GeoSELECT.ru



История / Реферат: Колонизация (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Колонизация (История)


Предисловие.

В газетах, журналах и книгах сравнительно недавнего прошлого можно было
увидеть карикатуру: толстый белый человек в пробковом шлеме, с сигарой в
зубах замахивается плетью на дрожащего от страха измождённого африканца
(или индуса, малайца и т.д.). Так или примерно так складывались массовые
представления о колониализме, колонизаторах и их жертвах. В исторических
трудах под колониализмом часто понимают политическое, экономическое и
духовное порабощение народов отсталых стран правящими классами развитых в
социально-экономическом отношении государств. Колониализм — это сложнейшее
явление всемирного масштаба, уходящее корнями в далёкое прошлое
человечества. Колониализм возник с появлением государства, существовал ещё
в рабовладельческую и феодальную эпохи. Сами слова «колония», «колониализм»
изначально происходят от латинских слов «колон», «колонат», обозначавших
разные формы зависимости сельского населения в Древнем Риме. Во времена
рабовладения слово «колония» постепенно приобрело самостоятельное значение:
так стали называть поселения, созданные переселенцами из другой страны.
Такими колониями-поселениями владели и Древний Египет, и Греция, и Рим, и
другие государства.



Колонизация.


Колониализм эпохи феодализма получил наибольшее развитие во время
резкого обострения внутренних противоречий в европейских странах. В XI—XIII
вв. большие группы обнищавшего населения Западной Европы,
предводительствуемые рыцарями-феодалами, многие из которых сами обеднели,
двинулись в крестовые походы на Ближний Восток — освобождать «гроб
Господний». Крестоносцы создали там феодальные государства-колонии, в
которых большинство населения составляли покорённые ими местные жители. Но
просуществовали эти государства недолго — около 100—150 лет.
В капиталистическую эпоху колониализм становится всемирным явлением. Начало
его роста приходится на конец XV — начало XVI вв. и связано с историческими
переменами в Европе, которые принято называть переходом от феодальных
отношений к капиталистическим. Эти перемены растянулись на десятилетия.
Проявлениями их были рост промышленного производства, развитие науки,
расширение торговли, увеличение спроса на рабочую силу, на золото.
Последнее обстоятельство сыграло особенно важную роль в стремлении
европейцев к поискам новых земель.

Лишь в древности золото и другие металлы, ныне называемые
драгоценными, были просто материалом для изготовления каких-либо изделий.
Постепенно золото становилось своего рода универсальным товаром, на который
можно было обменять любой другой товар. По мере того как росли производство
и торговля, росла потребность в золоте.
Между тем связи средневековой Европы с Ближним Востоком, а через
посредническую торговлю — с Индией и Китаем, в XV—XVI вв. существенно
сократились вследствие турецких завоеваний. В западноевропейских странах
происходил рост абсолютизма, феодальные владения дробились, часть феодалов
обнищала, усиливалось соперничество между отдельными феодальными кланами.
Возникала потребность в новых путях на Восток, в новых землях.
Огромный толчок развитию
колониализма дали великие географические открытия, определившие два главных
направления европейских колониальных захватов: через Атлантический океан в
Америку и вокруг Африки, через Индийский океан, в Азию. Пионерами
колониальных захватов выступили не самые развитые в экономическом
отношении, но обладавшие наибольшим опытом мореходства и морской торговли
страны — Португалия и Испания. В 1493—1494 гг. они заключили, очевидно,
первое в истории соглашение о территориальном разделе мира: к испанской
сфере отходили все земли и моря к западу от линии раздела, проходившей
приблизительно по 49-му градусу западной долготы, к португальской — все
пространства к востоку от неё. Конечно, это соглашение было в большей мере
условным. И португальцы, и испанцы весьма смутно представляли, что в
действительности находится к западу и востоку от линии раздела. Да и другие
европейские страны, прежде всего Англия и Франция, отвергали эти
притязания; англичане, например, вскоре провозгласили принцип свободы
морей, уравнивавший все христианские страны в их правах на новые земли.
И португальская, и испанская, а впоследствии голландская, британская,
французская и другие колониальные системы утверждались в конечном итоге
насильственным путём. На Востоке и в Америке, в Африке и Австралии
европейцы столкнулись с разными по уровню развития обществами — от
доклассовых, родоплеменных до феодальных и так называемых азиатских. В
военно-техническом отношении эти общества уступали европейцам,
превосходство которых росло по мере быстрого развития промышленности, науки
и техники в Европе.
Путь Португалии в Африку и на Восток проложил Васко да Гама, который
в конце XV в. обогнул Африку, достиг восточноафриканского побережья, а
затем и Индии. Португальцы подчинили богатейшие города-государства
восточноафриканского побережья и западное побережье Индостана. Но они
создавали лишь опорные пункты на побережье и редко продвигались в глубь
захваченных территорий. Центром их владений в Индии стала колония Гоа,
управляемая вице-королём. Ему подчинялось восточноафриканское
губернаторство. Жители Восточной Африки награждали португальских правителей
красноречивыми прозвищами: Африти (на языке суахили — злой дух,
жестокосердный), Джо-ка (змей), Шетани (демон).
На протяжении XVI столетия португальцы вели борьбу против арабов,
ранее владевших торговой монополией в бассейне Индийского океана. После
выхода в Индийский океан Турции, захватившей в начале XVI в. Египет и
распространившей своё влияние на страны Аравийского полуострова,
португальцам пришлось бороться и против турецкого флота. В XVII в. в
Индийском океане заметно возросла активность Англии, Голландии и Франции,
на Аравийском полуострове набирает силу Оманский султанат. С его помощью
города-государства Восточной Африки изгнали португальцев, которые к
середине XVII в. сохранили за собой лишь территорию современного Мозамбика.
Испанские колониальные владения были
сосредоточены в Западном полушарии. Создав опорные пункты на островах
Эспаньола (Гаити), Куба и др., испанские конкистадоры менее чем за
полстолетия огнём и мечом утвердили своё господство на территории Мексики,
Центральной и Южной Америки (за исключением Бразилии, захваченной
Португалией, и Гвианы, ставшей владением Англии, Голландии и Франции).
Высшим органом колониального управления стал основанный в 1511 г. в Мадриде
Совет по делам Индий (Колумб принял открытые им земли за Индию),
подотчётный только королевскому правительству. Власть на местах
осуществляли вице-короли и генерал-капитаны. В 30—40-х гг. XVI в. были
образованы вице-королевства Новая Испания в Северной и Центральной Америке
и Перу в Центральной Америке. Некоторые генерал-капитанства, включённые в
их состав, пользовались фактической самостоятельностью и подчинялись
непосредственно Мадриду. Вице-королевства и генерал-капитанства были
разделены на провинции, которыми управляли губернаторы. Главными
должностными лицами в городах были коррехидоры и алькальды (от арабского
«алькади» — судья), в селениях индейцев — касики (слово, заимствованное из
языка племени араваков) — вожди и старейшины, власть которых передавалась
по наследству. За пределами Америки Испания захватила Филиппины.
На огромных пространствах Южной Америки португальцы и испанцы установили
режим жесточайшей колониальной эксплуатации. Коренное население было
фактически лишено всех прав, и прежде всего прав на землю — главный
источник его существования. Многие земли были пожалованы монархами
захватчикам-колонизаторам, постепенно происходило закрепление за новыми
землевладельцами — португальцами и испанцами — местных жителей-индейцев. Их
облагали различными податями, заставляли отбывать трудовую повинность на
рудниках, плантациях, строительстве дорог.
Специфической формой хозяйствования колонизаторов стало так называемое
плантационное рабство. После того как в результате непосильной
эксплуатации, болезней и голода коренное население Америки заметно
сократилось, колонизаторы начали ввозить в латиноамериканские страны рабов,
захваченных или купленных в Африке. Плантационное рабство получило
наибольшее развитие в Бразилии, где выращивались сахарный тростник, рис,
кукуруза и табак, а также в Вест-Индии, Венесуэле и Новой Гранаде. В
рабство обращали и местных жителей. Труд рабов использовался не только на
плантациях, но и на рудниках.
Латинская Америка интересовала Португалию, Испанию и другие колониальные
державы прежде всего как источник золота и других драгоценных металлов, за
которыми снаряжались первые захватнические экспедиции, а также продуктов
плантационного хозяйства. Латиноамериканские страны долгое время были
лишены какой-либо хозяйственной самостоятельности; существовали жесточайшие
запреты на выращивание целого ряда сельскохозяйственных культур, на
торговлю между собой.
В Северной и Центральной Америке главными колониальными конкурентами
стали Испания, Англия и Франция. Обострение колониальной конкуренции было
связано с развитием в Европе с середины XVI в. новой формы
капиталистического предпринимательства — мануфактуры. В XVII в. в Англии,
Голландии и Франции возникали так называемые Ост-Индские компании
(британская, 1600—1858 гг.;
голландская, 1602—1798 гг.; французская, 1664— 1770 и 1785—1793 гг.),
которые получили право на захваты новых земель на Востоке, их практически
бесконтрольную эксплуатацию и монопольную торговлю. Колониальное
соперничество стало одной из главных причин ожесточённейших войн между
европейскими странами: за «испанское наследство» (1701—1714 гг.), за
«австрийское наследство» (1740—1748 гг.), Семилетней войны (1756— 1763
гг.), наполеоновских войн. Чаще в колониальном соперничестве выигрывала
Англия, отобравшая у Франции её крупнейшие владения в Канаде и территории
на восточном побережье Индостана. В 50—60-е гг. XVIII в. Британская Ост-
Индская компания захватила Бенгалию, одну из наиболее экономически развитых
частей Индии, положив тем самым начало полному колониальному подчинению
этой великой азиатской страны. Командующий войсками компании Роберт Клайв
вынудил правителя Бенгалии подписать неравноправный договор, казна страны
была разграблена, её население обложено непосильными налогами, компания
присвоила себе право исключительной торговли с другими странами и
территориями. В 70-е гг. власть в Бенгалии полностью перешла в её руки;
продолжая начатые завоевания, компания в последней четверти XVIII в.
разгромила Майсурское государство на юге Индии, развязала захватнические
войны против Конфедерации маратхских княжеств и Сикхского государства — ещё
сохранявших независимость крупных феодальных объединений на территории
Индии.
Острая борьба за обладание Индонезией — одной из богатейших областей
Востока — развернулась между Голландской и Британской Ост-Индскими
компаниями. Здесь англичанам пришлось уступить. К середине XVIII в. в руках
голландцев оказались почти вся Ява, ряд других островов, но окончательно
страна была покорена только в XIX в.
Иным путём шла колонизация Австралии. После того как Джеймс Кук в 1770
г. обследовал восточное побережье пятого континента, английское
правительство решило сделать новые земли местом ссылки осуждённых, т.к.
прежние места ссылки каторжан из Англии, Шотландии и Ирландии —
американские колонии — после начала их войны за независимость оказались
«закрытыми». Между тем английские тюрьмы были переполнены, преступность
продолжала расти. Первая британская колония в Австралии — Новый Южный Уэльс
— была образована в феврале 1788 г. Её первоначальное население составило
1018 человек: чиновники, солдаты и ссыльные. Среди последних было только
12плотников, один каменщик и ни одного человека, знакомого с крестьянским
трудом...
Важным рубежом в развитии колониализма стали события конца XVIII в.:
промышленная революция в Европе, война за независимость в Северной Америке
1775—1783 гг. и Французская революция 1789—1794 гг. Европа стремилась
превратить свои заморские владения в рынки сбыта промышленной продукции,
источник сырья и продовольствия. Так началось постепенное втягивание
колоний в складывающиеся мировые капиталистические рыночные отношения.
Война за независимость в Северной Америке была прямым следствием
нарастающих противоречий между метрополиями и колониями, особенно
переселенческими, какими были американские колонии Англии. Колонии быстро
набирали силу, стремясь к экономической и политической самостоятельности,
метрополии же продолжали видеть в них только источники сырья и огромных
доходов, а никак не равноправных партнёров. В 1763 г. Англия запретила,
например, самостоятельные переселения на земли, захваченные у Франции на
западе страны; колонисты могли получать промышленные товары только из
Англии, по ценам, установленным Англией, и продавать сырьё только Англии.
Разразившаяся в 1775 г. война завершилась Версальским договором 1783 г.;
Англия признала независимость своих американских владений, которые вскоре
образовали единое независимое государство — Соединённые Штаты Америки.
К концу XVIII в. в большинстве испанских и португальских владений в Америке
также назрели революционные перемены. Рост экономических, политических,
социальных и национальных противоречий между испанцами и португальцами,
сосредоточившими в своих руках все высшие посты в администрации, армии и
церкви, с одной стороны, и большинством населения, включая землевладельцев,
торговцев и промышленников-креолов (потомков европейцев американского
происхождения), — с другой, привели в конечном итоге к Войне за
независимость 1810—1826 гг. В результате все владения Испании, за
исключением Кубы и Пуэрто-Рико, стали свободными государствами. Бразилия, в
которой освободительное движение развивалось в основном в мирных формах,
добилась независимости в 1822 г. (формальное признание Испанией и
Португалией независимости латиноамериканских стран растянулось на
десятилетия).
После того как Северная и Южная Америка завоевали независимость,
колониальные интересы европейских держав сосредоточились на Востоке и в
Африке. Именно там колониализм достиг своего наивысшего расцвета и
могущества, именно там начался и завершился распад колониальной системы.
В 40-е гг. XIX в. Британская Ост-Индская компания после кровопролитной
войны завоевала княжество Пенджаб и другие ещё самостоятельные части Индии,
завершив тем самым её полное подчинение. Началось активное колониальное
освоение страны: строительство железных дорог, реформы землевладения,
землепользования и налоговой системы, имевшие своей целью приспособить
традиционные способы ведения хозяйства и образ жизни к интересам Англии.
Подчинение Индии открыло англичанам пути на север и восток, в Афганистан и
Бирму. В Афганистане столкнулись колониальные интересы Англии и России.
После англо-афганских войн 1838—1842 и 1878—1881 гг. англичане установили
контроль над внешней политикой этой страны, но добиться её полного
подчинения так и не смогли.
В результате первой (1824—1826 гг.) и второй (1852—1853 гг.) англо-
бирманских войн, которые вела Ост-Индская компания, её армия, состоявшая в
основном из наёмных индийских солдат-сипаев под командованием английских
офицеров, заняла большую часть Бирмы. Сохранившая самостоятельность так
называемая Верхняя Бирма была отрезана от моря, в 60-е гг. Англия навязала
ей неравноправные договоры, а в 80-е гг. полностью подчинила всю страну.
В XIX в. усилилась английская экспансия в Юго-Восточной Азии. В 1819 г.
была основана военно-морская база в Сингапуре, ставшая главным опорным
пунктом Англии в этой части мира. Менее удачно для англичан завершилось
давнее соперничество с Голландией в Индонезии, где им удалось утвердиться
лишь на севере Борнео и небольших островах.
В середине XIX в. Франция захватила Южный Вьетнам и сделала его своей
колонией, в 80-е гг. вытеснила из Северного Вьетнама слабеющий Китай и
установила над ним протекторат. В конце XIX в. французы создали так
называемый Индокитайский союз, в состав которого вошли Вьетнам, Камбоджа и
Лаос. Во главе союза был поставлен французский генерал-губернатор.
В XIX в. завершилась колонизация Австралии. На территории Нового Южного
Уэльса выделились колонии Тасмания, Виктория (названные в честь
голландского путешественника Тасмана и английской королевы Виктории) и
Квинсленд, образовались новые самостоятельные поселения Западная и Южная
Австралия. Нарастал приток свободных переселенцев. В середине XIX в. они
добились прекращения высылки в Австралию осуждённых. В 50-е гг. в Новом
Южном Уэльсе и Виктории было открыто золото. Это привлекло в Австралию не
только новые тысячи колонистов, но и капиталы. Продвигаясь во внутренние
районы континента, переселенцы подчиняли или безжалостно уничтожали местное
население. В результате столетие спустя, в 30-е гг. XX в., из примерно 7,8
млн жителей Австралии 7,2 млн составляли европейцы и только 600 тыс. — её
коренные жители.
Во второй половине XIX в. все колонии на территории Австралии
добились самоуправления, в начале XX в. они объединились в Австралийский
Союз, получивший права доминиона. Одновременно происходила колонизация
Новой Зеландии и других близлежащих островов. В 1840 г. Новая Зеландия
стала колонией, а в 1907 г. — ещё одним белым доминионом Англии.
В XIX в. была подчинена большая часть Африки. Методы подчинения были
различны — от прямых военных захватов до экономического и финансового
закабаления и навязывания неравноправных договоров. Контроль над странами
Северной Африки и Египтом давал колониальным державам огромные
экономические выгоды, господство в Средиземном море, открывал пути на юг
континента и на Восток. С XVI в. страны Северной Африки, за исключением
Марокко, и Египет входили в состав Османской империи. В конце XVIII в.,
когда военное превосходство османов над Европой уже было утрачено, Франция
попыталась завоевать Египет и создать там опорный пункт для продвижения в
Индию, но египетская экспедиция Наполеона 1798— 1801 гг. потерпела
поражение. В 1830 г. Франция вторглась в Алжир и к 1848 г. полностью
завоевала его. Тунис был подчинён «мирным» путём в острой конкурентной
борьбе между Англией, Францией и Италией, которые в 1869 г. установили над
Тунисом объединённый финансовый контроль. Постепенно французы вытеснили из
Туниса конкурентов и в 1881 г. провозгласили над ним свой протекторат.
В 70-е гг. наступила очередь Египта, который, оставаясь в составе
Османской империи, стремился проводить независимую политику. Строительство
Суэцкого канала (1859—1869 гг.) принесло огромные выгоды Европе (открылся
кратчайший путь из Средиземного моря в Индийский океан) и опустошило
египетскую казну. Египет оказался в финансовой кабале у Франции и Англии,
которые установили над ним в 1876—1882 гг. так называемый двойственный
контроль. Страну грабили самым беспощадным образом, более двух третей
государственных доходов уходило на выплату внешних долгов. По поводу
двойственного контроля египтяне горько шутили: «Вы видели когда-нибудь
собаку и кошку, ведущих вместе мышь на прогулку?» В 1882 г. Египет был
оккупирован английскими войсками, а в 1914 г. Англия установила над ним
свой протекторат. В 1922 г. протекторат был отменён, Египет провозглашён
независимым и суверенным государством, но это была независимость на бумаге,
поскольку Англия полностью контролировала экономическую, внешнеполитическую
и военную сферы его жизни.
К началу XX в. свыше 90% территории Африки принадлежало крупнейшим
колониальным державам: Англии, Франции, Германии, Бельгии, Италии,
Португалии, Испании.
На рубеже XIX и XX вв. колониальное соперничество и борьба за сферы
влияния в мире обострились. В 1898 г. разразилась американо-испанская
война, в результате которой США захватили Филиппины, Пуэрто-Рико, Гуам,
Гавайские острова и установили контроль над Кубой, получившей формальную
независимость. После русско-японской войны Япония установила фактическое
господство над Кореей и Маньчжурией. Англо-бурская война 1899—1902 гг.
завершила «собирание» Англией земель на юге Африки. Европейские державы
активно вмешивались в экономическую и политическую жизнь стран, входивших в
состав распадающейся Османской империи.
После Первой мировой войны, одной из главных причин которой было
колониальное соперничество, произошёл территориальный передел мира. В 1919
г. была создана Лига Наций, от имени которой была установлена опека над
владениями Германии и Турции. Колониями побеждённых завладели победители.
Австралия получила германские владения на Новой Гвинее, африканские колонии
Германии отошли Англии (Танганьика, часть Того и Камеруна), Бельгии (Руанда
и Бурунди), Франции (часть Того и Камеруна), Южно-Африканскому Союзу (Юго-
Западная Африка). Франция получила также принадлежавшие Турции Сирию и
Ливан, а Япония, почти не участвовавшая в войне, выторговала принадлежавшие
Германии порт Циндао в Китае и острова в Тихом океане.
При общности целей колониальная политика каждой державы имела свои
особенности. Например, Португалия помимо практиковавшихся всеми
колониальными державами методов военно-полицейского подавления и
экономической эксплуатации использовала и другие, достаточно тонкие
средства воздействия на подчинённые народы, включая поощрение смешанных
браков и предоставление права ассимилироваться, т.е. уравняться в той или
иной мере в правах с европейцами. Правда, чтобы стать так называемыми
«ассимилядуш», надо было доказать свою подготовленность к этому по уровню
образования и общественному положению. Не удивительно поэтому, что в
Анголе, которая была подчинена Португалией в середине XIX — начале XX вв.,
в 30-е гг. XX в. было только 24 тыс. ассимилядуш из примерно 3 млн жителей,
в Мозамбике — 1,8 тыс. из 4,3 млн, в огромном Бельгийском Конго, где
система колониального управления была сходной с португальской, в 50-е гг.
только 0,8 тыс. из примерно 14 млн коренных жителей частично получили те
права, которыми обладали в этой колонии европейцы.
В Британской империи сложилось несколько типов колониальных владений.
«Белые» доминионы («доминион» по-английски значит «владение») — Канада,
Австралийский Союз, Новая Зеландия, а также Южно-Африканский Союз —
пользовались самостоятельностью, которая постоянно увеличивалась. Они не
только имели собственные парламенты, правительства, армии и финансы, но
иногда сами владели колониями (например, Австралия и Южно-Африканский
Союз). Протекторатами обычно становились колониальные страны с относительно
развитой государственной властью и общественными отношениями. В них
существовало как бы два уровня колониального управления. Верховная власть
принадлежала британским генерал-губернаторам; они в отличие от губернаторов
доминионов, которые скорее представляли интересы британской короны, чем
правили от её имени, были полновластными хозяевами подчинённых стран. Так
называемая туземная администрация (местные правители, вожди) пользовалась
ограниченной самостоятельностью, была наделена определёнными судебными и
полицейскими полномочиями, правом сбора местных налогов, имела собственные
бюджеты. Туземная администрация выполняла роль буфера между верховной
властью европейцев и угнетаемым местным населением. Такая система
управления получила название косвенной, или непрямой. Она была наиболее
распространена в британских владениях, и английскую колониальную политику
стали называть политикой косвенного (непрямого) управления.
Англичане практиковали и так называемое прямое управление в некоторых
колониях. Такие колонии назывались коронными, т.е. были напрямую подчинены
Лондону, имея минимальные права на самоуправление или вообще не имея таких
прав. Исключение составляли коронные колонии со значительной прослойкой
белого населения, имевшего большие привилегии и даже собственные
колониальные парламенты. Иногда в одной стране использовались и прямые, и
косвенные методы правления. Например, Индия перед Второй мировой войной
была разделена на так называемую Британскую колонию Индию, состоявшую из 16
провинций и управлявшуюся из Лондона, и протекторат, в который входили
свыше 500 феодальных княжеств и в котором действовала система косвенного
управления. Разные формы правления одновременно применялись в Нигерии,
Гане, Кении, других странах.
Франция использовала главным образом методы прямого правления, с
помощью армии и полиции подавляя сопротивление тех, кто не желал мириться с
колониальным господством. В то же время она, как и Португалия, проводила в
своих колониях политику ассимиляции, в которой в какой-то мере отразились
идеи революции 1789 г., провозгласившей равенство жителей метрополии и
колоний. Преимуществами ассимиляции пользовались, однако, немногие;
например, в Африке в конце XIX — начале XX вв. — только жители четырёх
городов Сенегала, которые имели французское гражданство и могли посылать по
одному депутату во французский парламент.
Германия, как и Англия, применяла различные методы управления. Вся
полнота власти принадлежала назначаемым Берлином губернаторам, немцы
составляли высшие и средние звенья колониальной администрации, командование
колониальных войск и полиции. Территория колоний была разделена на
административные и военно-полицейские округа во главе с окружными
начальниками, обычно офицерами. Низшая администрация формировалась, как
правило, из грамотных местных жителей.
В Камеруне, Бурунди, Руанде и Танганьике немцы сохранили власть
вождей и правителей, поставив их под свой жёсткий контроль.
Перемены в мире повлекли за собой изменения системы колониального
управления. Французская колониальная империя была преобразована во
Французский союз, в конституции Франции 1947 г. говорилось, что Франция
намерена привести колониальные народы к свободному самоуправлению. Колонии
получили статус заморских территорий с правом представительства в
центральных французских и местных колониальных законодательных органах,
вновь созданной Ассамблее Французского Союза. В 50-е гг. автономия
заморских территорий была ещё более расширена, в них была официально
отменена существовавшая десятилетия система принудительного труда,
провозглашена свобода создания политических и общественных организаций,
собраний и печати.
В британских владениях система колониального управления
реорганизовывалась поэтапно. В 1947 г. Британская империя была
преобразована в Британское содружество наций; на многочисленных
конституционных конференциях и переговорах 40-х — начала 60-х гг.
обсуждалось будущее британских владений, их государственное устройство,
политические системы, проблемы социально-экономической жизни и
межэтнических, национальных отношений. Формально выступая в качестве
посредника на таких встречах — в них участвовали представители колониальной
администрации, различных политических партий и организаций колоний, —
британское правительство проводило линию на сохранение британского
присутствия во всех сферах жизни будущих независимых государств.
Происходили перемены и в системах колониального управления других
европейских держав.
Однако судьбу колоний и их будущее решали не только в Лондоне,
Париже, Брюсселе или Лиссабоне. У истории колониализма была и другая
сторона — история антиколониальной борьбы, которая велась во всех
порабощённых странах, в том числе и в тех, которые формально сохраняли свою
самостоятельность, но фактически превратились в полуколонии: Китае, Иране,
странах бывшей Османской империи и т.д.
В результате Второй мировой войны получили независимость колонии
Италии и Японии. Накал антиколониальной борьбы возрос, во многих азиатских
и африканских странах возникли массовые политические организации, которые,
используя преимущественно ненасильственные средства (демонстрации, митинги,
кампании гражданского неповиновения, забастовки и т.д.), возглавили борьбу
за политическое освобождение. Но были и те, кто боролся за свободу с
оружием в руках. Освободившись в 1945 г. от японского господства, Вьетнам,
Лаос и Камбоджа были вынуждены защищать свою независимость от Франции,
развязавшей против них настоящую колониальную войну. Антиколониальные
восстания 1947—1949 гг. на Мадагаскаре и 1952—1956 гг. в Кении потерпели
поражение, но тем не менее приблизили народы этих стран к независимости. В
1956—1962 гг. в кровопролитной освободительной войне добился независимости
Алжир; вынужденное согласие де Голля уйти из Алжира было воспринято частью
французского общества как предательство национальных интересов, во Франции
разразился глубокий внутриполитический кризис. Вооружённая освободительная
борьба народов Анголы, Мозамбика, Гвинеи и островов Кабо-Верде
стимулировала возникновение революционной ситуации в Португалии,
португальская революция 1974 г. провозгласила право народов заморских
провинций на самоопределение и независимость. Вооружённым путём добились
освобождения Южная Родезия (ныне Зимбабве) и Юго-Западная Африка (ныне
Намибия). Распад колониальной системы растянулся почти на половину
столетия. В общей сложности после Второй мировой войны образовалось свыше
100 новых независимых государств.
В освободившихся странах выросло поколение, которому такие понятия,
как колониализм, колониальное угнетение, знакомы разве что по школьным
учебникам, по рассказам родителей. Но колониальное прошлое постоянно
напоминает о себе, потому что колониализм глубоко изменил социальный,
экономический, политический и культурный облик десятков стран мира с
населением в сотни миллионов человек. И сегодня не прекращаются споры об
исторической роли колониализма. Колониальные завоевания осуществлялись с
необыкновенной жестокостью. В их ходе, а также в результате беспощадной
эксплуатации, во время многочисленных антиколониальных восстаний погибли
десятки миллионов людей. Колониализм обогатил метрополии, превратил колонии
в источники дешёвого сырья и рабочей силы, рынки сбыта продукции
экономически развитых стран, поле деятельности иностранного капитала. В 50-
е гг. нашего века только из Африки вывозилось около 98% алмазов,
добывавшихся в капиталистическом мире, 80% кобальта, 56% золота, 38% хрома,
36% марганца, 27% меди. Сложилась своеобразная экспортная специализация
колониальных стран. И сегодня Индия ассоциируется у нас с хлопком, чаем,
табаком, Египет и Судан — с хлопком, Бразилия — с кофе и каучуком,
Австралия и Новая Зеландия — с шерстью. Золотой Берег — с какао, Сенегал и
Гамбия — с арахисом, Занзибар — с гвоздикой... Конечно же, такое
одностороннее развитие хозяйства сужало возможности колониальных стран,
ставило их в прямую зависимость от быстро меняющейся ситуации на мировых
капиталистических рынках, от конъюнктуры мировых цен.
Колониализм оставил в наследство освободившимся странам
серьёзнейшие социально-экономические, политические и этнические проблемы,
от решения которых в значительной мере зависит их будущее. Пограничные
споры, межгосударственные и межэтнические конфликты, унёсшие в последние
десятилетия многие миллионы жизней в странах Азии и Африки, чаще всего
уходят своими корнями в колониальное прошлое.
Но было и другое. Многие европейцы верили в необходимость колониализма как
средства приобщения отсталых народов к достижениям цивилизации, видели в
этом своё особое предназначение. «Неси это гордое бремя, — писал в конце
XIX в. английский поэт и писатель Редьярд Киплинг в своём знаменитом
стихотворении «Бремя белого человека», — родных сыновей пошли на службу
тебе подвластным народам на край земли — на каторгу ради угрюмых мятущихся
дикарей, наполовину бесов, наполовину людей... При жизни тебе не видеть
порты, шоссе, мосты — так строй их, оставляя могилы таких, как ты!»
Лучшая часть европейского и американского общества много сделала для того,
чтобы помочь отсталым народам избавиться от рабства и работорговли, нищеты,
болезней и голода. Именно аболиционисты — противники рабства и работорговли
в Америке и в Европе — после длительной (XIX — начало XX вв.) борьбы
добились поэтапной отмены сначала работорговли, а затем и рабства, включая
и те его формы, которые существовали ещё до колониального вторжения. В
колониях прославил своё имя великий гуманист, врач и философ, лауреат
Нобелевской премии мира 1952 г. Альберт Швейцер. В колонии шли миссионеры и
врачи, инженеры и учителя. Среди них было немало настоящих подвижников. В
поисках лучшей доли отправлялись туда десятки и сотни тысяч переселенцев из
Европы, в основном бедняков. Их потомки уже в первом-втором поколениях
считали колонии своей родиной. Миллионы «белых индийцев» жили в Индии,
«белых африканцев» — в Южной Африке, Алжире (во Франции их презрительно
называли «черноногие»), белые общины существовали во многих других
азиатских и африканских странах. Члены этих общин занимали более высокое
социальное, экономическое и политическое положение, чем основная масса
жителей колоний, но и среди белых поселенцев были бедняки. Распад
колониальной системы обернулся для очень многих жителей колоний личными
трагедиями. Массовый исход белых жителей Алжира, Бельгийского Конго,
португальских колоний, Южной Родезии из этих стран после достижения ими
независимости был вынужденным, а в метрополиях их не очень ждали...



Значение Европы для колониальных стран.
Европа с её огромным научным, техническим, культурным опытом и
капиталами, энергия европейских переселенцев создали в колониях основы
современного транспорта и средств связи, горнодобывающей и обрабатывающей
промышленности и сельского хозяйства, образования и медицины, новые формы
экономической деятельности. Был заложен фундамент современной
государственности — законодательной, исполнительной и судебной власти.
Колониальные державы руководствовались прежде всего своими интересами, но в
результате происходило также становление и развитие новых общественных
отношений, появились новые общественно-политические силы — массовые партии,
организации, профсоюзы, способные возглавить борьбу колоний за политическое
освобождение. Таким образом, колониализм против собственной воли ускорил
политическое пробуждение народов колоний, подъём национально-
освободительных движений, распад мировой колониальной системы и появление
десятков новых независимых государств.







Реферат на тему: Комиссия по уложению и "Наказ Екатерины"

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Комиссия по Уложению 6

Цель создания Уложенной комиссии 7

«Наказ Екатерины» 8

Состав Уложенной комиссии 10

Особенности Екатерининской комиссии 12

Функционирование Комиссии 12

Результаты деятельности комиссии 27

Список литературы 28

"Любить Богом врученных мне подданных
я за долг звания моего почитаю..."
Екатерина II

Введение

Долгое царствование Екатерины II (1762—1796) наполнено значительными и
весьма противоречивыми событиями и процессами. «Золотой век русского
дворянства» был вместе с тем веком пугачевщины, «Наказ» и Уложенная
комиссия соседствовали с гонениями на Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. И
все-таки это была целостная эпоха, имевшая свой стержень, свою логику, свою
сверхзадачу. Это было время, когда императорская власть пыталась
осуществить одну из самых продуманных, последовательных и успешных в
истории России программ реформ (А. Б. Каменский). Идейной основой реформ
стала философия европейского Просвещения, с которой императрица была хорошо
знакома. В этом смысле ее правление нередко называют эпохой просвещенного
абсолютизма. Историки спорят о том, чем был просвещенный абсолютизм —
утопическим учением просветителей (Вольтер, Дидро и др.) об идеальном союзе
королей и философов или политическим феноменом, нашедшим свое реальное
воплощение в Пруссии (Фридрих II Великий), Австрии (Иосиф II), России
(Екатерина II) и др. Эти споры небеспочвенны. Они отражают ключевое
противоречие теории и практики просвещенного абсолютизма: между
необходимостью радикально менять сложившийся порядок вещей (сословный
строй, деспотизм, бесправие и др.) и недопустимостью потрясений, нуждой в
стабильности, невозможностью ущемить ту социальную силу, на которой этот
порядок держится, — дворянство. Екатерина II, как, быть может, никто
другой, понимала трагическую непреодолимость этого противоречия: «Вы, —
пеняла она французскому философу Д. Дидро, — пишете на бумаге, которая все
стерпит, я же, бедная императрица, — на коже человеческой, столь
чувствительной и болезненной». Весьма показательна ее позиция в вопросе о
крепостном крестьянстве. Нет сомнений в отрицательном отношении императрицы
к крепостному праву. Она не раз задумывалась о способах его отмены. Но
дальше осторожных размышлений дело не пошло. Екатерина II ясно осознавала,
что ликвидация крепостничества с негодованием будет воспринята дворянами, а
крестьянская масса, невежественная и нуждающаяся в руководстве, не сумеет
использовать дарованную свободу себе во благо. Крепостническое
законодательство было расширено: помещикам разрешили на любой срок ссылать
крестьян на каторгу, а крестьянам запрещалось подавать жалобы на помещиков.
Наиболее значительными преобразованиями в духе просвещенного
абсолютизма были: — созыв и деятельность Уложенной комиссии (1767—1768).
Цель состояла в разработке нового свода законов, который был призван
заменить Соборное уложение 1649 г. В Уложенной комиссии работали
представители дворянства, чиновничества, горожан, государственных крестьян.
К открытию комиссии Екатерина II написала знаменитый «Наказ», в котором
использовала труды Вольтера, Монтескье, Беккариа и других просветителей. В
нем говорилось о презумпции невиновности, об искоренении деспотизма, о
распространении просвещения, о народном благосостоянии. Деятельность
комиссии не принесла желаемого результата. Новый свод законов выработан не
был, депутаты не сумели подняться над узкими интересами сословий и особого
рвения в выработке реформ не проявили. В декабре 1768 г. императрица
распустила Уложенную комиссию и более подобных ей учреждений не создавала;
— реформа административно-территориального деления Российской империи.
Страна была поделена на 50 губерний (300—400 тыс. душ мужского пола),
каждая из которых состояла из 10—12 уездов (20—30 тыс. душ мужского пола).
Учреждалась единообразная система губернского управления: губернатор,
назначаемый императором, губернское правление, осуществлявшее
исполнительную власть, Казенная палата (сбор налогов, их расходование),
Приказ общественного призрения (школы, больницы, приюты и др.). Создавались
суды, построенные по строго сословному принципу, — для дворян, горожан,
государственных крестьян. Административные, финансовые и судебные функции,
таким образом, были четко разделены. Губернское деление, введенное
Екатериной II, сохранилось до 1917 г.;
— принятие в 1785г. Жалованной грамоты дворянству, которая закрепила
все сословные права и привилегии дворян (освобождение от телесных
наказаний, исключительное право владеть крестьянами, передавать их по
наследству, продавать, покупать деревни и др.);
— принятие Жалованной грамоты городам, оформившей права и привилегии
«третьего сословия» — горожан. Городское сословие делилось на шесть
разрядов, получило ограниченные права самоуправления, избирало городского
голову и членов городской Думы;
— принятие в 1775г. манифеста о свободе предпринимательства, согласно
которому для открытия предприятия не требовалось разрешения
правительственных органов;
— реформы 1782—1786гг. в области школьного образования (см. билет № 6).
Конечно, эти преобразования имели ограниченный характер. Самодержавный
принцип управления, крепостное право, сословный строй оставались
незыблемыми. Крестьянская война Пугачева (1773—1775), взятие Бастилии
(1789) и казнь короля Людовика XVI (1793) не способствовали углублению
реформ. Они шли с перерывами, в 90-е гг. и вовсе прекратились.
Преследования А. Н. Радищева (1790), арест Н. И. Новикова (1792) не были
случайными эпизодами. Они свидетельствуют о глубинных противоречиях
просвещенного абсолютизма, невозможности однозначных оценок «золотого века
Екатерины II».
И, тем не менее, именно в эту эпоху появилось Вольное экономическое
общество (1765), работали вольные типографии, шла горячая журнальная
полемика, в которой лично участвовала императрица, были основаны Эрмитаж
(1764) и Публичная библиотека в Петербурге (1795), Смольный институт
благородных девиц (1764) и педагогические училища в обеих столицах.
Историки говорят и о том, что усилиями Екатерины II, направленными на
поощрение социальной активности сословий, прежде всего дворянства, заложены
основы гражданского общества в России.

Комиссия по Уложению

Просвещенный абсолютизм — политика, порожденная временем разложения
феодальной системы и вызреванием в ее недрах капиталистических отношений,
нацеленная на устранение мирными средствами устаревших феодальных порядков.
Просвещенный абсолютизм отличался от обычного деспотизма декларированием
соблюдения законов, одинаковых для всех подданных. Теоретические основы
просвещенного абсолютизма были разработаны выдающимися деятелями
французского просвещения Монтескье, Вольтером, Д'Аламбером, Дидро и др. Эти
просветители умеренного крыла призывали к эволюционной, без потрясений,
смене общественно-экономических отношений, что устраивало монархов Европы и
способствовало возникновению союза королей и философов, способного, как
полагали короли, предотвратить угрозу их тронам. Идеи просвещения разделяли
прусский король Фридрих II, шведский король Густав III) австрийский
император Иосиф II и др.
Особый восторг просветителей вызвала материальная помощь нуждавшемуся
Дидро: императрица купила у него библиотеку за 15 тыс. франков, предоставив
ему право держать ее у себя до смерти; более того, Екатерина назначила
Дидро хранителем его библиотеки, определив жалованье в 1000 франков в год с
выплатой его на 50 лет вперед.
Настала пора реализации широкомасштабных реформ в духе идей
Просвещения. Тому способствовали два благоприятных условия: Екатерина после
гибели Иоанна Антоновича почувствовала себя на троне увереннее, чем прежде;
уверенности, что справится с грандиозной по замыслу затеей, прибавила и
достаточная осведомленность о трудах просветителей. В конце 1766 г. она
приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования —созыву
комиссии для составления нового Уложения. Уложенная комиссия, созванная
Екатериной, отличалась от пред шествующих по крайней мере тремя
особенностями: более широким представительством — право избирать депутатов
было предоставлено дворянам (по одному депутату от уезда) , горожанам (по
одному депутату от города) , государственным и экономическим крестьянам (по
одному депутату от провинции при трехступенчатых выборах: погост — уезд —
провинция) , оседлым «инородцам» (тоже по одному депутату) . Кроме того,
каждое центральное учреждение посылало в Комиссию по одному своему
представителю. Таким образом, права избирать депутатов были лишены
крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также
духовенство.

Цель создания Уложенной комиссии

Вскоре после вступления на престол Екатерина II обнаружила, что одним
из существенных недостатков русской жизни является устарелость
законодательства: сборник законов был издан еще при Алексее Михайловиче, а
жизнь с тех пор изменилась до неузнаваемости. Императрица видела
необходимость большой работы по собранию и пересмотру законов. Екатерина II
решила составить новое «Уложение». Она читала множество сочинений
иностранных ученых о государственном устройстве и суде. Конечно, она
понимала, что далеко не все применимо к русской жизни.
В ходе подготовки к созданию новой Уложенной комиссии был создан ряд
специальных комиссий, задачей которых было установление пределов "законной
власти правительства". В 1763 г. создается комиссия о вольности дворянской
(позже ставшая советом при императрице), в 1762 г. - комиссия о коммерции,
в 1762 г. - комиссия о церковных имениях. Комиссии готовили проекты
законов, определявших государственный строй: от фундаментальных законов
отличались
законы текущие.
Императрица считала, что законы должны быть согласованы с потребностями
страны, с понятиями и обычаями народа. Для этого решено было созвать
выборных (депутатов) из различных сословий государства для выработки нового
«Уложения». Это собрание выборных было названо «Комиссией для составления
проекта нового Уложения». Комиссия должна была сообщить правительству о
нуждах и пожеланиях населения, а затем выработать проекты новых, лучших
законов.

«Наказ Екатерины»

Широко заимствуя идеи передовых западных мыслителей, Екатерина II
составила для этой Комиссии “Наказ комиссии о составлении проекта нового
уложения”. Это были правила, на основании которых должно быть составлено
новое «Уложение» и которыми должны были руководствоваться депутаты. “Наказ”
был роздан всем депутатам. Но так как введение законов находится в
юрисдикции царя, то комиссия должна была составить предложения. Над
“Наказом” Екатерина II трудилась более двух лет. В “Наказе” Екатерина II
говорит о государстве, законах, наказаниях, производстве суда, воспитании и
прочих вопросах. “Наказ” показывал и знание дела, и любовь к людям.
Императрица хотела внести в законодательство больше мягкости и уважения к
человеку. “Наказ” был встречен с восторгом. В частности, Екатерина II
требовала смягчения наказаний: “любовь к отечеству, стыд и страх поношения
суть средства укротительные и могущие воздержать множество преступлений”.
Также она потребовала отменить наказания, могущие изуродовать человеческое
тело. Екатерина II выступала против применения пыток. Она считала пытку
вредной, так как слабый может не выдержать пытки и сознаться в том, чего не
совершал, а крепкий, даже совершив преступление, сможет перенести пытку и
избежит наказания. Особенно большой осторожности она требовала от судей -
“лучше оправдать 10 виноватых, чем обвинить одного невиновного”. Еще одно
мудрое изречение Екатерины: “гораздо лучше предупреждать преступления,
нежели их наказывать”. Но как это сделать? Надо, чтобы люди чли законы и
стремились к добродетели. “Самое надежное, но и самое труднейшее средство
сделать людей лучше есть приведение в совершенство воспитания”. Хотите
предупредить преступления - сделайте, чтобы просвещение распространялось
между людьми.
Текст "Наказа" состоял из 20 глав(526 статей), разделенных на пять
разделов:
а) общие принципы устройства государства;
б) основы государственного законодательства и общие формы правовой
политики;
в) уголовное право и судопроизводство;
г) основы сословно-правовой организации;
д) вопросы юридической техники, теории законодательства и правовой
реформы.
В 1768 г. текст "Наказа" был дополнен двадцать первой главой,
содержащей основы административно-полицейского управления и главой двадцать
второй о регулировании государственных финансов. "Наказ" обосновывает
политические принципы абсолютистского государства: власть монарха,
бюрократическая система организации, сословное деление общества. Эти
признаки выводились из "естественного" положения России и обосновывались
ссылками на русскую политическую историю. Девизом Уложенной комиссии
называлось стремление обеспечить "блаженство каждого и всех" в обществе,
однако никаких ограничений
для верховной власти не предусматривалось. Сословная структура
общества соотносилась с "естественным" делением на профессиональные
классы: земледельцы, мещане, дворяне. Дворянству верховная власть отводит
особое место, признавая тем самым особую важность его функций - военную
службу и отправление правосудия. Попытки нарушить сословное неравенство
оцениваются "Наказом" как гибельные для общества. Равенство видится лишь в
одинаковом подчинении уголовным законам, хотя это и не означает
одинакового применения этих законов к разным сословиям. Законодательная
деятельность комиссии была направлена не просто на пересмотр старых
законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон должен
обеспечивать полное и сознательное повиновение.
В "Наказе" была разработана юридическая техника, ранее не известная
российскому праву, выработаны новые представления о системе
законодательства:
а) законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными;
б) временные учреждения определяют порядок деятельности органов и лиц,
регламентируя его посредством наказов и уставов;
в) указы являются актами подзаконными, могут быть краткосрочными и
отменяемыми.
Также Екатерине II казалось необходимым предоставить дворянству и
городскому сословию самоуправление. Екатерина II думала и об освобождении
крестьян от крепостной зависимости. Но отмена крепостного права не
состоялась. В “Наказе” говорится о том, как помещики должны обращаться с
крестьянами: не обременять налогами, взимать такие налоги, которые не
заставляют крестьян уходить из дому и прочее. В то же время она
распространила мысли о том, что для блага государства крестьянам нужно дать
свободу.


Состав Уложенной комиссии

Манифест о создании проекта нового Уложения и о созыве для этой цели
специальной Комиссии появился 14 декабря 1766 года. Основной мотив: страна
не может дальше жить по средневековому кодексу законов - Соборному Уложению
1649 года. В Комиссию был избран 571 депутат от дворян, горожан,
однодворцев, казачества, государственных крестьян, нерусских народов
Поволжья, Приуралья и Сибири. По одному депутату выделили центральные
учреждения - Сенат, Синод, канцелярии. Лишь крепостные крестьяне,
составлявшие большинство жителей страны, были лишены права выбирать своих
депутатов. Нет депутатов и от духовенства, ибо затеянное дело носило сугубо
мирской характер. Социальный состав Комиссии выглядел так: дворянство было
представлено 205 депутатами, купечество - 167. Вместе они составили 65%
всех избранников, хотя за ними стояло менее 4% населения страны!
Представители других сословий "погоды" в Комиссии явно не делали: от
казачества их 44, от однодворцев - 42, от государственных крестьян - 29, от
промышленников - 7, от канцелярских чиновников и прочих - 19, от
"инородцев" - 54 (почти никто из последних русским языком не владел, и их
участие в работе Комиссии ограничилось лишь эффектным - благодаря
экзотическим одеждам - присутствием на заседаниях).
Всем депутатам гарантировались льготы и привилегии. Они навсегда
освобождались от смертной казни, пыток, телесного наказания, конфискации
имущества. Полагалось им и жалованье сверх получаемого по службе: дворянам
- по 400 рублей, горожанам - по 122, всем прочим - по 37. Имения депутатов
не подлежали конфискации за исключением случаев, когда надлежало
расплатиться за долги; решение суда относительно депутатов не приводилось в
исполнение без благословения императрицы; за оскорбление депутата
взыскивался двойной штраф; депутатам вы давался особый знак с девизом:
«Блаженство каждого и всех».
В итоге в Уложенную комиссию было избрано около 450 депутатов, из коих
33% составляли выборные от дворянства, 36% — выборные от горожан, около 20%
— выборные от сельского населения, 5%—правительственные чиновники. Если
учесть, что чиновники являлись дворянами, а некоторые города и
государственные крестьяне избирали депутатами дворян, то удельный вес
дворянства в Уложенной комиссии, составлявшего 0,6% населения страны,
значительно повысится.

Особенности Екатерининской комиссии

Первая особенность екатерининской комиссии состояла в новшестве,
неведомом предшествовавшим комиссиям: императрица составила «Наказ» с
изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны
руководствоваться депутаты.
Вторая особенность Уложенной комиссии 1767—1769 гг. состояла в наличии
наказов депутатам, составленных участниками их выборов, — в наказах
отражены сословные требования избирателей. Дворянские наказы требовали
принятия строгих мер против побегов крестьян, в них были жалобы на
обременительность рекрутской и постойной повинностей, разорявших крестьян и
тем самым наносивших ущерб благополучию помещиков.
Многие наказы содержали жалобы на мздоимство канцелярских служителей,
волокиту в правительственных учреждениях, предлагали вместо назначаемых
правительством чиновников заполнять административные должности дворянами,
избранными на уездных и провинциальных собраниях.
Важнейшая особенность городских наказов состояла в отсутствии
требований отменить крепостнический режим или заменить самодержавный строй
более демократическим: напротив, горожане претендовали на дворянские
привилегии — освобождение от телесных наказаний, предоставление права
владеть крепостными, восстановление указа, разрешавшего промышленникам
покупать крестьян к мануфактурам. Городские наказы требовали монополии
горожан на занятия торговлей и лишения или ограничения этих прав для дворян
и крестьян. Наказы горожан, как видим, не выходили за рамки существовавших
социальных и политических порядков.

Функционирование Комиссии

Уложенная комиссия открылась 30 июля 1767 года торжественным
богослужением в Успенском соборе Кремля. Первоначальным местом ее работы
стала Грановитая палата (в последующем общие собрания Комиссии происходили
в Петербурге). На первом же собрании депутатам зачитали с любопытством
ожидаемый ими екатерининский "Наказ". И тут выяснилось, что не выходившие
за пределы интересов отдельного сословия, города, уезда наказы с мест,
коими должны были руководствоваться депутаты, своей приземленностью резко
контрастируют с "Наказом" Екатерины, наполненным чудными для собравшихся
суждениями о том, "что есть вольность", "равенство всех граждан", и Бог
знает чем еще!
Однако чрезвычайно тронутые пышным открытием работы Комиссии депутаты,
не сумевшие на слух понять действительно мудреный для них "Наказ", стали
думать, "что сделать для государыни, благодеющей своим подданным". Ничего
путного в их головы не пришло, и потому они решили поднести ей титул
"Великой, Премудрой Матери Отечества". Но дальновидная Екатерина, дабы не
дразнить гусей, "скромно" приняла лишь титул "Матери Отечества", сказав,
что "любить Богом врученных мне подданных я за долг звания моего почитаю,
быть любимою от них есть мое желание". Так неожиданно (а скорее всего, по
заранее заготовленному сценарию) был снят самый неприятный и щекотливый для
Екатерины вопрос о незаконности ее восшествия на трон. Отныне после
публичного подтверждения столь представительным собранием законности ее
власти положение Екатерины Алексеевны на престоле стало куда прочнее.
Относительно спокойно прошло избрание 18 частных комиссий для сочинения
законов, и начались рабочие будни депутатов, окончательно отрезвившие
Екатерину. Она из-за портьеры скрытно наблюдала за всем происходящим в зале
и время от времени посылала записочки с наставлениями порой терявшемуся
председателю, генерал-аншефу А. И. Бибикову. Вместо ожидаемого ею делового
обмена мнениями начались бурные дебаты представителей разных сословий,
когда ни одна из сторон ни в чем не хотела уступать другой. Дворяне с тупым
упрямством отстаивали свое монопольное право на владение крестьянами, а
купечество - на занятие торговлей и промышленностью. Более того, едва ли не
в первую очередь купцы ставили вопрос о возврате недавно отнятого у них
права покупать крестьян к заводам. Но здесь императрица была тверда и
неуступчива: "Невольные руки хуже работают, нежель вольные, и покупки
фабрикантами деревень - прямое истребление земледелия", являющегося
главным, по ее убеждению, источником существования человечества. Столь же
истово купечество выступало и против торговой деятельности крестьян,
руководствуясь исключительно своими узкосословными, корыстными интересами.
Не было единства и среди представителей господствующего класса: дворяне
с национальных окраин желали уравняться в правах с дворянством центральных
губерний, а депутаты от родовитого дворянства во главе со своим лидером -
прирожденным оратором и полемистом князем М. М. Щербатовым - высокомерно
противопоставляли себя мелкому дворянству и выступали за решительную отмену
тех положений петровской Табели о рангах, по которым дворянское звание
могли получать за заслуги представители других сословий...
Но все это были цветочки. Наибольший гнев дворян-крепостников, из
которых в основном и состояли дворянские избранники, вызвали робкие призывы
некоторых их же собратьев ограничить произвол помещиков. Слова депутата от
города Козлова Г. С. Коробьина, что крестьяне являются основой благополучия
государства и с их разорением "разоряется и все прочее в государстве", а
потому их надо беречь, потонули в хоре голосов крепостников, возмущенных
"наглым" призывом к изменению "освященных Богом" порядков. Дворянство,
пользуясь своим большинством, все смелее требовало расширения помещичьего
права на личность крестьянина и плоды его труда. Раздались голоса и о
применении смертной казни к наиболее непокорным из крестьян.
Но росло количество выступлений и противоположного характера, особенно
после того, как в июле 1768 года на общее обсуждение был вынесен
подготовленный в частной комиссии законопроект о правах дворян. Почти 60
депутатов, в том числе и "своих", дворянских, подвергли острой критике
предложенный документ. Это не могло не обеспокоить императрицу, вовсе не
желавшую продолжать прения в подобном неконструктивном духе: депутаты ни на
йоту не смогли приблизиться к единому решению вопроса о дворянских правах.
Некомпетентность депутатов, их неспособность подняться до понимания
провозглашенных в "Наказе" идей произвели на императрицу столь угнетающее
впечатление, что для "просвещения" депутатов прибегли к необычной мере:
день за днем им стали громко и внятно читать все принятые с 1740 по 1766
год законы об имущественных правах, а также Соборное Уложение 1649 года и
еще около 600 разнообразных указов. Трижды подряд вновь и вновь оглашали
екатерининский "Наказ". Работа Комиссии была фактически парализована, и в
конце 1768 года с началом русско-турецкой войны ее "временно" (а как
оказалось, навсегда) распустили. Хотя некоторые частные комиссии продолжали
работать вплоть до 1774 года.
Обстоятельно изучив работу Комиссии, С. М. Соловьев четко определил
главное ее назначение: ее созвали с целью "познакомиться с умоначертанием
народа, чтобы испытать почву прежде, чем сеять, испробовать, что возможно,
на что будет отклик и чего еще нельзя начинать". Это - заключение историка,
основанное на объективном анализе большого количества документальных
материалов. А вот мнение самой императрицы относительно задач Комиссии:
"Мысль - созвать нотаблей была чудесная. Если удалось мое собрание
депутатов, так это от того, что я сказала: "Слушайте, вот мои начала;
выскажите, чем вы недовольны, где и что у вас болит? Давайте пособлять
горю; у меня нет никакой предвзятой системы; я желаю одного общего блага: в
нем полагаю мое собственное. Извольте же работать, составлять проекты;
постарайтесь вникнуть в свои нужды". И вот они принялись исследовать,
собирать материалы, говорили, фантазировали, спорили; а ваша покорная
услужница слушала, оставаясь очень равнодушной ко всему, что не относилось
до общественной пользы и общественного блага".
Созыв Комиссии имел, таким образом, для императрицы интерес прежде
всего практический. А что же было ответом? "От дворянства, купечества и
духовенства послышался этот дружный и страшно печальный крик: "Рабов!" -
пишет С. М. Соловьев. Такое решение вопроса о крепостном состоянии,
полагает историк, "происходило от неразвитости нравственной, политической и
экономической. Владеть людьми, иметь рабов считалось высшим правом,
считалось царственным положением, искупавшим всякие другие политические и
общественные неудобства".
Для того чтобы основательно подорвать "представление о высокости права
владеть рабами", как известно, понадобилось еще почти целое столетие.
Работа Комиссии ясно показала, что для ликвидации рабства почва оказалась
совершенно неподготовленной. Разочарованная и обескураженная, но
сохранившая трезвость ума, Екатерина вынуждена была "предоставить времени
удобрение почвы посредством нравственно-политического развития народа".
Какие-то сомнения относительно способности дворянства подняться над
реалиями повседневной жизни и проявить государственный подход, видимо,
одолевали Екатерину и ранее. Иначе трудно объяснить, зачем еще только
готовившийся "Наказ" она давала для ознакомления особо доверенным людям. На
завершающем этапе документ был зачитан и ceнaтopaм с предложением внести
вoзмoжные поправки. Однако императрица явно переоценила степень
"просвещенности" и тех и других (да и общества в целом). Много позднее она
в своих "Записках" с досадой напишет: "Я думаю, не было и двадцати человек,
которые по этому предмету мыслили бы гуманно и как люди я думаю, мало
людей в России даже подозревали, чтобы для слуг существовало другое
состояние, кроме рабства".
Другая выдержка из тех же "Записок" полна еще большим чувством горечи,
которое оставили у Екатерины не только депутаты Уложенной комиссии, но и ее
ближайшее окружение, ознакомившиеся с "Наказом": "Едва посмеешь сказать,
что они (крепостные крестьяне. - М.

Новинки рефератов ::

Реферат: Прогнозирование численности населения (Социология)


Реферат: Биологическое окисление (Биология)


Реферат: Баскетбол (Физкультура)


Реферат: Искусство Москвы 17 века (Искусство и культура)


Реферат: Отношения России с Индией (История)


Реферат: Эволюция и происхождение человека (Биология)


Реферат: Апокалипсический образ зверя - икона для "православной России" ? (Религия)


Реферат: London (Иностранные языки)


Реферат: Особенности предварительного слушания при рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей (Уголовное право и процесс)


Реферат: Национальные особенности менеджмента (Менеджмент)


Реферат: Место и роль Верховной Рады Украины в системе органов государства (Право)


Реферат: Энергетические вещества тканей почки (Биология)


Реферат: Харизма (Социология)


Реферат: Контрольная работа по КСЕ (конспект) (Естествознание)


Реферат: История культуры Древнего Египта (Культурология)


Реферат: Витамины (Биология)


Реферат: Описание графического формата TGA (Компьютеры)


Реферат: Педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП (Педагогика)


Реферат: Греко-католическая церковь (Религия)


Реферат: Формы и методы социальной работы (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист