GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Социальное партнерство (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Социальное партнерство (Социология)




КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ


ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ



Кафедра государственного управления, истории и социологии



РЕФЕРАТ
по социальному менеджменту
на тему:

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО



.



Г. Казань

2000 год


Содержание:


Введение
3


История социального партнерства и его определение
4


Становление социального партнерства в РФ
6


Система социального партнерства в РТ
9


Заключение
12


Список используемой литературы
13



Введение


Условием устойчивого развития нашей страны, пережившей драматическую
трансформацию политико-экономического устройства, является согласие в
обществе. Причем социальный консенсус по поводу развития возникающих
противоречий и конфликтов необходимо находить в процессе диалога,
цивилизованных переговоров.
По сути, речь идет об изменении мышления людей о том, чтобы
рассматривать каждого человека, находящегося в зоне сотрудничества не как
пассивный объект благодеятельности со стороны государства и общества, а в
качестве стратегического ресурса, потенциала, который нужно достаточно
реализовать. Этому призваны способствовать совместные действия органов
исполнительной власти регионов, местных объединений работодателей.
Утверждение самоуправления, развития самодеятельности населения и
т.п., позволяют перейти к реализации принципа «социального участия», суть
которого в делегировании государством части своих полномочий администрациям
муниципальным, объединениям организаций, хозяйствующим субъектам.
Действующим механизмом предотвращения негативных явлений в социально-
трудовой сфере является социальное партнерство как элемент интегрального
стратегического достижения согласия в обществе.
Цель моего реферата: показать значение социального партнерства в
развитии общества и рассмотреть особенности его становления в России и
Республике Татарстан.
Исходя из цели, я поставила перед собой в работе следующие задачи:
- проследить историю развития социального партнерства;
- рассмотреть подходы к определению социального партнерства;
- выявить особенности становления социального партнерства в РФ;
- определить характерные черты системы социального партнерства в РТ.
С тех пор, как система социального партнерства в нашей стране стала
последовательно и целенаправленно формироваться, проблемы его развития
широко освещаются. Этой теме посвящены многие книги и публикации. Я в своей
работе в основном использовала также статьи представителей профсоюзов и
государственных органов.



История социального партнерства и его определение


Социальное партнерство – сравнительно молодо. Как эффективное
средство регулирования отношений между большими группами людей и слоями
населения на Западе используется лишь в последние десятилетия.
Сам термин появился после первой мировой войны. Рождение теории
социальных реформ – противовес теории классовой борьбы, претендовавшей с
середины XIX века на роль главного регулятора исторического процесса.
«Отцы» этой концепции опирались на этику Фейрбаха, на концепцию
«гармонизации отношений» Л. Блана и П. Прудона, на идеи Ф. Лассаля и других
теоретиков социал-демократического пути развития.
Еще в прошлом веке работодатель, как в России, так и на Западе, чтобы
избежать забастовок и не снижать массу прибыли шел на договоренность с
рабочими и создание привилегий части из них. Это привело к появлению
«рабочей аристократии».
Главная причина снижения радикализма – качественные изменения,
произошедшие среди самих рабочих. Высокая образованность и профессионализм,
возможность участия в прибылях предприятия, хорошая зарплата, развитость
сферы социальной защиты привели к тому, что формой разрешения проблем стали
не стачки и забастовки, а переговорный процесс.
На активизацию разработок теории и практики социального партнерства
оказала влияние победа Октябрьская революция. «Остальной мир», чтобы
исключить то, что произошло в России, вынужден был нанять стратегию и
тактику отношений между трудом и капиталом. Для разрешения противоречий
пришлось создавать специальные организации – профсоюзы и их организации.
Одной из таких организаций стала в 1919 году Международная организация
труда. Но международная организация – это внешний фактор. Главный фактором
возникновения социального партнерства является внутренний, отражающий
реальные изменения в сфере производства.
На Западе этим фактором стала НТР. В результате общество получило
новые возможности для удовлетворения жизненных потребностей. Одновременно
НТР предъявила высокие требования к качеству рабочей силы, которой стали
высокообразованные профессионалы. Большую важность в этой связи приобрела
социально-психологическая составляющая отношений между участниками
производственного процесса. Появилась необходимость в гуманизации
отношений между ними, в социальном диалоге.
Существует 3 подхода в понимании социального партнерства:
1. Гармоническо-утопический. Сторонники этого подхода считают, что
наемных работников и собственников объединяют общие интересы. «Не
наличие противоречий, а органическое единство всех участников
производственного процесса является объективным экономическим
законом»[1], - утверждают разработчики подхода Каменецкий и
Патришев.
Хотя социальное партнерство основано на поиске и нахождении
оптимального для интересов сторон их баланса и соотношения – объединение
интересов в единое целое в принципе недостижимо.
2. Интегративный. В Проекте «Концепции становления и развития
социального партнерства в РФ» социальное партнерство определяют как
«способ интеграции интересов различных социальных слоев и групп,
разрешения возникающих между ними противоречий путем достижения
согласия и взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.
Но интегрировать интересы в один коллективный интерес сложно, более
того невозможно.
3. Сторонники этого подхода утверждают, что социальное партнерство –
это специфический тип общественных отношений, обеспечивающий баланс
реализации интересов.
Я считаю, что третий подход наиболее точно раскрывает понятие
социального партнерства.
«Социальное партнерство – специфический тип общественных отношений,
присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой. Характеризуется
следующими чертами:
1. Это отношения между субъектами, сторонами, имеющими наряду с
тождественными интересами и принципиально различные,
противоположные социальные, экономические, политические интересы.
2. Отношения ориентируются не на конфронтацию сторон, а на поиск,
достижение социального консенсуса, при котором собственник может
обеспечить себе стабильное получение соответствующей прибыли, а
наемный работник – достойное образование.
3. Это такой тип отношений, в котором объективно заинтересованы все
важнейшие социальные группы, государство в целом, так как при нем
достигается социальная стабильность общества, его прогресс,
социально-экономическое развитие.»[2]
Социальное партнерство – это метод цивилизованного решения социально-
трудовых конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной
стабильности общества, гарантирует его мирную эволюцию, отсекая все
деструктивное, потенциально взрывоопасное.

Становление социального партнерства в РФ
В России кризисные явления обострили социально-трудовые отношения,
привели к росту трудовых конфликтов, многие из которых стали перерастать в
забастовки. Это делает необходимым поиск путей урегулирования социально-
трудовых отношений. Переход от противостояния к социальному партнерству
можно рассматривать двояко: социальное партнерство – это условие и
компонент развития рыночных отношений.
Здание трипартизма в России возводилось путем простого заимствования
зарубежных моделей. Его концептуальным обоснованием приходится заниматься в
процессе развития социального партнерства.
Последовательно и целенаправленно система социального партнерства в
России начала формироваться в 1992 году.
Основные принципы социального партнерства и механизмы его реализации
определены Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях»,
федеральными законами: «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»,
«О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О коллективных договорах и
соглашениях», рядом других законодательных актов.
Организационная структура социального партнерства в стране далека от
целостного вида. Возведена лишь «крыша» – Российская трехсторонняя комиссия
(РТК) по урегулированию социально-трудовых отношений. Она «призвана
устанавливать общие принципы согласованного проведения социально-
экономической политики с учетом интересов трех действующих в
производственно-экономической, трудовой и общественной сфере, сторон:
государства, наемных рабочих и работодателей»[3]. РТК наделена необходимыми
полномочиями по подготовке проекта Генерального соглашения, организации
коллективных переговоров, связанных с его принятием, и обсуждению
выполнения соглашений.
Генеральное соглашение – правовой акт, «устанавливающий общие принципы
регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне и
заключаемый между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими
объединениями работодателей, Правительством РФ.»[4]
На основе Генерального соглашения руководящие органы отраслей и
российские объединения профсоюзов заключают тарифные отраслевые
(межотраслевые) соглашения – правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и
др. условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников
отрасли.
Важное место в системе социального партнерства отведено службе по
урегулированию коллективных трудовых споров. В ее состав входят
соответствующий департамент Минтруда России, территориальные органы по
урегулированию коллективных трудовых споров, а также подразделения органов
исполнительной власти субъектов РФ.

Особенности системы социального партнерства в РФ:

- размытость субъектов социального партнерства. Нет сформировавшегося
класса собственников-работодателей. Работодатели разобщены по 45
ассоциациям и союзам внутренним и международным. Профсоюзное движение
находится в стадии формирования;
- отсутствие должной правовой базы. Принятые законы «О предприятиях и
предпринимательской деятельности», «О коллективных договорах и
соглашениях», Кодекс законов о труде в какой-то мере регламентируют
правовые процедуры переговоров между работниками и наемными работниками,
но в них не предусматривается ответственность сторон, то есть
отсутствует третья важная часть правовой нормы – санкция. Не определен
правовой статус субъектов трудовых отношений, в частности,
представляющих сторону работодателей. На 1 сентября 1997 г., по данным
ФНРП, лишь четверть отраслевых (тарифных) соглашений заключена с
объединениями работодателей, а остальные – либо с федеральными
министерствами, либо с другими федеральными органами управления, не
обладающими соответствующими полномочиями для реализации подписанных
договоренностей;
- сужается материальная база социального партнерства. Следует
активизировать усилия государственной власти, деловых кругов,
благотворительных фондов и т.д;
- рабочее движение выходит за чисто профсоюзные рамки, приобретает
социально-политическую ориентацию. Политизация профсоюзного движения
проявляется в формировании широких многофункциональных движений,
сочетающих в своей деятельности защиту текущих интересов рабочих с
отстаиванием определенного пути развития;
- преобладание государственной собственности приводит к тому, что любой
мельчайший трудовой конфликт выливается в столкновение работников с
государством;
- в России не было, да и не могло быть теоретической и социально-
психологической подготовки к восприятию социального партнерства, нужна
система пропагандистско-идеологического обеспечения реформ.
Говоря о современном состоянии социального партнерства, председатель
Российского объединения работодателей В. Колмогоров подчеркнул:
«Трехсторонняя комиссия – иллюзия, если смотреть на результаты реализации
решений комиссии, и не иллюзия, если смотреть на процесс работы»[5].
Подобное мнение складывается также при рассмотрении деятельности совместных
комиссий по подготовке колдоговоров и соглашений. Такой процесс можно смело
характеризовать как социальный диалог. Однако он не находит своего
завершения в социальном партнерстве. Причина – невыполнение подписанных
соглашений работодателями и правительственной стороной. Любые комиссии
(РТК, региональная, заводская) являются только совещательными органами; они
не имеют рычагов регулирования процесса выполнения подписанных соглашений.
Мнение же правительственной стороны о состоянии социального
партнерства сводится к тому, что главная причина невыполнения соглашений –
отсутствие нормального стабильного экономического положения в стране и
соответствующей законодательной базы. Правительство соглашается на ведение
диалога лишь по проблемам, связанных с подготовкой новых правовых актов.
Что же касается государственных программ, которые могут (или должны)
привести к стабилизации российской экономики, то ни профсоюзы, ни
работодатели к их подготовке не допускаются.
Система социального партнерства в РТ

Правовой основой системы социального партнерства являются
международные нормы, Конституции РТ и РФ, законы и нормативно-правовые акты
РФ и РТ.
Ст. 12 Конституции РТ гласит: « экономические отношения строятся на
социальном партнерстве между гражданином и государством, потребителем и
производителем, работником и работодателем». В Конституции РТ права
профсоюзов зафиксированы более детально, чем в Конституции РФ.
В ст. 6 Конституции РТ профсоюзам гарантируется право участвовать в
управлении государственными делами через своих представителей в выборных
органах. Профсоюзам удалось закрепить право законодательной инициативы в
Верховном Совете по вопросам трудовых отношений и социальной защите (ст.94
Конституции РТ). В результате были разработаны и приняты законы «О
коллективных договорах и соглашениях», «О профессиональных союзах».
В 1991 году на республиканском уровне впервые заключено двухстороннее
соглашение (правительство – профсоюзы), в 1992-1994 гг. – трехстороннее
соглашение (правительство – профсоюзы – Ассоциация промышленных
предприятий), в 1995 году к стороне работодателей присоединилась Торгово-
промышленная палата республики. Ассоциация промышленных предприятий,
Торгово-промышленная палата, Кабмин РТ, Федерация профсоюзов образовали
Трехстороннюю комиссию по урегулированию социально-трудовых отношений.
Федерация Профсоюзов РТ координирует действия 19 отраслевых
профсоюзов, 21 профкома, находящегося на профсоюзном обслуживании
республиканского совета профсоюзов, 138 городских и районных комитетов
профсоюзов, около 10000 первичных профсоюзных организаций, объединяющих 1,5
миллиона членов профсоюзов[6].
Представители сторон в комиссии проводят глубокой анализ ситуации,
сложившейся в области труда. Последовательно по мере урегулирования
разногласий, формируются проекты генерального, отраслевых и специальных
соглашений, которые потом становятся основой для заключения коллективных
договоров.
Генеральные соглашения заключаются каждый год между Ассоциацией
промышленных предприятий, Торгово-промышленной палатой, Кабмином РТ,
Федерацией профсоюзов для определения единой социально-экономической
политики. Все генеральные соглашения имеют разделы о рынке рабочей силы,
оплате труда, расширении и увеличении гарантий социальной защиты населения,
охране труда и экологии.
На уровне региона активно заключается отраслевые соглашения между
республиканскими отраслевыми комитетами профсоюзами, отраслевыми органами
хозяйственного управления РТ для решения социально-экономических вопросов с
учетом специфики отрасли.
В связи с переносом центра тяжести решения социальных проблем с
республиканского на территориальное управление (город, район) стала
распространяться практика заключения соглашений между главами администрации
и координационными советами профкомов для решения социально-экономических
вопросов с учетом специфики территории.
Также специальные соглашения между отраслевыми райкомами профсоюзов и
соответствующими хозяйственными отделами для решения социально-
экономических вопросов с учетом специфики отрасли и местных условий.
В результате многие социально значимые проблемы разрешаются за счет
средств местных бюджетов.
Заключение коллективных договоров – способ социальной защиты
трудящихся. Ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов (II место в
России)[7]. Между профкомами и администрацией для решения социально-
экономических вопросов с учетом специфики предприятия или организации.
В коллективный договор включаются такие вопросы:
1. Форма, система и размер оплаты труда.
2. Механизм регулирования оплаты труда, исходя из уровня цен.
3. Занятость, переобучение.
4. Продолжительность рабочего времени, отпусков.
5. Улучшение условий и охраны труда.
6. Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование.
7. Экологическая безопасность и охрана здоровья.
8. Льготы.
9. Социальное партнерство, обеспечение нормальных условий
функционирования работников.
10. Отказ от забастовок по условиям договора.
11. Контроль за выполнением договора.
Договора заключаются на срок от 1 до 3 лет.
Необходимо отметить, что снизилась активность работников в участии
заключения коллективных договоров. Основная причина – невыполнение многих
обязательств предыдущих коллективных договоров, особенно по своевременной
выплате зарплаты. У работников одно требование – повысить уровень оплаты
труда в связи с ростом цен. Остальные льготы трудящихся и обязательства
администрации на фоне невыполнения этого пункта выглядят ненужными.
Еще одно направление взаимоотношений профсоюзов с государством, а
точнее с представительной властью – это формирование социального
законодательства. В Швеции таких законов 19, в Татарстане – 8.
Одним из первых стал Закон «О занятости населения». В результате в РТ
сохранился один из самых низких уровней безработицы в течение 1994-1998 гг.
(1,34-2,12%). Следующий блок законов социальной направленности: «О
минимальной заработной плате», «О прожиточном минимуме», «О минимальном
потребительском бюджете». Путем повышения минимальной зарплаты до уровня
прожиточного минимума поддерживался жизненных уровень работников.
В РТ социальному партнерству мешает отсутствие класса собственников-
работодателей. Нет и классических наемных работников, так как большинство
пока занято в государственных предприятиях.
Развитие социального партнерства зависит от темпов разгосударствления
- акционирования и приватизации. В РТ в соответствии с принятой программой
приватизации около 1 тыс. подлежат разгосударствлению из числа 20 тыс.
Зачастую у руководителей нового поколения следующая позиция: раз
работники – владельцы акций, то есть собственники, то с кем же они хотят
заключать договор? Профсоюзы не нужны. Но через 2-3 года акции
сосредотачиваются у относительной небольшой прослойки рабочих.
Развитие социального партнерства требует дальнейшего совершенствования
законодательства о социальном партнерстве. Речь идет в первую очередь о
законе «Об объединении работодателей». Важными представляются также законы
о рынках труда, жилья, ценных бумагах, совершенствования оплаты труда.
Заключение

Социальное партнерство – это необходимый элемент становления правового
государства без конфронтации.
В России социальное партнерство, по существу, являет собой
трансформированную форму социально-трудовых отношений советского времени:
изменились субъекты, сложились новые институты, деятельность которых
регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами.
Но между субъектами, получившими новые названия, сохраняются в большинстве
случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало
что изменила во взаимоотношениях руководителей предприятий и председателей
профкомов. Неформальные личные связи по-прежнему остаются основным
механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива
большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.
Нередко во взаимоотношениях различных уровней партнерской вертикали
«предприятие-регион-центр» проблем больше, чем между социальными партнерами
одного уровня. Ситуация в стране больше напоминает партнерство
корпоративного типа: налицо совместные действия профсоюза и работодателя с
целью «выбить» из региональной комиссии разного рода помощь, налоговые
льготы и т.п. для «своего» предприятия. Это дополняется «региональным
лоббированием» интересов в РТК, через «своих» депутатов в Госдуме и
«своего» представителя в Совете Федерации.
Готовность профсоюзов и работодателей идти на компромиссы не находит
адекватного отклика со стороны государства. Уступив свое место собственника
на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых
прав наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов,
часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.
Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства,
предполагающей диалог не только с профсоюзами, но и с другими
объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет
профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает
система социального партнерства в целом, принципы которого
правительственная сторона декларирует, но мало что делает для их
осуществления.


Список использованной литературы:

1. Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – Казань:
Медицина, 2000 – 40 с.
2. Анисимов В., Макеев В. Правовая база социального компромисса //
Человек и труд. – 1998. – Вып.1. – С.84-86.
3. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и
труд. – 1999. - Вып.11. – С.68-73.
4. Гайнуллина Ф. И., Мирсияпов Т. А. Профсоюзы Татарстана: история,
современность, перспективы. – Казань: Издательство КГУ, 1997 – 10
с.
5. Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен
конца XX в. – Казань: Издательство КГУ, 1996 – 148 с.
6. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Мысль»,
1996 – 206 с.
7. Социальное партнерство. – М.: Издательство «Экономика», 1999 – 236
с.



-----------------------
[1] Актуальные проблемы современного профсоюзного движения – Казань:
Медицина, 2000 – С 4.
2 Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 193.


[2] Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 169.
[3] Социальное партнерство – М.: Издательство «Экономика», 1999 – С 51.

[4] Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство? // Человек и труд.
– 1999. - Вып.11. – С72.

[5] Профсоюзы и государственная власть в условиях общественных перемен
конца XX в. – Казань: Издательство КГУ, 1996 – С. 39.

[6] Актуальные проблемы современного профсоюзного движения. – Казань:
Медицина, 2000 – С. 8.






Реферат на тему: Социальное познание личности

СОДЕРЖАНИЕ:



1. Личность как социальная система.
Общественное и индивидуальное в личности
3


2. Образ жизни личности. Жизненная позиция
4


3. Социальные типы личности. Темпераментов
6


4. Социальные роли
7


5. Основные понятия темы реферата
9


Литература
11



1. ЛИЧНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА.
ОБЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ.

Человек входит в жизнь как целостный феномен. Жизненная деятельность
человека всегда несет на себе отпечаток уровня его развития как личности во
всей ее разносторонности. Жизненная позиция личности формируется
совокупностью всех социальных влияний на человека, и прежде всего системой
общественного воспитания

Личность есть системное и поэтому "сверчувственное" качество, хотя
носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со
всеми его врожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства,
составляют лишь условия (предпосылки) формирования и функционировния
личности, как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю
индивида.
Характеризуя "личность" имеют в иду "целостность", но такую
"целостность", которая рождается в обществе. Индивид выступает как
преимущественно генотипическое образование, с основе созревания которого
лежат в соновном адаптивные приспособительные процессы.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и
ценностных ориентаций данного общества, что называется социализацией.
человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учится вести себя в
соответствии с ролью ребенка, студента, служащего, супруга, родителя и т.д.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных
форм общения матери с ребенком. ребенок постоянно включен в те или иные
формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация,
то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно
сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в
противоречии с целями воспитания. формирование человека как личности
требует от общества постоянного и сознательно организуемого
совершенствования системы общественного воспитания, преодаления застойных,
традиционных, стихийно сложившихся форм.

Выступая и субъектом, и результатом общественных отношений, личность
формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя
и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.
Именно в процессе целенаправленно организуемой деятельности формируется в
человеке важнейшая, определяющпя его как развитую личность потребность в
благе другого.

Целенаправленное формирование личности человека предполагает её
проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в
соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим
его конкретные физиологические и психологические особенности.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация
человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более
полное самовыражение и самораскрытие. Но эти качества невозможны без
участия других людей, они невозможны в изоляции и противопоставлении себя
обществу, без обращения к другим людям, предполагающего их активное
соучастие в этом процессе.


2. ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ.
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ.

В рамках анализа жизненной позиции встаВ рамках анализа жизненной
позиции встает вопрос об образе жизни личности.
Образ жизни – совокупность типичных форм жизнедеятельности людей,
объективно существующих в обществе: труд, общественно-политическая сфера,
образование, досуг и отдых, личная, семейная жизнь и т.д.
Свои социальные устремления личность реализует в материальной и
духовно-идеалогической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду
характеристикой конкретного субъекта, который в рамках данного образа
жизни ведет материальную и духовно-идеалогическую жизньёт
определенной направленности, содержания и активности. Личность – это
ученик и соавтор человеческой истории, определенного образа жизни.

Образ жизни общества, социальной группы,трудового коллектива
представляет для субъекта любого уровня(а для конкретного человека
особенно) как специфическое общественное условие, активно детерминирующее и
его образ жизни. Личность сталкивается с целой совокупностью ситуаций
жизненного выбора. Она или принимает наличный образ жизни, борется за его
укрепление, развитие (занимает активную жизненную позицию); или относится
ко всему как к должному, реализует себя в рамках положительной нормы, но
не больше (жизненная позиция среднего уровня активности); или только
приспосабливается к существующим условиям, равнодушно следуя "правилам
жизни" микросреды (пассивная жизненная позиция); или в определенных
условиях использует формы деятельности и общения негативного и
антиобщественного содержания (негативная и антиобщественная жизненные
позиции). Как видно, понятия "жизненная позиция" и "образ жизни"
пересекаются и дополняют друг друга.
В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и
социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни.

Понятие "жизненная позиция" связано с активным, избирательным
отношением людей к природе и обществу, способностью человека делать выбор и
принимать решения в тех или иных условиях, в том числе и в рамках
определенного образа жизни. Объективными (внешними) условиями
самоопределения личности выступает свя совокупность социально-
экономических, политических и духовно-идеалогических процессов конкретно-
историчесного общества (на уровне общества в целом и составляющих его
социальных групп, на уровне региона, на уровне трудового коллектива и
семьи). Своеобразными внешними условиями являются также и образы жизни
коллективных и индивидуальных субъектов, с которыми она взаимодействует.


3. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.
ТЕМПЕРАМЕНТ.

1. "Деятели" – воины, ремесленники, инженеры, педагоги; активное
действие, изменение мира, других и себя.
2. "Мыслители" – смотреть, размышлять; оружие – слово.
3. "Люди чувств и эмоций" – деятели литературы и искусства; оружие –
интуиция.
4. "Гуманисты и подвижники" – оружие – обостренное чувство ощущения
душевного состояния другого человека, любовь ко всему живому; дело
жизни – милосердие.


Темперамент


Особый интерес в течение столетий вызывает такое интегральное
образование индивида, как темперамент (от лат. temperamentum – надлежащее
соотношение частей).
А.Р.Лурия высказал афоризм, что величие ученого определяется тем,
насколько выдвинутые им представления задержали развитие научной мысли. В
этом смысле вряд ли кто из ученых может состязаться с гиппократом, который
предложил гуморальную концепцию темперамента. Гиппократ учил, что
темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма – крови,
желчи, лимфы и флегмы. Смесь этих жидкостей и лежит в основе четырех
основных типов темперамента: сангвиники, холерики, меланхолики, флегматики.
Одни люди по темпераменту чрезвычайно медлительны и невозмутимы. Во всей
манере их поведения чувствуется степенность, размеренность (флегматики).
Другие люди подвижны, порывисты, легко воспламеняются, мгновенно
ухватываются за новые идеи; общительные люди с переменным настроением
(сангвиники). Холерики чрезвычайно восприимчивы и глубоко переживают все
свои радости, свои боли и печали. Они импульсивны, под влиянием аффекта
могут совершить необдуманный поступок, а после будут раскаиваться.
Совершенно иной тип – меланхолики. Они глубоко переживают любое событие
жизни, но горе носят в себе, не проявляя внешне свои переживания; постоянны
в своих привязанностях.

4. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.


Понятие личности – это совокупность таких психологических качеств
индивида как:
1. Отношение к чему-либо.
2. Нормы поведения, взглядов.
3. Ценности.
В философии личность человека как таковая не рассматривается. ею надо
стать.
В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых
характеристик. Личность - это автономная систем, которая может быть
независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном
мировоззрении личности. в её самосознании.

Социальные роли – это совокупность требований. предъявляемых индивиду
обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть
множество ролей. Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место
ролевой конфликт.

Социальные роли:

|Институционализированные: |Конвенциональные: |
|институт брака, семьи, |принимаемые по соглашению, |
|соц. роли матери, дочери, |хотя человек может и не |
|жены |принимать их |

Основные ролевые характеристики:
Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:
1. Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие –
раскованности.
2. Способ получения: предписанные и завоеванные.
3. Масштаб: часть ролей строго ограничена, часть – размыта.
4. Формализация: деятельность в строго установленных рамках или
произвольная.
5. Мотивация: личная прибыль, общественное благо и т.д.
Социальная роль состоит из:
1. Ролевого ожидания.
2. Исполнения этой роли.

Теория Ч.Кули – Теория общественного зеркала. суть теории: сравнивая
себя с другими, у человека появляется собственное мнение из оценок других
людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые
поощряются в человеке могут получить дальнейшее развитие.

. Мы анализируем, как к нам относятся люди.
. Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке.
. Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.

При исследовании личности как "элемента" развития социальной системы
она получает свою содержательную характеристику через "общественные
функции" – роли, которые усваиваются ею в онтогенезе". Описывая ролевое
социотипическое поведение личности, социологи и социальные психологи
характеризуют личность именно как представителя той или иной группы,
профессии, нации, класса, того или иного социального целого. В зависимости
от того, как выступает для личности группа, насколько личность вовлечена в
те или иные отношения с группой, что значат для неё цели и задачи
совместной деятельности группы, проявляются различные качества личности. в
связи с этим, для того чтобы выявить специфику проявлений личности в
группе, ее вкладов в жизнь группы, необходимо раскрыть природу того пласта
и взаимоотношений личности и группы, найти те системные основания, которые
определяют динамику и содержние поведения личности.
Для того чтобы проанализировать. как индивид вовлекается в
общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы
исследования системных качеств личности. Так, на пример, исследование
существующих у определенной социальной группы представлений о
взаимоотоношениях между "руководителями вообще" и "подчиненными вообще" –
это одна плоскость изучения личности в общественных отношениях;
исследование "нормативно-ролевых" отношений между участниками совместной
деятельности – вторая плоскость; изучение отношение между людьми,при
которых мотивы одного человека приобретают субъективную ценность,
личнстный смысл для другого человека, - еще одна плоскость анализа
системных качеств личности в развитиии общества. Для решения вопроса о
соотношении общественных и межличностных отношений представляется
целесообразным выделить три уровня анализа системных качеств личности в
общественных отношениях, условно обозначаемые как уровни анализа личности в
системах "роль-для-всех", "роль-для-группы", "роль-для-себя"


5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ РЕФЕРАТА.

Человек – это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого
представляет собой основанный на материальном производстве,
осуществляющийся в ссистеме общественных отношений, процесс сознательного,
целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека
для обеспечения его существования, функционирования и развития.

Индивид (дословно) – неделимая дальше частица какого-то целого.
"Индивидуальность" – уникальность, неповторимость человека, во всем
богатстве его личных качеств и свойств

Личность – это автономный человек, то есть человек в определенной степени
выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя
обществу.

Темперамент личности – энергетическая характеристика действия, темпа,
скорости и интенсивности реагирования, регулярности действия

Характер личности – волевой сектор, один из четерых секторов за счет
взаимодействия которых происходит развитие личности. Характер –
фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности,
актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле
действования, посредством которго достигаются те или иные мотивы личности.

Индивидуальность личности - совокупность смысловых отношений и установок
человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе,
обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведениемв
ситуации борьбы мотивов; воплощаютсячерез деятельность и общение в
продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования
образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

Продуктивные проявления личности - процессы активности личности, в которых
личности приходится осущствлять выбор между различными мотивами, позициями
и ролями.

Способности – определяют меру успешности и эффективности деятельности и
степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.

Жизненный путь личности - путь становления ее индивидуальности.

Социальная роль - это совокупность требований. предъявляемых индивиду
обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной системе.

Социальный характер – выражение функциональных ролевых качеств личности,
проявляющихся в ее социотипическом поведении, т.е. в том поведении, в
котором личность слита с социальной общностью.

Социализация- процесс усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного
общества (становление личности).



ЛИТЕРАТУРА:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

2. Здравомыслов А.Г. потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат.,
1986.

3. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.

4. Маркин В.Н. Жизненные позиции личности: (Идеалогический и социально-
психологический аспекты)/ Акад. общественных наук при ЦК КПСС. – М.:
Мысль, 1989.

5. Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории развития и воспитания
личности. М., 1991.







Новинки рефератов ::

Реферат: Крейсер I-го ранга Цусимской кампании "Дмитрий Донской". История и технические характеристики (История)


Реферат: Договор энергоснабжения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Стресс (Психология)


Реферат: 10 теми по психології і педагогіці (Психология)


Реферат: Инфляция (Деньги и кредит)


Реферат: Взгляд социологов (Социология)


Реферат: Бухгалтерский учет основных средств (Бухгалтерский учет)


Реферат: работа (Компьютеры)


Реферат: Договор возмездного оказания услуг (Гражданское право и процесс)


Реферат: Лыжи (Спорт)


Реферат: Право (Теория государства и права)


Реферат: Первооткрыватели российской истории (История)


Реферат: Лев Давыдович Троцкий (История)


Реферат: Сплавы металлов (Химия)


Реферат: Духовный мир брака (Социология)


Реферат: Государство (Политология)


Реферат: Преступление и наказание по "Русской Правде" (Литература : русская)


Реферат: Анализ основных технико-экономических показателей деятельности строительной организации (Аудит)


Реферат: Инвестиционная политика и проблемы её осуществления в Республике Беларусь (Деньги и кредит)


Реферат: Проектирование горячего цеха предприятия общественного питания (Технология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист