GeoSELECT.ru



История / Реферат: История возникновения монастырей в 10-13 веках Киевской Руси (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История возникновения монастырей в 10-13 веках Киевской Руси (История)




Содержание:
I.Введение.
II.Основная часть:
1. Монастыри Киевской Руси
2. Проблема места монастырей в экономической структуре Руси
III. Заключение
IV. Список использованной литературы.



Введение.


Тема моей работы- история русских монастырей X-XIIIвеков.
Из истории мы много знаем об истории древнерусского государства, об
исторических личностях, их деятельность, народе. А о культуре
Древнерусского государства как показателе исторического развития народа в
духовном и материальном плане мы знаем сравнительно меньше. Я выбрала эту
тему, потому что, на мой взгляд, она несколько таинственна, малоизвестна.
Цель моей работы - проследить историю происхождения, становления и
развития монастырей в период X-XIII вв., а также на конкретных примерах
показать, какую роль они играли в культурной, общественной, государственной
жизни страны и народа. В основе моей работы лежит принцип повествования о
деятельности монастырей
На основе опубликованных работ историков я хочу раскрыть становление и
развитие русских монастырей X-XIII веках. Монастыри в Киевской Руси были не
только центрами монашеского общежительства, но и центами миссионерской
деятельности, центрами культуры. Выбор временного периода обусловлен тем,
что это время, когда после христианизации Руси только начинают складываться
первые монастырские общины. Особенности монастырской деятельности того
времени заложили основы развития монастырей на последующие столетия..
Я использовала в своей работе ряд специальных исследований по истории
ранней русской церкви и монастырей, работы русских летописцев, а именно:
Лаврентьевскую летопись, содержащую древнейший из сохранившихся русский
летописный свод Повесть временных лет, а также статьи.



Монастыри Киевской Руси


Монахи и монастыри появляются в христианском мире с IV века. Традиционно
монастырь считался местом уединения, куда человек уходил, чтобы посвятить
свою жизнь служению Богу. Само слово «монастырь» в переводе с греческого
означало «уединенное место». Монастырь населяла община монахов, жившая в
соответствии с уставом- особым сводом правил монастырской жизни.

Кто же такие монахи? Их часто называют иноками, так как в отличие от
мирян они выбрали «иную» жизнь, «иной» путь. Монах- это тот, кто покинул
бренный греховный мир, отказался от «радостей земной жизни», чтобы с
помощью каждодневного аскетического подвига (молитва, пост, милостыня),
совершаемого ради Христа, достичь духовной чистоты. Конечная цель инока-
личное спасение для личной жизни. Но, уподобляясь Христу, принявшему на
себя грехи всего человечества, монах молится за весь мир, за каждого
человека. Пример такой совершенной жизни дали первые христи-анские
святые, отцы- пустынники, ставшие образцом монашеского подвижничества.

В Древней Руси монастыри появились одновременно с принятием христианства.
Русью были восприняты византийские образцы монашеского бытия, и поэтому
в отличие от Западной Европы здесь никогда не было воинских монашеских
организаций (рыцарских орденов) и нищенствующих монахов.

С Византии пришло в Древнюю Русь деления монашества на несколько
категорий. Прежде чем стать монахом мирянин должен пройти период
послушания -выполнение тех или иных работ в монастыре.Если настоятель
монастыря убеждается, что послушник твердо намерен стать монахом, он
совершает обряд пострижения, восходящий к ветхозаветной символике
посвящения человека богу. И обрезанию волос как знаку рабства в греко-
римском мире. Следующие две степени- это пострижение в малую схиму и
великую схиму. Постригаемый в схиму приносит новые, более строгие обеты.
После пострижения в малую схиму монах одевает мантию, откуда и пошли
выражения «постричь в мантию» и «мантийный монах». После пострижения в
великую схиму ему дают куколь- головная накидка, спускающаяся на плечи,
груди и спину с изображенными на нем крестами. По традициям всех русских
монахов монахи не должны есть мясо, а молочные продукты и рыбу могут
употреблять в пищу в ограниченном количестве и в особые дни.

Первоначально монастыри появились в Киеве и Новгороде. Они основывались
представителями княжеской династии или же частными лицами, т.е.
ктиторские монастыри, и обычно обустраивались на окраинах городов, на
земле, принадлежащей знатным людям.

Как следовало ожидать, больше всего монастырей в XI столетии было основано
в Киеве – девять, из них два женских. Среди мужских были сохранившиеся
донаших дней Киево-Печерский и Выдубецкий. На Правобережье возникло еще
четыре мужских монастыря: в Луцке, Владимире-Волынском и два Сельских.

На Левобережье появилось тоже четыре мужских: в Чернигове (два),
Переяславле и Новгороде - Северском.

Всего два монастыря были основаны в Новгороде: мужской Юрьев и женский
Петропавловский.

Три мужских монастыря возникли в Северо - Восточной Руси: в Ростове ,
Суздале и Торжке.

Больше всего, таким образом, христианизация охватила Киевскую землю- на ней
было основано 17 (2 женских) монастырей. Но почему так мало их было в
Новгороде и Северо – Восточной Руси?

Видимо, процесс христианизации шел там медленно. Это находит косвенное
подтверждение в летописном рассказе о вооруженном сопротивлении новгородцев
попыткам их крещения в конце Х в. По археологическим данным, как установил
В. Л. Янин, «полную христианизацию Новгорода следует отнести, вероятно, к
концу XIII века. До конца XIII века рядом с именем, полученным при крещении
существует мирское имя… В берестяных грамотах до конца XIII века
христианские имена встречались очень редко». С. М. Соловьев отмечал, что
при Владимире христианство распространялось преимущественно по узкой
полосе, вдоль водного пути из Киева в Новгород, «к востоку же от Днепра, по
Оке и верхней Волге, даже в самом Ростове, несмотря на то что проповедь
доходила до этих мест, христианство распространялось очень слабо… иноки
Печерского монастыря будут проповедниками у витячей и мери и будут
мучениками там; летописец прямо говорит, что в его время витячи сохраняли
еще языческие обычаи».

Даты основания первых монастырей – в IX и X вв. – могут быть и неточными, а
сведения о них неполными. Так, по В. В. Зверинскому, первый монастырь в
Киеве был основан, как уже говорилось, в IX в. и назывался «Пустынно-
Николаевский на Угорском», у С. М. Соловьева же сообщается, что первый
монастырь был построен первым киевским митрополитом Михаилом «на горе
против холма Перунова». Видимо, что это один и тот же монастырь, но если
его построил Михаил, то это произошло не в IX в., а в конце Х в. Тут же С.
М. Соловьев приводит «иностранное известие, что киевский митрополит
встречал Святополка и Болеслава Храброго в монастыре св. Софии», о котором
у В. В. Зверинского не упоминается (может быть, в этом «иностранном
известии» монастырем назван Софийский собор, построенный в XI в.).

В XII в. было основано втрое больше монастырей, чем за предшествующий
период – 71, в том числе 53 мужских и 18 женских В княжествах на
Правобережье и Левобережье появилось 13 монастырей, все в городах – Киеве
7, Переяславле 4, Каневе и Галиче.

В Новгородско-Псковской земле возникло 23 монастыря.

В этом столетии новгородцы активно заселяют и осваивают Приладожье, где
появились 2 мужских монастыря. Остальные – в городах: 17 в Новгороде, 3в
Пскове и один в Старой Руссе.

В Северо-Восточной Руси было основано 19 монастырей, в том числе 14
городских и 5 сельских. Больше всего их было во Владимире – 8, 2 в
Переяславле-Залесском, по одному в Ростове, Суздале, Ярославле и Муроме

На Севере, в Сухоно-Двинском районе, встретились миграционные потоки из
Новгородской земли и Северо-Восточной Руси (Владимиро-Суздальской земли).
Здесь были основаны 2 мужских монастыря – в Вологде и Великом Устюге
(известный впоследствии монастырь-вотчинник Троицко-Гледенский, рядом с
городом).

Один женский монастырь возник в Рязанской земле (в Пронске), 8 мужских – в
Смоленске, 5– в Белоруссии: 4в Полоцке и один мужской в Турове.

Таким образом, из 71монастыря 64 было основано в городах и только 7 в
сельской местности. Чем объясняется рост монастырей?

В начале XII в. Киевская Русь распалась на ряд княжеств, которые были, по
существу, вполне независимыми феодальными государствами. Процесс
христианизации в их стольных городах зашел уже далеко; князья и бояре,
состоятельные купцы, жизнь которых отнюдь не соответствовала христианским
заповедям, основывали монастыри, стремясь замолить в них грехи. При этом
богатые вкладчики не только получали «обслуживание специалистов» – монахов,
но могли и сами провести остаток жизни в привычных условиях материального
благополучия. Возросшее количество населения в городах обеспечило и рост
численности монахов. Суровый, аскетический образ жизни монахов и высокая
книжная культура этой монашеской обители долгое время служили образцом для
других русских монастырей.

Жития русских святых и чудотворцев подробно повествуют о том, как
основатели наиболее значительных монастырей стремились уединиться, уйти от
мира, чтобы «безмолвствовать»

( в монашеской практике слово «безмолвие» означает полный отказ от
разговоров с другими людьми и погружение в молитвы).Но, если взглянуть на
карту, где отмечено расположение русских средневековых монастырей,
нетрудно заметить, что эти обители нередко стояли на пресечении торговых
путей, что способствовало их обогащение и росту. Так, река Шексна,
протекавшая близ Кирилло- Белозерского монастыря, издавна была одной из
важнейших торговых артерий Севера. Волоколамск, где появился Иосифо-
Волоцкий монастырь, находился на древнем пути «из варяг в греки».
Многочисленные монастыри создавались в уединенных уголках вдоль берегов Оки
и Волги, после завоевания Казани и Астрахани это сделало их местами отдыха
и торговли для путешествующих по рекам купцов.

Монашеские обители часто занимали ключевые позиции на путях, ведущих к
крупным городам. Еще XI-XII веках на подступах к Новгороду возникли Юрьев,
Антониев, Зверин и другие монастыри. Та же картина наблюдалась близ
Владимира, Ростова. Постепенно монастыри окружили Москву. Эти настоящие
крепости надежно охраняли русские города. Твердыней Русского Севера стал
Соловецкий монастырь.

Малоосвоенные земли, окружавшие новые монастыри, само расположение обителей
на пограничье разных княжеств ( примеры тому- Иосифо-Волоцкий, Пафнутьеф
Боровский, Кирилло- Белозерский монастыри)- все это делало их
притягательными для крестьян, стремившихся покинуть прежних владельцев и
найти покровительство у церкви. Основанные, как правило,на малонаселенных
поначалу землях, монастыри быстро обрастали сельскими поселениями.
Правители княжеств, на чьих землях или границах находились крупные
монастыри, стремились заручиться их поддержкой, особенно в территориальных
спорах и различных конфликтах с соседями. Кроме того, окруженные ореолом
благочестия, основатели наиболее влиятельных монастырей, были моральной
опорой князей в моменты выбора ими новых направлений политики.. Яркий
пример тому- обращение князя Дмитрия Донского к Сергию Радонежскому с
просьбой благословить на битву с ордынцами. История сохранила немало
свидетельств участия монахов в политических делах, где подчас им удавалось
играть важную роль. Важной привилегией монастырей был судебный иммунитет-
предоставление монастырю права самому вести расследование и вершить суд за
определенные преступления, совершенные на его территории. Это могли быть
дела, связанные с землевладением( нарушение межи, вырубка лесов, потрава
скотом посевов) или с уголовными преступлениями, совершенные в монастырских
селах( драки, нанесение увечья, воровство). Судебные пошлины были
немаловажной статьей дохода каждого монастыря. Существенной привилегией
являлось и освобождение монахов от всех видов общегосударственных податей.
Таким образом, государь передавал монастырю частицу свое власти. Однако
вновь вступивший на престол князь мог отменить все ранние льготы: без его
подтверждения старые грамоты становились недействительными. Сам сбор пошлин
и ведение судебных дел были «жалованием», источником обогащения для тех
монастырских слуг. Которым они поручались игуменом. Такие слуги могли быть
светскими лицами или старцами монастыря. Обычно слуги были богатыми людьми.
Среди них встречались и дворяне, которые возглавляли в походах отряды
монастырских крестьян, так как общее государственное правило- выставлять в
армию определенное количество воинов в зависимости от размеров земельных
владений.

Всего в конце XIII в. насчитывалось 120(24) монастырей, из низ 99(24)
городских и 21 сельский. Отметим существенное преобладание городских
монастырей – они составляли 83%. Чем это объяснить?

По-видимому, здесь сыграло роль распространение христианства сначала среди
богатых и состоятельных людей, близких к князьям и живших вместе с ними в
городах. Богатые купцы и ремесленники тоже жили в них. Конечно, и простые
горожане принимали христианство скорее, чем сельские смерды.
Динамика основания и особенности распространения монастырей
подтверждают, что дата крещения Руси – 988 г. – условна и обозначает только
начало активных действий правящей верхушки Киевского государства по
христианизации населения.
Прослеживая размещение монастырей по регионам, можно видеть, что
распространение христианства, начавшись в Киевской земле, пошло затем в
Новгородско-Псковскую и Смоленскую земли, в Белоруссию и потом в Северо-
Восточную Русь. Нашествие татаро-монголов ускорило заселение Северо-
Восточной Руси, и соответственно в ней возросло число монастырей.
Необходимо в связи с этим остановиться на вопросе так называемой
«монастырской колонизации» Севера. Хотя еще А. А. Савич убедительно
показал, а И. У. Будовниц не менее убедительно подтвердил, что говорить о
ней не приходится, потому что монастыри основывались в уже заселенных
местах и встречали сопротивление местных крестьян, понимавших, что это
грозит им закабалением, все же понятие «монастырская колонизация»
продолжает появляться в печати. На территорию Севера славяне приходят в IX
в., а к концу XII в. они уже заселяют ее вплоть до Пермско-Вятской земли.
По мнению некоторых исследователей, «монастырская колонизация» Севера
наблюдается уже в XI-XIII вв. Однако в XI в. там монастырей еще не было, в
XII в. – основано лишь 2 монастыря; в Вологде и Великом Устюге, в XIII в. –
еще 3: в Великом Устюге и один на Кубенском озере, недалеко от Вологды. О
какой же «монастырской колонизации» можно тут говорить? Ее не было.
Монастыри в рассматриваемый период имели земельные владения, но
сведения о их источниках скудны и отрывочны. Так, уже в XI в. Киево-
Печерский Монастырь получил земли от князя Изяслава Ярославича; три волости
(с крестьянами) – от Ярополка Изяславовича; пять сел – от его дочери; села
в Суздальской земле – от тамошнего епископа; новгородский Юрьев монастырь
получил в XII в. погост Ляховичи «с землею, и с людьми, и с коньми, и лес,
и борти, и ловища на Ловати», село Буйцы; Изяслав Мстиславович дал
новгородскому Пантелеймонову монастырю в том же XII в. село Витославич с
крестьянами и землями; другой новгородский же монастырь, Антониев, получил
от своего основателя – Антония Римлянина купленную последним землю;
Хутынский монастырь получил землю тоже от своего основателя – новгородского
боярина. «Не приходится сомневаться, - отмечал И. У. Будовниц, - что и
другие крупные монастыри, о землевладении которых источники не сохранили
нам прямых известий, по самой природе своей также обладали землями и
зависимыми людьми, причем монастырское землевладение уже в этот ранний
период обнаруживало тенденцию к непрерывному росту».
Но наряду с ними существовали и мелкие частные монастыри, владельцы
которых могли ими распоряжаться и передавать их наследникам.
Монахи в таких монастырях не вели общего хозяйства, а вкладчики,
пожелав уйти из монастыря, могли потребовать свой вклад обратно.



Проблема места монастырей в экономической структуре Руси

Наряду с кафедральными соборами в процессе эволюции от централизованных
государственных форм эксплуатации земли к частным феодальным формам
земельными собственниками стали и монастыри. При рассмотрении ранних
свидетельств о такой собственности церковных организаций оказывается, что
монастыри становятся землевладельцами раньше, чем епископские кафедры, и
история формирования монастырского землевладения отражает более архаичные
стадии процесса, в то время как о землях кафедр источники говорят уже
тогда, когда они оказались тесно связанными со своими собственниками. Это
заставляет рассматривать историю появления у монастырей земель отдельно от
истории землевладения кафедр.
Действительно, среди церковных организаций раннего времени, XI-XII
веках, кафедральные соборы имели в качестве источника существования
десятинные отчисления от даней, которые делались князьями в Киеве и затем в
столицах княжеств и которые вполне обеспечивали функционирование кафедр.
Что касается монастырей, то их экономическое положение было иным, ибо
десятинная система распространялась на них редко. Ктиторы монастырей, кто
бы они ни были, должны были изыскивать средства обеспечения учреждаемых ими
церквей- обителей. Таким образом, архаичная десятинная система тормозила
появление и распространения новых форм развития экономики страны и
церковных организаций в ней, в то время как при организации монастырей эти
новые формы должны были пробивать себе дорогу.
Одним из наиболее ранних и, пожалуй. Наиболее важным в социально-
политическом, как и в культурном, отношении был Печорский монастырь под
Киевом. Он был основан при митрополите Иларионе и князе Ярославе монахом
Антонием, выходцем из состоятельных, возможно, боярских, кругов Любеча. Он
возник, по сообщению летописной повести, первоначально в пещере, выкопанной
Иларионом, когда тот был священником церкви Апостолов в княжеском селе
Берестове и духовником Ярослава. О братии монастыря и о постановление
первого игумена Варлаама летописная повесть говорит только во время
первого княжения сына Ярослава Изяслава (1054-1068), а не раньше. Это
находит подтверждение и в сообщении Жития Феодосия.
Печорский монастырь не был княжеским- он был основан рядом с княжеским
селом и вступил в конфликт с князем, когда принял двух тесно связанных с
двором Изяслава людей – сына его «первого боярина» и скопца, вероятно
наблюдавшего за женской половиной дворца, получивших имена Варлаама и
Ефрема. Таким образом, ктитором монастыря был Антоний, который являлся
одновременно и его монахом.
В истории формирования Печорского монастыря как феодального собственника в
течение второй половины XI века, то есть еще в начале его длительного
существования, выделяется несколько процессов, которые очень близки по
времени, но представляют разные в политэкономическом значении стадии этого
формирования. На примере одного Печорского монастыря можно проследить
своеобразный онтогенез- процесс зарождения и развития феодальной
собственности церковной организации путем передачи ей государственных
земель, княжеского села или других источников.
Собственность монастыря на пустые пашни или земель без крестьян,
сидящих на ней, не является еще феодальной собственностью на землю,
основным условием производства соответствующей эпохи. Но летописное
свидетельство в 1158 говорит о передаче монастырю земель, имевших другое
значение: князь Ярополк Изяславович, строитель церкви Петра в Дмитриевском
монастыре своего отца, передал Печорскому монастырю принадлежащие ему три
волости в Волынской земле, с которых он собирал дани, и земли под Киевом.
Это произошло между 1078-1087 годах, когда Ярополк погиб.
И. Я. Фроянов с основанием видит в указанном акте передачу кормления.
Таков первый этап перехода от ранней, государственной формы феодальной
эксплуатации земель сидящим на нем населением к частнофеодальной форме,
предполагающей организацию монастырских дворов для управления ими и сбора
доходов.
Определяя место монастырей в социальной структуре Руси XI-XIII
веков, мы должны будем указать, что они являлись формой социальной
организации людей на основе общих взглядов, связанных с одним из
христианских идеалов отказа от принятых в светском обществе норм жизни. Эти
коллективы ставили перед собой разные задачи, начиная от приготовления себя
к загробной жизни и до создания образцовых хозяйств, снабжавших их
сельскохозяйственными продуктами и изделиями ремесла. На монастырях лежала
в средневековье социальная функция обеспечения нетрудоспособных(
организация больниц, домов инвалидов). Хозяйственная деятельность монастыря
была необходимой его функцией, когда монастырь вырастал из малой обители в
большую общину, вначале для обеспечения ее средствами существования, а
затем из-за самой структуры феодального хозяйства монашеской корпорации,
противостоящей окружающему его крестьянскому миру. Помимо этих дел
монастыри занимались и торговыми операциями.
Монастыри, тесно связанные с княжеской властью и крупными городами,
были центрами идеологической жизни Руси. Здесь жили писатели- историки и
летописцы,здесь составлялись жития, летописные труды. Монастыри снабжали
этой продукцией читателей из княжеской, боярской сред.. Идеологическими
задачами деятельности монастырей, в частности киевских и владимирских, и
большими возможностями таких центров феодальной культуры определялась их
деятельность как высшей школы для подготовки епископов- церковных
администраторов первого ранга в древнерусских княжествах, куда входили
практически все вопросы идейной, церковной, семейной жизни населения этих
княжеств.
Превращение церквей и монастырей в земельных собственников значительно
расширяло и укрепляло определяющий частнофеодальный социально-
экономический уклад древнерусского общества в период XII-XIII веков. Они
обладали населенными крестьянами землями как вотчинами и были
заинтересованными их увеличением. Передача земель сопровождалась запретом
перехода, в том числе перепродажи их, и подобный запрет при благоприятных
условиях сохранял юридическую силу в течении жизни нескольких поколений,
что расширяло церковную собственность на землю почти бесконечно.. Система
церковной и монастырской феодальной собственности строилась на других
организационных основах, чем светская. Феодальная структура земель
предполагала иерархическое подчинение мелких феодальных собственников более
крупным. Сила монастырей- в религиозном господстве над обществом и в
централизованной административной системе.
Хозяйственная деятельность церкви, сосредоточение в ее руках
огромных земельных владений, закрепощение крестьян, нарушение церковных
заповедей архиереями и монахами – вызывало недовольство и осуждение не
только со стороны посторонних людей, но и самих церковников, среди которых
развернулось движение за отказ от церковных богатств. Один из самых видных
деятелей этих «нестяжателей», Вассиан, писал: «Господь сказал: раздай
имение твое. А мы, войдя в монастырь, не перестаем, по нашему безумию,
всячески приобретать себе чужие села и имения, то бесстыдно выпрашивает у
вельмож лестью, то покупая… Господь повелевает: отдай нищим. А мы,
заразившись ненасытным сребролюбием, различным образом оскорбляет братий
наших, живущих у нас в селах, обижаем их неправедными поборами, налагаем на
них лихву на лихву... И если они не имеют сил отдать нам лихвы, то мы без
жалости лишаем их имущества, отнимаем и них корову или лошадку, а самих с
детьми, как поганых иноверцев, далеко прогоняем от своих пределов, а иных,
предав княжеской власти, доводим до конечного разорения… Иноки, забыв свой
обет и отринув всякое благоговенство, уже в седой старости поднимаются из
своих обителей и толкаются в мирских судилищах, то тягаясь с убогими людьми
о своих многолихвенных заимоданиях, то судясь с своими соседями о границах
земель и сел… Сами вы изобилуете богатством и объедаетесь сверх иноческой
потребы… все годовые избытки берете себе: или обращаете их в деньги, чтобы
давать в рост, или храните в кладовых, чтобы после, во время голода,
продавать за большую цену».



Заключение.

Таким образом, первые монастыри появляются после принятия христианства на
Руси. Сперва возникают на Киевской земле, а позднее в Западной и Северо-
восточной части Руси. Деятельность первых монастырей дает толчок появлению
и развитию монастырей в последующие столетия. Монастыри играли большую роль
в культурной, общественной и экономической жизни Руси. В моей работе я
также показала отрицательную и положительную деятельность монастырей.
Хозяйственная деятельность церкви, сосредоточение в ее руках огромных
земельных владений, закрепощение крестьян, нарушение заповедей- вызывало
недовольство и осуждение не только со стороны населения, но и среди самих
церковников, среди которых развернулось движение за отказ от церковных
богатств.



Список использованной литературы:
1.Соловьев С.М. История России с древнейших времен, кн.1,М, 1959.
2.Будовниц И.У. Монастыри Руси и борьба с ними крестьян.
3.Клибанов А.И. Русское православие: вехи истории. М,1989.
4.Щапов Я.Н. Государство и церковь древней Руси X-XIII вв. М, Наука,1989.-
232 с.
5.Энциклопедия для детей. История России и ее ближайших соседей. Москва
«Аванта+», 1995.







Реферат на тему: История высшего образования в Украине

История образования в Украине тесно связана со всей историей
украинского народа. Многовековое существование в состоянии раздробленности,
под гнетом монголо-татарских орд, польских, литовских и венгерских феодалов
оказало сильное влияние на развитие образования.
Во 2-й половине XVI века произошли изменения в государственно-
административном положении значительной части украинских земель.
Воспользовавшись ослаблением Великого княжества Литовского, принимавшего с
1558 г. участие в многолетней войне с Россией, правящие круги Польши взяли
курс на захват всех украинских земель. Весной 1569 г. в состав Польского
королевства были включены Волынское, Подляшское, Киевское, Брацлавское
воеводства. Согласно Люблинской унии 1569 г. Польское королевство и Великое
княжество Литовское объединились в одно государство – Речь Посполитую.
Последняя продолжила войну с Россией, что усиливало недовольство широких
народных масс, в частности Белоруссии и Украины, тяготевших к России.
С целью упрочения своих общественно-политических и экономических
позиций, украинские феодалы переходили в католичество и ополячивались.
Одновременно польские власти, при участии украинских магнатов, усиленно
проводили полонизацию, насаждали католицизм. Часть высшего православного
духовенства в соответствии с Брестской унией 1596 г. провозгласила
объединение Православной Церкви на территории Речи Посполитой (в нее
входила большая часть Украины и Белоруссии) с католической под главенством
папы римского. Польские магнаты, шляхта, и католическое духовенство
пренебрегали национальными традициями украинского народа, тормозили
развитие украинского языка и культуры. Таким образом, усиливались
национальный и религиозный гнет и бесправие народных масс. Усилия польских
властей были направлены также на ослабление стремлений украинского и
белорусского народов к воссоединению их с русским народом.
Несмотря на то, что феодально-крепостнический и национально-
религиозный гнет был тормозом экономического и культурного развития
украинского народа, во 2-й половине XVI в. и особенно в 1-й половине XVII
в. в Украине получили дальнейшее развитие города как центры ремесла и
торговли, усиливались экономические связи между отдельными землями,
возникали предпосылки для образования единого внутреннего, т.е.
национального рынка. Продолжался процесс развития украинской народности,
росло национальное сознание украинского народа, развивалась украинская
культура.
Для борьбы против иноземного гнета, национальных и религиозных
притеснений городское население (частично и сельское) в XVI-XVII вв.
организовывалось в братства. Последние открывали школы, типографии, вокруг
которых объединялись культурные силы. В конце XVI – начале XVII в. братские
школы возникли во Львове (1585), в Киеве (1615), Луцке (1620), Виннице,
Немирове, Каменец-Подольском и некоторых других городах. Преподавание в
этих учебных заведениях велось на родном языке. Значительное внимание
уделялось изучению греческого, а позже латинского и польского языков
(грамматике, риторике, пиитике). Кроме того, изучались арифметика,
астрономия, музыка и богословие.
Распространению просвещения способствовало возникновение в Украине
во II половине XVI в. книгопечатания. Первая типография была открыта
И.Федоровым во Львове, в ней изданы в 1574 г. «Апостол» и «Букварь». В 1578
г. основана Острожская типография, позднее ее оборудования перешло к
Львовской братской типографии. К середине XVII в. в Украине насчитывалось
25 типографий в 17 городах и селах: в Киеве – Киево-Печерская типография,
типографии Т.Вербицкого и С.Соболя, во Львове – М.Слезки и А.Желиборского,
Черниговская типография.
Львовское Успенское братство известно тем, что продолжало традиции
Ивана Федорова. Оно развернуло книгоиздательство и обеспечило
распространение книг в Украине и за ее пределами. В 1585 году братство
основало школу, которая должна была со временем перерасти в высшее учебное
заведение.
В 1632 году путем объединения Киевской братской школы и Лаврской
школы было создано первое высшее учебное заведение в Украине – Киево-
Могилянская коллегия, в которой обучались преимущественно дети украинской
шляхты, старшины, духовенства, богатых мещан и казаков. Братские школы
сыграли прогрессивную роль в распространении просвещения и развитии
украинской культуры, в борьбе украинского народа за освобождение от гнета
польских феодалов, за воссоединение Украины с Россией.
В конце XVII и в XVIII в. значительное влияние на развитие науки и
просвещения в Украине оказывала Киево-Могилянская коллегия (в 1701 г., по
царскому указу, она получила титул и права академии и стала называться
Киевской академией), названная в честь своего протектора митрополита
П.Могилы. Обучение в ней носило преимущественно общеобразовательный
характер. Курс обучения продолжался 12 лет и делился на 8 классов: фару
(подготовительный класс), инфиму (младший класс), грамматику, синтаксиму и
высшие – поэтику, риторику, философию и богословие. Студенты получали
филологическую подготовку, знание языков: славянского, украинского
литературного, греческого, латинского, польского, овладевали поэтическим и
риторическим искусством, изучали классическую греческую и римскую и
частично средневековую литературу, историю, географию, философию и
богословие.
Со временем в Киевской академии были введены курс русского,
французского, немецкого и староеврейского языков, чистая и смешанная
математика (тригонометрия, физика, астрономия, архитектура), а в последние
годы существования академии классы домашней и сельской экономики и
медицины. Значительное место отводилось художественному и музыкальному
образованию. Киевская академия была выдающимя очагом науки.
Принимали в академию молодежь всех сословий. В ней обучались
выходцы с Левобережья, Запорожья, Западной Украины, Закарпатья. Это
способствовало единению украинских земель. Ежегодно здесь получали
образование от 500 до 2000 студентов. Возрастных ограничений не было. Для
бедных учащихся при Академии существовала бурса. Киевская академия была
также важным просветительским центром. Она основала коллегии в Гоще,
Виннице, Кременце, Чернигове, Харькове и Переяславле и постоянно им
помогала. Киевская академия внесла значительный вклад в укрепление
культурных связей Украины с Россией и Белоруссией. С 40-х гг. XVII в. до
основания Московского университета в Киеве получала образование молодежь из
Москвы, Воронежа, Вязьмы, Вятки, Брянска, Калуги, Могилева и других
городов.
Киевская академия сыграла важную роль в укреплении культурных
связей украинского народа также с южнославянскими и другими народами. Здесь
учились сербы, черногорцы, болгары, молдаване, греки, далматинцы и др.
Некоторые студенты Киевской академии, ее преподаватели обучались в Польше,
Франции, Италии, Англии, Германии, Венгрии. Академия поддерживала научные
связи с просветительскими центрами – Краковом, Галле, Магдебургом,
Константинополем и др.
Киевская академия оказала значительное влияние на организацию,
содержание и методы обучения во многих учебных заведениях, в частности в
Черниговском (основан в 1700 г.), Харьковском (1721) и Переяславском
(1738) коллегиумах, которые были созданы по образцу Киево-Могилянской
коллегии.
Черниговский коллегиум – одно из старейших учебных заведений на
Левобережной Украине. Основан в 1700 г., его основателем был педагог,
церковный деятель и писатель Иоанн Максимович. Черниговский коллегиум
создан на базе славяно-латинской школы, переведенной из Новгорода-
Северского. Обучение длилось 6 лет. В коллегиуме преподавали
общеобразовательные предметы: латинский и греческий языки, историю,
географию, математику, философию. В 1776 г. заведение было реорганизовано в
духовную семинарию, существовавшую до 1917 г.
Харьковский коллегиум был основан в 1721 г. в Белгороде как
семинария, в 1727 г. переведен в Харьков. В нем изучали грамматику,
пиитику, риторику, философию и др. В 1765 г. при нем были открыты
дополнительные классы для светских лиц, которым преподавали новые языки,
русскую литературу и язык, математику, инженерное дело, артиллерию,
архитектуру, геодезию, географию, рисование, а позднее – также физику и
естественную историю (в 1773 г. эти классы выделились в отдельное Казенное
училище). Харьковский коллегиум был центром просвещения Слободской Украины
до начала XIX в. В коллегиуме обучались представители всех слоев населения.
После открытия Харьковского университета (1805) Харьковский коллегиум стал
узкосословным учебным заведением, а позднее – вновь духовной семинарией.
Переяславский коллегиум открыт в 1738 году в городе Переяславе
(ныне Переяслав-Хмельницкий). Его основной целью была подготовка
духовенства для борьбы против унии и католичества на Правобережье. При
коллегиуме была бурса, где жили иногородние ученики. Срок обучения длился 6
лет. Здесь преподавали русский, латинский, греческий и польский языки,
поэтику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, историю, пение. В
коллегиуме обучались дети духовенства, казацкой старшины, мещан, крестьян.
С конца 80-х гг. XVIII в. коллегиум назывался семинарией. После основания в
1799 году класса философии, а в 1800 – класса богословия – сугубо духовное
заведение. В 1862 г. семинария была переведена в Полтаву.
Определенную роль в развитии образования на западно-украинских
землях играл Львовский университет, хотя заведение было основано (в 1661
г.) с целью усиления полонизации украинского населения. В договоре 1658
года между шляхетской Польшой и верхушкой казацкой старшины было оговорено
открытие в Украине двух высших школ-академий на правах университета.
Однако, католические иерархи и феодалы развернули активную деятельность
против этого плана. Стараясь опередить возможность открытия академии на
основе Львовской братской школы, они предложили обосновать ее во Львовской
иезуитской школе-коллегии. Эти старания нашли поддержку польского
королевского двора. 20 января 1661 года король Ян Казимир подписал диплом,
который давал Львовской иезуитской коллегии «статус академии и титул
университета» с правом преподавания всех современных университетских
дисциплин и присвоения ученых степеней.
Естественно, что в то время деятельность Львовского университета
определялась социальными интересами и идеологическими установками Речи
Посполитой. Но, как культурно-образовательный центр, он не мог находиться в
изоляции от общественной жизни, социальных изменений, влияния зарубежных
университетов. В сложной социальной ситуации произрастали первые зерна
научной и педагогической мысли.
Содержание университетского образования, его структура, формы,
методы и средства обучения студентов, управление учебным процессом
обуславливались конкретными историческими условиями, характером задач
которые стояли перед университетами на отдельных этапах.
Со времени основания и до 1773 года Львовский университет был в
полном подчинении и ведении иезуитского ордена.
Состав студентов пополнялся за счет выпускников иезуитской школы-
коллегии, которая функционировала как средняя школа и входила в структуру
университета.
В университете действовало два отдела – философский и
теологический. Обучение проводилось по программам иезуитских школ,
разработанным в конце XIV века. Соответственно программам, отдел философии
был как бы подготовительным. Студенты этого отдела в течение двух-трех лет
осваивали, главным образом, философскую систему Аристотеля в ее
средневековой интерпретации. В небольшом объеме изучались история,
география, греческий язык. После этого 4 года следовала богословская
подготовка. Преподавание на обоих отделах отличалось схоластичностью,
догматизмом и осуществлялось на латинском языке.
Обучение в университете завершалось получением научной степени –
лиценциата, бакалавра, магистра, доктора наук. Знания, которые студенты
получали в университете, а также методы обучения, стиль педагогического
руководства имели своей целью готовить воинствующих фанатиков, которые в
своей будущей миссионерской деятельности должны были защищать интересы
Католической Церкви.
Естественно, что студентами университета могли стать только дети
польской шляхты. Лишь единицы выходцев из народа, скрывающие свою
принадлежность к православной вере, могли учиться в университете.
Разложение феодально-крепостнических отношений во второй половине
XVII века, развитие идей французских просветителей, открытия в области
естественных наук повлияли на образовательный процесс в университете: была
открыта кафедра математики, создан физико-математический кабинет,
астрономическая обсерватория, вводилось изучение польского, французского и
немецкого языков, географии и истории как отдельных предметов.
Эти нововведения повлияли на содержание и качество подготовки
студентов. Многие из них затем продолжили учебу в Киево-Могилянской
академии и впоследствии стали преподавателями Московской академии и
Петербургской семинарии. В то же время устанавливаются связи Львовского
университета с культурными и учебными заведениями украинских земель: Киево-
Могилянской академией, Черниговским, Харьковским и Переяславским
коллегиумами, а также с европейскими университетами: Парижским, Римским,
Пражским. В типографии университета издавались труды ученых Киево-
Могилянской академии, осуществлялся обмен учебной литературой. В рукописном
фонде Центральной научной библиотеки АН Украины хранятся тексты лекций по
философии, которые читались во Львовском университете, записи диспутов,
которые проводились там в XVII-XVIII вв.
В 1773 году под натиском общественного мнения Папа римский был
вынужден принять решение о ликвидации ордена иезуитов. Это произошло через
год после первого передела Польши, согласно которого западно-украинские
земли стали принадлежать Австрийской монархии.
На захваченных территориях австрийские власти продолжали ту же
политику, что и магнатская Польша, только в «просвещенной» форме. В планах
централизации и германизации многочисленных плененных австрийской монархией
народов правительство отводило значительную роль организации просвещения, в
том числе и высшего образования. Предполагалась реформа трех австрийских
университетов – Виденского, Пражского и Львовского. Перед ними ставилась
задача на первый план поставить не воспитание ученых, а подготовку
профессиональных кадров – учителей, судей и священников.
В октябре 1784 года император Иосиф II подписал диплом об
обновлении университета. Кроме факультетов философского, юридического,
медицинского и теологического в состав университета входила и гимназия. Она
являлась базой для комплектования контингента учащихся, а также «площадкой»
для педагогической подготовки студентов.
Прогрессивный характер имело то, что по содержанию программ
большинство факультетов имело светский характер. Несмотря на то, что
обучение велось на латинском языке, отдельные предметы преподавались и на
польском. Все студенты первые три года обучались по программе философского
факультета, который по сути оставался общеобразовательным,
подготовительным. Студенты, получившие философское образование, переходили
на один из специальных факультетов, где продолжали образование по
соответствующей программе.
Особое значение имело открытие в 1787 году при университете
украинского института, призванного готовить, в первую очередь, учителей для
реальных и классических гимназий, где обучались украинские дети. Несмотря
на то, что программа института была ограничена, прогрессивное значение
имело преподавание на украинском языке. Украинский институт в краткий
период своего существования (до 1808 года) являлся проводником
гуманитарного педагогического образования.
С началя XIX в. в Австрии началась реформа образования, которая
была направлена на усиление влияния церкви, ее проникновение в учебно-
воспитательный процесс. В соответствии с этой реформой, с 1805 по 1817 гг.
университет назывался лицеем. По своей структуре и ориентации учебного
процесса лицей не отличался от существующих в то время университетов. Лишь
срок обучения в лицее был другим.
В 1817 году австрийское правительство возвращает Львовскому лицею
статус университета, ему присваивается имя императора Франца, чем
подчеркивается полная зависимость от монаршей власти. Соответственно
содержание, организация учебного процесса подчинялись требованиям,
предъявляемым правительством Австрии.
Колониальное состояние Галичины в Австрийской империи было барьером
для развития образования, науки, культуры. Тем не менее и в этих условиях
некоторые выпускники университета и его ученые делали все возможное для
развития исследований в области краеведения и гуманитарных наук. Так,
воспитанник университета И.Могильницкий подготовил первую в Галичине
грамматику украинского языка.
Под влиянием революционных событий 1848 года австрийское
правительство начало проводить политику национального лавирования. Оно
сделало ряд «уступок» украинскому национальному движению. Так, в 1849 году
в университете была основана кафедра украинского языка и литературы,
заведовать которой начал украинский филолог, поэт, этнограф и историк
Я.Головацкий. В этом же году он был назначен ректором университета.
Тем не менее, австрийское правительство, давая перевес в управлении
краем польской шляхте, поддерживало политику полонизации. Нелегкое это было
время для Львовского университета: он хуже всех университетов Австрии
обеспечивался учебными пособиями, литературой, имел наименьшее количество
преподавателей. Такое положение университета было отражением крайне
тяжелого состояния образования в целом. В последней четверти XIX в. на
более чем трехмиллионное украинское население Западной Галичины действовало
всего 5 государственных школ.
В 1809 г. была основана Киевская гимназия, которая впоследствии (в
1811 г.) была отнесена к высшим учебным заведениям. В 1805 г. открыт
Харьковский университет. В первой четверти XIX в. возникли
привилегированные учебные заведения, сочетавшие курс средних и высших школ:
Кременецкий лицей (1803), Ришельевский лицей в Одессе (1817), Гимназия
высших наук князя И.А. Безбородко в Нежине (основан в 1820 г.). После
польского восстания 1830-1831 гг. Кременецкий лицей был закрыт. В 1834 г.
создан Киевский университет. Кроме привилегированных мужских учебных
заведений, открывались сословные женские учебные заведения – институты
благородных девиц в Харькове (1812), Полтаве (1817), Одессе (1828), Керчи
(1835), Киеве (1838). В 1865 г. открылся Новороссийский университет в
Одессе.
Гораздо хуже дело обстояло на Буковине. Здесь не было ни одного
высшего учебного заведения вплоть до конца третьей четверти XIX в. Только
16 ноября 1874 года совет министров Австрии, рассматривая вопрос об
основании нового университета, остановил свой выбор на Черновцах. В 1870
году в Черновцах была открыта учительская мужская гимназия, а 7 декабря
1874 года пришло разрешение на создание Черновицкого университета.
Основатели Черновицкого университета преследовали цель переделать
его в орудие национального закрепощения местного населения. Языком
преподавания в университете официально был провозглашен немецкий. Таким
образом, интересы коренного населения, и, прежде всего, его наибольшей
этнической группы – украинцев – игнорировались.
В Восточной Галиции, на Буковине, в Закарпатской Украине в начале
XIX в. не было ни одного высшего учебного заведения с украинским языком
преподавания. Во Львовском университете преподавание велось на польском, в
Черновицком университете – на немецком, с 1920 – на румынском языке.
В 60-70-е гг. XIX в. постепенно формировалась система подготовки
учителей, в частности для начальных школ. В конце 60-70-х гг. были созданы
трехлетние учительские семинарии, строившие свою работу на базе
двухклассных училищ. Среди первых учительских семинарий – Коростышевская
(основана в 1869 г.), Херсонская (1871), Аккерманская (1872), Переяславская
(1878). На западно-украинских землях учителей для народных школ готовили
учительские семинарии – Львовская, Черновицкая, Мукачевская, Ужгородская и
др. Учителей для уездных училищ, церковноприходских школ, высших начальных
и городских училищ готовили учительские институты. Первый учительский
институт создан в Глухове (1874). К 1914 г. в Украине насчитывалось 26
учительских семинарий и 6 учительских институтов.
Среди прогрессивных педагогов Украины, внесших во второй половине
XIX – начале XX в. весомый вклад в развитие просвещения и педагогической
мысли, - А.В. Духнович, Н.Ф. Левицкий, Т.Г. Лубенец, Б.Д. Гринченко, Х.Д.
Алчевская, С.М. Ковалив и др.
Развитие капитализма, борьба прогрессивной общественности
обусловили дальнейший рост высшей школы. В Украине центрами научной мысли,
подготовки ученых, учителей для средних школ, врачей, юристов и др.
специалистов были Харьковский, Киевский и Новороссийский (в Одессе)
университеты, Нежинский историко-филологический институт (1875), на западно-
украинских землях – Львовский и Черновицкий университеты. Специалистов для
промышленности и сельского хозяйства готовили Харьковский ветеринарный
институт (1851), Харьковский технологический институт (1885), Киевский
политехнический институт (1898), Екатеринославское высшее горное училище
(1899), Львовский политехнический институт (1844), Академия ветеринарной
медицины во Львове (1897) и др. Функционировали высшие женские курсы в
Киеве (с 1878 г.), Одессе (с 1906 г.), Харькове (c 1913 г.), женский
медицинский институт в Киеве (с 1907 г.).
Харьковский университет основан в 1805 г. по инициативе
В.Н.Каразина. До революции в его составе было 4 факультета: физико-
математический, историко-филологический, медицинский и юридический, 8
научных обществ, астрономическая обсерватория, фундаментальная библиотека.
Многочисленные научные школы, возникшие в Харьковском университете,
содействовали становлению отечественной науки. В университете учились и
работали известные ученые: математики М.В.Остроградский, А.М.Ляпунов,
В.А.Стеклов, поэт П.П.Гулак-Артемовский, биолог И.И.Мечников, историк
Н.И.Костомаров, композитор Н.В.Лысенко, писатель М.П.Старицкий и др.
Харьковский университет сыграл важную роль в развитии национальной культуры
украинского народа. В 1816-1819 гг. издавал журнал «Украинский вестник», в
1824-1825 гг. – «Украинский журнал». За годы Советской власти университет
вырос в одно из крупнейших научно-учебных заведений. На его базе
существовали Академия теоретических знаний (1920-1921), Институт народного
образования (1921-1930), Институт профессионального образования и Физико-
химико-математический институт (1930-1933). Медицинский и юридический
факультеты были преобразованы в самостоятельные институты.
Новороссийский университет был основан по инициативе Н.И.Пирогова в
Одессе в 1865 г. на базе Ришельевского лицея. После 1917 г.
реорганизовывался в ряд самостоятельных вузов. С 1933 года носит имя
Одесского. С Новороссийским университетом связана деятельность выдающихся
ученых: И.И.Мечникова, И.М.Сеченова, А.О.Ковалевского, Е.Н.Щепкина и др.
Нежинский историко-филологический институт был создан в 1875 г. на
базе Нежинского лицея. Институт готовил учителей классических языков,
русского языка и истории для средних учебных заведений. Среди студентов
были представители крестьян, мещан и других слоев населения. Окончили его
историк Н.С.Державин, художник Н.С.Самокиш, педагог П.К.Волынский и др. В
1920 г. реорганизован в Нежинский институт народного образования.
Следует подчеркнуть, что с начала XIX в. в отечественном
университетском образовании начинает набирать силу образовательная
тенденция. В первую очередь это связано с формировавшейся в 1-й половине
XIX в. концепцией государственной образовательной политики, которая в
качестве главной задачи отечественной высшей школы определила подготовку
высококвалифицированных кадров для обслуживания государственного аппарата.
Подтверждением этого является вышедший в 1809 г. знаменитый указ,
требовавший от всякого желавшего получить чин колежского асессора
«выдержания экзамена в университете». Университеты постепенно начинают
утрачивать положение учреждений «чистой науки», а на первое место выходят
функции управления системой народного просвещения, подготовки
педагогических кадров, интеллектуальной и государственной элиты.
Университеты как центры учебных округов способствуют быстрому
расширению сети гимназий, лицеев, уездных и коммерческих училищ, школ.
Созданные при университетах педагогические институты впервые в истории
университетского педагогического образования поставили вопрос о специальной
подготовке учителей как в условиях очной формы, так и экстерном. Ученые и
ведущие преподаватели университетов активно помогают школе, просвещению
народа. При университетах организуются курсы для учителей гимназий,
проводятся первые учительские съезды. Созданные учеными университетов
научные общества объединяют не только преподавателей университетов, но и
учителей, широкую педагогическую общественность. Харьковский университет в
период с 1805 по 1834 гг. являлся, по существу, центром организационно-
методического руководства народным просвещением в Украине и на юге России.
К началу 60-х годов XIX в. Харьковский университет подготовил более 3200
врачей, юристов, педагогов. Среди его выпускников более 550 работали
преподавателями в средних учебных заведениях, около 80 – профессорами
отечественных университетов и лицеев.
Высшие учебные заведения, прежде всего университеты, царское
правительство рассматривало как оплот самодержавия, источник пополнения
государственного аппарата и промышленности благонадежными кадрами. Вся
жизнь университетов (научная, учебная, общественная) подлежала опеке и
регламентации со стороны правительства и учебной администрации. Правда, под
давлением революции 1905-1907 гг. правительство пошло на некоторые уступки,
упразднило инспекцию над студентами и некоторые ограничения в приеме и
вернуло университетам и другим вузам внутреннюю автономию. Однако после
поражения революции все эти уступки были ликвидированы.
Как и раньше, в университетах было 4 факультета: историко-
филологический, физико-математический, юридический и медицинский. В каждом
из них имелись учебно-научные библиотеки и ряд научно-вспомогательных
учреждений (клиник, лабораторий, кабинетов и т.п.). Так, в Харьковском
университете было 30 кабинетов и лабораторий, обсерватория, исторический
музей и архив, музей изящных искусств и древностей. Достаточно широкую
научно-вспомогательную базу имели Киевский и Новороссийский университеты.
Количество студентов в университетах в начале XX в. увеличилось в
среднем более чем в 2 раза. Социальный состав студенчества университетов
оставался преимущественно дворянско-буржуазным, хотя революция 1905-1907
гг. заставило правительство несколько приоткрыть университетские двери для
выходцев из низших сословий. Это были, как правило, дети городской и
сельской буржуазии. Для выходцев из рабочих, среднего и беднейшего
крестьянства доступ в вузы по-прежнему оставался практически закрытым.
В это же время начали создаваться высшие учебные заведения для
женщин. Так, после почти двадцатилетних ходатайств в 1903 году в Одессе, по
инициативе профессоров Новороссийского университета Н.Н. Ланге, Е.Н.
Щепкина и других, были открыты Высшие женские педагогические курсы,
реорганизованные в 1906 году в Высшие женские курсы с историко-
филологическим и физико-математическим факультетами. В 1908 – 1910 гг. они
пополнились юридическим и медицинским факультетами. Последний позже был
преобразован в женский медицинский институт. В 1907 году Высшие женские
курсы открылись в Харькове с историко-филологическим, физико-математическим
и юридическим отделениями. В 1910 году в Харькове открылся женский
медицинский институт, ректором которого стал профессор Харьковского
университета В.Я. Данилевский. В Киеве в 1906 году, благодаря усилиям
профессоров университета, возобновили работу Высшие женские курсы, закрытые
в 1889 году. Сначала они состояли из историко-филологического и физико-
математического отделений, а в 1907-1909 гг. здесь открылись еще
юридическое, медицинское и экономическо-коммерческое отделения. В 1916 году
медицинское отделение было реорганизовано в Киевский женский медицинский
институт, возглавляемый профессором университета П.И. Морозовым.
В 1906 году в Киеве были открыты и Высшие общеобразовательные курсы
для лиц обоего пола с отделениями историко-филологическим и экономическо-
коммерческим. Через два года на базе последнего был создан коммерческий
институт, директором которого стал инициатор создания курсов профессор М.В.
Довнар-Запольский. В 1913 году состоялся первый выпуск окончивших учебу
студентов Киевского политехнического института. На выпускных экзаменах
присутствовал великий русский ученый Д.И. Менделеев.
Екатеринославское высшее горное училище в 1912 году было
преобразовано в горный институт. В течение 1903-1917 гг. институт окончило
457 человек, большинство из которых стали работать на промышленных
предприятиях Донбасса и металлургических заводах юга России.
Продолжали подготавливать специалистов с высшим образованием
Нежинский историко-филологический институт, технологический и ветеринарный
институты в Харькове, Киевская и Одесская консерватории и др. Всего на
Украине к 1917 году действовало 27 вузов, в которых обучалось свыше 35 тыс.
студентов.
На территории западноукраинских земель до 1918 года существовало 4
высших учебных заведения: университеты во Львове и Черновцах,
политехнический институт и академия ветеринарной медицины во Львове.
События 1917 г. изменили не только социальный строй, но и поставили
на повестку дня создание новой школы с новыми педагогическими кадрами.
Независимая Украина делала первые шаги в организации подготовки
национальных педагогических кадров. Программным документом явилась
декларация генерального секретариата от 26 июня 1917 года, в которой
определялись основные мероприятия, направленные на развитие национальной
школы и подготовку для нее кадров.
Началось становление системы украинского высшего образования. В
1918 г. университеты Св. Владимира в Киеве, Харьковский и Новороссийский
(Одесский) стали государственными университетами Украины. В этом же году на
базе Высших женских курсов открывается университет в Екатеринославле
(Днепропетровске). В Симферополе в 1918 г. начинаются занятия в Таврическом
филиале Киевского университета, а через полгода при полной поддержке и
помощи Киевского университета торжественно открывается Таврический
университет.
Возобновление деятельности Киевского, Харьковского, Новороссийского
университетов, открытие новых университетов в Екатеринославле и Симферополе
имели огромное значение для развития общества, культуры, образования.
Несмотря на крайне тяжелое положение Украинской республики в 1918-1920 гг.,
правительство Украины, Киевский, Харьковский и Новороссийский университеты
оказывали помощь новым университетам. Екатеринославский университет был
преобразован в государственный и взят бюджет республики. Ощущал поддержку и
Таврический университет.
В условиях гражданской войны в Украине велась подготовительная
работа по открытию и других университетов в Полтаве, Чернигове и Нежине.
Начали действовать Киевский украинский народный университет, Педагогическая
академия в Киеве, Украинский государственный университет в Каменец-
Подольском.
В середине 1918 г. начинается интенсивная деятельность по
строительству системы высшего педагогического образования. 20 апреля 1918
г. на заседании комиссии Наркомпроса РСФСР обсуждался вопрос о том, какой
тип высшего учебного заведения целесообразно положить в основу
подготавливаемой реформы. Высказывалась мысль о существовании образцовых
политехнических институтов, по типу которых может быть преобразован и
университет. Однако окончательно было принято решение поставить в основу
реформы государственные университеты.
На прошедшем в 1918 г. Всероссийском совещании деятелей высшей
школы был рассмотрен проект «Положения о Российских университетах»,
согласно которому университет делился на три ассоциации: научную, учебную и
просветительскую. Они должны были дать каждому деятелю высшей школы
возможность избрать наиболее соответствующий его дарованиям и научному
влечению вид и способ научной или учебной деятельности.
Для более широкого привлечения трудящихся страны к высшему
образованию в 1919 г., в частности, в Киеве, Харькове, Екатеринославе были
открыты подготовительные курсы, в 1921 г. – созданы рабочие факультеты.
В 20-е – начале 30-х годов ясно проявились две противоположные
тенденции в университетском вопросе. С одной стороны, в Украине открылся
новый университет в Екатеринославле, шел процесс интенсивной реорганизации
Киевского, Харьковского и Одесского университетов, испытывал на себе
огромное влияние со стороны украинских университетов Симферопольский
университет. С другой стороны, в связи с тяжелым экономическим положением
был упразднен ряд высших учебных заведений, в том числе университеты,
возникшие в независимой Украине после 1917 года: Киевский украинский
народный университет, Украинский государственный университет в Каменец-
Подольском.
В 1919 г. было введено «Временное положение … об управлении высшими
учебными заведениями», в соответствии с которым всем вузам предписывалось
вести работу в трех направлениях: научном, научно-учебном и
просветительском. Руководить университетом должны были соответствующие
советы, состоящие из делегатов факультетских советов

Новинки рефератов ::

Реферат: Искусство Китая (Искусство и культура)


Реферат: Куприн (Литература : русская)


Реферат: Матричные операции в вейвлетном базисе (Математика)


Реферат: Розвиток господарства України у період Хрущовщини (История)


Реферат: Генетика (Биология)


Реферат: Лідерство, вплив та влада (Менеджмент)


Реферат: Куба в 1950-1990 годах (История)


Реферат: Европейский союз и его позиция в международных отношениях (Политология)


Реферат: Бухгалтерский учет и анализ затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Пищевые токсикоинфекции и токсикозы (Ветеринария)


Реферат: Теневая экономика в Казахстане (Предпринимательство)


Реферат: "Чайка" А.П. Чехова (Литература : русская)


Реферат: Шостакович (Музыка)


Реферат: Язык рекламы (Психология)


Реферат: Контрольная по естествознанию (Естествознание)


Реферат: Химия (Химия)


Реферат: Обряды и обычаи славян на Руси в XIII-XIX вв. (Культурология)


Реферат: Пистолеты (Военная кафедра)


Реферат: Основные генетические характеристики популяции (Биология)


Реферат: Божества древних славян (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист