GeoSELECT.ru



История / Реферат: Культурное строительство в годы семилетки (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культурное строительство в годы семилетки (История)



Культурное строительство в годы семилетки

План



Народное образование.


Повышение образования и культуры рабочих и всех трудящихся — одно из
основных направлений культурной революции в СССР. При этом следует особо
подчеркнуть тесную, неразрывную связь культурного роста трудящихся с
экономическими условиями и факторами. В. И. Ленин в статье «О кооперации»
указывал: «Чтобы быть культурными, нужно известное развитие материальных
средств производства, нужна известная материальная база».
Партия и государство неизменно уделяли большое внимание народному
образованию, подготовке специалистов для всех отраслей народного хозяйства,
культуры и науки. Из года в год возрастало число учащихся, студентов в
общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных
заведениях, а также в училищах, школах профессионально-технического
образования и школах ФЗУ.



Таблица


Рост числа средних общеобразовательных школ и их выпускников в 60-
е годы (в тыс.)

| |1960 г. |1965 г. |1970 |
| | | |г. |
|Средние школы |29,2 |31,9 |44,2 |
|Количество учащихся, окончивших |1055 |1340 |2591 |
|среднюю школу | | | |


Повышая культурно-образовательный уровень советского общества,
учительство способствует росту производительности труда во всех сферах
общественной жизни, тем самым вносит значительный вклад в создание
материально-технической базы коммунизма. Почетный долг советского
учительства—совершенствовать учебно-воспитательный процесс, вооружать
учащихся знаниями основ наук, формировать у них высокую коммунистическую
сознательность, готовить молодежь к жизни, к активной трудовой и
общественной деятельности.
КПСС и Советское государство неустанно проявляют заботу о развитии
общественно-политической активности учителей. В нашей стране обеспечено
широкое представительство учителей в общественных и государственных
органах.
Возрастает роль учительства в решении социальных задач сближения города
и деревни, ликвидации различий между умственным и физическим трудом, во
взаимообогащении и сближении наций.
В целом в стране уделялось большое внимание подготовке специалистов с
высшим и средним специальным образованием для всех отраслей народного
хозяйства и культуры.
Всего специалистов, занятых в народном хозяйстве и культуре, в 1965 г.
насчитывалось более 12 млн. человек, из них около 5 млн, с высшим
образованием.



Таблица

Выпуск специалистов со средним специальным и высшим образованием в
60-е годы (в тыс.)

| |1960 г. |1965 г. |1970 |
| | | |г. |
|Со средним специальным |343,3 |404,0 |630,8 |
|образованием | | | |
|С высшим образованием |1221,5 |1033 |483,5 |

Успехи науки и техники.

К концу семилетки в Советском Союзе в 4650 научно-исследовательских
учреждениях и на кафедрах вузов трудилось более 660 тыс. научных
работников, или четвертая часть всех научных работников мира.
В Сибири вырос новый научный центр—Сибирское отделение Академии наук
СССР. В этом городе науки, расположенном под Новосибирском, в 1962 г.
действовало 20 научно-исследовательских институтов, в которых
исследовательскую работу вели 45 академиков и членов-корреспондентов
Академии наук, 85 докторов, около 800 кандидатов наук и 2300 научных
сотрудников.
Советская наука и техника добились огромных успехов в освоении космоса.
12 апреля 1961 г. человечество узнало о величайшем научном и техническом
достижении советского народа, беспримерной победе человеческого разума. В
этот день советский космический корабль-спутник с человеком на борту,
совершив триумфальный полет вокруг земного шара и вернувшись на землю нашей
Родины, возвестил миру о том, что вековая мечта человечества осуществлена.
Первым человеком, проникшим в космос, был гражданин Советского Союза,
первый в истории летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.
«Лишь в условиях социалистического строя,—говорилось в обращении ЦК КПСС
и Совета Министров СССР к Всесоюзному совещанию научных работников,—научная
мысль получила безграничный простор для своего развития. Наука превратилась
в орудие революционного преобразования общества, в орудие господства
раскрепощенного человека над силами природы. Социализм поставил науку на
службу самым высоким гуманистическим идеалам человечества, создал все
условия для ее роста и процветания».
В соответствии с оценкой роли науки в строительстве, коммунистического
общества, данной в Программе КПСС, ЦК партии и правительство в ряде
постановлений определили основные направления развития и организации
научных исследований.
В этих постановлениях определена роль Академии наук СССР как главного
координационного центра по организации теоретических исследований в области
естественных и общественных наук, определены перспективы координации усилий
академических и отраслевых научно-исследовательских учреждений, обращено
внимание на укрепление связи науки с производством, на повышение роли вузов
в научных исследованиях и т. п. Эти постановления, продиктованные
неотложными потребностями практики, сыграли важную роль в дальнейшем
развитии советской науки.
После XXII съезда партии еще более окрепли связи науки с производством. В
этом деле огромную роль сыграли общественные научные организации.
В Ленинграде на предприятиях фирмы «Электросила» было осуществлено единое
руководство производством и научной работой, когда директор завода стал
одновременно руководителем научно-исследовательского института, который
явился составной частью предприятия.
Значительный вклад в технический прогресс внесли многие научно-
исследовательские институты и технические вузы страны. Больших успехов
добился Московский экспериментальный научно-исследовательский институт
металлорежущих станков. Сотрудники института разработали ряд специальных
автоматических станков, за что были удостоены Ленинской премии, создали
фрезерные и токарные станки с программным управлением, отмеченные высшей
наградой—Гран-при—на Брюссельской выставке.
В лаборатории электрификации и автоматизации промышленности при
Ленинградском электротехническом институте имени В. И. Ульянова (Ленина)
была разработана комплексная система автоматического управления
газотурбинными установками для магистральных газопроводов, создана система
дистанционного управления подъемными кранами по проводам и радиоканалам.
Совместно с коллективом Ижорского завода научные работники института в
течение 1959—1964гг. разработали и внедрили в производство автоматическую и
ультразвуковую установку для выявления внутренних дефектов листового
проката. Опыт и эксплуатация показали надежность и высокую эффективность
приборов контроля, благодаря которому только Ижорский завод получает
экономию около одного миллиона рублей в год.
Коллектив оптико-механического производственного объединения в
содружестве с Государственным оптическим институтом имени С. И. Вавилова и
учеными-астрономами создали крупнейший в Европе телескоп для Крымской
обсерватории.
Коллектив Металлического завода имени XXII съезда КПСС сооружал
гидравлическую турбину мощностью 508 тыс. кВт для Красноярской ГЭС. Во
время сварки рабочего колеса турбины диаметром 8, 5 м, весом 250 т возникли
технические трудности, которые были преодолены с помощью специалистов по
сварочной технике Института имени Патона и ряда других институтов.
В области сельскохозяйственной науки советские ученые также добились
больших успехов. Они создали такие новые сорта пшеницы, как Безостая-1,
Мироновская-808, Безенчукская-105, Саратовская-29, являющиеся лучшими в
мире. Эти сорта получили широкое распространение во многих районах страны.
Важнейшим этапом в укреплении связей сельскохозяйственной науки с
производством явилось постановление мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 г.
Пленум подчеркнул решающую роль деятелей науки, специалистов в подъеме
сельского хозяйства, распространении экономических и научных знаний в
массах;
Коммунистическое воспитание трудящихся

Все великие победы социализма в нашей стране были завоеваны на основе
марксистско-ленинского учения. Коммунистическая партия творчески развивает
и обогащает это учение, которое должно и впредь прокладывать путь практике,
обеспечивать строго научный подход к руководству экономической и культурной
жизнью советского народа. Подлинно новаторский, ленинский подход к теории,
ее развитию и применению на практике с особой силой проявляется в
деятельности партии. На съездах партии, а также пленумах ЦК КПСС нашли
творческое решение такие важные теоретические проблемы, как определение
закономерностей перерастания социализма в коммунизм, создание материально-
технической базы коммунизма, воспитание нового советского человека,
возрастание роли Коммунистической партии в строительстве коммунизма,
развитие социалистической демократии, развитие мировой социалистической
системы, мирное сосуществование государств с различным общественным строем.
Партия развивает марксистско-ленинскую теорию в непримиримой борьбе с
буржуазной идеологией, ревизионизмом, догматизмом и реформизмом.
Исключительное значение имело решение ЦК КПСС о начале издания в 1958 г.
Полного собрания сочинений В. И. Ленина. Одновременно выпускалось второе
издание Сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса. Были созданы новые журналы
«Вопросы истории КПСС», «Агитатор».
Большую роль в дальнейшем творческом развитии марксистско-ленинской
теории играют общественные науки. Ученые общественных наук успешно решают
такие проблемы, как направление и характер процесса формирования
коммунистических общественных отношений, совершенствование государственного
строя и развитие социалистической демократии, формы и методы хозяйствования
и научной организации труда, содержание и методы коммунистического
воспитания и др., решение которых способствует успехам коммунистического
строительства.
В идеологической работе, подчеркивается в Программе КПСС, главным
является «воспитание всех трудящихся в духе высокой идейности и преданности
коммунизму, коммунистического отношения к труду и общественному хозяйству,
полное преодоление пережитков буржуазных взглядов и нравов, всестороннее,
гармоническое развитие личности, создание подлинного богатства духовной
культуры. Особое значение партия придает воспитанию подрастающего
поколения». Идеологическая работа способствует росту политической и
трудовой активности, коммунистической сознательности советских людей, Одним
из основных направлений идеологической работы является ее тесная связь с
задачами создания материально-технической базы коммунизма, обилия
материальных и культурных благ.
В борьбе за создание материально-технической базы коммунизма и
воспитание у рабочих, крестьян и интеллигенции коммунистического отношения
к труду партия и Советское государство огромное значение придают
материальным и моральным стимулам. Они выражаются как в коллективной, так и
в индивидуальной форме. К коллективным относят: награждение предприятий
орденами, присуждение победителям в социалистическом соревновании
переходящих Красных знамен, присвоение звания коллективов коммунистического
труда, к индивидуальным — награждение орденами или медалями, присвоение
высокого звания Героя Социалистического Труда, занесение на доску Почета,
присвоение почетных званий, объявление благодарности.
В 1964—1967 гг. за достигнутые успехи в развитии народного хозяйства,
науки и культуры более 704 тыс. человек награждены орденами и медалями
Советского Союза, 3606 человек удостоены звания Героя Социалистического
Труда.
Материальные и моральные стимулы нельзя противопоставлять друг другу.
Материальные стимулы без подкрепления их моральными могут способствовать
появлению стремления к наживе, моральные же без подкрепления материальными
не могут дать нужных результатов. Вот почему, говоря об организации
соревнования, В. И. Ленин считал необходимым, «чтобы выдающиеся коммуны
вознаграждались немедленно (сокращением на известный период рабочего дня,
повышением заработка, предоставлением большего количества культурных и
эстетических благ и ценностей и т. п.)»
Важное место в коммунистическом воспитании трудящихся, в их мобилизации
на выполнение задач коммунистического строительства занимают культурно-
просветительные учреждения—библиотеки, кино, клубы, театры. Одиннадцатым
пятилетним планом предусмотрено расширить сеть массовых библиотек и клубов,
повысить их роль в работе по коммунистическому воспитанию, организации
самодеятельного творчества и проведения досуга трудящихся.


Таблица



Рост числа культурно-просветительных учреждений в 60-е годы

| |1940 г. |1965 г. |1970 г. |
|Массовые библиотеки (в тыс.) |95, 4 |127, 1 |128 |
|Их книжные и журнальные фонды (в |199, 7 |1097, 7 |1363, 5 |
|млн. экз.) | | | |
|Клубные учреждения (в тыс.) |118, 0 |127, 0 |134, 0 |
|Киноустановки (в тыс.) |28, 0 |145, 4 |157, 0 |
|Число посещений киносеансов (в |900 |4279 |4652 |
|млн.) | | | |
|Театры (в един.) |908 |501 |596 |
|Музеи (в един.) |991 |954 |1144 |



Культурно-просветительные учреждения по праву называют опорными
пунктами идеологической работы партийных, советских и других общественных
организаций. Главная их практическая задача состоит в том, чтобы помочь
партии воспитать всех советских людей идейно убежденными, всесторонне
развитыми и непримиримыми к буржуазной идеологии, активными строителями
коммунистического общества, горячо любящими свою Родину.
Дома культуры и клубы являются универсальными учреждениями, где
проводятся массовые мероприятия: лекции, семинары и консультации по
важнейшим решениям партии и правительства, работают народные университеты,
которые знакомят своих слушателей с достижениями отечественной и зарубежной
науки и техники, знакомят их с передовым опытом в промышленности и сельском
хозяйстве. При клубах и Домах культуры широко развивается художественная
самодеятельность.
Большую роль в культурно-массовой работе играют массовые библиотеки,
которые проводят работу по повышению общеобразовательного, культурного и
научно-технического уровня трудящихся, оказывая помощь партии и
правительству в коммунистическом воспитании рабочих, крестьян и
интеллигенции.
Значительный вклад в коммунистическое воспитание трудящихся вносят
печать, радио и телевидение, по праву называемые ударными силами
идеологического фронта.

Таблица


Выпуск книг к брошюр, журналов и газет в 60-е годы

| |1940 г.|1985 г.|1970 г. |
| | | | |
|Число книг и брошюр (печатных |45, 8 |76.1 |78, 9 |
|единиц в тыс.) | | | |
|Их тираж (в млн. экз.) |462 |1279 |1362 |
|Число журналов и других |1822 |3846 |5968 |
|периодических изданий | | | |
|Их годовой тираж (в млн. экз.) |245 |1548 |2622 |
|Число газет (изданий) |8806 |7687 |8694 |
|Их разовый тираж (в млн. экз.) |38 |103 |141 |



В стране насчитывалось около 80 млн. приемников и радиотрансляционных
точек, свыше 15 млн. телевизоров, работало 120 телевизионных центров, около
400 телевизионных ретрансляционных станций.
Газеты, журналы, книги, брошюры, радио и телевидение призваны решать
такие идеологические задачи, как формирование у советских людей марксистско-
ленинского мировоззрения и коммунистической морали, систематически освещать
борьбу трудящихся за выполнение народнохозяйственных планов, повышение
производительности труда, культурного строительства и улучшение партийного
руководства промышленным и сельскохозяйственным производством, а также
развертывать принципиальную критику и самокритику против косности,
бюрократизма, расточительства, тунеядства и других антиобщественных
явлений; широко популяризировать положительный опыт передовиков
промышленного и сельскохозяйственного производства, добившихся высокой
производительности труда.
Огромную роль в воспитании нового человека, в формировании
коммунистической культуры играют литература и искусство. Партия и
правительство поддерживают все передовое в литературе и искусстве, в
которых в ярких образах запечатлеваются грандиозные свершения эпохи
строительства коммунизма, величие подвигов советского человека; в то же
время объявлена бескомпромиссная борьба против любых идейных шатаний,
проповеди мирного сосуществования идеологий, против формализма, отсталости
в художественном творчестве, за партийность и народность советского
искусства — искусства социалистического реализма.
Большую помощь партии в формировании нового человека оказывали профсоюзы.
Борясь за коммунистическое воспитание рабочих и служащих, профсоюзы
улучшили работу культурно-просветительных учреждений. При культурно-
просветительных учреждениях профсоюзов возникли и развиваются новые
общественные формы повышения культурно-технического уровня удящихся:
народные университеты культуры и технического прогресса, общественные
институты передового опыта, экономические школы, созданы рабочие
самодеятельные театры, симфонические оркестры, оперные и балетные ансамбли,
любительские киностудии и т. д.
В 1965 г. в стране имелось 235 тыс. кружков художественной
самодеятельности, в них участвовало около 3 млн. человек. На базе лучших
коллективов художественной самодеятельности было создано около 400 народных
театров. Важную роль в формировании духовного облика советского молодого
человека играет Ленинский комсомол. Он воспитывает советскую молодежь на
революционных, боевых и трудовых традициях предшествовавших поколений,
которые совершили Великую Октябрьскую революцию и построили социализм.
Молодежи прививаются любовь к Родине, высокое сознание гражданского и
общественного долга, уважение к советским законам, нетерпимость к
нарушениям общественного порядка.
Большую работу комсомол ведет в школе и в пионерской организации, которые
помогают формировать жизнерадостное, трудолюбивое, физически и нравственно
здоровое поколение.
Своими славными делами многомиллионный комсомол завоевал уважение и
любовь всего народа. Об этом свидетельствуют такие факты: около половины
всего состава Коммунистической партии формируется за счет приема в ее ряды
комсомольцев, предоставление общесоюзным и республиканским органам
комсомола права законодательной инициативы. В 1967 г. в местные Советы
депутатов трудящихся было избрано депутатами до 100 тыс. комсомольцев.
XV съезд комсомола (май 1966 г.) заверил партию, что решение XXIII съезда
КПСС он воспринял как боевую программу деятельности комсомола и всей
молодежи и что комсомольские организации приложат все силы к тому, чтобы
внести достойный вклад в осуществление грандиозных планов коммунистического
строительства в нашей стране.
Большое значение в воспитательной работе общественных организаций имеет
интернациональное воспитание.
Дружба народов СССР явилась могучим источником построения социализма, его
военной защиты, восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства в
послевоенный период. Она удесятеряет силу строителей коммунизма.
В процессе коммунистического строительства усиливается стремление
советских народов к сближению, более тесными и многообразными становятся их
экономические, культурные и духовные связи. Содействуют этому процессу и
такие формы работы, как соревнование между городами, районами, коллективами
предприятий, строек, колхозов и совхозов разных республик, регулярные
взаимные посещения соревнующихся коллективов, совместное подведение итогов,
обмен опытом, проведение интернациональных выставок и т. д.
В целях интернационального воспитания широко используются материалы о
развитии мировой системы социализма, международного коммунистического
движения, о борьбе коммунистических и рабочих партий за единство своих
рядов, за чистоту марксизма-ленинизма, принципов пролетарского
интернационализма.
Все нации и народности, представляющие Советский Союз, достигли высокого
уровня развития во всех областях жизни. Выравнивание уровней
экономического, социально-политического и духовного развития наций и
народностей обеспечило быстрый и всесторонний прогресс советского народа.
Ярким проявлением торжества ленинской национальной политики явилось
восстановление и строительство Ташкента — столицы Узбекской Советской
Социалистической Республики, которую в 1966 г. постигло стихийное бедствие
—землетрясение.
Для ликвидации последствий землетрясения ташкентцам оказали действенную
поддержку все народы советских республик. Своими силами, из своих
материалов и на свои средства они возродили огромный город из руин,
воздвигнув в нем современные кварталы. И возрожденный Ташкент будет вечно
стоять как величайший монумент, олицетворяющий несокрушимую силу дружбы и
братства советских народов.
Интернациональное воспитание проводится в борьбе с буржуазным
национализмом, который носит резко обозначенную антисоциалистическую,
антисоветскую направленность. Агентура империализма всячески старается
насадить буржуазный национализм среди народов социалистических стран, в
рядах коммунистических и рабочих партий.
Коммунистическое воспитание советских людей проходит в процессе борьбы с
чуждыми нашему социалистическому обществу пережитками прошлого.
Пережитки прошлого многообразны. Они проявляются в неправильном отношении
отдельных граждан к труду, социалистической собственности, к окружающим
людям и обществу в целом, к семье, женщине, детям и т. д. В основе
большинства пережитков лежит индивидуализм и эгоизм—забота исключительно о
своем, узколичном интересе, игнорирование интересов других, всего общества.
В нашей стране борьба против пережитков прошлого в сознании и поведении
советских людей рассматривается как борьба с остатками буржуазной
идеологии.
Одной из главных задач в идеологической работе в современных условиях
является развернутое наступление против всех форм буржуазной идеологии,
которая выступает под флагом антикоммунизма, пытаясь у советского человека
посеять неверие в идеалы коммунизма.
Одним из основных направлений идеологической работы является воспитание
трудящихся в духе советского патриотизма. В советском патриотизме слились
воедино горячая любовь к Родине, уважение к революционным и лучшим
национальным традициям ее народов, преданность советскому социалистическому
строю, делу Коммунистической партии. Советский патриотизм является могучим
источником великой энергии и массового героизма советских людей в боях и
труде. Невозможно было бы победить врагов социалистического Отечества,
поднять хозяйство и культуру страны на невиданную высоту, построить
социализм и приступить к строительству коммунизма без такой животворной
силы, как советский патриотизм. В нем глубоко сочетается горячая любовь
советских людей к своей Родине с чувством уважения и братской дружбы к
народам других социалистических стран, к трудящимся всего мира.
Советский патр публик, регулярные взаимные посещения соревнующихся
коллективов, совместное подведение итогов, обмен опытом, проведение
интернациональных выставок и т. д.
В целях интернационального воспитания широко используются материалы о
развитии мировой системы социализма, международного коммунистического
движения, о борьбе коммунистических и рабочих партий за единство своих
рядов, за чистоту марксизма-ленинизма, принципов пролетарского
интернационализма.
Все нации и народности, представляющие Советский Союз, достигли высокого
уровня развития во всех областях жизни. Выравнивание уровней
экономического, социально-политического и духовного развития наций и
народностей обеспечило быстрый и всесторонний прогресс советского народа.
Ярким проявлением торжества ленинской национальной политики явилось
восстановление и строительство Ташкента — столицы Узбекской Советской
Социалистической Республики, которую в 1966 г. постигло стихийное бедствие
—землетрясение.
Для ликвидации последствий землетрясения ташкентцам оказали действенную
поддержку все народы советских республик. Своими силами, из своих
материалов и на свои средства они возродили огромный город из руин,
воздвигнув в нем современные кварталы. И возрожденный Ташкент будет вечно
стоять как величайший монумент, олицетворяющий несокрушимую силу дружбы и
братства советских народов.
Интернациональное воспитание проводится в борьбе с буржуазным
национализмом, который носит резко обозначенную антисоциалистическую,
антисоветскую направленность. Агентура империализма всячески старается
насадить буржуазный национализм среди народов социалистических стран, в
рядах коммунистических и рабочих партий.
Коммунистическое воспитание советских людей проходит в процессе борьбы с
чуждыми нашему социалистическому обществу пережитками прошлого.
Пережитки прошлого многообразны. Они проявляются в неправильном отношении
отдельных граждан к труду, социалистической собственности, к окружающим
людям и обществу в целом, к семье, женщине, детям и т. д. В основе
большинства пережитков лежит индивидуализм и эгоизм—забота исключительно о
своем, узколичном интересе, игнорирование интересов других, всего общества.
В нашей стране борьба против пережитков прошлого в сознании и поведении
советских людей рассматривается как борьба с остатками буржуазной
идеологии.
Одной из главных задач в идеологической работе в современных условиях
является развернутое наступление против всех форм буржуазной идеологии,
которая выступает под флагом антикоммунизма, пытаясь у советского человека
посеять неверие в идеалы коммунизма.
Одним из основных направлений идеологической работы является воспитание
трудящихся в духе советского патриотизма. В советском патриотизме слились
воедино горячая любовь к Родине, уважение к революционным и лучшим
национальным традициям ее народов, преданность советскому социалистическому
| строю, делу Коммунистической партии. Советский патриотизм является
могучим источником великой энергии и массового героизма советских людей в
боях и труде. Невозможно было бы победить врагов социалистического
Отечества, поднять хозяйство и культуру страны на невиданную высоту,
построить социализм и приступить к строительству коммунизма без такой
животворной силы, как советский патриотизм. В нем глубоко сочетается
горячая любовь советских людей к своей Родине с чувством уважения и
братской дружбы к народам других социалистических стран, к трудящимся всего
мира.
Советский патриотизм по существу своему интернационален, ему чужды
высокомерие и превосходство по отношению к другим народам, он непримирим к
проявлениям шовинизма и буржуазного национализма.
В формировании нового человека немаловажное место занимает борьба с
религиозными предрассудками и суевериями. Это один из наиболее живучих и
вредных пережитков прошло-то в сознании людей, доставшихся советскому
обществу от старого мира.
Абсолютное большинство населения нашей страны давно уже освободилось от
религиозных предрассудков. Однако незначительная часть советских людей все
еще находится в плену религии и суеверий, которые мешают им активно
участвовать в строительстве коммунистического общества. Церковь и различные
религиозные секты гибко приспосабливаются к современным условиям, усиленно
распространяют религиозную идеологию среди отсталых слоев населения, уделяя
особое внимание молодежи и женщинам. В этих целях они широко используют
свою печать, проповедническую и благотворительную деятельность, ведут
индивидуальную обработку граждан, торжественно обставляют богослужение,
используя хоры и оркестры. Религиозные предрассудки и суеверия отравляют
сознание части советских людей, мешают их сознательному и активному участию
в строительстве коммунизма.
В 1954 г. ЦК КПСС принял постановления об усилении научно-атеистической
пропаганды среди населения.
В постановлении ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической
пропаганде и мерах ее улучшения» сказано, что атеистическая работа должна
проводиться систематически, со всей настойчивостью, методом убеждения,
терпеливого разъяснения и индивидуального подхода к верующим людям. В
основу этой работы должна быть положена широкая пропаганда
естественнонаучных знаний, популярное разъяснение с научных позиций
вопросов о строении вселенной и закономерностях явлений природы, о
происхождении жизни и человека на Земле и т. д.
В нашем обществе еще имеются элементы, которые ведут паразитический
образ жизни, уклоняются от общественно полезного труда, не желают честно
трудиться по своим способностям, а извлекают нетрудовые доходы от
использования земельных участков, автомашин, жилой площади, спекуляции или
совершают иные антиобщественные поступки.
Преступлением перед социализмом называл Ленин всякое сентиментальничанье
с ворами, жуликами и тунеядцами. Паразитам нет места в нашей жизни, и народ
объявил им борьбу. По предложению трудящихся Президиум Верховного Совета
РСФСР 4 мая 1961 г. принял указ «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися
от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный, паразитический
образ жизни».
В целях усиления борьбы с особо опасными преступлениями указом Президиума
Верховного Совета СССР от 5 мая 1961 г. предусмотрены меры более строгого
наказания.
Народ горячо поддерживает законодательные акты, направленные против
людей, ведущих антиобщественный образ жизни. У нас трудиться обязан каждый
способный к труду. В процессе свободного, творческого труда советский
человек сознает историческое значение своей общественно полезной
деятельности, приобретает высокие нравственные качества строителя
коммунизма.
Развитие советской демократии

В борьбе за выполнение семилетки партия еще более расширила и укрепила
свои связи с трудящимися, обогатилась новым опытом политического
руководства массами. На основе последовательного осуществления принципа
демократического централизма и ленинских норм партийной жизни усилилась
коллективность руководства, получила дальнейшее развитие внутрипартийная
демократия.
С построением общества развитого социализма наступил новый этап в
развитии Советского государства. Возникшее как государство диктатуры
пролетариата, оно стало общенародным государством, политической
организацией всего народа при руководящей роли рабочего класса. Расширилась
советская демократия, что нашло свое выражение прежде всего в повышении
роли Советов. Советы превратились во всеохватывающие организации народа, в
школу общественной деятельности миллионов. Они расширили свои связи с
массами, стали больше заниматься вопросами развития экономики и культуры,
лучше осуществлять функции государственного управления на местах.
Развитию советской демократии способствовали проведенные в марте 1965 г.
выборы в Верховные Советы союзных и автономных республик и местные Советы
депутатов трудящихся которые явились яркой манифестацией морально-
политического единства советского народа, его сплоченности вокруг
Коммунистической партии. В состав Советов было избрано свыше 2 млн.
человек. В постоянных комиссиях, которые являются одной из наиболее
распространенных форм практического участия народных избранников в работе
Советов, занято 1, 6 млн. депутатов.
С каждым годом расширялись демократические основы деятельности Советов.
Регулярно проводились отчеты исполкомов Советов и отдельных депутатов перед
избирателями. Принятые в 1959—1960 гг. законы о порядке отзыва депутатов
Верховного Совета СССР, а также депутатов союзных, автономных республик и
местных Советов обеспечивали избирателям право в любое время отзывать
представителей, не оправдавших доверия.
Деятельность Советов стала более разносторонней, в ней усиливались и
получали дальнейшее развитие общественные начала. Быстро развивалась
общественная самодеятельность как форма участия населения в практической
работе Советов. Внештатные отделы, инструкторские и инспекторские группы,
различные комиссии при исполкомах Советов, домовые, уличные и квартальные
комитеты в городах, родительские комитеты при школах и домоуправлениях и
другие формы общественной самодеятельности трудящихся, группирующихся
вокруг Советов, объединяют свыше 20 млн. активистов.
Расширились функции общественных организаций. Профсоюзам передано
санаторно-курортное управление, находившееся в ведении Министерства
здравоохранения. Обеспечением общественного порядка ранее занимались только
государственные органы—милиция, прокуратура, суд, а теперь большую роль в
этом деле играют народные дружины и товарищеские суды.
Передача общественным организациям ряда функций государственных органов
не ослабляет, а усиливает социалистическое государство, которое теперь
уделяет еще больше внимания развитию экономики и укреплению обороны страны.
Ленинский курс нашей партии на всестороннее развертывание и
совершенствование социалистической демократии, на развитие советской
государственности в коммунистическое общественное самоуправление пользуется
единодушной поддержкой всего народа. Из года в год повышается роль
общественных организаций трудящихся, общественные начала прочно входят в
жизнь.
Особенно важное значение имели мероприятия по усилению партийного,
государственного и общественного контроля за точным выполнением директив
партии и правительства, по воспитанию кадров в духе высокой дисциплины и
ответственности за претворение в жизнь политики партии.
В целях еще более широкого вовлечения трудящихся в работу по
осуществлению контроля, дальнейшего повышения их роли в работе контрольных
органов органы партийно-государственного контроля были преобразованы в
органы народного контроля.
Высшим органом в системе народного контроля стал Комитет народного
контроля СССР, который работает под непосредственным руководством ЦК КПСС и
Совета Министров СССР. Были также созданы и начали действовать комитеты
народного контроля союзных и автономных республик, краевые, областные,
окружные, городские, районные комитеты народного контроля. Основу системы
органов народного контроля составляют группы и посты народного контроля,
созданные на предприятиях, стройках, в колхозах и совхозах, при сельских и
поселковых Советах, а также в воинских частях. В работе органов народного
контроля активное участие принимают представители профсоюзных,
комсомольских и других общественных организаций. Главное внимание народного
контроля сосредоточено на систематической проверке выполнения предприятиями
и учреждениями государственных планов и заданий, выявлении и использовании
внутренних резервов для расширения производства, улучшения качества
продукции и снижения ее себестоимости, экономном расходовании трудовых и
денежных средств, на предотвращении ошибок и всякого рода злоупотреблений.
На органы народного контроля возложена также обязанность активно
поддерживать новые, передовые, прогрессивные начинания. В народном контроле
принимало участие свыше 6 млн. активистов-общественников.
Развитие советской демократии способствовало возрастанию роли
профсоюзных организаций. Права профсоюзов в период перехода от социализма к
коммунизму значительно возросли. Профсоюзные организации принимали участие
в планировании производственной деятельности заводов и фабрик,
способствовали успешному решению важнейших хозяйственных задач. Большую
положительную роль играли постоянные производственные совещания,
избиравшиеся коллективами рабочих и служащих предприятий, строек, совхозов.
В производственных совещаниях в 1965 г. участвовало более 30 млн. рабочих,
инженерно-технических работников, служащих. На совещаниях принято свыше 1,
5 млн. предложений по развитию технического прогресса, росту
производительности труда, вопросам культуры, труда и быта, заработной платы
и т. д., реализация которых дала большой экономический эффект. Профсоюзные
организации развивают творческую инициативу рабочего класса и всех
трудящихся по руководству хозяйством.
Советские профсоюзы всегда выступали за укрепление интернациональных
связей с международным пролетариатом поддерживали его борьбу с
империализмом за мир, демократию и социализм. За годы семилетки эти связи
значительно расширились и укрепились. За 1959—1964 гг. по приглашению
советских профсоюзов в СССР побывало 1385 профсоюзных и рабочих делегации
из 88 зарубежных государств. В свою очередь 800 советских профсоюзных
делегаций посетили 50 стран.
Список литературы




Реферат на тему: Курс лекций и семинаров "История России: 1861-1995 гг."
Томский политехнический университет



В.Н. Гузаров и Н.И. Гузарова


История России: Практикум для семинарских занятий

Учебное пособие для студентов заочного отделения



Томск- 1999



Содержание


Тема 1. Философия истории …………………………………


Тема 2. Реформы 60-х годов 19 века …………………………

Тема 3. Русский менталитет и его оценка в отечественной публицистике

Тема 4. Коммунистическая Россия ……………………………..

Перечень текстов и документов


Блок. Апология истории или ремесло историка.


Ясперс. Истоки истории и её цель.


Тойнби. Постижение истории.


Тойнби. Цивилизации перед судом истории.


Фукуяма. Конец истории?


Маркс. К критике политической экономии.


Маркс, Энгельс. Манифест Коммунистической партии.


Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости. 1861 год.


Положение о губернских и уездных земских учреждениях. 1864 год.


Ульянов (Ленин). Гонители земства и ганибалы либерализма. 1901 год.


Русские пословицы и поговорки.


Чаадаев. Философические письма.


Чаадаев. Отрывки и афоризмы.


Леонтьев. Византизм и славянство.


Соловьёв. Русская идея.


Трубецкой. Об истинном и ложном национализме.


Трубецкой. “Русская проблема”.


Трубецкой. О туранском элементе в русской культуре.


Савицкий. Степь и оседлость.


Федотов. Судьба империй.


Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма

Декрет о земле. 26 октября 1917 г.
Соглашение о взаимоотношениях ВЦИК и СНК. 17 ноября 1917 г.
Декрет об уничтожении сословий и чинов. 11 ноября 1917 г.
Декрет СНК об объявлении партии кадетов врагами народа. 11 декабря 1917 г.
Декрет ВЦИК и СНК о создании комитетов бедноты. 11 июня 1918 г.
Конституция РСФСР. Июнь 1918 г.
Постановление СНК о красном терроре. 5 сентября 1918 г.
Инструкция президиума ВЦИК об организации лагерей принудительных работ. 12
мая 1919 г.
Постановление СНК о продаже музейных шедевров за границу. 26 октября 1920
г.
О замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом.
Декрет ВЦИК. 21 марта 1921 г.
М. А. Волошин. Терминология. 1921 г.
Выступление В. Ульянова (Ленина) на конференции коммунистов. Май 1921 г.
Отношение И. Джугашвили (Сталина) к водке. 1927 .
Секретная директива В. Ульянова о расстреле верующих. 19 марта 1922 г.
Договор об образовании СССР. 30 декабря 1922 г.
Директива В. Ульянова (Ленина) министру юстиции. 22 февраля 1922 г.
Платформа эмигрантов. Евразийство. 1927 г.
Письма И. Джугашвили (Сталина) В. Скрябину (Молотову). 1930 г.
Решение комиссии о распределении сосланных крестьян. 1931 г.
Платформа «Союза марксистов-ленинцев» (Группа М. Рютина). 1923 г.
Доклад Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущёва ХХ съезду КПСС. 1956 г.
Программа КПСС 1961.



Тема 1. Философия истории



М. Блок. Апология истории или ремесло историка


Поколения последних десятилетий 19 и первых лет 20 века жили как бы
заворожённые очень негибкой, поистине конторской схемой мира естественных
наук. Распространяя эту чудодейственную схему на всю совокупность
духовных богатств, они полагали, что настоящая наука должна приводить
путём неопровержимых доказательств к непреложным истинам,
сформулированным в виде универсальных законов. Применённое к
исследованиям историческим, оно породило ... две противоположные
тенденции. Одни действительно считали возможной науку об эволюции
человечества, которая согласовалась бы с этим, так сказать, “все
научным” идеалом... Они сознательно шли на то, чтобы оставить за
пределами этой науки о людях многие реальные факты весьма человеческого
свойства, которые казались им абсолютно не поддающимися рациональному
познанию. Такова была, в общем, позиция социологической школы,
основанной Дюркгеймом.


Другие исследователи, видя, что историю не втиснуть в рамки
физических закономерностей, ... видели в ней (истории) не столько
подлинно научное знание, сколько некую эстетическую игру или, на худой
конец, гигиеническое упражнение, полезное для здоровья духа...


Умственная атмосфера настоящего времени уже не та. Кинетическая
теория газов, эйнштейновская механика, квантовая теория коренным образом
изменили то представление о науке, которое ещё вчера было всеобщим. На
место определённого последние открытия выдвинули бесконечно возможное,
на место точно измеренного - понятие вечной относительности меры. Мы
лучше подготовлены к мысли, что некая область познания, где не имеют
силы Евклидовы доказательства или неизменные законы повторяемости, может,
тем не менее, претендовать на звание научной.


Предметом истории является человек. Скажем точнее - люди. Науке о
разнообразном больше подходит не единственное число, благоприятное для
абстракции, а множественное, являющееся грамматическим выражением
относительности. За зримым очертанием пейзажа, орудий или машин, за
самыми казалось бы, сухими документами и институтами, совершенно
отчуждёнными от тех, кто их учредил, история хочет увидеть людей. Кто это
не усвоил, тот, самое большее, может стать чернорабочим эрудиции.
Настоящий же историк похож на сказочного людоеда. Где пахнет человечиной,
там, он знает, его ждёт добыча.


История - наука или искусство? Человеческие факты - феномены слишком
тонкие, многие из них ускользают от математических измерений. Чтобы
хорошо их передать и благодаря этому хорошо, понять (ибо можно ли понять
до конца то, что не умеешь высказать?), требуется большая чуткость языка,
точность оттенков в тоне. Там, где невозможно высчитать, очень важно
внушить. Между выражением реальностей мира физического и выражением
реальностей человеческого духа - контраст в целом такой же, как между
работой фрезеровщика и работой мастера, изготовляющего лютни: оба
работают с точностью до миллиметра, но фрезеровщик пользуется
механическим измерительным прибором, а музыкальный мастер -
чувствительностью своего уха и пальцев.


“Наука о людях” - сказали мы. Это ещё очень расплывчато. Надо
добавить: «О людях во времени”. Историк не только размышляет о
“человеческом”. Среда, в которой его мысль естественно движется, - эта
категория длительности.


Для многих наук время не что иное, как некая мера. Напротив,
конкретная и живая действительность, необратимая в своём стремлении,
время истории - это плазма, в которой плавают феномены, это как бы Среда,
в которой они могут быть поняты... Ни один историк не удовлетворится
констатацией факта, что Цезарь потратил на завоевание Галлии восемь лет,
что понадобилось пятнадцать лет, чтобы Лютер из Эрфуртского новичка-
ортодокса вырос в виттенбергского реформатора. Историку гораздо важнее
установить для завоевания Галлии его конкретное хронологическое место в
судьбах европейских обществ. И, никак не собираясь отрицать того, что
духовный кризис, вроде пережитого братом Мартином, связан с проблемой
вечности, историк всё же решится подробно его описать лишь после того,
как с точностью определит этот момент в судьбе самого человека, героя
происшествия, и цивилизации, которая была средой такого кризиса.


Это подлинное время - по природе своей некий континиум. Оно такое
непрестанное изменение. Надо ли считать знание более старого периода
необходимым или излишним для понимания более нового? Объяснение более
близкого более далёким, естественно, любезное сердцу людей, которые
избрали прошлое предметом своих занятий, порой гипнотизирует
исследователей. Этот идол можно было бы назвать “манией происхождения”.


Надо ли понимать под истоками причины? К прошлому для объяснения
настоящего прибегали так активно лишь с целью убедительно оправдать или
осудить настоящее. Так что во многих случаях “демон истоков” был,
возможно, лишь воплощением другого сатанинского врага подлинной истории
- мании судить... Вернёмся к изучению христианства. Разумеется, что
необходимое для правильного понимания современных религиозных феноменов
знание их начал недостаточно для их объяснения. Вопрос не в том, был ли
Иисус распят, а затем воскрес. Нам теперь важно понять, как это
получается, что столько людей вокруг нас верят в распятие и Воскресение.
Приверженность к какому-либо верованию, очевидно, является лишь одним
аспектом жизни той группы, в которой эта черта проявляется. Она
становится неким узлом, где переплетается множество сходящихся черт, будь
то социальная структура или способ мышления. Короче, она влечёт за собой
проблему человеческой Среды в целом. Из жёлудя рождается дуб. Но он
становится и остаётся дубом лишь тогда, когда попадает в условия
благоприятной Среды, а то уже от эмбриологии не зависят.


Исторический феномен никогда не может быть объяснён вне его
времени... Об этом задолго до нас сказано в арабской пословице: «Люди
больше походят на своё время, чем на своих отцов». Забывая об этой
восточной мудрости, наука о прошлом нередко себя дискредитировала.


М.Блок. Апология истории или ремесло историка,—М.:1986.С.12-13, 17-
18, 19, 22-23.



К. Ясперс. Истоки истории и её цель


Осевое время. Человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти
истоки и эта цель нам не известны, во всяком случае в виде достоверного
знания. Они ощутимы лишь в мерцании многочисленных символов. Наше
существование ограничено ими.


Смысл же доступной эмпирическому познанию мировой истории -
независимо от того, присущ ли он ей самой или привнесён в неё нами,
людьми, - мы постигаем, только подчинив её идее исторической
целостности. Эмпирические данные мы рассматриваем под углом зрения того,
насколько они соответствуют идее единства или противоречат ей.


На Западе философия истории возникла на основе христианского
вероучения. В грандиозных творениях от Августина до Гегеля эта вера
видела поступь Бога в истории. Моменты божественного откровения знаменуют
собой решительные повороты в потоке событий. Так, ещё Гегель говорил:
весь исторический процесс движется к Христу и идёт от него. Явление Сына
Божьего есть ось мировой истории. Ежедневным подтверждением этой
христианской структуры мировой истории служит наше летоисчисление.


Ось мировой истории, если она вообще существует, может быть
обнаружена только эмпирически, как факт общезначимый для всех людей, в
том числе и для христиан. Эту ось следует искать там, где возникли
предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с
поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого
бытия, которое, независимо от определённого религиозного содержания,
могло стать настолько убедительным, - если не своей эмпирической
неопровержимостью, то, во всяком случае некоей эмпирической основой для
Запада, для Азии, для всех людей вообще, - что для всех народов были бы
найдены общие рамки понимания исторической значимости. Эту ось мировой
истории следует отнести, по-видимому, ко времени около 500 лет до нашей
эры, к тому духовному процессу, который шёл между 800 и 200 гг. до н.э.
Появился человек нового типа, какой сохранился и по сей день. Это время
мы будем вкратце называть осевым временем.


В это время произошло открытие того, что позже стало называться
разумом и личностью. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все
направления китайской философии... В Индии возникли Упанишады, жил Будда.
В философии... были рассмотрены все возможности философского постижения
действительности, вплоть до скептицизма, до материализма, софистики и
нигилизма; в Иране Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со злом;
в Палестине выступали пророки - Илия, Исаия, Иеремия, Второисайя; в
Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона,
трагиков, Фукидида и Архимеда...


Новое, возникшее в эту эпоху... сводится к тому, что человек осознаёт
бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас
мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит
радикальные вопросы, требует освобождения и спасения. Осознавая свои
границы, он ставит перед собой высшие цели, познаёт абсолютность в
глубинах самосознания и в ясности трансцедентттного мира.


Всё это происходило посредством рефлексии. Сознание осознавало
сознание, мышление делало своим объектом мышление... Мифологической эпохе
пришёл конец... Началась борьба рациональности и рационально
проверенного опыта против мифа (логоса против мифа), затем борьба за
трансцедентного Бога, против демонов, которых нет, и вызванная этическим
возмущением борьба против ложных образов Бога. Человек уже не замкнут в
себе. Вместе с ощущением мира и самого себя человек начинает ощущать и
самого себя бытие, но не полностью...


Впервые появились философы. Человек может теперь внутренне
противопоставить себя миру. Он открыл в себе истоки, позволяющие
ему возвыситься над миром и над самим собой. Это - подлинный человек,
который, лишь смутно осознавая самого себя, стремится к освобождению и
спасению и действительно способен обрести его уже в этом мире в порыве
вознесения к идее, в несокрушимом спокойствии души, в медитации, в
понимании того, что он сам и весь мир есть атман, в состоянии нирваны, в
единении с Дао или в покорности воле Божьей. По своей настроенности и
по содержанию веры эти пути к спасению сильно отличаются друг от друга,
но общее здесь то, что человек выходит за пределы своего индивидуального
существования, сознавая своё место в целостности бытия, что он вступает
на путь, пройти который он должен в качестве данной индивидуальности. Он
может отказаться от всех мирских благ, уйти в пустыню, в лес, в горы;
став отшельником, познать творческую силу одиночества и вернуться в мир
обладателем знания, мудрецом, пророком. В осевое время произошло открытие
того, что позже стало называться разумом и личностью.


Новому духовному миру соответствует определённое социальное
устройство... В этот период существовало множество мелких государств и
городов, шла борьба всех против всех, и при этом оказывалось возможным
поразительное процветание, рост могущества и богатства... Напряжение
растёт и становится основой бурного стремительного движения.


И это движение осознаётся - человеческое существование в качестве
истории становится теперь предметом размышлений... У человека создаётся
впечатление, что он живёт на поздней стадии развития, более того, в
период упадка. Люди ощущают близость катастрофы, стремятся помочь
пониманием, воспитанием, введением реформ.


Эпоха, в которой всё это происходило на протяжении веков, не была
периодом простого поступательного развития. Это было время уничтожения и
созидания одновременно. Из беспорядка, ставшего невыносимым, возникло
тяготение к новому в деле воссоздания прочных условий жизни.


Завершение носит, прежде всего политический характер. Почти
одновременно в ходе завоеваний насильственно создаются большие
могущественные империи - в Китае (Цинь Ши-Хуанди), в Индии (Маурья), на
Западе (эллинистические государства и Римская империя). Однако повсюду
сохранилось воспоминание о духе предшествующей эпохи... Его творения и
великие люди стояли у всех перед глазами и определяли содержание
обучения и воспитания (династия Хань конструировала конфуцианство, Ашока
- буддизм, эпоха Августа - эллинистически-римскую образованность).


Предполагалось, что сложившиеся в конце осевого времени мировые
империи будут существовать вечно. Однако их стабильность была иллюзией...
Гибель и возрождение великих империй составляли историю послеосевого
времени..., однако, возникшее в осевое время духовное напряжение с той
поры не переставало оказывать своё воздействие, придавая их деятельности
новую неопределённость и новое значение.


Попытка наметить структуру мировой истории, отправляясь от осевого
времени.


1. Осевое время знаменует собой исчезновение великих культур
древности, существовавших тысячелетиями. Оно растворяет их, вбирает их
в себя, предоставляет им гибнуть... Всё то, что существовало до осевого
времени, пусть оно даже было величественным, подобно вавилонской,
египетской или китайской культуре, воспринимается как нечто дремлющее, не
пробудившееся. Древние культуры продолжают существовать лишь в тех своих
элементах, которые вошли в осевое время, восприняты новым началом.


Идея империи, которая к концу осевого времени вновь обретает силу в
политическом отношении завершает этот период, заимствована у великих
культур древности. Однако, если первоначально эта идея была творческим
принципом культуры, то теперь она становится принципом консервации и
стабилизации гибнущей культуры.


2. Воспоминание и возрождение возможностей осевого времени -Ренессанс
- ведёт к духовному подъёму. Возврат к этому началу - постоянно
повторяющееся явление в Китае, Индии и на Западе.


3. В начале осевое время ограничено в пространственном отношении, но
исторически оно становится всеохватывающим. Народы, не воспринявшие идей
осевого времени, остаются на уровне “природного” существования...
Первобытные народы в период, когда уже существует история, являют
пережиток доистории, сфера которой всё время сокращается вплоть до того
времени, когда она - и это происходит только теперь, полностью исчезает.


4.Между тремя сферами возможно, если они соприкасаются, глубокое
взаимопонимание. При всей отдалённости они поражают своим сходством.


(Вопрос о смысле осевого времени):


а) ... найти то, что свойственно всему человечеству...


б) Поскольку в проявлении осевого времени существует троякая
модификация, она как бы призывает нас к безграничной коммуникации.
Способность видеть и понимать других помогает уяснить себе самого себя,
преодолеть возможную узость каждой замкнутой в себе историчности.
Притязание на исключительность... может быть преодолено именно пониманием
того, что Бог являл себя в истории различным образом и что к нему ведёт
множество путей;


в) является ли это время, его творения масштабом для всего
последующего...? Безусловное утверждение такого рода было бы неверным.
Явления более позднего периода имеют свою ценность... Однако из
постижения осевого времени следует определённая постановка вопроса и
быть может определённая предвзятость по отношению к более поздним
феноменам.


Мы различаем:


1. Осевые народы. Это те народы, которые, последовательно продолжая
свою историю, совершили скачёк, как бы вторично родились в нём, тем самым
заложив основу духовной сущности человека и его подлинной истории. К этим
народам мы относим китайцев, индийцев, иранцев, иудеев и греков.


2. Народы, не знавшие прорыва. Прорыв был решающим по своему
универсально-историческому значению, но не повсеместным событием. Ряд
народов великих культур древности, существовавших до прорыва в осевое
время и даже одновременно с ним, не были им затронуты и, несмотря на
одновременность, остались внутренне чужды ему.


3. Последующие народы. Все народы делятся на тех, основой
формирования которых был мир, возникший в результате прорыва, и тех, кто
остался в стороне. Первые - исторические народы, вторые - народы
первобытные.


Вся история человечества делится на три последовательно сменяющие
друг друга фазы: доисторию, историю и мировую историю.


1.Длительный период доистории охватывает время человека - от
возникновения языка и рас до начала исторических культур. Здесь мы
соприкасаемся с тайной человеческой сущности...


2.История охватывает события приблизительно пяти-тысячелетней
давности в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и в Европе.


3.С возникновением в наши дни глобального единства мира и
человечества фактически начинается универсальная история земного шара,
мировая история. Её подготовили эпоха великих географических открытий,
начало её относится к нашему веку.


Вернёмся к схеме мировой истории... Человек четыре раза как бы
возвращался от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной
нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда,
умения пользоваться огнём), когда он только становится человеком. Во
втором случае, от возникновения великих культур древности. В третьем, от
осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его
духовной открытости миру. В четвёртом - от научно-технической эпохи, чьё
преобразующее воздействие мы испытываем на себе.


К.Ясперс. Смысл и назначение истории.—М.:1994.С.32-53,92-93.



А. Д.Тойнби. Постижение истории. 1961 г.


В наш век в сознании общества главным является осмысление себя как
части более широкого универсума. Каково умопостигаемое поле исторического
исследования? Пространственная протяжённость “умопостигаемого поля” шире
пределов распространения отдельной нации, но (уже всей освоенной
человечеством поверхности Земли и длительность его во времени больше, чем
срок жизни любой отдельной нации, но в то же время меньше срока,
отпущенного человеку в целом. Общество, а не государство есть тот
социальный “атом”, на котором следует фиксировать своё внимание
историку.


В свете этих выводов можно сделать ряд заключений, подходя к истории
как исследованию человеческих отношений. Её подлинный предмет - жизнь
общества, взятая как во внутренних, так и во внешних её аспектах.
Внутренняя сторона есть выражение жизни любого данного общества в
последовательности глав его истории, в совокупности всех составляющих его
общин. Внешний аспект - это отношения между отдельными обществами,
развёрнутые во времени и пространстве.


Вселенская церковь является основным признаком, позволяющим
предварительно классифицировать общества одного вида. Другим критерием
является степень удалённости от того места, где данное общество
первоначально возникло. Попытаемся вывести единую классификацию.
Получается последовательность:


египетское + андское


китайское + минойское + шумерское + майянское


сирийское


индское + хетское + эллинское


западное


православное христианское (в России) + дальневосточное (в Корее,
Японии)


православное христианское (основное) + дальневосточное (основное)


иранское


арабское = индуистско

Новинки рефератов ::

Реферат: "Преступление и наказание" - роман-предупреждение (Литература)


Реферат: Воздействие правительства на стратегию, структуру и соперничество фирм (Менеджмент)


Реферат: Политико-правовые воззрения Вольтера (История)


Реферат: Династический кризис и его разрешение "смутное время" (Государство и право)


Реферат: Воспитание как процесс целенаправленного формирования и развития личности (Педагогика)


Реферат: Благородные металлы (Металлургия)


Реферат: Взаимосвязь плановой экономики и тоталитарного общества (Ф. Хайек. Путь к рабству) (Политология)


Реферат: Комический образ героя-обывателя в сатирических рассказах М.М.Зощенко (Литература)


Реферат: Династия Рюриковичей (История)


Реферат: Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц (Гражданское право и процесс)


Реферат: Биогенные элементы (Биология)


Реферат: Линейная и объёмная усадка металлов и сплавов (Металлургия)


Реферат: Сталь и чугун (Химия)


Реферат: Рабочая программа по специальности Система машин в лесном хозяйстве и лесной промышленности (Сельское хозяйство)


Реферат: Учет наличности в кассе (Бухгалтерский учет)


Реферат: Усилитель многоканальной системы передачи (Радиоэлектроника)


Реферат: Анализ "Пиковой дамы" А.С.Пушкина. Три злодейства Германна (Литература)


Реферат: Оценка петровских реформ в историографии (История)


Реферат: Административное право в системе управления финансов и кредита (Административное право)


Реферат: Turbo Basic прикладной (Компьютеры)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист