GeoSELECT.ru



История / Реферат: История водопровода в СПб (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История водопровода в СПб (История)



Самым первым «водопроводом» были колодцы. Позже появились
водовозы - люди, возившие воду за деньги. Водовозы были призваны
доставлять воду туда, где колодцев и прочих водоёмов со сравнительно
чистой водой не было. Такими местами обычно были города. Ещё одной
причиной появления водовозов было то, что в городах, в частности в
Петербурге, в основном селились люди, которые могли позволить себе
услуги водовозов.
Пожалуй, именно обилие рек и каналов отодвинуло строительство в
нашем городе строительство полноценной системы водоснабжения почти
на 160 лет. Ещё в 1820 году специально учрежденная комиссия,
рассмотрев вопрос о необходимости строительства городского
водопровода, пришла к заключению, что «Петербург по положению и
устройству своему достаточно снабжён хорошею водою».
Посему, именно районы, удалённые от водоёмов и не богатые
колодцами, и «поили» те самые водовозы и водоносы. В богатых же
домах их функции выполняли дворники. Нормы расхода воды были чётко
регламентированы: по 3 с половиной ведра (приблизительно 43 литра)
на человека в день. Узнать, какую воду продаёт водовоз, можно было
по цвету бочки: белые наполнялись из Невы, жёлтые- из Фонтанки, а
зелёные - из каналов. Сии сведения были немаловажными, так как от
источника воды сильно зависело качество воды. Выше всего ценилась
невская водичка, Фонтанка считалась источником похуже, а ниже всего
«котировались» каналы и малые реки – Екатерининский, Лиговский,
Мойка, Пряжка. Ещё во второй половине XVIII века многие малые
протоки, куда горожане несанкционированно сбрасывали отходы,
напоминали сточные канавы. В конце концов городские власти вынуждены
были издать запрет на использование воды из этих каналов.
В начале XIX столетия в Петербурге стали появляться так
называемые водокачки – каменные или деревянные будки, в которых были
установлены ручные или паровые насосы. Как правило, их строили по
берегам рек в тех местах, где не было удобных спусков к воде. В 1827
году два подобных сооружения были возведены на левом берегу Невы, у
Исаакиевского и Воскресенского мостов (оба были понтонными).
Самыми первыми в городе объектами, получившими водопроводную
воду, были фонтаны Летнего сада: по Лиговскому каналу вода
доставлялась из Дудергофского озера в бассейн, который располагался
в районе нынешней улицы Некрасова (которая, кстати, долгое время
называлась Бассейной), а затем по трубам двигалась в сторону сада,
пересекая по пути Фонтанку.
Собственные водопроводы уже в XVIII веке имели Меншиковский и
Мраморный дворцы, но специально для бытовых нужд впервые направил
воду по трубам граф Эссен-Стенбок-Фермор в 1846 году начавший
строительство системы, которая должна была обеспечивать водой в
Московской и Литейной частях. От «водокачальной машины»,
установленной в здании, построенном у Воскресенского моста
специально для водопровода, трубы шли до Знаменской площади,
Сергиевской и Итальянской улиц. Если бы это предприятие оказалось
рентабельным, возможно, дальнейшая судьба петербургского
водоснабжения была бы иной. Однако первый коммерческий водопровод
разорился, и новых попыток его устроитель больше не предпринимал.
Локальные частные водопроводы возникали и позднее. Например, в
1852 году в районе Нарвской заставы на берегу Екатерингофки
появилась небольшая водонапорная башня, из которой вода поступала по
трубам на дачу генерал-лейтенанта Болдырева. Заодно, уже на
коммерческой основе, обеспечились водой и несколько соседних домов.
Акционерное общество Санкт-Петербургских водопроводов должно
было обеспечить водой дома в «незаречных», то есть левобережной,
частях города. Для этого на Шпалерной улице, перед Таврическим
дворцом, на месте бывшей городской свалки по проекту архитектора И.
Мерца была построена Городская водопроводная станция, главным
инженерным сооружением которой стала водонапорная башня. Согласно
первоначальному замыслу, вода из реки должна была поступать к ней по
открытым каналам, однако реализован был другая система: по трубам,
идущим с глубины 2,5 аршина приблизительно от середины русла, вода
закачивалась при помощи паровых машин в резервуар, находившийся
наверху башни, и оттуда уже под собственным напором текла по
водопроводу.
Первая попытка ввести сеть в эксплуатацию была предпринята в
1861 году, но из-за ошибки в расчётах она закончилась полной
неудачей: трубы лопнули, и вскоре окрестные улицы стали орошаться
пробивающимися из-под земли фонтанчиками и родничками. На
восстановление коммуникаций и пошатнувшейся репутации Обществу
потребовались дополнительные 900 тысяч рублей, которые в обмен на
акции предприятия ссудил купец А. Крок.
Спустя два года, 30 ноября 1863 года, работа водопровода
возобновилась, на сей раз – вполне успешно. В первые 10 лет чтобы
провести к своему дому чугунные трубы, горожане платили по 10 рублей
серебром за погонную сажень. При этом 100 вёдер воды (около 1200
литров) обходились обывателям относительно недорого, стоимость их
была 8-12 копеек. Позднее расценки снизились, и в 1903-1913 годах
составили уже 6 копеек за 100 вёдер.
Две английские вертикальные паровые машины, снабжавшие водой
башню на Шпалерной, проработали по тем временам довольно немалый
срок - 40 лет. За это время количество клиентов водопровода в центре
города заметно увеличилось, и естественного напора воды,
создаваемого бассейном в верхнем этаже башни, уже не хватало для
подъёма воды в здания на четвёртый – пятый этажи. Старая паровая
машина была заменена, а дополнительное давление создавали поршневые
паровые насосы. Позднее, в 1908 году, их заменили турбинами, к
радости жильцов окрестных домов, страдавших от сильной вибрации и
«подвижности предметов», создаваемых поршневыми механизмами.
В 1873 году в городе начинает действовать ещё одно акционерное
общество – Товарищество новых водопроводов. Благодаря этой
организации прямое водоснабжение получают «заречные» части
Петербурга – Васильевский остров, Петербургская и Выборгская
стороны. В 1875-1878 годах строятся водопроводные станции на
Арсенальной улице, 23 линии Васильевского острова и у
Сампсониевского моста на Петербургской стороне. С этого момента
водопроводное хозяйство на Шпалерной улице именуется Главной
станцией, остальные станции получают названия по районам, которые
обслуживают.
Не просуществовав и дести лет, Товарищество передало концессию
по снабжению заречных частей водой английскому акционерному
обществу, у которого к 1893 году предприятие выкупили городские
власти. Главная водопроводная станция стала собственностью города на
три года раньше.
К 1900 году абонентами водопроводной сети числилось около 70%
городских домов. Кстати, таковыми считались не только здания и
квартиры, оснащённые водопроводом, но и дома, где вода подавалась во
двор.
В августе 1908 года в Петербурге разразилась эпидемия холеры, и
перед городскими властями остро встал вопрос о качественной очистке
воды. С 1911 года на Петербургской стороне стали не только
фильтровать, но и озонировать. На Главной станции воду пропускали
через «медленные фильтры», состоявшие из камней, гравия и песка, а
затем хлорировали. Василеостровская и Выборгская станции,
поставлявшие воду прямо из Невы, к 1913 году прекратили работу.
Территории, обслуживаемые ими, перешли к двум оставшимся водным
хозяйствам, для чего через Неву были проложены несколько больших
труб – дюкеров.
Все водозаборы находились в нижнем течении Невы, а
следовательно, на станции вместе с водой неизбежно попадала и часть
городских стоков. В начале ХХ века рассматривались два варианта
решения этой проблемы: воду предлагалось брать из источников
Ижорской возвышенности или из Ладожского озера. Геологические
исследования показали, что ижорской воды для нужд города не могло
хватить, а посему в 1914 году утверждён проект Ладожского
водоснабжения. Водопровод должен был начинаться в 2,5 км от
побережья, в районе села Морозко, у мыса Осиновец. Работы по
строительству водопровода остановились в 1918 году. Речь шла о
временной приостановке, но строительство так и не было закончено.
Однако идея строительства этой системы стоит на рассмотрении и по
сей день.
Первая генеральная схема реконструкции водоснабжения в
Ленинграде была разработана в 1938 году, но реализовать её смогли
лишь после войны в 1947 – 1949 годах. На протяжении следующих двух
десятков лет город снабжали водой всего три водонапорные станции:
Главная, Петроградская и новая – Южная. В 1971 году появилась ещё
одна – Северная.
В настоящее время все четыре в строю, но Петроградская стала
Волковской. Границы обслуживаемых зон меняются в зависимости от
времени года и суток, так, что одни и те же дома могут утром
«поиться» от одной станции, а вечером – от другой.

Это была лишь толика всей необъятной Истории города Санкт –
Петербург в целом и его водоснабжения в частности. [pic]




Реферат на тему: История военного мундира

История костюма представляет собой одну из интереснейших страниц истории
культуры. Принято считать, что единообразный военный костюм, призванный
различать воинские части, появился в европейских армиях в XVII веке.
Однако, существование специальных цветовых сочетаний для костюмов военных
встречаются и в более ранее время. В России такая одежда была уже у
стрельцов. В петровскую эпоху с формированием регулярной армии значение
форменного костюма возросло.
Следует отметить, что замена в армии традиционной для Руси одежды
на европейскую также, как и запрет дворянам носить другие виды костюма,
кроме европейского находились в ряду широких реформ Петра I, носивших
определенный знаковый характер.
Говоря о развитии военного костюма в целом, следует помнить, что
двумя его особенностями являются функциональность и традиционность, т.е.
использование того или иного вышедшего из употребления элемента в связи с
определенными историческими событиями, традициями, наконец, как видимого
знака различия и награды. Кроме того, форменный костюм играет большую роль
для развития духа корпоративности, особого чувства единства тех, кто носит
мундир той или иной воинской части.
Время правления Павла и Павловичей можно назвать временем расцвета
в России систем военного мундира. Если Петр I положил начало унификации
одежды для военных, но не успел её закончить - помешала длившаяся более 20-
ти лет Северная война, то весь XVIII век русская военная форма менялась,
согласно канонам, им заложенным. При этом, критикуя Павла I за
приверженность прусским традициям униформы, нельзя забывать, что Петр I
так же заимствовал германские образцы для привнесения их на русскую
почву, в частности, саксонские. Саксонцы были союзниками России в Северной
войне. Если проследить спектр цветов, характерных для обмундирования
полков русской армии в этот период, то можно заметить, что одним из
преобладающих цветов будет красный – цвет мундиров саксонских солдат. Да и
покрой одежды петровской армии тоже был чужд русской традиции. Можно
утверждать, что Павел I лишь повторял то, что до него делали практически
все русские монархи, начиная с Петра Великого – заимствовал наиболее
популярные образцы военного костюма в Европе. Он привнес не чуждую русской
армии униформу, а наоборот, направил развитие военной одежды в одно русло
с общеевропейской, из которого она была выведена так называемой
потемкинской реформой.
Павел I, много сделавший для приведения русской армии в
нормальный, с его точки зрения, вид, был не понят современниками . Главными
критиками нового мундира оказались офицеры, но не потому, что это
обмундирование им в действительности пришлось не по вкусу, а из-за того,
что это был яркий показатель изменяющихся порядков в армии. Дворянская
среда понимала, что наступает конец прежней екатерининской
вольнице. Вместе со штиблетами, эспонтонами и буклями наступало время
всеобъемлющей дисциплины и порядка. Конечно. это насаждение новых традиций
шло не без перегибов со стороны императора. В нем сочетались дух
средневекового рыцарства и палки капрала. Эти два несовместимых состояния и
привели к трагедии 11 марта 1801г., когда император Павел I был убит
собственными гвардейскими офицерами.
Со смертью Павла не умерло его дело. Уже через несколько лет,
когда новый император Александр I утвердился на троне “выпушки, погончики,
петлички” вновь стали неотъемлемой частью быта русской армии. Несмотря на
изменившийся покрой мундира, суть его оставалась все та же, павловская.
Мундир, в отличие от военной одежды в XVIII веке, становится как бы
составной частью жизни русского общества. Это можно объяснить тем, что
русские императоры были военными и получали военное воспитание и
образование. Они привыкали с детства смотреть на армию как на идеал
организации; их эстетические представления складывались под влиянием
парадов, они носили фраки только путешествуя за границей инкогнито.
Нерассуждающий, исполнительный офицер представлялся им наиболее надежной и
психологически понятной фигурой. Даже среди статских чиновников империи
трудно назвать лицо, которое хотя бы в молодости, хоть несколько лет не
носило бы офицерского мундира. Другой причиной могут служить
непрекращающиеся войны, которые в те годы вела Россия. Как сказал генерал-
лейтенант Я.П. Кульнев: “Люблю нашу матушку Россию за то, что у нас всегда
где-нибудь да дерутся.”. Но с другой стороны форма постепенно становится
обязательной и для гражданских ведомств.
С военными мундирами неразрывно связана жизнь русского общества
первой половины XIX века. Военные становятся участниками всего. Они
занимаются не только своими прямыми обязанностями, но и участвуют в
гражданском управлении империей. Известно, что большинство губернаторов и
городничих были выходцами именно из военной среды.
Отечественная война 1812г. является границей, разделяющей правление
Александра 1 на две части. До войны были реформы, игры в либерализм, после
, как отмечает советская историография “реакция, палочная дисциплина,
аракчеевщина”. Это напрямую связано с армией. В ней все стремится к
единообразию, стандарту, регламенту. Если до войны для идентификации
воинских частей применялась яркая гамма цветов, то уже к началу войны она
начинает принимать строгий вид, возвращаясь к еще Петром Великим заложенным
стандартам.
1814-1825гг. - сложное время. Это и время “хрипунов, удавленников,
фаготов”, и вместе с ними расцвет тайных обществ, основными участниками
которых были офицеры. Никакие демократические идеи не могли убить в них
чувство “фрунтового артикульства”. Известно, что полковник П. Пестель был
не раз отмечаем Александром за заслуги в деле муштрования солдат и был
сторонником жесткого обращения с ними.
Военный мундир также отражал настроение у его определяющего. Если в
начале царствования Александра 1 допускались какие-либо отклонения в его
ношении, то уже к 20-м гг. а тем более при Николае 1 любое самовольство в
отношении мундира, включая расстегнутый не вовремя воротник, становится
причиной способной привести к незамедлительному наказанию. Хотя, наказание
ждет провинившихся не слишком суровое, рассчитанное, в основном, на чувство
морального ущерба. Известно, например, что поводом для отставки
полковника лейб-гвардии Московского полка Г.А. Римского-Корсакова послужил
расстегнутый на балу за ужином мундир, а П.А. Катенин был отправлен в
отставку за спор о заплате на рукаве одного из солдат его батальона.
К началу 30-х гг. происходит окончательная унификация военного
мундира. Уже не существует каких-либо разночтений в правилах его ношения.
Темно-зеленый мундир с красной отделкой - вот основные цвета николаевских
солдат. Время Николая 1 апофеоз развития военного костюма. После 50-х гг.
унификация и торжество стандарта пойдут на спад. Но Александр II , тем не
менее начнет и закончит свои знаменитые реформы изменениями именно в
военной сфере – начнет кардинальным изменением в 1855г. покроя мундира во
всей армии, а закончит в 1874г. проведя закон о всеобщей воинской
повинности, параллельно с этим еще раз поменяв внешний вид военного
обмундирования.
Рассматривая стиль и системы различий в военной одежде русской
армии можно разделить её историю на ряд этапов, не только традиционных -
по царствованиям, но и по господствовавшим в ней иностранным влияниям или
их отсутствию.
Практически весь XVIII век – время подавляющего влияния прусско-
голштинского стиля в военной форме. И не обязательно речь идет о
слепом копировании, а лишь о принятии каких-либо стандартов.
В 80-е гг. весьма чужеродно вклинивается так называемая. “потемкинская”
форма, являющаяся изобретением самого Г.А. Потемкина и шедшая вразрез всей
военной моде.
|В истории отечественной военной формы период с 1756 по 1796 год занимает |
|особое место. Упорная и энергичная борьба между передовыми и реакционными|
|тенденциями в национальном военном искусстве косвенно наложила свой |
|отпечаток на развитие и совершенствование обмундирования и снаряжения |
|российских войск. Уровень развития русской экономики составил серьезную |
|базу для превращения русской армии в современную для той эпохи военную |
|силу. Успехи в металлургии содействовали расширению производства |
|холодного и огнестрельного оружия. Возросла численность легкой кавалерии.|
|Стало больше артиллерии, инженерных и егерских команд, состоявших из |
|метких стрелков, снабженных "винтовальными" ружьями. Введение военной |
|формы, удобной в боевых и походных условиях, проходило непросто. В ходе |
|Семилетней войны (1756-1763) и длительное время после ее окончания |
|мундиры офицеров и солдат русской армии в основном мало отличались от |
|обмундирования прусских войск. Различие состояло главным образом в |
|расцветке одежды. С появлением в русской армии гусаров для них было |
|установлено отличное от других полков обмундирование, заимствованное у |
|австрийских имперских войск. Изменения в покрое одежды и перемена |
|отдельных ее деталей до конца 70-х годов XVIII столетия в целом не меняли|
|внешнего облика воинов. Однако в ходе военных реформ 80-х годов, |
|учитывавших опыт русско-турецкой войны 1768-1774 годов, в армии появилась|
|более удобная, чем раньше, военная форма. Инициатором ее введения стал |
|поддерживаемый передовыми военными деятелями страны президент |
|государственной военной коллегии генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин. |
|Добиваясь введения в русских войсках более простой и удобной одежды, он |
|убедительно доказывал, что в результате этих перемен "солдат будет |
|здоровее и, лишась щегольских оков, поворотливее и храбрее". Объясняя, |
|почему в нашей стране появилось неудобное обмундирование, Потемкин писал:|
|"В Россию, когда вводилось регулярство, вошли офицеры иностранные с |
|педантством тогдашнего времени, а наши, не зная прямой цены вещам |
|военного снаряда, почли все священным и как будто таинственным. Им |
|казалось, что регулярство состоит в косах, шляпах, клапанах, обшлагах, в |
|ружейных приемах и протчем. Занимая себя таковою дрянью, и до сего |
|времени не знают хорошо самых важных вещей и оборотов, а что касается до |
|исправности ружья, тут полирование и лощение предпочтено доброте, а |
|стрелять почти не умеют. Словом, одежда войск наших и амуниция такова, |
|что придумать почти нельзя лучше к угнетению солдатов... Красота одежды |
|военной состоит в равенстве и соответствии вещей с их употреблением. |
|Платье, чтобы было солдату одеждою, а не в тягость; всякое щегольство |
|должно уничтожить, ибо оно есть плод роскоши, требует много времени, |
|иждивения и слуг; чего у солдата быть не может... Завивать, пудриться, |
|плесть косы - солдатское ли это дело; у них камердинеров нет. На что ж |
|пукли? (букли). Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и |
|чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет |
|солдата должен быть таков: что встал - то готов..." Далее Потемкин |
|отмечал: "Когда эскадрону или целому полку назначается строй, то до |
|двенадцати часов употребить им непременно должно для убирания себе |
|взаимно кос и препроводить целую ночь в сем безпокойстве без сна; отчего |
|неминуемо должно последовать неизбежное упущение в других нужных |
|исправлениях, тем, что, препроводивши таким образом ночь в изнурении, не |
|имеют они силы исправить других своих дел, как, например, вычистить и |
|накормить своих лошадей; или если в сём упущения не сделают, то, не |
|будучи подкреплены сном, бывают слабы, нерасторопны и мало способны к |
|таким действиям, где потребны бодрость, живость и сила". Преимущества |
|нового обмундирования, введенного в 1780-х годах, русские солдаты могли |
|оценить тотчас после его появления в войсках. На смену узкому, |
|сковывавшему движения кафтану, пришла удобная, свободная в плечах куртка |
|из толстого, прочного сукна. Ее короткие полы спереди были подогнуты |
|кверху и пристегивались пуговицами. Сзади, в низу куртки, был разрез. |
|Теперь ничто не стесняло солдата на марше или при быстром беге. Цвет |
|куртки, отворотов, лацканов на груди, так же как и лампасов на штанах, |
|зависел от рода войск. Медные пуговицы, начищенные до блеска, украшали |
|лацканы, обшлага и воротник куртки. На левом плече у воротника также |
|пришивалась пуговица. К ней пристегивался погон либо эполет. Основным |
|назначением эполета было удержать от сползания с плеча перевязи патронной|
|сумы. Куртка глухо застегивалась на крючки и петли, пришитые к бортам |
|лацканов. Зимою полы куртки отстегивались и опускались вниз. В холодное |
|время солдаты надевали под куртку короткий камзольчик без рукавов. |
|Удобными и просторными были суконные штаны (шаровары). На обе штанины |
|внизу для прочности нашивались кожаные краги. На смену черным солдатским |
|треуголкам из валяной шерсти пришли более удобные головые уборы - каски. |
|"Каска,- писал Г. А. Потемкин,- сверх выгоды и способности в употреблении|
|своем имеет перед шляпой ту предпочтительность, что вид дает пригожий |
|солдату и есть наряд военный характеристический". Каски делались из кожи,|
|а также были поярковыми и фетровыми. Они состояли из круглой тульи и |
|козырька. По верху каски шел поперечный гребень (плюмаж) из шерсти, |
|волоса или перьев. Сзади, в нижней части каски, крепились две суконные |
|лопасти, которые летом служили украшением, а зимою, в мороз, скрещивались|
|спереди на шее, прикрывая при этом уши. Солдатская прическа стала |
|гигиеничной и простой, так как отныне волосы следовало стричь коротко, по|
|народному выражению, "в скобку". Новая летняя форма также не была |
|обременительна для солдат, так как "строилась" из полотна. В 1788 году во|
|всех пехотных полках армии, которой на юге России командовал Г. А. |
|Потемкин, штаб- и обер-офицерам было приказано носить куртки и каски по |
|образцу солдатских. Однако каски были без лопастей с золотым галуном у |
|козырька и большой бляхой, на которой красовался вензель Екатерины II. В |
|остальных частях российских войск мундиры генералитета, штаб- и |
|обер-офицеров остались без изменений. Свою прежнюю форму сохранили |
|гвардия и гусарские полки, Удобная и практичная "потемкинская" форма |
|сохранялась недолго - всего десять-двенадцать лет. Она была полностью |
|отменена Павлом I - фанатичным поклонником Фридриха II, инициатором и |
|организатором "опруссачивания" российских войск. В данную подборку наряду|
|с редкими рисунками русской военной формы 1756-1762 годов включены |
|малоизвестные изображения солдат и офицеров в "потемкинской" военной |
|форме. Значительная их часть была исполнена молодым талантливым |
|рисовальщиком и гравером Х.-Г. Гейслером (1770-1844) в последней четверти|
|XVIII века. Эти работы позволяют сегодня представить, как выглядели |
|славные защитники Отечества Российского - герои Кинбурна, Очакова, |
|Фокшан, Рымника и Измаила. С документальной достоверностью переданы как |
|военная форма, так и типажи изображенных здесь людей. К сожалению, эти |
|работы лишь в известной мере могут заменить нам не созданные в свое время|
|именные портреты рядовых участников русско-турецкой войны 1787-1791 |
|годов, прославивших себя отвагой, мужеством и самоотверженностью. |


Справедливости ради следует отметить, что эта униформа не получила большого
распространения в армии не смотря на её практичность и функциональность
именно из-за её большой унифицированности и простоты.
Павел 1 вернул развитие военной одежды “на круги своя”, продолжив
торжество прусского стиля. Этотпериод продолжался до 10-х гг., когда ему на
смену пришла мода на французскую армию.
В период 1796-1807гг. произошла большая смена покроя всей русской
военной формы в связи с вошедшим в моду в Европе фрачным покроем. Этот
покрой был еще и экономичен, т.к. на пошив такого мундира требовалось
меньше материала. Мода на “французский” стиль продолжалась до 20-х гг.,
смешавшись после Отечественной войны 1812г. с незначительным английским
влиянием. Его привнес в Россию сам император после поездки его в Англию. В
свою очередь английская армия позаимствовала ряд деталей униформы у русской
армии.
Основы системы создания военной формы, заложенные Александром 1 ,
были продолжены и даже очень успешно развиты его братом, Николаем,
возведшим мундир в абсолют. При нем происходит как бы борьба между
традиционно русскими (или давно ставшими таковыми) канонами и
продолжающимся прусским влиянием. Здесь также уместно упомянуть что с 20-х
гг. оно уже стало взаимовлиянием, т.к. заимствовала не только Россия, но и
Пруссия. Консерватизм Николая и его стремление оставить русской армии
внешний облик “победительницы Наполеона” не позволили ему вовремя сменить
покрой мундира во всей армии на входящий в моду в Европе т.н. полукафтан.
Это произошло только в 1855г. после его смерти, вместе с приходом в
европейскую моду французских образцов. Проигравшая в Крымской войне Россия
начинает копировать одежду победившей Франции. Это должно было
ознаменовывать начало серии реформ в русской армии.
Александр III, царь-миротворец, не собирался воевать, и военную форму
он ввел соответствующую его эстетическим вкусам - скромную и однообразную,
берущую корни в народной, как казалось императору, одежде. Этот “народный”
стиль господствовал в одежде русской армии до 1907г., когда под влиянием
поражения в русско-японской войне правительство введением новой военной
формы пыталось поднять боевой дух армии .Новые образцы были симбиозом
различных типов мундиров, использовавшихся в русской армии с 1812 по
1881гг. При этом, кроме яркой парадной формы вводилась еще и полевая,
защитного цвета, единая для всех родов войск. Ее предназначением для
использования при ведении военных действий. В 1913г.была произведена
последняя попытка совместить парадную и полевую формы, при помощи
настегивания на последнюю ярких деталей типа лацкана или эполет, но из-за
начала 1 Мировой войны эта идея полностью так и не была реализована.
В 1919 году в Красной Армии впервые вводятся единая для всех военнослужащих
форма одежды и знаки различия для командного состава.
16 января 1919 года РВСР приказом № 116 ввел нарукавные знаки различия
командного состава: под красной звездой красные суконные треугольники для
младшего комсостава, квадраты для среднего и ромбы для старшего и петлицы с
расцветкой по родам войск:


И вот разноцветье формы 18-19-х веков, когда каждый полк одевался по-
своему, было нарушено на первый взгляд однообразно зелёной советской
формой. Вскоре приказом РВСР № 628 от 8 апреля 1919 года были утверждены
первые образцы обмундирования: головной убор в виде шлема, пехотная и
кавалерийская шинели с тремя нашивками-хлястиками на груди ("разговоры") из
цветного сукна по роду войск, летняя рубаха с тремя полосками сукна на
груди цветом по роду войск и кожаные лапти.
Знаки различия, установленные приказом РВСР № 116, нашивались на левом
рукаве шинели и рубахи. Приказом Реввоенсовета Республики № 572 от 3 апреля
1920 года вводились нарукавные знаки родов войск. Так, знаком пехоты был
ромб из малинового сукна, на нем вышивался круг — в верхней части желтого
цвета, с расходящимися лучами, в центре круга изображалась звезда, низ
знака представлял собой зеленое поле, под звездой на поле прикреплялась
металлическая эмблема — скрещенные винтовки. Рисунок на знаке у всех родов
войск был одинаковый, только под звездой крепилась эмблема соответствующего
рода войск, знаки отличались по форме и цвету поля. Так, у военнослужащих
инженерных войск знак имел форму квадрата из черного сукна, кавалерии —
подковы из синего сукна и т. д.
31 января 1922 года приказом РВСР № 322 вводится новая форма одежды с
единым покроем шинели, гимнастерки, шлема, новыми знаками различия:
К рукаву пришивался суконный клапан по цвету рода войск, в верхней части
которого была заезда алого цвета, под ней — знаки различия, над клапаном —
знак рода войск. Обмундирование командного состава ничем не отличалось от
обмундирования красноармейца.
В 1924 году, когда проводилась военная реформа, армия перешла на новую
форму одежды, более упрощенную. Отменялись нагрудные клапаны и нарукавные
знаки различия, на шинели и гимнастерке нашивались петлицы; в пехоте — из
малинового сукна с черной окантовкой, в кавалерии — из синего сукна с
черной окантовкой, в артиллерии — из черного сукна с красной окантовкой, в
технических войсках — из черного сукна с синей окантовкой, в Военно-
Воздушных Силах — из голубого сукна с красной окантовкой, у административно-
хозяйственного состава — темно-зеленые с красной окантовкой. На петлицах
крепились металлические знаки различия, покрытые красной эмалью: для
высшего командного состава — ромбы, старшего — прямоугольники, среднего —
квадраты и младшего — треугольники. У красноармейцев на петлицах
указывались номера полков.
К 1935 году, претерпев несколько изменений, сложилась такая система
обозначения родов войск. Она включала в себя петлицы определенного цвета и
эмблемы к ним. Знаками отличия командного состава помимо треугольников,
квадратов и т.д. стали ещё и нарукавные шевроны, у комиссаров вместо них
помещались красные вышитые звёзды. Вообще у РККА в то время была одна из
самых многообразных систем идентификации, включавшая в себя такие элементы,
как золотые углы в петлицах для сверхсрочно служащих, индивидуальные
петлицы для высших военноучебных заведений, традиционная форма казачьих
частей. Это настолько обширный и интересный материал, что заслуживает
отдельного сайта, здесь же я остановлюсь на нескольких примерах.
Повседневная форма одежды включала в себя гимнастёрку и бриджи защитного
цвета (у офицеров синие галифе с кантами по роду войск). Исключение
составляли авиаторы - полностью синяя офицерская форма и танкисты - форма
серостального цвета.
Технические войска помимо повседневной носили ещё и специальную форму для
работы с машинами - это кожанные куртки и пальто (т.н. регланы)
хлопчатобумажные и меховые комбинезоны, шлемы, краги. Наибольшие
отступления от уставной формы одежды позволяли себе лётчики ввиду
специфичности своей профессии и привелигерованного положения.
В 1943 году в армии была установлена единая система воинских званий для
всего командного и начальствующего состава и введены погоны. Таким образом
военная форма Советской армии приобретает современный вид


Введенная в 1943 году система знаков различия воинских званий в целом так и
осталась неизменной вплоть до времени распада СССР, превращения остатков
Советской Армии в Российскую армию в 1992-94 годах. Происходили лишь
частичные изменения.
Первое довольно заметное изменение произошло в 1955 году. Приказом МО ССР №
225 в декабре 1955 года были отменены цветные канты на полевых погонах
солдат и сержантов. Вместо этого были введены для них эмблемы родов войск
зеленого цвета, которые размещались не в центре погона, а чуть ниже
пуговицы. В связи с этим нашивки по званиям сместились немного ниже по
погону. Нашивки цветов бордо и коричневый были заменены на единые красные.
Эти погоны стали называться - повседневно-полевые.
Повседневные цветные погоны солдат и сержантов с декабря 1955 года также
утратили цветные канты, эмблема также переместилась к пуговице, а нашивки
золотистого (желтого) цвета для командного состава и серебристого (серовато-
белого) для всех остальных также несколько сместились вниз. Эмблемы по
родам войск, которые в 1955 году несколько изменили свой вид носились
цветом, одинаковым с цветом нашивок. Эти погоны остались только на парадных
мундирах и шинелях. Отменены синие погоны в связи с ликвидацией кавалерии
как рода войск.
С декабря 1956 года полевые погоны офицеров утратили цветные канты, а
просветы на полевых погонах вместо цвета бордо (командного состава) и
коричневых (всех остальные) стали едиными для всех категорий офицеров, но
цветом по роду войск (малиновые для мотострелков и общевойсковые, красные
для артиллерии и танкистов, черные для всех технических войск, голубые для
авиации). Синих просветов введено не было в связи с ликвидацией кавалерии
как рода войск.
В 1970 году с введением новой формы одежды для солдат, сержантов и
курсантов было оставлено всего три цвета погон: алый -для мотострелков и
как общевойсковой, голубой- для авиации и ВДВ, и черный для всех остальных
родов войск. Для просветов офицерских погон было оставлено только два
цвета: голубой для авиации и ВДВ, и алый для всех остальных родов войск.
Также и окантовка погон и одежды генералов сохранила только два цвета -
голубой и алый.С января 1973 года на погоны солдат и сержантов были введены
две литеры "СА"(металлические на парадные мундиры и пластиковые на шинель и
повседневную форму) для отличения солдат и сержантов армии от матросов,
сержантов и старшин флота (литера "Ф" или по флотам "СФ","ТФ","БФ", "ЧФ"),
а также военнослужащих внутренних войск, погранвойск и частей КГБ ("ВВ",
"ПВ", "ГБ"). Несколько позднее литера "К" была введена на погоны курсантов
военных училищ. Погоны и петлицы на парадной и повседневной форме солдат,
сержантов и стали цветные с нашивками желтого (золотистого) цвета. Погоны
цвета хаки с красными нашивками остались только на полевой солдатской и
сержантской форме. У курсантов погоны одинаковые на всех видах формы.
В 1985 году вводится новая полевая форма, получившая обиходное название
"афганка"(Приказ МО СССР №145-84г.). На новой форме, одинаковой для всех
категорий военнослужащих, погоны являлись элементом самой куртки (так
называемые погоны-хлястики). Цвет таких погон имел цвет самой формы (серый,
хаки, камуфляжный, песочный и т.п.). Нашивки зеленого цвета были введены
для сержантского состава, зеленые звездочки для прапорщиков и офицеров.
С осени 1991 года в нарождающихся национальных армиях бывших союзных
республик СССР вводятся свои собственные знаки различия. В России создание
Российской Армии официально будет провозглашено Указом президента России №
466 от 7 мая 1992 года. Однако прежние форма и знаки различия юридически
просуществуют до Указа президента России № 1010 от 23 мая 1994 года о
введении формы одежды и знаков различия Российской Армии.
В реальности же в 1994 -96 годах Российская Армия по прежнему носила форму
и знаки различия Советской Армии. Только с 1997 года начнется медленный
процесс перехода на новые знаки различия и новую форму. Если к 2000 году
офицеры носят в основном уже новые знаки различия и форму, прапорщики и
курсанты в значительной мере, то сержанты и солдаты в большей степени все
еще носят знаки Советской Армии. Очень часто можно встретить смесь старого
и нового. Например, на погонах советского образца с литерами "СА" новые
сержантские знаки различия. Или же на погонах нового образца советские
сержантские нашивки. Смесь старых и новых знаков различия в 2000 году
встречается самая разнообразная.

Таким образом, так же как неразрывно судьба армии связана с судьбой
общества, так же армия связана с её военной одеждой. Изучая историю мундира
не только на бытовом уровне, но и как развитие системы военной
регламентации или знаковой системы, можно увидеть еще одну грань в изучении
истории русской армии и Российского государства в целом.






Новинки рефератов ::

Реферат: Налогообложение малых предприятий (Бухгалтерский учет)


Реферат: Язык жестов А. Пиза (Психология)


Реферат: Основополагающие принципы андрагогической модели обучения: Оптимальные условия их применения (Педагогика)


Реферат: Исследование причин самоубийств (Социология)


Реферат: "Сократический поворот" в философии: Идеи и метод философии Сократа. Проблема человека (Философия)


Реферат: Бог и человек у Гераклита Эфесского (Религия)


Реферат: Искусство эпохи Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Спутниковые телекоммуникации (Коммуникации и связь)


Реферат: Лекции по международным отношениям и внешней политике (Международное публичное право)


Реферат: История России 20век (История)


Реферат: Исследование конфликта в организации (Психология)


Реферат: Графика и ее виды (Искусство и культура)


Реферат: Электробезопасность (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Функционирование культурно обусловленной лексики в жанре американской театральной рецензии (Литература)


Реферат: Финансовые аспекты страховой медицины (Страхование)


Реферат: Государственный суверенитет РФ (Право)


Реферат: Бухгалтерский учет денежных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: Обеспечение качества электроэнергии в распределительных сетях, питающих сельскохозяйственных потребителей (Ботаника)


Реферат: Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года (Психология)


Реферат: Государство и право на территориях, занятых белыми армиями (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист