GeoSELECT.ru



История / Реферат: Образование СССР (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Образование СССР (История)




Тема: "Образование СССР"

[pic]

План:



1. Введение 3
2. Проекты объединения советских республик 5
3. Принятие Декларации и

Договора об образовании СССР 10
4. Разработка и принятие Конституции СССР. 14
5. Заключение 20
6. Список использованной литературы: 22



Введение



После революции на территории бывшей Российской Империи возник ряд
автономных и самостоятельных национальных республик.

Между советскими республиками установились прочные связи. Для
утверждения союза наций имелись необходимые условия: народы в тесном
единстве совершили революцию, у них была одна цель – социализм. Важным
фактором единства было существование общей Коммунистической партии –
РКП(б). Компартии республик действовали под её руководством и пользовались
правами областных комитетов.

Отстаивая завоевания революции, в том числе свою национальную
независимость, РСФСР и другие советские республики ещё в годы гражданской
войны заключили между собой ряд двусторонних договоров, создав таким
образом тесный военно-политический союз. Связи между республиками крепли
год от года. Так, по договору, подписанному в ноябре 1920 года, произошло
объединение ряда государственных органов РСФСР и Азербайджана в сферах
обороны, экономики, внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов
и средств связи. Вслед за тем, в конце 1920 – начале 1921 годов,
аналогичные двусторонние договоры с РСФСР были заключены также Украиной,
Белоруссией, Арменией и Грузией. Это был важный этап в национально-
государственном строительстве.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья.
Весной 1922 года полномочная конференция представителей ЦИК Азербайджанской
ССР, ЦИК Армянской ССР и ЦИК Грузинской ССР утвердила договор о создании
Федеративного Союза Социалистических Советских Республик Закавказья.
Сложился конфедеративный союз, высшим органом которой являлась Полномочная
конференция представителей, избираемых в равном числе правительствами
республик, а объединенным исполнительным органом - избираемый конференцией
Союзный совет.

В декабре 1922 г. I Закавказский съезд Советов преобразовал ФС ССРЗ в
единую Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику
(ЗСФСР), при сохранении самостоятельности входивших в нее Азербайджанской,
Армянской и Грузинской ССР. Утверждена была и Конституция ЗСФСР.

Таким образом, к началу двадцатых годов выявились три основные формы
социалистической федерации: одна была основана на автономии (РСФСР), другая
выражалась в двусторонних договорах РСФСР с другими самостоятельными
советскими республиками, третья основывалась на новой (по сравнению с
РСФСР) форме федерации, в которой составляющие её республики обладали более
широкими правами, чем автономные в РСФСР.



Проекты объединения советских республик



Весной и летом 1922 г. партийные организации Украины, Белоруссии и
Закавказья, обсуждая пути более тесного объединения с РСФСР, обратилась в
ЦК РКП(б) с просьбой выработать принципы и формы единого Советского
государства. Была создана комиссия Оргбюро ЦК РКП(б) из представителей ЦК
РКП(б) и ЦК компартий республик. Председателем комиссии был И. В. Сталин,
который еще с момента создания первого советского правительства возглавлял
наркомат по делам национальностей.

В процессе работы комиссии И. В. Сталин выдвинул план "автономизации",
который предусматривал вхождение советских республик в состав РСФСР на
правах автономных республик. При этом высшими органами государственной
власти и управления оставались ВЦИК, СНК и СТО РСФСР.

Сталинский план "автономизации" был закономерным итогом борьбы между
теми, кто под коммунистическим флагом шел к изоляционизму и сепаратизму и
теми, кто стремился добиться единства республик под эгидой центрального
московского правительства. По мере того, как усиливались сепаратистские
настроения среди национал-коммунистов, значительно окрепли позиции
централистского крыла партии. Идея объединения республик на правах
автономий в составе РСФСР, которую помимо И. В. Сталина отстаивали
В. М. Молотов, Г. К. Орджоникидзе, Г. Я. Сокольников, Г. В. Чичерин и
другие, созрела не только в высших эшелонах власти, но и выдвигалась на
более низких ступенях государственного аппарата и имела немало сторонников
среди коммунистов окраин.

Проект был одобрен партийным руководством Азербайджана, Армении и
Закавказским крайкомом РКП(б).

ЦК КП Грузии выступил против, заявив, что объединение в форме
автономизации преждевременно, объединение хозяйственной и общей политики
необходимо, но с сохранением всех атрибутов независимости. Фактически это
означало оформление конфедерации советских республик, основанной на
единстве военной, политической, дипломатической и частично - хозяйственной
деятельности.

В целом, не возражая против резолюции, Центральное бюро КП Белоруссии
высказалось за предпочтение договорных отношений между независимыми
союзными республиками.

ЦК КП Украины проекта не обсуждал, но заявил, что исходит из принципа
независимости Украины.

Положение изменилось, когда 23 сентября 1922 года представителей
республик вызвали на заседание комиссии Оргбюро ЦК РКП(б) по вопросу "О
взаимоотношениях РСФСР и независимых республик". Уже в первый день за
проект И. В. Сталина проголосовали представители всех республик, за
исключением воздержавшегося представителя Грузии. 24 сентября были улажены
все спорные вопросы – центр пошел на некоторые уступки. Республикам
разрешили иметь своих представителей в Президиуме ВЦИК, согласовывать
назначение уполномоченных общесоюзных наркоматов, назначать в заграничные
представительства наркоматов иностранных дел и внешней торговли своих
представителей. Наркомат финансов из общесоюзного был переведен в разряд
союзно-республиканских. Комиссия приняла проект за основу и рекомендовала
его пленуму ЦК.

Однако В. И. Ленин, который был болен и не мог принимать участие в
работе комиссии, идею автономизации отверг. 26 сентября 1922 г. он
направил членам Политбюро письмо, в котором подверг резкой критике проект
"автономизации" и сформулировал идею создания союза равноправных советских
республик. Формулу "вступления" республик в РСФСР он предложил заменить
принципом их "объединения вместе с РСФСР" в союзном Советском
социалистическом государстве на основе полного равноправия. Ленин
подчеркивал необходимость создания общесоюзных органов, стоящих над РСФСР в
такой же мере, как и над другими республиками. Отстаивая принцип полного
равенства объединяющихся советских национальных республик, он писал: "…мы
признаём себя равноправными с Украинской ССР и др. и вместе и наравне с
ними входим в новый союз, новую федерацию, "Союз Советских Республик Европы
и Азии"[1]. И. В. Сталин вынужден был признать свой план автономизации
ошибочным.

6 октября 1922 года Пленум ЦК одобрил позицию В. И. Ленина и принял на
ее основе новую резолюцию.

18 декабря 1922 года Пленум ЦК принял проект Союзного договора.

В течение декабря 1922 года съезды Советов Белоруссии, Украины и ЗСФСР
приняли постановления об образовании СССР и избрали делегации на I
Всесоюзный съезд Советов.

Х Всероссийский съезд Советов собрался 23 декабря 1922 года. На нем
присутствовали свыше двух тысяч делегатов с решающим и совещательным
голосами.

С докладом об образовании СССР выступил И. В. Сталин. Он огласил
проект резолюции, одобренной Президиумом ВЦИК и включающей те положения,
которые были приняты съездами других республик: добровольность и
равноправие республик с сохранением за каждой из них права свободного
выхода из Союза.

27 декабря 1922 года Х Всероссийский съезд Советов принял предложенное
Президиумом ВЦИК постановление об образовании СССР. Съезд закончился
взволнованными словами М. И. Калинина, встреченными продолжительными
аплодисментами: "Я вижу, как над нами развевается красное знамя с пятью
священными буквами – РСФСР. И мы, делегаты Х съезда Советов, полномочные
представители всей Советской Российской Федерации, склоняем это дорогое,
овеянное битвами и победами, укреплённое жертвами рабочих и крестьян знамя
перед Союзом Советских Республик. Мы видим, как уже поднимается новое
красное знамя Союза Советских Республик. Я вижу, товарищи, стяг этого
знамени в руках товарища Ленина"[2].

На этом вся подготовительная работа по образованию Союза была
завершена. Последнее слово оставалось за I Всесоюзным съездом Советов.



Принятие Декларации и Договора об образовании СССР



29 декабря 1922 года в Москве собралась конференция представителей
полномочных делегаций Российской Федерации, Украины, Белоруссии и
Закавказской Федерации. Они обсудили и одобрили проекты Декларации и
Договора об образовании СССР, а также порядок работы I Всесоюзного съезда
Советов.

30 декабря 1922 года открылся I Всесоюзный съезд Советов. В работе
съезда приняли участие более двух тысяч делегатов.

Съезд открыл старейший делегат, член Президиума ВЦИК Петр Гермогенович
Смидович, участник трех российских революций, член партии с 1898 г.

В. И. Ленин, не присутствовавший на съезде из-за болезни, был избран
его почётным председателем. Рабочим председателем съезда стал
М. И. Калинин. Он предоставил слово для доклада об образовании СССР
И. В. Сталину, который огласил Декларацию и Договор об образовании СССР,
одобренный накануне делегациями четырёх объединяющихся республик.

Затем слово было предоставлено М. В. Фрунзе, который предложил принять
Декларацию и Договор за основу, поручив ЦИК СССР передать эти документы для
дополнительного обсуждения ЦИК союзных республик, с тем чтобы, учтя их
поправки и предложения, разработать окончательный текст основного закона
союзного государства и внести его на утверждение II Всесоюзного съезда
Советов.

Предложение было принято.

В Декларации перечислялись три причины создания Союза ССР –
экономическая, военная и идеологическая: "Разоренные поля, остановившиеся
заводы, разрушенные производительные силы и истощенные хозяйственные
ресурсы, оставшиеся в наследство от войны, делают недостаточными отдельные
усилия отдельных республик по хозяйственному строительству. Восстановление
народного хозяйства оказалось невозможным при раздельном существовании
республик.

С другой стороны, неустойчивость международного положения и опасность
новых нападений делают неизбежным создание единого фронта советских
республик перед лицом капиталистического окружения.

Наконец, само строение Советской власти, интернациональной по своей
классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь
объединения в одну социалистическую семью.

Все эти обстоятельства повелительно требуют объединения советских
республик в одно союзное государство, способное обеспечить и внешнюю
безопасность, и внутреннее хозяйственное преуспевание, и свободу
национального развития народов".

В ней говорилось: "...что Союз этот является добровольным объединением
равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного
выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским
республикам, как существующим, так и могущим возникнуть в будущем... новое
союзное государство явится... новым решительным шагом по пути объединения
трудящихся в Мировую Социалистическую Советскую Республику".

В Договоре об образовании СССР подчеркивалось, что независимые
советские республики РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР добровольно и на
равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих
полномочий верховным органам центральной государственной власти. Договор
определял сферу полномочий Союза Советских Социалистических Республик,
предусматривал формирование общесоюзных органов государственной власти.
Народные комиссариаты иностранных дел, внешней торговли, по военным и
морским делам, путей сообщения, почты и телеграфа теперь становились
общесоюзными. А комиссариаты финансов, народного хозяйства, продовольствия,
труда и рабоче-крестьянской инспекции создавались как союзно-
республиканские. Республиканскими же оставались комиссариаты земледелия,
просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел,
юстиции, т.е. те, что имеют прямое отношение к особенностям быта, нравам,
специфическим формам землеустройства и судопроизводства, языку и культуре
народов.

В заключительной 26-й статье было записано, что "за каждой из союзных
республик сохраняется право свободного выхода из Союза". В Договоре вместе
с тем не было никаких указаний на сроки его существования и на возможность
отмены.

Затем съезд избрал верховный орган Союза ССР – Центральный
Исполнительный Комитет СССР, в состав которого вошёл 371 депутат от всех
объединяющихся республик. Председателями ЦИК были избраны М. И. Калинин,
Г. И. Петровский, А. Г. Червяков и Н. Н. Нариманов.



Разработка и принятие Конституции СССР.



Окончательное юридическое оформление образования СССР завершилось
принятием Конституции Союза Советских Социалистических Республик – первой
Конституции союзного государства.

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР первого созыва образовал
Конституционную комиссию в составе представителей всех союзных республик
для завершения подготовки сводного проекта Конституции СССР.

6 июля 1923 года вторая сессия ЦИК СССР решила утвердить и немедленно
ввести в действие Конституцию СССР, а текст её внести на окончательное
утверждение II съезда Советов СССР.

Сессия ЦИК СССР избрала первое советское правительство – Совет
Народных Комиссаров во главе с В. И. Лениным.

31 января 1924 года Конституция СССР была единогласно утверждена II
Всесоюзным съездом Советов.

Конституция состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР
и Договора об образовании СССР. В ней более детально регламентировались
система органов государства, предметы ведения органов власти и управления
СССР и союзных республик. Договор состоял из 72 статей и подразделялся на
11 глав:

1. О предметах ведения верховной власти СССР

2. О суверенных правах Союзных Республик и о Союзном гражданстве

3. О съезде Советов СССР

4. О ЦИК СССР

5. О Президиуме ЦИК СССР

6. О СНК СССР

7. О Верховном суде СССР

8. О народных комиссариатах СССР

9. Об ОГПУ

10. О Союзных Республиках

11. О гербе, флаге и столице СССР.

По своему содержанию первая Конституция СССР была весьма своеобразна.
В ней отсутствовали характеристики общественного устройства, главы о правах
и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и
управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.

В исключительное ведение Союза входили:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех
дипломатических сношений, заключение политических и иных
договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов
об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских
Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних
займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней
торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства
Союза, определение отраслей промышленности и отдельных
промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение,
заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от
имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских
Социалистических Республик;

л) утверждение единого государственного бюджета Союза Советских
Социалистических Республик, в. состав которого входят бюджеты
союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а
также отчисление от них и надбавок к ним, поступающих на
образование бюджетов союзных республик; разрешение
дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных
республик:

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а
равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории
Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и
установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также
гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в
отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов
Советов и центральных исполнительных комитетов союзных
республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными
республиками.

Утверждение и изменение основных начал Конституции находилось в
исключительной компетенции Съезда Советов СССР.

Суверенитет союзных республик ограничивался лишь в пределах, указанных
в Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. За
союзной республикой было сохранено право выхода из Союза, территория могла
быть изменена только с её согласия.

Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся
от городских советов и от губернских съездов Советов.

В период между съездами высшим органом власти был Центральный
Исполнительный Комитет СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который
избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению,
и Совета Национальностей, состоящего из представителей союзных и автономных
республик, автономных областей. ЦИК работал в сессионном режиме.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и
исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном
заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений
съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР,
Наркоматов СССР, ЦИК и СНК союзных республик.

Высшим исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР,
возглавлявшим всю систему органов государственного управления, был Совет
Народных комиссаров СССР. В него входили: Председатель Совета Народных
Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик; Заместители
Председателя, Народный комиссар по иностранным делам, Народный комиссар по
военным и морским делам, Народный комиссар внешней торговли, Народный
комиссар путей сообщения, Народный комиссар почт и телеграфов, Народный
комиссар рабоче-крестьянской инспекции, Председатель Высшего Совета
Народного Хозяйства, Народный комиссар труда, Народный комиссар
продовольствия, Народный комиссар финансов.

В пределах своих полномочий СНК СССР издавал декреты, постановления и
распоряжения, обязательные к исполнению на территории СССР. СНК был
подотчётен съезду Советов и ЦИК СССР.

Органы власти союзных республик строились примерно так же, как и
органы СССР.

Конституция предусматривала создание Верховного Суда при ЦИК СССР, на
который возлагались и функции конституционного надзора.



Заключение


Территориальный распад Российской империи, в результате которого к
концу 1918 года РСФСР располагалась примерно в тех же границах, что и
средневековая Московия до завоеваний Ивана Грозного, завершился спустя
всего 4 года объединением разных частей государства, за небольшим
исключением, в Союз Советских Социалистических Республик. Это свершение
представляет собой выдающийся результат созидательной деятельности
В. И. Ленина и И. В. Сталина. Российская Коммунистическая партия
(большевиков) обеспечила необходимое твёрдое ядро, вокруг которого
разрозненные территории могли снова объединиться.
Центром, вокруг которого сплачивались республики, была РСФСР.
Российская Федерация дала первый образец национально-государственного
строительства, она утвердилась, как союз народов, объединившихся на основе
социалистической национальной автономии. "Будучи первым многонациональным
Советским государством, РСФСР явилась прообразом Союза ССР"[3].

Для объединения республик вокруг РСФСР имелся рад предпосылок:
идеологическая общность, а также необходимость экономической интеграции для
борьбы с империалистической агрессией и внутренней контрреволюцией.

Отмечая выдающуюся роль В. И. Ленина в создании Союза ССР, нельзя не
вспомнить и о его ошибках, ставших для Союза смертельными. Принцип
свободного выхода республик из состава СССР, введенный в Договор по
настоянию В. И. Ленина и сохраняемый в конституциях Союза ССР в течение
десятилетий, послужил в 1991 году основой для растаскивания союзных
территорий по национальным углам. Российская Федерация, в формировании
которой самое непосредственное участие принял И. В. Сталин на посту наркома
по делам национальностей, продемонстрировала большую устойчивость к
сепаратизму и национализму. Сталинский план "автономизации" доказал свою
историческую верность и обоснованность.



Список использованной литературы:


1. Исаев И. А. История государства и права России: учебник. – М.:
Юристъ, 2000.
2. История государства и права. – М.: Юрайт-М, 2001.
3. История Коммунистической партии Советского Союза. Учебник. – М.:
Госполитиздат, 1963.
4. История СССР: Эпоха социализма. Учебное пособие для ист. фак.
пед. ин-тов / С. А. Сераев, С. Ф. Найда, В. И. Погудин,
Ф. В. Носов; под ред. С. А. Сераева. – М.: Просвещение, 1983.
5. Карр Э. История Советской России. Кн. 1: Том 1 и 2.
Большевистская революция. 1917-1923. Пер. с англ. / Предисл.
Ненарокова А. П. – М.: Прогресс, 1990.
6. Микоян А. И. В начале двадцатых… - М.: Политиздат, 1975.
7. Недавний А. Л. Органы государственного управления в СССР. Для ун-
тов марксизма-ленинизма. – М.: Мысль, 1967.
8. Новейшая история Отечества: ХХ век: Учеб. Для студ. высш. учеб.
заведений: В 2 т. / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Т. 1
9. Очерки истории КПСС. Учеб. Пособие для школ основ марксизма-
ленинизма. – М.: Политиздат, 1967.

-----------------------
[1] Ленин В. И. Об образовании СССР. – ПСС, т.45, с.211.
[2] "Десятый Всероссийский съезд Советов. Стенографический отчёт". М.,
1923, стр. 223.
[3] О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических
Республик. Постановление ЦК КПСС от 19 февраля 1982 г. М., 1982, с. 4.





Реферат на тему: Образование США и их экономическое развитие в 19 веке


Межрегиональная Академия управления персоналом (г. Киев)
Тираспольский филиал



группа МФ 1-09-02-Б.УБ (4,63)
Лавровский П.П.
Домашний адрес: г. Тирасполь, ул. К. Маркса, 5
кв. 39
Место работы: Министерство доходов ПМР
Профессия: младший инспектор дежурной части



Контрольная работа

На тему: Образование США и их экономическое развитие в 19 веке



по дисциплине «История экономики»
преподаватель: Узун И.Н.
методист филиала: Панова Т.Н.



Тирасполь, 2002г.
Содержание

1. Война за независимость и образование США 3
1.1. Краткая история США 3
1.2. Предпосылки Войны за независимость 3
1.3. Война за независимость и образование США 5
1.4. Характер и особенности Американской революции 8
2. Промышленный переворот в США 10
3. Гражданская война и ее последствия 17
3.1. Назревание конфликта между Севером и Югом. 18
3.2. Гражданская война 1861 – 1865 19
3.2.1. Стремления Юга отделиться 19
3.2.2. Начало военных действий 19
3.2.3. Перелом в ходе войны 20
3.3. Реконструкция Юга (1865 – 1877). 21
3.4. Значение Гражданской войны 23
Список использованной литературы 25

1. Война за независимость и образование США


1.1. Краткая история США

Около 30 тыс. лет назад территория США была заселена выходцами из
Азии. Вплоть до прихода на эти земли европейцев общественный строй
коренного населения — индейцев, эскимосов, алеутов — оставался на стадии
первобытнообщинного, что крайне пагубно отразилось на способности вести
оборонительные войны. Колонизация страны началась в XVI—XVII вв. сразу с
трех сторон: с юга испанцами и французами, с востока англичанами и
голландцами, с запада русскими. В 1587 г. была основана первая английская
колония на территории будущей Виргинии. В ходе колонизации коренное
население вытеснялось и истреблялось. С начала XVII в. начался ввоз рабов
из Африки для работы на плантациях. К сер. XVIII в. наиболее значительными
колониями на территории США располагала Франция, после ее поражения в 1763
г. в борьбе с Великобританией за колониальное и торговое первенство
лидирующее положение заняла Испания. Восставшие в 1775 г. против
английского владычества 13 североамериканских колоний сумели добиться
свободы; в ходе войны за независимость 1775—1783 гг. возникло независимое
государство — США (1776). В 1787 г. была принята конституция, вступившая в
силу в 1789 г., которая закрепила господство буржуазии и плантаторов-
рабовладельцев в форме буржуазной демократии.
Новое государство первоначально старалось расширяться за счет покупки
колоний у враждующих между собой европейских держав. Так, в 1803 г. США
приобрели у Франции огромную колонию Луизиану, протянувшуюся от Нового
Орлеана до Канады, в 1819 г. вынудили Испанию уступить им Флориду.
Начавшийся с XIX в. в США промышленный рост резко выделил их на фоне
остальных американских земель. Явное экономическое превосходство позволило
правительству перейти к открытому военному захвату соседних областей,
который завершился присоединением в 1853 г. Техаса, Тихоокеанского
побережья, покупкой у России в 1867 г. Аляски и прилегающих к ней Алеутских
островов.
К середине XIX в. быстрое развитие капитализма на севере США вступило
в острое противоречие с системой плантационного рабства на Юге. Вторая
буржуазная революция (1861—1877 гг.) прошла два этапа: Гражданскую войну
1861—1865 гг. между Севером и Югом, в ходе которой было отменено рабство,
что ускорило промышленное развитие США и в конце XIX в. вывело страну, уже
имеющую собственные колонии, в тройку лидирующих мировых держав, и период
реконструкции Юга, когда шла борьба за демократические преобразования в
южных штатах. Участие в Первой мировой войне принесло огромные прибыли и
усилило роль США в мировом хозяйстве. После Второй мировой войны наступил
период так называемой «холодной войны», разгул «маккартизма», преследование
за демократическую деятельность. С сер. 60-х годов отмечается усиление
борьбы с национально-освободительным движением, развязывание непопулярной
войны во Вьетнаме. В то же время активизируются выступления негров за свои
гражданские права, против расовой дискриминации, что привело к принятию в
1964, 1965 и 1968 гг. соответствующих законов, предоставляющих эти права. В
последние годы предприняты усилия по упрочению разрядки и сокращению
вооружения.

1.2. Предпосылки Войны за независимость

Война североамериканских колоний за независимость (1775—1783) явилась
закономерным результатом тех сложных процессов, которые происходили как в
Америке, так и в самой Англии. К середине XVIII в. колонии значительно
выросли в хозяйственном отношении, налаживалась внутренняя торговля,
преодолевались былая экономическая разобщенность и замкнутость. По
существу, они уже не зависели от поставок метрополии, так как имели
собственный флот, неисчерпаемые запасы леса и плодородных земель;
плантаторы производили продукцию на экспорт — табак, рис, индиго; делались
попытки разводить хлопок. Значительно выросло население: так, если в 1688
г. там проживало около 200 тыс. человек, то в 1775 г.— свыше 2,7 млн.,
включая негров-рабов, составлявших 18% жителей. Хотя колонии принадлежали
Англии, туда эмигрировали почти из всех стран Европы, и подавляющее
большинство иммигрантов относилось к трудовому населению, главным образом,
Ирландии и Германии.
Показателем социально-экономического развития колоний стал рост
портовых городов, являвшихся центрами внутренней и внешней торговли,—
Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чарлстона и др. Развивались
образование и культура, с начала XVIII в. в колониях стали выходить
собственные газеты, появились общественные и частные школы и колледжи. На
базе колониальных колледжей выросли такие всемирно известные американские
университеты, как Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский. К
концу колониального периода выросла плеяда выдающихся мыслителей, деятелей
американского Просвещения — таких, как Бенджамин Франклин, Томас
Джефферсон, Джон Адаме, Джеймс Мэдисон и ряд других. Все это говорило не
только о материальных возможностях, но и о духовном потенциале растущей
нации.
В XVII в., когда колонисты больше всего нуждались в опеке метрополии,
она была поглощена решением своих внутренних проблем (борьба короля и
парламента, революция, реставрация Стюартов). В XVIII столетии все
получилось наоборот. Колонии созрели для независимости, но Великобритания,
стабилизировавшаяся внутренне и победившая Францию в Семилетней войне
1756—1763 гг., стала полновластной хозяйкой Северной Америки, присоединив
Канаду и другие французские владения.
Попытки метрополии ограничить свободу предпринимательства в колониях и
подчинить его своим интересам создавали экономические предпосылки Войны за
независимость. Во второй половине XVII и в 1 первых десятилетиях XVIII в.
была издана серия парламентских актов, регламентировавших внешнюю торговлю
колоний. Запрещалось свободно торговать с другими морскими державами, а
также развивать в колониях обрабатывающую промышленность. Но удаленность
Северной Америки делала такие запреты малоэффективными, их удавалось
обходить.
Закон 1763 г., запрещавший самовольно переселяться на запад, за
Аппалачские горы, должен был удерживать колонистов в определенных
административных границах земельной монополии короля и лордов-
собственников, пытавшихся увеличить квитренту. Кроме того, британское
правительство озаботилось поисками средств для содержания разросшегося
управленческого аппарата колониальной империи и размещавшихся там войск.
Для этого в 1764 г. вводились новые таможенные пошлины на ряд товаров.
Актом 1765 г. предусматривалось расквартирование в Америке 10 тыс. солдат
регулярной армии, а для покрытия расходов на них в том же году был принят
акт о гербовом сборе.
В отличие от прежних постановлений данный закон касался практически
всех колонистов, так как гербовой пошлиной облагались оформление любых
документов и выпуск печатных изданий. Принятие его парламентом вызвало
первую бурную вспышку протеста в колониях. Движение против гербового сбора
проходило под лозунгом «никаких налогов без представительства». Колонистов
возмущала не тяжесть налога (он не был разорительным), а сам факт его
введения парламентом, в котором отсутствовали представители
североамериканских колоний. Впервые в американской истории
наэлектризованные массы вышли на улицы городов. Радикально настроенные
колонисты развернули антианглийскую агитацию, создав подобие политических
клубов под названием «Сыны свободы». Угрозами и демонстрацией силы они
срывали исполнение акта о гербовом сборе, не дав ни одному сборщику
приступить к своим обязанностям.
Одновременно усиливалось аграрное движение против феодальных
повинностей, принявших особенно большой размах в колониях Нью-Йорк,
Северная и Южная Каролина. Войскам, разбросанным по всей территории
колоний, не удавалось закрыть западную границу от скваттеров. В начале 70-х
годов XVIII в. развернулась партизанская борьба у Зеленых гор, которые были
тогда приграничным районом теперешнего штата Вермонт. Фермеры и сельское
население, наряду с частью горожан, составили основную массу будущих борцов
за независимость, хотя силы тех и других еще были разобщены.
Гербовый сбор был заменен новыми таможенными пошлинами, но это не
внесло успокоения в колонии. В Бостоне 5 марта 1770 г. произошло
столкновение горожан с британскими солдатами, которые, обороняясь, убили и
ранили несколько человек. «Сыны свободы» успешно использовали «политику
улицы» и неуклюжие действия британских властей для разжигания недовольства.
Стала применяться тактика коллективного бойкота привозных английских
товаров, самочинных обысков у подозреваемых в сговоре с властями, но без
убийств и кровопролития. Одним из самых активных «смутьянов» был бостонский
служащий Сэмюэл Адаме, по инициативе которого группа колонистов,
переодевшись индейцами, в 1773 г. выбросила на дно бостонской гавани груз
английского чая («бостонское чаепитие»). Он же стал основателем «комитетов
связи», через которые осуществлялась координация антибританских, или
патриотических, сил.
Англия усиливала нажим, перейдя к крутым административным мерам против
Массачусетса, закрыв бостонский порт и присоединив американский северо-
запад к своей провинции Квебек (Канада). Патриотические круги по всей
стране выступили против этих «нестерпимых актов». В 1774 г. в Филадельфии
собрался первый Континентальный конгресс — совет представителей колоний
(такой же совет собирался в 1765 г. по поводу акта о гербовом сборе). В
принятой «Декларации прав» говорилось о праве колонистов на самоуправление,
а также на «жизнь, свободу и собственность». Это еще не было
провозглашением независимости, хотя страна стояла на ее пороге. В марте
1775 г. в законодательном собрании Виргинии один из лидеров патриотов
Патрик Генри заявил: «Неужели жизнь так дорога и мир так сладок, что их
следует покупать даже ценой кандалов и рабства?.. Что касается меня, я не
пощажу своей жизни для дела свободы».
Война началась стихийно 19 апреля 1775 г., когда английский
главнокомандующий в Америке генерал Гейдж распорядился захватить склад
оружия, устроенный патриотами недалеко от Бостона, и арестовать лидеров
«заговорщиков». Посланный им полк завязал бой с вооруженными фермерами в
районе Лексингтона и Конкорда. Перевес вначале был у англичан, но при
движении обратно (лидеры патриотов сумели заблаговременно скрыться, а часть
оружия была вывезена) их непрерывно обстреливали из-за всевозможных укрытий
местные жители. Потеряв треть солдат, полк с трудом добрался до Бостона.
Первое сражение Войны за независимость было удачным для патриотических сил.


1.3. Война за независимость и образование США

Собравшийся в мае 1775 г. второй Континентальный конгресс стал уже не
колониальным, а американским правительством. На нем, как и на первом,
имелись сторонники примирения с метрополией, но ход событий подталкивал
членов конгресса к решительным действиям, прежде всего к набору армии. Во
главе будущих американских сил был поставлен крупный виргинский плантатор и
опытный воин полковник Джордж Вашингтон. JB июне добровольческие отряды
американцев, еще не организованные в армию, стойко сражались с англичанами
при Банкер-Хилле близ Бостона и нанесли им чувствительные потери.
Огромную мобилизующую силу имел опубликованный большим тиражом памфлет
революционного демократа Томаса Пейна под названием «Здравый смысл». В нем
убедительно доказывалось, насколько абсурдно бороться за свободу, не
порывая с метрополией, и что только независимость и республиканский образ
правления дадут Америке великое будущее. Эти слова оказались пророческими.
4 июля 1776 г. конгресс принял составленную Т. Джефферсоном Декларацию
независимости, ставшую эпохальным документом не только американской, но и
мировой истории. Это была первая перенесенная на практическую почву
декларация прав человека, опиравшаяся на передовые теории английских
философов XVII в., особенно Джона Локка, французских просветителей XVIII
в., а также на традицию борьбы за свободу американских колонистов. «Все
люди сотворены равными,— гласила Декларация независимости,— все они одарены
Создателем некоторыми неотъемлемыми правами, к числу которых относятся
право на жизнь, свободу и стремление к счастью... Всякий раз, когда форма
правления начинает противоречить этим целям, право народа — изменить ее
либо вовсе уничтожить и учредить новое правительство...»
Впервые в истории государственный документ провозглашал принцип
народного суверенитета как основу государственного устройства. Декларация
обвиняла английского короля и парламент в тирании, нарушении элементарных
прав человека и заявляла, что отныне колонии считаются «свободными и
независимыми штатами», которые «приобретают полное право объявлять войну,
заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать любые акты и
действия — все то, на что имеет право всякое независимое государство».
Говоря о естественных и неотчуждаемых правах человека, Джефферсон
изменил традиционную формулировку Локка — право на «жизнь, свободу и
собственность». Подобно Ж. Ж. Руссо, великий американский просветитель
относил собственность не к естественным, данным человеку от рождения, а к
гражданским правам — согласно существующему уровню развития общества.
Однако в Америке преобладала «английская» точка зрения о собственности как
о естественном праве человека, не менее важном, чем жизнь и свобода. Именно
обладание собственностью давало человеку свободу и независимость, в том
числе в выражении своих взглядов. Те же, кто ею не обладал — наемные
рабочие, арендаторы, прислуга, рабы, замужние женщины, являлись зависимыми
и потому не могли, согласно представлениям того времени, участвовать в
гражданской жизни и заниматься политикой, т. е. избирать и быть избранными.
«Невежественным и зависимым людям можно доверять общественные дела не
больше, чем детям»,— заявил в 1787 г. один из создателей федеральной
Конституции.
Сама идея независимости разделялась далеко не всеми американцами.
Имелось немало тех, кто по экономическим, политическим и другим мотивам не
желал отделения от Англии. Это большая часть лендлордов, королевских
чиновников, торговцев, опасавшихся разрыва1 деловых связей с Англией, а
также лица, боявшиеся разгула «черни», анархии и гражданской воины, они
назывались лоялистами — людьми, лояльными королю и парламенту. Часть
фермеров и арендаторов также примыкала к ним, если местный лендлорд, их
главный притеснитель, поддерживал патриотов. Большинство негров-рабов
бежало к англичанам, обещавшим им свободу, поскольку основная часть
плантаторов выступала за независимость (экономической причиной этого была
их колоссальная задолженность английским торговым домам, от которых они
получали кредиты).
К верхушке патриотов, помимо плантаторов, относились большинство
американских купцов, выступавших за свободу торговли и предпринимательства.
Они оказывали финансовую помощь делу независимости. Первым, кто поставил
свою подпись под Декларацией независимости, был «король» бостонских купцов-
контрабандистов Джон Хэнкок. Лидерами патриотов стали молодые честолюбивые
политики, стремительно делавшие карьеру в Континентальном конгрессе,
местных органах власти и в армии. Большинство простых людей поддерживали
независимость в силу демократических убеждений и в надежде на лучшую жизнь,
за которую они проливали кровь на полях сражений.
Военные действия велись с переменным успехом. После первых окрыляющих
удач 1775 г. наступила длительная полоса поражений. Британские войска
намного превосходили американцев боевой выучкой и количеством, но
американцы воевали с гораздо большей энергией и воодушевлением. Дж.
Вашингтон умело маневрировал, то нанося стремительные удары, то отступая, а
в ряде случаев его небольшая армия просто спасалась бегством. Британскому
командованию не удавалось навязать американцам генеральное сражение, в
котором они неминуемо были бы разбиты, а Вашингтон не имел достаточно сил
для решающей победы.
Тяжелое положение американских войск усугублялось враждебными
вылазками лоялистов, создавших свои военные отряды, которые действовали
совместно с англичанами. Снабжение армии Вашингтона было плохим, хронически
не хватало вооружения и денег. За фураж и продукты приходилось
расплачиваться долговыми расписками, заменявшими порой жалованье офицерам и
солдатам. Англия также испытывала трудности с переброской больших масс
войск. Еще в 1775 г. король Георг III обратился к российской императрице
Екатерине II с просьбой предоставить 20-тысячный корпус, но получил
категорический отказ. Недостающие войска были набраны в германских
княжествах, поставлявших за большие деньги наемных солдат. К концу Войны за
независимость в Америке находилось около 56 тыс. английских солдат, армия
Вашингтона и в лучшие для нее времена не превышала 20 тыс., но ее
поддерживали многочисленная иррегулярная милиция (ополчение) и партизанские
отряды.
После тяжелых боев близ г. Нью-Йорка осенью 1776 г. Вашингтону с
трудом, благодаря счастливой случайности, удалось спасти остатки армии. Она
смогла оправиться и зимой 1776/77 г. нанесла врагу чувствительные удары в
штате Нью-Джерси. Осень 1777 г. принесла американцам, с одной стороны,
поражение (английские войска заняли столицу США Филадельфию), с другой —
победу (на се-: вере). 7-тысячный корпус англичан был окружен у Саратоги -
превосходящими силами добровольцев и милиции и капитулировал. И Известие об
этом помогло действовавшему в качестве дипломата Б, Франклину заключить
союз с Францией (1778).
После Франции в войну с Англией вступила Испания (1779), на следующий
год — Голландия. Хотя для последних война не была удачной, международная
изоляция Англии увеличила шансы американцев на победу. Россия и Австрия
выступили с предложениями мирного посредничества, а создание в 1780 г.
Россией системы вооруженного морского нейтралитета было направлено против
произвола Англии на морях — захвата торговых кораблей нейтральных держав. В
числе добровольцев, сражавшихся за независимость Америки, были маркиз де
Лафайет, которого во Франции прозвали «героем Старого и Нового Света»,
российский дворянин Г.Х. Веттер фон Розенталь, польский патриот Тадеуш
Костюшко и др.
Англия тем не менее продолжала войну и в 1780 г. добилась крупных
успехов на Юге США. Ее войска овладели Чарлстоном, а американские силы в
Южной Каролине были разгромлены. Англичане двинулись в Виргинию, но
встретили растущее сопротивление милиции и партизан. Когда к берегам
Америки подошел французский флот с десантными частями, американцы и
французы окружили 8- тысячный корпус лорда Корнуоллиса под Йорктауном
(Виргиния), который 19 октября 1781 г. сдался. Это решило исход войны.
Предварительный мирный договор США и Англия подписали в Париже в 1782
г., окончательный — 3 сентября 1783 г. Его главный результат — официальное
признание Соединенных Штатов Америки самостоятельным, независимым
государством с западной границей по р. Миссисипи. Южнее 31-й параллели
начиналась Флорида, которую получила Испания, а Канада осталась за Англией.
Пока шла война, руководители молодой республики провели большие
внутренние преобразования. Бывшие колонии стали штатами с республиканской
формой правления и разделением властей. В 1776—; 1780 гг. там были приняты
конституции. Им впервые придавалось значение фундаментальных законов, на
основе которых должна была, действовать гражданская власть. В ряде штатов
отсутствовал имущественный ценз для права голоса, губернаторов же избирали.
В 10 штатах из 13-ти законодательные органы (легислатуры) имели по две
палаты, как в колониальных ассамблеях, причем нижние были более
демократическими по составу. Их «уравновешивали» верхние палаты, ибо
главной заботой создателей конституций было так строить власть, чтобы она
сама себя ограничивала и не превращалась в тиранию.
Конституции семи штатов дополнялись биллями о правах граждан, в
частности, на неприкосновенность личности и жилища, суд присяжных, свободу
слова и собраний, право «хабеас корпус»[1] и др. Огромное значение имело
решение аграрного вопроса. Новая власть отменила феодальные держания и
повинности, право первородства, ввела неограниченную частную собственность
на землю. Имущество активных лоялистов конфисковывалось, а свободные земли
объявлялись государственным достоянием. Ордонансом (законом) 1787 г.
конгресс образовал фонд общественных земель на северо-западе, который
подлежал распродаже в частные руки.
В северных штатах и на свободных землях было отменено рабство, в том
числе сервентов, что стимулировало развитие наемного труда. Но на Юге оно
сохранялось по настоянию плантаторов, которые заменили сервентов неграми.
Первоначально государственное устройство США представляло собой
конфедерацию, основанную на договоре суверенных штатов. «Статьи
конфедерации и вечного союза» были ратифицированы ими в 1781 г. Центральную
власть осуществлял Континентальный конгресс, состоявший из представителей
штатов, которые не избирались народом, а назначались легислатурами. Не было
ни президента, ни сената, ни Верховного суда. Власть эта оставалась
номинальной, так как штаты имели свои финансы, вооруженные силы, таможенные
правила и т. д. Сразу после освобождения от колониальной зависимости трудно
было ожидать образования какой-то иной структуры власти, однако наиболее
дальновидные политики считали ее временной и стремились к федеративной
республике с сильным центром, и общенациональной конституцией.
Данная идея вызревала в обстановке послевоенного экономического упадка
и хаоса. Штаты, действуя порознь, не могли наладить торговлю и
стабилизировать финансы. При огромном государственном долге правительство
конфедерации не имело ни бюджета, ни банка, чтобы прийти на помощь штатам.
Их правительства, в свою очередь, являлись должниками зарубежных и
американских банкиров, а также ветеранов армии, ожидавших выплаты
жалованья. Часть штатов начала выпуск обесценивающихся бумажных денег и
приняла законы в пользу несостоятельных должников. Это принесло временное
облегчение народу, но увеличило финансовый хаос. «Твердые» деньги — золото
и серебро — утекали из обращения. Выправить ситуацию могли, по мнению
сторонников централизации власти, лишь общегосударственные меры.
Важным аргументом в пользу реформирования власти стал рост внутренней
нестабильности, угроза народных волнений. В 1786—1787 гг. в Массачусетсе и
соседних штатах происходили восстания фермерской бедноты, вызванные
нежеланием местных властей пойти на уступки должникам. Повстанцы во главе с
Даниэлом Шейсом фактически захватили власть в западных и центральных
графствах Массачусетса. Против них было послано ополчение, набранное в
штате. Континентальный конгресс не имел права вмешиваться в дела штатов и
посылать туда войска, да их у него почти и не имелось.
Федеральная Конституция, разработанная летом 1787 г. на
полуофициальном съезде (конвенте) представителей всех штатов, была призвана
устранить недостатки конфедеративного устройства власти. В подготовке ее
проекта участвовали наиболее авторитетные граждане, в том числе Дж.
Вашингтон и Б. Франклин, и лучшие умы из нового поколения американских
политиков — Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и др.
Конституция оказалась весьма разумной как по предложенному механизму
власти, так и по четкости определения полномочий центра (прочие права
остались у штатов). Была выработана процедура принятия поправок к
Конституции, дополнявших, а не отменявших ее; сама Конституция действует и
поныне. Вводились прямые выборы палаты представителей конгресса
пропорционально числу жителей штатов (рабовладельческих — с учетом /5
рабов), а число сенаторов было сделано равным от каждого штата (по два
человека), чтобы не ущемлять интересы малых штатов.
Учреждались выборная должность президента США с довольно широкими
полномочиями и независимая судебная система во главе с Верховным судом США,
которому предстояло следить за нерушимостью Конституции и за соответствием
ей принимаемых законов. Конституция была разработана на основе целого ряда
компромиссов, поскольку интересы северных и южных штатов часто не
совпадали. Последним сделали существенную уступку, разрешив ввозить рабов
до 1808 г.
Федеральной Конституции предстояло вступить в силу после ее
утверждения 9-ю штатами из 13-ти. Эта процедура вызвала напряженную
политическую борьбу в стране. Противники Конституции — антифедералисты
критиковали ее в основном по двум причинам: они не желали ограничения
суверенитета штатов, опасаясь узурпации власти центром, и указывали на
отсутствие билля о правах. Ее сторонники — федералисты имели лишь небольшой
перевес, и ратификация происходила с большим трудом. При этом решительными
сторонниками сильной центральной власти показали себя ремесленники и
рабочие в крупных городах. В июне 1788 г. новая Конституция вступила в
силу, а в ноябре 1791 г. начал действовать принятый конгрессом билль о
правах, составивший первые десять поправок к ней.

1.4. Характер и особенности Американской революции

Процесс образования США носил революционный характер. Борьба с внешним
врагом — метрополией шла рука об руку с кардинальными внутренними
переменами. США стали первой демократической республикой нового времени, ее
устройство воплощало политические идеалы эпохи Просвещения. Кое-что
осталось и от колониального прошлого — институт рабства, устройство местных
органов власти. Но того «старого порядка», с которым боролись революционеры
в Европе, в полном объеме в Америке никогда не существовало, и решающим
условием внутренних перемен было завоевание независимости.
Самая поразительная черта Американской революции XVIII в. — это
отсутствие террора, которым отличались и Английская, и особенно Французская
революция конца XVIII в. Ни один королевский губернатор не был казнен, а
лоялистам дали уехать из США. Борьба колоний за независимость и
провозглашение республики не вызывали у цивилизованных европейцев чувства
ужаса. За пределами Великобритании к американцам относились вполне
благожелательно. Даже самодержавная Россия, которая с республиканской
Францией воевала, с республиканской Америкой торговала. Хотя российское
правительство не торопилось устанавливать с последней дипломатические
отношения, прибывший в С.-Петербург в 1782 г. американский уполномоченный
Ф. Дейна получил от вице-канцлера И.А. Остермана официальное заверение в
том, что лично он и его соотечественники, «которым случится отправиться в
Российскую Империю по торговым или другим делам», встретят самый
благожелательный прием и защиту в соответствии с международным правом. В
глазах Екатерины II, а затем Павла I образ американца отнюдь не
ассоциировался с «образом врага» — французского санкюлота или якобинца.
Столь хорошей репутацией США пользовались, конечно, не случайно.
Появление независимой республики в Новом Свете не угрожало тогдашней
феодально-монархической Европе никакими революционными потрясениями. В
отличие от Французской революции, провозгласившей «мир хижинам, войну
дворцам», Америка такую миссию не осуществляла, а в разгар революции во
Франции правительство США отказало ей в поддержке, мотивируя это тем, что
союзный договор был заключен с королем Людовиком XVI. Одобряя в принципе
замену там монархии республикой, американские государственные мужи
руководствовались во внешней политике не идеологическими, а прагматическими
соображениями, добиваясь для своей страны мира, нейтралитета и возможности
свободно торговать со всеми странами. В этой своей «ограниченности»
Американская революция, столь непохожая на Английскую и Французскую,
напоминала больше Нидерландскую XVI в., в основе которой также была война
за независимость.
«Отцов-основателей» США отличала умеренность не в постановке целей
(независимость и республиканский строй), а в средствах и методах решения
внутренних проблем. Вместо заговоров и переворотов с последующим
истреблением побежденных при помощи виселицы или гильотины использовались
чисто политические средства борьбы, а чаще — компромиссы. Благодаря этому
элита, руководившая борьбой за независимость, сохранила власть до конца.
Задача обретения независимости и строительства нового государства
сплачивала общество, а в американский идеал — свободу и собственность —
верили все социальные слои. Широкие гражданские свободы играли роль
«предохранительного клапана», отводя социальную напряженность в мирное
русло.
Даже восстание под руководством Шейса не походило на «бессмысленный и
беспощадный бунт» люмпенизированных масс, имевших обыкновение грабить и
жечь дома богачей и делить чужую собственность. Участники движения сами
были собственниками, стремившимися отстоять свое имущество от распродажи и
избежать тюремного заключения за долги. «Шейситы» собирались на шумные
митинги, потрясали оружием, изгоняли судей из присутственных мест, срывали
исполнение их решений, пытались даже захватить армейский арсенал — но
«Пугачевыми» не стали.
Само государственное устройство Соединенных Штатов исключало
установление революционной или иной диктатуры в сколько-нибудь крупном
масштабе. При «Статьях конфедерации» реальным суверенитетом обладали только
штаты, отсутствовал тот центр, откуда можно было бы проводить единую
политику. В отличие от всевластного французского Конвента, Континентальный
конгресс не мог узурпировать власть, так как ему пришлось бы в таком случае
воевать со всеми тринадцатью штатами. Будучи главнокомандующим, Дж.
Вашингтон не обнаружил никакого желания стать новым Цезарем или Кромвелем и
руководить еще одной войной — гражданской. После заключения мира с Англией
армия была распущена, и постоянных вооруженных сил в стране почти не
осталось.
Выдающиеся американские историки С.Э. Морисон и Г.С. Коммаджер
справедливо полагали, что окончание революции служит интересам не только ее
вождей, но и народных масс: «В развитии каждого революционного движения
наступает момент, когда народные массы устают от агитации и жаждут мира и
безопасности. Тогда они устраняют радикалов, возмутителей спокойствия,
подстрекателей и принимают меры, направленные на усиление своего
правительства с тем, чтобы обеспечить безопасность достижениям, добытым
путем страданий». В этом смысле и федеральная Конституция 1787 г.,
дополненная биллем о правах, означала доведение до конца тех
преобразований, которые дала независимость.



2. Промышленный переворот в США

Промышленный переворот органически связан с переходом от ремесла и
мануфактуры к фабричной стадии капитализма. В Англии и Франции он
осуществился «классически»: как спонтанный, внутренне обусловленный
процесс, начавшийся в условиях господства мануфактуры. В других странах,
например, на Востоке, он протекал не аналогично. Там, где капитализм
наступил позже, собственное ремесленное и мануфактурное производство уже не
являлось главной предпосылкой создания машинной индустрии, поскольку
начинало сказываться влияние извне - мирового капиталистического рынка и
международного капиталистического разделения труда. В результате
мануфактурный период укорачивался, принимая «стертую» форму, или вообще
отсутствовал. Деформировались все стороны и факторы машинизации
производства, исчезал ее переходный характер. На новой, колонизуемой земле,
где капитализм утверждался благодаря ее связи с метрополией или местностью
с более старым капитализмом, факторы и формы развития промышленности также
определялись тем, на какой стадии - мануфактурной или фабричной оно
начиналось.
В этом - основная специфика индустриального развития США, где
промышленность создавалась по мере освоения громадной территории, на разных
стадиях связанного между собой европейского и американского капитализма: от
мануфактурного периода XVII-XVIII вв. до империализма. Первые рабочие
машины появились в приатлантических штатах при наличии там ремесла и
мануфактуры, а колонизация западных земель развернулась в основном уже на
фабричной стадии капитализма. Кроме того, до Гражданской войны 1861-1865
гг. в рамках единого капиталистического способа производства в США
сосуществовали системы рабства и наемного труда. Очевидно, что в таких
условиях тип промышленного развития не мог быть единым для всей страны.
Американские историки, экономисты, социологи все более активно
разрабатывают комплекс проблем, связанных со становлением индустриального
капитализма в США. Но для немарксистской историографии, особенно
современной, характерен отрыв промышленной революции от исторической смены
стадий развития капитализма. Даже когда речь идет о машинизации тех или
иных отраслей, появлении «индустриальных классов», соответствующих
демографических сдвигах и иных явлениях, указывающих на становление
«современного индустриального общества», эти стадии нередко игнорируются
или подменяются различными «стадиями роста», «модернизацией» аграрного (то
есть докапиталистического) общества, сменой форм хозяйственной деятельности
и т. п. В рамках таких подходов промышленная революция либо не упоминается,
либо, формулируемая абстрактно, не входит в число активно используемых
понятий.
Один из основоположников «новой экономической истории» Р. Фогел
призвал к переосмысливанию роли техники в экономическом росте и к учету
влияния других факторов, например, спроса. Но такой подход привел, по
существу, к отказу от изучения ведущей роли новой машинной индустрии по
сравнению со старыми формами промышленности. Историки этого направления
были заняты исследованием закономерностей и факторов долговременного
экономического, в том числе промышленного роста, отразившихся в динамике
определенных количественных показателей. Речь шла уже не об «индустриальной
революции» как таковой, а о наращивании производства и развитии его
экономического механизма.
Промышленный переворот не вписывался в макроэкономические модели,
конструируемые представителями «новой экономической истории». Это понятие
встречается главным образом в работах, посвященных технике

Новинки рефератов ::

Реферат: Базы данных. Создание форм и отчетов (на примере ACCESS) (Программирование)


Реферат: Рембрандт (Искусство и культура)


Реферат: Планирование на предприятии (шпаргалка) (Предпринимательство)


Реферат: Маркетингова сутність реклами (Маркетинг)


Реферат: ГРЭС 1500 Мвт (Технология)


Реферат: Размножение папоротников в оранжерейных условиях (Сельское хозяйство)


Реферат: Трехмерная графика (Компьютеры)


Реферат: Безопасность Internet (Программирование)


Реферат: Вестернизация российской культуры (Социология)


Реферат: Характеристика метода эксперимента (Педагогика)


Реферат: Презумпция невинности (Право)


Реферат: Древний Рим (История)


Реферат: Стандарт, термины и определения по защите информации (Компьютеры)


Реферат: Культура (Культурология)


Реферат: Проблемы теории морали (Психология)


Реферат: Боливия: пути демократизации (История)


Реферат: Медь (Химия)


Реферат: Федеральная корпорация страховых депозитов (США) и ее роль в защите частных вкладчиков от потерь (Страхование)


Реферат: Уход за кожей, волосами и зубами (Спорт)


Реферат: Взаимодействие органов государственного и муниципального управления (Теория государства и права)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист