GeoSELECT.ru



Музыка / Реферат: Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена (Музыка)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Жизнь и творчество Людвига Ван Бетховена (Музыка)


Московский
Экстерный
Гуманитарный
Университет.

Реферативная работа по музыкаведению.

Тема реферата: Жизнь и творчество
Людвига Ван Бетховина.
Факультет: экономический.
Курс: первый.
Автор: Рогоза Юлия Андреевна.
Рецензент:

Москва 1994г.



Список используемой литературы:

1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск 12, - М.,
1961г.

2) Синявер Л. Жизнь Бетховена // Школьная библиотека. - М., 1961г.

3) Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизни и
творчества. - М., 1970г.

4) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества.
- М., 1966г.
5) Энциклопедический словарь юного музыканта. - М., 1985г., стр. 108.



План реферата:

1) Во времена Бетховена..................................стр.4

2) Юность................................................стр.8

3) Встреча с Веной:
а) игра Бетховена;
в) Бетховен - композитор..............................стр.10
( Первая симфония )

4) Героические годы......................................стр.12
( Вторая - Шестая симфонии )

5) Бетховен и Гете.......................................стр.14

6) Разочарования и поиски................................стр.15
( Седьмая и Восьмая симфония )

7) К новым берегам.......................................стр.17
( Девятая симфония )



1) Во времена Бетховена...


Прошло уже более 200 лет со дня рождения Людвига ван Бетховена, но музыка
его живет и волнует миллионы людей, как будто она написана нашим
современником.
Тот, кто хоть немного знаком с Бетховеном, не сможет не полюбить этого
человека, эту героическую личность, не приклониться перед его жизненным
подвигом. Между высокими идеалами, воспеваемые им в творчестве, и его
жизнью не было разрыва. Жизнь Бетховена - пример мужества упорной борьбы с
препятствиями, несчастьями, которые оказались бы непреодолимыми для
другого. Через всю жизнь он пронес идеалы своей молодости - идеалы свободы,
равенства, братства.
"Творчество Бетховена открывает новый, ХIХ в. в музыке, его мировоззрение
сложилось под воздействием свободолюбивых идей Великой французской
революции, отзвуки которой проникают во многие произведения композитора".
Опираясь на традиции предшественников, Бетховен значительно расширяет
горизонты музыки как искусства, насыщает ее невиданными доселе контрастами,
напряженным развитием, отразившим дух революционных преобразований. Человек
республиканских взглядов, он утверждает достоинства личности художника -
творца.
Никогда не останавливаясь на достигнутом, стремясь в перед, к новым
открытиям, Бетховен на много определил свое время. Его музыка была и будет
источником вдохновения для многих поколений.

__________________________________________________________________
1) Кенигсберг А. Людвиг ван Бетховен // Краткий очерк жизни и
творчества., - стр. 21.


2) Детство композитора.


В 1732году в небольшом германском городке Бонне поселился двадцатилетний
певец Людвиг ван Бетховен ( в переводе его фамилия озна-
чает " грядка с красной свеклой ") родом из почтенной семьи
фломандских бюргеров.
Бонн в середине ХVIII насчитывал всего 8 тысяч жителей. Это был красивый
и приветливый городок, расположенный на берегу широкого северного Рейна.
Свою жену, добропорядочный горожанин Бетховен, поместил в монастырь,
т.к. она бросала тень на его доброе имя. Жена так и не вышла из стен
монастыря до самой смерти. Но не был счастлив Бетховен и в своих сыновьях.
Пагубная страсть матери особенно сказалась на втором сыне, Иоганне. Нрав
сына был легкомысленный, непостоянный, он быстро увлекался и так же быстро
остывал. Казалось, что женитьба изменит Иоганна. В 28 лет он взял в жены 19-
летнию вдову придворного камердинера, дочь повара, Марию - Магдалину
Кеверих. Старый Бетховен был против этого брака, но потом Мария - Магдалина
сумела расположить к себе старика. Но вскоре, Мария - Магдалина заболевает
туберкулезом, умирает четверо ее детей. Потом умирает и сам Людвиг ван
Бетховен. Сын пускает все наследство отца по ветру.
Однако не на всех сказывалось зловещая наследственность. И родился у
Иоганна Бетховена и Марии - Магдалины сын. Отец не только не придал этому
событию особого значения, он даже не потрудился сохранить в памяти дату
рождения ребенка. Вероятно, именно по этому она не дошла до нас. Известно
лишь, что " 17 декабря 1770 года в церкви святого Ремигия был крещен
младенец, родившийся у Иоганна и марии - Магдалины Бетховен. Мальчика
назвали Людвигом, и в месте с именем он унаследовал от деда несокрушимое
здоровье и душевную крепость. Ему суждено было прославить имя Бетховена в
веках.
Появление мальчика не сколько не обрадовало отца, как, впрочем, за
полтора года до этого его не сколько не опечалила смерть первенца. Дети
мало занимали Иоганна. Не мудрено, что Иоганн не заметил, как Людвиг встал
на ноги и подрос.
Музыкальные способности проявились у Людвига рано, и отец мечтал при
помощи таланта сына поправить свои материальные дела. По всей Европе
гремело тогда имя Моцерта: каждый мог порассказать тогда немало историй о
гениальном ребенке, поражавшем своей игрой и композициями королей и
музыкантов. Но если отец Моцарта, тоже музыкант, лелеял талант сына и
развивал его продуманными систематическими занятиями, то безалаберность
Иоганна Бетховена проявилась и в воспитании сына. Он задался целью во что
бы то ни стало сделать и Людвига виртуоза и заставлял его до бесконечности
повторять скучные упражнения, не редко доводя ребенка до слез. Отец был
вспыльчив и груб, хотя и любил ребенка на свой лад. А мать, которую Людвиг
обожал, была лишена возможности уделять ему время и внимание.
Людвиг очень быстро овладел нотной грамотой и свободно играл с листа;
почти одновременно у него проявился дар импровизатора. В 8 лет он уже
выступал в Кельне, а в 11 совершил первое заграничное турне, посетив Родину
своих предков.
С учителем Бетховену долго не везло. За четыре года он сменил не менее 5
учителей, многие из которых совсем не заслуживали этого имени. Друг старого
Людвига, придворный органист Эден, некоторое время обучал Бетховена игре на
органе. Затем актер Пфейфер учил его играть на клавесине и флейте. Пфейфер
был другом отца юного композитора,был так же жесток как Иоганн. Вскоре он
был изгнан из театра,что подтвердило его никчемность, как клавесиониста.
"На смену Пфейферу пришел монах Кох, под руководством которого Бетховен
достиг таких успехов в игре на органе, что мог заменить своего учителя во
время церковной службы."Затем был еще один монах, Ханцман. И,наконец,
скрипач Ровантини, научивший Людвига игре на скрипке и альте.
Много лет спустя, Людвиг жаловался своему ученику, что не смог получить
в детстве настоящего музыкального образования.
Общее образование Бетховена было еще более отрывочным и несистематичным.
Но не смотря на это , он упорно занимался изучением языков. Он знал:
французский, немецкий, греческий, итальянский, латынь.
Людвиг рос заброшенным ребенком. Трудные условия жизни, бедность сделали
его взрослым рано, сформировали черты характера. У Бетховена было
необычайно развито чувство собственного достоинства, независимости. Но
мальчик рос задумчивым и замкнутым.
Несмотря на скудное образование, Бетховен выработал хороший

1) Кремнев Б. Бетховен // Жизнь замечательных людей. - выпуск
12, - М., 1961г., стр. 45.
вкус и прекрасно разбирался в литературе. Любимым его чтением была
античная литература. Наряду с античной Бетховен увлекался и английской
литературой, его любимым автором и кумиром на протяжении всей его жизни был
Шекспир. Он так же любил и немецкую литературу, Гете, Шиллера.
В 11 лет у Людвига появился, наконец, настоящий наставник, который
завершил его музыкальное образование и немало сделал для формирования
взглядов и вкусов. Это был Кристиан - Готлоб Нефе. Начав заниматься с
Бетховеном, Нефе сразу же ввел его в театр. На боннской сцене ставились
одновременно и драматические и оперные представления. Людвиг не только
посещал спектакли, присутствовал на репитициях, но и разучивал партии с
певцами. В 1782году, после смерти Эдена, Нефе добился места придворного
органиста в капелле курфюрста и сделал Людвига своим помощником -
кандидатом без оклада, ждущим освобождения штатного места.
Бетховен упорно работал под руководством Нефе, нередко заменял его за
органом, поражая всех своими импровизациями. Нефе предсказывал Бетховену
великое будущее, говорил что тот станет вторым Моцертом. Благодаря своему
учителю Бетховен был знаком с творчеством великих пианистов мира, с их
музыкой, их стилю.
В первых сочинениях юного Бетховена - вариацию на тему марша
малоизвестного композитора Дресслера и трех сонатах для клавесина,
- естественно еще не проявляются свойственные ему черты, хотя жанры
вариаций и сонаты станут типичными для его творчества. Пока же Бетховен
учится и терпеливо ждет места.


2) Юность.


Он получил его в 13 лет, после смерти старого курфюрста. Теперь Бетховен
- придворный музыкант. Постепенно Бетховен завоевывает признание в Бонне -
и не только как великолепный импровизатор - органист и клавесинист, но и
как композитор. В 14 лет им уже написаны 3 квартета, фортепьянные пьесы,
песни и даже задуман фортепьянный концерт. Его приглашают выступать в
аристократические дома, там же он дает уроки музыки. Но теперь это уже не
удовлетворяет его. Бетховен мечтает учится у Моцерта. И, скопив и заняв
денег, весной 1787 года отправляется в Вену.
Столица Австрии поразила 17-летнего провинциального юношу размахом
музыкальной жизни. В этом городе все пело.
Незадолго до приезда Бетховена в Вене были поставлены две оперы Моцерта,
однако композитор нашел время выслушать молодого Бетховена. Тот
импровизировал на заданную Моцертом тему. И Моцерт сказал : " Обратите на
него внимание, он всех заставит о себе говорить". Бетховену удалось взять
несколько уроков у Моцерта, но внезапное известие о тяжелой болезни матери
заставило его поспешно покинуть Вену.
Вернувшись в Бонн Бетховен застал мать при смерти. Мария - Магдалина
умерла от чахотки на руках у сына, который хранил ее святой образ до конца
жизни. Но горе, которое на него обрушилось подорвало его силы: он вскоре
заболел тифом, осложнения после которого мучили его всю жизнь; затем пришла
оспа. Но это не сломило Людвига, потеряв мать он стал главой семьи и
занялся воспитанием братьев. Отец к тому времени совсем спился, а через
пять лет умер. Вдова придворного архивариуса Елена фон Брейнинг заменила
Людвигу мать, а дочь, 15-Лорхен, которой Бетховен давал уроки на клавесине,
первое робкое чувство в душу 17-летнего юноши, бетховен посвятил ей свои
ранние произведения.
Бетховен с первого взгляда привлек к себе внимание. У него характерная,
зопоминающаяся внешность.Перенесенная в 17 лет оспа навсегда оставила свои
следы на лице и сделала Бетховена близоруким.
__________________________________________________________________
1) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества.
- М., 1966г., стр. 13.

Осенью 1789 года Бетховен поступил в недавно открывшийся Боннский
университет на философский факультет.
В первых числа ноября 1792 года Бетховен на всегда простился с родным
городом. Последние, что он видел на родине, - величественный Рейн, тоска по
которому не покидала его всю жизнь. На правом берегу Рейна происходило
передвижение прусских и австрийских войск (война на Рейне между французами
и немцами). Почтовая карета мчалась во весь дух, так как и почтальону и
пассажирам угрожали многочисленные опасности военного времени. Молодой
боннский музыкант спешил в музыкальную столицу мира - навстречу успехам,
славе, тяжелым страданиям и смерти в такой же бедной комнате, как и та, в
которой он родился. Но за ее порогом Бетховена ждало бессмертие.

3) Встреча с Веной.
Бетховен прибыл в Вену для того, чтобы усовершенствоваться в своем
искусстве у Гайдна. Начались уроки. Однако вскоре они стали тяготить обоих.
В 1793году с Иоганном Шенком. И они стали заниматься вдвоем, втайне от
Гайдна.
Гайдн и Бетховен принадлежали не только к разным поколениям, но и к
разным эпохам. Их взгляды на жизнь и искусство формировались по-разному.
Бетховен многому научился у Гайдна, но пошел по другому пути, отражая в
своем творчестве идеи и чувства бурного революционного времени.
После Гайдна учителем Бетховена около полутора лет был Иоганн
Альбрехтсбергер. Но оба так и не нашли взаимопонимания. Учитель считал, что
Бетховен ничему не научился у него.
Последним и наиболее ценимым венским учителем Бетховена был Антонио
Сальери.
Но не только и не столько непосредственно учителя, сколько вся
музыкальная атмосфера Вены способствовала быстрому созреванию таланта
Бетховена.

а) Игра Бетховена.
Манера игры Бетховена резко противостояла распространенному стилю
исполнительства того времени. Бетховен не владел той легкой, "жемчужной"
техникой, которая была присуща лучшим исполнителям XVIII века. Он с
презрением именовал ее танцем в воздухе и противопоставлял ей связанную
игру легато, подчеркивая характер пения, при котором не должна быть слышна
перемена пальцев, ибо на рояле надо играть так, как будто ведут смычком по
струнам.
Первое публичное выступление Бетховена в Вене состоялось 30
марта 1795 года. Это была благотворительная "академия" в пользу
вдов и сирот музыкантов.

в) Бетховен - композитор.
Вскоре пришло признание Бетховена - композитора. В 1795 году в Вене
были изданы его первые фортепьянные сочинения - 3 фортепьянных трио. Успех
был велик.
Молодой Бетховен верит в свою силу и свое предназначение. Его творчество
развивается бурно и стремительно. За семь лет создано 15 фортепьянных
сонат, 10 циклов вариаций, 2 фортепьянных концерта. Среди первых сонат
Бетховена особую популярность завоевала восьмая.
14 соната ( до - диез минор) вошла в историю музыки под названием
Лунной, названием случайным, далеко не передающим всей глубины содержания
Бетховенской музыки: поэт - романтик Рельштаб услышал в ее первой части
музыкальное воплощение лунной ночи на швейцарском озере. Лунная соната
посвящена графине Джульетте Гвичарди и связана с одним из романтических
эпизодов в жизни Бетховена. 1800 он знакомится с двоюродной сестрой
Брунсвик - Джульеттой, на которой он надеялся женится. Но его надежды не
оправдались. В начале 1802 года соната с посвящением графине Гвичарди
увидела свет. А год спустя Джульетта вышла замуж, за Роберта Галленберг.
Все разочарование бетховена, вся буря страстей, бушевавших в его душе,
глубокие раздумья и скорбное примирение нашли свое воплощение в другой
замечательной сонате для фортепьяно - Nо 17.
Дружба Бетховена с симейством Брунсвик продолжалась многие годы. Францу
Брунсвику он посвятил свою знаменитую сонату "Аппассионата" и фантазию для
фортепьяно (соль - минор), Терези - сонату Nо 24, Жозефине - песню " К
надежде".
Многие годы Бетховен помогал бедной вдове, воспитавшей четырех детей,
делился с ней своими переживаниями, посылал ей письма, которые сохранились
до сих пор, но и этому браку не суждено было состоятся. Ради детей Жозефина
вышла замуж за барона Штакельберга.
Слава Бетховена быстро росла, распространяясь за пределы Австрии и
Германии. Он много выступал, и его имя на афише всегда привлекало
многочисленную публику. 2 апреля 1800 года Бетховен объявил собственную
"академию". Она продолжалась от половины седьмого до половины
одиннадцатого, она состояла из семи номеров, в один из номеров входила
первая симфония. "Академия" была признана...
И вдруг все рухнуло. Страшный недуг - глухота - порозил Бетховена...


4) Героические годы.


Сколько не обращался Бетховен к врачам, сколько не лечили его, но
глухота прогрессировала. Первый ее заметил Рис, но сначала она не была
заметна другим, но в скоре это перестало быть тайной. 1814
- 1816 годах он оглох настолько, что уже не мог воспринимать речь.
Композитор был в ужасе... В порыве отчаянья он пишет предсмертное письмо
своим братьям, Бетховен хочет покончить с собой. К этому времени он
закончил свою вторую симфонию - одно из самых жизнерадостных своих
произведений.
Но не успел он закончить свое завещание, как в его мозгу начал рождаться
величественный замысел новой симфонии - симфонии не похожей ни на одну из
существовавших до сих пор. Первое открытое исполнение Третьей симфонии
состоялось 7 апреля 1805 года. Но симфонию не признали, она оказалась
трудна для публики, но сам Бетховен до конца жизни любил ее больше всего.
Его очень огорчило непризнание симфонии, но еще большим ударом для него
оказалось разочарование в герое, которому он посвятил симфонию. После того,
как пианист узнал о том, что Наполеон провозгласил себя императором, Людвиг
назвал свою симфонию " Героической ".
В 1804 году Бетховен создает еще две сонаты: "Аврора" и " Аппассионата".
Потом он долго не будет возвращаться к сонатам , но напишет 4,5,6
сонаты. Все три сонаты возникли одна за другой. Одна - суровая и
героическая; вторая и третья - светлые и радостные. Настроение Четвертой и
Шестой симфоний во многом сходны и перекликаются с сонатой " Аврора". В них
свет, радость, преклонение перед природой, растворение в ней, столь
характерное для Бетховена.
А какое мужество звучит в Пятой симфонии! В ней словно сконцентрирована
судьба самого Бетховена и судьба его поколения - героическому поколению на
долю, которого выпали великие испытания. Здесь наиболее доступно, в простой
и ясной форме воплощена основная идея творчества Бетховена: "От мрака к
свету, через борьбу к победе".
___________________________________________________________________
1) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества.
- М., 1966г., - стр. 36.

Героические образы воплощены во многих увертюрах Бетховена. Это
увертюры: к трагедии Коллина "Кориолан"; к трагедии Гете "Эгмонд"; "
Леонора" и т.д.
В 1804 году Бетховен получил заказ Венского театра на оперу
"Супружеская любовь или Леонора". Но опера не получила признания
т.к. в это время в Вену вступили наполеоновские войска и Вена
опустела, жители покинули ее.
В 1806 году огорченный, но не сломленный провалом оперы Бетховен написал
скрипичный концерт, Четвертый фортепьянный концерт, 32 вариации для
фортепьяно.
Прошло 7 лет. Бетховен неожиданно стал модным композитором. Шумную, но
не долговечную славу принесло ему произведение случайное, недостойное имени
Бетховена - "Битва при Виттории". Оно имело грандиозный успех, на концертах
присутствовали европейские знаменитости, но никто из слушателей не понимал
по настоящему Бетховенскую музыку.
Неожиданный успех сыграл важную роль в возрождении бетховенской оперы. В
третий раз переделанная "Фиделио" ( второе название оперы) имела огромный
успех, зал был полон. В Вене опера прошла 22 раза, затем она была
поставлена в Праге, в Париже, в Берлине. "Фиделио" - необычная опера. Ясно
чувствуется, что она написана великим симфонистом, впервые обратившемся к
оперному театру. Вначале перед зрителем раскрывается вся трагедия пьесы; и
конец - неудержимая бурная радость, ликование народа в мощном героическом
хоре.
После этой Бетховен опер больше не писал, хотя у него было очень много
набросков. Он говорил, что для того, что бы писать оперы нужен подходящий
текст, что то ,что будет волновать и вдохновлять, а таких текстов у него не
было.


5) Бетховен и Гете.


Лето 1811 - 1812 года Бетховен провел в теплице. Здесь он чувствовал
себя одиноким т.к. по политическим событиям людей здесь было мало. Но вот,
в числе других правителей Германии, на конгресс прибыл великий герцог
Веймарский со своим министром, тайным советником Иоганном - Вольфганом фон
Гете. Осуществилась мечта Бетховена он встретился со своим кумиром,
величайшим поэтом современности. Композитор знал его с детства, преклонялся
перед ним, часто писал музыку на стихи Гете. Работая над своими симфониями
он обращался к поэзии Гете.
И вот через Беттину Брентано состоялась встреча двух гениев. Гете был
покорен Бетховеным. На следующий день два человека вмести совершили
прогулку, И все последующие дни общались. Но эта встреча для Бетховена
оказалась печальной. К сожалению эта так долго ожидаемая встреча с
почитаемым поэтом глубоко разочаровала Бетховена. Он открыто говорил об
этом, и даже посмеивался над ним. Бетховен говорил о Гете : " Я думал
встретить царя поэтов, а встретил поэта царей". Гете оказался обычным
придворным, ему оказывали знаки внимания королевские особы и это оказали
слое внимание на поэта. Но Бетховен, ток едко издевавшийся над Гете во
время их единственной встречи, вскоре забыл и о своих насмешках, и о
слабостях великого человека. В последнем письме к Гете он вспоминал о
счастливых часах, прожитых рядом с ним, писал о своем почтении, любви и
великом уважении...


6) Разочарования и поиски.


Начиная с 1812 года творчество Бетховена становится все менее
интенсивным. В 1812 году он заканчивает 2 симфонии - Седьмую в мае и
Восьмую в октябре - и затем на протяжении 10 лет не обращается к своему
излюбленному жанру, который в предыдущее десятилетие занимал все его мысли.
Седьмая и Восьмая симфонии значительно отличаются от своих
предшественниц. В них господствует веселье, юмор, танцевальная стихия. По
словам Роллана, это " произведения, в которых Бетховен, быть может, более
чем где - либо показал себя в откровенном виде...". Гете и Цильтера,
говорили, что это симфонии, написанные пьяницей. И действительно - они
сочинены пьяным человеком, но опьяненным силой и гением. Чайковский любил
Седьмую симфонию больше всех других симфоний написанных Бетховеным. И
действительно Седьмая симфония сразу имела успех. Восьмая симфония, кажется
данью Бетховена ушедшему XVIII веку - он словно вспоминает своего учителя,
"папашу Гайдна".
Возможно, что эти радостные, полные жизни, юмора и света произведения
вдохновлены нежным чувством Бетховена к берлинской певице Амалии Зебальд, с
которой он встречается в Теплице в 1811 - 1812 годах. Ей было 25 лет, и она
пленяла своим голосом, ей он посвящает свои письма.
В 1816 году Бетховен пишет цикл из 6 песен на слава венского журналиста.
И вообще в эти годы он особенно много внимания уделяет песням, особенно
народным. Им написано и обработано множество песен в том числе и русских,
украинских и т.д.
Но к излюбленным жанрам в эти года Бетховен почти не возвращался. Была
написана лишь одна фортепьянная соната. Он словно размышлял, подводил
итоги, оглядываясь на пройденный путь.
Фортепьянная соната. Ее классическую форму создал Гайдн и развил
Моцерт. Бетховен в первых своих сонатах исходил из их достижений, хотя
сразу же заявил о себе новыми темами и образами.
___________________________________________________________________
1) Альшванг А. Людвиг ван Бетховен // очерк жизни и творчества.
- М., 1966г., стр. 79.

Жизнь Бетховена текла все более уединенно и тихо. Посетителей поражало
его убогое заброшенное жилище. В эти годы заметно сократилось не только
творчество, но и исполнительство Бетховена. В 1814 году он в последний раз
выступил перед публикой как пианист. Потом дошло до того, что стало
невозможным работать под его руководством, он постоянно сбивался, но ни у
кого не хватало духу сказать об этом Бетховену. Когда он все же об этом
узнал, он впал в глубокое отчаянье. Он был поражен в самое сердце и до
конца жизни жил под впечатлением этого ужаса...


К новым берегам...


В последнее десятилетие в творчестве Бетховена усиливаются новые черты.
После длительного перерыва он вновь возвращается к своим излюбленным жанрам
и на протяжении десяти лет создает пять грандиозных сонат для фортепьяно и
пять величественных струнных квартетов.
Ни одна из последних сонат не похожа на другую, и все они значительно
отличаются от сонат, написанных в "героические годы". Здесь много интимных
страниц, тончайших душевных переживаний и наряду с этим - глубокой
философской лирики, сложной напряженной работы мысли. Сонаты богаты
контрастными образами, нов каждой побеждает просветленное начало,
человеческий дух торжествует над скорбью; не случайно и 5 сонат 4 написаны
в мажорных тональностях.
Соната 28-я полна мечтательности; 29-ая самая монументальная из
фортепьянных произведений; 30-ая лирическая, интимная, в ней нежность и
мечтательность внезапно сменяются тревожными порывами, чтобы завершится
светлой поэзией вариаций; вершиной лирических сонат Бетховена является 31-я
соната - свобода, с которой вторгаются и смешиваются контрастные образы,
поразительна; героическая соната 32-я подводит итог всему сонатному
творчеству композитора и прокладывает пути в сонатам романтиков.
Мир образов, воплощенных в сонатах, находит продолжение в 5 квартетах,
тут сосредоточены самые глубокие раздумья Бетховена о жизни и смерти,
радостях и страданиях, о человеке и его назначении в мире.
Наряду с произведениями возвышенными, философскими, Бетховен в последнее
десятилетие создает и пьесы, полные юмора и легкости, в которых он словно
отдыхает и развлекается.
Величайшем произведением Бетховена, венчающим его 25 - летний путь
симфониста, стала Девятая симфония. Она не похожа ни на одну из симфоний,
созданных до тех пор. В ней он хоте воспеть богатство миллионов, братство
всех людей мира, объединенных в едином порыве радости и свободы. Замысел
Девятой симфонии Бетховен вынашивал долго. На протяжении всей своей жизни
он читал и перечитывал Шиллера. Продумывал разные способы выражения Шиллера
в музыке. Бетховен настаивал на том, что бы в симфонию были вставлены
слова, хотя его современники были против этого.
Первое исполнение Девятой симфонии в Вене 7 мая 1824 года превратилось в
величайший триумф композитора. У входа в зал произошла драка из - за
билетов - так велико было количество желающих попасть на концерт. В конце
одна из певиц взяла Бетховена за руку и вывела на сцену, чтобы он мог
увидеть переполненный зал, все аплодировали, подкидывали шапки. Однако,
доход был ничтожным, ни один из приглашенных из королевской семьи и
придворных не почтил композитора своим присутствием.
Признание гения Бетховена в последнее десятилетие его жизни было
всеевропейским. В Англии его портрет можно было увидеть на каждом углу,
музыкальная академия сделала его своим почетным членом, многие композиторы
мечтали встретится с ним, перед ним приклонялись Шуберт, Вебер, Россини.
Бетховен так же пророчил будущее таким людям как Лист.
Но не смотря на громкую славу нужда упорно преследовала Бетховена.
Сочинения приносили мало дохода, а пенсия выделенная ему богатыми
вельможами выплачивалась не аккуратно. К концу жизни видеть Бетховена было
невыносимо, грусть и печаль исказили его лицо, кроткие глаза вызывали
жалость. Он меняет квартиру на долее дешевую, где и мебели нет, но весят
там портреты прадеда Людвига, и Терезы Брунсвик, и миниатюра Джульетты
Гвичарди; и лежит письмо к бессмертной возлюбленной; и стоит там два рояля.
Жизнь Бетховена омрачают не только бедность и болезни, но и тягостное
отношение с родными. Карл унаследовал от отца буйный нрав и заносчивость,
он распродавал произведения Бетховена, выдавая их за свои. Но из - за
болезни Людвиг простил ему все и помогал всячески, но в 1815году брат
умирает из-за туберкулеза. Бетховен стал опекуном сына умершего,которого
очень любил. но и это приносило композитору одни огорчения, сначала он
несколько лет судился с матерью мальчика за право опекунства, а потом
пришлось воспитать человека одаренного, но испорченного до мозга костей. Но
не лучше были и отношения у пианиста с братом Иоганном, взаимоотношения у
которых не сложились.
Находясь в гостях у брата в его имении, Бетховен простудился, он долго
проболел, а после этого у него началась водянка, ему пришлось сделать 4
операции.
23 марта 1827 года состоялся консилиум врачей, после которого Бетховен в
своей излюбленной язвительно - насмешливой манере произнес по - латыни:
"Рукоплещите, друзья, комедия окончена". На следующий день от майнцских
издателей пришло золотистое старое вино, напоенное ароматам родной рейнской
земли. Бетховен взглянул и сказал: " Жаль!.. Слишком поздно".
2 дня продолжалась мучительная агония. Но 26 марта 1827 года в
тяжелый мрачный день в пять часов дня Людвиг ван Бетховен скончался.
Похороны состоялись 29 марта. Огромные толпы народу собралось для
прощания с великим человеком, ни один император не хоронился с таким
почтением...
Вскоре его имущество было распродано. Вена хотела почтить память
Бетховена большим концертом, но сначала его перенесли на другое время, а
потом и вообще забыли о нем. Было открыто два памятника: один - на его
могиле, а другой - в Гейлигенштадте. Но не эти памятники заставляют людей
всего мира вспоминать на протяжении полутра веков о Бетховене. Бессмертным
его сделала музыка...






Реферат на тему: Звезда по имени Солнце. Виктор Цой

Вильнюсский педагогический университет



Студентки ФС IV курса

Юрчик Анжелики



Вильнюс 2001
Утром 15-го августа 1990 года нашу страну, тогда еще Советский Союз,
облетела нелепая весть: в Латвии, на шоссе Талсы - Слока автомобиль
«Москвич», за рулем которого ехал с рыбалки кумир молодежи,
двадцативосьмилетний поэт и певец Виктор Цой, попал в аварию. С летальным
исходом.
К тому трагическому моменту Цой стал самым известным человеком в
стране вообще. Его любили и как музыканта, и как поэта, и как актера –
никто так не состоялся, как он. И казалось, что это только начало, что наш
герой будет с нами всегда. Альбомы группы «Кино» - а Цой всегда настаивал
на своей роли именно «члена группы» - парадоксальным образом обнаруживались
в коллекциях меломанов самого разного профиля: и «металлистов», и
«депешистов», и панков. А также студентов, школьников, шпаны, да кого
угодно. Эти подчас скверно записанные (пятая копия – еще не брак!) альбомы
были последними посланцами «магнитофонной культуры», и, безусловно,
центральным объектом «пиратирования».
В. Цой торопился жить и очень любил жизнь, хотя мало кому признавался
– образ «черного рыцаря» не позволял этого. Он всегда был таким угрюмым,
каким его привыкли видеть в черно-белом ящике телевизора. Никогда не
расставался с черным костюмом и гитарой-шестистрункой. С ним трудно было
разговаривать. Он не любил говорить – он любил петь («Моя душа – в моих
песнях»). По опросам всячесих хит-парадов он сам и его группа «Кино»
занимали только первые места. Он был тем самым «последним героем», который
нарисовал на рукаве группу крови и отправился в бой, потому что «тем, кто
ложится спать, спокойного сна» и «мы хотели пить, но не было воды», и тогда
он сказал, что «дальше действовать будем мы». Мы – это и беспечная
восьмиклассница, и угрюмый бездельник, и ты, которая «так любишь эти
фильмы». Главное достоинство последних песен "Кино" - сдвиг авторской
позиции с непререкаемого "я" на нервное "мы":
Мы хотели пить, не было воды,
Мы хотели света, не было звезды,
Мы выходили под дождь и пили воду из луж,
Мы хотели песен, не было слов,
Мы хотели спать, не было снов,
Мы носили траур, оркестр играл туш.

Хотя сам В. Цой придерживался такого мнения: «когда речь идет о
песнях, я сторонник слова «я». Оно честнее, нежели «мы».
"Кино" привлекаeт слушателей обилием свежих мелодических решений, а
отличная ансамблевая игра позволяет говорить о ней как о настоящем образце
рок- группы. Цой прежде всего романтик и, может, даже идеалист, ибо мотивы
лирические явно доминируют над любыми другими в его творчестве. В текстах
В. Цоя – а именно он является автором практически всего репертуара "Кино" –
романтически возвышенные образы смешиваются с сугубо реалистическими,
бытовыми зарисовками с натуры, отражая внутренний мир молодого человека, в
них находят место и добрый юмор, а иногда и едкая ирония, которая вообще
довольно характерна для поэтического языка В. Цоя. В более поздних работах
группы заметно "повзросление" ее лирического героя, отход от наивного
бытописания жизни дворов и подворотен, поворот к более серьезным проблемам,
призывы к активным действиям, нравственному обновлению. Вот что говорил
Виктор о своем творчестве: «Я пишу о том, что происходит вокруг меня…. Я
пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы.
Вот как раз, когда «нужно», получается нечестно. А если меня волнует какая-
то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу
писать песню. … Я не певец социального протеста, не пишу песен «на злобу
дня»… Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на
телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы,то, может быть,
моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой
возможности, я все стараюсь выразить в песнях».
Страннa, вообще говоря, музыка – что-то от пост-панка, что-то от нью-
вэйва. Простые, но красивые гармонии, изобретательные рисунки баса..
Простая (местами даже специально "припопсённая") музыка, абсолютно никаких
изысков, гитарные партии под силу даже начинающему музыканту, барабаны с
лёгкостью заменяются обычной drum-машиной. В. Цой объясняет это так: «нам
за честность могут простить практичеки все: и, скажем, недостаточно
профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи….. Можно
считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают ли тебя честным
остальные».
Прохладность загадочно-кошачьей пластики, чарующая отстраненность
мимики, подчеркнуто-бесстрастный вокал, в прижатости которого угадывается
такое буйство крови, такая мучительная неудовлетворенность, такое бессонное
желание выплеснуть себя, что не поверить этому странному голосу можно,
только внушив себе – это категоричное, отмеренное ритмичным ходом гитары
предложение неминуемого выбора "с нами или против нас" всего лишь
померещилось в металлических и мягких, словно фольга, гармониях. Но нельзя
рассматривать его тексты песен в отрыве от музыки, они многое таким образом
теряют, т.к. текст и музыка едины, ведь мысль в них одна.
Половина песен написана просто от большой скуки и безделья, вторая
половина, обладая глубоким смыслом, излагается очень просто и доступно. Его
стихи – и простые, жизненные, на волнующие всех нас темы, и более сложные,
с подтекстом. Он поясняет это так: «Мир многолик, многолики и стихи». Спору
нет, заслуга Цоя велика: сделать рассматривание различных проблем настолько
простым и понятным, без потери глубины смысла и самой сути, и, не прибегая
к размышлениям о высоких материях и различного рода философствованиям, -
дорогого стоит. В этом и была его основная ценность и уникальность. Это и
сделало его героем ещё при жизни. В текстах никакого тебе навзрыда, надрыва
и крика, никакой правды-матки, столь характерной для так называемого
«русского рока». В его стихах, в нем самом, в его песнях чувствуется
искренняя вера, без оттенка «комерческого» характера.
Мир Цоя – братство одиночек, поэтому и его лирический герой –
одиночка, путешественник, просто асоциальный тип! Путник, идущий, подобно
набоковскому Мартыну, за какой-то призрачной мечтой по зову свыше:
Hо странный стук зовет в дорогу
Mожет сердце, а может стук в дверь
При всем своем имидже закрытого, молчаливого любителя гардероба всех
оттенков черного, Цой был (есть!) потрясающе открыт для тех, кто
внимательно слушает его песни:
Я не люблю, когда мне врут,
Но от правды я тоже устал.
Я пытался найти приют,
Говорят, что плохо искал.
Персонаж Виктора Цоя не просто готов выйти под дождь, отправиться в
путь, вступить в бой. Он таинственно улыбается безусловной победе, даже
когда сажает "алюминиевые огурцы на брезентовом поле". И когда тонет, хотя,
как и все, знает близлежащий брод. Дело не в том, что он отказывается от
легкого пути, дело в том, что, позвав за собой, манит не на красивую
гибель, а к выигрышу по большому счету. Так уж сложилось, поет Цой - "Где
бы ты ни был, что б ты ни делал, между землей и небом - война". И в
тотальной возне за место под солнцем уверенность в осмысленности на первый
взгляд иррациональных, "невыгодных" поступков служит залогом сохранения
духовности. В этом, собственно, и состоит цель песенного героя Виктора Цоя.
Цель куда менее определенная, чем путь к ней, как расплывчаты контуры любой
идиллии. Не предлагая чудодейственных рецептов, не скалясь на "отдельные
недостатки", Цой просто заявляет: "Дальше действовать будем мы". И по
дорогам снова мелькает плащ странствующего рыцаря.

Небольшой анализ стихотворения «Пачка сигарет»:
Экзистенциальный смысл поэзии Виктора поражает своей глубиной,
ясностью и лиризмом даже тех, кто не искушен в вопросах философии, эстетики
и истории литературы. Наличие в кармане некоторого количества табачных
изделий становится поворотным пунктом в мироощущении Цоевского лирического
героя, и дает повод для оптимистического восприятия действительности. И
хотя из песни становится ясным, что в немалой степени этому способствует
проездной документ на самолет (находящийся, очевидно, в этом же кармане),
все же доминирующим фактором является именно пачка сигарет - не случайно
именно этот образ вынесен в заглавие всей песни. Лирический герой Цоя
архетипичен и берет свою родословную из довольно скучной и известной всем
из школьной программы галереи "ненужных людей" XIX века – Печориных, Чацких
и Онегиных. "Последний Герой" Цоя - воплощенный образ самого Виктора -
своего рода Байроническая личность, загадочная и отчужденная, прежде всего
потому, что нам непонятна природа его рефлексий: она скрыта глубоко внутри,
может быть в прошлом этого персонажа. Мы можем лишь смутно догадываться, по
каким именно дорогам ходил персонаж в начале песни "Пачка сигарет" ("Я
ходил по всем дорогам..."); непонятно и направление его движения ("и туда,
и сюда"), и полной неясностью покрыта неспособность героя различить
оставленные им (либо кем-либо другим) следы ("Обернулся - и не смог
разглядеть следы"). Невозможность отследить, увидеть точку возникновения
собственных мыслей и чувств рождает у героя смутное, но стабильное
предчувствие скорых событий явно деструктивного характера, усугубляющееся
отсутствием музыки, игравшей, очевидно, немаловажную роль в становлении его
как личности ("А без музыки и на миру смерть не красна"). Жестоким
приговором окружающему миру, обществу потребления, звучат первые строки
куплета ("И никто не хотел быть виноватым без вина/ И никто не хотел руками
жар загребать") - и хотя обвинение это не персонифицировано, мы понимаем,
что именно нежелание "загребать руками жар" и "быть виноватым без вина"
более всего удручает лирического героя. Реминисценция из жизни самого
Виктора (работавшего долгое время в котельной, и в каком-то смысле
загребавшего руками жар), позволяет нам говорить об общности переживаний
Виктора и его героя. Интересно отметить, что в образной структуре "пачки"
не оказалось места для таких важных элементов Цоевской поэтики, как звезды
и кровь.
Нетрудно заметить, что обобщения в текстах песен «Кино» носят просто
космический размах. И если в ранних песнях еще присутствуют какие-то
жизненные реалии (как котельная по прозвищу «Камчатка» или реальная девушка
из песни «Восьмиклассница»), то в альбоме 1986-го года «Ночь» их нет в
помине. Одной фразой Цой закрыл в своем творчестве болезненную для нашей
страны тему войны в эпоху развала империи и зарождающихся межэтнических
конфликтов:
Война – дело молодых,
Лекарство против морщин.
Ну кто после этой безжалостной фразы сможет спокойно говорить о
«необходимости ввода ограниченного контингента советских войск…» и прочee?
Масштаб философских обобщений не давал скатиться Цою-поэту до модных в
тогдашнем русском роке злободневности и ерничанье. Прямых «приколов» в его
творчестве в буквальном смысле раз два и обчелся:
И никто не хотел
Быть виноватым без вина.
И еще вот эта строчка:
Все говорят, что мы вместе
Все говорят, но немногие знают, в каком.
Хотя ирония тоже неоднократно проявляется: в «Маме-анархии», прямой
пародии на Sex Pistols или «Когда твоя девушка больна», косвенно
пародирующей расхожие попсовые стандарты. Кстати, эта вещь – с посмертного
безымяного альбома «Кино», который все называют «черным».

Некоторые символы в творчестве Виктора Цоя:
Звезда – это, как правило, некоторая высокая, недостижимая цель, часто
не до конца определенная самим автором (возможно, именно поэтому родился
этот символ). Отсюда можно вывести значение символа “солнце” - идеальная
звезда, которая не только светит, но и греет (т. е., приносит какие-то
плоды), причем для всех людей (на звезды обычно обращают внимание лишь
немногие). Еще один “астрономический” символ – луна – обозначает
“заменитель” солнца на время ночи, фальшивую цель, идею. Сама ночь обычно
символизирует почти все недостатки общества как темная сторона дня (иногда
вместо нее используется тень:
А над городом – ночь, а над ночью – луна,
И сегодня луна каплей крови красна.
Соответственно, спать – значит бездействовать во время ночи, не искать
выхода из нее:
Символ “день” также используется (как, впрочем, утро или вечер).
Звезды, солнце, луна – все это находится в небе, на высоте. Чтобы постичь
их, человек (птица) должен уметь летать, т. е. мыслить высокими
философскими категориями. Для полета, в свою очередь, нужны крылья.
Отдельную группу образуют символы, связанные с погодой и климатом.
Здесь ветер – какие-то изменения в обществе, либо (если он встречный)
препятствия, мешающие продвижению вперед. Иногда под ветром понимается
время. Дождь иногда добавляется к ветру как к препятствию, либо наоборот
служит вестником нового (после дождя воздух свежее). Снег связывается с
приходом зимы. Четырем сезонам года также соответствуют свои символы, как
правило раскрывающие стадии жизни общества. Так, весне соответствует начало
расцвета:
Весна –
Скоро вырастет трава.
……………………….
Весна –
Вы посмотрите, как красиво.
лету его – наивысшая стадия, осени – угасание, а зиме “нижняя мертвая
точка” развития:
Белая гадость лежит под окном.
Я ношу шапку и шерстяные носки.
………………………………………
Первый снег красив, но он несущий смерть.
Музыкальный стиль группы варьируется от мелодичного медленного рока до
“heavy metal”. Тексты достаточно просты и любой человек сможет уловить их
основную мысль – необходимость движения вперед, от тьмы к свету, от ночи к
дню. Направление движения не особо уточняется, зато констатируются
недостатки существующего общественного строя и стиля жизни вообще:
Там за окном сказка с несчастливым концом,
Странная сказка…
При этом выделяются песни о группе людей (“мы”), которая знает, куда
двигаться и силой своей жизненной энергии сможет преодолеть все трудности.
Виктор практически все свои песни связывает с действием. Как правило, эти
песни носят повествовательный, либо рекомендательный характер.
Рекомендуется выбор между простыми диалектическими противоположностями,
такими как свет и тьма, добро и зло, движение и стояние на месте:
В наших глазах крики “Вперед!”
В наших глазах окрики “Стой!”
В наших глазах рождение дня.
И смерть огня.
В наших глазах звездная ночь.
В наших глазах потерянный рай.
В наших глазах закрытая дверь.
Что тебе нужно? Выбирай!
Высказывания на тему “что делать” больше напоминают афоризмы, либо
определенные идеалы, на основе которых и нужно строить свою жизнь, т. е.
действовать:
Смерть стоит того, чтобы жить,
А любовь стоит того, чтобы ждать.
Реже встречаются более подробные указания на тему того, что именно
нужно делать, каким быть. Такая постановка вопроса может свидетельствовать
об изрядной доле экстремизма во взглядах:
Ты должен быть сильным, ты должен уметь
Сказать: “Руки прочь, прочь от меня”.
Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?
Что будут стоить тысячи слов,
Когда важна будет крепость руки?
И вот, ты стоишь на берегу и думаешь, плыть или не
плыть.
Движение и вообще действие признается им как смысл жизни.

Краткий обзор-анализ альбомов:
Первый альбом «45» (1982год) был записан на обычном четырездорожечном
«Тембре», а «Восьмиклассница» – даже на 9 скорости, забыли переключить (но
получилось классно, по мнению Цоя). Альбом был акустическим, но даже на
таком уровне записи он был очень сложен.
Альбом «46» (1984год) – это первоначально был «демо» к новому альбому,
а потом в народе стал ходить под этим названием.
Следующий альбом «Начальник Камчатки» (1986год) был электрическим и
несколько экспериментальным в области звука формы. «Не могу сказать, что он
получился таким, каким мы его хотели видеть по звуку, стилевой
направленности, но, с точки зрения эксперимента, это интересно», -
вспоминал Виктор. Неоромантический альбом "Начальник Камчатки", в записи
которого принял участие сам "великий Боб" (Борис Гребенщиков), далек от
профессионального совершенства; в удачном "Троллейбусе", "Камчатке",
"Генерале" чувствуется влияние "Аквариума" - но все-таки... Обаяние юности,
неистребимая и загадочная энергия искреннего "Начальника" заставляют
слушать этот немудреный "пэтэушный" рок, снабженный, правда, не такими уж и
простыми текстами:
Где твой мундир, генерал?
Твои ордена, спина, как струна?
Его юношескую жилку нельзя не заметить. Особенно в бесхитростно
скроенном, скромно аранжированном альбоме "Ночь". Экспрессивный и
неоромантический настрой песен уживается с пугающе искренней
агрессивностью, этими точными звуками вырывающейся наружу душевной боли,
так же, как в пятнадцатилетнем мальчике сосуществуют нежно-влюбленный
девятиклассник и несговорчивый уличный хулиган. Поэтика становящихся на
ноги. Потому-то так часто вспоминает Цой "телефоны", "сигареты", "ночи". От
примитивного "телефон и твой номер тянут меня как магнит", от "Анархии",
стыдливо названной пародией на западные панк- группы, до почти попсовой "Мы
хотим танцевать" – в этом и есть размах "Ночи". Простая музыка, простейшие
аранжировки. И постоянное ощущение чего- то большего. Но раскрывшийся было
Цой всякий раз прячется за привычную уже стену иронии. До 1986 года "Кино"
было символом "потерянного" поколения и четко отражало всю горечь и протест
против духовного застоя в жизни человека Города; группа отражала воззрения
той локальной части людей молодого и среднего возраста, кто наиболее
болезненно ощущал тупик в своей жизни, определенную безысходность. Если
ранее энергия в песнях "работала на оборону", то теперь она становится
энергией атаки.
Перемен требуют наши сердца!
Перемен требуют наши глаза!
В нашем смехе, и в наших слезах, и в пульсации вен –
Перемен! Мы ждем перемен!
Несомненно, огромную силу и обаяние представляет очень цельная,
трагичная и незаштампованная лирика Виктора Цоя. Обычные предметы, реалии
окружающего мира неожиданно предстают перед нами, как в сказках
Г.Х.Андерсена, в новом качестве, оживленные и наполненные внутренним
светом. Альбом 1986 года "Ночь" показателен в этом отношении.
Индивидуальность слушателя независимо даже от его воли сливается с
индивидуальностью лирического героя песен. Очень реальные вещи, понятия,
ситуации в этом альбоме сосуществуют с немногочисленными символами – ночь,
дождь, ветви деревьев, - которые опять же "скрывают" в себе четкую
реальность. При всем этом даже в самой печальной песне присутствует ирония,
и что более удивительно – самоирония (это, пожалуй, наиболее отличительные
черты В.Цоя).
Часто настроения песни от личностного восприятия переходят к чему-то
более глобальному, и чувствуешь, что устами Цоя поет целое поколение.
Только капля за каплей из крана вода,
Только капля за каплей из времени дниа,
Ты пойдешь рубить лес, а увидишь лишь пни...
Наше сердце работает как новый мотор!
Мы в четырнадцать лет знаем все, что нам надо знать,
И будем делать все, что мы захотим,
Пока вы не угробили весь этот мир...
Конечно, в отрыве от музыки слова покажутся кому-то слишком простыми.
Но это не стихи, а именно тексты песен.
Альбом «Ночь» (1986год) – единственный, выпущенный фирмой «Мелодия» и,
кстати, даже без их ведома. Но она выпустила магнитофонный альбом "Ночь" с
опозданием на два года, опоздав перед этим на пять лет с выпуском сингла из
"Начальника".
Потом была « Это не любовь» (1987год) - открытое гитарное звучание.
Это тоже был в некотором роде эксперимент. Им захотелось отбросить все
студийные причиндалы – компьютеры, синтезаторы – и сыграть альбом просто на
гитарах. Но он Цоя не очень устраивал. «Это не любовь» изрядно повеселила
публику. Все эти "Уходи, я тебя не люблю", "Я не могу больше ждать, я могу
умереть" были очень милы, но... Путь Цоя лежал совсем в другие места, через
ударные концертные номера: "Безъядерная зона", "Дальше действовать будем
мы", "Хочу перемен". Он приближался к "Группе крови". "Война между землей и
небом" обязана была случиться.
Весьма характерно заряд на бескомпромиссность проявился в последней
работе квартета "Группа крови" (1988 год). Альбом на порядок выше четырех
предыдущих. Виктор явно вырос как поэт, окончательно совладал с более чем
необычным тембром своего голоса; лаконичная, как всегда, ритмика стала
свежей и необычной, а скупые каспаряновские соло - необходимыми и
достаточными. Точные, славные тексты, чуть героичнее, чем обычно. Тон и
ритм во внестилевом "Транквилизаторе" ("Метеоролог сказал, дождь будет
недолго, я закрываю свой зонт, я экспериментатор"), похоже, становится
немного другим. Хлесткая оплеуха в адрес "Алисы" - "все говорят, мы в
месте, но немногие знают, в каком", язвительное пожелание "тем, кто ложится
спать, спокойного сна, спокойная ночь" соседствует тут с сокровенным " а
жизнь - только слово, есть лишь любовь и есть смерть". Вот что думал об
этом альбоме Виктор: «Мне нравится альбом «Группа крови», хотя и не весь.
Это почти похоже на то, что мы хотели сделать. .. А я вообще не могу
сказать, что меня что-то устраивает. Если бы меня что-то устривало, я бы
этим просто перестал заниматься». Альбом 1988 года "Группа крови" - это
новый, второй поворот в творчестве Виктора Цоя, снова он не укладывается в
привычные рамки:
Смерть стоит того, чтобы жить.
А любовь стоит того, чтобы ждать.
Следующий альбом - «Звезда по имени Солнце», 1989год. В нем дух
говорит, что ему здесь тесно, что он не понимает, зачем он здесь, и хватит
уже, уже все. Там каждое второе слово oб этом. Новое, что чувствуется сразу
в этом альбоме, - пессимизм, непонятная безысходность, ненужность, что ли,
тоска непонятно по чему:
Вроде жив и здоров.
Вроде жить - не тужить.
Так откуда взялась печаль?
Последний диск, без единой надписи, с фотографией-окном на абсолютно
черном конверте, называют по-разному: и "Памяти Виктора Цоя", и "Солнце
мое, взгляни на меня", и "Черный альбом". Он вышел в конце 90-го года, и
обнаружил новое, облегченное звучание группы. Тогда, в атмосфере всеобщей
истеpики по поводу выхода диска, перемена не очень бросалась в глаза, тем
более, что тексты были типично цоевскими, а теперь понятно, какой могла бы
быть российская поп-музыка, если бы не…

Уже во второй половине 90-х на компакт-дисках были переизданы все
студийные альбомы «Кино» и сольные концертные выступления Цоя. Многие диски
содержат бонус-треки с ранее неиздававшимися песнями. Особняком среди
«обретенных» песен Цоя стоит шестиминутная «Сосны на морском берегу». Можно
очень долго говорить о Цое-поэте, композиторе, певце, актере и так далее, а
можно просто вспомнить, что
Я устал от чужих городов,
Я устал колоть этот лед,
Я хотел бы уснуть,
Но нет времени спать…
И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать, чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.

Это был человек Ночи, человек с тонким чувством юмора, с
непреодолимой жаждой свободы, свободы от комплексов, стереотипов, свободы в
выборе образа жизни, направления, куда пойти. Ему было 28 лет, почти 10 из
них - в рок-н-ролле. Магнитофонные альбомы, пластинки, роли в кино.
Стремительный взлет от кочегара, в свободное время выступающего в небольших
клубах, до лидера группы, способной собирать целые стадионы поклонников.
Можно по-разному, конечно, относиться к песням Цоя и его вокальным данным.
Но никто не будет оспаривать тот факт, что его влияние на молодые умы было
огромно. Иначе не возник бы палаточный городок на Богословском кладбище в
Ленинграде, где он похоронен, не появилась бы "стена Цоя" на Арбате, не
происходило бы то же самое в других го родах страны. Чем он "брал" этих
ребят? Колоссальной внутренней энергией, каким-то непонятным,
труднообъяснимым ощущением свободы, не терпящей насилия над личночтью.



Письмо, посланное Виктору после его смерти, неизвестным поклонником:


НА СМЕРТЬ ВИКТОРА ЦОЯ

Последний герой похоронен был в праздник Воздушного Флота.
Фонтаны салюта взлетали дежурно над ним.
А ливень все шел, замывая восторг идиотов,
И город, как прежде, огнями стрелял по живым.
Прогулка романтика кончена - плащ превращается в точку,
И ночь обнимает весь мир, велика и мудра.
Где тайны твои? Как звезда переплавлена в строчку?
И как, объясни, в эту ночь дожить до утра?

19.08.90 г.



Дискография группы «Кино» и Виктора Цоя:


Альбом «45», 1982 год

1. Время есть, а денег нет
2. Просто хочешь ты знать
3. Алюминиевые огурцы
4. Солнечные дни
5. Бездельник
6. Бездельник 2
7. Электричка
8. Восьмиклассница
9. Мои друзья
10. Ситар играл
11. Дерево
12. Когда-то ты был битником
13. На кухне
14. Я – асфальт (bonus track)

Запись студии «Антроп». 1982. Звукорежиссер – Андрей Тропилло.
Виктор Цой – вокал, гитара
Алексей Рыбин – гитара
Борис Гребенщиков – гитара, металлофон, подпевки
Михаил Васильев – драм-машина, подпевки
Всеволод Гаккель – виолончель
Андрей Романов – флейта
Андрей Тропилло – флейта, подпевки
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
(p)1996 Moroz records MR-96146CD


«Неизвестные песни», 1982год
1. Разреши мне
2. Братская любовь
3. Ты мог бы…
4. Любовь – это не шутка
5. Ты обвела меня вокруг пальца
6. В поисках сюжета
7. Весна
8. Последний герой
9. Около семи утра
10. Лето
Bonus track
11. Мне не нравится город Москва
12. Скоро будет зима (песня для БГ)
13. Далеко-далеко
14. Железнодорожная вода
15. Городской мотылек

Запись студии Яшина. 1985 (1-5), звукорежиссер – Алксей Вишня.
Запись студии Ленинградского МДТ. 1982 (6-10), звукорежиссер – Андрей
Кусков.
Домашний концерт в Москве. 1982 (11-15) записал Андрей Дидуров.
Виктор Цой – вокал, гитара, бас-гитара
Алексей Рыбин – гитара (6-15), вокал (11-15).
Юрий Каспарян – гитара (1-5)
Александр Титов – бас-гитара (1-5)
Георгий Гурьянов – ударные (1-5)
Валерий Кирилов – ударные (6-10)
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
Кроме (13) – слова и музыка – Владимир Захаров
(14) – слова и музыка – Борис Гребенщиков
(15) – слова и музыка – Павел Крусанов
Moroz Records. 1996


Альбом «46», 1984год

1. Троллейбус
2. Камчатка
3. Транквилизатор
4. Я иду по улице
5. Дождь для нас
6. Пора
7. Каждую ночь
8. Без десяти
9. Музыка волн
10. Саша
11. Хочу быть с тобой
12. Генерал
Bonus tracks
13. Стань птицей
14. Сельва
15. Я хочу быть кочегаром

Запись студии Яшина. 1986 (1-12), звукорежиссер – Алексей Вишня.
Запись концерта. 1984 (13) – Николай Иванов.
Запись концерта. 1985 (14) – Олег Коврига.
Запись концерта. 1983 (15) – Иван Сидоров.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – гитара, подпевки (1-12)
Майк Науменко – гитара (14,15)
Слова – Виктор Цой
Музыка и аранжировка – КИНО
Bonus tracks
Кроме (14) слова – Владимир Болучевский, музыка – Курехин.
Moroz Records. 1996


Альбом "Начальник камчатки", 1984 год
1. Последний герой
2. Каждую ночь
3. Транквилизатор
4. Сюжет для новой песни
5. Гость
6. Камчатка
7. Ария мистера X
8. Троллейбус
9. Растопите снег
10. Дождь для нас
11. Хочу быть с тобой
12. Генерал
13. Прогулка романтика
Bonus tracks
14. Танкисты
15. Анаша
16. Постой, паровоз

Запись (1-13) 1984, звукорежиссер – Андрей Тропилло.
Запись (14-15) 1986.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян – гитара (1-13)
Александр Титов – бас, ударные (1-13)
Георгий Гурьянов – барабаны (1-13)
Борис Гребенщиков – драм-машина, клавишные (1-13)
Сергей Курехин – клавишные (1-13)
Петр Тращенко – ударные (1-13)
Всеволод Гаккель – виолончель, барабаны (1-13)
Игорь Бутман – саксофон (1-13)
Александр Башлачев – вокал, гитара (14,15)
Песни – Виктор Цой
Кроме (7) – ария из оппереты Имре Кальмана «Принцесса цирка».
(14-16) – песни народные.
(p)1996 Moroz records MR-96148CD

(p)1994 Moroz records MR-94011CD


Альбом "Это не любовь...", 1985 год
1. Это не любовь
2. Весна
3. Уходи
4. Город
5. Проснись
6. Рядом со мной
7. Я объявляю свой дом
8. Саша
9. Верь мне
10. Дети проходных дворов
11. Музыка волн
Bonus tracks
12. Разреши мне
13. Стишок
14. Прохожий

Запись студии ЯНШИВАб 1985. Звукорежиссер – Алексей Вишня.
Виктор Цой – вокал, гитара
Юрий Каспарян - гитара
Александр Титов – бас
Георгий Гурьянов – барабаны
Слова – Виктор Цой.
Музыка и аранжировка – КИНО.
(p)1996 Moroz records MR-96151CD

(p)1994 Moroz records MR-94012CD


Альбом "Ночь", 1986 год
1. Видели ночь
2. Фильмы
3. Твой номер
4. Танец
5. Ночь
6. Последний герой
7. Жизнь в стеклах
8. Мама Анархия
9. Звезды останутся здесь
10. Игра
11. Мы хотим танцевать
Bonus tracks
12. Попоробуй спеть вместе со мной
13. Закрой за мной дверь, я ухожу
14. Дальше действовать будем мы
15. Спокойная ночь


Запись студии Ленинградского рок

Новинки рефератов ::

Реферат: Программа сложной структуры с использованием меню (Программирование)


Реферат: Роль правовых знаний в предупреждении правонарушений подростков с нарушением интеллекта (Педагогика)


Реферат: Женщина на войне - феномен XX века (Исторические личности)


Реферат: Аранжировка (Сельское хозяйство)


Реферат: Внешнеэкономические сделки: правовое регулирование и коллизии (Доклад) (Право)


Реферат: Лекции по бухгалтерскому учету кафедры бухучета Финансовой академии при Правительстве РФ (Аудит)


Реферат: Роль химии в решении сырьевой, энергетической и экологической проблемах (Химия)


Реферат: Преступность в России и зарубежных странах. Сравнительный анализ (Криминалистика)


Реферат: Информационное обеспечение в процессе управления (Менеджмент)


Реферат: Усилитель многоканальной системы передачи (Радиоэлектроника)


Реферат: Приложение Microsoft Office – WordArt (Программирование)


Реферат: Германия (История)


Реферат: Шпаргалка по методике естествознания (Педагогика)


Реферат: Проблемы развивающего обучения (Педагогика)


Реферат: История международного морского права (Международное частное право)


Реферат: Механические свойства элементов Периодической системы Менделеева (Химия)


Реферат: Фрески Ферапонтова Монастыря (Дионисий) (Искусство и культура)


Реферат: Модульное задание (Педагогика)


Реферат: Занимательные опыты по химии (Химия)


Реферат: Имплицитное выражение количественной неоднородности признака (Иностранные языки)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист