GeoSELECT.ru



История / Реферат: Исторический Таллин (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Исторический Таллин (История)


Социально - Гуманитарный Институт

Факультет Правоведения, I курс



Селезнев С. И.

"Исторический Таллин"

Реферат по предмету Эстонская Культура

студента 1-го курса субботне - воскресного стационара.



Преподаватель: Протская Ю.Н.



2003 год



Вступление
| |- 2 стр. |


Таллин - появление и развитие
| |- 3 стр. |


Вышгород
| |- 4 стр. |


Бывший Губернаторский Дворец
| |- 5 стр. |


Православный Собор Александра
| |- 5 стр. |


Невского
| |- 5 стр. |


Домская Церковь
| |- 6 стр. |


КИК-ИН-ДЕ-КЕК
| |- 7 стр. |


Ратушная площадь
| |- 7 стр. |


Церковь Нигулисте
| |- 7 стр. |


Кадриоргский дворец
| |- 8 стр. |


Дом- музей Петра I
| |- 9 стр. |


Рокка-аль-маре (парк - музей)
| |- 9 стр. |


Певческое Поле
| |- 10 стр. |


Заключение
| |- 10 стр. |


Список литературы |- 11 стр. | |



Вступление

Первым древнейшим упоминанием о Таллине, принято считать отметку в
атласе, сделанную в 1154 году арабским географом Абу Абд Аллах Мохаммедом
Идриси, путешествующим в то время по Прибалтийской земле. "К городам
Астланды относится и город Колуван … », - именно такими словами и
начинается его описание. Здесь хочется сделать небольшое отступление и
добавить, что совсем не давно это утверждение, озвученное впервые в 1930
году в книге финских специалистов по языкознанию и археологии О - Й.
Таллгрен Туулио и А - М. Таллгрен, было подвергнуто сомнению. Выше
означенные авторы книги, рассказывающей об арабском путешественнике Идриси,
утверждают, что в атласе, изготовленном в 1154 году, отмеченная страна
Астланда, не что иное, как Эстония. Там же (в атласе) показаны города
Колывань и Ханила, городище Паламусе и другие эстонские топонимы.
Результаты финских авторов стали широко применяться в научной и популярной
литературе. Именно отсюда и было традиционно принято указывать, что первое
письменное упоминание о городе Таллине относится к 1154 году. Однако, в
1997 году в третьем номере журнала Austrvegr ("Восточный путь") появляется
статья Ивара Леймуса: " Астланда " Идриси - Эстония ли это?" В ней автор,
являющийся научным сотрудником Исторического музея Эстонии, проведя
подробный анализ рукописи Идриси и книги финских археологов, приходит к
выводу, что сведения о балтийских странах были у Идриси весьма отрывочными,
и как географ этого региона он особого доверия не заслуживает.

И, что самое интересное, отмечает Ивар Леймус, финские ученые сами
самокритично и с сомнением относятся к точности своих переводов с арабского
языка эстонских топонимов. Например, расшифровку топонима “Колывань”
Таллгрен Туулио “отнес на счет предполагаемых ошибок и неверного понимания,
возникших при переписывании” рукописи атласа. Таким образом, сами авторы
предупреждают о шаткости своих доводов! В конце статьи И. Леймус пишет:
“Представление о древней Балтии, реконструированное на основании Идриси,
скорее относится к области национально- романтических предположений, нежели
к чему-то обоснованному”. Оставим эти рассуждения на совести автора
вышеизложенной статьи, а сами вернемся к нашей теме.

Таллин - появление и развитие

Итак, в пояснительном тексте географического атласа Идриси было сказано:
"К городам Астланды относится и Колуван (Колывань) маленький город
наподобие большой крепости, жители коего земледельцы … и скота у них
много".

Под названием Колывань, нынешний Таллин встречается и в древнерусских
летописях. Предполагается, что в звучании есть нечто связывающее его с
именем эстонского легендарного богатыря Калева. Из скандинавских источников
того же периода мы узнаем еще одно название Таллина - Линданисе. Что неким
образом опять же перекликается с эстонским эпосом о Калеве: "В тяжких
ратных трудах пал храбрый великан Калев. Верная жена его Линда, похоронив
мужа, своими руками сложила могильный холм из каменных глыб. Выпал один
камень, покатился.… Опустилась на него Линда и заплакала горючими слезами.
Из тех слез и образовалось озеро Юлимисте. А "Камень Линды" до сего дня
лежит у самой воды".

Таллин ( один из немногих городов Эстонии, сохранивших в большом
количестве архитектурные памятники. Уже с момента своего возникновения
Таллин развивался быстрее других городов Эстонии. Этому способствовали
многие причины.

Во - первых, место города предопределила удобная для гавани, хорошо
защищённая от волн Таллинская бухта, вблизи которой возвышался высокий
обрывистый холм – Тоомпеа, ставший идеальным местом для сооружения здесь
городища, защищающего гавань. Выгодное расположение Таллина способствовало
его развитию как порта и торгового города: уже в ((( веке он, как центр
торговли и ремесла становится известным далеко за пределы Эстонии.

Во - вторых, город располагался на пересечении важных торговых путей, что
способствовало привлечению к нему внимания завоевателей. Первыми из них
были датчане, которые правили здесь более 100 лет. Отсюда происходит и
современное название города –Таллин, от Taanilinn (Датский город).

Затем Таллин попадает под власть немецкого рыцарского Ливонского ордена, а
во время Ливонской войны город отходит шведской короне. Во время Северной
войны в 1710 году Эстония была присоединена к России, Таллин превращается в
один из губернских городов Российской империи.

Именно на этом бурном историческом фоне и происходит развитие Таллина.
Каждый из завоевателей вносит в формирование и укрепление города
архитектурный стиль своего государства: малая крепость на Тоомпеа,
заложенная еще датчанами, была перестроена Ливонским орденом в сильно
укрепленный замок, что оставило отпечаток немецкой архитектуры( также много
построек говорит нам и о правлении Российской короны.

Вышгород

Вышгород (Верхний город) - во все исторические эпохи считался в Таллине
символом политической власти. Сейчас здесь размещаются правительство и
парламент Эстонской республики. Вышгород занимает территорию почти в 8 га,
обнесенную мощными крепостными укреплениями. Возвышаясь на 45 м над уровнем
моря, он доминирует на Таллином. Самая высокая башня замка Тоомпеа -
Длинный Герман (45 м).

Поднимаясь на Вышгород по самой древней и когда- то единственной
проезжей дороге, по старейшей из таллинских улиц Пикк Ялг, мы проходим
через ворота четырехугольной сторожевой башни, что стоит у въезда на эту
улицу. Со стороны Вышгорода в старину проход перегораживался кованной
решеткой, сейчас лишь сохранились петли тяжелых ворот. Вечером, около 9
часов, городские ворота, как правило, запирались. В работу башенных
сторожей помимо этого входила обязанность громкими криками предупреждать
горожан, когда сверху неслась карета дворянина.

В средние века в верхней части Пикк Ялг находились ворота, через которые
можно было попасть в защитный двор Малой крепости ("castrum minus").
Остальная часть Вышгорода, в которой располагались жилища вассалов носила
название - Большая крепость ("castrum majus"). Малую крепость окружала
каменная стена и ров, через который был перекинут подъемный мост. С
северной стороны Малой крепости видны две башни - северо-восточная
"Ландскроне" (Корона страны) и северо-западная "Пильштикер" (Точильщик
стрел). Юго-западный угол венчает - "Длинный Герман". С XV века высота
башни, как уже было указано выше, составляет 45 метров, диаметр - 9,5
метра, толщина стен - 2,9 метра. Башня изначально была четырехэтажной.
Верхние этажи отапливались и могли служить убежищем для защитников в случае
вторжения неприятеля. В нижнем этаже находилась мрачная темница около 15
метров глубиной. Опускали узников в эту темницу через небольшой лаз в
потолке. К сожалению, до наших дней не сохранилась четвертая угловая башня,
юго-восточная "Стюр ден Керл" (Отрази врага). Она была снесена в конце
XVIII века при возведении по приказу Екатерины II дома губернского
управления.

Бывший Губернаторский Дворец

Бывший Губернаторский Дворец (Дворец ТООМПЕА) - это центр Верхнего
города, и в то же время - центр нынешней законодательной власти Эстонии.
Здесь сейчас находится зал заседаний Эстонского парламента. Здание было
возведено по приказу Екатерины II в 1773 году.

Православный Собор Александра Невского

Православный Собор Александра Невского - расположен в Верхнем городе
рядом со зданием парламента Эстонии. Собор, построенный в 1894 -1900 годах,
нарочито выделяется по архитектуре от окружающих построек, и по своему
замыслу, должен был утверждать русское влияние, в том числе и церковное, в
противовес веяниям с запада и немецкому засилью.

И все же основными предпосылками к строительству Собора стал рост
православного населения в Таллинне в конце XIX века. Выполнявшая роль
кафедрального Собора Преображенская церковь, перестроенная из средневековой
монастырской, тесная и расположенная в неудобном месте, не удовлетворяла
возросшим требованиям к главному храму Эстляндии. Князь Сергей Владимирович
Шаховской, в 1885 году назначенный Эстляндским губернатором, стал
инициатором строительства нового Собора и исходатайствовал Высочайшее
разрешение на сбор в пределах империи средств для осуществления названной
цели. Со всей России поступали пожертвования на постройку в Ревеле нового
Соборного храма. В итоге уже к осени 1899 года было собрано почти пол
миллиона рублей.

Новый Собор было решено посвятить Святому Благоверному Князю Александру
Невскому в честь чудесного спасения царя Александра III и его семьи при
страшном крушении императорского поезда 17 октября 1888 года. Выбору места
для строительства уделялось едва ли не первостепенное значение. Из восьми
предложенных вариантов наиболее подходящей оказалась площадь перед
губернаторским дворцом на Вышгороде. 30 августа 1893 года состоялось
торжественное освящение места для будущего храма.

Домская Церковь

Домская Церковь, освящение которой состоялось в 1240 году, является
одним из символов Таллина. Однако самые первые письменные упоминания об
этой старейшей церкви относятся к 1233 году. Предполагают, что где-то здесь
же стояла деревянная церковь, построенная датчанами вскоре после завоевания
ими Вышгорода (1219 год).

Домская церковь неоднократно перестраивалась. Теперешний готический
храм в форме базилики постройка XV века. Охвативший в 1684 году Вышгород
пожар нанес большой ущерб и церкви. Об этом повествует надпись на одном
из колоколов: «Пришел жар, расплавил меня, и весь Вышгород
сгорел дотла. Через год отлили меня в форму и нарекли колоколом
Марии».

Внутри церкви привлекает внимание надгробный памятник шведскому
полководцу Понтусу Делагарди и его жене, дочери шведского короля Иоганна
III Софии Гилленхельм. Особенно интересен барельеф надгробия, изображающий
осаду Нарвы.

Интерьеры церкви украшает коллекция фамильных гербов остзейских
дворянских семей. Здесь похоронен ряд видных людей: уроженец Эстонии
мореплаватель Адам Крузенштерн, русский адмирал шотландского происхождения
Самуил Грейг, и др.

Интересна история с захоронением Крузенштерна. Первый русский моряк,
совершивший кругосветное путешествие, Крузенштерн был похоронен в церкви по
особому разрешению Екатерины II, так как захоронения здесь были
запрещены в конце XVIII века, и его надгробие, таким образом, —
самое «молодое» в Домской церкви.


КИК-ИН-ДЕ-КЕК

Средневековая орудийная башня Кик-ин-де-Кек возвышается на склоне холма
Тоомпеа. Она была построена в 1475- 1481 годах. В переводе с немецкого ее
название означает "смотри в кухню" (имелось в виду, что башня такая
высокая, что с нее можно заглянуть через дымоход в очаги жителей Нижнего
города, чтобы посмотреть, что у них готовится на ужин). Высота башни - 49,5
метра. В свое время Кик-ин-де-Кёк по размерам, большой огневой силе,
толщине стен (3,8 метра) была одной из самых мощных крепостных башен в
Прибалтике. Боевое крещение она получила в Ливонской войне. Свое военное
значение она утратила к началу XVIII века.

Ратушная площадь

Ратушная площадь - в прошлом являлась историческим центром и главным
городским рынком Таллина. Сегодня это самая красивая площадь города,
обрамленная зданиями постройки XIV - XVII веков. Сама Ратуша, которая
является главным архитектурным объектом Ратушной площади - считается
главным символом старого Таллина. Здание было построено в XV-XVI веках, ее
башню венчает знаменитый флюгер воина "Старый Томас". В наше время Ратуша
продолжает играть важную представительскую роль - в ее внутренних покоях
проводятся официальные мероприятия и торжественные правительственные
приемы.

Церковь Нигулисте

Церковь Нигулисте - один из самых впечатляющих примеров храмовой
архитектуры в Таллине. Церковь была построена в XIV-XV веках, по другим
данным в конце XIII века. Она возводилась на средства купцов в честь
святого Николая - покровителя мореплавателей. Сейчас здесь находится зал
для органных концертов, в котором в начале августа ежегодно устраивается
фестиваль органной музыки и экспозиция, в которой большой интерес
составляют главный алтарь XV века работы любекского мастера Хермана Роде,
автора алтарных композиций и живописных сюжетов.. Алтарь являющийся бывшим
главным алтарем Нигулисте, представляется прекрасным образцом
средневекового художественного наследия Таллина. Он был заказан в Любеке и
доставлен в 1482 году морем в Таллин. Большие деревянные скульптуры под
готическими балдахинами соседствуют с более мелкими фигурами. Следует
отметить, что алтарь Хермена Роде является самым большим из
позднеготических алтарей Северной Европы. Кроме этого Нигулисте
примечательно тем, что там выставлены фрагменты известной картины "Пляска
смерти" Бернта Нотке. Картина приобрела всемирную известность из-за своей
мрачной аллегоричности: она изображает сильных мира сего (правителей,
епископов, и т.д.) водящими хоровод со смертью.

Известным образцом фламандского живописного искусства является
трехстворчатый алтарь св. Антония, относящийся к 1492 году. Живопись на
внешних створках выполнена известным художником Михелем Зиттовым,
работавшим в первой четверти XVI века Таллине (примерно в 1518—1520 годы).
Образцы искусства каменотесов представлены многочисленными надгробными
плитами.

За церковью проходит улица Ратаскаеву, которая также интересна своими
средневековыми постройками.

В небольшом домике под номером 42 в средние века жил городской палач. В
таллинском историческом музее хранился его меч. На нем было выгравировано
по- немецки: "Каждое утро обновляется Любовь и Вера в Бога. Поднимая меч,
помогаю грешнику обрести вечную жизнь".

По другую сторону улицы Ратаскаеву в доме номер 15 - здание бывшей
богадельни. Этот дом примечателен своей передней с разрисованным
бревенчатым потолком работы XVIII века. Такой потолок характерен для
внутренних помещений тогдашних таллинских домов.

Кадриоргский дворец

Кадриоргский дворец. Закладка дворцово-паркового ансамбля была начата 25
июля 1718 году по приказу Петра I. Проект составил итальянец Никколо
Микетти. Строительными работами руководил его помощник Гаэтано Кьявери. В
1720 году по настоянию Микетти в Таллин направили Михаила Земцова,
возглавлявшего строительство ансамбля на протяжении четырех лет,
разумеется, по проектам и указаниям Микетти.

Уже в 1719 году, осенью, боковые павильоны были покрыты черепицей, а к
весне 1721 года была закончена внутренняя отделка. Вскоре после этого здесь
некоторое время жили Петр I и Екатерина. Стены главного здания начали
возводить в 1720 году, и уже на следующий год оно было подведено под крышу.
Капители фасада из тесаного камня, консоли и другие детали каменных
украшений изготовил рижский скульптор Хейнрих фон Берген. В июле 1723 года,
во время последнего визита Петра I в Таллин, большая часть внутренних
помещений главного здания была еще в лесах, основные работы закончились
в основном к 1727 году.

Согласно проекту, парк должен был иметь 150 фонтанов, два каскада, два
пруда, грот, оранжерею, десятки беседок и павильонов, но проект не был
полностью осуществлен, а после смерти Петра I Кадриорг оказался и вовсе
заброшенным: фонтаны демонтировали и перевезли в Петергоф, деревянные
беседки и павильоны развалились и были разломаны.

Немного о самом происхождение названия дворца Кадриорг. В честь своей
жены Петр I назвал его Екатериненталь, то есть долиной Екатерины. Уже позже
название трансформируется в немецкое Катариненталь, затем на эстонский
манер стало Кадринталь, а в 20-х годах прошлого века превращается в
Кадриорг (орг - по-эстонски долина).

Сейчас в дворцовом комплексе размещается Эстонский Художественный музей.

Дом- музей Петра I

Дом Петра I - это старейший музей Эстонии, расположенный неподалеку от
дворца Кадриорг и его паркового ансамбля. Дом удивляет своими небольшими
размерами и простотой. Это бывшая мыза, приобретенная для нужд царя в 1714
году у вдовы помещика Г. Дрентельна, переоборудованная по приказу
российского самодержца под малый дворец. В настоящее время здесь выставлены
экспонаты, связанные с личностью Петра и его временем.

Так же как и Кадриоргский дворец, Домик Петра, после его смерти был
заброшен и стал постепенно разрушаться. Лишь только когда, в 1804 году
Кадриорг посещает Александр I, дворцовый комплекс вместе с Домиком Петра
обретают вторую жизнь.

Рокка-аль-маре

Рокка-аль-маре - парк-музей под открытым небом вблизи Таллина, в
приморском лесопарке. Это бывшее дачное место носит итальянское название и
переводится как "Утес у моря". Первоначально здесь построил свою летнюю
мызу промышленник Жирар де Сукантон, большой любитель итальянского
искусства, которому этот участок побережья и обязан своим нынешним
названием. Территория экспозиции разделена на четыре части, соответствующие
историко-этнографическому делению Эстонии. В музее собрано более 45 тысяч
экспонатов, связанных с бытом эстонских хуторов. Здесь представлены более
сотни различных крестьянских усадеб, перенесенных из разных уголков Эстонии
со всеми хозяйственными постройками: амбарами, водяными и ветряными
мельницами, мастерскими, молельными домами, и т.д.

Певческое Поле

Певческое Поле (МААРЬЯМЯГИ) - очень известное в Таллине место. Это
открытая сценическая площадка, где начиная с 1928 года, десятки тысяч
зрителей собираются раз в четыре года в начале июля на знаменитый
всеэстонский Певческий праздник, традиция которого зародилась в 1869 году в
Тарту. В первом певческом празднике было всего 800 участников и 4 000
зрителей, в последние годы в празднике песни участвуют 30-ти тысячный хор и
присутствуют более 200 тыс. зрителей. В 1960 году здесь была построена
огромная сцена, на ступенях которой одновременно может находиться до 30
тысяч певцов. Помимо Певческих праздников, на Певческом поле в летнее время
регулярно проходят концерты мировых музыкальных звезд.

Заключение

Ко всему вышеперечисленному, можно еще добавить, что в Эстонии существует
18 профессиональных театров, спектакли в которых в основном идут на
эстонском языке, оперы - на языке оригинала. Широко известны музыкальный
театр "Эстония", где пели Георг Отс и Тийт Куузик, тартуский театр
"Ванемуйне". В 2003 году отметил своё 55-летие Русский Драматический театр.


Так же нужно отметить, что только в одном Таллине работает 29 музеев:
музей археологии, музей кукол, Доминиканский монастырь, музей театра и
музыки, музей прикладного искусства, Эстонский исторический музей, музей
природы и др.

К сожалению, невозможно в одной работе изложить всё историко-культурное
многообразие Таллина, как средневекового, так и более позднего периода,
настолько его история, насыщенна различными событиями и именами. История
Таллина - это история средневековой Европы и России. Каждая улочка, каждый
дом средневековой части города излучают Дух древности. И не случайно в 1997
году, исторический центр Таллина - одна из наиболее полно сохранившихся
средневековых частей города - внесён ЮНЕСКО в список мирового культурного
наследия. Таллину есть чем гордиться.



Список литературы:

. "Магия исторического авторитета" (Молодежь Эстонии 06.11.00) - Владимир
Лесмент

. "Таллин" ("Периодика" Таллин, 1974) - Х. Талисте

Интернет - портал "Россия Православная"

. "Музеи Таллина" ("Периодика" Таллин, 1987) - И. Розенберг

. "Кадриоргский дворец" ("Периодика" Таллин, 1981) - Ю. Кээваллик

.




Реферат на тему: Исторический опыт и перестройка

Астраханский государственный технический университет

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права



ДОКЛАД на тему

“Исторический опыт и перестройка”



Выполнил: студент группы ДЮФ-11

Соловьев Александр

Научный
руководитель: к.и.н. доцент

Перевезенцева Т.В.



г.Астрахань 2000 год

Вторая половина 80-х годов для Советского Союза ознаменовалась
коренными переменами. Эта эпоха вошла в историю под названием
“перестройка”. Основной целью проводимых реформ становится создание
правового социалистического государства, демократизация существующего
режима.
Необходимость проведения подобных преобразований была вызвана
глубочайшим кризисом советской системы, сложившимся в конце 70-х – начале
80-х годов, а также падением авторитета СССР в глазах мировой
общественности, и, прежде всего, в странах Восточной Европы, в так
называемом “социалистическом лагере”. В этих странах, как, впрочем, и в
Советском Союзе, складывается демократическое общественное мнение,
формируется диссидентское движение, требовавшее реальных личных и
политических прав, отказа от методов тоталитаризма.
“Перестройка – единственно возможный путь укрепления и развития
социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка-
это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен
быть упущен,” 1 – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной
конференции КПСС.
Именно тогда впервые вопреки закостеневшим, догматическим
представлениям о социализме, политические деятели страны, реформаторы
вспоминают слова Маркса о том, что “социалистическое общество отнюдь не
будет какой-то раз навсегда данной вещью, а как и всякий другой
общественный строй его следует рассматривать как подверженное постоянным
изменениям и преобразованиям” 2
XIX партийная конференция нацелила партию на осуществление
кардинальных преобразований во всех сферах жизни общества. Не было
просчитано лишь то, смогут ли новые демократические
принципы
сосуществовать с уже устоявшимися социалистическими? Можно ли вообще
создать в социалистическом государстве демократию? На начальном этапе
реформ никто не предполагал, что перестройка приведет к полнейшему краху
социалистической системы и развалу СССР.
В чем причина неудач реформ? Одной из них явилось то, что страна к
моменту начала перестройки еще не достигла уровня развития, необходимого
для осознанного и эффективного “прыжка в демократию”, отсутствовали
предпосылки для создания демократического государства.



___________________________________________________________________________
____________________________
1 Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС 28 июня – 1 июля 1988 года М.
1988 г. с. 108, 110
2 Маркс К. Сочинения Т.37 с.380
НАЧАЛО ПЕРЕСТРОЙКИ: ОТСУТСТВИЕ ПРЕДПОСЫЛОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ.

В 1985 году СССР представлял собой типичный пример господства
тоталитарного режима в рамках социалистической системы. Естественно, что в
такой обстановке не могли сложиться предпосылки, необходимые и достаточные
для перехода к демократии.
В западной политологии принято различать экономические, политические
и культурно-психологические предпосылки, способствующие становлению
эффективной демократии. К экономическим предпосылкам можно отнести высокий
уровень индустриализации и определенный уровень благосостояния населения.
Согласно теории политолога Лернера, высокий уровень экономического
развития, достигнутый в ходе предшествующей политической эпохи, является
первичным условием стабильной демократии и всесторонней модернизации
общества. Перефразировав Лернера, можно сказать, что чем ниже уровень
экономического благосостояния имеет страна, тем меньше у нее шансов для
демократизации.
В СССР отсутствовали социально-экономическая основа и
соответствующие предпосылки демократии – не было рынка, среднего класса,
достаточного экономического развития.
К политическим предпосылкам демократии западные политологи относят
признание всеми политическими субъектами “правил демократической игры”, под
которыми понимаются: признание политической элитой и основной массой
граждан страны демократических принципов устройства государства (например,
принцип разделения властей в государстве, многопартийность, свобода СМИ
и.т.д.), признание политической оппозиции, активное участие граждан в
политической жизни страны.
Тоталитарная политическая культура граждан, основывавшаяся на
принципах коллективизма, определенности, единства и единообразия,
препятствовала возникновению продемократических или хотя бы
антитоталитарных взглядов.Для успехов процессов демократизации в СССР
необходимо было постепенно менять, трансформировать политическую культуру
социализма, которая с точки зрения мировой политологии не подходила для
демократии, точно так же как существовавшая экономическая культура, теория
и практика социализма не подходили для либеральной экономики.
Перестройка – комплекс реформ, которые были инициированы и претворены
в жизнь “сверху”.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕСТРОЙКИ

Руководство страны во главе с Горбачевым поставило перед собой цель
вывести общество из прежнего, застойного состояния и повести страну к
своеобразно понимаемой демократии. В заявлениях руководства того времени
можно выявить три потенциально необходимых для осуществления реформы
компонента: аналитический, содержавший критику существующей системы (лозунг
гласности), перспективный, объясняющий то, что должно быть сделано (лозунг
перестройки) и тактический объясняющий механизмы достижения цели (на
различных этапах эту роль играли лозунги “ускорения”, “нового мышления” и
“демократизации”.) Перестройка имела своей торжественно провозглашенной
целью не трансформацию системы, а переход к новому, гуманному социализму.
Всесторонняя же демократизация должна была затронуть только низшие эшелоны
власти. Начавшиеся процессы были направлены лишь на частичное
видоизменение прежней политической системы и на сохранение позиций КПСС
при господстве несколько модернизированной социалистической идеологии.

ПЕРЕХОД К ДЕМОКРАТИИ: ОПЫТ ЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ

Рассмотрим более подробно основные составляющие основные составляющие
перехода к демократии с точки зрения западных политологов.
Первая стадия – либерализация, согласно воззрениям западных
теоретиков, представляет собой процесс институционализации основных
гражданских свобод без радикальной смены властного аппарата, т.е. своего
рода контролируемое открытие нового политического пространства, имеющее
цель поставить под сомнение легитимность и стабильность предыдущего
политического режима. Легитимность прежнего режима обычно уменьшается
вследствие его дискредитации реформаторами и демонстрации ими преимуществ
нового, демократического режима.
Широкое политическое участие граждан, расширение гражданских прав и
свобод теоретически должны вести к появлению в обществе альтернативных
мнений и настроений. Основным критерием либерализации обычно считается
появление конфликтов интересов, что, с одной стороны, является необходимой
предпосылкой демократии, а с другой – одновременно подрывает стабильность
предыдущего режима.
На второй стадии конфликт между сторонниками старого режима и
оппозицией может иметь два варианта завершения. Либо это демонтаж прежней
системы вследствие мирного разрешения конфликта интересов между режимом и
оппозицией, либо распад системы в случае нежелания обозначенных сторон
прийти к компромису.
Для окончательного демонтажа системы необходимо, чтобы
противостояние оппозиционных сил завершилось добровольным принятием всеми
сторонами демократических норм и ценностей.
Третьей стадией развития модели является собственно демократизация,
которая представляет собой конституционное оформление демократии. Основным
критерием достижения определенного уровня демократизации общества в данной
модели служат демократические выборы, при проведении которых ни одна из
сторон не может полностью их контролировать и гарантировать исход в свою
пользу. Конституционное оформление демократических институтов по этой схеме
осуществляется путем принятия специальных нормативных актов.
Последняя четвертая стадия характеризуется усвоением новых норм и
ценностей гражданами страны.
В чем же ошибка горбачевской демократизации? В 1985 году
демократизация системы опережала рост потребностей граждан СССР в этой
демократии.



НОВАЯ ПРОГРАММА ПАРТИИ: К ГУМАННОМУ,
ДЕМОКРАТИЧЕСКОМУ СОЦИАЛИЗМУ

По мере развития перестройки, становилось все более очевидным, что
ее судьба в целом, как и важнейшая ее практическая часть – всесторонняя
экономическая реформа - упираются в состояние политической системы,
политической жизни общества. Нарастание внимания общественности к проблемам
характера общественного развития все отчетливее показывали, что без
радикальных изменений в политической сфере не возможно решение ни
экономических, ни социальных задач. Первоначальная идея реформаторов о
полном сохранении социалистической политической системы и лишь частичной ее
демократизации становится утопичной.
Очевидно, что глубокая демократизация политической жизни невозможна,
если экономика управляется административно-бюрократическими методами, если
экономические интересы народа отчетливо не проявлены, если народ не видит
связи между своим трудом и своим материальным благосостоянием, если
экономически не ощущают зависимость от потребителя своей продукции. В таком
случае демократия народу попросту не нужна. Вместе с тем, переход к
рыночной экономике не возможен без демократизации общества, без
демократического типа личности, осознающего свои интересы и нуждающегося в
твердых политико-правовых гарантиях и защищенности со стороны государства.
XXVIII съезд КПСС вырабатывает программу выхода из сложившегося в
стране кризиса. В программе предусматривается демократизация общества –
свобода и благосостояние человека, эффективная экономика, гражданское
общество и правовое государство,признание принципа разделения властей в
государстве, демократизация партии и.т.д. Но то, что было написано в
программе, далеко не полностью было реализовано на практике.
Считаю необходимым привести выдержки из этой программы.
За эффективную экономику
Партия считает необходимым создать условия для формирования и
развития многообразных и равноправных форм собственности, их интеграции и
свободного соперничества:
- государственную собственность (общесоюзную, республиканскую)
преобразовать в общественную собственность, управляемую самими
трудящимися на основе действующего законодательства; предоставить
право коллективам трудящихсяарендовать государственные предприяития и
имущество, приобретать объекты промышленности, торговли, сферы услуг;
использовать акционерную форму организации предприятий;
- развивать различные виды кооперативной собственности, собственности
общественных организаций, а также смешанных форм собственности;
- КПСС против тотальной денационализации а также против навязывания
какой-либо форм собственности
Альтернативой изжившей себя административно-командной системе
управления народным хозяйством является рыночная экономика. КПСС считало
необходимым:
- предоставить предприятиям, всем товаропроизводителям независимо от
форм собственности самостоятельность, свободу предпринимательства,
способствовать развитию здоровой и честной конкуренции между ними;
- осуществить демонополизацию производства, банковского и страхового
дела, торговли, научных разработок; оказать поддержку сети малых и
средних предприятий
- сохранить государственное управление магистральным транспортом,
связью, энергетикой и предприятиями оборонного комплекса
- в системе планирования перейти к разработке стратегических перспектив
экономического развития
- обеспечить переход к конвертируемости рубля, открытость экономики
мировому рынку, создать условия для привлечения иностранного капитала
К подлинному народовластию
- формирование гражданского общества, в котором не человек существует
ради государства, а государство – ради человека.
- упрочнение правового государства, в котором исключается диктатура
какого-либо государства, партии, группировки
- воплощение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права.
- признание принципа разделения властей в государстве
Обновление партии
КПСС в равной борьбе с другими политическими организациями и партиями
будет отстаивать право на политическое лидерство в стране.

СОЗДАНИЕ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ

Одним из шагов к демократии в период перестройки было создание
многопартийной системы в Советском Союзе. Можно с полной уверенностью
утверждать, что это стало одной из причин краха социалистического режима.
Многопартийность все явственнее становится естественным атрибутом
общественного развития СССР, появляющиеся и растущие новые партии стремятся
к установлению в государстве демократического режима, приводят к подрыву
авторитета и значимости Коммунистической партии, с 1918 года безраздельно
властвовавшей в стране.
Путь к созданию подобной системы в России был достаточно нелегок.
Проследим эволюцию ее создания. Впервые многочисленные политические партии
появляются в конце XIX - начале XX веков. Партии создавались нелегально,
подвергались гонениям, что, кстати, происходило и в советском государстве.
Лишь после подписания Николаем II Манифеста 17 октября 1905 года было дано
официальное разрешение создавать политические партии. Однако уже через
несколько лет демократический процесс в царской России был заморожен:
монархия начинает наступление на демократические права и свободы,
Государственная Дума распускается, деятельность партий не оказывает особого
влияния на государственную политику.
Лишь после февральской революции 1917 года вновь на сцену выходят
десятки партий. На короткое время Россия становится свободной и
демократической страной. Но после прихода к власти большевиков постепенно
партии-оппоненты были просто запрещены, и установилась однопартийная
система, которая поначалу проводила линию революционного пролетариата, а
потом переродилась в господство партийной бюрократической верхушки. Все
общество постепенно было поставлено под контроль, всякая оппозиция жестоко
подавлялась, официально была разрешена лишь коммунистическая идеология.
Когда либеризация политического режима стала достаточно ощутимой,
повсюду стали возникать самодеятельные коллективы, кружки, фонды, комитеты
общественного самоуправления. Интересен состав этих общественных движений –
это не те, кто выступал за демократию в 70-е годы, а в большинстве своем
это люди, откликнувшиеся на инициативу Горбачева по развитию гласности и
демократизации общества. Все эти объединения отстаивали именно те
гуманистические и демократические принципы, которые диссиденты
последовательно отстаивали еще в годы брежневского правления.
Два года политики гласности приводят к потере главной монополии власти
– монополии на информацию. Это был еще один шаг к краху режима. Объектом
критики журналистов, политологов, социологов становится не только история,
но и основы существующего государственного устройства. Это позволило
оппозиции привлечь на свою сторону общественность. Людям дали реальную
оценку режима. В газетах появились требования создать в стране
многопартийную систему.
В 1990 году под давлением масс была изменена статья 6 Конституции
СССР, которая признавала только за КПСС право на руководство советским
обществом. В новой редакции статьи 6 право на участие “в выработке
политики Советского государства, в управлении государственными и
общественными делами” признавалось как за КПСС, так и за другими
партийными, профсоюзными, молодежными, иными общественными организациями и
движениями.
Проводимая Горбачевым политика приводит к расколу Коммунистической
партии на несколько течений. Появляются две противостоящие тенденции:
1) ортодоксально-охранительная – до XXVIII ее возглавлял Егор Лигачев. В
это течение вошли сторонники традиционной коммунистической линии (ее
можно назвать “сталинской”). Они выступали с резкой критикой проводимых
реформ, а также за отмену всех нововведений перестройки.
2) умеренно обновленческая – сохраняла свою приверженность
социалистическому выбору, но отказавшаяся от старых догм и выступающая за
гуманизацию и демократизацию жизни. Этой ориентации придерживались
большинство членов партии

ЗАВЕРШЕНИЕ ПЕРЕСТРОЙКИ
Горбачевское руководство начало перестройку с либерализации
политической жизни и мобилизации широких масс для участия в политике.
Однако, официальная риторика обличала не политическую систему как таковую,
а лишь отдельные ее искривления и прославляла демократию как неотъемлемый
(ленинский) ее элемент, возрожденный после прихода к власти Горбачева.
Другими словами, “теоретическая основа” перестройка имела целью не столько
уменьшение, сколько на деле усиление легитимности прежней системы.
Политическая система не могла быть одновременно и реформирована в
демократию, и сохранена в обновленном, лишь частично демократическом, чем
прежде, виде. Как известно, эта система изначально основывалась на прямо
противоположных принципах.
Распад прежней системы был неизбежен, ибо при сохранении основ старой
системы так называемае демократизация старых властных институтов сводилась
всего лишь к замене внешне новыми, но автооритарными институтами.
Демократический горбачевский режим так и не смог преодолеть внутренний
конфликт с сохраняющимися основами прежней политической системы и
разрешить тройственное противоречие перестройки: между действительной
целью, активной демократической риторикой и авторитарными тенденциями
системы.
Все сказанное ни в коем случае не умаляет значение происшедшего.
Величие и одновременно трагизм перестройки будут со временем адекватно
оценены. Однако сегодня в жестких рамках политологического анализа
приходится констатировать самое очевидное. В конечном счете это была еще
одна очередная попытка мобилизационного рывка, осуществлявшаяся необычными,
а поэтому неэффективными методами. Целью была мобилизация системы. В итоге
система поборола действующий режим.







Новинки рефератов ::

Реферат: Слово как опорный образ поэтики Иосифа Бродского (Литература)


Реферат: Инфра и ультра звуки и их использование (Физика)


Реферат: Социальная реабилитация детей-инвалидов (Социология)


Реферат: Проблема глобальной цивилизации (Философия)


Реферат: Константин Эдуардович Циолковский (Исторические личности)


Реферат: История Русской Церкви (Мифология)


Реферат: Социально-культурное творчество – эффективное средство социализации личности (Педагогика)


Реферат: Социально-психологическая адаптация (Социология)


Реферат: Разработка АРМ научно-технической библиотеки университета (Программирование)


Реферат: Метрология (Технология)


Реферат: Перевод английского каламбура (Литература)


Реферат: Статья 213 УК РФ в редакции ФЗ от 08.12.2003 (Уголовное право и процесс)


Реферат: А. Малишко (Литература : зарубежная)


Реферат: Исследование горячеломкости литейных сплавов на основе систем Al-Si, Al-Cu, Al-Si-Cu (Металлургия)


Реферат: Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле (Педагогика)


Реферат: Взрыв на Черном Море (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Светочи России и Чувашии (Искусство и культура)


Реферат: Гиппиус и Бурлюк (Литература : русская)


Реферат: Adjectives (Иностранные языки)


Реферат: Электронные таблицы Excel (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист