GeoSELECT.ru



Аудит / Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Аудит)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Аудит)



Министерство транспорта Российской Федерации
Государственная служба речного флота


Волжская государственная академия водного транспорта



Факультет Экономики и управления

Кафедра учета, анализа и аудита



Допустить к защите


Заведующий кафедрой


Профессор Сивоволов Н.В.

«____»______________200__г.



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:
«УЧЕТ И АУДИТ РАСЧЕТОВ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ»



Студент: Катан Д.А.

Научный руководитель: Гречко Н.М.



Н.Новгород

2004 г.

ВОЛЖСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА
Факультет экономики и управления

Кафедра учета, анализа и аудита

Специальность: Бухгалтерский учет и аудит


Утверждаю


Заведующий кафедрой

к.э.н. профессор Сивоволов Н.В.
«_____»________________200__г.


ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ



Студента: Катана Дмитрия Александровича

1. Тема работы: Учет и аудит расчетов по товарным операциям
утверждена приказом по академии № ______ от «____»_______________200__г.
2. Срок сдачи студентом законченной работы 17 мая 2004 года.
3. Исходные данные к работе: журнал-ордер формы №6, журнал-ордер формы №
8, журнал-ордер № 11, договор между ООО «Стимул-2» и поставщиком, счет-
фактура ООО «Стимул-2», счет-фактура поставщика, платежное поручение,
расходный кассовый ордер, товарно-транспортная накладная ООО «Стимул-2»,
товарно-транспортная накладная поставщика.
4. Содержание расчетно-пояснительной записки (перечень подлежащих
разработке вопросов):
- теоретические основы расчетов по товарным операциям;
- учет расчетов по товарным операциям в ООО «Стимул-2»
- аудит расчетов по товарным операциям в ООО «Стимул-2»
5. Перечень графического материала (с точным указанием обязательных
чертежей):
- Таблица № 1 «Порядок отражения получения товаров и выдачи векселя»
- Таблица № 2 «Порядок отражения выдачи векселя за оказанные услуги у
векселедателя»
- Таблица № 3 «Порядок отражения погашения векселя»
- Таблица №4 «Отражение взаимозачета в бухгалтерском учете»
- Таблица №5 «Корреспонденция счетов по учету расчетов с поставщиками
- в ООО «Стимул-2»»
- Таблица № 6 «Корреспонденция счетов по учету расчетов с покупателями
- в ООО «Стимул-2»»
- Таблица № 7 «Корреспонденция счетов по учету расчетов с разными
дебиторами и кредиторами в ООО «Стимул-2»»
- Таблица № 8 «Процедуры аудита расчетов по товарным операциям»
6. Консультанты по работе (с указанием относящихся к ним разделов работы)
|Раздел |Консультант |Подпись, дата |
| | |Задание принял |Задание выдал |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |

7. Дата выдачи задания
______________________________________________________________________



Руководитель _______________________________________

(подпись)
Задание принял к исполнению _________________________
(подпись)



СОДЕРЖАНИЕ


|ВВЕДЕНИЕ | |
|I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАСЧЕТОВ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ | |
|1.1. Виды расчетов | |
|1.2. Расчеты с использованием векселей | |
|1.3. Расчеты осуществляемые на бартерной основе и в зачете взаимных | |
|требований | |
|II.УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ | |
|В ООО «СТИМУЛ-2» | |
|2.1. Учет расчетов с поставщиками в ООО «Стимул-2» | |
|2.2. Учет расчетов с покупателями в ООО «Стимул-2» | |
|2.3. Расчеты с разными дебиторами и кредиторами в ООО «Стимул-2» | |
|III. Аудит расчетов по товарным операциям | |
|в ООО «СТИМУЛ-2» | |
|3.1. Методика проведения внутреннего аудита | |
|3.2. Аудит расчетов по товарным операциям. | |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
|Список используемой литературы | |
|Приложения | |



ВВЕДЕНИЕ

В дипломе рассматривается вопрос расчетов с поставщиками и покупателями
по товарным операциям.

Актуальность данной темы определена тем, что полнота, своевременность,
достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из
оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное
построение и управление процессом учета расчетов по товарным операциям
имеет большое значение в успешной работе предприятия.
Структура дипломной работы раскрывает не только теоретические аспекты
предложенной темы, но и показывает на примере торгового предприятия ООО
«Стимул-2» процесс учета расчетов по товарным операциям и процедуру
внутреннего аудита расчетов по товарным операциям.
В работе подробно рассмотрены цели и задачи внутреннего аудита.
В заключении подведены общие итоги, сформированы выводы, и сделаны
рекомендации по совершенствованию процесса учета товарных операций в ООО
«Стимул-2».
Дипломная работа состоит из трех глав:
I. Теоретическая основа расчетов по товарным операциям;

II. Учет расчетов по товарным операциям в ООО «Стимул-2»;

III. Аудит расчетов по товарным операциям в ООО «Стимул-2».
В первой главе рассмотрены все предусмотренные законодательством
Российской Федерации формы безналичных расчетов:
- расчеты платежными поручениями;
- расчеты по аккредитивам;
- расчеты чеками;
- расчеты инкассо;
- расчеты платежными требованиями;
- расчеты с использованием векселей;
- Расчеты на бартерной основе и зачете взаимных требований.
Во второй главе рассмотрены как теоретические основы расчетов с
поставщиками, покупателями и прочими дебиторами и кредиторами, так и
практические аспекты на примере ООО «Стимул-2». Внимание уделено как учету,
так и оформлению товарных операций.
Третья глава посвящена аудиту расчетов по товарным операциям.
Рассмотрены различные методики проведения аудита. Также даны рекомендации
по проведению внутреннего аудита расчетов по товарным операциям в ООО
«Стимул-2».
Основным видом деятельности ООО «Стимул-2» является оптовая торговля
строительными материалами (кирпич, черный метал, утеплитель и т.п.). В силу
специфики работы со строительными организациями предприятию не нужны ни
собственные складские помещения, ни собственный транспорт. Товар
поставляется на объект строительства транспортом покупателя. Хорошо
отлаженный учет товарных операций имеет весомое значение в успешной работе
фирмы.



I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАСЧЕТОВ
ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
1.1. Виды расчетов.

Экономической базой безналичных расчетов является материальное
производство. Вследствие этого преобладающая часть платежного оборота
(примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям, т. е.
на платежи за товары отгруженные, выполненные работы, оказанные услуги.
Остальная часть платежного оборота (примерно одна четверть) — это
расчеты по нетоварным операциям, т. е. расчеты предприятий и организаций с
бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными
учреждениями, органами управления, судом, арбитражем и т. д..
По признаку территориального расположения предприятий и обслуживающих
их банков различают расчеты иногородние и одногородние. Расчеты между
предприятиями и организациями, обслуживаемыми одним или разными
учреждениями банков, находящимися в одном населенном пункте, называются
одногородними или местными расчетами. Расчеты между предприятиями и
организациями, обслуживаемыми учреждениями банков, находящимися в разных
населенных пунктах, называются иногородними.
Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми
обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет
специфические особенности в характере и движении расчетных документов.
Форма расчетов представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, к
числу которых относятся способ платежа и соответствующий ему
документооборот. Документооборот — это система оформления, использования и
движения расчетных документов и денежных средств, куда входят: выписка
грузоотправителем счета-фактуры и передача его другим участникам расчетов;
содержание расчетного документа и его реквизиты; сроки составления
расчетного документа и порядок предъявления его в банк, а также другим
участникам расчетов; движение расчетного документа между учреждениями
банков; порядок и сроки оплаты расчетного документа, перевода и получения
денежных средств; порядок использования расчетного документа для взаимного
контроля участников расчета и осуществления мер экономического воздействия.
До недавнего времени основной формой безналичных расчетов являлась
акцептная форма, совершаемая на основе платежных требований поставщиков. На
ее долю в общем платежном обороте страны к началу 1990 г. приходилось около
44 — 45%, а в платежах за товары и услуги 66 — 67%. Преобладающая роль
акцептной формы объяснялась тем, что она в большей степени, чем другие
формы расчетов, соответствовала принципам организации безналичных расчетов,
разработанным и действовавшим в условиях административно-командной системы
управления.
В настоящее время в связи с переходом к рыночным условиям
хозяйствования акцептная форма расчетов отменена и хозяйству предложено
использовать такие формы, которые предполагают исключить в расчетах диктат
производителя и сделать инициатором совершения платежа самих плательщиков.
В соответствии с действующим законодательством в современных условиях
допускается использование следующих форм безналичных расчетов: платежные
поручения; платежные требования; чеки; аккредитивы; векселя.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются
ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях).
Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем
платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений.
Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже.
Претензии к банку, связанные с выполнением расчетно-кассовых операций,
направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами
банки ведут переписку по этим претензиям между собой.
За несвоевременное или неправильное списание средств со счета
владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм,
причитающихся владельцу счета, последний имеет право потребовать от банка
уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% от суммы, несвоевременно
зачисленной или неправомерно списанной за каждый день задержки.
Расчетные документы, используемые при действующих формах расчетов,
принимаются банком к исполнению только при их соответствии
стандартизированным требованиям и, следовательно, обязательно должны
содержать следующие данные:
- наименование расчетного документа; номер расчетного документа,
число, месяц, год его выписки;
- наименование плательщика, номер его счета в банке, наименование и
номер банка плательщика;
- наименование получателя средств, номер его счета в банке,
наименование и номер банка получателя средств; назначение платежа (в чеке
не указывается); сумма платежа (цифрами и прописью). Первый экземпляр
расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами,
имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание
средств со счета плательщика производится только на основании первого
экземпляра расчетного документа.
Расчетные документы (кроме чеков) выписываются, как правило, с
использованием технических средств в один прием под копирку. Чеки
выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками.
Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение
операционного дня банка. В соответствии со сложившейся практикой в
большинстве банков операционный день устанавливается до 13 ч. Документы,
принятые банком от клиентов в операционное время, проводятся им по балансу
в этот же день.
Рассмотрим подробнее формы безналичных расчетов.
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение
владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его
счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого
предприятия — получателя средств в том же или другом одногороднем или
иногороднем учреждении банка.
Возможности применения в расчетах платёжных поручений многообразны. С
их помощью совершаются расчеты в хозяйстве как по товарным, так и по
нетоварным операциям. При этом все нетоварные платежи совершаются
исключительно платежными поручениями.
В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в
следующих случаях:
- за полученные товары и оказанные услуги (т. е. путем прямого акцепта
товара) при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-
транспортного документа, подтверждающего получение товаров или услуг
плательщиком;
- для платежей в порядке предварительной оплаты и услуг (при условии
ссылки в поручении на номер договора, соглашения, контракта, в которых
предусмотрена предварительная оплата);
- для погашения кредиторской задолженности по товарным операциям;
- при расчетах за товары и услуги по решениям суда и арбитража;
по арендной плате за помещения; платежи транспортным, коммунальным, бытовым
предприятиям за эксплуатационное обслуживание и др.
В расчетах по нетоварным операциям платежные поручения используются
для:
- платежей в бюджет;
- погашения банковских ссуд и процентов по ссудам; перечисления средств -
органам государственного и социального страхования;
- взносов средств в уставные фонды при учреждении АО, обществ, и т.
п.;
- приобретения акций, облигаций, депозитных сертификатов, банковских
векселей;
- уплаты пени, штрафов, неустоек и т. д.
Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной
формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и
представляется в банк, как правило, в 3 экземплярах, каждый из которых
имеет свое определенное назначение:
1-й экземпляр используется в банке плательщика для списания средств со
счета плательщика и остается в документах для банка;
2-й экземпляр возвращается плательщику со штампом банка в качестве
расписки о приеме платежного поручения к исполнению;
3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание
для подтверждения банковской проводки.
Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии
достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может
использоваться также ссуда банка при наличии у предприятия права на ее
получение.
При постоянных и равномерных поставках товаров и оказании услуг
покупатели могут рассчитываться с поставщиками платёжными поручениями в
порядке плановых платежей. В этом случае расчеты осуществляются не по
каждой отдельной отгрузке или услуге, а путем периодического перечисления
средств со счета покупателя на счет поставщика в конкретные сроки и в
определенной сумме на основе плана отпуска товаров и услуг на предстоящий
месяц, квартал.
Расчеты плановыми платежами — прогрессивная форма перечисления
платежей, так как в своей основе имеет встречное движение денег и товаров.
Это ведет к ускорению расчетов, снижению взаимной дебиторско-кредиторской
задолженности, упрощает технику расчетов, дает возможность предприятиям и
организациям заранее планировать свой платежный оборот.
На каждый плановый платеж банку представляется отдельное платежное
поручение, в котором в графе «Вид платежа» покупатель указывает плановый
платеж по сроку (число, месяц).
После проверки банком правильности оформления поручения производится
списание средств со счета плательщика. При отсутствии средств на счете
покупателя в день наступления срока планового платежа платежное поручение
принимается банком в картотеку неоплаченных расчетных документов. Оплата
его производится по мере поступления средств на счет плательщика после
первоочередных платежей в бюджет, Пенсионный фонд, Фонд занятости населения
и Фонд обязательного медицинского страхования.
Плательщик может заблаговременно передавать банку платежные поручения
на плановые платежи за предстоящий месяц. В этом случае платежные поручения
регистрируются в специальном журнале и оплачиваются в день наступления
срока платежа. Поручения по плановым платежам, сроки оплаты которых не
наступили, могут быть отозваны плательщиком.
Действующее Положение о безналичных расчетах предусматривает особый
порядок расчетов платежными поручениями при оплате денежных переводов через
предприятия связи.
Предприятиям и организациям предоставлено право без ограничения суммы
осуществлять денежные переводы через предприятия связи на следующие цели:
- на имя отдельных граждан причитающихся им лично средств (пенсии,
алименты, заработная плата, командировочные расходы, авторский гонорар);
- предприятиям в местах, где нет учреждения банка, на расходы для
выплаты заработной платы, по организованному набору рабочих, по заготовке
сельскохозяйственной продукции.
В этих случаях предприятие-плательщик выписывает на ближайшее почтовое
отделение платежное поручение, где указывает назначение перечисляемой суммы
(например, на выплату авторского гонорара и т.д.) и сдает его в свое
учреждение банка.
В свою очередь предприятие связи, переводящее средства, выписывает
через свое учреждение банка платежное поручение на имя того почтового
отделения, которое будет оплачивать эти переводы. К данному поручению
прикладываются заполненные бланки денежных переводов перевододателей и
экземпляр общего списка переводополучателей.
Предприятия связи оплачивают поступившие переводы наличными либо
зачислением средств на счета переводополучателей. При этом переводы,
адресованные юридическим лицам, оплачиваются только безналичным путем также
поручениями на общую сумму всех переводов по каждому получателю.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с
другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот,
ускорение движения денежных средств, возможность плательщика
предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг,
возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что
делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой
расчетов.
Платежное требование представляет собой требование поставщика к
покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных
документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ,
оказанных услуг.
Платежное требование выписывается поставщиком на основании фактической
отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3
экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк
покупателя для оплаты. Возможен прием требований и на инкассо (в банке
поставщика).
Инкассо — это банковская операция, посредством которой банк по
поручению своего клиента получает причитающиеся ему денежные средства от
других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных
документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные
требования в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной
договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях
ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк
плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу.
Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное
вознаграждение.
Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями исходит от
поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с
согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя
платежные требования регистрируются в специальном журнале и передаются
банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.
Отечественная банковская практика знает разные формы акцепта:
положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и
частичный.
Положительный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик обязан по
каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату,
заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от
акцепта.
Отрицательный акцепт — форма акцепта, при которой плательщик письменно
уведомляет банк только об отказе от акцепта. Не заявленные в обусловленный
срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату
(молчаливый акцепт).
Предварительный акцепт означает, что плательщик свое согласие на
оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом
расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку
отказ в течение трех рабочих дней. При этом день поступления расчетного
документа в банк в расчет не принимается. Оплата производится на следующий
день по истечении срока акцепта. Например, 25/Х (пятница) платежное
требование поступило в банк плательщика; 26/Х, 27/Х — выходные дни; 28/Х,
29/Х, ЗО/Х — срок предварительного акцепта; 31/Х— оплата.
Последующий акцепт предусматривает немедленную оплату расчетных
документов по мере их поступления в банк в течение операционного дня банка.
При этом за плательщиком сохраняется право заявления последующего отказа от
акцепта в течение 3 рабочих дней. Например, 25/Х (пятница) — поступление
расчетного документа в банк и его оплата; 26/Х, 27/Х выходные дни (в расчет
не берутся); 28/Х, 29/Х, ЗО/Х — дни заявления последующего акцепта.
Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и
обязательно должен быть мотивирован.
Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан;
счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цена;
отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с
нарушением договорных обязательств со стороны поставщика.
Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками
на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем. Никаких
споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк
не рассматривает. В то же время как согласие на оплату, так и отказ от нее
не лишает предприятий права на заявление друг другу претензий, которые
рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.
Для акцептования платежного требования плательщику дается 3 рабочих
дня (не считая дня поступления его в банк плательщика).
При согласии оплатить полностью или частично платежное требование
плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом
в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий
банк, из которых:
1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета
плательщика и остается в документах для банка;
2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для
зачисления средств на счет поставщика;
3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении
банковской операции по его счету.
При частичном отказе от оплаты в платежном требовании в графе «Сумма к
платежу» плательщик проставляет ту сумму, которую согласен оплатить
расчетный счет поставщика.
В случае отказа полностью или частично оплатить платежное требование
плательщик оформляет сопроводительное письмо (извещение) с мотивировкой
отказа от акцепта. Если отказ частичный, то указанное сопроводительное
письмо передается плательщиком в обслуживающий его банк вместе с
оформленным платежным требованием для пересылки его вместе с последним в
банк поставщика.
В случае полного отказа от акцепта платежное требование вместе с
сопроводительным письмом об отказе в оплате возвращается плательщиком
непосредственно поставщику, минуя банк.
Данный вид расчетов отвечает финансовым и хозяйственным интересам и
поставщиков, и покупателей, укрепляет договорные отношения в хозяйстве:
- ускоряется выписка расчетных документов, так как их оформление
осуществляет сам получатель платежа;
- платеж совершается с согласия плательщика после предварительной
проверки им расчетных и товарно-транспортных документов поставщика с целью
проверки выполнения последним условий хозяйственного договора;
- поставщик имеет возможность на время отвлечения средств из
хозяйственного оборота в товары отгруженные получить в банке факторинговый
кредит.
Чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение
чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в
банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков
чекодержателем – юридическое лицо, в пользу которого выдан чек;
плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.
Чек оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для
его предъявления к оплате.
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения
платежа считается предъявлением чека к оплате.
Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.
Для осуществления безналичных расчетов могут применяться чеки,
выпускаемые кредитными организациями. Чеки кредитных организаций могут
использоваться клиентами кредитной организации, выпускающей эти чеки, а
также в межбанковских расчетах при наличии корреспондентских отношений.
Чеки, выпускаемые кредитными организациями, не применяются для расчетов
через подразделения расчетной сети Банка России. Форма чека определяется
кредитной организацией самостоятельно.
В случае, когда сфера обращения чеков ограничивается кредитной
организацией и ее клиентами, чеки используются на основании договора о
расчетах чеками, заключаемого между кредитной организацией и клиентом.
Аккредитив — это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате
поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном
заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих
документов.
Аккредитивная форма расчетов используется только в иногороднем
обороте. Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним
поставщиком. Срок действия аккредитива банковскими правилами не
регламентируется, а устанавливается в договоре между поставщиком и
покупателем. При данной форме расчетов платеж совершается по месту
нахождения поставщика. В отличие от других форм безналичных расчетов
аккредитивная форма гарантирует платеж поставщику либо за счет собственных
средств покупателя, либо за счет средств его банка.
Аккредитивы могут открываться двух видов: покрытые (депонированные) и
непокрытые (гарантированные). Покрытым считается аккредитив, при котором
плательщик предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В
этом случае банк плательщика (банк-эмитент) списывает средства с расчетного
счета плательщика и переводит их в банк поставщика (исполняющий банк).



1.2. Расчеты с использованием векселей.

Вексельная форма расчетов представляет собой расчеты между поставщиком
и плательщиком за товары или услуги с отсрочкой платежа (коммерческий
кредит) на основе специального документа-векселя. Вексельный рынок России
живет по правилам установленным Федеральным законом №48-ФЗ от «11» марта
1997 года «О переводном и простом векселе» (с изменениями и дополнениями).
Вексель — это безусловное письменное долговое обязательство строго
установленной законом формы, дающее его владельцу (векселедателю)
бесспорное право по наступлении срока требовать от должника уплаты
обозначенной в векселе денежной суммы. Закон различает два основных вида
векселей: простые и переводные.
Простой вексель (соло-вексель) представляет собой письменный документ,
содержащий простое и ничем не обусловленное обязательство векселедателя
(должника) уплатить определенную сумму денег в определенный срок и в
определенном месте получателю средств или его приказу. Простой вексель
выписывает сам плательщик, и по существу он является его долговой
распиской.
Переводной вексель (тратта) — это письменный документ, содержащий
безусловный приказ векселедателя (кредитора) плательщику об уплате
указанной в векселе денежной суммы третьему лицу или его приказу.
В отличие от простого в переводном векселе участвуют не два, а как
минимум три лица: векселедатель (трассант), выдающий вексель; плательщик
(трассат), к которому обращен приказ произвести платеж по векселю;
векселедержатель (ремитент) — получатель платежа по векселю.
Переводный вексель обязательно должен быть акцептован плательщиком
(трассатом), и только после этого он приобретает силу исполнительного
документа. Акцептант переводного векселя, так же как векселедатель простого
векселя, является главным вексельным должником, он несет ответственность за
оплату векселя в установленный срок. Акцепт отмечается в левой части
лицевой стороны векселя и выражается словами «акцептован, принят, заплачу»
и т.п. с обязательным проставлением подписи плательщика.
Вексель является строго формальным документом. Он содержит перечень
обязательных реквизитов. Отсутствие хотя бы одного из них лишает вексель
юридической силы.
В отличие от простого векселя, где плательщиком является векселедатель,
в переводном векселе плательщиком является особое лицо — трассат.
Наименование последнего является дополнительным обязательным реквизитом
переводного векселя.
Положение о простом и переводном векселе предусматривает, что платеж по
акцептованному плательщиком векселю может быть дополнительно гарантирован
посредством выдачи поручительства (аваля). Такое поручительство дается
третьим лицом (обычно банком) как за первоначального плательщика, так и за
каждого другого обязанного по векселю лица.
Авалист и лицо, за которое он поручился, несут солидарную
ответственность за платеж по векселю. В случае оплаты векселя авалистом к
нему переходят все права, вытекающие из векселя. Валирование векселей
повышает их надежность, способствует развитию вексельного обращения.
Действующее вексельное законодательство предусматривает возможность
передачи векселя из рук в руки в качестве орудия платежа с помощью
передаточной надписи (индоссамента). Передача векселя по индоссаменту
означает передачу вместе с векселем другому лицу и права на получение им
платежа по данному векселю.
Лицо, передающее вексель по индоссаменту, называется индоссантом. Лицо,
получающее вексель по индоссаменту, — индоссатом. К индоссату переходят все
права и обязательства по векселю. Закон предусматривает, что все
зачеркнутые индоссаменты считаются ненаписанными и не имеют юридической
силы. По векселю, оформленному передаточными надписями, все участвующие в
нем лица несут солидарную ответственность за платежи. Возможность
индоссирования векселей должна расширить границы их использования,
превратить вексель из простого орудия оформления коммерческого кредита в
кредитное орудие обращения, обслуживающее реализацию товаров и услуг.
Все передаточные надписи на векселе, его акцепт или аваль оформляются в
пределах установленного срока платежа. Срок платежа по векселю является
обязательным реквизитом, и его отсутствие делает вексель недействительным.
Вексельная форма расчетов предполагает обязательное ее участие в
организации банковских учреждений. В частности, вексельное законодательство
предусматривает инкассирование векселей банками, т. е. выполнение ими
поручений векселедержателей по получению платежей по векселям в срок.
Векселя, передаваемые в банк для инкассирования, снабжаются
векселедержателем предпоручительной надписью на имя данного банка со
словами: «для получения платежа» или «на инкассо». Инкассируя вексель, банк
берет на себя ответственность по предъявлению векселя в срок плательщику и
по получению причитающегося по нему платежа. Приняв вексель на инкассо,
банк обязан своевременно переслать его в учреждение банка по месту платежа
и поставить в известность плательщика повесткой о поступлении документа на
инкассо. При получении платежа банк зачисляет его на счет клиента и
сообщает ему об исполнении поручения.
За выполнение поручения по инкассированию векселей банк получает от
клиента комиссионное вознаграждение в виде процента от суммы векселя. Кроме
того, банк взимает с клиента все расходы, связанные с отсылкой и присылкой
документов, а также расходы, связанные с опротестованием векселя в случае
несогласия плательщика платить по данному векселю или в случае его
неплатежеспособности.
Протест векселя является публичным актом нотариальной конторы, которая
официально фиксирует отказ от платежа по векселю. Действующее
законодательство предусматривает предъявление векселя в нотариальную
контору для совершения протеста в неплатеже на следующий день после
истечения даты платежа по векселю не позднее 12 часов дня. Банк, который не
выполняет поручение клиента по инкассированию векселей, несет
ответственность за своевременное их опротестование.
Нотариальная контора в день принятия векселя к протесту предъявляет его
плательщику с требованием о платеже. Если плательщик в установленный срок
сделает платеж по векселю, то этот вексель возвращается плательщику с
надписью о получении платежа.
Если на требование нотариальной конторы произвести платеж по векселю
плательщик отвечает отказом, нотариусом составляется акт о протесте векселя
в неплатеже. Одновременно он заносит в специальный реестр, который ведется
в конторе, все данные по опротестованному векселю, а на лицевой стороне
самого векселя ставит отметку о протесте (слово «опротестовано», дату,
подпись, печать).
После совершения процедуры протеста вексель через банк возвращается
векселедержателю, который получает право на взыскание суммы платежа по
векселю в судебном порядке. Причем, если на векселе были сделаны
индоссаменты, последний векселедержатель, который не получил платеж, может
предъявить иск к любому индоссанту. Для предъявления векселедержателем иска
установлены сроки вексельной давности, которые различны в зависимости от
характера ответственности каждого участника векселя: к акцептанту
переводного векселя — 3 ода; к векселедателю простого векселя или
индоссанту переводного векселя — 1 год; для исковых требований индоссантов
друг к другу — 6 месяцев.
Операции по инкассированию банками векселей выгодны как для клиентов,
так и для самого банка. Так, клиент освобождается от необходимости следить
за сроками предъявления векселей к платежу, а сам процесс получения платежа
становится для него более быстрым, дешевым, надежным.
Для банка — это один из источников получения прибыли. Кроме того, в
процессе совершения инкассовых операций на корреспондентском счете
коммерческого банка сосредоточиваются значительные средства, которые он
может пустить в оборот.
В вексельной форме расчетов помимо банка векселедержателя,
инкассирующего векселя, может участвовать и банк плательщика в качестве
домицилянта, т. е. выполнять поручение своего клиента-плательщика по
своевременному совершению платежа по векселю. Внешним признаком
домицилированного векселя служат слова «платеж в банке», помещенные под
подписью плательщика.
Для банка эта операция является прибыльной, так как за домициляцию
векселей он получает комиссионное вознаграждение, и в то же время, выступая
в качестве домицилянта, банк не несет никакой ответственности, если платеж
не состоится. Клиент-плательщик сам обязан к сроку платежа по векселю либо
обеспечить поступление необходимых денежных средств на свой счет в банк,
либо заранее забронировать сумму платежа на отдельном счете. В противном
случае банк отказывает в платеже и вексель протестуется в обычном порядке
против векселедателя.
Расширению использования вексельной формы расчетов в хозяйственном
обороте страны должны способствовать также такие новые для нашей банковской
практики вексельные операции, как учет векселей и выдача ссуд под залог
векселей, связанные с краткосрочным кредитованием хозяйства (см. следующую
главу).
В современной отечественной банковской практике появился новый вид
векселей — банковский вексель. Банковский вексель представляет собой
одностороннее, ничем не обусловленное обязательство банка — эмитента
векселя — об уплате обозначенному в нем лицу или его приказу определенной
денежной суммы в установленный срок.
Действующее российское вексельное законодательство не предусматривает
для случаев выпуска векселей банками каких-либо особых правил или
исключений, и законодательство о ценных бумагах этого вопроса не
затрагивает. Правовой режим банковских векселей совпадает с общим режимом
для векселей всех иных эмитентов и регулируется Положением о простом и
переводном векселе от 24 июня 2002 г. Это предопределяет два главных
качества выпуска и обращения конкретного банковского векселя: возможность
выпуска как единичных экземпляров, так и серий, а также возможность
самостоятельного установления банками не противоречащих Положению правил
выпуска и оборота собственных векселей.
Банковские векселя могут приобретать юридические и физические лица
прежде всего с целью извлечения дохода. Последний определяется как разница
между ценой погашения, равной номиналу векселя, и ценой приобретения,
которая ниже номинала. Указанная разница (дисконт) по существу представляет
доход, исчисленный на основе текущей депозитной ставки банковского
процента. Это говорит о депозитной природе банковского векселя и делает его
похожим на депозитный сертификат. Однако в отличие от последнего банковский
вексель может быть использован его владельцем не только в качестве средства
накопления, но и в качестве покупательного и платежного средства. Держатель
векселя может расплатиться им за товары и услуги, передавая вексель по
индоссаменту новому векселедержателю, к которому по закону переходят все
права по векселю.
Индоссамент по банковскому векселю, как правило, предусматривает
свободный переход прав по векселю между юридическими и физическими лицами.
Индоссамент, в котором участвуют физические лица, заверяется органами
государственного нотариата или банком. Таким образом, имея юридическую силу
срочного обязательства банка со всеми вытекающими правами, банковский
вексель становится эластичным, гибким инструментом совершения платежей,
обслуживания части платежного оборота хозяйства.
Для получения более полной информации бухгалтерский учет векселей
ведется в аналитическом разрезе по видам векселей, предприятиям-
плательщикам, полученным суммам и траттам, срокам наступления платежа.
Фактор времени влияет на разграничение векселей на краткосрочные и
долгосрочные финансовые вложения.
В системе вексельного права имеет определенное значение ряд показателей
в организации учета простых векселей, а именно:
- дата погашения,
- срок, на который выписан вексель,
- ссудный процент и процентная ставка,
- сумма погашения,
- учет векселя и учетная ставка,
- выплата по учтенному векселю.
В бухгалтерии предприятия открываются следующие учетные регистры:
- книга (ведомость) учета векселей,
- книга (ведомость) учета регистрации приема-передачи векселей,
- карточка учета векселей.
Книга (ведомость) регистрации, карточка учета векселей является
элементом оперативного учета и контроля наличия векселей. Она ведется по
принципу “приход-расход”.
В книгу (ведомость) учета регистрации приема-передачи векселей
заносятся данные о взаиморасчетах по каждой вексельной сделке.
Векселедатель осуществляет учет выданных векселей на счете 60 «Расчеты
с поставщиками и подрядчиками» на субсчете «Векселя выданные» или на счете
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в сумме, указанной в
векселе, в корреспонденции с дебетом счетов учета материальных ценностей
или издержек производства в части работ, услуг. На субсчете отражается
также учет акцептованных переводных векселей. На аналитических счетах,
открываемых к субсчету, формируется информация по:
- выданным векселям с просроченным сроком оплаты;
- выданным векселям, срок оплаты которых не наступил.
Сумму процентов, причитающихся к уплате по векселю, в зависимости от
конкретного содержания хозяйственной операции векселедатель отражает по
дебету счетов учета производственных запасов, затрат на производство и т.п.
в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в момент
выдачи векселя. Если покупатель акцептовал переводной вексель, то процент
за пользование им без оплаты за время вне отчетного периода целесообразно
учитывать по дебету счета 98 «Расходы будущих периодов» с последующим
списанием на счета производственных затрат.
В бухгалтерском учете операции получения продукции векселедателем и
выдачи в оплату векселя отражаются:
В таблице № 1 отражено получение товара и выдача векселя за получение
товаров.


Таблица № 1


Порядок отражения получения товаров и выдачи векселя


|Содержание операции |Д |К |
|Получены товары (материалы и т.д.), отражена кредиторская |41 |60/1 |
|задолженность перед поставщиком. | | |
|Выделен НДС по полученным материальным ценностям, в |19 |60/1 |
|соответствии с первичными учетными документами. | | |
|В счет задолженности поставщику выдан собственный вексель. |60/1 |60/3 |
|Отражены проценты, причитающиеся к уплате по векселю или |41 |60/3 |
|разница между кредиторской задолженностью и суммой, указанной в| | |
|векселе. | | |



(60/1 - субсчет «За поставленные ТМЦ», 60/3 – субсчет «Векселя
выданные».)
Особенностью обращения товарного векселя является то, что он
предполагает товарное наполнение. Вначале осуществляется поставка ТМЦ,
оказываются услуги и выполняются работы, т.е. образуется кредиторская
задолженность. Вексель выдается в обеспечение указанной задолженности.
В таблице № 2 отражена выдача векселя за оказанные услуги или
выполненные работы.



Таблица № 2


Порядок отражения выдачи векселя за оказанные услуги у векселедателя


|Содержание операции |Д |К |
|Отражена разница между кредиторской задолженностью и суммой, |98 |60/3 |
|указанной в векселе. | | |
|Равномерное (ежемесячно) списание в течение действия векселя. |20 |98 |
|Оплата векселя, предъявленного к оплате по истечении |60/3 |51 |
|установленного срока, включая начисленные проценты. | | |
|НДС, подлежащий взносу в бюджет уменьшается на сумму НДС, |68 |19 |
|уплаченного поставщику за материальные ресурсы. | | |


Процентом по товарному векселю считается разница между кредиторской
задолженностью, в обеспечение которой выписан вексель, и вексельной суммой.
Проценты по товарным векселям отдельной строкой в бланках единого образца,
установленных Министерством финансов РФ, не указываются.
Соответственно проценты, уплаченные по векселю, выданному за ТМЦ,
относятся на увеличение их стоимости приобретения. Затем, при списании в
производство, они участвуют в формировании фактической себестоимости.
Главным признаком расчетной операции является погашение задолженности
(дебиторской, кредиторской) у сторон, участвующих в сделке. Задолженность
сохраняется до момента оплаты векселя.
Организация – получатель денег по векселю при получении векселя сумму,
указанную в нем, отражает по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и
заказчиками», субсчет «Векселя полученные» в корреспонденции с кредитом
счета 90 «Продажи». Поступление средств по векселю отражается по дебету
счетов учета денежных средств или других средств (в зависимости от
конкретного содержания хозяйственной операции) и кредиту счетов 62 «Расчеты
с покупателями и заказчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и
кредиторами», субсчет «Векселя полученные». На аналитических счетах,
открываемых к субсчету, формируется информация по:
- полученным векселям с просроченным сроком оплаты;
- олученным векселям, срок оплаты которых не наступил.
Разница между суммой, указанной в векселе, и суммой задолженности за
поставленные товары (продукцию), выполненные работы и оказанные услуги, в
счет оплаты которых получен вексель, отражается по кредиту счета 99
«Прибыли и убытки», субсчет «Доходы по векселям».
Если в установленный срок задолженность, числящаяся у векселедержателя
на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или на счете 76 «Расчеты
с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Векселя полученные», не будет
оплачена (погашена) векселедателем, эта задолженность переводится на счет
76 «Расчеты по претензиям», субсчет «Претензии по векселям». Если вексель
был опротестован, то сумма начисленных расходов по опротестованию
отражается по дебету счета 91/02 «Прочие доходы и расходы» субсчет «Прочие
расходы» и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,
субсчет «Претензии по векселям». Перечисление указанных сумм показывается
по дебету счета 76 «Расчеты по претензиям» и кредиту счетов учета денежных
средств.
В таблице № 3 отражено предъявление векселя к оплате по окончании
срока погашения.

Таблица № 3


Порядок отражения погашения векселя.


|Содержание операции |Д |К |
|Отражена реализация отраженной продукции по продажной цене и |62/1 |90/1 |
|образована задолженность покупателя в сумме, указанной в | | |
|договоре. | | |
|Начислен НДС по реализованной продукции (для фин. учета). |90/3 |68 |
|В счет задолженности получен вексель. |62/1 |62/3 |
|Проценты по векселю |62/3 |90/1 |
|Получение денег по векселю, предъявленному к оплате на сумму |51 |62/3 |
|векселя и сумму полученных процентов. | | |


(62/3 – субсчет «Векселя полученные»).
1.3. Расчеты осуществляемые на бартерной основе и в
зачете взаимных требований

В соответствии со ст.410 Гражданского кодекса Российской Федерации дано
следующее определение понятия встречного требования:
«Обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного
однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не
указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно
заявления одной стороны.»
В соответствии с действующим законодательством (статья 410
Гражданского кодекса РФ) зачет встречных однородных требований
представля6ет собой способ прекращения обязательств, связанных с поставкой
товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При полной эквивалентности
взаимных требований прекращаются обязанности как одной, так и другой
стороны, участвующей во взаимозачете. Зачет встречного требования
применяется на практике в основном в качестве основания прекращения
взаимных денежных обязательств.
По условиям проведения можно сформировать категории взаимозачетов:

По степени сложности



Простой Сложный


По числу участников



Односторонний Двусторонний Многосторонний


По основаниям проведения



Общий Специальный



Однако погашение сформировавшейся задолженности может проходить
несколькими способами:
- прямой взаимозачет;
- уступка права требования;
- перевод долга;
- многосторонний взаимозачет.
Важным фактором проведения взаимозачета является соблюдение условий,
при которых взаимозачет возможен.
С точки зрения отражения операций по зачету встречных однородных
требований в бухгалтерском учете предприятий, взаимозачет нередко
рассматривается как способ осуществления расчетов между хозяйствующими
субъектами, поскольку отражается в учете подобно расчетным операциям.
Именно поэтому взаимозачет достаточно часто рассматривают как чисто
бухгалтерскую операцию и в его осуществлении основное участие принимают
бухгалтерские, либо финансовые службы предприятий. Однако отметим, что
зачет взаимных требований является достаточно сложной и комплексной
операцией и поэтому, должен происходить с участием не только бухгалтерских
и финансовых служб, но и юридических снабженческо-сбытовых и иных
подразделений предприятия. Их тесное взаимодействие и сотрудничество
является непременным условием правильного и юридически грамотного
оформления взаимозачета.
Из всего вышесказанного можно выделить несколько условий, при которых
становится возможным взаимозачет.
1. Одни и те же лица (хозяйствующие субъекты) являются, как правило,
участниками двух или более обязательств, на основании которых возникают
встречные однородные требования.
На практике путем взаимозачета чаще погашаются требования, которые
возникли на основании разных договоров между одними и теми же лицами.
Однако, это не исключает возможности зачета взаимных требований, если
предприятия являются участниками одного обязательства. Например, при
ненадлежащем исполнении комиссионером своих обязанностей по договору
комиссии комитент вправе предъявить к нему требования об уплате штрафных
санкций и о возмещении убытков. Указанные требования могут быть предъявлены
к зачету встречного однородного требования комиссионера об уплате
комиссионного вознаграждения.
2. Встречный характер требований, подлежащих зачету.
Каждый из хозяйствующих субъектов является должником по какому-либо
обязательству, следовательно, к нему обращено требование другого
хозяйствующего субъекта, и кредитором по другому обязательству, требование
по которому теперь уже исходит от него.
3. Однородность встречных требований.
Встречные требования должны быть однородными по своему характеру, иными
словами, должны иметь один и тот же предмет, как правило, деньги.
4. Возникновение встречных однородных требований. Путем взаимозачета
могут быть погашены требования:
- срок которых наступил;
- срок которых не указан;
- срок которых определен моментом востребования.
В соответствии с действующим законодательством, если обязательство
предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период
времени. В течение которого оно должно быть исполнено, обязательство
подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в
пределах такого периода (п.1 ст.314 ГК РФ). Таким образом, предприятие,
имеющее задолженность перед другим предприятием, вправе предъявить к зачету
свое встречное требование. Срок предъявления которого определен, только
после его наступления, но не ранее.
Однако в нашем государстве, время от времени по воле правительства
проводятся акции именуемые «взаимозачетом», которые с точки зрения
Гражданского кодекса, и данного им определения встречного требования, не
имеют к последнему ни малейшего отношения. Участниками подобных акций
становятся предприятия, отрасли промышленности, которым административным
путем производится погашение долгов и списание задолженностей.
Как уже было отмечено, при полной эквивалентности встречных однородных
требований они погашаются в полном объеме. В то же время. Эти требования не
всегда эквивалентны (равны друг другу). В таком случае, большее по размеру
требование погашается лишь частично, в размере, эквивалентном требованию.
По своему размеру меньшему. Следовательно, обязательство, по которому
предъявлено «большее» требование, в оставшейся части сохраняется, в то
время, как обязательство, по которому предъявлено «меньшее» требование,
прекращается в полном объеме.
К зачету может быть предъявлено одновременно несколько требований,
каждое из которых должно отвечать перечисленным выше условиям.
Отдельно следует отметить, что на применение взаимозачета Закон (ст.411
ГК РФ) накладывает ряд ограничений, при которых взаимозачет невозможен. В
частности, не допускается зачет требований:
- если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению
срок исковой давности и этот срок истек (согласно ГК РФ срок
исковой давности составляет три года);
- о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;
- о взыскании алиментов;
- о пожизненном содержании;
- в иных случаях, предусмотренных законом или договором.
Оптимальным способом проведения взаимозачета является проведение его
путем оформления двустороннего соглашения, т.е. по обоюдному согласию
сторон с оформлением:
- акта сверки погашения взаимной задолженности;
- протокола проведения взаимозачета;
- соглашения о погашении взаимных обязательств.
Необходимость составления и оформления данных документов обусловлена в
силу следующих причин, документальное сопровождение сделок, для дальнейшего
учета и бухгалтерского отражения на предприятии, корректное отражение
операций взаимозачета на всех предприятиях участниках, для юридической
корректности проведенного взаимозачета всеми участниками (для исключения
взаимных претензий между участниками по условиям прохождения взаимозачета).
В силу большого количества участников многосторонний вид взаимозачета
имеет некоторые специфические особенности его проведения. Для упрощения
проведения расчетов можно поделить всех участников и таким образом
составить соглашения между участниками, максимально упростив процедуру
оформления и контроля на любом этапе. Недостатком такого способа является
многократное увеличение документооборота, что в свою очередь затруднит
работу бухгалтерии. Второй способ предполагает сохранение зачетного
соглашения в изначальной форме, что затрудняет прослеживание взаимосвязей
между участниками (особенно если их количество превышает пять), но
документооборот остается минимальным. Возможность применения того или иного
способа выбирается в каждом отдельном случае индивидуально исходя из
поставленных условий и преследуемых задач.
В силу внешней схожести операций отметим отличия возникающие между
взаимозачетом и бартером. Выше мы уже дали определение взаимозачета, теперь
посмотрим формулировку (определение) бартера в ГК РФ. Поскольку бартерная
операция представляет собой обмен ресурсами или товарами Согласно ст.567 ГК
РФ «По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность
другой стороны один товар в обмен на другой». Как следует из данных
определений, проведение зачета возможно только при наличии сформировавшейся
задолженности одного предприятия перед другим, в то время как бартер, может
осуществляться просто встречными поставками товаров. Поэтому рассмотрев
виды и особенности взаимозачета перейдем к бухгалтерским проводкам и
налогообложению данных операций.
Порядок проведения простого взаимозачета.
Простой взаимозачет может быть как односторонним, так и двусторонним. В
первом случае предприятие направляет своему контрагенту уведомительное
письмо о зачете взаимных требований обоими участниками. Порядок проведения
одностороннего взаимозачета можно рассмотреть на следующем примере:
| |Договор поставки | |
| | | |
|Предприятие А | |Предприятие Б |
| |Договор на оказание услуг по| |
| |переработке давальческого | |
| |сырья | |

Между предприятиями заключены два договора. По договору поставки одно
предприятие поставляет другому материалы. Второе предприятие по договору
на оказание услуг по переработке давальческого сырья оказывает услуги
первому предприятию.
1-й этап взаимозачета
Стороны сверяют взаимную задолженность и подписывают соответствующий
акт сверки задолженности.
2-ой этап взаимозачета
На основании Акта сверки взаимной задолженности предприятия проводят
взаимозачет. При одностороннем зачете одна из сторон направляет другой
стороне письмо о проведенном зачете взаимных требований. При двустороннем
взаимозачете оба предприятия подписывают акт взаимозачета.
В таблице № 4 приведены проводки отражающие взаимозачет.
Таблица №4
Отражение взаимозачета в бухгалтерском учете
|Содержание операции |Д |К |
|Погашение задолженности перед поставщиками |60 |62 |
|На сумму оплаченного (взаимозачетом) НДС |19/о |19/н |
|Зачет оплаченной суммы НДС |68 |19/о |


II.УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ТОВАРНЫМ ОПЕРАЦИЯМ


В ООО «СТИМУЛ-2»


2.1. Учет расчетов с поставщиками в ООО «Стимул-2»


Поступление материальных ценностей от поставщиков, выполнение работ и
услуг подрядчиками в ООО «Стимул-2» производится на основании заключенных
между предприятием и поставщиками (подрядчиками) договоров (Приложение1).
В договорах оговариваются:
- вид поставляемых материальных ценностей, работ или услуг;
- коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные
показатели поставок материальных ценностей (работ, услуг);
- сроки отгрузки материальных ценностей (выполняемых работ, услуг);
- порядок расчетов (условия платежей) между ООО «Стимул-2» и
поставщиком или подрядчиком.
Порядок расчетов между ООО «Стимул-2» и поставщиками или подрядчиками
по внутрироссийским п

Новинки рефератов ::

Реферат: Забезпечення санітарного та епідемічного благополуччя населення. Санітарні норми та правила (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Инвестиционная политика (Менеджмент)


Реферат: Демократизация взаимоотношений учитель-ученик (Педагогика)


Реферат: Особенности психологических особенностей дружеских отношений (Психология)


Реферат: Первичная клеточная оболочка и ее структурные особенности (Биология)


Реферат: Искусство Византии (Культурология)


Реферат: Чесноков П.Г. (Музыка)


Реферат: Алмазы (Химия)


Реферат: Теория государства и права (Теория государства и права)


Реферат: Производство пластических масс (Технология)


Реферат: Эти странные немцы (Иностранные языки)


Реферат: Явление Христа Народу (Искусство и культура)


Реферат: Образование единого российского государства (История)


Реферат: Исследование горячеломкости литейных сплавов на основе систем Al-Si, Al-Cu, Al-Si-Cu (Металлургия)


Реферат: Организация технологического процесса на сборку прерывателя-распределителя ЗиЛ-130 (Транспорт)


Реферат: Обеспечение качества машин (Технология)


Реферат: Учет и аудит расчетов по товарным операциям (Бухгалтерский учет)


Реферат: Волоконно-оптическая система передачи (Программирование)


Реферат: Державне регулювання комерційної діяльності (Право)


Реферат: Основные принципы политической деятельности государя в концепции Макиавелли (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист