GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Данте (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Данте (Культурология)




Реферат

По «Культурологии»



Изучение литературы итальянского Возрождения следует начать с
рассмотрения творчества великого предшественника Ренессанса, флорентийца
Данте Алигьери (Dante Alighieri, 1265—1321), первого по времени из великих
поэтов Западной Европы. По всему характеру своего творчества Данте — поэт
переходного времени, стоящий на рубеже двух великих исторических эпох.
Италия была самой передовой страной европейского средневековья. Ее
благоприятное географическое положение в центре Средиземноморского бассейна
обеспечило ей раннее развитие посреднической торговли между Западной
Европой и восточными странами. Эти торговые сношения с Востоком вызывали
быстрый рост цветущих городов, которые первыми в Европе освободились от
власти феодальных сеньоров и образовали самоуправляющиеся коммуны с
республиканским образом правления. Номинально итальянские города-
государства обычно признавали над собой власть папы или германского
императора, но фактически им удавалось добиться независимости и обеспечить
себе полную политическую самостоятельность. Образование городских коммун
начинается на севере Италии в XI в. и заканчивается уже в XIII в..
Свободные города-республики Италии становятся первичными центрами товарно-
денежного хозяйства. В них рано начинает развиваться производство,
рассчитанное на внешний сбыт, которое принимает в некоторых городах
северной Италии (Флоренция, Милан) уже в XIV в. капиталистический характер.

Особенно остро и напряженно протекала политическая борьба в торгово-
промьшленной Флоренции — главном культурном центре Италии XIII—XIV вв.,
явившемся родиной ее величайшего поэта Данте - напряженность политической
борьбы во Флоренции была обусловлена успехами ее раннего буржуазного
развития, крайне обострявшими борьбу между гвельфами и гибеллинами.
Несмотря на разгром гибеллинов, политическая идеология гибеллинизма
продолжала оказывать значительное влияние на происходившую во Флоренции в
конце XIII и в начале XIV в. политическую борьбу. Эта борьба развертывалась
теперь уже внутри гвельфской партии, разбившейся после разгрома гибеллинов
на две фракции — Белых и Черных. Между Белыми и Черными гвельфами
происходила не менее жестокая борьба” чем раньше между гвельфами и
гибеллинами.
Все изложенные обстоятельства общественной жизни Флоренции теснейшим
образом связаны с жизнью и деятельностью Данте, который был не только
поэтом, но и активным политическим деятелем Флоренции. Поэтическое
творчество Данте развивалось в тесном взаимодействии с его политической
деятельностью.
Данте родился во Флоренции в 1265 г. Поэт происходил из старинного "
дворянского рода. Однако семья Данте давно утеряла феодальный облик; уже
отец поэта принадлежал, как и он сам, к партии гвельфов. Достигнув
совершеннолетия, Данте записался в 1283 г. в цех аптекарей и врачей,
который включал также книгопродавцев и художников и принадлежал к числу
семи “старших” цехов Флоренции. Данте получил образование в объеме
средневековой школы, которое сам признавал скудным, и стремился восполнить
его изучением французского и провансальского языков, открывших ему доступ к
лучшим образцам иностранной литературы.
Однако наряду со средневековыми поэтами молодой Данте внимательно изучал
также античных поэтов и в первую очередь Вергилия, которого он избрал, по
его собственному выражению, своим “вождем, господином и учителем”.
Главным увлечением молодого Данте была поэзия. Он рано начал писать стихи
и уже в начале 80-х годов XIII в. написал много лирических стихотворений,
почти исключительно любовного содержания. В возрасте 18 лет он пережил
большой психологический кризис—любовь к Беатриче, дочери флорентийца Фолько
Портинари, друга его отца, впоследствии вышедшей замуж за дворянина Симоне
деЪарди и умершей в 1290 г. Историю своей любви к Беатриче Данте изложил в
маленькой книжке “Новая жизнь”, которая принесла ему литературную славу.
«Божественная комедия» :
Средь ангельскго празднества - стояла,
Ко мне чрез реку обратясь лицом.
Хотя опущенное покрывало,
Окружено минервиной листвой,
Ее открыто видеть не давало,
Но с царственно взнесенной головой,
Она промолвила, храня обличье
Того, кто гнев удерживает свой:
"Взгляни смелей! Да, да, я - Беатриче.
Как соизволил ты взойти сюда,
Где обитают счастье и величье?"
Глаза к ручью склонил я,
но когда себя увидел, то, не молвив слова,
К траве отвел их, не стерпев стыда.
Так мать грозна для сына молодого,
Как мне она казалась в гневе том:
Горька любовь, когда она сурова.
Она умолкла; ангелы кругом запели

После смерти Беатриче поэт занялся усиленным изучением теологии,
философии и астрономии, а также усвоил все тонкости средневековой
схоластики. Данте стал одним из ученейших людей своего времени, однако его
ученость носила типично средневековый характер, так как подчинялась
богословским догматам.
Политическая деятельность Данте началась очень рано. Едва достигнув
совершеннолетия, он принимает участие в военных предприятиях флорентийской
коммуны и сражается на стороне гвельфов против гибеллинов. В 90-х годах
Данте заседает в городских советах и выполняет дипломатические поручения, а
в июне 1300 г. избирается членом правившей Флоренцией коллегии шести
приоров. После раскола гвельфской партии он примыкает к Белым и энергично
борется против ориентации на папскую курию. После того как Черные были
побеждены Белыми, в их борьбу вмешался папа Бонифаций VIII, призвавший на
помощь французского принца Карла Валуа, который вступил в город в ноябре
1301 г. и учинил расправу над сторонниками партии Белых, обвинив их во
всевозможных преступлениях. В январе 1302 г. удар пал и на великого поэта.
Данте был приговорен к большому штрафу по вымышленному обвинению во
взяточничестве. Опасаясь худшего, поэт бежал из Флоренции, после чего все
его имущество было конфисковано. Все остальные годы своей жизни Данте
провел в изгнании, скитаясь из города в город, вполне узнал, “как горек
хлеб чужой”, и никогда больше не увидел дорогой его сердцу Флоренции —
“прекрасной овчарни, где спал ягненком”.
Жизнь в изгнании значительно изменила политические убеждения Данте.
Полный гнева против Флоренции, он пришел к выводу, что ее горожане еще не
доросли до самостоятельной защиты своих интересов. Первое время Данте
надеялся на то, что Белым удастся силой отбить Флоренцию у Черных, для чего
он вступил в союз с изгнанными гибеллинами, ни в коей мере не разделяя их
дворянских предрассудков. Но вскоре Данте разочаровывается в своих
политических союзниках, презрительно называет их “сбродом извергов,
глупцов” и гордо заявляет, что он один составляет свою партию. Все более и
более поэт склоняется к убеждению, что только императорская власть может
умиротворить и объединить Италию, дав решительный отпор папской власти.
Надежду на осуществление этой программы он возлагал на императора Генриха
VII, явившегося в 1310 г. в Италию якобы для наведения “порядка” и
ликвидации междоусобной распри итальянских городов, фактически же с целью
их ограбления. Но Данте видел в Генрихе желанного “мессию” и усиленно
агитировал за него, рассылая во все стороны латинские послания. Однако
Генрих VII умер в '1313 г., не успев занять Флоренцию.
Теперь последние надежды Данте возвратиться на родину рухнули. Флоренция
дважды вычеркнула его имя из списка амнистированных, ибо видела в нем
непримиримого врага. Сделанное же ему в 1316 г. предложение вернуться во
Флоренцию под условием унизительного публичного покаяния Данте решительно
отверг. Последние годы жизни поэт провел в Равенне у князя Гвидо да
Полента, племянника воспетой им Франчески да Римини. Она была дочерью Гвидо
да Палента старшего, сеньора Равенны. Ее выдали замуж обманом за хромого и
уродливого синьора Римини по политическим расчетам. На бракосочетании
вместо хромого Римини присутствовал его брат Паоло, молодой и красивый.
Франческа и Паоло полюбили друг друга. Синьор Римини убил обоих.
Здесь он работал над завершением своей великой поэмы, написанной за годы
изгнания. Он надеялся, что поэтическая слава доставит ему почетное
возвращение на родину, но не дожил до этого. Данте скончался 14 сентября
1321 г. в Равенне. Впоследствии Флоренция неоднократно делала попытки
вернуть себе прах великого изгнанника, но Равенна всегда отвечала ей
отказом, Данте начал свою литературную деятельность как лирический поэт,
выступивши и продолжателем провансальских трубадуров и их итальянских
подражателей. Чтобы достойно оценить вклад, внесенный Данте в разработку
этого рода поэзии, необходимо вкратце познакомиться с развитием итальянской
поэзии до него.
Ранняя итальянская поэзия развивалась под непосредственным влиянием
провансальской лирики. Многие провансальские трубадуры еще в XII в.
переселились в северную Италию, где нашли себе итальянских подражателей.
Итальянские трубадуры подражали провансальским сначала на их языке, а затем
по-итальянски. Впервые такие подражания провансальской поэзии на
итальянском языке имели место в Сицилии при дворе Фридриха II (1194—1250),
так как провансальский язык здесь не был распространен.
Будучи поэтом, Фридрих сгруппировал вокруг себя так называемую
сицилийскую школу поэтов. Поэты воспевали возвышенную рыцарскую любовь, В
центре этой поэзии стоит образ “мадонны”: это жестокая повелительница,
воплощение абстрактной красоты, которая доводит покойного ей влюбленного
“вассала” своей холодностью до смерти; но он благословляет эти мучения во
имя “достойнейшей”.
В середине XIII в. сицилийская лирика переносится в города Тосканы, где
она находит широкое распространение в патрицианских кругах. В новой
городской обстановке рыцарское служение даме постепенно сменяется
поклонением живой, реальной женщине, принадлежащей к той же среде, к
которой принадлежит и поэт; соответственно этому понятие вассала сменяется
понятием человека.
В Болонье, обладавшей знаменитым университетом, который был центром
развития философских и юридических знаний, создается ученая, философская
лирика, в которой абстрактная идея изображается под покровом женского
образа. Любовь получает возвышенный, спиритуальный характер, а “мадонна”
становится символом истины и добродетели. Новая школа лирики получает
наименование школы “сладостного нового стиля”. Ее основателем является
болонский поэт Гвидо Гвиницелли (Ошс1о ОштгеШ, 1240—1276), которого Данте
считал своим учителем. Двойное смысловое содержание своей поэзии Гвиницелли
выражает в известной фразе:
“Любовь ищет себе место в благородном сердце, как птица в листве”,
Молодой Данте вырос в атмосфере этих идей и стал одним из самых ярких
представителей “сладостного нового стиля”. Он усвоил все условности этой
школы, присущую ей философичность. К этому присоединяется его своеобразная
склонность к эстетизму, увлечение всем прекрасным, пышным, “благородным”—
черта, характерная для верхов флорентийского общества, в частности для его
поэтической молодежи. В то же время Данте обнаруживает необычную глубину и
искренность лирической эмоции, преодолевающие абстрактность концепции и
вносящие уже в его юношеские стихи элементы реализма, которые впоследствии
усилились в “Божественной комедии”.

“Новая жизнь” начинается с рассказа о первой встрече девятилетнего поэта
с его ровесницей Беатриче. Уже при этой первой встрече душа поэта
“содрогнулась”. Еще более сильное волнение вызвала в нем вторая встреча,
которая произошла ровно через девять лет. На этот раз Беатриче приветливо
поклонилась поэту, и этот поклон наполнил его душу неизъяснимым
блаженством. Потрясенный поэт уединяется и видит сон, который он описал в
своем первом сонете. Он показывает здесь бога любви, несущего в руках его
возлюбленную и дающего ей отведать его сердце. Этот образ девушки,
Вкушающей сердце влюбленного в нее юноши, показался странным друзьям поэта,
которые его высмеяли и объявили больным.
Нескромные, лукавые расспросы друзей побуждают Данте скрывать свою любовь
к Беатриче и притворяться влюбленным в другую женщину, которую он называет,
следуя провансальской традиции, “дамой-ширмой”.
Притворство поэта удается так хорошо, что Беатриче, убежденная в его
неверности, перестает кланяться ему. Опечаленный поэт отправляется в
уединение и проливает горькие слезы. Однажды, очутившись в большом женском
обществе, он вынужден был объяснить дамам, почему он избегает общества
любимой женщины. Поэт говорит им, что видит высшее блаженство “в тех
словах, что славят мою госпожу”. На эту тему он пишет знаменитую канцону,
начинающуюся словами “О донны, вам, что смысл любви познали...” Преодолевая
условности поэзии трубадуров и их итальянских подражателей, Данте создает
здесь новую поэтическую манеру, необычайно искренне и задушевно выражая
свои чувства. Он много раз на протяжении “Новой жизни” рассказывает об
облагораживающем воздействии, которое оказывает на него и на всех других
людей Беатриче. Она распространяет вокруг себя как бы атмосферу
добродетели, и любовь, которую она вызывает в людях, сама оказывается путем
к добродетели. Облагораживающее воздействие Беатриче особенно усиливается
после ее смерти, которая является главным переломным событием в “Новой
жизни”,
Рассказ, о смерти Беатриче подготовлен рассказом о кончине ее отца и о
вызванном ею горе Беатриче. Поэта охватывает предчувствие, что вскоре умрет
и его возлюбленная. Он видит женщин с распущенными волосами, которые
говорят ему о смерти Беатриче. Тускнеет солнце, дрожит земля, птицы
стремглав падают на землю. Поэту представляется, что он видит Беатриче,
покрытую белым саваном. Мало-помалу он приходит в себя и успокаивается.
Вдруг вбегает один из его друзей, восклицающий; “Что ты делаешь? Ты не
знаешь, что произошло? Умерла твоя возлюбленная, которая была так
прекрасна!” В этих простых словах проявилось замечательное умение Данте
набросать несколькими штрихами большую, волнующую картину.
После смерти Беатриче отчаяние поэта не знает границ. Первые стихи,
написанные после ее смерти, дышат исключительной глубиной и искренностью
чувства.
Унынье слез, неистовство смятенья Так неотступно следуют за мной,— • Что
каждый взор судьбу мою жалеет. Какой мне стала жизнь с того мгновенья, Как
отошла мадонна в мир иной,— Людской язык поведать не сумеет.

После нескольких лет тоски поэт встречает какую-то “сострадательную
даму”, жалеющую его, и на время увлекается ею. Но вскоре поэта охватывает
раскаяние; он решается отныне всецело отдаться воспеванию Беатриче. Но для
этого нужно долгое ученье. Он будет накапливать знания для того, чтобы
сказать о своей возлюбленной нечто такое, чего еще не было сказано ни об
одной женщине. Так, конец “Новой жизни” содержит намек на “Божественную
комедию”, которая представляется ему начинанием, предпринятым для
прославления Беатриче. Образ возлюбленной продолжает вдохновлять поэта в
течение всей его жизни, поддерживая в нем великую идею. Эта мысль Данте
имеет большое культурное значение. Ее отзвуки мы находим у многих
выдающихся писателей нового времени.
Так, в конце “Новой жизни” намечается переход к очень напоминающей ее
по форме и содержанию второй книге Данте — к “Пиру”,
После смерти Беатриче Данте ищет утешения в научных и философских
занятиях, которые были для него, по его собственным словам, одновременно
лекарством от скорби о Беатриче и подвигом в ее честь. Особенно большое
значение для него имело чтение знаменитого трактата Боэция “Об утешении
философией”. От Боэция он перешел к изучению блаженного Августина и
классиков схоластической философии. В то же время он занялся расширением
своих познаний в области античной литературы. Итогом всех этих занятий
явился морально-философский трактат “Пир”, написанный Данте в первые годы
изгнания (1307—1308).
Данте написал свою книгу на итальянском языке, тогда как в его время все
ученые произведения писались только по-латыни. Мотивировал он это своим
желанием обратиться к широким кругам читателей, не причастных к науке, но
алчущих знания. Именно поэтому книга и названа “Пиром”. Данте сравнивает ее
с “ячменным хлебом, которым насытятся тысячи”.
Заложив основу итальянского литературного языка своими первыми двумя
книгами, Данте предпринимает специальное исследование вопроса о языке,
имеющее целью защитить права народного языка против латыни. Эта книга носит
название “О народной речи” (“De vulgari еloquentia”, около 1305 г.). Она
написана по-латыни и является первым трудом по романскому языкознанию, в
котором затронуты также вопросы поэтики и стихосложения. Данте обсуждает
здесь вопрос о различии романских языков, дает их классификацию и
устанавливает их отношение к латыни, которую он считает условным языком
письменности, изобретенным “по взаимному соглашению многих народов”.
Рассматривая и отвергая с точки зрения их приемлемости для литературы все
многочисленные диалекты итальянского языка, Данте выдвигает мысль о
необходимости создания единого национального языка, общего для всех
местностей Италии и возвышающегося над всеми ее наречиями. Защищая идею
общеитальянского литературного языка, Данте защищал идею национального
единства Италии, впервые пробудившуюся в передовой Флоренции.

Основное произведение Данте, на котором в первую очередь основана его
мировая слава,—это “Божественная комедия”. Поэма не только является итогом
развития идейно-политической и художественной мысли Данте, но дает
грандиозный фи-лософско-художественный синтез всей средневековой культуры”
одновременно перекидывая от нее мост к культуре Возрождения. Именно как
автор “Божественной комедии” Данте является в одно и то же время “последним
поэтом средних веков и первым поэтом нового времени”.
Наименование поэмы нуждается в разъяснении. Сам Данте назвал ее просто
“Комедия”, употребив это, слово в чисто средневековом смысле: в тогдашних
поэтиках трагедией называлось всякое произведение с благополучным началом и
печальным концом, а комедией—всякое произведение с печальным началом и
благополучным, счастливым концом. Таким образом, в понятие “комедии” во
времена Данте не входила установка обязательно вызывать смех. Что касается
эпитета “божественная” в заглавии поэмы, то он не принадлежит Данте и
утвердился не раньше XVI в., притом не с целью обозначения религиозного
содержания поэмы, а исключительно как выражение ее поэтического
совершенства.
Как и другие произведения Данте, “Божественная комедия” отличается
необыкновенно четкой, продуманной композицией. Поэма делится на три большие
части (“кантики”), посвященные изображению трех частей загробного мира,
согласно учению католической церкви,— ада, чистилища и рая.
Задачей средневековых “видений” являлось отвлечь человека от мирской
суеты, показать ему греховность земной жизни и побудить его обратиться
мыслями к загробной жизни. Данте же использует форму “видений” с целью
наиболее полного отражения реальной, земной жизни; он творит суд над
человеческими преступлениями и пороками не ради отрицания земной жизни как
таковой, а с целью ее исправления, чтобы заставить людей жить, как следует.
Данте не уводит человека от действительности, а, наоборот, погружает
человека в нее.
Изображая ад, Данте показывает в нем целую галерею живых людей, наделенных
различными страстями. Он едва ли не первый в западноевропейской литературе
делает предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для
нахождения полнокровных человеческих образов спускается в загробный мир. В
отличие от средневековых “видений”, дававших самое общее, схематическое
изображение грешников, Данте конкретизирует и индивидуализирует их образы.
Фантастическая по своему общему замыслу, поэма Данте построена целиком из
кусков реальной жизни. Так, при описании мучения лихоимцев, брошенных в
кипящую смолу, Данте вспоминает морской арсенал в Венеции, где конопатят
суда в растопленной смоле (“Ад”, песнь XXI). При этом бесы следят за тем,
чтобы грешники не всплывали наверх, и сталкивают их крюками в смолу, как
повара “топят мясо вилками в котле”. В других случаях Данте иллюстрирует
описываемые мучения грешников картинами природы. Так, например, он
сравнивает предателей, погруженных в ледяное озеро, с лягушками, которые
“выставить ловчатся, чтобы поквакать, рыльца из пруда” (песнь XXXII).
Наказание лукавых советчиков, заключенных в огненные языки, напоминает
Данте долину, наполненную светляками, в тихий вечер в Италии (песнь XXVI).
Чем более необычны описываемые Данте предметы и явления, тем более он
стремится наглядно представить их читателю, сопоставляя с хорошо известными
вещами.
Так, “Аду” присущ мрачный колорит, густые зловещие краски, среди которых
господствуют красная и черная. На смену им приходят в “Чистилище” более
мягкие, бледные и туманные цвета — серо-голубой, зеленоватый, золотистый,
это связано с появлением в чистилище живой природы — моря, скал, зеленеющих
лугов и деревьев. Наконец, в “Рае” ослепительный блеск и прозрачность,
лучезарные краски, рай—обитель чистейшего света, гармоничного движения и
музыки сфер.
Особенно выразителен один из самых страшных эпизодов поэмы — эпизод с
Уголино, которого поэт встречает в девятом круге ада, где наказывается
величайшее с его точки зрения преступление— предательство Уголино яростно
грызет шею своего врага, архиепископа Руджери, который, несправедливо
обвинив его в измене, запер его с сыновьями в башне и уморил голодом
Рассказ Уголино о муках, испытанных им в ужасной башне, где на его глазах
умерли от голода один за другим его четыре сына и где он, в конце концов,
обезумевший от голода, набросился на их трупы.
Большое значение имеет аллегоризм.

Так, например, в первой песни своей поэмы Данте рассказывает, как “на
середине своего жизненного пути” он заблудился в дремучем лесу и чуть не
был растерзан тремя страшными зверями — львом, волчицей и пантерой. Из
этого леса его выводит Вергилий, которого послала к нему Беатриче. Вся эта
первая песнь поэмы — сплошная аллегория. В религиозно-моральном плане она
истолковывается следующим образом дремучий лес — земное существование
человека, полное греховных заблуждений, три зверя — три главных порока,
губящие человека (лев — гордость, волчица — алчность,
пантера—сладострастие), Вергилий, избавляющий от них поэта,—земная мудрость
(философия, наука), Беатриче—небесная мудрость (теология), которой
подчинена земная мудрость (разум - преддверие веры)
Все грехи, наказываемые в аду, влекут за собой форму наказания,
аллегорически изображающую душевное состояние людей, охваченных данным
пороком

Например, сладострастные осуждены вечно кружиться в адском вихре,
символически изображающем вихрь их страсти. Столь же символичны наказания
гневных (они погружены в смрадное болото, в котором ожесточенно борются
друг с другом), тиранов (они барахтаются в кипящей крови), ростовщиков (у
них на шее висят тяжелые кошельки, пригибающие их к земле), колдунов и
прорицателей (их головы вывернуты назад, так как при жизни они кичились
мнимой способностью знать будущее), лицемеров (на них надеты свинцовые
мантии, позолоченные сверху), изменников и предателей (они подвергнуты
различным пыткам холодом, символизирующим их холодное сердце)
Такими же моральными аллегориями переполнены чистилище и рай. В чистилище
пребывают, согласно учению католической церкви, те грешники, которые не
осуждены на вечные муки и могут еще очиститься от совершенных ими грехов.
Внутренний процесс этого очищения символизируется семью буквами Р
(начальная буква латинского слова peccatum—“грех”), начертанными мечом
ангела на лбу поэта и обозначающими семь смертных грехов; эти буквы
стираются по одной по мере прохождения Данте кругов чистилища.
Путеводителем Данте по чистилищу является по-прежнему Вергилий, читающий
ему длинные наставления о тайнах божественного правосудия, о свободной воле
человека и т. д. Поднявшись с Данте по уступам скалистой горы чистилища к
земному раю, Вергилий покидает его, потому что дальнейшее восхождение ему,
как язычнику, недоступно.
На смену Вергилию приходит Беатриче, которая становится водительницей
Данте по небесному раю, ибо для созерцания божественной награды, даруемой
праведникам за их заслуги, земная мудрость уже недостаточна: необходима
небесная, религиозная мудрость — богословие, олицетворяемое в образе
возлюбленной поэта. Она возносится с одной небесной сферы на другую, и
Данте летит за ней, увлекаемый силой своей любви. Его любовь очищается
теперь от всего земного, греховного. Она становится символом добродетели и
религии, и конечной целью ее является лицезрение бога, который сам есть
“любовь, движущая солнцем и другими звездами”.
Помимо морально-религиозного смысла, многие образы и ситуации
“Божественной комедии” имеют политический смысл. С политической точки
зрения дремучий лес символизирует анархию, царящую в Италии и порождающую
три указанных выше порока
Данте проводит сквозь всю свою поэму мысль о том, что здешняя, земная
жизнь есть подготовка к будущей, вечной жизни. С другой стороны, он
обнаруживает страстный интерес к земной жизни и пересматривает с этой точки
зрения целый ряд церковных догматов и предрассудков. Так, например, внешне
солидаризируясь с учением церкви о греховности плотской любви и помещая
сладострастных во втором круге ада, Данте внутренне протестует против
жестокого наказания, постигшего Франческу да Римини, обманом выданную замуж
за Джанчотто Малатеста, уродливого и хромого, вместо его брата Паоло,
которого она любила.
Данте критически пересматривает аскетические идеалы церкви также и в
других отношениях. Временами соглашаясь с церковным учением о суетности и
греховности стремления к славе и почестям, он в то же время устами Вергилия
восхваляет стремление к славе. Он превозносит и другое свойство человека,
столь же сурово осуждаемое церковью,— пытливость ума, жажду знания,
стремление выйти за пределы узкого круга обычных вещей и представлений.
Яркой иллюстрацией этой тенденции является замечательный образ Улисса
(Одиссея), казнимого в числе других лукавых советчиков. Улисс рассказывает
Данте о своей жажде “изведать мира дальний кругозор”. Он описывает свое
путешествие и так передает слова, которыми он ободрял своих усталых
спутников:
О братья,—так сказал я,—на закат
Пришедшие дорогой многотрудной,
Тот малый срок, пока еще не спят
Земные чувства их остаток скудный.
Отдайте постиженью новизны,
Чтоб солнцу вслед увидеть мир безлюдный!
Подумайте о том, чьи вы сыны-
Вы созданы не для животной доли,
Но к доблести и к знанью рождены
В XIX песни “Ада”, повествуя о наказании пап, торгующих церковными
должностями, Данте сравнивает их с блудницей Апокалипсиса и гневно
восклицает:
Сребро и злато—ныне бог для вас;
И даже те, кто молится кумиру,
Чтят одного,— вы чтите сто зараз.
Принятая народом, для которого она была написана, поэма Данте стала
своеобразным барометром итальянского народного самосознания: интерес к
Данте то возрастал, то падал соответственно колебаниям этого самосознания.
Особенным успехом “Божественная комедия” пользовалась в годы национально-
освободительного движения XIX в. (“Рисорджименто”), когда Данте начали
превозносить как поэта-изгнанника, мужественного борца за дело объединения
Италии, видевшего в искусстве могучее орудие борьбы за лучшее будущее
человечества. Такое отношение к Данте разделяли также Маркс и Энгельс,
причислявшие его к величайшим классикам мировой литературы. Точно так же и
Пушкин относил поэму Данте к числу шедевров мирового искусства, в которых
“план обширный объемлется творческою мыслию”.







Реферат на тему: Данте Алигьери - жизнь и творчество

Волго-каспийский Морской Рыбопромышленный Колледж



Реферат

По предмету: «Культурология»
На тему: «Данте Алигьери – жизнь и творчество»



ВЫПОЛНИЛ: Студент. гр. 2 МН,
Чепурной А. В.
ПРОВЕРИЛА:



Астрахань 2000 г.



Содержание

Стр.

I. ВСТУПЛЕНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………4
1. Италия XIII века………………………………………………………………4
2. Молодые годы поэта………………………………………………………….5
3. Изгнание с Родины……………………………………………………………7
4. Божественная комедия Данте ……………………………………………….9
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….20
Список использованной литературы …………………………………………. 21



I. ВСТУПЛЕНИЕ


Всемирной славой овеяно имя великого итальянского поэта Данте
Алигьери. Его творения знает весь цивилизованный мир. Их читают, переводят,
изучают во всех концах земли; во многих европейских странах специально
созданные общества ведут систематическую работу по собиранию, исследованию
и популяризации его наследия, а юбилейные даты поэта становятся крупными
событиями в жизни культурного человечества.
Семьсот лет назад, когда родился Данте, человечество стояло на
пороге великих перемен. Близился грандиозный исторический переворот,
изменивший весь облик европейского общества. На смену средневековому миру с
его феодальным угнетением, анархией и разобщённостью, с засилием церкви шло
общество свободных товаропроизводителей, время могущественных национальных
государств.

Затем, что волю силой не задуть,
Она как пламя борется упорно,
Когда б его сто раз насильно гнуть…

Эти гордые слова принимает Данте – последнему поэту средневековья и
в то же время первому поэту нового времени. Первым стоит он в ряду титанов
Возрождения. Первым бросил он вызов насилию, жестокости, мракобесию
средневекового мира. Первым поднял знамя гуманизма. И этим шагнул в
бессмертие.



II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. Италия XIII века.

Родина Данте – Италия – была страной, где впервые взошла заря
возрождения. Природные богатства её земель, расположенных в центре
средиземного бассейна, густая сеть рек, питающих её поля и сады и связываю,
ценные ископаемые Апеннинского хребта – всё способствовало раннему
экономическому подъёму Италии и сделало её самой развитой и цветущей из
стран средневековой Европы. В глухие века раннего феодализма, когда
европейские государства прозябали в условиях натурального хозяйства и
средневековой замкнутости, в Италии росли города, развивались ремёсла и
крепли торговые связи с заморскими восточными странами.
поражений и побед.
Итальянская литература тех лет имела еще средневековый облик. И все же
что-то уже дрогнуло, подалось, сдвинулось с места. В борьбе народных масс
с феодалами, в процессе развития городов, подтачивались устои феодально-
католического мировоззрения. Зрели новые взгляды на мир, рождались новые
идеи, отражавшие интересы демократических слоев, нарастал протест против
феодального гнета, пробуждалось национальное сознание.
Новое, растущее прокладывало себе путь в литературе» В поэзии и прозе
конца XII века заметны сдвиги в тематике, попытки изображать действительный
мир. В монотонную прозу хронистов проникают живые образы, реалистические
зарисовки, сквозь мертвую ткань аллегорической поэзии проступают зачатки
новых, антифеодальных взглядов на этику и мораль
Растущие национальные и демократические тенденции общественной жизни
побуждают писателей обратиться к национальному языку. Традиционными
литературными языками средневековья были латинский и французский. Но уже в
XIII веке появились первые образцы литературы на итальянском языке. Особое
и важное место принадлежало в этом отношении лирической поэзии,
прогрессивные тенденции которой восходили к творчеству поэтов так
называемой «Сицилийской школы».
Сицилийская поэзия впитала вольнолюбивые настроения свободных городов.
Она развивалась на народном итальянском языке и черпала мотивы и образы из
национального фольклора.
Поэтическая традиция сицилийцев получила дальнейшее развитие в передовых
городах Тосканы, сначала в Болонье, где на ее основе сложилось во 2-й
половине XIII века новое поэтическое направление - «сладостный новый
стиль», зачинателем и главой которого был болонский юрист и поэт Гвидо
Гвиничелли, а потом во Флоренции, где новый стиль стал ведущим поэтическим
направлением.
Новая поэтическая школа внесла живую струю в литературную жизнь Италии,
объединила передовую молодежь из флорентийского патрициата. Ее поэты — друг
Данте Гвидо Кавальканти, Дино Фрескобальди, Лапо Джанни, Чино да Пистойя —
воспевали природу, естественные чувства, прославляли возлюбленгяую - не
мадонну н не феодальную повелительницу, идеальцый образ рыцарской лирики, а
живую, реальную женщину - горожанку, достойную возвышенной, бескорыстной
любви.
Ученые-поэты из патрициата претендовали на роль глашатаев нового,
передового искусства, форма их стихов отличалась гибкостью и изяществом,
язык — благородством, но они стремились перенести в произведения условную
«темную» манеру старой провансальской лирики, предназначая свою поэзию для
избранного, образованного круга.
«Сладостный новый стиль» — ведущее, но отнюдь не единственное направление
тосканской поэзии 2-й половины XIII века. Рядом с любовной лирикой
«сладостных» поэтов развивалась и лирика политическая. А «средние» и
«младшие цехи» выдвигали своих певцов, чья грубоватая, подчас резко
сатирическая поэзия откровенно противостояла «сладостной» лирике
образованной гвельфской верхушки. «Плебейские», «неученые» поэты — Чекко
Анжольери, Фольгореде Сан Джиминьяио, Гвидо Орланди обращаются к стилю и
образам народной лирики и народной сатиры. Простым, «плебейским» языком они
рассказывают об обыденных повседневных вещах, прославляют плотские радости,
«низменную» любовь, рисуют картинки быта, подчас бесцеремонно обнажая его
неприглядные стороны — словно наперекор утонченному «сладостному» стилю.



2. Молодые годы поэта.


Жизнь Данте Алигьери теснейшим образом сплетена с событиями
общественной и политической жизни Флоренции и всей Италии. Родители Данте
были коренные флорентийцы, принадлежавшие к небогатому и не очень знатному
феодальному роду. Отец поэта – Алигьеро Алигьери был юристом, служил в
одной из флорентийских банковских фирм. Умер он сравнительно молодым, когда
его старший сын – Дуранте, позже прославившийся под сокращённым именем
Данте, был ещё совсем юным.
С юных лет видел поэт кипение политических страстей, кровавые бои в
стенах родного города, смену флорентийских поражений и побед. На его глазах
распадалась гибеллинская мощь, таяли привилегии грандов, крепла и мужала
пололанская Флоренция. Данте обучался в обычной средневековой
схоластической школе." Школьное образование, скудное, ограниченное не могло
удовлетворить любознательного юношу, и он старался самостоятельно пополнить
свои знания. У него рано пробудился интерес к литературе и искусству: он
увлекался живописью, музыкой, поэзией.
Поэтическое сознание Данте восприняло различные разнородные веяния, и
каждое из них в какой-то степени способствовало формированию его
творческого облика.
80-е и 90-е годы были временем решительного торжества гвельфской
Флоренции. После четырех десятилетий непрерывных войн наступила, наконец,
передышка.
Литература, искусство, ремесла жадно пили соки гражданского мира. Все, что
дотоле прозябало во мраке, не находя исхода, заявляя о себе лишь случайными
слабыми вспышками, сразу проросло, вырвалось на поверхность. Один за другим
возгораются факелы нового искусства. В эту пору и начиналась литературная
жизнь Данте. Первые поэтические шаги Данте были связаны с кружком
«сладостного нового стиля», но уже в ранних его стихах бушует буйный прибой
чувств, разбивающих условные образы этого стиля.
В 1293 году Данте опубликовал свою первую книгу «Новая жизнь» —
сборник из тридцати стихотворений, созданных в период с 1281 по 1292 год.
Стихи были снабжены обширным прозаическим комментарием автобиографического
и философско-эстетического характера. В стихах и прозе «Новой жизни» юный
поэт рассказал историю своей любви к Беатриче Портинари. Эта великая любовь
зародилась у Данте, когда он был девятилетним мальчиком, и длилась всю
жизнь. Глубоко затаенная она питалась лишь редкими случайными встречами,
мимолетным взглядом возлюбленной, её беглым поклоном. А после смерти
Беатриче (она умерла молодой, в 1290 году) любовь Данте становится
трагедией.
Эта книга была первой лирической исповедью в мировой литературе,
книгой, впервые рассказавшей искренно, трепетно и вдохновенно о великой
любви и великой скорби живого человеческого сердца. Глубокое чувство
напитало эти стихи, и его не смогли заглушить условные приемы школы «нового
сладостного стиля».
«Новая жизнь» прославила имя Данте. Вскоре к ореолу поэта прибавилась
слава выдающегося эрудита, одного из образованнейших людей Италии. Круг его
интересов был необычайно широк для того времени. Он изучал историю,
философию, риторику, богословие, астрономию, географию. Наряду с
схоластической богословной философией он занимался системами восточной
философии, был знаком с учениями Авиценны и Аверроеса. Он изучал и великих
античных поэтов и мыслителей — Платона, Сенеку, Вергилия, Овидия, Ювенала.
Стация, интерес к творениям которых с особой силой пробудится у гуманистов
эпохи Возрождения.
Флорентийская коммуна выдвигает Данте на видные должности, поручает ему
ответственные дипломатические миссии. В, 1300 году его избирают в комиссию
шести приоров, правящую городом.
Время активной политической деятельности Данте совпало с новым
обострением гражданских распрей в коммуне. На этот раз вражда разгорелась
внутри самого гвельфского лагеря. Борьба за власть и источники доходов
расколола флорентийских гвельфов на две враждебные фракции — «белых» и
«черных». И здесь, как и во всех междоусобиях, раздиравших Италию, мрачную
роль сыграло папство. Хищное и цепкое, оно тянет руки к богатому городу.
Ловко интригуя, намеренно углубляя раскол, оно поддерживает «черных»
гвельфов и этим отбрасывает «белых» в лагерь сторонников Империи.
Данте принадлежал к «белым» гвельфам. В дни, когда над Флоренцией
сгустились тучи новой гражданской распри, он боролся против «черных»
гвельфов, разоблачал их сговор с папской курией, призывал к сопротивлению
алчным притязаниям папы Бонифация VIII и звал все цехи «старшие» и
«младшие» объединиться, чтобы отстоять независимость коммуны, ее
демократические свободы от посягательств папы и «черных».
В 1301 году яростный взрыв политических страстей потряс Флоренцию.
«Черные» гвельфы, поддержанные папой, призвали на помощь войска

захватили власть в городе и беспощадно расправились с «белыми». По
Флоренции прокатилась волна ссылок и казней.
В дни победы «черных» гвельфов Данте не было в городе, и только это
спасло ему жизнь. Но его судили заочно и приговорили к смерти. Поэту
угрожало сожжение, если бы он осмелился ступить на Флорентийскую землю.

3. Изгнание с Родины.

Жизнь Данте трагически надломилась. Лишенный родины, поэт скитается
по разным итальянским городам. «Пересекает даже пределы страны, одно время
живет в Париже. Феодальные сеньоры, правители-тираны охотно распахивали
двери своих палаццо перед прославленным поэтом, но нигде не оставался он
надолго. Боль поражения, тоска по родной Флоренции гнали его с места на
место. Гостеприимство владетельных князей унижало и оскорбляло.
В первые годы изгнания Данте нашел приют поблизости от Флоренции в
городе Ареццо, который в то время был убежищем изгнанных из Флоренции
гибеллинов. Гибеллинскне эмигранты готовили военное вторжение во Флоренцию
и пытались вовлечь Данте в подготовку интервенции. Данте — «белого»
гвельфа — сблизило с гибеллинами сходство политических лозунгов. Данте-
изгнанник находил исход гневу и горечи среди таких же изгнанников, как он.
Но был еще Данте-мыслитель и гражданин, который скоро увидел, что
гибеллинская эмиграция — это сборище политических авантюристов, утративших
чувство родины, человеческого достоинства, гражданские идеалы. Не любовь к
Флоренции, а честолюбие и жажда мести двигали этими людьми. Поняв это,
поэт порвал с ними.
Изгнание из Флоренции стало временем духовного созревания поэта.
Скитаясь по свету, всюду видел он вражду и разброд. Ныне не одна только
Флоренция, но вся Италия предстала перед ним «гнездилищем неправды и
тревог». Нескончаемые распри между городами-республиками и внутри
республик, жестокие раздоры между княжествами, интриги алчных служителей
церкви, иноземяые войска, вытоптанные сады, разоренные виноградники,
измученные, отчаявшиеся люди...
По всей Италии идет гул народного протеста. В Милане поднялся мятеж
против правителей Делла Торре. В горах Пьемонта полыхает пламя
крестьянской войны. Катятся волны еретических движений. Новые идеи зрели и
пробивались в жизнь, рождаясь в народной борьбе, они будили мысль Данте,
давали к поискам выхода из бедствий.
B скитаниях, лишениях, в скорбных раздумьях о судьбах Италии созрел
ослепительный гений Данте. Он выступает в эти годы как поэт, философ,
политический деятель, публицист, ученый-исследователь, пишет «Божественную
комедию», свое величайшее произведение, сделавшее бессмертной его славу.
Именно в этом произведении он во весь рост встает как «последний поэт
средневековья и первый поэт нового времени».
Поэма была задумана значительно раньше, но для ее создания потребовалась
целая человеческая жизнь, исполненная мук, борьбы» бессонного,
испепеляющего труда.
Помимо «Комедии» он пишет и другие произведения. К первым годам
эмиграции относится морально-философский трактат «Пир» (1306—1308). В нем
Данте затрагивает вопросы богословия, философии, морали, астрономии,
натурфилософии. Подобно средневековым схоластам, автор рассуждает о
бессмертии и путях совершенствования души. Но над схоластической ученостью
и средневековыми воззрениями реет живая творческая мысль: Данте своей
книгой стремится приобщить к знанию массы, сплотить народ Италии единой
культурой. Вопреки средневековой традиции писать ученые сочинения на
латыни, поэт обращается в этом произведении к национальному итальянскому
языку.
В «Пире» было высказано немало передовых для того времени взглядов,
предвосхитивших многие идеи гуманистов эпохи Возрождения, Такова мысль о
равенстве людей.
Страстно увлеченный мыслью о значении народного языка, как могучей силы
духовного сплочения нации, Данте принимается в разгаре работы над «Пиром»
за создание специального лингвистического труда «О народном красноречии»
(1306 г.), который был первым в Европе научным исследованием по романскому
языкознанию. В трактате исследуется происхождение европейских языков,
дается их классификация, деление на живые и мертвые. Мертвой латыни автор
противопоставляет живые языки романских народов.
Оба труда остались неоконченными: поток новых событий направил мысли
Данте в иное русло.

И все же он продолжал думать о возвращении. Думал неотступно, когда в
неистовстве мысли, страсти, воли возводил исполинское, необъятное здание
своей «Комедии»; день за днем, год за годом, неутомимо, упорно. Когда
чеканил ее бессмертные образы и ковал родную флорентийскую речь, вознося
ее на вершины всенародной поэтической речи. Когда дописывал последнюю
строку и верил, что гениальная поэма распахнет ему ворота родного города.
Он ждал, надеялся, жил мыслью о возвращении, и это дало ему силы завершить
свой титанический подвиг.
Данте не вернулся во Флоренцию. Поэму свою он заканчивал в Равенне,
где властитель города Сеньор Гвидо да Полента дал ему убежище. «Комедия»
была завершена летом 1321 года. А 14 сентября 1321 года Равенна хоронила
Данте.
Поэт до конца своих дней оставался верен мечте о мире на земле его
родины, и миссия мира стала основным делом его жизни. Ради этого он
проделал путь в Венецию, грозившую военным нападением на маленькую
Равенну. Данте отправился в страстной надежде убедить правителей
Адриатической республики отказаться от войны. Но поездка не принесла
плодов, а для поэта она оказалась роковой. На обратном пути через
болотистую лагунную область его поразил бич этих мест — малярия, которая в
несколько дней сокрушила силы поэта, надорванные неимоверно напряженным
трудом.
Прошло несколько десятилетий, прежде чем Флоренция опомнилась, поняла,
кого она потеряла в лице Данте, и обратилась к Равенне с просьбой выдать
ей останки поэта. Но Равенна упорно отвечала отказом на все просьбы
флорентийского правительства. Так и поныне покоится прах Данте Алигьери в
скромном мавзолее древней Равеннской церковки Сан Франческе, по-прежнему
вдали от флорентийской родины, к которой поэт так страстно и так тщетно
стремился и для которой он — отвергнутый и осужденный ею изгнанник — был и
остался самым ее преданным, самым любящим сыном.

4. Божественная комедия Данте.

«Божественная комедия» — величавый итог всего поэтического пути Данте.
Она вобрала опыт целой жизни, все то, что годами крепло в душе поэта,
питало его мысль и художественный гений. Вдохновенный лиризм «Новой жизни»,
философская мысль «Пира», национальная идея трактатов «О народном
красноречии» и «О монархии» — все слилось в «Божественной комедии» в
величественный синтез, все получило новую даль и широту.
Верный давней клятве, Данте посвятил поэму Беатриче. Ее образ живет в
«Комедии» как светлое воспоминание о великой, единственной любви, о ее
чистоте и вдохновляющей силе. В этом образе поэт воплотил свои искания
истины и морального совершенства.

Но Беатриче — образ-символ, образ - идея. Рядом с призраком умершей
возлюбленной в «Комедии» встает другой образ — живой, трепетный, реальный.
То образ родины поэта — Италии.
Беатриче и Италия — два спектра «Комедии», два основных ее плана:
моральные искания поэта неотделимы от его мечтаний о возрождении родины.
Созданная в эпоху великого исторического перелома «Божественная комедия»
отразила яростную схватку двух миров, двух идеологий, двух культур. Старое
и новое, архаичное и передовое, традиционное и новаторское переплелись в
ней причудливым образом. И все это в брожении, становлении, в борьбе.
Старое рассеивается на глазах, дает трещину за трещиной, а новое выступает
еще в ветхом одеянии средневековой схоластики. Но страстная, ищущая мысль
поэта одну за другой срывает обветшалые одежды, рвет оковы богословской
догматики, рушит старые каноны и выходит, на широкие просторы нового
реалистического искусства.
Сюжет поэмы Данте типично средневековый. Это схоластическая аллегория,
изображающая «хождение по мукам» — путь человеческой души от греха к
праведности, от заблуждений земной жизни к истине богопознания. Именно этим
сюжетным замыслом подсказано название поэмы: Данте назвал ее «комедией»,
так как в его время так называли произведения, имеющие мрачное начало и
светлую оптимистическую развязку. Что касается эпитета «божественная», то
он появился позднее: его дало «комедии» потомство, выразившее этим свое
восхищение поэтическим совершенством бессмертного творения Данте.
«Комедия», написанная в средневековом литературном жанре «видения»,
начинается картиной дремучего леса, в котором заблудился поэт. В лесной
чаще Данте обступили хищные звери — лев, пантера, волчица. Поэту грозит
гибель. И тут внезапно появляется перед ним старец, который отгоняет
зверей и выводит его из грозной лесной чащи. Старец этот — великий римский
поэт Вергилий. Его послала Беатриче, чья душа обитает в раю. Оттуда, с
райских высот, умершая возлюбленная увидела опасность, которая угрожает
Данте. Вергилий предлагает Данте следовать за ним и ведет его по
загробному миру. Они проходят через ад и чистилище, где видят мучения
осужденных грешников, и подымаются к вратам рай, где Вергилий покидает
Данте. Ему на смену является Беатриче. Она ведет Данте дальше, через
райские сферы, где они лицезреют блаженство праведников на небесах.
Возносясь все выше и выше, они достигают божественного престола, где поэту
предстает образ самого бога.
Лесная чаща, в которой заблудился поэт, — это аллегория жизненных
катастроф и нравственных падений человека. Хищные звери — гибельные
человеческие страсти. Вергилий—земная мудрость, направляющая человека к
добру. Беатриче - божественная мудрость, которая ведет к нравственному
очищению и постижению истины. Путь духовного возрождения человека лежит
через осознание им своей греховности (странствия по аду) и искупление этих
грехов (путь через чистилище), после чего душа, очищенная от скверны,
попадает в рай.
Сложная католическая символика проходит сквозь всю «Комедию», проникает
все ее образы и мотивы. Каждый образ несет двойной, а то и множественный
смысл. Автор вводит в поэму мистические эпизоды, таинственные видения,
вещие сны, пророчества, знамениям/Композиция поэмы основана на сложной,
мистической игре числами 3, 7, 10 и их сочетаниях. Магии этих чисел поэт
придает особый, тайный смысл. Наибольшее значение придает Данте числу 3,
которое положено в основу всей композиционной схемы «Комедии».(Поэма
делится на три части: «Ад», «Чистилище», «Рай». В каждой части тридцать три
песни (всего, вместе с первой, вступительной — сто песен). Принцип
троичного членения выдержан и в стихотворном размере: «Комедия» написана
терциной — трехстрочной строфой.
Те же традиции средневековой богословской мысли подсказали Данте
архитектонику изображенного в поэме загробного мира. Следуя традиционной
богословной схеме мироздания, Данте изображает ад, как огромную воронку,
уходящую к центру земли. Ад разделен на девять концентрических кругов.
Чистилище — окруженная морем гора, имеющая семь уступов. В согласии с
католическим учением о посмертных судьбах людей, Данте изображает ад местом
наказания нераскаявшихся грешников. В чистилище находятся грешники,
успевшие покаяться перед смертью. После очистительных испытаний они
переходят из чистилища в рай — обитель чистых душ. Тонко разрабатывая
типологию человеческих пороков, он отводит каждому четкое, точно
определенное место в соответствующих кругах ада или чистилища. .
Мысль о создании большого эпического полотна, которое объяло бы прошлое и
настоящее, сочетало бы миф и историю, могла быть навеяна поэту Вергилиевой
«Энеидой», в которой Данте видел высокий образец поэтического совершенства.
Однако, задумав создать эпопею, Данте не пошел путем копирования античного
образца, а обратился к литературным формам своего времени, синтезируя и
перерабатывая различные жанры — повествовательные и драматические — и
одновременно широко и свободно черпая из народного творчества, вводя
образы, формы, приемы из народной поэзии, что придало неповторимое
своеобразие всей структуре поэмы, ее образам, ее стихотворному размеру.
Близость Данте к поэтическому мышлению народа сказалась также в характере
изображения загробного мира. Не традиционные образы канонической церковной
литературы, а народные апокрифические «видения» и легенды питали Дантову
картину потустороннего мира.
У Данте христианская мифология перемешана с языческой. Унылая картина
христианской обители мертвых зацвела поэтической фантазией, засветилась
невиданными красками. В царство средневековой аскетической догмы ворвалась
нетленная красота античного искусства.
Поэт исполнен восхищения перед культурой античного мира. Он открывает в
ней неисчерпаемый кладезь красоты и мудрости, что ярко сказалось в
символической фигуре Вергилия. Это он, мудрый язычник, а не традиционный
ангел христианских легенд, ведет Данте к познанию истины. Подобное
отношение к античности, недоступное средневековому мыслителю, делает Данте-
прямым предшественником гуманистов Возрождения.


Замысел своей поэмы Данте изложил в письме к правителю Вероны — Кан
Гранде делла Скала, которому он посвятил III часть «Комедии». Он писал,
что поэма написана не для созерцательных целей, а для действия и цель ее —
вырвать людей, живущих в настоящее время, из состояния злополучия и
привести их к состоянию счастья. Этот путь к «состоянию счастья» поэт не
мыслил себе вне сплочения итальянского народа единой культурой. Поэт
включил в свою поэтику необъятный ученый — поистине энциклопедический —
материал по всём отраслям средневекового знания. Все, чем он владеет, все,
накопленное долгими годами упорного труда и напряженной работы мысли, поэт
хочет сделать достоянием своего народа»
Но не только сумму схоластических знаний — мертвый груз веков — желает
автор передать людям: он стремится просветить их всем опытом истории и
дать им познание живой действительности, чтобы призвать к борьбе за ее
изменение. Так поэма, насыщенная схоластической ученостью, наполняется
реальным содержанием. Поэт пишет летопись итальянской жизни: пусть каждый
итальянец знает все о своей родине — ее прошлое и настоящее, пусть станет
очевидцем и судьей ее борьбы и бедствий, ее побед и поражений, пусть
поймет, какие преграды лежат на его пути к мирной, счастливой жизни.
История, воплощенная в человеческих судьбах, оживает под пером Данте.
Царство мертвых поэт населил несметными толпами теней, но он дал им плоть,
кровь, человеческие страсти, и обитатели загробного мира стали неотличимы
от тех, кто живет на земле,

как и все летописцы его времени, Данте еще не отделяет историю от мифа,
факт от вымысла. Рядом со своими современниками он изображает в поэме
исторические личности, героев библейских преданий или литературных
произведений. Но обилие исторического и легендарного материала не
уводит поэта от его замысла — показать реальный ход итальянской жизни.
Данте убежден, что образы «тех, о ком живет молва», послужат впечатляющим
примером, сделают наглядной его мысль, лучше донесут до читателя замысел
поэмы. - Энгельс высоко ценил Данте, как поэта политического. И
действительно — история Италии предстает в «Божественной комедии», прежде
всего, как история политической жизни его родины, в глубоко драматических
картинах борьбы враждующих партий, лагерей, групп и в порожденных этой
борьбой потрясающих человеческих трагедия Точность фактов, сила
«обобщения, дыхание подлинной жизни, увиденной, пережитой, выстраданной,
сделали поэму бесценным памятником, по которому и сегодня историки изучают
эпоху Данте.
От песни к песне разворачивается в поэме трагический свиток итальянской
истории: городские коммуны в огне гражданских войн; вековая вражда
гвельфов и гибеллинов, прослеженная от самых ее истоков; вся история
флорентийской распрb «белых» и «черных»—с момента ее зарождения вплоть до
дня, когда поэт стал бездомным изгнанником... Пламенная, негодующая
страсть неудержимо рвется из каждой строки. В царство теней поэт принес
все, что сжигало его в жизни, — любовь к Италии, непримиримую ненависть к
политическим противникам, презрение к тем, кто обрек его родину на позор и
разорение. В поэме встает трагический образ Италии, увиденной глазами
скитальца, исходившего всю ее землю, опаленную огнем кровопролитных войн:

Италия, раба, скорбей очаг,
В великой буре судно без кормила,
Не госпожа народов, а кабак!
………………………………………….

А у тебя не могут без войны

Твои живые, и они грызутся, Одной стеной и рвом окружены. Тебе,
несчастной, стоит оглянуться. На берега твои и города:
Где мирные обители найдутся? .
(«Ч и с т и л и щ е », песнь VI)

Поэт говорит от лица всего итальянского народа. Италия обездоленных,
обманутых, порабощенных впервые обрела голос в жгучих образах Дантовых
терцин. Набатным гулом разносились они по стране, будили спящих и
равнодушных, подымали отчаявшихся и звали Италию на битву с силами мрака и
разрушения.
Поэт гневно обличал сильных мира, преступных земных властителей,
разжигавших войны и сеявших опустошение я гибель. В 7-м кругу ада, там,
где клокочет «жгучий Флегетон» — река, несущая вместо вод потоки кипящей
крови, он собрал военных преступников разных времен и народов, которые
мечутся в кровавом зареве адской реки:
…Здесь не один тиран,
который жаждал золота и крови:
Все, кто насильем осквернил свой сан.
(«Ад». песнь XII)

Первая часть поэмы («Ад») создавалась в годы, когда в памяти Данте были
еще свежи события флорентийской распри «белых» и «черных» гвельфов, и ее
мрачные и грозные отзвуки заполняют всю кантику. Воскрешая трагические
эпизоды борьбы в коммунах, поэт приходит к отрицанию всего строя городских
республик, который неспособен обеспечить гражданам закон и справедливость,
защитить их свободу и жизнь. " «Божественная комедия» запечатлела
своеобразие классовой борьбы средневековья, которая, переплетаясь с
борьбой религиозной, выступала нередко в форме ересей. За церковными
расколами, за еретическими движениями того времени скрывался острый,
непримиримый антагонизм социальных сил. борьба классов, политических
партий, лагерей, групп. Это своеобразие получило образное выражение в
эпизодах 8-го круга ада, где вместе с виновниками религиозных расколов
автор поместил и сеятелей политических распрей, назначив всем hw одну и ту
же казнь. Она символична: те и другие терзали и дробили тело родной земли,
а ныне адские демоны рвут и рассекают на части их тела:
И все, кто здесь, и рядом, и вдали,
Виновны были в распрях и раздорах.
Среди живых, и вот их рассекли.

(«Ад», песнь XXVIII)
Но выступая против церковных расколов, обрекая на адские муки еретиков,
Данте еще более беспощадно судил н господствующую римско-католическую
церковь. Разоблачение папства стало одной из ведущих тем «Божественной
комедии». В ней нашел отражение всенародный протест против
антинациональной политики папской власти, ненависть народа к паразитизму
и стяжательству католического духовенства.
Пап и кардиналов Данте поместил в ад, среди лихоимцев, обманщиков,
изменников. В Дантовых обличениях папства рождались традиции
антиклерикальной сатиры эпохи Возрождения, которая станет разящим оружием
гуманистов в борьбе против авторитета католической церкви. Недаром
церковная цензура то и дело подвергала запрету отдельные части
«Божественной комедии», и по сей день многие ее стихи вызывают ярость
Ватикана.
Свое «видение» загробных сфер Данте строил, черпая образы, краски,
звучания из мира живой природы. В обитель мертвых поэт принес свое
восприятие жизни как вечного, неумного движения, океана звуков и красок.
Жизнь врывается в адскую бездну вихревым потоком, оглушает гулом, криками,
всплесками ярости, отчаяния, боли. Все здесь гудит, несется, клокочет.
Воет адский вихрь, кружа в густом мраке души сладострастников (2-й круг
ада). Вечно мчатся, не смея и на миг остановиться, «ничтожные» в
преддверии ада. Бегут по адскому кругу насильники с такой быстротой, что
«ноги их кажутся крылами». Текут двойным встречным потоком обольстители и
сводники. Мечется снежная вьюга, пляшет огненный дождь, клокочет река
Флегетон и, воя, обрушивается на дно преисподней.
Но есть в глубинах адской бездны страшная обитель тишины. Там вечный
мрак и неподвижность смерти. То круг изменников, предателей. Страна
жгучего холода. Вечная мерзлота, где

Новинки рефератов ::

Реферат: Гробы (Технология)


Реферат: Арканоид на Паскале (Программирование)


Реферат: Ислам и экономика (Религия)


Реферат: Педагогические взгляды Толстого (Педагогика)


Реферат: Вычислитель универсальный (руководство) (Радиоэлектроника)


Реферат: Информационный анализ англосаксонской балансовой системы (Аудит)


Реферат: Передача данных в компьютерных сетях (Программирование)


Реферат: Психологические особенности общения в процессе использования Интернет (Психология)


Реферат: Расчет распределения примесей в кремнии при кристаллизационной очистке и диффузионном легировании (Химия)


Реферат: Страхование как экономическая категория (Страхование)


Реферат: Развитие интеграционных процессов в СНГ (Политология)


Реферат: Галицко-Волынское княжество (История)


Реферат: Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром (Педагогика)


Реферат: Гипотезы образования государственности на Руси (История)


Реферат: Технология социальной работы с пожилыми людьми (Социология)


Реферат: Чем отличается папка Мой компьютер и программа Проводник? Как настроить рабочий стол? (и другие ответы на вопросы) (Программирование)


Реферат: Общероссийские классификаторы (Менеджмент)


Реферат: Шпаргалка информационные системы в экономике (Бухгалтерский учет)


Реферат: Идол 90-х Курт Кобейн (Исторические личности)


Реферат: Адкуль пайшло Хрысцiянства на Беларусi (Религия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист