GeoSELECT.ru



Социология / Реферат: Позитивная социология Огюста Конта (Социология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Позитивная социология Огюста Конта (Социология)




РЕФЕРАТ



ПРЕДМЕТ: ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ.



ТЕМА: Позитивизм в социологии.


Огюст Конт.



Студентки первого курса


Факультета социологии


Группа – С1СПР, ИСН


Пакиной Ольги.



МАУП – 2000


План реферата:

1. Биография Огюста Конта.
2. Идейные истоки социологии Конта.
3. Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.
4. Социальная статика и социальная динамика по Конту.
5. Формирование принципов социологического метода Конта.
6. Вывод.



1. Биография Огюста Конта.

Был ли Огюст Конт подлинным создателем, «отцом» социологии – вопрос
спорный. Бесспорно то, что он стал ее «крестным отцом», так как дал ей имя,
изобрел само слово «социология». Термин «социология» составлено из двух
слов, взятых из двух разных языков: латинского “societas” («общество») и
греческого ”(((((” («слово», «учение»). Как бы то ни было, уже благодаря
тому, что Конт изобрел слово «социология» он занимает важное место в
истории этой науки.
Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 года в городе
Монпелье в семье чиновника, сборщика податей. Родители Конта были
правоверными монархистами и католиками. Но сам Конт довольно рано отошел от
принятых в своей семье ценностей и стал приверженцем идеалов Великой
Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в
1814 году он поступает в Политическую школу в Париже, в которой царят
либеральные и республиканские идеи.
В это время Конт активно изучает математику, читает много трудов по
философским, экономическим и социальным проблемам. Своим поведением он как
бы стремился доказать правильность французской пословицы: « Кто хочет быть
молодым в старости, должен быть старым в молодости».
В 1817 году Огюст Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой
должности известного историка Огюстена Тьерри. Изначально их отношения
носили дружеский характер, и Конт, в принципе является одним из участников
школы сенсимонизма. Но в последствии их отношения портятся и заканчиваются
разрывом в 1824 году.
В 1826 году Конт приступает к чтению платных публичных лекций по
философии на дому. Лекции потом были прерваны из-за его тяжелого
психического заболевания и возобновлены лишь в 1829 году. С 1830 по 1842
Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного «Курса позитивной
философии». Во второй половине 40-х он обращается к проповеднической и
практической организационной деятельности, он проповедует позитивизм как
политическое, религиозное и моральное учение. И в 1847 году он
провозглашает Религию Человечества, а в 1848 – создает Позитивистское
общество. В последние годы жизни он провозглашал себя первосвященником
Религии Человечества и занимался разработкой нового религиозного учения и
культа. Умер Огюст Конт 5 сентября 1857 года в окружении своих учеников.
Огюст Конт никогда не занимал прочных позиций в академической системе
Франции того времени, он всего лишь довольствовался ролью репетитора и
экзаменатора в Политехнической школе и в Коллеж де Франс и еще давал
частные уроки…в последние годы жизни он в основном жил на средства,
собираемые его сторонниками-позитивистами.
В его жизни было две женщины, которые оказали на него непосредственное
влияние и вместе с Контом вошли в историю социологии. Первой женщиной была
его жена – Каролина Массен. Появление Каролины в своей жизни Конт
расценивал, как самую серьезную ошибку, совершенную ним. Из-за частых
конфликтов с женой, душевная болезнь Конта часто обострялась, и, в конце
концов, они расстались. Вторую же женщину Конт боготворил до конца своих
дней, хоть и познакомился с ней за год до ее смерти. Ее звали Клотильда де
Во, и Конт прославил ее в предисловии к своей четырехтомной работе «Система
позитивной политики» и даже разработал особые ритуальные действа,
посвященные ей, и неуклонно и тщательно исполнял их.
Стиль сочинений Конта отличается растянутостью изложений, громоздкими
фразами и частыми повторами. Его совершенно не волновала красота стиля
изложения мыслей. Но в то же время он стал автором многих афоризмов и
девизов. Вот некоторые из них: «Порядок и прогресс», «Знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы мочь», «Знать, чтобы мочь, думать, чтобы
действовать», «Жить для других», «Жить при ясном свете», «Любовь как
принцип, порядок как основание, прогресс как цель», «Мы разрушаем только
то, что заменяем» и другие.
Конт был чрезвычайно неуравновешенным человеком и страдал психическими
недугами, хотя в целом, его нельзя назвать умалишенным. Говоря о личности
Конта, нужно сказать, что этот выдающийся человек был «маргиналом»,
человеком «на грани», на краю во многих отношениях. Он находился на грани
между академическим и неакадемическим мирами, между семейным и холостым
состоянием, между здоровьем и болезнью, наукой, религией и утопией.


2. Идейные истоки социологии Конта.

Древнейшим предшественником подлинной социальной науки Конт считает
Аристотеля, который стремится рассматривать наблюдение, как основу этой
науки, а человека, как животное политическое. Среди оказавших влияние на
формирование взглядов Конта или просто высоко им ценимых, нужно отметить
философов Френсиса Бэкона, Декарта, Юма, Кондильяка, а также видных
естествоиспытателей прошлого.
Первую значительную попытку целостного, основанного на «духе
универсальности» рассмотрения социального развития Конт находит у Боссюэ.
Конт испытал влияние либерального направления в политической экономии,
главным образом Адама Смита и Жан-Батиста Сэя. У Адама Смита, которого Конт
называет «прославленным и рассудительным», он отмечает глубокий анализ
разделения труда. «Мудрый» Тюрго также повлиял на контовское представление
о прогрессе и предвосхитил его закон «трех стадий», разделив культурный
прогресс человечества на три стадии: религиозную, спекулятивную и научную.
Чрезвычайно высоко Конт оценивает вклад Монтескье, который впервые
распространил принцип детерминизма на познание социальных явлений и
показал, что эти явления подчинены действию естественных законов. Конт
признает важный вклад Гоббса в становление социальной науки. Но особенно
высоко он ценит двух мыслителей, идеи которых противостояли друг другу: де
Местра и Кондорсе. Стремясь соединить и примирить традиционализм и
либерализм, консервативный и революционный дух, он рассматривает концепции
обоих мыслителей, как взаимодополняющие. Главный социальный лозунг Конта:
«Порядок и прогресс» опирается на идею порядка у де Местра и идею прогресса
у Кондорсе, которого, между тем, Конт считал своим «духовным отцом».
Особенно глубокое влияние на Конта оказал Сен-Симон, хотя сам Конт это
решительно отрицал. Трудно найти у Конта какую-либо идею, которая бы не
присутствовала уже в какой-либо форме в сочинениях Сен-Симона. Можно
сказать, что идея социальной реальности, ключевая для становления
социологии как науки, была в значительной мере воспринята Контом у Сен-
Симона. Даже само выражение «позитивная философия» Сен-Симон использовал
еще в 1808 году, то есть задолго до основания Контом самой позитивной
философии. Еще до Конта Сен-Симон в «Письмах Женевского обитателя»
указывает на аналогию между социальным телом и биологическим организмом.
Сам жизненный и творческий путь Конта от проповедника новой науки до
проповедника новой религии в известном смысле повторил маршрут Сен-Симона,
в деятельности которого также различаются три периода: научный, социально-
реформаторский и период чувства и веры, в который он разрабатывал «новое
христианство».
В целом Конт стремился объединить противоречивые идейные традиции:
просветительскую идею прогресса и традиционализм, и средневековый
католицизм. В последнем ему особенно импонировала идеология социально-
иерархической и наднациональной структуры. Конт считает устаревшей
христианскую догматику, но не религию как таковую. Он стремится устранить
Бога именем религии. Сама же религия вечна, так как человек, в его
интерпретации, - существо не столько рациональное, мыслящее, рассуждающее,
сколько эмоциональное, чувствующее, верующее. Но для обновления религии,
так же, как и всего человечества, по Конту, нужны новые интеллектуальные
основания.


3.Позитивизм, классификация наук и предмет Контовской социологии.

Аналитические размышления Конта касаются того периода истории, который
переживало европейское общество в начале 19-го столетия. На смену обществу,
которое он называл теософским и военным, приходит другое общество – научное
и индустриальное. Конт считал, что в зарождавшемся обществе, ученые заменят
теософов и создадут новую интеллектуальную и моральную основу общественного
порядка. Присматриваясь к обществу, в котором он жил, Конт пришел к выводу,
что главное условие победы нового строя – проведение интеллектуальной
реформы. Социология должна стать способом понимания неминуемости истории, и
объясняя ее ход, должна способствовать построению определенной социальной
организации. В общем, история человечества представлялась Конту, как
история духовного прогресса, в виде обучения позитивному мышлению, которого
достиг индустриальный мир Западной Европы.
Овладение позитивным мышлением в социальном знании должно было
воплотиться в новой науке – социологии. Эта наука должна стать, по мнению
Конта, способом преодоления кризиса социального мира, она предложит систему
идей, касательно перестройки общества. Такая наука, которая синтезирует
все предыдущие достижения, по проекту Конта, будет опираться на общие
законы развития человечества, раскроет всеобъемлющий детерминизм, который
может быть использован людьми для совершенствования общественной
организации. То есть, понимая и объясняя с помощью позитивного мышления
«колебательную фатальность», социология будет способствовать общественному
прогрессу.
Французский теоретик предпринял еще и попытку классифицировать науки. Все
науки, по его мнению, составляют непрерывную шеренгу, в которой
прогрессивно уменьшающейся общности и абстрактности соответствует
прогрессивно возрастающая сложность и конкретность. Начиная от самых
абстрактных и общих и переходя к конкретным дисциплинам, Контовская
иерархия наук такова: математика, астрономия, физика, химия, биология,
социология, в ней каждая последующая наука менее абстрактна и исследует
более сложные явления.
Из предложенной иерархии следует, что развитие конкретных наук невозможно
без предыдущего изучения положений, установленных более абстрактными
науками.
Социология появляется в арсенале человеческого знания, когда другие его
сферы уже достаточно развиты.
Создание всеобъемлющей системы наук было необходимо фундатору социологии
для изложения «позитивной философии», то есть того, что есть наукой в
науках, и отделение ее от метафизики и религии. Социология завершала приход
позитивной стадии развития человеческого познания, победу над схоластикой и
мистицизмом прошлого.
Конт считал, что социологи должны изучать «социальные органы», как
биологи живые «организмы», акцентируя на «органической целостности» и
саморегуляции общества, части которого – взаимозависимы. Такой подход в
социальном анализе получил название функционализма. Органические аналогии
были обусловлены желанием основателей социологии опираться на авторитет
биологии, успехи которой в 19-ом веке были общепризнанными.


4.Социальная статика и социальная динамика по Конту.

В социальном анализе О. Конт выделил два направления:
1) изучение социального порядка – социальную статику;
2) изучение социальных процессов и изменений – социальную динамику.
В плоскости первого исследуются предпосылки существования и законы
функционирования общественной системы, а другого – законы развития и
изменений социальных систем. Французский социолог поставил перед собой
задачу: раскрыть законы социального существования в его организованных
формах и процессах развития.
«Всеобщее благополучие», которое ученый положил в центр своего понимания
общества – это последствие присущих человеку врожденных психологических
черт, которые подталкивают его к общественной жизни. Эти черты сводятся к
двум склонностям людей: быть в обществе себе подобных и делать вместе с
другими добро другим. При этом необходимо преодолевать эгоистические
стремления, которые подталкивают индивидов отрекаться от гражданского
положения. В борьбе двух инстинктов: социального (альтруистического) и
индивидуалистичного (эгоистического) в историческом развитии победил
первый, и это реализовалось в наиболее распространенных формах социальной
общности, таких как семья и трудовая кооперация. Предложенные Контом законы
социальной статики – дифференциация, централизация власти и развитие общей
морали – стали фундаментом его видения социального порядка.
Изучение законов развития общества в системе французского теоретика
предполагается в плоскости социальной динамики. Под таким углом зрения
рассматриваются «законы наследования», или модели изменений социальных
систем во времени. Такие изменения обусловлены философскими доминантами
социума. То есть, решающим фактором считается прогресс человеческого духа.
Социальный прогресс – это продукт интеллектуального развития, который
проходит 3 стадии – теологическую, метафизическую и, в конце концов,
позитивную. Этим стадиям соответствуют определенные формы хозяйства,
общественного строя, политики, искусства. Контовский «закон трех стадий»
иллюстрирует его тезис, что социальное развитие зависит от
интеллектуального развития человечества.


5.Формирование принципов социологического метода Конта.

Конт был одним из мыслителей, кто уделял большое внимание
методологическим проблемам. В ответ на вопрос: как выделять,
систематизировать и использовать факты социальной жизни? Он предложил
несколько исследовательских принципов, сформулированных в 4 методах новой
науки: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический анализ.
Метод наблюдения, по утверждению основателя социологии, это основной
метод данной дисциплины. Опираясь на объективные данные, социология будет
избавляться от ненаучных спекуляций. В то же время, Огюст Конт
подчеркивал, что подбор эмпирического материала должен направляться
теорией, иначе социолог получит просто нагромождение случайных,
изолированных фактов, которые сами по себе мало что скажут: «Очевидно, что
любые социальные наблюдения, статичные или динамичные…должен
предусматривать…постоянное использование фундаментальных теорий». В
отсутствии позитивной теории Конт видел основную преграду становления новой
науки.
Экспериментальный метод заключается в том в обследовании процессов
изменений под влиянием специально созданных для исследования условий.
Сравнительный метод заключается в сопоставлении подобных или отличных,
прошлых или возможных элементов различных общественных форм для выяснения
фундаментальных черт социального мир, сравнения жизнедеятельности разных
народов для выведения общих законов их существования. При этом важно
пользоваться этим методом в пределах определенной теории развития
человеческого общества.
Исторические методы основываются на сравнении последовательных этапов
развития человечества. Конт считал, что эти методы – наиболее специфичны
для социологии. Сопоставление современного состояния с прошлым – этот
своеобразный вариант сравнительного метода в широком историческом контексте
– дает возможность выявить закономерности социальной динамики, систему
общих законов общественного развития.



6.Вывод.

Значение личности Огюста Конта в истории социологии заключается в том,
что он стал первым систематизатором социальных закономерностей, объединил
идеи и выводы из широкого круга протосоциологии. Он сумел связать зачатки
социальных знаний в определенную целостность – социологию, разработал
модель новой науки.
По словам его известного ученика – Эмиля Дюркгейма, заслуга Конта состоит
в том, что в результате анализа наук того времени, он констатировал
присутствие определенной взаимосвязи в социальных процессах, которая
требовала отдельной дисциплины для изучения. И даже если Конта не удалось
создать новую науку «одним махом», от его основная идея – позитивизм,
объективная характеристика социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, «была
бесконечно плодотворной и пережила, намного пережила своего автора.
Огюст Конт понимал лучше чем большинство его приверженцв и
последователей, значение выделения фундаментальных принципов социальной
организации, раскрытие природы общественной жизни. Его активная защита
принципов научности, аргументации необходимых черт новой науки стала
прочным фундаментом той теоретической конструкции, которая в последствии
утвердилась, как социология.







Реферат на тему: Политика как социальный институт

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «Социология»



ТЕМА: Политика как социальный институт.



Преподователь: Шведов Л.А.



Выполнил: студент 3-го курса

**************

***************



Москва
1999 г.
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики
государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является
деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке
стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает
фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику,
которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из
важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и
стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и ,как
следствие, увеличения национального дохода .
Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости и
обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие
немаловажные проблемы , как нестабильность на рынке труда и невозможность
охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием
нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждятся на
сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в
зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации
общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.
Неоклассики рассматривали рынок труда как равноценный, где опыт и
предложение уравниваются при помощи колебаний уровня заработной платы, а
безработица выступает смягчающее, то есть вызванное природным стремлением
работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что
невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным рыночным силам.
Наиважнейшими причинами развития и активизации деятельности буржуазного
государства в сфере, которая рассматривается, были:
1) развитие НТР и повышение роли человека в общественном производстве;
2) обеспечение общих условий воспроизводства, в том числе
воспроизводство рабочей силы;
3) обеспечение предпринимательства необходимыми кадрами;
4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;
5) способствование развитию и совершенствованию интеллектуального
потенциала общества;
6) влияние идей и конкретных социальных достижений (отсутствие явной
безработицы - прежде всего) капитализма;

Влияние государства на рынок труда осуществляется прямыми и косвенными
средствами.
Возникает вопрос, возможна ли безработица в нашем обществе. Возможно и
неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену
форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и
структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.
Реальные и потенциальные масштабы безработицы в России в разных ее
формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы
(когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР
достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем
обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного
шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в США - 7,143 т.
Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только
15 чел., тогда как в США - около 90 чел., и т.д.), то безработными стало бы
более 30 млн. чел. В 1988 г. , по расчетам специалистов, из 131 млн. чел.,
занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве.
Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них
требовались люди для сельхоз работ, уборки территории и других
непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе
является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию
экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление
внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую
силу и увеличивает армию безработных.
Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в
том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало,
рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно
повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а
дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При
этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные
кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня
зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в
трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей
силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во
всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои
социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и
использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей
силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на
вооружение концепции эффективной занятости.
Полная занятость превратилась в нашем обществе в поголовную занятость
маломобильной рабочей силы, которая привыкла получать низкую заработную
плату не за труд, а за рабочее место. Значительная часть работников и
сейчас занята неквалифицированным рабочим трудом в сфере производства. Эта
модель использования трудовых ресурсов нацелена на дешевую рабочую силу с
неразвитыми современными потребностями и большим количеством бесплатных
социальных услуг достаточно низкого качества.
Игнорируется обратная связь - “ производство - человек”. Производство
нацелен в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии
социального ориентированного общественного производства такая политика
применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение
рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей,
низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п. Полная
занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному
образцу (“ кто не работает тот не ест”, имеется в виду только
государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим
способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами
существования, а также тотальным контролем за населением за населением.
При этом занятость характеризовалась большими диспропорциями: рядом с
излишком рабочей силы в одних сферах и видах деятельности существует
колоссальный дефицит рабочих кадров в других ( на 100 верстаков, которые
работают в одну смену, приходится 60 работников, пятая часть машин
простаивает в автопарках из-за отсутствия водителей, не достает доярок,
механизаторов и строителей).
Поэтому во второй половине 80-х годов была определена и получила
официальное одобрение концепция эффективной занятости. Это не поголовная, а
социально ориентированная занятость, основными компонентами которой
являются: сокращение (ликвидация в будущем)тяжелого,примитивного,
неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает
возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько
они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму
с администрацией, что предусматривает возможность ведения переговоров по
условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы
собственности (гос. предприятие, частное, кооперативное, коллективное,
общественное и т.п.); усиление связи оплаты труда с конечным результатом,
ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание
общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация
максимума заработной платы.
Обеспечение занятости на начальном этапе становления рынка.
Самые первые шаги к рыночной экономике ударили еще по одной сфере
относительного социального благополучия в прежней системе хозяйствования -
по полной занятости.
Проблема эта исключительно сложна уже тем, что затрагивает устои
прежней экономической системы, исключавшей безработицу, во всяком случае,
не скрытую привлечением избыточных работников. Важно отметить, что
безработица, с которой мы начинаем сталкиваться сейчас, связана не с
техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит
циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими
деформациями в предшествующем развитии народного хозяйства.

Устранение таких деформаций требует форсированного роста производства
товаров народного потребления, появления в этой области новых предприятий,
фирм. Здесь в связи с высоким спросом (и, значит, высокими ценами) должна
больше повышаться и заработная плата.
Поэтому в данной сфере в целом угроза безработицы должна отсутствовать.
Предприятия же машиностроения, военно-промышленного комплекса находятся в
упадке.
Такое положение образует базу для структурной безработицы, характерной
для нашей преобразующейся экономики. И речь здесь, очевидно, идет о
процессе не только трудном и болезненном, но и весьма затяжном, поскольку
устранение глубоких структурных перекосов в короткие сроки нереально.
Впрочем, и это устранение не снимет проблему безработицы полностью.
Последняя лишь обретет формы, характерные для зрелой рыночной среды, в
которой высвобождение работников происходит прежде всего под воздействием
реализуемых предложений научно-технического прогресса и интенсификации
производства.
Далее, если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства
товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение
спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Вообще говоря,
не может быть безработицы в том обществе, где пусты полки магазинов: спрос
на продукты и товары должен автоматически "всосать" высвобождающихся
работников показали неготовность как государственных органов так и самих
предприятий к решению проблемы.
Отказ от установки на полную занятость означает потерю важной
социальной гарантии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Здесь
требуется если не полное предотвращение такой потери (это невозможно), то,
по крайней мере, ослабление порождаемых ею явлений.
Необходим комплекс мероприятий, упорядочивающих процесс, не дающих
безработице стать массовой, позволяющих эффективно вести переквалификацию
работников, поддерживать их в период поиска работы, активно создавать
новые рабочие места и т.д.
Снижение капитальных вложений в государственном масштабе (а оно
неизбежно при "ни проблем финансовой мобилизации и ликвидации дефицитности
бюджета) может быть несколько компенсировано энергичной инвестиционной
политикой местных, региональных властей.
Сейчас в первую очередь предполагается обеспечить компенсацию потерь в
оплате труда. Речь идет прежде всего о пособиях по безработице, выплате
подъемных на новом месте жительства, выходных пособий т.п. Вопрос упирается
в источники финансирования, в создание особых служб занятости, системы
переподготовки кадров, информационных центров, сосредоточивающих данные об
излишках рабочей силы и потребности в ней.
Наиболее перспективной и эффективной представляется система
экономических льгот предприятиям, которые сами создадут у себя
дополнительные рабочие места и трудоустраивают высвобождающих работников,
переобучают их. В награду такие предприятия могут освобождаться от части
налогов, получать льготные инвестиции под прирост рабочих мест и другие
предпочтения. Если же предприятие (любой формы собственности) выталкивает
излишнюю рабочую силу, то сумма ее шести - двенадцатимесячното содержания
должна вноситься в муниципальные органы, которые перераспределяют и
переподготавливают высвобожденных людей. работодателя полезно ставить перед
альтернативой: создавать новые рабочие места на собственном предприятии
или оплачивать содержание своих бывших рабочих. Именно такой механизм,
кстати, существует в Швеции, где, как и в Японии, безработица заметно
меньше, чем в других государствах с развитой рыночной экономикой.
Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер
государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных
на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д.
Основными принципами проведения социальной политики являются:
1) защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при
повышении цен и проведение индексации;
2) обеспечение помощи самым бедным семьям;
3) выдача помощи на случай безработицы;
4) обеспечение политики социального страхования, установление
минимальной заработной платы для работающих;
5) развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном
за счет государства;
6) проведение активной политики, направленной на обеспечение
квалификации.
Проблема социальной защиты населения по разному решается в рамках той
или иной социально-экономической формации, конкретной страны. При переходе
России к социально направленной рыночной экономике основная тяжесть
социальной защиты ложится на государство, но одновременно увеличивается
роль рыночного механизма в проведении такой политики. Следуя статье 25
Декларации прав человека, современное правовое государство должно
гарантировать право на такой уровень жизни, который учитывает обеспечение
людей едой, одеждой, жилищем, медицинским обслуживанием, которое необходимо
для поддержания здоровья, и права на социальное обеспечение на случай
безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, старости или других способов
к существованию при независимых от человека обстоятельствах.
Для обеспечения такой защиты государство должно прежде всего в
законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизм
их реализации, и функции предоставления социальной поддержки.
Рядом с государством, социальную защиту обеспечивают предприятия (или
предприниматели) и сами наемные работники - их профсоюзные организации.
В системе социальной защиты населения самым важным элементом выступает
социальное страхование, в которое входит пенсионное, медицинское,
страхование от безработицы и от несчастных случаев на производстве. В
развитых странах Запада медицинское и пенсионное страхование осуществляется
путем удержаний из заработной платы и прибыли в одинаковом размере. В США,
например, с этой целью из заработной платы наемных работников удерживается
7,5%. В Швеции социальные фонды формируются полностью за счет государства.
В Японии платежи на социальное страхование составляют 7% средней зарплаты
работника. Средства из этих фондов направляются специальными советами, в
которые входят представители трудящихся и предпринимателей.
Страхование от безработицы предоставляется из специальных страховых
фондов. Размер выплат зависит, во-первых, от длительности периода
безработицы, во-вторых, от специфических условий той или иной страны. В
первом случае максимальные суммы выплат (от 50 до 70% средней зарплаты)
выплачиваются в первые месяцы безработицы в течение определенного периода.
Далее суммы выплат уменьшаются.
Во втором случае берется во внимание период занятости, трудовой стаж,
физическая пригодность к труду, время предоставления помощи и др. Так, в
Германии трудовой стаж должен составлять не менее 6 месяцев занятости в
течение 3-х лет и не менее 10 недель в течение последнего года перед
потерей работы. Во Франции таким условием является работа в течение 150
дней за год и 91 день страхования. В Великобритании берется во внимание
только выплата взносов в страховой фонд: в течение года их должно быть 26.
Важным звеном социальной защиты населения являются программы
трудоустройства и переквалификации При введении в действие этих программ
участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы хотят
на эти меры около 30 млрд. долларов. Государство тратит на реализацию
программ переквалификации большую часть средств.
В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения
армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне,
чтобы темпы ее роста были ниже от роста продуктивности труда. Для этого
осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и
т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы
уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших
успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было
образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн.
эммигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных
корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие образовали 7
млн. таких мест.
Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может
дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых
стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением
из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем
2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше,
чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение
продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в
Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других
странах.
Одним из элементов социальной защиты населения при планово-рыночной
экономике является правовое регулирование наемного труда, которое
осуществляется путем законодательного установления минимального уровня
заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по
отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования,
отпусков и т.д.
При установлении минимального уровня заработной платы в документах МОП
рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья,
социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на
уровень занятости.
За базу минимального уровня заработной платы принимают набор основных
товаров и услуг, которые удовлетворяют основные физиологические и
социальные нужды отдельного человека или типовых семей разного типа (с
одним ребенком, двумя и др.). К этому набору в разных странах включают
неодинаковые компоненты. В США, например, в него входит оплата наемного
жилья, около 20 видов мясопродуктов, покупки 1 раз в пять лет подержанного
автомобиля и др.
Размер минимальной заработной платы в развитых странах Запада
составляет от 30 до 50% размера средней заработной платы. В США этот
показатель сегодня составляет 4.5 дол. в час. Отдельный минимум
устанавливается для молодежи.
Наиболее общими критериями бедности являются безработица и инфляция,
уровень которых характеризуют степень бедности. Суммарная величина этих
показателей в США называется “индексом убогости”. Так, если индекс
безработицы составляет 2%, а индекс инфляции - 1000%, то “индекс убогости”-
1002%.
Основным критерием бедности является уровень доходов, который
приходится на одного человека. Общим критерием бедности является структура
потребления семей, например, доля затрат на еду. В США, например, к числу
бедных в конце 80-х годов относились те семьи, которые тратили ан
потребление третью часть семейного бюджета. В России в 1992 году затраты на
еду в доходах большинства семей составляли около 75%. В России ситуация еще
более неблагоприятная.
Общий уровень бедности в той или иной стане определяется показателем
доли числа бедных людей в общей численности населения от 15 лет и старше.
Сама бедность измеряется с помощью прожиточного минимума, который
существует в виде жизненного (или физиологического) минимума и социального
минимума. Первый показывает удовлетворение только главных физиологических
потребностей и основных услуг.
Другой, кроме этого, включает минимальные духовные и социальные
запросы.
Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее
точным является метод потребительской корзины. Так, в Болгарии в состав
такой корзины на семью из двух человек включались 552 позиции, из трех -
639, а из четырех - 652. потребительская корзина составляется из 149
позиций по продовольственным товарам (или 23-27% общего количества позиций
названных трех типов семей) с таким расчетом, чтобы структура еды
обеспечивала суточную калорийность для работающих в количестве 2822 кал,
для пенсионеров - 2026 и для детей - 2123. В 1988 г. уровень прожиточного
минимума по отношению к среднедушевому доходу в этой стране составил 69%.
В Венгрии в 1991 г. среднемесячный прожиточный минимум городской семьи
из четырех человек составил 32.6 тыс форинтов (или приблизительно 400
дол.).
В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума
берется показатель социального прожиточного минимума, в России, Казахстане
- физиологического. С 1 апреля 1992 г. в Белоруссии введен показатель
среднедушевых минимальных потребительских бюджетов, которые обеспечивали бы
норму калорийности для трудоспособных мужчин в суме 3050 ккал. и 2525 ккал.
для трудоспособных женщин.
Правительство России методику расчета потребительской корзины до сих
пор не обнародовало.
С минимальным уровнем заработной платы тесно связан критерий бедности
Важным элементом программы социальной защиты населения является
регулирование заработной платы зависимо от сферы деятельности и профессии,
формы собственности. Так, в развитых странах Запада осуществляется прямое
регулирование заработной платы в госсекторе. Специальным законодательством
устанавливаются права и обязанности занятых в госаппарате, военнослужащих,
выборных лиц. Как правило, в США и др. странах Запада заработная плата в
госсекторе ниже, чем в частном, но для работников и служащих первого
существует значительно большая гарантия занятости, более высокие социальные
выплаты и т.д..
Зарплата для наемных работников регулируется с помощью коллективных
договоров и тарифных соглашений. Более широкий круг вопросов регулируется
коллективными договорами. У них, кроме оплаты рабочей силы, фиксируются
продолжительность рабочего дня и отпусков, конкретные гарантии по отношению
к условиям труда, доплаты за сверхурочные работы, за предоставление
дополнительного питания и др. В тарифном соглашении устанавливаются
минимальный уровень заработной платы в тех или иных отраслях и минимальные
гарантии уровня зарплаты для работников разной квалификации Тарифное
соглашение при участии представителей предприятия и работников составляется
при посредничестве государства и засвидетельствуется Министерством труда.
Это выступает гарантом его выполнения. Во время действия тарифного
соглашения забастовка считается незаконным средством решения трудовых
споров.
Чрезвычайно важным звеном системы социальной защиты населения является
индексация денежных доходов соответственно к уровню цен. Она применяется во
всех развитых странах. В отдельных странах некоторые профсоюзы добивались
полной компенсации роста цен. В России такая компенсация является очень
незначительной, что ставит большую часть населения за черту выживания.
Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во
всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат,
представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже
потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных
доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние
годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем
практически отсутствовало.
В 1971-1975 к. повышение средних рыночных цен поглощало около ЗО%
прироста среднедушевых денежных доходов населения, в 1976-1980 тт. - уже
50, в 1981-1985 гт. - 60, а в 1986.г.- 52%. Особенно активным этот
процесс стал и период предоставления самостоятельности предприятиям,
введения договорных цен и, тем более, при их нынешней либерализации. В
условиях хронического и тотального дефицита иначе и быть не могло.
Отсюда, естественно , вытекает, и нам сейчас приходится с этим
сталкиваться непосредственно, но и абсолютное ухудшение положения
отдельных категорий населения, прежде всею тех, чьи доходы являются
фиксированными.
Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции:
она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы,
коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они
вынуждаются производить все большее количество товаров и услуг,
совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке
доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо смягчать, вводя
защитные механизмы для малообеспеченных категорий населения, которые, как
правило, лишены возможности трудовой деятельностью способствовать
развертыванию рыночной экономики и тем самым целиком за счет собственных
усилий повышать или хотя бы удерживать на одном уровне свое материальное
благосостояние Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов. Но
между ней и ростом не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе
говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С
определенной долей допущения можно утверждать, сбалансированность рынка
будет достигаться на величину того "зазора", который образуется между
ростом цен и индексацией доходов.
В нашем мышлении пока еще господствует представление, что последствия
либерализации цен государство должно полностью компенсировать, причем с
опережением во времени. При этом не берется во внимание, что такие
действия лишь, воспроизводили бы инфляцию, даже усиливая ее.
Индексация доходов возможна со стороны как государства, так и
предприятия: последнее для этого отдавать часть прибыли.
Для того, чтобы провести удовлетворительную индексацию, необходимо и
исключительно важно иметь обоснованную "точку отсчета" - индекс роста
потребительских цен. Он рассчитывается ежеквартально, нарастающим итогом с
начала года на основе статистических данных, полученных в ходе наблюдений
за изменениями розничных цен в государственной, кооперативной и частной
торговле и сфере услуг но фиксированному набору потребительских товаров
услуг (исключая, разумеется, то, что в потреблении необязательно) , обычно
называемому “потребительской корзиной". Ее структура и величина неодинаковы
не только для различных государств (в том чище входящих в СНГ), но и для
разных регионов, административных образований.
За счет этого областям удается сохранить более щадящие цены или
соорудить щит для своего потребительского рынка. . В основном это имеется в
виду обеспечивать за счет доходов от самой либерализации цен и
налогообложения, доходов от приватизации госимущества, акцизного а, взносов
предприятий и т.п. К сожалению, в .итоге получается, что во всех таких
действиях шагов "от рынка" больше, нежели "к рынку".
К тому же, перед либерализацией цен во многих регионах России, в других
республиках были проведены массовые предварительные повышения зарплаты
работникам предприятий и учреждений, особенно государственных бюджетных. Не
вдаваясь в анализ причин этих мероприятий, нельзя не заметить, что
последствия их негативно сказались на розничных ценах: им с самого начала
был задан слишком сильный импульс. Ведь цена, кроме всего прочего,
ориентируется на платежеспособный спрос, который в конце 1991 г. был
"накачан" массовыми денежными выплатами.
Закон об индексации устанавливает порог, с которого она будет
начинаться: инфляция на уровне 6%. Источником индексации работникам
учреждений, находящихся на бюджетном финансировании, будет государственный
бюджет. Собственные средства предприятий, устанавливающих свободные
рыночные цены, будут резервуаром, откуда черпаются средства социальной
защиты их работников. Если же предприятие реализует свою продукцию по
ценам, уровень которых государство временно фиксирует, недостаток средств
на оплату труда, включая индексацию, придется все-таки компенсировать из
бюджета РФ.
Пенсии, социальные пособия, пособия по безработице будут
индексироваться из средств Пенсионного Фонда, Фонда социального страхования
и Государственного фонда занятости; индексация стипендий будет происходить
за счет соответствующих бюджетов, а сбережений трудящихся и
государственных ценных бумаг - из доходов Сберегательного банка и
Государственного бюджета РФ. Это должно привести к более динамичной
политике сберегательных банков и страховых учреждений, которым необходимо
максимально эффективно размещать свои ресурсы,чтобы за счет процентных
ставок индексировать сбережения граждан и страховые взносы. Если не
индексировать сбережения, вкладчики будут активно снимать деньги со своих
счетов и выплескивать их на потребительский рынок, и без того
захлебывающийся от избытка денежной массы.
Как же будут повышаться суммы денежных доходов граждан? Полуторная
величина минимальной месячной зарплаты в РФ индексируется полностью в
соответствии с темпом роста цен. Вторая, последующая часть дохода, равная
тоже полуторной величине минимальной оплаты труда, индексируется только на
величину, исчисляемую как половина квартального индекса роста цен
потребительской корзины. Надо признать, что на современном этапе трудно
сказать, много это или мало. Речь здесь может пойти о повышении в порядке
индексации доходов, которые составляют в месяц 1000 руб. и даже больше.
Кажется, что эта сумма была очень значительной. Теперь, увы, дело обстоит
по другому. Что касается доходов, превышающих трехкратную величину
минимальной оплаты труда., то они сейчас индексации не подлежат.
Необходимо учитывать, что выплаты в порядке индексации должна все же
приходиться незначительная доля общих доходов трудящихся. В противоположной
ситуации создаются условия для угасания стимулирующей роли оплаты по труду
и по созданной стоимости, индексация же доходов переходит разумные границы
своей основной функции - социальной защиты. Вместе с тем надо, конечно,
исходить из того, что и на стадии формирования рынка (а она не может быть
более сложной, чем та , в которой рынок уже вполне сформировался) нельзя
допускать резкого падения уровня жизни людей хотя бы уже по сугубо
экономическим причинам. Рынку нужен активный потребитель, лишенный средств
к существованию слой ему противопоказан.
В мировой практике индексация осуществляется через такой промежуток
времени, как квартал или полгода В некоторых сферах надбавки к зарплате
производятся по скользящей шкале: в случае повышения индекса цен на заранее
установленное число пунктов или процентов - на определенную, загодя
оговоренную величину возрастает и заработная плата.
В уже упоминавшемся выше коллективном договоре администрации американо-
японской компании НАММИ с профсоюзом автомобилестроителей предусматривается
надбавка на рост стоимости жизни. Она строится в зависимости от
ежеквартально публикуемого Бюро трудовой статистики официального индекса
потребительских цен. Начиная с определенного срока, обусловленного в
договоре, надбавка рассчитывается как один цент за час рабочего времени при
повышении индекса потребительских цен на О,26 пункта. Надбавка на рост
стоимости жизни закладывается в премии за сверхурочные, работу в ночные
смены, праздничные дни и при оплате очередного отпуска.
В наших условиях в развитие Российского закона об индексации доходов,
конечно же, должны быть приняты местные положения, дополнительно уточняющие
размеры индексации, но так, чтобы последние не были ниже российских, причем
обеспечивались собственными источниками финансирования. Но и с учетом этих
местных корректировок индексация доходов должна оставаться частичной,
компенсируя, согласно мировой практике, 40-60% роста цен.
Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США,
Японии, Канаде и более чем в десяти западноевропейских странах; в
последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы
Выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он
необходим еще и для предотвращения социальных взрывов, и с последним
обстоятельством было бы опрометчиво не считаться.
Стратегия и методы функционирования социально ориентированной
экономики в современном обществе.
Рыночная экономика, которая основана на экономической свободе
хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности их экономического
привлечения к рациональному хозяйствованию, в значительной степени
позволяет обществу реализовать сильные стороны товарного производства и
рынка в интересах социально-экономического прогресса.
Она создает оптимальную (хотя и не абсолютно наилучшую в
экономическом и социальном плане) систему привлечения к эффективному,
инициативному и ответственному экономическому поведению. В рыночной
экономике последнее если и навязывается, то прежде всего экономическими
методами. Люди и коллективы ориентируются на собственные интересы и силы, а
за негативные последствия хозяйствования сами же и отвечают. Это заставляет
бдительно относится к ресурсам, инициативной, активной, находчивой
экономической деятельности.
Одновременно с этим рыночная экономика является довольно жесткой в
социальном плане, она не допускает уравниловки и сдерживания,
исключает возможность равного распределения доходов и богатства общества,
и поэтому характеризуется хронической социальной нестабильностью.
Дорога к социально ориентированной рыночной экономике непростая и
болезненная, она предусматривает разрешение комплекса кардинальных проблем:

1) Овладение разными формами собственности и хозяйствования,
обеспечение их экономической равноправности, разгосударствления экономики;
2)Обеспечение структурной перестройки экономики и преодоление ее
дефицитного характера;
3) Оздоровление финансово-кредитной и денежной инфраструктуры,
преодоление инфляционных процессов;
4) Постепенный отход от затратной модели ценообразования
“освобождения цен на основную часть продукции промышленности, сельского
хозяйства, сферы услуг;
5) Демонополизация сферы обращения, кредитного обслуживания
предприятий и населения, научного обеспечения экономики;
6) Переустройство национального рынка как части мирового хозяйства;
7) Преодоление нерыночной ориентации системы образования и
профессиональной подготовки. По данным социологических исследований, к
работе в условиях рынка в России пока что готовы не больше 5% руководителе
и специалистов экономических служб предприятий.
Одновременно с решением данных вопросов необходимо предусмотреть и
подготовить систему мер, направленных на защиту населения, особенно той его
части, которая получает низкие доходы.
Система реальных планомерно рыночных отношений в России только
начинает формироваться. Следует учесть, что рынок выступает не конечной
целью радикальной перестройки экономической системы общества, а только
способом решения его кардинальных социально-экономических проблем с целью
реального повышения уровня благосостояния народа. То есть, идет речь о
формировании социально ориентированного рынка.
Большинство зарубежных авторов концепции социального рыночного
хозяйства негативно оценивают макроэкономическое регулирование и даже
отождествляют его с государственным экономическим интервенционизмом.
В наших же условиях экономика России еще достаточно долго будет
оставаться постсоциалистической и полурыночной. А это означает
существование в течение относительно продолжительного времени наряду с
нарождающимся частным сектором мощного государственного,
предусматривающего необходимость достаточно жесткого макроэкономического
регулирования.
Пропорции между частным и государственным секторами будут постепенно
изменяться в пользу первого, но все таки предстоит длительный период их
сосуществования. Этот симбиоз с его всевозможными конфликтами и трениями
будет неизбежен в течение довольно долгого срока.
Более того, в настоящее время специалисты в области теории и практики
рынка, говоря о наиболее цивилизованных его формах, имеют в виду прежде
всего так называемый социально ориентированный рынок. Представляется, что
“под крышей” этого определения уже сегодня успешно уживаются
модифицированные неолиберализм и кейнсианство, социальное рыночное
хозяйство и смешанная экономика.
Именно социально ориентированный рынок сможет, с одной стороны,
“удержать” экономику РФ в русле общецивилизационных закономерностей рынка,
а с другой - оптимально учесть ее постсоциалистические особенности.
Безусловно, постсоциалистический характер экономики РФ является
важным, но не единственным определителем сущностных черт будущей модели
национальной экономики. В ситуации, когда и национальная экономика, и
значительная часть населения находятся у последней черты, попытка опираться
сугубо на индивидуализм и рыночные рычаги не толкло обречена на провал. но
и чревата в наших условиях наступления дикого рынка, сверхкоррупции,
катастрофической социальной поляризации общества и однозначным взрывом в
результате.
Учитывая, что социальное рыночное хозяйство представляет собой путь,
отличный от центрально управляемого хозяйства и экономики, руководимой лишь
“невидимой рукой” рынка, оно вряд ли поместится в рамки какой либо модели
рыночной экономики. В силу многих причин оно претендует на роль новой
парадигмы экономики второй половины двадцатого века.
Вместе с тем определение “социальное рыночное хозяйство” часто
отождествляется с понятием “социально ориентированный рынок”. Правомерно ли
это? Думается что вполне. Особенно, если учесть, что в основе такой
синонимичности лежит адекватность целей и способов их достижения.
Выстраивая парадигму Российской экономики, нужно уберечься от двух
крайностей: во-первых, изобретения “своей” модели, что подобного нет нигде
в мире; во-вторых, попуток слепого заимствования.
Одним словом, это должна быть такая модель, которая бы
предусматривала построение социально ориентированной рыночной экономики на
фундаменте постсоциалистической.
Преодолевая отжившие стереотипы, нужно отдавать себе отчет в том, что
смешанная экономика представляет собой не какое-то хаотическое
нагромождение на практике и эклектичное соединение в теории сугубо
“капиталистических” и “социалистических” форм, а предстает в виде
диалектического единства форм собственности и способов ведения хозяйства,
выдержавших проверку мировой практикой на конкурентоспособность.
Другими словами, смешанная экономика представляет собой объективно
обусловленный и исторически закономерный этап эволюции рыночных отношений,
характеризующийся конкуренцией цивилизованных форм собственности и
хозяйствования, высокой эффективностью экономики и соответствующей
социальной защищенностью людей.
Социальное рыночное хозяйство в обязательном порядке предусматривает
действенные меры государственного регулирования экономики. И хотя об
эффективности этих мер, степени вмешательства государства в экономику и о
его необходимости вообще продолжают спорить экономисты, на практике этот
вопрос однозначно положительно решен в большинстве стран цивилизованного
рынка.
В своей направленности векторы экономической и социальной
эффективности рыночной экономики далеко не всегда совпадают, более того,
безработица, сравнительная нищета, социальные поляризация и стратификация
общества являются имманентными атрибутами рыночной экономики. Для
минимизации этих социальных явлений также требуется государственное
вмешательство, регулирование рынка.
Не административная или в лучшем случае административно-экономическая
модель рыночного регулирования, а экономико-административная (с ударением
на первом слове) модель должна стать приоритетом в России. И изобретать тут
ничего нового не приходится. Среди главных и опробированных инструментов
регулирования рыночной экономики следующие: финансово-кредитная система с
совершенными налоговой, эмиссионной и таможенно-пошлинной политикой,
финансированием, кредитом, стратегией и тактикой процентных ставок;
механизм ценообразования и определенное соотношение в нем твердых и гибких,
оптовых и розничных цен с нормативами формирования структурных слагаемых
цены; различные маркетинговые макроусилия, формирующие экономические
потребности и потребительский спрос населения; инвестиционная политика
государства и, объем и структура производимых товаров, формы их закупки и
реализации, квоты производства, экспортно-импортная политика; элементы и
допустимые пределы чрезвычайности при реализации экономических программ в
экстремальных условиях переходного периода, а также другие рычаги
регулирования.
Именно регулирование рынка должно составлять львиную долю того, чем
необходимо сегодня заниматься правительству РФ. При этом не должно
сложиться положение, когда государственная опека будет распространяться
только на государственный сектор экономики, а частный сектор будет либо
предоставлен самому себе, либо обложен немыслимыми административно-
экономическими шлагбаумами. За исключением предприятий-монополистов,
правила рыночной игры, в том числе и регулирования экономики, должны быть
одинаковы для всех.
При этом нельзя не сказать несколько слов о таком важнейшем
слагаемом государственного воздействия на макро и микро экономический
процесс, как планирование. Складывается впечатление, что сегодня
употребление термина планирование считается чуть ли не нонсенсом если не
предпослать ему определение “индикативное”. Другими словами, абсурдность
всеобъемлющего директивного планирования времен реального социализма
некоторые экономисты распространяют на планирование вообще. Говоря о
необходимости макроэкономического планирования знаменитый американский
предприниматель Ли Якокка подчеркивает: “Государственное планирование
отнюдь не должно означать социализм. Оно означает лишь наличие продуманной
стратегии, сформулированных целей. Оно означает согласование всех аспектов
экономической политики вместо разрозненного выдвижения по частям, негласной
их разработки людьми, преследующими лишь свои узко групповые интересы.”
.




Новинки рефератов ::

Реферат: Монархия, республика и их виды (Право)


Реферат: Семья (Социология)


Реферат: Эстетика и религия (Искусство и культура)


Реферат: Наука о сложных системах (Естествознание)


Реферат: Моя поездка в Эрмитаж (Искусство и культура)


Реферат: Кузнецкий Мост (Москвоведение)


Реферат: Экономическое положение Японии (География)


Реферат: Понятие судебной системы РФ (Государство и право)


Реферат: Блок целочисленной арифметики (Программирование)


Реферат: Обработка результатов экспериментов и наблюдений (Математика)


Реферат: Социологическое исследование (Социология)


Реферат: Обретение Финляндией независимости (История)


Реферат: Загальна характеристика конституції України (Политология)


Реферат: Основные понятия о памяти (Биология)


Реферат: Улучшение качественных характеристик металла шва за счет повышения чистоты шихты (Металлургия)


Реферат: Туризм-школа выживания (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Питательные среды в микробиологии (Биология)


Реферат: Социология религии (Социология)


Реферат: Общероссийские классификаторы (Менеджмент)


Реферат: Формы государства (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист