GeoSELECT.ru



История / Реферат: Кривичи (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Кривичи (История)


Содержание:


Страница:

1.Вопрос № 1: Исторический портрет кривича.


1.1 Введение--------------------------------------------------------2

1.2 Территория проживания кривичей-----------------------2
1.3 Балтское и славянское в культуре кривичей------------2
1.4 Происхождение названия «кривичи»---------------------- 3
1.5 Язык и внешний облик кривичей--------------------------7
1.6 Уровень развития кривичей--------------------------------8
1.7 Протогорода---------------------------------------------------11
1.8 Общественно-политический строй кривичей----------12
9. Заключение---------------------------------------------------13


2.Вопрос № 2:


Турово-пинское княжество в 10-12 веках. Тест-------------14


3. Вопрос № 3:


Дайте определение следующим понятиям-------------------16


4. Список литературы------------------------------------------18



ВОПРОС№1

Исторический портрет кривича.

ВВЕДЕНИЕ.

Население Беларуси, как известно, сформировалось в итоге этнического
развития и сближения нескольких восточнославянских племен и более древних
жителей этой земли - балтов. Именно их соединение выявило характернейшие
особенности нашего народа – в языке, культуре, характере, - которые
отличают белорусов от соседей, делают его самобытным, неповторимым
этносом.[1]
В 8-9 веках славяне в Восточной Европе делились на 13-15 этнических
сообществ. На территории Беларуси находилось несколько таких этнических
объединений восточных славян. Это были довольно устойчивые этнографические
объединения – кривичей, дреговичей, радимичей, которые были созданы
стихийно.[6]

ТЕРРИТОРИЯ ПРОЖИВАНИЯ КРИВИЧЕЙ.

Западная граница кривичей на территории Белоруссии проходила вдоль
Освейского озера, затем опускалась на юг, пересекала Западную Двину близ
устья Дриссы. Отсюда она шла к бассейну Десны (левому притоку Западной
Двины). Самым западным кривичским поселением в этом районе был Браслав. На
севере и востоке граница кривичей проходила за пределами территории
Беларуси, но соседние районы Подвинья и Поднепровья (Псковщину и
Смоленщину). В «Повести временных лет» указывается, что «кривичи иже седять
на верх Волги, и на верх Двины, и на верх Днепра».

БАЛТСКОЕ И СЛАВЯНСКОЕ В КУЛЬТУРЕ КРИВИЧЕЙ.

Археологическими памятниками кривичей являются круглые
(полусферические) курганы.
Культура кривичей имела региональные различия. Их подразделяют на
две большие группы: полоцко-смоленскую и псковскую. На территории Беларуси
(а также на Смоленщине) проживала полоцко-смоленская группа. Она отличалась
от псковской своеобразными украшениями: браслетообразные височные кольца с
завязанными концами. У псковской группы кривичей таких украшений не было.
В этническом облике кривичей, в том числе, конечно, и полоцко-
смоленских, преобладали славянские черты. Язык их был славянским.
Славянским является и основной тип украшений полоцко-смоленских кривичей -
браслетообразные височные кольца с завязанными концами. К славянским
элементам культуры относятся также большинство видов перстней (проволочные,
гладкие, витые, пластинчатые, рубчатые, щитковые). Отчетливо славянские
черты имеет керамика круглых кривичских курганов. Основную ее часть
составляют горшки с коническим туловом, округлыми, слабо выраженными
плечиками и слегка отогнутым венчиком. Цвет их желто-серый и красновато-
желтый. Большинство горшков не орнаментировано. Славянские элементы
прослеживаются и в погребальном обряде кривичей. Для значительно части
погребении характерна славянская ориентировка умерших (головой к западу).
Вместе с тем в культуре полоцко-смоленских кривичей весьма заметны и
балтские элементы. Немало их среди кривичских украшений. К балтским
элементам в украшениях кривичей относятся, в частности, браслет со змеиными
головами, спиральные перстни, шейные гривны балтского типа, головной венок,
состоящий из нескольких рядов спиралек, нанизанных на лыко и перемежающихся
пластинчатыми бляхами, лучевые кольцеобразные пряжки, подковообразные
застежки с коническими, многогранными, завернутыми концами. Балтские
элементы зафиксированы и в погребальном обряде кривичей. Балтской традицией
является наличие в погребении ритуальных кострищ, встречающаяся в некоторых
погребениях ориентировка умерших головой к востоку.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «КРИВИЧИ».

Смешанное славяно-балтское происхождение кривичей, возможно, отражено
в названии данной этнической общности. Ряд исследователей указывает на
близость этого наименования к балтской лексике и считает, что оно
происходит от балтских терминов.
Так, по мнению советского археолога П. Н. Третьякова, название
«кривичи» имеет балтское происхождение (происходит от слова «Криве»,
которое якобы обозначает имя одного из персонажей литовской языческой
мифологии).
Историк Б. А. Рыбаков также полагает, что в названии кривичей
сохранилось имя литовского бога Криве-Кривейте. Как и П. Н. Третьяков, он
утверждает, что кривичи образовались в результате смешения славян с
балтами, ассимиляции последних, и называет кривичей «полулитовцами». Такие
ученые, как Г. Миллер, Н. Карамзин, Т. Нарбут, А. Киркор вели происхождение
названия кривичи от имени верховного жреца балтов Криве-Кривете.
Белорусский археолог Г. В. Штыхов считает, что название «кривичи»,
возможно, произошло от имени старейшины рода Криве. Он не исключает также
этимологию термина «кривичи» от слов, обозначающих близких по крови.
Известный историк С. М. Соловьев утверждал, что название «кривичи» связано
с характером местности, которую они занимали, и вел наименование кривичей
от балтского (литовского) слова kirba (топь, трясина).
Стремясь обнаружить связь кривичей с балтами в названии кривичской
этнической общности, авторы этих гипотез допускают ряд неточностей, на
которые необходимо обратить внимание, чтобы найти аргументированный ответ
на этот вопрос.
Не находит обоснования фактическим материалом гипотеза о том, что
название кривичей происходит от имени одного из персонажей литовской
мифологии Криве, литовского верховного бога Криве-Кривейте. Более
обстоятельное изучение балтской мифологии показывает, что такие образы не
характерны для пантеона балтских богов. Более того, правильнее вводить
названия мифических образов из наименования реальных явлений, нежели делать
наоборот.
Не подтверждается фактическими данными также гипотеза о том, что это
название происходит от имени верховного жреца балтов Криве-Кривейте.
Реальная историческая личность, священник по имени Криве, влияние которого
распространилось на земли Пруссии, Литвы, жил в 14 веке, когда кривичей как
этнической общности уже не было.
Нельзя признавать верно также гипотезу о происхождении кривичей от
имени старейшины рода Криве. Во-первых, о нем нет свидетельств в письменных
источниках. Его можно рассматривать как плод воображения тех, кто писал об
этом. Во-вторых, ошибочно вести происхождение этнической общности от одного
человека, а ее название от имени одного человека. Это взгляд можно
рассматривать как некритическое отношение к широко распространенной в
прошлом библейской традиции, нашедшей отражение во взглядах летописцев,
историков того времени.
Весьма сомнительно также выводить название «кривичи» от слов,
обозначающих кровное родство. Кровнородственные отношения характерны для
сравнительно небольших групп людей, назваемых родами. Их чаще всего
называли именами животных или птиц. Невозможно, чтобы представления о
кровном родстве распространились на такую большую общность, как кривичи,
территория которых в широтном направлении простиралась почти на тысячу
километров.
Заслуживает пристального внимания мысль видного русского историка
С.М.Соловьева о том, что ряд названий этнических общностей, в частности
дреговичей, кривичей связан с характером местности, которую они занимали.
Термину “кривичи” он придал такие же черты, как и названию “дреговичи”.
Согласно его гипотезе, термин “кривичи” происходит от балтского слова
kirba, обозначающего болото. Это вызывает ряд серьезных возражений. Во-
первых болотистая местность составляла только часть территории кривичей.
Значительно большая часть их этнической территории представляла собою
холмистую местность. Холмистой была этническая территория кривичей на
Минщине, Смоленщине. Во-вторых, маловероятно происхождение термина
«кривичи» от балтского слова kirba. С лингвистической точки зрения такое
объяснение представляется искусственным, необоснованным.
Г.А.Хабургаев высказал предположение, что название кривичей отражает
характер границы, идущей по кривой линии. Он указывает, что на территории
будущей Псковщины славянские колонисты должны были столкнуться со
своеобразным населением балто-финского пограничья (с кривой?), откуда
произошли летописные кривичи. Вероятнее всего, название “кривичи”
действительно отражает своеобразие той значительной части их территории на
Минщине и Смоленщине, где много холмов, а местность как бы кривая:
возвышенные места чередуются с более низкими. Такой характер местности
особенно типичен для юга и востока их этнической территории.
Поскольку первоначально на территории славянской этнической общности
кривичей жили не славяне, а балты, можно предположить, что термином
первоначальной основой крив (kreiv) здесь называлось балтское население,
Г.А.Хабургаев реконструирует первоначальное название балтского населения
этой местности в форме «kreiuva», «krieva» После смешения этого населения
со славянским и формирования славянской этнической общности оно несколько
изменилось, сохранив прежнюю основу, к которой было добавлено славянское –
«ичи». Так появилось наименование новой этнической общности «кривичи».
Следует отметить, что в балтских языках после этого по-прежнему
сохранилась несколько измененная балтская форма наименования славянских
соседей на востоке krievs, krievai. Она до настоящего времени сохранилась в
латышском языке для обозначения русских (krievs – русский, Krievija –
Россия).
Таким образом, анализ названия «кривичи» дает основание утверждать,
что, вероятнее всего оно обозначало обширную группу людей, занимавших
первоначально холмистую местность. Названия многих этнических общностей
раннего средневековья по особенностям местности, на которой они проживали,
- одна из закономерностей в формировании этнонимов того времени. Кроме
наименования «кривичи», «дреговичи» к этой группе относятся названия
«древляне», «поляне», обозначавшие этнические общности, расположенные к югу
и юго-востоку от дреговичей. Таковы также названия основных балтских
этнических общностей («аукштайты» – верхние и «жемайты» – нижние). Это
просматривается и в названиях этнических общностей данного периода,
расположенных в западноевропейском регионе.



ЯЗЫК И ВНЕШНИЙ ОБЛИК КРИВИЧЕЙ.

Особенности языка кривичей не отражены в письменных источниках. Их
невозможно реконструировать также по материалам диалектов белорусского
языка. Последние возникли довольно поздно, одновременно с формированием
самого белорусского языка. Основой диалектов белорусского языка были
предшествующие им диалекты обще восточнославянского древнего русского
языка, которые появились в результате трансформации языков дреговичей,
радимичей, кривичей и других раннесредневековых восточнославянских
этнических общностей.
Диалекты древнерусского языка отражали не своеобразие речи кривичей и
родственных им этнических общностей, а новые территориальные отличия,
лингвистические зоны, возникшие не ранее эпохи формирования древнерусского
языка. Они отражали новую лингвистическую и этническую реальность.
Таким образом, характер источников не позволяет определить
особенности языка каждой отдельной раннесредневековой восточнославянской
этнической общности, в частности кривичей. Методом лингвистической
реконструкции можно только установить наличие некоторых черт, элементов,
появившихся в языке кривичей под воздействием речи ассимилированного
славянами балтского населения.
Эти новые элементы, по всей вероятности, бытовали в лексике кривичей.
К ним можно отнести многие географические названия, особенно гидронимы,
перешедшие в языки всех трех общностей из лексики балтского населения. Это
– названия рек Ясельда, Оресса, Лосвида, Брожа, Реста, Полота и другие.
Под воздействием балтов, видимо, сформировалась такая черта речи, как
полногласие. Г.А.Хабургаев считает, что это новообразование появилось в
результате взаимодействия славянской и балтской речи, синтеза
неполногласных сочетаний балтских и славянских слов с одним и тем же
значением. Так, взаимодействие славянского (польск.) glowa и балтского
(лит.) galva, вероятно, обусловило появление новой формы с полногласием
(голова), синтез славянского (польск.) wrona и балтского (лит.) varna имело
своим результатом новую форму этого слова (ворона).
Впоследствии, в эпоху формирования обще восточнославянского древнего
русского этноса, это новообразование распространилось по всей территории
восточнославянского населения и стало характерной чертой древнерусского
разговорного языка. Полногласие не субстрат, а видоизменение славянской
речи под воздействием балтской.
Влияние балтов сказалось и на внешнем облике полоцких кривичей. Их
антропологический тип сформировался в результате смешения славян с балтами.
Для него характерна длинноголовость, которая была присуща ранее балтскому
населению, проживавшему на территории Белоруссии до расселения славян.[2]
Для костюма кривичей характерна многочисленность украшений – это
подковообразные пряжки (фабулы), зооморфные браслеты позолоченные
стеклянные бусы, пластинчатые подвески-коники. Характерной чертой женского
костюма кривичей были монисты, в которых бусы сочетались с металлическими
подвесками. [7]
Таким образом, данные археологии, языкознания, антропологии
свидетельствуют о том, что кривичи сформировались в результате синтеза
славянских и балтских групп населения. В культуре и языке кривичей
переплелись славянские и балтские элементы. Их культуры представляли новые
целостности, качественные новообразования, в которых преобладали славянские
черты. Поэтому новые этнические общности были славянскими, занимая среди
славянских этносов своеобразное положение. Они вобрали в свою культуру ряд
балтских элементов, но отличались специфическими чертами славянской
культуры, возникшими под воздействием балтов.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ
КРИВИЧЕЙ

Для характеристики кривичей важное значение имеет определение типа
этой этнической общности. Он обусловлен уровнем их развития.
У них была сравнительно высоко развита экономика. Основное
хозяйственное занятие данных этнических общностей – земледелие. Им уже
известно полевое пашенное земледелие. В земледельческом хозяйстве начали
использовать более совершенные орудия труда, в частности с железным
наконечником. На территории кривичей железные части пахотного орудия
датируются временем не позднее 10 века.
Два железных наконечника, а также железное чересло для подрезания
верхнего слоя земли во время пахоты найдены на селище у д. Хотомель
(Столинский район). Широкие лопасти наральников, их плечики содействовали
разрушению подрезаемого лопастью дерна и в некоторой степени оборачиванию
самого пласта. Подошвенное рало с череслом вертикально отрезало пласт земли
от невспаханного поля. Такое усовершенствованное рало можно считать
предшественником плуга. Железные части пахотного орудия обнаружены на
Минщине у д. Городище. Один из наконечников сохранился полностью. Он имеет
широкий рабочий край, к концу закруглен. Подобной формы наконечники найдены
также далеко на севере, в районе Старой Ладоги. Их прикрепляли к нижней
деревянной части пахотного орудия или в горизонтальном положении к
поверхности земли, или под небольшим уклоном. Возможно пахотное орудие с
таким наконечником было непосредственным предшественником получившей
впоследствии широкое распространение в лесной зоне сохи.
Значительно усовершенствованы были и орудия для уборки зерновых. В 8
– 9 вв. в лесной зоне появляются серпы нового типа, которые происходят от
аналогичных римских орудий. Клинок серпа близок по форме к параболе или
части эллиптической кривой. Черенок его отогнут наружу. Его вбивали в
короткую деревянную ручку. Нос серпа слегка загибали внутрь. Эти новые
орудия заменили прежние слабоизогнутые серпы с клинком, непосредственно
переходящим в черенок, а также серповидные ножи.
В 8 – 9 веках для переработки зерна на муку вместо зернотерок начали
применять ручные жернова.
Важным прогрессивным явлением в земледельческом хозяйстве было
выращивание новой зерновой культуры - озимой ржи. Среди зерновых культур
того времени (мягкой пшеницы, ячменя, овса и др.) она наименее прихотливая,
хорошо противостоит сорнякам, а главное – наиболее морозоустойчива. Озимая
рожь была лучше других зерновых культур приспособлена к местным условиям,
давала устойчивые урожаи. Начало выращивания озимой ржи на территории
Белоруссии относится к 9 веку. Эта зерновая культура была известна
кривичам. Многочисленные хорошо сохранившиеся зерна ее были обнаружены на
городище у д. Свила на Витебщине. Эта важная находка датирована 9 веком.
Одним из условий прогрессивных изменений в земледелии, в частности
усовершенствования земледельческих орудий труда, явилось стабильное
развитие железоделательного производства, кузнечного ремесла. На территории
Белоруссии имелась богатая сырьевая база для этого вида хозяйственной
деятельности, накоплены большие запасы болотной руды, широко
использовавшиеся для получения железа.
В период формирования кривичей и на ранних стадиях их развития
появляются полуземлянки с расположенными в них глиняными шахтными
сыродутными печами. Улучшение этих печей особенно заметно в 9 – 10 вв.
Значительно увеличивается их диаметр, его протяженность достигает 1м,
становится большим их объем, он составляет 0,3 – 0,45 м3. Сыродутные печи –
прочные стационарные сооружения, рассчитанные на длительное использование.
Их конструкция позволяла производить мощное искусственное дутье.
Значительное усовершенствование этих печей вызвано постоянно возраставшими
потребностями в металле, необходимом для изготовления земледельческих
орудий.
Совершенствуется и технология металлургического производства и
кузнечного ремесла. Металлурги могли получать не только железо, но и сталь.
При изготовлении серпов кузнецы широко применяли пакетирование сырья, а при
изготовлении ножей стремились использовать некоторые элементы технологии
сварного сложноузорчатого дамаска. В этот период начали наваривать
стальные лезвия на железную основу изделий, чаще практиковать
термообработку стальных изделий. Увеличивались размеры орудий труда.
Металлических изделий всех видов производят значительно больше.
Дальнейшее развитие получило и гончарное производство. В 10 веке на
территории Беларуси появляются гончарный круг и необходимые в связи с этим
специальные печи для обжига гончарных изделий. Применение в гончарном
производстве гончарного круга и использование специальных печей для обжига
глиняных изделий означало быстрый рост производительности труда в этом
виде хозяйственной деятельности. Следствием этих изменений было
значительное увеличение численности гончарных изделий. Совершенствование
гончарного ремесла связано с прогрессом в земледелии, повышением
эффективности земледельческого хозяйства.
Развитие ремесла, в частности кузнечного, гончарного, требовало
определенной специализации. Обработка железа и глины постепенно становится
профессиональными видами деятельности, особыми профессиями. Эти ремесленные
занятия начинают отделяться от земледелия. Прогресс в земледелии делает
возможным такое отделение. Начавшееся обособление ремесленного производства
от земледельческого создает благоприятные условия для возникновения
постоянной торговли.
В 1Х –Х вв. на территории Белоруссии появляется устойчивое денежное
обращение. Об этом свидетельствуют находки многочисленных, относящихся к
этому периоду кладов монет. Здесь обнаружено 40 кладов (включавших в свой
состав 16 тысяч монет) и 54 находки отдельных монет. Особенно богатый клад
(более 7500 монет) найден на территории кривичей у д. Козянки под Полоцком.


ПРОТОГОРОДА.

В результате важных изменений в 9-10 веках на территории Беларуси
появляются протогорода (зарождающиеся города). В ареале кривичей в 9 веке
возникает Полоцк, а в 10 веке – Витебск.
Первое упоминание о Полоцке в письменных источниках («Повесть
временных лет») датируется 862 г. Он возник на правом берегу реки Полоты.
От наименования этой реки он и получил свое название. Первоначально Полоцк
был городищем. Его площадь составляла около 1 га. Поселение было укреплено.
В 10 веке на месте древнего городища был построен детинец, а небольшие
поселения вокруг него, где проживало ремесленно-земледельческое население,
постепенно превратились в посады. Детинец был резиденцией князя. Поселение
разрасталось. Новый укрепленный центр Полоцка значительно превосходил по
размерам прежний. Его площадь составляла около 10 га.
Витебск возник на холмистой местности, защищенной рекой Витьбой (от
наименования это реки получило свое название и поселение). Первоначальным
Витебском было городище, находившееся на высоком месте (горе). Затем в его
округе появились другие поселения, а городище превратилось в укрепленный
центр всей округи. В 10 веке на месте древнего городища построен детинец, а
окольные поселения превратились впоследствии в посады. Жители Витебска
занимались ремеслом, торговлей, земледелием. На территории древнего
Витебска обнаружены глиняные сосуды, изготовленные с помощью гончарного
круга, обломки тиглей для плавки цветных металлов, каменная литейная форма
для изготовления женских украшений, железный серп. Найдены также монеты 9-
10 века. [2]

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ
СТРОЙ КРИВИЧЕЙ.

Расселение восточных славян на территории Беларуси практически
совпало по времени с разложением первобытного общества и развитием на
белорусских землях феодальных отношений, связанных непосредственно с ранним
средневековьем. Письменные источники свидетельствуют, что кривичей-полочан
уже в 7-8 веках были свои « княжения», сложившиеся на основе этнических
сообществ. По мнению Г. В. Штыхова, они представляли собой не племена, как
в раннем железном веке, а союзы племен, сложившиеся в протонародности
(«народцы») и одновременно государственные образования или просто
протодержавы. « Княжения» состояли из волостей-княжеств, бывших родовых
общин. В каждой волости-кяжестве были свои вече и князи с дружинами.
Законодательная власть в волости принадлежала вече – народному собранию.
Оно собиралось в главном городе волости. Вече вбирало князя и отказывало
ему в доверии, если он нарушал поставленные условия, объявляли войну и
заключали мир с соседями. На вече принимались постановления, регулирующие
хозяственные и общественно-правовые отношения в границах волости.
Волостные князи, как правило, рекрутировались из бывших родовых
старейшин. Они осуществляли исполнительную власть в волости. Вместе с
дружиной они охраняли территорию волости от внешних врагов, охраняли
торговые пути, которые проходили через территорию волости, осуществляли
военные походы в соседние земли, проводили суд над своими соплеменниками.
Племенные князи выбирались из числа волостных по праву старшинства,
по моральным качествам, военнм способностям. Первым, из известных по
летописи кривичских князей, был Рогволод, который княжил в последней
четверти 10 века.[6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, сведения археологии, языковедения, антропологии
свидетельствуют о том, что этнические сообщества кривичей сформировались в
результате смешения, синтеза славянских и балтских групп населения. В их
культуре и языке переплелись славянские и балтские элементы с преимуществом
славянских черт. Именно кривичи, вместе с дреговичами и радимичами, а не
следующие этнические сообщества удерживали в себе балтский субстрат.
Сведения из археологии, письменных источников свидетельствуют о том,
что кривичи вошли в начальный этап раннеклассового общества. Это
подтверждает уровень развития их экономики, которая характеризуется началом
общественного раздела труда.
Кривичи являлись территориальным культурно-этническим сообществом и
не сформировались в народность. Они представляли собой протонародность и
одновременно начальное государственное образование или протодержаву.[8]



ВОПРОС №2.



Турово-пинское княжество в 10-12 веках.


ТЕСТ.

1. Назовите имя князя, возродившего династию Изяславовичей в Турове:

1) Ростислав Глебович;
2) Всеслав Брячеславович;
3) Брячеслав Изяславович;
( 4) Юрий Ярославович. [6]


2. Какие даты соответствуют появлению следующих городов:

1) Туров а) 1097
2) Пинск б) 1127
3) Слуцк в) 1294
4) Клецк г) 980
5) Рогачев д) 1116
6) Копыль е) 1142 [6]


3. Какое из перечисленных произведений принадлежит Кирилле Туровскому:

1) « Послание Фоме пресвитеру»;
2) « О единстве церкви божьей»;
3) «Катехизис»;
( 4) « Притча про душу и тело». [9]


4. В каком году Туров завоевал независимость от Киева:

1) 988;
2)1063;
( 3)1158;
1016. [5]


5. При каком правителе началась христианизация Туровской земли:

1)Юрий;
( 2)Святополк;
3)Вячеслав;
4)Борис. [6]



ВОПРОС №3

Дайте определение следующим понятиям:

Подскрабий земский был смотрителем государственной казны и выполнял
обязанности министра финансов, вел учет государственных доходов и расходов,
смотрел за сбором натуральных и денежных налогов.[6]


Литва. Название «Литва» в подлинных исторических документах
древнейшего времени (ХIII – ХVIвв.) употреблялось в разном смысле: для
обозначения территорий, заселенных собственно литовцами, т.е. этнической
Литвы; территории всего Великого княжества Литовского, Русского и
Жимойтского и иных земель, т.е. до Люблинской унии 1569г., - белорусских,
литовских, частично украинских и некоторых русских земель; территории
Великого княжества Литовского, включающей Трокское и Виленское
воеводства.[4]



Шляхта (польск. szlachta, от др. - верхненем. slachta - род, порода)
- в ряде стран Центр. Европы (особенно в Польше, Литве) название основной
части господствующего феодального класса. Первоначально шляхта - рыцарство,
низшая группа светских феодалов. В процессе формирования в 14-16 вв. шляхта
как сословия за ее пределами остался низший слой светских феодалов –
негербовая шляхта (влодыки в Польше, панцирные бояре в Великом княжестве
Литовском). Усиление политической роли шляхты привело к юридическому
включению в ее состав высшей группы светских феодалов - магнатов. В 16-18
вв. в Речи Посполитой утверждается государственный строй шляхетской
республики. После разделов в 18 в. Речи Посполитой шляхта была. Как
правило, уравнена с дворянством России, Австрии и Пруссии. Термин "шляхта"
иногда применяется в литературе к сословию светских феодалов в Чешских
землях (высшая шляхта - паны, низшая - земане).[3]


Орда – у тюркских и монгольских народов первоначально военно-
административная организация, затем – становище, лагерь кочевников; в
средние века - ставка, столица. Отсюда – обозначение самых крупных тюрко-
монгольских феодальных государств с доминирующим положением кочевой знати,
а также союзов кочевых племен.[3]

Династия – ряд монархов из одного и того же рода, сменяющих друг
друга по праву наследования (например, династия Романовых в России и
Габсбургов в Австро-Венгрии).[3]



Литература:


1.Сучасны погляд на гiсторыю Беларусi. Л. Лойка – Мн. -1993г.

2. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. М. Ф. Пилипенко – Мн. -
1991г.

3. Малая советская энциклопедия. Москва, 1959г.

4.История Беларуси: вопросы и ответы./ Сост. Г.Я. Голенченко, В.П.
Осмоловский - Мн. - 1993г.

5.Гiсторыя Беларусi: У 2 ч. Ч. 1. Са старажытных часоу да канца 18
ст.: Курс лекцый ./ I. П. Крэнь, I. I. Коукель. – Мн. - 2000.

6.Нарысы гiсторыi Беларусi. В 2-х ч. Ч 1.- Мн.- 1994

7.Гiсторыя Беларусi: в 6-ти ч. Ч 1. Старажытная Беларусь: ад
першапачатковага засялення да сярэдзiны 18 ст. – Мн.. - 2000г.

8.Гiсторыя Беларусi :Вучэбны дапаможнiк. В 2-х ч. Ч. 1. Ад старажтных
часоу па люты 1917г. – Мн. – 2000г.

9. Матэрыялы па гiсторыi Беларусi Н. С. Шарова – Мн. – 2001г.




Реферат на тему: Кризис гуманистической идеологии в творчестве Кристофера Марло

введение 2
Воплощение ренессансного мифа о человеке (“Тамерлан Великий”). 5
Создание антиренессансного героя ( “Трагическая история доктора Фауста” )
11
Заключение. 13
Источники и литература: 15


введение

Специфика английского гуманизма во многом обусловлена временными
рамками его существования—Возрождение проникает в Англию только в конце XV
английский гуманизм—гуманизм позднего Возрождения, несущий в себе
предпосылки разложения собственной идеологии. В этом контексте творчество
Кристофера Марло, хронологически предваряющее период, начало которого
обозначено трагедиями Шекспира рубежа (((–((((,период кризиса гуманизм и
заката эпохи Возрождения в Англии, представляет значительный интерес.



Кристофер Марло родился в 1564 в Кентербери в семье мастера цеха
сапожников и дубильщиков. Образование, которое получил Марло, в целом
носило теологический характер— после окончания Королевской грамматической
школы при Кентерберийском соборе, Марло продолжил обучение в Кембриджском
университете (в качестве стипендиата кентерберийского архиепископа). В то
же время образование сыграло большую роль в формировании гуманистических
взглядов Марло. В XVI веке система английского образования испытала
колоссальное влияние гуманистических идей. В школьном образовании— в это
время гуманистические принципы находят достаточно полное воплощение ( во
многом благодаря Дж. Колету и У. Лили)[i]. Кембридж также не остался в
стороне— в Кембридже работали Эразм, Колет, Эшем и ряд других крупных
ученых–гуманистов, Кембридж был наиболее крупным в Англии центром
распространения идей Петра Рамуса; в тоже время Кембридж был крупным
центром развития протестантской мысли. В 1583 году Марло получил степень
бакалавра, в 1587 —степень магистра искусств ( правда, не без
вмешательства Тайного Совета). Во время обучения в университете начинается
литературная деятельность Марло— он переводит “ Любовные элегии” Овидия,
первую книгу “Фарсалии” Лукана, совместно с Т. Нешем пишет драму “Дидона,
царица Карфагена”. Тогда же начинается деятельность Марло как тайного
агента правительства Елизаветы (( вероятно, Марло занимался шпионажем в
пользу Англии на континенте). В 1587 году Марло приезжает в Лондон,
начинает профессионально заниматься драматургией. Уже первая трагедия—
”Тамерлан Великий”— приносит Марло колоссальный успех, затем с неменьшим
успехом ставятся “Трагическая история доктора Фауста”, ”Мальтийский
еврей”, “Эдуард ((“, ”Парижская резня”. В эти же годы Марло был тесно
связан с кружком ученых, группировавшихся вокруг фаворита Елизаветы ( сэра
Уолтера Рэли, среди которых выделялись “три волхва” математики Т.Хериот,
У.Уорнер, Т.Хью. Однако Марло интересовали не только и не столько
естественнонаучные проблемы. Сохранившиеся источники не позволяют решить
вопрос о религиозных взглядах Марло, хотя обвинения Марло в атеизм были
весьма настойчивы— о кружке У.Рэли ходили слухи как о “школе атеизма”, в
ряде сохранившихся доносов этих лет говорится о крайнем атеизме Марло. В
мае 1593 года был арестован драматург Р.Кид, при обыске у него был найден
еретический трактат, который по словам Кида принадлежал Марло, Кид также
обвинил Марло в религиозном свободомыслии, кощунстве, агитации в пользу
шотландского короля Якова Стюарта. Марло был доставлен в Лондон для
судебного разбирательства, которое ,однако, не состоялось. Вскоре после
этого Тайным советом был получен донос на Марло обвинявший его в
пропаганде атеистических взглядов, богохульстве и намерении чеканить
фальшивую монету. Тайный совет не смог проверить истинность доноса,
поскольку через несколько дней Марло был убит при достаточно темных
обстоятельствах. (Вероятно, убийство Марло было инспирировано кем-то из
высокопоставленных лиц , связанных с Марло и опасавшихся разоблачений во
время пыток и допросов, ставших неизбежными для Марло. В суде убийство
Марло было расценено как необходимая самооборона, убийцы–платные агенты–
оправданы, Марло поспешно захоронен. Причины смерти Марло тщательно
скрывались, ряд современников полагали ,что он погиб от чумы, другие видели
в его смерти божье возмездие; чуть позже возникла легенда, по предположению
Парфенова, не без содействия тайной полиции Елизаветы (, о гибели Марло в
результате ссоры из–за дамы легкого поведения. )[ii]



Авторская редакция большинства текстов Марло не сохранилась— при
издании “ Тамерлана Великого” многие комические эпизоды , которые, по
мнению издателя, не сочетались с возвышенным действием трагедии, были
исключены [iii]; остальные трагедии сохранились в изданиях, вышедших после
смерти Марло и все в той или иной степени содержат искажения авторского
текста— предполагается, что в изданиях “Трагической истории доктора Фауста”
текст Марло был дополнен рядом комических сцен и антикатолических
буффонад, в тексте “ Мальтийского еврея”, наиболее ранее из сохранившихся
изданий вышло в 1633 году, не вызывают сомнений только первые два акта,
третий, четвертый и пятый резко контрастируют с ними более грубой
обработкой образов и искусственностью ситуаций, огромное количество
искажений содержит текст “Парижской резни”, изданный по небрежной записи на
слух или по плохой рукописи, принадлежавшей одному из лондонских
театров.[iv] Гуманистическая идеология наиболее полно отразилась в первых
двух трагедиях Марло, в них же отразился и ее кризис. В остальных
трагедиях, две последних представляют собой исторические хроники, гораздо
большую роль играет сюжетная линия, гуманистические идеи выражены гораздо
слабее, основной упор делается на этико–политические проблемы.

Научное изучение творчества Марло начинается в середине ((( века (В
(((((((((( творчество Марло воспринимается в основном негативно, как
искусство “для толпы”, по мнению Парфенова, возможно, причины подобного
отношения кроются в плохом состоянии текстов и отрицательном образе Марло,
созданным слухами и доносами.)— в романтической критике создается
своеобразный культ Марло, который достигает высшей точки развития в 80–90-х
годах ((( века в работах Саймондса, Хавелока, Эллиса, Боуса, в которых
творчество Марло трактуется в духе букхардовской концепции Ренессанса— как
одно из самых ярких проявлений “духа Возрождения” — индивидуализма и
атеизма. В конце ((( века появляется иной взгляд на творчество Марло— в
работах Коучера, Бэтенхауса, Грега акцентируется внимание на трагическом у
Марло, которое мыслится как разочарование в индивидуалистических идеалах и
возврат христианско–церковным воззрениям.[v] Русская дореволюционная
историография во многом солидарна с романтической трактовкой трагедий
Марло— в работах Стороженка и Розанова подчеркивается крайний индивидуализм
героев Марло, который по их мнению имеет трагический оттенок.[vi] В
советской историографии 20-30-х годов оценка творчества Марло также близка
к романтикам— также подчеркиваются индивидуалистические настроения, которые
связываются с зарождением крупной буржуазии.[vii] Подобные “ романтические”
оценки сохраняются и в 40-50-х годах — Дживелегов видел в Марло
представителя наиболее радикальной ветви английского гуманизма, поскольку в
его произведениях наиболее полно проявилась гуманистическая мечта о
свободе человеческой личности (наиболее ярким воплощением этой мечты
Дживелегов считает Фауста, который ,по его мнению, приносит в “жертву
пассивное христианское счастье ради идеала всечеловеческого активного
счастья”);[viii] в середине 50-х годов в оценку Марло вносятся коррективы—
Аникст, оценка которого совпадает с оценкой Дживелегова в целом, считает,
что Марло постепенно приходит к пониманию противоречий индивидуализма,
критика которого, по мнению Аникста, становится основным мотивом “
Мальтийского еврея”.[ix] Смирнов прослеживает в творчестве Марло эволюцию
взглядов от ренессансного мировоззрения к “трагическому гуманизму”, переход
от изображения апофеоза свободной личности, сначала к изображению
сверхличности в отрицательном аспекте, а затем к изображению конфликта
личности, уже далеко не героической, и окружающей среды в “ Эдуарде
((“.[x] Проблемы кризиса гуманистической идеологии в произведениях Марло
наиболее резко обрисовываются в работах Парфенова— по его мнению,
творчество Марло с самого начала носит оттенок кризиса, который выражается
в конфликте между героем и окружающей средой, в конфликте, который
становится неизбежным из–за стремлений ((((((((()( героя к самоутверждению,
уже в произведениях первого периода творчества (“Тамерлан” и “Фауст”)
стремления главных героев приводят их к трагическим ошибкам и затем к
гибели. Таким образом, предпосылки краха гуманистических идеалов заложены в
них самих.[xi]

В литературе о Марло предлагается три трактовки его творчества—1)
отказ от идеологии гуманизма, разочарование в ней ; 2) одно из самых
ярких проявлений гуманистической идеологии в английской литературе 3)
проявление кризисных тенденций, не отказ, а осознание невозможности
воплощения гуманистических идеалов. Представление о количественном и
качественном соотношении гуманистических и кризисных элементов в
произведениях Марло— ключ к определению степени истинности каждой из
предложенных трактовок.


Воплощение ренессансного мифа о человеке (“Тамерлан Великий”).

Основой культуры Возрождения был гуманистический антропоцентризм,
основой гуманистического мышления— представления о практически безграничных
возможностях человека, который мыслился как соединение природного и
божественного начал, в человеке видели органическое продолжение
божественного начала на земле, земная жизнь и земное счастье не
противопоставлялись небесным. Важнейшим атрибутом ренессансных
представлений о человеке была концепция пластичного, бездонного, неготового
бытия— отрицался провиденционализм—человек обладал свободой волей, полем
человеческой деятельности виделась вся вселенная, стремление человека к
самовыражению облекалось в гиперболизированные формы, бог рассматривался
как творческое начало, уподобление ему ставилось главной задачей для
человека. [xii]

Образ Тамерлана, по крайней мере в первой части трагедии( , построен в
соответствии с гуманистическими идеалами. По сравнению с Тамерланом почти
все остальные образы крайне невыразительны— по справедливому замечанию
Парфенова, “Тамерлан Великий” —произведение “насквозь умозрительное”— сюжет
не отличается цельностью, огромное количество персонажей существует лишь
для того, чтобы оттенить ту или иную черту характера Тамерлана или создать
фон различных этапов его возвышения, их ощущения и чувства выстраиваются по
принципам средневеково физиологии, отсутствует какая-либо языковая
дифференциация персонажей, на протяжении всего действия сохраняется единый
стиль, исторические реалии часто отходят на второй план, основное внимание
сконцентрировано на Тамерлане, судьба и личность которого порождают
конфликт, положенный в основу действия всей трагедии.[xiii] Воплощая в
образе Тамерлана ренессансный миф о человеке, Марло следовал
общеевропейской традиции—((–((( веках было создано достаточно большое
количество трактатов, посвященных личности и деятельности Тимура, в которых
ему приписывались черты гуманистического идеала.[xiv] На основе этой
легенды Марло создает некую модель идеального гуманистического героя — даже
внешний облик Тамерлана конструируется в соответствии с гуманистическими
представлениями[xv]—в гуманистической антропологии полагалось, что
совершенство человеческого тела отражает красоту вселенной— ”Of stature
tall, and straighly fashioned,like his desire , lift upwards and divine; so
large of limbs, his joints so strongly knit, such breadth of shoulders as
might mainly bear old Atlas’ burden.About them hangs a knot of amber
hair, wrapped in curls, as fierce Achilles’was his arms and fingers
long and sinewy...”[xvi] —при этом, как указывает Парфенов, Марло знал из
источников, из которых он брал информацию о Тамерлане, что в
действительности Тамерлан был сухоруким, хромым и как все монголоиды
невысоким и черноволосым[xvii] (характерно, что во второй части трагедии
косвенно указывается на черноволосость Тамерлана[xviii])—в тоже время
внешность Тамерлана рассматривается в контексте его стремления к власти и
его права на обладание этой властью— “Betokening valour and excess of
strength— in every part proportioned like the man should make the world
subdued to Tamburlaine.”[xix] Марло подчеркивает низкое социальное
происхождение Тамерлана, в отношении он не противоречит общеевропейской
легенде[xx],— таким образом, указывается на причастность Тамерлана к
этическому принципу “доблести”(“virtus”), смысл которого— достоинство
человека определяется его деяниями, а не происхождением— сам Тамерлан
декларирует этот принцип— “...virtue is the fount whence honor springs, and
they are worthy she investeth kings”[xxi]— окружающие, зная о
низкорожденности Тамерлана, отмечают присущие ему внешнее и внутреннее
величие— ”A Scythian shepherd so embellished with nature’s pride and
richest furniture!”[xxii], естественно, подобные реплики исходят в основном
от персонажей, сочувствующих Тамерлану, его противники на протяжении всего
действия награждают его эпитетами, обозначающими причастность к черни, в
тоже время и сам Тамерлан употребляет подобные термины в отношении своих
врагов, в частности “vilain”.[xxiii] Одной из важнейших гуманистических
черт, присущих Тамерлану, является его безграничное стремление (“aspiring”)
к максимальной славе и власти — слава для Тамерлана будет безвестностью,
если она не всемирна— ” in this my mean estate.(I call it mean
because, being yet obscure, the nations far remov’d admire me not)”[xxiv],
а власть, рассматриваемая Тамерланом как единственный источник блаженства и
счастья (“that perfect bliss and sole felicity”),[xxv] власть, к которой он
стремится,— власть над всем миром— в планы завоевания Тамерлана входит
подчинение всех земель турецкой державы, Египта, а затем Южного полюса, а
также контроль над морями от Индии до Мексики и Гибралтара.[xxvi]

Однако наряду с гуманистическими в образе Тамерлана появляются и иные
черты, при чем уже в первой части. По мнению Парфенова, отход от
гуманистических представлений намечается уже в начале первой части —в речи
Тамерлана, произнесенной перед побежденным персидским царем, в которой
Тамерлан объясняет природу человеческих стремлений— ” Nature that
fram’d us of four elements, warring within our breasts for regiment, doth
teach us all to have aspiring mind,”[xxvii] — Парфенов делает акцент на
слове “warring”— таким образом, в основе мирового порядка, о котором
говорит Тамерлан, лежит принцип всеобщей борьбы, что естественно
противоречит традиционным гуманистическим взглядам.[xxviii] Правда в этом
же монологе Тамерлан упоминает о “the wondrous architecture of the world”—
возможно, что принцип всеобщей борьбы относится все–таки не ко всей
вселенной, а только к человеку.

В этом же монологе Тамерлан говорит, что он стремится к земной короне
(“earthly crown”), а один из его соратников добавляет— “and that made me
to join with Tamburlaine, for he is gross and like the massy earth that
moves not upwards , nor by princely deeds doth mean to soar above the
higest sort.”[xxix] — таким образом, Тамерлан не противопоставляет себя
небесам и богу, Тамерлан мыслит себя в контексте именно земной
власти—соратники называют его земным божеством (“еarthly god”), а для него
самого земные победы предпочтительнее небесного чертога.[xxx] В тоже время
Тамерлан постоянно подчеркивает свою связь с богом (Юпитером).( Однако
характер связи бога и Тамерлана скорее мистический, чем гуманистический —
Тамерлан —“бич божий” (“scourge of God”), при чем эти мотивы усиливаются по
ходу развития действия,первоначально Тамерлан называет себя “бичом божьим”
косвенно со ссылкой на чужие слова[xxxi], в дальнейшем прямо,[xxxii]
максимального развития эти мотивы достигают во второй части трагедии, где
Тамерлан олицетворяет себя с волей неба, а своих врагов— с теми кто ей
перечит в его лице (“The scourge of God and terror of the world, I must
apply myself to those terms, in war, in blood, in deat, in cruelty, and
plague such peasants as resist in me the power of heaven’s eternal
majesty.”)[xxxiii] Парфенов считает, что Марло вводит эти мотивы, также как
и мотивы борьбы с социальной несправедливостью, поскольку ему необходимо
как–то морально санкционировать стремление Тамерлана к власти. Именно
поэтому вводятся речи в защиту христиан, акцентируется внимание на том,
что противники Тамерлана в то же время противники христианства.[xxxiv] В
конце второй части трагедии Тамерлан говорит о ложности ислама( ,
аргументируя свои слова своими победами над мусульманами, и сжигает Коран,
при этом произносит достаточно странные слова—” Seek out another gothead
to adore — the God that sits in heaven, if any god, for He is God alone,
and none but He”[xxxv]—в этой фразе вряд ли выражается сомнение в
существовании бога, скорее речь идет о сомнении в возможности нахождения
Бога в каком–либо конкретном месте, в данном случае небо можно
рассматривать как конкретное место— в трагедии, как показывает Парфенов,
действует трехчастная схема мироздания, заимствованная из жанра
средневековой мистерии,[xxxvi] — таким образом, Тамерлана отвергает
конкретику языческих представлений о боге, приближается к воззрениям
христианским (ислам рассматривается в трагедии как язычество, поэтому
сожжение Корана не богоборчество, а скорее отрицание языческих
представлений). Наряду с этим уже в первой части появляются действительно
богоборческие мотивы — стремление Тамерлана завоевать Египет настолько
велико, что он не остановится даже в том случае, если Египтом будет
управлять Юпитер;[xxxvii] во второй части эти мотивы звучат уже открыто —
после смерти Зенократы Тамерлан приказывает— “ ... to arms. Raise
cavalieros higher than the clouds, and with the cannot break the frame of
heaven...”;[xxxviii] подобный приказ Тамерлан отдает в конце трагедии,
когда надвигающаяся смерть становится препятствием его завоевательных
планов— “...Come, let us march against the powers of heaven and set black
streamers in the firmament to signify the slauter of the gods...”[xxxix] —
подобные приказы, которые, по–видимому,отдаются в моменты сильного
эмоционального напряжения, в те моменты, когда Тамерлана понимает, что его
стремлениям препятствуют неподвластные ему силы, эти приказы не перерастают
в бунт против бога; гораздо сильнее богоборческие мотивы звучат в словах,
обращенных к Юпитеру— “...which (( makes me valiant, proud, ambitious,
ready to levy power against thy throne, that I might move the turning
spheres of heaven, for earth and all this airy region cannot contain the
state of Tamburlaine.”[xl]— таким образом, по представлениям Тамерлана,
предпосылки к конфликту с богом заложены в природе героической личности.
Однако подобные представления также не приводят Тамерлана к разрыву с
богом[xli]— последние слова Тамерлана в трагедии— “Tamburlain, the scourge
of God, must die.”[xlii]

Важным моментом, свидетельствующим о кризисных тенденциях, является
понятие судьбы. Тема предопределения и судьбы появляется с самого начала —
власть предсказана Тамерлану сочетанием звезд.[xliii]( По замечанию
Парфенова, одной из кризисных черт позднего гуманизма был всплеск интереса
к оккультным наукам— в том числе к астрологии.[xliv] В трагедии
используется несколько терминов, относящихся к сфере судьбы, наиболее
важные— “fate”— судьба, рок (близкое к нему понятие, выступающее как
синоним,— “Fates” или “Fatal sisters”— богини судьбы, Мойры) и “fortune”—
судьба, удача, счастье ( близкое к нему понятие— “Fortune”). В одном из
первых своих монологов Тамерлан говорит о подвластности ему судьбы и удачи
— “I hold he Fates bound fast in iron chains, and with my hang turn
Fortune’s wheel about.”[xlv] О подвластности Тамерлану ”fortune” говорят и
другие персонажи [xlvi] (свою связь с фортуной декларируют и другие
персонажи, однако ход событий опровергает их слова.[xlvii]) Понятие “fate’’
в первой части трагедии употребляется достаточно редко, только Тамерланом и
только по отношению к себе, при в сугубо положительном смысле— судьба
способствует стремлениям Тамерлана.[xlviii] Во второй части трагедии мотивы
судьбы усиливаются— меняется содержание понятий— “fate”, которое теперь
используется чаще и не одним Тамерланом, становится более мрачным — рядом с
этим понятием стоят такие прилагательные как “murdrous”, “angry”— “fate”
второй части не помогает герою, а ограничивает, кладет предел его
стремлениям и деяниям— падение Тамерлана предрекается уже в прологе— ”Where
death cuts off the progress of his pomp and murd’rous fates throws all his
triumphs down.”[xlix] Понятие “fortune” приобретает характер случайности,
хаотичности— “fear not Orcanes, but great Tamburlaine, nor he, but Fortune
that hath made him great”, “ the fortune of the wars , whouse
power is often prov’d a miracle”; и даже Тамерлан уже не хочет лишний раз
испытывать судьбу.[l]

Хотя в конце трагедии Тамерлан говорит о своей смерти как о
неизбежном, он все же умирает ренессансным героем— он не смиряется со
смертью, нарушающей его завоевательные планы— он не отказывается от своего
стремления и возлагает задачу окончательного завоевания мира на своих
сыновей— свое земное продолжение.[li] Тамерлан в целом остается в рамках
ренессансного героя, хотя, как показывает Марло, в его aspiring— в его
стремлении к власти над миром заложены предпосылки конфликта со Вселенной.
( Как показывает Парфенов, смерть Тамерлана, возможно, является результатом
развития его aspiring, которое привело Тамерлана к чрезвычайному
ожесточению — согласно физиологическим взглядам XVI века— гуморальной
теории— гнев был чрезвычайно опасной эмоцией, и мог привести к смерти.[lii]
)


Создание антиренессансного героя ( “Трагическая история доктора Фауста” )

Материалом для трагедии Марло послужил вольный перевод с немецкого
народной книги о Фаусте, изданной Иоганом Шписом в 1587 году.[liii] Как
показывает Парфенов, в лице Фауста в народной книге с позиций лютеранства
обличается гуманистическая идеология— рационалистический пафос,
приверженность земным благам, показывается, что гуманистическая идеология
неизбежно приводит к конфликту с богом. Протестантская мысль рассматривала
как нечто близкое к ереси, в народном сознании гуманисты часто
ассоциировались с чародеями, с людьми, связанными с черной магией. В то же
время, в XVI веке среди гуманистов происходит всплеск интереса к оккультным
наукам — астрологии, алхимии, белой магии, однако гуманисты подвергали
резкой критике людей, практикующих черную магию. ( Практиковали черную
магию многочисленные авантюристы и шарлатаны, которые очень часто
одновременно претендовали на гуманистическую ученость, одним из таких
авантюристов был Иоганн Фауст, бродивший по городам Германии в первой
половине XVI века.)[liv]

В трагедии Марло Фауст осуждается в многом с гуманистических позиций—
образ Фауста во многом строится как противоположность гуманистическим
идеалам— уже в прологе указывается на это противопоставление— Фауст
предпочитает занятие черной магией ( “cursed necromancy ”— “проклятую
некромантию”) гуманистическому знанию ( “learning golden gifts”— “золотым
дарам учености”).[lv] В первой сцене трагедии Фауст противопоставляет себя
основным гуманистическим идеалам— 1) Фауст отвергает положение о
безграничных возможностях человека ( перечисление своих достижений в
медицине Фауст заканчивает фразой: “Yet art thou still but Faustus, and a
men”— “но я всего лишь Фауст, и всего лишь человек” ); 2) намечается
противопоставление Фауста и бога— Фауст отбрасывает христианское учение и
обращается к черной магии, в которой он видит способ уподобления богу на
земле ( Тамерлан тоже стремился уподобиться богу, но в его стремлении не
было оттенка противопоставления); 3) Фауст отходит от научных методов
познания — это наглядно проявляется в ошибочной критике Библии— как
показывает Парфенов, выдергивает из текста Евангелия ряд положений и
сопоставляя их приходит к выводу, что человек по необходимости грешит, за
что в дальнейшем бог наказывает его смертью, однако при этом Фауст не
учитывает основных христианских догматов об искупительной жертве Христа и
божьей благодати.[lvi] (Характерно, что Фауст— доктор схоластики.)[lvii]
Мотивы противопоставления Фауста и гуманистических идеалов развиваются по
ходу действия— 1) в какой–то степени потверждаются слова Фауста о бессилии
человека— как указывает Парфенов, Фауст не в состоянии подчинить своей
власти духов, Мефистофель появляется перед Фаустом по собственной воле,
вместо неограниченной власти над духами Фауст сам оказывается во власти
дьявола.[lviii] 2) Противопоставление Фауста и бога неоднократно
подтверждается как самим Фаустом, так и другими персонажами, в частности,
Фауст соглашается со словами Мефистофеля о превосходстве человека,
рожденного на земле, над небом, с утверждением об утилитарной функции неба
по отношению к человеку.[lix]

Фауст в трагедии Марло осуждается и с позиций христианства. В
осуждении конфликта Фауста и бога гораздо сильнее звучат
средневеково–христианские мотивы ( это, вероятно, объясняется
использованием в трагедии приемов моралите, жанра средневекового народного
театра [lx]), в то же время средневековые мотивы в данной ситуации не
доминируют над гуманистическими. Позиции гуманистической идеологии и
средневеково–христианской совпадают в мотиве ложности знания, исходящего от
дьявола ( вместо абсолютного знания Фауст получает от Мефистофеля одну
книгу, якобы содержащую полные знания по магии, астрономии, ботанике;[lxi]
через некоторое время Фауст вновь обращается к Мефистофелю с вопросами об
устройстве Вселенной, но получает лишь общеизвестные сведения;[lxii] в
дальнейшем указывается, что Фауст достиг определенных успехов в
познании,[lxiii] однако результаты этих успехов проявляются в ряде фарсовых
сцен (наделении противника рогами и обмане лошадиного барышника)[lxiv]).

В трагедии появляются христианские и средневековые мотивы в чистом
виде. Во–первых, мотив гордости как смертного греха— мотив появляется уже в
прологе, где гордость рассматривается как причина падения Фауста и звучит в
эпилоге,[lxv] этот мотив усиливается репликой Фауста о невозможности для
него искупления— “But Faustus’ offence can ne’er be pardoned: the serpent
that temped Eve may be saved, but not Faustus.”[lxvi] Во–вторых, мотив
судьбы, связанный с мотивом неизбежности осуждения— о неизбежности
осуждения Фаусту говорит Мефистофель,[lxvii] с этими мотивами связан и
мотив времени, выступающего как роковая сила.[lxviii]

В трагедии мотив появляется обладающий откровенно антигуманистическим
характером— идеал земной красоты связывается с духом Елены, вызванным с
помощью черной магии, — “... the pride of nature’s works and only paragon
of excellence,”— характерно, что эти слова принадлежат не Фаусту, а
стороннему наблюдателю— студенту.[lxix]

Несмотря на достаточно большое количество средневеково–христианских
мотивов, утверждение о том, что Марло в “Трагической истории доктора
Фауста” отходит от гуманистической идеологии будет некорректным. Фауст с
самого начала показывается как антиренессансный герой и осуждается с
гуманистических и христианских позиций одновременно.


Заключение.

В целом Марло остается в рамках гуманистической идеологии, хотя в его
творчестве отчетливо проступают кризисные тенденции, которые выражаются,
видимо, не только в многочисленных “средневековых” мотивах, в частности в
мотиве судьбы, который проходит через все творчество Марло, начиная от
“Дидоны, царицы Карфагена”, где мотив судьбы носит, указывает Парфенов,
формальный характер, и заканчивая незавершенной поэмой “Геро и Леандр”, где
этот мотив достигает апогея;[lxx] кризисные тенденции выражаются в
сомнении в ренессансных идеалах, в возможности достижения ренессансного
идеала человека, в характере Тамерлана, единственного героя трагедий Марло
соответствующего гуманистическом идеалу, заложены предпосылки к конфликту
со Вселенной. По мнению Парфенова, стремления ( “aspiring”) героев приводят
их к неизбежному конфликту с окружающей средой, согласно Парфенову Марло
видит несостоятельность гуманистической идеологии, но не еще отказывается
от нее.[lxxi] В то же время, Марло в своих трагедиях обращается к крайне
актуальным сюжетам для своего времени—в трех из пяти своих трагедий Марло
обращается к историческим сюжетам — в XVI веке в Англии крайне возрос
интерес к историческим произведениям[lxxii]— в европейской историографии
XVI века существовало достаточно большое количество работ, посвященных
Тамерлану, во второй половине века в Англии появилось несколько вольных
переводов о Тамерлане;[lxxiii] “Эдуард II ” основан на крайне популярной
хронике Холиншеда, в “Парижской резне” Марло обращается к событиям ему
современным; легенда о Фаусте получила широкое распространение во второй
половине века XVI, в 1587 году вышла первое печатное изложение этой
легенды, через два года была создана трагедия Марло.[lxxiv] Марло
несомненно принимал во внимание интересы и вкусы массового зрителя, с
другой стороны, Марло приходилось учитывать и цензурные условия. (
Сохранились сведения современников, возможно, не вполне достоверные, о
крайнем атеизме Марло и его кощунственных высказываний по поводу Нового
Завета и Христа.[lxxv] В то же время в “Фаусте” главный герой осуждается и
с христианских позиций.) На взгляды Марло, возможно, оказало влияние то
обстоятельство, что его творческая деятельность была весьма
непродолжительна— профессиональной драматургией Марло занимался всего шесть
лет— эволюция взглядов Марло, возможно, осталась не завершенной.


Источники и литература:



Marlowe Christopher Two tragedies. M–w., 1980

Марло К. Сочинения. М., 1961.



Аникст А. А. История английской литературы. М., 1955

Баткин Л. М. Ренессансный миф о человеке // Вопросы литературы 1972,
№9, 112–135.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

Дживелегов А. К. Марло // История английской литературы. т.1. ч.1.,
М.–Л., 1943. 362–379.

Осиновский И.Н., Павлова Т.А. Культура Англии XVI в. // История Европы
т.3. М., 1988. 508–521.

Парфенов А. Т. Легенда о Фаусте и гуманисты Северного Возрождения. //
Культура эпохи Возрождения и Реформации. Л., 1981. 163–170.

Парфенов А. Т. Кристофер Марло.М., 1964

Парфенов А. Т. Кристофер Марло и легенды Востока и Запада //
Marlowe Chr. Two tragedies. M–w., 1980. 184–239.

Парфенов А. Т. Трагедия Кристофера Марло. М., 1969.

Розанов С. С. Кристофер Марло. М., 1916.

Смирнов А. А. Кристофер Марло и его историческая драма “Эдуард II” //
Марло К. Эдуард II М., 1957. 3–17.

Стороженок Н. Предшественники Шекспира. Лили и Марло. М., 1872.



( Понятие “((((((((“ для Марло имеет огромное значение— в центре его
творчества —процесс становления и развития личности, ее стремление к
абсолюту
( Две части трагедии были написаны в разное время и являются вполне
самостоятельными произведениями.
( Тамерлан считает , что находится под покровительством Юпитера(“Jove
himself will stretch his hahd from heaven to ward the blow and shield me
safe fom harm”, Тамерлан следовал примеру Юпитера, когда решил захватить
персидский престол и т. д. Marlowe 14, 27.
( Исторический Тимур исповедовал ислам, у Марло Тамерлан— язычник , хотя
иногда клянется Магометом (Marlowe, 103).
(( Имеется в ввиду дух Тамерлана, созданный Юпитером.

-----------------------
[i] Осиновский И. Н., Павлова Т. А. Культура Англии // История Европы т.3
М., 1988. 513-514
[ii] Парфенов А. Т. Кристофер Марло. М.,1964.21–71. Он же Кристофер Марло
и легенды Восто

Новинки рефератов ::

Реферат: Казань - музыкальная (Искусство и культура)


Реферат: Темперамент (Психология)


Реферат: Внешняя торговля России 90-е гг. (Международные отношения)


Реферат: Крепость Порт-Артур (История)


Реферат: Культура Древней Греции (Культурология)


Реферат: Влияние аэробики на организм (Спорт)


Реферат: Организация страхования в Российской Федерации (Страхование)


Реферат: Мясо (Теория организации)


Реферат: Проектирование приточной и вытяжной механической вентиляции (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Cоциальные общности (Социология)


Реферат: Селекция и семеноводство сельдерея и фасоли (Биология)


Реферат: Имидж делового человека (Менеджмент)


Реферат: Исковая давность. Договор поставки (понятие, юридические характеристики, содержание, виды) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Евангелие от Варнавы (Религия)


Реферат: Бизнес-план и его финансовые аспекты (Управление)


Реферат: Эпоха просвещения (История)


Реферат: Бородинское сражение (История)


Реферат: Кредитная политика (Деньги и кредит)


Реферат: Контрольная правоохранительные органы (Право)


Реферат: Внешние устройства ПК. Функциональные возможности. Основные характеристики (Программирование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист