GeoSELECT.ru



История / Реферат: Быт и верования древних славян (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Быт и верования древних славян (История)




ЭПИ МГИСиС



Реферат на тему:
«Быт и верования древних славян»



Выполнила


студентка гр. ДЭМ-00-2

Шевчук А.Ю.

проверила
к.и.н. Филиппова О.Д.



Электросталь 2000г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1 …………………………………………………………………………
Быт славян……………………………………………………………………..
1. Занятия славян…..………………………………………………………
2. Община…………………………………………………………………..
3. Город……………………………………………………………………..
4. Общественный строй……………………………………………………
Глава 2. ……………………………………………………………………….
Славянское язычество………………………………………………………..
1. История развития верований…...………………………………………
2. Боги древних славян..…………..………………………………………
3. Служители языческих богов…...………………………………………
4. Древнеславянские праздники………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………

Список литературы…………………………………………………………...



Введение

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до
Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на
севере до Среднего Поднепровья на юге. В VI-IX вв. славяне объединялись в
общности, носившие уже не только родовой, но и территориально-политический
характер. Название таких общностей происходило либо от названий местности
(поляне, бужане), либо от легендарных прародителей (радимичи, вятичи).
На образование крупных племенных объединений славян указывает
содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с
братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью в среднем Поднепровье. По имени
старшего брата Кия якобы был назван основанный братьями город. Летописец
отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают,
что эти события произошли в конце V — VI вв. н.э.
В "Повести временных лет" названы полтора десятка объединений восточных
славян. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти
союзы включали в себя 120—150 отдельных племен, имена которых были уже
утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого
количества родов и занимало значительную территорию (40-60 км в
поперечнике). Данные летописи о расселении славян были блестяще
подтверждены археологическими раскопками в XIX в.
Первым среди восточнославянских объединений летописец назвал полян,
живших в лесостепи по среднему течению Днепра. К северу от них между
устьями рек Десны и Роси жили северяне (Чернигов). К западу от полян на
правобережье Днепра "седеша в лесах" древляне. К северу от древлян между
реками Припятью и Западной Двиной расселились дреговичи (от слова "дрягва"
— болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки
Полота—притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и
волыняне, как считают некоторые историки, — потомки дулебов. Междуречье
Прута и Днепра населяли уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По
рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи, по
р.Сожь и ее притокам—радимичи. Северную часть западных склонов Карпат
занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене.
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных
объединений восточного славянства. В центре их повествования—земля полян.
Земля полян, как указывали летописцы, носила также название "Русь". Вопрос
о происхождении этого названия до конца не выяснен.
Верования восточных славян были связаны с преимущественно аграрным,
сельскохозяйственным характером производства в VI—IX вв. и родоплеменным
характером общества, разделенного по принципу родства и соседства.



Глава 1


Быт славян


1.1 Занятия славян

Основным занятием восточных славян было земледелие. Человек в те
времена отожествлял жизнь с пашней и хлебом, отсюда и название зерновых
культур "жито", сохранившееся до наших дней. Южные земли славян обгоняли в
своем развитии северные. Это объяснялось и более плодородными почвами на
юге, и древними земледельческими традициями, шедшими еще от скифской поры,
давними связями с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.
С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы
земледелия восточных славян. На севере, в районе таежных лесов (остатком
которых является Беловежская пуща), господствующей системой земледелия была
подсечно-огневая.
Основными орудиями труда были топор, мотыга, соха, борона-суковатка и
заступ, которыми взрыхляли почву. Серпами собирали урожай. Молотили цепами.
Размалывали зерно каменными зернотерками и ручными жерновами,
В южных районах ведущей системой земледелия был "перелог". Там
плодородных земель было много, и участки земли засевали в течение двух-трех
и более лет. С истощением почвы переходили на новые участки. В качестве
основных орудий труда здесь использовали соху, рало, деревянный плуг с
железным лемехом, т.е. орудия, приспособленные для горизонтальной вспашки.
С земледельческим занятием было тесно связано скотоводство. Славяне
разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. В качестве рабочего скота
использовали на юге волов, в лесной полосе - лошадей. Из других занятий
славян следует назвать рыболовство, охоту, бортничество, имевшие большой
удельный вес в северных регионах. Выращивались и технические культуры (лен,
конопля).
1.2 Община
Низкий уровень производительных сил при ведении хозяйства требовал
огромных затрат труда. Работы, которые надо было осуществлять в строго
определенные сроки, мог выполнить только большой коллектив; в его задачу
входило также следить за правильным распределением и использованием земли.
Поэтому большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община -
мир, вервь (от слова "веревка", которой измеряли землю при разделах).
К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой
общине пришла территориальная, или соседская, община. Общинников объединяло
прежде всего не родство, а общность территории и хозяйственной жизни.
Каждая такая община владела определенной территорией, на которой жили
несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные.
Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность
каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса,
водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали
разделу между семьями.
Постепенно складывались феодальные отношения. В результате передачи
князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их
власть. Другим путем подчинения соседских общин феодалам был захват их
дружинниками и князьями. Но чаще всего в бояр-вотчинников превращалась
старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников.
Общины, не попавшие под власть феодалов, позднее обязаны были платить
подати государству.
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов носили натуральный
характер. И те, и другие стремились обеспечить себя за счет внутренних
ресурсов и еще не работали на рынок. Однако полностью без рынка феодальное
хозяйство прожить не могло. С появлением излишков стало возможным
обменивать продукты земледелия на ремесленные товары; начали складываться
города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные
пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов.

1.3 Город

Город, как правило, возникал на холме, на месте слияния двух рек, так
как это обеспечивало надежную защиту от нападения врагов. Центральная часть
города, защищенная валом, вокруг которой возводилась крепостная стена,
носила название кремля, крома или детинца. Там находились дворцы князей,
дворы крупнейших феодалов, храмы, позднее и монастыри. С двух сторон кремль
защищала естественная водная преграда. Со стороны основания кремлевского
треугольника выкапывали ров с водой. За рвом под защитой крепостных стен
располагался торг. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная
часть города называлась посад, а отдельные ее районы, населенные
ремесленниками определенной специальности, - слободами.
В большинстве случаев города строились на торговых путях. Одним из
важнейших путей того времени был великий водный торговый путь "из варяг в
греки", связывавшей Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. Из
Балтийского (Варяжского) моря по р.Неве караваны купцов попадали в
Ладожское озеро (Нево), оттуда по р.Волхов в озеро Ильмень и далее по
р.Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в районе Смоленска и на
днепровских порогах переходили "волоковыми путями". Западным берегом
Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). От Царьграда возможно
было дойти до Рима, а от Рима — в море Варяжское. Наиболее развитые земли
славянского мира Новгород и Киев контролировали северный и южный участки
Великого торгового пути. Другим торговым путем, одним из древнейших на
территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь
со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по
сухопутным дорогам.
К моменту возникновения Древнерусского государства на его территории
было уже несколько больших городов. Точные даты их основания неизвестны, но
многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи уже
значительное число лет. Среди них Киев (летописное свидетельство о его
основании восходит к концу V — VI вв.), Новгород, Чернигов, Переяславль
Южный, Смоленск, Суздаль, Муром и др. По подсчетам историков, уже в IXв. на
Руси было не менее 24 крупных городов, имевших крепостные укрепления.



1.4 Общественный строй

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья из племенной
знати. Их окружала бывшая родовая верхушка— "нарочитые люди",
"лучшие мужи". Важнейшие вопросы жизни решались на народных
собраниях—вечевых сходах. Существовало ополчение ("полк", "тысяча",
разделенная на "сотни"). Во главе их стояли тысяцкие, сотские.
При переходе к классовому обществу возникла особая военная
организация—дружина. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы
и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и
обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали
с покоренных племен дань. Такие походы за сбором дани назывались "полюдье".
Сбор дани обычно проходил в ноябре-апреле и продолжался до весеннего
вскрытия рек, когда князья возвращались в Киев. Единицей обложения данью
были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая
крестьянским двором (рало, плуг).
Как и все народы, находившиеся на стадии разложения
первобытнообщинного строя, славяне были язычниками. Языческая культура
восточных славян была богатой и разнообразной. В ее недрах накапливались
первые знания наших предков о природе и человеке. Зачатки астрономических,
медицинских, биологических, технических, географических знаний заключались
в языческих представлениях. Они лежали в основе всей жизнедеятельности
людей, ими определялись циклы работ, формы строительства жилья, обычаи,
обряды и т.д.



Глава 2


Верования славян


2.1 Этапы развития славянского язычества
В XII в. были составлены интересные заметки о развитии языческих
верований у древних славян: «Слово о том, как языческие народы поклонялись
идолам и приносили им жертвы». Его автор разделил историю славянских
верований на три периода. Сначала славяне приносили жертвы упырям и
берегиням. Затем они начали «трапезу ставити» Роду и рожаницам. Наконец, в
поздний период язычества они стали молиться Перуну.
Упыри и берегини — это злые и добрые местные боги. Упыри — это вампиры,
оборотни, русалки, лешие. Обычно это бывшие люди, умершие не своей смертью,
не погребенные и мстящие за это живым. С ними можно бороться, зная
охранительные обряды. Особенно часто упыри населяли отдаленные,
малопосещаемые места: леса и реки. В деревнях их искали в колодцах.
Христианские священники долго еще обвиняли крестьян, что они «жрут
(молятся) бесам и болотам и колодезям». Берегини были добрыми божествами.
До наших дней дошло, например, представление о домовом.
Культ Рода и рожаниц, божеств плодородия, связан с развитием родового
строя и сельского хозяйства у славян. В Роде одновременно олицетворялись
силы плодородия земли и единство поколений людей. Ведь плодородие земли, по
верованиям славян, обеспечивают предки, и если земля не плодоносит, то
жертву надо приносить именно им. Языческое представление о единстве мира
проявлялось и в том, что способность человека производить потомство
считалась стимулирующей творческие силы природы. Поэтому весенние праздники
в честь Рода и рожаниц сопровождались всеобщим пьянством («не в закон, но в
упои») и непристойностями. На этой стадии развития языческих верований
появляются попытки изобразить богов в человекоподобном виде. Показательно,
что уже после принятия христианства крестьянки молились рожаницам наравне с
христианской Богородицей.
Клятва оружием, Перуном и Белесом известна уже из рассказа о договоре
911 г. между киевским князем Олегом (882— 912) и византийцами. С именем
князя Владимира (980—1015) связана попытка утвердить языческую религию в
качестве государственной идеологии. Придя к власти в Киеве, он водрузил
рядом со своими теремами на холме деревянные идолы шести богов: Перуна,
Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши.


2.2 Боги древних славян

o Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец ряда
богов (Перун, Даждьбог, Семаргл); бог огненной стихии, творец. Сварог
связан с небесным огнем и небесной сферой. Имя бога проиходит от
ведического "svargas" - небо; так же в этом слове представлен и корень
"var" - горение, жар. Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям
первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме
того, он установил законы, которые могли бы соблюдать люди. "Дид божий"
Сварог, по древнему преданию, предается покою, предоставляя управление
своим богам-детям и внукам - Сварожичам.
o Славянским громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших
и восходит еще к 3 тысячелетию до н. э., когда воинственные
иноевропейцы(арии) на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием,
подчиняли себе соседние племена.
Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощение
оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому неудивительно, что вплоть до X
в. - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального
места, а в некоторых областях славянского мира был вообще неизвестен.
Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем князей,
символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-
земледельцев.

Возвышение культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога
начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют на
равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.
Перун, по легенде, в левой руке носит колчан стрел, а в правой лук,
пущенная им стрела поражает противника и производит пожары. Его палица
(молот), как знак карающего божественного орудия, стала символом власти, ее
функции перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.
Есть версия, что Георгий Победоносец, поражающий змея - никто иной как
Перун, "затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем.
o Богом плодородия, связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос).
Имя Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый". Но
поскольку с миром мертвых связывались представления о магической силе,
обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень означает
могущество и встречается в словах "власть", "велеть", "владеть",
"великий". Велес - одновременно бог мудрости и поэзии (вещий певец Боян в
"Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком Велеса"). Велес - сын
небесной Коровы и первобога Рода, один из самых древних индоарийских
богов, сначала как покровитель охотников, затем скотоводства и богатства.
Это он благословляет путешественника и помогает ему в дороге. Именно
Велес открывает тайны ремесла и медицины.
Славяне почитали Велеса как бога богатства. В древности часто
расплачивались домашними животными, слово "скот" имело значение
"деньги","имущество" и так же было показателем богатства. В Древней Руси
Велес был и покровителем купцов, которые в своих договорах часто клялись
его именем.
Культ Велеса был очень широко распространен на Руси.
o Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был Даждьбог - бог
солнечного света, тепла, и плодородия вообще. Имя его происходит не от
слова "дождь" (как иногда ошибочно думают), оно означает - "дающий Бог",
"податель всех благ". Часто употребляемая фраза "дай бог" служит
отражением древнего имени Даждьбога. Символами этого бога были золото и
серебро. Культ Даждьбога особенно расцвел на Руси в XI-XII вв., в эпоху
государственной раздробленности, сосуществуя с христианством. Русские
люди почитали Даждьбога как своего защитника, называя себя его внуками.
Даждьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого светила.
o Ярила - сын (иили ипостась) Велеса, он бог весеннего солнца, погибающий
и возрождающийся. Ярила был у древних славян так же богом плодородия,
размножения и физической любви. Именно эта сторона любви, которую поэты
называют "страстью кипучей", и находилась в "ведении" славянского бога
Ярилы. Его представляли себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным
женихом. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы
яровых. Ярила так же - Вешний Коровий бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза
весной и "сшибающий с Зимы рога". Сохранился в христианских святцах как
Никола Вешний.
o Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило (Имя "хорс", имеющее
индоиранские корни, означает "солнце", "круг"). Это очень древнее
существо, представлявшееся просто золотым диском. В большинстве сочинений
Хорс соседствует с небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и
молнией, и с Даждьбогом. Хорc - божество солнечного светила, но не
солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к образу
Даждьбога-солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был связан
ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу), обычай печь на
Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный диск, и катать зажженные
колеса, так же симвользирующие светило.
o Семаргл - бог огня и огненых стихий, посредник между людьми и небесными
богами. Был спутником богов солнца и плодородия. Семаргл представлялся в
облике собаки – защитника посевов: реальные псы оберегали поля от диких
косуль и коз. Семаргл, как и Хорс, божество скифского происхождения - их
культ пришел от восточных кочевников, поэтому оба этих бога почитались
только в Южной Руси, граничившей со Степью.
o По одной из версий, Стрибог является верховным царем ветров - "Слово о
полку Игореве" называет ветры "Стрибожьими внуками". Его почитали и как
истребителя всяческих злодеяний, разрушителя злоумышлений.
По функциям, как отмечает Б.А. Рыбаков, Стрибог близок к греческому
Зевсу. С громом и молниею тесно связываются ветры, внуки Стрибога, они
придают стремительность стрелам (лучам) солнца, которыми оно оплодотворяет
все способное к развитию и преследует темную силу смерти." Этим
подчеркивается функция Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним
мирами.
o Во многом схожа с Велесом, Марена - богиня Зимы, мира мертвых и
плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплоть до
недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли соломенное
чучело - олицетворение зимней стужи, которое на масленицу разрывали и
разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый урожай. Это символично тому,
как происходит в природе: из мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь
(весна).
o К древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит
общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы,
великой матери всего живого. Макошь-Земля - олицетворяет собой женское
начало природы. Макошь как богиня плодородия тесно с русалками,
орошающими поля, с водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в
качестве жертвы девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также
богиней женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы,
вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и богов. Она
дает выход из самых безнадежных положений, если человек не отчаялся, если
идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь
посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. Но если человек
опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол, "Кривая вывезет", то
его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного
поведут по жизни чудовищные старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая,
Неделя, Несреча - туда, где ужи причитают над могилами Карна с Желею.
o Лада - богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ
прослеживался (в частности, у поляков) вплоть до XV века; в древности он
был распространен у всех славян, а так же балтов. К богине обращались с
мольбами поздней весной и в течение лета, приносили в жертву белого
петуха (белый цвет символизировал благо). Богинь-Рожаниц было две: Мать и
Дочь. Ладу называли "матерью Лелевой". Лада связывалась славянами с
периодами летнего плодородия, когда созревает и тяжелеет урожай. С именем
"Лада" в русском языке связано множество слов и понятий, и все они имеют
отношение к установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно.
Раньше свадебный сговор назывался "ладины". Лада иногда считалась так же
и матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
o Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой зелени и первых
цветов, юной женственности и нежности. Отсюда бережное отношение к кому-
либо передается словом "лелеять". Славяне считали, что именно Леля
заботится о весенних всходах - будущем урожае. Особо почитали Лелю
молодые девушки, справляя в ее честь весенний праздник - Ляльник;
выбирали самую красивую из подруг, надевали на ее голову венок, усаживали
на дерновую скамью (символ проростающей молодой зелени), водили вокруг
нее хороводы и пели песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля"
одаривала подруг заранее приготовленными венками. Культ Рожаниц
связывался как с плодородием и земледелием, так и с понятиями брака,
любви и деторождения.
"Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с
человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных делах и
житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых редко кто видел,
эти довольно часто показывались человеку на глаза. Об этих случаях у славян
имеется огромное количество преданий, легенд, сказок и даже рассказов
очевидцев, начиная с глубокой старины и до наших времен.
Вот некоторые из этих божеств: Домовой, Овинник, Банник, Дворовый,
Полевик и Полудица, Леший, Водяной.
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде
маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он - вечный
хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди старались поддерживать с
Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он
помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье.
Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали
переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый
из "малых" божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир
становиться все более чужим и враждебным.
Дворовый и Банник. Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть
менее доброжелательным, чем Домовой. Овинник - хозяин овина - еще менее, а
Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю двора, а то и за его
пределами - попросту опасен. В древности слово "нечистый" означало вовсе не
что-то греховное или дурное, а просто менее священное, более доступное
действию недобро настроенных по отношению к человеку сил.
Луговик. Дух лугов, народным представлением рисуемый как маленький
зеленый человечек в одежде из травы, который помогает косить травы во время
сенокоса. Считается дитем Полевика. Луговик бывает очень сердитым, когда
покос прозевают - гонит траву в буйный рост и так заплетает ее, что не
срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари
на такой покос - косы рвет.
Полевик. Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля,
пастбища и новые угодья, немедленно входили в соприкосновение с другими
"малыми" божествами - Полевиками, по народным представлениям, призванным
охранять хлебные поля. Когда хлеб поспеет и селяне начинают жать или косить
его, полевик бежит от взмахов серпа и косы и прячется в тех колосьях,
которые еще остаются на корню. Вообще с хлебным полем связано много
верований и примет. Так, до прошлого века дожило разделение
сельскохозяйственных культур на "мужские" и "женские". Например, хлеб-жито
сеяли только мужчины, несшие посевное зерно в особых мешках, скроенных из
старых штанов. Тем самым они как бы заключали "священный брак" со
вспаханным полем, и ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот
репа считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь передать
Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в поле старичка,
невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок просил прохожего утереть
ему нос. И если не брезговал человек, в руке у него неожиданно оказывался
кошель серебра, а старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки
выражали простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится
выпачкать рук.
Полудица. Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару
лучше было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо,
которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это
Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или наоборот
- косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за несоблюдение обычия
она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным ударом.
Леший. За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот
лес определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме из
дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и пуговиц. Кроме
того, лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном разнообразии. Но кроме благ,
даруемых человеку, дикий лес всегда таил немало загадок и смертельных
опасностей. Идя в лес, всякий раз надо было быть готовым ко встрече с его
хозяином - Лешим. "Леший" на старославянском языке означает "лесной дух".
Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых
высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на
человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую сторону.
Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а
глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг
неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга,
не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа,
умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек,
входя в лес уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
Водяной. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер
и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика,
пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные,
ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи
назывались "гремячими" и это сохранилось в названии многих источников. Вода
- как и другие природные сути - была для славянских язычников исконно
доброй, дружественной стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с
нею на "вы". Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню,
поставленную "без спросу" у Водяного - мы бы сказали теперь, без знания
местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в легендах как
существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как опытные жители леса,
заблудиться боялись все-таки меньше, чем утонуть, поэтому и Водяной в
сказаниях выглядит опаснее Лешего.

2.3 Служители языческих богов
Всякая народная вера предполагает обряды, совершение которых поручается
избранным людям, уважаемым за их добродетели и мудрость. Это посредники
между народом и духом или божеством. Такие люди назывались волхвами,
жрецами, ведунами и ведуньями. Не только в капищах, но и при всяком
освященном древе, при всяком святом источнике находились хранители, которые
жили подле, в маленьких хижинах, и питались остатками жертв, приносимых
божествам. Жрецы - руководили обрядами языческого богослужения, приносили
жертвы от имени всего народа, составляли мудрые календари, знали "черты и
резы" (древняя письменность), хранили в памяти историю племен и стародавние
предания, мифы.
В составе жреческого сословия было много различных разрядов. Известны
волхвы - облакопрогонители или облакопрогонники, которые должны были
предсказывать - и своим магическим действием создавать необходимую людям
погоду. Были волхвы - целители, лечившие людей средствами народной
медицины; позднейшие церковники признавали их врачебные успехи, но считали
грешным обращаться к ним. Существовали волхвы - хранители, которые
изготовляли различные амулеты - обереги и изображения богов. Волхвы -
кощунники - так назывались сказители "кощун", древних преданий и эпических
сказаний. Сказителей называли также "баянами" - от глагола "баять" -
рассказывать, петь, заклинать.
Кроме волхвов существовали и женщины - колдуньи, ведьмы (от "ведать" -
знать), чаровницы, "потворы".
Жрецы пользовались народным уважением, имели исключительное право
отпускать длинную бороду, сидеть во время жертвоприношений и входить в
святилище во всякое время. Правители народа приветствовали почтительность к
жрецам. Многие жрецы за свою близость к богам получали неограниченное
доверие народа и приобретали огромную власть.
Жрецы приносили богам жертвы и предсказывали будущее. Место приношения
жертв богам и божествам называлось капищем или требищем. Святилища под
открытым небом нередко были круглыми, состоящими из двух концентрических
валов, на которых разводились круговые костры. Во внутреннем кругу
ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенник и здесь "жрали
бесам", то есть приносили жертвы богам. Это именовалось капищем. Внешний
круг, вероятно, предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и
назывался требищем. Круглая форма святилищ определила их название хоромами
(от "хоро" - круг), а в ином произношении - храмами. Позднее христианские
церковники удержали это древнее слово за православными ритуальными
зданиями, хотя их форма и не соответствует этимологии слова "храм".
Порой славяне служили своим богам прямо в лесу или в горах, на берегах
рек или моря где каждый омут, в котором мог затаиться водяной, каждая
березка, на которой качались русалки, была капищем. Волхвы в присутствии
народа совершали обряды веры на природных алтарях, которыми служили
огромные камни, величавые деревья, вершины гор. Но с течением времени,
желая сильнее воздействовать на людей и почтительнее служить богам, Жрецы
защитили своих кумиров от дождя и снега кровлею, и такое простое здание
было названо храмом. Позднее славяне стали строить высокие деревянные
храмы, украшая их резьбою. Большинство славянских земель окружали леса, но
северо-западные племена жили на берегу моря или в горах, где было много
камня для строительства еще более величественных и прочных храмов. В
святилищах возвышалась статуя бога, которому сей храм был посвящен.
Следуя древнему обычаю предков, жители города отдавали в храм десятую
часть своей воинской добычи и оружие побежденного врага. В святилище
хранились серебряные и золотые чаши, из которых в торжественных знатные
люди ели и пили, рога буйволов, оправленные золотом: они служили и чарами и
трубами.
Прочие драгоценности, там собранные, удивляли своим богатством. В трех
других капищах, не столь украшенных и менее священных, были вокруг стен
поставлены лавки, так как славяне любили собираться в храмах для обсуждения
важных дел, а так же для пиров и веселья.
Славяне с уважением относились к святыням храмов и даже в
неприятельских землях старались не осквернять их.
В древнейшие времена славяне убивали во имя богов животных, но порою
обагряли свои требища кровью пленников или выбранных по жребию несчастных.
Это было свойственно в те немилосердные времена, ибо жизнь человека тогда
не дорого ценилась: слишком много опасностей подстерегало людей на их
жизненном пути.
2.4 Древнеславянские праздники
Типичным языческим праздником является Новый год. Этот праздник
отсутствует в традиционном христианском календаре и неоднократно
подвергался преследованиям вплоть до 1700 г., когда Петр I сделал его
государственным (до этого приход Нового года отмечали 1 марта или 1
сентября). В старину на Святки первобытным способом, трением, добывали
новый, священный огонь, олицетворявший прибавление света Солнца, и пекли на
нем хлебы и блины. Надо отметить, что блины были поминальной едой, т. е.
это был также праздник поминовения предков. Недаром одним из святочных
персонажей являлся «умрун» —покойник с лучиной в зубах, питье во время
застолья сплескивали на пол, во дворе зажигали костры, приглашая предков
погреться и принять участие в пире. Пир на Новый год, как во время других
праздников, носил ритуальный характер. По обряду, во время его все должны
были есть не в меру, объедаться и опиваться, чтобы обеспечить изобилие пищи
и в будущем (т. е. исполнять обряд «объедания»). Отсюда, кстати, в русском
языке произошло слово «жрать», однокоренное со словом «жрец» —
священнослужитель. Непременной пищей на Святки было сочиво, подобие
компота, приготовленное из нераздробленных семян. Оно должно было
обеспечить хороший урожай на грядущий год. Для увеличения поголовья скота
делались фигурки из теста — быки, коровы, овцы, утки (все это была
жертвенная пища). Их ставили потом на окна, посылали родным, раздавали
односельчанам, ходившим по деревне с колядками — озорными песнями и
частушками. Святки сопровождались гаданиями — попыткой выведать у
задобренных богов предсказания на будущее.
Другим известным языческим праздником является Масленица, праздник
встречи Солнца в конце февраля. Долгая борьба с ним церкви завершилась в
конце концов лишь его выведением за сроки Великого поста перед Пасхой.
Однако языческий характер праздника сохранился. По поверьям одних
славянских племен, в масленичные дни божество зимы Морана уступает свою
власть божеству весны Ладе. По другим поверьям, это праздник смерти и
воскрешения богини плодородия Масленицы, или Костромы, соломенное
изображение которой сжигали в конце праздника, а образовавшиеся угли
разбрасывали по озимым посевам. Особое значение имело приготовление блинов
на Масленицу. В данном случае они имели одновременно значение и поминальной
пищи, и символа Солнца.
Важным было значение игр и смеха во время Святок и Масленицы. Особенно
характерны в этом смысле игры в свадьбы, взятие снежных городков. Смех при
этом носил ритуальный характер. Он должен был обеспечить веселье и
удовольствия на весь следующий год. Сложнее было отношение к сожжению
Масленицы. По обычаю, часть людей в это время должна плакать, а часть —
смеяться. Этот обряд выражает идею бессмертия творческих сил природы,
отсутствия смерти.
Надо отметить, что древние люди не верили в абсолютный характер смерти.
Сейчас с христианским праздником Пасхи связан обычай посещать могилы
покойных родственников. Однако это пережитки языческого праздника,
приходившегося на время перед пахотой. Он был связан со стремлением
крестьян добиться поддержки со стороны мертвых предков в пробуждении
плодоносных сил земли, обеспечении урожая. В это время на могилах катали
вареные яйца, лили на них масло, вино, пиво. Все это были жертвы, которые
должны были напомнить мертвым об их родственных связях и долге перед
живыми. Такие жертвоприношения в течение весны и лета производились
неоднократно. Церковь превратила их в празднование родительских суббот,
посещение кладбища, сопровождаемое христианским поминовением усопших.
Большую роль в жизни древних славян играли раздельные — мужские и
женские — праздники. Они были связаны с обрядами передачи молодежи
культурной традиции, знания поверий и ритуалов. До настоящего времени лучше
сохранились женские праздники, которые совершаются втайне от мужчин.
Некоторые из них подверглись влиянию христианства, такие, как обряд
крещения кукушки на Вознесенье. По представлениям древних славян, в кукушку
превращалось божество жизни Жива. Живую птицу или траву кукушкины слезки
оплетали лентами и тканью, после чего происходил обряд кумления женщин, в
результате которого они считались родными по меньшей мере на год, а то и на
всю жизнь. Такое родство предполагало душевное общение и взаимопомощь в
воспитании детей.
Девичьим праздником назывался семик — неделя перед Троицей. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного
согласия. В это время убирали лентами молодую березку — священное дерево
Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из
цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели,
после обеда, в разгар праздника, проходил смотр невест. По вечерам молодежь
«гоняла русалок» — играла в горелки со стеблями полыни или лютика в руках.
По поверью, эти травы предохраняли от козней нечистой силы. В последний
день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого
венок уплывет далеко — той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую
неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.
Самым известным и колдовским из языческих праздников был сохранившийся
и по сей день праздник Ивана Купалы — 24 июня (7 июля по новому стилю). В
это время лекарственные и колдовские травы набирали силу. Их собирали
знахари. А молодежь отмечала этот день как очередной праздник богини Лады.
Ее фигуру делали из соломы. При помощи трения добывали огонь, и юноша с
девушкой прыгали через костер, взяв в руки соломенную куклу Лады. По прыжку
судили об удаче в супружестве. Затем до зари водили хороводы, а куклу
сжигали или топили. По значению этот обряд напоминает ритуал чествования и
сожжения Масленицы. В других местах день Ивана Купалы является скорее
женским праздником, связанным с молением о дожде, необходимом в это время
для урожая. Он сопровождается хороводами девушек в уединенных, считающихся
священными местах и рощах, жертвоприношениями рекам и родникам, обрядами,
посвященными русалкам как богиням воды.
Заключение
Культура древних славян отличалась разнообразием и глубокой
осмысленностью. Многое из того, что было подмечено нашими древними предками
до сих пор остается ценным в современной культуре. Остатки воспоминаний о
языческих праздниках сохранились практически во всех христианских
праздниках России. Вся христианская культура была в значительной степени
переосмыслена в соответствии с традиционными языческими представлениями
славян.
Языческая культура глубоко вошла в повседневную жизнь людей. Особенно
это проявляется на уровне субкультуры — культурных традиций отдельных
половозрастных групп населения, таких, как мужчины, женщины, дети. Это
связано с делением первобытного общества на «возрастные классы» и по
половому признаку. Так, архаичные черты имеют многие детские игры. Текст,
сопровождающий игры, часто связан с языческими обрядами. Об этом
свидетельствуют, например, слова «осалить» (сделать ритуально нечистым,
вывести из игры), «чур», «чурики» (призыв на защиту предка, пращура —
«щура») и т. п. Эти выражения дошли до нас, будучи повторенными, часто
бессознательно, десятками поколений детей.
В России существует немало языческих общин, наиболее многочисленная из
которых «Родолюбие». Верования древних славян отразились в творчестве
современных поэтов и музыкантов, например, Дмитрия Ревякина:
Небеса хранят покой,
Оживают тропы рядом.
А серебряной Окой
Осетры гуляют Ладу.
(«Гнев Совы», 1997)
Оказавшись в зимнем лесу, невозможно не поверить, что он полон
божественных существ. Разве не Стрибог – пробежавшая поземка? А треск
пламени костра – не перунова ли речь? Может, правы были наши предки, веря в
то, что мир населяет множество духов?


Список литературы


o Ионов И.Н. Российская цивилизация, IХ – начало ХХ в. – М.:
Просвещение, 1998

o История России (Россия в мировой цивилизации): Учеб. пособие для
вузов/Сост. и отв. ред. А.А.Радугин. – М.:Центр, 1998.-352с.

o Карамзин Н.М. Об истории государства Российского / Сост. А.И. Уткин.
– М.: Просвещение, 1990.

o Кацва Л.А., Юрганов А.Л. История России VIII-XV вв. М.:1994 г.

o Орлов А.С., Георгиев В.А., Полунов А.Ю., Терещенко Ю.Я. Основы курса
истории России: учебное пособие. – М.: Простор, 1999

o Информация с сайта о Cлавянском Язычестве http://www.paganism.ru







Реферат на тему: Быт и культура народов Древнего Египта

ГЛАЗОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОШКОЛЬНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История Мировых цивилизаций»
на тему: «Быт и культура народов Древнего Египта»



Студентки:
I курса
Марфиной О. В.



ГЛАЗОВ 2001 г.

Содержание

I. Раннее царство (3000-2788 г.г. до н.э., более 200 лет)
I и II династии
1. Введение
2. Период возникновения древнейшего классового общества и государства в
Египте.
3. Каменные и медные орудия труда. Ремесла.
4. Земледелие и скотоводство.
5. Источники сырья.
6. Общественные отношения и государственная власть.
7. Культура эпохи Раннего царства (религия, письменность, начала знаний,
искусство).

II. Египет Древнего царства (2778-226 г.г. до н.э., 515 лет)
III- VIII династии
1. Орудия труда из меди и камня.
2. Сельское хозяйство.
3. Имущественные отношения.
4. Рабовладение.
5. Хозяйство вельмож, храмов, царя.
6. Государственная власть.
7. Основные события истории Египта времен Древнего царства.
8. Культура Египта Древнего царства (письменность и наука, зодчество,
изобразительное искусство, религия, литература).
9. Упадок Древнего царства и строительство Среднего царства.

III. Египет Среднего царства (2160-1785 г.г. до н.э. , 375 лет)
IX-XVII династии
1. Структура египетского общества Среднего царства.
2. Внешняя торговля.
3. Усиление роли военных в обществе.
4. Развитие среднего и мелкого рабовладения.
5. Прорыв в металлообработке. Новые технологии.
6. Ирригация и сельское хозяйство, торговля.
7. Процесс расслоения в обществе.
8. Экономическая структура египетского государства в период расцвета
Среднего царства (XII династия).
9. Культура периода Среднего царства (письменность, научные знания,
религия, зодчество, изобразительное искусство, одежда египтян Древнего
и Среднего царства).
10. Конец эпохи Среднего царства.

IV. Египет Нового царства (XVI-XII в.в. до н.э., 495 лет)
XVIII, XIX, XX династии
1. Египетское производство в период Нового царства. Новые изобретения.
Товар и деньги.
2. Завоевания. Внешняя торговля и работорговля.
3. Знать, жречество, воины.
4. Египет в период наивысшего могущества.
5. Культура Египта в период Нового царства (изобразительное искусство,
костюм, литература, зодчество, религия, наука).

V. Египет в период Позднего царства (425 лет)
XXI – XXVI династии
1. Поздний Египет (XI-VIII в.в. до н.э.). Уровень развития
производительных сил. Развитие обмена.
2. Начало железного века в Египте (период господства XXV – XXVI династий
– новая эра развития производительных сил).
3. Развитие рабства и социальный состав общества.
4. Египетская культура и идеология в первой половине I тысячелетия.

VI. Роль культуры Древнего Египта в развитии культуры древних народов
мира.

VII. Современный Египет
1. Государственный строй.
2. Экономическая структура.
3. Культурная жизнь современного государства.

ЛИТЕРАТУРА
I. Египет Раннего царства.


Введение.

Одна из древнейших мировых цивилизаций зародилась в Северо-Восточной
Африке, в долине Нила. Принято считать, что слово «Египет» происходит от
древнегреческого «Айгюптос». Оно возникло, вероятно, от Хет-ка-Птах-
города, который греки впоследствии именовали Мемфисом.
Сами же египтяне называли свою страну «Та-Кемет» – Черная Земля – по
цвету местной почвы. По словам Геродота, Египет – «дар Нила», ибо Нил был
источником неиссякаемого плодородия, основой всей с/х деятельности
населения.
Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения
различных племен Северо-Восточной Африки, а возможно, и некоторых племен,
живших впоследствии в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изобретениям
и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения,
цвет их кожи был смуглый, волосы – черные, гладкие. Древнеегипетский язык
составляет особую группу в пределах семито-хемитской семьи языков.

Период возникновения древнейшего классового общества и
государства в Египте.

Для превращения долины Нила в одну из плодороднейших стран мира
необходим был преобразующий человеческий труд. Производство кремневых
орудий достигло в первобытном Египте исключительного совершенства. Этому
способствовало обилие здесь отличного кремния.
Медные орудия появились в Египте тоже очень рано (хотя в самом Египте
месторождения медной руды ничтожны, но на Синайском полуострове находили
богатейшие месторождения меди). Их могли разрабатывать в самой глубокой
древности. Распространение относительно совершенных орудий труда позволило
обществу рано достигнуть того уровня развития, при котором становилось
возможным широкое хозяйственной использование могучей природной силы –
реки. Только человеческий труд мог распределить равномерно и своевременно
избыточную влагу по поверхности земли и устранить как безводье, так и
заболоченность почвы.
По мере того, как создавалась оросительная система, в первобытных
общинах, переходивших к земледелию, становились возможными более
производительный земледельческий труд и накопление продуктов сверх
необходимых для прокормления самих работников. В то время становилось
возможным и присвоение большей части продуктов труда более богатыми и
сильными людьми. Они завладевали средствами производства.
Порабощение человека человеком началось в Египте в глубочайше
древности. Здесь разрушилась родоплеменная общинность, на месте
первобытных общин возникали общины земледельцев, объединенных соседством и
совместным трудом по поддержанию орошения. Сельская община существовала на
протяжении тысячелетий, т.к. именно трудом общинников создавались
грандиозные оросительные и другие сооружения древнейшего Египта.
Развившаяся система угнетения большинства меньшинством привела к
образованию в Египте государства.
Когда возабладали медные орудия, в Египте уже происходил процесс
складывания классового общества и государства рабовладельцев.
В эпоху, предшествующую образованию государства, Египет состоял из
отдельных областей (номов – греч.), в результате их объединения возникли 2
царства: Нижний и Верхний Египет. После долгой войны победу одержало
Верхнеегипетское царство, произошло слияние обеих частей.
Около 3000 г. до н.э. в долине Нила уже существовало единое
государство.
История древнеегипетского государства делится на несколько периодов:
Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства.
Каждый переходный период – это время голода и обезлюдения некогда
процветавши городов, раздробленности и социальных потрясений, разрыва
торговых связей, внешних вторжений.

Каменные и медные орудия труда. Ремесла.

Добыча руды и изготовление орудий из металла были важнейшим условием
для достижения производством того уровня, при котором становилось
возможным сосредоточение важнейших средств производства в руках меньшинства
и порабощение большинства меньшинством. При раскопках погребений было
обнаружено немало медных орудий (резцы, иголки, щипцы, медные гвозди,
проволока, медная обшивка, украшения и посуда, пилы и мотыги, медные
пластины). Всё говорит о большом и давнем навыке в изготовлении и
употреблении орудий из меди уже в период Раннего царства. Камень как
материал для производства орудий продолжал применяться весьма широко (ножи
и ножички, скребки, наконечники стрел из кремния, дерев. серпы с кремневыми
лезвиями). Однако основным материалом была медь. Египет при первых
династиях жил в медном веке, хотя и полном еще пережитком каменного.
Во времена Раннего царства значительного совершенства достигло
строительство из кирпича-сырца; кирпичный свод египтяне умели выводить уже
при I династии. Наряду с кирпичом широко пользовались деревом (подземные
склепы I династии, обшитые внутри деревом и перекрытые очень толстыми
бревнами, говорят о большом мастерстве в обработке дерева, то же показывают
и остатки домашней обстановки).
Камень в раннеегипетском зодчестве применялся в ограниченном
количестве. Тем не менее, он не был особой редкостью даже в гробницах
частных лиц I династии (царский склеп с каменным полом и такими же стенами,
а также каменный косяк у дверей храма).
Во время Раннего царства в большом количестве производилась посуда из
глины с последующим обжигом. В ходу была также посуда из особого состава –
так называемого египетского фаянса. Употреблялась и медная посуда, а также
была распространена посуда из камня, особенно из более мягкого
(алебастра), легко поддающегося обработке орудиями из меди. Уже в те
времена умели изготовлять писчий материал - папирус.
P.S. Папирус являлся материалом не только для построек хижин, но
прежде всего легких лодок и челноков, очень удобных для преследования в
водяных зарослях крокодилов и гиппопотамов, для выслеживания птичьих
гнездовищ и разведки рыбных затонов.
С именем царя Мина (греч. Менеса) – основателя I династии – связано
начало летописи египетских экспедиций.
В эпоху Раннего царства (XXX – XVIII в.в. до н.э.) Египет управлялся
двумя династиями. Фараон II династии Хасехем окончательно объединил страну
в централизованное государство, подавив волнения на севере Египта.
Одной из важнейших функций царской власти была организация
оросительной системы в Нильской долине и поддержание ее в порядке.
Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал
страной исключительного плодородия.

Земледелие и скотоводство.

В период Раннего царства процветало виноградарство и хлебопашество.

Многочисленные винные сосуды, найденные в Нижнем Египте,
свидетельствуют о процветании искусства возделывания винограда. В гробницах
был найден ячмень, а также разновидность пшеницы–эммер (двузернянка),
земледельческие орудия - плуг, мотыга, деревянные серпы со вставными
лезвиями из кусочков кремния. Помол зерна производился вручную: грубые
зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно). В могилах были
найдены полотна и льняные веревки, некоторые полотна очень высокого
качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о развитом
льноводстве. Египет был страной высокоразвитого скотоводства. Едва ли не
все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны
уже в период Раннего царства. Существование быка, осла, барана с
развесистыми рогами, козы, засвидетельствованы изобразительным искусством и
письменностью, а также находками костей этих животных при раскопках.

Источники сырья.

Почти все сырье, необходимое для производства можно было найти или в
самой стране, или в близлежащей пустыне. Египетские месторождения меди были
ничтожны, но ее добывали на Синайском полуострове (п/о), золото имелось в
пустыне между Нилом и Красным морем, а также к югу от Египта, в Эфиопии.
Горы, замыкавшие Нильскую долину, были богаты различными породами
камня: гранитом, диоритом, базальтом, алебастром, известняком, песчаником.
Полудрагоценные камни добывали в пустыне к востоку от реки, другие
(бирюза, малахит) на Синайском полуострове.
Редкий камень лазурит доставлялся посредством обмена с азиатскими
племенами. Черное дерево, употреблявшееся для всевозможных поделок, от
частей домашней обстановки до наконечников стрел было, несомненно,
привозным. Широкое использование слоновой кости говорит о том, что слон
еще водился по окраинам пустыни. Таким образом, природные богатства страны
и окрестных пустынь позволяли во времена Раннего царства обходиться
собственным и близлежащим сырьем, что, конечно, не исключало торговых
отношений Египта со странами, даже довольно отдаленными (например, посуда,
привозимая с островов Эгейского моря).

Общественные отношения и государственная власть.

Большое царское хозяйство тщательно управлялось и выпускало разные
изделия (различные печати: «печать судостроительного или деревообделочного
заведения», «мастерские пищи») упоминаются в надписях II династии. В конце
II династии внутри самой царской семьи хозяйство царицы было отдельным от
хозяйства царя.
Выделение «дома царя» предполагает существование при I и II династиях
и «домов» (хозяйств) нецарских. Среди надгробных надписей царских
приближенных и слуг I династии, имеется одна, в которой погребенный прямо
называется «рабом». Возможно, этот «раб» был царским невольником, скорее
всего домашним слугою царя.
В период Раннего царства велось немало войн, внутренних и внешних
(связанный пленник – излюбленный сюжет в тогдашнем изобразительном
искусстве, на некоторых изображениях представлено убиение пленных на
других показывался только их угон).
В период Раннего царства рабы не привлекались к земледельческому
труду, а привлекались к строительству пирамид и усыпальниц.
Общественное расслоение Египта наблюдалось уже в середине I династии.
Об этом свидетельствует усыпальница важного сановника с многочисленными
помещениями, с большой утварью и припасами. Вельможа похоронен по-царски,
с ним похоронены его рабы. В ряде могил было обнаружено: дорогая каменная
посуда, игральные пешки из слоновой кости, изящная булавка, большая медная
чаша, что свидетельствует о погребенных как о людях с достатком. Могилы
изнутри отделаны сырцовым кирпичом.
Бедняков хоронили в ямы, вырытые в слежавшемся песке. Столичная знать,
располагавшая людьми и богатствами уже тогда вершила судьбами людей.
Раннее царство было уже царством двуединым, но единство его было
непрочным. Борьба между верхнеегипетскими завоевателями и Нижним Египтом
красной нитью проходит через историю Раннего царства.
Во главе государства стоял царь, которого окружал многолюдный двор,
состоявший из множества придворных чинов и различных прислужников.
Вельможи были обладателями важных должностей в самом царском
хозяйстве. Источники упоминают об областях, на которые распадался в то
время Египет и которые греки позже называли номами. Звание, обозначившее
впоследствии правителя области - номарха, встречается в надписях уже при I
династии. Также встречается слово «судья». Постоянное войско существовало
в зачаточном состоянии (рисунок с иероглифом «воин», на котором изображен
воин с луком в руке).
Большое значение в государственной жизни имели писцы (каждые два года
в стране производился переучет для налоговых целей).
Основной задачей государственной власти являлось подавление
угнетаемых.

Культура эпохи Раннего царства.

Письменность и начало знаний.
В период Раннего царства египетская письменность уже сложилась.
Накануне периода I династии египтяне пользовались всеми основными видами
знаков и всеми приемами их сочетания, какими пользовались впоследствии.
Греческие писатели назвали знаки египетских надписей на стенах храмов,
иероглифами («hieros» – священный и «glypho» – режу, высекаю). По внешнему
облику иероглифы представляли собой рисунки живых существ и различных
предметов. Иероглифы или прямо «изображали» слово или косвенно намекали на
содержание слова.
Еще до I династии писцы помечали посуду с припасами чернильными
надписями. Почерк отличается беглостью и уверенностью. Изображения
(иероглифы) письменного прибора доказывают, что уже тогда чернилами писали
при помощи длинных тростинок-кисточек. Счетное дело достигло высокого
уровня. К началу I династии египетские счетчики пользовались громадными
числами (слова и знаки для обозначения 10 000, 100 000, 1
000 000). Летоисчисление велось по годам, подразделенным на месяцы и дни.
Каждый год получил свое наименование по имевшим место событиям. Имена
царей, названия лет, уровень Нила заносились в летопись.
Религия.
В период Раннего царства учение о божественности главы государства
служило упрочнению существовавшего классового строя.
Воинственная богиня гор. Саиса-Нейт пользовалась при I династии
большим почетов и в других частях страны.
Земледельческое божество – солнце Ра, упоминается впервые в составе
царского имени при II династии.
Уже при I династии появляется в надписях вера в существование у
человека души-двойника, в особое значение имени человека. Забота о
снабжении умершего жилищем (гробницею), едой и утварью для загробного
существования была унаследована от прошлого и развита дальше. Вера в
волшебство обнаруживается в раннеегипетских источниках.
Искусство.
Если о раннеегипетских храмах судить по знакам – изображениям в
письменности, это были, по-видимому, небольшие постройки внутри оград.
Единственная отрасль раннеегипетского зодчества – это гробницы царей,
знати. Первоначально они возводились не из камня, а из кирпича-сырца
(ступенчатая пирамида).
От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень
немного крупных круглых скульптур (изображение людей и животных). Однако
еще при II династии даже крупные каменные изваяния людей иногда отличались
несоразмерностью отдельных частей тела.
Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались.
Плоские изображения и письмена составляли при первых династиях неразрывное
единство. Художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог
его видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайны

Новинки рефератов ::

Реферат: Инновационный и производственный менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Сахариды (Химия)


Реферат: Кризис гуманистической идеологии в творчестве Кристофера Марло (История)


Реферат: Методика изучения черчения слушателями факультета довузовской подготовки (Педагогика)


Реферат: Философия Древнего Китая (Даосизм) (Философия)


Реферат: Бизнес-план (Менеджмент)


Реферат: Анализ финансовой деятельности предприятия ЗАО "Ртищевские продукты" (Аудит)


Реферат: Древний Рим (Культурология)


Реферат: Техника безопасности при возгорании ЛВЖ (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Революция 1905-1907гг. Избранное (Государство и право)


Реферат: Hollidays (Иностранные языки)


Реферат: Милиция общественной безопасности (Государство и право)


Реферат: Социальная теория народничества (Социология)


Реферат: Деньги и денежные средства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Интеллектуальная собственность в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Контрольна з права (Гражданское право и процесс)


Реферат: Социализм (Политология)


Реферат: Норма права. Понятие, структура, виды (Государство и право)


Реферат: Теория государства и права (шпаргалка) (Государство и право)


Реферат: Конституционный суд РФ [Курсовая] (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист