появиться в будущем, что
определяет их разнообразие.
На данном этапе исследования представляется целесообразным рассмотреть
три интегрированных фактора:
1. технологический,
2. педагогический,
3. организационный.
Характер первого из них определяется информационными технологиями,
используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного
процесса в целом.
Значение второго фактора определяется набором методов и приемов,
применяемых в ходе учебного процесса.
Третий фактор, организационный, характеризует специфику организационной
структуры образовательного учреждения дистанционного обучения.
"Идеальная модель" дистанционного обучения включает в себя
интегрированную учебную среду, с вариантным определением роли различных
компонент - технологических, педагогических, организационно-методических.
1.Основные типы технологий, применяемых в учебных заведениях нового типа.
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики)
университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в
учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть
два важных аспекта.
Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает
присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного
процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они
должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с
другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных
технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности
реализации образовательного процесса.
Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых
в университетах дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-
то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из
них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких
взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее
эффективным в области образования.
Используемые сегодня технологии дистанционного образования можно
разделить на три большие категории:
> неинтерактивные (печатные материалы, аудио-, видео-носители),
> средства компьютерного обучения (электронные учебники, компьютерное
тестирование и контроль знаний, новейшие средства мультимедиа),
> видеоконференции - развитые средства телекоммуникации по аудиоканалам,
видеоканалам и компьютерным сетям.
Средства оперативного доступа к информации по компьютерным сетям
придали качественно новые возможности дистанционному обучению. В Российской
высшей школе они активно развиваются в виде применения электронных
учебников и технологии обмена текстовой информацией с помощью асинхронной
электронной почты.
Развитые средства телекоммуникации, использование спутниковых каналов
связи, передача упакованного видеоизображения по компьютерным сетям только
совсем недавно стали применяться в практике дистанционного образования. Это
связано с отсутствием развитой инфраструктуры связи, высокой стоимостью
каналов связи и используемого оборудования.
Видеокассеты - это уникальное средство для дистанционного обучения
практически по любой дисциплине. Не требуя больших расходов на
тиражирование учебных видеоматериалов, видеомагнитофон получил широкое
распространение во всех странах. Видеокассеты используются обычно как
компоненты наборов учебных материалов, частично заменяя традиционные
лекции.
Электронная почта экономически и технологически является наиболее
эффективной технологией, которая может быть использована в процессе
обучения для доставки содержательной части учебных курсов и обеспечения
обратной связи обучаемого с преподавателем. В то же самое время она имеет
ограниченный педагогический эффект из-за невозможности реализации "диалога"
между преподавателем и студентами, принятого в традиционной форме обучения.
Однако, если студенты имеют постоянный доступ к персональному компьютеру с
модемом и телефонному каналу, электронная почта позволяет реализовать
гибкий и интенсивный процесс консультаций.
Оперативный доступ к разделяемым информационным ресурсам позволяет
получить интерактивный доступ к удаленным базам данным, информационно-
справочным системам, библиотекам при изучении конкретной дисциплины. Данный
режим доступа ON-LINE позволяет в течение секунд осуществить передачу
необходимого учебного материала, компьютерных программ при помощи таких
компьютерных систем как GOPHER, WWW, VERONICA из крупных научно-
педагогических центров, и из локальных узлов сети Internet, общее
количество которых в мире превышает 1.25 миллиона.
Видеоконференции с использованием компьютерных сетей предоставляют
возможность организации самой дешевой среднего качества видеосвязи. Данный
тип видеоконференций может быть использован для проведения семинаров в
небольших (5-10 человек) группах, индивидуальных консультаций, обсуждения
отдельных сложных вопросов изучаемого курса. Помимо передачи звука и
видеоизображения компьютерные видеоконференции обеспечивают возможность
совместного управления экраном компьютера: создание чертежей и рисунков на
расстоянии, передачу фотографического и рукописного материала.
Видеоконференции по цифровому спутниковому каналу с использованием
видеокомпрессии совмещают высокое качество передаваемого видеоизображения и
низкую стоимость проведения видеоконференции (более чем на два порядка
меньше, чем при использовании обычного аналогового телевизионного сигнала).
Эта технология может оказаться эффективными при относительно небольшом
объеме лекций (100-300 часов в год) и большом числе обучаемых (1000-5000
студентов) для проведения обзорных лекций, коллективных обсуждений итогов
курсов и образовательных программ.
В конце восьмидесятых годов в России технологии необходимые для
дистанционного обучения были либо не развиты, либо отсутствовали вообще.
Преподавание в институтах основывалось на печатных изданиях, для развития
тематики использовались заранее записанные программы, реже, телевизионные
передачи в прямом эфире. Сегодня некоторые из новых информационных
технологий становятся доступны для налаживания дистанционного обучения.
Практически все они основаны на цифровых методах обработки информации и
охватывают спектр от программ гипермедиа, которые позволяют студенту самому
управлять используемой информацией, до разнообразных систем баз данных
доступных через глобальные компьютерные сети.
Основным фактором при выборе информационных технологий как средств
обучения должен быть их образовательный потенциал. Однако проведенные
исследования показывают, что это не так даже в наиболее технологически
развитых странах (США, Канада, Великобритания, Германия и Япония). В России
экономическая и технологическая ситуация такова, что выборе средств зависит
не от их педагогического потенциала и даже не от их стоимости, а от их
распространенности.
Телекоммуникации добавляют новую размерность к дистанционному обучению
и очень быстро развиваются в России в виде применения асинхронной
электронной почты. Проведенный анализ позволил выделить базовые параметры,
которые являются существенными при выборе информационных технологий для
применения в программах дистанционного обучения в российских вузах (Таблица
1).
|Технология |Характеристики |
|Аудио-визуальные носители (печатные | Низкая коммуникационная |
|материалы, аудио-, видеокассеты) |интерактивность |
| |Стоимость производства линейно |
| |зависит от числа обучаемых. |
| |Хорошо известны методики |
| |разработки учебных материалов. |
| |Высокая долговечность. |
|Компьютерное обучение, асинхронная | Средняя степень |
|электронная почта |интерактивности. |
| |Наиболее развитая |
| |инфраструктура в России. |
| |Низкая стоимость |
|Видеоконференции по компьютерной сети|Высокая степень интерактивности|
|Internet в режиме реального времени | |
| |Наиболее развитая в мире |
| |инфраструктура сети |
| |Использование широко |
| |распространенных платформ |
| |компьютеров |
| |Низкая стоимость |
|Видеоконференции по цифровому |Высокая степень интерактивности|
|выделенному спутниковому каналу с |Хорошее качество передачи |
|использованием видеокомпрессии |изображения, |
| |Снижение более чем на два |
| |порядка |
| |требований к пропускной |
| |способности канала по сравнению|
| |с аналоговым телевизионным |
| |сигналом |
| |Высокая стоимость |
|Видеоконференции по аналоговому |Высокая степень интерактивности|
|спутниковому каналу | |
| |Максимально возможное качество |
| |передачи изображенияс |
| |минимальной технологической |
| |задержкой передачи изображения |
| |и звука |
| |Высокая стоимость |


Таблица 1. Сравнительные характеристики информационных технологий


2. Методы дистанционного университетского образования
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов
является совокупность используемых в учебном процессе педагогических
методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации
преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать
следующим образом:
1)Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными
ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых
(самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход,
когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы:
печатные, аудио-, видео

Новинки рефератов ::

Реферат: Культура дыни в защищенном грунте (Ботаника)


Реферат: Водоотведение и очистка сточных вод города Московской области (Технология)


Реферат: Рекламный образ и приемы его создания (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Нотариат (Гражданское право и процесс)


Реферат: Гражданско-правовое регулирование договора строительного подряда (Гражданское право и процесс)


Реферат: ПБОЮЛ (Бухгалтерский учет)


Реферат: "Отцы и дети" в русской критике (Литература)


Реферат: Гипоталамус (Биология)


Реферат: Формирование интереса к урокам математики (Педагогика)


Реферат: Органицизм в русской социологии XIX века (Социология)


Реферат: Метожы аналитической химии (Химия)


Реферат: Радиопротекторы (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Джайнизм (Религия)


Реферат: Шифрование по методу UUE (Компьютеры)


Реферат: Режимы и способы хранения зерновых масс (Сельское хозяйство)


Реферат: Автоматизированное Рабочее Место Отдела Кадров (Программирование)


Реферат: Влияние исторических событий на советское искусство (История)


Реферат: Информационные технологии в социальной сфере (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет денежных средств на примере ООО "Мото-Мир" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Великая императрица (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист