GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Роль примера в воспитании (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Роль примера в воспитании (Педагогика)



Контрольная работа по педагогике



План работы



Понятие о методах и средствах воспитания.



Какие примеры используются в процессе воспитания.



Пути повышения воспитательной роли примера.

1. Литература:



Понятие о методах и средствах воспитания.


До определенного времени в истории педагогики отношение и к понятию,
и к определению понятия "метод" было таким же, как и к любому другому
понятию. Исходное определение этого понятия можно обозначить как
"переводное". Слово "метод" греческого происхождения, а потому, определяя
метод в педагогике, чаще всего было принято следовать его переводу на
русский язык в значениях либо "способ", либо "путь" достижения целей,
соответственно обучения, если речь велась о дидактических методах, или
воспитания, если подразумевалось нравственное, умственное, эстетическое и
т.п. образование или формирование человека, ребенка как личности.
Совершенно очевидно, что подобные определения оставляют феномен без
определения. Остается неясным, что же скрывается за понятием "способ" и
"путь", т.е. открытым остается вопрос о том, каков же способ
существования и метода, и пути, и способа?


В педагогике до настоящего времени нет единой трактовки этих понятий.
В одном из ранее вышедших учебников читаем: « Под методом …воспитания
понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей,
подростков и юношей твердыми моральными убеждениями, нравственными
привычками и навыками и т.д.»[1] Как видим, понятие метода в этом пособии
смешивается с понятием средства, с чем вряд ли можно согласиться. В
другом пособии метод воспитания определяется как совокупность способов и
приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако эта
дефиниция является слишком общей и не делает ясным данное понятие. К тому
же как в первом случае, так и во втором определении упускается из виду
то, что воспитанника нельзя ничем «вооружить» и нельзя ничего у него
сформировать без его собственной активности в работе над собой.


Под методами воспитания следует понимать совокупность специфических
способов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе
формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной
сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а
также для коррекции и совершенствования.


От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства
воспитания – это те конкретные мероприятия или формы воспитательной
работы, виды деятельности учащихся а также наглядные пособия, которые
используются в процессе применения того или иного метода.


Существуют и другие определения. Иногда метод определяют то как форму
познания или преобразования действительности, то как совокупность
регулятивных принципов той или иной деятельности, практики, то как
совокупность определенных действий по достижению целей и т.п.


Как относиться к этим определениям? Все зависит от того, что
требуется от определения, и от того, в какой мере определением можно
воспользоваться для практических целей. Педагогический процесс как самая
пространная форма педагогической действительности, как практика
складывается из методов и педагогических приемов. Каждый раз, когда мы
наблюдаем педагогический процесс, мы в той или иной мере способны
различить отдельные приемы, а иногда удается отчетливо проследить такое
особое проявление педагогического процесса, которое мы склонны называть
педагогическим методом.


Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова
и мысли как средств разъяснения и убеждения. Становление личностного в
человеке предполагает усвоение системы гуманистических ценностей,
составляющих основу его гуманитарной культуры. Перенос общественных
представлений в сознание отдельного человека - интериоризация - ведет к
превращению общечеловеческих ценностей в высшие психические функции
индивидуальности. Л.С. Выготский сформулировал общий генетический закон
культурного развития: "всякая функция в культурном развитии ребенка
появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом -
психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая,
затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая"[2]. Но, разумеется,
переход извне внутрь трансформирует сам педагогический процесс, который
изменяет индивидуальность, ее структуру и функции. Поэтому наиболее
перспективной моделью воспитания представляется та, которая выделяет
социальные (познавательный, поведенческий и др.) аспекты и интегрирует их
со сферами индивидуальности. Методы воздействия на предметно-практическую
сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку
реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую
индивидуальность. Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на
формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций,
развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам
осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков
честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод
коррекции поведения. Метод коррекции направлен на то, чтобы создать
условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в
отношения к людям. Такая коррекция может происходить на основе
сопоставления поступка учащихся с общепринятыми нормами, анализа
последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве
модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие
основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые
зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не
требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое
речевое воздействие. Поэтому пример - наиболее приемлемый путь к
коррекции поведения учащихся. Но коррекция невозможна без самокоррекции.
Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам
изменить свое поведения и регулировать свои поступки, что можно назвать
саморегулированием. Исключительно большое воспитательное значение в этом
случае имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности
других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного
развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и
большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств
учащихся широкое применение находит положительный пример как метод
воспитания.


Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую
эффективность данного метода. Древнеримский философ Сенека утверждал:
«Трудно привести к добру нравоучениями, легко – примером». К.Д. Ушинский
подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого
источника человеческой личности, что на воспитание личности можно
воздействовать только личностью.


Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в
использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для
возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над
собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств
и преодолению имеющихся недостатков.


Психологической основой влияния положительного примера на воспитание
детей является их подражательность. Раскрывая характер подражательной
деятельности ребенка, французский психолог Анри Валлон писал: «Подражание
– это вызывание действия внешней моделью». Я.А.Коменский, указывает на
воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети «учатся раньше
подражать, чем познавать». Далее он указывал: «Я имею в виду при этом
примеры как взятые из жизни, так и истории; и прежде всего - взятые из
жизни, потому что они ближе и производят более сильное


впечатление»[3] Он придавал огромное значение примерам поведения людей
близкого окружения.


Психологический механизм воздействия подражания заключается в том,
что, воспринимая различные образцы поведения между достигнутым и
необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в
совершенствовании своих личностных черт и качеств.


Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательной
деятельности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится
только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние
на развитие сознательности и моральных чувств детей. Склонность к
подражанию наиболее сильно развита у детей младшего возраста. Их
жизненный опыт беден, поэтому они стремятся учиться на опыте других.
Нередко возникает опасность заимствования


Метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и
служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной
работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения
и моральных установок.



Какие примеры используются в процессе воспитания.



В процессе воспитания используются самые разнообразные примеры.


1. Это прежде всего лучшие эпизоды из жизни и деятельности известных
людей – ученых, писателей, общественных деятелей и т.д. Школьников
увлекают и вызывают глубокое уважение научные свершения Н.И.Лобаческого,
Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, И.П.Павлова и других ученых. Они
восхищаются мужеством и отвагой летчика Алексея Мересьева и повести
«Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.


2. Исследования психологов показывают, что идеалы младших школьников
и подростков воплощаются в основном в конкретных людях. В старших классах
большое значение приобретают и обобщенные идеалы. Поэтому важно
использовать образы героев литературных произведений и кинофильмов.
Поэтому чтение художественной литературы не отдых, а действенное средство
воспитания и самовоспитания юношей и девушек. Важно помочь выбрать для
внеклассного чтения такие книги, которые бы учили правильному поведению.
При этом необходимо приучать к осмысленному чтению, к анализу поступков
и действий героев литературных произведений, к сопоставлению их с личным
поведением.


Большое значение имеет и выбор кинофильмов, театральных постановок
для коллективного просмотра и обсуждения. Хорошо, когда они дают пищу для
размышлений, помогают юношам и девушкам разобраться в сложных чувствах и
мыслях других людей.


3. Немаловажное значение в воспитательной работе имеют примеры
добросовестного поведения, труда и учебы, которые проявляют лучшие
школьники. Однако их необходимо тактично использовать. Примеры
положительно поведения лучших учащихся не должны превращаться в нудное
морализирование и сводиться к постоянным рассказам о «добродетельных
мальчиках и девочках». Приводя примеры лучших учащихся, нужно заострять
внимание не столько на их расхваливании, сколько на осмыслении моральной
сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду
соперничества и не противопоставлять учащихся друг другу.


Большого внимания заслуживает и такая деталь. Некоторые школьники,
особенно дети и подростки, не всегда вдумчиво подходят к оценке тех
примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры
имеют отрицательный характер. Так, следуя рискованному примеру своих
товарищей, отдельные учащиеся проявляют «смелость» прыгая со второго
этажа здания или включаясь в воровство и т. д. В этих случаях большую
роль играют разъяснительные мероприятия, коллективные и индивидуальные
беседы, а главное – организация содержательной и разнообразной
внеклассной работы


Когда речь идет о влиянии примера товарищей, то имеется в виду
воздействие поступков идействий не только наиболее близких товарищей, но
ученического коллектива. Известно, например, что дисциплинированное
поведение на уроке большинства учащихся оказывает благотворное влияние на
неорганизованных учеников. Следуя примеру товарищей, они стараются не
нарушать дисциплину и порядок на уроке. Дружное и активное участие в
общественной жизни класса и школы большинства обычно способствует
привлечению к общественной жизни тех школьников, которые не отличались
активностью. Подражая своим товарищам, они незаметно увлекаются работой
школьного коллектива. Таким образом, в детском коллективе особенно
повышается сила воспитательного воздействия примера школьных товарищей.
Поэтому в процессе воспитания следует опираться не только на пример более
близких друзей и товарищей воспитанника, но и на пример деятельности
детского коллектива. Он оказывает серьезное влияние на поведение
школьников.



4. Особенно велико влияние на формирование сознания и поведения детей
и подростков личности воспитателя, его морального облика. Это влияние по
своему значению ни с чем не сравнимо и ничем не заменимо. Личный пример
воспитателя влияет на учащихся независимо от его воли и желания. Никакие
слова учителя не могут дать такого ясного представления о правилах
поведения, как его поступки и действия. Дети постоянно наблюдают, как
учитель держит себя на уроке и в жизни, как он одет, как обращается с
окружающими его людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное
событие, как относится к своим обязанностям. Особенно высоко ценится в
воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим,
упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Эти качества
значительно повышают силу воспитательного воздействия учителя. Еще К.Д.
Ушинский утверждал, что учитель со слабым, неустановившимся характером, с
переменчивым образом мысли и действий никогда не разовьет сильного
характера. Чтобы вырастить детей мужественными, правдивыми и честными,
учитель должен сам быть таким. Как не объясняй, как ни требуй, а если
нет живого, конкретного примера, трудно добиться положительных
результатов в воспитании.


5. На формирование и развитие детей серьезное влияние оказывает
пример родителей, старших членов семьи. А.С.Макаренко говорил, что детей
и молодежь воспитывает все: люди вещи, явления. Но прежде всего и больше
всего воспитывают люди. Из них на первом месте находятся родители,
которые постоянно влияют своим поведением, моральным обликом. При
объяснении своих поступков дети обычно ссылаются на поведение старших.
Повседневное поведение родителей А.С.Макаренко рассматривал как решающее
средство воспитания детей. Поэтому большое значение придавал он
организации семейной жизни, поведению родителей. Характер отношений детей
и родителей накладывает серьезный отпечаток на сознание и поведение детей
и молодежи.



Пути повышения воспитательной роли примера.


Воспитательное значение личного примера взрослых во многом зависит от
их авторитета. Школьники подражают взрослым, лишь в том случае, если те
пользуются авторитетом. Чем выше авторитет взрослых, тем сильнее влияют
они на сознание и поведение учеников. Поэтому завоевание авторитета
учителем и родителями – одно из условий повышения воспитательной силы их
личного примера.


При использовании положительного примера в воспитании существенное
значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С
возрастом у школьников повышается критичность в оценке поведения
собственных товарищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок
заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и
уважаемым человеком. Это особенно относится к учителям. В одной из лекций
А.С.Макаренко говорил, что «без авторитета невозможен воспитатель»[4].
Близкие по существу мысли высказывала и Н.К. Крупская: «Для ребят, -
отмечала она, - идея не отделена от личности. То, что говорит любимый
учитель, воспринимается совсем по-другому, чем то, что говорит
презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах
становятся ненавистными.


У нас требуют от учителя известного уровня подготовки. Это правильно.
Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение
учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение»[5].


Важнейшее условие повышения воспитательной силы личного примера
учителей, родителей и вообще взрослых – единство слова и дела. Если на
словах взрослые будут требовать правдивости, честности,
организованности, трудолюбия, а на деле своими поведением, конкретными
делами не будут подкреплять эти требования, то эффективности их
воздействия значительно снизятся. Расхождение между словом и делом
приносит огромный вред в воспитании.


Повышению воспитательной силы личного примера взрослых способствует
также разумная любовь и уважение к детям. Лаской и любовью можно вызвать
хорошие чувства, воспитать у них необходимые привычки и приучить к труду
и порядку, к послушанию и уважению. Если взрослый ведет себя как
благородный, внимательный старший друг, его поведение побуждает
школьников к совершению положительных поступков.


Важное значение в повышении воспитательной силы примера имеет также
единство требований и воспитательных воздействий на детей со стороны
учителей, родителей и других взрослых. Несогласованность и
противоречивость требований и примеров снижает эффективность воспитания.
При использовании в воспитательной работе литературных произведений,
кинофильмов и театральных постановок следует опираться главным образом на
положительные образцы поведения героев. Конечно, в книгах, в кино и в
театре школьники встречаются и с отрицательными примерами. Поэтому важно
морально закалять их, делать невосприимчивыми к отрицательным примерам. А
этого можно добиться не путем изоляции от отрицательных явлений, а путем
участия в борьбе с отрицательными явлениями нашей жизни. Хорошо, когда
школьники не только умеют отличать хорошее от плохого, но и выступают
против плохого, не остаются в роли посторонних наблюдателей.


Пути использования примеров в процессе воспитания разнообразны. Это
прежде всего подражание или воспроизведение образца поведения. Подражание
может быть бессознательным или осознанным копированием поведения других
людей. Один из способов использования положительных примеров –
заимствование. Оно предполагает сознательное и выборочное воспроизведение
качеств личности, приемов и способов ее деятельности, поведения. Иногда
заимствуются даже манеры, походка, одежда. Заимствование и подражание во
многом зависят от чувства уважения и симпатии к человеку, который служит
примером, на которого желают быть похожи воспитанники. В ряде случаев
следование примеру других людей проявляется в соревновании, в стремлении
превзойти образец, которому подражают, в желании достигнуть больших
результатов в труде, в повседневном поведении. Важно в процессе
воспитания использовать и другие способы усвоения примеров поведения
других людей. Так большое значение имеет организации совместной
деятельности воспитанников с передовыми тружениками старшего поколения,
создание общественного идеала, помогающего проектировать будущую
деятельность. Все это помогает обогатить личный опыт труда и поведения,
создает лучшие условия для самовоспитания.



Литература:
1. Крупская Н.К .Педагогические сочинения. Т.5. Макаренко А.С. Сочинения.
Т.VI.
2. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост.А.И.Пискунов.
М.1971.
3. Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983.
4. Шимбирев П.Н., Огородников. И.Т. Педагогика. М., 1954.



-----------------------
[1] Шимбирев П.Н., Огородников. И.Т. Педагогика. М., 1954.С215.
[2] . Л.С. Выготский. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. С. 145.

[3] Хрестоматия по истории зарубежной педагогики Сост.А.И.Пискунов.
М.1971.С159
[4] Макаренко А.С. Сочинения. Т.VI.C.351.
[5] Крупская Н.К .Педагогические сочинения. Т.5.С.265, 266.





Реферат на тему: Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания
РЕФЕРАТ
по Психологии семьи
на тему: Роль родителей в развитии ребенка и ошибки семейного воспитания.



Выполнила:
Студентка группы СП-22

Преподаватель:
Григорович Любовь Алексеевна

Москва 1996/97уч. г.
Роль родителей в развитии ребенка.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это
утверждение часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие
родители.
Будущие родители думают, что хорошими можно стать, изучив специальную
литературу или овладев особыми методами воспитания. Несомненно,
педагогические и психологические знания необходимы, но только одних знаний
мало. Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не
сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что
ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент
времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью
предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но
и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных
тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в
поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию
за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в
поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются
авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети. Часто
подозревают детей в тех или иных вредных привычках, высказывают
беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров, неблагоприятного
влияния «улицы», выражают сомнение в психическом здоровье детей.
По-видимому, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших
родителей. И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не
содействуют успешному родительству.
При оценке любой человеческой деятельности обычно исходят из некоторого
идеала, нормы. В воспитательной деятельности, по-видимому, такой абсолютной
нормы не существует. Мы учимся быть родителями, так же, как учимся быть
мужьями и женами, как постигаем секреты мастерства и профессионализма в
любом деле.
В родительском труде, как во всяком другом, возможны и ошибки, и
сомнения, и временные неудачи, поражения, которые сменяются победами.
Воспитание в семье - это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства
к детям сложны, изменчивы и противоречивы. К тому же родители не похожи
друг на друга, как не похожи один на другого дети. Отношения с ребенком,
так же как и с каждым человеком, глубоко индивидуальны и неповторимы.
Например, если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на
любой вопрос, то в этом случае они вряд ли смогут осуществить самую главную
родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному
поиску, к познанию нового.
Родители составляют первую общественную среду ребенка. Личности родителей
играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Не случайно, что к
родителям, особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжелую минуту
жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребенка и родителей, -
это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей. Специфика
чувств, возникающих между детьми и родителями, определяется главным образом
тем, что забота родителей необходима для поддержания самой жизни ребенка. А
нужда в родительской любви - поистине жизненно необходимая потребность
маленького человеческого существа. Любовь каждого ребенка к своим родителям
беспредельна, безусловна, безгранична. Причем если в первые годы жизни
любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопастность, то по
мере взросления родительская любовь все больше выполняет функцию
поддержания и безопастности внутреннего, эмоционального и психологического
мира человека. Родительская любовь - источник и гарантия благополучия
человека, поддержания телесного и душевного здоровья.
Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у
ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при
каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это
относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
И тем не менее подчеркивание необходимости создания у ребенка уверенности
в родительской любви диктуется рядом обстоятельств. Не так редки случаи,
когда дети, повзрослев, расстаются с родителями. Расстаются в
психологическом, душевном смысле, когда утрачиваются эмоциональные связи с
самыми близкими людьми. Психологами доказано, что за трагедией
подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие
своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию - это
требование любви. Но здесь очень важно понимать, что необходимо не только
любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по
уходу за ним, в своих усилиях по его воспитанию, необходимо, чтобы ребенок
ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим
ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали
в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом.
Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное
формирование психического мира человека, только на основе любви можно
воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям
любовь к ним, полагая что, когда ребенок хорошо знает, что его любят, это
приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически
отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как
раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный
дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской
привязанности. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся,
не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того,
воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и
детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с
количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Более того, не
всегда видимая заботливость иных родителей, многочисленные занятия, в
которые включается по их инициативе ребенок, содействуют достижению этой
самой главной воспитательной цели.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - это
универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может
быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого
ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с
родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую
любовь, привязанность и заботу.
Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем,
что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть
самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать
за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего
человека. Вполне естественно, что конкретные формы и проявления этого
контакта широко варьируют, в зависимости от возраста и индивидуальности
ребенка. Но полезно задуматься и над общими закономерностями
психологического контакта между детьми и родителями в семье.
Контакт никогда не может возникнуть сам собой, его нужно строить даже с
младенцем. Когда говориться о взаимопонимании, эмоциональном контакте между
детьми и родителями, имеется в виду некий диалог, взаимодействие ребенка и
взрослого друг с другом.
Диалог. Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические
характеристики? Главное в установлении диалога - это совместное устремление
к общим целям, совместное видение ситуаций, общность в направлении
совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и
оценок. Чаще всего точка зрения взрослых и детей различна, что вполне
естественно при различиях опыта. Однако первостепенное значение имеет сам
факт совместной направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен
понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним. Ребенок,
даже в самом малом возрасте, должен становиться не объектом воспитательных
воздействий, а союзником в общей семейной жизни, в известном смысле ее
создателем и творцом. Именно тогда, когда ребенок участвует в общей жизни
семьи, разделяя все ее цели и планы, исчезает привычное единоголосие
воспитания, уступая место подлинному диалогу.
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения
заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.
Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно.
Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - это позиция «над» ребенком.
Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб,
неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно
стремиться к установлению равенства.
Равенство позиций означает признание активной роли ребенка в процессе его
воспитания. Человек не должен быть объектом воспитания, он всегда активный
субъект самовоспитания. Родители могут стать властителями души своего
ребенка лишь в той мере, в какой им удается пробудить в ребенке потребность
в собственных достижениях, собственном совершенствовании.
Требование равенства позиций в диалоге опирается на тот неоспоримый факт,
что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих
родителей. Под влиянием общения с собственными детьми, включаясь в
разнообразные формы общения с ними, выполняя специальные действия по уходу
за ребенком, родители в значительной степени изменяются в своих психических
качествах, их внутренний душевный мир заметно трансформируется.
По этому поводу обращаясь к родителям, Я.Корчак писал: «Наивно мнение,
что, надзирая, контролируя, поучая, прививая, искореняя, формируя детей,
родитель, зрелый, сформированный, неизменный, не поддается воспитывающему
влиянию среды, окружения и детей».
Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно
снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин
детства».
Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей
постоянно учиться видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей.

Контакт с ребенком, как высшее проявление любви к нему, следует строить,
основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его
индивидуальности. Постоянное тактичное всматривание, вчувствование в
эмоциональное состояние, внутренний мир ребенка, в происходящие в нем
изменения, в особенности его душевного строя - все это создает основу для
глубокого взаимопонимания между детьми и родителями в любом возрасте.
Принятие. Помимо диалога для внушения ребенку ощущения родительской любви
необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На
психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями
называется принятием ребенка. Что это значит? Под принятием понимается
признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на
других, в том числе непохожесть на родителей. Принимать ребенка - значит
утверждать неповторимое существование именно этого человека, со всеми
свойственными ему качествами. Как можно осуществлять принятие ребенка в
повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием
относиться к тем оценкам, которые постоянно высказывают родители в общении
с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности
ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства
родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз
объяснять, бестолочь!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец,
негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».
Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое
такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы
ситуацией ни вызывалось, наносит серьезный вред контакту с ребенком,
нарушает уверенность в родительской любви. Необходимо выработать для себя
правило не оценивать негативно самого ребенка, а подвергать критике только
неверно осуществленное действие или ошибочный, необдуманный поступок.
Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих
сегодняшних успехов и достижений. Формула истиной родительской любви,
формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю,
потому что ты есть, люблю такого, какой есть».
Но если хвалить ребенка за то, что есть, он остановится в своем развитии,
как же хвалить, если знаешь сколько у него недостатков? Во-первых,
воспитывает ребенка ни одно только принятие, похвала или порицание,
воспитание состоит из многих других форм взаимодействия и рождается в
совместной жизни в семье. Здесь же речь идет о реализации любви, о
созидании правильного эмоционального фундамента, правильной чувственной
основы контакта между родителями и ребенком. Во-вторых, требование принятия
ребенка, любви к такому, какой есть, базируется на признании и вере в
развитие, а значит, в постоянное совершенствование ребенка, на понимание
бесконечности познания человека, даже если он совсем еще мал. Умению
родителей общаться без постоянного осуждения личности ребенка помогает вера
во все то хорошее и сильное, что есть в каждом, даже в самом
неблагополучном, ребенке. Истинная любовь поможет родителям отказаться от
фиксирования слабостей, недостатков и несовершенств, направит
воспитательные усилия на подкрепление всех положительных качеств личности
ребенка, на поддержку сильных сторон души, к борьбе со слабостями и
несовершенствами.
Контакт с ребенком на основе принятия становится наиболее творческим
моментом в общении с ним. Уходит шаблонность и стереотипность, оперирование
заимствованными или внушенными схемами. На первый план выступает
созидательная, вдохновенная и всякий раз непредсказуемая работа по созданию
все новых и новых «портретов» своего ребенка. Это путь все новых и новых
открытий.
Оценку не личности ребенка, а его действий и поступков важно
осуществлять, меняя их авторство. Действительно, если назвать своего
ребенка недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне
согласится с вами, и уж вряд ли это заставит изменить его свое поведение. А
вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок при полном признании
личности ребенка и утверждении любви к нему, гораздо легче сделать так, что
сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы. Он может
ошибиться и в следующий раз или по слабости воли пойти по более легкому
пути, но рано или поздно «высота будет взята», а ваш контакт с ребенком от
этого никак не пострадает, наоборот, радость от достижения победы станет
вашей общей радостью.
Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и
потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство
собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем
по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и
гнева. Принятие дает возможность проникновения в мир глубоко личностных
переживаний детей, появление ростков «соучастия сердца». Печаль, а не гнев,
сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего
ребенка, принимающих родителей.
Независимость ребенка. Связь между родителями и ребенком относится к
наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем
дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма.
Без этой связи невозможно развитие, а слишком раннее прерывание этой связи
представляет угрозу для жизни. Человек принадлежит к наиболее сложным
биологическим организмам, поэтому никогда не станет полностью независимым.
Человек не может черпать жизненные силы только из самого себя. Человеческая
жизнь, как говорил психолог А.Н.Леонтьев, - это разъятое, разделенное
существование, главным признаком которого является потребность сближения с
другим человеческим существом. Вместе с тем связь ребенка с его родителями
внутренне конфликтна. Если дети, взрослея, все более приобретают желание
отдаления этой связи, родители стараются как можно дольше ее удержать.
Родители хотят уберечь молодежь перед жизненными опасностями, поделиться
своим опытом, предостеречь, а молодые хотят приобрести свой собственный
опыт, даже ценой потерь, хотят сами узнать мир. Этот внутренний конфликт
способен порождать множество проблем, причем проблемы независимости
начинают проявляться довольно рано, фактически с самого рождения ребенка.
Действительно, избранная дистанция в общении с ребенком проявляется уже в
той или иной реакции матери на плач младенца. А первые самостоятельные
шаги, а первое «Я - сам!», выход в более широкий мир, связанный с началом
посещения детского сада? Буквально каждый день в семейном воспитании
родители должны определять границы дистанции.
Решение этой задачи, иными словами, предоставление ребенку той или иной
меры самостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка,
приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и
возможностями взаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем многое
зависит и от личности родителей, от стиля их отношения к ребенку. Известно,
что семьи весьма сильно различаются по той или иной степени свободы и
самостоятельности, предоставляемой детям. В одних семьях первоклассник
ходит в магазин, отводит в детский сад младшую сестренку, ездит на занятия
через весь город. В другой семье подросток отчитывается во всех, даже
мелких, поступках, его не отпускают в походы и поездки с друзьями, охраняя
его безопасность. Он строго подотчетен в выборе друзей, все его действия
подвергаются строжайшему контролю.
Необходимо иметь в виду, что устанавливаемая дистанция связана с более
общими факторами, определяющими процесс воспитания, прежде всего с
мотивационными структурами личности родителей. Известно, что поведение
взрослого человека определяется достаточно большим и сложным набором
разнообразных побудителей, обозначаемых словом «мотив». В личности человека
все мотивы выстраиваются в определенную, индивидуальную для каждого
подвижную систему. Одни мотивы становятся определяющими, главенствующими,
наиболее значимыми для человека, другие - приобретают подчиненное значение.
Иными словами, любая человеческая деятельность может быть определена через
те мотивы, которые ее побуждают. Бывает так, что деятельность побуждается
несколькими мотивами, иногда одна и та же деятельность вызывается разными
или даже противоположными по своему психологическому содержанию мотивами.
Для правильного построения воспитания родителям необходимо время от времени
определять для самих себя те мотивы, которыми побуждается их собственная
воспитательная деятельность, определять, что движет их воспитательными
условиями.
Дистанция, которая стала преобладающей во взаимоотношениях с ребенком в
семье, непосредственно зависит от того, какое место занимает деятельность
воспитания во всей сложной, неоднозначной, подчас внутренне противоречивой
системе различных мотивов поведения взрослого человека. Поэтому стоит
осознать, какое место в родительской собственной мотивационной системе
займет деятельность по воспитанию будущего ребенка.

Ошибки семейного воспитания.

Воспитание и потребность в эмоциональном контакте. У человека как
существа общественного имеется своеобразная форма ориентировки -
направленность на психический облик другого человека. Потребность
«ориентиров» в эмоциональном настрое других людей и называется потребностью
в эмоциональном контакте. Причем речь идет о существовании двустороннего
контакта, в котором человек чувствует, что сам является предметом
заинтересованности, что другие созвучны с его собственными чувствами. В
таком созвучном эмоциональном контакте и испытывает каждый здоровый человек
независимо от возраста образования, ценностных ориентаций.
Может случиться так, что цель воспитания ребенка оказывается
«вставленной» именно в удовлетворение потребностей эмоционального контакта.
Ребенок становится центром потребности, единственным объектом ее
удовлетворения. Примеров здесь множество. Это и родители, по тем или иным
причинам испытывающие затруднения в контактах с другими людьми, и одинокие
матери, и посвятившие все свое время внукам бабушки. Чаще всего при таком
воспитании возникают большие проблемы. Родители бессознательно ведут борьбу
за сохранение объекта своей потребности, препятствуя выходу эмоций и
привязанностей ребенка за пределы семейного круга.
Воспитание и потребность смысла жизни. Большие проблемы возникают в
общении с ребенком, если воспитание стало единственной деятельностью,
реализующей потребность смысла жизни. Потребность смысла жизни
проанализированная польским психологом К.Обуховским, характеризует
поведение взрослого человека. Без удовлетворения этой потребности человек
не может нормально функционировать, не может мобилизировать все свои
способности в максимальной степени. Удовлетворение такой способности
связанно с обоснованием для себя смысла своего бытия, с ясным, практически
приемлемым и заслуживающим одобрения самого человека направлением его
действий. Значит ли это, что человек всегда осознает общий смысл своих
действий, своей жизни? Очевидно нет, однако каждый стремиться в случае
необходимости найти смысл своей жизни.
Удовлетворением потребности смысла жизни может стать забота о ребенке.
Мать, отец или бабушка могут считать, что смысл их существования является
уход за физическим состоянием и воспитанием ребенка. Они не всегда могут
это осознавать, полагая, что цель их жизни в другом, однако счастливыми они
чувствуют себя только тогда, когда они нужны. Если ребенок, вырастая,
уходит от них, они часто начинают понимать, что «жизнь потеряла всякий
смысл». Ярким примером тому служит мама, не желающая терять положение
«опекунши», которая собственноручно моет пятнадцатилетнего парня,
завязывает ему шнурки на ботинках, так как «он это всегда плохо делает»,
выполняет за него школьные задания, «чтобы ребенок не переутомился». В
результате он получает требуемое чувство своей необходимости, а каждое
проявление самостоятельности сына преследует с поразительным упорством.
Вред такого самопожертвования для ребенка очевиден.
Воспитание и потребность достижения. У некоторых родителей воспитание
ребенка побуждается так называемой мотивацией достижения. Цель воспитания
состоит в том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из за
отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не были
достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать врачом, но ему это
не удалось, пусть же ребенок осуществит отцовскую мечту. Мать мечтала
играть на фортепьяно, но условий для этого не было, и теперь ребенку нужно
интенсивно учиться музыке.
Подобное родительское поведение неосознанно для самих родителей
приобретает элементы эгоизма: «Мы хотим сформировать ребенка по своему
подобию, ведь он продолжатель нашей жизни...»
Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие
присущих ему задатков, сформированных личностных качеств. Обычно не
принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые
отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок
становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему
родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство
удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не
соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается
полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований,
вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в
результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и
родителями.
Воспитание как реализация определенной системы. Организацию воспитания в
семье по определенной системе можно считать вариантом реализации
потребности достижения.
Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от самого
ребенка и направляются не столько на него самого, сколько на реализацию
признаваемой родителями системы воспитания. Это обычно очень компетентные,
эрудированные родители, которые уделяют своим детям немало времени и
хлопот. Познакомившись с какой-либо воспитательной системой в силу разных
причин доверившись ей, родители педантично и целеустремленно приступают к
ее неустанной реализации.
Можно проследить даже историю формирования таких воспитательных целей,
возникающих не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые
родители следуют идеям воспитательных положений семьи Никитиных,
отстаивающих необходимость раннего интеллектуального обучения, или призыву:
«Плавать, прежде чем ходить»; в иных семьях царит атмосфера сплошного
всепрощения и вседозволенности, что, по мнению родителей, осуществляет
споковскую модель воспитания.
Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть свои ценные
находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет лишь о том, что
некоторые родители следуют тем или иным идеям и методам воспитания слишком
послушно, без достаточной критики, забывая о том, что не ребенок для
воспитания, а воспитание для ребенка. Интересно, что родители, следующие
воспитанию по типу «реализации системы», внутренне похожи, их объединяет
одна общая особенность - относительная невнимательность к индивидуальности
психического мира своего ребенка. Характерно, что в сочинениях на тему
«Портрет моего ребенка» такие родители незаметно для самих себя не столько
описывают характер, вкусы, привычки своих детей, сколько подробно излагают
то, как они воспитывают ребенка.
Воспитание как формирование определенных качеств. Проблемы независимости
обостряются и в тех случаях, когда воспитание подчиняется мотиву
формирования определенного желательного для родителей качества.
Под влияние прошлого опыта, истории развития личности человека в его
сознании могут появляться так называемые сверхценные идеи. Ими могут быть
представления о том или ином человеческом качестве как наиболее ценном,
необходимом, помогающем в жизни. В этих случаях родитель строит свое
воспитание так, чтобы ребенок был обязательно наделен этим «особо ценным»
качеством. Например, родители уверенны в том, что их сын или дочь должны
обязательно быть добрыми, эрудированными и смелыми.
В тех случаях, когда ценности родителей начинают вступать в противоречие
либо с возрастными особенностями развития ребенка, либо с присущими ему
индивидуальными особенностями, проблема независимости становится особенно
очевидной.
Типичным и ярким примером может служить ситуация, когда увлечение спортом
приводит к тому, что супруги строят планы о совместных семейных походах,
катании на яхтах, занятиях горными лыжами, не замечая, что в их мечтах о
будущем ребенке им видится все-таки мальчик... Рождается девочка. Но
воспитание строится по заранее запрограммированному сверхценному образцу.
Подчеркнутый мужской стиль одежды, обилие, несколько излишнее для девочки,
спортивных упражнений, скептическое, насмешливое отношение к играм с
куклами и даже шутливое, вроде бы ласковое прозвище Сорванец - тоже
мужского рода. Все это может привести к отрицательным последствиям в
психическом развитии и даже вызвать тяжелое заболевание у ребенка. Здесь
двойная опасность. Во-первых, у девочки могут сформироваться черты
противоположного пола, препятствующие правильной и своевременной половой
идентификации, иными словами, может быть искажено осознание себя как
будущей женщины. Во-вторых, навязывая ребенку не присущие ему самому
качества, родители как будто убеждают его в том, что такой, какой он есть,
ребенок не нужен, подчеркивают свое непринятие. А это самый неприемлемый,
самый опасный для психического развития ребенка стиль отношения к нему.
Приходится встречаться и с другим типом реализации сверхценных идеалов
воспитания. В психологическую консультацию обратилась мама десятилетнего
мальчика с жалобами на увеличивающееся заикание, которое возникло впервые у
сына в пятилетнем возрасте. На занятиях с ребенком в игровой группе было
обнаружено, что заикание - хотя и наиболее заметное, но частное, речевое,
проявление более общей способности ребенка. У него сформировалась привычка
к задержке любой ответной реакции. Оказалось, что действенный или речевой
ответ на любой вопрос или поведение партнеров по игре мальчик давал после
продолжительной паузы. Сомнений в трудности понимания вопроса или ситуации
не было. Мальчик прекрасно учился, играл на скрипке, много читал,
справлялся со всеми тестами на сообразительность. И все же в общении любой
ответственный сигнал сопровождался задержкой. Постепенно выяснилось, что
причина кроется в том, как мама реализовывала сознательно принятые, особо
значимые для нее цели воспитания. Она исходила из достаточно
привлекательных с точки зрения нравственности принципов о всеобщей доброте,
всепрощении, невозможности причинить боль, о «непротивлении злу». С первых
же дней жизни подобные принципы, которые для ребенка оборачивались
всевозможными ограничениями его активности, сопровождали каждый шаг, каждое
действие малыша.
В этом примере нарушение поведения возникло как следствие реализации
сверхценных родительских требований без учета особенностей этапа развития,
возрастных возможностей ребенка.
Как видно из приведенных примеров, предоставление ребенку той или иной
меры независимости, более короткая или длинная дистанция, определяются теми
мотивами, которые «осмысливают» воспитание.
Казалось, что, если единственным или основным мотивом воспитания является
потребность эмоционального контакта, или потребность достижения, или
потребность смысла жизни, воспитание проводится на укороченной дистанции и
ребенок ограничивается в своей самостоятельности. При реализации
определенной системы воспитания, когда мотив воспитания как бы отодвигается
о ребенка, дистанция может быть любой, это определяется уже не столько
личностными установками родителей или особенностями детей, сколько
рекомендациями избранной системы. Но проблема независимости отчетливо
проявляется и здесь. Она выглядит как проблема несвободы ребенка в
проявлении присущих ему индивидуальных качеств. Подобно этому регулирующие
воспитание сверхценные мотивы родителей ограничивают свободу развития
присущих ребенку задатков, усложняют развитие, нарушая его гармонию, а
иногда и искажая его ход.
Цели воспитания. Будущие родители, конечно же, задумываются о том, как
лучше сформулировать для самих себя цели работы по воспитанию своего
ребенка...
Ответ так же прост, как и сложен: цель и мотив воспитания ребенка - это
счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. На
созидание такой жизни и должно быть направленно семейное воспитание.
Некоторые авторы пытались проследить, как связаны черты характера
родителей с чертами характера ребенка. Они полагали, что особенности
характера или поведения родителей прямо проецируются на поведение ребенка.
Думали, что если мать проявляет склонность к тоске, подавленности, то и у
ее детей будут заметны такие же способности. При более пристальном изучении
этого вопроса все оказалось значительно сложнее. Связь личности родителей и
воспитанных особенностей поведения ребенка не столь непосредственна. Многое
зависит от типа нервной системы ребенка, от условий жизни семьи. Теперь
психологам понятно, что одна и та же доминирующая черта личности или
повеления родителя способна в зависимости от разных условий вызывать и
самые разные формы реагирования, а в дальнейшем и устойчивого поведения
ребенка. Например, резкая, вспыльчивая, деспотичная мать может вызвать в
своем ребенке как аналогичные черты - грубость, несдержанность, так и прямо
противоположные, а именно подавленность, робость.
Связь воспитания с другими видами деятельности, подчинение воспитания тем
или иным мотивам, а так же место воспитания в целостной личности человека -
все это и придает воспитанию каждого родителя особый, неповторимый,
индивидуальный характер.
Именно поэтому будущим родителям, которые хотели бы воспитывать своего
ребенка не стихийно, а сознательно, необходимо начать анализ воспитания
своего ребенка с анализа самих себя, с анализа особенностей соей
собственной личности.



Литература:


1. «Популярная психология для родителей» под редакцией А.А.Бодалева,
М.,Педагогика 1988г.
2. Л.А.Кулик, Н.И.Берестов «Семейное воспитание» М.,Просвящение 1990г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Гравитация (Физика)


Реферат: Н. Макиавелли о методах и средствах политики (Политология)


Реферат: Аристотель (Философия)


Реферат: Донской монастырь (История)


Реферат: Современное состояние страхования в России и США (Страхование)


Реферат: Договор подряда и его виды (Гражданское право и процесс)


Реферат: Страхування (Страхование)


Реферат: Биологическая продуктивность лесных ландшафтов (Биология)


Реферат: Синапсы (строение, структура, функции) (Биология)


Реферат: История учета в России (Бухгалтерский учет)


Реферат: Система автоматизированного проектирования (Компьютеры)


Реферат: Автоматическое управление сжиганием топлива с учетом его состава и кислородного потенциала (Технология)


Реферат: Влажность воздуха (Физика)


Реферат: Влияние иностранного языка на формирование личности в подростковом возрасте (Педагогика)


Реферат: Фольклорная спадчына (Искусство и культура)


Реферат: Комиссия Евросоюза (Право)


Реферат: Роль народного декоративно-прикладного мистецтва в естетичному розвитку учнiв (WinWord 7.0 На укр. яз) (Педагогика)


Реферат: Ближний Восток (Политология)


Реферат: Социально-психологическая адаптация (Социология)


Реферат: Плата за землю и ее формы (Налоги)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист