GeoSELECT.ru



История / Реферат: Вражда Народов: причины и последствия (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Вражда Народов: причины и последствия (История)


Московский Открытый Социальный Университет



Реферат

подготовлен на тему:

«Вражда Народов:
причины и последствия».



Cneltyrnjrj jxyj-pfjxyjuj
jnltktybz

Tdftdftdftdf
tdftdf



Москва

2001 год.



ПЛАН



| |Введение |3 – 6 стр. |
| | | |
|I |Этническая история волго-уральских татар |7 – 9 стр. |
| | | |
|II |Историческая часть: Мордва |10 – 11 стр. |
| | | |
|III |Мордва и татары: причины и последствия |11 – 15 стр. |
| | | |
| | | |
| |Заключение |16 – 17 стр. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| |Литература | |



Введение


Мой реферат касается жизни многих дорогих мне людей и направлен на то,
чтобы пролить свет на мало кому известные традиции, жизненные принципы,
культуру, уклад быта и т.п., которые складывались веками и столетиями
таких этносов как татары и мордва.
Многие люди и не подозревают о некоторых сторонах жизни одной из
самых интереснейших, с точки зрения истории и этнопсихологии,
национальностей – как татары. Конечно, все мы знаем, как и откуда появились
в нашей жизни «люди с равнин» – кочевники, но мы даже в малой степени и не
подозреваем какое именно влияние они оказали не только на жизнь целых
поколений, но и на ход истории, на культуру, наверное, даже на цивилизацию.
Вообще можно с трудом поверить в столь значительные перемены, возникшие
вследствие 200 – летнего владычества монголо-татарской нации. Многие не
удивятся, если начнут анализировать свою родословную и обнаружат в ней
родство с тем или иным представителем «сильной нации».
Очень долго можно говорить о том влиянии, о том родстве с этим
далеким, но сделавшимся таким близким народом, но я бы хотела также
поведать о не менее интересном этносе, который является чуть ли не
«прородителем» славян, это разновидность угро-финской нации – мордва.
А так же я хотела бы рассказать о взаимовлиянии этих двух этносов, о ходе
их развития, причинах их столкновения, возникшей неприязни и борьбы.
Причины, которые сподвигли меня заняться столь интересным вопросом
спрятаны в моем столь недалеком прошлом.
Вообще необходимо сделать некоторое примечание. Татары – представители
одной из наиболее многочисленной народностей нашей страны. Однако мне более
интересны волго-уральские татары, во-первых, потому что я имею к ним
непосредственное отношение и они мне интересны, о них пойдет речь.
Начну со своей биографии.
Моя мама по национальности татарка. Она родилась в семье Оренбургских
татар (Казанские татары), корни которых появились в г. Набережных Челнах.
Удивительный по красоте город, который отлично отображает культуру нации. В
маминой семье издавна татарские традиции передавались из поколения в
поколение. Запекание хлеба, ведение хозяйства, уважение к старшим, язык,
мудрость и т.д.
Казанские татары – консолидированная и развитая в культурном отношении
народность, сформировавшаяся в последнее столетие в высокоразвитую, в том
числе и экономически, нацию. Татары Поволжья расселены как в республике
Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии. Их отличают сильная
приверженность к национальной культуре, традициям и быту.
Основная особенность так называемых казанских татар состоит в их
индивидуальной внешности. Скажем, мишари и касимовские татары отличаются
таким внешними данными как: темные (черные, карие) глаза, смуглая кожа,
«суховатость» телосложения, выносливость, из эмоциональных качеств – это
стойкость характера, в высокой степени неуступчивость, часто бывают
резкими, категоричными в суждениях, во взаимоотношениях, обидчивы, но
быстро улаживают возникшие по их вине конфликты. Представители татарской
национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах
микрогруппы по национальному признаку.
Казанские татары, как правило, это люди гордые, обладающие высоко
развитым чувством собственного достоинства, не без оттенка самоуверенности,
иногда самолюбования. В профессиональной деятельности: сметливы,
трудолюбивы, но не без хитринки.
Однажды, я наблюдала любопытную сцену. Мне было около 15 лет, летом я
находилась у моих бабушек и дедушек в деревне (мишари, часть которых в
настоящее время живет в Среднем Поволжье, это родственники моего отчима).
Деревня (аул) представляла собой маленькое село (т.е. мечеть только-только
начала строиться) с красивыми (маленькими) домиками по обе стороны дороги.
Своего базара у аула не было, поэтому за продуктами приходилось ездить за
несколько километров в близлежащий город (г. Инза). Продукты закупались на
несколько недель вперед до следующей поездки в город. Иными словами, аул
был практически полностью обособленным, жил так сказать своей первобытной
культурой, в которой хранились свои старые традиции, мораль, предаваемые из
поколения в поколение. Так как селение было небольшим, то, как правило,
все друг другу являлись родственниками или испытывали друг другу
родственные чувства. В тот день был важный масульманский праздник
(Рамазан), как принято мужчины селения собрались в мечети – помолиться, а
после этого пошли на торжество, как водится выпили и случилось
непоправимое. Спиртное оказало свое пагубное влияние и несколько мужчин
ввязавшись в драку применили холодное оружие. Местная милиция, которая
вскоре была вызвана, долго не давала о себе знать. По их мнению: «Пока они
друг друга не перережут, лучше в ауле не появляться!». И сказали они это не
зря, так как, во-первых, бойня продолжалось несколько дней спустя
торжества, а во-вторых, милиция, которая находится неподалеку, все из того
же городка, где преимущественно живет и обитает мордовское население (можно
сказать первые враги татар-масульман!). Поэтому милиция появилась в тот
самый момент, когда страсти поутихли, и можно было не бояться за
собственную безопасность: «Татары убьют – дорого не возьмут!».


Возращаясь к описанию основной группы волго-уральских татар – это так
называемые казанские татары, о которых говорилось раньше. Они фактически
имеют аналогичные характеристики и происхождение. Их характеризует заметный
слой городских жителей (большая часть татар-горожан, выходцы из Среднего
Поволжья и Приуралья) проживали в ряде городов Европейской части России
(Москве, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Екатеринбурге и т.д). Т.е. можно
сказать, что в результате урбанизационных процессов особенно интенсивно
проходивших в период 1950-1960-х годов, более половины татарского населения
стали городскими жителями и это повлияло на их образ жизни и видимо на
культуру.

Так вот об оренбургских татарах, видимо оседлый образ жизни изменил не
только культуру, но и внешний облик этих людей, это: преимущественно
«белокожие», голубоглазые, темноволосые, не сухощавого телосложения
представители этноса, однако так же отличающиеся вспыльчивостью. Понятно,
что чем дольше человек прожил в той или иной среде, тем более или менее он
перенял ее культуру и настроения, возможно, мои познания в области
характеров той или иной группы татар обусловлены именно этими причинами. Но
хочется подчеркнуть очень важный факт – это различия не только в фонетике
(произношении) слов, но и преимущественно разном его проговаривании. Язык
мишарей отличает более резкое, прерывистое произношение, возможно, это
связано с тем, что этническое формирование мишарей происходило в Окско-
Сурском междуречье в результате смешения тюрских, тюркизированных угорских
и финских групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой Орды.
Можно также добавить, что некоторые слова мишарей просто непереводимы на
другие языки, в том числе и на русский. Это связано с особыми этническими
(национальными) чертами характера.
Приведу маленький пример, скажем на языке татар, чье происхождение идет от
мишарей, имеет немного резкое произношение, как говорилось раньше, слово
«волосы» говорится как – [v [pic]ча’ че! ], это трудно передать,
произносится как лозунг, и – [ ‘ча че ] на казанском языке, нечто мягкое и
мелодичное.
Более яркие примеры: на казанском языке слово изба произносится как [! ыий
], на мишарском как и у русских [ изба :], только немного протяжнее, чем на
русском. «Подушка» на казанском – [шиндарь], с мягким «р» на конце, а на
мишарском – [ястык!], с ярко выраженным «Ы», «картошка» – [берян’ге], и
[кар! тук!] и.т.д.

Вот такие маленькие, но весьма показательные примеры характеризуют столь
разнообразную и многоликую татарскую нацию, история которой уходит далеко в
прошлое.
Вообще причины кровной вражды кроятся в истории, это всеми известный факт.
Если вспомнить огромное количество переселений, нашествий, войн и других
важных политический, экономических и культурных событий, то можно уже на
основе этого сделать веские выводы. Вот собственно мы и перешли к основной
части моей работы, где будет представлена непосредственно история этих двух
народов.



I. Этническая история волго-уральских татар.

Этническая история волго-уральских татар еще полностью не выяснена.
Формирование их основных групп - мишарей, касимовских и казанских татар,
имело свои особенности. Ранние этапы этногенеза казанских татар обычно
связывают с волжскими булгарами, этнический состав которых был
неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме
тюркского племени собственно булгар известны такие племена как берсилы,
эсегелы, савиры (сувары) и др. Истоки некоторых из этих племен уходят в
гунскую (Гунны - древнетюркские племена Центральной Азии известны как
соседи Китая в последние века до н.э. В IV в. н.э. появляются в Европе,
способствуя "великому переселению народов") среду, позже упоминаются среди
хазар (Хазары - тюркские племена, создавшие первое раннефеодальное
государство на территории Юго-Восточной Европы в VII-X вв.). Существенную
роль в формировании булгар сыграли финно-угорские группы. В составе Волжско-
Камской Булгарии (Волжская Булгария - первое раннефеодальное
государственное объединение Северо-Восточной Европы, расположенное по
среднему течению Волги и в Закамье в X-XIII вв.) из многих племен и
постплеменных формирований складывалась булгарская народность, в
предмонгольское время переживавшая процесс консолидации.Устоявшиеся в
течение VIII- начала XIII в. этнические связи нарушаются в 1236 г.
монгольским нашествием. Завоевателями были разрушены города и села,
особенно расположенные в центре страны. Часть булгар переселяется на север
(в районы Предкамья) и на запад (в Предволжье). В результате этих миграций
северная граница расселения волжских булгар отодвигается до бассейна р.
Ашит. Отдельные небольшие группы булгар проникли до р. Чепцы, заложив тем
самым этническую основу чепецких или нукратских татар. После монгольского
завоевания Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды (Золотая Орда –
крупнейшее средневековое государство Евразии, образовано в 1243 г.
Достигнув в первой половине XIV в. расцвета своей культуры в 30-40-х годах
XV в. Золотая Орда пришла к окончательному упадку). Золотоордынский период
в этнической истории булгар и их потомков, в том числе поволжских татар,
характерен усилением контактов с тюркоязычным миром. Эпиграфические
памятники XIII-XIV вв. свидетельствуют о том, что определенные изменения в
направлении усиления элементов кыпчакского языка, характерного для
населения Золотой Орды, испытал язык булгар. Объясняется это не только
взаимодействием культур, но и процессом консолидации кыпчакских и других
тюркоязычных племен. Начиная со второй половины XIV в., особенно после
нового разгрома Булгарии Тимуром (1361), происходит массовая миграция
булгар из Закамья в Предкамье, в район современной Казани. В середине XV в.
здесь образовалось феодальное государство - Казанское ханство (Казанское
ханство (1445-1552 гг.) - феодальное государство, возникшее в Среднем
Поволжье после распада Золотой Орды. Завоевано Русским государством).
Русские летописи называют его население новыми булгарами или булгарами,
глаголемые казанцами, позже казанскими татарами. На этническое развитие
булгар в этом районе наложило отпечаток близкое соседство с финно-угорским
населением. Этническое формирование мишарей происходило в Окско-Сурском
междуречье в результате сложного смешения тюркских, тюркизированных
угорских и финских групп населения в эпоху Волжской Булгарии и Золотой
Орды. Во время распада Золотой Орды оказались на территории
золотоордынского князя Бехана, позже Наровчатовского княжества. Эта
территория рано вошла в сферу экономического и политического влияния
Московского государства. Формирование касимовских татар как самостоятельной
группы происходило в рамках Касимовского ханства (1452-1681 гг.),
являвшегося буферным княжеством между Москвой и Казанью, полностью
зависимым от Русского государства. Население уже в XV в. было этнически
неоднородным и состояло из пришлого золотоордынского населения
(господствующий слой), мишарей, мордвы, чуть позже русских, оказавших
определенное воздействие на их культуру. С середины XVI в. этническая
история татар определялась многообразными связями с этническими процессами,
протекающими в рамках Российского многонационального государства, в состав
которого после разгрома и захвата Казани с 1552 г. были включены и
казанские татары. Этнические территории татар в средневековье занимали
обширную зону: Крым, Нижнее и Среднее Поволжье (с частью Приуралья),
Западную Сибирь. Практически в этом же ареале татары жили в XVI - нач. XX
вв. Однако в этот период среди татар наблюдались и интенсивные миграционные
процессы. Особенно интенсивными они были среди волго-уральских татар.
Активное переселение татар из Среднего Поволжья в Приуралье началось после
ликвидации Казанского ханства, хотя в некоторых районах Приуралья татары и
их предки жили и раньше. Пик же переселения татар в Приуралье пришелся на
первую половину XVIII в. Его причины связаны с усилением социально-
экономического гнета, жестокими преследованиями на религиозной почве с
насильственной христианизацией и т.д. Благодаря этому численность татар в
Приуралье в середине XVIII в. составила 1/3 татар Урало-Поволжского
региона. В пореформенный период татары-переселенцы из Среднего Поволжья и
Приуралья через северный и северо-восточный Казахстан продвинулись в
Западную Сибирь и Среднюю Азию. Другим направлением миграций татар из
рассматриваемой зоны было переселение в промышленные районы Европейской
части России и в Закавказье. Волго-Уральские татары в XVIII- нач. XX вв.
стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной
Сибири. В Астраханском крае их доля в конце XVIII в. составила 13,2%, в 30-
х вв. XIX в. - 17,4%, а в начале XX в. - превысила 1/3 общей численности
татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири наблюдалась
аналогичная картина: к концу XIX в. татары-переселенцы составили 17% всех
татар Зап. Сибири. Исторически все группы татар имели заметный слой
городских жителей особенно в период существования самостоятельных ханств.
Однако после присоединения Казанского, Астраханского (Астраханское ханство
(1459-1556 г.г.) - феодальное государство на Нижней Волге, столица г.
Астрахань - крупный центр транзитной торговли) и Сибирского (Сибирское
ханство (1429-1582 г.г.) - феодальное государство, располагавшееся между
Уралом и Иртышом, со столичными в разное время городами Тюмень, Кашлык,
Тобольск) ханств к Московскому государству, городская прослойка татар резко
сократилась. В итоге социально-экономических преобразований XVIII-XIX вв.
урбанизационные процессы среди татар начали развиваться довольно
интенсивно. Тем не менее урбанизированность оставалась довольно низкой -
4,9% от общей численности волго-уральских татар на нач. XX в. Большая часть
татар-горожан проживала в крупных городах региона - в Казани, Уфе,
Оренбурге, Самаре, Симбирске, Саратове, Нижнем Новгороде, Костроме, Пензе,
Екатеринбурге, Перми, Челябинске, Троицке и др. Кроме того, выходцы из
Среднего Поволжья и Приуралья проживали в ряде городов Европейской части
России (Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и др.), Закавказья (в Баку),
Средней Азии и Западной Сибири. Весьма значительные изменения в размещении
татарского населения произошли в XX в. В результате урбанизационных
процессов особенно интенсивно проходивших в период 1950-1960-х годов, более
половины татарского населения страны стали городскими жителями. В 1979-89
гг. доля татар-горожан выросла с 63 до 69%. Сейчас татары являются одним из
самых урбанизированных народов бывшего Советского Союза.



II. Историческая часть: Мордва.

Мордовский народ сам себя не называет мордвой. Это название дано ему
соседними народами. Впервые этноним мордва - Mordens упоминается в VI веке
готским историком Иорданом. В других западноевропейских источниках мордва
называется также: Merdas, Merdinis, Merdium, Mordani, Mordva, Morduinus. В
древнерусских летописях этноним мордва появляется с XI века.

В своей основе он восходит к ирано-скифским языкам: иранское mard -
мужчина. Мордовских языках указанное слово сохранилось для

обозначения мужа-супруга: "мирде". Мордва называет себя мокшей или эрзей.
Наиболее ранние письменные сведения об этнониме мокша - Moxel содержатся в
записках фламандского путешественника XIII века Гильома Рубрука. Он связан
с индоевропейским (Индоевропейская языковая семья включает славянские,
германские, романские, балтийские, индийские, кельтские, иранские языки)
гидронимом (Гидроним - название, связанное с водным источником: рекой,
ручьем, озером и т.п.) Мокша: сравните в санскрите проливание, утекание.
Одно из наиболее ранних известий об этнониме эрзя - "арису" дошло до нас в
послании кагана Хазарии (Хазарский каганат - государство, существовавшее до
IX века в Прикаспийских степях. Каган - правитель этого государства)
Иосифа, датированного Х веком. Вероятнее всего он восходит в своей основе к
иранской лексике, иранское - arsan означает мужчина, герой. Кроме этих
этнонимов в литературе о мордве встречаются названия этнических ее групп:
каратаи, терюхане, шокша. Они не являются этнонимами, а даны
исследователями в зависимости от места проживания этих групп. Так, название
каратаи происходит от наименования деревень Мордовские Каратаи и Заовражные
Каратаи Камско-Устьинского района Татарии, где они живут. Сами себя они
называют мордвой. Терюхане, теперь уже исчезнувшая группа мордвы, скорее
всего эрзи, жившая в Терюшевской волости Нижегородской губернии, отчего и
получила свое наименование. Термин шокша в научной литературе стал
использоваться с 50-х годов ХХ века и обозначается эрзянское население
Теньгушевского и Торбеевского районов Республики Мордовия, живущее
преимущественно в мокшанском окружении. Это название произошло от притока
реки Мокши - Шокша и одноименного села на его берегу. Сама себя эта группа
мордвы называет эрзей. Сейчас, мордва, основное ее население находится в
Среднем Поволжье, так называемая Мордовия – центром которой (столица)
является город Саранск.

Из истории возникновения этих двух наций мы видим, что они и раньше
имели точки соприкосновения, т.е. у них есть общие корни, их этнические
ветви так или иначе переплетались, о чем свидетельствует некоторая
похожесть языков (слов), наречий, а также место нахождения (проживания).

III. Мордва и татары: Причины и последствия.

Вот так однозначно нельзя утверждать, что причиной такой неприязни
этих наций стала территориальная междоусобица (судя по этнической истории,
представленной выше). Конечно, такая миграция татар, связанная с
захватническими целями собственно и не могла привести к положительному
отношению к этой нации, но по прошествии стольких лет и даже веков
существования я могу смело утверждать о существовании таких фактов и по сей
день.
Итак, мы добрались до основной причины рассмотрения вопроса
существующей неприязни между двумя столь родственными как исторически, так
и существенно генетически этносами.
Начну с небольшого рассказа из собственной жизни. Двадцать лет тому
назад Мордовская Советская Социалистическая республика - основной двигатель
сельского хозяйства страны - представляла собой необъятные мордовские поля,
засеянные пшеницей, рожью и овсом, пастбища, с миллионными стадами крупного
рогатого скота, дающего цистерны молока, из которого делали уникальнейший
по своим вкусовым качествам мордовский сыр. (Который, между прочим, в свое
время получил призовое место на международной выставке продуктов питания).
Молочный Ичалковский масло-сырный завод, с приобретенным финским
оборудованием представлял из себя махину, в которой молодая пролетарская
молодежь трудилась и развивалась, на благо родины. По национальному составу
туда входили: узбеки, башкиры, русские, украинцы, белорусы, местное
население – мордва, эрзя, мокша и татары и. т.п. Люди с различными целями,
национальностями, вероисповеданием, уровнем культуры, образованием и т.п.,
приехавшие за сотню тысяч километров, из самых разных точек необъятного
союза строили там дома, заводили семьи, устанавливали свой быт. Вот так
просто и достаточно банально молодой мордвин, мокшанской крови
познакомился с татаркой казанского происхождения на этом самом масло-сырном
заводе. Свадьбу конечно же решили справлять в мордовском селе, по месту
проживания жениха, однако неоднозначно встал вопрос о вероисповедании
невесты. Семья жениха, скорбя сердцем, все-таки согласилась на столь
неравный брак, с одним условием, чтобы невеста приняла христианство.
Мордовская свадьба – это самый интересное и уникальное по своему
национальному, традиционному масштабу торжество. На свадьбу приглашаются
все жители деревни (соседи, дальние родственники, просто жители). Огромный
стол, множество гостей, кстати, здесь необходимо сделать отступление.
Говоря о мордовской свадьбе, необходимо уточнить в каком именно селении она
происходит. Мне выдалась необыкновенная возможность побывать на настоящей
эрзянской свадьбе. Ее уникальность состоит в том, что именно пышные,
здоровые, красивые мордовки (эрзянки и мокшанки) излучая всю свою энергию,
веселятся, отдаваясь празднику, что называется в полную силу. И когда
наступает время доения коров или возникает необходимость в выполнении
других хозяйственных нужд, только мужчины, оставляя веселящихся жен и
невест выполняют функцию хозяйственника. Конечно, это будет смотреться
несколько необычно и интересно, может быть, даже забавно, но это
действительно так. Вообще весь вечер мужчины – эрзя фактически не пьют и
ведут себя достаточно тихо в отличие от их жен. Совсем другое дело свадьба
в мокшанском селении, здесь все наоборот. Это уникально, как два
родственных по составу и происхождении этноса имеют столь отличные традиции
и национальную культуру. Свадьба продолжается примерно неделю, часть гостей
сменяется другой и так на протяжении всего празднества. (Очень трудно
приходилось тем гостям (!), которые были незнакомы с традициями мордвы, так
как жители деревни успевали и выспаться и сделать все свои хозяйственные
дела и выпить за счастье новобрачных, при этом коря приезжих гостей в
«пассивности»).
Множество традиционных свадебных обрядов, отличающихся таким большим
разнообразием и пышностью, что их перечисление заняло бы уйму времени.
Так вот, возвращаясь к начатому рассказу, на мордовско-татарскую свадьбу
съехалось множество гостей (часть родственников невесты так и не приехали
на свадьбу, отказавшись из-за национальных предубеждений принять союз
дочери с мужчиной мордовской национальности), на некоторое время улеглись
разногласия, и молодая чета, венчаясь узаконила свой союз (на венчании
присутствовали и родственники невесты).
Этой истории почти двадцать лет, ровно двадцать лет назад это считалось
немыслимым, союз между мордвой и татарами. Если провести опрос среди
татарского населения о самой «нелюбимой» их нации, то будьте уверены в том,
что это будет мордва.
Но это не конец истории, и по сей день, матери запрещают своим дочерям
встречаться с мордвинами. Старые аби (бабушки) с укором говорят о семьях,
где появляются дети мордвы.
Почему же столь категоричное отношение к своим «соседям». Татары, в
свою очередь надо отметить испытывают к мордве аналогичные чувства. Помню,
после развода моих родителей мама вторично вышла замуж за татарина
мишарской крови. И на лето меня отправляли к апкайке (бабушке) и бабакаю
(дедушке). Какой был шок у пожилых людей, когда выяснилось, что я
наполовину мордовка, к тому крещеная. Апкай учила меня мусульманским
молитвам, языку, рассказывала о традициях, учила следовать им, в общем,
всячески старалась привить мне мусульманскую приверженность и почитание
правил и табу. И на улице, когда меня спрашивали (это традиционный вопрос,
когда дети гуляют на улице одни без присмотра), чьей крови (из какой семьи)
я являюсь, мой ответ был однозначным: «Минь булым касимнын», что
переводится как: «я из Кимовской семьи, т.е. являюсь внучкой Касима, и
дочкой Рифкатя». В деревне мое происхождение держалось в строгом секрете и
если все-таки какая-нибудь соседка для лишнего повода «почесать языки»
спрашивала, кто мой отец (намекая на мое двоякое происхождение), я
однозначно отвечала, мой папа татарин и зовут его Рифкать и надо сказать
это обыденный вопрос обыденной ситуации. Резко стоял вопрос о смене
фамилии, так как Морозова Евгения Ивановна никак не вписывалась в казанско-
мишарскую семью Таировых-Хамидулиных. Можно сделать выводы, насколько
сильна была неприязнь к мордве.
Другой случай тоже сильно запомнился мне. Однажды поженившись мордвин
и татарка переехали жить в татарский аул, это было условие семьи невесты.
Жили они достаточно хорошо, конечно сначала жениха воспринимали как и
следовало ожидать(!), однако вскоре редко вспоминали его «позорное»
происхождение. Прожили они достаточно долго, у них появились дети, мальчик
и девочка, но однажды по причине, которую я не в силах вспомнить, да это и
неважно, мужчина скончался.
На похоронах, по татарским обычаям, должен присутствовать и стар и млад.
Вся деревня собирается в доме или около дома, приносят каждый сколько может
денег, какие-то угощения и полотенца (для обертывания голов мужчин, которые
должны отвезти тело на кладбище). Деньги собираются, какая-то часть
оставляется семье, другая отдается детям и присутсвующим на похоронах
равными долями по кругу. Затем в отдельной комнате происходит омовение тела
(специальным раствором, омовение проделывают старые аби, при этом произнося
молитвы), мулла(священник) читает молитвы и родственники прощаются с
умершим. Далее тело заворачивают в покрывало и везут на кладбище. Процессия
самая, что не на есть уникальная. Этот день, день смерти, с одной стороны
считается «черным» для родственников умершего и «праздником» (условно,
конечно!) для детей.
Так вот этого мордвина хоронили по мусульманским традициям, конечно на
похоронах присутствовали его мордовские родственники (я помню, они
держались как-то обособленно), но факт оставался фактом. И мне
припоминается как старые татарки скорбно и, причитаючи, обсуждали между
собой скоропостижную смерть: «Он был хороший человек….! Хоть и мордвин!».
Эта история очень показательна и раскрывает особые черты татарской нации.
Вообще татары сами по себе скрытный народ, очень строго они относятся к
чужакам, редко и очень редко посторонний человек воспринимается как «свой»,
такими правами пользуются исключительно родственники или близкие соседи.
Мордва по этому показателю более демократична, но тоже имеет свойство к
настороженности особенно, если это касается татар.
Помню забавный случай из своей жизни, когда приезжая к своим татарским
родственникам в деревню, назревал какой-нибудь спор и апкай в порыве
говорила: «Вот сразу чувствуется, что мордовка, упертая как осел, вот вся
мордва такая, ведь не переубедишь!». Мордовская сторона, в свою очередь,
говорила так: «Что за люди, что за люди, сразу, Женя, видно, вся ты в маму
пошла, вот и играет в тебе татарская кровь-то, вот и играет!».
А вообще мордвины и мордовки - это простодушный, гостеприимный народ,
обладает живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью
поведения, но им часто не достает решительности в действиях и поступках.
Образ жизни у этих двух этносов весьма похож. Много ярких красочных
примеров я могла бы привести. Вот скажем, заходя в татарскую избу, вы
обратите внимание на огромное количество ковров, самых разных покрывал и
одеял, увешанных по комнате, половички, паласы, хранящие историю многих
поколений. Комната в чистоте и прохладе, заставлена всевозможными
предметами домашнего интерьера (вазочки, сухие цветочки, изображения Бога и
т.п.). В общем-то также выглядит убранство и у мордвы. Множество ярких
красок: красные, коричневые, зеленые цвета и т.д. Вообще и те, и другие
предпочитают как в одежде так и в обиходе ярчайшие тона и оттенки,
возможно, это подчеркивает индивидуальность как наций.
Таким образом, можно сделать вывод об определенной общности и своеобразии
уклада этих этносов, скажем, большое внимание уделяется семье. Крепкая
большая семья – это посильная помощь в хозяйстве, это подмога старшим,
продолжение семьи, рода, фамилии – это будущее нации. Во – вторых, это
национальное достоинство и чтение традиций. В-третьих, этнические
стереотипы, т.е. констатацию особенностей чужой этнической группы,
отношение к этим особенностям, предполагающее их оценку, формирование
определенного типа поведения по отношению к данной этнической группе.



Заключение


Рассматривая этническую историю, анализируя жизненные примеры,
описания образа жизни двух близких почти родственных друг другу народа,
раскрываются моменты искренней дружбы и одновременно злостной вражды,
уважения и приверженное почитание традиций, сильное чувство национальной
приверженности, огромный кладезь национального таланта, чувство веры в свой
народ и одновременная обособленность от множества других этносов.
Весь реферат представляет собой автобиографический описательный
материал, в котором с различных сторон и граней, достаточно поверхностно
раскрываются частички культуры, моменты жизни мордвы и татар, возникших в
различных точках мира и пришедших на одну и ту же землю, с целью жить и
быть победителями на ней.
Поэтому нам надо сделать выводы и подвести итоги под всем тем, с чем мы
столкнулись в этой работе.

Да, можно с уверенностью сказать, что основной причиной такой нелюбви
мордвы (да и не только!) к татарам стала захватническая деятельность вторых
в период массового переселения. Этому есть «живые» иллюстрации в жизни.
Скажем, такие пословицы, свидетельствующие о глубокой настороженности,
наверное, даже недоверии к татарам: «Нежданный гость – хуже татарина!».
Разве можно привести ярче примеры, чем те, которые мы используем в обиходе.

Несомненно, пришедшие со степей вандалы, нанесшие неисчислимые по своему
масштабу потери и разрушения, боль и страдание не могли не оставить
неприятный осадок в нашей душе. Воспоминание о жестокости кочевников,
передаваемые с молоком матери с воспоминаниями жестокости, внесли частичку
культуры своей индивидуальной и самобытной нации. Религия и беззаветная,
всепоглощающая вера в нее, которая просто поражала своей прямолинейностью,
тем самым отпугивала от себя, все это как нельзя сильнее повлияло на ход
взаимоотношений со славянскими и мордовскими народами. Мы и по сей день,
так и остались захватчиками и отступниками, варварами и простыми селянами,
ставшими жертвой захватнического нашествия. Так и не научились жить мирно
на теперь уже родной земле, не поняли, что создаем, строим и составляем
фактически одну и ту культуру, с колоритными этническими оттенками.
Возможно, пройдет еще не мало времени, может быть понадобится еще лет
двести, чтобы каждый из нас осознал свое прошлое, воспринял его таким,
какое оно есть. Прошлое не бывает плохим или хорошим, оно было, есть и
будет и нельзя забывать, что именно в наших руках оно находится.
От себя хочу добавить, что эти два народа очень близки мне. Мое уважение к
ним безгранично, каждый момент своей жизни я, так или иначе, чувствую их
влияние на мою судьбу и испытываю гордость, что являюсь представителем
сразу двух, по моему мнению, выдающихся народов. И надеюсь, в свою очередь,
что эти два народа найдут общий свойственный только им один единственный
мирный путь для развития и процветания.



ЛИТЕРАТУРА



Саракуев Э.А., Крысько В.Г. “Введение в этнопсихологию”.

Издательство “Торама”, “Мордовские новости”.

Издательство “Торама”, “Этническая история: как и откуда мы появились”

Проект “Торама”, статьи:

- “Башкортостан”

- “Этническая история волго-уральских татар”.

- “Мордва, мокша ,эрзя”

- “Соседи ли враги” и т.д.



-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]






Реферат на тему: Время Ивана Грозного
I. ВСТУПЛЕНИЕ. Возникновение Московского государства и органы
государственного правления.


В середине ХIIв. по распоряжению Великого князя Киевского Юрия
Долгорукого (1097-1157г.) на окраине северо-востока Руси была построена
крепость-град для охраны границ – Москва. Прилежащие земли стали называться
Московским княжеством.
В крнце ХIII в. Московская земля становятся самостоятельной при
Данииле Александровиче, младшем сыне Александра Невского. И начиная с этого
времени, на протяжении двух веков, московские князья расширяют свои
владения.
Наибольших результатов в этом добились Иван Калита, Иван III (дед
Грозного) и Василий III (отец Грозного).
И в первой четверти ХVIв. В основном завершилось объединение русских
земель. В результате этого образовалась самая крупная держава Европы,
которая с конца ХVв. стала называться «Россия».
«Изумленная Европа, в начале царствования Ивана III, едва замечавшая
существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами,- была ошеломлена
внезапным появлением огромного госудорства на ее восточных границах» –
К..Маркс.
В этот период стали оформляться органы государственного правления.
Во главе государства стоял Великий князь Московский, которому подчинялась
княжеско-боярская знать, образовавшаяся путем слияния старомосковской знати
и знати присоединенных земель. И удельные князья, и боярство, сохраняя в
своем владении вотчины, обязаны были служить верховному собственнику всех
земель государства – Великому князю.
Другую группу феодалов, служивших Великому князю, составляли
дворяне, полностью поддержавшие его и ставшие основной опорой Великого
князя в укреплении централизации и создании самодержавной власти.
Подчиняя своей власти князей и бояр, Великий князь, вынужден был
считаться с их силой. При Великом князе существовал постоянно действующий
совет – Боярская Дума. Ее члены назначались Великим князем. Боярская Дума
заседала ежедневно, решая вопросы внутренней и внешней политики, разрешала
споры и местные дела.
В начале ХVIв. Начинают создаваться приказы – специальные
учреждения, руководившие военными, судебными, финансовыми и другими делами.
Но единой и четкой системы административно-территориального деления
и правления в то время еще не было.

II. 1. Правление Елены Глинской и бояр.
В 1533г. после смерти Василия III Великим князем Московским стал его
трехлетний сын Иван VI, регентшей при нем состояла его мать Елена Глинская.
Современники считали ее женщиной умной и решительной. Но годы ее
правления не были ни легкими, ни мирными: в отсутствии взрослого князя
нашлось слишком много желающих занять его место как со стороны
родственников Василия III, так и Глинских.
Отражая выступления феодальной власти, лавируя между различными
группировками феодалов, правительство Елены Глинской продолжало вести курс
на укрепление великокняжеской власти. Оно ограничивало податные и судебные
льготы церкви, ставило под свой контроль рост монастырского земледелия,
запретило покупать земли у служилых дворян.
В 1535г. для упорядочения финансовой системы была проведена денежная
реформа, в результате которой был устранен разнобой между существовавшими
тогда московскими и новгородскими денежными системами.
В период правления Елены Глинской началась реформа управления на
местах. Вводились «губные» (губа-административный округ) грамоты.
Кроме того, правительство Елены Глинской проводит мероприятия по
укреплению армии, строительству новых и реорганизации старых крепостей.
Правление Елены Глинской проходило в непрерывных мятежах различных
княжеско-боярских группировок. Но она крепко держала власть в своих руках и
была твердо намерена сохранить ее для своих сыновей.
Однако в 1538г. в возрасте 30 лет, она умирает. Ее старший сын Иван,
впоследствии царь Иван Грозный, до конца дней своих был уверен, что его
мать отравили бояре.
После смерти Елены Глинской в 1538г. власть переходит к боярской
группировке Шуйских, которые, едва придя к власти, начали активно расширять
свои вотчиские владения.
В 1539г. их оттеснили бояре Бельские.
В 1542г., в результате переворота, к власти вновь пришли Шуйские.
В 1544(7) году Шуйских сменяют Глинские.
От распрей и междуусобиц бояр за власть в первую очередь страдало
население. Впрочем, эти группировки пытались проводить внутреннюю политику
своих предшественников, в частности, по-прежнему шла «губная» реформа. Но
бесконечная борьба за власть сводила на «нет» все их усилия и, в итоге
привела к устранению их самих.
Борьба различных феодальных группировок за власть имела своим
следствием ослабление центральной власти и усиление произвола бояр. Поэтому
среди московских горожан растет недовольство боярским правлением.

2. Становление характера Ивана Грозного.

В такой вот обстановке интриг, междуусобиц и распрей рос будущий
царь всея Руси Иван VI, оставшийся в 3 года без отца и в неполных 7 лет без
матери. Таким образом с самого раннего детства Иван попал в жуткую
атмосферу жестокости, непрекращающихся интриг, смертельной борьбы за
власть.
Борьба вокруг престола, бесконечные заговоры, жестокость не могли не
оставить след в душе рано осиротевшего ребенка, который был от природы
очень впечатлительным, уязвимым, ранимым и беззащитным. Рожденный с пылкой
душою, редким умом, особенною силою воли он не получил должного воспитания,
которое усовершенствовало бы в нем дары природы.
Рано лишенный отца и матери, не имевший доброго наставника, отданный
на волю буйных вельмож, ослепленных безрассудным властолюбием, Иван рос по
его собственному выражению «в небрежении».
Бояре мало заботились о воспитании Ивана и его брата: занятые своими
делами они содержали братьев в унижительной для князей бедности. Дети
терпели порой нужду даже в одежде и пище.
В присутствии Ивана, бояре беззастенчиво оскорбляли память родителей,
на что он очень болезненно реагировал, не обращали внимания на его
пожелания и просьбы; случалось, чуть ли не у него на глазах убивали его
друзей и покровителей, принадлежавших к другому лагерю. С.М.Соловьев писал:
«Окруженный людьми, которые не обращали на него внимания, оскорбляли его, в
своих борьбах не щадили друг друга, позволяли себе в его глазах
насильственные поступки, Иоанн привык не обращать внимания на интересы
других, привык не уважать человеческого достоинства, не уважать жизнь
человека».
Подобное детство могло искалечить психику любого ребенка, и Иван IV
не стал исключением, в нем развились чувства одиночества, досады и
беспомощности.
Несмотря на перечисленные выше малопривлекательные черты характера,
Иван IV отличался наблюдательностью, имел великолепную память, гибкий
наследственный ум, обладал незаурядными способностями.
Рано повзрослев, он пристрастился к чтению, получив таким образом
отличное образование по тем временам. Он много и охотно читал. По обычаю
Древней Руси, учась грамоте по псалтирю и часослову, Иван не скользил по
ним бессмысленно глазами, как скользила вся учившаяся тогда молодежь, он
останавливался там, где книги говорили о царской власти, он вникал,
вчитывался, перечитывая это место, запоминая их.
В 1542 году, когда Ивану было 12 лет, в Московскую митрополию был
переведен из Новгорода митрополит Макарий, который оказал на Ивана
благотворное влияние. С Макарием перешли в Москву его сотрудники по
литературному делу, в их числе священник Сильвестр, в дальнейшем
приближенный Иван IV. Сам Макарий пользовался неизменным почитанием
Грозного, а влияние Сильвестра выразилось в том, что он собрал около царя
особый круг советников, называемый «избранной радой». Воздействие этих лиц
обратило Ивана к вопросам богословского знания и политических теорий.
Прочитав практически все, что только можно было найти в библиотеках
Великого князя, Иван IV познакомился со священной историей, историей
церкви, Древного Рима, русскими летописями. Так же юный князь умел и очень
любил играть в шахматы, сам сочинял «стихиры» (церковные песнопения) и
музыку.
Способный и впечатлительный от природы, Иван скоро усвоил себе все
то, чем питался ум и возбуждалось чувство передовых москвичей. Он сумел
впитать значительный политический капитал из массы прочитанных книг, и
впоследствии в 1551г. на соборе «Стоглава» он явил собой «ритора в
словесной премудрости». «…во всех своих выступлениях перед духовенством и
боярами молодой царь обнаруживал начитанность и умственную развитость: для
своего времени это был образованнейший человек». /С.Ф.Платонов/.
Таково было «воспитание» Ивана: его ублажали на столько, чтобы
вызвать желание привязанности, потребность в близком человеке; его на
столько обижали, чтобы испортить его сердце и дать живо почувствовать
отсутствие такого близкого человека; а более всего им пренебрегали. В
результате к 17-ти годам появилась преждевременная зрелость,
сопровождающаяся постоянным недовольством, мелочной, нервной
раздражительностью, вспышками гнева. Рожденный для престола, он вынес из
детства жгучее желание мести своим обидчикам.
Таким образом Иван IV умный и образованный человек своего времени
был одновременно, из-за отсутствия должного и своевременного воспитания
очень порочным и жестоким. Но бывая жестоким царь порою не осознавал своей
жестокости, так как само время было очень жестоким и даже в цивилизованной
Европе тогда проливалось куда больше крови, чем на Руси в правление Ивана
Грозного.


3. Венчание на царство Ивана IV . Народное восстание против Глинских.

Пока Иван подростал, бояре, своими междуусобицами ослабили
центральную власть на столько, что это привело к усилению набегов
Казанского ханства, в результате которых было разорение земель к северу от
Волги и увод в плен 100 тысяч человек.
Обострение положения внутри страны, усиление угрозы внешней
опасности привели некоторых дальновидных политиков к выводу о необходимости
поисков компромисса между враждовавшими феодальными группировками.
Компромисс должен был стать основой проведения ряда реформ для укрепления
государства.
Первым шагом на пути укрепления центральной власти было венчение
Ивана IV на царство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 году.
Грозный, принимая венец, являлся носителем того идеала, которым определяла
свою миссию его народность; он искал царства, а не только великого
княжения, и официально достигает его в утвердительной грамоте цареградского
патриарха (1561г.). По понятиям того времени это резко возвышало Ивана IV
над русской знатью и уравнивало его с западноевропейскими государствами.
Тем самым подчеркивалось неограниченность власти монарха внутри
государства.
Венчавшись в январе 1547 года на престол, а в феврале женившись на
Анастасии Захарьиной, Иван IV продолжал проводить время в недостойных
забавах и безолаберном времяпрепровождении. Государством продолжали править
Глинские, которые подобно Шуйским и Бельским теснили народ.
Так продолжалось до лета 1547 года, когда Москва запылала пожарами.
Наиболее крупный был в июне. За 10 часов выгорела основная территория
Москвы, сгорело 25 тысяч домов, погибло около 3 тысяч человек. В бедствиях
обвинили стоящих у власти Глинских. Началось восстание. Посадские люди,
движимые подстрикательством врагов Глинских (Шуйских) пошли на Кремль. Царь
вынужден был уехать в подмосковное село Воробьево. Некоторые из Глинских
бежали в монастыри. Дворы их были разгромлены, один из Глинских – Юрий –
убит.
Несколько дней Москва была в руках посадских людей, затем они
двинулись в Воробьево к царю с требованием выдать им Глинских. Царь недавно
только коронованный, был очень растерян. Позже он вспоминал: «Вниде страх в
душу мою и трепет в кости мои и смирился дух мой». Было ему в те дни
неполных 17 лет. Большого труда стоило Ивану IV с помощью священника
Сильвестра успокоить народ и убедить народ разойтись.
В это же время происходит еще несколько восстаний в других городах,
причиной которых был неурожай, повышение налогов и злаупотребление
администрации.
Пожар и народный мятеж поразили Ивана IV. Протоирей Благовещенского
собора, Сильвестр, обращаясь к царю во время этих событий и, обличая его,
напомнил о царских обязанностях. И после этого царь решился сам управлять
государством.
Однако выступления 1547 года не нарушили объективного хода событий
последних 10 лет. Они подчеркнули необходимость дальнейших преобразований.
После ряда новых начинаний рубежа ХV-ХVI веков и продолжение их в 30-40
годах ХVI страна была подготовлена к проведению более масштабных реформ.
В этой обстановке царь и поддержавшие его представители феодальных
группировок, пошедшие на компромисс, начали проведение реформ, направленных
на укрепление центральной власти и ее социальной опоры – служилого
дворянства. Выражением компромисса между феодалами явилась “Избранная Рада”
– круг приближенных к царю лиц.

4. Реформы правительства Ивана IV.

4.1. Избранная Рада.
Планы переустройства России вынашивала небольшая группа людей
окружавших в то время Ивана IV. Одним из них был метрополий Макарий,
образованнейший человек своего времени, активно участвовавший в
государственной деятельности 40-50 годов. Другим приближенным стал
священник придворного Благовещенского собора Сильвестр. Приблизил Иван IV к
себе и незнатного по происхождению Алексея Адашева.
К началу 1549 года влияние на царя Сильвестра и Адашева значительно
усилилось, и последний становится, по сути, руководителем правительства,
названного в последствии «Избранной Радой».
С именем Алексея Адашева связаны все последующие реформы, а также
успехи внешней политики России в середине ХVI века.
Кроме них в разработке и проведении реформ также учавствовали
“думцы” Захарьины, Андрей Кубский, И.В.Шереметьев и др.
Реформы конца 40-х начала 50-х годов составили первый период
царствования Ивана IV Васильевича, правительственная деятельность которого
шла под влиянием «избранной рады» и отличалась добрыми свойствами. В это же
время была завоевана Казань (1552г.), занята Астрахань (1556г.) и были
проведены серьезные реформы.
Правительство “Избранной Рады” уделяло большое внимание укреплению
царского госаппарата. В 1550-е годы совершенствуется приказная система. В
ее основе лежали принципы нераздельной судебной и административной власти.
Приказы были функциональные, территориальные, дворцовые и
общегосударственные. Число приказов – центральных госучереждений –
постоянно растет в связи с усложнением функций управления. К концу ХVI века
было уже 30 приказов.


4.2. Земский собор.
В 1549 году впервые в истории России был созван Земский собор –
совещательный орган, где были представлены аристократия, духовенство,
служилые люди. В последствии в Земских соборах учавствовали представители
купечества и городской верхушки. Земский собор – выборные люди из всех
городов Русской земли. Московское государство вышло на путь установления
сословно-представительной монархии. Земские соборы не ограничивали власти
царя, а служили для совета и опоры в проведении внутриполитических и
внешнеполитических мероприятий.
На Земском соборе 1549 года было принято решение и создании нового
правового кодекса – Судебника.

4.3. Судебник 1550 года.
В 1550году на основе предыдущего судебника 1497 года, созданного
Иваном III (дедом Ивана Грозного), был создан новый Судебник, более
расширенный и лучше систематизированный. Большая часть его посвещена
вопросам управления и суда. В частности дворяне были освобождены от
подсудности бояр-наместников и по всем судебным и административным делам
перешли в ведение государства.
Судебник 1550 года включал в себя упорядоченные статьи о правилах
перехода крестьян (Юрьев день), ограничил права наместников, ужесточил
наказания за «разбой», вводил статьи о наказании за взяточничество, отменял
податные льготы монастырей и другие статьи.
Однако главные изменения в социально-экономической сфере были
направлены на обеспечение землей служилых людей – дворян. Для проведения
упорядочения земель предпринимается их всеобщая перепись. В прцессе ее
осуществления прежнее подворное налоговое обложение заменялось поземельным.
Ущемлялись интересы церкви, крестьянина, зато в привилегированном положении
оказались помещики.
Размеры земельных владений обуславливались и прежними службами
дворян. Каждый служилый человек имел право требовать поместье не менее 100
четвертей земли (150 десятин), так как именно с такой земельной площади
должен был выходить на службу « человек на коне и в доспехе полном». С
первых 100 четвертей выходил сам землевладелец, а со следующих – его
вооруженные холопы. Вотчины в отношении службы уравнивались с поместьями, а
вотчинники должны были нести службу на тех же основаниях, что и помещики.

4.4. Собор Стоглава 1551года.
Усиление государства, ослабление позиций феодальной знати поставило
вопрос о месте церкви в государстве и ее отношениях с царской властью.
Царская же власть, заинтересованная в поддержке духовенства, не могла
остаться в стороне от назревших церковных преоразований. В 1551 году был
собран церковный собор Стоглав, получивший свое название за то, что его
постановления содержали 100 глав. На соборе собранном по инициативе Ивана
IV и митрополита Макария, присутствовали служилые люди. Собор по
предложению царя, нуждавшегося в поддержке церкви, одобрил Судебник и
проводимые реформы.На соборе был оформлен общерусский пантеон святых,
приняты меры по наведению порядка в поведении церковников. На соборе встал
вопрос о церковном землевладении, но в основном церковь сохранила свои
земли. В тоже время царская власть установила контроль над ростом
церковного землевладения. Церковь по решению собора должна была вернуть
владельцам земли, полученные от них после 1533 года. Впредь она могла
приобретать и продавать земли только с разрешения царя.
На Стоглавом соборе между церковью и царской властью был заключен
компромисс.

4.5. Военные преобразования.
С 1550 года на время военных походов ограничивалось местничество при
назначении на командование войсками, так как управление дворянским войском
чрезвычайно усложнилось затяжными спорами о воеводстве. «С кем кого ни
пошлют на которое дело, ино всякой разместничается»,- повелел Иван Грозный.
Поэтому местничество в армии воспрещалось и предписывалось несение воинской
службы «без мест». Принцип занимать высшие посты в армии родовитыми
князьями и боярами тем самым нарушался.
Одновременно в Московском уезде было решено поместить 1070 дворян –
«избранная тысяча», которая должна была стать опорой самодержавной власти
царя и ядром дворянского ополчения. Этот проект до конца не был реализован.
В том же 1550 году было создано и стрелецкое войско из 3000 человек,
которые составляли личную охрану царя. К концу ХVI века в постоянном
стрелецком войске уже насчитывалось 25 тысяч человек, которые являлись
наиболее мощной силой русской армии.

4.6. Другие реформы.
1550 год – проведена реформа налогооблажения, так как развитие
государства требовало денег. Вновь основываемые феодалами слободы в городах
лишались податных и судебных льгот.
1552 год – создана Дворовая тетрадь – список членов государства
двора (около 4 тысяч человек), из числа которых значились на должности в
государстве: военачальники, городские воеводы, дипломаты и другие.
1554 год – было прекращено представление податных и судебных льгот
светским феодалам.
1555-1556 года – отмена системы кормлений. Раньше при боярском
управлении на местах и осуществлении ими судебно-административных функций,
бояре получали право собирать на свои нужды «корм» с подвластного населения
(отсюда «кормление»). По сути дела это было предоставление права боярству
взымать в свою пользу ренту-налог. После отмены этой системы в пограничных
городах для управления войском назначались служилые люди – воеводы, со
временем получившие судебно-административную власть. Во всех других местах
выбирались земские старосты из зажиточных крестьян и верхушки торговых
людей. Земские старосты занимались раскладкой налогов и повинностей и
вершили судебные дела.
Эта реформа усилила централизацию управления на местах, так как
земские старосты подчинялись правительственным учреждениям. Надзор за
деятельностью земских старост осуществляли губские старосты.
1556 год - было принято «Уложение о службе», регулировавшее службу
дворян, которые могли служить с 15 лет и служба передавалась по наследству.
За службу дборян наделяли землей, а так же платили им жалование.
К осени 1559года реформаторская деятельность прекратилась.
Проведенные в 50-ые годы реформы усилили центральную государственную власть
и ее социальную опору – служилое дворянство.
На этом заканчивается первый период правления Ивана IV, благодатный
для народа и России в целом, который длился 13 лет.


5. ОПРИЧНИНА, 1565-1572 г.

Предпосылками к опричнине было то,что правительство Грозного
состояло из бояр, объединившихся в одной цели овладеть московской политикой
и направить ее по-своему. «Избраннная рада»,состоя из потомков удельных
князей, «княжат», вела политику именно княжескую и поэтому должна была рано
или поздно прийти в острое столкновение с государем сознающим свое
полновластие; а так же правительство царя не могло вполне успешно вести
преобразовательное дело по той причине, что в нем самом не было согласия и
единодушия.
Так, уже в 1553 году, во время тяжелой болезни Грозного,
обнаружилось, что рада желала воцарения не маленького сына Грозного,
Димитрия, а двоюродного брата его (Грозного) – князя Владимира Андреевича.
В 1557-1558 годах у царя вышло столкновение с боярами из-за Ливонской
войны, которой боярская рада не желала. А в 1560 году, с кончиной жены
Грозного Анастасии Романовны, у Грозного с его советниками произошел прямой
разрыв. Сильвестр и Адашев были сосланы, попытки бояр их вернуть повели к
репрессиям; однако эти репрессии еще не доходили до кровавых казней.
Гонения получили решительный и жестокий характер только в связи с отъездами
(«изменой») бояр. Заметив наклонность недовольных к отъездам, Грозный брал
с бояр, подозреваемых в желании отъехать в Литву, обязательства не
отъезжать за поручительством нескольких лиц; такими «поручительными
грамотами» он связал все боярство. Но отъезды недовольных все-таки бывали,
и в 1564 году успел бежать в Литву князь Андрей Михайлович Курбский, бросив
ввереные ему на театре войны войска и крепость, оправдывая свой побег
«нестерпимою яростию и горчайшей ненавистью». Потомки старой русской
династии, «княжата», превратившись в служилых бояр своего сородичи
московского царя, требовали себе участия во власти; а царь мнил их за
простых подданных, которых у него «не одно сто», и потому отрицал все их
притязания.
В полемике Грозного с Курбским вскрывался иснинный характер
«избранной рады», которая, очевидно, служила орудием не бюрократически-
боярской, а удельно-княжеской политики, и делала ограничения царской власти
не в пользу думы, а в пользу известной общественной среды (княжат).
Сосредоточение все большей полноты власти в руках Ивана Грозного,
стремление добиться бесприкословного подчинения феодалов своей власти,
заставило их становиться в опозицию царю. Бояре по-прежнему стремились
сохранить свои права и привилегии и претендовали на разделение власти с
царем. Усиление оппозиции толкало властного, подозрительного и жестокого
Ивана Грозного к укреплению своей самодержавной власти. Борьба за власть
царя, считавшего, что его власть, божьего избранника, должна быть
неограниченной, а все люди в государстве являются его холопами, приняло
ужасные и кровопролитные формы.
Такой характер оппозиции привел Грозного к решимости уничтожить
радикальными мерами значение княжат, пожалуй, даже и совсем их погубить.
Совокупность этих мер, направленных на родовую аристократию, называется
опричниной.
В декабре 1564 года Иван IV покинул столицу, а в январе следующего
года прислал в Москву два послания. В одном, обращенном к духовенству и
служилым людям, царь обвинял в измене князей и бояр и из-за этого он
отказывается от престола. В другом послании, адресованном посадским людям,
он повторил тоже самое, но добавил, что на посадских людей у него гнева
нет. А поскольку после реформ 50-х годов (взятие Казани и Астрахани) народ
был всецело на стороне царя, борющегося за него против бояр, то была
направлена делегация, просившая Ивана IV вернуться на царство.
Переговорив с делегацией, царь соглашается остаться на царстве, но
оговаривает ряд условий: власть его будет неограниченной, он сам будет
корать изменников по своему усмотрению, казнить бояр без суда и следствия.
Суть опричнины состояла в том, что Грозный применил к территории
старых удельных княжеств, где находились вотчины служилых князей-бояр, тот
порядок, какой обыкновенно применялся Москвой в завоеванных землях. Из
покоренных земель выводили наиболее видных и для Москвы опасных людей в
свои внутренние области, а на их место посылали поселенцев из коренных
московских мест. Лиш

Новинки рефератов ::

Реферат: Проектирование локальной вычислительной сети (Компьютеры)


Реферат: Проблемы автомобилестроения (Транспорт)


Реферат: Cовершенствование организации перевозок контейнеров (Транспорт)


Реферат: Древнерусская литература (Литература)


Реферат: Русская средневековая эстетика (Социология)


Реферат: Аркаим - суперобсерватория древних Ариев (Культурология)


Реферат: Кафе на 50 посадочных мест (Предпринимательство)


Реферат: Анализ финансовых возможностей предприятия ОАО «АВТОВАЗ» для организации маркетинговой деятельности (Предпринимательство)


Реферат: Контрольная работа (Бухгалтерский учет)


Реферат: Девиантное поведение. Самоубийства (Социология)


Реферат: Биологическая память (Биология)


Реферат: Основные элементы и функции государства (Политология)


Реферат: Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей (Философия)


Реферат: Имидж ученого:анализ самовосприятия субъектов науки (Психология)


Реферат: Озеро Иссык-Куль (География)


Реферат: Кроссворд (творческая работа) (Психология)


Реферат: Строение цветка (Биология)


Реферат: Законность, правопорядок и дисциплина (Право)


Реферат: Водоснабжение (Технология)


Реферат: Будущее (Философия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист