GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культура России 17 - 18 век. Обмирщение. Расширение культурных связей с Европой (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура России 17 - 18 век. Обмирщение. Расширение культурных связей с Европой (История)



Главное управление образования и науки
Профессиональное училище №31



Выполнила: Саитханова Р.

Проверила: Карпук Н.А.



Бакал
2004
Содержание.
1. Введение
3 стр.
2. Культурные реформы Петра I
5 стр.
2. Реформы Екатерины II
9 стр.
4. Заключение
12 стр.
5. Информационные источники
13 стр.



ВВЕДЕНИЕ



Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать:

В Россию надо верить.
Ф.И. Тютчев

Русская культура - это, по выражению Д.С. Лихачева, громадное
разнообразие возможностей, идущее от множества истоков-учителей. "Век
разума и просвещения" - так говорили о своем времени великие мыслители
XVIII столетия, провозвестники новых революционных идей. В историю мировой
культуры XVIII век вошел как эпоха больших идейных и общественно-
исторических сдвигов, острейшей борьбы с феодально-монархическими устоями и
религиозным догматизмом. Распространение материалистического мировоззрения
и утверждение духа свободолюбия нашли яркое отражение в философии, науке,
литературе, в просветительской деятельности крупнейших философов, ученых,
писателей этого времени - Дидро и Гольбаха, Вольтера и Руссо, Лессинга,
Гёте и Шиллера, Ломоносова и Радищева.
В новый период вступает и русская культура, пережившая на рубеже XVII
и XVIII столетии знаменательный перелом. После долгого времени
насильственной культурной изоляции, обусловленной трехвековым монгольским
завоеванием, а также влиянием православной церкви, старавшейся оградить
Русь от всего "еретического", "западного" (в том числе образованности,
нравов, форм культурного быта), русское искусство вступает на путь
общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой
схоластики. Это был первый век развития светской культуры, век решительной
победы нового, рационалистического мировоззрения над суровыми,
аскетическими, догмами религиозной морали. "Мирское" искусство приобретает
право на общественное признание и начинает играть все более важную роль в
системе гражданского образования, в формировании новых устоев общественной
жизни страны. И вместе с тем русская культура XVIII века не отвергала
своего прошлого.
Приобщаясь к богатому культурному наследию Европы, русские деятели в
то же время опирались на коренные отечественные традиции, накопленные за
длительный предшествующий период художественно-исторического развития, на
опыт древнерусского искусства. Именно в силу этой глубокой преемственности
Россия сумела в течение XVIII века не только принять активное участие в
общем процессе движения мировой культуры, но и создать свои национальные
школы, прочно утвердившиеся в литературе и поэзии, в архитектуре и
живописи, в театре и музыке.
К концу столетия русское искусство достигает огромных успехов.



Культурные реформы Петра I.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр
I, наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в
отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных
промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями,
сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям - ни к Черному,
ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не
имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее
рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла
главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои
поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от
передовых европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми
людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили
непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против
дворян, и против бояр, так как они все были феодалами-крепостниками. Россия
привлекала к себе жадные взоры соседних государств - Швеции, Речи
Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли.
Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем
моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления
страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и
талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I.
Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению
весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому
человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр
властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие
начал, полученных в наследство.

Главным содержанием реформ в области культуры, было становление и развитие
светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения
в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Важные изменения в жизни страны решительно требовали подготовки
квалифицированных кадров. Находившаяся в руках церкви схоластическая школа
обеспечить этого не могла. Стали открываться светские школы, образование
начало приобретать светский характер. Для этого потребовалось создание
новых учебников, пришедших на смену церковным.
Петр I в 1708г. ввел новый гражданский шрифт, пришедший на смену старому
кирилловскому полууставу. Для печатания светской учебной, научной,
политической литературы и законодательных актов были созданы новые
типографии в Москве и Петербурге.
Развитие книгопечатания сопровождалось началом организованной
книготорговли, а также созданием и развитием сети библиотек. С 1702г.
систематически выходила первая русская газета "Ведомости".
С развитием промышленности и торговли были связаны изучение и освоение
территории и недр страны, что нашло свое выражение в организации ряда
крупных экспедиций.
В это время появились крупные технические новшества и изобретения, особенно
в развитии горного дела и металлургии, а также в военной области.
В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром
Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных
предметов и редкостей, оружия, материалов по естественным наукам и т.д.
Одновременно стали собирать древние письменные источники, снимать копии
летописей, грамот, указов и других актов. Это было началом музейного дела
в России.
Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения
было основание в 1724г. Академии наук в Петербурге.
С первой четверти XVIII в. осуществлялся переход к градостроительству и
регулярной планировке городов. Облик города стали определять уже не
культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных
учреждений и аристократии. В живописи на смену иконописи приходит портрет.
К первой четверти XVIII в. относятся и попытки создания русского театра, в
это же время были написаны первые драматургические произведения.
Изменения в быту затрагивали массу населения. Старая привычная долгополая
одежда с длинными рукавами запрещалась и заменялась новой. Камзолы,
галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли
в городах старую русскую одежду. Быстрее всего распространилась
западноевропейская верхняя одежда и платье среди женщин. Запрещалось
ношение бороды, что вызвало недовольство, особенно податных сословий.
Вводились особый "бородовой налог" и обязательный медный знак о его уплате.
Петр I учредил ассамблеи с обязательным присутствием на них женщин, что
отражало серьезные изменения их положения в обществе. Учреждение ассамблей
положило начало утверждению в среде русского дворянства "правил хорошего
тона" и "благородного поведения в обществе", употреблению иностранного,
преимущественно французского, языка.
Процесс европеизации России в эпоху Петра Великого – наиболее
противоречивая часть Петровских реформ. Еще до Перта были созданы
предпосылки широкой европеизации, заметно усилились связи с зарубежными
странами, в Россию постепенно проникают культурные западноевропейские
традиции, даже брадобритие уходит корнями в допетровскую эпоху. В 1687 г.
была открыта Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное
заведение в России. И все же деятельность Петра была революционной. В.Я.
Уланов писал: «Новым в постановке культурного вопроса при Петре Великом
было то, что теперь культура была призвана созидательной силой не только в
области специальной техники, но и в ее широких культурно-бытовых
проявлениях, и не только в приложении к избранному обществу... но и по
отношению к широким массам народа."
Важнейшим этапом в проведении реформ стало посещение Петром в составе
Великого посольства ряда европейских стран. По возвращении Петр направляет
много молодых дворян в Европу для изучения различных специальностей,
главным образом доя овладения морскими науками. Царь заботился и о развитии
образования в России. В 1701 г. в Москве, в Сухаревой башне открывается
Школа математических и навигацких наук во главе с профессором Абердинского
университета, шотландцем Форварсоном. Одним из преподавателей этой школы
был Леонтий Магницкий - автор "Арифметики...». в 1711 г. в Москве
появляется инженерная школа.
Петр стремился к тому, чтобы как можно скорее преодолеть возникшую еще со
времен татаро-монгольского ига разобщенность России и Европы. Одним из ее
появлений было разное летоисчисление, и в 1700 г. Петр переводит Россию на
новый календарь – 7208 год становиться 1700-м, а празднование Нового года
переноситься с 1 сентября на 1 января.
Происходили важные изменения в быту дворян, переделавшие российское
дворянство "по образу и подобию» европейского. В 1717 г. выходит книга
«Юности честное зерцало2 – своего рода учебник этикета, а с 1718 г.
существовали Ассамблеи – дворянские собрания по образцу европейских.
Однако нельзя забывать о том, что все эти преобразования исходили
исключительно сверху, а потому были достаточно болезненны как для высших,
так и для низших слоев общества.
Петр стремился сделать Россию европейской страной во всех смыслах этого
слова и придавал большое значение даже самым мелким деталям процесса.



Реформы Екатерины II

В результате последнего в XVIII в. дворцового переворота, осуществленного
28 июня 1762 г., на русский престол была возведена жена Перта I, ставшая
императрицей Екатериной II (1762-1796 гг.).
Екатерина II начала свое царствование с подтверждения Манифеста о
вольности дворянства и щедрых одариваний участников переворота.
Провозгласив себя продолжательницей дела Петра I, Екатерина направила все
свои усилия на создание мощного абсолютического государства.
В 1763 г. была проведена сенатская реформа с целью упорядочения работы
Сената, давно превратившегося в бюрократическое учреждение. Сенат был
разделен на шесть департаментов с четко определенными для каждого их них
функциями. В 1763-1764 гг. была осуществлена секуляризация церковных
земель, с чем было связано сокращение (с 881 до 385) численности
монастырей. Тем самым была подорвана экономическая состоятельность церкви,
которая отныне стала полностью зависеть от государства. Начатый Петром I
процесс превращения церкви в часть государственного аппарата был завершен.
Экономическая база государства значительно укрепилась. В 1764 г. было
ликвидировано гетманство на Украине, управление перешло к новой
Малороссийской коллегии, находившейся в Киеве и возглавлявшейся генерал-
губернатором П.А. Румянцевым. Это сопровождалось переводом массы рядового
казачества на положение крестьян, на Украину стали распространяться
крепостные порядки.
Екатерина получила престол незаконно и только благодаря поддержке дворян-
офицеров, искала опору в дворянстве, понимая всю непрочность своего
положения. Целая серия указов расширяла и укрепляла сословные права и
привилегии дворянства. Манифестом 1765 г. об осуществлении Генерального
межевания за дворянством было закреплено монопольное право владения землей,
предусматривалась также продажа дворянам по 5 коп. за десятину засечных
земель и пустошей.
За дворянством были закреплены сверхльготные условия для производства в
офицерские чины, значительно возросли средства на содержание сословных
дворянских учебных заведений. Одновременно с этим указы 60-х годов
закрепляли всевластие помещиков и полное бесправие крестьян. Согласно Указу
1767 г. любая, даже справедливая жалоба крестьян на помещиков объявлялась
тягчайшим государственным преступлением.
Так помещичья власть при Екатерине II приобрела более широкие юридические
границы.
В отличии от своих предшественников Екатерина II была крупным и умным
политическим деятелем, ловким политиком. Будучи хорошо образованной,
знакомой с трудами французских просветителей, она понимала, что править
старыми методами уже нельзя. Политика, проводимая ею в 60-х – начале 70-х
гг. получила название политики просвещенного абсолютизма. Социально-
экономической основой политики просвещенного абсолютизма явилось развитие
нового капиталистического уклада, разрушавшего старые феодальные отношения.

Политика просвещенного абсолютизма была закономерным этапом
государственного развития и несмотря на половинчатость проведенных реформ,
приближала момент перехода общественной жизни к новой, более прогрессивной
формации.
В течении двух лет Екатериной II была составлена программа нового
законодательства в форме наказа для созываемой комиссии по составлению
нового Уложения, так как Уложение 1649 г. устарело. «Наказ» Екатерины II
явился итогом ее предшествующих размышлений над просветительской
литературой и своеобразным восприятием идей французских и немецких
просветителей. «Наказ» касался всех основных частей государственного
устройства, управления, верховной власти, прав и обязанностей граждан,
сословий, в большей степени законодательства и суда. В «Наказе» был
обоснован принцип самодержавного правления: «Государь есть самодержавный;
ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть, не может
действовать сходно со пространством столь великого государства…» Гарантией
от деспотизма, по мнению Екатерины, служило утверждение принципа строгой
законности, а также обособление судебной власти от исполнительной и
непрерывное связанное с ним преобразование судопроизводства, ликвидирующее
устаревшие феодальные институты.
Программа экономической политики неизбежно ставила на первый план
крестьянский вопрос, который имел важное значение в условиях крепостного
права. Дворянство проявило себя как реакционная сила (за исключением
отдельных депутатов), готовая любыми средствами отстоять крепостнические
порядки. Купцы и казаки думали о приобретении привилегий на владение
крепостными, а не о смягчении крепостной зависимости.
В 60-е годы был издан ряд указов, которые нанесли удар господствовавшей
системе монополий. Указом 1762 г. разрешалось свободно открывать ситцевые
фабрики и сахарные заводы. В 1767 г. была объявлена свобода городских
промыслов, что имело большое значение. Таким образом, законы 60-70-х гг.
создавали благоприятные условия для роста крестьянской промышленности и ее
перерастания в капиталистическое производство.
Время Екатерины II было временем пробуждения научных, литературных и
философских интересов в русском обществе, временем зарождения русской
интеллигенции. И хотя ею была охвачена лишь небольшая часть населения, это
был важный шаг вперед. В царствование Екатерины появились и первые русские
благотворительные учреждения. Екатерининское время - это период расцвета
русской культуры, это время А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Г.И.
Державина, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева, Д.Г. Левицкого, Ф.С. Рокотова, и
др.
В ноябре 1796 г. Екатерины не стало. На престол воцарился ее сын Павел
(1796-1801гг.). При Павле I утвердился курс на укрепление абсолютизма,
максимальную централизацию государственного аппарата, усиление личной
власти монарха.
Заключение
Главным итогом совокупности Петровских реформ стало установление в
России абсолютизма, венцом которого стало изменение в 1721 г. титула
российского монарха – перт объявил себя императором, а страна стала
называться Российской Империей. Таким образом, было оформлено то, к чему
шел Петр все годы своего царствования – создание государства со стройной
системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой,
оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских
реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми
средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу
государственного устройства – военному кораблю, где все и вся подчинено
воле одного человека – капитана, и успел вывести этот корабль из болота в
бурные воды океана, обходя все рифы и мели.
Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не
относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не
признать – Петр Великий является одной из самых знаменитых фигур мировой
истории.
Все реформы Екатерины II были также направлены на создание мощного
абсолютистского государства. Политика, проводимая ею, была названа
"политикой просвещенного абсолютизма».
С одной стороны, Екатерина провозглашала передовые истины
просветительской философии (особенно в главах о судопроизводстве и
экономике), с другой – подтверждала незыблемость самодержавно-
крепостнического строя. Укрепляя абсолютизм, она сохраняла самодержавие,
внося лишь коррективы (большую свободу хозяйственной жизни, некоторые
основы буржуазного правопорядка, мысль о необходимости просвещения),
которые способствовали развитию капиталистического уклада.
Несомненной заслугой Екатерины было введение повсеместного народного
образования.



Список литературы.
1. Соловьев С.М. Об истории новой России. – М.: Просвещение, 1993
2. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. – Л.: Лениздат, 1989
3. Анисимов Е.В., Каменский А.Б. Россия в XVIII – первой половине XIX
века: История. Документ. – М.: МИРОС, 1994
4. Павленко Н.И. Петр Великий. – М.: Мысль, 1990





Реферат на тему: Культура России 9 - 20 вв.

Культура Киевской Руси в IX – XIII вв.
Комаровская А.В.

|Характеристика |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕННОС-ТИ |ВЫВОДЫ |
|исторических |ОБРАЗОВАНИЯ | | | |БЫТА | |
|условий | | | | | | |
|данного периода| | | | | | |
| | | | | | | |
|времени | | | | | | |
|Культура Руси |После принятия |У |Появились переводы |Зодчество. Вплоть до X в. |Люди жили в |Русская |
|этого времени |христианства на |славян |греческих и |На Руси строили |городах (20-30|культура |
|отражает период|Русь пришла |были |болгарских книг, |исключительно из дерева. С |тыс. чел.), |накануне |
|перехода от |славянская |достато|исторические |христианством на Русь |селах и |монгольско|
|союзов племен к|письмен- ность, |ч-но |сочинения |приходит ка-менное |деревнях. |го |
|единой |созданная |об-ширн|(«Академия»). Книги|зодчество. Начали строить |Основным типом|вторжениян|
|древнерусской |Кириллом и |ые |были рукописными и |каменные храмы по |жилища была |аходилась |
|народности, от |Мефодием. Среди|познани|стоили очень дорого.|византийскому образцу. |усадьба, дом –|на очень |
|ранне- |князей и бояр, |я в |Большинство книг |Самая древняя постройка |бревенчатый |высоком |
|феодального |купечества и |геогра-|были богослужебные. |Киева – церковь |сруб. |уровне |
|общества к |горожан, |фии, |Одним из важнейших |Богородицы-Десятин-ная. При|Киев был |развития, |
|более |начинает |получен|литературных |Ярославе был построен |большим и |не уступая|
|развитому, где |распространяться|-ные из|памятников Древней |Киевский Софийский собор. |богатым |куль-туре |
|укреплялись |грамотность. |книг в |Руси являются |Подобные соборы были |городом: |передовых |
|феодаль-ные |Были открыты |результ|летописи. За их |построены также в |дворцы, |стран |
|отношения от |первые школы при|ате |составление брались |Новго-роде и Полоцке. |соборы, терема|Европы и |
|единой Руси с |церквях, |путешес|лишь самые грамотные|Владимир был окружен |бояр, богатых |активно с |
|центром в Киеве|монастырях, в |-вий. |и знающие люди. |каменной стеной с Золотыми |купцов, |ней |
|к |городах. Ярослав|Им были|Многие предания |воротами. |духовенства. |взаимодейс|
|раздробленности|Мудрый создал в |хорошо |вошли в летопись |Искусство. Получила |Во дворцах |твия. |
|. В это время |Новгороде школу |известн|«Повесть временных |распространение иконопись. |проходили |Хотя |
|господ-ствовали|для детей |ы |лет», написанную |Древнейшим дошедшим до нас |пиры, женщины |накопленны|
|сначала |духовных лиц. |четыре |монахом Нестором в |памятником является икона |сидели наравне|е знания |
|язы-ческие, а |Сестры Моно- |действи|1113г. Ему же |«Влади-мирской Богоматери».|с мужчинами. |еще не |
|затем |маха в Киеве |я |принадлежат |Высокого уровня достигла |Любимая забава|обоб-щалис|
|христианские |устроили школу |арифме-|«Сказание о Борисе и|резьба по дереву, камню, ею|богатых – |ь, и не |
|религи-озные |для девушек. |тики, |Глебе» и «Житие |украшались дворцы князей и |охота. Для |получали |
|представления. |Посадские люди, |дроби, |Феодосия». Помимо |жилища бояр. Русские |простого люда |научного |
| |как правило, |начала |истори-ческих |ювелиры использовали |– скачки, |обьяснения|
|Культура второй|были грамотны. |геометр|сочинений создаются |сложную технику – скань, |кулачные бои, |. Во |
|половины XIIIв.|Об этом говорят |ии и |и другие жанры. |чернь, зернь. |игрища. Одежда|второй |
|связа-на с |найденные в |астро-н|В1049 г. митрополит |Великолепная чеканка и |шилась из |половины |
|ослаблением |Пскове и |омии. |Илларион напи-сал |изящная худо-жественная |домотканого |XIIIв. |
|Руси в период |Новгороде | |«Слово о законе и |отделка оружия ставили |холоста или |были |
|раздроблен-ност|берестяные | |благо-дати». В конце|русских мастеров в один ряд|сукна. Основой|разгромлен|
|ь, |грамоты – | |XI в. «Память и |с западно-европейскими. |костюма была |ы многие |
|монголо-татарск|письма, судебные| |похвала Владимира» –|Музыка. Древнейший жанр |рубаха. В пищу|куль-турны|
|им нашест-вием,|решения, | |монаха Иакова. |русской музыки – обрядовые |употребляли |е |
|нападением |прошения, | |Широко известно |и трудовые песни, |хлеб, мясо, |ценности, |
|западноевропейс|хозяйственные | |«Поучение детям» В. |«старины». Музыкальные |рыбу, овощи. |убиты или |
|ких |доку- менты, а | |Моно-маха. Великим |инструменты: бубны, гусли, |Пили квас, |уведены в |
|захватчиков. |также граффити –| |памятником |трубы, рога. |мед, вино. |плен |
| |надписи на | |древнерусской |Устное народное творчество |Новорожденным |ремесленни|
| |стенах церквей | |литературы является |нашло отражение в русском |давали имена |ки, |
| |(жалобы, | |«Слово о полку |фольклоре: заго-ворах, |по церковному |мастера. |
| |молитвы). | |Игореве». |заклинаниях, пословицах, |кален-дарю. | |
| | | |Единственная |загад-ках, которые были | | |
| | | |дошедшая до Нового |связаны с земледелием и | | |
| | | |времени рукопись |бытом славян. Особое место | | |
| | | |«Слова…». |занимают «старины» - | | |
| | | | |былины, особенно киевского | | |
| | | | |героического цикла Их герои| | |
| | | | |– Киев, Днепр, князья | | |
| | | | |Владимир Красное Солнышко и| | |
| | | | |Моно-мах, русские богатыри.| | |


Русская
культура в XIV – XVI вв.
Комаровской А.В.

|Характеристи-к|РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕННОСТИ |ВЫВОДЫ |
|а исторических|ОБРАЗОВА-НИЯ | | | |БЫТА | |
| | | | | | | |
|условий | | | | | | |
| К XIV в. в |Центрами |Научные |В литературе |Живопись все больше |Сильная |Нашествие |
|условиях |грамотности и |знания носили|главными темами |отходит от церковных |само-державна|монголо-татарск|
|раздробленност|просвещения в |прик-ладной |были |канонов. В XIV в. |я власть, |их полчищ |
|и появились |XVIв. |характер. |географи-ческая и|Феофан Грек расписал |усиление |на-несло |
|особенности в |оставались |Митрополит |биографическая. |храмы в Новгороде и |позиции |страшный удар |
|языке, |монастыри, |Зосима |Например «Житие |Москве. До нашего |церкви в |развитию |
|обычаях, |церкви, где |составил |свято-го |времени дошли иконы |сфере |русской |
|культуре у |создавались |пасхалии. |Александра |«Деисус» в |духовной |культуры. С |
|народов разных|училища, |Сочине-ния |Невского» Много |Благовещенском соборе. |жизни, борьба|осво-бождением |
|частей Руси. |имелись |«Шестокрыл», |произведений |В росписи собора |иосифлян с |русских земель |
|Народность |библиотеки. |«Космография»|рассказывают о |участвовал и Андрей |нестяжателями|от ордынского |
|распа-лась на |Появляются |позволили |борьбе с Ордой – |Рублев. Самая извесная |. Вот в какой|ига постпенно |
|три: русскую, |первые |вы-числять |«Задонщина», |работа – «Троица». Он |обстановке |начи-нает |
|укра-инскую, |учителя. |лунные фазы, |«Тохтамышево |создал роспись в |росли новые |складываться |
|белорус-скую. |Ученики |затмения. |разоре-ние |Троице-Сергиевском |поколения. |общерусская |
|Период |осваивали |Знания в |1382г.» В житиях |монастыре, в Кремле и |Много |культура. В |
|XIV-XVвв. |сначала |области |Петра, Алексея |др. Живо-пись XVIв. |информации о |XVв. при |
|связан с |азбуку, |физики, |прослав-ляется |связана с творчеством |быте людей |господстве |
|борьбой против|Псалтырь, |техники |деятельность |Дионисия, работавшего в|того времени |церков-ных |
|ордынского ига|счет. Обучение|требовались |эт-их |Успен-ском соборе, в |мы можем |представлений и|
|и его |велось с |литейщикам, |митрополитов. В |храме Рождества |узнать из |старых обычаев |
|свержением, с |розгой. |оружейникам. |конце XIIIв. |Богородицы и др. |книги |все больше |
|формированием |Появляются |В 1586г. был |возобно-вляется |Развитие архитектуры |бытового |исполь-зовались|
|Российского |первые |организован |местное |связано с |жанра |светские |
|единого |учебники – |Пушечный |летопи-сание в |восстановлением |протопопа |элементы. |
|государ-ства |«Начало |двор. А. |Ростове, Рязани, |каменного |Сильвестра |Проис-ходит |
|вокруг Моск-вы|грамоты |Чохов |Твери, Пскове, |строительства. При |«Домострой» |своеобразное |
|и укреплением |русской», |отливает |Новгороде. |Иване III возводятся |Она содержала|возрождение |
|феодальных |«Арифметика, |Царь-пушку. |Устное народное |стены Кремля, Успенский|целый кодекс |культуры. Но |
|отношений. |циферная |Путешественни|твор-чество |(построенный в 1979г. |житейских |общий подъем, |
|Cере-дине |муд-рость». |ки, дипломаты|XIV-XVв.- песни, |итальянцем Аристотилем |правил, |в середине |
|XVIв. связана |Книгопечатанье|состав-ляли |былины, |Фиоравантием), |требовав-ший |XVIв. сменился |
|с |До середины |карты. |пословицы, сказки|Архангельский, |беспре-кос-ло|заметным |
|самодержавной |XVIв. все |Выходили |– отражало |Благовещенские соборы, |вного |спадом. Период |
|тиранией Ивана|книги были |словари – |пред-ставление |Гран-овитая палата. В |подчине-ния |Ливонской войны|
|Грозного, с |рукописными. В|«Славянские |русских людей о |Россию приглашаются |мужу, отцу. |и опричнины был|
|оприч-ниной, с|1553г. |слова», «Толк|своем прошлом. |итальянские мас-тера |«Домострой» |неблагопри-ятны|
|усилением |возникает |языка» и др. |Веду-щей темой |Руффо, Солярио и др. В |содержал |м временем для |
|фиодальной |Московский |Большой |становится борьба|XVIв. появляется |также |русской |
|зави-симости. |пе-чатный |популяр-ность|против |московский стиль |полезные |культуры. Все |
|Значи-тельно |двор. В 1564г.|ю |монголо-татар, |шатровых храмов, |советы в духе|было строго |
|выросла |дьяк Иван |пользо-валась|выделяются |например храм Василия |христианской |подчинено идеи |
|тер-ритория, |Федоров и его |немецкая |сказа-ния о |Блаженного, построенный|морали. |церковно – |
|укрепи-лись |помощник Петр |книга |рязанском |зодчими Бармой и |Здесь |рели-гиозного |
|связи с Зап. |Мстиславец |«Ветро-град».|богаты-ре Евпатии|Постником по приказу |рассказывалос|влияния. |
|Европой. |издали первую |В ней |Коловрате, о |Ивана Грозного в честь |ь когда |Серьезный урон |
| |печатную книгу|содержались |битве на Калке и |взятия Казани. При |надлежит |на-несла |
| |«Апостол», |начальные |др. Появляется |Елене Глинской строится|поститься, |строгая |
| |затем |ме-дицинские |новый жанр – |Китай-город. Крепостные|какие кушанья|регла-ментация |
| |последовали |знания. |исторические |стены возводятся в |и напит-ки |творческой |
| |«Частослов» и | |песни. |Нижнем Новгороде, Туле,|употреблять. |мысли. |
| |др. | |Фольклорные |Серпухове. | | |
| | | |записи XVIв. не | | | |
| | | |сохранились, но о| | | |
| | | |народных песнях и| | | |
| | | |сказках | | | |
| | | |упоминается | | | |
| | | |например в | | | |
| | | |Стоглаве. | | | |



Культура России в XVII в.
Комаровской А.В.

|Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕН-НОСТИ|ВЫВОДЫ |
|историч-ких |ОБРАЗОВАНИЯ | | | |БЫТА | |
|условий | | | | | | |
|Начало |Серьезные |Научные знания |Проявляются три |В живописи большую роль |Основой |XVIIв, |
|XVIIв. |изменения |продолжали |направ-ления: 1) |сыграл Симон Ушаков, 30 |костю-ма |являясь |
|связано с |происходят в |носить |хвалебное – поэзия|возглавлявший русскую |посадского |периодом |
|серьезными |XVII в. в |прикладной |Симеона Полоцкого,|школу иконописи. Его |человека |быст-рого |
|со-циальными|системе |практи-ческий |прославля-ющего |кисти принадлежат иконы |оста-ется |развития |
|кон-фликтами|образования. |характер. |правление Алексея |«Спас нерукотворный», |длинно-полое|древнерусско|
|Смут-ного |Причем эти |Сос-тавленный |Михайловича. 2) |«Вседержатель» и др. В |платье и |й культуры, |
|времени, |изменения не |О.Михай-ловым |народно-обличитель|его работах уже заметны |сапоги. |но в то же |
|воцарения |только |«Устав…» давал |ное - «Житие |реалистические |Боль-шинство|время и ее |
|Романовых. В|количественные, |практические |протопопа |тенденции, инте-рес к |мужчин |завершением.|
|середине |но и |сведения по |Аввакума»; сатиры |изображению |носили |Сохраняя |
|века |качественные: |геометрии, |«Повесить о Ерше |человеческого лица. |длинную |основ-ные |
|укрепляется |наряду с |механике, |Ершовиче», |Появляются портреты |бороду, |черты |
|са-модержави|индивидуальным |физике, химии. |«Повесть о Куре и |(парсуны), пейзажи, |считая ее |традиционног|
|е, |обучением |В Аптекарском |Лисе» и др.; 3) |использова-вшиеся фоном |образом |о уклада, |
|происходит |появляются |приказе обучали|русский роман – на|для икон. |Божьим. |русское |
|цер-ковный |настоящие |фармацевтов и |смену исторической|Первый театр возник при |Знатные |общество |
|раскол, |учебные |врачей. Книга |личности приходит |царе Алексее |русские |начинает |
|крупные |заведения. |астранома |вымышленный герой,|Михайловиче. Одним из |женщины того|транс-формир|
|народ-ные |Е.Славинецкий |Гевелия |собирательный |его создателей был |времени вели|оваться в |
|волнения. |создал школу при|«Селенография» |образ – «Повесть о|Симеон Полоцкий. Все |затворническ|направлении,|
|Усиление |Крем-левском |зна-комила с |горе-злочастии», |роли исполняли мужчины. |ий образ |ко-торое в |
|влия-ние |Чудовом |системой |«Повесть о Савве |Первые спектакли были |жизни. |послед-ствии|
|западноевро-|монастыре. |Коперника. |Грудцыне, |поставлены на |Церковные и |найдет свое |
|пейской |Симеон Полоцкий |Ученяе |«Сказа-ние» |легендарно-истори-ческие|судебные |наивысшее |
|культу-ры |стоял при школе |научились |Авраамия Палицына.|и библейские сюжеты. Но |по-рядки для|выражение в |
|оказали |Спасского |извлекать | |после смерти царя, |дворянской |реформах |
|глубокое |мо-настыря. |кубические и |В фольклоре того |театр, по настоянию |сре-ды и для|Петра |
|влия-ние на |С 1621г. |квад-ратные |времени отразились|церкви, был закрыт. |простых |Великого. |
|развитие |издается первая |корни, |основные |В архитектуре для |людей |Россия |
|русской |рукописная |изме-рять |по-литические |украшения храмов |начинают |стояла на |
|культуры. |газета |площади. |события тех лет: |использовались изразцы, |иметь разный|пороге |
|XVIIв. стал |«Куранты». |Накап-ливались |борьба с |фигурный кирпич, белый |стандарт. |нового |
|для нее |В 1687 г. в |географи-ческие|интер-вентами, |камень в сочетании с |Некоторые |времени. В |
|переломным. |Москве было |знания. Был |восстание |красным (узорочье). |люди подчас |куль-туре |
|На |открыто первое в|составлен |кресть-ян, |Развивалось нарышкинское|начинают |отчетливо |
|протяжении |России высшее |«Большой |произвол служивых |барок-ко, отличавшееся |восставать |выделяются |
|всего |учебное |чертеж»(карта).|людей. |многоярусно-стью, |про-тив |две |
|столетия шел|заведение |Земле-проходцы |Преодолевается |пышностью, строгостью |вековых |тенденции: |
|активный |Славяно-греко-ла|осваивали |разрыв между |про-порций (Храм Троицы |традиций и |про-никновен|
|процесс |ти-нская |Сибирь. Семен |фольклором и |в Никитниках, церковь |церковных |ие |
|осво-бождени|академия. |Ремезов |письменностью. |Покрова в Филях). |догм, но они|западноевроп|
|я ее от |Обучение |составил |Делаются первые |Выдающимся памятником |не в |ей-сих |
|церковного |включало курсы |«Чертежную |записи пословиц, |деревянного зодчества |состоянии |влияний и |
|влияния. |греческой |книгу Сибири». |песен, былин, |стал дворец Алексея |прео-долеть |прогрессирую|
| |грамматики, |Усилился |преданий. Широкое |Михайловича в |житей-ские |щий процесс |
| |поэтики, |интерес к |хож-дение |Коломен-ском.(166778гг.|мудрости |обми-рщения.|
| |риторики, |истории России.|приобрели сказки –|) Это был целый городок |«Домостроя».| |
| |философии. |Первой печатной|волшебные, |с башенками, чешуйчатыми| | |
| |По-является |кни-гой по |бытовые, |крышами, кокошни-ками, | | |
| |иллюстри-рованны|истории стал |героические. |крылечками с витыми | | |
| |й букварь К. |«Синопсис» | |колоннами. | | |
| |Истомина, |монаха | | | | |
| |«Грам-матика» |Иннокентия | | | | |
| |М.Смир-ницкого, |Гизеля. | | | | |
| |«Азбука» | | | | | |
| |В.Бурцева. | | | | | |

Культура
России в XVIII в.
Комаровской А.В.

|Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕННОСТИ |ВЫВОДЫ |
|историч-ких |ОБРАЗОВАНИЯ | | | |БЫТА | |
|условий | | | | | | |
|Культура |Образование |Период |Начало XVIII |В живописи в начале |После |XVIIIв. – |
|XVIIIв. |основывалось на |становления |в. свя-зано с |века прославился |возвращение |эпоха |
|носила |сословности. |русской науки. В|творчеством |И.Н.Никитин, |«великого |просвещения,|
|сослов-ный |Появились кадетские |это время |Феофана |создавший портрет |посоль-ства» |когда все |
|характер, |корпуса, частные |работал русский |Прокопо-вича –|Петра I, картину |Петр I начал |больше |
|отразила |корпуса. Много |ученый М.В. |«Духовный |«Напольный гетман». |вводить одежду|происходит |
|эпоху |молодых людей |Ломоно-сов |регламент», |А.М.Матвеев написал |европейского |разрыв между|
|Просвещения.|отправились на учебу |крупнейший поэт,|«Слово о |«Авто-портрет жены». |образца. |культурным |
|Разложение |за границу. Стала |историк, физик, |власти |В середине века |Царские указы |уровнем |
|фео-даизма, |формироваться система|химик. Первым |царской». |преобладали парадные |предписы-вали |«верхов» - |
|реформы |обще-образовательных |русским врачом |Большую роль в|портреты - |брить бороды, |обра-зованно|
|Петра I, |школ В губернских |называют П.В. |развитии |Ф.С.Рокотов (потртет |одеваться в |го |
|дворцовые |городах увеличилось |Постникова. |поэзии сыграл |Майкова), |европе-йские |дво-рянства |
|пере-вороты |число 4х классовых |Врач Д.С. |В.К.Треди-аков|В.Л.Боро-виковский |кафтаны, |и «низов» - |
|кресть-янска|училищ, а в уездных –|Самойлович |ский. В |(портреты Кураки-на, |носить |кресть-янски|
|я война под |2х классовых. |описал и начал |середи-не века|Лопухиной), |башмаки. Не |х масс, что |
|предводитель|Появились школы |борьбу с чумой. |полностью |Д.Г.Левиц-кий |подчинившимся |приводит к |
|ст-вом |дающие специальное |В.Н. Татищев |утвердился |(«Екатерина II»). |угрожала |их |
|Пугачева, |образование (горные, |написал «Историю|классицизм. В |Появи-лись крепостные|ссылка. |качественном|
|рост |медицинские и др) |Российс-кую…». |этом |художники. |Поданные были |у разделению|
|буржуазных |Появились новые |Первый рус-ский |направлении |В 1750г. в Ярославле |обязаны пить |и |
|отношений, |учебники, самый |академик В.Е. |тво-рили |первый |чай, кофе, |складыванию |
|фор-мировани|знаменитый - |Адодуев известен|поэт-сатирик |профессиональный |кутить табак. |двух типов |
|е |«Арифметика» |мате-матическими|А.Д.Кантимир, |театр открыл |В 1718г. были |куль-тур. В |
|капи-талисти|Магницкого, |трудами. |драматург |Ф.Г.Волков. |введены |XVIIIв., |
|ческого |«Грамматика» |Проводится много|А.П.Су-мароков|Скульптура была |ассамблеи – |начиная с |
|уклада. |Смотрицкого. Был |экспедиций(В.И.Б|, |отмечена творчеством |торжественные |преобразован|
|Про-исходит |введен гражданский |еринг достиг |М.В.Ломоносов,|Э.Фальконе («Медный |приемы для |ий Петра I,|
|переход от |шрифт. Стала выходить|Сев. Америки, |создатель |всадник», 1782), |избран-ного |в недрах |
|барокко к |первая печатная |В.В. Атласов |торжест-венных|М.И.Козловский(пам. |общества, они |феодального |
|классицизму,|газета «Ведомости». С|совершил поход |од. Элемен-ты |Суворо-ву, |являлись |строя |
|для которого|1700г. нача-лом года |по Камчатке) |реализма |Самсон).Архитектура. |школой |произош-ли |
|хара-ктерны |стало 1 января, |Достижения в |явственно |Отстраивается |светского |определенные|
|четкость, |отсчет велся от |технике А.К. |видны в |Питер(1703). В стиле |воспита-ния. |сдвиги, |
|простота и |Рождества Христова. |Нартов изобрел |драматургии |барокко В.Растрелли |Дворянский быт|большо-го |
|сдер-женност|Создание первого |токарный и |русского |построил Зимний |сильно |развития |
|ь. |музея – Кунскамеры. В|монетный станок,|просве-тителя |дворец, Большой |изме-нился, но|дос-тигла |
|На-мечается |1725г. открыта |скорострел. М.В.|Д.И.Фонви-зина|дворец в Петергофе, |жизнь простых |светская |
|пере-ход от |Петербургская |Ломоносов |– «Бригадир», |Смольный монастырь. |горожан и |культура, |
|класси-цизма|академия наук. |скон-струировал |«Недо-росль». |Один из |крестьянства |подго-товивш|
|к реализ-му.|Центром просвещения |перископ. |В конфликт с |основоположников |не изменилась.|ая «золотой |
|На развитии |стал Мос-ковский |Маторины отлили |канонами |класси-цизма |Возник |век» русской|
|культуры |университет М.В. |царь-колокол |клас-сицизма |В.И.Баженов создал |глубочайший |культу-ры в |
|отрицательно|Ломоносова (1755г.). |(1735г.) И.И. |вступала и |дом Пашкова в Москве,|раз-рыв в |XIXв. |
|сказалось |В 1757г. была открыта|Ползунов изобрел|поэзия |разработал проект |образе жизни | |
|время |Академия художеств. |паровую машину. |Г.Р.Держави-на|ансамбля в Царицыно. |народа и | |
|бироновщины.|Смольный институт |И.П. Кулибин |. В конце века|Его ученику М.Ф. |дворян-ства. | |
| |благородных девиц |разработал |в духе |Казакову В Москве |Вскоре сто | |
| |(1764г.). |проект моста |сентимен-тализ|принадлежат такие |породит | |
| | |через Неву, |ма писал |творения, как здание |глубокое | |
| | |соорудил |Н.М.Карамзин. |университета, Сената,|недоверие | |
| | |опти-ческий | |Колонного зала. В |кресть-янства | |
| | |телеграф, | |Петербурге Д.Кваренги|к любому | |
| | |механическую | |возвел Смольный |об-разованному| |
| | |коляску, лифт. | |институт, Академию |чело-веку. | |
| | | | |наук. | | |


Культура России в
первой половине XIX в. Комаровской А.В.

|Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРАТУРА |ИСКУССТВО |ОСОБЕН-НОСТ|ВЫВОДЫ |
|историч-ких|ОБРАЗО-ВАНИЯ| | | |И БЫТА | |
| | | | | | | |
|условий | | | | | | |
|Предреформе|Значительно |В 1862г. |Основным |В живописи классицизм |В начале |Российское |
|нная Россия|увеличилось |Н.И.Лобачевс-кий |направ-лением был|получил назва-ние |XIXв. Быт |общество |
|вступила в |число |обосновал теорию |романтизм, возник|академизма. Бытовой жанр |высшего |перестало |
|завершающий|учебных |пространственной |интерес к |создал А.Г.Венецианов |общества |искать идеал |
|период |заведений, |гео-метрии. В |героическому |(«Жницы», «Захарка»), по |был не |развития в |
|кризиса |были открыты|1839г. под |прош-лому, к |этой же теме работал П.А. |особенно |Европе хотя |
|феодализма,|гимназии, |Петербургом была |показу сильной |Фе-дотов(«Сватовство |разнообразе|несом-ненна ее |
|усилилась |новые |открыта |личности, что |майора»). Всемирно |н – балы, |принадле-жала |
|борьба |военные |Пулковская |харак-терно для |известными стали К.П. Брюлов|званные |ведущая роль. |
|новых, |учили-ща, |обсерватория. |творчества |(«Пос-ледний день Помпеи», |обеды, |Россия |
|прогрессивн|универ-ситет|Б.С.Якоби |В.А.Жуковского, |«Всадница») и А.А. Иванов |иногда |перестала быть |
|ых |ы (Создано 5|разработал основы|К.Н. Батюшкова. |(«Явление Христа народу»). |театр, но |лишь |
|направлений|новых: |гальванопластики,|Прос-лавился |Прославились портретисты |рядом с |принимающей |
|с |Дерпт-ский, |изоб-рел |баснописец И.А. |О.А.Кипре-нский(«Пушкин»), |дворянином |стороной, |
|консерватиз|Казанский, |электродвигатель.|Крылов. От |В.А.Тропинин |все |копи-рующей |
|мом. |Харьковский,|В.В.Петров открыл|рамонтизма |(«Кру-жевница»). В |увереннее |чужой образ |
|Большое |Виленский, |электрическую |начался переход к|скульптуре следует отме-тить|себя |жизни. Россия |
|влияние |Кие-всеий, |дугу. Н.Н.Зинин и|реализму, |И.П.Мартоса (памятник Минину|чувствует |стала |
|оказала |Петер-бургск|А.М. Бутлеров |связанному с |и Пожарскому), Б.И. |разночинец,|претендовать на|
|война |ий) и |развили основы |творчеством А.С. |Орловского (памят-ники |придающий |собственное |
|1812г.. |технические |органической |Пуш-кина, |Кутузову Барклаю-де-Толли), |духовной |место в мире, |
|Вос-стание |институты, |химии, по-лучили |К.Ф.Рылеева, |П.К. Клодта («Укротитель |жизни |прислушиваясь к|
|декабристов|по-явились |красители, |М.Ю.Лермонтова, |коней»). В театре |страны |своей вере, к |
|, |сельские |души-стые |А.С. Грибоедова, |прославились М.С.Щепкин, |народный |своим обычаям, |
|формировани|школы. Стало|вещества, |Н.В. Гоголя. |П.С. Мочалов (Малый театр в |оттенок. С |менталь-ности. |
|е |разви-ваться|лекарст-ва. |Большую роль в |Москве), В.А.Каратыгин, |другой |Русская |
|буржуазного|просветитель|Н.И.Пирогов |создании |А.Е.Мартынов |сторо-ны |куль-тура стала|
|либерализма|ст-во, |основал |литератур-ной |(Асексан-дринский татр в |процесс |разви-ваться в |
|. Гонением |книгоизда-те|военно-полевую |критики сыграл |Петербурге). В музыке |урбанизации|постоянном |
|пере-довой |льство. |хирург-ию, стал |В.Г. Белинский. |широкое распространение |, связанный|взаимодействии |
|мысли стала|Первая |автором атласа |Начинает |получили ро-мансы (А.Е. |с началом |с Европой. |
|"нико-лаевщ|публичная |«Топографическая |развиваться |Варламов, А.Л.Гурилев). |капи-тализм|Русские |
|ина", ее |библиотека |анато-мия». |творчество |Ос-новоположником русской |а, отор-вал|писатели |
|теория |была открыта|Братья Черепанова|И.А.Гончарова, |классической музыки стал |людей от |восхища-лись |
|офици-ально|в Петербурге|изобрели первый |Ф.М. |М.И. Глинка («Жизнь за |старых |произведениями |
|й |в 1814 году.|паро-воз. В |Достоевского, |ца-ря», «Руслан и |прин-ципов.|Байрона и В. |
|народ-ности|Однако в |изучении истории |А.И. Герцена, |Людмила.»). В архитектуре |Меня-лась |Скотта, В |
|. Таковы |целом число |заметную роль |И.С.Тургенева, |классицизм три первых |социаль-ная|Москве и Питере|
|особенности|грамотных к |сыграли |А.Н. Островского.|десятилетий XIXв. получил |структура, |звучала музыка |
|периода |1860г. |Т.Н.Грановский и |Большой |название ампира.Для него |что всегда |Бетховена, |
|начала |соста-вило |Н.М. Карамзин (12|популярностью |характерны монумен-тальность|сопроваждае|Личста. Но в |
|«золотого |лишь 6 %.|томник «Истории |пользуется журнал|форм, богатство украшений. |тся ростом |это же время |
|века» |Огромный |государства |«Современник». В |Свои творения создают |преступност|русская |
|русской |вклад в |Российского») В |1826, 1828гг. |А.Д.Заха-ров(Адмиралтейство)|и, |куль-тура стала|
|культуры. |научную |географических |были введены |, А.Н. Воронихин (Казанский |пьянства, |известна |
| |пе-дагогику |откры-тиях |цензурные уставы.|собор), К.И.Росси |бес-смыслен|европейскому |
| |внес К.Д. |прославились |Вообще надо |(Михай-ловский дворец, |ной |чита-телю и |
| |Ушинский. |И.Ф.Крузерштерн и|сказать, что |Сенат, Синод и др.) О. |жестокости.|зрителю и |
| | |Ю.Ф.Лисяцкий, |именно в начале |Монферран 40 лет возводил | |начала |
| | |совер-шившие |XIXв. зарождаются|Исаа-киевский собор. В | |оказывать |
| | |кругосветку. В |все основные |Москве О.И.Бове восстановил | |вличяние на |
| | |Январе 1820г. |литератерные |здание Большого театра, | |культуру других|
| | |Ф.Ф.Бел-линсгаузе|жанры: повесть, |создал Малый театр, Манеж, | |народов. |
| | |н и М.П. Лаптев |роман, рассказ и |Александ-ровский сад, | | |
| | |открыли |др. |отстроил город после пожара | | |
| | |Антарктиду. | |1812г. | | |


Культура России во
второй половине XIX в. Комаровской А. В.

|Харак -ка |РАЗВИТИЕ |НАУКА |ЛИТЕРА-ТУРА |ИСКУССТВО |ПРАВОСЛАВ-НАЯ |ВЫВО-ДЫ|
|истори-чес|ОБРАЗОВА-НИЯ | | | |ЦЕРКОВЬ | |
|ких | | | | | | |
|условий | | | | | | |
|На |В деревне |Наука пополнилась |Литература |В музыке образовалась группа |Падение |Развити|
|культуре |появи-лись |новыми крупнейшими|представлена|композиторов – «Могучая кучка», в |крепостного |е |
|этого |«вольные» |открытиями |всемирно |которую вошли молодые талантливые |права изменило |капита-|
|периода |школы, |.И.М.Сеченов |извест-ными |композиторы М.А. Балакирев, М.П. |весь уклад |лизма в|
|благотворн|содержа-вшиеся|создал русскую |именами Л.Н.|Мусоргский («Борис Годунов», |русской жизни. |стране |
|о |на средства |школу физиологов. |Толстого |«Хованщина»), А.П. Бородин («Князь|Митрополит |стимули|
|сказались |общины. |В.В.Докучаев |(«Война и |Игорь»), Н.А. Римский-Корсаков |Филарет до |ро-вало|
|от-мена |Выросло число |разработал основы |мир», «Анна |(«Майская ночь», «Снегурочка»), |конца своих |со-верш|
|крепост-но|земских и |почво-ведения, |Карели-на» и|Ц.А. Кюи. Великим русским |дней пытался |енст-во|
|го права. |церковных |геогфических зон |др.), И.С. |композитором стал П.И. Чайковский |оградить |вание |
|Но в тоже |школ. |А.М.Бутлеров |Тургенева |(оперы «Евгений Онегин», «Мазепа»,|церковь от |системы|
|время |Расширилось |обосновал теорию |(«Отцы и |«Пиковая дама», балеты «Лебединое |потрясе-ний и |просвещ|
|сохранилис|среднее |химического |дети», |озеро», «Спящая красавица», |преобразова-ний|е-ния а|
|ь |образо-вание, |строения вещ-ва. |«Дворянское |«Щелкунчик»). В Петербурге и в |. Но когда его |также |
|пережитки |с 1870г. |Д.И.Мен-делеев |гнездо», |Москве были созданы первые русские|не стало гос. |продвиж|
|крепостни-|открываются |открыл |«Нака-нуне»)|консерватории. |вмешатель-ство |е-ние в|
|чества |жен-ские |периоди-ческую |, Ф.М. |Театр получил широкое общественное|в дела церкви |области|
|рож-дались|гимназии, |таблицу. В |Достоевского|признание. Появились частные |многократно |науки и|
|рабо-чие |выс-шие курсы.|математике |(«Преступлен|театры. Малый театр стал «домом |возрос-ло – |культур|
|движе-ния,|Все большую |П.Л.Чебышев открыл|ие и |Островского» На сцене блистали |особенно при |ы. |
|раз-вивалс|роль играли |закон больших |наказание», |М.Н. Ермолова, П. Садовский, Г.Н. |обер-прокуроре |Вторая |
|я про-цесс|библиотеки, |чисел, |«Идиот», |Федотова, М.В. Дальский, М.Г |К.П. |половин|
|против |музеи, |С.В.Ковалевская |«Бе-сы») |Савина. |Победоносцеве. |а XIXв.|
|самодержа-|периоди-ческая|занималась |М.Е.Салты-ко|В живописи в 1870г. во главе с |За 25 лет |стала |
|вия. В |печать. Стала |математи-ческим |ва - |И.Н. Крамским («Христос в |прокурор свел |достойн|
|таких |формироваться |анализом. Физик |Щедрина. |пустыне»)сложилось «Товарищество |до минимума |-ым |
|противореч|рус-ская |А.Г. Столетов |Важную роль |передвижных выставок». В него |роль Сино-да и |окон-ча|
|и-вых |интеллигенция.|открыл теорию |сыграли в |входили В.Г. Перов («Тройка»), |взял в свои |нием |
|условиях |Уровень |света, |поэзии Н.А. |И.Е. Репин («Бурлаки на Волге», |руки фактически|«золото|
|продолжилс|грамотнос-ти |П.Н.Яблоч-ков |Некрасов |«Запорожцы»), В.И.Суриков(«Боярыня|все дела |го |
|я «золотой|за пол века |изобрел дуговую |(«Кому на |Морозова», «Утро стрелецкой казни»|церкви. Он |века» |
|век» |вырос с 6% до |лампу. А.С.Попов |Руси жить |и тд.), А.К.Саврасов, И.И.Левитан,|считал, что |России |
|Русской |21%. С другой |скон-струировал |хорошо»), в |В.М.Васнецов, А.И. Ккуинджи. |церковь и |– |
|культуры |стороны при |радио (1897г.) |драматургии |Формируется творчество В.В. |гос-во должны |вершино|
|осуществля|АлександреIII |Проводились |А.Н. |Вере-щагина, И.И. Шишкина, И.К. |находиться в |й |
|л-ся |поя-вились |крупные гео. |Островский |Айвазовского. |неразрывной |многове|
|процесс ее|негативные |экспедиции: |(«Гроза», |Скульптор М.О.Микешин создал |связи. Но |-ковой |
|демократиз|явления. Был |П.П.Семен-ова, |«Бес-приданн|памятник «1000-летие России», |несмотря на то |культур|
|а-ции, |издан закон «О|Н.М.Прожевальского|ица», Братья|«Багдан Хмельнийкий».М.М. |что церковь все|ы |
|борьба с |кухарки-ных |, |Карам-зины).|Антокольский известен скульптурами|сильнее |России.|
|реакцией и|детях» - |Н.Н.Миклухо-Маклая|Развива-ется|ПетраI, Ермака, Вольтера. В |«оказенивалась»| |
|консервати|запре-щавший |. Ис-следование |творчество |архитектуре наблюдался размах |, мн-огие ее | |
|з-мом. |принимать в |Сибири провел |А.П. Чехова |строительства, украшения под |представите-ли | |
| |гимназии детей|золотопромышленник|(«Ванька», |старину – эклектика. К.А. Тон |(в основном | |
| |прачек, лакеев|А.М. Сибиряков. |«Ионыч», |возвел Большой Кремлевский дворец,|рядо-вые монахи| |
| |и пр. |Значительный вклад|«Палата |Оружейную палату, Николаевский и |и священ-ники) | |
| |Ужесточилась |в развитие |№6»), А.К. |Московский вокзалы, Храм Христа |пользовались | |
| |цен-зура, |исторической науки|Толстого. |Спасителя (строился 46 лет), В.О. |громадным | |
| |усилилось |внес С.М. Соловьев| |Шервуд – автор Историч-еского |авторите-том и | |
| |влияние |(29 томов «Истории| |музея, а Д.Н. Чичагов – здания |влиянием в | |
| |церкви, |России с | |московской городской думы., где в |русском народе.| |
| |ликвидировалас|древнейших | |советское время размещался музей |Это говорило о | |
| |ь |времен»). Его дело| |В.И. Ленина. |том, что | |
| |университетска|продолжил | | |православная | |
| |я ав-тономия. |В.О.Клю-чевский(«Р| | |церковь | |
| | |усская правда», | | |обладала | |
| | |«Курс русской | | |большим | |
| | |истории»). | | |возможностями | |
| | | | |

Новинки рефератов ::

Реферат: Валютный риск и методы валютного страхования (Деньги и кредит)


Реферат: Зачем журналисту языкознание? (Журналистика)


Реферат: "Отцы и дети" в русской критике (Литература)


Реферат: Миф и религия (Доклад) (Культурология)


Реферат: Государство и право Англии в новое время (История)


Реферат: Архивация данных в MS DOS (Программирование)


Реферат: Введение в догматическое богословие - лекция 3 (Религия)


Реферат: Компенсация реактивной мощности (Технология)


Реферат: Создание текстовых документов с помощью MS Word (Компьютеры)


Реферат: Страхование строительства (Страхование)


Реферат: Форми корпоративного підприємництва (Предпринимательство)


Реферат: Ренессанс-эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: Конституционный суд Австрии (Право)


Реферат: Многокаскадные усилители (Радиоэлектроника)


Реферат: Сплавы (Химия)


Реферат: Локальные сети (Компьютеры)


Реферат: Развитие навыков культуры устной и письменной речи у учащихся III класса при изучении глагола (Педагогика)


Реферат: Реформы Б.Н. Ельцина (История)


Реферат: Обшество в послевоенные годы (История)


Реферат: История Англии в период Республики и Протектората Оливера Кромвеля (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист