GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Избирательные системы (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Избирательные системы (Право)


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ , ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ.



РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ТСПП
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ



Студент: ВУС-7-97 Пузенцова С.Г.

Проверил : Смирнов В.В.



МОСКВА 2002
Избирательные системы.
После проведения голосования и подсчета голосов принявших в нем участие
избирателей наступает, пожалуй, наиболее ответственный момент выборов —
определение победителей. Порядок, способы определения результатов выборов
зависят от применяемой в данный момент избирательной системы. Сущность
любой избирательной системы—характер соотношения голосов избирателей,
поданных за отдельного кандидата или партийный список, и полученных ими
мандатов.
Нередко решение вопроса о введении того или иного вида избирательной
системы представляется как чисто техническая (процедурная) проблема. Однако
этот элемент избирательного процесса имеет, пожалуй, наиболее яркую
политическую окраску, поскольку одно и то же распределение голосов
избирателей между кандидатами и списками при использовании различных
избирательных систем приводит к совершенно иным конечным результатам, А
ведь именно на этой стадии окончательно решается партийный и персональный
состав избираемых органов, а значит и последующая политическая
направленность их деятельности.
Разработка любых избирательных законов, на мой взгляд, должна начинаться
прежде всего с определения вида избирательной системы, наиболее оптимальной
для страны при существующем характере соотношения политических сил,
сложившегося типа партийной системы, развитости демократических институтов
и т. д. А от этого будет зависеть порядок выдвижения кандидатов, проведения
избирательной кампании, голосования и т.
Наиболее распространенными из применяемых в мировой практике избирательных
систем являются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.
Мажоритарная избирательная система
Сущность мажоритарной избирательной системы заключается в том, что
победившим на выборах считается кандидат, набравший определенное
большинство голосов избирателей. Законодательство конкретного государства
определяет, в зависимости от вида выборов (президентские, парламентские или
местные), какое именно большинство голосов необходимо набрать -
относительное или абсолютное. В соответствии с этим различают мажоритарную
систему относительного большинства и мажоритарную систему абсолютного
большинства.
Мажоритарные избирательные системы действуют преимущественно в
одномандатных (униноминальных) избирательных округах, но возможно их
применение и в много мандатных (полиномиальных), тогда голосование идет по
партийным спискам в целом.
Мажоритарная система относительного большинства
При мажоритарной системе относительного большинства для победы на выборах
кандидату необходимо набрать больше голосов избирателей, чем каждый из
остальных кандидатов, пусть даже за него проголосовало менее половины
избирателей.
Предположим, по одному округу баллотируются 4 кандидата, и голоса
избирателей распределились между ними следующим образом:
А—11%; Б—23%; В—34%; Г—32%.
Победившим на выборах будет признан кандидат В, набравший 34% голосов
избирателей, несмотря на то, что фактически против него проголосовало 66%
избирателей. Таким образом, голоса 2/3 избирателей остаются неучтенными,
«выброшенными», а депутат в выборном органе представляет лишь 1/3
избирателей своего округа.
Следует, правда, отметить, что избирательные законы некоторых стран
устанавливают минимальное число голосов избирателей, которое необходимо
набрать для победы: кандидат считается избранным, если он набрал в своем
округе большее число голосов, чем его конкуренты, но при условии, что за
него подано более 20% всех действительных голосов.
В Великобритании практика применения униноминальной мажоритарной системы
относительного большинства приводила к парадоксальным ситуациям: абсолютное
большинство мандатов в нижней палате парламента, а, следовательно, право
формировать однопартийное правительство, получала партия, собравшая в целом
меньше голосов избирателей, чем проигравшая партия. Проиллюстрируем это
следующим примером:
в пяти избирательных округах с равной численностью избирателей в 30 тыс.
борьбу за мандаты вели кандидаты партий А и Б, и голоса избирателей
распределились между ними следующим образом:


|Кандидаты |Избирательные округа |
| |Голоса избирателей по округам |
|ПАРТИИ |(тыс.) |
| |I |II |III |IV |V |
|А |17 |18 |16 |17 |5 |
|Б |13 |12 |14 |13 |25 |


Партия, хотя бы с минимальным перевесом голосов победившая в большем числе
избирательных округов, получит и большее число мандатов. В нашем примере
партия А получит 4 мандата при общем числе избирателей, проголосовавших за
ее кандидатов,— 73 тыс., а партия Б получит 1 мандат, в то время как за ее
кандидатов проголосовало 77 тыс. избирателей. Значит, правящей будет
партия, пользующаяся поддержкой меньшинства избирателей.
Во Франции партии большинства, собиравшие менее 50% всех голосов
избирателей, имели почти 75% мест в парламенте.
Схожая ситуация на протяжении многих лет существовала в Индии. Партия ИНК
на выборах в Народную палату за весь период независимого развития страны
(кроме проигрыша в 1977 г. и в 1989 г.) получала абсолютное большинство
мест, набирая около 1/4 голосов всего избирательного корпуса.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что мажоритарная система
относительного большинства является одной из наименее демократичных
избирательных систем, основными пороками которой являются: .1) значительное
число голосов избирателей (зачастую более половины) остаются
«выброшенными», не учитываются при распределении мандатов;
2) искажается картина реального соотношения политических сил в стране:
партия, получившая меньшинство голосов избирателей, получает большинство
депутатских мест.
Потенциальная несправедливость, заложенная в данную избирательную систему,
более ярко проявляется в совокупности с особыми способами нарезки
избирательных округов, получившими название «избирательная геометрия» и
«избирательная география»
Сущность «избирательной геометрии» состоит в том, что нужно так нарезать
избирательные округа, чтобы при сохранении их формального равенства заранее
обеспечить в них преимущество сторонников одной из партий, рассредоточив
сторонников других партий в небольших количествах по разным округам, а
максимальное их число сосредоточить в 1—2 округах. Иными словами, партия,
осуществляющая нарезку избирательных округов, постарается раскроить их
таким образом, чтобы «загнать» максимальное число избирателей, голосующих
за партию-соперника, в один-два округа, сознательно идя на то, чтобы
«потерять» их, обеспечивая тем самым победу себе в других округах.
Формально равенство округов не нарушается, а фактически заранее
предопределяются результаты выборов. Предоставив возможность образования
избирательных округов другой партии, мы получим противоположный результат.
Законодательство ряда зарубежных стран (США, Франции, ФРГ, Великобритании,
Японии), как и российский законодатель, также исходит из того, что
практически невозможно образовывать абсолютно равные избирательные округа,
а потому устанавливает максимальный процент (как правило 25% или 33%)
отклонения округов по численности избирателей от среднего округа в ту или
другую сторону. Это является основой для применения «избирательной
географии», именуемой в США как «джерримэндеринг».
Цель «избирательной географии» заключается в том, чтобы сделать голос более
консервативного сельского избирателя более весомым, чем голос городского
избирателя, создав в сельской местности больше избирательных округов с
меньшим количеством избирателей, чем в городах. В результате, при равном
количестве избирателей, проживающих в городской и сельской местности, в
последней может быть образовано в 2—3 раза больше округов.
Мажоритарная система относительного большинства, получившая достаточно
широкое распространение в развивающихся странах, в некоторых из них (Индия,
Египет и др.) приобрела своеобразные формы, фактически лишив граждан в
определенных случаях права на выбор: когда количество кандидатов равно
числу избираемых по округу депутатов, они считаются избранными без
голосования.
Единственным, пожалуй, преимуществом мажоритарной системы относительного
большинства является то, что голосование проводится в один тур, т. к.
победитель определяется сразу же. Это значительно удешевляет выборы.
На основе мажоритарной избирательной системы относительного большинства
избираются, в частности, половина депутатов Государственной Думы РФ по
одномандатным округам - избранным считается кандидат, который получил
наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании ( при
равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат,
зарегистрированный раньше); по такой же системе избираются депутаты
Законодательного собрания Иркутской области.
Другой разновидностью мажоритарных избирательных систем является
мажоритарная система абсолютного большинства.
Мажоритарная система абсолютного большинства
При этой системе выборы, как правило, проходят в несколько туров. Чтобы
быть избранным, кандидат должен набрать абсолютное большинство голосов
избирателей, принявших участие в голосовании, т. е.. 50%+1 голос. Если
никто из кандидатов не наберет этого большинства (а чаще всего именно так и
происходит), проводится второй тур (как правило, через две недели после
первого), где вновь применяется то же требование абсолютного большинства
голосов избирателей. Но законодательством может быть установлено для
второго тура и требование относительного большинства.
Участвовать во втором туре могут уже не все зарегистрированные кандидаты.
Проводится так называемая перебаллотировка: ко второму туру допускаются
лишь двое кандидатов, набравшие в первом туре наибольшее число голосов
избирателей по сравнению с другими кандидатами.
По мажоритарной системе абсолютного большинства избирались все президенты
Франции в V Республике, и лишь в 1958 г. Шалю де Голлю удалось в первом же
туре собрать 78,5% голосов избирателей, все остальные президентские выборы
проводились в два тура. По данной избирательной системе проводятся выборы
Президента РФ, губернатора Иркутской области.
При выборах в Национальное собрание Франции нередкой была ситуация, когда в
результате действий нескольких политических партий во второй тур выходили
кандидаты, не попавшие в число первых двух по числу полученных голосов
избирателей. Такую возможность предоставляет ст. 7 Конституции Франции, в
соответствии с которой во втором туре могут участвовать только два
кандидата, которые соберут наибольшее число голосов в первом туре или
которые следуют после кандидатов, набравших наибольшее число голосов и
снявших свои кандидатуры (если это будет иметь место).
Это означает, что, если до полуночи четверга, следующего за днем первого
тура, один из двух кандидатов, занявших первые два места в первом туре,
подаст письменное заявление в Конституционный Совет о снятии своей
кандидатуры, то вместе него во втором туре будет участвовать кандидат,
занявший третье место. Это правило используется партиями, схожими по своим
политическим позициям, с целью не допустить победы кандидата левой партии.
Предположим, в первом туре победили кандидат А от левой партии и кандидат Б
от правой партии, именно они претендуют на выход во второй тур. Однако
правые партии, поддерживающие кандидата В, занявшего третье место, могут
предложить партиям кандидата Б объединиться, но с условием снятия
кандидатуры Б. Если это предложение будет принято, то во втором туре будут
участвовать левый кандидат А и кандидат В, которого поддерживают
объединившиеся правые партии, что существенно повышает его шансы на победу.

При избрании Президента РФ повторное голосование проводится не позднее чем
через 15 дней со дня первого голосования. Если ко дню повторного
голосования остался лишь один кандидат, то кандидатура второго для
включения в бюллетени для голосования определяется таким же способом, что и
при описанной выше французской практике. По итогам повторного голосования
избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при
голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в
голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого
кандидата ( иными словами, по мажоритарной системе относительного
большинства). При избрании Губернатора Иркутской области во втором туре,
как и в первом, применяется мажоритарная система абсолютного большинства.
Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного
большинства, не предполагают проведение выборов на чисто партийной основе.
Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты
ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую
отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю
определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.
Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах,
непосредственного их влияния на распределение депутатских мандатов
предоставляет пропорциональная избирательная система, которая предполагает
проведение выборов на строго партийной основе.
Пропорциональная избирательная система
Пропорциональная избирательная система действует в полиноминальных
(многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным
спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество
депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными
способами, и прежде всего на основе избирательной квоты, которая
вычисляется путем деления общего числа голосов избирателей, поданных в
округе, на число мандатов, подлежащих распределению.
Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое
необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес
мандата).
Предположим, в многомандатном округе за 6 депутатских мест вели борьбу 5
партий, и голоса избирателей между ними распределились следующим образом:
А—20.000; Б—16.000; В—34.000; Г—43.000; Д—37.000.
Таким образом, в голосовании приняли участие 150.000 избирателей.
Определяем избирательную квоту: 150.000:6=25.000.
В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для
этого число голосов избирателей, полученных каждой партией, делим на
избирательную квоту:
А 20.000 : 25.000 = 0 ( 20.000 в остатке )
Б 16.000 : 25.000 = 0 ( 16.000 в остатке )
В 34.000 : 25.000 = 1 ( 9.000 в остатке )
Г 43.000 : 25.000 = 1 ( 18.000 в остатке )
Д 37.000 : 25.000 = 1 ( 12.000 в остатке )
Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 3. Распределение оставшихся
мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу
наибольшего остатка или наибольшей средней.
По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям,
имеющим наибольшие остатки голосов избирателей. В рассматриваемом примере
по 1 мандату получат партии А, Г и Б. Окончательные результаты будут
следующие:
А-1; Б-1; В-1; Г-2; Д-1.
Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней,
когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую
среднюю. Чтобы вычислить среднюю каждого списка, необходимо число голосов
избирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов
плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:
А 20.000 : 1 ( 0 мандатов + 1) = 20.000
Б 16.000 : 1 ( 0 мандатов + 1) = 16.000
В 34.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 17.000
Г 43.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 21.500
Д 37.000 : 2 ( 1 мандат + 1) = 18.500
По одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наибольшую среднюю.
Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила
наибольшего остатка:
А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.
Следовательно, при одном и том же распределении голосов избирателей между
политическими партиями окончательная картина выборов будет различной в
зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого
обусловлен, в частности, тем, на какие партии - крупные или небольшие -
ориентирована избирательная система в данной стране.
Пропорциональная система имеет и другие способы определения
пропорциональности депутатских мест числу полученных голосов. Так, довольно
широкое распространение ( Бельгия, Австрия, Португалия, Франция—выборы в
Национальное собрание 1986 г., и др.) получил метод д'0ндта. Суть его
заключается в том, что число полученных каждой партией голосов делится
последовательно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4...). Частные от деления
располагаются в убывающем порядке: 43.000; 37.000; 34.000; 21.500; 20.000;
18.500; 17.000; 16.000... Избирательной квотой (избирательным частным)
будет число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов,
распределяемых в округе (в нашем примере—6 мандатов). В данном случае таким
избирательным частным будет 18.500. Разделив голоса, полученные партиями,
на избирательное частное, получим такое распределение мандатов:
А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.
Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим способам, позволяет
также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты
по формуле: Q = X : Y (где Х - общее число голосов избирателей, а Y - число
мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до
тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.
Все вышесказанное касается общих принципиальных подходов при выявлении
существа пропорциональной системы, а именно способов определения окружной
избирательной квоты и распределения мандатов. Полная пропорциональная
система предполагает, что вся страна должна представлять собою единый
многомандатный округ, или, по крайней мере, образуются большие
многомандатные округа, в которых проводится первичное распределение
мандатов, а оставшиеся мандаты распределяются без учёта границ округов в
соответствии с общенациональной избирательной квотой.
Так, например, в Индонезии распределение мандатов между организациями,
участвующими в выборах, проводится в три этапа. На первом этапе вычисляется
окружная избирательная квота и на ее основе проводится распределение
мандатов между организациями в каждом округе (количество полученных
организацией мандатов не должно превышать числа, кандидатов в
Представленном списке). Если организация получила голосов меньше, чем
избирательная квота, она остается без мандатов.
Наиболее удачным примером полной пропорциональной системы может служить
порядок выборов в Палату депутатов парламента Италии. Распределение
мандатов происходит в два этапа: по избирательному округу и по Единому
общенациональному округу. После подсчета голосов, полученных каждым
партийным списком, и общего числа голосов по округу выводится окружная
избирательная квота по формуле: Q = X : ( Y + 2 ) -

( возможные остатки при делении не учитываются). Каждому списку
предоставляется столько мандатов, сколько раз избирательная квота уложится
в избирательной цифре данного списка. Мандаты, оставшиеся незамещенными, не
перераспределяются в округе, а передаются в Единый общенациональный округ и
распределяются уже по общенациональной квоте.
Но не все партийные (списки будут допущены до второго этапа, а только те,
которые провели хотя бы одного депутата по отдельному округу (т. е. набрали
число голосов, равное не менее одной квоты) или набрали в целом по стране
не менее 300 тысяч голосов. Суммируются оставшиеся неиспользованными по
всем округам голоса, полученные допущенными ко вторичному распределению
мандатов списками, и делятся на число нераспределенных, мандатов -
полученный результат составляет общенациональную избирательную квоту. Сумма
оставшихся неиспользованными по каждому списку голосов делится на эту
квоту, тем самым определяется число мандатов, выделяемых каждому списку.
Но встает вопрос: в какие округа пойдут полученные мандаты ? Ведь партия,
получившая по Единому общенациональному округу дополнительно 2-3 мандата,
может иметь «излишки» голосов в 5-6 округах. Для этого в каждом
избирательном округе составляется таблица оставшихся неиспользованными в
нем голосов, которые выражены в процентном отношении к окружной квоте и
располагаются в убывающем порядке. Отведенные списку мандаты распределяются
в округах в соответствии с таблицей. Если в избирательном округе все
кандидаты списка, получившего дополнительные мандаты, уже избраны, эти
мандаты в соответствии с таблицей передаются в другой округ.
Приведенный пример избирательной практики Италии демонстрирует наиболее
четкий механизм функционирования полной пропорциональной системы, но
одновременно показывает и действие одного из наиболее распространенных
способов искажения пропорциональных систем - «заградительного барьера»
(«заградительной оговорки»). В странах, где действует «заградительный
барьер», к распределению мандатов не допускаются партии, чьи списки
получили в общегосударственном масштабе или в округе меньше голосов, чем
предусмотрено законом. Требование минимального числа голосов может быть
выражено как в процентном, так и в количественном отношении. Применяться
ограничение может как на первой стадии, так и на стадии вторичного
распределения мандатов. Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в Египте - 8%-й,
в Турции -10%. В Швеции, чтобы участвовать в распределении мандатов, партия
должна получить не менее 4% голосов по стране или 12% в избирательном
округе; во вторичном же распределении участвуют лишь списки, которые
преодолели 12%-й барьер. В Италии к распределению остаточных мандатов не
допускаются партии, набравшие менее 300.000 голосов по стране, в Австрии -
не получившие ни одного прямого мандата на первой стадии.
В России на выборах депутатов в Государственную Думу по единому
федеральному округу действие заградительного барьера начинается с
первичного распределения мандатов - еще с момента вычисления избирательной
квоты ( избирательного частного ). При определении избирательного частного,
с помощью которого будут распределяться мандаты между списками кандидатов,
Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей,
поданных по федеральному избирательному округу только за те списки
кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, которые
получили не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании,
и делит полученную сумму голосов избирателей на 225 ( число депутатских
мест, распределяемых по данному федеральному округу). Затем число голосов,
полученных каждым списком, делится на полученное избирательное частное, а
нераспределенные таким образом мандаты ( если таковые окажутся ) передаются
по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольший остаток
( т.е. по методу наибольшего остатка).
Способом искажения чистоты пропорциональности можно считать допускаемое в
некоторых странах блокирование, или соединение списков. На любом этапе
выборов партии могут объединить свои списки, тогда голоса, поданные за
каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список.
Объединенный список участвует в распределении мандатов, а полученные
мандаты перераспределяются внутри блока по правилу наибольшей средней.
Такая система широко практиковалась на парламентских выборах во Франции в
50-е годы.
Поскольку пропорциональная избирательная система действует в многомандатных
округах, и партии и иные организации выдвигают не отдельных кандидатов, а
целые списки ( как правило, включающие столько кандидатов, сколько мандатов
выделено на округ ), то немаловажным является вопрос о распределении
мандатов внутри списков.
Здесь возможны различные варианты.
При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как
правило, не возникают. Кандидаты в списке располагаются не в алфавитном
порядке и не произвольно, а в зависимости от «веса» кандидата, его
положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают
отношение к отдельным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются
кандидатам в соответствии с очередностью их расположения в списке.
Иной порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя
за список в целом, избиратель указывает кандидата, которому отдает
предпочтение. Соответственно, мандат получит кандидат, имеющий наибольшее
число знаков предпочтения.
Более сложной является система преференцированного голосования: избиратель
голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене
преференции 1, 2, 3..., указывая, тем самым, в какой последовательности
избрание кандидатов для него наиболее желательно. Такая система
применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов:
избиратель может выразить преференции только кандидатам того списка, за
который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15
депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе
выраженных преференций определяется индивидуальная цифра каждого кандидата,
и в соответствии с индивидуальными цифрами составляется таблица кандидатов
каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность
кандидата в избирательном списке.
По каждому списку, получившему мандат, избранным считается кандидат,
имеющий наибольшую индивидуальную цифру.
Очень сложной с точки зрения механизма распределения мандатов внутри
списков является система передаваемых голосов (действует в Ирландии,
Австралии, Мальте). Учитываются не только первые, но и вторые, и третьи
преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило,
панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от
различных партий. Таким образом, избирателю предоставляется возможность
одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата.
Думается, все вышеизложенное дает общее представление о сущности
пропорциональной избирательной системы и различных вариантах ее применения.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более
демократична по сравнению с мажоритарными, a потому более целесообразна,
исходя, по крайней мере, из двух моментов:
- во-первых, пропорциональная система не дает такого числа неучтенных
голосов избирателей, максимально уравнивает удельный вес мандатов;
- во-вторых, она дает более адекватную картину политической ситуации в
стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и
иных организаций. Пропорциональная система дает возможность всем
политическим организациям, пользующимся поддержкой избирателей, провести
своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет
мнений различных слоев населения при принятии решений.
Однако следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной
системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой
избирательной квоты в округе может заранее обеспечивать победу более
крупным партиям, лишая, фактически, небольшие партии шансов на получение
мандатов. В данном случае большая избирательная квота выполняет роль
«заградительного барьера».
Против небольших партий может быть направлена и практика образования
небольших полиномиальных округов, от которых избирается малое число
депутатов. Тем самым число партий, реально ведущих борьбу за мандаты,
ограничивается небольшим числом этих мандатов. И опять в выигрышном
положении оказываются крупные партии.
Поэтому максимальное использование демократического потенциала
пропорциональной системы возможно лишь при максимальном укрупнении
избирательных округов и выборе оптимальной системы определения
пропорциональности при распределении мандатов.
Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя,
вместе с тем, не обратить внимание на еще один важный момент. Наиболее
демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся,
оформившейся многопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на
многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение
кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишь формирование многопартийности,
более целесообразным может стать использование смешанных избирательных
систем.
Смешанная избирательная система
Смешанная избирательная система предполагает сочетание элементов
мажоритарной и пропорциональной систем в различных вариациях.
Так, избирательное право ФРГ характеризуется как пропорциональное с сильным
элементом мажоритаризма. В соответствии с федеральным законом о выборах в
Бундестаг половина депутатов парламента избирается в избирательных округах
по предложениям о выдвижении кандидатов по этим округам, остальные - по
спискам кандидатов, выдвинутых в землях (земельные списки). Соответственно
при голосовании на выборах в Бундестаг каждый избиратель имеет 2 голоса:
первый - для выборов депутата в одномандатном округе, второй - для
голосования за партийный список.
Избранным в округе считается кандидат, набравший наибольшее число голосов.
При равном количестве голосов вопрос решается жеребьевкой.
Распределение мест по земельным спискам производится по довольно сложной
схеме. Для этого подсчитываются вторые голоса избирателей, поданные за
каждый земельный список. При этом не учитываются вторые голоса, поданные за
кандидата, собравшего в избирательном округе наибольшее число первых
голосов (это обусловлено тем, что один и тот же кандидат может быть
одновременно выдвинут и по округу, и в составе земельного списка). Из
общего числа депутатов, установленного для выборов в Бундестаг, вычитается
число победивших по избирательным округам кандидатов. Остающиеся места
распределяются по земельным спискам. Для этого общее число остающихся мест,
умноженное на число вторых голосов, полученных земельным списком на
территории выборов, делится на общее число вторых голосов, поданных за все
учитываемые земельные списки.
Каждый земельный список получает столько мест, сколько приходится на него
остающихся целых чисел. Затем места распределяются между земельными
списками в порядке убывания долей чисел, полученных в результате
первоначально проведенного расчета. Однако, если какой-либо список, на
который выпало более половины всех поданных вторых голосов, получает не
более половины распределяемых мест, ему, в обход распределения мест по
долям, выделяется еще одно место.
По мнению исследователей, мажоритарный элемент данной системы выгоден
прежде всего крупным партиям, давая им возможность дублировать наиболее
важные кандидатуры, выставляя их как по округам, так и по партийным
спискам.
В России формирование Государственной Думы в целом также происходит на
основе смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по
мажоритарной избирательной системе относительного большинства, 225 - по
пропорциональной избирательной системе.
В Египте смешанная система представляет собой сочетание голосования по
партийным спискам и индивидуального баллотирования: в каждом округе
избирается один депутат, выдвинувший свою кандидатуру индивидуально, а
остальные мандаты распределяются среди тех, кто включен в партийные списки.
В отличие от ФРГ, один кандидат не может быть зарегистрирован для избрания
одновременно по партийному списку и в индивидуальном порядке. В противном
случае, он считается выдвинувшим свою кандидатуру индивидуально.
Индивидуальный кандидат считается избранным, если он набрал в своем округе
больше голосов, чем другие кандидаты, но при условии, что за него подано
более 20% всех действительных голосов, в противном случае, проводится
перебаллотировка между двумя кандидатами, набравшими наибольшее число
голосов. Во втором туре для победы достаточно набрать относительное
большинство голосов. Если в округе был выдвинут всего один индивидуальный
кандидат, он считается избранным без голосования.
Остальные депутатские мандаты распределяются между партийными списками по
пропорциональной системе. Если в округе выдвинут только один партийный
список, то все включенные в него кандидаты считаются избранными (при
условии подачи за список не менее 20% всех действительных голосов).
В Австралии смешанная избирательная система проявляется по-иному: одна
палата парламента фактически избирается по мажоритарной системе абсолютного
большинства, а другая - по пропорциональной системе.
Своеобразную, довольно сложную, способную приспосабливаться к ситуации в
стране смешанную избирательную систему применяют Мексиканские Соединенные
Штаты. В соответствии с Федеральным Законом о политических организациях и
избирательном процессе, Палата депутатов Федерального Конгресса состоит из
300 депутатов, избираемых по мажоритарной системе относительного
большинстве по униноминальным округам, и до 100 депутатов, избираемых по
системе пропорционального представительства по полиноминальным
избирательным округам на основе региональных списков. Депутаты Палаты
сенаторов избираются по мажоритарной системе относительного большинства.
Для избрания 100 депутатов по принципу пропорционального представительства
учреждаются до пяти полиноминальным избирательных округов в стране.
При распределении депутатских мест применяются следующие избирательные
системы и правила:
а) система минимального представительства;
б) система первоочередной пропорциональности.
При системе минимального представительства процесс распределения мандатов
состоит из следующих элементов:
а) минимального процента - партия, набравшая в полиноминальном
избирательном округе как минимум 5% поданных голосов, получает одно
депутатское место;
б) натурального частного - после распределения депутатских мест посредством
минимального процента вычисляется натуральное частное путем деления
поданных голосов на число оставшихся нераспределенными мандатов. Каждой
партии достается столько мандатов, сколько раз натуральное частное уложится
в количестве голосов, поданных за партию;
в) наибольшего остатка - если после применения методов минимального
процента и натурального частного остаются неиспользованные мандаты, то они
распределяются с применением метода наибольшего остатка (под наибольшим
остатком понимается самый большой остаток голосов, получившийся после
распределения мандатов посредством натурального частного).
Процесс распределения мандатов по системе первоочередной пропорциональности
состоит также из трех стадий:
а) ректифицированного частного - ректифицированным частным является
результат, полученный от деления поданных по полиноминальному округу
голосов на число подлежащих замещению депутатских мандатов, умноженный на
два. С его помощью распределяются последовательно первый и второй мандаты:
той партии, в общем числе голосов которой упомянутое частное укладывается
один или два раза, передаются соответствующие ей депутатские мандаты;
б) частного от суммирования остаточных голосов - число голосов, оставшихся
после применения метода ректифицированного частного, делится на общее число
нераспределенных мандатов. Каждая партия получает столько мандатов, сколько
раз полученное таким образом частное укладывается в остаточных голосах:
в) наибольшего остатка - если после применения методов ректифицированного
частного и частного от суммирования остаточных голосов остаются
неиспользованные мандаты, то они распределяются с применением метода
наибольшего остатка.
Вакантные места членов Палаты депутатов, избираемых по системе
пропорционального представительства, замещаются кандидатами той же партии,
которые остались на первых местах в соответствующих региональных списках.
Применяемая избирательная система и количество избирательных округов могут
быть различными для каждых выборов. Федеральная избирательная комиссия на
основе анализа служебных записок и проектов, подготовленных
соответствующими органами, а также учитывая количество политических партий,
предполагающих участвовать в выборах, оценку поведения избирателей на
выборах и имеющиеся мнения о применении избирательной системы, принимает
решение о выборе избирательной системы, которая будет применяться на данных
выборах.
Несомненный интерес представляет смешанная избирательная система,
применявшаяся на муниципальных выборах во Франции. Суть ее состоит в
следующем: голосование ведется строго по партийным спискам, но
распределение мандатов осуществляется последовательно по мажоритарной и
пропорциональной системе. Как это происходит?
Вся территория муниципалитета представляет собой единый многомандатный
округ. Политические партии выставляют списки кандидатов (каждый список
включает столько кандидатов, сколько депутатов избирается в муниципальный
совет).
Половина мандатов распределяется на основе мажоритарной системы: партия,
чей список кандидатов получил большинство голосов избирателей, получает
половину депутатских мест.
Остальные мандаты распределяются между всеми участвовавшими в выборах
партиями пропорционально количеству полученных ими голосов избирателей.
Причем партия, уже получившая половину депутатских мест, участвует во
вторичном распределении мандатов по пропорциональной системе наравне с
остальными партиями.
Такая вариация смешанной избирательной системы не только дает возможность
партии, пользующейся поддержкой большинства избирателей, обеспечить себе
большинство депутатских мест в представительном органе, но и гарантирует
наличие в этом органе оппозиции в лице депутатов от других политических
партий.
Таким образом, как видно из вышеизложенного, смешанная избирательная
система, построенная на едином принципе - сочетании элементов мажоритарной
и пропорциональной избирательных систем, - имеет самые различные вариации,
отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к
конкретным условиям каждой страны.
Но есть одно из наиболее ценных качеств, присущих большинству этих
вариаций, - возможность в условиях многопартийности не сводить выборы
только к борьбе политических партий (по партийным спискам), а сочетать
партийность выборов с борьбой отдельных кандидатов, в том числе и
независимых (индивидуальное баллотирование). К тому же, это лишает
политические партии монополии на право выдвижения кандидатов.
Уделение столь пристального внимания избирательным системам в рамках данной
работы не случайно. Российское избирательное законодательство находится
сейчас в стадии не просто развития, а кардинального обновления,
обусловленного происходящими в обществе процессами. Совершенствование
избирательного законодательства не ограничится принятием соответствующих
законов, оно будет продолжать развиваться и изменяться. И именно
избирательные системы являются наиболее тонкими индикаторами реальных
политических процессов, а потому введение их в нашу практику требует
тщательной продуманности и осмотрительности. Однако продолжим рассмотрение
институтов избирательного права, в частности, одного из наиболее сложных и,
в какой-то мере, щепетильных - порядка финансирования выборов.






Реферат на тему: Имущественные права
Имущественные права
Закон РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1
"Об авторском праве и смежных правах"
(с изменениями от 19 июля 1995 г.)
Статья 16. Имущественные права
1. Автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на
использование произведения в любой форме и любым способом.
2. Исключительные права автора на использование произведения означают право
осуществлять или разрешать следующие действия:
воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в
прокат и так далее (право на распространение);
импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая
экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских
прав (право на импорт);
публично показывать произведение (право на публичный показ);
публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для
всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в
эфир (право на передачу в эфир);
сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для
всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных
средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);
переводить произведение (право на перевод);
переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение
(право на переработку).
Исключительные права автора на использование дизайнерско-го,
архитектурного, градостроительного и садово-паркового проектов включают
также практическую реализацию таких проектов. Автор принятого
архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права
на участие в реализации своего проекта при разработке документации для
строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не
предусмотрено в договоре.
3. Бели экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в
гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее
распространение без согласия автора и без выплаты авторского
вознаграждения.
Право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат
принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.
4. Размер и порядок исчисления авторского вознаграждения за каждый вид
использования произведения устанавливаются в авторском договоре, а также в
договорах, заключаемых организациями, управляющими имущественными правами
авторов на коллективной основе, с пользователями.
5. Ограничения указанных в пункте 2 настоящей статьи прав авторов
устанавливаются статьями 17-26 настоящего Закона при условии, что такое
использование не наносит неоправданного ущерба нормальному использованию
произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора.
Согласно Закону "Об авторском праве и смежных правах" автор обладает
исключительными правами на использование созданного им произведения. Право
на использование произведения - это возможность автора самостоятельно
решать все вопросы, связанные с предоставлением третьим лицам доступа к
произведению и с его использованием. Иными словами, автор самостоятельно
может решать вопрос об обнародовании произведения и о том, с какого
момента, в каких формах, объеме и пределах оно будет осуществляться. Перед
тем как данное положение было закреплено в законе, специалисты вели долгую
дискуссию по объему и содержанию авторских прав, связанных с использованием
произведений. Одни считали, что любое использование произведения подпадает
под одно из указанных в законе прав автора по опубликованию,
воспроизведению и распространению произведения. Другие полагали, что в
связи с развитием научно-технического прогресса и, соответственно,
появлением все новых возможностей использования произведений не нужно
закреплять каждую из них за авторами, так как гораздо практичнее закрепить
за ними общее право на распоряжение (использование) произведения. В итоге
последняя точка зрения, претерпев определенные изменения, нашла отражение в
Законе "Об авторском праве и смежных правах".
В п. 2 ст. 16 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" дан перечень
действий, которые может осуществлять или разрешать автор, конкретизирующий
принадлежащие последнему исключительные права на использование
произведения. Но необходимо отметить, что этот перечень содержит только
наиболее распространенные способы использования произведений и не является
исчерпывающим. Все иные способы использования произведений, так же как и
указанные в перечне, могут применяться лишь с согласия автора или его
правопреемников. В том случае, когда автор разрешает использовать
произведение третьим лицам, он определяет те способы, посредством которых
его произведение будет использовано. В соответствии с законом произведение
может использоваться не только в первоначальной, но и в производной форме
(в переводе или в переработанном виде). Также не обязательно его
использование в той объективной форме, в которой произведение существовало
изначально, т.е. вместо переиздания в форме книги произведение можно
воспроизводить, например, в форме публичного исполнения.
Довольно часто авторам, для того чтобы использовать свое произведение
определенным образом, требуются какие-либо технические средства. В связи с
этим они заключают авторские договоры с издательствами, звукозаписывающими
компаниями, теле- и киностудиями, а также с иными организациями, взявшими
на себя инициативу и ответственность за опубликование произведения. По
такому договору автор передает права на использование произведения,
которые, за редким исключением (в виде личных элементов), по своему
содержанию являются имущественными. Впоследствии наследники автора, к
которым переходят права на использование произведения после его смерти,
могут предоставлять допуск к произведению третьим лицам по своему
усмотрению. Что касается использования коллективных произведений, то оно
может осуществляться только по взаимному согласию соавторов, и, если
произведение образует одно неразрывное целое, ни один из них не вправе без
достаточных к тому оснований запретить его использование. При отсутствии же
взаимопонимания между соавторами споры по использованию произведения
разрешаются в судебном порядке. Далее будут рассмотрены основные авторские
имущественные права.
Право на воспроизведение является одним из наиболее важных в ряду авторских
правомочий по использованию произведения. Установленная законодательством
возможность воспроизведения творческого результата, как самим автором, так
и другими лицами, есть не что иное, как право на повторное придание
произведению объективной формы, допускающей его восприятие третьими лицами.
Согласно Закону "Об авторском праве и смежных правах" воспроизведение - это
изготовление одного или более экземпляров произведения или его части в
любой материальной форме. Иначе говоря, это само изготовление копий
произведения в любой объективной форме, его повторная фиксация на
материальном носителе, независимо от времени и места выпуска в обращение.
Но в отличие от опубликования, одновременно с которым обычно реализуется
право на воспроизведение, не требуется изготовления количества экземпляров,
удовлетворяющего потребности публики. Для воспроизведения достаточно
изготовления хотя бы одной копии.
Согласно ст. 4 Закона "Об авторском праве и смежных правах"
воспроизведением является изготовление экземпляров произведения в форме
звуко- и видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного или более
экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях - одного или более
экземпляров трехмерного произведения, а также запись произведения в память
ЭВМ. Воспроизведением также признается использование произведения не только
в первоначальной, но и в другой объективной форме (например, запись на
магнитную пленку или грампластинку музыкального произведения, изначально
существовавшего в виде нотного издания).
В Законе "Об авторском праве и смежных правах" отдельно рассматривается
такой способ воспроизведения, как репродуцирование (факсимильное
воспроизведение в любых размере и форме одного или более экземпляров
оригиналов или копий письменных и других графических произведений путем
фотокопирования или с помощью других технических средств, иных, чем
издание), в связи с современными техническими возможностями изготовления
копий произведения, которые по своему качеству не только не хуже, но могут
и превосходить сам оригинал. При этом в законе установлены условия и
пределы репродуцирования произведений третьими лицами, которые не включают
в себя хранение или воспроизведение копий произведения в электронной
(включая цифровую), оптической или иной машиночитаемой форме.
Еще одним имущественным правом автора, является право ' доступа. Оно тесно
соприкасается с правом воспроизведения и включает в себя право автора
произведения изобразительного искусства требовать от собственника
произведения предоставления возможности осуществления права на
воспроизведение своего произведения. В Законе "Об авторском праве и смежных
правах" не указан характер данного права (является ли оно личным или
имущественным), но право доступа предоставляется авторам произведений
изобразительного искусства для обеспечения возможности воспроизведения,
т.е. для реализации имущественного права. К тому же перечень закрепленных в
п. 2 ст. 16 Закона "Об авторском праве и смежных правах" имущественных прав
авторов не является исчерпывающим. При этом в праве доступа присутствуют и
личные элементы, проявляясь, например, в невозможности перехода данного
права к правопреемникам, включая и наследников.
Также не определены условия и пределы осуществления права доступа, за
исключением того, что автор не может требовать от собственника доставки ему
произведения. Очевидно, что при осуществлении права доступа в равной
степени должны соблюдаться интересы как автора, так и собственника
произведения, и при этом ни одна из сторон не должна злоупотреблять своими
правами. Например, собственник должен терпеть неудобства, могущие
возникнуть в связи с осуществлением права на доступ, которые, в свою
очередь, должны быть сведены к минимуму. Например, при приобретении
произведения собственник может сам решать вопрос, где и когда обеспечивать
автору доступ к произведению (если не было оговорено иное), и требовать от
автора гарантий обеспечения сохранности произведения, а автору должна быть
предоставлена возможность для воспроизведения последнего.
Теперь рассмотрим такое правомочие автора по использованию произведения,
как право на распространение. Распространение представляет собой еще один
самостоятельный способ использования произведения. До принятия Закона "Об
авторских и смежных правах" в законодательстве не было дано его
определения, и в правовой науке оно понималось как запуск в гражданский
оборот тех материальных носителей произведения, которые размножены на
основе принадлежащего автору права на воспроизведение. Э.П. Гаврилов
считал, что объектом распространения могли быть не только размноженные
копии произведения, но и сам его оригинал (Гаврилов Э. П. Советское ав-
горское право. С. 155). Другие специалисты рассматривали право
распространения как использование произведений, не связанное с
воспроизведением их материальных носителей, например публичное исполнение
или публичный показ произведения изобразительного искусства.
В п. 2 ст. 16 Закона "Об авторских и смежных правах" право на
распространение определяется как право автора распространять экземпляры
произведения любым способом, в частности продавать, сдавать в прокат и т.д.
Таким образом, право на распространение действует только в отношении тех
произведений, которые имеют материальный носитель, так как продать и сдать
в прокат произведение без его фиксации на определенном материальном
носителе просто невозможно. Вследствие этого распространением не являются
такие способы использования произведения, как: публичное исполнение,
публичный показ, передача в эфир и др. В случае, когда произведение не
размножено и существует лишь в оригинале, оно не может быть распространено
(поскольку в законе говорится о продаже, сдаче в прокат и т. п. экземпляров
произведения, т. е. копий, изготовленных в любой материальной форме), а
значит, сам оригинал не может быть объектом распространения. Также согласно
Закону "Об авторском праве и смежных правах" в отличие от опубликования
распространением является введение в гражданский оборот ограниченного числа
копий произведения, а не такого количества, которое удовлетворяло бы
разумные потребности публики (например, продажа книги, выпущенной малым
тиражом). При этом перечень способов распространения произведения,
указанный в законе, не является исчерпывающим и предусматривает, кроме
продажи (передача копий произведения в собственность за определенную
плату), сдачи в прокат (возмездное предоставление во временное
пользование), и иные способы распространения, не указывая на обязательное
извлечение из них материальной выгоды. Тем самым распространение возможно и
в безвозмездной форме (например, презентация новой книги с бесплатной
раздачей ее экземпляров).
Согласно п. 3 ст. 16 закона, "Если экземпляры правомерно опубликованного
произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то
допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты
авторского вознаграждения", т.е. согласие автора требуется лишь на первую
продажу экземпляров произведения, а дальнейшее распространение
осуществляется свободно (в патентном праве это правило известно как принцип
исчерпания прав). И поэтому обладатель экземпляра произведения может
распоряжаться им по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.),
но не может без согласия автора сдавать его в прокат, поскольку это право
(независимо от права собственности на экземпляры произведения) закреплено
за автором законом.
Прослеживается тесная взаимосвязь права на распространение и права на
воспроизведение. Например, если автор передает право на воспроизведение
своего произведения, предполагается, что он разрешает и его
распространение. Но при этом каждое из них является самостоятельным
способом использования произведения и соответственно может принадлежать
разным лицам и осуществляться самостоятельно.
Их различия достаточно четко выявляются на нижеописанном примере.
Переводчиком были переведены на русский язык два произведения болгарского
писателя. Эти переводы были изданы в СССР, один в 1961 г., второй в 1963
г., за что переводчик получил вознаграждение. Затем в 1972 г. по заказу
советского объединения "Советская литература" эти произведения в том же
переводе были изданы одним из болгарских издательств, завезены в СССР и
реализованы "Советской литературой". Вначале переводчик направил претензию
болгарскому издательству с требованием выплатить ему вознаграждение, на что
последнее ответило, что переводчик не является гражданином Болгарии и его
переводы впервые были опубликованы за пределами этой страны. Всемирная
конвенция об авторском праве 1952 г. также не распространяется на данные
произведения, поскольку они были опубликованы до 27 мая 1973 г., т. е. до
даты, когда СССР присоединился к данной конвенции. Тогда переводчик
обратился с иском к "Советской литературе", который был судом удовлетворен.
Вынося такое решение, суд совершенно справедливо исходил из того, что
"Советской литературой" нарушено принадлежащее автору исключительное право
на распространение произведения.
Право на импорт также является одним из правомочий автора по использованию
произведения. В п. 2 ст. 16 Закона "Об авторском праве и смежных правах" за
автором закреплено право импортировать экземпляры произведения в целях
распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя
исключительных авторских прав (право на импорт), т.е. осуществлять контроль
за ввозом экземпляров своего произведения, изготовленных в других странах
(где оно не охраняется и может свободно использоваться) на территорию, где
это произведение находится под охраной. Данное право является по своей сути
проявлением права на распространение и необходимо авторам для более полного
осуществления последнего и пресечения его нарушений. Так, авторские права
будут нарушены в случае импорта экземпляров произведения для
распространения, а если произведение импортируется не для распространения
(например, для участия в выставке, удовлетворения личных потребностей и т.
п.), то права автора нарушены не будут и соответственно он не сможет
запретить ввоз произведения.
Помимо перечисленных имущественных прав автора, выделяются также право на
публичный показ и право на публичное исполнение. Право на публичный показ
представляет собой право автора демонстрировать оригинал или экземпляр
произведения непосредственно или с помощью технических средств
(проецирования на экран кино- и фотоматериалов, видеоизображения и др.),
реализуемое обычно в отношении произведений изобразительного искусства.
Право же на публичное исполнение (в отношении музыкальных, драматических,
хореографических, литературных и других произведений) - это представление
произведения посредством игры, декламации, пения, танца в живом исполнении
или с помощью технических средств, показ кадров аудиовизуального
произведения в их последовательности. Иными словами, если право на
публичный показ дает возможность демонстрировать произведение или его часть
публике без совершения активных действий, то при публичном исполнении,
наоборот, необходима активная деятельность исполнителя. Публичный показ
отличается и тем, что может осуществляться лишь в отношении произведений,
зафиксированных на каком-либо материальном носителе, тогда как при
публичном исполнении произведения могут быть выражены лишь в устной форме.
И если первый случай предполагает только зрительное восприятие
произведения, то второй - не только зрительное, но и слуховое.
Несмотря на вышеприведенные различия, данные права схожи по остальным
признакам. В частности, их осуществление возможно только публично (т.е. в
присутствии разнообразной по своему составу и многочисленной аудитории),
причем в отношении как обнародованных (в том числе повторно, а также
посредством опубликования), так и необнародованных произведений. Также
публичный показ или исполнение могут осу-ществляться не только
непосредственно, но и с помощью различных технических средств (например, с
помощью телетрансляции), и здесь необходимо только одно обязательное
условие ?-синхронность восприятия произведения публикой вместе с
представлением.
Очередным рассматриваемым имущественным правом автора является право на
передачу в эфир. До принятия Основ гражданского законодательства 1991 г. и
Закона "Об авторском праве и смежных правах" было возможно свободное
воспроизведение по радио и телевидению всех опубликованных произведений,
включая и их транслирование непосредственно из места их исполнения (п. 4
ст. 492 ГК РСФСР 1964 г.), что диктовалось государственной принадлежностью
СМИ.
Согласно Закону "Об авторском праве и смежных правах" право на передачу в
эфир является имущественным, публичным и осуществляется посредством
специальных радиосигналов (радиоволн), предназначенных для приема широкой
аудиторией (включая прямую трансляцию произведения из места его показа или
исполнения), в отношении как обнародованных (опубликованных), так и
необнародованных (неопубликованных) произведений. При этом необходимо,
чтобы произведение воспринималось публикой непосредственно (синхронно), без
использования при передаче каких-либо материальных носителей, на которых
записано данное произведение. Также право на передачу в эфир произведения
распространяется не только на первоначальную, но и последующую передачу
ранее переданных в эфир произведений.
Право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю очень близко по своей
сущности только что рассмотренному правомочию автора. Законом РФ "Об
авторском праве и смежных правах" регламентировано право автора сообщать
произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего
сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств. Данное
право практически совпадает по своему содержанию с правом на передачу в
эфир, за исключением того, что передача произведения осуществляется не с
помощью радиоволн, а посредством прохождения сигнала по кабелю (проводам,
оптическим волокнам или т.п. средствам), в связи с чем произведение может
восприниматься только той частью публики, которая обладает соответствующими
техническими средствами приема. Поэтому аудитория кабельного вещания
гораздо уже, нежели аудитория телезрителей и радиослушателей.
К числу имущественных авторских прав относится также право на перевод. В
Законе "Об авторском праве и смежных правах" под исключительным правом
автора на перевод как одну из форм использования произведений понимается
закрепленная за автором или его правопреемниками возможность переводить на
другой язык и использовать перевод произведения, а также право давать
разрешение на перевод и использование перевода другими лицами. Зачастую
авторы не занимаются переводом лично (так как это требует специальных
знаний и на-выков) и поручают его другим лицам посредством заключения
договора, осуществляя при этом право на перевод как право разрешать
последний (что, правда, не распространяе

Новинки рефератов ::

Реферат: Сравнительная таблица митоза и мейоза (Биология)


Реферат: Автоспорт - виды и особенности (Физкультура)


Реферат: В.П. Астафьев (Литература)


Реферат: Восточный вопрос (История)


Реферат: Интерьер животных (Ботаника)


Реферат: Контрольная по аудиту (Бухгалтерский учет)


Реферат: Попередельный метод учета затрат и калькулирования (Шпаргалка) (Бухгалтерский учет)


Реферат: Прикладная социология 28 вопросов (Социология)


Реферат: Николай Второй Александрович (Исторические личности)


Реферат: Иран (География)


Реферат: Учет и анализ собственного капитала (Аудит)


Реферат: Химия и медицина (Химия)


Реферат: Руны (Религия)


Реферат: Культура поведения курсанта в кинотеатре (Культурология)


Реферат: Хранение и переработка сельскохозяйственной продукции (Сельское хозяйство)


Реферат: Тифлопсихология (Педагогика)


Реферат: Европейский Союз как элемент международных отношений (История)


Реферат: Коучинг как новая технология развития и обучения персонала (Менеджмент)


Реферат: Факсимильная связь - пути развития (Компьютеры)


Реферат: Договор морской перевозки грузов (Международное частное право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист