GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4) (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Шпаргалка по философии (Основные понятия. 4 страницы формата А4) (Философия)



1. Предмет философии и ее функции в обществе.
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия зародилась около
2500 лет назад в странах востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее развитые
формы она приобрела в Др. Греции. Философия - любовь к мудрости. Философия
пыталась вобрать в себя все знания, т.к. отдельные науки не в состоянии
были дать целостную картину мира. Вопрос о том что есть мир - основной
вопрос философии. 2 основных направления:1) философский материализм (
Демокрит ), и 2)философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась
понять не только мир вне человека, но и самого человека. Философии
свойственно стремление к максимальному обобщению результатов познания. Она
изучает не мир в целом, в мир как целое.

Философия имеет большое воздействие со стороны общества. На нее влияют
политический и общественный строй, государство, прелигия. Но и сама
философия влияет на исторический процесс своими передовыми идеями. Поэтому
она имеет следующие функции:

1. она выполняет мировоззренческую функцию, т.е. помогает сформировать
целостную картину мира.

2. методологическая, поисковая функция. В этом смысле она формулирует
правила познания для всех частных наук.

3. функция социальной критики. Она осуществляет критику существующего в
обществе порядка вещей.

4. конструктивная функция. Она означает способность отвечать на вопрос о
том, что должно быть в будущем. Взгляд и предвосхищение будущего.

5. идеологическая функция. Участие философии в выработки идеологии как
системы взглядов и идеалов.

6. функция отражения или обобщения культуры. Философия является стержнем
духовной культуры общества. Она формулирует наиболее значимые идеалы своего
времени.

7. интеллектуальная функция. Способствует развития у человека способности к
теоретическому мышлению, через нее передается познавательный образ.

2. Истоки философии, их характеристика
Термин философия впервые родился в др. Греции, авторм является Пифагор.
Именно он впервые назвал философию философией. Философия (с греч.) – любовь
к мудрости. Пифагор имел в виду, что философия – это мудрость, и человек
любит ее, тянется к ней. Однако через это понятие содержание не
раскрывается. Выходя за рамки термина, философия – это многообразная,
сложная форма человеческой духовности. Ее можно рассматривать в разных
аспектах. Философия, которая имеет дело с определенными знаниями человека о
мире, она помогает познать человеку мир. Философия в ряде случаев может
выступать как религия. Многие вопросы очень близки в этих понятиях, но
ответы разные. Вечен ли мир, имеет он конец или начало? Философию можно
рассматривать, как элемент духовной культуры. Она всегда входила и занимала
особое место там. Любая философия может рассматриваться, как форма
мировоззрения. Предварительно уясним, что такое мировоззрение. Человек в
своем жизненном потоке осваевает реальность, в которой он находится.
Основные усилия осознавшей себя философии, святся к тому, чтобы найти
высшее начало и смысл бытия. Уникальность и смысл бытия человека в мире,
отношение человека к Богу, проблемы сознания, идея души, ее смерть и
бессмертие, идея познания, проблемы нравственности и эстетики, социальная
философия и философия истории, а так же история самой философии – таковы
основные проблемы философской мысли.
3. Основной вопрос философии.
О.в.фс. есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы,
объективного и субъективного, психического и физического, материального и
идеального, материи и сознания и т.д.
О.в.фс. имеет две стороны:
1) что первично, что вторично
2) познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому
этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким
он отражается в его сознании)
При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и
идеализм
М. считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично
(производно от материи)
Идеалисты считают наоборот.
Разновидности идеализма:
1) объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне,
независимо от человека: Платон, Гегель
2) субъективный идеализм – направление в философ. которое за основу
принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус
Общее между объект. и субъект. идеализмом в решении первой стороны О.в.фс.
заключается в том, что они за основу принимают идею.
К решению второй стороны философы относились по разному.
субъектив. идеализм исходил из основного положения: мир познаваем не
полностью, ощущение - единственный источник познания
Гегель считал, что познаваемы мысль, мышлен. чел-ка, абсолютная идея и
дух.
Фейербах - процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения
дают не полное представление об окружающей действительности и дальнейший
процесс познания происходит при помощи восприятий (материалист)
Франц. материалисты 18 в.:Толон, Гельвеций, Гольбах - процесс познания
происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии
познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция суб.
идиализма)
Кант – агностик.
Агностицизм - направление, сомневающееся в возможности познания мира
Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность.
Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции
субъект. идеализма.

4. Диалектика и ее исторические формы
Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо
рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-
вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с
диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята
только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено
развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному,
нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же
метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения
историко-философского опыта.
В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:
1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель –
Гераклит).
2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII –
первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).
3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский,
Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).
4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).
5. Милетская философская школа
Философия началась с Фалеса, который сказал, что все произошло из воды.
Фалес - уроженец Милета в Малой Азии. Греки поддерживали связи с Египтом.
Предполагают, что Фалес ездил в Египет и привез оттуда сведения по
геометрии.

Фалес был одним из семи греч. мудрецов. "Вода есть наилучшее". Он думал,
что вода - есть первичная субстанция, а все вокруг происходит из нее, что
Земля покоится на воде.
Анаксимандр - гораздо более интересен, чем Фалес ( примерно 6 век до н.э.
). Утверждал, что все вещи произошли из единой субстанции, но не из воды.
Первосубстанция бесконечна, вечна, временна и объемлет все миры, т.к.
Анаксимандр считал наш мир одним из многих. Первосубстанция превращается в
различные субстанции, а те переходят друг в друга. Он считал, что
первосубстанция не может быть определенным элементом, иначе он бы поглотил
все остальные. Живые существа возникли из влажного элемента, когда он
подвергся выпариванию Солнцем. Человек, как и другие животные, произошел от
рыб.

Предполагается, что он первым сделал карту Земли ( в форме цилиндра ).
Солнце больше Земли в 27-28 раз.
Анаксимен - около 5 века до н.э. Главной субстанцией является воздух. Душа
состоит из воздуха. Огонь - разреженный воздух. Сгущаясь, воздух становится
сперва водой, затем землей и, наконец, камнем. Земля по форме подобна
круглому столу, а вокруг воздух.
Вывод: Милетская школа важна не своими достижениями, а исканиями.
Философские построения Ф. А. А, следует рассматривать, как научные гипотезы
6. Философия Демокрита
Предпосылкой атомизма (А) была потребность дать матер. Объяснение
наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон,
доказал что гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени
ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам. А. предполагали сущ.
беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх.
движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности,
видели в них непроницаемые атомы.
Основатель А. - Левкипп.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших
недел. частиц и пустоты.все происходит в силу закона причинности и
достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все
возникает в силу необходимости и на каком-то основании.
Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ) - Сущ. атомы и пустоты,
образующие своими бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Ощущ.
представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания.
Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким
усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование
удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением.
Д. говорит отом,что ф. занимается изучением не того, что известно
всем, а того , что лежит в основе всего, образует его причину. Атомы суть
всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все
эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между
собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают,расходятся и снова
сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие
сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.
Ат. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и
смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных
атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания
- ощущения. От вещей отделяются "видики", они несутся во все стороны в
пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры, возникает образ
предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ
предмета. Однако маленькие предметы недоступны чувствам, Такие св-ва вещ.
постигаются умом.
Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком,
безмятежная и благодушная. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и
спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга,
мерой во всем… Без этого не могут быть достигнуты ни искусство, ни
мудрость.

7. Философия Платона
(427-347, «Государство, законы») Платон - основатель объективного
идеализма. Согласно учению Платона лишь мир идей представляет собой
истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто среднее между бытием и
небытием, они только тени идей. Мир идей - божественное царство, в к-ром до
рождения человека пребывает его бессмертная душа. Затем она попадает на
грешную землю, где временно находясь в чел. теле, как узник в темнице она
вспоминает о мире идей. Бытие содержт в себе противоречия: оно едино и
множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво. В космогоническом
учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл неделимые
треугольники или геометрическте бестелесные атомы. Теория познания Платона
опирается на его учение о душе. П считал, что человек, как телесное
существо, смертен. Душа же его бессмертна. Когда человек умирает, его душа,
по П, не погибает, а лишь освобождается от телесного покрова как своей
темницы и начинает свободно путешествовать в поднебесной сфере. Во время
этого путешествия она соприкасается с миром идей и созерцает их. Поэтому
суть процесса познания состоит в припоминании душой того идей, которые она
уже созерцала. Истинное знание дает только мышление. Мышление же это не
зависимый от чувственных восприятий абсолютно самостоятельный процесс
припоминания. Только мышление дает знание идей. Чувственное восприятие
пораждает лишь мнения о вещах.
Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом,
аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной
части над страстями и вожделениями возм при соотв воспитании. Т.к. люди не
могут личными усилиями прибл к совершенству то необходимо гос-во и законы.
Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб граждан. В уч. о
делении граждан на разряды П руководствуется своей классиф частей души.
Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал
план общежития, основанного на устранении - личной собственности, а также
учение о общности жен и гос воспитании детей.

8. Философия Аристотеля
Аристотель (384 - 322 гг до н э). Он критикует Платона за то, что тот
приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от
чувственного мира. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью
бытие. Она отвечает на вопрос: «Что есть вещь?» Ар-ль делит сущности на
низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя– это
первичный материал, потенция вещей.Форма придает материи актуальное
состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность. Т о, Ар-ль
понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар-лю – это
активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет
чистыми формами. Наивысшая сущность – Перводвигатель, который служит
источником жизни и движения всего космоса. Аристотель выделяет 4 вида
причин бытия:1) Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат.
2)Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию
бытия. Каждая вещь есть то что она есть. 3)Действующие или производящие –
рассматривающие источник движения и превращения возможности в
действительность, энергитическая база формирования вещей. 4)Целевая или
конечная причина, отвечающая на вопросы «Почему?» и «Для чего?». Ар-ль
всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может
произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией Ар-ль
понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса.
Учение о перводвигателе. Т.к. движение вечно, Аристотель предполагал, что
должно существовать нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть
первый двигатель. Сам он не может находиться в движении, ибо тогда
следовало бы предположить наличие еще одного двигателя. «Первый двигатель»
для своей деятельности не нуждается в существовании других тел, он сам есть
энергия, чистая деятельность. Будучи энергией, перводвигатель не обладает
материей, он есть чистая форма – цель. Душа явл-ся формой по отношению к
материи. Однако, по Ар-лю, присуща лишь живому существу. Ей обладают только
растения, животное и человек. Растительна душа ведает функциями питания
роста и размножения – общими для живых существ. Разумной душой обладает
лишь человек. Разумная душа - такая часть души, которая познает и думает.
Разум составляет основное начало этой души. Отличие чел-ка от животного –
это способность к интелектуальной жизни.
9. Средневековая Философия. Фома Аквинский
Возникло феод. общество (крепостное право). Знач. роль играло
духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами
просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и
образованности в Европе. В условиях жесткого диктата церкви и гос власти ф.
была объявлена служанкой богословия. Эта фил. получила название
"схоластики".
Схоластика. Гл. направление в разв ф. среднев. Она преподав в школах
и университетах. 3 периода: 1.ранняя схол.(9-12в) 2.период зрелости(13в)
3.упадок (14-15в) Центр. вопрос - о отношении знания к вере. Считалось ,
что истина уже дана в библ. текстах и необходимо правильно истолковать их.
Т.к. б. тексты отличались иносказательным хар., то для их толкования
требов. изощренная логика.
Бог един, но троичен в трех лицах - отец, сын и святой дух.Отсюда вопрос об
отношении общего к единичному.Спор по этому пов. известен как спор о
универсалиях, т.е о прир. общих
родов и понятий. Сущ. 2 основных решения этого вопроса.1. общие роды
(унив.) сущ. реально, независимо от чел. - реализм.
2. Универсалии не сущ. реально, незав от челов. Сущ. только индивидуальное
и только оно может быть предм. познания. - номинализм
Фома Аквинский(1225-1274). Осн. цель отработка основных догматов хр.
вероучения в
формах здравого смысла. Душа чел.- есть формообраз принцип, однако свое
полное индив. воплощение она получает только при соедин. с телом.
Важн значение имело учение о различии сущности и
существования. Они совпадают только в боге. Существов. выше сущности,
относится к ней как действительность к возможности.
Док-во сущ. бога. Каждая явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице
причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины.
Проблема двух законов –1) божественный, который определяет господство
церкви над государством, и 2)естественный – что бог вложил в умы людей.
Фома Аквинский - средневековый католич.теолог, монах-доминиканец, ученик
Альберта Великого, в 1323 г.был причислен к лику святых.
Значительное влияние на фил-ию Ф.А. оказали и учения неоплатонизма. В
споре об универсалиях занимал позиции “умеренного реализма”, признавал
универсалии трех видов: до единичных вещей (в божественном разуме), в самих
вещах (как общее в единичном) и после вещей (в познающем их человеческом
разуме). Осн.принцип фил-ии Ф.А.- гармония веры и разума; он считал, что
разум способен рационально доказать бытие бога и отклонить возражения
против истин веры
10. Философия эпохи возрождения
Возрождение - философ.и социолог.учения в эпоху становления раннего
буржуазного общ-ва (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в
эту эпоху оставалась схоластика, но успехи в географии, в медицине, научная
анатомия, возникновения символов в математике сломило господство церкви
Прежде всего возр. проявилась в этике. Возобновление этических учений
стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Валла), направленных против христианской
морали. Валла - этика Эпикура, стремление всего живого к избеганию
страданий. Душа есть единое и неделимое, е способности есть ощущения, и это
единственный источник познания. Наслаждение - высшее благо. На личном благе
строятся отношения людей в обществе.
Для В характерен взгляд на природу как на разумное, одушевленное целое,
подчиняющееся законам. Основа этого - пантеизм.1)Натуралистический -
одухотворение природы, наделение ее божественными свойствами, растворение
бога в природе. Человек есть часть природы, его любовь к познанию
бесконечного и сила разума возвышают его над миром.
2)Мистический - растворение природы в боге.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские
концепции. Наиболее важными результатами этого естественно- научного
направления в философии были:
1) методы экспериментально - математического исследования природы; по
Галилею, все явления можно свести к количественному отношению. К истине
приводят два метода: резолютивный (аналитический, разложить явление на
элементы) и композитивный (синтетический, осмысление явления в
целостности). 2) детерминистское истолкование действительности; найдены
фундаментальные законы механики, что говорит о том, что существует
естественная необходимость. 3) формулировка научных, свободных от элементов
антропоморфизма (наделение субъектов, с кот.человек соприкасается в своей
жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике
Общ-во - сумма изолированных индивидов. Необходимо светское государство.
Движущая сила - человеческий эгоизм, что и надо обуздывать государством.
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения
выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы. Антропоцентризм-
воззрение, согласно
кот.человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм- отражаемый антропоцентризм, кот.исходит из человеч.сознания
.Гуманизм начинается тогда, когда человек начинает рассуждать о самом себе,
о своей роли в мире, о своей сущности и предназначении, о смысле и цели
своего бытия. В узком смысле слова гуманизм - идейное движение, содержанием
кот.является изучение и распространение античных языков, литературы,
искусства и культуры.
11. Философия Нового времени
Характерна ориентация на познание реальности, основанное на чувственном.
Формирование естествознания связано с тенденцией познания на единичных,
изолированных фактах, не определяющих систему целостно. Встает вопрос о
сущности и характере самого познания, что приводит к повышению значимости
гносеологической ориентации новой философии. Стремление к систематизации,
количественный рост и усилившаяся дифференциация познания вызывают развитие
теоретического мышления, не только ищущего причинно следственного
(связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными явлениями и
областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа мира,
опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению
взаимосвязей и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли
рационального рассмотрения, поэтому с развитием чувственного эмпирического
познания мира развивается и точное, рациональное математическое мышление.
Основные представители: Ф.Бекон, Р.Декарт.
12. Философия И. Канта
Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Он был не только фил, но также
крупным ученым в обл естествознания.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)
пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики
исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная
наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытает ся строго отделить явления от вещей в себе.
Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь
явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это учение -
агностицизм
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств и
вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей чувственности, ни понятия и сужд.
нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теорет. знания о
“вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это математика и
естествознание.
Учение о знании. Знание всегда выраж в форме суждения. Сущ 2 вида
суждений:1) аналитические уждения. Пример: все тела имеют протяжения
2)ситетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы.
Есть 2 класса синт суждений. 1. обнаруживается в опыте (нек лебеди черны)
- апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте - априорные суждения.(
все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение
Чувственное познание. У К простр и время перестают быть формами сущ вещей.
Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет
естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом
содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,
получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка.
Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без
понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает
необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел
есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но
чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания , а значит
свободен.
13. Философия Гегеля
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика
Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
Гегель сформулировал законы и категории диалектики. Категории качества и
количества. Качество это то, без чего объект существовать не может.
Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество
плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода
количественных отношений в качественные (при изменении количественных
отношений после определенной стадии происходит изменение качества из-за
неразрушения меры). 2. Закон направления развития (отрицание отрицания).
Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта, полностью его
уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого
объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед.
Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое
отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация
одной из сторон или компромисс.
14. Антропологический материализм Фейербаха
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872).
Феербах считает, что вопрос об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности
человека, ибо мыслит лишь чел. Следов фил.,поскольку она реш вопрос об
отнош мышл к бытию, должна быть антропологией, т.е. учением о чел, в
существовании, в деят которого этот вопрос находит свое фактическое,
реальное решение.
Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение
присущей ему биол, физиолог. Деятельности. Существенным содержанием и
назнач. антрополог. принципа является по Ф. научное истолкование
общественного сознания, в кот он видит отражение сущности чел. Эта сущность
по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца, многообразие пережив
индивида.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл
единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему
прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе. Природа вечна.
Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир
бесконечна в пространстве.
Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф
материализма. Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его
способности достичь более глубокого познания действительности. Задача
мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные,
осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не
являющееся содержание. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о
чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия.
15. Характерные черты марксистской ф.
Общая философия - диалектический материализм, в рамках которого развита
теория исторического процесса- исторический материализм..
Диалектический материализм впервые распространяет мат понимание не только
на природу, но и на общество. Отсюда теория прибавочной стоимости и теория
исторического процесса.
Теория познания. Общественно-экономическая практика есть основа,цель и
критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике
Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия,
опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это предмет
приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка природы
людьми(материально-производственная деятельность) и2)обработка людей
людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь
является практической.
Исторический материализм. Основа любого человеческого общества - добывание
средств к жизни. Каждая система произ отнош возникает на определенном этапе
развития производственных сил.
Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия,
искусство), отношений между людьми- идеология и учреждений и организаций
-суды, партии, церковь и т.д.Надстройка вначале служит укреплению базиса,
но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новый
базис,который вызревает в рамках старого, и кол перех в кач, революционный
переход о одной ощественно-экономической формации к другой.
Общественно-экономический формации - первоб, рабовлад, феодал,капитал,
коммунизм первая стадия - социализм. Основной движущей силой истории
выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается.
Отчуждение- процесс превращение деятельности человека и продуктов этой
деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу.
Отчужденный труд М рассм в 4 аспектах. 1.Рабоч использует матер,
взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты
труда. Ни исх материал, ни прод ему не ринадлежат - они ему чужие. Природа
делается для раб только средством труда, а предметы, кот создаются в
производстве - средством жизни, физ существования. Раб полностью от них
зависит.
2. Процесс труда для р принудителен. Только вне труда р. свободен
3. Труд подневольный отнимает у чел его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в
природе. Жизнь чел неразрывно связана с прир. Эта связь – деятельный
контакт с прир, в кот главное - труд, производство. Но для раб труд - лишь
средство для поддержания собственной жизни, а не рода.
4.Подневольный труд порождает отчужд между людьми. Раб чужды друг другу,
поскольку они конкурируют за возм трудиться.
Не только р. но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми
тоже отчужденные.
Устранение отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел
собственной подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с
освобождением кот в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если
чел начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае
труд станет средством саморазвития человека, в
реализацию человеком своих лучших сторон.
16. Этапы становления и характерные черты русской философии
Фил. мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако
специф
Р фил во многом складывалась под влиянием социально культурных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 -
1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции,
считая,что "бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по
себе".Впервые в рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.
Самостоятельное философское творчество возникает в нач 19 в.
Выдающимся рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-
1856).
Его общефил концепция - дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из кот образуются все тела. Тела сущ в
простр.Движ и взаимодействие рассматривалось им в духе механицизма.
Человек есть объективное единство 2 миров - физ и духовного, как
существо
свободное. Задача фил изучать человека именно как духовное существо.
Идеи коллективизма - человеческая коллективность определяет
индивидуальность, а коллективный разум - субъективный. коллективная
сущность человека есть то, чем он отличается от животного.
Своеобр направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В центре
их внимания нах судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. Возрождение форм
патриархата, возврат к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция
имеющая провиденциальный и религиозно-мистический характер.
Западники-материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен
(1812-1870), Огарев, Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-
1861), Д.И.Писарев
(1840-1868). Они являлись не только филос теоретиками, но и идеологами р.
рев демократии. Р ф прошли поучительную школу нем клас фил и Фр
просвещения.
Герцен. Основоположник народничества. Единство бытия и мышления, природа
сущ-ет независимо от человека, а законы мышления есть отражение законов
бытия. Личность создается средой и событиями, а последние несут на себе ее
отпечаток.
Огарев. Материалист и атеист. Критика церкви как рабского страха,
разработка общинного социализма, признание важной роли экономического
фактора в историческом процессе.
Белинский. Идеи необходимости прогресса, бурж порядки более прогрессивны,
поэтому об отмене патриар на Руси.
Чернышевский.. Человек - природное существо, его организм един, а сознание
есть проявление материальной субстанции. Антропологический принцип
60-70 гг. складывается народничество, идея прихода к соц, минуя капитализм.
Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин, Ткачев, Михайловский,
Мечников).

Почвенники - нац почва как основа соц и духовного развития России. Разрыв
интеллигенции с народной почвой надо преодолеть на основе духовного
единения всех сословий.
Григорьев, Страхов, Дост.

Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он
пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в
кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связ с
усвоением религиозно-нравств идей. Отказался от рев борьбы. Исповедовал
идеи почвенничества, для кот хар-но религ ориентированность. Истинный путь
свободы - путь Богочеловека.
Самобытным р мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике
общ-полит устройство Р, Т уповал на нравственно-религиозный прогресс в
сознании чел. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей
любви. Всякая власть - насилие - отрицание гос-ва.
17. Характерные черты и основные направления философии ХХ века
философское знание этого столетия проделало значительную эволюцию, которую
можно охарактеризовать рядом отличительных признаков.
. отход философии от узкого, преимущественно рационалистического
философствования, ориентированного на определенные-политические взгляды и
религиозные (атеистические) убеждения к философствованию всё более
плюралистическому и толерантному, основанному на принципах встречи или
диалога
. Философия XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и
пониманием, между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это
продвинуло философию вперед не только в традиционной области, но и
помогло найти новые исследовательские поля
. Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно
освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на
протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и
идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской
теории. Особенно в странах социалистического лагеря. На протяжении
десятков лет исследователи не имели .возможностей заниматься теми
вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или
иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и
партийные документы.
. Особенностью философского знания XX века является его четкая детерминация
научным аппаратом современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы
математичесих наук, системный подход, принципы синергетики). Для
философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем
сущности и существования человека
. В XX веке философия все дальше отходит от вульгарного и грубого
материализма, от догматизированного и примитивного марксизма, она все
больше стремится к тому, чтобы исследовать мир комплексно
. Философия XX века открывает и разрабатывает новые области
философствования, такие как философия культуры, философия техники,
философия жизни и др..
. Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы
современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в
одну — это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым
решением вечного вопроса философии — в чем смысл жизни и предназначение
человека.
. Философия XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира,
стремится помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего,
а не ложного смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего
творческого потенциала. Современная философия не навязывает одной-
единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней
инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе
своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе.Даже
краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом
веке показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за
истекшее столетие.
Философия XX века представляет собой многообразное и плодотворно
развивающееся философствование человечества о коренных проблемах бытия
Природы, Космоса, Человечества и Человека


18. Бытие как особая категория. Основные формы бытия
Учение о б. - онтология - одна из центр. проблем ф. В самом широком смысле
слова Б. есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о
существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы Б. - ответы на
вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? - Здесь и везде Как долго? -
Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго сущ. отд. вещи,
организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о единстве
мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка. Третий
аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это дейст-сть,
кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана созн-
ю, действию отд. Индивидов.
Формы Б., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия
и становятся наличным актуальным Б. Но Б. сущего сколько бы оно ни
продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную
форму Б.
Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей
(тел), процессов, кот. в свою очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост.
природы, б. природы как целого, б. вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б.
человека, кот. делится на б. ч-ка в мире вещей и специф. чел. бытие; 3) б.
духовного (идеального), кот. дел. на индив. дух. и объективиров.
(внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на индив. бытие (б.
отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той или иной
формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы формы
Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей
субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,
целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее
отличие. Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для
прир. существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием
только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.

19. Философское понимание материи
Материя - фундаментальная исходная категория фил., от того или иного
ее понимания зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia -
вещество Это веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в
физике.
Первой ступенью в осознании материальности мира был стих материализм.
Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ. в-ва невозможно
объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа своего
превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.
Атомы тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего
существующего. Так зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-
чуть и физ. картина мира получит полную завершенность.
Однако был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом
оказался вовсе не мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и
ядерных сил тоже внесли свою лепту.
Первоначально поле понималось как окруж какой-нибудь предмет
пространство, для каждой точки кот можно определить величину и направл силы
взаимодействия между данным объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но
затем было доказано, что поле не только атрибут объекта, но и самостоят
реальность, т.е. нов вид материи, основным свойством кот. является
непрерывность.
Все это привело к фил кризису . Этот кризис связан с утратой
представл о материи как о веществе.
Единственное свойство материи - “быть объективной реальностью,
существовать вне нашего сознания.
20. Философское понимание движения
В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в
вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной
природе. Движ несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ сущ
материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни формы движ превращ в
другие и ни один вид не берется ниокуда.
Движение материи - не только механическое перемещение тел в пространстве,
но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые
вызываются этими взаимодействиями.
Основные типы движения: 1.- это движение, когда сохраняется качество
предмета; 2.-тип движения, связанный с переходом от одного качества к
другому, с изменением качественного состояния предмета.Это может быть
разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют
особые кач-ва, возникающие в рез-те преобразования исходного предмета.
Процессы, связанные с преобразованием кач-ва предметов, с появлением
новых кач-ых состояний, характеризуются как развитие. Процесс развития -
это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование
новых систем, новых типов организации, кот. рождаются из предшествующих им
систем. Две разновидности процессов развития: 1) процессы качественных
превращений, не выходящие за рамки соответствующего вида материи, опред-го
уровня ее организации. 2) Процессы перехода от одного уровня к другому. В
неживой природе ярким примером первой разновидности развития может служить
эволюция звезд.
Существует несколько качественно различных форм движ материи: механ,
физическая, хим, биологическая, социальная... Качественное разнообразие
одного уровня не м.б. объяснено кач разнообразием другого.
Развитие, необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и
идеальных объектов. В результате Р. возникает новое качественное состояние
объекта, к-рое выступает как изменение его состава или структуры (т.е.
возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей).
Способность к Р составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

21. Пространство и время
Пространство – обычно протяженность, время – длительность. П и в обладают
своими свойствами. П обладает трехмерностью, оно1)симетрично, т е нет не
обратимых процессов,2) пространство однородно (каждая точка пространства м
б взята за начало координат),3)пространство изотропно, т е нет
привелигированных направлений (в верх, в низ, в лево, в право). Время –
длительность, оно асимметрично, т е не обратимо. Время может пониматься по
разному:1) циклическое время (календари); 2)время может толковаться как
некоторая симметрия, т к ряд процессов не является не обратимыми
(соединение Н и О2дает Н2О и обратно, возможно распадение);3) время может
пониматься как стрела, т е время не обратимо, нельзя вернуться в прошлое.
Время отличается от вечности, вечность не меняется и не имеет времени,
вечность это всегда настоящее.
Есть две теории относительности:
1. Специальная. В ней были объединены понятия движение, пространство и
время. П и в меняются в завис-и от скорости движения; ритм времени
сокращаетя и линейные размеры тела сокращаются. Было введено понятие –
пространственно-временной интервал – это величина которая не меняется при
переходе от одной системы отсчета к другой.
2. Общая теория относительности связала в едино понятия тяготеющей массы,
пространства и времени. Ритм времени замедляется . Пространство
искривляется под действием поля тяготения. Наблюдения во время солнечных
затмений показали что пространство искривляется. Из этого были сделаны
следствия на основе геометрии Лобачевского (отрицательная кривизна) и
Римана (положительная кривизна), что при положительном искривлении
пространства вселенная замкнута, а при отрицательном вселенная
бесконечна.
Фридман сделал вывод, что наша вселенная м б стационарной, она или сужается
или расширяется. Наша же вселенная расширяется. Т о 15-20 млрд лет назад
наша вселенная была сконцентрирована в замкнутой форме пространства. У
вселенной есть горизонт, и за пределы какой-то сферы у человека нет
возможности выйти.. Становление вселенной связывают с черными дырами
сверхплотного состояния, которые отличаются тем что в поле их тяготения все
исчезает, даже луч света. Черные дыры это элементарные частицы сжатые
пространством и временем.

22. Происхождение и сущность сознания
1. Самые первые представления о психике и сознании возникли в первобытные
времена, тогда же появились представления и о душе. Под душой древние
люди понимали совокупность психических процессов: думать, чувствовать,
переживать и т. д.
Демокрит.

Душа есть особого рода огонь и теплота. Она состоит из атомов,
имеющих круглую форму, тела этой формы способны проникать всюду и двигать
другие тела.
Душа – материальное образование. Она телесна и отсюда ее другая
особенность – она дар природы и возникла под влиянием естественных сил,
не нуждающихся в существовании сил, стоящих над ней.
Платон.
Придерживался противоположной точки зрения. Считал, что души существовали
прежде, чем появились в облике человека. Существовали без тел, но имели
разумение. Душа существует до человека, вне человека, как особая
надприродная сущность.
Дуализм. Декарт.
Считают, что душа – особая, чуждая материи духовная субстанция. Он
считает душу и тело независящими друг от друга началами.
Психофизический параллелизм.
- разновидность дуализма ( Декарт ). Природа и дух выступают как два
различных начала: основным свойством материи является протяженность, а
основным свойством духа – способность мыслить. Отсюда: идея не имеет
протяженности, а тело не может мыслить.
Идеализм + религия.
Продолжают линию первобытного анимизма, то есть одушевление окружающих
предметов. Первобытные люди наделяли все уголки добрыми и злыми духами.
Пантеизм.

- отождествление Бога с природой. Бенедикт Спиноза пытался отождествить
материю с мировой духовной субстанцией.
Субъективный идеализм.
- отождествляет вещи с ощущениями, восприятиями, мыслями. Такое
отождествление приводит к выводу, будто ощущения существуют вне мозга
человека.
Иной позиции придерживался позитивизм. Бертран Рассел пытался
отождествить психическое с физическим, а это означает, что материальные
предметы превращаются в ощущения и что ощущения выносятся за пределы
нервной системы, то есть Рассел сближает материю и дух, т.к. под материей
он понимает мысль, а под духом ощущения. Под мозгом он понимает
совокупность ощущений и мыслей. Отсюда не мысль в мозгу, а мозг в мыслях.
Фохт, Бюхнер.
Мысль так выделяется мозгом, как желчь печенью.
Диалектический материализм.
Сознание – это функция мозга; свойство высокоорганизованной материи и
форм отражения действительности.
23. Проблема познания в философии
Большинство фил систем нового времени выделяли 2 основных этапа:
Чувственное и рациональное
Ч познание явл начальным этапом познания.
Для познания объектов необход функционирование органов чувств,
нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат
объектов. такая форма деятельности назыв чувств деятельностью или чувств
познаниемЕсть три формы чувственного отражения : ощущение, восприятие и
представление.
Ощущения - простейший и исходный элемент чувств познания.На первом месте
стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние.
Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус,
запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений,
превращения их в восприятие.Благодаря восприятию предмет дается сознанию
именно в своей целостно-предметной форме. Восприятие- целостный образ мат
предмета, данного посредством наблюдения.
Представление. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем
сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда,
когда предмет непосредственно не дан нам.
Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше видение
связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как красивый
или безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека,
воспринимаем его действия и поступки.
В челов чувст восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только
человеку. Чел способен наглядно представить не только то, что видел собств
глазами, едва ли не большая часть его опыта включает образы, кот
почерпнуты из описаний( результаты опыта ряда его предшественников).
РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. Чувственное восприятие чел
конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в
какой мере сод понятий освоено данным чел. Понятия- это такие воплощенные в
словах продукты в социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют
общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе
истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении
вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт , явление.
Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими
людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных
преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее.
Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается
или отрицается что-либо. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений
и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод. Все три формы рац
познания как способности образуют ум, а как процесс - мышление.
Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их
взаимообусловленности. Например, образ яблока есть пересечение
многочисленных понятий и их чувственных показателей. Познание, начинаясь
с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и
поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет
собой единый процесс, тесно связанный с волей и
чувствами.Чувственная форма познания
вбирает в себя опыт мыслительной деятельности.Но мышление и
чувственное познание обладают и относительной самостоятельностью.

24. Методы научного познания
Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического
освоения действительности. Метод способствует достижению намеченной цели.
Методология это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их
эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято
подразделять по широте применимости в процессе научного исследования:
1. Первая группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический,
еще их называют общефилософскими методами.
2. Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые
используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий
спектр междисциплинарного применения.
3. Третья группа методов: частнонаучные, которые используются только в
рамках исследования какой-то конкретной науки или даже конкретного
явления.
Существует два уровня познания, это 1)эмпирический и 2)теоретический. На
эмпирическом уровне используют наблюдение, эксперимент, измерение. На
теоретическом уровне используют идеализацию и формализацию. А метод
моделирования можно использовать на обоих уровнях.
Элементы структуры научного знания:
1. Фактический материал или твердо установленный факт.
2. Научные предположения (гипотезы).
Смена этапов в науке приводит к изменению норм научного познания.
Цель методологии - создать новые способы и методы для решения проблем
современной науки.
С переходом на современном этапе естествознания к изучению больших и
сложноорганизованных объектов (систем) прежние методы классического
естествознания оказались не эффективными. Сейчас мир понимается, как
динамическая система, где компоненты взаимодействуют и приобретают новые
качества. Для изучения такой системы выработан системный подход. Основная
задача общей теории систем состоит в том, чтобы найти совокупность законов,
объясняющих поведение функционирование и развитие всего класса объектов как
целого.
Особенности системного подхода:
1. При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы
рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в
структуре целого.
2. При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних
условий их существования.
Эволюционно-синергетическая парадигма, создание такого подхода стало
возможным на базе нового научного направления - синергетика. Синергетика -
это наука о самоорганизации систем состоящих из множества подсистем самой
различной природы. Другое определение синергетики - кооперация,
сотрудничество, взаимодействие различных элементов систем.
Движение развития науки, поднятие на новый качественный уровень связывали с
НТР.
Положения из синергетического подхода:
1. Сложно организованным системам нельзя навязывать пути их развития.
Наоборот следует понять, каким образом способствовать их собственным
тенденциям развития.
2. Для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития.
Вывод - существуют такие пути развития человека и природы, которые
могли бы устроит человека и не наносить вреда природе.
3. Синергетика дает знания о том, как оперировать сложными системами.
4. Синергетика позволяет раскрыть закономерности протекания быстрых,
нелинейных процессов, которые лежат в основе качественных
преобразований системы.
Два философских направления:
1. Детерминизм - учение о причинной материальной обусловленности
природных, социальных и психических явлений.
2. Индетерминизм - учение, отрицающее какую-либо объективную причинную
обусловленность явлений.
Динамический закон - это физический закон, отображающий объективную
закономерность в форме однозначной связи неких физических величин
выраженных количественно. Исторически первой и простой явилась динамическая
механика Ньютона. Лапласу принадлежит абсолютизация динамических
закономерностей. Согласно его принципу все явления в мире детерминированы,
т.е. предопределены необходимостью.
Статистические законы. Наряду с динамическими законами действуют законы,
которые получили название статистических. Это значит, что предсказать
событие можно не однозначно, а с определенной степенью вероятности.

25. Проблема научной истины

Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством нго
чувственного или интелектуального постижения либо сообщения о нем и
характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Истина есть свойство
знания, а не объекта познания.
Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа.
Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого.
Истиные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ
действия в настоящем и предвидеть будущее.
Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и
заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее
реальности, но принимаемое за истинное.
Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести
кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и
сознательное сокрытие того, что было.
Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений,
убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в
ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок.
Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств
и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания
ограничена уровнем развития общества, науки... Истина поэтому относительна,
ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная
истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.
К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты
событий, рождения , смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания,
кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно
подтверждается жизнью.
Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей,
взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его
развития. Истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные)
Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать
истиность, т.е. действительность своего мышления. Этот принцип выраж в
термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание
соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую
меру объективности, истинности своего содежания.

26. Общество и общественные отношения
Общество - это прежде всего совместная жизнь многих людей, активно
взаимодействующих между собой. Они неизбежно вступают во взаимодействие
друг с другом по поводу удовлетворения их жизненно необходимых
потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения.
Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер и само
общество предстает как совокупность общественных отношений. Произведение
материальных благ есть основа и необходимое условие сущ-ния любого общва.
Все обществ. отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные
(духовно-практические). Решающий структурообраз. эл-т всей системы общ. отн-
й явл. произв. отн-я, которые позв. раскрыть разл. типы связей, что
фиксируется в категориях, позвол. выразить эти многообр. связи. П.о.
охватывают сферу отношений , возникающих в процессе производства мат благ,
обмена ии их распределения. люди не могут производить, не соединяясь для
совместной деятельности. Социальная сфера - отношения классов и этнических
групп, возрастных групп поколений, профессиональных слоев.Здесь же
социальная защита, условия жизни людей, условия образования,
здравоохранения. отношения связаны с удовлетворением соц потребностей, они
отражают уровень благосостояния общ. Здесь же бытовые отношения, структура
семьи и принятые отношения в соц группах.
Политическая сфера направлена на уд политических интересов. Это и митинги,
демонстрации, забастовки, политические акции, переговоры, войны и мир,
выборы. Крайняя форма - революция. Ведущее звено политической системы -
государство, которое осуществляет деятельность власти в интересах господств
в общ социально-классовых сил. С помощью аппарата гос власти они закрепляют
свое влияние во всех сферах жизни. Духовная сфера - отношения чел по
поводу разного рода дух ценностей, распространения и усвоения их слоями
населения. Сюда входит вся система образования и науки, воспитание,
религия. Оказывает влияние на формирование дух начал в жизни, в поведении.
Виды дух отношений - познавательные, нравственные, эстетические,
религиозные, отношения уч и ученика, воспитателя и воспитуемого. Отношения
не могут складываться при отсутствии общения и средств общения.
Средства общения все время развиваются, в последнее время в потрясающем
темпе. Если раньше основным и единственным средством была устная беседа и
переписка, то теперь все больше и больше коммуникационная связь.
Разные исторические периоды в развитии культуры можно связать с
технологией хранения и передачи информации.1) Хранение информации в форме
устного творчества, 2)письменность - редкие книги пишутся от руки
специальными писцами.3) Следующий этап - книгопечатание. Но и книги
не долговечны.
4)Средства быстрой связи - телеграф, телефон, радио, телевизор. Происходит
процесс информатизации общества, характеризующийся нарастанием объема
информации, причем различного характера.
Средства коммун позволяют расширить круг общения, далеко выйти за рамки
непосредственного окружения, служат интеграционным средством.
5) Информатизация привела к созданию всемирной компьютерной сети

27. Общество и природа, их взаимодействие
Возникновение общества. История возникнов общества не отделима от
истории становления самого человека. Являясь час

Новинки рефератов ::

Реферат: Педагогическое мастерство Сухомлинского В.А. (Педагогика)


Реферат: Развитие самостоятельности школьников при обучении математики (Педагогика)


Реферат: Идеи И. Ньютона и К. Линея (Естествознание)


Реферат: Технология изготовления листовой электротехнической стали (Технология)


Реферат: Авторизация и манипуляция в процессах управления (Радиоэлектроника)


Реферат: Истинные знания о жизни. Происхождение человека (История)


Реферат: Правовой статус главы государства в зарубежных странах (Право)


Реферат: Tradde Station (Банковское дело)


Реферат: Финансовая политика (Финансы)


Реферат: Норманнская теория (История)


Реферат: ВИЩІ ОРГНИ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ Украiни (История)


Реферат: Овладение детьми с нарушениями интеллекта первого года обучения способами словообразования посредствам дидактических игр (Педагогика)


Реферат: Бухгалтерский учет в торговле в Украине (Бухгалтерский учет)


Реферат: Мендель Грегор Иоганн (Биология)


Реферат: Создание и функционирование лизинговой компании (Банковское дело)


Реферат: Жан Пиаже (Психология)


Реферат: Творчество Куприна (Литература : русская)


Реферат: Подготовка Германии ко второй мировой войне и ее начало (История)


Реферат: Делопроизводство (Менеджмент)


Реферат: Генераторные установки переменного тока (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист