GeoSELECT.ru



Педагогика / Реферат: Методы обучения и их назначение (таблица) (Педагогика)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Методы обучения и их назначение (таблица) (Педагогика)





| Метод и его |Функции |Функции |Средства |Условия |
|назначение |учителя |ученика |обучения |успешного |
| | | | |исполнения |
| | | 3 | 4 | |
|1 |2 | | |5 |
|РАССКАЗ - |Привлечение |Внимательно |Речь, |Зависит от |
|монологическое |внимания, |слушать, |иллюстрации|сочетания с |
|изложение |мнемонические|чтобы уметь |, |другими |
|учебного |приемы, |связно, |методически|методами. |
|материала, не |логическое |логично |е и |Положительно|
|прерываемое |сравнение, |выражать свои|мнемоническ|-эмоциональн|
|вопросами, |сопоставление|мысли. |ие приемы, |ое |
|содержащее в |, | |логические |восприятие. |
|основном |резюмирование| |приемы | |
|фактологический |, учит | |сравнения, |Зависит от |
|материал- |грамотно | |сопоставлен|условий |
|вступление, |выражать свои| |ия, |(время, |
|повествование, |мысли, | |резюмирован|место),непер|
|заключение. |логичной, | |ия. |егруженность|
| |убедительной | | |фактами. |
| |речи. | | |От умения |
| | | | |учителя |
| | | | |рассказывать|
| | | | |. |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|БЕСЕДА - метод |Задать |Должен |Речь, |Зависит от |
|дидактической |целенаправлен|следить за |вопросы, |контакта с |
|работы, ее |ные, умело |мыслями |понятия, |аудиторией, |
|сущность состоит |поставленные |учителя, в |наглядные |нужно, чтобы|
|в том, чтобы |вопросы, |результате |пособия |все |
|побудить учащихся|педагог |чего учащиеся| |принимали |
|к актуализации |обязан четко |продвигаются | |участие в |
|(припоминанию) |определить |в освоении | |беседе, |
|уже известных |тему беседы, |новых знаний.| |внимательно |
|фактов, |ее цель, |Внимательно | |выслушивали |
|достижению новых |составить |выслушивать | |вопросы, |
|знаний путем |план - |вопросы, | |обдумывали |
|выводов, |конспект, |отвечать на | |ответы, |
|рассуждений. |подобрать |вопросы, | |анализировал|
|Беседа не |наглядные |анализировать| |и ответы |
|является |пособия, |ответы своих | |товарищей, |
|универсальным |сформулироват|товарищей, | |высказывали |
|методом, не дает |ь основные и|высказывать | |собственное |
|практических |вспомогательн|собственное | |мнение |
|навыков. |ые вопросы, |мнение. | | |
|Вводная беседа |продумать | | | |
|Беседа - |методику ее | | | |
|сообщение |организации и| | | |
|Закрепляющая |проведения. | | | |
|беседа. |Сделать | | | |
| |обобщение и | | | |
| |выводы. | | | |
| | | | | |
|ЛЕКЦИЯ |Составление |Составление |Ознакомлени| Составление|
|характеризуется |детального |конспекта |е учащихся |учителем |
|более строгой |плана, | |с темой, |детального |
|структурой, |логически | |использован|плана, |
|логикой |стройное и | |ие живого, |логически |
|изложения, |последователь| |языка, |стройное и |
|обилием |ное изложение| |наглядности|последовател|
|информации, |всех пунктов | |(демонстрац|ьное |
|системным |плана, | |ии, |изложение |
|характером |обобщающие | |иллюстрации|изучаемого |
|освещения. |выводы. | |, видео) |материала, |
| | | | |эмоционально|
| | | | |сть |
| | | | |изложения, |
| | | | |краткие |
| | | | |выводы, |
| | | | |задиктовка, |
| | | | |живой язык, |
| | | | |контакт с |
| | | | |аудиторией, |
| | | | |оптимальный |
| | | | |темп |
| | | | |изложения, |
| | | | |использовани|
| | | | |е |
| | | | |наглядности,|
| | | | |сочетание |
| | | | |лекций с |
| | | | |семинарскими|
| | | | |, |
| | | | |практическим|
| | | | |и занятиями.|
| | | | | |
|УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ|Учитель |Приобретают |Речь, |Предваритель|
|- обмен взглядами|должен |новые знания,|вопросы, |ная и |
|по конкретной |позаботиться |укрепляются в|спор. |основательна|
|теме; помогает |о том, чтобы |собственном | |я подготовка|
|упорядочить и |ученики |мнении, | |к учебной |
|узучить уже |учились ясно |учатся его | |дискуссии |
|известный |и точно |отстаивать | |учащихся как|
|материал, |излагать свои| | |в |
|приобретают новые|мысли, четко | | |содержательн|
|знания, |и однозначно | | |ом, так и в |
|укрепляются в |формулировать| | |формальном |
|собственном |вопросы, | | |отношении. |
|мнении, учатся |приводить | | | |
|его отстаивать. |конкретные | | | |
| |доказательств| | | |
| |а и т.д.. | | | |
| | | | | |
| | | | | |
|РАБОТА С КНИГОЙ. |Обязан |Чтение, |Книга, |Умение |
|Возможность |ознакомить |понимание, |тетрадь |свободно |
|ученика |учащихся с |запись, | |читать и |
|многократно |правилами |анализ, | |понимать |
|обрабатывать |заучивания |синтезировани| |прочитанное,|
|учебную |различной |е учебного | |выделать |
|информацию в |информации, |материала | |главное, |
|доступном темпе и|постонно |(урок+учебник| |записывать, |
|в удобное время. |контролироват|) | |составлять |
|Функции: |ь развитие | | |схемы, |
|обучающая, |памяти, | | |конспекты |
|развивающая, |помогать ее | | | |
|побуждающая, |совершенствов| | | |
|контрольно-коррек|ать, сочетать| | | |
|ционная |данный метод | | | |
| |с другими | | | |
| |методами. | | | |
|ДЕМОНСТРАЦИЯ |Педагог |Зарисовка, |Исследуемые|Активное |
|Заключается в |должен |наблюдение, |объекты (в|участие |
|наглядно-чувствен|направлять |исследование,|натуральном|учеников, |
|ном ознакомлении |внимание |осмысление, |виде) |правильный |
|с явлениями, |учеников на |обнаружение |искусственн|выбор |
|процессами, |существенные |связей. |ые |объектов, |
|объектами в |стороны | |заменители |умение |
|натуральном виде,|демонстрируем| |натуральных|педагога |
|используется с |ых явлений, | |объектов. |направить |
|внешним видом |правильно | | |внимание |
|предмета, его |сочетать | | |учеников на |
|внутреннем |различные | | |существенные|
|устройством |методы | | |стороны |
| | | | |явлений, |
| | | | |сочетание с |
| | | | |другими |
| | | | |методами. |
|ИЛЛЮСТРАЦИЯ - |Определить |Осмысление, |Диаграммы, |Методика |
|показ и |оптимальный |восприятие, |графики, |показа, |
|восприятие |объем |сделать |схемы. |сочетание с |
|предметов, |иллюстрируемо|выводы |Таблицы, |другими |
|процессов, |го материала,| |карты, |методами, |
|явлений в их |подготовить | |плакаты и |использовани|
|символьном |заранее | |т.д. |е |
|изображении с |иллюстрации, | | |раздаточного|
|помощью плакатов,|правильно | | |материала |
|карт, портретов, |использовать | | | |
|рисунков, схем и |методику | | | |
|т.д. Они |показа. | | | |
|существенно | | | | |
|облегчают процесс| | | | |
|формирования | | | | |
|понятий. | | | | |
|ВИДЕОМЕТОД- |Подбор |Осмысление, | проектор, |Наличие |
|экранное |нужного |восприятие, |киноаппарат|видеотеки, |
|преподнесение |материала, |делать |ура, |учебный |
|информации, |умение |выводы, |учебное |процесс |
|которое служит не|вводить |выделение |телевидение|должен |
|только для |учащихся в |необходимой |, |отличаться |
|преподнесения |круг |информации, |видеопроигр|четкостью, |
|знаний, но и для |изучаемых |самостоятельн|ывателя, |продуманност|
|их контроля, |проблем, |ое |видеомагнит|ью, |
|закрепления, |делать |исследование.|офон, а |целесообразн|
|повторения, |обобщающие | |также |остью |
|обобщения, |выводы, | |компьютер с| |
|систематизации, |оказывать | |дисплейным | |
|т.е. выполняет |индивидуальну| |отражением | |
|все дидактические|ю помощь в | |информации.| |
|функции. |процессе | | | |
| |самостоятельн| | | |
| |ой работы. | | | |
|УПРАЖНЕНИЯ - это |Учитель |Четкое |Тетради, |Сознательная|
|метод обучения, |должен |выполнение |книги, |направленнос|
|представляющий |заботиться о |заданий в |приборы и |ть учащихся |
|собой планомерное|достаточном |зависимости |т.д. |на повышение|
|повторное |количестве и |от типа | |качества |
|выполнение |разнообразии |упражнений. | |деятельности|
|действий с целью |упражнений, | | |; знание |
|овладения ими или|проверять | | |правил |
|повышения их |правильность | | |выполнения |
|качества. |выполнения | | |действий; |
|Виды: |упражнений, | | |сознательный|
|Специальные, |помощь в | | |учет и |
|производные, |выполнении. | | |контролирова|
|комментированные,| | | |ние условий;|
|устные, | | | |результативн|
|письменные, | | | |ость. |
|графические, | | | | |
|лаборатоно-практи| | | | |
|ческие, | | | | |
|производственно-т| | | | |
|рудовые | | | | |
|СИТУАЦИОННЫЙ |Индивидуально|Осмысление и|Карта |Подготовка |
|МЕТОД - |сть в подходе|выполнение |творческого|учеников, |
|скомбинированный |к обучению, |задания, |роста |наличие |
|из многих путей и|научно-исслед|предлагаемого|учеников, |современных |
|способов метод, |овательские |учителем |диагностиче|наглядных |
|применяемый |работы | |ские карты.|средств. |
|педагогом тогда, | | | |Активное |
|когда ни один из | | | |участие |
|известных | | | |учеников, |
|изолированных | | | |сочетание с |
|методов не дает | | | |другими |
|возможности | | | |методами, |
|быстро и | | | |умение |
|эффективно | | | |педагога |
|достичь | | | |направить |
|намеченных целей | | | |внимание на |
|в имеющихся | | | |существенные|
|конкретных | | | |стороны |
|условиях, он | | | |изучаемого |
|признается не | | | |материала, |
|всеми педагогами,| | | |контакт с |
|это творческий, | | | |аудиторией, |
|не стандартный | | | |положительно|
|метод | | | |е |
| | | | |восприятие. |
|ЛАБОРАТОРНЫЙ |Тщательная |Ученик должен|Наличие |Тщательная |
|МЕТОД - |подготовка |тщательно |лаборатории|подготовка |
|самостоятельное |учителя. |подготовиться|, наличие |учителя и |
|проведение | |, активно |специальног|ученика, |
|экспериментов, | |исследовать, |о |наличие |
|исследований | |самостоятельн|оборудовани|дорогостояще|
|учащимися, дает | |о работать, |я. |го |
|возможность | |подбирать | |оборудования|
|приобретать | |необходимые | |, творческих|
|умения и навыки | |материалы и | |подход к |
|обращения с | |приборы. | |решению |
|оборудованием | | | |задач |
|обеспечивает | | | | |
|превосходные | | | | |
|условия для | | | | |
|формирования | | | | |
|практических | | | | |
|умений. | | | | |
|ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД|Объяснение, |Осмысление |Демонстраци|Сформированн|
|- применение |показ, |сказанного и |онный |ость |
|полученных знаний |руководство, |показанного |материал, |привычки |
|к решению |работа со |учителем, |тетради, |организации |
|практических |слабыми |участие в |книги. |трудового |
|задач, умение |учениками, |процессе, | |процесса |
|использовать |контроль |самостоятельн| |(осознание |
|теорию на | |ое выполнение| |цели и |
|практике. | |задания, | |условий ее |
| | |умение делать| |решения и |
| | |выводы | |т.д.) |
|ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ |Подготовка |Понимание, |Комплект |Тщательная |
|ИГРЫ - это |плана и |мотивация, |игры, |подготовка, |
|специально |содержания, |принятие |оборудовани|положительно|
|созданные |определение |ролей, |е, |е |
|ситуации, |темы и цели, |участие, |оснащение |восприятие, |
|моделирующие |распределение|понимание | |поощрение |
|реальность, из |ролей, | | | |
|которых учащимся |наблюдение, | | | |
|предлагается найти|руководство, | | | |
|выход |подведение | | | |
|Назначение: |итогов | | | |
|стимулирование | | | | |
|познавательного | | | | |
|процесса | | | | |
|Симуляционные | | | | |
|игры | | | | |
|Метод инсценизации| | | | |
| | | | | |
|Метод генерации | | | | |
|идей | | | | |
|МЕТОД |Объяснение |Усвоение |Перфокарта,|Тщательная |
|ПРОГРАММИРОВАННОГО|материала, |учебного |планшеты, |подготовка |
|ОБУЧЕНИЯ- |практические |материала, |технические|учащихся, |
|эффективное |занятия, |выполнение |средства, |сочетание с |
|управление учебным|контроль |тренировочных|ЭВМ, ПК. |различными |
|процессом, | |упражнений и | |методами |
|значительное | |контрольных | |обучения, |
|увеличение доли | |заданий | |контакт |
|самостоятельной | | | |учителя и |
|работы учащихся, | | | |ученика, |
|осуществляемое в | | | |положительно|
|индивидуальном | | | |е восприятие|
|темпе и под | | | | |
|контролем | | | | |
|специальных | | | | |
|средств | | | | |
|ОБУЧАЮЩИЙ |Подготовка |Выполнение |Контрольные|Правильность|
|КОНТРОЛЬ: важно |контрольных |контрольных |тетради, |выбора формы|
|обеспечить его |работ |работ, |контурные |контроля |
|включение в |(тестов), |самоконтроль |карты, | |
|учебный процесс и |определение | |тесты, | |
|достичь того, |вида контроля| |индивидуаль| |
|чтобы контроль не | | |ные | |
|стал не | | |карточки и | |
|обособленным | | |т.д. | |
|элементом учебного| | | | |
|процесса, а | | | | |
|одновременно | | | | |
|выполнял | | | | |
|обучающие, | | | | |
|развивающие, | | | | |
|воспитательные, | | | | |
|побуждающие | | | | |
|функции | | | | |
|Виды контроля: | | | | |
|устный, | | | | |
|письменный, | | | | |
|лабораторный, | | | | |
|программированный,| | | | |
|тестовый, | | | | |
|самоконтроль | | | | |
| |
| |
| |







Реферат на тему: Методы обучения и классификация методов обучения
СОДЕРЖАНИЕ.

|1. Понятие «метод обучения». Классификация методов |Стр. 3 |
|обучения. | |
|2. Методы устного изложения знаний учителем и |Стр. 6 |
|активизации учебно-познавательной деятельности | |
|учащихся. | |
|3. Методы закрепления изучаемого материала. |Стр. 13 |
|4. Методы самостоятельной работы учащихся по |Стр. 15 |
|осмыслению и усвоению нового материала. | |
|5.Методы учебной работы по выработке умений и |Стр. 19 |
|навыков применения знаний на практике. | |
|6. Методы проверки и оценки знаний, умений и |Стр. 21 |
|навыков учащихся. | |
1. Понятие «метод обучения». Классификация методов обучения.
Понятие метода обучения является весьма сложным. Однако, несмотря на
различные определения, которые даются этому понятию отдельными дидактами,
можно отметить и нечто общее, что сближает их точки зрения. Большинство
авторов склонны считать метод обучения способом организации учебно-
познавательной деятельности учащихся. Взяв в качестве исходного это
положение, попытаемся более детально рассмотреть данное понятие и подойти к
его научной трактовке.
Слово «метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ,
путь к достижению цели». Этимология этого слова сказывается и на его
трактовке как научной категории. «Метод - в самом общем значении - способ
достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность», -
сказано в философском словаре. Очевидно, что и в процессе обучения метод
выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и
учащихся по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой
точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя обучающую
работу учителя (изложение, объяснение нового материала) и организацию
активной учебно-познавательной деятельности учащихся. То есть, учитель, с
одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать
учебно-познавательную деятельность учащихся (побуждает их к размышлению,
самостоятельному формулированию выводов и т.д.). Иногда же, как будет
показано ниже, сам учитель не объясняет новый материал, а лишь определяет
его тему, проводит вступительную беседу, инструктирует учащихся к
предстоящей учебной деятельности (обучающая работа), а затем предлагает им
самим осмыслить и усвоить материал по учебнику. Как видим, и здесь
сочетается обучающая работа учителя и организуемая им активная учебно-
познавательная деятельность учащихся. Все это позволяет сделать вывод: под
методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и
организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению
различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым
материалом.
Широко распространенным в дидактике является также термин «приемы
обучения». Прием обучения - это составная часть или отдельная сторона
метода обучения. Несколько забегая вперед, скажем, например, что в методе
упражнения, который применяется для выработки у учащихся практических
умений и навыков, выделяются следующие приемы: показ учителя, как нужно
применять изучаемый материал на практике, воспроизведение учащимися
показанных учителем действий и последующая тренировка по совершенствованию
отрабатываемых умений и навыков. В дальнейшем будет показано, что и другие
методы обучения складываются из целого ряда специфических приемов.
Не менее сложным и вызывающим дискуссии является вопрос о
классификации методов обучения. В 20-е годы в педагогике велась борьба
против методов схоластического обучения и зубрежки, процветавших в старой
школе, и предпринимались поиски таких методов, которые обеспечивали бы
сознательное, активное и творческое овладение знаниями учащимися. Именно в
эти годы педагог Б.В. Всесвятский развивал положение о том, что в обучении
может быть только два метода: метод исследовательский и метод готовых
знаний. Метод готовых знаний, естественно, подвергался критике. В качестве
же важнейшего метода обучения в школе признавался исследовательский метод,
суть которого сводилась к тому, что учащиеся все должны были познавать на
основе наблюдения и анализа изучаемых явлений и самостоятельно подходить к
необходимым выводам.
В 20-е годы предпринимались также попытки насаждения в школе так
называемого метода проектов, в основе которого лежит философия прагматизма
и который был заимствован из США. Однако обнаружилось, что присущие этому
методу ликвидация отдельных учебных предметов и сведение всей учебной
работы к так называемому «проектированию» и «деланию» резко снижали
качество общеобразовательной подготовки учащихся. С тех пор в нашей
педагогике утвердилось положение о том, что в обучении не может быть
никаких универсальных методов и что в процессе его должны применяться
различные методы учебной работы.
Дидактические исследования, однако, показывают, что номенклатура
(наименование) и классификация методов обучения характеризуются большим
разнообразием в зависимости от того, какой подход избирается при их
разработке. Рассмотрим важнейшие из них.
Некоторые дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и
др.) считали, что при классификации методов обучения необходимо учитывать
те источники, из которых черпают знания учащиеся. На этой основе они
выделяли три группы методов: словесные, наглядные и практические. И
действительно, слово, наглядные пособия и практические работы широко
используются в учебном процессе.
И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин разрабатывали методы обучения, исходя из
характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению
изучаемым материалом. С этой точки зрения они выделяли следующие методы:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный:
рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин, кино-
и диафильмов и т.д.;
б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на
практике, деятельность по алгоритму, программирование;
в) проблемное изложение изучаемого материала;
г) частично-поисковый, или эвристический метод;
д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная
задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые
методы и пользуясь помощью учителя.
Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три
основные группы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной
деятельности;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной
деятельности;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-
познавательной деятельности.
Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет
с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в
дидактическом отношении наиболее практичной представляется все же
классификация М.А. Данилова и Б.П. Есипова. Они исходили из того, что если
методы обучения выступают как способы организации упорядоченной учебной
деятельности учащихся по достижению дидактических целей и решению
познавательных задач, то, следовательно, их можно подразделить на следующие
группы:
а) методы приобретения новых знаний,
б) методы формирования умений и навыков по применению знаний на
практике,
в) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
Указанная классификация хорошо согласуется с основными задачами
обучения и помогает лучшему пониманию их функционального назначения. Если в
указанную классификацию внести некоторые уточнения, то все разнообразие
методов обучения можно разделить на пять следующих групп:
а) методы устного изложения знаний учителем и активизации
познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, лекция, беседа;
метод иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала:

б) методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с
учебником:
в) методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению
нового материала: работа с учебником, лабораторные работы;
г) методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке
умений и навыков: упражнения, лабораторные занятия;
д) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:
повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный,
фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные
работы, проверка домашних работ, программированный контроль.
2. Методы устного изложения знаний учителем и активизации учебно-
познавательной деятельности учащихся.
К этим методам относятся: рассказ, объяснение, лекция, беседа; метод
иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала.
Первые четыре из этих методов называют также вербальными (от лат, verbalis
- устный, словесный). Нельзя не отметить, что в 20-З0-е годы в педагогике
предпринимались попытки умалить значение словесных методов обучения, так
как они якобы не активизируют познавательную деятельность учащихся и сводят
учебный процесс к преподнесению «готовых знаний».
Какова же сущность и приемы применения каждого из методов устного
изложения знаний учителем?
Рассказ и объяснение учителя. Это наиболее распространенные методы
организации учебной работы. Рассказ - это метод повествовательно-
сообщающего изложения изучаемого материала учителем, и активизации
познавательной деятельности учащихся. Чаще всего он используется при
изложении такого учебного материала, который носит описательный характер. В
чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще всего он включает
в себя рассуждения учителя, анализ фактов, примеров, сопоставление
различных явлений, т.е. сочетается с объяснением изучаемого материала.
Нередко изложение новых знаний даже целиком основывается на объяснении
учителя. Все это показывает, что если рассказ - это повествовательно-
сообщающий, или повествовательно-информационный метод изложения знаний, то
метод объяснения связан с пояснением, анализом, истолкованием и
доказательством различных положений излагаемого материала.
Лекция. Рассказ и объяснение применяются при изучении сравнительно
небольшого по объему учебного материала. При работе с обучающимися старшего
возраста, учителям приходится по отдельным темам устно излагать
значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20-30 минут урока, а
иногда и весь урок. Изложение подобного материала осуществляется с помощью
лекции.
Слово лекция латинского происхождения и в переводе на русский язык
означает чтение. Традиция изложения материала путем дословного чтения
заранее написанного текста (конспекта) восходит к средневековым
университетам. Впрочем, в Англии до настоящего времени считается
обязательным, чтобы профессор университета приходил на занятия с текстом
лекции и пользовался им при изложении материала студентам. В других же
странах эта традиция утратила свое значение, и понятие лекция означает не
столько чтение заранее подготовленного текста, сколько специфический метод
объяснения изучаемого материала. В этом смысле под лекцией следует понимать
такой метод обучения, когда учитель в течение сравнительно продолжительного
времени устно излагает значительный по объему учебный материал, используя
при этом приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
Поскольку лекция - это один из методов устного изложения знаний
учителем, возникает вопрос о ее отличии от рассказа и объяснения. В одном
из учебников педагогики пишется: «Лекция отличается от рассказа тем, что
изложение здесь не прерывается обращением к учащимся с вопросами». В другой
книге говорится о другом отличии: «Лекция сравнительно с рассказом и
объяснением характеризуется большей научной строгостью изложения». Вряд ли
можно согласиться с указаниями на эти отличия лекции от рассказа и
объяснения. В самом деле, разве лекция перестает быть лекцией от того, что
учитель по ходу изложения (объяснения) материала обращается к учащимся с
вопросом? Наоборот, иногда (о чем речь будет идти ниже) полезно поставить
перед учащимися вопрос, заставить их подумать с тем, чтобы активизировать
их внимание и мышление. С другой стороны, нельзя признать правильным и
утверждение, что лекция отличается от рассказа большей научной строгостью
или точностью, так как научность изложения является важнейшим требованием
ко всем методам обучения. Так чем же в таком случае лекция отличается от
рассказа и объяснения? Единственное отличие состоит в том, что лекция
используется для изложения более или менее объемистого учебного материала,
и поэтому она занимает почти весь урок. Естественно, что с этим связана не
только определенная сложность лекции как метода обучения, но и ряд ее
специфических особенностей.
Беседа. Рассказ, объяснение и лекция относятся к числу
монологических, или информационно-сообщающих методов обучения. Беседа же
является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч.
dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по
себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы
заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает
учащихся рассуждать, анализировать изучаемые факты и явления в определенной
логической последовательности и самостоятельно подходить к соответствующим
теоретическим выводам и обобщениям.
Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ
учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы -
побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и
обобщениям, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей,
законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала
необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных
утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений,
определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют
существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким
путем приобретают новые знания. «Уменье задавать вопросы, - писал К.Д.
Ушинский, - и постепенно усиливать сложность и трудность ответов есть одна
из главнейших и необходимейших педагогических привычек». Не менее важно и
то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, которые
позволят учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Указанные специфические особенности беседы делают ее весьма активным
методом обучения. Однако применение этого метода имеет и свои ограничения,
ибо далеко не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Этот метод
чаще всего применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнительно
несложной и когда по ней у учащихся имеется определенный запас
представлений или жизненных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать
знания эвристическим (от греч. heurisko - нахожу) путем. Если же материал
сложный или у учащихся нет по нему запаса необходимых представлений, то
излагать его лучше не с помощью эвристической беседы, как иной раз называют
этот метод, а использовать рассказ, объяснение или лекцию.
Следует также отметить, что изложение материала методом беседы
требует значительной затраты учебного времени. Вот почему иногда полезно
объяснить материал более экономным в смысле затраты времени методом,
скажем, с помощью того же объяснения с тем, чтобы уделить больше внимания
организации письменных и практических упражнений.
Методы устного изложения нового материала учителем, как правило,
сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике
большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий,
который иногда называют иллюстративно-демонстрационным методом (от лат.
illustratio - изображение, наглядное пояснение и demonstratio -
показывание). Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной
работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же
демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны,
облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой -
выступать в качестве источника новых знаний.
Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной
мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя
вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают
сущность изучаемых предметов и явлений.
При рассмотрении методов устного изложения знаний учителем особо
следует остановиться на вопросах, связанных с возбуждением активности
учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала.
Восприятие материала на слух - дело трудное, требующее от учащихся
сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский
отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне
«присутствовать на занятиях», а внутренне - думать о своем или же совсем
оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на
то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон»,
т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в
работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако,
обусловливаются не самими методами устного изложения знаний как таковыми, а
их неумелым применением.
Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном
изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление
ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два
дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно
быть содержательным в научном отношении, живым и интересным по форме, во-
вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые
педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и
способствующие поддержанию их внимания.
Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний
учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные
задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и
осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является
достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех
основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся. В такой
ситуации, когда учащиеся переживают внутренние противоречия между знанием и
незнанием, у них возникает потребность в разрешении этих противоречий, и
они начинают проявлять познавательную активность.
В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение
учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в
изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных
положений.
Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при
устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью
делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и положения с тем, что
изучалось ранее. В частности, К.Д. Ушинский указывал на огромную роль
сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что
сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире
познается не иначе, как через сравнение.
Психологический механизм воздействия сравнения на мыслительную
деятельность человека пытался в свое время раскрыть еще Гельвеций. «Всякое
сравнение предметов между собой, - писал он, - предполагает внимание;
всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение,
заставляющее сделать это».
В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма
существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению
увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего, здесь
не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество
стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся.
К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность
выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений,
глубокое проникновение в сущность явлений и т.д. Учитывая это, учителю
необходимо постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к
простому пересказу учебника, а делать его более глубоким по содержанию,
дополняя его новыми деталями и интересными примерами. К.Д. Ушинский писал,
что изучаемый «предмет должен представлять для нас новость, но новость
интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала,
или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е., одним
словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас
укоренившихся».
Большой эффект в обучении дает, как уже отмечалось, применение
принципа наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а так
же опытов и т.д. Недаром К. Д. Ушинский указывал, что учитель, который
претендует на развитие ума в детях, должен прежде всего упражнять их
способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к
целенаправленному и анализирующему.
Таковы наиболее важные общедидактические приемы активизации
познавательной деятельности учащихся при устном изложении знаний учителем.
Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна
заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов и
закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю.
Нередко он побуждает самих учащихся формулировать основные выводы,
вытекающие из изучаемого материала, особенно если этот материал излагается
методом беседы. Все это также активизирует мыслительную деятельность
учащихся.
Рассмотренные положения позволяют выделить важнейшие приемы изложения
нового материала методами рассказа, объяснения, лекции и эвристической
беседы в сочетании с иллюстрациями и демонстрациями. К этим приемам
относятся следующие:
а) постановка темы нового материала и определение вопросов, которые
должны осмыслить и усвоить учащиеся;
б) изложение материала учителем с применением иллюстраций и
демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности
школьников;
в) обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов,
правил, закономерностей.
Указанные дидактические основы учебной работы над новым материалом
присущи всем методам устного изложения знаний учителем. Здесь, однако,
необходимо остановиться на тех особенностях, которые присущи лекции.
Поскольку в лекции излагается значительный по объему учебный
материал, план темы желательно не только сообщать устно, но и записывать на
доске или же вывешивать в классе в виде специальной таблицы. Этот план
следует рекомендовать учащимся записать в свои тетради.
Весьма существенное значение имеет применение в процессе чтения
лекции разнообразных методических приемов активизации мыслительной
деятельности учащихся и поддержания их внимания, о которых шла речь выше.
Кроме этих приемов, большую роль играет побуждение учащихся делать краткие
записи или же вести конспект лекции.
3. Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с
учебником.
Устное изложение знаний учителем связано с первичным восприятием и
осмыслением их учащимися. Но, как отмечал дидакт М.А. Данилов, «знания,
являющиеся результатом первого этапа обучения, не являются еще орудием
активного, самостоятельного мышления и деятельности учащихся». Об этом же
писал известный методист-биолог Н.М. Верзилин, указывая на то, что научные
понятия формируются не сразу, а проходят через ряд стадий, на каждой из
которых происходит обогащение памяти фактическим материалом, его более
углубленный и всесторонний анализ, способствующий тому, что усваиваемые
выводы, обобщения или правила становятся интеллектуальным достоянием
ученика. В этом смысле объяснение материала учителем следует рассматривать
как хотя и очень важную, но все же первоначальную ступень учебной работы.
Исходя из приведенной выше закономерности, в дидактике большое значение
придается последующей учебной работе по усвоению (закреплению, запоминанию
и более глубокому осмыслению) изложенного материала. Какие же методы
используются в этом случае?
Метод беседы. Этот метод чаще всего применяется тогда, когда
изложенный учителем материал является сравнительно несложным и для его
усвоения достаточно использовать приемы воспроизведения (повторения). Суть
метода беседы в данном случае заключается в том, что учитель с помощью
умело поставленных вопросов побуждает учащихся к активному воспроизведению
изложенного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения
(запоминания).
Беседа как метод усвоения только что воспринятого материала
используется по всем предметам школьного обучения.
Работа с учебником. В курсе каждого учебного предмета есть темы
достаточно сложные, вызывающие затруднения при усвоении учащимися. В таких
случаях учителю не всегда целесообразно сразу же после изложения нового
материала проводить беседу по его усвоению (запоминанию). Лучше всего дать
возможность учащимся поработать самостоятельно с учебником, а затем уже
проводить беседу.
В принципе следовало бы на каждом уроке после объяснения учителя
предоставить учащимся возможность поработать самостоятельно с учебником.
Это обусловливается закономерностями познавательной деятельности. Чтобы
прочно усвоить тот или иной материал, требуется неоднократное обращение к
его изучению. Всякая последующая работа, если она правильно организована,
не только способствует лучшему запоминанию знаний, но и позволяет находить
в них новые детали и оттенки, глубже подходить к их осмыслению. К
сожалению, на это не всегда хватает времени. Нужно правильно организовать
работу с учебником, чтобы учащиеся не просто читали его, а продолжали более
глубоко осмысливать и усваивать изучаемый материал. Важнейшими приемами при
использовании этого метода являются следующие: а) четкая постановка цели
работы с учебником, б) указание вопросов, которые должны быть усвоены
учащимися, в) определение порядка самостоятельной работы и приемов
самоконтроля, г) наблюдение за ходом самостоятельной работы и оказание
помощи отдельным учащимся, д) беседа по закреплению нового материала.
4. Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению
нового материала.
Наряду с устным изложением изучаемого материала учителем значительное
место в процессе обучения занимают методы самостоятельной работы учащихся
по восприятию и осмыслению новых знаний.
Это очень важные методы. К.Д. Ушинский, например, считал, что только
самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и
развития мышления учащихся.
В чем же заключается сущность самостоятельной учебной работы?
Раскрывая этот вопрос, Б.П. Есипов отмечал, что «самостоятельная работа
учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая
выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в
специально предоставленное, для этого время; при этом учащиеся сознательно
стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и
выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или
тех и других вместе) действий». Рассмотрим сущность этих методов.
Работа с учебником по осмыслению и усвоению новых знаний. Сущность
этого метода заключается в том, что овладение новыми знаниями
осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения
материала по учебнику и осмысления содержащихся в нем фактов, примеров и
вытекающих из них теоретических обобщений (правил, выводов, законов и
т.д.), при этом одновременно с усвоением знаний учащиеся приобретают умение
работать с книгой. Данное определение, может быть, и не является
безупречным, но, тем не менее, оно дает достаточно четкое представление о
характере этого метода и подчеркивает в нем две важные взаимосвязанные
стороны: самостоятельное овладение учащимися изучаемым материалом и
формирование умения работать с учебной литературой.
Применение этого метода имеет свою историю. В 20-З0-е годы, когда в
школе предпринимались попытки внедрения комплексно-проектного, а затем
бригадно-лабораторного метода обучения, а вместо учебников (при этих
методах они считались ненужными) использовались так называемые «рабочие
книги», которые содержали главным образом местный материал, самостоятельная
работа учащихся по приобретению знаний по учебнику не находила широкого
применения; к тому же принижалась роль учителя в учебном процессе. Когда же
эти методы как единственные и универсальные были отменены, вся тяжесть
учебной работы была переложена на учителя: он обязан был сам объяснять
каждую изучаемую тему. Это снова снижало значение самостоятельной работы
учащихся с учебником. Более того, если некоторые учителя пытались
организовать на уроке самостоятельную работу с учебником по овладению новым
материалом, такие попытки подвергались критике.
Положение начало изменяться, когда остро встали проблемы повышения
качества знаний учащихся. В 1958 году в «Учительской газете» появилась
статья Б.П. Есипова и Л.П. Аристовой под характерным названием: «Раскрыть
учебники». Авторы ее обращали внимание учителей на то, что вопросы
улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке не могут быть решены,
если не будут использоваться учебники и учебная литература. Поэтому вместо
ставшего традиционным требования «Закрыть учебники» на занятиях они
предлагали применять разнообразные формы учебной работы с книгой с целью
активизации познавательной деятельности учащихся. Именно с этого времени
наметился поворот к более широкому использованию и методическому
совершенствованию работы с учебником в процессе учебных занятий.
Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю
необходимо соблюдать следующие требования:
а) Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор
материала (темы) для самостоятельного изучения по учебнику на уроке.
Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без
обстоятельного объяснения его учителем. Многие темы содержат в себе
совершенно новые сведения, носят вступительный или обобщающий характер. Их
изучение вызывает у школьников большие трудности. Естественно, что по таким
темам не следует отсылать учащихся к самостоятельной работе с учебником, их
нужно излагать и объяснять самому учителю. Таким образом, соблюдение
принципа доступности обучения является одним из условий правильной
организации самостоятельной работы учащихся с учебником с целью овладения
новым материалом.
б) Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна
предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Прежде всего,
нужно точно определить тему нового материала, провести общее ознакомление с
его содержанием, обратить внимание учащихся на те вопросы, которые они
должны усвоить (иногда их полезно записать на доске или вывесить в виде
таблицы), а также дать подробные советы о порядке самостоятельной работы и
самоконтроле.
в) В процессе занятий учителю нужно наблюдать за ходом
самостоятельной работы учащихся, задавать некоторым из них вопросы, как они
понимают изучаемый материал. Если некоторые из них будут встречаться с
затруднениями, необходимо помочь им разобраться в непонятных положениях.
г) Серьезное внимание следует обращать на выработку у школьников
умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику.
д) Нередко самостоятельной работе с учебником может предшествовать
демонстрация опытов и наглядных пособий с целью создания на занятии
проблемной ситуации и стимулирования учащихся к более вдумчивому осмыслению
изучаемого материала.
е) Изучение нового материала по учебнику нередко проводится в форме
выборочного чтения отдельных мест с целью самостоятельного усвоения
вопросов описательного характера. В таком случае изложение материала
учителем чередуется с работой учащихся над учебником.
ж) При изучении нового материала нередко возникает необходимость
обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным
методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако
зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда
могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях лучше
использовать самостоятельную работу с учебником.
з) Работа с учебником ни в коем случае не должна занимать весь урок.
Ее необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после
работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого
материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и
дальнейшим углублением знаний учащихся.
Приведенные примеры показывают, что самостоятельная работа учащихся с
учебником по усвоению нового материала как метод обучения требует от
учителя хорошего знания и практического владения разнообразными приемами ее
организации.
Лабораторные работы (занятия) по овладению новым материалом. В
системе работы по восприятию и усвоению нового материала учащимися широкое
применение находит метод лабораторных работ. Свое название он получил от
лат. laborare, что значит работать. На большую роль лабораторных работ в
познании указывали многие выдающиеся ученые. «Химии, - подчеркивал М.В.
Ломоносов, - никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и
не принимаясь за химические операции». Другой выдающийся русский химик Д.И.
Менделеев отмечал, что в преддверии науки красуется надпись: наблюдение,
предположение, опыт, указывая тем самым на важное значение опытных
(лабораторных) методов познания.
В чем заключается сущность лабораторных работ как метода обучения?
Лабораторная работа - это такой метод обучения, при котором учащиеся под
руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или
выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и
осмысливают новый учебный материал.
Проведение лабораторных работ с целью осмысления нового учебного
материала включает в себя следующие методические приемы: 1) постановку темы
занятий и определение задач лабораторной работы, 2) определение порядка
лабораторной работы или отдельных ее этапов, 3) непосредственное выполнение
лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и
соблюдением техники безопасности, 4) подведение итогов лабораторной работы
и формулирование основных выводов.
Изложенное показывает, что лабораторные работы как метод обучения во
многом носят исследовательский характер, и в этом смысле высоко оцениваются
в дидактике. Они пробуждают у учащихся глубокий интерес к окружающей
природе, стремление осмыслить, изучить окружающие явления, применять
добытые знания к решению и практических, и теоретических проблем. Метод
этот воспитывает добросовестность в выводах, трезвость мысли. Лабораторные
работы способствуют ознакомлению учащихся с научными основами современного
производства, выработке навыков обращения с реактивами, приборами и
инструментами, создавая предпосылки для технического обучения.
5. Методы учебной работы по выработке умений и навыков применения
знаний на практике.
В процессе обучения большое значение имеет выработка у учащихся
умений и навыков применения полученных знаний на практике.
Метод упражнений. Умения и навыки формируются с помощью метода
упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят
многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в применении
усвоенного материала на практике и таким путем углубляют свои знания,
вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое
мышление и творческие способности. Из этого определения следует, что
упражнения, во-первых, должны носить сознательный характер и проводиться
только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал,
во-вторых, они должны способствовать дальнейшему углублению знаний и, в-
третьих, содействовать развитию творческих способностей школьников.
На организацию тренировочной деятельности оказывает влияние также
характер тех умений и навыков, которые нужно вырабатывать у учащихся. В
этом смысле можно выделить: а) устные упражнения; б) письменные упражнения;
в) выполнение практических заданий по предметам, связанных с проведением
измерительных работ, с выработкой умений обращения с механизмами,
инструментами и т.д.
Для организации тренировочных упражнений по применению знаний на
практике существенное значение имеют те приемы, которые используются в
процессе формирования умений и навыков. К этим приемам относятся следующие:

первый - учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические
знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности;
второй - показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение;
третий - первоначальное воспроизведение учащимися действий по
применению знаний на практике;
четвертый - последующая тренировочная деятельность учащихся,
направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и
навыков.
Конечно, не всегда эти этапы выступают с достаточной четкостью,
однако подобная ступенчатость в той или иной мере присуща образованию
любого умения и навыка.
При подборе упражнений существенно важно, чтобы они сочетали в себе
подражательную и творческую деятельность учащихся и требовали от них
сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения той или
иной задачи. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что подражание только тогда
полезно, когда из него вырастает самостоятельная деятельность. Эта идея
получила дальнейшее развитие в педагогике. Л.В. Занков указывал, что если в
основе овладения знаниями и тренировочных упражнений учащихся лежит лишь
воспроизводящая деятельность, то их мышление и деятельность идут как бы по
накатанному пути. Это не только не

Новинки рефератов ::

Реферат: Москва спортивная (Москвоведение)


Реферат: Международная лицензионная торговля (Маркетинг)


Реферат: История Норвегии (История)


Реферат: Билеты по истории русского искусства XII-XVII вв (Искусство и культура)


Реферат: RlinC (Литература : русская)


Реферат: Образовательная система Италии (Педагогика)


Реферат: Гуманистическая направленность педагогической деятельности (Педагогика)


Реферат: Диффузионный СО2 лазер с ВЧЕ-разрядом (Технология)


Реферат: Крокодилы (Биология)


Реферат: Половое воспитание и подготовка учеников к семейной жизни (Статеве виховання та підготовка учнів до сімейного життя) (Педагогика)


Реферат: Молниезащита (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: История авиации (Авиация)


Реферат: Характеристика Робинзона (Драма "Бесприданница") (Литература : русская)


Реферат: Малый бизнес (Менеджмент)


Реферат: Предмет и сущность философии (Философия)


Реферат: Загальні положення методики розслідування окремих видів злочинів. Криміналістична характеристика злочинів (Криминалистика)


Реферат: Становление Сочи как курорта (Искусство и культура)


Реферат: Интернет-страхование (Страхование)


Реферат: Формирование социальных отношений (Социология)


Реферат: Личное страхование (Страхование)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист