GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Конфликтология (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Конфликтология (Психология)


План:


История возникновения конфликтов………………………3 стр.

Психологические приемы погашения конфликтов:
Контакт…………………………………………………………4 стр.
Сотрудничество………………………………………………..6 стр.
Коммуникация…………………………………………………9 стр.
Умиротворение………………………………………………...14 стр.

Заключение……………………………………………………..17 стр.
Список литературы……………………………………………19 стр.



2

Психологические приемы погашения конфликтов

«Мы
больше знаем о войне, чем о мире,

больше знаем о том, как убивать,
чем
о том, как жить».

Генерал Омар Бредли
( бывший начальник
штаба армии США (1893 - 1981)



История возникновения конфликтов

Когда бы два человека, две группы или две страны ни
взаимодействовали, их воспринимаемые потребности и цели могут привести к
конфликту. Многие социальные проблемы возникают, когда люди преследуют свои
эгоистические интересы в ущерб коллективным.
Когда люди конкурируют из-за ограниченных ресурсов, человеческие
отношения зачастую затопляет волна предвзятости и враждебности. В своих
знаменитых экспериментах Музафер Шериф обнаружил, что соревнование «я
выиграл — ты проиграл» быстро превращает незнакомцев во врагов, порождая
открытую конфронтацию даже у нормальных честных людей.
Конфликты возникают и тогда, когда люди ощущают, что с ними обходятся
несправедливо. Согласно теории баланса вклада и дохода, люди определяют
справедливость как распределение вознаграждения пропорционально вкладу
каждого. Конфликты случаются тогда, когда люди не согласны с оценками своих
вкладов и сомневаются в справедливости своих вознаграждений. Некоторые
теоретики утверждают, что люди иногда определяют справедливость не как
баланс, а как уравниловку или даже как учет потребностей.
Конфликты часто содержат небольшое ядро подлинно несовместимых целей,
окруженное толстой мантией искаженного восприятия мотивов и целей
противника. Зачастую у конфликтующих сторон возникает зеркальное
восприятие. Когда обе стороны уверены, что «мы миролюбивы — они
агрессивны», каждая может обращаться с другой таким способом, который
провоцирует подтверждение этих ожиданий. Международные конфликты
характеризуются также иллюзией «плохой лидер — хороший народ»
Мы видели, из-за чего разгораются конфликты: из-за социальных
ловушек, конкуренции, из-за ощущения несправедливости и искаженного
восприятия. Хотя и мрачная, эта картина не безнадежна. Иногда сжатые кулаки
сменяются открытой для рукопожатия ладонью, а враждебность превращается в
дружбу. Социальные психологи сосредоточились на четырех стратегиях
превращения врагов в друзей. Это следующие стратегии: контакт,
сотрудничество, общение, умиротворение. Или, для лучшего запоминания, —
четыре «К» миротворчества: контакт, кооперация, коммуникация и консилиация
(умиротворение).

1.КОНТАКТ
Не может ли тесный контакт конфликтующих индивидов или групп помочь
им поближе узнать и полюбить друг друга? Известно. что недавняя перемена
неприязненных расовых установок в США шла по пятам за десегрегацией,
подтверждая принцип «установки — следствие поведения». Если этот социально-
психологический принцип ныне выглядит самоочевидным, вспомним: так обычно
и бывает после того, как вы что-то узнаете. Для Верховного суда США в 1896
году («Плесси против Фергюсона») идея о том, что десегрегация может
повлиять на расовые установки, была какой угодно, но только не очевидной.
Что в то время казалось очевидным, так это следующее: «Законодательство
бессильно искоренить расовые инстинкты». За последние 30 лет в Соединенных
Штатах и сегрегация и предрассудки уменьшались одновременно. Но был ли
межрасовый контакт причиной такого улучшения установок? Влияла ли
десегрегация на тех, кто действительно сталкивался с ней?


УЛУЧШАЕТ ЛИ ДЕСЕГРЕГАЦИЯ РАСОВЫЕ УСТАНОВКИ?
Школьная десегрегация имела благоприятные последствия, такие как-
возможность для многих чернокожих поступить в колледж и окончить его.
Привела ли десегрегация школ, мест жительства и рабочих мест также к
положительным социальным результатам? Свидетельства чрезвычайно
противоречивы.
С одной стороны, многие исследования, проведенные во время
послевоенной десегрегации и вскоре вслед за ней, выявили, что установки
белых по отношению к черным заметно улучшились. Кем бы ни были люди —
служащими и посетителям универсальных магазинов, моряками торгового флота,
правительственными служащими, сотрудниками полиции, соседями или студентами-
межрасовый контакт вел к уменьшению предрассудков.

КОГДА ДЕСЕГРЕГАЦИЯ УЛУЧШАЕТ РАСОВЫЕ УСТАНОВКИ?
Социальные психологи, ратующие за десегрегацию, никогда не
утверждали, что любые контакты улучшают расовые установки. Они
предсказывают неудачу, когда в контактах имеет место конкуренция, нет
поддержки со стороны авторитетов или нет равенства. До 1954 года многие
предубежденные белые имели частые контакты с черными — чистильщиками обуви
и домашней прислугой. Такие неравные контакты порождают установки, которые
всего лишь оправдывают закрепление этого неравенства. Поэтому важно, чтобы
контакты были контактами равного статуса -
контакты на основе равенства. Отношения между людьми с неравным
статусом порождают установки, закрепляющие их отношения, то же самое верно
и для отношений людей с равным статусом. Таким образом, чтобы ослабить
предубежденность, межрасовые контакты должны иметь место между лицами
равного статуса.

2.СОТРУДНИЧЕСТВО
Хотя контакты равного статуса могут быть полезны, иногда их
недостаточно. Рассмотрим ситуацию соперничества в типичном школьном классе,
десегрегированном или нет. Не знакомы ли вам следующие обстоятельства?
Ученики соревнуются из-за хороших оценок, одобрения учителя и различных
поощрений и привилегий. Учитель задает вопрос. Руки нескольких учеников
взлетают вверх; другие сидят, потупив взор, стараясь быть как можно
незаметней. Когда учитель вызывает одного из жаждущих отличиться, другие
надеются на ошибку в его ответе, что даст им шанс блеснуть своими знаниями.
Аутсайдеры в этом академическом спорте часто не любят победителей. Ситуация
обременена как соперничеством, так и болезненно очевидным неравенством в
статусе; вряд ли мы придумали бы лучший способ воздвигнуть между детьми
барьеры.
Предполагается ли тем самым существование второго фактора,
определяющего, когда десегрегация может возыметь желанный эффект?
Действительно ли конкурентный контакт разделяет, а кооперативный контакт
объединяет? Рассмотрим, что происходит с людьми, которые совместно
сталкиваются с общими трудностями.

ОБЩАЯ ВНЕШНЯЯ УГРОЗА
Случалось ли вам когда-нибудь вместе с окружающими страдать от
плохой погоды; испытывать насмешки в качестве новичков; быть наказанными
учителем; подвергаться преследованиям и оскорблениям из-за вашей
социальной, расовой или религиозной принадлежности? Если да, то вы можете
припомнить, что почувствовали близость к тем, кто переживал эти трудности
вместе с вами. Возможно, прежние социальные барьеры рухнули, когда вы
помогали друг другу выбраться из снежного заноса или бороться с общим
врагом.
Такое дружелюбие обычно устанавливается между теми, кто подвергается
общей угрозе. Джон Ланзетта (John Lanzetta, 1955) обнаружил это, когда
предлагал группам, в каждой из которых было по четыре морских кадета,
решать интеллектуальные задачи, а затем по громкоговорителю сообщал им, что
их ответы неверны, производительность непростительно низкая, а мыслят они
плохо. Другие группы такой критики не слышали. Ланзетта обнаружил, что
члены групп, подвергавшихся нападкам, подружились больше, лучше
сотрудничают, меньше спорят, меньше конкурируют. Они плыли в одной лодке. В
результате у них появился дух сплоченности. Общий «враг» объединял группы
соперничающих мальчишек в летних экспериментах Шерифа и во многих
последующих экспериментах. Американское чувство патриотизма и единства
возросло из-за конфликтов с Германией и Японией во время Второй мировой
войны, с Советским Союзом во время холодной войны, с Ираном в 1980-м и
Ираком в 1991 году. Солдаты, воевавшие плечом к плечу, часто на всю жизнь
сохраняют связи со своими однополчанами. Не многое так сближает людей, как
общий вpaг.
В периоды межрасовой напряженности может поэтому возрастать чувство
гордости за свою группу. У китайских студентов университета Торонто,
столкнувшихся с дискриминацией, усилилось ощущение родства с другими
китайцами. Простое напоминание о другой группе (скажем, о соперничающей
школе) повышает ответственность людей за собственную группу. Остро ощутив,
кто такие «они», мы начинаем понимать, кто такие «мы».
Руководители могут даже создавать грозного внешнего врага в
качестве способа усилить сплоченность группы. В романе Джорджа Оруэлла
«1984» проиллюстрирована подобная тактика: руководство некой страны
использует пограничные конфликты с двумя другими могучими державами для
разрядки внутренней напряженности. Время от времени противник меняется, но
он всегда есть. Действительно, страна, по-видимому, нуждается во врагах.
Для всего мира, для страны, для группы внешний враг является сильнейшим
объединителем.

ЭКСТРАОРДИНАТНЫЕ ЦЕЛИ
В близком родстве с объединяющей силой внешней угрозы состоит
объединяющая сила экстраординатной цели -общая цель, требующая совместных
усилий; цель в свете которой различия между людьми не принимаются во
внимание. Шериф использовал такие цели для создания гармонии между своими
«вояками». Он провоцировал трудности с запасом воды в лагере, требующие от
ребят совместных стараний. Имея возможность арендовать себе для просмотра
кинофильм, достаточно дорогой, чтобы потребовалось соединение финансовой
мощи обеих групп, они снова кооперировались.
Совместно поработав над такими экстраординатными целями, мальчики
начали питаться вместе и привечать друг друга у костра. Ростки дружбы
протянулись через линию раздела групп. Враждебность угасала. С помощью
изоляции и соперничества Шериф превратил незнакомцев в заклятых врагов. С
помощью экстраординатных целей он превратил врагов в друзей.
Вывод: совместные усилия дают особенно благоприятный эффект, когда
обстоятельства вынуждают людей создать новую объединенную группу, в которой
растворяются их прежние подгруппы. Старые предубеждения по отношению к
другой группе ослабевают, когда люди из двух групп вперемешку рассаживаются
за столом (а не по противоположные стороны от него), дают вновь
образованной группе единое название, а затем вместе работают в
обстоятельствах, вызывающих позитивные чувства.
В экспериментах со студентами университета Вирджинии Стивен Уэрчел и
его помощники (Stephen Worchel & others, 1977, 1978, 1980) подтвердили, что
успешное сотрудничество двух групп вызывает их взаимную симпатию. Однако,
если у прежде конфликтовавших групп их совместные усилия закончились
неудачей и обстоятельства позволяют обвинять в ней друг друга, конфликт
может усугубиться. У групп Шерифа уже проявлялась обоюдная враждебность.
Таким образом, если бы не удалось набрать деньги на кино, это могло бы быть
приписано «вредности» и «эгоизму» другой группы. Это обострило бы, а не
смягчило их конфликт.

3.КОММУНИКАЦИЯ
Конфликтующие стороны имеют и другие способы преодоления своих
трудностей. Когда у мужа и жены, или у рабочего и начальника, или у нации X
и нации Y возникают разногласия, они могут непосредственно договориться
друг с другом. Они могут попросить третью сторону выступить в качестве
посредника, выдвигать предложения и облегчать им переговоры. Или же они
могут прибегнуть к арбитражу, вынеся свои разногласия на суд кого-то, кто
изучит вопрос и найдет решение?
ПЕРЕГОВОРЫ- поиск согласия с помощью непосредственного обсуждения
между участниками конфликта
Если вы или я хотим купить или продать новую машину, не лучше ли нам
будет занять жесткую позицию — запросить крайнюю цену, чтобы, сойдясь затем
на среднем, получить благоприятный результат? Или нам лучше начать с
откровенного «добросовестного предложения»?
Эксперименты не предлагают простого ответа. С одной стороны, те, кто
больше запрашивают, зачастую больше и получают. Роберт Чиальдини, Леонард
Бикман и Джон Качоппо (Chialdini, Bickman & Cacioppo, 1979) получили
типичный результат: в контрольной версии они обращались к различным дилерам
«Шевроле» и спрашивали цену нового спортивного купе' «Монте-Карло»
определенной конфигурации. В экспериментальной версии они обращались к
другим дилерам и первоначально занимали жесткую позицию, спрашивая и
отвергая цену на другую машину («Мне нужна цена ниже этой. Это слишком
дорого»). Когда они затем спрашивали цену на «Монте-Карло» точно такой же
конфигурации, как в контрольной версии, они слышали запросы цены в среднем
на 200 долларов ниже.
Жесткая переговорная позиция может сбавить ожидания другой
стороны, вызвать у нее готовность согласиться на меньшее (Yukl, 1974). Но
иногда жесткость может ударить рикошетом. Во многих конфликтах делят не
пирог фиксированного размера, а пирог, усыхающий за время конфликта.
Жесткость также уменьшает реальные шансы достигнуть соглашения. Если другая
сторона реагирует такими же крайностями, обе могут оказаться в тупиковой
ситуации, из которой нельзя выйти, не потеряв лицо. В недели,
предшествовавшие «войне в Персидском заливе», президет Буш угрожал «пнуть
Саддама под зад». Саддам Хусейн не остался в долгу, обещая «утопить
неверных в их собственной крови». После таких воинственных заявлений для
обеих сторон было затруднительно избежать войны и сохранить лицо.
ПОСРЕДНИЧЕСТВО- попытка нейтральной третьей стороны разрешить конфликт
за счет улучшения коммуникации и выдвижения предложений.
Нейтральный посредник может выдвигать предложения, которые позволят
участникам конфликта пойти на уступки и все же сохранить свое лицо. Если
моя уступка приписывается требованиям посредника, который вынуждает моего
антагониста идти на не меньшую уступку, то ни про одного из нас нельзя
будет сказать, что он спасовал перед противником.

Превращаем «я выиграл — ты проиграл» в «я выиграл — ты выиграл»
Посредник, кроме того, помогает разрешить конфликт, налаживая
конструктивное общение. Его первейшая задача — помочь участникам заново
рассмотреть ситуацию и получить информацию об интересах другой стороны.
Обычно представители обеих сторон имеют конкурентную ориентацию «я выиграл
— ты проиграл». Таким образом, после переговоров они счастливы, если
противник недоволен результатами, и несчастны если доволен ими. Склоняя их
оставить эти конфликтные требования и вместо этого подумать о подспудных
потребностях, интересах и целях друг друга, посредник стремится заменить
установку «я выиграл — ты проиграл» на установку сотрудничества «я выиграл
— ты выиграл». В своих экспериментах Ли Томпсон (Leigh Thompson, 1990)
обнаружил, что опытные посредники лучше умеют выдвигать взаимовыгодные
предложения и тем самым находить решения типа «я выиграл — ты выиграл »
В классическом сюжете о таком решении фигурируют две сестры, которые
ссорились из-за апельсина (Follett, 1940). В конце концов они пошли на
компромисс и разделили апельсин пополам, после чего одна сестра выжала из
своей половинки сок, а другая использовала кожуру для печенья. В
экспериментах в Государственном университете штата Нью-Йорк в Буффало Дин
Пруитт и его помощники (Dean Pruitt & others) побуждали участников
переговоров приходить к интегральному соглашению. Если бы сестры
согласились разделить апельсин, отдав одной весь сок, а другой — всю
кожуру, они бы как раз пришли к такому соглашению, интегрирующему интересы
обеих сторон. По сравнению с компромиссом, в котором обе стороны жертвуют
чем-то важным, интегральные соглашения более надежны. Поскольку они
взаимовыгодны, такие соглашения также улучшают дальнейшие отношения.

Исправление искаженного восприятия с помощью контролируемых
коммуникаций
Коммуникация нередко позволяет избавиться от самосбывающихся
искажений восприятия. Возможно, вы сможете припомнить из своего опыта нечто
подобное воспоминаниям этого студента:
«Зачастую после долгого периода, в течение которого мы мало общаемся,
я воспринимаю молчание Марты как признак ее недовольства мною. Она, в свою
очередь, объясняет мою холодность тем, что я злюсь на нее. Мое молчание
порождает ее молчание, что делает меня еще более молчаливым... пока этот
эффект снежной лавины не прервут внешние обстоятельства, вынуждающие нас
общаться друг с другом. И тогда общение исправляет все возникшие у нас
взаимные искажения восприятия".
Результат таких конфликтов часто зависит от того, как люди передают
друг другу свои чувства. Роджер Нудсон и его коллеги (Roger Knudson &
others, 1980) приглашали супружеские пары прийти в психологическую
лабораторию университета Иллинойса и воспроизвести в инсценировке один из
своих прошлых конфликтов. До, во время и после разговора (который часто
вызывал не меньше эмоций, чем сам конфликт) за ними внимательно наблюдали и
опрашивали их. Пары, которые уклонились от темы, не сумев ясно изложить
свою позицию или выяснить позицию супруга, так и остались пребывающими в
заблуждении, что у них в семье больше гармонии и взаимопонимания, чем это
было на самом деле. Зачастую они приходили к убеждению, что теперь у них
стало больше согласия, в то время как в действительности его стало меньше.
В отличие от них, те, кто придерживался темы, ясно излагая собственные
позиции и считаясь с мнениями друг друга, пришли к настоящему соглашению и
получили более точную информацию о представлениях друг друга. Это помогает
понять, почему пары, в которых супруги делятся своими заботами прямо и
открыто, обычно счастливы в 6paкe.
Если две стороны не доверяют друг другу и их общение
непродуктивно, иногда может помочь нейтральный посредник — консультант по
браку, посредник по трудовым спорам, дипломат. Уговорив участников
пересмотреть их восприятие непримиримого конфликта, посредник нередко
помогает каждой из сторон определить и ранжировать свои цели. Если цели
совместимы, процедура ранжирования облегчает участникам отказ от менее
важных целей, так что оба могут добиться своей главной цели. Как только и
рабочие, и администрация убедятся, что цель администрации (повышение
производительности и прибыльности) совместима с целью рабочих (повышением
оплаты и улучшением условий труда), они могут приступить к выработке
интегрального решения типа «я выиграл — ты выиграл»

АРБИТРАЖ - разрешение конфликта нейтральной третьей стороной,
изучившей обе точки зрения и пришедшей к заключению.
Некоторые конфликты настолько запутаны, а базовые интересы сторон так
сильно расходятся, что взаимно удовлетворительное решение становится
недостижимым. Боснийские сербы и мусульмане не могут иметь под своей
юрисдикцией один и тот же кусок земли одновременно. В бракоразводном споре
об опеке над ребенком забрать его себе может лишь один из родителей. В этом
и во многих других случаях (споры из-за расходов жильцов на ремонт, оплата
спортсменов, территориальные притязания) нейтральный посредник может — или
не может — помочь разрешению конфликта.
В последнем случае стороны могут прибегнуть к арбитражу, предоставив
посреднику или иной нейтральной стороне право вынести решение. Спорщики
обычно предпочитают улаживать свои дела без третейского судьи, чтобы
сохранить свой контроль над результатами. Нейл МакГил ликадди и его коллеги
(Neil McGillicuddy & others, 1987) обнаружили эту склонность в эксперименте
с диспутантами, приходившими в Центр разрешения споров в Буфало, штат Нью-
Йорк. Когда люди знали, что в случае неудачи посредника им придется
подчиниться решению арбитража, они в большей мере старались решить проблему
мирным путем, выказывали меньше враждебности и тем самым были более склонны
достигнуть соглашения.
Тем не менее в случаях, когда расхождения глубоки и интересы
непримиримы, перспектива арбитража может оказывать противоположное
воздействие. Участники конфликта могут «заморозить» свои позиции, надеясь
обрести преимущество, когда третейский судья будет искать компромисс. Для
преодоления этой тенденции в некоторых спорах, таких как споры из-за оплаты
бейсбольных звезд, применяется «арбитраж последнего слова», в котором
третейский судья выбирает в качестве окончательного решения последнее
предложение той или иной стороны. Такой арбитраж заставляет каждую из
сторон делать свои предложения разумными.

4.УМИРОТВОРЕНИЕ
Иногда напряженность и подозрительность возрастают настолько, что
общение, а тем более разрешение конфликта, становится абсолютно
невозможным. Каждая из сторон может угрожать, принуждать и мстить. К
несчастью, подобные действия провоцируют ответные ходы, что приводит к
эскалации конфликта. Если дело обстоит именно так, то даст ли желаемый
результат политика умиротворения другой стороны с помощью безоговорочного
сотрудничества? Зачастую нет. В лабораторных играх те, кто стопроцентно
сотрудничает, нередко подвергаются эксплуатации. А в политике односторонний
пацифизм никоим образом не стоит на повестке дня.
ПОИР- аббревиатура для фразы: "Постепенные и обоюдные инициативы по
разрядке напряженности» — стратегия, предназначенная для снижения
международной напряженности
Существует ли еще одна стратегия — миролюбивая, а не мстительная, и
все же достаточно жесткая, чтобы предотвратить эксплуатацию? Социальный
психолог Чарльз Ос гуд (Charles Osgood, 1962, 1980) обосновывает такую
возможность. Он называет ее «постепенные и обоюдные инициативы по разрядке
напряженности», сокращенно ПОИР, или GRIT', что напоминает о необходимом
терпении. Стратегия ПОИР призвана разорвать спираль конфликта, вызывая его
обоюдную деэскалацию. Для этого в ней используются социально-
психологические концепции, такие как нормы взаимности и атрибуция мотивов.

[pic]

«Не волнуйся, дорогая. Это всего лишь миротворческий удар.»

"Стратегия ПОИР — примирительная. Но это не «капитуляция в
рассрочку». Ее консервационные аспекты защищают собственные интересы
сторон, сохраняя возможность наказания. Начальные примирительные действия
подразумевают некоторый небольшой риск, но не подрывают ничьей
безопасности; скорее они рассчитаны на то, чтобы обратить вспять эскалацию
напряженности. Если одна из сторон осуществит агрессивную акцию, другая
ответит тем же, давая понять, что не потерпит эксплуатации. Однако ответные
шаги не являются гиперреакцией, которая могла бы повлечь за собой новый
виток конфликта. Коль скоро противник предпринимает собственные шаги к
примирению, на них тоже следует равный или даже чуть больший ответ.
Специалист по конфликтам Мортон Дойч (1993) выразил дух ПОИР, советуя
участникам переговоров быть «твердыми, честными и дружелюбными: твердыми,
сопротивляясь шантажу, эксплуатации и грязным играм; честными, соблюдая
свои моральные принципы и не отвечая на аморальное поведение противника,
несмотря на его провокации; дружелюбными — в смысле готовности начать и
поддерживать сотрудничество».
Действует ли ПОИР? В лабораторных дилеммных играх наиболее
успешной стратегией оказалась простейшая «услуга за услугу», которая
начинается с приглашения к сотрудничеству, а затем повторяет последний
ответ противника. «Услуга за услугу» — это попытка сотрудничать и забыть
обиды, при этом не позволяя себя эксплуатировать! В лабораторных играх
заявление о стремлении к сотрудничеству действительно способствует
сотрудничеству. Повторяющиеся примирительные акции действительно порождают
больше доверия (хотя предубеждения в свою пользу зачастую заставляют
воспринимать собственные действия как более миролюбивые и менее враждебные,
нежели действия других).

ПРИМЕНЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Подобные ПОИР-стратегии периодически испытывались вне
лабораторий с многообещающими результатами. Во время Берлинского кризиса в
начале 1960-х годов советские и американские танки башня к башне стояли
друг против друга. Кризис кончился, когда американцы шаг за шагом отвели
свои танки назад. На каждый шаг Советы отвечали тем же. Более современный
пример: маленькие египетские и израильские уступки (например, Израиль
позволил Египту открыть Суэцкий канал, Египет позволил проходить через него
судам, направляющимся в Израиль) помогли разрядить напряженность до уровня,
на котором стали возможны переговоры.
Могут ли примирительные усилия снизить напряженность и во
взаимоотношениях индивидов? Есть все основания полагать, что это так и
есть. Когда отношения натянуты и коммуникация отсутствует, необходим порой
только миролюбивый жест- мягкий ответ, теплая улыбка, нежное прикосновение,
-чтобы обе стороны начали спуск по эскалатору напряженности на тот уровень,
где контакт, сотрудничество и общение снова станут возможными.


Заключение:
Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социальными
дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые не менее
могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество, коммуникация и
примирение, могут превратить вражду в гармонию.
Можно ли за счет тесного контакта людей уменьшить их враждебность?
Несмотря на ряд обнадеживающих ранних исследований, другие исследования
показали, что сама по себе десегрегация в школах оказывает мало влияния на
расовые установки. Но если налажен продолжительный и тесный межрасовый
контакт и если в нем обеспечен равный статус, враждебность зачастую
уменьшается.
Контакты особенно плодотворны, когда люди совместно стараются
преодолеть общую угрозу или добиться экстраординатной цели. Основываясь на
данных экспериментов по кооперационным контактам, несколько
исследовательских групп попытались заменить конкурентные ситуации в
школьном обучении на обстановку кооперации при обучении, получив
воодушевляющие результаты.
Участники конфликта могут также искать решение своих проблем путем
переговоров либо прямых, либо через нейтрального посредника. Помощь такого
посредника может заключаться в том, что он подтолкнет противников к тому,
чтобы сменить их конкурентную позицию «я выиграл — ты проиграл» на более
плодотворную кооперационную ориентацию «я выиграл — ты выиграл». Посредник
может также организовать общение, которое очистит восприятие от искажений и
повысит взаимопонимание и доверие. Если соглашение не достигнуто,
конфликтующие стороны могут доверить решение третейскому судье, который
вынесет собственное заключение или выберет одно из двух окончательных
предложений сторон.
Иногда напряжение столь сильно, что подлинная коммуникация невозможна.
В этом случае мелкие примирительные акции одной из сторон способны вызвать
ответные, примирительные шаги другой стороны. Одна из таких стратегий
примирения, ПОИР (постепенные и обоюдные инициативы по разрядке
напряженности), предназначена для снижения напряженности в международных
отношениях.



Список литературы:


1. Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теория Личности»- СПб; изд. дом «Питер», 2000г-
608с.
2. Р.Чалдини, «Психология влияния»- СПб; изд. дом «Питер», 2000г-272с.
3. Социальная психология личности в вопросах и ответах; учебное пособие
под редакцией проф. В.А. Лабунской- М. Гардарики; изд. Группа
«Юристъ», М, 1999-397с.
4. Д. Майерс, «Социальная психология»- СПб; изд. дом
«Питер», 2000г-686с.







Реферат на тему: Конфликтология и её применение в сфере управления

Содержание
|ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………… |3 |
|ВВЕДЕНИЕ В КОНФЛИКТОЛОГИЮ………………………………………. |4 |
|Природа конфликта……………………………………………………… |5 |
|Процесс развития конфликта……………………………………………. |7 |
|Предконфликтная ситуация……………………………………………. |7 |
|Инцидент……………………………………………………………. |7 |
|Третья стадия развития конфликта…………………………………….. |8 |
|Кульминация…………………………………………………………. |9 |
|Разрешение конфликта……………………………………………….. |9 |
|Переговоры………………………………………………………….. |11 |
|Послеконфликтная стадия…………………………………………….. |11 |
|Типология конфликтов………………………………………………….. |12 |
|Функции конфликтов……………………………………………………. |16 |
|Конструктивные функции……………………………………………… |16 |
|Дисфункции…………………………………………………………… |17 |
|Управление конфликтной ситуацией…………………………………… |18 |
|Структурные методы…………………………………………………. |19 |
|Межличностные стили разрешения конфликтов………………………… |20 |
|КОНФЛИКТЫ В ОРГАНИЗАЦИЯХ…………………………………………. |23 |
|Особенности организационно управленческого конфликта…………………… |23 |
|Причины организационно управленческого конфликта………………………… |24 |
|Специфика проявления организационно управленческого конфликта……………. |26 |
|Основные стили поведения руководителя в конфликтной ситуации……………. |29 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… |33 |
|БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………… |34 |



Вступление

Конфликтология, немногие слышали это слово, однако, так или иначе,
каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с конфликтной ситуацией,
более того почти стопроцентно был участником конфликта, пусть и одного
единственного. Между тем межличностные конфликты – это всего лишь малая
толика всего того, что происходит в современном обществе. Мы не будем
пытаться дать ответ на вопрос, почему происходят конфликты[1], в полной
мере этого сделать и нельзя. Но получить базовые представления о природе
конфликта необходимо каждому человеку. Это, конечно, не означает, что такой
человек не будет вовсе конфликтовать, скорее напротив он будет применять
своё знание, для того, чтобы выходить из конфликтных ситуаций победителем.
Природе конфликта, основам конфликтологии и будет посвящена первая,
теоретическая, как бы вводная часть данной работы.
Но по-настоящему конфликтология бывает нужна совсем в неожиданном
месте. Где? На предприятии, фирме, заводе, в государственных правительствах
и прочих организациях. Если посмотреть что связывает фирму, завод или
государство, то становится ясно, что это иерархическая, сложная система
отношений между подчинёнными и руководителями. В самом деле, конфликт босса
и подчинённого, к сожалению, слишком частое явление и не только в нашей
стране, но и во всём мире. А подобное говорит о том, что подобная фирма
работает уже не на 100% от своей мощности, а меньше, возможно, что
работники устроив бойкот, вообще остановят работу предприятия! А это потеря
темпа, подмоченная репутация, не осуществившиеся инвестиционные проекты и
т.д., не говоря уже о колоссальных денежных потерях. Точно так же, но уже с
менее заметными потерями, мешает работе и конфликт на одном уровне между
работниками (только представьте себе, во что превратится, допустим, офис,
если люди в нём начнут мешать и вредить друг другу!). Стоит ли говорить о
конфликтах государственного уровня их последствия примерно следующие:
война, революция, глубокий политический, а вслед за ним и экономический
кризис, продолжите сами. Но в выше названных случаях за урегулирование
конфликта отвечает управленец – в его руках все рычаги. Вывод очевиден
любой менеджер, даже самого низшего звена обязан уметь урегулировать
конфликтную ситуацию, любого уровня сложности и глубины. Ведь руководитель,
как известно, если он хороший руководитель (все себя почему-то такими
считают), отвечает за своих подчинённых и сотрудников головой.
Без знания конфликтологии любой руководитель будет оставаться на своём
посту до первого инцидента, после чего его уже никогда не допустят до
управления другими людьми.
Специфике конфликтов в фирмах и организациях посвящена вторая часть
работы.

Введение В Конфликтологию


Конфликт (от лат. «confluctus») означает столкновение сторон, мнений,
сил. А раз так, то и возможен конфликт только если мнений, сил, сторон
более чем одна? Казалось бы, элементарное утверждение, но как же тогда быть
с внутриличностным конфликтом? Последние будем относить к сфере психиатрии,
а не психологии, поэтому и рассматривать в этой работе будем конфликты явно
имеющие двух или более участников, сторон конфликта.
Сама теория конфликта является плохо разработанной. Так, для
практиков, в частности, по-прежнему остается неясным соотношение величин в
дихотомии «конфликт — согласие», хотя исторический опыт доказывает, что
общество обеспечивает упорядоченность жизни населения только через
согласие, через достижение взаимного понимания и признания.
Однако на Западе уже в течение нескольких десятилетий, особенно в
конце XX в., это научное направление получило основательное развитие.
Написаны сотни книг о конфликтах и способах их разрешения, систематически
издаются журналы, рефераты и сборники статей. Есть все основания говорить о
создании самостоятельной комплексной науки конфликтологии, предметом
которой является изучение природы, причин, механизма конфликтов в
человеческом обществе, а также разработка путей их предотвращения и
разрешения. Но в нашей стране эта наука еще не развита, хотя на русском
языке уже издано немало работ о конфликтах и путях их разрешения.
Вполне понятно, что конфликтология, как и всякая дисциплина, тесно
связана со смежными науками, многое черпает из них и, в сою очередь, их
обогащает. Это, прежде всего, социология и социальная психология, с
которыми конфликтология имеет много общего, так как исследует, подобно
названным наукам, отношения между людьми. Далее, это история, дающая
богатую пищу для размышлений о причинах человеческих поступков. Это,
наконец, политология, экономика, этиология и другие общественные науки,
конкретизирующие природу, механизмы развития и последствия конфликтов
различного рода. К числу таких наук относятся также правоведение и
государствоведение, изучающие юридические формы взаимодействия людей, будь
то сотрудничество, мирное сосуществование, противодействие или борьба.
Несомненно, что на сегодняшний день тема конфликтов является
практически неисчерпаемой. Более того, это как раз одна из тех тем, про
которые говорят короткое слово: «Бессмертная»… Ведь покуда существует
общество, оно развивается, а покуда развивается возникают спорные вопросы.
Глупо и бессмысленно поэтому пытаться обозреть всё и вся, т.е. все её
аспекты и вопросы, ведь сотни книг не смогли и никогда не смогут этого
сделать! В силу этого данная работа никак не претендует на широту или
глубину обозрения вопроса. Затронуты будут самые важные – ключевые моменты
и всего лишь чуть подробнее во второй части будет сделан останов на
конфликтах трудового коллектива.



Природа конфликта



Конфликтология, будучи почти самостоятельной наукой, всё же использует
различные термины, заимствованные из общей психологии, и не только
термины, но и понятия, целые законы. Субъект, участник, объект конфликта –
вот основные понятия, которые необходимо чётко отличать друг от друга, дабы
не запутаться в дальнейшем в сложных речевых построениях, без которых, к
сожалению, не всегда можно обойтись.


Субъекты и участники конфликта

Понятия «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны.
Субъект — это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и
влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.
Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и
задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или
помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт. В ходе развития конфликта
статусы участников и субъектов могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта.
Последние представляют собой определенные силы, преследующие в чужом
конфликте свои интересы.
Косвенные участники могут:
[pic] провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
[pic] содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его
прекращению;
[pic] поддерживать ту или иную сторону или обе стороны одновременно.
Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей
среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может
выступать либо катализатором, либо сдерживающим или нейтральным фактором
развития конфликта.
В социологии конфликта часто используется понятие «сторона конфликта»,
предполагающее включение как прямых, так и косвенных участников конфликта.
Иногда косвенных участников называют третьей стороной или третьим
участником. Субъекты и участники социального конфликта могут иметь
различные ранги, статусы и обладать определенной силой.
Ранг (нем.) — звание, чин, разряд, категория. В социальной
конфликтологии он определяется по принципу высший - низший и предполагает
позицию, занимаемую одним из субъектов конфликта по отношению к другому
субъекту, противоположной стороны. Можно предложить следующий способ
определения рангов оппонентов (субъектов конфликта):
1. Оппонент первого ранга — человек, выступающий от своего собственного
имени и преследующий свои собственные интересы.
2. Оппонент второго ранга — отдельные индивиды, защищающие групповые
интересы.
3. Оппонент третьего ранга — структура, состоящая из непосредственно
взаимодействующих друг с другом групп.
4. Высший ранг — государственные структуры, выступающие от имени закона.
В реальном конфликте каждая из сторон стремится понизить ранг
противника и повысить свой собственный. Некоторые исследователи считают,
что введение в конфликтологию понятия ранга оппонентов непродуктивно. Такое
мнение, думается, не вполне обосновано, т.к. на уровне подсознания, в своих
субъективных оценках, на уровне общественного мнения участники конфликта
«наделяются» определенными рангами, хотя с юридической точки зрения, для
этого нет оснований.
Социальный статус — это общее положение личности или социальной группы
в обществе, связанной с определенной совокупностью прав и обязанностей.
Статус может оказать значительное влияние на положение (позицию) того или
иного субъекта и участника в реальном конфликте.
Сила в социальном конфликте — это возможность и способность сторон
конфликта реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента
(противника). Она включает всю совокупность средств и ресурсов, как
непосредственно задействованных в противоборстве, так и потенциальных. Пока
конфликт находится в стадии зарождения, его потенциальные субъекты имеют
лишь примерное представление о реальной силе противоположной стороны и о
возможной реакции окружающей среды на социальный конфликт. Только с началом
конфликта и в ходе его развития информация о силе сторон становится более
полной.
Окружающая среда — один из элементов в структуре социального
конфликта. Она состоит из физической сферы (географических, климатических,
экологических и других факторов) и социальной среды (определенных
социальных условий, в которых развивается конфликт).

Объект конфликта

Одним из непременных элементов конфликта является объект, т.е.
конкретная причина, мотивация, движущая сила конфликта. Все объекты
подразделяются на три вида:
1. Объекты, которые не могут быть разделены на части, владеть ими совместно
с кем-либо невозможно.
2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между
участниками конфликта.
3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это
ситуация «мнимого конфликта».
Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и
участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут
скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к
противоборству.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из
сторон и существенно усложнить положение другой. Трудности в нахождении
действительного объекта конфликта возникают в сложных конфликтах, когда
одни противоречия накладываются на другие, или одни причины конфликта
подменяются другими. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере
осознает реальные мотивы противоборства.
Выявление основного объекта — непременное условие успешного решения
любого конфликта. В противном случае он или не будет решен в принципе
(тупиковая ситуация), или будет решен не в полной мере и во взаимодействии
субъектов останутся «тлеющие угли» для новых столкновений.

Процесс развития конфликта


В процессе своего развития конфликт проходит несколько стадий, которые
не являются обязательными. По-разному складывается и продолжительность
стадий. Но последовательность их в любом конфликте одна и та же. Рассмотрим
здесь наиболее общепринятую систематику.

Предконфликтная ситуация

Это рост напряженности в отношении между потенциальными субъектами
конфликта, вызванный определенными противоречиями. Это положение дел
накануне конфликта. Но противоречия не всегда перерастают в конфликт. Лишь
те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как
несовместимые, ведут к обострению социальной напряженности. Но чаще всего
на этой стадии уже существуют какие-то предпосылки для конфликта. Если же
напряженность в отношениях не выливается в открытые конфликтные
столкновения и подобное столкновение вещей сохраняется довольно долго, то
его называют потенциальным, или латентным (скрытым) конфликтом.
Предконфликтную ситуацию можно условно разделить на три фазы развития,
для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
[pic] возникновение противоречий по поводу определенного спорного
объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление
односторонних или взаимных претензий; уменьшение контактов и накопление
обид;
[pic] стремление доказать правомерность своих притязаний и обвинение
противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми методами»;
замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и
неприязни в эмоциональной сфере;
[pic] разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных
обвинений к угрозам; рост агрессивности; «формирование образа врага» и
установка на борьбу с ним.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в
открытый конфликт. Но сама по себе она может существовать долго и не
перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим
инцидент.

Инцидент

Инцидент — формальный повод, случай для начала непосредственного
столкновения сторон. Инцидент может произойти случайно, а может быть
спровоцирован субъектом (субъектами) конфликта, явиться результатом
естественного хода событий. Бывает, что инцидент готовит и провоцирует
некая «третья» сила, преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом»
конфликте.
Можно выделить четыре типа инцидента по характеру возникновения:
1. Объективные целенаправленные инциденты.
2. Объективные нецеленаправленные инциденты.
3. Субъективные целенаправленные инциденты (человек идет на конфликт, чтобы
решить свои проблемы).
4. Субъективные нецеленаправленные (нечаянно столкнулись интересы двух или
нескольких сторон) инциденты.
Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В
сложившейся ситуации возможны три варианта поведения конфликтующих сторон:
[pic] стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и
найти компромисс;
[pic] одна из сторон делает вид, что «ничего не произошло» (уход от
конфликта);
[pic] инцидент становится сигналом к началу открытого противостояния.
Выбор того или иного варианта во многом зависит от конкретной
установки (целей, ожидания, эмоциональных ориентаций) сторон.

Третья стадия развития конфликта

Начало открытого противоборства сторон является результатом
конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на
противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или
принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.
Конфликтологи выделяют несколько форм конфликтного поведения:
[pic] активно-конфликтное поведение (вызов);
[pic] пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
[pic] конфликтно-компромиссное поведение;
[pic] компромиссное поведение.
В зависимости от конфликтной установки сторон и формы поведения
сторон, конфликт приобретает логику развития. Развивающийся конфликт имеет
тенденцию создавать дополнительные причины углубления и разрастания. И если
ему ничто не мешает, он начинает как бы питать сам себя, создавая, порождая
все новые и новые основания дальнейшего развития.
Поэтому каждый конфликт является в определенной степени уникальным.
Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта:
1. переход конфликта из латентного состояния в открытое противоборство
сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный
характер. Происходит первая проба сил. На этой ступени еще существуют
реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт
иными методами;
2. дальнейшая эскалация противоборства. Для достижения своих целей и
блокирования действий противника вводятся новые ресурсы сторон. Почти
все возможности найти компромисс упущены. Конфликт становится все
более неуправляемым и непредсказуемым;
3. конфликт достигает своего апогея и принимает форму тотальной войны с
применением всех возможных сил и средств. На этой ступени
конфликтующие стороны как бы забывают истинные причины и цели
конфликта. Главной целью противоборства становится нанесение
максимального урона противнику.
Эту стадию еще называют эскалация конфликта (от лат. Scala —
лестница), т.е. здесь конфликт как бы «шагает по ступенькам», реализуясь в
серии отдельных актов — действий и противодействий конфликтующих сторон.

Кульминация

Эта стадия наступает тогда, когда эскалация конфликта приводит одну
или обе стороны к действиям, наносящим серьезный ущерб делу, которое их
связывает (или их родственным связям, или дружеским отношениям).
Кульминация — это верхняя точка эскалации. Она обычно выражается в каком-то
взрывном эпизоде или нескольких следующих подряд эпизодах конфликтной
борьбы. При кульминации конфликт достигает того накала, что обеим сторонам
становится ясно, что продолжать его больше не следует. Кульминация
непосредственно подводит стороны к осознанию необходимости прервать как
дальнейшее обострение отношений, так и усиление враждебных действий и
искать выход из конфликта на каких-то иных путях.
Эскалация не обязательно заканчивается кульминацией. Здесь имеет место
«предел терпимости», при превышении которого участники конфликта устают от
своего противоборства, у них возникает желание как-то уладить разногласия.
В затяжном конфликте момент кульминации долго не наступает. В одних
случаях конфликт при этом постепенно угасает. Но в других случаях оттяжка
кульминации обходится очень дорого: в процессе затянувшейся эскалации
накапливается высокий «энергетический потенциал» негативных эмоций, не
находящий разрядки в кульминации; и когда, наконец, момент кульминации
приходит, выброс всей этой энергии способен произвести самые ужасающие
разрушения. Такого рода кульминация — это еще один вариант острого
конфликта.

Разрешение конфликта

Длительность и интенсивность конфликта зависит от целей и установок
сторон, ресурсов, средств и методов ведения борьбы, реакции на конфликт
окружающей среды, символов победы и поражения, имеющихся (и возможных)
способов (механизмов) нахождения консенсуса и т.д.
На определенной стадии развития конфликта у противоборствующих сторон
могут существенно измениться представления о возможностях своих и
противника. Наступает момент переоценки ценностей, обусловленный новыми
взаимоотношениями, расстановкой сил, осознанием реальной ситуации —
невозможности достичь целей или непомерной ценой успеха. Все это
стимулирует изменение тактики и стратегии конфликтного поведения. В этом
случае конфликтующие стороны начинают искать пути примирения, и накал
борьбы, как правило, идет на убыль. С этого момента фактически начинается
процесс завершения конфликта, что не исключает новых обострений.
На стадии разрешения конфликта возможны варианты развития событий:
[pic] очевидный перевес одной из сторон позволяет ей навязать более
слабому оппоненту свои условия прекращения конфликта;
[pic] борьба идет до полного поражения одной из сторон;
[pic] борьба принимает затяжной, вялотекущий характер из-за недостатка
ресурсов;
[pic] стороны идут на взаимные уступки в конфликте, исчерпав ресурсы и
не выявив явного (потенциального) победителя;
[pic] конфликт может быть остановлен под давлением третьей силы.
Социальный конфликт будет продолжаться до тех пор, пока не появятся
реальные условия его прекращения, которые могут быть определены еще до
начала противоборства, а могут быть выработаны и согласованы в ходе
развития конфликта.
Существуют такие абсолютные конфликты, в которых борьба ведется до
полного уничтожения одного или обоих соперников. Чем жестче очерчен предмет
спора, чем очевиднее признаки, знаменующие победу и поражение сторон, тем
больше шансов для его локализации.
Способы завершения конфликта направлены в основном на изменение самой
конфликтной ситуации, либо путем воздействия на участников, либо путем
изменения характеристики объекта, либо иными способами. Назовем некоторые
из этих способов:
[pic] устранение объекта конфликта;
[pic] замена одного объекта другим;
[pic] устранение одной стороны участников конфликта;
[pic] изменение позиции одной из сторон;
[pic] изменение характеристик объекта и субъекта конфликта;
[pic] получение новых сведений об объекте или создание дополнительных
условий;
[pic] недопущение непосредственного или опосредованного взаимодействия
участников;
[pic] приход участников конфликта к единому решению или обращение к
арбитражу при условии подчинения любому его решению.
Здесь необходимо ввести еще два понятия: цена конфликта и цена выхода
из конфликта.
Цена конфликта для каждой из конфликтующих сторон складывается из
суммы трех величин: из затрат энергии, времени и сил на конфликтную
деятельность; из ущерба, наносимого недружелюбными действиями другой
стороны; из потери, связанной с ухудшением общей ситуации. Не строгость
интуитивно вылавливаемой цены конфликта не мешает тому, чтобы сравнить ее с
другой интуитивно оцениваемой величиной — ценой выхода из конфликта.
Цена выхода из конфликта — это разность между утратами, с которыми
сопряжен этот выход из конфликта, и приобретениями, которые дает этот
выход.
Если приобретения больше, чем утраты, то выгода от прекращения
конфликта очевидна. Однако приобретения обычно представляются неясными и
гипотетическими, что значительно снижает их оценку, тогда как утраты
отчетливо зримы и поэтому оцениваются высоко. Вот почему неудивительно, что
гораздо чаще встречается иной вариант: утраты представляются больше
приобретений. В этом случае целесообразно сопоставить цену конфликта и цену
выхода из конфликта. Если цена конфликта меньше, т.е. выход из конфликта
дается слишком дорогой ценой, то попытки продолжить конфликтную борьбу еще
имеют смысл.
Таким образом, сравнение цены конфликта и цены выхода из него
позволяет рационально решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт, учитывая
дальнейшее возрастание его цены, или же прекратить его.

Переговоры

Завершающий этап стадии разрешения конфликта предполагает переговоры.
Обычно одним из условий начала переговорного процесса является временное
перемирие. Но возможны варианты, когда на стадии предварительных
договоренностей стороны не только не прекращают враждовать, но идут на
обострение конфликта, стремясь упрочить свои позиции на переговорах.
Переговоры предполагают взаимный поиск компромисса конфликтующих
сторон и включают всевозможные процедуры:
[pic] признание наличия конфликта;
[pic] утверждение процедуры, правил и норм;
[pic] выявление основных спорных вопросов;
[pic] исследование возможных вариантов решения проблемы;
[pic] поиск соглашения по каждому спорному вопросу и урегулирование
конфликта в целом;
[pic] выполнение всех принятых взаимных обязательств.
В основу переговорного процесса может быть положен метод компромисса,
основанный на взаимных уступках сторон, или метод консенсуса,
ориентированный на совместное решение существующих проблем.
Методы ведения переговоров и их результат зависит не только от
отношений между противоборствующими сторонами, но и от внутреннего
положения каждой из сторон, отношения с союзниками и другие внеконфликтные
факторы.

Послеконфликтная стадия

Завершение непосредственного противоборства сторон не всегда означает,
что конфликт полностью завершен. Степень удовлетворенности или
неудовлетворенности сторон заключенными мирными договоренностями будет
зависеть от следующих положений:
[pic] насколько удалось в ходе конфликта и последующих переговоров
достичь преследуемой цели;
[pic] какими методами и способами велась борьба;
[pic] насколько велики потери сторон;
[pic] насколько велика степень ущемленности чувства собственного
достоинства той или иной стороны;
[pic] удалось ли в результате мира снять эмоциональное напряжение
сторон;
[pic] какие методы были положены в основу переговорного процесса;
[pic] насколько удалось сбалансировать интересы сторон;
[pic] навязан ли компромисс одной из сторон или третьей силой, или
являлся результатом взаимного поиска решения конфликта;
[pic] какова реакция окружающей социальной среды на итоги конфликта.
Послеконфликтная стадия знаменует новую объективную реальность: новую
расстановку сил, новые отношения оппонентов друг к другу и к окружающей
социальной среде; новое видение существующих проблем и новую оценку своих
сил и возможностей.



Типология конфликтов


По проблемам классификации социальных конфликтов среди исследователей
нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться к В.И. Сперанскому,
который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от
того, что берется за основание классификации. Таким образом, классификация
конфликтов — метод познания, заключающийся в объединении их в группы на
основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет
определить в нем наиболее общие структурные единицы.
В принципе, в основе классификации может лежать любой признак
конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам,
то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.
Далее приведём примеры классификаций и некоторые основные понятия,
относящиеся к классификации конфликтов, но будем помнить – универсальной
системы не существует.
Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной
регуляции: на одном конце — институционализированные (типа дуэли), на
другом — абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента).
Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени
институализации.
Социальный конфликт — понятие собирательное, охватывающее множество
форм проявления групповых столкновений. Такие конфликты различаются
масштабом, типом, составом участников причинами и последствиями. При этом
по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида:
1) антагонистические (непримиримые);
2) агонистические (примиримые).
Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция.
Конфронтация — это зачастую пассивное противостояние социальных групп
с противоборствующими политическими, экологическими, социальными
интересами. Как правило, конфронтация не принимает форму открытого
столкновения, но предполагает оказание давления, наличие разногласий.
Конфронтация может перерасти в соперничество.
Соперничество — это борьба за признание достижений и способностей
отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества —
приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей.
Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию.
Конкуренция — это особый тип конфликта, цель которого — получение
выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.
Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту. Мятеж,
бунт, революцию, т.е., конфликты, имеющие острые формы.
Смута — это неясно выраженное недовольство существующим положением.
Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем — в
негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные
требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е.
воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем —
в восстание.
Бунт и мятеж — это целенаправленное выражение личной или коллективной
активности в агрессивных формах.
Восстание — целенаправленное выражение личной или коллективной
агрессии с высокой степенью организации коллективного протеста. Высшей
формой конфликта может стать революция.
Революция — это крайняя форма несогласия политический способ свержения
существующего строя, означающий качественные перемены существующего
социально-экономического порядка. Как правило, революция предполагает
насильственный военный способ действия и вовлечение в свою орбиту широких
масс.
Социологи описывают конфликт также с помощью переменных, таких, как
разногласие и доминирование.
Разногласие — основная переменная, которая указывает состояние и
ориентацию взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях
или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее
поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Модели (программы)
поведения могут быть трех типов:
1) достижение цели за счет другого участника конфликта;
2) частичная или полная уступка своих позиций другому участнику
конфликта;
3) взаимное, равное удовлетворение интересов обоих сторон.
Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих
сообществах, борьбу за приоритетные позиции. Это система человеческих
действий, основанная на стремление применить силу.
Если за критерий принять объект конфликта, то можно выделить следующие
виды конфликтов.
1. Экономические. В их основе лежит столкновение экономических
интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет
потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их
разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе
глобальных кризисов между обществом и властью.
2. Социально-политические. В их основе лежат противоречия, касающиеся
политики государства в сфере властных и социальных отношений,
партий и политических объединений. Они тесно связаны с
межгосударственными и международными столкновениями.
3. Идеологические. В их основе находятся противоречия во взглядах,
установках людей на самые разные проблемы жизни общества,
государства. Они могут возникать как на уровне макросферы, так и в
самых малых объединениях на уровне личности.
4. Социально-психологические. Они могут проявиться как между
личностями, так и между социальными группами. В их основе лежат

Новинки рефератов ::

Реферат: Правовой статус работников уголовно – исполнительной системы (Уголовное право и процесс)


Реферат: Художник Северного Возрождения: Ян ван Эйк (Искусство и культура)


Реферат: Шпаргалки по английскому языку (Иностранные языки)


Реферат: Ревизия денежных средств и расчетных операций (Аудит)


Реферат: Польское восстание 1863 года и роль России (История)


Реферат: Формирование основных понятий вращательного движения в средней школе (Физика)


Реферат: Бухгалтерский и налоговый учет (Бухгалтерский учет)


Реферат: Исследование сорбции дрожжевых клеток на углеродном волокне и разработка технологии сбраживания гидролизного сусла (Технология)


Реферат: Ф.Ф. Сидоренко. Логика (пособие с задачами и упражнениями) (Менеджмент)


Реферат: Героизм советского народа на фронтах Великой Отечественной войны (История)


Реферат: Вторая мировая война (История)


Реферат: Все темы (информатика) за 3-й семестр в СТЖДТ (Программирование)


Реферат: Отчет по практике судовождения (Транспорт)


Реферат: Совершенствование организации производственного маркетинга (Маркетинг)


Реферат: Культура в зеркале прессы (Культурология)


Реферат: Мечников И.И. (Исторические личности)


Реферат: Медицинское страхование (Страхование)


Реферат: Кредитная политика (Деньги и кредит)


Реферат: Тревожность и страхи младших школьников (Педагогика)


Реферат: Древнеиндийская сельская община (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист