GeoSELECT.ru



Право / Реферат: Источники земельного права (Право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Источники земельного права (Право)



1. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА
Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных
правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и
административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу
различных специфических условий развития в правовых системах государств
могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В
зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную
системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде,
Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором,
обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового
регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и
судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют
совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли
закона в правовом регулировании общественных отношений.
В российской системе права источниками права являются только писаные
законы — нормативные акты и нормативные договоры. Можно сказать, что здесь
господствует континентальная система права, но при условии, что судебные,
арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в
постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права,
практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и
административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в
правовом регулировании отношений внутри государства, придавая
законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права
обычай признается и Гражданским кодексом.
Тем не менее законодательство играет основную роль. Говоря о
законодательстве, следует определить, что в соответствии с общепринятыми
взглядами на понятие законодательства в его содержание включаются
практически все действующие правовые принципы и нормы. Это не только те,
которые содержатся в законах, но и те, которые существуют в составе
подзаконных нормативных актов — постановлениях правительства, решениях
местных властей, нормативных актах министерств и ведомств. Это так
называемое широкое понятие законодательства, практически совпадающее с
понятием права.
Первичным элементом законодательства является нормативный правовой
акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность
предметно связанных между собой норм. К ним относятся Конституция РФ,
законы, кодексы, президентские указы, постановления правительства,
ведомственные акты, нормативные акты субъектов РФ, нормативные
постановления и решения местных органов самоуправления.
Неотъемлемыми атрибутами, признаками каждого нормативного акта
являются его наименование и дата, а также указание того, кем он издан. В
российской практике за последнее время появилось и такое положение, которое
касается обязательного опубликования нормативного акта как условия его
юридического признания. Если акт не опубликован, он не должен применяться.
Для подзаконных нормативных актов обязательна их регистрация в Министерстве
юстиции РФ. Отдельные нормативные правовые акты федеральных органов
государственной власти подлежат государственной экологической экспертизе,
проводимой на федеральном уровне.
Для характеристики нормативных актов следует воспользоваться
распространенным способом их классификации. Существуют различные способы
классификации.
Во-первых, для понимания структуры законодательства необходимо
учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям. По
одной — законодательство делится на отрасли (под отрасли) по критерию
предмета правового регулирования: на конституционное, государственное,
гражданское, административное и т.д. Здесь же выделяется и земельное
законодательство. По другой — законодательство делится на уровни, т.е.
имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации и нормативные
акты местных властей. Состав отраслей законодательства на каждом уровне
определяется Конституцией РФ, которая в ст. 71 и 72 устанавливает
соответственно предметы ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к
совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и
субъектов Федерации принимать нормативные правовые акты по земельным
вопросам.
Во-вторых, распространена классификация нормативных правовых актов по
юридической силе. В этом случае все они делятся на законы и подзаконные
нормативные акты. К законам относятся нормативные акты, принимаемые
законодательным органом РФ — Федеральным Собранием и законодательными
органами субъектов РФ. При этом Конституция РФ и федеральные законы
обладают верховенством, или в соответствии со ст. 4 Конституции РФ «имеют
верховенство на всей территории Российской Федерации». Они действуют на
территории всей страны и обладают высшей юридической силой по отношению к
иным нормативным правовым актам.
Подзаконные нормативные правовые акты — нормативные правовые акты,
принимаемые органами исполнительной власти. Подзаконные акты принимаются в
соответствии и во исполнение закона и включают постановления и распоряжения
Правительства РФ, ведомственные акты, акты, издаваемые исполнительными
органами субъектов РФ.
Особое место в системе законодательства занимают указы Президента РФ,
объявленного в соответствии со ст. 80 Конституции РФ главой государства.
Указы, изданные Президентом, не должны противоречить Конституции и
федеральным законам (ст. 90). В этом смысле указы Президента РФ по
юридической силе стоят ниже федеральных законов и носят подзаконный
характер. Но в отличие от нормативных актов Правительства они не носят
исключительно исполнительный характер. Сложилась практика, когда указами
осуществляется правовое регулирование по вопросам, еще не нашедшим
отражение в законе, и их действие продолжается до тех пор, пока по данному
вопросу не будет издана норма закона. На самом деле определить, какие
положения указов действуют, а в каких случаях следует опираться на закон,
не просто, и вопрос решается на практике, чаще судебной. Прецедентов
параллельного принятия закона и отмены соответствующего указа Президента не
имеется, что создает ситуации юридической неопределенности.
В системе земельного законодательства представлены все перечисленные
виды нормативных правовых актов. При подготовке нормативных актов РФ
используется такой юридический прием, когда в одном нормативном акте
регулируются не одна, а сразу несколько групп правоотношений. Отсюда многие
законодательные акты в различных своих частях являются источниками сразу
нескольких отраслей права. Типичными примерами могут служить Гражданский и
Уголовный кодексы РФ, постановления Правительства РФ, касающиеся
административных вопросов.
К источникам земельного права в части норм, регулирующих земельные
отношения, относятся также нормативные акты, образующие систему других
подотраслей экологического законодательства. Так, источником земельного
права являются Лесной кодекс РФ в той части его положений, которые
определяют правовой режим земель лесного фонда, Закон «О животном мире» в
части положений, которые определяют правовой режим среды обитания животных.
Вторую группу источников земельного права образуют нормативные
договоры. Наиболее распространенным и широко известным видом договоров
являются договоры между РФ и отдельными субъектами РФ о разграничении
предметов ведения и полномочий. Такие договоры носят комплексный характер,
и земельные вопросы затрагиваются лишь в самом общем плане. К примеру,
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти города федерального значения Москвы передает в ведение органов
государственной власти г. Москвы предоставление земельных участков,
находящихся в собственности Москвы, органам государственной власти РФ,
представительствам субъектов РФ, а также дипломатическим представительствам
иностранных государств в РФ.
Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти РФ и органами государственной власти Республики Коми
не выделяет земельные отношения в качестве отдельного вопроса, а регулирует
их в совокупности с другими экологическими отношениями. Здесь
предусмотрено, что органы государственной власти Республики Коми по
согласованию с органами исполнительной власти РФ в целях реализации
предусмотренного Конституцией РФ совместного ведения РФ и республики Коми в
вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и
другими природными ресурсами определяют порядок пользования природными
ресурсами и их охраны.
Договоры подписываются Президентом РФ, с одной стороны, и главой
исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, с другой. Земельные
отношения, однако, более детально могут регулироваться в соглашениях,
заключаемых в развитие договоров о разграничении полномочий и предметов
ведения между Российской Федерацией и соответствующими субъектами РФ.
Соглашения подписываются главами исполнительной власти Федерации и субъекта
Федерации и признаются неотъемлемой часть договоров.
К примеру, 18 марта 1998 г. было заключено соглашение между
Правительством РФ и администрацией Красноярского края о разграничении
полномочий в сфере владения, пользования и распоряжения земельными
ресурсами на территории Красноярского края. Данное соглашение
разграничивает объекты на федеральные и. находящиеся в собственности
Красноярского края, определяет порядок закрепления земельных участков за РФ
и др.
Единую систему земельного законодательства составляют нормативные
правовые акты субъектов РФ, многие из которых уже приняли основополагающие
законы, комплексно регулирующие земельные отношения.



2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Конституция РФ выступает в качестве основополагающего источника
практически всех отраслей права. Конституция РФ имеет высшую юридическую
силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Кроме
федеральной, в пределах соответствующих юрисдикции действуют 21 конституция
республик. Предусматривается принятие уставов другими субъектами РФ.
Конституция РФ содержит ряд статей, как прямо, так и косвенно
регулирующих земельные отношения. Заметное место в Конституции занимают
вопросы собственности на землю (ст. 8, 9 и 36).
Статья 8 Конституции содержит своего рода перечень форм
собственности, которые признаются и защищаются в РФ. Этот перечень не
законченный, и помимо частной, государственной и муниципальной допускается
существование иных форм собственности. Конституция не уточняет, каких, и
этот перечень дополняется практикой. К примеру, собственность общественных
организаций, создаваемых в соответствии с Законом об общественных
объединениях, определяется при регистрации как общественная. Данное
положение ст. 8 Конституции прямо связано с ч. 2 ст. 9, которая
распространяет данный перечень форм собственности на землю и другие
природные ресурсы. В ней провозглашено: «Земля и другие природные ресурсы
могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах
собственности».
Статья 36 Конституции подтверждает возможность иметь в частной
собственности землю и уточняет субъектный состав: земля может находиться в
частной собственности граждан и их объединений. На основе этой статьи можно
говорить о существовании двух видов частной собственности:
частной•собственности физических и юридических лиц. Частью второй этой же
статьи закрепляется право свободно владеть, пользоваться и распоряжаться
землей, которое, однако, может быть реализовано в той мере, в какой оно не
будет наносить экологического ущерба, а также нарушать права и законные
интересы иных лиц. Таким образом, здесь отражен принцип приоритета
общественных интересов перед частными. Часть третья ст. 36 устанавливает
процессуальные требования, предусматривая, что условия и порядок
пользования землей, находящейся в частной собственности, определяется на
основе федерального закона.
Правильное толкование данной статьи важно, так как речь идет о
распределении нормотворческих полномочий. Практически важно знать, обладает
ли Федеральное Собрание РФ исключительным правом регулирования в данной
области, или это право принадлежит всем субъектам, обладающим
нормотворческими полномочиями (Президенту РФ, Правительству РФ), которые,
однако, должны определять порядок пользования землей на основе принятого
федерального закона по этому вопросу. Данное положение Конституции получило
известность в связи с принятием Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. «О
реализации конституционных прав граждан на землю», подвергшегося критике, в
том числе за нарушение Конституции.
В качестве конституционной основы правового регулирования земельных
отношений выступает ст. 42, провозгласившая право граждан на благоприятную
окружающую среду и другие экологические права. Учитывая, что земля является
составной частью окружающей среды, действие данной статьи распространяется
и на земельные отношения. Государство, в свою очередь, обязано обеспечить
защиту данного права, поддерживая благоприятное качество земель,
предоставляя имеющуюся достоверную информацию об их состоянии, и
обеспечивая возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан или их
имуществу земельным правонарушением. Право граждан на благоприятную
окружающую среду дополняется обязанностью каждого сохранять природу и
окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам,
провозглашенной ст. 58 Конституции. Данное конституционное положение
закрепляет возможность определять обязанности граждан в области охраны
земель и обеспечения рационального землепользования.
В ст. 71 и 72 Конституции РФ определены соответственно сферы ведения
РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ. Преимущественно регулирование
земельных отношений относится к области совместного ведения, а за РФ
остается право управления федеральной собственностью, в том числе
земельной.
При всей кажущейся ясности, некоторые положения этих статей,
касающиеся земельных вопросов, вызывают споры. К примеру, ст. 71 («о»)
передает в ведение РФ гражданское законодательство, а ст. 72 («к») —
земельное. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 130) земля —
недвижимое имущество, регулирование отношений по поводу которого
осуществляется в рамках гражданского законодательства (ст. 2). Если
исходить из такой теоретической позиции, то субъекты РФ не могут
регулировать вопросы собственности на землю и другие имущественные
земельные отношения. На практике же происходит иначе, и субъекты РФ как в
своих основных законах (конституциях, уставах), так и в законодательстве,
регулирующем земельные отношения, обращаются к вопросам собственности.
Думается, что такие действия субъектов РФ выходят за рамки конституционных
полномочий. Положение меняется, если считать, что к земельным относятся все
отношения, включая отношения собственности, которые соответственно входят в
сферу совместного ведения, и земельное законодательство субъектов РФ по
вопросам собственности на землю имеет право на существование.



3. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗЕМЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Федеральное земельное законодательство в широком смысле слова
образуют законы и подзаконные нормативные правовые акты, принятые на
федеральном уровне. К федеральному земельному законодательству относятся
также указы Президента РФ, регулирующие земельные отношения.
Федеральное земельное законодательство развивается достаточно
интенсивно, отражая и закрепляя политику государства по реформированию
земельных отношений. Уже перестали действовать некоторые федеральные
законы, принятые в первые годы политических преобразований в России —
Законы о земельной реформе (1990), о собственности в РСФСР (1990). Отменен
Земельный кодекс РСФСР (1991). Сейчас принят новый Земельный кодекс РФ
(2001) После принятия Конституции РФ в 1993 г. и в несколько изменившихся
политических условиях происходит дальнейший рост числа земельных законов и
подзаконных нормативных правовых актов.
Важное место по значимости в системе земельного законодательства п
занимает Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой РФ 28 сентября
2001 г
Земельный кодекс является комплексным кодифицированным федеральным
законом, охватывающим значительное разнообразие земельных отношений. Он
определяет порядок предоставления и изъятия земельных участков,
использование земель гражданами для ведения фермерского хозяйства, личного
подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, земель,
предоставленных в качестве служебных земельных наделов. Здесь содержатся
основополагающие нормы, устанавливающие правовой режим различных категорий
земель, регулирующие вопросы платы за землепользование, юридической
ответственности за земельные правонарушения.
Финансовые аспекты земельных отношений развиты в Законе «О плате за
землю» 1991 г., пережившем многочисленные изменения. Последний раз
изменения в текст Закона были внесены 29 декабря 1998 г. Закон детально
определяет порядок исчисления и взимания платежей за использование земель
различного целевого назначения, а также распределения полученных средств.
Особенностью Закона является то, что он не охватывает все виды земельных
плат. Вопросы налогообложения продажи земельных участков, взимания платы за
перерегистрацию земельных участков и некоторые другие регулируются
отдельно.
Закон РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации
на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для
ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и
индивидуального жилищного строительства»' реализует принцип свободного
распоряжения земельными участками, предоставленными гражданам для указанных
целей. В нем также содержатся некоторые процессуальные требования,
связанные с удостоверением права частной собственности при купле-продаже
земельных участков.
Вопросам охраны земель посвящены Федеральные законы от 10 января 1996
г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» и от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О
государственном регулировании обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения». В первом детально сформулированы правила
по проведению мероприятий, направленных на улучшение земель, установлены
требования по государственной экспертизе документации на строительство
мелиоративных систем, их паспортизации, мониторингу и учету мелиорированных
земель, определен правовой режим использования земель для проведения
мелиоративных мероприятий и порядок финансирования мелиорации. Во втором —
установлены меры обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного
назначения при осуществлении пользователями хозяйственной деятельности. Они
включают установление прав и обязанности пользователей по повышению
плодородия почв на предоставленных им землях, обязанности Правительства РФ
ежегодно готовить Национальный доклад о состоянии плодородия земель
сельскохозяйственного назначения, порядок государственного нормирования и
мониторинга плодородия земель, сертификации почв, агрохимикатов и
пестицидов, а также меры государственного контроля за воспроизводством
плодородия земель и их рациональным использованием.
Значительное число земельных норм содержится в федеральных законах,
регулирующих наряду с земельными также иные разновидности общественных
отношений. Первое место среди данной группы законов по объему и значимости
правовых норм принадлежит Гражданскому кодексу РФ. Фактически все его
статьи, где речь идет о недвижимом имуществе, распространяются на
соответствующие земельные отношения: гл. 9 «Сделки», соответствующие главы,
входящие в Раздел II «Право собственности и другие вещные права», гл. 31 и
32 «Мена», «Дарение», гл. 34 «Аренда», гл. 36 «Безвозмездное пользование»,
гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда». Гражданский кодекс
содержит также гл. 17 «Право собственности и другие вещные права на землю»,
которая с учетом специфики земель как объекта имущественных прав
устанавливает специальные правила владения, пользования и распоряжения
землей.
Основные процессуальные требования, предъявляемые к юридическому
оформлению права частной собственности на землю, а также вопросы
организации государственного управления в данной области содержатся в
Федеральном законе от 21 июня 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Закон вносит
изменения в порядок регистрации прав на земельные участки, предусматривая,
в частности, создание Единого государственного реестра прав и передавая в
систему Министерства юстиции РФ полномочия по его ведению.
Правовой режим земель, предоставленных гражданам и их объединениям
для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, определен в
Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих,
огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Земельные
нормы сконцентрированы в гл. III Закона. Закон ориентирован на установление
государственного контроля за развитием садоводства, огородничества и
дачного хозяйства путем использования таких механизмов, как зонирование
территории, регистрация и учет желающих получить земельные участки,
определение оснований предоставления и отказа в предоставлении земель и др.
Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге
недвижимости)», заменивший принятый в 1992 г. Закон «О залоге», регулирует
порядок ипотеки (залога) недвижимого имущества, включая землю. Глава XI
Закона определяет особенности порядка ипотеки земельных участков, хотя за
пределами этих особенностей все иные требования Закона в равной степени
распространяются на земли. В данном разделе определяются субъекты и объекты
ипотеки, установлены ограничения на совершение сделок ипотеки земель, права
и обязанности сторон договора ипотеки.
Федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении
с пестицидами и агрохимикатами», не регулируя прямо земельные отношения,
может быть также отнесен к источникам земельного права, так как его
положения дополняют нормы о правовом режиме земель, используемых для
ведения сельского хозяйства. Данный Закон, в частности, устанавливает
механизм реализации требования земельного законодательства об обязанности
землепользователей эффективно использовать землю, повышать ее плодородие,
не допускать ухудшения экологической обстановки.
Особенности правового режима отдельных категорий земель определены в
Лесном (1997) и Водном (1995) кодексах, Законах «О недрах» (1995), «О
сельскохозяйственной кооперации» (1995), «О государственной границе»
(1993), «Об особо охраняемых природных территориях» (1995), «О жилищной
политике» (1992), «О товариществах собственников жилья» (1996),
Градостроительном кодексе.
Указы Президента РФ играют важную самостоятельную роль в
регулировании земельных отношений. Президент РФ, используя свое
конституционное право, издает от своего имени указы и распоряжения.
Большинство принятых указов Президента РФ посвящены вопросам частной
собственности на землю основаны на политике либерализации данного права,
расширении и снятии ограничений на реализацию правомочий собственников по
распоряжению землями. Одним из последних, наиболее дискутируемых стал Указ
Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав
граждан на землю», которым расширены права собственников земельных долей по
распоряжению собственностью, а также урегулированы некоторые вопросы
предоставления земель для сельскохозяйственных целей.
Наиболее многочисленную группу источников земельного права составляют
подзаконные нормативные акты, представленные постановлениями Правительства
РФ и ведомственными решениями. По своему назначению они развивают и
обеспечивают исполнение отдельных положений законов, поэтому не носят
комплексного характера, а являются тематически узко специальными.
Небольшое число постановлений Правительства РФ касается вопросов
приватизации земель и реализации отношений собственности. Среди них —
постановления от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов
и совхозов» от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и
Реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»
постановление Совета Министров — Правительства Р.Ф. от 30 мая 1993 г. № 503
«Об утверждении Порядка купли-продажи гражданами Российской Федерации
земельных участков».
Более значительна роль постановлений Правительства РФ в регулировании
исполнения государственными органами функций земельного управления. В
развитие Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» были приняты постановления Правительства РФ от 18 февраля
1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного
реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», от 1 ноября 1997 г. №
1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Постановлениями
Совета Министров _ Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 (в ред. от
12 марта 1996 г.) «Об утверждении Положения о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской
Федерации», постановлениями Правительства Р.Ф. от 12 июня 1993 г. № 659 «О
проведении инвентаризации земель для определения возможности их
предоставления гражданам», от 4 августа 1995 г. № 784 «О внесении
дополнений в Положение о порядке ведения государственного земельного
кадастра» определяются содержание и порядок выполнения контрольных и
учетных функций государственных органов.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 года
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 года
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 года
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 года
5. СПС «Законодательство России» по состоянию на апрель 2002 года
6. Краснова И.О. Земельное право. – М.: Юрист, 2001
7. Корельский В. М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. -
М.: НОРМА, 1999





Реферат на тему: Источники мусульманского права

|Московская Государственная Юридическая Академия |
|Московский Дневной Факультет |
|I курс, 13 группа |
| |Кафедра Теории | |
| |Государства и Права | |
|КУРСОВАЯ РАБОТА |
| |ДИСЦИПЛИНА: Теория государства и права |
| |ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Белинков Антон Владимирович |
| |ТЕМА: Источники мусульманского права |
| |ИСПОЛНИТЕЛЬ: Карамыслов Дмитрий Александрович|
| | |
| |
|Москва |
|2000г. |

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 2
Глава 1. Основные источники мусульманского права 2
1.1. Коран и сунна 2
1.2. Иджма 2
1.3. Кияс 2
Глава 2. Шариат - правовой путь следования 2
Глава 3. Применение права 2
Глава 4. Государство и мусульманское право 2
Заключение 2
Список использованных источников: 2



Введение

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития
государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия как
юридического и идеологического факторов в наше время также остается
широкой, что во многом предопределяется тесными связями мусульманского
права с исламом как религиозной системой, которая до сих пор имеет едва
ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения
в этих странах. Кроме того, из всех мировых религий ислам наиболее близко
соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступают
мусульманское право и исламская идеология. В свою очередь, подчеркивая
государственный характер ислама, мусульманское право стояло в центре его
учения и воспринималось не только как система норм, но не в последнюю
очередь как универсальная политико-правовая доктрина.
Мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В мирском
смысле оно представляет собой единую исламскую систему социальных норм
регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые
регуляторы, в первую очередь, религиозные и нравственные правила поведения.
Так, Й. Шахт отмечает, что для мусульманского права характерен дуализм
религии и государства. По мнению Р. Шарля, мусульманское право - это прежде
всего религия, затем – государство и культура. Ислам, подчеркивает Р. Давид
– это религия закона, а мусульманское право имеет не рациональную, а
религиозную, «божественную», природу. В жизни при опосредовании
общественными отношениями все эти нормы тесно взаимодействуют и
переплетаются. Однако как свидетельствует практика правового развития
исламских стран, в данной системе юридические правила поведения занимают
относительно самостоятельное место. Более того, с течением веков
обособление юридических норм от прочих, неправовых исламских регуляторов
становилось все более отчетливым, система таких норм выступает
мусульманским правом в юридическом значении.

Глава 1. Основные источники мусульманского права

Исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы
взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юридические предписания
Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско-
правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических
приемов толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее
авторитетных правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) - суждение
по аналогии.
В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы,
особенно те, которые зафиксированы в Коране.
Вместе с тем, исследователи справедливо отмечают, что ряд наций и
этнических групп, принявших ислам в качестве религии (догматики и культа),
в регулировании взаимоотношений индивидов продолжали придерживаться прежних
социальных нормативов, прежде всего обычаев, которые нередко прямо
противоречили мусульманскому праву. Например, бедуины многих районов
Аравии, берберы Северной Африки или исламизированные народы Тропической
Африки в своих внутри- и межплеменных отношениях весьма ревностно
отстаивали приоритет древних обычаев и сопротивлялись попыткам
распространить на них мусульманское право как систему юридических норм.
Подобный дуализм наблюдается вплоть до настоящего времени. Характерен в
этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно
применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами
(преимущественно в северных районах страны), господствовали старые
доисламские обычаи. Попытки имама Иахйи в 20-е годы XX в. обязать племена
руководствоваться мусульманским правом ни к чему не привели, и государство
было вынуждено смириться с автономией племен в вопросах права. Доисламские
племенные социальные нормы были настолько прочны, что вскоре после
завоевания независимости в НДРЙ был даже принят закон об уголовной
ответственности за кровную месть. Имеются свидетельства сохранения этого
обычая, противоречащего мусульманскому праву, даже в современном Египте -
стране, которая одной из первых стала объектом арабо-мусульманских
завоеваний.
Живучесть племенных обычаев в противовес мусульманскому праву
подтверждается и наличием судов обычного права в ряде мусульманских стран.
Подобные суды наряду с судами кади сохранялись до конца 60-х годов в Ираке
и до начала 70-х годов в республике Йемен, до сих пор они функционируют в
Иордании, где действует даже законодательство, признающее племенные обычаи
источником права (аналогичное законодательство было принято в свое время в
Ираке). Следует при этом подчеркнуть, что догматическая и ритуальная части
ислама воспринимались и воспринимаются племенами в указанных странах
достаточно последовательно, хотя и подвергаются определенному влиянию
местных традиционных религиозных верований. Сказанное может быть отнесено и
к ряду стран Африки, где значительная часть населения исповедует ислам.
Здесь действие многих институтов мусульманского права ограничивается или
даже полностью исключается местным обычным правом. Во многом сходное
положение сложилось в Индонезии и ряде других стран Юго-Восточной Азии, где
местные обычаи (адат) исключают действие многих норм мусульманского права и
даже влияют на ритуально-догматическую сторону ислама («адатный ислам»).
Либеральное отношение ислама к обычаям местного населения, по мнению Рене
Давида, способствовало широкому распространению ислама во всем мире

1.1. Коран и сунна

Важнейшим считается Коран - священная книга мусульман, состоящая из
притч, молитв и проповедей, приписываемых пророку Мухаммаду. Коран состоит
из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая часть Корана
имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат предписания
верующим - шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. Шар
или шариат означает в переводе «путь следования» и составляют то, что
называют мусульманское право. Однако, содержащиеся в Коране положения
юридического характера явно недостаточны в силу отражения в нем
раннефеодальных отношений. В связи с этим в качестве следующего
авторитетного источника права выступает Сунна. Сунна (священное предание) -
состоит из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках
самого Мухаммада. В Сунне содержатся нормы брачного, наследственного,
доказательственного, судебного и некоторых других отраслей права.
Коран - бесспорно, первый источник мусульманского права. Между тем,
очевидно, что содержащиеся в нем положения юридического характера явно
недостаточны для того, чтобы регламентировать все отношения, возникающие
между мусульманами, отдельными фундаментальными учреждениями ислама,
которые в Коране даже не упоминаются. Сегодня только некоторые крупные
ученые обращаются непосредственно к первоисточникам. Причем это обращение
ограничено рядом вопросов, и трудно представить себе, что новая теолого-
правовая школа может сложиться в наше время. Однако, именно опираясь на эти
источники, а также на доктрину, специалисты мусульманского права пытаются
найти ответ для решения современных проблем. Так обстоит дело, например,
при регламентации вопросов искусственного осеменения или продажи
человеческих органов. Тем не менее, юридические положения Корана можно
найти в определенном количестве его строф (мусульманские юристы называют их
«правовыми строфами»).
Различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70); строфы,
касающиеся «гражданского права» (также 70); строфы уголовно-правового
характера (в количестве 30); строфы, регламентирующие судебную процедуру
(13); «конституционные» строфы (10); строфы, касающиеся экономики и
финансов (10) и, наконец, строфы, относящиеся к «международному праву»
(25).
По степени определенности согласно мусульманской доктрине, все нормы
Корана и сунны делятся на две категории. К первой относятся абсолютно
точные и не допускающие различных толкований установления, среди которых
значатся все правила религиозного культа и некоторые нормы, регулирующие
взаимоотношения людей. Большинство таких установлений возникло по частным
случаям при решении Пророком конкретных конфликтов, оценке им отдельных
фактов или в ответ на заданные ему вопросы. Преобладающая часть нормативных
предписаний сунны также имеет казуальное происхождение. Данная категория
норм не допускает иджтихада, а представляет собой понятные и однозначные
правила поведения, которые могут непосредственно и единообразно применяться
на практике. Причем если конкретные правила исполнения религиозных
обязанностей мусульмане должны воспринимать как божественное откровение,
смысл которого им не дано понять, то конкретные нормы взаимоотношений между
людьми во многих случаях могут быть рационально объяснены. Такая концепция
позволяла, по существу, отказываться от применения данных норм в пользу
других.
Вторую разновидность составляют отвлеченные и недостаточно ясные
предписания. Их наличие объясняется тем, что мусульманское право, не уделяя
большого внимания юридическим тонкостям и деталям (за исключением
подробного регулирования отдельных видов отношений - например, вопросов
наследования), оставляет их на усмотрение мусульман, и идет по пути
установления лишь общих ориентиров поведения. Утверждается, что Мухаммад
стремился не создать право в строгом смысле, а научить людей, как поступать
во всех жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному событию,
факту, поступку и т.п. Поэтому, полагают многие современные исследователи,
главным в мусульманском праве является установление самых общих параметров
отношений между людьми на религиозной основе, а юридические детали
считаются второстепенными, коль скоро религиозно-нравственные рамки
поведения не преступаются. Эти нормы не только допускают различное
понимание их смысла, но и предполагают конкретизацию в разнообразных
правилах поведения на основе иджтихада, в результате которого правоведы-
муджтадиды могут прийти к несовпадающим выводам. Без подобной конкретизации
эти расплывчатые и многозначные предписания вообще не могут быть применены
для оценки поведения людей и нормативно регулировать общественные
отношения.
Иджтихад (буквально «усердие», «прилежание», «настойчивость»)
представляет собой поиск правил поведения на основе рационального
толкования самых общих постулатов или многозначных положений Корана и сунны
либо в случае пробельности этих источников. На его основе и формулируется
подавляющее большинство норм, регулирующих взаимоотношения людей. Конечно,
такая свобода оценивать мирские проблемы «по своему усмотрению» не является
абсолютной и предоставлена далеко не каждому. Суть иджтихада в том и
заключается, чтобы на не имеющий готового решения вопрос найти ответ,
который соответствовал бы шариату. Именно поэтому мусульманские правоведы
полагают, что муджтахид (облеченный правом на иджтихад знаток шариата) не
создает новое правило поведения, а лишь ищет и «извлекает» его,
обнаруживает решение, изначально содержащееся в шариате - если не в его
точных положениях, то в его многозначных предписаниях или общих принципах и
целях.

1.2. Иджма

Иджма рассматривается как «общее согласие мусульманской общины». Один
из адатов гласит: "То, что мусульмане считают справедливым, справедливо в
глазах Аллаха". Такое положение позволяло и сейчас позволяет докторам
ислама создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся
условиям жизни. Отвергаемая некоторыми шиитами, иджма считается третьим
источником мусульманского права. По единодушному мнению докторов права, она
используется для углубления и развития легального толкования божественных
источников. Легитимированная своей связью с Кораном и Сунной, иджма
приобрела силу только после смерти пророка и при наличии ряда условий.
Иджма может быть четко выраженной или предполагаемой, но сила последней во
много меньше.
Для того чтобы норма права была основана на иджме, необязательно, чтобы
масса верующих признала ее или чтобы эта норма соответствовала единому
чувству всех членов общества. Иджма не имеет ничего общего с «обычаем»
(орф). Требуемое единство - это единство компетентных лиц (муджтахидов и
факихов) - фукаха. Их единогласное мнение придает правовому решению силу
закона.
Недавние кодификации, которых становится все больше в областях, ранее
традиционно регулировавшихся классическим фикхом, подкрепляют мнение,
высказанное Сноук-Юргронье и упоминаемое Эдуардом Ламбером: «По удачному
выражению Сноук-Юргронье, - пишет Эдуард Ламбер, - иджма в настоящее время
представляет собой единственную догматическую основу мусульманского права.
Коран и Сунна - это только его исторические основы. Современный судья ищет
мотивы для решения не в Коране или сборниках традиций, а в книгах, в
которых изложены решения, освященные иджмой. Кади, который попытался бы
толковать своей собственной властью положения Корана или хотел бы сам
оценить возможную подлинность адатов, совершил бы такой же противоречащий
уважению ортодоксальности акт, как и верующий католик, который хотел бы сам
установить смысл церковных текстов, изданных в подтверждение ее догм...
Этот третий источник мусульманского права - иджма - имеет исключительно
большое практическое значение. Только будучи записанными в иджму, нормы
права независимо от их происхождения подлежат применению»1.
1 Lambert E. Fonction du droit civil compare. 1908. P. 328

1.3. Кияс

Обязанные толковать закон мусульманские юристы призывают на помощь
рассуждение (кияс). Таким путем они смогли «сочетать откровение с разумом
человека». Согласно киясу правило, установленное в Коране, Сунне или иджме,
может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих
источниках права.
Кияс становится легитимным благодаря Корану и Сунне. Рассуждение по
аналогии можно рассматривать только как способ толкования и применения
права: мусульманское право основано на принципе авторитета. Благодаря
наличию рассуждения по аналогии, создана возможность рационального
толкования источников мусульманского права; но таким образом нельзя создать
фундаментальные нормы, сравнимые по своей природе с системой традиционных
норм, созданной в Х веке. Мусульманские легисты в этом случае отличны от
юристов общего права, которые, используя технику различия, создают новые
нормы.

Глава 2. Шариат – правовой путь следования

Шариат предъявляет строгие требования главным образом к выполнению
мусульманами религиозных обязанностей и соблюдению культовых запретов. По
отношению же к мирским делам он занимает несколько иную позицию. Здесь
ведущим является стремление шариата чрезмерно не обременять человека, не
сковывать его жесткими ограничениями. Характерной чертой шариата является
склонность к умеренности и неприятию крайностей. Это подтверждается
следующими адатами Корана: "Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет
затруднения для вас" (2:181/185); "Он избрал вас и не устроил для вас в
религии никакой тяготы" (22:77/78); "Не возлагает Аллах на душу ничего,
кроме возможного для нее" (2:286). Такой подход, оставляющий человеку
достаточно широкую свободу выбора, закрепляется и знаменитой аксиомой,
согласно которой исходной оценкой действий, слов и вещей является
дозволение, если иное не предусмотрено Кораном или Сунной.
В частности, при решении любых вопросов шариат ориентирует на
консультации и учет мнений специалистов: "А дело их - по совещанию между
ними" (42:38), "И спросите людей знающих, если сами не разумеете" (16:43).
Другими важными принципами являются склонность шариата к компромиссам и
умеренности, "Мы сделали вас общиной срединной" (2:143), постепенность и
взвешенность. Одновременно шариат демонстрирует уважение к обычаям
мусульман, которые должны учитываться при решении конкретных вопросов. Не
случайно среди правовых принципов шариата выделяются те, в которых
проводится эта идея: «То, что применяют люди, является критерием, которому
надлежит следовать», «Установленное обычаем равносильно предусмотренному
нормой права». Признание авторитета обычая сквозит и в словах Пророка: «То,
что мусульмане считают хорошим, то и для Аллаха является хорошим». Можно
отметить и такие исходные начала шариата, которые должны лежать в основе
реализации любых его конкретных норм, как исключение риска и причинения
вреда.
В шариате достаточно широкое развитие получили такие институты
гражданского права, как право собственности, договорное право, семейное и
наследственное право. В нем подробно разработан вопрос о гражданской
дееспособности, которая рассматривает в качестве необходимого условия для
приобретения имущественных прав. Факт достижения совершеннолетия в каждом
отдельном случае осуществлялся судьей.
Обязательства по мусульманскому праву делятся на возмездные и
безвозмездные, двусторонние и многосторонние, срочные и бессрочные. Договор
по шариату рассматривается как правовая и одновременно как божественная
связь. В качестве иллюстрации сказанного приведем выдержки из Корана. Так,
в Аятах 282, 283 Суры 2 говорится:
“О, вы, которые уверовали! Если берете в долг между собой на
определенный срок, то записывайте это. И пусть записывает между вами писец
по справедливости. И пусть не отказывается писец написать так, как научил
его Аллах, и пусть он пишет, и пусть диктует тот, на котором обязательство.
И пусть он боится Аллаха, Господа своего, и пусть не убавляет там ничего. А
если тот, на ком обязательство, малоумен или слаб, или не может сам
диктовать, то пусть диктует его близкий по справедливости. И берите в
свидетели двух из ваших мужчин. А если не будет двух мужчин, то - мужчину и
двух женщин, на которых вы согласны, как свидетелей, чтобы если собьется
одна, то напомнила бы ей другая. И пусть не отказываются свидетели, когда
их зовут; и пусть не наскучивает вам записывать его - малым или большим -
до его срока. Это - справедливее перед Аллахом, и прямее для свидетельства,
и ближе, чтобы вам не сомневаться. Разве только, если это будет торговлей
наличной, которую вы обращаете между собой, - тогда на вас не будет греха,
что вы не запишете этого. И ставьте свидетелей, когда уславливаетесь между
собой, и не должно причинять неприятности писцу и свидетелю; а если
сделаете, то это - распутство у вас. И бойтесь Аллаха; поистине, Аллах вас
учит, и Аллах знает о всякой вещи!”
“А если вы будете в пути и не найдете писца, то берутся залоги. А если
кто-нибудь из вас доверяет другому, то пусть возвращает тот, которому
доверено, свой залог и пусть боится Аллаха, Господа своего. И не скрывайте
свидетельства, а если кто скроет, то он - тот, у кого сердце грешно, а
Аллах знает то, что вы делаете!”
Брак по шариату рассматривается как религиозная обязанность каждого
мусульманина. Необходимым условием для вступления в брак для мужчины
является достижение возраста половой зрелости. Коран признает, что
мусульманин может иметь до четырех жен одновременно, при условии
предоставления каждой из жен имущества, жилища и одежды в соответствии с
его положением. Коран достаточно подробно определяет поводы к разводу и его
процедуру. В тех случаях, когда муж имел физические недостатки, не выполнял
супружеских обязанностей, жестоко обращался с ней или не выделял средств на
ее содержание, жена могла обратиться в суд с иском на расторжение брака.
По шариату наследованию подлежат только имущественные права.
Обязанности умершего не могут переходить на наследников. В первую очередь
наследство получали дети умершего, затем его братья, дяди и т.д. Наследство
открывалось только после покрытия расходов, связанных с погребением
умершего и уплаты всех его долгов.
Мусульманские правоведы все преступления разделяют на три группы. К
первой относятся посягательства на права мусульманской общины, а именно:
отступничество от Ислама, преступления против порядка управления, кражи,
употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в
последнем. Прелюбодеяние считалось доказанным только при показаниях трех
свидетелей.
Вторую группу составляют противоправные действия, посягающие на права
отдельных лиц. Нормы, регулирующие их, носят бланкетный характер и
обращаются к обычному праву. Так, в случае убийства или смертельного
ранения шариат допускал кровную месть со стороны потерпевших. Шариат
предусматривает возможность и замены кровной мести денежным выкупом, если
родственники убитого прощали преступника. За нанесение телесных повреждений
ответственность возникала по принципу талиона (см. суру 5 адат 49).
Третью группу преступлений составляют такие действия как оскорбления,
хулиганство, растрата государственных средств, азартные игры и т.д.
Наказания по шариату носили публичный и устрашающий характер.
Существовали такие виды смертной казни, как повешение, четвертование,
утопление, убийство битьем камнями. У воров отсекали пальцы и руки.
Широко применяется и тюремное заключение. Мусульманское право знает и
имущественные санкции (конфискации, штрафы), а также ссылку и высылку.
Однако реализация норм мусульманского права имеет некоторые
особенности.

Глава 3. Применение права

Известно, что для мусульманского права характерно преобладание
религиозного принципа применения: оно действует, прежде всего, во
взаимоотношениях мусульман. Данный принцип в целом сохраняется и в наши
дни. Например, брачно-семенные нормы мусульманского права распространяются
исключительно на мусульман и не применяются другими религиозными
конфессиями. Предусматриваемая уголовным законодательством Марокко и
Иордании ответственность за несоблюдение поста во время рамадана касается
только мусульман, а по Уголовному кодексу Северной Нигерии по
мусульманскому праву могут быть наказаны только последователи ислама.
Вместе с тем религиозный принцип применения мусульманского права
никогда не проводился в жизнь без изъятий, последовательно и безусловно. С
самого возникновения ислама и становления мусульманского государства многие
нормы мусульманского права распространялись и на немусульман. Это
относится, например, к государственному праву или к положениям,
устанавливающим налоги на немусульманское население. Другим случаем
является подчинение нормам мусульманского права немусульманки, вышедшей
замуж за мусульманина. Наиболее нагляден отход от религиозного принципа при
применении норм «личного статуса», которые традиционно рассматриваются в
тесной связи с вероисповеданием лица. Так, в настоящее время мусульманско-
правовые нормы относительно завещания, наследования, ограничения
правоспособности, вакуфного имущества в большинстве арабских стран
распространяются и на немусульман.
Применение мусульманского права в случае молчания гражданского
законодательства также не учитывает религиозной принадлежности сторон.
Однако нормы современного мусульманского уголовного права в Саудовской
Аравии, Судане, Иране, Ливии и некоторых других странах также применяются
ко всем гражданам соответствующих стран вне зависимости от их
вероисповедания (в Судане это явилось причиной массового недовольства
жителей юга страны, не принявших ислам). В Кувейте с 1982 г. запрет на
употребление спиртных напитков распространен даже на иностранных
дипломатов. Представляется, что закрепление норм мусульманского права в
принимаемых государством законах и их распространение на всех граждан не
могли бы иметь места, если бы мусульманское право не являлось системой
юридических норм, обладающих относительной самостоятельностью по отношению
к религиозным постулатам ислама.
Действительно, тезис о религиозном критерии применения мусульманского
права представляется правильным только с весьма существенными оговорками.
Он может быть принят при условии рассмотрения мусульманского права с одной
точки зрения - в максимально широком, а не специально юридическом смысле,
т.е. как «божественного закона» - шариата, который в таком понимании
практически поглощает собой ислам в целом. Естественно, при этом
юридические нормы действительно оказываются в тени собственно религиозно-
ритуальных или нравственных предписаний, растворяются в них. Понятно, что
такой подход не позволяет выявить особенности именно юридических норм как
относительно самостоятельной части всего мусульманского социально-
нормативного комплекса. Более того, если принять за аксиому положение о
неразрывном единстве религиозных предписаний (догматических и ритуальных),
нравственных и собственно правовых норм в исламе, то вопрос о самом
существовании мусульманского права в юридическом смысле вообще снимается. В
самом деле, если исходить из того, что так называемые правовые нормы в
исламе ничем принципиально не отличаются от ритуальных и моральных, то
возникают сомнения в обоснованности оценки мусульманского права как
юридического явления. А раз так, то закономерно встает вопрос, допустимо ли
вообще говорить о наличии в исламе, пусть даже в нерасчлененном виде,
различных типов норм, в том числе и юридических. Иными словами, выводу о
том, что мусульманский социально-нормативный механизм включает религиозные,
нравственные и правовые правила поведения, должен предшествовать анализ тех
факторов, которые обусловили юридический характер отдельных предписаний
ислама, придали им качество права. Поэтому специфику мусульманского права
нельзя полностью раскрыть, указав только на его тесную связь с
мусульманской религией и нравственностью. Прежде всего необходимо дать ему
оценку именно как праву в юридическом смысле, рассмотреть его соотношение с
государством, определить, отвечает ли оно всем требованиям, которым должно
отвечать право как особый социально-нормативный регулятор. Без этого
невозможно понять место мусульманского права в правовой надстройке общества
в мусульманских странах.

Глава 4. Государство и мусульманское право

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором
государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Целью
мусульманского государства провозглашается реализация всех предписаний
ислама, утверждение «мусульманского образа жизни».
В связи с этим нужно отметить, что в Коране имеются две группы норм,
одна из которых снабжена «земными» санкциями, а вторая - «потусторонними».
Так, закрепленные им правила, касающиеся брака и развода, наследования,
доказательств, обязательны для судов, которые в случае их нарушения
применяют «земное» наказание. Эти нормы мусульманские юристы относят к
«собственно правовым». Что же касается иных правил поведения, за
несоблюдение которых Коран предусматривает не судебную (правовую)
ответственность, а «потустороннюю» кару, то они носят характер чисто
моральных нормативов. При этом справедливо подчеркивается, что «такое
четкое разграничение правовых и моральных норм в Коране не всегда
возможно».
Можно различать два основных варианта санкционирования, соответствующие
двум разновидностям религиозных нормативов. К первой из них относятся
религиозные нормы, за несоблюдение которых Кораном и сунной установлены
вполне определенные санкции, напоминающие соответствующие юридические; и
поэтому вполне пригодные для их применения государственными органами. В их
числе нормы, предусматривающие ответственность за убийство (смертная
казнь), прелюбодеяние (телесное наказание в виде 100 ударов), ложное
обвинение в прелюбодеянии (телесное наказание 80 ударами), кража (отсечение
руки), разбой (отсечение руки и (или) ноги, либо распятие), бунт (смертная
казнь) и др. Снабжение части религиозных норм подобными санкциями
предполагает наличие определенного механизма, отвечающего за их применение,
неукоснительное «земное» наказание нарушителей - грешников. Суннитская
мусульманско-правовая доктрина отводила эту роль государству, часть функций
которого рассматривалась в качестве религиозных. В их число включалось
применение предусмотренных Кораном и сунной точных мер ответственности за
несоблюдение установленных ими норм.
На практике мусульманское государство нередко действительно выполняло
предписанную ему роль - регулятивную, путем обеспечения реализации правил
поведения. Иначе говоря, мусульманское государство в этом качестве
выступало элементом (институтом) самой религиозной системы, равно как
отдельные мусульманские религиозные институты -муфтий, кади - являлись
частью государственного механизма. Применение религиозной санкции было
делом государства и предшествовало наказанию грешника в загробном мире.
Вместе с тем, когда определенная религиозная норма применялась и защищалась
государством, она приобретала качество правового правила поведения, точнее,
становилась источником совпадающей с ней правовой нормы. А применение
государством установленной в Коране или сунне санкции означало придание
данной правовой норме и соответствующей юридической санкции. В этом случае,
поскольку санкцию применял государственный орган, норма становилась
правовой, совпадающей по содержанию с религиозной.
В связи с этим, терминами «правовые нормы Корана» и «правовые нормы
сунны» можно пользоваться, имея в виду их условный характер, поскольку под
такими нормами подразумеваются религиозные правила поведения, явившиеся
источниками норм мусульманского права. Необходимо также помнить, что
подавляющее большинство юридических предписаний, составляющих мусульманское
право, было введено правоведами на основе рациональных приемов (иджтихад).
Иначе говоря, на правоведение возлагалась задача разработки
практических путей достижения общих целей ислама, теоретически
сформулированных богословием. На это обстоятельство обращает внимание,
например, Л. В. С. Фан ден Берг, обоснованно подчеркивая, что мусульманские
юристы должны были до некоторой степени быть богословами, а богословы -
юристами.
Однако тот факт, что большая часть нормативных положений ислама,
(закрепленных Кораном и сунной или сформулированных муджтахидами) была
предназначена для регламентации поведения людей в их взаимоотношениях
(муамалат), еще не превращает эти правила в правовые нормы. Все социально-
нормативные регуляторы (в том числе и неправовые) призваны в той или иной
степени и форме направлять человеческое поведение, взаимосвязи людей. Чисто
теоретически, можно (хотя и весьма условно) отделить юридические
(предположительно юридические) нормы от мусульманской догматики и культовых
правил, однако такого умозрительного отвлеченного анализа явно
недостаточно. Кроме того, последовательно отличить нормы мусульманского
права от поддерживаемых исламом нравственных правил или религиозных норм,
регулирующих не культовое поведение, а общественно значимые поступки
мусульман и их взаимоотношения во «внецерковной» сфере, на уровне
теоретического анализа содержания самих этих норм и их различий в теории
фикха вообще не удается. Поэтому нельзя ограничиваться лишь простой
квалификацией муамалат в качестве юридических норм, как это часто делается.
Главное состоит в выявлении, почему и как многие установленные исламом
правила поведения индивидов в их взаимоотношениях (а также часть культовых
норм) из чисто религиозных предписаний превратились в юридические нормы. А
для этого необходимо проследить механизм их действия, соотношение с
государством и классовыми интересами господствующих социально-политических
сил. Именно здесь лежит граница между правовыми и неправовыми нормами
ислама. Юридические нормы (нормы мусульманского права в собственном смысле)
выделяли не юристы, а социальная

Новинки рефератов ::

Реферат: Социально–культурные проблемы развития России (Социология)


Реферат: Правовое государство и Украина (Теория государства и права)


Реферат: Сущность и происхождение искусства (Искусство и культура)


Реферат: Метрология - наука о измерениях (Технология)


Реферат: История военного мундира (История)


Реферат: Конституция Индии (Право)


Реферат: Генетическая программа человека и природа гениальности (Естествознание)


Реферат: Буденновская порода лошадей (Сельское хозяйство)


Реферат: Деловые переговоры (Менеджмент)


Реферат: Социальная работа с пожилыми людьми (Социология)


Реферат: Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Информатика (Компьютеры)


Реферат: Личность и общество (Философия)


Реферат: Серебряный век (Искусство и культура)


Реферат: Многопроцессорный вычислительный комплекс на основе коммутационной матрицы с симметричной обработкой заданий всеми процессорами (Компьютеры)


Реферат: Анализ выполнения плана производства (Бухгалтерский учет)


Реферат: Фрактальные свойства социальных процессов (Социология)


Реферат: Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой (Литература : русская)


Реферат: Девятый вал (Искусство и культура)


Реферат: Московское государство XVI-XVII веков (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист