GeoSELECT.ru



Спорт / Реферат: Физические упражнения при миопии средней степени (Спорт)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Физические упражнения при миопии средней степени (Спорт)



Рязанская государственная сельскохозяйственная
академия им. проф. П.А.Костычева



Реферат

На тему: «физические упражнения при миопии средней степени»



Выполнила: студентка II курса

факультета ветеринарной медицины


22 А группы


Федотова Т.И.



Рязань 2002г.
Содержание:

|Понятие миопии……………………………………………………………... |3 |
|Близорукость и занятия спортом…………………………………………… |7 |
|Лечебная физкультура при близорукости………………………………….. |8 |
|Занятия лечебной физкультурой……………………………………………. |10 |
|Занятия физкультурой по избранной программе………………………….. |11 |
|Методика занятий физкультурой для лиц, имеющих близорукость средней | |
|степени (от 3 до 6 диоптрий)……………………………………… |17 |
|Приложение………………………………………………………………….. |19 |
|Список литературы………………………………………………………….. |22 |



Понятие миопии.

Миопия (близорукость) — наиболее частый дефект зрения.
Прогрессирование миопии может приводить к серьезным необратимым изменениям
в глазу и значительной потере зрения. Осложненная миопия — одна из главных
причин инвалидности вследствие заболеваний глаз. Медико-социальная
значимость проблемы усугубляется тем, что осложненная миопия поражает людей
в самом работоспособном возрасте.
Многолетние исследования, выполненные в Московском научно-
исследовательском институте глазных болезней им. Гельмгольца, позволили
сформулировать теорию происхождения миопии и обосновать пути и методы ее
профилактики и лечения.
На основе этих исследований выделено 2 основных патогенетических
звена миопии: несоответствие между возможностями ослабленного
аккомодационного аппарата глаз и зрительной нагрузкой и ослабление
прочностных свойств склеры, и ее растяжение под влиянием внутриглазного
давления. По первому механизму формируется более благоприятная форма
миопии, которая остается только оптическим недостатком глаза, по второму —
миопия как серьезная болезнь, склонная к прогрессированию и возникновению
осложнений. В происхождении обеих форм миопии существенное значение имеет
генетический фактор, причем первая форма миопии наследуется преимущественно
по аутосомно-доминантному, а вторая — по аутосомно-рецесспвному типу.
Наследственно обусловленная миопия несколько раньше проявляется у
девочек, чем у мальчиков. Это связано, по-видимому, с модифицирующим
влиянием пола и эндокринными изменениями в организме в период полового
созревания.
На основе "близнецовых исследований" показано, что по наследуемости в
нисходящем порядке располагаются длина оси глаза, преломляющая сила
роговицы, общая рефракция, преломляющая сила хрусталика.
Установлена низкая пенетрантность и экспрессивность гена,
детерминирующего миопию. Это указывает на то, что доминантно наследуемый
ген миопии реализует свое действие только под влиянием неблагоприятных
условий внешней среды или при взаимодействии с другими генами.
При ослабленной аккомодационной способности напряженная зрительная
работа на близком расстоянии становится для глаз непосильной. В этих
случаях организм вынужден так изменить оптическую систему глаз, чтобы
приспособить ее к работе на близком расстоянии без напряжения аккомодации.
Это достигается главным образом посредством направленного умеренного
удлинения переднезадней оси глаза в период его роста и формирования
рефракции. Возникает миопия, которая хотя и несколько прогрессирует, но,
как правило, не достигает более 3,0—4,0 дптр.
Через аппарат аккомодации опосредуется влияние многих неблагоприятных
факторов, способствующих развитию миопии. Эти факторы либо затрудняют его
деятельность (неблагоприятные гигиенические условия зрительной работы,
анизометроппя, астигматизм), либо "поражают" сам аппарат (нарушение
регионарной гемодинамики, дисфункция цилиарной мышцы вследствие
расстройства симпатической и парасимпатической иннервации, хронические
инфекционные заболевания, общая гиподинамия).
На основе данных о роли ослабленной аккомодации в происхождении
миопии была выдвинута идея о возможности профилактики миопии и ее
прогрессирования путем воздействия на аккомодационный аппарат глаза при
помощи физических упражнений и медикаментозных средств.
Разработаны специальные упражнения для цилиарной мышцы со сменными
линзами, с использованием лазерного стекла и более простые домашние
упражнения. Предложен комплекс общих физических упражнений для лиц с
близорукостью, влияющих и на аккомодацию. Показана возможность улучшения
аккомодационной способности глаз посредством акупунктуры или
электропунктуры, а также медикаментозных и физиотерапевтических воздействий
на образования, ответственные за кровоснабжение и иннервацию цилиарной
мышцы. Выявлено стимулирующее влияние ряда медикаментов на цилиарную мышцу.
Перечисленные лечебные меры нормализуют или значительно повышают
показатели аккомодации и регионарной гемодинамики и снижают частоту и
степень прогрессирования миопии в 3—5 раз. На большом клиническом материале
показана принципиальная возможность предупреждения самого возникновения
миопии путем проведения систематических тренировочных курсов в группе
риска, т. е. у школьников с пониженным запасом относительной аккомодации.
В последнее время разработана методика бесконтактного
транссклерального воздействия на цилиарную мышцу с помощью
низкоэнергетического лазерного излучения. Такое воздействие улучшает все
показатели аккомодации и кровоснабжение цилиарной мышцы.
Поскольку прогрессирующая и осложненная миопия вызывает утрату
трудоспособности в связи с понижением зрения, изучение ее патогенеза
приобретает особое значение. На первый план здесь выступает исследование
биомеханических, биохимических и морфологических свойств склеры.
Исследования деформативно-прочностных показателей образцов
склеральной ткани энуклеированных и трупных глаз человека показали, что в
норме склере свойственны анизотропность (большая податливость в
переднезаднем направлении, чем в экваториальном) и неоднородность —
убывание прочности по направлению от передней области к заднему полюсу.
Наименьшую прочность как в норме, так и при миопии имеет задний полюс
глаза.
Установлено, что растяжимость и остаточная деформация образцов склеры
при эмметропии и миопии слабой степени одинаковы, а в глазах с высокой
миопией — достоверно выше, особенно в заднем отделе. При миопии сохраняется
свойственная нормальной склере неоднородность, при этом выявляется
тенденция к увеличению деформации темпоральных отделов, особенно
верхненаружного. Отмечено снижение предела прочности при миопии средней и
высокой степени, особенно в экваториальном поясе и в области заднего полюса
глаза. Анизотропность склеры при высокой миопии становится более
выраженной, чем в норме.



БЛИЗОРУКОСТЬ И ЗАНЯТИЯ СПОРТОМ


Спорт все шире и шире входит в жизнь наших людей. Особенно велика
тяга к нему детей и подростков. Однако, учитывая значительный процент
близорукости среди них, следует с особым вниманием подходить к выбору
соответствующего вида спорта и допустимых нагрузок. Таблица с
противопоказаниями для различных видов спота приведена в приложении.
Непременное условие для занятий спортом близоруких - это четкое
определение противопоказаний, систематический врачебный контроль за
состоянием органа зрения. Спортивные занятия могут благотворно влиять на
состояние глаз при близорукости и способствовать ее стабилизации, но могут
оказать и весьма неблагоприятное воздействие на орган зрения и привести к
осложнениям. Все зависит от степени близорукости, а также от специфики
избранного вида спорта и дозировки спортивных нагрузок.
При не осложненной, стационарной (т.е. не прогрессирующей)
близорукости можно и полезно заниматься некоторыми видами спорта. Если
занятия несовместимы с ношением очков и возможны без оптической коррекции,
то на время занятий очки разрешается снимать. В некоторых видах спорта
требуется высокая острота зрения и в то же время пользоваться очками
нельзя. В таких случаях целесообразна контактная коррекция, т.е. линзы,
надеваемые непосредственно на глазное яблоко.
При осложненной или прогрессирующей близорукости противопоказаны виды
спорта, связанные с большим физическим напряжением, например, борьба,
поднятие тяжестей, с резким перемещением тела и возможностью его
сотрясения.
По существующему положению при первичном врачебном осмотре к занятиям
спортом не допускаются липа, имеющие близорукость свыше 3 диоптрий. Если же
в процессе занятий близорукость прогрессирует и увеличивается до 6
диоптрий, то спортсмену рекомендуют прекратить активные занятия и
значительно снизить нагрузки.
В то же время, как показали исследования и спортивная практика,
умеренные нагрузки, занятия массовыми видами спорта (с учетом
противопоказаний) способствуют, как правило, улучшению или стабилизации
зрения и значительно повышают общее физическое развитие детей и подростков.
Особую пользу им приносят спортивные игры, плавание, туризм.


Лечебная физкультура при близорукости



В комплексе лечебной физкультуры включаются как общеразвивающие, так
и специальные упражнения для глаз. Учитывая, что у близоруких часто
наблюдается нарушение осанки, искривления позвоночника (сколиозы) из-за
привычки чрезмерно наклонять голову и туловище при зрительной работе на
близком расстоянии. Большое значение следует придавать упражнениям для
укрепления мышц-разгибателей туловища и головы (корригирующим) и
дыхательным. Последние играют важную роль в усилении лёгочной вентиляции,
улучшении окислительно-восстановительных процессов, укреплении дыхательных
мышц. Кроме того дыхательные упражнения служат средством периодического
снижения нагрузки.

Занятия лечебной физкультурой можно приводить дома под наблюдением
родителей. Для этого им нужно внимательно следить за выполнением
упражнений, руководствуясь методическими указаниями.
Минимальная продолжительность курса лечебной физкультуры для
школьников, страдающих близорукостью, составляет 3 месяца. Целесообразно
разделить его на 2 периода подготовительный и основной (тренировочный).
Подготовительный период обычно продолжается 12-15 дней.
Задачами этого периода являются:
1. адаптация к физической нагрузке;
2. общее укрепление организма;
3. активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем;
4. улучшение осанки;
5. укрепление мышечно-связочного аппарата;
6. повышение эмоционального состояния.
Данный период характеризуется преимущественно выполнением
общеразвивающих, корригирующих и дыхательных упражнений.
В помещении – занятие может быть построено по типу утренней
гигиенической гимнастики, но его необходимо дополнить общеразвивающими,
корригирующими, танцевальными и дыхательными упражнениями, а также
элементами самомассажа глаз и мышц задней поверхности шеи. Ориентировочная
продолжительность 25-30 мин.


Занятия лечебной физкультурой


Лицам с близорукостью слабой степени необходимо ежедневно выполнять
специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, способствующих
улучшению зрения. Следует во все комплексы включать упражнение «метка на
стекле» для тренировки цилиарной мышцы.
Ориентировочный комплекс упражнений лечебной гимнастики:
1. Исходное положение - стоя, кисти на затылке. 1-2-поднять руки вверх,
прогнуться, 3-4 вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.
2. Исходное положение – стоя или сидя. Медленные круговые движения
головой по 8 раз в каждом направлении.
3. Самомассаж затылка и мышц задней поверхности шеи в течение 1 мин.
4. Круговые движения глазными яблоками. Выполнять медленно в различных
направлениях в течение 40-45 сек.
5. Закрыть глаза. Выполнять несильные надавливания пальцами па глазные
яблоки в течение 25-30 сек.
6. Упражнение «метка на стекле». Выполнять в течение 1—2 мин., тренируя
мышцы каждого глаза в отдельности и обоих глаз вместе.
7. Закрыть глаза и выполнять поглаживание век от носа к наружным углам
глаз и обратно в течение 30-35 сек.
8. Выполнять быстрые моргания в течение 15-20 сек.
9. Посидеть с закрытыми глазами в течение 1 мин., выполнять брюшное
дыхание.


ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ПО ИЗБРАННОЙ ПРОГРАММЕ


Программа самостоятельных занятий физкультурой для лиц, имеющих
близорукость средней степени, может включать разнообразные средства –
подвижные и некоторые спортивные игры, занятия лёгкой атлетикой, женской и
ритмической гимнастикой, турпоходы без переноски больших тяжестей, лыжные
прогулки, катание на коньках и велосипеде, плавание и др. Однако важно
учитывать некоторые особенности выполнения отдельных упражнений.
Лицам с близорукостью средней степени противопоказано принимать
участие в соревнованиях по футболу, баскетболу, регби и хоккею из-за
возможности получения травмы головы и отслойки сетчатки. Это совсем не
значит, что нельзя выполнять, отдельные элементы футбола и баскетбола,
тренируясь на площадке или на стадионе. Во время игры очки необходимо
прочно закреплять с помощью резинки.
Можно заниматься также ходьбой в среднем и быстром темпе, бегом
трусцой в медленном и среднем темпе, прыжками в длину и высоту (количество
прыжков ограничивать до 6-8), бегом по пересечённой местности. Перед
началом прыжков в длину или высоту необходимо хорошо взрыхлить песок в яме,
приземляться мягко, сгибая ноги в момент касания песка. Чтобы лучше видеть
планку для отталкивания, нужно поставить рядом с ней флажок. При кроссовых
тренировках лучше выбирать ровную местность, не бежать между деревьями с
низкой кроной.
Занимаясь ритмической гимнастикой, используйте музыку с темпом не
более 100-110 тактов в минуту, делайте паузы для отдыха, включайте в
комплекс дыхательные и специальные упражнения для мышц глаз.
Находясь в турпоходе, чаще делайте привал, при этом снимайте рюкзак с
плеч.
Ниже приводятся комплексы упражнений, которые рекомендуется
использовать при самостоятельных занятиях физической культурой. Эти
комплексы составлялись с учётом как общеоздоровительных задач (улучшение
деятельности сердечно-сосудистой системы, обмена веществ, сгонка лишнего
веса), так и специальных (профилактика и снижение прогрессирования
близорукости).

Комплекс упражнений для женщин.
Приготовьте место для занятия, постелите коврик, поставьте цветной
предмет (лучше зелёного или голубого цвета), на который будете смотреть,
выполняя отдельные упражнения. Это может быть мяч, ваза, чашка и другие
предметы, которые хорошо видны без очков. Посчитайте пульс, включите
музыку, возьмите волейбольный (резиновый) мяч и начинайте:

1. Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. 1-2 – поднять руки
через стороны вверх, потянуться – вдох, передать мяч в левую руку; 3-
4 – руки через стороны опустить – выдох. Смотреть на мяч, не
поворачивая голову. Повторить 6-8 раз.
2. Исходное положение – стоя, руки с мячом впереди. Круговые движения
руками. Смотреть на мяч, дыхание произвольное. Повторить по 6-8 раз
в каждом направлении.
3. Исходное положение – стоя, держать мяч сзади. 1 – отвести плечи
назад – вдох, 2 – наклониться вперёд прогнувшись (спина прямая),
руки отвести назад – вдох. Смотреть на неподвижный предмет,
находящийся на уровне головы. Повторить 10-12 раз.
4. Исходное положение - стоя, держать мяч сзади. 1 – присесть, мячом
коснуться пола, туловище держать прямо, 2 – вернуться в исходное
положение, смотреть на неподвижный предмет на уровне головы.
Повторить 10-16 раз.
5. Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. Круговые движения
туловищем (тазом), мяч передавать из одной руки в другую по кругу.
Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
6. Исходное положение – стоя, мяч держать впереди в согнутых руках.
Сгибая ногу, коленом ударить по мячу. Повторить 8-10 раз каждой
ногой.
7. Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. 1 – мах правой ногой
вперёд – вверх, мяч из правой передать в левую руку под ногой; 2 –
опустить ногу; 3-4 – то же, передавая мяч из левой руки в правую под
левой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
8. Исходное положение – стоя, мяч прижать ко лбу. 8-10 раз надавить
лбом на мяч (не сильно!), затем мяч прижать к затылку и вновь 8-10
раз надавливать на мяч. Повторить 2—3 раза.
9. Исходное положение – сидя, закрыть глаза и выполнять самомассаж мышц
задней поверхности шеи в течение 40—45 сек.
10. Выполнить упражнение «метка на стекле» в течение 1—2 мин.
11. Бег на месте в среднем темпе (варианты: выбрасывая прямые ноги
вперед или назад, поднимая высоко колени или сильно сгибая ноги в
коленных суставах так, чтобы пяткой касаться ягодиц) в течение 1-2
мин. с последующим переходом на ходьбу.
12. Исходное положение – стоя, руки вверх - вдох, опустить - выдох.
Повторить 4-6 раз.
13. Исходное положение – сидя на полу, упор руками сзади, мяч держать
стопами, ноги подняты. Круговые движения ногами. Смотреть на мяч.
Повторить 8-10 раз в каждом направлении.
14. Исходное положение – сидя па полу, упор руками сзади. Не отрывая рук
и стоп от пола, трижды сгибать и разгибать ноги, подавая туловище
вперед, затем сесть. Повторить 4-6 раз.
15. Исходное положение – сидя па полу, упор руками сзади. 1 - поднять
туловище (таз), голову назад, прогнуться, 2 - вернуться в исходное
положение. Повторить 8—10 раз.
16. Исходное положение – лежа на спине, мяч между стопами. 1 — поднять
ноги и коснуться мячом пола за головой, 2 - вернуться в исходное
положение. Повторить 6-8 раз.
17. Исходное положение – лежа па спине, ноги согнуты, коленями сжать
мяч. Ритмично надавливать па мяч в течение 10-15 сек. Повторить
10—15 раз.
18. Исходное положение - лежа па спине, ноги согнуты, коленями сжать
мяч, руки согнуты. 1-2 – наклонить согнутые ноги в сторону, коленом
коснуться пола, 3-4 – наклонить ноги в другую сторону. Повторить 10-
12 раз.
19. Упражнение то же, но стопы оторваны от пола. Повторить 8—10 раз.
20. Исходное положение – лежа на спине, мяч держать впереди. Поднять
голову и плечи, сесть и вновь лечь. Глазами следить за мячом.
Повторить 8-10 раз.
21. Исходное положение – лёжа на животе, мяч держать сзади. 1 – отвести
руки назад с мячом, приподнять голову и плечи, 2-3 – держать, 4 –
опустить. Повторить 8-10 раз.
22. Исходное положение – лежа на животе, кисти па полу около плеч, мяч
сдавливать стопами. 1 - согнуть ноги в коленных суставах, разогнуть
руки, головой постараться коснуться мяча, 2 - вернуться в исходное
положение. Повторим, 8-10 раз.
23. Исходное положение – на четвереньках. 1 - выгнуть спину, голову
опустить (руки не сгибать!), спину прогнуть, голову поднять.
Повторить 10-12 раз.
24. Исходное положение – на четвереньках. 1 — отвести назад (поднять)
прямую правую ногу и поднять вверх левую руку, прогнуться — вдох, 2
— вернуться в исходное положение, 3—4 - то же другой ногой и рукой.
Повторить по 4—5 раз каждой ногой.
25. Исходное положение – в положении сидя ноги врозь, мяч в руках.
Круговые движения туловищем. При наклоне туловища мячом тянуться
вперед, при разгибании отводить руки с мячом вверх и назад.
Повторить по 5—6 раз в каждом направлении.
26. Исходное положение – в положении сидя ноги врозь, мяч прижать к
животу. Выпячивать брюшную стенку, давить ею на мяч, затем
втягивать. Повторить 10—12 раз.
27. Исходное положение – стоя на коленях, держать мяч впереди. 1 —
поднять мяч вверх, отвести как можно больше назад туловище, голову и
руки, прогнуться, 2 – сесть на пятки, руки опустить. Повторить 8—10
раз.
28. Исходное положение – стоя, мяч в правой руке. Выполнять подскоки на
двух ногах, мяч перебрасывать из одной руки в другую. Выполнять в
течение 20-30 сек.
29. Исходное положение – стоя, туловище наклонено вперед, мяч в
опущенных руках. 1 — повернуть туловище вправо, руки вправо. 2 — то
же влево, смотреть на мяч. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.
30. Исходное положение – стоя. Поднять руки вверх глубокий вдох, 2 —
наклонить туловище, расслабленные руки бросить вниз - выдох.
Повторить 5-6 раз.
Приведенный комплекс рассчитай на 25-30 мин. После выполнения
последнего упражнения посчитайте пульс, проведите водную процедуру. Можно
заниматься и на свежем воздухе. В этом случае бег лучше выполнять на
местности. Количество упражнений можно увеличить или уменьшить в
зависимости от самочувствия и степени подготовленности занимающегося. Если
имеемся возможность заниматься в спортивном зале, то желательно выполнять
также упражнения на гимнастической стенке, со скакалкой пли обручем,
совершенствовать навыки игры в волейбол или другие игры.

МЕТОДИКА ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ ДЛЯ ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ БЛИЗОРУКОСТЬ СРЕДНЕЙ СТЕПЕНИ
(ОТ 3 ДО 6 ДИОПТРИЙ)

Круг средств физкультуры и спорта, которые можно рекомендовать лицам
с близорукостью средней степени, сужен по сравнению с теми, у кого миопия
слабой степени. Они могут заниматься некоторыми видами спорта лишь при не
осложненной близорукости — бегом на средние и длинные дистанции, спортивной
ходьбой, плаванием, парусным спортом, художественной гимнастикой,
гимнастикой по программе III – II спортивных разрядов, городошным спортом,
лыжными гонками. Заключение о возможности занятии даже названными видами
спорта должен сделать окулист.
Важно помнить о том, что следует избегать упражнений с резкими
движениями головы. Поэтому наклоны туловища вперёд лучше выполнять в
положении сидя на полу.
Методика выполнения и комплексы утренней гимнастики, приведённые
выше, для лиц с близорукостью слабой степени в полной мере могут
использоваться и теми у кого имеется миопия средней степени. Однако общую
нагрузку каждый должен регулировать сам, изменяя исходные положения,
облегчая или усложняя упражнения, уменьшая или увеличивая амплитуду
движений в зависимости от самочувствия. Включения в утреннею гимнастику
специальных лечебных упражнений обязательно.



ПРИЛОЖЕНИЕ


|Вид спорта |Противопоказания в зависимости от |Рекомендации по |
| |степени близорукости и состояния |использованию |
| |глаз |оптической коррекции |
|Бокс |Противопоказан при любой степени | |
| |близорукости | |
|Борьба |Противопоказана при любой степени | |
| |близорукости | |
|Тяжёлая |Противопоказана при близорукости |Без коррекции |
|атлетика |высокой степени, а так же при | |
| |любой степени близорукости с | |
| |осложнениями на глазном дне | |
|Велогонка на |Противопоказана при близорукости |Контактная коррекция |
|треке |высокой степени, а так же при | |
| |любой степени близорукости с | |
| |осложнениями на глазном дне | |
|Гимнастика |Противопоказана при всех видах |Без коррекции |
|спортивная |близорукости, кроме стационарной | |
|Гимнастика |Противопоказана при близорукости |Как правило без очков.|
|художественная |высокой степени, а так же |При значительном |
| |близорукости с осложнениями на |понижении зрения – |
| |глазном дне |контактная коррекция |
|Стрельба |Противопоказана при близорукости |Очковая или контактная|
|стендовая, |более – 8 диоптрий |коррекция |
|пулевая, из | | |
|лука | | |
|Современное |Противопоказано при всех видах |Без коррекции |
|пятиборье |близорукости, кроме стационарной | |
| |близорукости слабой степени | |
|Конный спорт |Противопоказан при близорукости | |
| |высокой степени, а так же | |
| |близорукости с осложнениями на | |
| |глазном дне | |
|Фехтование |Противопоказано только при |Очковая или контактная|
| |осложнённой близорукости |коррекция |
|Плавание |Противопоказано только при |Без коррекции |
| |осложнённой близорукости | |
|Водное поло |Противопоказано при близорукости |Без коррекции или |
| |высокой степени, а так же |коррекция контактными |
| |близорукости с осложнениями на |линзами |
| |глазном дне | |
|Прыжки в воду |Противопоказаны при всех видах |Без коррекции |
| |близорукости, кроме стационарной | |
| |близорукости слабой степени | |
|Гребной спорт |Противопоказан только при |Очковая коррекция |
| |осложнённой близорукости | |
|Парусный спорт |Противопоказан только при |Без коррекции |
| |осложнённой близорукости | |
|Лыжные гонки |Противопоказаны только при |Любая коррекция |
| |осложнённой близорукости | |
|Биатлон |Противопоказан только при |Очковая или контактная|
| |осложнённой близорукости |коррекция |
|Горнолыжный |Противопоказан при всех видах |Без коррекции |
|спорт |близорукости, кроме стационарной | |
| |близорукости слабой степени | |
|Прыжки на лыжах|Противопоказаны при любой степени | |
|с трамплина |близорукости | |
|Лыжное |Противопоказано при любой степени | |
|двоеборье |близорукости | |
|Скоростной бег |Противопоказан при близорукости |Без коррекции или |
|на коньках |высокой степени, а так же |контактная коррекция |
| |близорукости с осложнениями на | |
| |глазном дне | |
|Фигурное |Противопоказано при близорукости |Без коррекции или |
|катание |высокой степени, а так же |контактная коррекция |
| |близорукости с осложнениями на | |
| |глазном дне | |
|Спортивная |Противопоказана только при |Любая коррекция или |
|ходьба |осложнённой близорукости |без неё |
|Бег на короткие|Противопоказан при всех видах |Любая коррекция или |
|дистанции |близорукости, кроме стационарной |без неё |
| |близорукости слабой степени | |
|Бег на средние |Противопоказан только при |Любая коррекция или |
|и длинные |осложнённой близорукости |без неё |
|дистанции | | |
|Метания |Противопоказаны при высокой и |Без коррекции или |
| |осложнённой близорукости |контактная коррекция |
|Прыжки |Противопоказаны при высокой и | |
| |осложнённой близорукости | |
|Волейбол, |Противопоказан при близорукости |Контактная коррекция |
|баскетбол |высокой степени, а так же |или без неё |
| |близорукости с осложнениями на | |
| |глазном дне | |
|Футбол, ручной |Противопоказаны при всех видах |Контактная коррекция |
|мяч |близорукости, кроме стационарной | |
|Хоккей |Противопоказаны при любой степени | |
| |близорукости | |
|Теннис, большой|Противопоказан при близорукости |Контактная коррекция |
|настольный |высокой степени, а так же | |
|бадминтон |близорукости с осложнениями на | |
| |глазном дне | |
|Санный спорт |Противопоказан при всех видах |Контактная коррекция |
| |близорукости, кроме стационарной | |
| |близорукости слабой степени | |
|Мотоспорт |Противопоказан при всех видах |Без коррекции |
| |близорукости, кроме стационарной | |
| |близорукости слабой степени | |
|Городки |Противопоказан при близорукости |Любая коррекция |
| |высокой степени, а так же | |
| |близорукости с осложнениями на | |
| |глазном дне | |



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:


1. Под редакцией Анисимова «Физкультура при близорукости», Москва 1993г.
2. Медицинский журнал, 1996г.




Реферат на тему: Физические упражнения-основа здорового образа жизни. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе
ЮурГУ


Кафедра”Физической культуры и спорта”



РЕФЕРАТ

по Физическому воспитанию

на тему: ,, Физические упражнения-основа здорового образа жизни.

Тренировка спортсменов-разрядников в на-
стольном теннисе.”



Работу выполнил: Студент гр МТ-309

Квитовский Д.А.

Проверил: Столярова



Челябинск 2001г.

1. Физические упражнения-основа здорового образа жизни.

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека , но и всего
общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем
им доброго и крепкого здоровья так как это - основное условие и залог
полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы
, успешно решать основные жизненные задачи , преодолевать трудности , а
если придется , то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно
сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и
активную жизнь .
Научные данные свидетельствуют о том ,что у большинства людей при
соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и
более.
К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой
норм здорового образа жизни . Одни становятся жертвами малоподвижности
(гиподинамии) , вызывающей преждевременное старение , другие излишествуют в
еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения , склероза сосудов
,а у некоторых - сахарного диабета , третьи не умеют отдыхать , отвлекаться
от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают
бессонницей что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям
внутренних органов . Некоторые люди , поддаваясь пагубной привычке к
курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь.


1.1 РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА

Труд - истинный стержень и основа режима здоровой жизни человека .
Существует неправильное мнение о вредном действии труда вызывающем якобы
"износ" организма, чрезмерный расход сил и ресурсов ,преждевременное
старение. Труд как физический , так и умственный не только не вреден , но ,
напротив , систематический , посильный ,и хорошо организованный трудовой
процесс чрезвычайно благотворно влияет на нервную систему , сердце и сосуды
, костно-мышечный аппарат - на весь организм человека. Постоянная
тренировка в процессе труда укрепляет наше тело . Долго живет тот , кто
много и хорошо работает в течение всей жизни .напротив , безделье приводит
к вялости мускулатуры, нарушению обмена веществ , ожирению и
преждевременному одряхлению .
В наблюдающихся случаях перенапряжения и переутомления человека виновен не
сам труд , а неправильный режим труда. Нужно правильно и умело распределять
силы во время выполнения работы как физической , так и умственной .
Равномерная , ритмичная работа продуктивнее и полезнее для здоровья
работающих , чем смена периодов простоя периодами напряженной , спешной
работы. Интересная и любимая работа выполняется легко , без напряжения, не
вызывает усталости и утомления . Важен правильный выбор профессии в
соответствии с индивидуальными способностями и склонностями человека.
Для работника важна удобная рабочая форма , он должен быть хорошо
проинструктирован по вопросам техники безопасности . непосредственно до
работы важно организовать свое рабочее место: убрать все лишнее ,наиболее
рационально расположить все инструменты и т. п. Освещение рабочего места
должно быть достаточным и равномерным . Предпочтительнее локальный источник
света , например, настольная лампа .
Выполнение работы лучше начинать с самого сложного . Это тренирует и
укрепляет волю . Не позволяет откладывать трудные дела с утра на вечер , с
вечера на утро ,с сегодня на завтра и вообще в долгий ящик.
Необходимым условием сохранения здоровья в процессе труда является
чередование работы и отдыха . Отдых после работы вовсе не означает
состояния полного покоя . Лишь при очень большом утомлении может идти речь
о пассивном отдыхе . Желательно , чтобы характер отдыха был противоположен
характеру работы человека ( "контрастный" принцип построения отдыха )
.Людям физического труда необходим отдых ,не связанный с дополнительными
физическими нагрузками, а работникам умственного труда необходима в часы
досуга определенная физическая работа. Такое чередование физических и
умственных нагрузок полезно для здоровья . Человек , много времени
проводящий в помещении , должен хотя бы часть времени отдыха проводить на
свежем воздухе .Городским жителям желательно отдыхать вне помещений -на
прогулках по городу и за городом , в парках , на стадионах , в турпоходах
на экскурсиях , за работой на садовых участках и т. п.

1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ

По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической
культуры (в зависимости от структуры движений) можно разделить на две
большие группы: упражнения циклического и ациклического характера.
Циклические упражнения -- это такие двигательные акты, в которых
длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный
двигательный цикл. К ним относятся ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда
не велосипеде, плавание, гребля. В ациклических упражнениях структура
движений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их
выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения,
прыжки, метания, спортивные игры, единоборства. Ациклические упражнения
оказывают преимущественное влияние на функции опорно-двигательного
аппарата, в результате чего повышаются сила мышц, быстрота реакции,
гибкость и подвижность в суставах, лабильность нервно-мышечного
аппарата. К видам с преимущественным использованием ациклических
упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику,
занятия в группах здоровья и общей физической подготовки (ОФП).

1.3 УТРЕННЯЯ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому
приведению организма в рабочее состояние после пробуждения, поддержанию
высокого уровня работоспособности в течение трудового дня,
совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время утренней гимнастики
и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и
мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость
ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и
внутренних органов.

1.4 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Этот вид оздоровительной физкультуры используется в различных
формах непосредственно на производстве. Вводная гимнастика перед
началом работы способствует активизации двигательных нервных центров и
усилению кровообращения в рабочих мышечных группах. Она необходима
особенно в тех видах производственной деятельности, которые связаны с
длительным сохранением сидячей рабочей позы и точностью выполнения
мелких механических операций.
Физкультурйые паузы организуются непосредственно во время работы.
Время их проведения определяется фазами изменения уровня
работоспособности -- в зависимости от вида деятельности и контингента
работающих. Физкультурная пауза по времени должна опережать фазу
снижения работоспособности. С помощью выполнения упражнений с
музыкальным сопровождением для незадействованных мышечных групп (по
механизму активного отдыха) улучшается координация деятельности нервных
центров, точность движений, активизируются процессы памяти, мышления и
.концентрации внимания, что благотворно влияет на результаты
производственного процесса.

1.5 РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений
и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального
сопровождения. В ней используется комплекс различных средств,
оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых
упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему,
наклоны и приседания -- на двигательный аппарат, методы релаксации и.
самовнушения -- на центральную нервную систему. Упражнения в партере
развивают силу мышц и подвижность в суставах, беговые серии --
выносливость, танцевальные -- пластичность и т. д. В зависимости от
выбора применяемых средств занятия ритмической гимнастикой могут носить
преимущественно атлетический, танцевальный, психорегулирующий или
смешанный характер. Характер энергообеспечения, степень усиления
функций дыхания и кровообращения зависят от вида упражнений.
Серия упражнений партерного характера (в положениях лежа, сидя)
оказывает наиболее стабильное влияние на систему кровообращения.. ЧСС
не превышает 130-- 140 уд/мин, т. е. не выходит за пределы аэробной
зоны; потребление кислорода увеличивается до 1,0--1,5 л/мин; содержание
молочной кислоты не превышает уровня ПАНО -- около 4,1 ммоль/л. Таким
образом, работа в партере носит преимущественно аэробный характер. В
серии упражнений, выполняемых в положении стоя, .локальные упражнения
для верхних конечностей также вызывают увеличение ЧСС до 130--140
уд/мин, танцевальные движения -- до 150--170, а глобальные (наклоны,
глубокие приседания) --до 160--180 уд/мин. Наиболее эффективное
воздействие на организм оказывают серии беговых и прыжковых упражнений,
в которых при определенном темпе ЧСС может достигать 180--200 уд/мин, а
потребление кислорода -- 2,3 л/мин, что соответствует 100%МПК. Таким
образом, эти серии носят преимущественно анаэробный характер
энергообеспечения (или смешанный с преобладанием анаэробного
компонента); содержание лактата в крови к концу тренировки в этом
случае достигает 7,0 ммоль/л, кислородный долг -- 3,0 л (В. В. Матов,
Т. С. Лисицкая, 1985).
В зависимости от подбора серий упражнений и темпа движений занятия
ритмической гимнастикой могут иметь спортивную или оздоровительную
направленность. Максимальная стимуляция кровообращения до уровня ЧСС
180--200 уд/мин может использоваться лишь в спортивной тренировке
молодыми здоровыми людьми. В этом случае она носит преимущественно
анаэробный характер и сопровождается угнетением аэробных механизмов
энерго- обеспечения и снижением величины МПК. Существенной стимуляции
.жирового обмена при таком характере энертообеспечения не происходит; в
связи с этим не наблюдаются уменьшение массы тела и нормализация
холестеринового обмена, а также развитие общей выносливости и
работоспособности.
На занятиях оздоровительной направленности выбор темпа движений и
серий упражнений должен осуществляться таким образом, чтобы тренировка
носила в основном аэробный характер (с увеличением ЧСС в пределах 130--
150 уд/мин). Тогда наряду с улучшением функций опорно-двигательного
аппарата (увеличением силы мышц, подвижности в суставах, гибкости)
возможно и повышение уровня общей выносливости, но в значительно
меньшей степени, чем при выполнении циклических упражнений.



2. Тренировка спортсменов-разрядников в настольном теннисе.

2.1 Разминка.

Разминка- это комлекс специальных средств, задача которых не только
подготовить к предстоящей специальной деятельности но и предотвратить
травматизм. У теннисистов –разрядников разминка состоит из двух частей-
общей и специальной. В общей части разминки используют упражнения
такого характера, благодаря которым достигается повышение обмена
веществ, организм разогревается. Такие упражнения повышают деятельность
сердечно-сосудистой системы, вентеляцию лёгких, увеличивают потребление
кислорода организмом. Упражнения этой части разминки выполняются до
лёгкого потоотделения, тогда будет достигнут необходимый уровень
терморегуляции организма и работы органов выделения.
В специальной части разминки опорно-двигательный аппарат ваш
подготавливается к предстоящей специфической работе. Здесь используют
специальные упражнеия, направленные на отработку технических приёмов
или их сочетаний, такие как имитационные упражнения, игра с тенью,
работа на тренажёрах и т.д способствующие достижению оптимального
уровня возбуждения нервных центров коры больших полушарий головного
мозга. Говоря языком специалистов устанавливаются условно-рефлекторные
связи, уточняется дифференцировка мышечных усилий, проверяется
согласованность всех фаз ударных движений и передвижений. Значительное
время уделяют упражнениям имитирующих технику ударов и передвижений в
отдельности или в сочетании. По характеру движений они близки к технике
игры, помогают её осваивать и закреплять в упрощённых условиях,
постоянно подводя спортсмена к игре на столе.


2. Комплекс имитационных упражнений


Приведём пример комплекса имитационных упражнений:


1) Накат справа из двух точек стола: правого угла и середины.
2) Накат справа из трёх точек стола: правого угла, середины и левого
угла.
3) Накат слева из двух точек стола: правого угла и из середины.
4) Накат слева из трёх точек стола: левого угла, середины и правого угла.
5) Из правого угла стола-срезка, из середины стола-накат или топ-спин
справа.
6) Из левого угла стола-срезка, из правого угла-накат или топ-спин справа
.
7) Из правого угла стола-срезка, из левого угла-накат или топ-спин.
8) Из правого и левого углов стола поочерёдные накаты или топ-спины
справа и слева.
9) Поочерёдные накаты или топ-спины справа и слева из середины стола.
10) Поочерёдные накаты или топ-спины справа и слева из левого угла стола.
11) Имитация любимой подачи с коронным завершающим ударом справа или
слева.
12) Имитация любимой подачи с последующим выполнением наката или топ-
спина слева из левой половины стола и завершающий удар из правого угла
стола.
Упражнения выполнять не более 20-30 сек. или 10-15 раз, по 2-3
серии. Во время выполнения упражнений нужно следить за правильностью
движений, мысленно представляя себе игровую ситуацию и также мысленно
контролировать свои движения.


2.3 Упражнения без партнёра, с партнёром, на
тренажёрах.

Упражнения без партнёра выполняют как для овладения основами
техники игры, так и для её совершенствования, умения активно и
сознательно анализировать свои действия, контролировать собственные
движения, а также для совершенствования качеств необходимых в
настольном теннисе, главным образом в действиях, независимых от
соперника. Это жонглирование мячом, игра у стенки, и другие упражнения.
Упражнения с партнёром используют для изучения и закрепления техники
приёмов и тактики действий, совершествование их при активной помощи
партнёра.
Использование этих упражнений позволяет создать все предпосылки для
правильного выполнения и успешного завершения игроком всех технических
приёмов. В таких упражнениях вы с партнёром договариваетесь-что
выполняет один и как отвечает на его удары другой. При этом нужно
стараться подобрать такие упражнения, которые соответствовали бы уровню
обоих спортсменов, чтобы выполнять их с небольшим количеством ошибок.
Применение этих упражнений создаёт благоприятные условия для
деятельности в разнообразных игровых ситуациях и развитие таких важных
качеств для игры в настольный теннис, как умение выбирать момент для
начала и завершения атаки, выявлять взаимосвязь расстояния, силы
вращения и скорости полёта мяча, выполнять технические приёмы в
зависимости от действий партёра.
Все мы хорошо знаем, как широко используют для совершенствования
физических качеств различные тренажёры и даже комплексы тренажёров. И
очень мало мы знаем о тренажёрах которые применяются в споривных играх.
Хотя они значительно ускоряют закрепление двигательных навыков.
Взанятиях по настольному теннису, в качестве вспомогательных средств,
можно использовать снаряды и инвентарь, имеющийся на вооружении в
других видах спорта. Из гимнастики можно заимствовать перекладину,
кольца, скакалки. Также есть спец. тренажёры для тенниса. Наибольшее
распространение получили такие тренажёры, как ,,Велоколесо”,”Мяч на
штоке”,”Удочка”,”Щит-отражатель”,”Утяжелённая ракетка”и т.п.



Литература:
1) ”Настольный теннис” Галина Баргукова.
М-“Физкультура и спорт” 1990г

2) Г. И. Куценко , Ю.В. Новиков "Книга о
здоровом образе жизни"







Новинки рефератов ::

Реферат: Мережне адміністрування (Программирование)


Реферат: Иностранцы в Германии (Иностранные языки)


Реферат: Солнечная система (Астрономия)


Реферат: Баня и ее влияние на оздоровление (Спорт)


Реферат: Автоматизация рабочего места менеджера по учету товара (Программирование)


Реферат: Конструкция окон (Технология)


Реферат: Возникновение и эволюция Вселенной (Астрономия)


Реферат: Крестовые походы в еврейских и византийских источниках (История)


Реферат: Принцип работы лазера и его применение (Естествознание)


Реферат: Гражданское право РФ (Гражданское право и процесс)


Реферат: ВИЩІ ОРГНИ ДЕРЖАВНОЇ ВЛАДИ Украiни (История)


Реферат: Эволюция химических соединений на земле (Естествознание)


Реферат: Метадычныя рэкамендацыi i распрацоука урокау па тэме «Развiцце мовы у 5 класе» (Литература)


Реферат: Институт собственности по гражданскому праву и его значение в становлении рыночной экономики в России (Гражданское право и процесс)


Реферат: Участок по изготовлению изделий из безвольфрамовых твердых сплавов на основе карбида титана (Металлургия)


Реферат: Принцип работы и назначение телескопа (Астрономия)


Реферат: Иоганн Вольфганг Гете (Исторические личности)


Реферат: Десятично-двоичный сумматор (Программирование)


Реферат: Богатыри (Культурология)


Реферат: Владимир Сергеевич Соловьев (Исторические личности)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист