GeoSELECT.ru



История / Реферат: История государства и права России в 1-й половине XIX века (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: История государства и права России в 1-й половине XIX века (История)



| |
|Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов |
|Дальневосточный филиал |
|------------------- |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА |
| |
|по предмету "История государства и права России" |
| |
| |
| |
| |
|тема: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО РОССИИ |
|В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА |
| |
| |
| |
| |
| |
|Руководитель: доцент,к.и.н. |
|ТИМОФЕЕВА А.А.. |
| |
|Выполнил: студент юридического |
|факультета (в/о) I год |
|обучения |
|МАЛЫГИН О.А. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
|г. Владивосток, 1997 г. |


СОДЕРЖАНИЕ


1. Общая характеристика государственного строя России
2. Развитие государственной системы.
3. Правовое положение церкви.
4. Особенности управления окраинами.
5. Кодификация русского права.
6. Характеристика права.
7. Уголовное право.
8. Выводы.
9. Литература.



1. Общая характеристика государственного строя России

Первая половина XIX века характеризовалась кризисом феодально-
крепостнической формации, в недрах которой шел процесс формирования
капиталистического уклада. Это отражалось и на политической надстройке -
самодержавном и дворянско-бюрократическом государстве, которое переживало
все углубляющийся кризис.
Характерной особенностью абсолютизма этого времени явилась его
способность к лавированию, гибкой смене курса политики, к второстепенным
уступкам с целью сохранения крепостного строя. [3]

2. Развитие государственной системы.

Эволюция государственной системы, сформированной в первой четверти
XVIII века, происходила в течение всего столетия. Определенно наметились
дальнейшая централизация и бюрократизация государственного аппарата,
параллельно углублялась специализация отдельных органов власти и
управления. [1]
Установившаяся в последнюю четверть XVIII в. и доведенная до
крайности в конце века военно-полицейская диктатура не вызывала
"успокоения" страны. Неудовлетворенные внутренней и внешней политикой Павла
I дворянские верхи устранили его путем дворцового переворота. Этот
переворот был последним в истории российского абсолютизма, что
свидетельствовало об известной внутренней консолидации класса-сословия
помещиков-дворян, вызванной опасностью массовых крестьянских волнений.
[3]
До 1801 г. в качестве высшего совещательного органа действовал
Совет при высочайшем дворе, его сменил Непременный совет, состоявший из
12 членов, который просуществовал до 1810 г. В 1810 г. в качестве высшего
законодательного органа был создан Государственный совет.
Председателем Государственного совета являлся император.
Численность органа колебалась от 40 до 80 членов. Члены совета назначались
императором или входили в него по должности(министры).
Государственный совет состоял из пяти департаментов - департамент
законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии
и дел Царства Польского (создан в 1831 г.)
В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на
законотворчество. Эта работа с 1826 г. сосредотачивается в Собственной Его
Величества канцелярии, в специальных комитетах и министерствах.
Канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных
отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из
шести отделений, которые были образованы с 1826 по 1842 гг.
Первое отделение контролировало деятельность министров,
министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением
высших чиновников.
Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило
обобщение юридической практики.
Третье отделение было создано для руководства борьбой с
государственными преступлениями.
Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и
женскими учебными заведениями.
Пятое отделение было специально создано в 1836 г. для подготовки
проекта реформы по управлению государственными крестьянами.
Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к
управлению территорией Кавказа.
Сенат утвердился как высший судебный орган государства. Все
департаменты Сената превратились в высшие апелляционные инстанции для
судов губерний.
Дальнейшая централизация государственного управления потребовала
пересмотра системы отраслевых органов государственного управления. В 1802
г. был принят манифест "Об учреждении министерств" и было образовано 8
министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел,
юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения.
В задачи министерств входила организация "сношений с местами",
подготовка справок о текущих делах и отчетов. В 1811 г. издается "Общее
учреждение министерств" - документ, подготовленный М.М.Сперанским. На
основании этого акта власть министров определялась как высшая
исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской
власти.
С начала XIX в. правительство было вынуждено проводить
соответствующий историческому развитию путь лавирования, обещаний и
реформ. Реформы приспособили политический строй России к буржуазным
отношениям, укрепили высший и центральный государственный аппарат, теснее
связали его с местными учреждениями.


3. Правовое положение церкви.

Правительство стремится создать собственный идеологический аппарат
и окончательно подчинить ему бюрократизированное духовенство. Церковных
иерархов предполагалось устранить от управления церковью в центре и на
местах, передав управление государственному органу. В 1817 г. создается
Министерство духовных дел и народного просвещения, которому передавались
административные функции Синода, устанавливался контроль за его судебной
деятельностью. Синод подчинялся Министерству духовных дел.
В ведение обер-прокурора Синода передаются некоторые вопросы, ранее
рассматриваемые самим органом. В 30-е гг. в непосредственное ведение обер-
прокурора переходят канцелярия Синода и комиссия духовных училищ. В 1836 г.
создаются особая канцелярия обер-прокурора Синода и хозяйственный комитет,
подчиненный обер-прокурору. Все исполнительные органы Синода оказались
подчиненными одному лицу, а высший орган церковного управления оказался
изолированным от местного аппарата, утратившим хозяйственные, финансовые и
административные функции, перешедшие к светским органам и чиновникам.
Государство стремилось организационно и административно подчинить себе
церковь, сохранив ее в качестве идеологической системы и центра.



4. Особенности управления окраинами.

Система управления окраинами России характеризовалась "особенным"
административно-территориальным делением ( наместничества, генерал-
губернаторства, области, округа, магалы ) и наличием "особенных"
специфических, нередко только для данной окраины, учреждений и должностных
лиц.
Специфика управления отдельными окраинами определялась местными
задачами царизма. Например, на Кавказе она была вызвана частыми войнами с
Турцией и Персией и почти постоянным состоянием войны с горскими народами,
в Польше - необходимостью укрепления западных границ и угрозой восстания и
т.п. "Местные" задачи военного подавления окраин требовали предоставления
администрации этих окраин широкой самостоятельности в действиях, известной
"независимости" от центральных, а порой и высших правительственных
учреждений.
Во главе генерал-губернаторства стоял генерал-губернатор,
наделенный обширнейшими административными, хозяйственными, финансовыми и
судебными полномочиями. Его деятельность контролировалась советом из
назначенных царем чиновников. В каждой губернии администрация возглавлялась
губернатором, при котором действовал совещательный совет. Губернатор
управлял губернией с помощью губернского правления. В губернии действовали
казенная палата и губернский суд. Губернии подразделялись на округа. Во
главе управления округом стоял окружной начальник, при котором был
совещательный окружной совет из чиновников округа.
Полицией округа заведовал земский исправник, возглавлявший земский
суд. Кроме того, в каждом округе был окружной суд и окружное казенное
управление; в городах полицией руководил городничий. Личный состав
учреждений был назначаемым. Хозяйственное управление города осуществлялось
сословной думой, состоявшей из головы и двух-трех заседателей. Управление в
малолюдных городах состояло из городничего и выборного старосты.



5. Кодификация русского права.

Реформы, в системе центральных органов власти и управления
сопровождались развернутой кодификацией русского права. Основные
направления работы были намечены в деятельности Уложенной комиссии
Екатерины II.
С воцарением Александра I изменились задачи кодификации, которые
формулировались следующим образом:
а) законы должны утверждаться на "непоколебимых основаниях права";
б) они должны определять все части государственного управления,
пределы компетенции государственных органов, права и обязанности подданных
в соответствии с "духом правления, политическим и естественным положением
государства и народным характером";
в) они должны располагаться по строгой системе;
г) они должны содержать в себе правила для отправления правосудия.
Комиссии поручалось составить общие государственные законы,
действующие на территории всей России. Из массы действующих законов
следовало выбрать те, которые "наиболее полезны для блага народа и
соответствуют духу нации и естественным условиям страны".
Комиссию возглавил Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839),
крупнейший государственный деятель, занимавший ряд важных государственных
постов (директор департамента Министерства внутренних дел, статс-секретарь
царя, государственный секретарь). В октябре 1809 г. Сперанский составил
план государственных преобразований - "Введение к уложению государственных
законов". В этом проекте Сперанский рекомендовал царю дать стране
конституцию, которая должна будет только "облечь правление самодержавное
всеми, так сказать, внешними формами закона, оставив в сущности ту же силу
и то же пространство самодержавия" [4]
В основу государственного устройства Сперанским был положен принцип
разделения властей - законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из
них, начиная с самых нижних звеньев, должна была действовать в строго
очерченных рамках закона. Создавались представительные собрания нескольких
уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представительным
органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам,
представленным на ее рассмотрение, и заслушивать отчеты министров.
Все власти - законодательная, исполнительная и судебная соединялись
в Государственном совете, члены которого назначались царем. Если в
Государственном совете возникало разногласие, царь по своему выбору
утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить
в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.
Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в
руках царя. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны быть
свободными, они должны выражать "мнение народное". В этом и заключался его
принципиально новый подход: действия властей в центре и на местах он хотел
поставить под контроль общественного мнения. Ибо безгласность народа
открывает путь к безответственности властей.
По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все
граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных
крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не
участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из
них Сперанский сформулировал так: "Никто не может быть наказан без
судебного приговора". Это должно было ограничить власть помещиков над
крепостными.
Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан
Государственный совет. Сперанский внес на его рассмотрение подготовительный
проект первой части гражданского Уложения, чуть позже - проект второй
части. Будучи рецепцией французского законодательства, обе части вызвали
решительную критику, но, несмотря на это, в 1812 г. в Государственный совет
был внесен проект третьей части Уложения.
При разработке системы Уложения комиссия обратилась к анализу
Соборного Уложения 1649 г., шведского, датского, прусского и французского
законодательств. В 1813 г. был подготовлен проект уголовного Уложения, в
1814 г. - торговое Уложение. В 1815-1821 гг. был подготовлен свод указов к
первым двум частям гражданского и к уголовному Уложению. Комиссия
Розенкампфа, сменившего Сперанского, подготовила также первую часть устава
гражданского судопроизводства и исправила проекты торгового и уголовного
Уложений.
Однако, император Николай I, продолжая дело своих предшественников
по кодификации русского права, стал настаивать на создании Свода законов, а
не нового Уложения. Уложенная комиссия была преобразована во второе
отделение Собственной канцелярии Его Величества (1826 г.). Из двух
возможных подходов к кодификации права - сведение всех существующих
(действующих и недействующих) законов воедино и без изменений и составление
нового Уложения - был выбран первый (образцом для будущего Свода стал
кодекс Юстиниана).
Юридическая техника для составления Свода основывалась на методике,
разработанной И.Бэнтамом:
а) статьи Свода, основанные на одном действующем указе, излагать
теми же словами, которые содержатся в тексте и без изменений;
б) статьи, основанные на нескольких указах, излагать словами
главного указа с дополнениями и пояснениями из других указов;
в) под каждой статьей давать ссылки на указы, в нее вошедшие;
г) из противоречащих друг другу законов выбирать лучший или более
поздний.
По мысли Сперанского, законы следовало разделять на основе
сосуществования двух правовых порядков: государственного и гражданского.
Государственные законы подразделяются на четыре категории: законы основные,
учреждения, законы государственных сил, законы о состояниях, а также законы
предохранительные (уставы благочиния) и законы уголовные. Гражданские
законы подразделяются на три категории: законы "союза семейственного",
общие законы об имуществах и законы межевые, определяющие порядок "развода"
границ владения, особенные законы об имуществах (сфера торговли,
промышленности, кредита); законы о порядке взыскания по бесспорным делам,
законы о судопроизводстве гражданском, межевом и торговом, законы о мерах
гражданских взысканий.
Впервые сфера гражданского права была выделена как особая отрасль.
Параллельно с работой над Сводом проходила работа по подготовке
хронологического собрания законов. Создание Полного собрания законов было
необходимо для работы над составлением Свода законов и стало
подготовительным этапом к его изданию. 10 января 1832 г. Государственный
совет рассмотрел подготовленные 15 томов Свода и 56 томов Полного собрания
законов. Было принято решение ввести в действие Свод законов Российской
Империи с 1 января 1835 г. Таким образом, работа, начатая еще Екатериной
II, была завершена.


6. Характеристика права.

В рассматриваемый период в российском законодательстве впервые
сложились основные отрасли права: государственное, гражданское,
административное, уголовное, процессуальное.
В ст.1 Основных законов была сформулирована идея самодержавной
власти: "Император Российский есть монарх самодержавный и неограниченный".
Смертная власть грозила всякому, кто имел даже умысел на покушение на особу
и власть императора.
Развитие частного (гражданского) права проходило на основе
кодификации старых норм права: сохранились элементы сословного неравенства,
ограничения вещных и обязательственных прав. Крестьянам запрещено было
выходить из общины и закреплять за собой земельный надел. Ограничивалась
правоспособность и дееспособность духовных лиц и евреев. Продолжало
существовать право родового купца и система майоратов, земельных владений
изъятых из оборота и переходивших по наследству старшему в роде.
В области наследственных прав дочери имели меньшие права, чем
сыновья.
Система вещного права состояла из права владения, права
собственности, права на чужую вещь (сервитуты), залогового права.
Различалось законное и незаконное владение. Закон различал спор о
владении от спора о собственности и обеспечивал неприкосновенность первого
независимо от решения второго вопроса.
В Своде так определяется право собственности: " Собственность есть
власть в порядке гражданскими законами установленном, исключительно и
независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться
имуществом вечно и потомственно". Сервитутные права включали ограничение на
"право участия общего" (право проезда по дорогам, на речных судах) -
осуществлялось в административном порядке, и ограничение на "право участия
частного" (право владельца земли и покосов, лежащих в верхнем течении реки,
требовать, чтобы сосед не поднимал уровень речной воды запрудами и не
затоплял его пашен и лугов, чтобы сосед не пристраивал ничего к стене его
дома, не сорил на его дворе и т.п.).
В обязательном праве различались обязательства из договоров и
обязательства из причинения вреда. Предметом договора могли быть имущество
или действия лиц. Цель договоров не могла противоречить закону и
общественному порядку. Договор заключался по взаимному согласию сторон.
Средствами обеспечения договоров являлись: задаток, неустойка,
поручительство, залог и заклад. Договоры оформлялись домашним,
нотариальным, явочным или крепостным порядком.
В новых экономических условиях широкое распространение получает
договор товарищества. Предусматривались следующие их виды: 1)
товарищество полное (члены товарищества отвечают за его сделки всем своим
имуществом);
2) товарищество на вере или по вкладам (часть членов, "товарищи",
отвечают всем своим имуществом, часть, "вкладчики", - только сделанными
вкладами);
3) товарищество по участкам или компания на акциях;
4) товарищество трудовое или артель (члены связаны круговой
порукой, имеют общий счет).
Для возникновения товарищества требовалась регистрация (для
возникновения акционерного общества - разрешение правительства).
В сфере наследственного права расширялась завещательная свобода.
Завещать можно было кому угодно и что угодно из имущества (или все
имущество). Признавались недействительными завещания сделанные безумными,
умалишенными и самоубийцами, несовершеннолетними, монахами и лицами по суду
лишенными прав состояния. Не имели силы завещания недвижимости в пользу
евреев, поляков и иностранцев в тех местах, где они не могли владеть
недвижимостью. Не могли завещаться родовые майоратные и заповедные имения.
Когда после умершего не оставалось наследников или никто не являлся
в течение десяти лет со времени вызова к наследству, имущество признавалось
выморочным и поступало государству, дворянству, губернии, городу или
сельскому обществу.


7. Уголовное право.

В 1845 г. был принят новый уголовный кодекс "Уложение о наказаниях
уголовных и исправительных". В нем сохранился сословный подход к
квалификации наказания и определению санкций в соответствии с
установленными привилегиями. Под преступлением понималось "как само
противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания
законом предписано". Важнейшими были преступления против веры,
государственные, против порядка управления, должностные, имущественные,
против благочиния, законов о состоянии, против жизни, здоровья, свободы и
чести частных лиц, семьи и собственности.
Вменение устранялось по следующим основаниям: случайность,
малолетство, безумие, сумасшествие, беспамятство, ошибка (случайная или
результат обмана), принуждение, непреодолимая сила, необходимая оборона.
Субъективная сторона подразделялась на: умысел, неосторожность.
Соучастники ( по сговору либо без сговора) преступления делились на
зачинщиков, сообщников, подговорщиков, подстрекателей, пособников,
попустителей, укрывателей.
К уголовным наказаниям относились: лишение всех прав состояния и
смертная казнь (ссылка на каторгу, ссылка на поселение в Сибирь или на
Кавказ). Лишение прав состояния означало гражданскую смерть: лишение прав,
преимуществ, собственности, прекращение супружеских и родительских прав.
К исправительным наказаниям относились: лишение всех особенных прав
и преимуществ и ссылка в Сибирь, отдача в исправительные арестантские
отделения, ссылка в другие губернии, заключение в тюрьме, в крепости,
арест, денежные взыскания и др. Лишение всех особенных прав и преимуществ
заключалось в лишении почетных титулов, дворянства, чинов, знаков отличия,
права поступать на службу, записываться в гильдии, быть свидетелем и
опекуном. Применялось также частичное лишение некоторых прав и преимуществ.



Выводы.

В первой половине XIX в. абсолютная монархия в России стремилась
приспособить государственный аппарат к изменениям в экономическом строе
(кризис феодального строя, появление в недрах феодальной формации
капиталистического уклада). Специфическими чертами монархии была ее
политическая гибкость (лавирование между реформами и военно-полицейскими
методами управления), укрепление внешней "законности" императорской власти
и деятельности учреждений, проекты реформ, исходящие от представителей
высшей бюрократии, усиление карательного аппарата и идеологического
воздействия государства.
На рубеже XVIII и XIX вв. произошла смена коллегиальной формы
управления министерской, вызвавшей усиление бюрократизации всего аппарата.
Созданные реформой 1802-1811 гг. министерства и главные управления
обособились в самостоятельные управления с более четкой п сравнению с
коллегиями компетенцией, порядком взаимоотношений с высшими и местными
учреждениями и делопроизводством.
Продолжали существовать основные административные, полицейские,
финансовые и судебные учреждения и сословные органы, созданные реформами
1775-1785 гг.
На большей части окраин правительство создало "особенное"
управление, характерными особенностями которого были большая
самостоятельность местной администрации наместничества или генерал-
губернаторства, слияние военного и гражданского управления, а на
некоторых окраинах - привлечение местной феодальной и родо-племенной
верхушки в отдельных звеньях управления и суда.
Кризис феодально-крепостнического строя отразился и на
государственном аппарате России: его основные звенья (управление армией,
суд, полицейские, цензурные и финансовые органы) к середине XIX в.
оказались неспособными к выполнению своих задач.
Антифеодальные выступления крестьян, борьба революционной
демократии, политический кризис государственности после Крымской войны
поставили вопрос о реформах всего государственного аппарата России. [3]

Литература

1. И.А.Исаев "История государства и права России",М.:
Юристъ, 1996
2. История России. С начала XVIII до конца XIX в.,
отв.ред.А.Н.Сахаров, М.: Изд.АСТ, 1996
3. Н.П.Ерошкин "История государственных учреждений дорево-
люционной России", М.: Высш.,шк., 1983
4. М.М. Сперанский. "Проекты и записки", М., 1961




Реферат на тему: История государства и права в России
|Государств|Политическая организация восточных славян в 1-м тысячелетии нашей эры |
|о и право |Политорганизация возникает на определенном этапе развития и именно 1-ое |
|в России. |1000-летие предшествовало образованию государства и государственности у |
| |восточных славян. Но именно в это время они пришли из центральной части |
| |Европы.В первой половине 1-го 1000-летия шло освоение восточно-европейской|
| |равнины и заселение ее княжествами, которые были подчинены принципу |
| |военной демократии. Там селились племена: Образование Киевской Руси |
| |Главный признак – от родовой общности перешли к территориальной. Следующий|
| |признак – наличие власти группы лиц над другими находящимися на этой |
| |территории. Появилась группа лиц – аппарат – которые занимались только |
| |управлением. Возникли налоги. Многих этих признаков не было у предыдущих |
| |союзов племен. Прибыв к варягам делегация предложила избрать из числа |
| |варяг правителя, который бы княжил на их земле, мотивируя это предложение |
| |отсутствием порядка. В результате Рюрики дали согласие и с несколькими |
| |десятками своих человек пришли княжить в Новгород. Затем братья Рюрика |
| |умирают и он остается единственным правителем Руси. Нельзя сказать, что |
| |все сразу образовалось, но Рюрик укрепился у власти и умер оставив после |
| |себя малолетнего наследника – Игоря, которого по малолетству заменил Олег.|
| |Вещий Олег в 882 году отправился в поход на юг, где он захватывает Киев и |
| |много других земель на пути “из варяг в греки”, в результате чего и |
| |происходит объединение Руси. Позднее ее территория расширяется за счет |
| |присоединения соседей или их захвата. Олег перенес столицу в Киев. Так |
| |образовалась Русское государство. |
|Право в |Источники права. Первые упоминания – в договорах Руси и Византии 911 года.|
|Киевской |Законодательства тогда еще не было. Основной правовой источник – правовой |
|Руси. |обычай или обычное право. О чем свидетельствует договор с Византией в |
| |котором помянуто, что с убийцей по русскому закону нужно поступать так-то,|
| |а по Византийскому иначе. То есть была ссылка на какой-то русский свод |
| |правил защищаемых Киевской Русью. В XI веке наблюдается добавление еще |
| |ряда источников таких как международный договор, другие договоры, |
| |прецеденты. Первые варианты “Русской правды”- сборники прецедентов князей |
| |в судебной деятельности. И последний источник права – “княжеское право” и |
| |“церковное право”, которые часто входили в противоречия между собой. |
| |“Княжеское право” было обязательно к выполнению на всей территории Руси и |
| |первое из этих правд называлось “Русской правдой”. |
|Русское |Особенности феодальной раздробленности на Руси. Феодальная раздробленность|
|государств|– после второй четверти XII века, после Мстислава в 1132 году не одному |
|о и право |из правителей не удавалось, даже номинально, объединить Русь. В каждом |
|в период |княжестве все зависит от силы дружины, но каждый стремится посадить в |
|феодальной|Киеве своего человека, то есть это было престижно. В это время были и |
|раздроблен|совместные походы, но это был такой же эпизод как и борьба князей друг и с|
|ности |другом. Во всех городах появились свои династии всего 12 княжеств. Но на |
| |этом дробление не закончилось и к началу татаро-монгольского нашествия |
| |было уже около 50 княжеств , а процесс этот продолжался и некоторые |
| |называют число 250. Некоторые из княжеств существовали годы, другие на |
| |протяжении всего периода раздробленности. Специфика Руси в том, что здесь |
| |все происходило более мягко, законно, без особой узурпации. Князь делил |
| |всю свою землю, как оружие, одежду, между сыновьями, что и препятствовало |
| |централизации. Вторая специфика связана с игом. С 1240 года единого |
| |пространства Руси – не было, вся земля была подчинена; западная часть – |
| |польско-литовскому государству, а восточная – от Золотой Орды, которая не |
| |считала русскую землю своей территорией, но считала зависимой. С XIII до |
| |XV века все князья получали свое назначение в Золотой Орде. В результате |
| |сохраняя вроде бы автономию, Русь была вассальным государством. |
| |Особенность феодального периода на Руси – подвижность людей, так как |
| |никакого прикрепления к земле не было. Киев окончательно утратил роль |
| |главенства в государстве и в 1132 году Русь распадается . |
|Образовани|Феодальная раздробленность продолжает существовать в XIV, XV веках. |
|е |Процесс объединения начался в XIV веке. Существует множество великих |
|Российског|княжеств Новгородское, Тверское, Рязанское, Московское. В Москве |
|о |складывались деспотичные черты будущего государства. Ее укреплению помогло|
|централизо|перенос метрополии из Владимира в Москву и удобное расположение последней.|
|ванного |Но настоящее объединение началось после 1380 года, когда все князья |
|государств|объединились и дали отпор татарам на Куликовом поле, что подняло моральный|
|а |дух. Огромную роль в объединении сыграла церковь, которая крепла не смотря|
| |на иго. Русские князья стремились к объединению еще из-за торговой и |
| |других выгод, поэтому процесс объединения происходил медленно и растянулся|
| |на XIV, XV век и шло далеко не гладко, а скорее, железом и кровью. Свою |
| |роль сыграл и принцип единонаследия который сначала стихийно сложился в |
| |Москве, а потом уже поддерживался сознательно. В конце XIV века происходит|
| |ослабление золотой орды и распад ее на отдельные ханства в связи с этим |
| |русские князья отказываются платить дань после чего орда распалась |
| |окончательно.Централизация. Князь московский относился к присоединенным |
| |княжествам, как царь всея Руси впервые. В 1478 году после присоединения |
| |Новгорода окончательно освободились от ига. В 1485 году присоединяется |
| |Тверь, Рязань и т.д. С Литвой – постоянная борьба. После объединения |
| |присоединенные удельные князья контролировались ставленниками из Москвы, |
| |подобные наместники присылались и в каждую волость. Подсудность по особо |
| |важным делам переходит от удельных князей к высокому князю. В Московском |
| |княжестве создается новый класс – дворяне, которые являлись основными |
| |воинами великого князя, поэтому он награждал их землей, но на условиях |
| |службы. |
|Сословно-п|Органы сословно-представительной монархии в России В XV веке в условиях |
|редставите|самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, |
|льная |условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года |
|монархия в|Концом сословно-представительной монархии считается время правления |
|России |Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор. Последний |
| |собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ России. Другие |
| |авторы относят конец этого периода на 70-е годы XVII века. Особенность |
| |периода сословно-представительной монархии – сочетание самой сословного |
| |представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для |
| |Ивана-4. Опричнина – особый период его правления - террор против бояр и |
| |большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения |
| |мешавшие монарху либо распускались, либо уничтожались. Деспотизм |
| |характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства. |
| |Царь – сохранил функции высшего органа власти. Уложение 1649 года. В 1648 |
| |– городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя . Тогда многое|
| |зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему |
| |свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания – |
| |отсутствие нормального законодательства. В результате была создана |
| |комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском |
| |соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое |
| |уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу.|
| |Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей. Это |
| |уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века. |
|Реформы |Сословные реформы Петра I. Сословные реформы мы выделяли так как они имели|
|Петра 1. |глобальный масштаб. Петр определил статус сословий. Дворянство. Между ним |
| |и боярством были трения в результате которых оба класса получили и вотчины|
| |и поместья. Петр стремился сделать всех государственными служащими и для |
| |этого изменил порядок наследования. Он издал указ о единонаследии, то есть|
| |теперь наследовать землю мог только один сын и не получившим наследство |
| |ничего не оставалось кроме как идти на государственную службу. Духовенство|
| |становится часть государственного аппарата, становится подчинена и |
| |подконтрольна его интересам. Петр I создает Великий Синод. |
| |Большая часть крестьян стала зависимыми от дворян, а свободные теперь |
| |назывались государственными крестьянами, существовали и дворцовые |
| |крестьяне. С этого времени исчезает деление на крестьян и холопов, чему |
| |нимало способствовала реформа Петра I от подушной подати, которая также не|
| |разграничивала их. Россия стала империей с 1721 года, а Петр – |
| |императором. Принципиальных изменений не произошло, так как Россия и была |
| |таковой фактически с XVI века из-за особенностей управления своими |
| |окраинами. Был провозглашен закон, в котором говорилось о неограниченности|
| |и не подконтрольности императорской власти. Порядок наследования престола |
| |так же был закреплен законом, который гласил, что император мог оставить |
| |власть кому угодно по своему усмотрению и без ограничений. В отраслевом |
| |управлении на смену приказной системе управления приходит коллегиальная (в|
| |1717-1719), которые обладали не только административной, но и судебной |
| |властью. В гражданском праве никаких значительных сдвигов не произошло. |
|Развитие |Петр I умирая не оставил наследника, поэтому наследника пришлось назначать|
|Российског|сенату, но на него оказала сильное давление – гвардия, которая |
|о |провозгласила императрицей жену Петра – Екатерину, которая правила всего |
|государств|два года. Екатерина на желала активно управлять страной и в связи с этим |
|а и права |наряду с сенатом был создан верховный тайный совет. Поначалу это орган не |
|в XVIII и |стремился к ограничению власти императрицы, но после смерти Петре II, |
|перовой |пришедшего на смену Екатерине, опять встает вопрос о власти. Совет |
|половине |понимал, что Елизавета согласится на трон на любых условиях. Они заставили|
|XIX века |ее подписать бумаги сильно ограничивающие права императрицы. После двух |
| |переворотов в 1741 году приходит к власти Елизавета Петровна, которая |
| |провозглашает курс Петра I, то есть на национальное возрождение. При |
| |Елизавете восстанавливаются права сената и упраздняется кабинет министров,|
| |тогда же создается конференция при высочайшем дворе. В 1761 умирает |
| |Елизавета и на ее место встает Петр III, которого опять свергают. В 1762 |
| |году на престол всходит Екатерина II. Во время ее правления начинается |
| |новая полоса. Сенат теряет свое прежние значение и превращается в судебный|
| |и исполнительный орган. В 60 годы происходит реформа сената, который |
| |делится на департаменты и только один из департаментов остается |
| |политическим органом. |
| |Реформы начала XIX века. При Александре (1801 год) был создан непременный |
| |совет, носящий совещательный характер. ему же вменялось составление нового|
| |закона. Тогда же в 1802 году был принят другой указ “О правах сената”, в |
| |котором полностью восстанавливаются права сената. На этом реформы |
| |приостановились из-за внешнеполитических проблем. Николай I считал, что не|
| |нужно писать новый закон, нужно лишь кодифицировать старое, ведь |
| |накопилось огромное количество правового материала по разным сборникам. |
| |Эту идею Николаю подсказал допрос декабристов, которые называли одной из |
| |причин недовольства – плохое законодательство. |
|Буржуазно-|Это было переломное время , когда царствовал Александр II. Он в отличие от|
|демократич|отца понимал, что крепостное право лучше отменить сверху, чем ждать пока |
|еские |его отменят снизу, в связи с чем был создан особый секретный комитет по |
|реформы |крестьянским вопросам. Закон был принят 18 февраля 1861 года, а наряду с|
|второй |ним были приняты еще с десяток других законов регламентирующих порядок |
|половины |раскрепощения крестьян причет только крестьян принадлежащих дворянам |
|XIX века |тьянина. Процесс выкупа продолжался вплоть до 1917 года и по подсчетам |
| |большевиков они выплатили даже больше, чем нужно было. Судебная реформа |
| |1864 года была самой демократичной. Тогда была установлена судебная |
| |республика в царской России, то есть суд был отделен от административной |
| |власти, были установлены достаточно демократичные принципы процесса и |
| |судопроизводства. Появились суды присяжных, несменяемость судей и т.п. |
| |Контрреформы – неопределенное понятие – земская и городская контрреформа в|
| |1890 году на смену 1870 года. Было изменено сословное представительство. |
| |Судебная контрреформа – отдельные поправки к судебным уставам принятые в |
| |разное время. Готовилась и более серьезная поправка о ограничении суда |
| |присяжных, но она не прошла. К контрреформам в 1871 году относится и тот |
| |факт, что дознание о государственных реступлениях передано жандармерии, |
| |хотя не было даже такого понятия, как жандармское расследование. |
|Революция |Первые советы в России появляются в 1905 году в мае-июне. Советы |
|1905-907 |создавались как орган забастовочной войны – общегородской забастовочный |
|годов |комитет, потом советы рабочих и солдатских депутатов. Советы не |
| |принадлежали какой-то конкретной партии. |
| |Революция стала неизбежна после бессмысленного расстрела демонстрантов. |
| |Тогда призывов бороться с бюрократией было очень много и на них |
| |правительство было вынуждено отвечать. Оно стало задумываться о подготовке|
| |каких-то актов или проектов распоряжений для исправления существующей |
| |взрывоопасной ситуации. В результате – в октябре 1905 года – всеобщая |
| |стачка, которая парализовала все движение и ее поддержали очень |
| |значительная часть населения. В ответ и был принят манифест 1905 года Этот|
| |манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как это был реальный |
| |шаг к переходу к ограниченной конституционной монархии. |
| |Это все повлияло на революционное движение, которое пошло на спад, но не |
| |прекратилось и в борьбе с ним использовали все тот же закон 1881 года “О |
| |чрезвычайном положении”, то есть принятые положения не реализовывались в |
| |местах с объявленным чрезвычайным положением, что вызывало недовольство. |
| |В декабре же 1905 года был принят новый избирательный закон, по которому в|
| |думу добавлялась четвертая курия – рабочих. Дума приступила к работе в |
| |конце апреля 1906 года, но до этого в феврале был принят указ о том, что |
| |государственный совет является второй палатой российского парламента. 23 |
| |апреля 1906 года принят новый вариант основных законов, который дума не |
| |могла изменять. Царю принадлежала законодательная власть, вся полнота |
| |исполнительной власти, он назначал правительство, менял его, царь имел |
| |право в любом месте, где он находится, брать на себя полномочия любого |
| |органа; он также оставался верховным главнокомандующим и стоял во главе |
| |суда, то есть все приговоры шли от его имени. |
| |Переворот 3 июня 1907 года. Это был переворот в представительной власти. |
| |Царь распустил думу и решил поменять основные законы и внес из: |
| |представительство от курий было изменено для рабочих и городских жителей, |
| |многие районы России были лишеныизбирательного права. Это и был переворот.|
|Первая |Война потребовала создания новых органов управления которые не обладали |
|мировая |государственными функциями непосредственно, но контактируя с реально |
|война и |властвующими выполняли задачи по обеспечению фронта. Таким общественным |
|февральска|органом стали ВПК, которые выполняли следующие функции: Особые совещания –|
|я |государственный орган, для координации действий думы, правительства, |
|революция |общественности и т.д. Туда входили представители ВПК и многие другие. Их |
| |было создано несколько: по вопросам обороны – самое главное. Для |
| |реализации решений и контроля был создан особый аппарат. Из-за войны – |
| |спад промышленности, следовательно в больших городах проявляются очереди |
| |и возникают взрывоопасные ситуации. 26 февраля происходят столкновения с |
| |полицией и жандармерией, но часть войск неожиданно для властей, переходит |
| |на сторону восставших. 27 февраля начался повсеместный переход армии на |
| |сторону восставших. Создаются сразу 2 органа управляющих этим восстанием: |
| |петроградский совет рабочих и солдатских депутатов и временный комитет |
| |членов государственной думы На время безвластия комитет государственной |
| |думы создал временной правительство, но параллельно действовал и |
| |петроградский совет, который фактически управлял армией. То есть |
| |двоевластие в армии привело к двоевластию в стране. Советы 17 года – |
| |выборный орган, но без единого документа об избрании, поэтому долгое время|
| |не существовало органа координирующего действия советов и петросовет взял |
| |на себя эту роль. В сентябре во главе большинства советов стояли |
| |представитли ольшевиков и естественно, что с этого времени начинается |
| |большевизация советов и возникает опять двоевластие. |





Новинки рефератов ::

Реферат: Влияние бухгалтерского учета на экономику предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Анализ кредитоспособности коммерческого предприятия (Аудит)


Реферат: Ж.Б. Сэй (История)


Реферат: Ренессанс-эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: Жизненный путь и концепция Юнга (Психология)


Реферат: Международная экономика (Менеджмент)


Реферат: М.О. Скрипник - видатний діяч України (Исторические личности)


Реферат: Сборник рефератов о конфликтах (Социология)


Реферат: Аристотель (Философия)


Реферат: Древняя Греция (Культурология)


Реферат: Создание учебной базы данных "Телефонный справочник" в Access 97 (Программирование)


Реферат: НЛО - загадка нашего времени (Астрономия)


Реферат: Семейство Злаки (Биология)


Реферат: Познание как предмет философского анализа (Философия)


Реферат: Неформальные молодежные объединения (Социология)


Реферат: Структурно - семантические особеннности спортивной фразеологии современного английского языка (Спорт)


Реферат: Компьютерные сети (Программирование)


Реферат: Предмет криминологии (Криминология)


Реферат: Китайская грамота мимики и жестов (Культурология)


Реферат: Сибирские первопроходцы (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист