GeoSELECT.ru



Государство и право / Реферат: Основы государства и права для абитуриентов МГЮА (Государство и право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Основы государства и права для абитуриентов МГЮА (Государство и право)


СПИСОК НОРМАТИВНЫХ АКТОВ

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12
декабря 1993 года // Российская газета, 1993, 25 декабря.

Международные договоры РФ и другие международно-правовые акты.
Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря 1948 года.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Подписана в городе
Риме 4 ноября 1950 года государствами - членами Совета Европы. Впоследствии
подписаны 11 протоколов к Конвенции. Конвенция и Протоколы к ней (исключая
Протокол №6 относительно отмены смертной казни) подписаны от имени РФ в
городе Страсбурге 28 февраля 1996 года, ратифицированы Федеральным законом
от 30 марта 1998 года №54-ФЗ с оговоркой. Конвенция вступила в силу для РФ
с 5 мая 1998 года.
Договор о создании Союзного государства. Подписан в городе Москве 8
декабря 1999 года. Ратифицирован Федеральным законом от 2 января 2000 года
№ 25-ФЗ
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах
человека. Подписана 26 мая 1995 года в городе Москве, ратифицирована
Федеральным законом от 26 мая 1995 года №163-ФЗ, вступила в силу для РФ с
11 августа 1998 года.
Международный пакт о гражданских и политических правах. Принят Генеральной
ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Ратифицирован Президиумом Верховного
Совета СССР в 1973 году. Вступил в силу с 1976 года.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.
Принят Генеральной ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. Ратифицирован
Президиумом Верховного Совета СССР в 1973 году. Вступил в силу с 1976 года.
Соглашение о создании Содружества независимых государств. Подписано 8
декабря 1991 года в городе Минске, ратифицировано Постановлением Верховного
Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года №2014-1. Протокол к Соглашению
подписан 21 декабря 1991 года в городе Алма-Ате.
Устав Организации Объединённых Наций. Подписан 26 июня 1945 года на
заседании конференции ООН (с поправками, принятыми впоследствии).
Устав Совета Европы. Подписан государствами - учредителями Совета Европы 5
мая 1945 года в городе Лондоне. Российская Федерация присоединилась к
Уставу в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1996 года №19-ФЗ.
Устав вступил в силу для РФ с 28 февраля 1996 года.
Устав Содружества Независимых Государств. Принят решением Совета глав
государств СНГ 22 января 1993 года, ратифицирован Постановлением Верховного
Совета РСФСР от 12 апреля 1993 года №4799-1.
Договоры между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов
двойного граждансктва. Подписан в городе Москве 7 сентября 1995 года.
Ратифицирован Федеральным законом от 15 декабря 1996 года №152-ФЗ
Соглашение между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного
гражданства. Подписано 23 декабря 1993 года в городе Ашгабате,
ратифицировано Федеральным законом от 25 ноября 1994 года №41-ФЗ

Федеральные конституционные законы.
Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ "Об
арбитражных судах в РФ"
Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ "О военных
судах РФ"
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ "О
государственном флаге РФ"
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ "О
государственнном гербе РФ"
Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ "О
государственном гимне РФ" (по состоянию на 22 марта 2001 года)
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ "О
Конституционном Суде РФ" (по состоянию на 8 февраля 2001 года)
Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ "О
Правительстве РФ" (по состоянию на 31 декабря 1997 года)
Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 года № 2-ФКЗ "О
референдуме РФ"
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ "О
судебной системе РФ"
Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ "Об
Уполномоченном по правам человека в РФ"
Федеральный конституционный закон от 30 мая 3001 года № 3-ФКЗ "О
чрезвычайном положении"

Федеральные законы.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ. 5 мая 1995 года № 70-ФЗ
Гражданский кодекс РФ. Часть первая. 30 ноября 1994 года, № 51-ФЗ (по
состоянию на 15 мая 2001 года)
Гражданский кодекс РФ. Часть вторая. 26 января 1996 года, № 14-ФЗ (по
состоянию на 17 декабря 1999 года)
Налоговый кодекс РФ. Часть первая. 31 июля 1998 года, № 146-ФЗ (по
состоянию на 2 января 2000 года)
Налоговый кодекс РФ. Часть вторая. 5 августа 2000 года, № 117-ФЗ (по
состоянию на 8 августа 2001 года)
Семейный кодекс РФ. 29 декабря 1995 года, № 223-ФЗ (по состоянию на 2
января 2000 года)
Уголовный кодекс РФ. 13 июня 1996 года, № 63-ФЗ (по состоянию на 7 августа
2001 года)
Кодекс законов о труде РФ. Утверждён Законом РСФСР от 9 декабря 1971 года
(название в редакции Закона РФ от 25 сентября 1992 года, по состоянию на 10
июля 2001 года)
Гражданский кодекс РСФСР. Утверждён Законом РСФСР от 11 июня 1964 года (по
состоянию на 14 мая 2001 года, действует в части, не противоречащей
Гражданскому кодексу РФ)
Гражданский процессуальный кодекс РСФСР. Утверждён Законом РСФСР от 11
июня 1964 года (по состоянию на 7 августа 2000 года)
Жилищный кодекс РСФСР. Утверждён Законом РСФСР 24 июня 1983 года (по
состоянию на 17 апреля 2001 года)
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. Утверждён Законом РСФСР
от 20 июня 2000 года (по состоянию на 2 января 2000 года)
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР. Утверждён Законом РСФСР от 27
октября 1960 года (по состоянию на 20 марта 2001 года)
Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-I "О банках и банковской
деятельности" (по состоянию на 7 августа 2001, название в редакции
Федерального закона от 3 февраля 1996 года №17-ФЗ)
Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности
дорожного движения" (по состоянию на 2 марта 1999 года)
Федеральный закон от 13 июня 1991 года № 64-ФЗ "О введении в действие
Уголовного кодекса РФ" (по состоянию на 27 декабря 1996 года)
Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и
военной службе" (по состоянию на 19 июля 2001 года)
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 121-ФЗ "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания РФ" (по состоянию на 10 июля
2001 года)
Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 228-ФЗ "О выборах Президента
РФ"
Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 12-ФЗ "О гарантиях Президенту,
прекратившему исполнение своих полномочий, и членов его семьи"
Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ "О государственной политике
РФ в отношении соотечественников за рубежом"
Федеральный закон от 8 августа 2001 года №129-ФЗ "О государственной
регистрации юридических лиц"
Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях
гражданам, имеющим детей" (по состоянию на 30 июня 2001 года)
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
Федеральный закон от 30 ноября 1995 года № 147-ФЗ "О континентальном
шельфе" (по состоянию на 10 февраля 1999 года)
Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности"
Федеральный закон 15 июля 1995 года №101-ФЗ "О международных договорах РФ"
Федеральный закон от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ "О минимальном размере
оплаты труда"
Федеральный закон от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ "О мировых судьях в РФ"
Федеральный закон от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ "О наименованиях
географических объектов"
Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих
организациях" (по состоянию на 8 июля 1999 года №140-ФЗ)
Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ "О политических партиях"
Федеральный закон от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ
и въезда в РФ" (по состоянию на 24 июня 1999 года)
Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов,
актов палат Федерального Собрания" (по состоянию на 22 октября 1999 года)
Федеральный закон то 4 марта 1998 года № 33-ФЗ "О порядке принятия и
вступленияв силу поправок к Конституции РФ"
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О порядке разрешения
коллективных трудовых споров"
Федеральный закон от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ "О порядке формирования
Совета Федерации Федерального Собрания РФ"
Федеральный закон от 13 декабря 1994 года №60-ФЗ "О поставках продукции
для федеральных государственных нужд" (по состоянию на 6 мая 1999 года)
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ "О принципах и порядке
разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ"
Федеральный закон от 23 февраля 1996 года № 19-ФЗ "О присоединении России
к Уставу Совета Европы"
Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ "О прожиточном минимуме
в РФ" (по состоянию на 27 мая 2000 года)
Федеральный закон от 8 мая 1996 года № 41-ФЗ "О производственных
кооперативах" (по состоянию на 14 мая 2001 года)
Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202- I "О прокуратуре РФ" (по
состоянию на 2 января 2000 года, название в редакции Федерального закона от
17 ноября 1995 года № 168-ФЗ)
Федеральный закон от 12 января 1996 года № 10-ФЗ "О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности"
Федеральный закон от 30 марта 1998 года "О ратификации Конвенции о защите
прав человека и основных свобод и протоколов к ней"
Федеральный закон от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
(по состоянию на 7 августа 2001 года)
Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о
религиозных объединениях"(по состоянию на 26 марта 2000 года)
Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"
(по состоянию на 26 июля 2001 года)
Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета
Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ"
(по состоянию на 4 августа 2001 года, название в редакции Федерального
закона от 5 июля 1999 года № 133-ФЗ)
Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счётной палате РФ"
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ "Об актах гражданского
состояния"
Федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ "Об акционерных
обществах" (по состоянию на 7 августа 2001 года)
Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге
недвижимости)"
Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ "Об обеспечении
конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы
местного самоуправления" (по состоянию на 22 июня 1998 года)
Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ "Об обществах с
ограниченной ответственностью"(по состоянию на 31 декабря 1998 года)
Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ "Об общественных
объединениях" (по состоянию на 19 июля 1998 года)
Федеральный закон от 6 актября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах
организации законодательных (представительных) и исполнительных органов
государственной власти субъектов РФ"(по состоянию на 8 февраля 2001 года)
Федеральный закон от 28 августа 1998 года № 154-ФЗ "Об общих принципах
организациии местного самоуправления в РФ" (по состоянию на 4 августа 2000
года)
Федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ "Об оперативно-
розысконй деятельности" (по состоянию на 30 декабря 1999 года)
Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ "Об основах
государственной службы РФ" (по состоянию на 7 ноября 2000 года)
Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 181-ФЗ "Об основах охраны труда в
РФ"
Федеральный закон 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" (по
состоянию на 10 июля 2001 года)
Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ "Об Особой экономической
зоне в Магаданской области"
Закон РФ от 1 апреля 1993 года №4730-1 "О государственной границе РФ" (по
состоянию на 7 ноября 2000 года)
Закон РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 "О государственной тайне" (по
состоянию на 6 октября 1997 года)
Закон РФ от 20 ноября 1990 года №340-1 "О государственных пенсиях в РФ"
(по состоянию на 8 августа 2001 года, название в редакции Федерального
закона от 14 января 1997 года №19-ФЗ)
Закон РФ от 28 ноября 1991 года №1948-1 "О гражданстве РФ" (по состоянию
на 6 февраля 1995 года, название в редакции Законом РФ от 17 июня 1993 года
№5206-1)
Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 "О занятости населения в РФ" (по
состоянию на 7 августа 2000 года, название в редакции Федерального закона
от 20 апреля 1996 года №36-ФЗ)
Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (по
состоянию на 17 декабря 1999 года)
Закон РФ от 11 марта 1992 года "О коллективных договорах и соглашениях"
(по состоянию на 1 мая 1999 года)
Закон РФ от 18 апреля 1991 года № 1026-1 "О милиции" (по состоянию на 4
августа 2001 года, название в редакции Федерального закона от 31 марта 1999
года)
Закон РФ от 14 июля 1992 года №3293-1 "О порядке перерасчёта размера
штрафов, установленных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях"
Закон РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 "О праве граждан РФ на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ"
Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 "О средствах массовой
информации" (по состоянию на 4 августа 2001 года)
Закон РФ от 15 апреля 1993 года №4802-1 "О статусе столицы РФ" (по
состоянию на 19 июля 1995 года)
Закон РФ от 26 июня 1992 года №3132-1 "О статусе судей в РФ" (по состоянию
на 17 июля 1999 года)
Закон РФ от 9 июля 1993 года №5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"
(по состоянию на 19 июля 1995 года)
Закон РФ от 27 апреля 1993 года №4866-1 "Об обжаловании в суд действий и
решений, нарушающих права и свободы граждан" (по состоянию на 14 декабря
1995 года)
Закон РФ №3266-1 "Об образовании" (по состоянию на 20 июля 2000 года,
название в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года №12-ФЗ)
Закон РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 "Об организации страхового дела в
РФ" (по состоянию на 20 ноября 1999 года, название в редакции Федерального
закона от 31 декабря 1992 года №4015-1)
Закон РФ от 27 декабря 1991 года № 2118-1 "Об основах налоговой системы
РФ" (по состоянию на 8 августа 2001 года)
Закон РФ от 24 декабря 1992 года №4218-1 "Об основах федеральной жилищной
политики" (по состоянию на 8 июля 1999 года №152-ФЗ)
Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 года №3517-1
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года
№5481-1 (по состоянию на 17 ноября 2001 года)
Закон РСФСР от 8 июля 1981 года №976 "О судоустройстве РСФСР" (по
состоянию на 2 января 2000 года)
Закон РСФСР от 25 декабря 1991 года №2094-1 "Об изменении наименования
государства РСФСР"
Закон РСФСР от 19 декабря 1991 года №2060-1 "Об охране окружающей
природной среды" (по состоянию на 10 июля 2001 года)
Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. 31 мая 1991
года, №2211-1 (по состоянию на 26 января 1996 года).

Подзаконные акты.
Федеративный договор - Договор о разграничении предметов ведения и
полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами
государственной власти суверенных республик в составе РФ, Договор о
разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти РФ и органами государственной власти краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ, Договор о разграничении
предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной
власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных
округов в составе РФ. Подписан 31 марта 1992 года в городе Москве. Одобрен
Постановлением Съезда народных депутатов от 10 апреля 1992 года №2689-1.
Указ Президента РФ от 1 сентября 2000 года № 1602 "О Государственном
совете РФ"
Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года №849 "О полномочном представителе
Президента РФ в федеральном округе" (по состоянию на 21 июня 2000 года)
Указ Президента РФ от 25 мая 1992 года №524 "О порядке организации и
проведения митингов, уличных шествий, демонстрации и пикетирования"
Указ Президента РФ от 17 мая 2000 года №867 "О структуре федеральных
органов исполнительной власти"
Постановление Совета Федерации от 6 февраля 1996 года №42-СФ "О Регламенте
Совета Федерации Федерального Собрания РФ" (вместе с Регламентом,
утверждённым Постановлением, по состоянию на 17 мая 2000 года).
Постановление Государственной Думы от 22 января 1998 года №2134-11-ГД "О
Регламенте Государственнной Думы Федерального Собрания РФ" (вместе с
Регламентом, принятым Постановлением, по состоянию на 7 июля 2000 года)
Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 года
№1090 "Об утверждении Правил дорожного движения" (вместе с Правилами
дорожного движения РФ, утверждёнными Постановлением, по состоянию на 21
апреля 2000 года)
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О
порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" (по состоянию
на 2 февраля 1988 года)

Декларации и недействующие правовые акты.
Декларация о государственном суверентиете РСФСР. Принята I съездом
народных депутатов РСФСР 12 июня 1991 года // Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 2, Ст.22.
Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом
РСФСР 22 ноября 1991 года. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и
Верховного Совета РСФСР, 1991, № 52, Ст. 1865.
Конституция СССР. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета
СССР девятого созыва 7 октября 1977 года.
Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята Верховным Советом РСФСР 12
апреля 1978 года.
Конституция (Основной Закон) Российской Федерации - России. Принята
Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 года, с изменениями и дополнениями,
внесёнными законами РСФСР от 27 октября 1989 года, 31 мая, 16 июня, 15
декабря 1990 года, 24 мая, 1 ноября 1991 года, законами РФ от 21 апреля, 9
декабря, 10 декабря 1992 года. //М.: Известия, 1993. 127 с.
Федеральный закон от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ "О порядке формирования
Совета Федерации Федерального Собрания РФ"// СЗ РФ, 1995, №50, ст.4869.
Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 года № 1400 "О поэтапной
конституционной реформе в РФ", а также "Положение о федеральных органах
власти на переходный период" и "Положение о выборах депутатов
Государственной Думы", введённые в действие Указом


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сборник материалов для абитуриентов Московской государственной юридической
академии. М.: МГЮА, 2000. - 56 с.
Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические
вузы./Под редакцией академика О.Е.Кутафина. - 7-е издание, переработанное и
дополненное. - М.: Юристъ, 2000. - 416 с.
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права: Учебник для вузов. 2-
е издание, изменённое и дополненное. - М.: Издательская группа НОРМА -
ИНФРА - М, 2000. - 800 с.
Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов.
Поод ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА-
ИНФРА-М, 1999. - 570 с.
Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права. Учебно-методическое
пособие. Краткий учебник для вузов. - М.: .: Издательство НОРМА
(Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА), 2000, 776 с.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших
учебных заведений. Под ред. Профессора В.Г.Стрекозова. - М.: "Дабахов,
Ткачёв, Димов", 1995. - с.384.
Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и
новые подходы: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999. - 335 с.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е
издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ, 2000. - 520 с.
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник.для
юридических вузов и факультетов. - 3-е издание, изменённое и дополненное -
М.: Издательство НОРМА (Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА), 2001, 800 с.
Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации. - М.:
Юрайт, 2000. - 192 с.
Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации.
Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. Под редакцией
Ю.К.Орлова, В.И.Швецова. - М.: "Проспект", 2000. - 320 с.
Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. 2-е издание,
изменённое и дополненное. - М.: Юрист, 2000. - 480 с.
Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под ред. А.Г.Калпина,
А.И.Масляева. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Юрист, 2000.
- 536 с.
Гражданское право: В 2 томах. Том 1: Учебник / Отв.ред. проф. Е.А.Суханов.
- 2-е изд., переработанное и дополненное. М.: Издательство БЕК, 1998. - 816
с.
Антокольская М.В. Семейное право: Учебникю - 2-е изд, переработанное и
дополненное. - М: Юристъ, 2000. - 336 с.
Административное право: Учебник / Под ред. Ю.М.Козлова, Л.Л.Попова. - М.:
Юрист, 1999. - 728 с.
Уголовное право Российской Федерации. Общая часть: Учебник / Под ред.
Проф. Б.В.Здравомыслова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.:
Юрист, 1999. - с.
Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник / Под ред.
Проф. Б.В.Здравомыслова. - 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.:
Юрист, 2000. - 552 с.
Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. - М.: Юристъ,
1999. 608 с. (По различным историческим справкам)
Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М.:
"Проспект", 1997. - 472 с.

СОКРАЩЕНИЯ

РФ - Российская Федерация (в соответствующем падеже)
РСФСР - Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (до
1991 года)
СНГ - Содружество Независимых Государств
СССР - Союз Советских Социалистических Республик (до 1991 года)
ООН - Организация Объединённых Наций

СЗ РФ - Собрание законодательства РФ
Ведомости СНД и ВС РФ - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета РФ
Ведомости СНД и ВС РСФСР - Ведомости Съезда народных депутатов РФ и
Верховного Совета РСФСР
Ведомости ВС РСФСР - Ведомости Верховного Совета РСФСР.

ГК РФ - Гражданский кодекс РФ
УК РФ - Уголовный кодекс РФ
КЗоТ РФ - Кодекс законов о труде РФ
КоАП РСФСР - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
ГК РСФСР - Гражданский кодекс РСФСР (действующая часть)
ГПК РСФСР - Гражданский процессуальный кодекс РСФСР
УПК РСФСР - Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР






Реферат на тему: Основы и практика госуправления
|№ |Название |Стр.|
|п/п| | |
|1 |Введение. |3 |
|2 |I. Теоретическая часть. |4 |
|3 |Раздел I. Органы государственной власти РФ. |4 |
|4 |Глава 1. Институт президентской власти в РФ |4 |
|5 |Глава 2. Федеральное Собрание. |13 |
| |Совет Федерации и Государственная Дума. | |
|6 |Глава 3. Правительство РФ. |16 |
|7 |Глава 4. Судебная власть. |21 |
| |Глава 5. Центральная избирательная комиссия. |25 |
|8 |Раздел II. Органы местного самоуправления РФ. |27 |
|9 |Глава 1. Понятие и принципы местного самоуправления в РФ. |27 |
|10 |Глава 2. Структура органов городского самоуправления г. |35 |
| |Череповца. | |
|11 |II. Практическая часть. |40 |
|12 |Глава 1. Управление организационной работы и государственной |40 |
| |службы администрации Владимирской области. | |
|13 |Заключение. |45 |
|14 |Список использованной литературы. |46 |
|15 |Приложения. |48 |
| | | |



ВВЕДЕНИЕ.
В своей практической работе я хочу рассмотреть такую сложную и
неоднозначную тему как система государственного управления в России.
Работа моя состоит из двух основных частей: теоретической и практической.
В теоретической части я попытался на основе анализа нормативных актов (в
основном Конституции РФ и основных Федеральных Законов) составить четкое
представление о системе государственного управления в РФ. Были рассмотрены:
институт президентства в РФ, структура исполнительной, законодательной и
судебной власти в России, а также местное самоуправление, рассмотренное на
примере городского управления г. Череповца Вологодской обл. Практическая же
часть состоит из описания управления организационной работы и
государственной службы администрации Владимирской области, его структуры и
основных направлений деятельности.
Итак перейдем непосредственно к государственному управлению.

Многие авторы основанием видов управления признают природу и
субстанциональную специфику субъектов управления, исходя из чего
разграничивают государственное управление (субъект управляющих воздействий
- государство), общественное управление (субъект управляющих воздействий -
общество и его структуры) менеджмент (субъект управляющих воздействий -
предприниматель, собственник) . Среди всех видов управления государственное
управление занимает особенное место, так как характеризуется только ему
присущими свойствами. Рассмотрим важнейшие из них:

1. Государство, выступая в качестве субъекта управления, придает
государственному управлению важное свойство, без которого оно не могло бы
состояться. Это свойство системности. Как иначе, могло бы быть осуществлено
управление огромными массами как человеческих, так и материальных ресурсов.
Данное свойство принципиально ведь только при его наличии может
осуществляться согласованность, координация, целеустремленность и
эффективность.

2. Определяющее влияние на характер воздействий,
осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект, то есть
государство, и заложенная в нем властная сила. Так, обратясь к современной
"Краткой философской энциклопедии" государство понимается как " структура
господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных
действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и
которая, в конечном счете, упорядочивает общественные действия в той или
иной области". Государство, тем и отличается от общественных структур, что
им реализуется по отношению к людям государственная власть, которая имеет в
источнике правовую обусловленность (легитимность), а в реализации силу
государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Это силовое
давление, которое ведет к тому, что поставленные в управлении цели,
содержащиеся в нем организационные моменты, и установленные им нормы должны
быть исполнены. Следовательно, все проблемы, связанные с государственным
управлением, носят исторический характер: каково государство, что и как оно
делает, какие ставит перед собой цели.



3. Это, безусловно, границы распространения государственного
управления. Такие границы могут быть определены, как проходящие не в
рамках всего общества, а выходящие за его рамки и проявляющиеся во внешней
политике данного государства. Нормальный вариант взаимосвязи государства и
общества характеризуется тем, что общественная жизнь людей обладает большим
объемом свободы и самоуправления, границы же данной автономии определяются
как общественными институтами, так и государством. То есть, государство
посредством законодательства устанавливает основные типы и нормы поведения
людей во всех сферах жизни и обеспечивает их соблюдение своей властной
силой. В данном контексте проблемой является " распространенность
государственного управления на общество", так как здесь уже пойдет речь не
о технологических изменениях, а об анализе состояния самого общества, от
способности его к само регуляции и адаптации к чему-то новому. Данная
сентенция приводит нас к выводу, что государственное управление будет
сохранять свое влияние на общество , но является вопросом глубина этого
влияния. Важно отметить то, что это влияние будет призвано отражать и
воспроизводить в себе состояние общества. Тем самым управление должно
находиться в коррелятивной связи с тем процессом и явлениями на которые оно
направляет свои целеполагающие, организующие и регулирующие воздействия.



Итак, Государственное управление - это практическое, организующее и
регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность
людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся
на его властную силу.
Термин «государственное управление» широко используется в
отечественной и зарубежной научной литературе, а также в законодательстве
многих стран. Более 70 лет он употреблялся и у нас, давая тем самым
конституционные основания для выделения данного вида государственной
деятельности.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Раздел I. Органы государственной власти РФ.

Глава 1. Институт президентской власти в РФ

Права, обязанности и статус Президента РФ закреплены в Конституции
Российской Федерации. Выдержки из этого документа, которые дают полное
представление о характере и особенностях должности Президента России, см.
Приложение А.

Статья 80. О статусе Президента РФ.
Статья 81. О порядке избрания Президента РФ.
Статья 82. О порядке вступления в должность.
Статья 83. О назначении должностных лиц в органах государственной
власти.
Статья 84. О назначении должностных лиц в органах государственной
власти.
Статья 85. О правах Президента России.
Статья 86. О полномочиях Президента РФ во внешнеполитической сфере.
Статья 87. О полномочиях Президента РФ в военной сфере.
Статья 88. Об объявлении чрезвычайного положения.
Статья 89. О вопросах гражданства и помилования.
Статья 90. Об Указах Президента РФ .

Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в
развитии российской государственности. Советской республике, какой Россия
была в течение трёх четвертей XX века, такого рода институт был органически
чужд. Полновластие Советов, соединение в них законодательной и
исполнительной власти несовместимы с принципом разделения властей, одним из
выражений которого является наличие в системе органов власти президента.
Поэтому идея об учреждении поста Президента, первоначально возникшая ещё
в бывшем Союзе ССР, встретила значительное сопротивление части народных
депутатов, сторонников сохранения советской власти. Однако набирающие силу
процессы демократизации, обновления всей государственной системы одержали
верх, и пост Президента СССР в 1990 г. был учреждён, что повлекло
существенные изменения в Конституции СССР.
Вскоре после этого аналогичный институт был установлен и в союзных
республиках, где решения об этом принимались Верховными Советами.
В России вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно.
Съезд народных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по
инициативе 1/3 депутатов был назначен всероссийский референдум, в
соответствии с результатами которого указанный пост был учреждён. В
конституции РСФСР 1978 г. была включена статья, закрепившая принцип
разделения властей, глава о Президенте Российской Федерации; приняты законы
о Президенте Российской Федерации, О выборах Президента и другие
необходимые нормативные правовые акты. Первый Президент Российской
Федерации был избран путём прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Конституция Российской Федерации 1993 г. внесла существенные изменения,
затронувшие как статус Президента, так и порядок его избрания, компетенцию,
процедуру отрешения от должности и др.
На основе конституционных установлений происходит и обновления
соответствующего законодательства. Государственной Думой принят новый закон
“О выборах Президента Российской Федерации”.
Порядок выборов Президента Российской Федерации и отрешения его от
должности
Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется Конституцией
(ст.81) и на её основе федеральным законом о выборах Президента Российской
Федерации.
В соответствии с Конституцией выборы главы государства осуществляются
наиболее демократическим путём – на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном голосовании. На конституционном уровне не
закрепляется, как и в отношении депутатов Государственной Думы,
альтернативность выборов, однако в законодательстве о выборах она
признаётся обязательной. Имела место она и в практике избирательной
кампании при выборах первого Президента Российской Федерации.
Конституция определила и то есть требования, которым должен отвечать
кандидат в Президенты. Для осуществления в высокой мере ответственных
функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать необходимым
жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран
гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с
законодательством зарубежных стран это достаточно низкий возрастной
уровень.
Конституция исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая в
отличии от конституций некоторых стран СНГ, в качестве обязательного
условия для Президента быть гражданином той или иной страны по рождению.
Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком,
принадлежность к определённой национальности, что имеет место в ряде
упомянутых выше конституций.
Конституция Российской Федерации, в отличие от ранее действовавшей, сняла
указания на предельно допустимый верхний возрастной ценз. Это объясняется
тем, что, как показывает опыт многих зарубежных стран, и в весьма зрелом
возрасте человек может сохранить достаточно высокий уровень здоровья,
энергии, организаторских способностей и эффективно использовать свой
большой политический опыт.
Новой нормой в Конституции Российской Федерации явилось введение
требования о необходимости постоянного проживания в Российской Федерации не
менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в
нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, т. к. Президент должен
хорошо знать ситуацию в стране, его должны хорошо знать избиратели.
Федеральный закон “О выборах Президента Российской Федерации”, принятый
21 апреля 1995 г., подробно определяет порядок назначения выборов,
выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предварительной агитации,
финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации
работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и
действий, составления списков избирателей, образовония избирательных
объединений и блоков, голосования, определения и опубликования его
результатов и т. д.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное
объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие
инициативную группу в количестве не менее100 человек. Субъекты, выдвинувшие
кандидата, обязаны собрать в его поддержку не менее одного миллиона
подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно
приходиться не более семи процентов от требуемого общего числа подписей.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее
двух кандидатов.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее
половины избирателей, внесённых в списки избирателей.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов
избирателей, принявших участие в голосовании. Если не один из кандидатов не
избран, начинается повторное голосование по двум кандидатам, получившим
наибольшее число голосов избирателей.
В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании
большее число голосов избирателей, при условии, что это число больше числа
голосов, поданных против всех кандидатов.
Закон предусматривает и условия, на которых проводятся повторные выборы.
Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать
должность Президента более двух сроков подряд. Это установление имеет целью
воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц,
появлению и сохранению стойких корпоративных групп, закрытию путей притока
в эшелоны власти свежих, новых сил, политических деятелей и лидеров нового
поколения. Вместе с тем Конституция Российской Федерации не закрывает путь
способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к
выдвижению на другой срок, кроме очередного.
После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией
процедура его вступления в должность, которое происходит на тридцатый день
со дня официального объявления о результатах выборов.
Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной
обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов государственной
Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Присяга приносится
народу. Её текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован
следующим образом: “Клянусь при осуществлении полномочий Президента
Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и
гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать
суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно
служить народу”.
Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России –
Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается
Государственный флаг России.
Главным символом президентской власти в Российской Федерации является
штандарт (флаг) Президента Российской Федерации, установленный указом
президента от 15 февраля 1994 г. Местонахождением оригинала штандарта
(флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России
– городе Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента
в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента,
устанавливается и поднимается на транспортных средствах Президента.
Описание штандарта дано в названном Указе Президента.
Осуществление ответственных полномочий, возложенных Конституцией на
Президента, требует достаточно высокого уровня защищённости его статуса.
Это необходимое условие для того, чтобы мотивация воли Президента
основывалась на высших, долгосрочных государственных интересах России, а не
на учете колебаний в раскладе политических противоборствующих сил в
Парламенте, популистских интересов.
В соответствии со ст. 91 Конституции Президент обладает
неприкосновенностью. Однако в Конституции предусмотрен институт отрешения
Президента от должности. Это высшая мера ответственности Президента.
Порядок отрешения Президентом от должности установлен ст. 93 Конституции.
Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента
порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным, особенно с
учётом теперешней политической ситуации в России, расклада сил в
парламенте.
Поэтому вполне правомерно Конституция установила достаточно сложный
порядок отрешения. Инициатива об этом уже не может исходить от одного
депутата (как бывало ранее). Для этого требуется не менее одной трети
депутатов Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной
комиссии, образованной Думой. В самой процедуре отрешения задействованы обе
палаты Федерального Собрания, Конституционный Суд и Верховный Суд.
Государственная Дума выдвигает обвинение, которое должно быть подтверждено
заключением Верховного Суда. Конституционный Суд даёт заключение о
соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Совет Федерации
отрешает Президента от должности. В обеих палатах эти вопросы решаются
двумя третями голосов от общего числа депутатов (членов). Сняты имевшие
место в прежней Конституции такие размытые, допускавшие широкое толкование
формулировки оснований для отрешения Президента от должности, как
“нарушение конституции, закона и присяги”. По действующей Конституции
отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене
или совершения иного тяжкого преступления. Эти категории имеют строго
юридическое содержании, не могут произвольно трактоваться, подлежат
квалифицированной правовой оценке.
Решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должно быть
принято не позднее чем в трёхмесячный срок после выдвижения Государственной
Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета
Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается
отклонённым.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с
момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением
сроком его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь
избранным Президентом. Президент прекращает исполнения полномочий досрочно
в случае его отставки, стойкой неспособностью по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При
этом выборы президента должны состояться не позднее трёх месяцев с момента
досрочного прекращения исполнения полномочий.
Конституция 1993 г. не предусматривает должность вице-президента. В
принципе это необязательная фигура при Президенте. Учитывая неудачный опыт
функционирования вице-президентов в бывшем Союзе ССР и в России,
конституционную практику других стран, не знающих такого института, решено
не вводить его в России. Во всех случаях, когда Президент Российской
Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет
Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности
Президента не имеет права распускать Государственную Думу, назначать
референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений
Конституции Российской Федерации.
Правовой статус Президента Российской Федерации
Стержневой основой характеристики правового статуса любого учреждаемого
Конституцией государственного органа являются: 1) установленная в ней
дефиниция, обобщёно определяющая его функциональное назначение, и 2) место,
которое ему отводится в системе органов государственной власти. Последний
признак хотя и является производным, но имеет самостоятельное правовое
значение, поскольку в нём выражается лежащая в основе Конституции
Российской Федерации концепция построения системы государственной власти.
Исходя из этого, отправными правовыми установлениями применительно к
анализу статуса Президента Российской Федерации является ст. 80 Конституции
Российской Федерации и место главы, посвящённой Президенту Российской
Федерации в тексте Конституции Российской Федерации.
Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой
государства.
В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является
высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской
Федерации.
Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными
причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня
персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и
в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее
целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в
систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы
высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы
представительного органа государственной власти Российской Федерации,
ставило бы исполнительную власть над законодательной.
Признание Президента главой государства является традиционным в
конституциях многих стран мира. В частности, такая дефиниция применялась к
определению статуса Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время
такого рода характеристика президентов содержится в конституциях
большинства стран СНГ.
Принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации,
содержащаяся в Конституции Российской Федерации, означает, что Президент
занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит
напрямую, непосредственно ни в одну из её ветвей.
Однако данное положение не даёт никаких оснований трактовать
президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от неё.
Каждая из них осуществляет конституционно закреплённые за ней полномочия,
функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определёнными
рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции
заложена необходимая система “сдержек и противовесов”, способствующая
сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений
подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем
не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской
Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом
взаимодействии с Парламентом и Правительством Российской Федерации.
В Конституцию Российской Федерации заложена система гарантий,
препятствующих превращению Президента Российской Федерации в авторитарного
правителя. Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента
Российской Федерации достаточно коротким четырёхлетним сроком, порядком его
всенародных прямых выборов, их альтернативным характером, недопустимостью
занятия поста Президента более двух сроков подряд, возможностью отрешения
его от должности, признания не соответствующими Конституции Российской
Федерации на основе решения Конституционного Суда Российской Федерации и
др.
Закрепляя статус Президента Российской Федерации как главы государства,
Конституция в статье 80 конкретизирует в обобщённой форме связанные с этим
функции. Они касаются важнейших основ жизнедеятельности государства и
общества – незыблемости конституционного строя, независимости в целостности
государства, определения основных направлений внутренней и внешней политики
государства.
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент
Российской Федерации несёт персональную ответственность за бесперебойную
работу механизмов защиты Конституции Российской Федерации и прав человека,
обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным
причинам.
В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент
Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской
Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной
власти Российской Федерации.
В реализации всех этих функций Президент Российской Федерации может
использовать только закреплённые за ним конституционные полномочия,
действовать в рамках Конституции Российской Федерации
Это относится и к такой функции Президента Российской Федерации, как
определение основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Она формируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и
федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот
фактор, что Президент Российской Федерации идёт на выборы с определённой
программой, в которой намечаются стратегические направления развития
государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает
одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей
Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию,
в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики
Российской Федерации, делают последние достоянием депутатов, народа,
партий, общественности. Это даёт возможность в случае необходимости
корректировать политику Президента Российской Федерации с использованием
всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие
одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и
социальных движений.
Как глава государства Президент Российской Федерации представляет Россию
внутри страны и в международных отношениях.
Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место
главы о Президенте в Конституции. Она открывает перечень глав, посвященных
органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции
глава о Президенте следовала за главой о представительных и законодательных
органах власти.
Новое место главы о Президенте в ныне действующей Конституции Российской
Федерации является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме
невключение Президента непосредственно ни в одну из трех ветвей власти:
законодательной, исполнительной, судебной. Это является предпосылкой,
необходимой для обеспечения возложенной на Президента задачи обеспечивать
согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной
власти России.
Компетенция Президента Российской Федерации
Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом
полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и
обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.
I. Президент имеет полномочия, связанные с формированием федеральных
органов государственной власти.
Значительный объем такого рода полномочий обусловлен следующими
причинами:
1) Поскольку путем всенародных выборов программа лица, ставшего
Президентом, поддержана избирателями, он, естественно, должен обладать
определенными полномочиями в формировании федеральных органов
государственной власти.
Поскольку реализация его программы в основном ложится на органы
исполнительной власти, полномочия Президента в отношении их формирования
наиболее значительны.
2) Составляющий одну из основ конституционного строя Российской Федерации
принцип разделения властей не допускает, чтобы какой-либо орган
государственной власти Российской Федерации был обязан своим “рождением”
только одной ветви власти. Такой опыт, имевший место в недавней истории
России, себя не оправдал.
Поэтому в соответствии с Конституцией в формировании федеральных органов
государственной власти задействованы и Президент и Федеральное Собрание
–Парламент. Это достигается двумя путями: либо Президент назначает
определенных должностных лиц, а Парламент одобряет, либо Парламент
назначает, а кандидатуры предлагает Президент.
В отношении формирования исполнительной власти по названным выше причинам
полномочия Президента наиболее широки.
Президент назначает Председателя Правительства Российской Федерации с
согласия Государственной Думы, назначает на должности заместителей
Председателя Правительства и Федеральных министров по предложению
Председателя Правительства.
В отношении органов судебной власти Президент предлагает кандидатуры
судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Генерального Прокурора. Назначает же перечисленных лиц Совет Федерации.
Подобный порядок формирования Федеральных органов государственной власти
должен явиться гарантией против их ориентации на одну из ветвей власти.
На Президента возложен Конституцией и ряд полномочий, связанных с
деятельностью Государственной Думы (ст.84). Он назначает выборы
Государственной Думы в соответствии с Конституцией и федеральным законом;
распускает Государственную Думу в случае и порядке, предусмотренных
Конституцией.
Президент подписывает и обнародует федеральные законы Российской
Федерации, обладает правом отлагательного вето; вносит законопроекты в
Государственную Думу; наделен полномочиями обращаться в Конституционный Суд
с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации предусмотренных
в ст.125 Конституции нормативных актов, о толковании Конституции.
Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в статье
134 Конституции, вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции.
II. Большой объем полномочий закреплен за Президентом в сфере, связанной
не только с формированием, но и с деятельностью исполнительной власти.
Президент по Конституции не является главой исполнительной власти.
Поэтому снята действовавшая ранее конституционная норма о том, что
Президент “руководит деятельностью Совета Министров”. Однако специфика
полномочий Президента и Правительства, их связь и соотношения таковы, что
делают неизбежными достаточно активные каналы влияния Президента на
деятельность Правительства. Кроме решения вопросов о составе Правительства,
Президент имеет право председательствовать на его заседаниях, принимает
решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего
в установленных Конституцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед
вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия.
Президент вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной
власти субъектов федерации в случае противоречия этих актов Конституции
Российской Федерации и федеральным законом, международным обязательством
Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до
решения этого вопроса соответствующим судом.
Президент Российской Федерации назначает и освобождает от должности своих
полномочных представителей в субъектах федерации.
III. Как глава государства Президент Российской Федерации обладает
широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Он
определяет основные направления внешней политики страны, ведет переговоры и
подписывает междугородные договоры, ратификационные грамоты, принимает
верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических
представителей, назначает и отзывает дипломатических представителей после
консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат
Федерального Собрания Российской Федерации.
Президент Российской Федерации утверждает военную доктрину Российской
Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами России,
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, формирует и
возглавляет Совет Безопасности.
Ему представлено право в случае агрессии против Российской Федерации или
непосредственной угрозы агрессии вводить на территории страны или в
отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об
этом Совету Федерации и Государственной Думе. С соблюдением последнего
условия Президент Российской Федерации уполномочен объявлять и о введении
на территории России чрезвычайного положения.
IV. Конституция отнесла к компетенции Президента право назначения
всероссийского референдума. По прежней Конституции это полномочие было
закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным
органом.
Изменение субъекта, обладающего названным правом, обусловлена конкретными
сложными условиями развития России, так как сохранение этого права за столь
политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в
институт разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.
Однако это не означает, что Президент становится единственным субъектом,
обладающим этим правом. Он назначает референдум в соответствии с
федеральным конституционным законом. Последний предусматривает условие
обязательного назначения референдума по требованию указанных в нем органов,
определенного количества депутатов, а также избирателей.
V. К полномочиям Президента Российской Федерации как главы государства
отнесено решение вопросов гражданства, предоставление политического
убежища, награждение государственными наградами Российской Федерации,
присвоение почетных званий Российской Федерации, высших воинских и высших
специальных званий, осуществление помилования.
VI. Президент в целях реализации своих функций и полномочий осуществляет
правотворческую деятельность.
Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на
всей территории Российской Федерации;
Акты Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным законам.
Для обеспечения выполнения своих полномочий Президент формирует
Администрацию Президента, что закреплено на конституционном уровне (ст.83
п. “и” ).
Во главе Администрации стоит Руководитель Администрации.
Администрация не представляет собой орган государственной власти. В ее
функции входит создание всех необходимых организационных, информационных
консультативно-правовых, материально-технических и других многосторонних
условий, без которых невозможно осуществление полномочий главы государства,
связь Президента Российской Федерации с другими федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
федерации.

Глава 2. Федеральное Собрание .
Совет Федерации и Государственная Дума.

В конституции статьи определена структура Федерального Собрания как
двухпалатного органа. Двухпалатная структура парламента получила
значительное распространение в мире благодаря по крайней мере двум своим
преимуществам:
а) возможности обеспечить наряду с общим представительством
интересов всей совокупности граждан (всей нации) также особое
представительство коллективных
интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве -
субъектов федерации) либо интересов иных групп общества, играющих в нем
важную роль, и
б) возможности оптимизировать законодательный процесс, установив
тормоз и противовес вероятным поспешным и недостаточно продуманным
законодательным решениям одной палаты.
За эти преимущества приходится платить большей численностью членов
парламента и сотрудников его аппарата, а следовательно, большей
дороговизной его работы и замедлением процесса принятия решений.
Конституция не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней,
однако сложившееся в мировой практике различие между верхними и нижними
палатами парламентов наблюдается и в Федеральном Собрании. Это дает
основание характеризовать Совет Федерации как верхнюю, а Государственную
Думу - как нижнюю
палату Федерального Собрания.
Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу,
который определяется относительной слабостью верхней палаты. Это
выражается в возможности для Государственной Думы преодолевать возражения
Совета Федерации в случае разногласий между палатами по большинству
законов, хотя Совет Федерации имеет некоторые важные специальные
полномочия (см. ст. 93, 102, 106).

Совет Федерации основывается на паритетном представительстве субъектов
Российской Федерации, каждый из которых представлен в палате двумя членами
- по одному от представительного и исполнительного органов государственной
власти. Исходя из того, что, согласно ч. 1 ст. 65 Конституции, Российская
Федерация имеет 89 субъектов, Совет Федерации должен насчитывать 178
членов. Это общее число его членов, которое служит основой для определения
долей, необходимых для принятия решений Совета Федерации или осуществления
групповых инициатив его членов (см. постановление Конституционного Суда
Российской Федерации от 12 апреля 1995 г. о толковании ст. 103 (ч. 3), 105
(ч. 2 и 5), 107 (ч. 3), 108 (ч. 2), 117 (ч. 3) и 135 (ч. 2) Конституции
Российской Федерации - ВКС РФ, 1995, N 2-3).
Очевидно, что под исполнительным органом Конституция понимает
исполнительный орган общей компетенции - Президента, Губернатора, Главу,
являющегося главой исполнительной власти, или Правительство (Совет
Министров) субъекта Российской Федерации. Данное положение Конституции само
по себе допускает различные способы формирования Совета Федерации. При
толковании, однако, необходимо учитывать и ряд других конституционных
положений. Федеральный закон "О порядке формирова

Новинки рефератов ::

Реферат: Образование США и их экономическое развитие в 19 веке (История)


Реферат: Лекции по физиологии ЦНС (Психология)


Реферат: Системы счисления (Цифровые устройства)


Реферат: Секвенирование (Генная инженерия) (Биология)


Реферат: Детективы (Иностранные языки)


Реферат: Макаренко, Ушинскому, Сухомлинскому и Шацкому Word97 (Педагогика)


Реферат: Курская область в годы Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Брест-литовское соглашение (История)


Реферат: Шпаргалки по предмету культурология (Культурология)


Реферат: Женские образы в литературе XIX века (Литература : русская)


Реферат: Развитие личностных качеств руководителей как средство повышения эффективности управления педагогическим коллективом (Педагогика)


Реферат: Типы биотических отношений (Биология)


Реферат: Азот (Химия)


Реферат: Культура початку ХХ ст Українська музика (Искусство и культура)


Реферат: Искусство чайной церемонии (Культурология)


Реферат: Адаптивное параметрическое оценивание квадратно-корневыми информационными алгоритмами (Математика)


Реферат: Политический портрет Сталина (История)


Реферат: Василий Шукшин (Исторические личности)


Реферат: Таблица по строению глаза человека (Биология)


Реферат: Еврейское книгопечатание (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист