GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Типы темперамента учащихся и учет его особенности в учебно-воспитательной работе (Психология)



Аннотация.



В данной работе затронуты такие вопросы как: понятие темперамента
человека, соотношение типов темперамента и типов нервной системы,
психологическая характеристика типов темперамента, исследование
темперамента по В.Белову, учёт темперамента в учебно-воспитательной работе.
Введение.



Я считаю, что работа педагога не может быть успешной без глубокого
знания им личности учащегося и своеобразия психологии подросткового
коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития
личности и коллектива. Именно поэтому меня заинтересовала выбранная мною
тема «Тип темперамента учащихся и учёт его особенностей в учебно-
воспитательской работе». В личности каждого человека главенствует её
социально обусловленная сторона — направленность. Поэтому — обучая и
воспитывая учащегося, нельзя недооценивать и биологически обусловленных
особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Этим и объясняется
актуальность данной темы.
Понятие о темпераменте.



Темперамент — это индивидуальные особенности человека, определяющие
динамику его психической деятельности и поведения.
В настоящие время выделяют два основных показателя динамики
психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность
психической деятельности и поведения человека выражаются в различной
степени стремления активно действовать, проявлять себя в разнообразной
деятельности, в различной быстроте и силе протекания психических процессов,
в различной степени двигательной (или моторной) подвижности, быстроте или
замедленности реакций. Правления активности у различных людей различно.
Можно отметить две крайности: с одной стороны, большая энергия, страстность
и стремительность в психической деятельности, движения, речи, а с другой —
пассивность, инертность, медлительность, вялость психической деятельности,
движений, речи. Второй показатель динамичности — эмоциональность —
выражается в различной степени эмоциональной возбудимости, в быстроте
возникновения и силе эмоций человека, в эмоциональной впечатлительности
(восприимчивость к эмоциональным воздействиям).
С древнейших времён различали четыре основных типа темперамента:
сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический
(энергичный, страстный), меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким
переживаниям).
Тип высшей нервной деятельности.



Научное объяснение темпераментов даёт учение И.П.Павлова о типах
высшей нервной деятельности. Согласно учению И.П.Павлова индивидуальные
особенности поведения, динамика психической деятельности нервной системы.
Основой же индивидуальных различий в деятельности нервной системы считают
различные проявления, связь и соотношение нервных процессов — возбуждения и
торможения.
И.П.Павлов открыл три свойства процессов возбуждения и торможения:
1. силу процессов возбуждения и торможения;
2. уравновешенность процессов возбуждения и торможения;
3. подвижность процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов характеризует работоспособность, выносливость
нервной системы и означает способность её переносить либо продолжительное,
либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение.
Противоположное свойство — слабость нервных процессов — характеризуется
неспособностью нервных клеток выдерживать длительное и концентрированное
возбуждение и торможение. В слабой нервной системе нервные клетки
отличаются низкой работоспособностью, их энергия быстро истощается.
Уравновешенность нервных процессов есть соотношение возбуждения и
торможения.
У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а
других равновесия не наблюдаются: преобладает процесс торможения или
возбуждения.
Подвижность нервных процессов — это способность их быстро сменять
друг друга, скорость движения нервных процессов (иррадиации и
концентрации), быстрота появления нервного процесса в ответ на раздражение,
быстрота образования новых условных связей.
Комбинации указанных свойств нервных процессов были положены в
основу определения типа высшей нервной деятельности. В зависимости от
сочетания силы подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и
торможения различаются четыре основных типа высшей нервной деятельности по
силе нервных процессов и И.П.Павлов различал сильную и слабую нервную
систему. Представителей сильной нервной системы он в свою очередь
подразделял по уравновешенности на сильных уравновешенных и сильных
неуравновешенных (с преобладанием возбуждения над торможением). Сильных
уравновешенных по подвижности делил на подвижных и инертных. Слабость
нервной системы И.П.Павлов считал таким определяющим, существенным
признаком который перекрывает все другие различие. Поэтому представителей
слабого типа он уже не делил далее по признаку уравновешенности и
подвижности нервных процессов (хотя выделенный Павловым слабый тип, как
правило, отличался преобладанием слабого процесса торможения над слабым
процессам возбуждения).
Так было создана классификация типов высшей нервной деятельности
(или, то же самое, типов нервной системы).
И.П.Павлов соотнес выделенные им типы психологическими типами
темпераментов и обнаружил полное совпадение. Таким образом, темперамент
есть проявление типа нервной системы в деятельности, поведении человека. В
итоге соотношение типов нервной системы и темпераментов выглядит следующим
образом:
1. сильный, уравновешенный, подвижный тип («живой», по
И.П.Павлову) — сангвинический темперамент;
2. сильный, уравновешенный, инертный тип («спокойный» по
И.П.Павлову) — флегматический темперамент;
3. сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения
(«безупречный» тип, по И.П.Павлову) — холерический
темперамент;
4. слабый тип («слабый», по И.П.Павлову) — меланхолический
темперамент.
Тип нервной системы — это природное, врожденное свойство нервной
системы, которое может несколько измениться под влиянием условий жизни и
деятельности. На основе каждого типа формируются различные системы условных
нервных связей, но сам процесс их формирования зависит от типа нервной
системы. Тип нервной системы придает своеобразие поведению человека,
накладывает характерный отпечаток на весь облик человека — определяет
подвижность его психических процессов, их устойчивость, но не определяет ни
поведения, ни поступков человека, ни его убеждений, ни моральных устоев,
которые формируются в процессе индивидуальной жизни человека в процессе
воспитания.
Психологическая характеристика типов темпераментов.


Представления о том, какой у человека темперамент, обычно
складывается на основании некоторых характерных для данного лица
психологических особенностей. Различая в темпераментах подмечены на основе
жизненного опыта многих поколений. Темперамент — это общая характеристика
каждого отдельного человека, основная характеристика его нервной системы,
которая отражается на всей деятельности каждого индивидуума описание
особенностей различных темпераментов поможет нам разобраться в чертах
темперамента учащихся.
Сангвиник: И.П.Павлов характеризовал его так: «сангвиник- горячий
очень продуктивный деятель, но лишь тогда когда у него много интересного
дела, т. е. постоянное возбуждение … Когда никакого дела нет, он становится
скучным, вялым».
Человек сангвического темперамента отличается слабой интенсивностью
психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими.
Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых
эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменял друг друга, не
оставляют в его сознании глубокого следа. Сангвиник отличается богатой
мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными
выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой
подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота
психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние
раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные дела,
переживания.
Сангвиник легко справляется с задачами, требующих быстрой
сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и
серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и
забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко
поспешен, мало над ними задумывается, часто разбрасывается.
Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его
отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими
привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.
Сангвинический темперамент часто изображают как социально малоценный,
отражающий особенности человека пустого и поверхностного. Нельзя, однако,
рассматривать темперамент вне связи с другими особенностями личности в
целом. Если сангвинические черты темперамента наблюдаются у человека
интеллектуально развитого, отличающегося высокими моральными качествами, с
серьезными интересами в жизни, то у того человека его сангвинический
темперамент может быть оценен как положительный, помогающий ему в
разрешении различных задач, выдвигаемых жизнью. Такой человек отличается
бодростью, никогда не унывает, способен поддерживать бодрое настроение в
коллективе, с которым работает, побудить его на большие достижения в
работе. Иногда дело, когда сангвинические черты темперамента проявляются у
человека, лишенного серьезных интересов в жизни. У такого человека
сангвинический темперамент часто связывается с легкомыслием и
неустойчивостью жизненных стремлений и интересов.
Холерик. Холерический темперамент характеризуется большой
интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой
их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика
вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными
вспышками чувств. Холерик – человек горячий, страстный, отличающийся резкой
сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он
глубоко и сильно переживает как радость, так и печали, что находит свое
(иногда бурное) выражение в его мимике и действиях.
Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью,
однако их подвижность иная, чем у сангвиников. Если сангвиника отличают
быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий
характер, отличаются стремительностью.
Для людей холерического темперамента характерна большая активность и
энергия. Это делает холерический темперамент социально ценным, если им
отличаются люди, обладающие серьезными интересами большого общественного
значения. Такие люди, когда дело идет об обстоятельствах, требующих быстрых
и решительных действий, проявляют себя с положительной стороны: они быстро
понимают суть вопроса, меньше других бояться опасности, скорее других
находят быстрые и необходимые решения, проявляют требуемую инициативность,
действуют принципиально, с большим эмоциональным подъемом. Когда же
холерический темперамент наблюдается у человека не имеющего содержательных
интересов, он, в связи с отличающим его аффективным характером
эмоциональных переживаний, часто усугубляет черты личности:
раздражительность, злобу, зависть.
Меланхолик. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно
медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных
переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхолика отличаются большой
глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и
настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко
они носят астенический характер. В связи с этим сам термин ''меланхолик''
часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным
настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно
относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимый, тяжело переживает
трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и
необщительностью. Эти особенности меланхолического темперамента находят сое
выражение и во внешнем блике человека: движение его медлительны,
однообразны, сдержаны, глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним
проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций,
но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном
случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.
Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством,
отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми
колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях – пассивностью,
вялостью, незаинтересованностью, порученным человеку делом. Такой человек
уклоняется от общественной деятельности, погружается в собственное
переживание. Но в благоприятных условиях при правильном воспитании
обнаруживается ценнейшее качество личности меланхолика. Его
впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность, острая
восприимчивость окружающего мира позволяют ему добиваться больших успехов в
искусстве – музыке, рисовании, поэзии. Меланхолики часто отличаются
мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью: кто сам
раним, тот обычно тонко чувствует и боль, которую причиняют другим людям.
Флегматик. Внешне человек флегматического темперамента отличается
прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже
вялы, неэнергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий.
Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость.
Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются
медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действий человек. Он редко
выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко
увидеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.
Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и
соответствующее внешнее выражение. Мимика и жесты флегматика однообразны,
невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается
выразительными движениями. Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и
обстоятельно обдумывает предстоящия действия; однако принятые решения
выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него
работе и с трудом переключается на новые виды труда.
Эти особенности флегматического темперамента приобретают различное
значение в характеристике личности в зависимости от уровня
интеллектуального развития и широты и общественной значимости интересов
человека.
Обыкновенно с флегматическим темпераментом связывают бедность
внутренних психических переживаний – отсутствие глубоких интересов и
высоких чувств, медленную и слабую сообразительность, ограниченность
действий только удовлетворением невозможных потребностей, вошедших в
привычку. Однако такая характеристика не всегда правильна. Часто
флегматический темперамент выражается в медлительности психических
процессов, в них слабой внешней экспрессивности при сохранении глубины и
серьезности переживаний. Флегматик такого типа – очень работоспособный
человек, не спеша совершающий серьезную и ответственную работу. Он спокоен
уравновешен во внешних проявлениях своих чувств, которые часто отличаются
большой силой и сложностью. Нередко люди флегматического темперамента
обладают глубокими моральными, этическими и интеллектуальными чувствами.
Такие люди могут проявлять серьёзное и ответственное отношение к своим
обязанностям и в результате добиваться большой продуктивности свое работы.
Флегматический темперамент может оказать отрицательное влияние на
развития личности человека, если отличающиеся им люди не обладают еще
необходимым интеллектуальным развитием и глубинной жизненных интересов.
Если у подростков наблюдается слишком большая вялость и медлительность,
необходимо стараться развивать у них способность к более энергичным
действиям. Ввиду того, что свойственная флегматикам медлительность в
основном обусловлена влиянием физиологических особенностей высшей нервной
деятельности, имеется возможность путем повышения интенсивности
невродинамических процессов влиять и на темперамент человека.
Было бы ошибкой думать, что каждый человек может быть отнесён строго
к одному из четырех видов темперамента. Описанные темпераменты в жизни
встречаются редко. В характере каждого человека обычно своеобразно
соединяются черты, присущие разным темпераментам; про таких людей говорят,
что они обладают смешенным темпераментом. Лишь тогда, когда в характере
человека значительно преобладают черты того или иного темперамента, он
может быть очень приближенно отнесен к представителям одного из четырех
видов темперамента.
Часто в различных условиях у людей проявляется и различные черты
темперамента. Например, в бытовой обстановке человек может проявлять себя
вялым, на работе же – энергичным и деятельным.
Для изучения типа темперамента учащихся я предлагаю провести исследования
типа темперамента по В.Белову, методом ороса.



Ход выполнения задания.
Учащимся раздают листы (протоколы), на которых они указывают свою
фамилию. Затем отмечают вертикально нумерацией от 1 до 20 четыре столбца.
Далее экспериментатор зачитывает испытуемым утверждения, соответствующие
четырем типам темперамента. Каждый тип вопросов составляет «паспорт»
темперамента, состоящий из 20 вопросов. Инструкция испытуемым: сейчас я
буду зачитывать по 20 вопросов, на которые надо ответить объективно и
честно. Ответ обозначайте знаком «+» напротив номера вопроса в протоколе,
если то или иное качество, названное мною, имеется у вас и проявления
которого вы не однажды у себя замечали. Если вы считаете, что названное
мною качества у вас отсутствует то никакого знака не ставте.
Паспорт холерика.



Если вы:
1. Неусидчивы, суетливы.
2. Не выдержаны, вспыльчивы.
3. Нетерпеливы.
4. Резки и прямолинейны в отношении с людьми.
5. Решительны и инициативный.
6. Энергичны
7. Находчивый в споре.
8. Работаете рывками.
9. Склонны к риску.
10. Не злопамятный и не обидчивый.
11. Обладаете быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями, речью.
12. Неуравновешенны и склоны к горячности.
13. Агрессивны забияка.
14. Нетерпимы к недостаткам.
15. Обладаете выразительной мимикой.
16. Способны быстро действовать и решать.
17. Неустанно стремится к новому.
18. Обладаете резкими, порывистыми движениями.
19. Настойчивы в достижении поставленной цели.
20. Склонны к резким сменам настроений, - то вы чистый холерик.
Паспорт сангвиника.



Если вы:
1. Веселы и жизнерадостны.
2. Деловиты.
3. Часто не доводите дело до конца.
4. Склонны переоценивать себя, свои возможности.
5. Способны быстро схватывать новое.
6. Неустойчивее в интересах и склонностях.
7. Легко переживаете неудачи и неприятности.
8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.
9. С увлечением беретесь за любое новое дело.
10. Быстро остываете, если дело перестает вас интересовать.
11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной
работы на другую.
12. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работы.
13. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности в общении с новыми
людьми.
14. Работаете быстро, увлеченно, ровно, нуждаетесь, в перерывах реже
других.
15. Выносливы и работоспособны.
16. Обладаете громкой, быстрой, отчетливой речью, сопровождающейся живыми
жестами, выразительной мимикой.
17. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.
18. Преимущественно в бодром настроении.
19. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.
20. Часто не собраны, проявляете поспешность в решениях, - то вы сангвиник.
Паспорт флегматика.



Если вы:
1. Спокойны и хладнокровны.
2. Последовательны и обстоятельны в делах.
3. Осторожны и рассудительны.
4. Работаете спокойно, медленно, редко отдыхаете.
5. Молчаливы и не любите попусту болтать.
6. Обладаете спокойной, равномерной речью, бурно выражаете эмоции,
жестикуляций и мимики.
7. Сдержаны и терпеливы.
8. Доводите начатое дело до конца.
9. Не тратите попусту сил.
10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка жизни, системы в
работе.
11. Легко сдерживаете порыв.
12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Незлобивы, проявляете снисходительное отношения к колкостям в свой
адрес.
14. Постоянны в своих отношениях и интересах, умеете ждать, ладить с
друзьями.
15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь с одного дела на другое.
16. Ровны в отношении со всеми.
17. Любите аккуратность и порядок во всем.
18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.
19. Инертны, малоподвижный, вялы.
20. Обладаете выдержкой, - то вы вне сомнения флегматик.
Паспорт меланхолика.



Ели вы:
1. Стеснительны и застенчивы.
2. Теряетесь в новой обстановке.
3. Затрудняетесь установить контакт с незнакомыми людьми.
4. Легко переносите одиночество.
5. Не верите в свои силы, падаете духом при невзгодах.
6. Чувствуете подавленность и растерянность при неудачах.
7. Склонны уходить в себя.
8. Быстро утомляетесь, нуждаетесь в более частых для отдыха перерывах.
9. Обладаете слабой, тихой речью, иногда снижающееся до шепота.
10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника.
11. Впечатлительны до слезливости, тревожны.
12. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию.
13. Предъявляете высокие требования к себе и к окружающим.
14. Склонны к подозрительности, мнительности.
15. Болезненно чувствительны и легко ранимы.
16. Чрезмерно обидчивы.
17. Скрытны и необщительный, не делитесь ни с кем своими мыслями.
18. малоактивны и робки.
19. Безропотно покорны.
20. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь у окружающих, - то вы
меланхолик.
Обработка результатов исследования.


Чистый тип темперамента встречается очень редко. У каждого человека
можно обнаружить качества, характерные для различных типов темперамента.
Степень выраженности каждого типа темперамента к человека подсчитывается по
следующей формулам:
[pic][pic] [pic] [pic] [pic]
где Х – холерический темперамент
С – сангвинический темперамент
Ф – флегматический темперамент
М – меланхолический темперамент
А – число утверждений по типам темпераментов (А=20)
Ах – число + в «паспорте» халерика
Ас – число + в «паспорте» сангвиника
Аф – число + в «паспорте» флегматика
Ам – число + в «паспорте» меланхолика.
Таким образом, по результатам обработки данных ответов испытуемых
можно определить в процентном отношении, какой из типов известных
темпераментов можно присвоить каждому из учащихся индивидуально.
Существуют и другие, более точные методики по определению типа
темперамента.
Более глубоко этот вопрос представлен в «Опроснике» Ганса Айзенка. Но
используя все эти методики, необходимо помнить, что проводить все
исследования, в данном случае, необходимо несколько раз, так - как
результаты могут быть совершенно различными. По этому, для получения более
точных результатов испытуемого (учащегося) опрашивают несколько раз, с
промежутками (например: сегодня, завтра, через неделю, месяц и т.д.).
Учет темперамента в учебно – воспитательной работе.



При любом типе нервной системе, т.е. при наличии любого темперамента,
можно выработать, воспитать все общественно необходимые, положительные
черты личности и поведения; темперамент будет лиши придавать известное
своеобразие этим чертам. И.П.Павлов подчеркивал, что образ поведения
человека обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но
и теми влияниями, которые испытывает человек во время своего
индивидуального существования, т.е. зависит от постоянного воспитания и
обучения. В процессе воспитания не следует ставить задачу изменить
темперамент, например переделать холерический или меланхолический
темперамент в сангвистический или флегматический. Во первых, это
практически невыполнимая задача, так как процесс преобразования
типологических свойств нервной системы протекает медленно, да и пути его
еще не достаточно изучены, а во вторых, в этом нет смысла. Ведь нет
«хороших» и «плохих» типов высшей нервной деятельности (и соответственно
темпераментов). Каждый тип, темперамента имеет и положительные, и
отрицательные стороны. Там, где нужна большая выносливость, большая
работоспособность, лучше проявит себя сильный тип нервной системы; если в
процессе деятельности нужно проявить тонкую чувствительность, с такой
деятельностью лучше справиться слабый тип.
Задача заключается в том, чтобы находить наилучшие пути, формы, методы
воспитания положительных черт личности применительно к особенностям нервной
системы (темперамента воспитанника). Обучение и воспитание должны не менять
темперамент, а преодолевать недостатки того или иного темперамента,
развивать его положительные стороны или являться целью создания на основе
данного темперамента ценных черт личности. Зная темперамент учащихся,
учитель должен так организовать деятельность каждого учащегося, чтобы
постоянно все менее и менее резко проявлялись отрицательные свойства
темперамента, которые мешают в учебной работе и поведении.
Сказанное имеет прямое отношение и к самому преподавателю, к
управлению им собственным темпераментом. Учителям может быть представитель
любого темперамента, любо типа нервной системы, если он сумеет использовать
положительные стороны своего темперамента и преодолевать отрицательные.
Например, представитель холерического темперамента должен использовать
такие свои положительные черты, как страстность, активность, энтузиазм,
энергичность, и сдерживать такие отрицательные проявления, как
вспыльчивость, аффективность, резкость, раздражительность. Представитель
меланхолического типа должен использовать такие свои положительные черты,
как мягкость, отзывчивость, тактичность, и преодолевать такие, как
нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость, нерешительность.
У учащихся-холериков надо стараться путем тренировки развивать
отстающий тормозной процесс, вырабатывать умение тормозить себя, свои
нежелательные реакции. От этих учащихся надо постоянно мягко, но настойчиво
спокойных, обдуманных ответов, спокойных, нерезких движений, систематически
воспитывать сдержанность в поведении и отношениях с товарищами и взрослыми.
В трудовой деятельности у таких учащихся необходимо воспитывать
последовательность, аккуратность и порядок в работе, от них надо требовать
хорошего выполнения всех заданий, помня о том, что холерик не любит
однообразной и кропотливой работы. Страстность же в работе, энергию и
активность, разумную инициативность холерика следует поощрять. Поскольку
холерик не редко пребывает в аффективном состоянии, говорить с ним резким и
повышенным тоном не рекомендуется, это только его возбуждение усилит. На
холерика лучше действует подчеркнуто спокойный, тихий голос.
На учащихся-меланхоликов (слабый тип нервной системы) надо
воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью. Чрезмерная строгость и
резкое повышение требований к таким учащимся еще больше затормаживают и
снижают работоспособность.
На уроке таких учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их
ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрения,
похвала, подбадривание. Учащихся меланхолического темперамента необходимо
развивать общительность, через общественную деятельность постепенно вводить
их в коллектив. Внимание учителя должны привлекать и ученики
флегматического температура, которым обычно, к сожалению, не уделяется
достаточного внимания – они спокойны, некому не мешают, усидчивы, и
поэтому, как будто, нет оснований делать их объектом специальной работы. Но
у флегматика следует развивать недостающие ему качества – большую
подвижность, активность, не допускать, чтобы он проявлял безразличие к
деятельности, вялость, инертность. Учителю необходимо больше активизировать
деятельность учеников-флегматиков, изживать равнодушие, безразличие,
которое может возникнуть у них, чаще заставлять таких учащихся не только
работать на уроке в определенном темпе, но и вызывать у них эмоциональное
отношение к тому, что делают они сами и товарищи.
У учащихся-сангвиников надо воспитывать усидчивость, устойчивость,
устойчивые интересы более серьезное отношение к любому делу,
неторопливость, изживать беззаботную беспечность, легкомыслие, если они
начнут проявляться.
Большую роль в обладании своим темпераментом играет самовоспитание
сознательная установка учащегося на искоренение у себя отрицательных
проявлений темперамента и закрепление положительных своств.
Заключение



Из написанной мною работы на тему: «Типы темперамента учащихся и учет
его особенности в учебно-воспитательной работе» я узнала много нового и
полезного для себя. Изучение этой проблемы и литературы затрагивающей эти
вопросы, поможет мне в моей дальнейшей работе с учащимися. Мне, как
преподавателю необходимо знать возрастные и индивидуальные особенности (тип
темперамента) учащихся для того, чтобы в процессе многообразной учебно-
воспитательной работы соблюдать педагогический такт, осуществлять
индивидуальный подход к подросткам, управлять всесторонним развитием своих
воспитанников рассматривая психологические характеристики темпераментов, я
пришла в выводу, что в каждом из них есть как хорошие, так и плохие
свойства. Так, сангвиник эмоционален и отличается высокой
работоспособностью, но побуждения его неустойчивы, также неустойчиво его
внимание. Меланхолик отличается меньшей работоспособностью и большей
тревожностью, но зато он понятно чувствующий человек, как правило
осторожный и осмотрительный. Для холерика характерны отрицательные
проявления – общая несдержанность, грубость и резкость, вспыльчивость,
склонность к аффектам – часто развиваются в неблагоприятных условиях жизни
и деятельности; но также характерны и положительные стороны – энергия,
активность, страстность, индивидуальность. Флегматик пассивный, ленивый,
инертный, вялый, безразличный, равнодушный к труду, окружающей жизни, людям
даже к самому себе, но при правильном воспитании у флегматика легко
формируется такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость.
Следовательно, нет темпераментов «плахах», нет темпераментов «хороших» -
каждый темперамент хорош в одних условиях и плох в других. Не определяет он
и социальной ценности – от темперамента не зависят склонности,
мировоззрение и убеждения человека, содержание его интересов.
Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один
тип темперамента в другой, а в том, чтобы путем систематической работы
содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и
одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов которые
могут быть связаны с данным темпераментом.
Литература



1. В. А. Крупецкий. Психология. М. «Просвещение», 1980 г.
2. Дичковская Л.Н., Кухарчук А.М., Кучинский Г.М. Изучение личности
школьника и составление на него психолого-педагогической
характеристики. Мн. БГУ им. В. И. Ленина, 1983 г.
3. Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология, М. Высшая школа 1977 г.
4. Петровский А.В. Брушлинский А.В. Зинченко В.П. Общая психология,
М. Просвещение 1986 г.
5. Цуранова С.П., Косаревская Т.Е., Бурдыно Н.А. Проблема
психологии развития и дифференциальной психологии . Учебно-
методическое пособие. Мн. РНПО 1997 г.
6. П.А. Фудип. Психология Государственное государства «Физкультура
и спорт», М. 1958 г.
7. Я. Стреляу роль темперамента в психическом развитии, М.
«Прогресс» 1982 г.

Содержание



|Аннотация |стр. 1 |
|Введение |стр. 2 |
|Понятие о темпераменте |стр. 3 |
|Тип высшей нервной деятельности и темперамента |стр. 4-6 |
|Психологическая характеристика типов темперамента |стр. 7-13 |
|Исследование типа темперамента по В.Белову |стр. 14-19 |
|Учёт темперамента в учебно-воспитательной работе |стр. 20-23 |
|Заключение |стр. 24-25 |
|Литература |стр. 26 |







Реферат на тему: Типы характеров и их акцентуация

Голицынский военный институт ФПС РФ
кафедра психологии и педагогики

Факультет заочного обучения
отделение психологии



Реферат студентки 3 курса Котовой Елены Михайловны.

Тема : “Типы характеров и их акцентуация”.


Научный руководитель:
Подполковник Скиба В.В.



Голицыно – 2001 год



План.

Введение.
1. Понятие “характер”. Характериология – учение о характере.
2.Типология характеров.
3. Основные типы акцентуаций характеров.
Заключение.
Список литературы.



Введение.

В реферате на тему “Типы характеров и их акцентуация” рассмотрены
такие вопросы, как: что представляет собой понятие “характер”, какое учение
занимается проблемами происхождения характера , рассмотрены типы характеров
и их акцентуация.
Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 3
вопроса и заключения. В первом вопросе раскрывается понятие “характер”,
как в характерологии объясняется происхождение различных черт и типов
характера человека. Во втором вопросе раскрываются типы характера. В
третьем вопросе рассмотрены основные типы акцентуаций характеров.
В заключении сделаны выводы.



Понятие характер. Характериология – учение о характере.


Слово “характер” общеупотребительно. Когда же его употребляют?
Во-первых, когда хотят оценить поведение человека. Во-вторых, когда речь
идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о
постоянных, привычных для него формах поведения. В-третьих, когда речь идет
о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение
к миру.
Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих
отношение человека к людям, к выполняемой работе. Характер проявляется в
деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека
специфический, характерный для него оттенок.

Учение о характере называется характерология. Она имеет длительную
историю своего развития. Главными проблемами характерологии на протяжении
веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям
с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как
характер является прижизненным образованием личности, большинство
существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними,
опосредованными факторами развития личности.
Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения
человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные
способы предсказания судьбы и характера человека получили название -
гороскопов. Все гороскопы составляются одинаково: общепринятый временной
период разбивается на определенные интервалы, каждому из которых
присваивается определенный знак, символ. Описание характера человека дается
через призму различных свойств этого символа.
Не менее популярны попытки связать характер человека с его именем.
В последнее время эта ветвь характерологии получила новый импульс развития.
Теоретики данного направления считают, что определяющее влияние имени
человека на его характер вызвано следующими факторами. С одной стороны,
максимальная скорость роста мышечной ткани у ребенка наблюдается в первые
месяцы жизни, с другой - в это же время самой гаммой звуков, которую
наблюдает ребенок, является его собственное имя. Младенец не подражает
услышанным звукам, а подражает озвученной мимике. В результате у ребенка
рефлекторно возбуждаются нервные импульсы именно в тех группах мышц -
мимических, артикуляционных и дыхательных, которые участвуют в произнесение
имени. Обмен веществ в мышцах, где возникает импульс, ускоряется на фоне и
без того стремительного роста. В конце концов эти маленькие, но заметные в
своем влиянии на строение мышц лица мимические мышцы окажутся акцентировано
развитыми. Именно поэтому люди с одинаковыми именами похожи друг на друга.
Подобным образом формируется и характер.
Большое влияние на развитие характерологии оказала физиогномика -
учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к
определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть
установлены психологические характеристики этого типа. Уже Аристотель и
Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности
черты сходства с каким-нибудь животным, а затем отождествляли его характер,
как в восточном гороскопе, с характером этого животного. Например, по
Аристотелю, толстый, как у быка, нос означал лень, широкий нос с большими
ноздрями, как у свиньи, - глупость, нос, как у льва, - важность, волосы
тонкие, как шерсть у коз, овец и зайцев, робость, волосы жесткие, как у
львов и кабанов, - храбрость.
Но самым важным показателем характера считались глаза человека.
Аристотель указывал, что большие добродушные, но выпуклые глаза являются
признаком глупости. Л.Н. Толстой различал, например, хитрые глаза,
лучистые, светлый взгляд, грустный, холодный, безжизненный. Он писал:
“Есть люди, у которых одни глаза смеются, - эти люди хитрые и эгоисты. Есть
люди, у которых рот смеются без глаз, - это люди слабые, нерешительные, и
оба эти смеха неприятны”.[Общая психология Рогов Е.И. – М.: Гуманит. Изд.
ВЛАДОС, 1998 г., С – 396]
Знаменитую и богатую историю в характерологии имеет хиромантия.
Хиромантия- система предсказаний черт характера человека и его судьбы по
кожному рельефу ладоней. В своих истоках хиромантия тесно связана с
астрологией, поскольку главными признаками руки, которые принимаются во
внимание, являются “7 холмов “ на ладони, называемые именами Солнца и
планет: Венеры, Юпитера, Сатурна, Меркурия, Марса и Луны.
До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию,
однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с
наследственностью дало новый толчок к возникновению новой отрасли знания -
дерматоглифики. Было показано, что формирование рисунка ладоней каждого
человека, как и развитие мозга, происходит на 3-4 месяце внутриутробного
развития и обусловлено одним и тем же влиянием генного набора родителей или
хромосомными отклонениями плода. Поэтому хиромантию следует рассматривать
скорее как анатомическую или физиологическую особенность организма, и она
может поставлена в один ряд с конституционным направлением характерологии,
ярким представителем которого был Э. Кречмер. Кречмер рассматривал характер
в связи со строением тела как психическую конституцию человека,
соответствующую его телесной конституции, и объяснял характер, в конечном
счете, врожденными, прежде всего эндокринными факторами.
Однако в настоящее время ни антропология, ни анатомия, ни психология не
располагают никакими сколько-нибудь достоверными данными о том, что
характер человека зависит от строения тела, конфигурации лица, цвета глаз и
т.д.
Наиболее яркое, отчетливое представление о характере человека можно
получить, зная специфику его поступков, поведения, деятельности. Движения и
действия, выполнение которых становится в определенных условиях
потребностью называют привычками. Привычные действия человека, повторяясь,
становятся чертами характера, составляя его существо, влияя на положение
человека в общественной жизни и на отношение к нему со стороны других
людей.
Итак, в психологии понятие характер ( от греч. charakter -”печать”,
“чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей
личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении,
обуславливая типичные для нее способы поведения.


2. Типология характеров.



Попытки построения типологии характера неоднократно предпринимались на
протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из
них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким
психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку
предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни – Э. Фромм,
А.Е. Личко и ряд других ученых.


Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные
из них такие:

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на
протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее
устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не
являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие
выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть
разделена на группы.
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа
строения тела и конституции человека: астенический, атлетический и
пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера.
1. Атлетический тип характеризует небольшая толщина тела в профиль при
среднем или выше среднего росте. Астеник – обычно худой или тонкий
человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на
самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие
руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой
мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями.
2. Атлетическому типу свойственен сильно развитый скелет и мускулатура.
Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами,
мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается развитыми внутренними полостями тела,
склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном
аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между
плечами.
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти
подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики,
определенным образом коррелирует со склонностью к психическим
заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего
болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим
заболеваниям более склонны астеники и атлетики.
Заболевания, по мнению Кречмера, представляют собой “карикатуры
определенных нормальных типов личности” [Немов Р.С. Психология , М:1998.
– С. – 408]. Тот тип нормальных людей, который по своим психологическим
особенностям напоминает шизофренников, Кречмер назвал ”шизотимным”; тех,
кто напоминает больных маниакально-депрессивным психозом, -
“циклотимиками”. “Шизотимикам” свойственны такие черты характера, как
аристократичность и тонкость чувств, склонность к отвлеченным
размышлениям и отчуждениям, холодность, эгоистичность и властность,
сухость и отсутствие эмоций. “Циклотимики” описываются им как люди,
обладающие веселостью, болтливостью, беспечностью, задушевностью,
энергичностью, склонностью к юмору и легкому восприятию жизни.
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она
содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии
действительно обнаружилось, что люди с определенными типом строения тела
имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями
соответствующих черт поведения.
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых
отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего
обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода
психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к
другим.

Будучи крайними вариантами нормы, акцентуации характера сами по себе
не могут быть клиническим диагнозом. Они являются лишь почвой,
предрасполагающим фактором для развития психогенных расстройств (острых
аффективных реакций, неврозов, ситуативно обусловленных патологических
нарушений поведения, психопатических развитий, реактивных и
эндореактивных психозов). В этих случаях от типа акцентуации зависит как
избирательная чувствительность к определенного рода психогенным
факторам, так и особенностям клинической картины.
При эндогенных психозах некоторые типы акцентуаций, видимо, также могут
играть роль предрасполагающего или повышающего риск заболевания фактора
(шизоидная и сенситивная акцентуации в отношении вялотекущей шизофрении,
циклоидная — в отношении маниакально-депрессивного и шизоаффективного
психозов).
В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации
характера — явная и скрытая.
Явная акцентуация. Эта степень акцентуации относится к крайним
вариантам нормы. Она отличается наличием довольно постоянных черт
определенного типа характера. Тщательно собранный анамнез, сведения от
близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников
позволяют распознать этот тип. Однако выраженность черт определенного типа
не препятствует возможности удовлетворительной социальной адаптации.
Занимаемое положение обычно соответствует способностям и возможностям. В
подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при
действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего
сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в
поведении. При взрослении особенности характера остаются достаточно
выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации.

Скрытая акцентуация. Эта степень видимо должна быть отнесена не к крайним,
а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях, черты
определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Даже
при продолжительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном
ознакомлении с биографией трудно бывает составить четкое представление о
типе характера. Такие акцентуации могут проявляться неожиданно под
влиянием ситуаций и травм, которые предъявляют повышенные требования к
“месту наименьшего сопротивления”. Психогенные факторы иного рода, даже
тяжелые, не только не вызывают психических расстройств, но могут даже не
выявить типа характера. Если же такие черты и выявляются, это, как правило,
не приводит к заметной социальной дезадаптации.


3. Основные типы акцентуаций характера.


Одна из классификаций принадлежит известному отечественному психиатру
А.Е.Л ичко. Эта классификация построена на основе наблюдений за
подростками. Более поздние классификации характеров строились в основном
на описаниях этих акцентуаций.
Акцентуация характера, по Личко, - это чрезмерное усиление отдельных
черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы
отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.
Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются
в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор
классификации так: “При действии психогенных факторов, адресующихся к
“месту наименьшего сопротивления” могут наступать временные нарушения
адаптации, отклонения в поведении” [ Немов Р.С. Психология , М:1998. – С.
– 409]
Гипертимный тип. Подростки, относящиеся к гипертимному типу, с детства
отличаются большой шумливостью, общительностью, чрезмерной
самостоятельностью, даже смелостью, склонностью к озорству. У них нет ни
застенчивости, ни робости перед незнакомцами, но зато недостает чувства
дистанции в отношении к взрослым. В играх любят командовать сверстниками.
Воспитатели жалуются на их неугомонность. В школе, несмотря на хорошие
способности, живой ум, умение схватывать все на лету, учатся неровно из-за
неусидчивости, отвлекаемости, недисциплинированности. В подростковом
возрасте главная черта—почти всегда хорошее, даже несколько приподнятое
настроение. Оно сочетается с хорошим же самочувствием, нередко цветущим
внешним видом, высоким жизненным тонусом, активностью и брызжущей энергией,
всегда прекрасным аппетитом и крепким освежающим сном. Лишь изредка
солнечное настроение омрачается вспышками раздражения и гнева, вызванными
противодействием окружающих, их стремлением подавить слишком бурную
энергию, подчинить своей воле. Реакция эмансипации сильно сказывается на
поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и
независимость. Со взрослыми – родителями и педагогами – уних нередко
возникают конфликты. Крайне бурно реагируют на повседневную опеку,
наставления и нравоучения; плохо переносят жесткую дисциплину и строго
регламентированный режим. Но в необычных ситуациях не теряются, проявляют
находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. К правилам и законам
представители этого типа относятся легкомысленно, могут незаметно для себя
проглядеть грань между допускаемым и запрещенным.
Они всегда тянутся в компанию, тяготятся и плохо переносят
одиночество, среди сверстников стремятся к лидерству, при этом не к
формальному, а к фактическому—роли вожака и заводилы. При общительности в
выборе знакомств неразборчивы и легко могут оказаться в сомнительной
компании. Любят риск и авантюры.
Характерно хорошее чувство нового. Новые люди, места, предметы живо
привлекают. Легко воодушевляясь, такие подростки часто не доводят начатое
до конца, непрестанно меняют “хобби”; плохо справляются с работой,
требующей большой усидчивости, тщательности, кропотливого труда;
аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных делах,
легко залезают в долги, любят шиковать, прихвастнуть; склонны видеть свое
будущее в радужных красках. Неудачи могут вызвать бурную реакцию, но
неспособны надолго выбить из колеи. Отходчивы, быстро мирятся и даже дружат
с теми, с кем раньше ссорились.
Половое чувство нередко пробуждается рано и бывает сильным. Поэтому
возможна ранняя сексуальная жизнь. Однако подростковая сексуальная
девиантность бывает мимолетной, склонности к фиксации здесь не
обнаруживается.
Свои способности и возможности обычно переоценивают. Хотя большинство
особенностей своего характера гипертимные подростки хорошо знают и не
скрывают, однако обычно стараются выставить себя более конформными, чем
есть на самом деле.
Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации. На ее
фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные
патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое
поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Гипертимная акцентуация может
быть также почвой для психопатических развитий по гипертимно-неустойчивому
и гипертимно-истероидному типам. Под влиянием повторных черепно-мозговых
травм может сформироваться гипертимно-эксплозивный тип психопатии.
Гипертимный тип акцентуации встречается как нередкий преморбидный фон при
маниакально-депрессивном и шизоаффективном психозах.
Циклоидный тип. В детстве не отличаются от сверстников или производят
впечатление гипертимов. С наступлением пубертатного периода может
возникнуть первая субдепрессивная фаза. В дальнейшем эти фазы чередуются с
фазами подъема и с периодами ровного настроения. Длительность фаз меняется
— сначала дни, потом 1—2 недели, с возрастом они могут удлиняться или,
наоборот, сглаживаться.
В субдепрессивной фазе отмечаются вялость, упадок сил, все валится из
рук. Что раньше давалось легко и просто, теперь требует больших усилий.
Труднее становится учиться. Общество окружающих людей начинает тяготить,
компании избегаются, приключения и риск теряют привлекательность. Подростки
в эти дни становятся вялыми домоседами. Мелкие неприятности и неудачи,
нередкие в этот период из-за падения работоспособности, переживаются
тяжело. Хотя на замечания и укоры часто отвечают раздражением, грубостью,
но в глубине души впадают в еще большее уныние. Больше жалуются на скуку.
Однако, если в эти дни выпадают серьезные нарекания или большие неудачи,
особенно если они унижают самолюбие, легко могут возникнуть мысли о
собственном безволии, неполноценности, никчемности и быть спровоцированы
острые аффективные реакции с суицидными попытками.
Аппетит снижается. Даже любимые кушанья не доставляют прежнего
удовольствия. Бессонницы у подростков обычно не бывает. Иногда жалуются на
то, что стало трудно уснуть и почти всегда на вялость и разбитость по
утрам.
В период подъема циклоидные подростки выглядят как гипертимы. Бросаются в
глаза не свойственные им обычно рискованные шутки над старшими и желание
везде и всюду острить.
Самооценка формируется постепенно, по мере накопления опыта “хороших” и
“плохих” периодов. При недостатке такого опыта она может быть очень
неточной.
Лабильные циклоиды представляют собой форму акцентуации,
промежуточную между типичными циклоидами и лабильными подростками. Фазы
здесь очень коротки — один — два дня. В “плохие” дни дурное настроение
обычно не сочетается с упадком сил или неудовлетворительным самочувствием.
В пределах одного периода возможны короткие перемены настроения, вызванные
соответствующими событиями или известиями. Но в отличие от описываемого
далее лабильного типа акцентуации нет чрезмерной эмоциональной
реактивности, постоянной готовности настроения круто меняться от
незначительных причин.
Циклоидной психопатии не существует. При резко выраженной
циклоидности возникает циклотимия, которую правомерно рассматривать как
легкую форму маниакально-депрессивного психоза. Сама циклоидная акцентуация
может быть фоном для развития как этого, так и шизоаффективного психозов.
Лабильный тип. В детстве не отличаются от сверстников или
обнаруживают склонность к невротическим реакциям. Главная черта в
подростковом возрасте — крайняя лабильность настроения, которое меняется
слишком часто и чрезмерно резко от ничтожных и даже незаметных для
окружающих поводов. Кем-то нелестно сказанное слово, неприветливый взгляд
случайного собеседника способны вдруг погрузить в мрачное расположение духа
без каких-либо серьезных неприятностей и неудач. И наоборот, интересная
беседа, мимолетный комплимент, от кого-то услышанные заманчивые, но
малореальные перспективы способны вселить веселость и жизнерадостность и
даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те чем-либо не напомнят
о себе. Во время откровенных и волнующих бесед можно видеть-то готовые
навернуться на глаза слезы, то радостную улыбку.
От настроения в данный момент зависит все: и самочувствие, и сон, и
аппетит, и работоспособность, и общительность. Соответственно настроению и
будущее - то расцвечивается радужными красками, то представляется унылым и
безнадежным, и прошлое предстает то как цепь приятных воспоминаний, то
сплошь состоящим из неудач и несправедливостей. Повседневное окружение то
кажется милым и интересным, то безобразным и скучным.
Таких подростков отличают глубокие чувства, искренняя привязанность к
тем, от кого они видят любовь, заботу и внимание. Привязанности
сохраняются, несмотря на легкость и частоту мимолетных ссор. Утраты
переносятся тяжело. Не менее свойственна и преданная дружба. Предпочитают
дружить с тем, кто в минуты грусти и недовольства способен утешить,
отвлечь, при нападках — защитить, а в минуты подъема разделить радость и
веселье, удовлетворить потребность в сопереживании. Любят компании, смену
обстановки, но в отличие от гипертимных подростков ищут в них не поле
деятельности, а только новые впечатления. Чуткость ко всякого рода знакам
внимания, благодарности, похвалам и поощрениям, которые доставляют
искреннюю радость, не сочетается ни с заносчивостью, ни с самомнением.
Тяга к группированию со сверстниками целиком зависит от настроения. В
хорошие минуты ищут компании, в плохие избегают общения. В группе
сверстников на роль вожака не претендуют, охотно довольствуясь положением
опекаемого и защищаемого другими любимца и баловня. Хобби ограничиваются
информативно-коммуникативным типом, иногда художественной
самодеятельностью, да еще некоторыми домашними животными (особенно
привлекательна собственная собака, которая служит громоотводом для эмоций
при перепадах настроения).
Своеобразная избирательная интуиция позволяет таким подросткам сразу
чувствовать, как к ним относятся окружающие, при первом контакте определяя,
кто к ним расположен, кто безразличен, а в ком таится хоть капля
недоброжелательности или неприязни. Ответное отношение возникает
незамедлительно и без попыток его утаить.
Самооценка отличается искренностью и умением правильно отметить
черты своего характера.
“Слабым звеном” данного типа является отвержение со стороны
эмоционально значимых лиц, утрата близких, разлука с ними.
Акцентуация, по лабильному типу часто сочетается с гармоничным
психофизическим инфантилизмом, а также с вегетативной лабильностью и
склонностью к аллергическим заболеваниям. Этот тип акцентуации служит
почвой для острых аффективных реакций, неврозов, особенно неврастении,
реактивной депрессии и для психопатических развитий.
Астеноневротический тип. С детства нередко выявляются признаки
невропатии: плохой сон и аппетит, капризность, пугливость, плаксивость,
иногда ночные страхи, ночной энурез, заикание и т.п. В других случаях
детство проходит благополучно, и первые признаки астеноневротической
акцентуации возникают только в подростковом возрасте.
Главными чертами являются утомляемость, раздражительность,
мнительность и капризность. Утомляемость особенно проявляется при
умственных занятиях или при физических и эмоциональных напряжениях,
например, в обстановке соревнований. Раздражительность ведет к внезапным
аффективным вспышкам, возникающим нередко по ничтожному поводу.
Раздражение, зачастую изливаемое на случайно попавших под руку, легко
сменяется раскаянием и слезами. Такие подростки внимательно прислушиваются
к малейшим телесным ощущениям, охотно лечатся, укладываются в постель,
подвергаются врачебным обследованиям.
Подростковые нарушения поведения типа алкоголизации этому типу не
свойственны. К сверстникам тянутся, ищут компании, но быстро от нее устают
и предпочитают одиночество или общение с близким другом. Самооценка обычно
прежде всего отражает заботу о здоровье.
Этот тип акцентуации является почвой для развития неврастении, острых
аффективных реакций, реактивных дегрессий, ипохондрических развитий. Срывы
часто возникают тогда, когда подросток осознает нереальность надежд и
желаний. Тяжелые болезни у близких и знакомых усиливают ипохондричность.
Сенситивный тип. С детства пугливы и боязливы. Ч

Новинки рефератов ::

Реферат: Ответы на вопросы по курсу "Системное программирование" (Компьютеры)


Реферат: Коммуникации в организации (Психология)


Реферат: Правовое положение иностранных граждан в России (Международное частное право)


Реферат: Методические подходы, формы и методы регулирования занятости слабозащищенных слоев населения (молодежи) (Социология)


Реферат: Музыкальная драматургия в рок музыке (Музыка)


Реферат: Отечественная педагогика до 18 в (Педагогика)


Реферат: Измерение неэлектрических величин (Физика)


Реферат: Сравнение теорий Маслоу и Леонтьева (Психология)


Реферат: Коррекционная работа по совершенствованию грамматического строя речи учеников 7-х классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. (Педагогика)


Реферат: Религиозные воззрения сакских племен (Мифология)


Реферат: Российская школа как историко-культурный феномен европейского образования (Педагогика)


Реферат: Cельское хозяйство (Сельское хозяйство)


Реферат: Антигитлеровская коалиция: военно-политические проблемы и отражение их в современной и советской историографии (История)


Реферат: Демократия и Гражданская культура (Статья) (Политология)


Реферат: Коммерческая тайна и ее защита (Предпринимательство)


Реферат: Topics (Иностранные языки)


Реферат: Социологии + программа для социологических исследований (Социология)


Реферат: Александр Сергеевич Грибоедов (Литература)


Реферат: Законодательство о защите природы (Экологическое право)


Реферат: Политология (шпаргалка 2002г.) (Политология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист