GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Воображение (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Воображение (Психология)



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ



Контрольная работа

по предмету "Психология"
на тему:

"Воображение"



Студента 5 групи
заочного отделения
режисерско-хореографического факультета
Воронцова Р.Н.



ХАРЬКОВ – 1999



Содержание

Введение 3

1. Сущность и виды воображения 3

2. Функции воображения и его развитие 6

Заключение 7

Список литературы 9

Введение
Воображение является особой формой человеческой психики, стоящей
отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающей
промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.
Специфичность данной формы психического процесса заключается в том,
что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным
образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым
"психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее
означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный
и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение,
желание его поныть и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в
древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.
Однако феномен воображения остается загадочным и в наши дни.
Человечеству до сих пор почти ничего не известно именно о механизме
воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Вопросы о
том, где в мозгу человека локализовано воображение, с работой каких
известных нам нервных структур оно связано, сегодня еще не разгаданы. По
крайней мере, об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об
ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые изучены в достаточной
степени.

Сущность и виды воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря
воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет
ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является
продуктом воображения и творчества людей. Воображение играет также огромное
значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит
человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о
прошлом, открывает будущее.
Воображение – это способность представлять отсутствующий или реально
не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать
им.
Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что
не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое
зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли,
будущее представлено в мечтах и фантазиях.
Воображение является основной наглядно-образного мышления,
позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без
непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом
помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или
невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.
От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки
человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и
которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что
его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии
и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего
или мало что соответствует в действительности, то оно носит название
фантазии. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют
мечтой.
Воображение может быть четырех основных видов (рис.1):



Рис.1 Основные виды воображения

Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по
собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.
Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают
спонтанно, помимо воли и желания человека.
Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительность
сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется
или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески
преобразуется.
Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задача
воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также
присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает
восприятие или память, чем творчество.
С процессом воображения в практической деятельности людей прежде всего
связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным
воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое
натурализмом, а также отчасти реализм. По картинам И.И. Шишкина, например,
ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его
полотнах выписаны с "документальной" точностью. Работы художников-
демократов второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина, В. Петрова при
всей их социальной заостренности также являются поиском формы, максимально
приближенной к копированию действительности.
В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она
же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Однако никакая
фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы
известно. В связи с этим именно реальность становится основной творчества
ряда мастеров искусства, чей полет творческой фантазии уже не удовлетворяют
реалистические, а тем более натуралистические средства воображения. Но эта
реальность пропускается через продуктивное воображение творцов, они по-
новому ее конструируют, пользуясь светом, цветом, наполняя свои
произведения вибрацией воздуха (импрессионизм), прибегая к точечному
изображения предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разлагая
объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и т.д.
Поэтому с продуктивным воображением в искусстве мы встречаемся и в тех
случаях, когда воссоздание действительности реалистическим методом
художника не устраивает. Его мир – фантасмагория, иррациональная
образность, за которой – вполне очевидные реалии. Например, плодом такого
воображения является роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита", фантастика
братьев Стругацких и др. Обращение к столь необычным и причудливым образам
позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие
искусства на человека.
Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным
воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или
нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому
сознательные волевые усилия. Нередко активное воображение настолько
захватывает творца, что он утрачивает связь со своим временем, своим "я",
вживаясь в создаваемый им образ. Немало свидетельств этому дано в
литературе.
Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение,
так как спонтанные, независимые от воли художника образы чаще всего
являются продуктом подсознательной работы его мозга, скрытой от него
самого. И, тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в
литературе, дают возможность привести примеры роли пассивного воображения в
художественном творчестве. Так, Франц Кафка исключительную роль в своем
творчестве уделял сновидениям, запечатлевая их в своих фантастически
мрачных произведениях.
Кроме того, творчески процесс, начинаясь, как правило, с волевого
усилия, т.е. с акта воображения, постепенно настолько захватывает автора,
что воображение становится спонтанным, и уже не он творит образы, а образы
владеют и управляют художником, и он подчиняется их логике.
Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и
искусством. В не меньшей степени она проявляется в научном, техническом,
других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность
воображения играет положительную роль.
Но есть и другие виды воображения – сновидения, галлюцинации, грезы и
мечты. Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм
воображения. Их подлинная роль в жизни человека до сих пор не установлена,
хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и
удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда
причин не могут получить реализации в реальной жизни.
Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-
видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.
Обычно галлюцинации являются результатом тех или иных нарушений психики или
работы организма и сопровождают многие болезненные состояния.
Грезы в отличие от галлюцинаций являются вполне нормальным психическим
состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще
всего несколько идеализируемым будущим.
Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в
большей степени связана с действительностью, то есть в принципе
осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть
времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными
думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие
чувства беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения и его развитие

Разум человека не может находится в бездеятельном состоянии, поэтому
люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда,
когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких
проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено,
что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей,
остановить воображение.
В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд
специфических функций (рис.2), первая из которых состоит в том, чтобы
представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться
ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и
органически в него включена.
Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных
состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти
удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.
Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в
таком направлении психологии, как психоанализ.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной
регуляции познавательных процессов и состояний человека. С помощью искусно
создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события,
посредством образов он получает возможность управлять восприятием,
воспоминаниями, высказываниями.
Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана
действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
Пятой функцией воображения является планирование и программирование
деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса
реализации.
С помощью воображения человек может управлять многими
психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую
деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью
воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические
процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление,
температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко
используемого для саморегуляции.



Рис.2 Специфические функции воображения

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать
воображение. В творческих видах труда – наука, литература, искусство,
инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях
данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат
достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то,
чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например
мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать
давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение
тепла, холода.

Заключение
Подводя итог данной контрольной работы, следует подчеркнуть, что
воображение является основной двигательной силой творческого процесса
человека и играет огромную роль во всей его жизни. Это происходит потому,
что вся жизнедеятельность в той или иной степени связана с творчеством,
начиная от приготовления пищи дома до создания литературный произведений
или изобретательства. Без творческого подхода тяжело решить какую-либо
задачу, и поэтому творческие способности необходимо развивать у человека с
раннего детства.
Основная роль в плане осуществления развития творческих способностей
ребенка принадлежит, в первую очередь, его родителям, которые не должны
упускать времени и заниматься с ребенком постоянно.
Учебные заведения также играют важнейшую роль в развитии воображения и
творческих способностей человека. От того, насколько профессионально
учителя и преподаватели относятся к своему делу, насколько правильно и
интересно для ребенка разработана программа обучения, зависит уровень
развития конкретного ребенка и, в конечном итоге, весь человеческий
потенциал государства.



Список литературы
1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной
информации. – М., 1977.
2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир,
1996. – 496 с.
3. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 2: Пер. с франц. – М.: Мир,
1996. – 376 с.
4. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.
5. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт
методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.
6. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В
3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. –
576 с.
7. Основи психології: Підручник / За загал. Ред. О.В.Киричука, В.А.Роменця.
– К.: Либідь, 1995. – 632 с.
8. Романець В.А. Психологія творчості. – К., 1971.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.

-----------------------
ВООБРАЖЕНИЕ



Активное

воображение



Репродуктивное

воображение



Пассивное

воображение



Продуктивное

воображение

ФУНКЦИИ ВООБРАЖЕНИЯ

1. Представление действительности в образах

2. Регулирование эмоциональных состояний

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека

4. Формирование внутреннего плана действий

5. Планирование и программирование деятельности человека






Реферат на тему: Воображение


“В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир – в зерне песка,
В единой горсти – бесконечность
И небо – в чашечке цветка.”



I. Воображение – создание образов таких предметов и явлений, которые
никогда не воспринимались человеком раньше.
Из ничего воображение творить не может. Оно строится на преобразованном,
переработанном материале прошлых восприятий. Это и образы создаваемые
величайшими писателями, изобретения конструкторв. Даже сказочные образы
всегда являются фантастическим сочетанием вполне реальных элементов.
Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно
исходит из того, что имеется в действительности, опирается на него. Поэтому
воображение, как и вся психика, есть отражение мозгом окружающего мира, но
только отражение того, что человек не воспринимал, отражение того, что
станет реальностью в будущем.
Физиологический процесс воображения представляет собой процесс образования
новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре
головного мозга.
Образы воображения формируются в процессе мысленного конструирования таких
объектов, прообразы которых не существуют в окружающей среде.
Преобразование наличного наглядного материала, в результате чего возникает
добавочная информация о нем, и составляет главный момент творческого
воображения.
Познавательные образы можно подразделить на:
- чувственно наглядные
- рациональны (понятийные).
Образы, в отвлеченной форме отражающие наиболее общие и существенные
стороны, связи и отношения объективного мира, недоступные органам чувств.
Вместе с тем не существует каких-либо чувственных элементов, совершенно
лишенных рационального содержания. Любые сигналы, поступающие через органы
чувств, становясь фактами сознания, подвергаются вместе с тем логической
обработке, входят в упорядоченный строй наших знаний. Чувственные образы
включаются в комплексы суждений и умозаключений, вне которых они были бы
лишены общего значения.
Существуют различные виды воображения.
Наиболее простая форма воображения – те образы, которые возникают без
специального намерения и усилий с нашей стороны (плывущие облака, чтение
интересной книги).Всякое интересное, увлекательное преподавание обычно
вызывает яркое непроизвольное воображение. Одним из видов непроизвольного
воображения являются сновидения. Н. М. Сеченов считал, что сновидения –
небывалая комбинация бывалых впечатлений.
Произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи
возникают в результате специального намерения человека вообразить что-то
определенное, конкретное.
По степени самостоятельности и оригинальности продуктов воображения
различают еще 2 вида.
Воссоздающее воображение - представление новых для человека объектов в
соответствии с их описанием, чертежом, схемой. Этот вид используется в
самых различных видах деятельности. В учении
играет важную роль, потому что, усваивая материал, выраженный в словесной
форме (рассказ учителя, текст книги), учащийся должен представить себе то,
о чем идет речь. Но чтобы правильно это себе представить, нужно иметь
определенные знания. Воссоздающее воображение опирается только на знания,
если они недостаточны, то и представления могут быть искажены.
Творческое воображение – самостоятельное создание новых образов в процессе
творческой деятельности. Творческое воображение – более сложная психическая
деятельность, чем воссоздающее, но четкой грани между ними нет.
Как особый вид воображения выделяют мечту.
Не всегда процесс воображения немедленно реализуется в практических
действиях человека. Нередко этот процесс принимает форму особой внутренней
деятельности, заключающейся в создании образа того, что человек желал бы
осуществить. Такие образы желаемого будущего называют мечтой. Мечта –
необходимое условие претворения в жизнь творческих сил человека, которые
направлены на преобразование действительности.
Динамика мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на
сильно возбуждающюю (чаще травмирующую) ситуацию, она затем нередко
становится внутренней потребностью личности.
В детском и подростковом возрасте предмет желаний бывает настолько
нереальным, что его неосуществимость осознают сами мечтатели. Это мечты-
игры, которые следует отличать от более рациональой их формы – мечты-плана.
, Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает
его направленность сколько создает ее. В этом формирующая функция мечты.
Фантазия – важное условие нормального развития личности ребенка, она
выступает как одно из важнейших условий усвоения общественного опыта.
Развитие и воспитание фантазии – важное условие формирования личности
человека.

II. Воображение формируется у детей на базе их восприятия. Обогащая опыт
восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым
обогащает и развивает его воображение. Первые проявления воображения можно
наблюдать у детей трех лет. К этому времени у ребенка
накапливаетсянекоторый жизненный опыт, который дает материал для работы
воображения. Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра,
особенно ролевая. Игра – зеркало окружающей людей жизни.
Ошибочным является мнение, что у детей-дошкольников воображение развито
лучше, чем у школьников и взрослых – настолько оно ярко и живо. Яркость и
живость еще не означает богатство. Наоборот, воображение детей бедно, т. к.
Они многого не знают.
Интенсивно развиваются представления воображения детей школьного возраста.
Этому содействует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок
знакомится с очень широким кругом предметов и явлений. Однако среди младших
школьников есть дети, не умеющие произвольно вызывать представления и
оперировать ими. С такими детьми надо много работать, обогащать их реальные
представления, тренировать в умении делать волевые усилия для того, что бы
произвольно вызыватьто или иное представление.
Большое значение имеет включение школьника в работу творческих кружков.
Важна здесь роль специальных методических приемов – рассказы и сочинения по
картинкам, рисование иллюстраций к текстам, мысленное путешествие по
географической карте с
наглядным описанием природы и ландшафтов, путешествия в прошлое с
наглядными представлениями той эпохи.
Но развитие воображения таит в себе и опасности. Одна из них – появление
детских страхов. Уже с4-5 лет дети могут бояться темноты, потом уже более
определенно – чертей, скелетов, вымышленных сказочных героев. Появление
страхов является спутником и своего рода показателем развивающегося
воображения. Это явление очень нежелательное, и когда страх появляется,
надо помочь ребенку поскорее от него избавиться.
Вторая опасность, которая таится в развитии воображения, состоит в том, что
ребенок может полностью уйти в мир сових фантазий. Это особенно часто
происходит в подрастковом и юношеском возрасте. Жить без мечты невозможно,
но если ребенок живет только мечтами и фантазиями, не воплощая их в жизнь,
то он может превратиться в бесплодного мечтателя. Важно помочь ребенку
воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным
целям, сделать его продуктивным.
Развивая воображение, важно помнить, что материалом для его фантазий служит
вся окружающая жизнь, все впечатления которые он получает, и эти
впечатления должны быть достойны светлого мира детства.

III. Значение воображения в жизни и деятельности человека очень велико.
Возникло и развивалось воображение в процессе труда, и основное его
значение состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека,
т.к. невозможно трудиться не представляя себе конечного и промежуточных
результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в
искусстве, ни в технике. Все школьные предметы не могут усваиваться
полностью без деятельности воображения.
Деятельность воображения всегда соотноситься с реальной действительностью.
Практика – критерий правильности образов воображения, она позволяет
конкретизировать замыслы, делает их более четкими, определенными,
содействует их реализации.
Ценность воображения состоит в том, что оно позволяет принять решения и
найти выход в проблемной ситуации даже при отсутствии нужной полноты
знаний.
Воображение ребенка не сильнее, чем у взрослого, но оно занимает больше
места в его жизни. В школе детское воображение становится важной
предпосылкой и обучения, и эстетического воспитания.
Ученки представляет себе ситуации, с которыми он не сталкивался в
собственном опыте, создает образы, не имеющие конкретного аналога в
окружающей действительности, что способствует усвоению знаний и развитию
творческого мышления. В творчестве проявляется личность ребенка, его
эмоции, чувства, настроения и отношения с окружающим миром; в нем он
отрывает что-то новое для себя, а для окружающих о себе.
Это необходимо знать каждому учителю и использовать для своей работы при
формировании личности учащегося.

IV. Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает
богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети
воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими
эмоциональной картине взрослых в самые значимые моменты жизни. А детская
игра? Она просто теряет смысл для ребенка , если у нее отсутствует яркий
эмоциональный фон. Воображение и чувство (эмоции) в жизни ребенка
нераздельны, Влияние чувства на воображение и обратно давно было замечено
учеными. Еще в прошлом веке французский психолог Т. Рибо выяснил , что все
формы творческого воображения заключают в себе сильные эмоциональные
моменты. Л. С. Выготский вывел “закон общего эмоционального знака”,суть
которого выразил словами:» всякое чувство ,всякая эмоция стремятся
воплотиться в образы ,соответствующие этому чувству” ... Эмоция как бы
собирает впечатления , мысли и образы ,созвучные настроению человека. Таким
образом ,богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения.
Второй закон , выведенный Л. С. Выготский , называется “законом
эмоциональной реальности воображения”. Он говорит о том , что “всякое
построение фантазии обратно влияет на наши чувства , и если это построение
и не соответствует само по себе действительности ,то все же вызываемое им
чувство является действительным , реально переживаемым , захватывавающим
человека чувством”. С проявлением обоих законов связаны многие “странности”
в поведении детей. Известно, как дети любяят сочинять и рассказывать
различные “страшилки”. Нередко это кончается испугом детей от собственных
рассказов, сюжет и герои для ребенка превратились в фантастичесскую
реальность. Срабатывает закон эмоциональной реальности воображения. Именно
этому закону мы обязаны многочисленным конфликтам, которыми нередко
заканчиваются игры детей. Сильные эмоции, сопровождающие игру, и рожденные
образами фантазии придают статус реальности этим образам. Ребенок
отождествляет воображаемую роль и сюжет с реальной личностью своего
приятеля.
Итак, мы можем сделать вывод: используя богатство эмоциональных состояний
ребенка, можно успешно развивать его воображение и, наоборот,
целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка
культуру чувств.

V. Воображение тесно связано с интересами. Интерес можно определить как
эмоциональное проявление познавательной потребности. Он выражается в
направленности человека на определенную деятельность, имеющую особое
значение для личности. Началом формирования интереса является эмоциональная
привлекательность объекта окружающей действительности.
И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что активизирует состояние коры
головного мозга. Общеизвестно, что любой учебный процесс идет тем успешнее,
чем больше интерес к учебе у ученика.
Следует отметить, что для ребенка вообще характерно познавательное
отношение к миру. Ему интересно все. Интерес ко всему расширяет жизненный
опыт ребенка, знакомит его с разными деятельностями,активизирует его
различные способности. Однако реально узнать, увидеть, “попробовать все” не
под силу ребенку, и здесь на помощь приходит фантазия. Фантазирование
значительно обогащает опыт ребенка, вводит его в воображаемой форме в
ситуации и сферы, не встречаемые им в реальной жизни. Это провоцирует у
него проявление принципиально новых интересов. С помощью фантазии ребенок
попадает в такие ситуации и пробует такие деятельноти, какие в реальной
действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания
в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет
для него значимость того или иного объекта жизни. В конечном итоге
формирует у него многообразные интересы. В наиболее яркой форме фантазия
сливается с интересом в игре. Именно поэтому многие методики, направленные
на развитие интересов, строятся на принципе фантазирования в игровой
деятельности.
VI. Воображение – это всегда создание нового в результате переработки
прошлого опыта. Никакая творческая деятельность невозможна без йфантазии.
Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером,
интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом,
центром. Новый продукт, получаемый личностью, в творчестве может быть
объективно новым (т.е. социально значимым открытием) и субъективно новым
(т.е. открытием для себя). У большинства детей мы видим чаще всего продукты
творчества второго рода.
Хотя это не исключает возможность создания детьми и объективных открытий.
Развитие творческого процесса, в свою очередь, обогащает воображение,
расширяет знания опыт и интересы ребенка.
Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс
творчества,ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от
процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая
деятетельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию
высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие,
внимание. Последние, в свою очередь, определяют успешность учебы ребенка.
Вместе с тем и само воображение значимо включено в учебный процесс,
поскольку он на 90 % состоит из открытия нового. Творческая деятельность
развивает личность ребенка,помогает ему усваивать моральные и нравственные
нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть,смелость и трусость
и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое
понимание жизненных ценностей, свои личностые свойства, по-новому
осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной. Творческая
деятельность развивает эстетическое чувство ребенка.
Особое значение творческая деятельность имеет для одаренных и талантливых
детей. Одаренность – это комплекс способностей, позволяющих иметь особые
достижения в конкретной области искусства, науки, профессиональной и
социальной деятельности. Для одаренного ребенка воображение выступает
основным характерным качеством. Ему необходима постоянная активность
фантазии.
Одаренность и талант тесно связаны с опережающим развитием. Такие дети
отличаются более высокими результатами по сравнению сосвоими сверстниками.
И достигают этих результатов гораздо легче. Они отличаются большей
чувствительностью к окружающему миру. Кстати, особо высокой
чувствительностью отдельных психических функций в конкретные периоды
отличаются все дети. Такие периоды называются “сензитивными”. В эти периоды
конкретная функция наиболее восприимчива к раздражителям внешнего мира,
легко поддается тренировке и интенсивно развивается. В эти периоды все дети
проявляют особые достижения в результатах, строящихся на соответствующих
функциях. Для обычного ребенка на один возраст падает сензитивный период
для одной-двух функций.
Одаренные дети требуют особого внимания. Однако это не исключает
необходимость развивать воображение и творческую деятельность у всех детей.

VII. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего
школьного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения
возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений,
оригинальность ассоциаций, остроумие сравнений и многое другое. Таким
образом, очевидно, что воображение обогащает интересы и личный опыт
ребенка, через стимулирование эмоций формирует осознание нравственных норм.
Все это составляющие личности. Личность ребенка формируется постоянно под
влиянием всех обстоятельств жизни. Однако есть особая сфера жизни ребенка,
которая обеспечивает специфичекие возможности для личностного развития –
это игра. Основной психической функцией,обеспечивающей игру, является
именно воображение, фантазия.
Воображая игровые ситуации и реализуя их, ребенок формирует у себя целый
ряд личностных свойств, такие, как справедливость, смелость, честность,
чувство юмора. Через работу воображения происходит компенсация
недостаточных пока еще реальных возможностей ребенка преодолевать жизненные
трудности, конфликты, решать проблемы социального взаимодействия. Занимаясь
творчеством ребенок формирует у себя такое качество, как одухотворенность.
При одухотворенности воображение включено во всю познавательную
деятельность, сопровождаясь особо положительными эмоциями. Богатая работа
воображения часто связана с развитием такой важной личностной черты, как
оптимизм.
В подростковом возрасте, когда личностное развитие становится доминирующим,
особое значение приобретает такая форма воображения, как мечта – образ
желаемого будущего.
Подросток мечтает о том, что доставляет ему радость,что удовлетворяет его
самые сокровенные желания и потребности. Часто мечты бывают нереальными,
т.е. определено только содержание, цель, но не пути ее достижения.
Воображение значимо в личностном плане и для взрослого.
Люди, которые во взрослом возрасте сохранили яркое воображение,отличаются
талантливостью,их часто называют богато одаренными личностями.
VIII. Любое обучение связано с необходимостью что-то представить,
вообразить, оперировать абстрактными образами и понятиями. Все это
невозможно сделать без воображенич или фантазии. Например, дети младшего
школьного возраста любят заниматься художественным творчеством. Оно
позволяет ребенку в наиболее полной и свободной форме раскрыть свою
личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении,
творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный
взгляд на мир. Они способствуют развитию абстрактно-логической памяти и
мышления, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Всем известно, что
одна из наиболее сложных форм школьного обучения – это написание
сочиненийпо литературе. Общеизвестно и то, что школьники, отличающиеся
богатством воображения, пишут их легче и лучше. Однако нередко именно эти
дети отличаются неплохими результатами и по другим предметам. Вместе с тем
психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение
выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность
ребенка, особенно в подростковом возрасте. В частности такой точки зрения
придерживался Л. С. Выготский.
Воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:
-построение образа конечного результата его деятельности;
-создание программы поведения в ситуации неопределенности;
-создание образов, заменяющих деятельность;
-создание образов описываемых объектов.
Воображение и фантазия присущи каждому человеку, но люди различаются по
направленности этой фантазии, ее силе и яркости.
Затухание функций воображения с возрастом – отрицательный момент для
личности. Вместе с тем, воображение может не только облегчить процесс
обучения, но и саморазвиться при соответствующей организации учебной
деятельности. Одним из существенных приемов тренировки воображения, а
вместе с ним мышления, внимания, памяти и других, связанных с ним
психических функций, обслуживающих учебную деятельность, являются игры и
задачи “открытого типа”, т.е. имеющие не единственное верное решение. Не
менее важна тренировка умения связывать абстрактные или образные,в
переносном значении, смыслы с конкретными предметами и явлениями.




Новинки рефератов ::

Реферат: Учет денежных средств и расчетных операций Украина (Бухгалтерский учет)


Реферат: А.С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Финансово-промышленная группа «РОССТРО» (Финансы)


Реферат: Влияние контролируемой прокатки на циклическую трещиностойкость низкоуглеродистой стали (Технология)


Реферат: Восстановление и использование закономерностей в планировании тренировок (Физкультура)


Реферат: Анализ финансовых результатов предприятия ОАО "Газ – Сервис" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Математическая мифология и пангеометризм (Религия)


Реферат: Курсовая работа по базе данных СУБД (Компьютеры)


Реферат: Организация работы грузовой станции (Транспорт)


Реферат: Главные элементы жизни: азот и фосфор (Химия)


Реферат: Древний Торжок XVII-XIX века (История)


Реферат: Бизнес-план "Создание фирмы по производству узлов для ЭВМ" (Программирование)


Реферат: Академик Н.И. Вавилов (Исторические личности)


Реферат: Наследственное право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Методы подготовки спортсменок (Педагогика)


Реферат: Жуковский Василий Андреевич (Исторические личности)


Реферат: Криминалистическое оружиеведение (Криминалистика)


Реферат: "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенева (Литература : русская)


Реферат: Биосфера и цивилизация (Биология)


Реферат: Шпаргалки к госэкзаменам по Банковсому Делу (Банковское дело)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист