|
Реферат: Анализ стихотворения Бунина (Литература : русская)
Анализ стихотворения Ивана Бунина «Настанет день - исчезну я…»
Настанет день – исчезну я А в этой комнате пустой Всё то же будет: стол, скамья Да образ древний и простой.
И так же будет залетать Цветная бабочка в шелку, Порхать, шуршать и трепетать По голубому потолку.
И так же будет неба дно Смотреть в открытое окно, И море ровной синевой Манить в простор пустынный свой.
ВОСПРИЯТИЕ:
Это стихотворение можно рассматривать как минимум с двух точек зрения: Во-первых, можно сказать, что лирический герой грустит о том, что его скоро не станет, а мир будет всё также маняще – прекрасен. С другой стороны, возможно, здесь высказан некоторый оптимизм в том, что смерть это совсем не конец, не катастрофа, и, что пусть человек и исчезнет, но опять же - лишь он, а много прекрасных вещей и весь Мир будет существовать, такой же вечный и неизменный. Во-вторых, сам - собой напрашивается и третий вариант: - стихотворение представляет собой сложный синтез печали и радости, неотвратимости конца и надежды, фатализма и оптимизма, если хотите. Теперь попробуем разобраться во всём по-подробнее.
ИДЕЙНО – ОБРАЗНЫЙ УРОВЕНЬ:
1. Идея: Всё движется к концу, но что-то остаётся. Эмоция: Печаль и надежда.
2. Образы и мотивы:
Образы: Комната, стол, скамья, и образ (икона) Бабочка, море, небо, простор.
Мотив: Мотив печали – круговорот жизни и смерти (Буддистский мотив)
Не живая, пустая комната со стулом и т.п. и будет залетать бабочка – живое существо; такая же как залетает сейчас. Т.е всё, что сейчас перед глазами лирического героя всё повторится, всё ему до боли знакомое повторится, даже когда его уже не будет => надежда: Может быть и он, пройдя этот круговорот, повторится тоже?
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОИЗВЕДЕНИЯ:
1. Предметный состав:
день комната я неба дно стол бабочка море скамья простор образ (икона) потолок окно
Какие получились группы слов:
Первый столбец – описание природы. Здесь особенно бросается в глаза словосочетание «неба дно» - этакая метафора ещё раз дающая понять, что всё конечно. ( по крайней мере она создаёт такой намёк ) И слово Море как противоположность, антитеза, противопоставление: НЕБО - МОРЕ - две стихии вроде похожие и в то же время абсолютно разные, стоит ли говорить, что море тоже имеет дно… далее после существительных море и небо идёт ещё такое существительное как ПРОСТОР – ещё одно объединяющее звено в абсолютно разных, повторюсь, стихиях. И опять же на этом противопоставлении, небо – море, невольно возникает уже знакомая ассоциация Жизнь – Смерть – лейтмотив всего стихотворения.
Второй столбец – самый большой, - от экстерьера мы переходим к интерьеру ( в самом стихотворении наоборот) к окружающей бытовой, урбанистической обстановке. Это совершенно обычные вещи: Комната, стол, скамья, икона, потолок и… ОКНО - своеобразная связка, градация – начинающаяся с общего – комната – и переходящая постепенно через другие предметы интерьера к окну – через которое мы и переносимся в этот простор о коем говорилось выше, - простор моря и неба.
И, наконец, третий столбец – самый маленький, состоящий всего из двух слов, но самый, на мой взгляд, интересный и ёмкий. Эти два слова – местоимение «Я» и существительное «БАБОЧКА». Всего два живых существа в окружении природы неживой. Эти слова, вычлененные из текста, кричат, говорят сами за себя составляя всю основу стиха – Я БАБОЧКА – и снова мы возвращаемся к Буддистским мотивам в творчестве Бунина, снова этот круговорот жизни и смерти: … Всё так же залетает бабочка и после смерти того кто её видит сейчас, может уже не та, но такая же и так же. И снова приходит на ум идея возрождения – реинкарнации. Это сравнение невидимое в тексте Я – БАБОЧКА так или иначе присутствует в стихотворении очень ярко определяя его основную мысль. (Кстати, такое сравнение очень часто встречается в трудах одного из основателей Даосизма).
2. Чувственная, эмоциональная окраска художественного мира произведения:
Пустая (комната) Древний и простой (образ) Голубой (потолок) Пустынный (простор)
Все прилагательные тематически представляют собой практически одно и то же.
Пустая комната – говорит о том, что человек уже исчез => лёгкая грусть. Образ древний и простой – простые вещи – бабочка и икона существуют дольше, - Первая бесконечно возрождаясь, вторая просто в силу своей механической особенности и неприкосновенности (это я об иконе).
Голубой потолок под которым порхает бабочка – прямая аналогия с цветом неба – этакий мир в мире, вселенная во вселенной, личное небо, собственный внутренний мир. Далее «ровная синева» – на сей раз Моря. Ровная – значит в тихую погоду. От этой картины так и веет покоем и умиротворённостью. И вновь, не побоюсь повториться, возникает эта тема – покоя т.е смерти, и умиротворённости т.е надежды и возрождения. И, наконец, «пустынный простор» - ещё одна тема данного стихотворения – тема одиночества. Недаром в стихотворении так много уделено места описанию интерьера и бытовой обстановки, а живых существ всего два, да и то соединённых с одной стороны во едино – Я БАБОЧКА – а с другой разделённых т.к исчезну я … а всё то же будет, когда лирический герой исчезнет.
3. Действия и состояния в художественном мире произведения:
Настанет день – исчезну я (противопоставление) снова отсылка к лейтмотиву стихотворения. Всё то же будет: будет залетать (бабочка) порхать шуршать трепетать
Бабочка описывается как любое другое живое существо и в то же время со всеми действиями присущими человеку: Порхать – жить, веселиться, гулять, радоваться жизни. Трепетать – переживать, любить, страдать. Шуршать – работать, заниматься чем – либо, писать, в конце – концов!
Другими словами, в образе бабочки представлена нескончаемая череда жизненного цикла, рождения новых людей которые будут жить, и работать после. Это что касается внешнего мира лирического героя. После чего следует переход к внутреннему. Тому, что испытал и испытывает лирический герой в данный момент: Небо смотрит в окно, а простор моря манит его к себе.
Таков вырисовывающийся перед нами Художественный мир стихотворения Бунина. Чтобы он приобрёл окончательный вид. Нужно посмотреть в заключении на три самые общие его характеристики: Как выражено в нём пространство, время и точка авторского (и читательского) зрения.
Точка авторского зрения уже достаточна ясна из всего сказанного, - она субъективна, мир представлен не внешне, а внутренне пережитым – «интериоризированным». Это вообще характерно для творчества Бунина. Для примера можно взять любое его стихотворение. Да и вообще его творчество связано с импрессионизмом – описанием мимолётных чувств, идей в чистом виде, - без анализа этих чувств.
Пространство и время: Пространство здесь выражено слабее, чем время, не смотря на явное преобладание описаний, а время включено в понятие будущего, того, что случится, всего этого движения и круговорота жизни – а это и есть главная тема стихотворения. Тем не менее, пространство представлено весьма и весьма ярко: это и описание комнаты и всего что в ней, затем выход через окно на описание неба и воды (описание представлено сверху вниз) и пустынного простора. (описание пространства в ширину) Время представлено с нарастающей подробностью. В первой строке противопоставлены друг другу прошлое (или настоящее) и будущее, а в последующих катренах будущее время всё развивается обрастая всё новыми подробностями, деталями и планами. Таким образом будущее представлено в каждой строфе, как сквозная тема печали и надежды лирического героя.
СТИЛИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
Лексика: Неба дно – метафора создающая определенное впечатление конечности всего, даже неба и в то же время намёк на его бездонность.
Синтаксис: Ровная синева Простор пустынный - эпитеты создающие общее впечатление монументальности и спокойствия.
ФОНИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ:
1.Явления стиха: 4х стопный ямб 3 катрена с перекрёстной рифмовкой в первых двух и параллельной в третьем.
A B A B
C D C D
E E F F
2. Собственно звукопись: Аллитераций нет Ассонансов нет
Я попытался сделать Имманентный анализ – т.е не выходящий за рамки того о чём напрямую сказано в тексте. Это значит, что я не привлекал для понимания стихотворения ни биографических сведений об Авторе, ни исторических сведений об обстановке написания, ни сравнительных сопоставлений с другими текстами.
Реферат на тему: Анализ стихотворения Бунина "Змея"
Сочинение – миниатюра. Анализ стихотворения Бунина «Змея».
«Я сед, сух, худ, но еще ядовит» И.А. Бунин, 1941г.
И.А. Бунин — певец русской природы. Все его творчество выражает восхищение красотой физического мира, мощной силой природы. Мир у поэта всегда прекрасен, но иногда он жесток к человеку или просто равнодушен. В стихотворении «Змея» звучат темы одиночества, неожиданной разлуки или встречи, проблема судьбы и случайности. Это стихотворение несет большое эмоциональное напряжение. В стихотворении «Змея» действует абстрактное «я». В нем показан внутренний мир человека, как одинокой «змеи». В поэзии Бунина есть несколько стихотворений о змеях: «Змея», «Ночная змея», новелла «Ночь». Бунин испытывал «безудержный» ужас перед змеями. Я думаю, что поэта не покидала «вечная» тема смерти. Бунин хотел бы даже отрицать смерть, ее неизбежность: «Не верю, что умру, устану, что навсегда в земле усну, – нет, – упоенный счастьем жизни, я лишь до солнца отдохну!». Конечно, это не могло не отразиться на жизни поэта. Бунин был беспощадным, неистовым и непримиримым спорщиком, в повседневном общении часто отпугивал резкостью, желчностью, а то и озлобленностью: «Я сед, сух, худ, но еще ядовит», 1941г. Стихотворение «Змея» такое живое, что его мрачность вызывает не только скорбь, но и гордость за человеческий дух, не сломленный тяжкими обстоятельствами, одиночеством...
| |