GeoSELECT.ru



История / Реферат: Наступление Юго-Западного фронта летом 1916 года (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Наступление Юго-Западного фронта летом 1916 года (История)



Наступление Юго-Западного фронта летом 1916 года.

(Брусиловский прорыв.)

К концу весны 1916 года обстановка на фронтах складывалась в общем и
целом не в пользу Антанты. Великое отступление русских войск летом 1915
года дало немцам большие густонаселенные районы с сильно развитой
промышленностью. К лету 1916 года война приобрела характер позиционной.
Окопы копались глубиной до трех метров. Хорошо укрепленные блиндажи
сохраняли пехоту от артиллерии. Именно здесь проявила себя тяжелая
артиллерия, которую изначально готовили для штурма крепостей. На
поверхности оставались только дежурные, вся остальная армия сидела под
землей. Атака начиналась после артподготовки, но масштабы фортификационных
работ сводили ее действие на нет. Проводимая таким образом Верденская
операция шла уже с 21 февраля и не принесла никаких заметных результатов.
Именно из-за этого в марте 1916 года в Шантийи генералы Антанты приняли
решение начать совместное наступление. Имелось в виду, что русские будут
доблестно умирать, отвлекая на себя войска Центральных держав, а Англия и
Франция смогут, наконец, сделать что-нибудь и на своем фронте. Западным
союзникам было уже мало и Экспедиционного корпуса воевавшего на их фронтах.
На совещании в Ставке, которая находилась в Могилеве, произошедшем 1 апреля
было решено, что главный удар нанесет Западный фронт. Командующим фронтом
был генерал Эверт, которому решили дать отыграться за его поражение в
Русско-японской войне. Как обычно политика взяла верх. Северному и Юго-
Западному фронтам было приказано нанести вспомогательные удары. Но политика
не закончилась на выборе главного действующего лица предстоящей трагедии. В
мае немецко-австрийские войска нанесли сильное поражение итальянцам. В
связи с этим руководство Антанты обратилось к Николаю II с просьбой
ускорить начало наступления. Император решил не бросить друзей в беде и
начать наступление на две недели раньше намеченного срока. Но командующий
Юго-западным фронтом генерал Брусилов не терял времени даром. Назначенный
на эту должность 17 марта он активно действовал. До начала наступления была
произведена тщательная разведка позиций противника. Как и Суворов в свое
время под Измаилом, он создал оборонительную полосу, похожую на полосу
австро-германских укреплений и тренировал на ней солдат. Вообще Брусилов за
свой короткий боевой опыт (1914-17) он показал себя еще одним Суворовым.
Солдаты 8-й армии, которой он командовал до Юго-западного фронта,
действительно любили своего генерала. Ведь чего стоит один приказ о
разрешении ношения теплых вещей не положенных по уставу. И это когда в
других частях, несмотря на сильный мороз, командиры всячески с этим
боролись. А Галицийская битва, в которой 8-я армия несла минимальные
потери, благодаря таланту генерала. Кроме суворовских тренировок Брусилов
ввел и кое-что новое.
Накануне войны наилучшей формой маневра являлся обход одного или обоих
флангов противника с целью его последующего окружения. Фронтальный удар
отвергался, ибо вследствие возросшей силы огня обороняющейся стороны он
сопровождался огромными потерями наступающих войск, а зачастую делался
совсем невозможным. Практика войны опрокинула эту теорию. Образование
сплошных позиционных фронтов исключило возможность решения победы на
флангах обороняющегося. Приходилось прорывать его сильно укрепленные
позиции путем нанесения фронтальных ударов. Для этого сосредотачивали
крупные силы и средства на избранных участках и после сильной
артиллерийской подготовки переходили в наступление.
А. А. Брусилов ясно видел недостатки указанного способа действий.
Брусилов приказал в каждой армии и некоторых корпусах выбрать по
одному участку прорыва и немедленно преступить на них к земляным работам по
сближению с противником. Удар должны были нанести не по одному, а по
четырем направлениям. Таким образом, противник не мог узнать направления
главного удара.
Помимо выработки плана фронтовой наступательной операции, в
подготовительный период много внимания уделялось тщательной разведке
обороны противника. А она была довольно мощной. Противник был уверен в
прочности своего фронта. Любопытно признание офицера 70-й австро-венгерской
дивизии, плененного в первый день наступления. На допросе он заявил: “Наши
позиции неприступны, и прорвать их невозможно. А если бы это вам удалось,
тогда нам не остается ничего другого, как соорудить грандиозных размеров
чугунную доску, водрузить ее на линии наших позиций и написать: эти позиции
были взяты русскими, завещаем всем—никогда и никому с ними не воевать”.
Широким фронтом велись также работы по инженерному обеспечению атаки. Чтобы
скрытно подвести войска как можно ближе к передовым линиям противника,
создавались инженерные плацдармы. Они состояли из 6-8 параллельных траншей
на расстоянии 70-100м. одна от другой. Траншеи соединялись ходами
сообщения. На участках атаки русские настолько приблизили свои окопы к
австрийским позициям, что отстояли от них всего на 200-300 шагов.
Операция готовилась в строжайшей тайне. О времени ее начала было
известно лишь узкому кругу лиц.
К моменту начала наступления Юго-Западный фронт имел некоторое
преимущество перед противником в живой силе (573 тысячи штыков против 448)
и полевой артиллерии (1770 орудий против 1301). Однако в тяжелой
артиллерии, так необходимой для разрушения построенных долговременных
сооружений, наши войска проигрывали в три раза (168 орудий против 545).
Брусилов принял решение сконцентрировать войска в местах наступления чтобы
иметь превосходство в пехоте в 2-1,5 раза и 1,5-1,7 раза в артиллерии.
На рассвете 22 мая(4 июня) мощная артиллерийская канонада возвестила
начало наступления Юго-Западного фронта. Огонь русской артиллерии был
исключительно эффективным. Это явилось результатом тщательной подготовки
операции. Наибольший успех был достигнут на направлении действий 8-ой
армии. Корпуса ее ударной группировки к исходу 23-ого мая (5 июня) прорвали
первую полосу обороны противника. В течение следующих двух дней они вели
преследование противника. 25-ого мая (7-ого июня) 15-ая дивизия 8-ого
корпуса захватила Луцк. Характеризуя обстановку того времени генерал-майор
Н. Н. Стогов писал: “Разгром австрийцев на ковельском и владимир-волынском
направлениях выявился во всей своей полноте. Массовые показания пленных
рисуют безнадежную картину австрийского отступления: толпа безоружных
австрийцев различных частей бежала в панике через Луцк, бросая все на своем
пути. Многие пленные… показывали, что им приказано было для облегчения
отступления бросать все, кроме оружия, но фактически они не редко бросали
именно оружие раньше всего другого…”.
В течение первых трех дней наступления войска Юго-Западного фронта
добились крупной победы. Неприятельские позиции оказались прорванными на
фронте 70-80 км. и в глубину на 25-30 км. Такого успеха ни немцы, ни
Франция с Англией не видели с 14-го года. Ко 2 июня была разгромлена 4-я
австро-венгерская армия эрцгерцога Иосифа Фердинанда. Однако здесь
закончились резервы, насчитывавшие 5 дивизий. Кроме того, на помощь
австрийцам пришли немцы, которые всегда были более воинственной нацией, чем
венгры. Наступление на луцком направлении было остановлено. Без поддержки
Западного фронта, который еще и не сдвинул свои войска, и новых частей
дальнейшее продвижение было не возможно.
Во многом успех операции был определен новой тактикой русских войск.
Около Мазурских болот немцы наступали колонами. В 1915 году они все еще
ходили в атаку плотными цепями, так, что полк в глубину занимал несколько
сот метров. Теперь же русские применили волны цепей. Смысл такого
построения сводился к следующему: рота из 4 взводов разбивалась на 2 части.
Первой цепью шли три взвода. За ними шел один взвод, обеспечивающий огневое
прикрытие. Кроме перебежек в цепи, как это делается сейчас, осуществлялись
перебежки цепей. Перед окопами противника цепи сливались и вместе шли на
штурм позиций. В батальонном порядке пулеметы и специально выделенная рота
также осуществляли огневое прикрытие. Кроме того, русские войска восприняли
урок Великого Отступления 1915 года. Начинала бой артиллерия. Здесь
русскими был впервые применен огневой вал. За валом шли возродившиеся после
Петра Великого гренадеры или "чистильщики окопов". Специально созданные
команды занимали окопы тогда, когда огневой вал уходил в тыл противника. В
это время противник еще сидел в блиндажах. Один солдат одной гранатой,
таким образом, мог очистить от противника район, занимаемый ротой. Однако
здесь требовался тонкий расчет. Поспешивший гренадер рисковал наткнуться на
огонь собственной артиллерии, громящей колючую проволоку или загоняющий
противника под землю. Тот же, кто не спешил, рисковал застать противника
вылезшим из-под земли. В этом случае он оказывался один на один против
достаточно большой компании разъяренных людей. Дело в том, что гренадеры
действовали небольшими группами. На вооружении они имели пистолет и тесак
(чаще всего—трофейный штык-нож). При таком вооружении и речи не могло идти
о выкуривании роты из окопов.
Большую роль сыграла и реформа армии. В состав полков были введены
дополнительные команды, увеличено количество пулеметов. Каждой команде
давались свои знаки различия. К концу войны дело дошло до того, что унтер-
офицер какой-нибудь команды какого-нибудь национального полка походил на
новогоднюю елку по количеству нашивок и шевронов. Но все эти нововведения
дали положительный результат. В ответ на применение в январе 1916 года
против русских частей химических снарядов в полки были введены химические
команды. На подступах к городу Станислав русские применили химические
снаряды. Успех их применения обусловил развитие русской военной химической
промышленности. Ежемесячно фронт начал получать 150 тысяч таких снарядов.
Изменилась и экипировка солдат. Всем им были выданы противогазы и каски
французского образца—“адриановки”. Эти каски еще долго продержались на
головах наших воинов. С некоторыми видоизменениями они дожили до советско-
финской войны.
Решение о передаче дополнительных сил Юго-Западному фронту было принято
лишь 26 июня. К этому моменту немцы создали сильно укрепленный район и
дальнейшее сражение в районе Луцка превратилось в еще одну бойню. Но
подошедшие резервы сильно помогли на остальных участках. 9-я армия смогла к
31 июля занять всю Боковину и Южную Галицию. Но и тут дела не пошли на лад.
27 августа в войну вступила Румыния. В течении месяца она доблестно
сражалась на стороне Антанты, но после того, как Австро-Венгрия предприняла
контрнаступление, оставила практически всю свою территорию. Для оказания
помощи бегущим румынам русское командование выделило 35 пехотных и 11
кавалерийских дивизий. Общая протяженность фронта увеличивалась за счет
этого на 500-600 километров. Брусиловский же прорыв происходил на фронте
550 километров. Какую помощь оказали нам румыны можете прикинуть сами.
Но дело было сделано. В ходе Брусиловского прорыва русскими войсками была
занята территория на глубину 60-150 километров вглубь. Австро-Германские
войска потеряли при этом 1,5 миллиона человек убитыми, ранеными и пленными,
581 орудие, 1795 пулеметов, 448 минометов и бомбометов (по подсчетам наших
современников). Вот что писал об этом сам Брусилов:

“Юго-Западным фронтом было взято в плен свыше 450 000 офицеров и солдат, то
есть столько, сколько по всем имеющимся довольно точным у нас сведениям,
находилось передо мной неприятельских войск. За это время противник потерял
свыше 1 500 000 убитыми и ранеными. Тем не менее, к ноябрю перед моим
фронтом стояло свыше миллиона австро-германцев и турок. Следовательно,
помимо 450 000 человек, бывших вначале передо мной, против меня было
перекинуто с других фронтов свыше 2 500 000 бойцов”. Действительно,
центральные державы вынуждены были снимать войска отовсюду. Дивизии шли из
Италии, Франции и из-под Салоник. В Галиции австро-германцы потеряли в два
раза больше сил, чем под Верденом. Размеры отбитых территорий не идут ни в
какое сравнение: 200 кв. км. против 25 000. Это притом, что на Сомме, где 1
июля началось наступление союзников, французы имели превосходство в живой
силе в 4 раза, а по тяжелой артиллерии в 5 раз. Русские потеряли 500 тысяч
человек из них 62 000 убитыми. Из-за Брусиловского прорыва только немцы
вынуждены были переправить на Восточный фронт 30 пехотных и 3 кавалерийские
дивизии. В связи с этим были прекращены Верденская и Трентинская операции.
Австрийские силы были подорваны. Но война еще продолжалась.
Существенной причиной, которая помешала развить успех Юго-Западного
фронта, являлась медлительность англо-французского командования. Оно
нарушило свои обязательства, принятые в Шантильи, и своевременно не
поддержало наступления русских.
Несмотря на незавершенность, наступательная операция Юго-Западного
фронта 1916 г. представляет собой выдающееся достижение военного искусства.
Она открыла новую форму прорыва укрепленного фронта, которая для того
времени была одной из наилучших.



Брусилов Алексей Алексеевич
(1853-1926 гг.)—русский и
советский военный деятель. В
первую мировую войну
генерал от кавалерии (1912
г.), командующий 8-ой армией в
Галицийской битве, с 1916 г.
главком Юго-Западного фронта.
В мае-июне 1917 г. верховный
главнокомандующий, с 1920 г. в
Красной Армии, в 1923-1924 гг.
инспектор кавалерии.




Реферат на тему: Наука в Башкортостане

Наука в Башкортостане.
В прошлом башкиры накопили определенный опыт и навыки в использовании
природных богатств края. Они обладали простейшей технологией выплавки и
обработки металлов, знали целебные свойства растений и продуктов
животноводства. Башкирские рудознатцы оказали видную помощь в разведке
рудных месторождений при строительстве заводов в XVII-XVIII вв. Лучшее
достижение народной медицины (например, кумысолечение) применяются в
современной врачебной практике. Некоторые башкирам даже в условиях
дореволюционной России удавалась получить образовании и вести научные
изыскания. В XVII в. Башкир И. Тасимов явился инициатором основания Горной
академии в Петербурге. Во второй половине XIX в. Появляется ряд ученых
просветителей, которые внесли заметный вклад в изучение исторического
прошлого, нравов и обычаев башкирского народа, культуры и языка. Среди них
М. Бикчурин, автор пособия по изучению восточных языков и составитель
сравнительного словаря башкирского языка, М. Куватов и С. Батыршин,
опубликованные образцы башкирского фольклора, этнографы М. Баишов и В.
Юлуев, разносторонний ученый и писатель М. Уметбаев. В начале XX в. М.
Султанов собирал произведения народной музыки и издал сборник башкирских и
татарских мелодий. Врач и филолог М. Кулаев разработал оригинальную азбуку
для башкир на базе русской графики и составил грамматику башкирского языка
по типу европейских.
В 30-е годы XX в. Сделали большие шаги наука в Башкортостане. В 1930 г.
был создан Башкирский комплексный научно-исследовательский институт, а 1931-
1932 гг. было организовано несколько научных центров Башкирский научно-
исследовательс-кий институт социалистической реконструкции сельского
хозяйства и Почвенно-ботанический институт, Башкирский научно-
исследовательский институт национальной культуры, Институт марксистко-
ленинской педагогики и Научно-исследовательский институт промышленности.
Большое значение для развития научных исследований в республике имело
создание в 1951 г. Башкирского филиала Академии наук СССР, который
объединил Горно-геологический и Биологический институты, Институт истории
языка и литературы. А также отделы органической химии и экономических
исследований. Позднее были организованы самостоятельный Институт химии,
отделы биохимии и цитохимии, физики и математики, Ботанический сад.
Научные изыскания ведутся во всех вузах, многочисленные отраслевых
научно-исследовательских институтах. В научных учреждениях и вузах работает
более 250 докторов и 2,5 тыс. кандидатов наук. Ученые Башкортостана
добились значительных результатов в изучении геологического строения края,
в разведке нефтяных, газовых и рудных месторождений, в исследовании
биологии растений и выделении высокоурожайных культур. Многие
технологические процессы в промышленности, особенно в нефтепереработке и
нефтехимии, впервые разработаны в Башкортостане. К крупным достижениям
общественных наук в республике относятся фундаментальные исследования по
истории края и его коренного населения-башкир, по башкирской филологии,
археологии, этнографии и фольклористике. Башкирский народ выдвинул из своей
среды целый ряд талантливых ученых, внесших определенный вклад в развитие
науки. Широко известны в республике и в стране имена доктора геолого-
минералогических наук К. Р. Тимергазина, профессоров-лингвистов Дж.
Киекбаева и К. Ахмерова, члена-корреспондента АН СССР С. Рафиков, доктора
исторических наук Р.Г.Кузеева, доктора биологических наук М. Бурангуловой,
докторов сельскохозяйственных наук В.Г. Гирфанова и С. Тайчинова, врача-
офтальмоголога профессора Г. Х. Кудоярова, профессоров-филологов А. Н.
Харисова, А. Н. Киреева, Г. Б. Хусаинова и др.
В настоящее время в Башкирии насчитывается более 80 научно-
исследовательских институтов, конструкторских и проектных организаций. В
них трудится 33тыс. человек, в том числе 7 тыс. научных сотрудников. Среди
них два члена корреспондента, 170 докторов и 2500 кандидатов наук.

Из истории науки Башкортостана.
Сложением шести и единицы
Десятки, как ни бейся, не добиться,
Смещеньем стрелок время не ускорить
Без помощи наук мечтам не сбыться.
Эти проникновенные и мудрые строки принадлежат замечательному сыну
башкирского народа, поэту-просветителю Муфтахетдину Акмулле, чьё творчество
является неисчерпаемым духовным источником национальной культуры и культуры
народов практически всего тюркского мира. Оглядывая мысленным взором
историю науки и культуры Башкортостана, можно убедится, что призыв
мудрейшего не остался без отклика.
Говоря о научной мысли Башкортостана раннего периода, нельзя упоминать
Мухаметсалима Уметбаева-историка и этнографа, языковеда и географа, поэта и
просветителя. Много сделали для становления башкирской науки и образования
видные деятели татарской интеллигенции Ш. Марджани, Г. Алпаров, Г.
Ибрагимов. Особое место в создании государственности в Башкортостане, росте
национального самосознания башкирского народа принадлежит выдающемуся
ученому-историку и лингвисту, общественному деятелю Ахметзаки Валиди.
Десятилетия забвения его имени и трудов не смогли умалить великих
достоинств этого человека, и сейчас в Башкортостане Ахметзаки Валиди
пользуется почти такой же популярностью, как А. С. Пушкин в России и Дж. Г.
Байрон в Англии.
Развитие промышленного производства в Башкортостане в начале XX в. с
зачатками рыночных отношений в экономике подготовило условия для
возникновения первых научно-исследовательских учреждений, занимавшихся
научными изысканиями в области медицины, ветеринарии и агрономии. В 1905 г.
в Уфе начала действовать Пастеровская станция, а позднее - ветеринарная и
химико-гигиеническая лаборатория. Все эти учреждения в 1908 г. были
объединены в Бактериологический институт. Любопытно заменить, что это
скромное научное учреждение ныне известно как НПО «Иммунопрепарат»,
исследования и продукцию которого хорошо знают далеко за рубежом России.
В1912 г. была организована Чишминская сельскохозяйственная опытная
станция. Впервые в условиях Башкортостана станция проводила исследования
по применению удобрений, изучала различные виды занятых паров,
разрабатывала меры по борьбе с вредителями растений.
Разумеется, в сравнении с современными , это были весьма небольшие
научные учреждения, работы которых не могли оказать заметного влияния на
хозяйственную и культурную жизнь Башкортостана. Тем не менее, исследования
русских ученых и путешественников, первых ученых-краеведов башкир, научных
организаций и учреждений региона оказались чрезвычайно важными, ибо на их
основе было начато и продолжено системное изучение природных ресурсов
республики, её хозяйства и культуры.
Как известно, вместе со всем Советским Союзом и Башкортостан прошёл
пятилетние циклы планирования и развития народного хозяйства. В период
индустриализации в республике были открыты первые вузы: педагогический
институт (1929 г.), сельскохозяйственный (1930 г.) и медицинский (1932 г.)
институты.
Начали функционировать институт реконструкции сельского хозяйства (1931
г.), почвенно-ботанический институт, институт национальной культуры и НИИ
промышленности (1932 г.). Сформировался первый отряд башкирских учёных,
среди которых выделялись С.З.Лукманов, Г.Г.Терегулов, И.Г.Кадыров,
Г.Х.Кудояров, З.Ш.Загидуллин, В.А.Смирнова, И.А.Сайгин, А.С.Шутко,
Ю.А.Усманов и др.
В последующие годы, когда Башкортостан стал признанным центром
добычи и переработки нефти, получила сильное развитие профилирующая наука.
Уже к концу 40-х годов республика начала готовить кадры нефтяной,
химической и авиационной промышленности. К началу 50-х годов в
Башкортостане работало около 600 научных и научно-педагогических
работников.
Так начиналась современная наука в республике. Сейчас в
институтах и лабораториях Академии наук Республики Башкортостан и Уфимского
научного центра РАН трудятся сотни докторов и тысячи кандидатов наук. В 60-
70-е годы получили развитие новые и весьма актуальные для республики
отрасли науки, такие как математика (теория функций, дифференциальные
уравнения, вычислительная математика), перспективные разделы физики
(молекулярная физика, теоретическая физика, теория ферро- и
антиферромагнетиков), нефтехимия, химия полимеров, молекулярная биология и
генетика, региональная экономика и др. На современном же этапе для науки
Башкортостана решающими направлениями являются прежде всего математика,
физика, механика, молекулярная биология, микробиология, нефтехимия и химия
полимеров. Впечатляющи успехи учёных Башкортостана в области офтальмологии
и микрохирургии глаза. Достаточно сказать, что в Уфе функционируют два
центра офтальмологии, достигших мирового уровня в своих теоретических
исследованиях и практики.


Ахмектзаки Валиди Тоган

(учёный, политик, личность)

Судьба народа иногда находит наиболее яркое проявление в судьбе его
выдающихся представителей. Примером этому может служить жизненный путь двух
наиболее значительных представителей. Примером этому может служить
жизненный путь двух наиболее значительных представителей башкирского народа-
Салавата Юлаева и Заки Валидова. Оба после самоотверженной борьбы за
свободу, подняв на неё весь свой народ, большую часть жизни провели на
чужбине, Один - в царской каторжной тюрьме в Эстонии, другой – в эмиграции
в Германии и Турции.
Детство и юность будущего историка Заки Валиди прошли в небольшой
деревне Кузяново Ишимбайского района. Кузяново было захолустьем с точки
зрения таких центров русской культуры, как Москва и Петербург, но оно не
было оторвано от великих культурных традиций Востока. Отец и мать учёного
владели арабским, персидским и чагатайским (старотюркским) языками. Чтение
книг религиозного содержания на двух-трёх языках для них было делом
повседневным. Такие семьи отнюдь не были редкостью и встречались тогда в
каждой башкирской деревне. Дядя учёного по матери – Хибибназар Сатлык из
аула Утяково – ученик великого татарского просветителя Шихабетдина Маржани
и учитель юного Ахметзаки.
Не только такие культурные центры татарского и башкирского народов,
как Казань, Уфа, Оренбург, Троицк, но и села жили на рубеже веков
напряжений, глубокой духовной жизнью, уходящей корнями в многовековую
исламскую культуру Востока, а ветвями – в расцветающую русскую культуру. И
это привело к появлению нового, качественного поколения политических
деятелей, учёных, писателей, лучшими представителями которых были Ризаитдин
Фахретдин, Габдулла Тукай, Галимжан Ибрагимов, Садри Максуди и многие
другие. Духовная атмосфера, созданная этой интеллигенцией, привлекла к себе
самую лучшую и активную часть татарской и башкирской молодёжи, и многие из
её среды в начале века стремились получить образование в городских
джадидистских медресе и русских гимназиях и университетах и частенько ради
этой цели, как молодой З.Валиди, совершали побег из родного дома.
Нравственное воспитание будущего учёного протекало в этнически
смешанной среде, где он сызмальства впитывал чувство родственной
преданности широкомо кругу близких и дальних родственников, расселившихся
на достаточно обширной территории, и его не тяготило преодоление верхом на
коне значительных расстояний ради общения с ними. Это шло от традиции
башкир, недавних кочевников.
Глубоко человечная атмосфера в кругу семьи была настолько
благотворной для формирования мировоззрения юноши, что в конце своей жизни
он написал: «У этого круга людей было немало качеств, достойных
восхваления. Они были искренне преданы и уважительны друг к другу, в любом
деле энергичны и рачительны. Им были чужды проявления фанатизма, пороки
пьянства и иные дурные наклонности. Эта среда, в которой я вырос, старалась
никогда никого не унизить и не обидеть. Из неё вышло бы немало видных
людей. Но русская революция отрицательно сказалась на их судьбе. Хотя
красные русские на весь мир ославили нас, что «они, мол, не умели ни
читать, ни писать, это мы научили их этому», по существу именно они
искоренили эту одухотворённую культурную среду».
С 1908 г. Валиди продолжает свою учёбу в медресе «Касимия» в
Казани, мечтает поступить в университет, начинает самостоятельно готовиться
к экзаменам по гимназическому курсу. Целый ряд видных татарских учёных и
писателей заметили способного и целеустремлённого молодого человека,
сумевшего в башкирской глубинке овладеть языками и не только хорошо
ориентирующегося в восточных средневековых источниках, но и знакомого с
русской востоковедческой литературой. В судьбе Валидова приняли участие и
оказали на него благотворное влияние Риза Фахретдинов, Дэрдменд, Муса
Ярулла Бигиев, Галимжан Ибрагимов и многие другие
Особую роль в судьбе молодого историка, в становлении его как сыграл
известный востоковед, профессор Казанского университета Н. Ф. Катанов,
который оказывал ему всяческую помощь в подготовки к поступлению в
университет и в издании первой книги. В 1913 г. Н.Ф. Катанов предложил
Казанскому университету командировать З. Валидова в Фергану для проведения
историко-археологических исследований и сбора книг, документов, рукописей,
представляющих интерес для ориенталистики. Поездка была настолько успешней,
что ею заинтересовались востоковеды Петербурга. По рекомендации В.В.
Бартольда Академии наук в 1914 г. направляет З. Валидова с аналогичной
миссией в Бухару. Эта экспедиция молодого ученного была ещё более
результативной: он нашел и приобрёл для Академии наук рукопись перевода
Корана на тюркский язык, относящуюся к X в. До сих пор эта рукопись
остается самым древним переводом Корана на тюрки.
Разразившая мировая война отражается и на судьбе Валиди. От призыва в
армию его избавляет то, что он в Казани сдал экзамены по программе
учительских курсов и получил квалификацию учителя русского языка для
инородческих школ. Царским указом эти учителя освобождались от призыв в
армию. З. Валидов возвращается в Уфу и начинает преподавать историю в
медресе «Госмании».
В конце 1915 г.уфимские мусульмане решают послать молодого ученого,
хорошо ориентирующего в земельных, демографических, социальных проблемах
края, в качестве своего представителя в мусульманскую фракцию Думы. С
начала 1916 г. З. Валидов окунулся в бурную политическую деятельность.
С момента пересечения границы Ирана в начале 1923 г. начинается
совершенно новый этап жизни А. Валиди, на котором резких и драматических
поворотов было ничуть не меньше чем в России. Даже в экстремальных условиях
освободительной борьбы в Средней Азии З. Валидов не прекращал свои научные
изыскания. Собирал фольклор, вёл археологические и этнографические
исследования, например, посетил живущих среди каракалпакского народа
потомков башкир, переселившихся сюда после одного из многочисленных
кровопролитных восстаний XVIII в. против колониального гнёта царского
самодержавия.
Поиски редких рукописных книг в библиотеках Ирана привели
З.Валиди к необыкновенным открытиям в Мешхеде: он обнаружил рукописи
путешественников Ибн аль Факиха и Ибн Фадлана, книги, которые считались
безнадёжно утеренными. Одни эти открытия были бы достаточны для того, чтобы
его имя в науке стало бессмертным.
С трудом добравшись через Индию, Суэц и Турцию во Францию, З. Валиди и
Ф. Сулейман (А. Инан) продолжили во Франции и Германии Научную и
политическую деятельность.
В Европе им удалось установить научные связи со многими
выдающимися востоковедами, в том числе с П. Пейо, С.А. Штейом, Ж. Ферраном,
Ж. Дени, В. Минорским, М.М. Казвини, Э. Захау, Т. Нельдеке, И. Мордтманном,
Ф.В.К. Мюллером, Фон Ле Коком, Й.Марквартом. Лежавшая в портфеле З. Валиди
рукопись Ибн Фадлана, обнаруженная им в Мешхеде, легко открывала перед ним
двери крупных учёных. По просьбе профессора Вейля он работал над каталогом
рукописей восточного отдела Прусской государственной библиотеке в Берлине.
Решившись обосноваться в Турции, З.Валиди и А.Инан прибыли в
Стамбул в мае 1925 г. Валиди интенсивно продолжает свою научную
деятельность. Важным событием для него стал приезд академика Бартольда в
Стамбул. Он читал лекции в Тюркологическом институте, а Валиди сопровождал
его и был при нём переводчиком. Возможно, под влиянием Бартольда он был
приглашён на литературный факультет Стамбульского университета в качестве
преподавателя тюркской истории.
Напряжённая научная работа не ограждала учёного и от волн
продолжающихся среди эмигрантов политических столкновений, более того, его
судьба в науке в будущем в немалой степени оказалась зависимой от
политического прошлого.
Ещё до прибытия в Турцию, в Европе, обнаружилось, что давние
разногласия с некоторыми татарскими деятелями не только не затихают в
эмиграции, но приобретают новые, порою неожиданные формы. В то время в
Турции жили известные татарские интеллигенты. В их число входил и член
Государственной Думы России, видный правовед Садри Максуди, в Турции
ставший профессором Стамбульского университета, а затем и членом
парламента Турции – Милли Меджилиса. Позже прибудет в Турцию и Гаяз Исхаки
– другой видный деятель татарского национального движения и классик
татарской литературы. Главными оппонентами З. Валиди Тогана в татаро-
башкирском, более того, татаро-среднеазиатском вопросе в течении сорока лет
до своей кончины были именно Гаяз Исхаки (умер в 1954 г.) и Садри Максуди
(умер в 1957 г.)
Опытные политики без особого труда завели З. Валиди на
заседании Исторического конгресса в 1932 г. в полемическую западню в
присутствии самого Ататюрка. С. Максуди ловко подменил понятие «казанские
татары» понятием «тюрки», что было подхвачено и турками, не сведущими в
подробностях национально-освободительного движения и в тонкостях
взаимоотношений тюркских народов России.
Все эти события будут иметь более драматическое продолжение с
теми же участниками одиннадцать лет спустя. А полемика того времени о
раздроблении якобы изначально единого тюркского национального движения З.
Валидовым не потеряла своей актуальности и поныне. Во всяком случае авторы,
варьирующие эту мысль, не перевелись ни в Турции, ни в Татарстане.
Из всех национальных движений среди мусульманских народов России
самым глубоким и в то же время самым противоречивым было движение казанских
татар. Это объясняется тем, что татары дальше других продвинулись в
развитии капиталистических отношений, была более развита социальная
структура нации и её культура. Имелись вполне реформированные новометодные
медресе, развились литература и литературный язык, достаточно близкий к
языку народа, система периодической печати, блестящая интеллигенция, часть
которой получила образование в русских кадетских корпусах, гимназиях,
университетах, а часть – в восточных странах. Но развитие татарского народа
имело целый ряд своеобразных черт. Самый активный и влиятельный слой –
буржуа - вырос на посреднической торговле между рынками России и Средней
Азии, Казахстана. Миллионные состояния татарских торговцев в Москве,
Казани, Уфе, Оренбурге, Орске и других городах быстро формировались на
продажи втридорога товаров Европы и Азии и товаров Азии в Европе.
Рынки, труднодоступные для купцов-христиан, давали фантастические прибыли
татарскому торговцу-мусульманину, который чувствовал себя вполне свободно и
в Европе. Попытки царского самодержавия законами и полицейскими мерами
помешать усилению татарской буржуазии, успешно конкурирующей с русской,
большого успеха не имели. Возникшее в ходе русской революции 1905-1907 гг.
татарское национальное движение, руководимое состоятельной прослойкой, в
целом больше ставило проблем о судьбе религии, культуры, языка, всячески
подчеркивая единство мусульман. После Февральской революции 1917 г.
мусульманское движение раскололось на федералистов и унитаристов.
Унитаристское движение, подержанное наиболее проницательными идеологами
татарской буржуазии, ратовало за демократическую Россию, где не было бы
гонений ни на языки, ни на религии. Такая позиция соответствовала в то
время и интересам мусульманской буржуазии, и интересам нерусских народов.
Но татарское крестьянство, обеспеченное землей еще хуже, чем обездоленное
русское, татарские рабочие, в массе своей менее квалифицированные, чем
русские, и еще более подавленные и униженные, были равнодушны к идеологии
татарской интеллигенции; они больше прислушивались к лозунгам лево-
эсеровского толка или даже большевиков. Идеология Садри Максуди и Гаяза
Исхаки оставляла народные массы равнодушными. Отрицательное отношение
значительной части татарской интеллигенции к федеративному устройству
России в конечном счете объясняется тем, что татарскому капитану не были
нужны никакие государственные границы, таможенные барьеры, национальные
различия внутри мусульман России. Идеальный вариант для него-единое,
необъятное государство твердыми демократическими законами, со свободой
вероисповедания, равенством перед законом всех граждан независимо от
национальной принадлежности.
Что касается башкирского и казахского народов, почти сплошь
крестьянских, то их интересы существенно отличались от интересов татарской
буржуазии и крестьянства. Более того, в условиях Башкирии исторически
сложившиеся земельные отношения противопоставили интересы башкира-
вотчинника, достаточно хорошо обеспеченного землей несмотря на многолетние
грабежи, татарину-припущеннику и русскому крестьянину, которые были менее
обеспечены землей, чем башкиры, и хотели бы ее уравнительного
перераспределения. Еще более отчужденными были отношения между быстро
богатеющей татарской буржуазией и стремительно беднеющим башкирским
крестьянством. В этих условиях З. Валиди, защищавший идею федерализма, имея
в виду судьбу всей Средней Азии, Казахстана, Восточного Башкортостана с
преимущественно тюркским населением, в начале сам того не ожидая, стал
кумиром башкирской интеллигенции, а вскоре и народа. Как историк он
оказался весьма чутким к глубинным чаяниям народа и встал во главе движения
с идеями, глубоко отражавшими наиболее важные исторические тенденции в
империалистической России, остался до конца верен этим идеям и в
Башкортостане, и в Средней Азии. Время продолжает доказывать его правоту.
Обвинения его в раздроблении тюркских народов столь же несостоятельно, как
объяснение возникновения революции в России личной ограниченностью Николая
II.
Политическая идеология татарской интеллигенции, возглавлявшейся Садри
Максуди и Гаязом Исхаки, также не из разряда исторических случайностей. Их
историческое значение глубже, их идеи о демократической России при
подлинном равенстве народов, языков, религий актуальны сегодня как никогда.
Но в тех исторических условиях – революций и гражданской войны – Валиди
оказался намного ближе к народу, к крестьянству и в практических
политических событиях тех лет сыграл более заметную роль. А попытка Садри
Максуди и других татарских деятелей в эмиграции, особенно в Турции, выдать
татарский гегемонизм по отношению к башкирам и другим тюркским народам
России в начале XX века за идею о единстве тюркских народов представляет
собой условку которую можно обнаружить и в современных исторических трудах
как в Турции, так и в Татарстане.
Идейные противники не оставили без своего внимания Валиди и после его
отъезда в Вену. То и дело появлялись газетные и журнальные публикации, где
он изображался главным виновником, расколовшим единое тюркское движение в
России на мелкие части и тем самым обрекшим его на поражение. Все это
характеризовалось как нечто очевидное, доказанное, бесспорное.
Распространялись вымыслы о том, что якобы З. Валиди на Историческом
конгрессе был уличен в фальсификации первоисточников, подверглась сомнению
не только его научная компетенция , но и нравственность.
Валиди не мог не ответить на эти обвинения и написал брошюру
«Семнадцать занесенных песком городов и Садри Максуди Бей», которая была
издана в Стамбуле в 1934 г.
Полемика З.Валиди Тагана с Садри Максуди и Гаязом Исхаки по татаро-
башкирскому вопросу продолжалось до конца их жизни и осталось в наследство
нашему поколению. И наша задача заключается в том, чтобы эта полемика,
опиралась на идеи мыслителей такого масштаба, как З.Валиди Таган и Садри
Максуди и не наносило вреда ни одному народу России.
В Венском университете З.Валиди проучился 3 года прослушал курс
лекций по истории экономики у А.Допша, истории народов – у В.Копперса,
арабской филологии – у Зейфа, иранской филологии - у Гейгера, досконально
изучил немецкий язык и латынь, написал диссертацию на немецком языке
«Путевые заметки Ибн Фадлана», которую успешно защитил 7 июня 1935 г.,
получив степень доктора философии.
После получения диплома З.Валиди воспользовался приглашением
профессора П.Кале преподавать в Боннском университете, где читал лекции по
истории Средней Азии и ислама. В это же время он выбрал себе фамилию Тоган
по имени своего далекого предка Иштугана, погибшего в ходе одного из
башкирских восстаний против царизма. В Боннском университете он работает до
осени 1938 года 19 сентября 1938 года министерство просвещения Германии
присваивают ему звание почетного доктора за его педагогическую
деятельность. В Германии он переживает счастливейший этап своей научной
судьбы в Дрездене в 1939 г. выходит в свет главный труд его жизни «Путевые
заметки Ибн Фадлана». Комментарии к книге Ибн Фадлана, содержащиеся в этом
произведении, принесли З. Валидову широкую известность во всем научном
мире. Высоко оценивая эти комментарии, известный немецкий востоковед
Б.Шпулер назвал их «малой тюркской исторической энциклопедией».
В 1939 г. согласно заявлению З. Валиди Тоган был назначен профессором
тюркской истории литературного факультета Стамбульского университета, и в
день начала второй мировой войны он выехал из Германии в Турцию. З. Валиди
погружается в науку, работает над несколькими произведениями, в частности
над статьями для «Энциклопедии ислама», первые тома которой уже начали
выходить. Три с половиной десятка статей ученого, помещенных в
«энциклопедии ислама», могут составить один большой том. О них Г.Янски
пишет особо: «История тюрков от древнейших времен до современности, а так
же этнографические и общие сведения о тюркских народах, наконец, труды об
исторической географии стран, принадлежащих тюркскому жизненному
пространству, в том числе и Азербайджану – вот области, где Заки Валиди
Тоган имеет перед наукой величайшие заслуги. Никто, кроме него, не был
способен написать эти работы на том уровне, на каком они выполнены, так как
для этого нужно было родиться и вырасти на той земле».
С 1943 г. государственная политика Турции начинает менять свою
ориентацию. Прогерманская, ярая антисоветская пресса умерила пыл.
Правительство опасалось недовольства со стороны побеждающего Советского
Союза. В результате этих событий губернатор Анкары, министр просвещения
Турции и некоторые другие деятели потребовали ареста «националистов», в
числе которых оказался и Заки Валиди Тоган.
Он был арестован в мае 1944 г. и осужден на 10 лет «за попытку
государственного переворота». Но так как З. Валиди в Турции ни в какие
партии и движения не вступал, ни в каких политических делах участия не
принимал, военный трибунал отменил этот приговор, хотя ученому пришлось 15
месяцев оставаться в заключении. Это были времена самых суровых испытаний
для ученого и его молодой семьи, оставшейся без средств к существованию.
Благоприятный период в творческой жизни ученого начинается лишь в 1948
г. с получения позволения преподавать в Стамбульском университете. Ему было
уже 58 лет, но здоровьем и энергией З. Валиди Тоган был наделен в избытке.
В этот период он завершает очередной фундаментальный труд – книгу по
методологии истории, начатую еще в 1929 году.
Ученый справедливо считал, что история каждого народа должна быть
написана на его собственном языке, ибо только родное слово может отобразить
все тонкости, все своеобразие, самые сокровенные стороны его судьбы.
Действительно, язык народа сам по себе – главный сосуд его культуры,
нравственности, памяти.
Зенита своей славы Ахметзаки Валиди Тоган достиг в качестве
председателя XXII всемирного конгресса востоковедов, который был
организован в 1951 г. в Стамбуле под его руководством.
Путь становления Заки Валиди Тогана от медресе отца и дяди до ученого
исламоведа, от молодого учителя мусульманских школ до всемирно известного
ученого дает возможность ясно выделить этапы его развития. В первые годы
учительства в Казани главную задачу он видит в том, чтобы своими
сочинениями по истории, этнографии и литературе познакомить тюркских
сородичей с их собственной историей, довести до их сознания, а также до
сознания западных тюркологов, мысли и труды их собственных ученых. В 1914
г., открыв в Туркестане ценнейшие рукописи, он привлекает к себе внимание
русской, а затем и мировой науки. Ода на персидском языке, мастерски
сочиненная афганским государственным деятелем Сердаром Габдерасул Ханом в
честь Заки Валиди как руководителя большой освободительной борьбы
мусульманской Средней Азии против экспансии России, и письменные отзывы
друзей Тогана из числа государственных мужей и ученых Ирана, Индии и
западных стран – доказательства того, что Заки Валиди Тоган в глазах ученых
самых разных стран, с которыми свела его судьба, представляет как личность,
значение которой не ограничивается рамками религиозного или национального
сообщества.
Несмотря на широкую известность, достигнутую открытиями редких
рукописных книг в Средней Азии и Иране еще в 20-е годы, З. Валиди до конца
своей жизни не был вхож в главные исторические научные учреждения Турции.
Тунжер Байкара пишет об этом: «В период создания Турецкого исторического
общества Заки Валиди небыл допущен к нему вследствие преобладания в нем
казанских историков. А исторический конгресс 1932 г. еще больше увеличил
пропасть между этим Обществом и Заки Валиди; влиятельные деятели Турецкого
исторического общества как раз и противостояли Заки Валиди. В 1962 г. в
Анкаре с одобрения и при поддержке правительства был организован Институт
исследования турецкой культуры. В его руководство вошли старые политические
противники Заки Валиди – казанские татары, поэтому он не мог в то время
стать его сотрудником. Но принять его стоило хотя бы для того, чтобы
будущая деятельность института была более плодотворной и впечатляющей».
Если бы противниками ученого были лишь некоторые из его земляков, то
можно быть уверенным в том, что он сумел бы преодолеть их сопротивление.
Проблема была глубже и сложнее: ученый своими планами развития
ориенталистики в Турции слишком далеко опережал уровень понимания
значимости востоковедческой науки для будущей судьбы тюркских народов не
только государственными чиновниками, но и своими коллегами.
Как отмечал австрийский востоковед Г. Янски, «…Заки Валиди Тоган –
великий ученый и великий человек. Но вместе с этими двумя качествами еще
один компонент образует его личность: он тюрк. Это придает его научной
деятельности особый смысл. В числе авторов трудов по тюркской истории тюрки
были представлены учеными из числа других народов. С выдвижением Тогана на
авансцену на переднем крае тюркской исторической науки появился тюрк в
лучшем смысле этого слова, исследующий и объясняющий тюркскую историю».
После XXII всемирного конгресса востоковед Заки Валиди Тоган
значительную часть своего времени посвящал работе научных конференций во
всех частях света, его часто приглашали для чтения лекций в самые известные
университеты. 1954-й год он провел в Англии, в 1957 году работал в США,
Пакистане, общался не только с видными учеными, но и с выдающимися
политиками – Д.Неру и Р. Пехлеви, например. Ученый и в начале 1963-го года,
впрочем, так же, как и в начале 1923-го, был уверен в том, что рано или
поздно тюркские народы в Средней Азии обретут самостоятельность. Его
историческое предвидение подтвердилось. Политическое мировоззрение
З.Валиди, способного к столь точным прогнозам, в течении более семидесяти
лет вызывает неослабевающее внимание всех, вплоть до спецслужб СССР,
Германии, Турции многих иных государств. Эта сторона деятельности великого
востоковеда тоже ждет своего кропотливого, объективного исследователя.
Легализация имен трудов историка Ахметзаки Валиди Тогана впервые
произошла в Башкортостане в 1990 году, когда его столетие было широко
отмечено проведением в Уфе международной научной конференции. На этой
конференции присутствовали его дочь и сын, профессора Исенбике ханым и
Субидей бей.
Литература.
1. Ф.Г. Хисамитдинова, З.Я. Шарипова, Л.И. Нагаева «История и культура
Башкортостана» Научное издательство «Башкирская энциклопедия» Уфа –
1997г.
2. Т.Х.Ахмадиев, Р.У. Кузыев, З.И. Сираев, Б.Х. Юлдашбаев, В.А. Якимов «
История Башкирской АССР» Башкирское книжное издательство Уфа – 1976 г.
3. Г.М. Арсланов «Стерлитамак» Башкирское книжное издательства Уфа – 1984
г.




Новинки рефератов ::

Реферат: Нацистское кино в Германии (Журналистика)


Реферат: Аппроксимация (Компьютеры)


Реферат: Биография Ивана Франка (Исторические личности)


Реферат: Роль конкуренции в экосистемах (Биология)


Реферат: Влияние эмоциональной тревожности ребенка на его статусное положение в группе (Педагогика)


Реферат: Изучение функций в школьном курсе математики VII-VIII классов (Педагогика)


Реферат: Организация складского хозяйства на предприятии (Предпринимательство)


Реферат: Основные процедуры и функции модуля CRT (Кибернетика)


Реферат: Товароведение промышленные товары (Предпринимательство)


Реферат: Избирательная система РФ (избирательное право, виды избирательных систем, избирательный процесс) (Право)


Реферат: Оборотные средства в сфере деятельности предприятия (Бухгалтерский учет)


Реферат: Жизнь и смерть Клеопатры (Исторические личности)


Реферат: История развития системы среднего проффесионального образования на примере техникума (Педагогика)


Реферат: Документированный процесс движения кадров (Менеджмент)


Реферат: Анализ финансового состояния предприятия (Финансы)


Реферат: Политическая система общества (Социология)


Реферат: Эпоха возрождения (Культурология)


Реферат: История развития Генетики (Биология)


Реферат: Разработка технологического процесса ТР топливной аппаратуры автобуса ПАЗ-3205 (Транспорт)


Реферат: Меценатская деятельность в среде российских предпринимателей (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист