GeoSELECT.ru



Искусство и культура / Реферат: Горгий и горгианские фигуры (Искусство и культура)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Горгий и горгианские фигуры (Искусство и культура)



Московский Государственный Университет

имени М.В. Ломоносова.

Факультет журналистики.



Реферат на тему:

«Горгий и горгианские фигуры»



студента 117 группы

Шмакова Сергея Сергеевича



Преподаватель:

Аникеев В.Е.



Москва, 1998.



Публичная речь была неотъемлемой частью политической жизни Древней Эллады.
Для того, чтобы завоевать успех, политик должен был в совершенстве владеть
искусством красноречия. Помимо политических деятелей, ораторское искусство
в V веке до н.э. активно эксплуатировала новая в афинском обществе группа
людей, зарабатывающая на жизнь интеллектуальным трудом. Это были учителя
красноречия, сформировавшиеся в недрах софистики, и бравшиеся обучать за
довольно высокую плату тех, кто стремился к общественной или
государственной деятельности.
Крупнейшим теоретиком и учителем красноречия в V веке до н.э. был Горгий,
ученик прославленного сицилийского философа Эмпедокла. Ряд исследователей
считает именно Горгия творцом греческой художественной прозы.

Горгий родился в 485 году до н.э. в городе Леонтин, в Сицилии. Прибыв
в Аттику в 427 году, в качестве посла Леонтина, терпящего притеснения от
соседних Сиракуз, Горгий привёл в восторг афинскую публику своими речами -
так искусно до Горгия в Афинах не говорил никто (античная традиция
приписывает Горгию применение так называемых «Горгиевых фигур», суть
которых заключалась в привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических
приемов. Подробнее о «Горгиевых фигурах» будет рассказано ниже.) В
результате экклесия[1] отдала предпочтение этому политическому оратору за
умение красиво выражать свою мысль. В постановлении экклесии значилось:
немедленно оказать леонтийцам военную помощь в борьбе против Сиракуз.

Позднее Горгий объездил всю Грецию, повсюду выступая перед
слушателями. На собрании Греков в Олимпии он обратился к собравшимся с
призывом к единодушию в борьбе против варваров. Олимпийская речь Горгия
надолго прославила его имя (ему была поставлена статуя в Олимпии, основание
которой найдено в прошлом веке во время археологический раскопок).

Традиция донесла до нас немногое из творческого наследия Горгия.
Существует, например, следующий совет оратору: «Серьёзные доводы противника
опровергай шуткой, шутки – серьёзностью». Целиком сохранились лишь две
речи, приписываемые Горгию – «Похвала Елене» и «Оправдание Поламеда»,
написанные на сюжеты мифов о Троянской войне.

Горгий был одним из первых ораторов нового типа – не только практиком,
но и теоретиком красноречия. Горгий, окрылённый успехом своих первых речей,
открывает в Афинах школу красноречия, в которой за плату обучает юношей из
богатых семей говорить и логически мыслить.
Такие учителя назывались «софистами» (в переводе с греческого - «специалист
по мудрости»). Софистика отказалась от абсолютизации традиций и законов, от
наивного мифологизма и выдвинула учение о всеобщей относительности.
Истинным для софистов является лишь то, что может быть доказано достаточно
убедительным образом. Отсюда забота софистов об убедительности
доказательства и выразительности слова: они сделали слово объектом
специального исследования. Особенно много занимались они происхождением
слова (этимологией) и синонимикой.

Горгий разрабатывает методику воздействия на слушателя и вводит ряд
средств, известных у нас под названием горгианских фигур. Суть их - в
привнесении в ораторскую прозу чисто поэтических приемов, с помощью которых
речь оратора становится более убедительной. Так, Горгий применял антитезу
(резко выраженное противопоставление понятий), оксюморон (сочетание
противоположных по смыслу понятий), членение предложений на симметричные
части, аллитерацию (игру звуками), ассонансы (повторение в стихе сходных
гласных звуков), созвучие окончаний в предложении.

Созвучия окончаний сопрягали одинаковые по своей грамматической форме
слова, расставляя их по концам синтаксических отрезков. Подобный способ
выражения оценивался как черта приподнятого стиля, например, у Горгия:
«Случая ли изволением, богов ли велением, неизбежности ли узаконением
совершила она то, что совершила? Была она или силой похищена, или речами
улещена, или любовью охвачена?»

(из речи «Похвала Елене», перевод С.Кондратьева).



По свидетельству греческого историка Филострата, Горгий вызывал
восторг вовсе не как судебный или политический оратор, а как мастер
торжественного (эпидиктического) красноречия. Именно Горгию принадлежали
поразившие слушателей Олимпийская речь на празднествах в Пифийском храме и
надгробное слово в память афинян, павших на войне (обе речи не
сохранились). Эти речи способствовали не столько выражению симпатий или
лести по отношению к тому или иному политическому деятелю, но посвящались
пропаганде определенной идеологии или образа жизни.

Главным поприщем, на котором совершенствовал себя мастер парадного
красноречия, было умение хвалить. От софистов V века до н.э. тянется нить
опытов этого искусства, охватывающего все многообразие предметов от самых
простых (похвала горшкам, мышам, камешкам - ученик Горгия Поликрат) до
самых престижных (похвала городу, правителю). Умение хвалить предполагало
три вещи: умение придать словесной ткани эффектное благозвучие (как
хвалить), умение найти в объекте ценность, заслуживающую похвалы (за что
хвалить) и умение сделать предмет похвалы близким слушателю (для чего
хвалить). Овладевая этим умением, риторы V - IV вв. до н.э. создали
непререкаемую норму достоинств стиля и подняли нравственные ценности полиса
на ту притягательную высоту, на которой они оставались еще многие столетия.

Дошедшие до нас сочинения Горгия «Похвала Елене» и «Оправдание
Паламеда» как раз являются образцами политического красноречия. Написаны
они на мифологический сюжет, и как утверждает сам Горгий в заключительных
строках «Елены», это произведения есть лишь «игра ума»:
«Что в речи сначала себе я поставил, тому верным остался; попытавшись
разрушить поношения несправедливость, общего мнения необдуманность, эту
речь я захотел написать Елене во славу, себе же в забаву».

Для своей «Похвалы» Горгий не случайно избирает тему, достаточно
распространенную в греческой культуре того времени. Его современник Еврипид
в трагедии «Елена» старался оправдать гомеровскую виновницу Троянской
войны, опираясь на версию Стесихора, согласно которой в Трое находилась
лишь тень Елены Спартанской, в то время как верная жена Менелая дожидалась
его в Египте.
В отличие от него Горгий не стал изменять мифологическую версию
«жизнеописания» Елены, а дал ей новую оценку. Секрет оратора заключался в
умении перетолковывать факты и придавать им неожиданную окраску.
Т.А.Миллер, анализируя творчество Горгия, пишет, что «он применил
особый прием, который сводился к тому, что явления реальности
распределялись по двум противоположным полюсам, и от того, насколько
удавалось оратору подвести предмет под определённую категорию и
соответственно поместить его на том или ином полюсе, зависела его оценка».
Этот прим становится любимым приёмом Горгия. «В фокус внимания писателя
попадали не изолированные объекты, а сразу два предмета, каждый из которых
был наделен признаками, противоположным признакам своего напарника». Фраза,
открывающая «Елену», звучит так:
«Славой служит городу смелость, телу - красота, духу -разумность, речи
приводимой - правдивость; всё обратное этому - лишь бесславие».
«Созвучие слов, вынесенных в начало и конец фразы и отличающихся друг
от друга лишь отрицательным префиксом, делает прозрачно ясной полярную
противоположность понятий, а строго выдержанная однотипность перечислений
подчеркивает смысловое единство признаков...»

В основной части речи вместо изложения фактов из жизни Елены Горгий
предлагал слушателю взглянуть на неё с совершенно новой стороны. Поведение
Елены не описывается в конкретных подробностях, а воспроизводится в виде
моделей: Елена, по мнению Горгия, была «или силой похищена, или речами
улещена, или любовью охвачена».
Миллер, продолжая исследовать речь Горгия, отмечает: «Способ
реабилитации героини прост и схематичен: устанавливается система
зависимости между антиподами «сильный-слабый», и каждая из причин
помещается в разряд «сильных», так что Елена должна автоматически занять
место на противоположном полюсе, т.е. в числе слабых или неповинных жертв
насилия...» С помощью «игры контрастами», которой пользовался Горгий, можно
было доказывать диаметрально противоположные вещи, стоило найти для
искомого предмета ряд оппозиций».

Таким образом, мы видим, что Горгий в полной мере владел искусством
слова и внес неоценимый вклад в развитие античного ораторского искусства.
Многие ораторские приёмы, которые разработал Горгий, используются в
риторике и в наши дни.



Использованная литература:



Козаржевский А.Ч. Античное ораторское искусство. M., 1980,

Корнилова Е.Н. Риторика - искусство убеждать. М., 1998.

Сборник «Ораторы Греции». М., 1985.
-----------------------
[1] Народное собрание, на котором решались вопросы о войне и мире, об
отношениях с другими государствами, о праве высылки, выбирались должностные
лица.





Реферат на тему: Государственный Исторический Музей

Махалов Сергей
Фн-2-2
Доклад по истории
Тема: посещение
Государственного Исторического музея.

Государственный Исторический музей

Исторический музей построен в 1875-1881 гг. архитектором
В.О.Шервудом. Стены Исторического музея выложены из красного обожжённого
кирпича, как и стены Кремля. Над зданием музея поднялись башни, и они
напоминают кремлёвские. Открылся музей в 1883 г. Русские учёные, историки,
археологи писали: "События великого прошлого, деяния предков наших
предстанут как бы воотчию перед тысячами людей, разнесутся молвою по всему
обширному Отечеству нашему, перейдут к детям и внукам нашим". Исторический
музей хранит более четырёх миллионов экспонатов. На том месте, где
выстроен Исторический музей, прежде находилось здание, где располагался в
первые годы после его основания Московский университет.
В одном из залов Исторического музея хранится немало уникальных
исторических экспонатов, принадлежавших жителям древнерусского государства.
Все они были найдены в разных местах нашей Родины и относятся в основном к
IX-XIII векам.
На витрине под общим названием "Внутренняя политика древнерусского
государства" выставлены такие интересные вещи, как Радзивиловская летопись
XV века (копия миниатюры) с изображением Владимира Мономаха, вручающего
своему сыну Андрею Владимировичу княжеский меч, Русская Правда XI в.,
берестяная грамота с упоминанием о Руси, найденная на Новогородских землях
и относящаяся к XII в., привеевка со знаком Рюриковичей XI в., русские
великокняжеские печати, перстень с изображением княжеского знака и др.
Наиболее понравившимися мне экспонатами на этой витрине являются отлично
сохранившиеся первые русские монеты конца IX - начала X вв. и десятки монет
XI в. Также интересен и Изборник киевского князя Святослава Ярославовича
1073 года с рукописным текстом-письмом и рисунками-знаками зодиака.
Переходя к следующей витрине, мы от государственных и княжеских вещей
переносимся в окружение предметов, использовавшихся на Руси в быту
крестьянами. На витрине "Русская деревня в IX-XIII вв." выставленные
экспонаты разделены на несколько экспозиций. Наральник, сошники, топоры,
косы-горбуши, оковка лопаты, серны, жернов, глиняные "хлебцы" и горшки
относятся к "Земледелию". К "Рыболовству и охоте" принадлежат крючки,
грузила, блесны, остроги, наконечники охотничьих стрел. В разделе "Ремесло"
представлены фрагменты болотной руды, инструменты для обработки металла,
дерева, кости, керамическая посуда. Такие вещи, как шерстяные шпаки, спица
для кудели, костяной кочедык, игла, пряслица для веретена, фрагменты воска,
вязаные изделия, относятся к разделу "Домашние промыслы". Из бытовых
предметов здесь есть костяные гребни, ножницы, ножи, кресало, светец, замки
и ключи. И еще один раздел - "Животноводство", включающий в себя ботало,
глиняные фигурки баранов, берестяную грамоту о покупке коровы.
На других двух витринах располагаются не менее интересные экспонаты -
ювелирные изделия и украшения. На витринах "Восточнославянские племена XI-
XIII вв." нашему вниманию представлены комплексы украшений Вятичей,
Радимичей, Северян и Кривичей, а также предметы мужского костюма Кривичей,
Новогородских Славян и Дреговичей. Все изделия немного отличаются друг от
друга материалами, из которых они сделаны: у одних это серебро, у других -
полудрагоценные камни. Так как у разных племен были свои традиции и обряды,
то и украшения, принадлежавшие разным народам, тоже имеют в себе какие-то
особенные, неповторяющиеся детали. Чаще всего можно видеть бусы или
украшения, носившиеся на шее, хотя иногда попадаются и кольца или перстни.
Ну и, наконец, последняя витрина - "Язычество на Руси - Христианство в
Византии". Здесь экспонаты подобраны таким образом, что сразу видна разница
между двумя непохожими друг на друга вероисповеданиями. К язычеству тут
относятся всевозможные амулеты, всегда носившиеся славянами, верящими в их
помощь, с собой, идолы с изображениями языческих богов, выточенными из
камня, от совсем маленьких до больших по размеру. Переходя к предметам,
относящимся к христианству, стоит затронуть еще один интересный экспонат -
Радзивиловскую летопись XV века, состоящую из нескольких фрагментов и
изображающую присягу Игоря и его воинов-язычников, крещение Ольги в
Царьграде царем и патриархом, совет Владимира Святославовича с боярами и
дружиной о месте принятия христианства Русью. Следующий раздел этой же
витрины, "Культовые предметы из византийских провинций", включает в себя
предметы византийской церкви: керамические иконы с изображениями святой
Елизаветы, святого Георгия, архангела Михаила на коне, кресты, кадило,
лампадофор. При осмотре данной витрины хорошо видна разница не только между
двумя разными религиями, но и государствами.
Подводя итог, следует сказать, что посещение Государственного
Исторического музея произвело на меня незабываемое впечатление. Как же все-
таки хорошо, что в Москве есть такое место, где разом можно оказаться в
нескольких эпохах нынешнего и предыдущих тысячелетий, посмотреть и
окунуться глубоко в богатейшую историю нашей Родины. Хочется, чтобы таких
мест, как Исторический музей, было больше.

-----------------------
[pic]

[pic]






Новинки рефератов ::

Реферат: Освобождение Москвы (История)


Реферат: Подготовка школьников к общению (Педагогика)


Реферат: Моделирование женской одежды (Предпринимательство)


Реферат: Проект термического отделения для обезуглероживающего и рекристаллизационного отжига изотропной электротехнической стали третьей группы легирования в толщине 0.5 мм в условиях ЛПЦ-5 АО НЛМК (Металлургия)


Реферат: Порядок ведения и отражения в учете кассовых операций (Бухгалтерский учет)


Реферат: Исковая давность и ее гражданско-правовое значение (Гражданское право и процесс)


Реферат: Преступления против собственности (Уголовное право и процесс)


Реферат: Основні положення законодавства України про працю та охорону праці, основні принципи державної політики в галузі охорони праці (Трудовое право)


Реферат: Конституционное право (Государство и право)


Реферат: Особенности политической мысли России (Политология)


Реферат: Понятие судебной системы РФ (Государство и право)


Реферат: Сильные Люди в рассказах Джека Лондона (Литература)


Реферат: Контент-анализ как метод конкретных политико-социологических исследований (Социология)


Реферат: Китайская грамота мимики и жестов (Культурология)


Реферат: Доколумбовая цивилизация в Америке (Культурология)


Реферат: Поведение чайки (Биология)


Реферат: Законодательная техника, терминология (Теория государства и права)


Реферат: Макс Вебер как создатель концепции рациональной бюрократии (Социология)


Реферат: Право в системе нормативного регулирования общественных отношений (Теория государства и права)


Реферат: Идеология друидизма (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист