GeoSELECT.ru



Философия / Реферат: Проектирование как самостоятельная сфера культуры (Философия)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Проектирование как самостоятельная сфера культуры (Философия)



ТЕМА: Проектирование как самостоятельная сфера культуры.

ВВЕДЕНИЕ

Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и
сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса
о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно
из ведущих мест. Долгое время само соединение слов философия и техника
казалось противоречивым, поскольку первое из них является олицетворением
теоретического освоения действительности, а второе – практического. Однако
сегодня ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы столь
бурное развитие техники, а без философского и социального осмысления
техники современные философские исследования были бы не полными.
Существует огромная исследовательская область философии техники –
инженерная деятельность и проектирование. В жизни современного общества
инженерная деятельность играет все возрастающую роль. Проблемы
практического использования научных знаний, повышения эффективности научных
исследований выдвигают сегодня инженерную деятельность на передний край
всей экономики и современной культуры. Современный этап развития инженерной
деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-
технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных,
естественных и технических дисциплин [2].
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области,
связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису
традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и
проектной культуры, появлению новых системных и методологических
ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение
действительности.

1. Понятия "философия техники", "техника", "проектирование".

Техника в ХХ веке становится предметом изучения разнообразных
дисциплин как технических, так естественных и общественных, как общих, так
и частных. Все возрастающая специализация в технике стимулирует
противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. В силу
проникновения техники во все сферы жизни современного общества многие
общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к
специальному анализу технического развития. Т.е. техника стала предметом
специального анализа и исследования, что привело к возникновению
самостоятельной дисциплины философии техники. Впервые термин "философия
техники" был введен в русский лексикон инженером – теоретиком Петром
Клементьевичем Энгельмейером в 90-х годах XIX века [3].
Философия техники исследует:
1) Феномен техники в целом;
2) Место в общественном развитии;
3) Широкую историческую перспективу техники.
Термином "техника" с объективной точки зрения обозначают совокупность
материальных средств, создаваемых человеком для облегчения и повышения
продуктивности человеческой деятельности. Т.е. техника представляет собой
мир орудий, машин и автоматов, созданных человеком и человека
обслуживающих. В данном случае под понятием "техника" понимаются
"технические объекты", которые являются результатом материального
производства и служат удовлетворению различных человеческих (общественных)
потребностей, подчеркивая только объектные аспекты техники [2].
С субъективной стороны "техника" – совокупность знаний, опыта,
способность создавать или организовывать некоторую деятельность,
необходимую для создания технических объектов и способов их использования
[2]. Субъективные аспекты техники связаны с рабочей деятельностью человека,
для которой характерно, что ожидаемый результат этой деятельности
создается, прежде всего, идеально, в виде представления, плана, проекта и
затем в реальном виде.
Из диалектического единства обеих сторон техники следует, что с
помощью техники человек преобразовывает не только объективный мир для более
эффективного использования, но и самого себя, расширяя свои способности,
знания, повышая уровень своих знаний объективной реальности. Отсюда
вытекает понятие "проектирования" как целенаправленной деятельности, целью
которой является формулировка и моделирование представления:
- о будущей деятельности (производственной или
непроизводственной), предназначенной для удовлетворения
о бщественных и личных потребностей;
- о будущем конечном результате;
- o будущих последствиях, которые возникают в результате cоздания
и функционирования ее продукта [1].
Т.о. проектирование является необходимой составной частью технико-
экономического и материального развития общества, т. к. оно заранее
определяет цели достижения определенных народнохозяйственных результатов.
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные
с решением социотехнических проблем, привело к развитию новых форм
инженерной и проектной культуры, появлению новых форм инженерной и
проектной культуры, появлению новых системных и методологических
ориентаций. В соответствии с этим рассматриваются три основных раздела
проектирования:
1) классическое инженерное;
2) системотехническое;
3) социотехническое (гуманитарное) [2];

2. Инженерное проектирование

Проектирование как особый вид инженерной деятельности формируется в
начале ХХ столетия и связано первоначально с деятельностью чертежников,
необходимостью точного графического изображения замысла инженера для его
передачи исполнителям на производстве. Однако постепенно эта деятельность
связывается с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров
будущей технической системы, ее предварительном исследованием.
В инженерном проектировании следует различать "внутреннее" и "внешнее"
проектирование [2]. Первое связано с созданием рабочих чертежей
(технического и рабочего проектов), которые служат основными документами
для изготовления технической системы на производстве; второе – направлено
на разработку общей идеи системы, ее исследование с помощью теоретических
средств, разработанных в соответствующей технической науке. Проектирование
следует отличать от конструирования. Для проектировочной деятельности
исходным является социальный заказ, т.е. потребность в создании
определенных объектов. Продукт проектировочной деятельности в отличии от
конструкторской выражается в особой знаковой форме – в виде текстов,
чертежей, таблиц и т.д. Результатом конструкторской деятельности является
опытный образец, с помощью которого уточняются расчеты, проводимые в
проекте и конструктивно-технические характеристики проектируемой
технической системы [2].
В инженерной сфере процесс проектирования часто противопоставляется
исследованиям и разработкам и сравнивается с ними, чтобы показать их
сходства и различия. Другая тенденция развития проектирования включает
анализ и моделирование практических видов деятельности человека, процессов
управления и принятия решения [2]. Процесс принятия решения базируется на
теории статистических решений, теории решений в конфликтных ситуациях, на
анализе операций и методах исследования операций, методе оптимизации и т.
д.
Следующая тенденция тесно связана с проблемой инновации, с проблемами
научных и технических изменений. В этой связи необходимо упомянуть
куновское исследование структуры научных революций и анализ функций
парадигмы в развитии научного мышления [1]. Данные тенденции не проявляются
в процессе проектирования обособленно, а являются результатом деятельности
междисциплинарной проектировочной группы. Деятельность такой группы
выдвигает специальные требования к характеру синтеза различных научных и
инженерных дисциплин, разных критериальных систем.
Для современной проектировочной деятельности характерны следующие
тенденции:
a) расширение спектра информации, которая принимается в процессе
проектирования. Сегодня необходимо учитывать широкие связи и
отношения систем, большое число различных профессиональных сфер,
которые замыкаются на проектировочную деятельность. Эта тенденция
проявляется и в создании многоцелевых банков данных и
автоматизированных систем. Сложные проекты дают возможность
многоцелевого применения данных на различных фазах процесса
проектирования и последующих фазах использования;
b) возрастающая сложность и математическая трудность инженерных
расчетов в процессе проектирования. Эта тенденция проявляется из-за
необходимости более детального анализа и моделирования основных
компонентов с помощью компьютера. В области применения теории
вычислительных машин недавно выделились две новые сферы – обработка
данных и научно-технические расчеты;
c) сложность процесса проектирования выдвигает настоятельную
необходимость его специального исследования, имитации, проверки
возможности различных вариантов планируемых решений. Отсюда
возникает совокупность технических информационных и других
требований, включаемых в оценочную деятельность;
d) прогностическая сторона проекта. Проектировочная деятельность
должна быть научно и технически обоснована на базе новейших
результатов исследования и разработок, доступных здесь и сейчас. Но
в то же время проектировщик всегда должен принимать во внимание
более или менее отдаленное будущее, перспективу. Т. е.
проектирование все более смещается с эмпирически данного мира на
область "возможных миров", которые могут и улучшить и ухудшить
ситуацию, существующую в нашем современном мире [1].



3. Системное проектирование.

Системное проектирование включает в себя 3 основных раздела:
1) этапы разработки системы;
2) описание последовательности фаз и операций системотехнической
деятельности;
3) анализ проектирования с точки зрения кооперации работ и
специалистов.
3.1. Этапы разработки системы.
Этапы разработки системы разделяются в соответствии с
системотехнической деятельностью по объекту. В ходе проектирования
представление о сложной технической системе изменяется. Происходит
последовательная конкретизация моделей этой системы. Обычно при
проектировании технических систем представлены общие процедурные правила
создания систем на различной материальной основе [2]. Сначала
рассматривается процесс синтеза функциональной модели системы, а затем ее
преобразование в структурную модель (или ее реализация). Каждый этап связан
с определенными средствами графического и символического представления
системы. Здесь могут вводиться определенные промежуточные преобразования
(операции, которые выполняет каждый элемент системы по отношению к течению
процесса). Например, в качестве функциональных моделей могут быть
использованы алгебраические модели. Структурные модели делятся на диаграммы
протекания субстанции и блок-схемы. Диаграмма показывает последовательность
операций (более детально, чем в функциональной модели, где не соблюдается
строгая последовательность) и дает минимум информации о плане построения
системы: идентификацию элементов и схем связей. В блок-схеме даны форма
субстанции на входе одного и выходе другого элемента [1].
Функциональные модели могут быть получены тремя способами [2].
1. Прототип системы дается в виде блок-схемы.
2. В виде последовательности инструкций. На блок-схеме может быть
получена диаграмма протекания субстанции, а из нее – функциональная
модель. Из последовательности инструкций сначала строятся диаграммы
для различных групп инструкций, из которых затем складывается
единая функциональная модель.
3. Прототипа системы нет. Функциональная модель получается либо в виде
аналогий, либо задача сводится к подсистемам, либо модель
составляется с помощью модификации некоторых элементов доступной
системы.
Если же модель не может быть получена ни одним из указанных выше, то
на этапе реализации функциональная модель представляется в виде поточной
диаграммы. С помощью перестановки блоков из функциональной модели
получается множество поточных диаграмм. Для реализации данных диаграмм,
проектировщику необходим каталог элементов, из которого выбираются
системные, имеющие близкие свойства к идеализированным элементам поточных
диаграмм. В результате получается блок-схема, соответствующая техническим
условиям технического задания [2].
Для создания системы недостаточно какого-либо единого описания,
необходимо сочетание блок-схемы, поточной диаграммы и функциональной
модели. В процессе проектирования они постоянно корректируются за счет
возвращения на предыдущие стадии. В результате получается целостное
описание системы, составляющие которого взаимно дополняют друг друга. При
разделении системного проектирования в соответствии со структурой
технической системы выделяются следующие этапы: макропроектирование
(внешнее проектирование) и микропроектирование (внутреннее проектирование)
и проектирование окружающей среды, которое связано с формулировкой целей
системы [2].
Микроуровень включает в себя системное представление различных видов
деятельности, входящих в процесс проектирования. На данном уровне анализа
они дифференцируются по-разному, например [1]:
- в зависимости от субъектов отдельных видов деятельности (бригады
проектировщиков, институты или юридические лица и т. д.). В
дальнейшем субъекты можно разделить в зависимости от их профессий
- проектировщик, исследователи, менеджеры и т. д.;
- в зависимости от типа отдельных видов деятельности. Технология
видов деятельности может быть сделана и детализирована различными
способами в зависимости от характера процесса проектирования в
целом. Например, если строится сетевой график строительной,
инвестиционной и проектировочной деятельности разграничивают два
вида деятельности: операционная (изыскательская, познавательная,
проектировочная) и оценочная деятельность принятия решений
(утверждение, оценка и т.п.). В данной модели выделяется второй
тип деятельности.
Разделение субъектов и типов деятельности, участвующих в процессе
проектирования, может повысить адекватность и семантическую культуру тех
макромоделей, которые наиболее часто применяются на этом уровне.
Микроуровень анализирует отдельные виды деятельности, входящие в
процесс проектирования. Для этого уровня важным является понятие
"деятельность" [1], а также различные возможности моделирования, входящего
в процесс проектирования. Значит возможности для моделирования различных
типов деятельности представляются математическими и семантическими
информационными теориями, развитыми в тесной связи с теориями принятия
решений. Весьма прогрессивны средства анализа, которые базируются на
экономических моделях. Они необходимы:
- для достижения планируемой цели на желаемом уровне, в желаемом
количестве;
- для достижения этой цели с минимальными потерями, расходами,
нужными ценами и т. д.
Следующий уровень анализа – анализ информационных процессов. Связь
между отдельными блоками деятельности может быть эффективной с помощью
определенных лингвистических средств, выражающих соответствующие
первоначальные или выведенные данные, цели и требования, связанные с
рассматриваемой проблемой и т. д. Формы данных должны обеспечивать не
только многоцелевое использование, но и преобразование данных из одной
формы в другую (например цифровую, графическую и т. д.). В анализе
информационных процессов в проектировочной деятельности проявляется
тенденция, которая характеризуется как информационный взрыв [1]. Если мы
понимаем информацию как такое свойство данных, которое может приводить к
снижению первоначального уровня энтропии, то это явление означает рост поля
данных, из которых только некоторые способны к осуществлению информационной
функции. Т. о. при проектировании происходит сложный процесс превращения
данных в информацию, который включает в себя селекцию существенных данных и
пропуск несущественных.
3.2. Фазы и операции системного проектирования.
Данный способ описания системного проектирования заключается в
выделении в нем последовательности фаз, а в самих этих фазах – цепи
действий, или обобщенных операций. Обычно системотехническая деятельность
делится на следующие пять фаз:
- подготовка технического задания;
- изготовление;
- внедрение;
- эксплуатация;
- оценка.
Иногда добавляется фаза "ликвидация" из-за возможных экологических
последствий этого процесса [2]. На каждой фазе системотехнической
деятельности выполняется одна и та же последовательность обобщенных
операций: анализ проблемной ситуации, синтез решений, оценка и выбор
альтернатив, моделирование, корректировка и реализация решения.
Системотехническое проектирование как последовательность фаз, шагов и задач
может быть представлено в виде следующей таблицы:



|Фазы |Шаги |Задачи |
|1. Изучение |1.Анализ |Получить множество |
|осуществимости |потребностей |пригодных решений |
| | |проектной проблемы и |
| | |проанализировать |
| | |потребность, |
| | |существующую в |
| | |определенной сфере. |
| |2. Проектная проблема|Определить и |
| | |сформулировать |
| | |проектную проблему на|
| | |основе информации |
| | |первого шага. |


|3. Синтез возможных решений |Из полученных в результате синтеза
множества альтернативных решений выбрать потенциально пригодные решения
проблемы и получить интегрированное целое. | | |4. Физическая реализуемость
|Определений физической реализуемости проблемы. | |
| |5. Экономические |Выбор из реализуемых |
| |рентабельные решения |решений экономически |
| | |рентабельных |
| |6. Финансовая |Сопоставление |
| |осуществимость |экономических решений |
| | |с финансовыми |
| | |ресурсами, получение |
| | |множества пригодных |
| | |как результата первой |
| | |фазы. |
|2. Предварительное |1. Выбор из проектных |Определить из |
|проектирование |идей |множества пригодных |
| | |решений наиболее |
| | |перспективное как |
| | |предварительную идею |
| | |проекта. |
| |2. Формулировка |Сформулировать |
| |математическихмоделей |математические модели |
| | |как прототипы |
| | |проектировочной |
| | |системы. |
| |3. Анализ |С помощью |
| |чувствительности |экспериментирования |
| |системы |определить критические|
| | |проектные параметры, |
| | |точные пределы |
| | |чувствительности. |
| |4. Анализ |Корректировка точных |
| |совместимости |проектных параметров с|
| | |точки зрения |
| | |приспособления друг к |
| | |другу подсистем и |
| | |компонентов, |
| | |увеличения их |
| | |совместимости для |
| | |исключения "катастроф"|
| | |в системе. |
| |5. Анализ стабильности|Исследовать поведение |
| | |системы в необычных |
| | |обстоятельствах, |
| | |определить стабильные |
| | |и нестабильные области|
| | |в системе. |
| |6. Оптимизация |Осуществить |
| |проектного решения |окончательный выбор |
| | |наилучшего решения |
| | |среди нескольких |
| | |альтернатив. |
| |7. "Проекция в |Определить общее |
| |будущее" |направление и |
| | |тенденции технического|
| | |развития с учетом |
| | |технического |
| | |прогресса, т.е. |
| | |возможности добавки |
| | |в будущем к системе |
| | |новых компонентов. |
| |8. Экспериментальная |Определить поведение |
| |проверка идеи |системы в будущем. |
| |9. Экспериментальная |Определить физическую |
| |проверка идеи |реализуемость системы.|
| |10. Упрощение проекта |Устранение ненужной |
| | |сложности. |
|3. Детальное |1. Подготовка к |Обоснование бюджета и |
|проектирование |проектированию |организация |
| | |проектирования. |
| |2. Проектирование |Предварительное |
| |подсистем |проектирование |
| | |подсистем. |
| |3. Проектирование |Фиксирование |
| |компонентов |результатов в |
| | |предварительных |
| | |планах. |
| |4. Детальное |Решение вопроса о |
| |проектирование частей |физической реализации |
| | |(определение формы, |
| | |материала и т.д.) для |
| | |получения сборочных |
| | |чертежей, материальных|
| | |прототипов. |
| |5. Подготовка |Корректировка чертежей|
| |сборочных чертежей |подсистем, компонентов|
| | |и частей. |
| |7. Программа проверки |Составление программы |
| | |проверки продукта. |
| |8. Анализ проверочных |Анализ проверочных |
| |данных |данных по результатам |
| | |программы проверки. |
| |9.Усовершенствова-ние |На основе анализа |
| |системы |проверочных данных |
| | |произвести обнаружение|
| | |дефектов с целью |
| | |усовершенствования |
| | |системы. |

3.3. Кооперация работ и специалистов в системотехнике
Системотехническое проектирование представляет собой комплексный вид
деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Ее целью
является организация всех работ и специалистов, привлеченных к этой
разработке [2]. Системотехническая группа может быть организована:
как штабная группа при руководителе проекта (обеспечивает планы и
ведение программы);
как линейная группа во главе с начальником проекта, который является
ее непосредственным руководителем (функционирует по всем частям проектной
организации);
как расчлененная группа, состоящая из руководителей групп
оборудования, которые встречаются для выполнения задач проектирования
системы в целом;
как отдельная линейная организация на равных правах с группами
оборудования, быстро переключающаяся с одного оборудования на другое;
как отдельное проектное бюро;
При небольшом количестве проектов наилучшей является организация (1),
при большом количестве – (4) [2].
Таким образом, сегодня проектирование уже не может опираться на
технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-
технических и социально-экономических разработок привел к обособлению
проектирования в самостоятельную область и трансформации его в системное
проектирование, направленное на проектирование человеческой (например,
управленческой) деятельности, а не только на разработку машинных
компонентов. Это приводит к тому, что инженерная деятельность и
проектирование меняются местами [2]. Если традиционное инженерное
проектирование входит составной частью в инженерную деятельность, то
системное проектирование может исключать (например, при создании новых
машинных компонентов) или не включать в себя инженерную деятельность. Сфера
приложения системного проектирования расширяется, оно включает в себя все
сферы социальной практики (обслуживание, обучение, управление и т. д.), а
не только промышленное производство. Формируется социотехническое
проектирование, задачей которого является целенаправленное изменение
социально-организационных структур.


4. Социотехническое проектирование.

Новое состояние в системном проектировании представляет собой
проектирование систем деятельности. Поэтому здесь речь идет о
социотехническом (в противовес системотехническому) проектировании, где
главное внимание должно уделяться не машинным компонентам, а человеческой
деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Однако
проектировщики пользуются зачастую старыми средствами и неадекватными
представлениями [2].
Прежде всего социотехническое проектирование характеризуется
гуманитаризацией. Проектирование само становиться источником формирования
проектной техники и вступает тем самым в сферу культурно-исторической
деятельности. Кроме того, в качестве объекта проектирования выступает и
сама сфера проектной деятельности ("проектирование проектирования") [2].
Формируется особый методический слой направленный на выработку норм и
предписанный для проектных процедур, и теоретический слой, обеспечивающий
методистов знаниями об этих процедурах.
Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов,
и оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической
сфере или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое
проектное движение, состоящее из различных видов деятельности:
производственной, эксплутационной, традиционного проектирования и т. п [2].
Проектирование тесно переплетается с планированием, управлением,
программированием, прогнозированием и организационной деятельностью. Однако
хоть сфера проектирования включает в себя деятельность многих видов, она
оставляет на первом плане конструктивные задачи, подчиняя им все остальные.
Если рассмотреть основные проблемы социотехнического проектирования
на примере градостроительного, то там особенно остро стоит задача
внедрения, когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе
опыта функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков
проектируемой системы. В связи с этим возникает сложная проблема
организации и реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее,
цикла) проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования,
которая обеспечивает связь проектирования с другими сферами (например,
производством и потреблением), учитывая динамику каждой из этих сфер [2]. В
градостроительном проектировании жизненное пространство района или
квартала, людские потоки и размещение элементов бытового обслуживания
остаются вне поля зрения заказчика в момент сдачи объекта в эксплуатацию.
Перед ним предстает лишь совокупность зданий, асфальтированных дорог и т.
д. и весь этот комплекс должен отвечать более или менее четким техническим
и эстетическим требованиям. Однако это не означает, что последние
требования существуют в реальности, а первые – нет. Напротив, недочеты
авторов проекта самым непосредственным образом ощущаются жителями, влияют
на их работоспособность и самочувствие. Здесь вступают в силу социальные и
психологические аспекты, не регистрируемые с точки зрения инженерной
позиции, которая была основана лишь на естественнонаучных знаниях и
представлениях. Поэтому представители современных научно-технических
дисциплин ищут опору в общем системном подходе, из которого они черпают
основные понятия и представления. Однако чаще всего инженерно-технические
специалисты не находят готовых интеллектуальных средств в достаточно
разработанном виде и сами вынуждены становиться методологами определенного
(конкретно-научного) уровня, достраивая недостающие теоретические схемы
своей дисциплины [2].
На примере дизайна систем (художественное проектирование) в настоящее
время наметились следующие тенденции. Дизайн не должен лишь дополнять
инженерное проектирование. Он является более развитой формой
проектирования. Дизайнер выполняет сразу несколько профессиональных
функций:
выступает как исследователь, действующий в соответствии с нормами
научно-теоретической деятельности;
выполняет функции инженера-проектировщика и методиста, рассматривая
продукт своей деятельности как проект;
является художником, который наследует и эстетически преобразует все
достижения предшествующей художественной культуры в целях создания нового
произведения искусства.
Эта многоликость профессиональных ролей стирает грани между
исследованием и проектированием, получением знаний и их использованием,
между знанием и деятельностью. В одних случаях дизайнер выполняет лишь
вспомогательные функции оформителя в группе проектировщиков, в других он
играет ведущую роль, контролируя все параметры проектируемой вещи. Кроме
того в сферу проектирования попадает организация процесса проектирования.
Т. к. сама организационная структура становится предметом осмысления,
моделирования и программирования, неотъемлемой частью объекта
проектирования [2].
Из приведенных примеров видно, что социотехническое проектирование
существенно отличается не только от традиционной инженерной, но и
системотехнической деятельности. Социотехническое проектирование выходит за
пределы традиционной схемы "наука – инженер - производство" и замыкается на
самые разнообразные виды социальной практики (например, на обучение,
обслуживание и т. д.), где классическая инженерная установка перестает
действовать, а иногда имеет и отрицательное значение. Все это ведет к
изменению самого содержания проектной деятельности, которое прорывает
ставшие для него узкими рамки инженерной деятельности и становится
самостоятельной сферой современной культуры.
Социотехническая установка современного проектирования оказывает
влияние на все сферы инженерной деятельности. Это выражается прежде всего в
признании необходимости социальной, экологической оценки техники, в
осознании громадной степени социальной ответственности инженера и
проектировщика.


5. Проблема ответственности и техника.

"Первое и наиболее общее условие ответственности – это способность
причинять, т.е. способность действующего человека (агента) воздействовать
на мир; второе, - способность агента контролировать свои действия; третье,
- то, что он до некоторой степени может предвидеть их результаты. Наличие
этих необходимых условий дает возможность говорить об ответственности."
(Ханс Йонас) [3].
Еще в 1906г. Генри Гозли Праут, в прошлом военный инженер, выступая
перед Корнельской ассоциацией гражданских инженеров, выразил следующую
мысль: "Инженеры, более чем кто-либо, будут вести человечество вперед… на
инженерах… лежит такая ответственность, с которой человечество никогда не
сталкивалось" [3]. Инженер обязан прислушиваться не только к голосу ученых
технических специалистов и голосу собственной совести, но и к общественному
мнению, особенно если результаты его работы могут повлиять на здоровье и
образ жизни людей и т. д. Никакие ссылки на экономическую, техническую и
даже государственную целесообразность не могут оправдать социального,
морального, экологического ущерба, который может быть следствием реализации
некоторых проектов. Их открытое обсуждение, разъяснение достоинств и
недостатков, объективная критика в широкой печати, социальная экспертиза,
выдвижение альтернативных проектов становятся важнейшим атрибутом
современной жизни.
Начальная цель инженерной деятельности – служить человеку,
удовлетворению его потребностей и нужд. Однако современная техника часто
употребляется во вред человеку. Это относится не только к использованию
техники для целенаправленного уничтожения людей, но также к повседневной
эксплуатации инженерно-технических устройств. Если инженер и проектировщик
не предусмотрели того, что наряду с точными экономическими и четкими
техническими требованиями эксплуатации, должны быть соблюдены также и
требования безопасного, бесшумного, удобного, экологического применения
инженерных устройств, то из средства служения людям техника может стать
враждебной человеку. Эта особенность современной ситуации выдвигает на
первый план проблему этики и социальной ответственности инженера и
проектировщика перед обществом и отдельными людьми [3].
Сегодня человечество находится в такой ситуации, когда невнимание к
проблемам внедрения новой техники может привести к необратимым негативным
результатам для всей цивилизации и земной биосферы. Кроме того, мы
находимся на той стадии научно-технического развития, когда такие
последствия возможно и необходимо предусмотреть и минимизировать уже на
ранних стадиях разработки новой техники. Перед лицом вполне реальной
экологической катастрофы, которая может стать результатом деятельности
человечества, необходимо переосмысление самого представления о научно-
техническом и социально-экономическом прогрессе. В настоящее время уже
существуют практические изменения в структуре инженерной деятельности,
которые, хотя бы частично, позволяют обществу контролировать последствия
технических проектов в обозримом будущем.
Так, в 1972г. в США был принят закон об оценке техники [2]. Этот
закон предусматривал создание Бюро по оценке технике, задачей которого
стало обеспечение сенаторов и конгрессменов объективной информацией в
данной области. Основными задачами бюро являются [2]:
идентифицировать имеющие место или предвидимые последствия техники и
технологических программ;
устанавливать причинно-следственные отношения;
показать альтернативные технические методы для реализации
специфических программ;
показать альтернативные программы для достижения требуемых целей;
приняться за оценку и сравнение следствий альтернативных методов и
программ;
представить результаты законченного анализа ответственным органам
законодательной власти;
указать области, в которых требуется дополнительное исследование или
сбор данных, чтобы предоставить достаточную поддержку для оценки того, что
обозначено в пунктах с (1) по (5) данного подраздела;
осуществить дополнительные родственные виды деятельности.
Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью
инженерной деятельности. Иногда оценку техники называют также социально-
гуманитарной (социально-экономической, социально-экологической и т. п.)
экспертизой технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий
техники является междисциплинарной задачей и требует подготовки
специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими, но
и социально-гуманитарными знаниями [2]. Однако это не означает, что
ответственность отдельного рядового инженера при этом уменьшается –
напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной
ответственностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс проектирования представляет собой особый вид человеческой
деятельности. Объекты проектирования могут включать как материальные
(производственные строения, машины и т.д.), так и нематериальные объекты
(социальное проектирование). В то же время сам процесс проектирования
является нематериальным, характеризуемым как информационно - обрабатывающая
деятельность создания информационных моделей планирования технических
работ, технических инноваций и выработки множества методов, средств и
процедур для их реализации [1].
Современная тенденция совершенствования процесса проектирования
заключается в автоматизации проектирования. Т.к. современный процесс
проектирования не сводится просто к подготовке проектной документации.
Имеет место комплексное системное проектирование, которое включает в себя
сферы познания объектов, социальной потребности в них, оценки их
реализуемости и оценки последствий введения их в эксплуатацию. Только такой
системный методологический анализ процесса проектирования, предполагающий
междисциплинарный подход, способен стать успешным введением в автоматизацию
проектирования и сделать такое проектирование эффективным.



Cписок литературы.

Л. Тондл, И. Пейша, Методологические аспекты системного
проектирования. - "Вопросы философии", 1982, №10, с. 87.
Философия науки и техники: Учеб. Пособие./В.С. Степин, В.Г. Горохов,
М.А. Розов. - М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с.
Митчем К., Что такое философия техники? / Пер. с англ. Под ред.
В.Г. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. 149с.
Современная философия науки. – М.: Наука,1994 – 254с.
Гуд Г.Х., Макол Р.Э. Системотехника. Введение в проектирование
больших систем. – М.: Наука, 1962.
Энгельмейер П.К. Задачи философии техники / Бюллетени
политехнического общества. 1913. №2. С. 113.
Ридлер А. Цели высших технических школ / Бюллетени политехнического
общества. 1901. №3. С.133.
Тондл Л. Отношение предпочтения. В кн.: "Вопросы кибернетики №90.
Кибернетика и математическая логика". М., 1984, с. 147-169.
Энгельмейер П.К. В защиту общих идей в технике / Вестник инжененров.
1915. №3. С.99.



СОДЕРЖАНИЕ.

Введение ………………………………………………………….. 1
Основная часть:
1. Понятия "философия техники", "техника",
"проектирование" ………………………………………………… 1
2. Инженерное проектирование ………………………………… 3
3. Системное проектирование …………………………………... 5
3.1. Этапы разработки системы ………………………………... 5
3.2. Фазы и операции системного проектирования …………... 8
3.3. Кооперация работ и специалистов в системотехнике …… 14
4. Социотехническое проектирование ……………………………15
5. Проблема ответственности и техника ………………………… 18
Заключение …………………………………………………………. 20
Список литературы …………………………………………………. 22






Реферат на тему: Происхождение и сущность глобальных проблем

План



Введение 3


Происхождение и сущность глобальных проблем 4


Глобальные проблемы 6


Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности. 9


Заключение 11


Литература 12



Введение


К концу 60-х годов в головах ученых, организованных в порядке личной
инициативы А. Печчеи в «Римский клуб», стала вырисовываться угроза роду
Homo sapiens не менее страшная чем атомная. Она связана с характером
начавшейся в мире НТР и также грозит качественно изменить всю биосферу
Земли, сделав её непригодной для существования людей.
Появившаяся в XVIII веке и быстро прогрессировавшая в XIX веке в ширь
и глубь «машинная цивилизация» перевернула во II- ой половине, но особенно
к концу XX столетия, в «постиндустриальной» фазе, весь уклад жизни в
развитых странах. Она непомерно расширяла круг потребностей человека,
обогатила массой нужных и ненужных вещей всё население. Но так же «машинная
цивилизация» нарушила органическую связь человека со средой его обитания,
нанесла и наносит ей колоссальный ущерб, загрязняя сушу и реки, моря и
океаны, вызывая опасные изменение климата на планете, истончения высших
слоёв атмосферы, отравляя химическими отходами промышленные зоны, а поля –
пестицидами.
Но среди множества институтов, посвятивших себя анализу Глобальных
проблем, особое место занимает Римский клуб. Именно римскому клубу мы
обязаны самим термином «мировая (глобальная) проблематика» и обозначением
основных характеристик «мировых затруднений». К таким характеристикам
относятся повсеместность, значимость для будущего всего человечества и
вместе с тем неразрешимость в рамках отдельных государств или регионов.



Происхождение и сущность глобальных проблем


В настоящее время все большее количество философов, социологов,
историков склоняется к мысли, что на современном этапе развития
человечества формируется единая цивилизация на всей планете. Ускорение этой
идеи в науке и общественном сознании способствовало осознанию глобализации
социальных и культурных процессов в современном мире.
Что следует понимать под термином глобализация социальных и
культурных процессов? Этимологический термин «глобализация» связан с
латинским термином «глобус» – то есть Земля, Земной шар и означает
общепланетарный характер тех или иных процессов. Однако глобализация
процессов – это не только их повсеместность, не только то, что они
охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с
интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта
интернационализация означает, что в современную эпоху все человечество
входит в единую систему социально–культурных, экономических, политических и
иных связей, взаимодействий и отношений. Таким образом, в современную
эпоху, по сравнению с прошлыми историческими эпохами, неизмерно возросло
общепланетарное единство человечества, которое представляет собой
принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей
ответственностью. Поэтому ученые и философы считают правомерным говорить о
становлении единой цивилизации и необходимости нового планетарного стиля
мышления.
Такой глобалистический подход ярко обнаруживается в концепциях «пост
индустриального общества», «технологической эры» американских социологов Д.
Белла, З. Бжезинского, А. Тоффлера и др. Эти концепции акцентирую внимание
на том факте, что всякий технологический переворот приводит к глубоким
изменениям не только в производительных силах общества, но и во всем образе
жизни людей. Особенностью же современного технологического переворота,
связанного с информацией общества, состоит в том, что он создает
принципиально новые предпосылки для универсализации и глобализации
человеческого взаимодействия. Благодаря широкому развитию средств массовой
информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации,
человечество объединяется в единую социокультурную целостность.
Существование такого единства диктует свои требования к человечеству, в
целом, и к отдельной личности.
Чем выше уровень технического производства и всей человеческой
деятельности, тем выше должна быть степень развития самого человека, его
взаимодействия с окружающей средой, отсюда и новые требования к личности: в
ней должны гармонически сочетаться высокая квалификация, виртуозное
овладение техникой, предельная компетенция в своей специальности с
социальной ответственностью и нравственными общечеловеческими ценностями.
Однако глобализация социальных, культурных, экономических и
политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами,
породила ряд серьезных проблем, которые получили название «глобальных
проблем современности»:
Экологических, демографических, политических и т.п. Все эти проблемы важны
для настоящего и будущего человечества. Конкретный анализ каждой из них
входит в компетенцию специальных наук: социологии, демографии и т.д.
Философы же концентрируют внимание мировоззренческих смысложизненных
вопросах, рассматривают эти проблемы под углом зрения возможностей и
перспектив выживания человечества. И в этом аспекте на передний план
выходит экологическая проблема.
В чем сущность экологической проблемы? Обобщенно говоря, сущность
экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и углубляющемся
противоречии между производительной деятельности человечества и
стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал основатель
международного исследовательского центра «Римского клуба», изучающего
перспективы человечества перед лицом современных глобальных проблем, А.
Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида на данной ступени его
эволюции состоит в том, что он оказался полностью не способным в культурном
отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые
сам внес в этот мир»[1].
Эти изменения являются плодом всей культурно-преобразовательной и,
прежде всего, производительной деятельности человека. Расчеты ученых
показывают, что техномасса, производимая человечеством за один год,
составляет [pic]-[pic], а биомасса, производимая на суше [pic]. Из этих
расчетов следует, что уже сейчас человечество создало искусственную среду,
которая в десять раз продуктивней естественной среды. Искусственная среда
постепенно и неотвратимо наступает на естественную и поглощает ее и это
один из важнейших факторов, обуславливающий постановку перед человечеством,
экологической проблемы.
В этой связи особую остроту для людей приобретает проблема
повсеместного распространения в окружающей среде производств и продукций, в
первую очередь, радиационных и токсичных видов. В год на каждого жителя
Земли приходится более 20 тонн промышленных и других отходов. В атмосферу
попадает более 200 миллионов тонн окислов серы и азота и миллионы тонн
углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу. И это уже в обозримом будущем
может вызвать повышение температуры атмосферы, а вслед за этим, повышение
уровня морей и затопление значительных участков суши. В результате сотни
миллионов людей рискуют превратиться в «экологических беженцев».
Глобальные проблемы современности и, прежде всего, резкое обострение
экологической проблемы, поставило перед человечеством задачу поиска новых
путей развития, перестройки своих отношений с окружающей средой.


Глобальные проблемы


Из всех глобальных проблем проблема войны и мира до недавнего времени
представлялась самой жгучей проблемой современности. По некоторым подсчетам
за последние 55 веков произошло 14,5 тыс. войн, в которых погибло 3,6 млрд.
человек. За 50 с лишним послевоенных лет в мире произошло 250 войн, в них
участвовало 90 государств, чьи общие потери превысили 35 млн. человек. Это
свидетельствует о том, что мировое сообщество еще не созрело для полного
предотвращения войн, хотя объективные условия настоятельно требуют такой
зрелости. Но усилия народов и государств должны быть направлены, прежде
всего, на преодоление причин, порождающих войны. Для этого требуется
ограничить, а затем и прекратить гонку вооружений – своеобразную раковую
опухоль человечества. Милитаризация стала невыносимым бременем для всех
государств, поскольку лишает их ресурсов, необходимых для преодоления
отсталости и нищеты.
Проблема разоружения, прекращения войн не нова. Она издавна волновала
мыслителей и гуманистов разных стран. В официальном порядке она впервые
обсуждалась на Гаагских мирных конференциях 1899 и 1907 годов, на многих
конгрессах II интернационала, в Лиге Нации (создана в 1919 году). В
современных условиях в ООН (создано в 1945 году), на многочисленных
международных региональных конференциях общественности. На рубеже 80-90
годов достигнуты определенные результаты в области практического
разоружения, о чем свидетельствует советско-американский Договор о
ликвидации ракет меньшей и средней дальности (Вашингтон 1987 год), Договор
об обычных вооруженных силах в Европе (Париж 1990 год), решение
международной конференцией по химическому оружию (Париж 1989 год), Договор
между Россией и США по СНВ-2 по дальнейшему сокращению стратегических
наступательных вооружений (Москва 1993 год).
Однако на пути разоружения стоят еще многочисленные трудности и
препятствия: огромная инерционность гонки вооружений, т.к. создана мощная
база военно-промышленного комплекса с десятками миллионов работников;
высокий уровень военных расходов; крупные масштабы международной торговли
оружием; нерешённость многих социальных проблем, особенно в развивающихся
странах; существенные геополитические амбиции, территориальных споров и
т.д.
Разоружение - это острая необходимость, но это не одномоментный акт,
а тяжелый и длительный процесс, где неприменимо требование «все или
ничего». Решение этой проблемы должны быть посвящены нарастающие усилия
народов и государств.
Экологическая проблема. В её современном виде возникла в 60-х годах
текущего столетия. С того времени стали проявляться и усиливаться симптомы
экологического кризиса, в которые в наши дни характерен практически для
всех континентов Земли, всех государств. Экологический кризис – это резкое
ухудшение состояния естественной среды обитания человека (биосферы) в
результате нарастающего отравления и загрязнения земли, воды, атмосферы.
Одно из проявлений системного кризиса современной цивилизации.
Составные элементы экологического кризиса: разрушение естественного
баланса газового состава атмосферы.
Наблюдается устойчивая тенденция повышения удельного веса углекислого
газа ([pic]) в атмосфере планеты. С 1860 года, т.е. за 130 лет, доля [pic]
в атмосфере выросла на 30%, причем особенно быстрыми темпами она растет в
последние десятилетия. Последствия нарушения газовой оболочки Земли могут
быть катастрофическими в связи с так называемым «парниковым эффектом» и
обусловленным им потеплением климата на Земле. Считается, что примерно
через 50 лет средняя температура на планете может повыситься на 1,5 – 4,5
[pic], что приведет к таянию ледников, айсбергов, горных шапок, к нарушению
геологических структур вечной мерзлоты. Уровень мирового океана (70% земной
поверхности) может подняться на 1,5 метра, произойдет затопление огромных
территорий, в т.ч. крупных многомиллионных городов. Будет нанесен
колоссальный ущерб промышленности, с/х, рыбному и лесному хозяйству,
природным экосистемам в целом.
Разрушение озонового слоя атмосферы озона ([pic]) предохраняет все
живое на планете от губительного ультрафиолетового излучения солнца.
Разрушение этого слоя равносильно гибели человечества, животного и
растительного мира. Согласно данным Института изучения политики в области
окружающей среды (США) сокращение плотности слоя озона на 20% и более можно
сравнить только с прогнозируемыми последствиями всеобщей ядерной войны.
Исследования показывают, что за 1977-1987 гг. по всему миру слой
озона стал тоньше примерно на 3%. Есть предположение, что к 2000 году может
быть уничтожено 16% озонового покрова Земли.
Мировое сообщество, озабоченное данной проблемой, приступило к
разработке мер по её совместному разрешению. В 1985 году подписана Венская
конвенция об охране озонового слоя, 1987 году – Монреальский протокол по
веществам, разрушающий озоновый слой.
Состояние живой и неживой природы. Оно весьма негармонично и внушает
серьёзные опасения ввиду неблагоприятных тенденций дальнейшей эволюции.
Председатель президиума Сибирского отделения РАН, ныне покойный академик
В.А. Коптюг (один из авторов концепции устойчивого развития) отмечает, что
ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн. га
плодородных земель.
Сейчас приобрела взрывоопасный характер демографическая ситуация на
Земле. На переломе XIX – XX веков население удваивалось за 75 лет и
возросло с 1 до 2 млрд. Третий млрд. прибавился к началу 60-х годов – за
половину этого срока. К 1975 году – уже через 13 лет население планеты
возросло до 4 млрд. Ныне, увеличиваясь каждое десятилетие почти на млрд.,
население превысило цифру 5,5 млрд. и грозит через три-четыре десятилетия
дойти до 8-10-12 (подсчеты разнятся млрд. человек)
При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост
населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает
до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами
для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того
разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами
Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в
стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты,
чем ребенок в стране «третьего мира».


Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.


Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего
человечества. Человечество должно выработать эффективные формы
сотрудничества, которые позволил бы всем странам действовать сообща,
несмотря на различия социально – политических, религиозных, этнических и
иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на
определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы
считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма.
Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок,
доведения до логического конца, получает значение общего идеала. При таком
подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в
процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной
реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической
и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой
личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно,
в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества
человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать
односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной
сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно
связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным
производством, и с системой производственных отношений, поскольку без
удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком
духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще
всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает
проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким
подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих
универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в
частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто
значимое не для какого-то ограниченного круга людей, а как-то, что имеет
значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные
ценности и материальные объекты, от достаточного количества, которое
зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов,
отсутствие должностного контроля над ними составляют угрозу человечеству.
Таким образом, глобальные проблемы современности – осознание трагических
перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти
и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий
горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к
поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только
стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубокая потребность
человека в органической связи с другими людьми, которое стало ныне более
осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало
исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более
высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения,
человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде видели не только
представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода
человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием
исторической необходимости, он носит приземлённый характер и способствует
лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с
данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий
характер.



Заключение


Каждая из стран боролась со своими трудностями, не осознавая того
факта, что мир вступил в полосу гигантского всеобщего кризиса, выйти из
которого вообще нельзя, не поняв глобальный характер опасности, не
мобилизовав людей Земли на преодоление её «затруднений». Только
качественный сдвиг во всем человеческом мышлении и поведении могло бы
разорвать этот порочный круг проблем.
Так остается ли у человека хоть проблеск надежды на то, что оно когда-
нибудь распрощается с Глобальными проблемами?
Представитель «Римского клуба» А. Печчеи ещё в 70-х годах уповал на
некую «человеческую революцию», которая должна была приобщить всех людей
Земли к глобальному видению проблем, мобилизовать их силы на борьбу за свое
«выживание». Но можно ли рассчитывать на подобную просветительскую утопию в
мире, где насчитывается свыше 1 млрд. неграмотных и голодающих, где
политики, озабочены сохранением собственной власти, не слушают ученых, а
«массы» заняты своими заботами?
Таким образом, глобальные проблемы современности являются
комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с
региональными и национально-государственными проблемами. В их основе –
противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования
современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к
деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение
глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровен

Новинки рефератов ::

Реферат: Условия трудового договора (Трудовое право)


Реферат: Защита прав человека в период вооруженных конфликтов (Международное публичное право)


Реферат: Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента (Психология)


Реферат: Культура организации (Менеджмент)


Реферат: Cоциология семейно-брачных отношений (Социология)


Реферат: Текст как явление культуры (Культурология)


Реферат: Налог на имущество предприятий и перспективы его развития (Налоги)


Реферат: Особенности системы разделения властей в РФ как смешанной республике. (Право)


Реферат: Визуализация контактных преобразований в среде Visual C++ 6 (Программирование)


Реферат: Автомобильная империя Генри Форда (Транспорт)


Реферат: Контрольное задание (Право)


Реферат: Программа социологического исследования выбор формы обучения (Контрольная) (Педагогика)


Реферат: Политология (Политология)


Реферат: Факторы, влияющие на производительность и удовлетворенность работой (Социология)


Реферат: Общественный и государственный строй (Право)


Реферат: Общая характеристика преступлений против конституционных прав и свобод человека и гражданина (Право)


Реферат: Порівняльна характеристика система освіти України та Південної Кореї (Педагогика)


Реферат: Контрольная работа по делопроизводству (Менеджмент)


Реферат: Пророчества последнего времени (Религия)


Реферат: Участие прокурора в гражданском процессе (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист