GeoSELECT.ru



История / Реферат: Личность на фоне Российской империи: Николай Второй (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Личность на фоне Российской империи: Николай Второй (История)




|Р Е Ф Е Р А Т |
| |
|Личность на фоне Российской истории: |
| |
|Николай II |

План реферата:
1. Введение.
2. Николай Романов - личность в истории.
2.1. Династия Романовых. Родители Николая II.
2.2. Воспитание и образование наследника.
2.3. Достижения России к 300-летнему юбилею Дома Романовых.
2.4. Рост революционного движения.
2.5. Первая мировая война. Неудачи на фронте, приведшие к кризису
в стране.
2.6. Николай II в Ставке Главного штаба в феврале 1917 года.
Резкое обострение обстановки в Петрограде.
2.7. Дума требует отречения Николая II. Предательство высшего
руководства армии. Борьба Николая II за сохранение трона.
2.8. Отречение от престола. Конец династии Романовых.
2.9. Арест Николая II.
2.10. Убийство Царской семьи.
3. Заключение.



1.Введение.

1917 год - роковой рубеж в истории России, год начала ломки
традиционных форм жизни народа и страны. Исходным пунктом распада
исторической связи времен стало отречение императора Николая II от
престола 2 марта 1917 года. Вместе с Романовыми уходила в небытие
длившаяся столетия эпоха тронов и корон, на смену которой пришли времена
громогласно декларированного народоправства. На смену монархическому
самодержавию пришла бескомпромиссная власть большевистской партии,
провозгласившей своей задачей создание самого справедливого общества в
истории человечества. Результат их попыток - загубленные жизни и судьбы
миллионов людей, разрушенная культура, оболганная история ... Идеология
откладывала свой отпечаток на объективность изложения истории России.
Вот почему до 1917 года наша страна предстает перед нами в столь
мрачных тонах. Многим представителям высшей государственной власти,
самодержцам, однозначно давались отрицательные характеристики. Но,
пожалуй, наибольшую "славу" в этом приобрел Николай II, последний император
из династии Романовых, имя которого и сейчас нередко употребляется с
массой оскорбительных эпитетов. Ограниченный, безвольный человек, волею
случая оказался на вершине власти, был неспособен решать насущные проблемы
страны, препятствовал ее прогрессивному развитию, а потому и оказался
жертвой неумолимого хода событий. Такой стереотип сложился у большинства
людей по отношению к Николаю II. Но так ли это на самом деле?
Личность императора и последующий расстрел царской семьи представляют
собой "белое пятно" в истории СССР. Давайте поэтому посмотрим, кем же на
самом деле был Николай Александрович Романов, и в чем причины его столь
печальной участи.

2. Николай Романов - личность в истории.

Через несколько часов после отречения от престола Николай II записал в
дневнике: "Кругом измена, и трусость и обман". По справедливому замечанию
русского мыслителя Бердяева, "монархия в России пала сама, ее никто не
защищал, она не имела сторонников". Николай Александрович Романов вступил
на престол после смерти своего отца, АлександраIII, 20 октября 1894 года.
Теперь он нес ответственность за то, что происходило на необъятных
просторах нашей страны, и император понимал это. Россия тем временем
быстро превращалась в мощное индустриальное государство. Росли города,
возникало много заводов и фабрик, строились железные дороги, открывались
школы, училища, университеты. Тем не менее, Российская империя уступала
ряду западных стран по уровню и качеству жизни основной массы населения,
хотя этот разрыв постоянно сокращался. В связи со столь активным ростом
промышленности должны были произойти определенные изменения в обществе, в
том числе и касающиеся монархов. Но тем не менее к началу 20 века монархия
в России все еще существовала. Более того, 21 февраля 1913 года
Россия праздновала 300-летие царствования Дома Романовых. 300 лет тому
назад, 21 февраля 1613 года, на московский престол Земским Собором был
избран шестнадцатилетний боярин Михаил Федорович Романов, которому суждено
было стать родоначальником новой династии. За годы правления государей Дома
Романовых территория Российской империей стала воистину огромной: страна
раскинулась от берегов морей Белого, Черного и Балтийского до Тихого
океана.
Династия Романовых дала России много выдающихся государственных
деятелей, строителей великого Российского государства: Алексея Михайловича
и Петра Великого, Екатерину II и Александра I, Николая I, Александра II и
Александра III. В их ряду не последнее место занимает и последний
российский император - Николай II, старший сын императора Александра III
и императрицы Марии Федоровны, дочери датского короля.
Воспитание и образование Николая II проходило под личным
руководством его отца на традиционной религиозной основе. Воспитатели
будущего императора и его младшего брата Георгия получили такую инструкцию:
"Ни я, ни Мария Федоровна не желаем делать из них оранжерейных цветов.
Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите
хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не
поощряйте лени в особенности. Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я
знаю, что нужно делать. Повторяю, что мне фарфора не нужно. Мне нужны
нормальные русские дети. Подерутся - пожалуйста. Но доносчику - первый
кнут. Это - самое мое первое требование". Учебные занятия будущего
императора велись по тщательно разработанной программе в течение тринадцати
лет. Первые 8 лет были посвящены предметам гимназического курса.
Особое внимание уделялось изучению политической истории, русской
литературы, французского, немецкого и английского языков, которыми
Николай Александрович овладел в совершенстве (датский язык он знал хуже).
Следующие пять лет посвящались изучению военного дела, юридических и
экономических наук, необходимых для государственного деятеля. Преподавание
этих наук велось выдающимися русскими учеными-академиками с мировым именем:
Бекетовым Н.Н., Обручевым Н.Н., Кюи Ц.А., Драгомировым М.И., Бунге Н.Х. и
др. Николай Александрович Романов был усердным учеником, и хотя "звезд с
неба не хватал", но имел неплохие знания по всем предметам, что
отмечалось всеми учителями. Кроме того, он неплохо играл на фортепиано,
рисовал, обучался игре на скрипке. Усидчивость и аккуратность - эти
качества сформировались в нем под неусыпным вниманием родителей. Чтобы
будущий император на практике познакомился с войсковым бытом и порядком
строевой службы, отец направил его на военные сборы. Первые 2 года Николай
служил младшим офицером в рядах Преображенского полка. Два летних сезона
он проходит службу в рядах кавалерийского гусарского полка эскадронным
командиром, и, наконец в рядах артиллерии. Очевидцы отмечали, что Николай
II не отличался особой грациозностью и ловкостью, однако был очень
упрям. В то же время отец вводит его в курс дела управления страной,
приглашая участвовать в заседаниях Государственного Совета и Кабинета
Министров. Отец и мать не допускали никаких слабостей в деле воспитания
детей, которые воспитывались в духе уважения старших и беспрекословного
послушания.
В программу образования будущего императора входили многочисленные
путешествия по различным губерниям России, которые он совершал вместе с
отцом. В довершение образования отец выделил в его распоряжение крейсер для
путешествия на Дальний Восток. За 9 месяцев он со свитой посетил Грецию,
Египет, Индию, Китай, Японию и далее сухим путем через всю Сибирь
возвратился в столицу России. К 23-м годам своей жизни Николай Романов стал
высокообразованным молодым человеком с широким кругозором, прекрасно
знающим историю и литературу и в совершенстве владеющим основными
европейскими языками. Блестящее образование сочеталось у него с глубокой
религиозностью и знанием духовной литературы, что было нечасто для
государственных деятелей того времени. Отец сумел внушить ему беззаветную
любовь к России, чувство ответственности за ее судьбу. С детства ему стала
близка мысль, что его главное предназначение - следовать российским
основам, традициям и идеалам.
Образцом правителя для Николая II был царь Алексей Михайлович (отец
Петра I), бережно хранивший традиции старины и самодержавия, как основы
могущества и благосостояния России.
Начала самодержавия Николай II отстаивал твердо и неуклонно: ни
одной существенной позиции за годы правления он не сдавал вплоть до его
отречения от престола в 1917 году. Но эти события еще впереди.
Как уже говорилось раньше, время царствования Николая II явилось
периодом самых высоких в истории России темпов экономического роста. За
1880-1910 г.г. темпы роста продукции российской промышленности превышали 9%
в год. По этому показателю Россия вышла на первое место в мире,
опередив даже стремительно развивающиеся Соединенные Штаты Америки. По
производству главнейших сельскохозяйственных культур Россия вышла на 1
место в мире, выращивая более половины производимой в мире ржи, более
четверти пшеницы, овса и ячменя, более трети картофеля. Россия стала
главным экспортером сельхозпродукции, первой "житницей Европы". На ее долю
приходилось 2/5 всего мирового экспорта крестьянской продукции. Успехи в
сельскохозяйственном производстве явились результатом исторических событий:
отмены крепостного права в 1861 году Александром II и Столыпинской
земельной реформы в годы правления Николая II, в результате которой в
руках крестьян оказалось более 80% пахотных земель, а в азиатской части -
почти вся. Площадь же помещичьих земель неуклонно сокращалась. Дарование
крестьянам права свободно распоряжаться своею землей и упразднение общин
имело огромное государственное значение, пользу которого, в первую
очередь, сознавали сами крестьяне. Но тем не менее на душу населения объем
продукции оставался все еще маленьким.
Самодержавная форма правления не препятствовала экономическому
прогрессу России. По манифесту 17 октября 1905 г. население России получило
право на неприкосновенность личности, свободу слова, печати, собраний,
союзов. В стране росли политические партии, издавались тысячи периодических
изданий. Свободным волеизъявлением был избран Парламент - Государственная
Дума. Россия постепенно становилась правовым государством - судебная
власть была практически отделена от исполнительной.
Быстрое развитие уровня промышленного и сельскохозяйственного
производства и положительный торговый баланс позволили России иметь
устойчивую золотую конвертируемую валюту. Император придавал большое
значение развитию железных дорог. Еще в юности он участвовал в закладке
знаменитой Сибирской дороги.
В годы правления Николая II в России было создано самое лучшее по
тем временам рабочее законодательство, обеспечивающее нормирование
рабочего времени, выбор рабочих старост, вознаграждение при несчастных
случаях на производстве, обязательное страхование рабочих от болезней, по
инвалидности и старости. Император активно содействовал развитию русской
культуры, искусства, науки, реформам армии и флота.
Все эти достижения экономического и социального развития России
являются итогом естественного исторического процесса и объективно связаны с
300-летием правления Дома Романовых. Казалось бы, всенародная поддержка
царского режима, проявленная в юбилейные дни, должна была укрепить
монархический строй. Но, на самом деле, и Россия, и Европа уже стояли на
краю роковых перемен. Колесо истории уже готово было повернуться, накопив
критический потенциал. И оно повернулось, освобождая накопившуюся
неуправляемую энергию масс, вызвавшую "землетрясение". За пять лет
потерпели крушение три европейские монархии, среди которых была и династия
Романовых.
Мог ли хоть на миг вообразить Николай II, видевший в дни юбилея толпы
народа полные энтузиазма и поклонения, что ожидает его и его семью
через 4 года?
Царствование Николая II совпало с началом бурного развития капитализма
и одновременного роста революционного движения в России. Чтобы сохранить
самодержавие и, главное, обеспечить дальнейшее развитие и процветание
России, императором были приняты меры, обеспечивающие укрепление союза с
нарождающимся буржуазным классом и перевода страны на рельсы буржуазной
монархии при сохранении политического всевластия самодержавия: учреждена
Государственная Дума, проведена аграрная реформа.
Возникает вопрос: почему, несмотря на неоспоримые достижения в
экономическом развитии страны, в России победили не реформаторские, а
революционные силы, приведшие к падению монархии?
Думается, что в такой огромной стране, достигнутые в результате
экономических реформ успехи, не могли сразу привести к реальному росту
благосостояния всех слоев общества, особенно беднейших. Недовольство
трудящихся масс умело подхватывалось и раздувалось экстремистскими левыми
партиями, что сначала привело к революционным событиям 1905 года, а затем
и к полному свержению монархии. Особенно стали проявляться кризисные
явления в обществе с началом первой мировой войны. России просто не
хватило времени, чтобы пожать плоды экономических и социальных
преобразований, начатых на пути перехода страны к конституционной монархии
или даже к конституционной буржуазной республике.
По замечанию Н.А. Бердяева, самый большой "парадокс в судьбе
России и русской революции в том, что либеральные идеи, идеи права, как
и идеи социального реформизма, оказались в России утопическими.
Большевизм же оказался наименее утопическим и наиболее реалистическим,
наиболее соответствующим всей ситуации, как она сложилась в России в 1917
г., и наиболее верным некоторым исконным русским традициям ... и русским
методам управления и властвования насилием". Согласно поверхностной манере
нашего восприятия царский строй принято трактовать как слепую,
прогнившую, ни на что не способную тиранию. Но как относился к этому сам
Николай II? Он был фактически заложником унаследованных им структуры и
принципов власти, отход от которых он воспринимал как предательство
интересов России, как надругательство над священными основами, завещанными
предками. Ему были чужды амбиции правителя, да и властолюбием он никогда
не отличался. Однако будущее страны просто не могло быть безразлично ему,
т.к. за ее судьбу он нес ответственность перед Богом.
Обвиняя царя в жестокости и бессердечности, обычно приводят в
пример Ходынку, когда в результате образовавшейся давки на коронационных
торжествах в Москве в 1896 г. погибли сотни людей; 9 января 1905 года;
казни времен первой русской революции. Однако, документы свидетельствуют,
что царь не имел никакого отношения ни к трагедии Ходынки, ни к расстрелу
9 января (Кровавому воскресенью). Он пришел в ужас, когда узнал об этой
беде. Нерадивые администраторы, по вине которых произошли события, были
смещены и наказаны.
Смертные приговоры при Николае II производились, как правило, за
вооруженное нападение за власть, имевшее трагический исход, т.е. за
вооруженный бандитизм. Всего по России за 1905-1908 г.г. по суду
(включая военно-полевые) было менее четырех тысяч смертных приговоров,
преимущественно боевикам-террористам. Для сравнения, бессудные убийства
представителей старого государственного аппарата, священнослужителей,
граждан дворянского происхождения, инакомыслящей интеллигенции только за
полгода ( с конца 1917 до середины 1918 г.) унесли жизни десятков тысяч
человек. Со второй половины 1918 года счет казням пошел на сотни тысяч, а
впоследствии - на миллионы невинных людей.
Алкоголизм и распутство Николая II такие же бесстыдные выдумки
левых, как его коварство и жестокость. Все, кто знал царя лично, отмечают,
что он пил вино редко и мало. Кроме того, никто не видел его в состоянии
сильного алкогольного опьянения, а значит, утверждения об алкоголизме -
ложь. Через всю жизнь император пронес любовь к одной женщине, которая
стала матерью его пятерых детей. Это была Алиса Гессенская, немецкая
принцесса. Увидев ее однажды, Николай II в течение 10 лет помнил о ней. И
хотя родители из политических соображений прочили ему в жены французскую
принцессу Елену Орлеанскую, он сумел отстоять свою любовь и весной 1894 г.
добиться помолвки с любимой. Алиса Гессенская, принявшая в России имя
Александры Федоровны, стала для императора возлюбленной и другом до
трагического конца их дней.
В 1911 г. попавший в немилость С.Ю. Витте заметил, что "отличительные
черты Николая II заключаются в том, что он человек очень добрый и
чрезвычайно воспитанный ... я в своей жизни не встречал человека более
воспитанного, нежели ныне царствующий император". Тот же С.Ю. Витте,
имевший много оснований для недовольства царем, опровергает мнение, что
по своим деловым способностям и интеллектуальному развитию Николай II не
годился для предназначенной ему роли. Витте признавал, что император
"несомненно очень быстрого ума и быстрых способностей; он вообще все быстро
схватывает и быстро понимает".
Конечно, не надо идеализировать личность последнего императора. У
него, как и у всякого человека, имелись и положительные и отрицательные
черты.
Но главное обвинение, которое ему пытаются вынести от имени истории -
политическое безволие, в результате которого в России наступил развал
российской государственности и крах самодержавной власти - не объективно.
Однако к числу выдающихся исторических личностей он не принадлежал,
потому что в нем не было чего-то демонического, заводного. Вот что о нем
пишет У. Черчилль: "Он не был ни великим полководцем, ни великим
монархом. Он был только верным, простым человеком средних способностей,
доброжелательного характера, опиравшемся в своей жизни на веру и Бога".
Но время показало, что на вопросы, поставленные перед Николаем II в начале
20 века не смогли ответить и его соперники.
Близился последний акт политической драмы. 23 февраля 1917 г. государь-
император приехал из Царского Села в Могилев - в Ставку Верховного
Главнокомандования. Политическое положение становилось все более
напряженным, страна устала от войны, оппозиция росла изо дня на день, но
Николай II продолжал надеяться на то, что несмотря на все это, чувства
патриотизма возьмут верх. Но едва он успел покинуть столицу, как первые
признаки волнения начали проявляться в рабочих кварталах столицы. Заводы
забастовали, и в следующие дни движение быстро разрослось. Забастовало 200
тысяч человек. Толпы рабочих требовали хлеба. Правительство не сумело
принять меры для успокоения брожения и лишь раздражало население нелепыми
репрессивными полицейскими мерами. Прибегли к вмешательству военной силы,
но все полки были на фронте, и в Петрограде оставались лишь обучавшиеся
запасные части, сильно разложенные пропагандой, организованной левыми
партиями в казармах, несмотря на надзор. Произошли случаи неповиновения
приказам, и после трех дней слабого сопротивления войска перешли на
сторону революционеров. В Ставке вначале не отдавали себе отчета о
значении и масштабе событий, развертывающихся в Петрограде. Войска
открыли огонь по демонстрантам. Но было уже поздно. Часть окружения царя
советует ему пойти на уступки, дав согласие на образование Думой
правительства, которое будет подвластно не царю, а Думе. С ним лишь будут
согласовывать кандидатуры министров. Не дождавшись положительного ответа
Дума приступила к образованию независимого от царской власти Правительства.
Так свершилась Февральская революция 1917 года. 28 февраля царь направил
на Петроград из Могилева воинские части во главе с генералом Н.И.
Ивановым для наведения порядка в столице. В ночной беседе с генералом
Ивановым измученный, борющийся за судьбу России и свою семью, взволнованный
озлобленными требованиям бунтующей Думы, царь высказал свои грустные и
тяжелые соображения: "Я берег не самодержавную власть, а Россию. Я не
убежден, что перемена формы правления даст спокойствие и счастье народу".
Так объяснил государь свой упорный отказ Думе на создание независимого
правительства.
Воинские части генерала Иванова были задержаны революционными
войсками на пути в Петроград. Не зная о провале миссии генерала Иванова,
Николай II в ночь с 28 февраля на 1 марта тоже решает выехать из Ставки в
Царское Село.
Утром 2 марта генерал Рузский доложил Николаю II, что миссия генерала
Иванова не удалась. Председатель Государственной Думы М.В. Родзянко через
генерала Рузского заявил по телеграфу, что сохранение династии Романовых
возможно при условии передачи трона наследнику Алексею при регенстве
младшего брата Николая II - Михаила.
Государь поручил генералу Рузскому запросить по телеграфу мнение
командующих фронтами. На вопрос о желательности отречения Николая II
положительно ответили все за исключением командующего Черноморским
флотом адмирала А.В. Колчака, который от посылки телеграммы отказался.
Предательство руководства армии было для Николая II тяжелым ударом.
Генерал Рузский сказал императору, что надо сдаваться на милость
победителя, т.к. высшее командование, стоящее во главе войска, против
императора, и дальнейшая борьба будет бесполезна.
Перед царем встала картина полного разрушения его власти и престижа,
полная его обособленность, и у него пропала всякая уверенность в поддержке
со стороны армии, если главы ее в несколько дней перешли на сторону врагов
императора.
Государь эту ночь с 1 на 2 марта долго не спал. Утром он передал
генералу Рузскому телеграмму с уведомления председателя Думы о своем
намерении отречения от престола в пользу сына Алексея. Сам он с семьей
намеревался как частное лицо проживать в Крыму или Ярославской губернии.
Решение было им принято, и вечером 2 марта, когда приехали из
Петрограда представитель Временного Правительства А.И. Гучков - военный и
морской министр и член исполкома Думы В.В. Шульгин, он передал им акт
отречения.
После подписания Акта Николай II выехал обратно в Ставку, чтобы
попрощаться с армией. 3 марта Николай узнаёт о том, что его младший брат
Михаил II отрёкся в пользу выборов.
Так, через 300 лет и 4 года романовская династия прекратила свое
существование. Наступает последний акт драмы.
8 марта 1917 г. бывший император после прощания с армией принимает
решение выехать из Могилева и 9 марта прибывает в Царское Село. Еще до
отъезда из Могилева представитель Думы в Ставке сообщил, что бывший
император "должен считать себя как бы арестованным".
С 9 марта по 14 августа 1917 г. Николай Романов с семьей живет под
арестом в Александровском дворце Царского Села. В Петрограде усиливается
революционное движение, и Временное правительство, опасаясь за жизнь
царственных арестантов, решает перевести их вглубь России. После долгих
дебатов определяют городом их поселения Тобольск. Туда и перевозят семью
Романовых. Им разрешают взять из дворца необходимую мебель, личные вещи,
а также предложить обслуживающему персоналу по желанию добровольно
сопровождать их к месту нового размещения и дальнейшей службы.
Накануне отъезда приехал глава Временного Правительства А.Ф. Керенский и
привез с собой брата бывшего императора - Михаила Александровича. Братья
видятся и говорят в последний раз - больше они не встретятся (Михаил
Александрович будет выслан в г. Пермь, где в ночь на 13 июня 1918 г. он
убит местными властями).
14 августа в 6 часов 10 минут состав с членами императорской
семьи и прислуги под вывеской "Японская миссия Красного Креста" отправился
из Царского Села. Во втором составе ехала охрана из 337 солдат и 7
офицеров. Поезда идут на максимальной скорости, узловые станции
оцеплены войсками, публика удалена.
17 августа составы прибывают в Тюмень, и на трех судах арестованных
перевозят в Тобольск. Семья Романовых размещается в специально
отремонтированном к их приезду доме губернатора. Семье разрешили ходить
через улицу и бульвар на богослужение в церковь Благовещенья. Режим
охраны здесь был гораздо более легкий, чем в Царском Селе. Семья ведет
спокойную, размеренную жизнь.
В апреле 1918 г. получено разрешение Президиума ВЦИК четвертого
созыва о переводе Романовых в Москву с целью проведения суда над ними.
22 апреля 1918 г. колонна в 150 человек с пулеметами выступила из
Тобольска до Тюмени. 30 апреля поезд из Тюмени прибыл в Екатеринбург. Для
размещения Романовых временно реквизирован дом, принадлежащий горному
инженеру Н.И. Ипатьеву. В начале июля 1918 г. уральский военный комиссар
Исай Голощекин ("Филипп") выехал в Москву для решения вопроса о
дальнейшей судьбе царской семьи. Расстрел всей семьи был санкционирован
СНК и ВЦИК. В соответствии с этим решением Уралсовет на своем заседании 12
июля принял постановление о казни, а также о способах уничтожения трупов и
16 июля передал сообщение об этом по прямому проводу в Петроград -
Зиновьеву. По окончании разговора с Екатеринбургом Зиновьев отправил в
Москву телеграмму: "Москва, Кремль, Свердлову. Копия - Ленину. Из
Екатеринбурга по прямому проводу передают следующее: Сообщите в Москву,
что условленного с Филиппом суда по военным обстоятельствам ждать не
можем. Если Ваше мнение противоположно, сейчас же, вне всякой очереди
сообщите в Екатеринбург. Зиновьев".
Ответная телеграмма в Екатеринбург из Москвы от СНК и ВЦИК, т.е. от
Ленина и Свердлова с утверждением этого решения была немедленно
отправлена.
Л. Троцкий в дневнике от 9 апреля 1935 г., находясь во Франции,
привел запись своего разговора со Свердловым. Когда Троцкий узнал (он был
в отъезде), что царская семья расстреляна, он спросил у Свердлова:
"А кто решил?" "Мы здесь решили, - ответил ему Свердлов. - Ильич
считал, что нельзя оставлять им живого знамени, особенно в нынешних трудных
условиях". Далее Троцкий пишет: "Некоторые думают, что Уральский
исполком, отрезанный от Москвы, действовал самостоятельно. Это неверно.
Постановление было вынесено в Москве."
А можно ли было вывезти семью Романовых из Екатеринбурга для того, чтобы
предать ее открытому суду, как об этом было объявлено ранее? Очевидно,
да. Город пал спустя 8 дней после казни семьи - срок для эвакуации
достаточный..
Итак, в этот роковой день 16 июля 1918 г. Романовы и прислуга легли
спать, как обычно, в 22 часа 30 мин. В 23 часа 30 мин. в особняк явилось
двое особо уполномоченных от Уралсовета. Они вручили решение исполкома
командиру отряда охраны и предложили немедленно приступить к исполнению
приговора.
Разбуженным членам семьи и персоналу объявляют, что в связи с
наступлением белых войск особняк может оказаться под обстрелом, и поэтому в
целях безопасности нужно перейти в подвальное помещение. Семеро членов
семьи - Николай Александрович, Александра Федоровна, дочери Ольга,
Татьяна, Мария и Анастасия и сын Алексей, трое добровольно оставшихся слуг
и врач спускаются со второго этажа дома и переходят в угловую
полуподвальную комнату. После того, как все вошли и закрыли дверь,
Юровский выступил вперед, вынул из кармана лист бумаги и сказал:
"Внимание! Оглашается решение Уралсовета..." И как только прозвучали
последние слова, раздались выстрелы. В час ночи 17 июля все было кончено.
Через 8 дней после убийства Екатеринбург пал под натиском белых, и группа
офицеров ворвалась в дом Ипатьева. Дом был пуст, но его вид был зловещим.
Все помещения были сильно замусорены, а печи в комнатах забиты золой от
сожженных вещей, никаких ювелирных вещей, никакой одежды в доме, по
комнатам и на помойке, где жила охрана, валялось самое драгоценное для
семьи - иконы.
На помойке нашли георгиевскую ленточку, которую царь до последних дней
носил на шинели.
Только в одной комнате дома был наведен порядок. Все было вымыто,
вычищено. Одна из стен - перегородка была усеяна следами от пуль. Стало
ясно: здесь расстреливали.
К тому времени уже раскопали сад у дома, обследовали пруд, разрыли братские
могилы на кладбище, но никаких следов царской семьи не смогли найти.
Они исчезли.
Верховным правителем России - адмиралом А.В. Колчаком для
расследования дела царской семьи был назначен следователь по особо
важным делам - Николай Алексеевич Соколов. Он повел следствие страстно и
фанатично. Уже был расстрелян Колчак, вернулась Советская власть на Урал и
в Сибирь, а Соколов продолжал свою работу. С материалами следствия он
проделал опасный путь через всю Сибирь на Дальний Восток, затем в Америку.
В эмиграции в Париже он продолжал брать показания у уцелевших свидетелей.
Он умер от разрыва сердца в 1924 г., продолжая свое высокопрофессиональное
расследование. Именно благодаря кропотливому расследованию Н.А. Соколова
стали известны страшные подробности расстрела и захоронения царской семьи.
17 июля, на следующий день после убийства царя, в Алапаевске были
также жестоко умерщвлены другие члены Дома Романовых: Великая княгиня
Елизавета, Великий князь Сергей Михайлович, три сына Великого князя
Константина, сын Великого князя Павла. В январе 1919 г. четыре Великих
князя, включая Павла, дядю царя и Николая Михайловича, либерального
историка, были казнены в Петропавловской крепости.
Таким образом, Ленин с необычайной жестокостью расправился со
всеми членами Дома Романовых, оставшимися в России из патриотических
побуждений.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия. Власть. Время. Магическая взаимосвязь этих категорий создала
удивительную и неразгаданную панораму истории. Как ни странно, но Николая
II обвиняли в том, что он не совершал, но совершали по отношению к нему …
Ничто и никогда не повторяется буквально в истории, но связь времен
несомненно существует, поэтому, осознав ошибки, допущенные раньше, мы
сможем их больше не совершать, тем самым обеспечивая стране будущее.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1) Гребельский П.Х., Мирвис А.Б. "Дом Романовых", Редактор, 1992.
2) "Дневники императора Николая II", Орбита, 1992
3) Соколов Н.А. "Последние дни Романовых". Книга, 1991
4) Боханов А.Н. "Сумерки монархии", "Воскресение", 1993







Реферат на тему: Ломка старых традиций, зарождение новой культуры при Петре 1


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ


ШКОЛА № 80



РЕФЕРАТ


на тему:


ЛОМКА СТАРЫХ ТРАДИЦИЙ, ЗАРОЖДЕНИЕ НОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПЕТРЕ I



Выполнила Попова А.
Проверила Шапошник С.Г.



Хабаровск

1999г.

Вступление. 3
1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную
необходимость кардинальных изменений в стране. 6
1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными
петровского времени. 6
1.2. Ф.Салтыков. 8
1.3. И.Посошков 8
1.4. Ф.Прокопович 9
2. Новая организация просвещения. Развитие науки. 10
2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального
образования. 10
2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта. 13
2.3. развитие науки. Учреждение академии наук. 13
2.4. Начало музейного дела. 14
3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.
14
3.1. Литература петровского времени. 14
3.2. Развитие театрального искусства. 16
3.3. Живопись 16
4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.
17
4.1 Новые веяния в архитектуре. 17
4.2. Санкт-Петербург. 18
5. Ломка старых устоев в быту. 19
5.1. Реформирование дворянского быта. 19
5.2. Ассамблеи. 21
5.3. Реформы Петра I и народный быт. 21
Заключение. 22


Петр I "надеялся грозою власти
вызвать самодеятельность в порабощенном
обществе и через рабовладельческое
дворянство водворить и России европейскую
науку, народное просвещение как
необходимое условие общественной
самодеятельности..."[1]



Вступление.

В настоящее время наша страна переживает период реформирования
экономических и общественно-политических отношений, сопровождающегося
противоречивыми результатами и полярно противоположными оценками в
различных слоях российского общества. Это вызывает обостренный интерес к
реформам в прошлом, к их истокам, содержанию и результатам. Одной из самых
бурных и самых плодотворных реформаторских эпох является эпоха Петра I.
Поэтому возникает желание вникнуть в существо, характер процессов иного
периода ломки общества, изучить подробнее механизмы изменений в огромном
государстве. Особый интерес вызывают реформы, связанные зарождением в нашей
стране новой культуры и нового быта под воздействием европейского влияния.
Целью реферата и является анализ процесса ломки старых традиций, анализ
небывало бурного развития новых культурных учреждений, науки, изменений в
быту.
Чтобы решить поставленные задачи, необходимо:
1. Кратко проанализировать состояние экономической и духовной жизни России
накануне царствования Петра I
2. Изучить, как идеологически обосновывали необходимость реформ выдающиеся
мыслители и ученые петровского времени.
3. Конкретно показать, что сделано для конкретных преобразований культуры,
быта, т.е. показать развитие просвещения, науки, искусства, перемены в
укладе жизни различных слоев общества.
4. Проследить влияние культурных петровских реформ на последующее развитие
России, а также проанализировать оценки реформ современниками Петра и
последующими поколениями. Моя работа охватывает хронологически 1684-1725
годы.
При изучении вопросов, поставленных в реферате была использована
следующая литература:
1. Большая Советская Энциклопедия, — М.: 1975г. Тома 18, 19, 20, 21.
В ряде статей энциклопедии раскрывается деятельность выдающихся людей
петровского времени, хорошо обоснована высокая оценка личности Петра I
как реформатора.
2. Всемирная история — М.: 1958г., т. 5
В разделе посвященном концу ХVII и началу ХVIII века показана экономика и
культура России в этот период, ЕЕ место в общей картине европейской и
азиатской цивилизации того времени, всесторонне раскрыты петровские
реформы и их значение.
3. В.В. Мавродин (1998) Рождение новой России.
Автор глубоко исследует экономику и культуру России, петровские реформы,
их влияние на дальнейшую судьбу русского государства.
4. Н.Н. Молчанов "Дипломатия Петра I" — М.: 196г.
Книга, как это видно из ее названия, раскрывает образ Петра I как
дипломата, его энергичные усилия по укреплению международного положения
России, по использованию дипломатических путей для решения задач
коренного изменения общества.
5. Д.Л. Мордовцев Собрание сочинений., — М.: 1996г. т.т. 10, 11.
Оба тома целиком посвящены историческим женщинам, начиная с княгини
Ольги и заканчивая историческими очерками о женщинах ХIХ века.
Исключительная ценность данной книги состоит в том, что в ней через
биографии цариц, императриц, боярынь, дворянок и т.д. показан быт
петровской эпохи в сравнении с предыдущим временем. Книга ярко, в
художественной форме описывает проникновение в Россию западной культуры,
изменения в быту, влияние этих процессов на духовный, нравственный облик
русского дворянства и других слоев общества.
6. Н.И. Павленко. Петр Великий. — М.: 1998г.
Профессор Н.Павленко, это, пожалуй, ведущий современный российский
специалист по эпохе Петра I. Ему принадлежит много книг и статей по
этому предмету. В большом исследовании "Петр Великий" в научно-
публицистической и одновременно в художественной форме всесторонне
проанализирована деятельность императора.
7. М.И. Пыляев. Старый Петербург. Репринтное воспроизведение издания А.С,
Суворина 1889г. Издана в Москве в 1990 г.
Книга раскрывает многие аспекты культурной жизни Петербурга петровской
эпохи. В ней помещено 122 гравюры иллюстрирующие градостроительство,
принципы заселения города, характер флота, учреждения, учебные
заведения, различные события: наводнения, пожары, празднества и т.д. По
этой книге можно представить грандиозность и красоту сооружений
петровской эпохи, некоторые стороны быта, одежду дворян, военных,
простолюдинов и т.д.

1. Политические идеи петровских реформ, отражающие объективную
необходимость кардинальных изменений в стране.


1.1 Обоснование необходимости реформ политическими идеологами и учеными
петровского времени.

В конце ХVII века, когда на русском престоле оказался молодой царь
Петр I наша страна переживала переломный момент своей истории. В России, в
отличие от западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных
предприятий, способных обеспечивать страну оружием, тканями,
сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям — ни к Черному,
ни к балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не
имела поэтому Россия и собственного флота. Сухопутная армия строилась по
устаревшим принципам и состояла в основном из дворянского ополчения.
Между старыми родовитыми боярами и служивыми людьми — дворянами шла
ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания
крестьян и городских низов. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних
государств — Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и
подчинить себе Русские земли.
Россия ХVII века ходом исторического развития была поставлена перед
необходимостью коренных реформ. Уже до Петра вырисовывалась программа
необходимых преобразований, во многом совпадающая с его реформами.
То, что в России грядут великие перемены, ощущалось еще в царствование
отца Петра I, Алексея Михайловича. Но это были лишь преобразовательные
настроения. По образному выражению В.О. Ключевского, царь Алексей
Михайлович принял в преобразовательном движении такую позу: одной ногой он
еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было
за ее черту, да так и остался в этом переходном положении. После смерти
Алексея Михайловича управление страной оказалось в руках кучки бездарных и
алчных бояр во главе с младшим братом царицы Натальи Кирилловны, Львом
Кирилловичем Нарышкиным. Это был человек властный, самолюбивый, но "гораздо
среднего ума".[2] Он окружил себя такими же боярами — без государственного
ума и безразличных к судьбам страны, способным лишь растаскивать и разорять
государство.
Среди них выделялся умный и дальновидный боярин Голицын. Он
способствовал сближению молодого Петра с иностранцами Гордоном и Лефортом,
что имело значительные последствия для формирования личности царя и его
западнических настроений.
В последующее врем, в период своего царствования Петр I умело подбирал
себе помощников. Он окружил себя способными, энергичными соратниками и
специалистами, особенно военными. Среди иностранцев выделяются ближайшие
друзья царя — Ф.Лефорт, П.Гордон, Я.Брюс и др. Сплоченная группа
сподвижников сформировалась и среди русских.
Блестящую политическую карьеру сделали А.Головин, Г.Головин, братья
Апраксины, А.Меньшиков и другие. Активно действовала и плеяда идеологов и
мыслителей, обосновавших необходимость преобразований. Среди них ведущее
место принадлежит Ф.Салтыкову, И.Посошкову, Ф.Прокоповичу.
В первое время правления Петра были случаи антипетровской пропаганды
под знаменем идей пришествия антихриста. Типичным является рассуждение
одного из церковников, утверждавшего, что пришла кончина света и антихрист
наслал, а от такого царя как Петр I надо отступить, не надо его не слушать,
не платить податей. В ответ на эти идеи появилось обширное сочинение
рязанского митрополита Стефана Яворского "Знамение пришествия антихриста и
кончины века". Вместе с тем сам С.Яворский был противником петровских
преобразований. Его идеи подчас вдохновляли царевича Алексея в борьбе с
отцом.
У Петра I не было заранее разработанного общего плана реформ. Они
рождались постепенно и одна порождала другую, удовлетворяя требования
данного момента. И каждая реформа вызывала сопротивление со стороны самых
различных социальных слоев, вызывала скрытое и открытое недовольство.
Реформаторская деятельность Петра I порождала заговоры и борьбу,
отличавшуюся крайним ожесточением. Петр действовал решительно,
целенаправленно и с крайней жестокостью. По метко определению Пушкина его
указы были "нередко жестоки, своенравны и кажется писаны кнутом".[3]
В народных массах России петровские преобразования выразились двояко.
С одной стороны тяготы жизни вызывали глухой ропот недовольства, с другой —
в духовной жизни народа отразился положительный образец Петра –
преобразователя в песнях о Полтавской победе, в "плачах" о царе. И т.д.
Рассмотрим идеи основных представителей политической мысли,
обосновавших реформы.

1.2. Ф.Салтыков.

Одним из горячих сторонников преобразований в России был Русский
государственный деятель Ф.Салтыков. [4] Он обучался морскому делу в
Голландии и Англии, создано два трактата о реформах в 1713 году
"Пропозиции", в 1714г. "Изъявления прибыточные государству". В этих
сочинениях Салтыков разработал идею развития в кратчайшие сроки образования
(в том числе женского), книгопечатания, библиотек, строительства мануфактур
и расширения торговли. Трактаты обосновывали необходимость поиска северного
морского пути в Индию и Китай, освоения средней Азии, Сибири и др. Салтыков
сторонник устройства купеческих компаний, расширения экспорта и сокращения
импорта. Идеи Салтыков, а были весьма близки к реальным мерам Петра I.

1.3. И.Посошков [5]

Значительный след в Русской экономической мысли и публицистике оставил
один из идеологов петровского времени И.Т. Посошков. Это был разносторонний
одаренный человек. Выходец из ремесленного сословия, он занимался
различными ремеслами, стал купцом, предпринимателем, землевладельцем.
Посошков написал несколько интересных произведений. Главным из них является
"Книга о скудости и богатстве". Это разноплановое сочинение обосновывает
необходимость реформ в различных областях жизни российского общества. Одной
из важнейших мер преодоления скудости Посошков считает реформу управления.
Главнейшей причиной скудости в России он считал отставание сельского
хозяйства, которое объяснял, прежде всего, жестокой эксплуатацией
крестьянства, его предложение регламентировать крестьянские повинности
носило прогрессивный характер. Сторонник преобразований Петра I, посошков
выступал за развитие промышленности и торговли, предлагал усилить
исследования месторасположения полезных ископаемых, расширить строительство
мануфактур. Он предлагал взимать налоги со всех сословий, кроме
духовенства, с учетом имущественного положения плательщика, выдвигал идею
всеобщего просвещения населения, формального равенства всех перед судом.
Идеи Посошкова не вызвали сочувствия у властей и после смерти Петра он был
заточен в Петропавловскую крепость, где и умер в 1726г.

1.4. Ф.Прокопович [6]

Крупнейшим идеологом петровской эпохи заслуженно считается Феофан
Прокопович. Подлинное имя его Елеазар, а Феофаном он стал в память своего
дяди. Это был неутомимый сподвижник Петра I, человек разносторонне
образованный и много повидавший. Он окончил Киево-Могилянский коллегиум,
переехал в Польшу, принял униатство, и отправился в Рим для продолжения
образования. Вернувшись в Киев, возвратился в православие. Прокопович сразу
и решительно поддержал преобразовательную деятельность Петра I. В 1715 году
он был вызван в Петербург, где стал помощником царя в управлении церковью,
в уничтожении патриаршества и учреждении Синода.
Литературная публицистическая деятельность Прокоповича была подчинена
обоснованию и защите политических и культурных мероприятий Петра. В "Слове
о власти и чести царской" он защищал неограниченную самодержавную власть и
правомерность суда над царевичем Алексеем.
В "Слове похвальном о флоте Российском" прославлял создание сильного
военно-морского флота. В "Духовном регламенте" обосновал новую систему
управления церковью во главе с синодом.
Прокопович писал русские и латинские стихи, но наибольшее влияние на
литературу своего времени имел как проповедник. Его проповеди — яркий
образец публицистического жанра. Прежде церковного долга он призывал
исполнить долг гражданский, служить государству а не церкви. В своих
проповедях он отказывался от нагромождения словесных украшений и
риторических фигур.
Прокопович принимал участие в создании Академии наук. Он оставил ряд
исторических сочинений: "Истории императора Петра Великого от рождения его
до Полтавской баталии, "Краткую повесть о смерти Петра Великого, Императора
российского" и другие. В этих сочинениях он не только прославлял, но и
идеализировал Петра.

2. Новая организация просвещения. Развитие науки.


2.1. Открытие школ различного типа. Появление профессионального
образования.

Развитие просвещения и науки при Петре I тесно связано с нуждами
развития экономики, создания армии и преобразованием государственного
аппарата. В петровское время обучение переходит от церкви к государству,
богословие уступает место прикладным наукам. Величайшим достижением Петра
является то, что он заставил российских дворян учится, хотя и
преимущественно насильственными методами.
Реформы в сфере образования являлись логическим продолжением тех
процессов, которые проходили в Московии еще до царствования Петра I. Однако
школ было крайне мало и некоторые из них влачили жалкое существование. Уже
начальный этап преобразования выявил трудности с подготовкой специалистов и
вообще грамотных людей. Нельзя было находиться в постоянной зависимости от
иноземцев при комплектовании армии, флотских экипажей, в удовлетворении
колоссальных потребностей в мастерах кораблестроения, горного дела и т.д.
Практически не было специалистов-артиллеристов, фортификаторов, медиков,
рудознатцев, астрономов, геодезистов и др. Петр I вынужден был обращаться к
иностранным специалистам. Но это имело серьезные отрицательные последствия.
Иностранным специалистам приходилось платить жалование в три-четыре раза
больше чем отечественным. Зачастую на русскую службу приезжали не лучшие,
недостаточно квалифицированные люди. Некоторые офицеры готовы были служить
любому, кто больше заплатит, они были лишены чувства долга, патриотизма и
не выдерживали первых же серьезных испытаний.
Практические меры по созданию отечественных учебных заведений ведут
свое начало ко времени пребывания Петра в Англии, где он нанял трех
преподавателей. Эти преподаватели были предназначены для школы
навигационных наук.
Однако до открытия навигационной школы приходилось использовать другой
способ обучения — посылать русских учеников за границу. При этом им
вменялось в обязанность не столько усвоение теоретических знаний, сколько
приобретение практических навыков в кораблестроении, в управлении кораблем
во время боя, кораблевождении. Учащиеся постигали науки не столько за
партой, сколько с топором в руках на верфи и т.д.
Особо следует подчеркнуть, что отправка русских людей за границу для
обучения производила крутой переворот в сознании современников. В
допетровские времена общение с иностранцами не поощрялось. Разрешение на
выезд зарубеж получали лишь две категории людей: лица, находившиеся в
составе посольств и купцы (гости). Для купцов это была существенная
привилегия: среди промышленно-торгового населения страны только гости имели
право покидать пределы страны для заключения торговых сделок. Теперь
отправка русских заграницу не только не запрещалась, но и поощрялась и даже
проводилась в принудительном порядке. В "Гистории Свейской войны" автор
повествует, что в 1699 году "государь дал позволение всем своим подданным
ездить в иностранные европейские государства для обучения, которое раньше
было запрещено под казнию; и не только позволял, но еще к тому и
понуждал."[7]
Это новшество многим было совершенно враждебно. Интересно привести в
пример первого ученика обученного в Европе. Это был сподвижник Петра I Петр
Васильевич постников. После обучения в славянско-греческо-латинской
академии его отправили в Италию обучаться медицине. В Падуанском
университете он получил две ученые степени — доктор медицины и философии.
Его эрудиция и знание европейских языков пригодились царю во время его
первого путешествия за границу, он сопровождал Петра в Амстердаме и
Лондоне, консультировал царя по поводу приобретения коллекций и
медикаментов. Позже он был использован на дипломатической службе.
Регулярная практика отправки недорослей на учебу за границу начинается
с конца 1696 года, когда был опубликован указ об отправке в разные
государства учиться всяким наукам для 61 человека. Из них 39 человек ехали
в Италию, 22 в Голландию и Англию. В числе отправленных 23 человека были
княжеского рода.
Петр лично составил для этих учеников инструкцию, в которой изложил
программу обучения. В число наук, которые надлежало одолеть царь включил
навигацию и кораблестроение. О результатах обучения выдавались
свидетельства иностранных учителей, это были специальные дипломы. Кроме
учебы стольник, — посыльный за границу обязан был обучить овладеваемой
специальности прикрепленного солдата или сержанта, а также нанять на
русскую службу по два искусных мастера-кораблестроителя. Таким образом,
общее число отправившихся за границу на обучение составляло 122 человека.
В дальнейшем эта практика заграничного обучения вошла в систему.
Однако это был не главный, а вспомогательный путь развития просвещения.
В первой четверти ХVIII была создана целая сеть школ начального
обучения. Открыты цифирные школы для дворян, приказных, дьяческих и
подьяческих детей 10-15 лет. Скоро было уже 42 таких школы главным образом
в провинциальных городах.[8]
Наиболее важными в системе петровского просвещения являются
технические учебные заведения. В Москве в 1701 г. начались занятия в
Навигационной и Артиллерийской школах, а позднее вместо навигационной школы
была учреждена в Петербурге Морская академия. В 1712г. в Москве открылась
инженерная школа. Медицинский персонал готовился в Медицинском училище при
Московском госпитале. Создание системы подготовки кадров позволило
освобождаться от иностранцев наемников, и прежде всего в офицерском
корпусе. Уже после Прутского похода Петр уволил в отставку свыше 200
генералов и офицеров-иностранцев. К 20 годам ХVIII века офицерский корпус
на 90% состоял из русских. [9]

2.1 Первые учебники. Введение гражданского шрифта.

Для открывшихся школ выпускалась разнообразная учебная литература —
буквари, пособия по математике, механике и др. Преподаватель навигационной
школы Л. Магницкий издал знаменитую "Арифметику". С января 1703 года в
Москве стала выходить первая печатная газета "Ведомости о военных и иных
делах достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и
иных окрестных странах".
Распространению печатной литературы способствовало введение в 1710
году нового гражданского шрифта, более упрощенного по сравнению с
начертанием старых церковно-славянских букв.

2.3. развитие науки. Учреждение академии наук.

Замечательные успехи в петровское время были достигнуты в развитии
науки: географии, физике, механике, в поисках новых торговых путей, в
картографии, в изучении ископаемых богатств страны. В 1697 году В.Атласов
провел экспедицию на Камчатку. В начале ХVIII века была открыта северная
группа Курильских островов.
Большие достижения характерны для этого времени в практической
механике. Собирались коллекции по минералогии и металлургии, ботанике,
биологии и т.п. была организована обсерватория. Для развития и
распространения научных знаний в Петербурге была учреждена Академия наук.

2.4. Начало музейного дела.

В 1714 году в России был организован первый естественнонаучный музей —
Кунсткамера. Впоследствии он был передан Академии наук вместе с первой в
стране публичной библиотекой, располагавшейся в том же здании.
Петр I хорошо знал экспонаты Кунсткамеры. Он либо сам приобретал их за
границей, либо по его приказам их доставляли из различных уголков России.
Поэтому Петр считался лучшим гидом, он любил показывать экспонаты музея и
рассказывать о них как иностранным послам, так и русским вельможам.
Первые экспонаты для музея Петр приобрел во время первого заграничного
путешествия в 1697 –1698 гг. Сбор редкостей внутри страны также связан с
инициативой Петра I. Он давал поручения должностным лицам в провинции.
Издавал указы с призывом к населению приносить все что "зело старо и
необыкновенно"[10]: — кости вымерших животных, птиц, предметы старины,
древние грамоты, рукописи и печатные книги, а так же уродов. За экспонаты
полагалось вознаграждение, а если чиновник не сделает этого должным
образом, ему царь грозил потерей чина. Экспедициям, отправлявшимся на
обследование дальних земель, вменялось в обязанность собирать и доставлять
образцы руд, растений, предметы быта и всякие редкости. В итоге уже к концу
жизни Петра собрание Кунсткамеры приобрело славу чуть ли не самого
богатейшего в Европе.

3. Ломка старых традиций. Поворот к светскости в развитии искусства.


3.1. Литература петровского времени.

Литература петровского времени очень разнородна. Это обусловлено тем,
что иноземная культура массировано внедрялась и в дворянскую культуру и в
народную. И этот процесс происходил при условии, что за многие столетия
российская культура еще толком не усвоила византийское православное
культурное наследие.
В литературе петровской эпохи народное творчество мало соприкасалось с
творчеством элиты. Для культурной жизни народа характерно то, что
крестьянство освободилось от преследований церкви архаическо-славянского
язычества. Стало меньше гонений на языческие празднества с их бурными
гудениями, плясками, хороводами и т.д. Важные вехи российских войн стали
запечатлеваться в народе в виде былин, исторических песен, (преимущественно
солдатских) в форме сказок, притчей. В них отразилась Полтавская битва,
взятие Азова, Нарвы. Народное творчество представляет подвиги русского
солдата. В былинах, исторических песнях, сказках отражается в легендарной
форме личность Петра I.
Читали крестьяне и традиционную для них литературу — учительные
произведения, "жития", сборники духовных стихов, наговоров, лечебники,
календари.
Дворянская литература отражала новые жизненные реалии. В произведениях
художественной литературы выводятся новые герои — энергичные и
предприимчивые люди "острого ума" и "достойного разума". Среди них следует
отметить такие прозаические художественные произведения как "Повесть о
Фроле Скобееве", "Гистория об Александре, российском дворянине", "Гистория
о российском матросе Василии Кориотском". Герой последней повести по
происхождению мелкий дворянин в совершенстве постиг опасное дело моряка и
овладел необходимыми научными познаниями. Он заслужил признание и уважение
австрийского императора, "флорентийского короля" и богатого купца. В тоже
время герой наделен всеми качествами галантного кавалера.
В этот период заметно увеличилось количество печатных книг
нерелигиозного содержания. Это были и научные книги и словари, и
художественная литература, и книги житейского назначения. Так в 1708 году
вышли "Приклады, како пишутся комплименты". Это был новейший образец писем
различного содержания с употреблением новейшей лексики.
А лексика петровского времени развивалась под огромным влиянием
Запада. Правящий класс, особенно его верхушка говорила на удивительном
языке, где изобиловали иностранные слова и термины.
Виднейшим представителем отечественной литературы того времени был
Ф.Прокопович, о котором было сказано выше.
Литературное творчество петровского времени подготовило вступление
России в эпоху классицизма.

3.2. Развитие театрального искусства.

В 1702 голу открылся общедоступный театр в Москве, в здании.
Построенном на Красной площади. Играли там немецкие актеры группы И.Купста,
О. Фюрста. Репертуар состоял из немецких, французских, испанских пьес.
Однако такой театр был еще редким явлением. Более распространены были
частные театры, которые заводила знать для узкого круга зрителей. В
петровскую эпоху театром увлекались ученики различных академий, духовных
семинарий и т.д. В их постановках делались намеки на происходящие
политические события, например на мятежи стрельцов, на измену Мазепы,
высмеивались противники просвещения.
Ставили театры и чисто исторические по тематике пьесы. Наиболее
знаменита из них была трагикомедия Ф.Прокоповича "Владимир".
Видными деятелями театрального дела были Ф.Прокопович, доктор Бидеон,
Федор Жуковский.

3.3. Живопись

Петровское время стало переломным и в развитии живописи.
Евангелистские и библейские сюжеты в живописи заменяются сюжетами из
реальной жизни.[11]
Особенно высокого уровня достигла портретная живопись. Портреты Петра
I И.Никитина отличаются глубокой психологической характерностью, художник
выразил глубокую волю и целенаправленность государственного деятеля. На
батальных полотнах Никитина "Полтавское сражение", "Куликовская битва с
глубоким патриотизмом изображается героическая борьба русского народа
против иноземных захватчиков.
Петровское время характеризуется значительным развитием жанра гравюры.
Это был жанр близкий к повседневности и имевшими широкий круг ценителей.
Книги украшались гравюрами, гравюры украшали дома. Техника гравюр была
весьма разнообразна, многие гравюры посвящены прославлению побед в войнах,
строительству Петербурга.
В начале ХVIII века издаются специальные указы, касающиеся подготовки
и воспитания художников. Царским указом большую группу "мастеровых людей
разных художеств" переселили в новую столицу для росписи церквей, новых
дворцов и других работ. За счет казны посылали наиболее талантливых
заграницу для обучения. Среди них можно назвать живописцев А.Матвеева,
И.Никитина, Р.Никитина, гравера С.Коровина других.
В Россию приглашали и иностранных художников, оставивших заметный след
в истории нашего искусства.

4. Зарождение новой архитектуры, изменение старых архитектурных традиций.


4.1 Новые веяния в архитектуре.

В ХVII веке архитектура носила преимущественно церковный характер.
Петровские преобразования кардинально повлияли на характер архитектурных
проектов и застройку городов и барских усадьб.
В первой четверти ХVIII века видное место в архитектуре занимает
гражданское строительство. В это время сооружаются здания крупных
промышленных предприятий. Хомовный двор, Суконный двор, Арсенал в Москве.
Оружейный завод в Туле, заводы крепости на Урале. Из зданий общественного
пользования необходимо назвать Главную аптеку, "Комедийную хромину" (театр)
в Москве, систему монументальных зданий в Петербурге.
В церковной архитектуре наступил период, получивший название
"московское барокко". Строятся храмы центрической композиции, устремленные
в высь, светлые и торжественные. Башеннообразные храмы дошли до нас в
основном в подмосковных барских усадьбах.
Одним из видных архитекторов того времени является И.П. Зарудный,
создавший замечательную церковь архангела Гавриила и другие сооружения. В
Москве в этот период построены прекрасные пятиглавые храмы. Появилась и
принципиально новая архитектура, основанная на системе колонн, портиков,
фронтонов, ротонд и т.д. Новые тенденции в архитектуре отразились в
строительстве жилых помещений — палат, дворцов.

4.2. Санкт-Петербург.

Уникальным по своему архитектурному облику был Санкт-Петербург,
основанный в 1703г. и ставший столицей государства в 1712 году.
Петербург был не только любимым детищем царя, но и символом его
царствования, выражением эпохи преобразований. От старых городов Петербург
отличался строгой планировкой улиц, каменными домами, уличным освещением,
обширными парками, площадями и бульварами.
Основными путями сообщения была система каналов. Петр лично вникал во
все детали архитектурных проектов строительства города, утверждал
размещение и ширину улиц, места для скверов и парков, типы зданий. Были
сделаны чертежи типов домов для "именитых", "зажиточных" и "подлых
людей.[12]
Петербург — это принципиально новая архитектура России. В основу ее
положен голландский вариант барокко со сдержанным оформлением и со
стремлением к максимальной рациональности. Представителем эт

Новинки рефератов ::

Реферат: Гражданско-процессуальный кодекс. Исковое производство (Гражданское право и процесс)


Реферат: Административная ответственность за порчу паспорта (Административное право)


Реферат: Недействительность сделок. Общие положения (Гражданское право и процесс)


Реферат: Николай Второй (История)


Реферат: Нормы ГК, которые определяют особенности порядка заключения договоров по недвижимости (Гражданское право и процесс)


Реферат: Регион островов Юго-Восточной Азии (Индонезия, Сингапур, Филиппины) (География)


Реферат: Петр Великий - человек и государственный деятель (История)


Реферат: Ричард Поуэлек "Право и правосудие" (Государство и право)


Реферат: Виды попугаев (Биология)


Реферат: Выбор стратегии деятельности предприятия (Менеджмент)


Реферат: Андрей Курбский (История)


Реферат: Аллигаторы (Биология)


Реферат: Изучение темы "Акмеизм" в 11 классе (Педагогика)


Реферат: Психопатии (Психология)


Реферат: Конфликты в семье (Психология)


Реферат: Аккумуляторные батареи (Технология)


Реферат: Искусство росписи пасхальных яиц (Искусство и культура)


Реферат: Развитие системы взаимоотношений с окружающими людьми в ранней юности (Педагогика)


Реферат: Туберкулёз органов дыхания (Биология)


Реферат: Николай Рубцов (Литература : русская)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист