GeoSELECT.ru



Политология / Реферат: Билеты (Политология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Билеты (Политология)



12. Политическая элита.
Политическая элита - это определенная группа, слой общества, которая
концентрирует в своих руках государственную власть и занимает властные
посты, управляя обществом. В основном это профессиональные политики
высокого ранга, наделенные властными функциями и полномочиями. Это также
высшие государственные служащие, профессионально подготовленные к участию в
разработке и реализации политических программ, в выработке стратегии
общественного развития. По объему властных функций можно различать: высшую
(непосредственное окружение президента, премьер-министра, спикера
парламента, руководители органов государственной власти, ведущих полит
партий), среднюю (парламентарии, сенаторы, депутаты, губернаторы, мэры и т
д.) и административную (высший слой государственных служащих, занимающих
высшие позиции в министерствах, департаментах и др. органах
государственного управления) элиты.
Функции политической элиты: На первом месте стоит стратегическая функция.
Ее содержание заключается в разработке стратегии и тактики развития
общества, определении политической программы действий.
Коммуникативная функция предусматривает эффективное представление,
выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей
различных социальных групп и слоев населения и реализацию их в практических
действиях. Организаторская функция. Политическая элита во все времена
сталкивалась и будет сталкиваться с необходимостью организовывать массы.
Среди потенциальных политических элит наиболее эффективными будут те,
которые в большей мере способны обеспечить поддержку своих программ
массами. Эта функция предусматривает осуществление на практике
выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
Интегративная функция состоит в укреплении стабильности общества,
устойчивости его политических и экономических систем, в недопущении
конфликтов, непримиримых антагонизмов, острых противоречий, деформации
полит структур. Важными содержательными элементами этой функции являются:
сплочение различных слоев населения, гармонизация их социальных интересов,
достижение консенсуса, сотрудничества и тесного политического
взаимодействия всех сил в обществе.
Механизм формирования политической элиты: В мире существуют две тенденции в
формировании и воспроизводстве политической элиты.
Первая типична для государств с недемократическими режимами и
характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом
лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной
мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является исторически первым
поэтому преобладает в консервативных обществах. Вторая типична для
демократических государств и соответственно ее обуславливает гораздо более
широкий круг социальной базы и требует для своего функционирования высокой
политической культуры , что является следствием развития политической
системы. Хотя и для стран с демократическими принципами государственности
диапазон открытости может в большой мере отличаться.
Сама политическая элита внутренне дифференцирована. Она делится на
правящую, оппозиционную (т.е. контрэлиту); высшую, которая принимает
значимые решения для всего государства; среднюю, которая отражает
общественное мнение; административную – это служащие-управленцы
(бюрократия). Кроме того, существует еще и субэлита, куда входят
руководители крупных корпораций, высшие армейские и милицейские чины,
руководители партий и профсоюзов, руководители СМИ и т.д. В состав
политической элиты входят также те представители правящего класса, которые
формально не связаны с политикой, но оказывают огромное влияние на принятие
политических решений. Они не могут оказывать прямую (материальную и
моральную) помощь, но в определенное время могут становиться главными
действующими лицами политического процесса. Таким образом, элита занимает
важное место среди субъектов политики. По существу, политика – это продукт
элиты, ее функция, причем функция социально необходимая, выражающая
интересы общества.
11. Теории элит.
Основоположниками современной теории элит можно назвать итальянских
социологов Г. Моска и В. Парето. В.Парето выделял элиты: экономическую,
политическую и духовную. Он был родоначальником функционалистской теории
элиты. Согласно мнению итальянского института политики любому обществу
присуща элитарность. В основе этого лежит факт естественных различий людей:
физических, психологических, умственных, моральных. Эта элита
характеризуется особыми политическими и организаторскими качествами. Массы
признают право элиты на власть. Элиты сменяют друг друга в ходе борьбы за
власть, поскольку добровольно власть никто не уступает. Факт существования
элиты практически никем, кроме марксистов, не опровергается. Хотя у
различных школ социологов и политологов на этот счет имеются
противоположные мнения.
Ценностные теории (В.Ропке, Ортега-и-Гассет). Элита - это слой общества,
наделенный высокими способностями к управлению. Элита есть результат в
большей степени естественного отбора лиц с выдающимися качествами и
способностями управлять обществом. Формирование элиты не противоречит
принципам демократии. Социальное равенство людей должно пониматься как
равенство возможностей.
Тоталитарный элитизм. Элита номенклатуры. (М.Джилас, М.Восленский).За
определенное время формируется правящий слой ,кровно заинтересованный в
сохранении тоталитарной системы, обладающий множеством привилегий.
Формирование кадров жестко регламентируется на основе принципа
отрицательного отбора.- порядочному, высокоморальному человеку практически
невозможно пройти сквозь сито номенклатурной селекции.
Концепции плюрализма элит (Р.Дай, С.Келлер, О.Штаммер, Д.Рисмен). элита
множественна. Ни одна входящая в нее группа не способна оказать решающего
воздействия на все области жизни одновременно. В условиях демократии власть
распределена между различными группами элит, кот оказывают влияние на
принятие решений, отстаивая свои интересы. Конкуренция предотвращает
формирование целостной элитарной группы и делает возможным контроль со
стороны масс.
Теория элитной демократии. Неоэлитизм (Р.Арон, Дж.Пламетац
Дж.Сартори,П.Бахрах) понимание демократии как конкурентной борьбы
претендентов на руководство обществом во время избирательной кампаний.
Элита не властвует, а осуществляет руководство массами с их добровольного
согласия, посредством свободных выборов.
Американские историки политической науки обычно не делают различий между
теориями элитного плюрализма и демократического элитизма , хотя эти отличия
и существуют, и связаны они в конечном счете с расхождением идейных позиций
их сторонников , тяготеющих к либеральному(теории элитного плюрализма) или
консервативному (неоэлитизм) полюсам идейно - политического спектра.
Радикальный элитизм. Леволиберальные концепции (Р.Михельс, Р.Миллс).
общество управляется исключительно одной властвующей элитой. Правление
народа технически неосуществимо: непосредственная демократия невозможна по
крайнеймере в странах с большим населением , а представительная неизбежно
приводит к утрате народом части своего суверинетета , отчуждаемого в пользу
избранных представителей которые в силу определенных закономерностей
превращаюся в элиту.

13. Основные концепции политического лидерства.
Наиболее распр общепризнанные теории - это теории личностных черт,
ситуативные ситуативно-личностные. Теория черт (и ее разновидности)
возникли под влиянием исследований английского психолога и антрополога Ф.
Гальтона пытавшегося века объяснить лидерство на основе наследственности. В
рамках этого направления были предприняты исследования царских династий
различных наций, анализ браков между правителями и т.д. Основной идеей
такого подхода было убеждение том, что если лидер обладает качествами
(передающимися по наследству), отличающими его от его последователей, то
эти качества можно выделить. Однако составить перечень таких черт тогда не
удалось. В 1940 г. американский психолог К. Бэрд составил список и 79 черт,
упоминаемых различными исследователями как "лидерские". Среди них были
названы инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм,
уверенность, дружелюбие (сегодня добавлены теле и фотогеничность) и т.д. Но
ни одна из них н занимала прочного места в перечнях:. 65% названных черт
были упомянут лишь однажды, 16-20 - дважды, 4-5 - трижды и лишь 5%о черт
был названы четыре раза. Такой разброс мнений американский психолог Ю
Дженнингс объяснял субъективизмом этих теорий, они, по его мнению, большей
мере отражали черты самих исследователей, чем черты лидера. Независимо от
отношения к этой теории и ее научной ценности люди продолжают считать, что
политический лидер, в частности президент, должен обладать некоторыми
основными чертами. И от соответствия конкретного политика этому
представлению зависит степень его поддержки массами. В американской
политической культуре к подобны чертам относят честность, др. моральны
качества и способность вызывать доверие масс. Для проверки теории черт были
проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере
опровергли эту теорию, т. к. спец качества лидера совпадают с полным
набором психологических и социальных признаков личности вообще. Кроме того,
в некоторых сферах деятельности, высокие моральные и интеллектуальные
черты являются скорее препятствием. На смену теории черт пришли
ситуативные теории лидерства, соответствии с которыми появление лидера есть
результат места времени и обстоятельств. То есть в различных конкретных
ситуация групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые
превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, н поскольку
именно это качество и оказывается необходимым в это ситуации, человек,
обладающий им, становится лидером. Ситуационная теория лидерства
подчеркивает относительность черт, присущих лидеру, и предполагает, что
качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно разных
лидеров. Для того чтобы снять возможные возражения, будто ситуационная
теория рассматривает личность лидера как марионетку, американский ученый Э
Хартли предложил модификацию этой теории. Он предположил, что: 1. если
человек становится лидером в одной ситуации, не исключено, что он им станет
и в другой; 2. в результате стереотипного восприятия лидеры в одной
ситуации рассматриваются группой как "лидеры вообще"; 3. став лидером в
определенно ситуации, человек приобретает авторитет, который способствует
его избранию лидером и в следующий раз;4 лидером чаще выбирают человека,
имеющего мотивацию к достижению этой позиции. Однако такая размытая
формулировка не сняла односторонности с это теории, и, как часто бывает в
науке, два крайних варианта породили третий, более или менее компромиссный,
а именно личностно - ситуативную теорию. В 1952 г. Г. Герт и С. Милз
выделили четыре фактора, которые было необходимо, по их мнению, учитывать
при рассмотрении феномен лидерства: 1. черты и мотивы лидера как человека;
2. образы лидера мотивы, существующие в сознании его последователей,
побуждающие и следовать за ним; 3. характеристики роли лидера; 4.
институциональны контекст, т.е. те официальные и правовые параметры, в
которых работает лидер и в которые он и его последователи вовлечены.
Стогдилл и Шатл предложили изучать лидерство с точки зрения статуса, вз-ия
восприятия и поведения индивидов по отн к другим членам группы Т. о.,
лидерство стало рассм как отн м/у людьми, а не как хар-ка отдельного
индивида. Следуя этой традиции, Р. Кеттел предложил рассм лидерство как
динамичное вз-ие м/у целями лидера и целями потребностями последователей,
где функция лидера сводится к выбору достижению групповых целей. На
современном этапе развития политико-психологической науки практически все
исследования в области политического лидерства можно отнести к ситуативно
-личностны теориям, т.к. ни у кого не вызывает сомнений необходимость учета
обоих факторов. Следующей теорией является феномен лидера через его
последователей. (Стэнфорд) Именно последователь воспринимает лидера,
воспринимает ситуацию и в конечном счете принимает или отвергает лидерство.
Данная теория принижает лидера, делая его марионеткой последователей, но
если лидер взял власть в свои руки, он может отмахнуться от своих
последователей (Сталин). Психологическая концепция: лидерство, как защита
от страха, путем бегства в сферу господства. Избавление от комплексов путем
навязывания своей воли другим.
История изучения политического лидерства представляет собой пример
обширного многообразия подходов. Одни исследователи определяют политическое
лидерство - как " влияние ", другие - как " управление " третьи - как "
принятие решений ", а четвертые признают лидерам только " новаторов ", тех,
кто " ведет вперед ", а руководителей, управляющих продолжают называть
чиновниками, бюрократами. Но проблему политического лидерства нельзя
рассматривать однобоко политический лидер, скорее, сочетает в себе все эти
качества, чем обладает только каким-то одним из них. В политологии, начиная
с М. Вебера, политических руководителей делили на три типа: традиционных,
легальных (бюрократических) и харизматических в зависимости от того, на чём
основываются их претензии на власть (авторитет). Понимая под лидерством
способность «отдавать приказы» и «вызывать повиновение» он предложил:
1. Традиционные лидеры ( вожди ) - опираются на вековые традиции н у кого
не вызывающие сомнений. 2. Легальные лидеры - должны получить власть
законным путем. ( Билл Клинтон, Ельцин).
Харизматические лидеры - они стоят особняком, их власть (скорее - авторитет
) опираются не на внешнюю силу, а на некое необычное личное качество,
которое М. Вебер называет " Харизмой " ( в раннехристианской литературе
этот термин обозначает " боговдохновленность " ) Это качество не имеет
четко выраженного содержания, но оно достаточно для того, чтобы у
харизматического лидера были последователи желающие вручить ему
политическую власть ( Ленин, Сталин). Анализируя подход М. Вебера к
проблеме лидерства, необходимо учитывать, что он выделял «чистые типы»
этого феномена. В реальной жизни индивид может «совмещать» свойства
нескольких видов лидерства. Существуют четыре собирательных образа лидеров
: " знаменосец " " служитель ", " торговец ", " пожарник ".1. Лидер -
знаменосец отличается собственным видением действительности, имеет цель,
увлекает за собой людей, определяет характер происходящего, его темп,
формирует политическую проблематику. 2.Лидер - служитель - выражает
интересы своих приверженцев. Он действует от их имени, и задачи
приверженцев являются для такого лидера центральными. 3. Лидер - торговец -
основывает свои отношения с избирателями на способности убедить избирателей
в своей стратегии, пойти на какие-то уступки, тем самым добиться
поддержания своей политики. 4. Лидер - пожарник - реагирует на требования
масс, вызваны конкретной ситуацией, что и определяет его действия.

25. Особенности политических культур Запада и Востока.

Идеалы политической культуры западного типа восходят к полисной (городской)
организации власти в Древней Греции, предполагавшей обязательнсть участия
граждан в решении общих вопросов, а также к римскому праву, утвердившый
гражданский суверенитет личности. Огромное влияние на их содержание оказали
и религиозные ценности христианства, прежде всего протестантской и
католической его ветвей. Специфика же восточных норм и традиций коренится в
особенностях жизнедеятельности общинных структур аграрного азиатского
общества, формировавшихся под воздействием ценностей арабо-мусульманской,
кофуцианской и индо-буддийской культур.
Коротко говоря, наиболее существенные различия этих ценностных ориентаций
граждан в политической жизни общества проявляются в следующем:
1) ЗАПАД. Убежденность, что власть может покоиться на физическом, духовном
или ином превосходстве человека над человеком. ВОСТОК. Уверенность в
божественном происхождении власти, не связанном ни с каким человеческим
достоинством.
2) ЗАПАД. Отношение к политике как к разновидности конфликтной социальной
деятельности, которая строится на принципах честной игры и равенства
граждан перед законом.ВОСТОК. Отношение к политике как к подвижнической,
недоступной всем деятельности, подчиненной кодексу поведения героев и
принципам божественного правления; отрицание случайности политических
событий и понимание политики как средства утверждения конценсуса, гармонии
и мира.
3) ЗАПАД. Осознание самодостаточности личности для осуществления властных
полномочий, отношение к политическим правам как к условию укрепления права
собственности; примат идеалов индивидуальной свободы. ВОСТОК. Отрицание
самодостаточности личности для осуществления властных полномочий,
потребность в посреднике в отношениях между индивидом и властью; приоритет
идеалов справедливости; политическая индифферентность личности.
4) ЗАПАД. Признание индивида главным субъектом и источником политики,
отношение к государству как к институту, зависимому от гражданского
общества, гаранту прав и свобод личности, орудию предпринимательской
деятельности индивида и группы. ВОСТОК. Признание главенствующей роли в
политике элит и государства, предпочтение патроната государства над
личностью; признание приоритета над личностью руководителей общин,
сообществ, групп; доминирование ценностей корпоративизма.
5) ЗАПАД.Предпочтение личностью множественности форм политической жизни,
состязательного типа участия во власти, плюрализма и демократии;
предпочтение усложненной организации власти (наличия партий, разнообразных
групп давления и т.д.). ВОСТОК. Предпочтение личностью исполнительских
функций в политической жизни и коллективных форм политического участия,
лишенных индивидуальной ответственности; тяготение к авторитарному типу
правления, упрощенным формам организации власти, поиску харизматического
лидера.
6) ЗАПАД. Рациональное отношение к исполнению правящими элитами и лидерами
своих функций по управлению обществом, понимание необходимости контроля за
их деятельностью и соблюдения правил контрактной этики. ВОСТОК.
Обожествление (сакрализация) правителей и их деятельности по управлению
обществом, отсутствие убежденности в необходимости их контроля.
7) ЗАПАД. Примат общегосударственных законов и установлений
(кодифицированного права) над частными нормами и правилами поведения,
понимание различий в моральной и правовой мотивации политических действий
граждан. ВОСТОК. Приоритет местных правил и обычаев (местного права над
формальными установлениями государства, тенденция сглаживания противоречий
между нравственными традициями общности и законодательными установлениями
как мотивами политического поведения.
8) ЗАПАД. Достаточно ощутимая идеологизированность политических позиций
граждан. ВОСТОК. Менее выраженная идеологизированность позиций,
веротерпимость (за исключением исламских течений).
В классическом виде названные ценности и традиции взаимодействия человека и
власти формируют органически противоположные политические культуры
(например в США и Иране, Франции и Кампучии). И даже перестройка
политических институтов по образцам одного типа культуры не может порой
поколебать устойчивость отдельных ценностей прежней культуры. К примеру, в
Индии, где в наследство от колониального владычества Великобритании страна
получила достаточно развитую партийную систему, парламентмкие институты и
проч., по-прежнему доминируют архетипы восточного менталитета. И поэтому на
выборах главную роль играют не партийные программы, а мнения деревенских
старост, князей (глав аристократических родов), руководителей религиозных
общин и т.д. В то же время и в ряде западноевропейских стран повышенный
интерес к религиям и образу жизни на Востоке также никак не сказывается на
изменении параметров политической культуры.
7. Политические партии.
Партия - это полит общ-ая орг-ия, кот борется за власть или за участие в
осущ-ии власти. Полит партия - это орг-ия единомышленников, представляющая
интересы граждан, соц групп и классов и ставящая своей целью их реализацию
путем завоевания гос власти или участия в ее осущ-ии. Существует множество
подходов к опред сущности полити партий: понимание партии как группы людей,
придерживающихся одной идеологической доктрины (Б. Констан.); трактовка
полит партии как выразителя интересов опред классов (марксизм);
институциональное понимание полит партии как орг-ии, действующей в системе
гос-ва (М. Дюверже).
Структура полит партий. Существующие сейчас полит партии по орг-ой
структуре можно отнести к двум осн типам: организационно оформленным и
организационно неоформленным. О. о.: в партиях этого типа члены партии
получают парт билеты и платят взносы. О. н.: в партиях этого типа нет офиц
членства (состояния в партии), а для того, что бы считаться членом такой
партии достаточно, что бы за тебя проголосовал комитет этой партии. Общее,
что присуще всем современным партиям, наличие парт аппарата. Т. е. орг-ой
группы людей, для кот партийная полит деят-ть является профессией. Партии,
как правило, не однородны и имеют внутри себя фракции - группы выдвигающие
программы несколько отличные от общей, осн программы партии. Сущ-ие в
партии различных фракций делает ее политику более гибкой, поскольку
помогает ей сохранить свое влияние среди различных групп избирателей.
Политика партии вырабатывается в ходе внутрипартийной политической борьбы
между различными фракциями и течениями. Руководящие органы многих партий
составляются на основе представительства от различных фракций. В программах
партии обычно подчеркиваются их намерения служить интересам определенных
социальных групп, большинства граждан всей страны. В практической политике
партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей,
поскольку только так можно одержать победу на демократических выборах.
Типология политических партий. По характеру доктрин партии делятся на:
революционные; реформаторские; консервативные; реакционные. По месту и
роли партий в политической системе они делятся на: государственные
(партийная идеология становится государственной, партия формирует
государственную систему управления); авторитарные (не сливающиеся с
государством, но составляющие основу политического режима и пользующиеся
его поддержкой); парламентские (действующие в конкурентных политических
системах). Существует классификация партий по критерию организационной
структуры: централизованные (организованные иерархически, с сильным
руководящим центром и строгой дисциплиной); децентрализованные (партии,
выступающие в политической системе, где партийная система играет
второстепенную роль); кадровые (деятельность этих партий направлена, прежде
всего, на выборы, на то чтобы объединить представителей социальных элит);
массовые (ориентированны на политическое воспитание и формирование новых
элит); партии с формально определенными принципами членства (эти принципы,
обычно содержатся в уставах, определяют форму и условия принятия в партию и
пребывание в ней); партии со свободным членством (принадлежность к партии
выражается через голосование за кандидатов собственной партии). По виду
партийного руководства партии бывают: коллективного руководства (лидер
руководящей группы исполняет роль арбитра); коллективного руководства с
отчетливо выраженным верховенством лидера; личностного руководства (с
единоличным руководителем типа вождя, которое является, как правило,
Формально санкционированным); харизматического руководства (где кроме
формальных гарантий коллективного руководства, доминирует личность, исходя
из авторитета в обществе или партии); консенсуального руководства.
Функции: Полит партии в совр обществах выполняют следующие функции:
представит-во - выражение интересов опред групп населения; социализация -
вовлечение части населения в число своих членов и сторонников;
идеологическая функция - разработка привлекательной для опред части об-ва
полит платформы; участие в борьбе за власть - подбор, выдвижение полит
кадров и обеспечение усл их деят-ти; участие в формир-ии полит систем - их
принципов, элементов, структур. Полит партии, кот имеют реальные
возможности участвовать в формир гос-ых органов, воздействовать на внутр и
внеш политику страны, в совокупности сост партийную систему об-ва.
4. политическая система общества
Политическая система общества - целостная, упорядоченная совокупность
политических институтов, политических ролей, отношений, процессов,
принципов политической организации общества, которые подчинены кодексу
политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм,
историческим традициям и установкам политического режима конкретного
общества. Политическая система включает организацию политической власти,
отношения между обществом и государством, характеризует протекание
политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние
политической деятельности, уровень политического творчества в обществе,
характер политического участия, не институциональных политических
отношений.
Политическая система конкретного общества определяется его классовой
природой,
социальным строем, формой правления (парламентского, президентского и
т.п.),
типом государства (монархия, республика),
характером политического режима (демократического, тоталитарного,
деспотического и др.),
социально-политических отношений (стабильных или нет, умеренно или остро
конфликтных либо консенсунсных и т.п.),
политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми
или не развитыми правовыми структурами),
характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе
(сравнительно открытых либо закрытых),
историческим типом государственности (централистским, с иерархическими
бюрократическими структурами и т.п.),
исторической и национальной традицией уклада политической жизни
(политически активным или пассивным населением, с кровно - родственными
связями или без них, с развитыми или не развитыми гражданскими отношениями
и т.д.).
Политическая система, управляющая обществом, не должна доминировать в нем
за счет подавления и ослабления других систем (деспотический и тоталитарный
тип политической системы) и быть достаточно жизнеспособной, чтобы не
входить в длительные кризисные состояния, которые нарушают
функционирование других систем общества.
Политическая система структурна, т.е. включает части или подсистемы разной
сложности, их элементы и отношения между ними. Политическая система
складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений:
двух институциональных - высшего или верхнего (мегоуровень),
среднего или промежуточного ( мезоуровень )
неинституционального - нижнего, массового (микроуровень).
В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие
структуры (на тех же уровнях ): легальные и теневые.
Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты
политических отношений (руководителей, правящих) и носителей власти,
исполнителей, рядовых членов массовых ассоциаций, их социальной базы.
Таким образом, на институциональном макросистемном уровне политическая
система включает центральный аппарат государственной власти, разделенной
в демократическом обществе и в правовом государстве на законодательную,
исполнительную и судебную.
Средняя (мезо) структура политической системы образована аппаратами
управления, органами выборной и назначаемой власти, которые
непосредственно слиты со структурами макро уровня, но составляют его
периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими
эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с
государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и
муниципальная администрация, Советы разных рангов, иерархия партийных,
профсоюзных и других ассоциативных структур (обществ, союзов), крупные
предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и органы порядка, другие
учреждения, через которые осуществляется политическая социализация,
например школа, театр, армия.
Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами
политической системы и обществом, организуют их отношения, передают
импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции -
инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса
мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне
формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и
самые массовые параллельные теневые структуры. К скрытым функциям
легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом
уровне при определенных условиях (экономические трудности, неразвитые
гражданские отношения, идеологические и политические конфликты и т.п.)
добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров,
групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная
активность и коррупция официальных лиц и властей. На этом же уровне
формируются нелегальные теневые структуры неполитического характера,
такие как параллельная экономика, черный рынок, организация преступного
мира, мафии и мафиозные корпорации разного рода, которые имеют тенденции
смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное
влияние.
Микро уровень политической системы образуется массовым участием
общественных групп, классов и слоев, граждан общества в политической
жизни: членством в массовых политических или неполитических, но влиятельных
организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или
протеста, в социальном контроле политики, в ответственных процессах ее
демократической организации (выборах, референдумах и т.д.). На микро уровне
формируются политические народные движения, зарождаются политические
группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается
политическая культура общества - важная составная часть и характеристика
политической системы.
Пространство микро структур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым
уровнем. В нем расположено все, в принципе, общество и все его граждане, с
их политическими взглядами, формами участия в совместной политической
жизни, хотя политические роли организационно и функционально их разделяют
по разным уровням.
Политическая система общества сформирована по принципу пирамидальной
иерархии: с массовой социальной базой в основе, вершиной государственной
власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы,
имеющие вертикальные структуры (от массовой базы - к руководящим
учреждениям: партии, крупные общественные организации, союзы, и пр.).
Политическая система должна выполнять ряд функций:
Функция политической социализации. Приобщение индивида к политическим
ценностям, следование принятым в обществе стандартам политического
поведения, лояльное отношение к институтам власти.
Функция адаптации. Подготовка и отбор субъектов власти способных находить
наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их
обществу.
Функция реагирования. Реагирование на сигналы, поступающие извне или
изнутри. Данная функция позволяет системе быстро адаптироваться к
изменяющимся условиям.
Экстракционная функция. Извлечение ресурсов из внешней и внутренней среды.
Дистрибутивная функция . Распределение ресурсов среди групп внутри
общества.
Функция регуляции. Воздействие на общество. Это воздействие может
проявляться путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют
индивиды, а также применение мер в отношении к нарушителям.

19. Политическая идеология.

Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в
научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в
своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное
отношение к идеологиям. Революционные потрясения девятнадцатого столетия
хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в
символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на
алтарях идеологических абстракций. Трактовка идеологий в тот период
связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спекулятивными
умозрительными конструкциями.
К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали термин идеология для обозначения
извращенного сознания, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и
социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов.
Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично
иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более
того, эти иллюзии превращаются в идеологических конструкциях в
самодовлеющую силу, первичную по отношению к реальным интересам. В силу
своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким
искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение
претендует на теоретически правильное освоение социальности и защищает себя
всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще
идеологиям тоталитарного типа, как показала практика идеологической борьбы
двадцатого века.
Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение
характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в
освобождении познания социального бытия от идеологических познавательных
установок. В.И.Ленин видоизменил подход к марксизму в этом отношении. Он
показал, что марксизм тоже является идеологией - идеологией пролетариата.
Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был
поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской
идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем
сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным инструментом
защиты и оправдания любых политических решений.
Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием
и иллюзией социальных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий
в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания
об обществе с социальными интересами. Современное общество отличается
сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные
слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые
представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения.
На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую
социальные слои смотрят на мир.
В идеологиях фиксируются те общественно значимые ситуации, которые
возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки
активного решения и его последовательного воплощения, оформляются и
социальные идеалы как стратегические устремления того или иного слоя.
Идеология - это социально значимая, теоретически оформленная система идей,
в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит
закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть
объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.
Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным
слоем своего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые
закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти
ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и
определяют ее.
Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной,
теоретической форме, любая идеология выходит на человека как на
общественное существо, способствуя его социальной, политической,
национальной самоидентификащии. Идеологические ценности придают смысл
социальному действию и оправдывают его.
Основным содержанием политической идеологии является политическая влдасть,
ее трактовка, отношение к различным политическим институтам, представления
о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных
преобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям,
массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных
отношеений, определяются принципы решения национального вопроса.
Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосновывает их как
значимые для всего общества.
Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в
программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В
политических программах и заявлениях идеологии приобретают четкость, ярко
выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры,
эффективные в достижении определенных целей, делается непосредственный
выход на властные механизмы преобразований.
Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений;, когда
в массовое политическое действие вовлекаютсян огромные слои населения.
Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Французская
(17889-1794 гг.), буржуазные революции раскрыли роль идеологии как
детерминанты политики. Именно современная политическая история показала,
как идеологические представления мобилизуют, направляют и активизируют
деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как
коллективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют
превращению социальных слоев, этнических общностей в самостоятельных
субъектов исторического действия. Поэтому поолитические силы своей
важнейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных
стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.
Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые,
теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк
А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый вид
верований, своебразные светские религии. Понимание идеологии как
эрзацрелигии связывают с особеннлстями массового сознания. По сравнению с
идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми
теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать
идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая
разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться
от старых идеологических принципов.
Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного
государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях
цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же,
проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к
уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы
самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы
веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями
заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических
очевидных проблем, другие – на осуществление доктриально выверенных
проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти
определенных политических сил и режимов. Контридеологии также выполняют эту
функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных
сил.
Идеологии выполняют мобилизующую и интеграционную функции, объединяющие
людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и
классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы.
Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество,
способствует возникновению чувства коллективного "мы".
Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим
зарядом осмысления действительности и ниспровержения иных идеологических
кумиров.
Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи
отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе
реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характером социальной
структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией.
Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические
конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы
и классы осознают свое положение. Искажение действительности происходит в
соответствии с определенными социальными интересами.
Конструктивная функция политической идеологии проявляется наиболее четко
при принятии политической программы действий, которая реализуется на
практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда
политические идеалы мотивируют действие отдельных индивидов, социальных
групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе.
Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет
до ее провозглашения.
Политическая идеология выполняет нормативную функцию. В ней фиксируется
определенный политико-идеологический императив, с которым сверяются
практические проекты, содержатся политические ориентиры-нормы, которых
следует придерживаться. В переходные периоды реформ, революций нормативный
компонент несет особую нагрузку. Различными идеологическими течениями
создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих
долженствование.
Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им
социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя
надежду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя
социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.
Политические идеологии обладают большим потенциалом, с помощью которого
можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникационное
воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение
американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые
бинокли.
Таким образом, пока существует глубоко социально-стратифицированное
общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически
оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии
останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных
социальных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе
идеологической идентичности.

20. Либерализм.

В политической истории Запада возникновение либерализма связано с развитием
капиталистического общества и совпадает по времени с периодом буржуазных
революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-
1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.Л.Монтескье (1689-1755 гг.)
выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной
реакцией. Их идеи легли в основу концепции либеральной демократии.
Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной
свободы. Либерализм отстаивал самоценность человеческой личности и ее право
на самостоятельное преследование личного интереса. Индивидуализм в
понимании эпохи Просвещения - это способность утвердить себя как носителя
разума, способность преобразовать реальность в согласии с требованиями
разума, сделать ее достойной природы человека.
Либеральная доктрина естественных прав человека на жизнь, свободу,
собственность требовала от общества предоставления личности максимальной
свободы для самореализации. Естественным и единственным ограничением такой
свободы являлась свобода другого индивида.
Либеральная теория "общественного договора" обосновывала суверенность
народа как источника власти и формирование государства как договора между
народом и правительством. Охрана личной безопасности и прав собственности
была первопричиной для социального договора, согласно которому объединение
людей в содружество и подчинение правительству и есть защита их
безопасности и собственности. Правительство - лишь опекун общественных
прав. Если правительство не сумело защитить права граждан, значит, не
оправдало их доверия и, следовательно, не может больше претендовать на
подчинение со стороны граждан.
Идея сопротивления деспотической власти занимала важнейшее место в
идеологии и политической борьбе ХVII-ХVIII веков. Мнения либералов в
основном расходились в вопросе о способах сопротивления власти, превышающей
свои полномочия. В целом же либерализм признавал право на революционное
сопротивление деспотизму и оправдывал не только революции в Англии и
Франции, но и американскую войну за независимость.
Кроме принципа управления с согласия граждан, либерализм обосновывал и
принцип управления на основе закона. Целью государства является обеспечение
торжества права, требованиям которого оно само должно подчиняться.
Классический либерализм решительно выступал за равенство граждан перед
законом, защищал правовые основы демократии и парламентаризма. Равенство в
свободе по всеобщему закону - таков либеральный императив права.
В экономической области либералы защищали принцип свободного рыночного
обмена, личной предпринимательской инициативы, конкуренции, осуждали
протекционизм, политическое вмешательство в экономику. Основную функцию
государства либералы того времени видели в охране частной собственности,
установлении общих рамок свободной конкуренции, охране порядка и контроле
за законопослушанием граждан, а также в защите внешнеполитического
суверенитета страны. Государство - это всего лишь "ночной сторож". Лозунг
"Анархия плюс констебль" хорошо отражал суть этой точки зрения.
Наиболее последовательную концепцию либеральной демократии и
конституционализма сформулировал один из ведущих идеологов американской
буржуазной революции Т.Пейн. Пейн считал государство необходимым злом: чем
оно меньше, тем лучше для общества. Наделенные неотъемлемыми правами,
свободные и равные от природы индивиды предшествуют государству как в
прошлом, так и в настоящем и будущем. Государство считается законным и
цивилизованным лишь в том случае, если оно образовано на основе активного
согласия граждан, конституционно оформлено и зафиксировано с помощью
парламентских представительных механизмов. Такое представительство и такое
правительство не имеют каких-либо особых прав, они имеют только обязанности
перед своими гражданами.
В демократическом представительном правлении либералы видели достаточно
эффективный механизм защиты интересов личности и общества. Теоретики
либерализма, в частности, Дж.Локк и особенно последователи Ш.-Л.Монтескье,
обосновали принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга. Система
сдержек и противовесов рассматривалась как препятствие к узурпации власти
кем бы тони было, будь то личность, партия, ветвь власти или большинство.
Демократическое большинство, не ограниченное ничем, тоже может стать
деспотом, считали либералы. Поэтому в демократии должен существовать центр
сопротивления демократии, т.е. выборному деспотизму большинства. Права
меньшинства должны быть гарантированы. По сути дела, либералы отстаивали
право на политическую оппозицию.
В духовной сфере либерализм склонялся к терпимости и компромиссу. Свобода
мнения и слова для либерала важнейший принцип жизнедеятельности.
Либерализм сыграл огромную роль в разрушении страх идеологических ценностей
традиционного общества. Он утвердил новый демократический символ веры:
- индивидуализм, который видит основную задачу общества и государства в
обеспечении каждому индивиду возможностей для развития его способностей;
- свобода, которая должна обеспечиваться в рамках закона в максимально
возможных пределах для каждого индивида;
- равенство, как утверждение того, что все люди равны от природы и имею
равные права и возможности; - братство, понимаемое как сотрудничество людей
в создании благополучного общества и отказ от использования своей свободы
во зло другим.
22. Демократический социализм
Идеология современной социал-демократии своими корнями восходит к
реформистскому течению во II Интернационале (1889-1914 гг.),
представленному Э.Бернштейном, Вандервельде, Фольмаром, Жоресом и др., к
воззрениям теоретиков Рабочего Социалистического Интернационала,
существовавшего в межвоенный период; концепциям либерального реформизма,
среди которых особое место принадлежит кейнсианству.
Особенностью идеологии социал-демократов является реформизм, обоснование
политики регулирования и перераспределения доходов в эффективно работающей
рыночной экономике. Один из крупнейших теоретиков II Интернационала
Э.Бернштейн отрицал неизбежность крушения капитализма и всякую связь
наступления социализма с этим крушением. Социализм не сводится к замене
частной собственности общественной, считал Бернштейн. Путь к социализму -
это поиск новых "товарищеских форм производства" в условиях мирного
развития капиталистической экономики и политической демократии. "Конечная
цель - ничто, движение - все" - таким стал лозунг реформистского
социализма.
Современная концепция "демократического социализма" в основных своих чертах
была создана в 50-е годы в результате принятия Декларации принципов
Социалистического Интернационала на международной конференции
социалистических партий во Франкфурте-на-Майне в 1951 году.
"Демократический социализм", согласно программным документам социал-
демократии, - это путь, который отличается и от капитализма, и от
"реального социализма". Капитализм, по мнению социал-демократов, развил
огромные производительные силы, однако поставил права собственности над
правами человека. Коммунисты же, там, где они пришли к власти, уничтожили
свободу, создали новое классовое общество и неэффективную экономику,
основанную на принудительном труде.
Социал-демократы одинаковое значение придают как принципу личной свободы,
так и принципам солидарности и справедливости. Традиционная формула:
"Социализм = обобществление + плановая экономика", по мнению теоретиков
социал-демократии, должна быть окончательно отброшена. Критерий различия
между капитализмом и социализмом заключается не в принципах организации
экономики, а в том положении, которое человек занимает в обществе, в его
свободе, праве на участие в принятии решений, значимых для государства,
возможности реализовать себя в различных сферах общественной жизни.
Составными частями концепции "демократического социализма" являются
политическая, экономическая и социальная демократия.
Идея политической демократии основывается на принципах свободы и равенства.
Социал-демократы признают возможность существования различных форм
демократии, однако в любом случае основополагающими требованиями
политической демократии должны быть: наличие свободных выборов;
предоставление гражданам действительного выбора между различными
политическими альтернативами; возможность смены правительства мирными
средствами; гарантия прав личности и меньшинства; существование независимой
судебной системы, основанной на верховенстве закона. Демократия в
интерпретации социал-демократов представляется в качестве абсолютной
ценности, имеющей надклассовый характер. Выступая за "чистую" демократию,
социал-демократы понимают государство как верховный социальный институт, в
рамках которого регулируются и примиряются противостоящие социальные
интересы. Государство выступает в качестве главного органа общественных
изменений и прогрессивного развития.
Давая обоснование экономической демократии, социал-демократы подчеркивали в
своих официальных документах, что выступают за общественную собственность,
но в рамках смешанной экономики. Частная собственность доступна в
определенных секторах экономики. Многообразие форм собственности должно
работать на эффективность производства. Коллективная собственность не
является просто самоцелью, а должна служить инструментом повышения
благосостояния общества.
Приоритет в своей экономической стратегии социал-демократы отдают рыночным
отношениям. Государство, в свою очередь, должно регулировать рынок: не
допускать доминирования на нем только большого бизнеса, добиваться, чтобы
технологии использовались на благо всего общества. Другими словами,
международная социал-демократия признала принцип: "Конкуренция -насколько
возможно, планирование - насколько необходимо".
Достижения экономической демократии увязываются и с развитием "соучастия"
представителей трудящихся в управлении капиталистическими фирмами, а также
с развитием "самоуправления". В целом экономическая сфера должна отличаться
четко выраженной социальной направленностью и быть подконтрольна обществу,
но без утраты эффективности, присущей рыночной экономике.
Термином "социальная демократий' обозначается качественная сторона образа
жизни людей, которая комплексно характеризует степень социальной свободы
человека, условия и содержание его трудовой деятельности, доступность
системы образования и духовных ценностей, состояние окружающей среды,
бытовые условия. Борьба за социальную демократию - это прежде всего борьба
за более высокое качество жизни.
Социал-демократы в западных странах, находясь у власти или оказывая влияние
на власть, во многом содействовали демократизации общества, расширению и
закреплению прав и свобод трудящихся. Их реальная политика была близка
практике либерального реформизма, но отличалась большей социальной
направленностью и борьбой за социальную справедливость.
Укрепление позиций социал-демократов связано и с тем, что авторитарный
коммунизм оказался путем, усеянным огромными жертвами и вымощенным
экономическими и социальными неудачами. Социал-демократия продолжает искать
равновесие между свободой и социальной справедливостью и стремится к
социальному государству, в котором устранена опасность буйного расцвета
бюрократии, перспективное планирование не связывает общество по рукам и
ногам и личная ответственность всех членов общества ставится на первый
план.
Социалистическая идеология и в революционной, и в реформистской модификации
оказывала и оказывает серьезное влияние на людей труда, особенно тех, кто
работает по найму. Влияние этой идеологии обусловлено тем, что она нацелена
на справедливое общество, без эксплуатации, с равным социальным статусом
граждан. Социализм впервые связал возможность осуществления высоких
гуманистических идеалов с необходимостью отменить частную собственность и
уничтожить эксплуататорское государство.
В идеологическом отношении главное противостояние XX века - борьба
либеральных и социалистических идей. Крах Восточного блока социалистических
государств заставил социалистическую идеологию перейти к обороне. Но
социализм, понимаемый как гуманное, демократическое общество, по-прежнему
остается "открытым вопросом", интеллектуальной и практической задачей,
решения которой сторонники социалистической идеологии пока не имеют.
Общей тенденцией развития социалистической идеологии в конце XX столетия
является либерализация социализма, хотя сохраняют влияние и радикальные
формы - коммунизм и необольшевизм.

21. Консерватизм
Консерватизм возник в конце XVIII века как реакция на французское
Просвещение и Великую французскую революцию. Консервативная идеология была
ответом на вызов либерализма и радикализма. Поскольку консерватизм
возникает именно как противопоставление либеральным воззрениям на природу
человека, свободу, равенство и братство, то его не считают самостоятельной,
"чистой" идеологией. Консерватизм трактуется как эпифеномен либерализма,
т.е. явление, сопутствующее либерализму, придаток либерализма. Подобное
рождение консерватизма не помешало ему превратить в достаточно стройную
систему взглядов, которая претерпела значительную эволюцию, адаптируясь к
современному миру.
Интеллектуальная консервативная традиция была разработана англичанином
Э.Берком (1729-1797 гг.), французами Ж. де Местром (1754-1821 гг.). Л. де
Бональдом (1754-1840 гг.). Они стали основоположниками традиционного
консервативного направления, которое отличалось неприятием нигилистического
характера французской революции XVIII века, буржуазной демократии и
индивидуальной свободы. "Отцы-основатели" политической идеологии
консерватизма выражали интересы аристократии, тех слоев, которых капитализм
лишал устойчивого социального состояния и сословных привилегий.
Оптимистическому взгляду либералов на природу человека, разум и воля
которого в состоянии преобразовать общество на началах свободы,
консерваторы противопоставили идею об изначальном несовершенстве
человеческой природы, в силу чего прекрасные проекты радикального
переустройства общества обречены на неудачу, поскольку нарушают веками
установленный порядок. Подлинной "природе" человека, считали консерваторы,
вообще чуждо понятие "свобода". Смысл имеют только конкретно-исторические
свободы, добытые предками, проверенные традициями и принимаемые как
исторической наследие.
Важнейшим принципом консервативной идеологии является нравственный
абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и
ценностей. Эти нравственные идеалы и ценности личности должны формироваться
всеми способами общественного и государственного воздействия и обуздывать
"греховную" природу человека. Политика в этом смысле тоже не может быть
свободной от морали.
Другим важнейшим принципом консерватизма является традиционализм.
Традиционные начала - это, по мнению теоретиков консерватизма, фундамент
любого здорового общества. Общественные реформы должны опираться на
созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности. Э.Берк
считал, что в любом обществе складывается солидарность поколений. Каждый
политический деятель, принимающий решения, должен делать это ответственно
не только перед своими современниками, но и предками, и потомками.
Конструктивному рационализму либералов Э.Берк демонстративно
противопоставлял апологию "предрассудков". Именно в "обычных
предрассудках", в традиции аккумулируется мудрость, унаследованная от
предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Традиционализм консервативной идеологии теснейшим образом связан с
политическим реализмом. Консерватизму чужд доктринерский подход.
Политическая практика, как считают консерваторы, не должна опираться на
голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны
быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти
и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить
без больших несчастий. Консерватизм возвращал политической мысли чувство
историчности, отстаивал в бурное революционное время непрерывность
исторического развития и сохранение полезных частей "старого общественного
здания", вместо изобретения абстрактных конструкций на "чистом листе"
революционной истории.
Консерватизм, особенно современный, позитивно относится к идее равенства
людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели,
возможно даже политическое равенство. Но все формы консервативной идеологии
не приемлют социального равенства, являются антиэгалитарными. Никакое
общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства. Именно в
этом основа порядка, соответствующего "природе". Эгалитаризм же разрушает
социальную иерархию, на которой базируется социальная стабильность. В то же
время антиэгалитаризм не означает, что консерваторы выступают за жесткую
пирамидальную структуру социума. Социальная мобильность по вертикали и по
горизонтали важна для общественного развития. Еще в конце XVIII века Э.Берк
сформулировал принцип меритократии, в соответствии с которым власть должна
находиться в руках достойных людей, выходцев из различных социальных групп.
Приняв со временем политическую демократию, консерваторы стали сторонниками
э

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблема ценообразования (Менеджмент)


Реферат: Электролитная обработка полосы (Металлургия)


Реферат: Педагогіка - контрольна (Педагогика)


Реферат: План счетов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Блатная музыка (Культурология)


Реферат: Ответы на госэкзамены по географии (экономической, физической и экологии) (География)


Реферат: Налогообложение предприятий с иностранными инвестициями в Россиской Федерации (Налоги)


Реферат: Рембрандт Ван Рейн. "Возвращение блудного сына" (Искусство и культура)


Реферат: Московская битва (История)


Реферат: Влияние температуры и коррозионно-активной среды на свойства металлов под напряжением при статических и циклических нагружениях (Технология)


Реферат: Охрана труда и техника безопасности, расчет вентиляции и защитного зануления (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Антропогенез (История)


Реферат: Русская деревня в изображении В.П. Астафьева (Литература)


Реферат: Культурное строительство в годы семилетки (История)


Реферат: Восприятие (Психология)


Реферат: Конституционное право зарубежных стран (Право)


Реферат: Решение задач по химии (Химия)


Реферат: УРАЛ: рельеф, народности, природа, экономика (География)


Реферат: Государственное устройство России в XVIII-XIX веках (История)


Реферат: Творчество Марка Шагала (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист