GeoSELECT.ru



Международное публичное право / Реферат: Ответственность в международном праве (Международное публичное право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Ответственность в международном праве (Международное публичное право)



Дата создания 17.03.2003 12:04

Биробиджанский Промышленно-Гуманитарный колледж

Контрольная работа

по международному праву

Вариант № 2. Ответственность в международном праве



Биробиджан, 2003

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3
Задание № 1 Понятие международно-правовой ответственности и классификация
международных правонарушений. 5
Задание № 2 Виды и формы международно-правовой ответственности,
международная уголовная ответственность физических лиц. 9
1.1. Виды и формы международно-правовой ответственности 9
2.2. Субъекты международной ответственности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
Библиографический список 15



ВВЕДЕНИЕ


В международном праве сложился общий принцип, согласно которому
международно-правовое деяние субъекта влечет его международно-правовую
ответственность.
Ответственность – один из древнейших институтов международного права.
История международных отношений свидетельствует о его постоянном
практическом применении и совершенствовании. Однако, правовые нормы этого
института до сих пор не кодифицированы, и поэтому он основывается, как
правило, на применении обычно-правовых норм, сложившихся на базе
прецедентов и судебных решений.
Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности,
закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН
и других международных организаций.
Статьи 39, 41 и 42 Устава ООН устанавливают процедуры реализации
ответственности за совершение международных преступлений против
международного мира и безопасности.
С 1972 года действует Конвенция о международной ответственности за
ущерб, причиненный космическими объектами (для СССР она вступила в силу 9
октября 1973 г.). Участники Конвенции обязались возмещать ущерб,
причиненный космическим объектом на поверхности Земли, воздушному судну в
полете и космическому объекту другого субъекта международного права.
Также провозглашается международная ответственность за нарушение ряда
международных договоров, среди которых необходимо отметить Международную
Конвенцию о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 года
(ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 15 октября 1975 г.) и
Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948
года (вступила в силу для Советского Союза 1 августа 1954 г.)
Итак, для раскрытия такого важного института международного права, как
международно-правовая ответственность автор изучил и раскрыл следующие
вопросы:
V понятие ответственности и правонарушений в международном праве.
V классификация и характеристика международных правонарушений по
основным группам.
V виды международно-правовой ответственности (юридическая и
материальная).
V формы выражения международно-правовой ответственности
V международно-правовая ответственность физических лиц и его
уголовная наказуемость с учетом различных видов международных
правонарушений.
При написании работы использовалась научная и учебная литература, а
также международные акты.



Задание № 1 Понятие международно-правовой ответственности и классификация
международных правонарушений.


Следует отметить, что взгляды ученых на определение международной
ответственности неоднозначны:
V одними она понимается как специфическая обязанность нарушителя
возместить причиненный им ущерб,
V другими – как реализация санкций в отношении субъекта,
нарушившего свои международные обязательства,
V третьими – как комплексное образование, включающее одновременно
обязанность нарушителя и реализуемые в отношении его санкции.
Все эти взгляды в равной степени пользуются поддержкой в международно-
правовой доктрине.2
Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых
отношений, возникающих в современном международном праве в связи с
правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом
международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством
другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти
правоотношения могут касаться непосредственно только государства-
правонарушителя и пострадавшего государства, в других – могут затрагивать
права и интересы всего международного сообщества[1].
В науке международного права под международно-правовой ответственностью
понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта
международного права в результате нарушения им международного
обязательства. Так, Комиссия международного права ООН определила содержание
международной ответственности как "те последствия, которые то или иное
международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам
международного права в различных случаях, например, последствия деяния в
плане возмещения ущерба и ответных санкций"[2].
Итак, ответственность в международном праве — сложное, многогранное
явление. Прежде всего, это принцип международного права, в соответствии с
которым всякое противоправное деяние влечет за собой ответственность
виновного субъекта по международному праву.
Цели ответственности состоят в следующем:
а) сдерживать потенциального правонарушителя;
б) побудить правонарушителя выполнить надлежащим образом свои
обязанности;
в) предоставить потерпевшему компенсацию за причиненный ему
материальный или моральный ущерб;
г) повлиять на будущее поведение сторон в интересах добросовестного
выполнения ими своих обязательств.
Ответственность порождается международно-противоправным деянием,
элементами которого являются:
. субъективный элемент — наличие вины данного субъекта как такового (не
тех или иных лиц, а именно государства в целом);
. объективный элемент — нарушение субъектом своих международно-правовых
обязательств.
Ответственность субъектов международного права связана со строгим
соблюдением международного правопорядка, борьбой за сохранение и упрочение
мира, обеспечением международного сотрудничества. Она выступает в качестве
определенного инструмента правового регулирования международных отношений и
стимулирует функционирование международного права.
Признаки, характеризующие содержание рассматриваемого понятия, сводятся
к тому, что международно-правовая ответственность:
1) состоит в применении к субъекту-правонарушителю санкций международно-
правовых норм;
2) наступает за совершение международного правонарушения;
3) направлена на обеспечение международного правопорядка;
4) связана с определенными отрицательными последствиями для
правонарушителя;
5) реализуется в международных правоохранительных правоотношениях,
возникающих между субъектом-правонарушителем и потерпевшим субъектом, а в
определенных случаях также между государством-правонарушителем и
международным сообществом государств в целом[3].

Итак, в международно-правовой литературе в целом преобладает понимание
международной ответственности как правоотношений, возникающих в связи с
совершением международного правонарушения.
Международные правонарушения с середины ХХ века подразделяются на
международные деликты и международные преступления.
К числу международных преступлений относятся особо опасные деяния,
нарушающие основополагающие принципы и нормы международного права, имеющие
жизненно важное значение для международного сообщества, и потому негативно
воздействующие на всю систему международных отношений. Международными
преступлениями считаются акты агрессии, колониальное господство, геноцид,
апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно
серьезные военные преступления и т.п. Также в последнее время наметилась
тенденция к признанию в качестве международного преступления
преднамеренного и серьезного ущерба окружающей среды, незаконного оборота
наркотиков.1
Правонарушения, не относящиеся к категории преступлений, являются
международными деликтами.
Ответственность, порождаемая деликтом, носит характер двустороннего
правоотношения, в силу которого нарушитель ответствен только перед
потерпевшим. В случае же международного преступления возникают
универсальные правоотношения ответственности, в силу которых
правонарушитель несет ответственность не только перед потерпевшим, но и
перед международным сообществом в целом. Речь идет о нарушении
универсальных обязательств, обязательств «erga omnes». В таком случае
каждый субъект международного права вправе требовать от правонарушителя
прекращения преступных действий и ликвидации их последствий[4].



Задание № 2 Виды и формы международно-правовой ответственности,
международная уголовная ответственность физических лиц.


1.1. Виды и формы международно-правовой ответственности


Существует два вида международно-правовой ответственности: материальная
и политическая. Виды ответственности как отражение специфики лишений,
претерпеваемых государством-правонарушителем, появляются в формах,
обусловленных этой спецификой.
Материальная ответственность выражается в обязанности возместить
материальный ущерб. К формам материальной ответственности – реституции,
субституции и репарации.
Реституция - вид материальной международно-правовой ответственности
государства, совершившего акт агрессии или иное международно-противоправное
деяние, заключающейся в обязанности данного государства устранить или
уменьшить причиненный другому государству материальный ущерб путем
восстановления прежнего состояния, в частности путем возврата имущества,
разграбленного и незаконно вывезенного им с оккупированной его войсками
территории другого государства[5].
Субституция (от лат. substituo - ставлю вместо, передаю взамен) -
разновидность реституции, представляющая собой замену неправомерно
уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, транспортных средств,
художественных ценностей, личного имущества и т.п[6].
Репарации (от лат. reparatio - восстановление) - полное или частичное
возмещение материального ущерба, причиненного войной; выплачивается
государству-победителю побежденной страной. выплата репарации может
производиться в натуре, в виде денежной или другой материальной компенсации
или одновременно реституции и компенсации убытков. Принципиально важное
значение имеет материальная ответственность государства за развязывание им
агрессивной войны, т.е. военные репарации. Так, в решениях Крымской
(Ялтинской) конференции 1945 г. и Берлинской (Потсдамской) конференции 1945
г. предусматривалась уплата репарации Германией, а в мирных договорах 1947
г. - уплата репарации государствами - бывшими союзниками Германии во второй
мировой войне[7].
Политическая ответственность выражается в форме сатисфакций.
Ординарная сатисфакция – это удовлетворение государством-
правонарушителем правомерных нематериальных требований потерпевшего
государства. Цель сатисфакции – восстановление нематериального ущерба,
прежде всего причиненного чести и достоинству потерпевшего государства.
Наиболее характерные формы – принесение извинений; выражение сожаления,
сочувствия или соболезнования; дезавуирование действий официальных
представителей; возложение обязанности материального возмещения на лиц,
причастных к совершению международного правонарушения, или их уголовное или
административное преследование; заверения в том, что подобные неправомерные
акции не будут повторяться; издание специальных законов, направленных на
обеспечение соблюдения международных обязательств, и т. п.
Чрезвычайная сатисфакция представляет собой различного вида временные
ограничения суверенитета и правоспособности государства, совершившего
международное преступление. Ее целью является искоренение причин,
породивших международное преступление, и создание гарантий от его
повторения. В качестве чрезвычайных сатисфакций могут выступать:
реорганизация отдельных элементов политической системы и упразднение
общественных институтов, наличие которых способствовало совершению
государством международного преступления; временная оккупация части или
всей территории; международный контроль за использованием научного и
промышленного потенциала; меры по демилитаризации промышленности, роспуску
или сокращении вооруженных сил; обязанность не оснащать их в будущем
определенными видами вооружений и не производить таковые.
Также следует упомянуть такую форму политической ответственности, как
ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом,
которые именуются репрессалиями[8]. Репрессалии должны быть соразмерными
тем действиям, которыми они вызваны.
От индивидуальных репрессалий следует также отличать коллективные
санкции, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на
основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия
которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции
могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических
отношений, функционирования коммуникаций, в разрыве дипломатических
отношений, а также в применении вооруженной силы.
Санкции, выражавшиеся в ограничении суверенитета, были применены после
второй мировой войны в отношении Германии и Японии (оккупационный режим,
ограничение права иметь вооруженные силы). В 1993 году Совет безопасности
ООН постановил учредить Международный трибунал для суда над лицами,
совершившими военные преступления на территории бывшей Югославии[9].
Осуществление группами государств коллективных санкций без разрешения
Совета Безопасности является противоправным. Однако государства имеют право
в случае агрессии на индивидуальную и коллективную самооборону, которая к
понятию санкции не относится.


2.2. Субъекты международной ответственности


Субъектами международно-правовой ответственности являются только
субъекты международного публичного права. Этими субъектами могут быть и
являются государства и другие субъекты международного права.
Однако
Ответственность физических лиц за международные преступления чаще всего
наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной
деятельностью государства. Ответственность лежит на государстве в целом.
Оно несет ответственность не только за действия своих органов и должностных
лиц, но и за деятельность физических и юридических лиц под его юрисдикцией.
Итак, государства, виновные в совершении преступления, несут
международную ответственность, а международно-правовая ответственность
физических лиц является особого рода уголовной ответственностью и по своей
природе отличается от ответственности других субъектов международного
права.1
Так, после окончания второй мировой войны для суда над главными
военными преступниками были созданы два международных военных трибунала: в
Нюрнберге и Токио. Решением Совета Безопасности в 1993 году было
предусмотрено создание Международного трибунала для осуждения лиц, виновных
в совершении преступлений на территории бывшей Югославии после 25 июня 1991
года. В 1998 году был принят и открыт для подписания Статут Международного
Уголовного Суда.
Государство несет ответственность за деятельность своих органов и
должностных лиц даже в случае, когда последние превысили свои полномочия,
установленные внутригосударственным правом, или нарушили инструкции,
касающиеся их деятельности.
Поведение отдельного лица или группы лиц рассматривается как деяние
государства, если установлено, что это лицо или группа лиц фактически
действовали от имени данного государства или осуществляли прерогативы
государственной власти в случае отсутствия соответствующих возможностей для
официальных властей и при обстоятельствах, которые оправдывали
осуществление таких прерогатив.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, одним из важнейших международно-правовых инструментов является
принцип международной ответственности государств и других субъектов
международного права за нарушение их международных обязательств, а также за
вредные последствия при правомерной деятельности в отдельных сферах
межгосударственного сотрудничества.
Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем фактом,
что она является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения
норм международного права, средством восстановления нарушенных
международных отношений.
С точки зрения последствий эти правоотношения могут выражаться при
правонарушениях в восстановлении нарушенного права, в возмещении
материального ущерба, в принятии каких-либо санкций и других мер
коллективного или индивидуального характера к государству, нарушившему свою
международную обязанность, а в случае наступления вредных последствий при
правомерной деятельности – в обязанности произвести соответствующую
компенсацию.
В настоящее время институт ответственности приобретает растущее
значение, привлекает к себе внимание доктрины. Однако в разработке норм и
принципов международно-правовой ответственности существует пробел.
Несмотря на возрастающую необходимость нормы и принципы международно-
правовой ответственности государств так и не кодифицированы, хотя работа
над этим ведется Комиссией международного права ООН.
Таким образом, задачей современного международного права является
заполнение данного пробела в праве. Кодификация и развитие норм и принципов
международно-правовой ответственности может послужить важным условием в
дальнейшем развитии международного права в целом.

Библиографический список

1. Устав ООН // Международное право в документах. – М., 1998.
2. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный
космическими объектами (Москва - Лондон - Вашингтон, 29 марта 1972 г.)
//СПС «Гарант»
3. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него
(Нью-Йорк, 9 декабря 1948 г.) //СПС «Гарант»
4. Международная Конвенция "О пресечении преступления апартеида и
наказания за него" от 30 ноября 1973 г. //СПС «Гарант»
5. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях,
перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся
на территории Российской Федерации" //СПС «Гарант»

6. Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998
7. Ежегодник Комиссии международного права, 1984. Т. 2, ч. 2, С. 120.
8. Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,
2002
9. Левин Д. Б.. Ответственность государств в международном праве. М.
Международные отношения. 1966.
10. Лейст О.Э. Понятие ответственности в праве// Вестник МГУ. Серия II.
Право № 1. 1994
11. Лукашук И. И. Международное право. Общая часть. Учебен. - М.:
Издательство ВЕК, 1996
12. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.
— М.: Междунар. отношения, 2000
13. Толковый словарь «Бизнес и право». - НПП «Гарант-Сервис», 2002

-----------------------
2 Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,
2002, с. 182.
[1] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.
— М.: Междунар. отношения, 2000, с. 290
[2] Ежегодник Комиссии международного права, 1984. Т. 2, ч. 2, С. 120.
[3] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,
2002, с. 185
1 Бирюков П.Н. Международное право. – М.: Юристъ, 1998, с. 101.
[4] Калалкарян Н.А. Мигачев Ю.И. Международное право. — М.: «Юрлитинформ»,
2002, с. 187
[5] Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 64-ФЗ "О культурных ценностях,
перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на
территории Российской Федерации", Глава I, Статья 4. //СПС «Гарант»
[6] Толковый словарь «Бизнес и право». - НПП «Гарант-Сервис», 2002
[7] Толковый словарь «Бизнес и право». - НПП «Гарант-Сервис», 2002
[8] Лейст О.Э. Понятие ответственности в праве// Вестник МГУ. Серия II.
Право № 1. 1994 с.37
[9] Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова.
— М.: Междунар. отношения, 2000, с. 294
1 Д. Б. Левин. Ответственность государств в международном праве. М.
Международные отношения. 1966.
С. 40.





Реферат на тему: Отличие международного публичного права от международного частного


|Индекс группы: |7-2001-СФП (3,0з) г. |
|Фамилия, имя, отчество студента: |Билым Евгений Владимирович |
|Номер зачетной книжки: |П-00791 |
|Домашний адрес: |91011, г. Луганск, ул. Оборонная|
| |д. 1 кв. 4 |
|Наименование предприятия, должность |ЗАО «Агротон», экономист. |



Контрольная (реферативная) работа



по дисциплине «Международное право»
на тему (вопрос) Отличие международного публичного права от
международного частного.

Фамилия и инициалы преподавателя _____________________



Киев 2001г.



План контрольной работы

на тему
«Отличие международного публичного права от международного частного».


Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 3

1. Общая характеристика международного публичного права . . . . . . . . .
стр. 3

2. Общая характеристика международного частного права . . . . . . . . . .
. .стр. 6



Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . стр. 9


Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . .стр. 10



Введение


В каждом государстве важнейшим регулятором общественных отношений
является право. Это система юридических норм, которые фиксируют
определенные отношения; охраняют общеобязательные правила поведения;
закрепляют права и обязанности лиц. В совокупности эти нормы (а также
другие источники) составляют национальную систему права. В мире существует
более двухсот национальных систем права (столько, сколько государств).
Часто между ними возникают отношения, которые вызывают множество взаимных
прав и обязанностей. Поэтому развитие экономики, политики, культуры,
средств коммуникации, транспорта требуют правового оформления такого типа
отношений, как международные.
Международные правоотношения можно условно разделить на две большие
группы: межгосударственные и не межгосударственные. Первая группа
составляет сферу международного публичного права, вторая является предметом
регулирования международного частного права (МЧП).


1. Общая характеристика международного публичного права

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО (международное публичное право) — система
исторически изменяющихся договорных и обычных норм и принципов, создаваемых
главным образом государствами в процессе их сотрудничества и соперничества,
выражающих относительно согласованную волю государств и регулирующих
отношения между государствами, созданными ими международными организациями
и некоторыми другими субъектами международного общения Соблюдение норм
международного права обеспечивается индивидуальным либо коллективным
принуждением его субъектов, пределы и формы которого определяются ими в
процессе совместной деятельности.

Международное право не принадлежит юридической системе конкретных
государств. В мире оно и только оно регулирует международные властные
отношения. Международное право принципиально отличается от
внутригосударственного права по способу образования норм, социальной
сущности, субъектам, способам функционирования, методам обеспечения и т д.


Возникновение международного права обусловлено двуединой, объективной
причиной:
а) появлением первых государств;
б) зарождением и развитием отношений между ними.

Соответственно этому возникла необходимость регулирования
выросших из межплеменных связей и ставших теперь межгосударственными
отношений. Первые нормы международного права возникли на базе уже
существовавших правил межплеменного общения, однако в них была привнесена
согласованная воля договаривающихся государств. Родина международного права
— Ближний Восток. Там возникли первые государства и первые
межгосударственные отношения.


Изначально международное право было обычным, его главным
источником являлся обычай, т.е. молчаливое соглашение государств
относительно установления, изменения либо прекращения их взаимных прав и
обязанностей, проявляющееся в одинаковом поведении государств, при
аналогичных обстоятельствах. Первые договоры, т.е. явно выраженные
соглашения государств, устанавливающих нормы взаимного поведения, возникли
несколько позже. Древнейшие из них относятся к концу III тысячелетия до н.
эр. Так, известен договор около 3110г. до н. эр., заключенный правителями
месопотамских городов Лагаш и Умма. Первые международные договоры
высекались на камне, затем писались на коже, пергаменте, папирусе, и уже
позднее — на бумаге.

Со временем роль и значение договора, как источника
международного права все более увеличивалась. В средние века международный
договор становится основным источником международного права.



Международное право имеет своих субъектов — создателей норм права и
участников отношений, урегулированных этими нормами.

В разные исторические эпохи имелись различные субъекты международного
права.
В настоящее время их круг следующий:
а) государства — основные субъекты;
б)произвольные межгосударственные организации (ООН, ее специализированные
учреждения, Организация африканского единства (ОАЕ) и др. ); нации
борющиеся за свою независимость (арабский народ Палестины, народ Юго-
Западной Сахары), государственно-подобные образования (Ватикан). Первые три
вида субъектов обладают всеми признаками международной правосубъектности:
правом заключать международные договоры, быть членами международных
организаций, иметь свои формальные представительства (при международных
организациях, дипломатические консульские и др.), участвовать в работе
международных конференций и т. п. Несколько меньшим кругом полномочий
обладает Ватикан. Однако и он входит в ряд международный договоров, имеет
дипломатические и консульские отношения с государствами, постоянные
представительства при ООН и иных международных организациях, участвует в
работе международных конференции и т. д.
В настоящее время некоторыми чертами международной
правосубъектности обладают индивиды, особенно в области защиты прав
человека.

На международной арене нет законодательного органа, поэтому
нормы международного права создаются в процессе согласования воль самих
субъектов международного права, в первую очередь государств. Нормы
международного права (общее Международное право) обращены обычно к
неопределенному кругу его субъектов. Локальные же нормы обычно
персонифицированы и обращены к участникам конкретного международного
договора. Нормы общего международного права обязательны для всех субъектов,
локальные — лишь для участников данного соглашения. Поэтому, первые имеют
общедемократический характер, социальная же сущность вторых определяется
социальной природой государств, создавших эти нормы.

Общие международно-правовые нормы являются критерием
законности поведения субъектов международного права, неким эталоном,
образцом, к которому они должны стремиться.
Международное право имеет свою систему, под которой следует
понимать объективно существующее разделение единого международного права на
части (отрасли, институты), т.е. группы принципов и норм, регулирующих
однородные, одно-порядковые, схожие международные отношения, объединенные
общими задачами. Общепризнанным является наличие в международном праве
таких отраслей, как морское, воздушное, космическое, дипломатическое, право
международных договоров.



В мире не существует судебных и исполнительных органов,
аналогичных тем, что есть в государствах. Функционирование международного
права обеспечивают государства, а также все в большей степени
межгосударственные организации. Соблюдение международного права
обеспечивается применением, а также возможностью применения санкций, т.е.
принудительных мер к нарушителю. Санкции применяются государствами
индивидуально либо коллективно, а также межгосударственными организациями.
Объективно проявляется тенденция ограничения санкций государств и
расширения мер, применяемых межгосударственными организациями, прежде всего
ООН. Санкции государств, включают дипломатические демарши, разрыв
отношений, ограничение либо прекращение экономических, научно-технических и
иных связей с государством-нарушителем. В случае самообороны от государства-
агрессора (ст. 51 Устава ООН) и по специальному постановлению Совета
Безопасности ООН (ст. 42 Устава ООН) к нарушителю в виде исключения может
быть применена и вооруженная сила.

Международное право и внутригосударственное право — две разные
системы права. Однако они не существуют изолированно друг от друга.
Национальные правовые системы влияют на нормообразование в международном
праве и в свою очередь ощущают его влияние. В современных условиях
общепризнан примат международного права над внутригосударственным. Это
закреплено в ряде конструкций. Международное право — достижение
человеческой цивилизации на определенном этапе ее развития. Оно служит делу
мира, способствует развитию дружеских отношений между государствами. В
обозримой перспективе роль и значение Международного права будут
возрастать.



3. Общая характеристика международного частного права

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО — термин, впервые появившейся в
литературе, науке и практике в 1834 г, в истории и доктрине связывается с
именем члена Верховного суда США Джозефа Стори, который использовал его в
труде «Комментарий о коллизии законов». С 1841 г. термин «международное
частное право» стал фигурировать в работах ученых Германии (Шаффнер), а
затем и Франции (Феликс).

В отечественной науке разработка проблем международного
частного права началась сравнительно поздно, во второй половине XIX в.
Первой специальной работой, посвященной международному частному праву, был
труд Н.П. Иванова под названием «Основания частной международной
юрисдикции» (1865). В фундаментальном курсе между народного права Ф.Ф.
Мартенса «Современное международное право цивилизованных народов» (1896)
были осуществлены разработка, систематизированное изложение вопросов
международного частного права. Под ним автор подразумевал совокупность
юридических норм, определяющих применимость к данному правоотношению
заинтересованного лица, действующего в области международного оборота,
права или закона отечественного или иностранного государства. Ни в
отечественной, ни в зарубежной литературе до сих пор не существует
единодушно принятого определения международного частного права.

Ученые из разных стран на различных этапах развития науки
международного частного права оспаривали все элементы, составляющие это
понятие: и «международное», и «частное», и «право». В.М. Корецкий в
«Очерках международного хозяйственного права» (1928) упоминает не менее 50
различных видов названий, отнюдь не всегда расходящихся между собой лишь в
мелочах, например: «международное гражданское право», «международное
положение частных лиц», «действие и применение законов различных государств
согласно принципам международного права», «общее частное право
иностранцев», «выбор права», «междучастное право», «разграничивающее
право», «конфликты прав», «международное положение частных лиц», «теория
конфликтов законов в области частного права», «международное хозяйственное
право».
Наиболее общим моментом, отражающим позицию отечественной
доктрины в этой области, является взгляд на международное частное право как
совокупность (систему) норм, регулирующих общественные отношения
цивилистического характера, хотя и относящихся к различным отраслям
внутригосударственного права, а не только к собственно гражданскому праву
(семейному, трудовому, торговому, земельному, хозяйственному и т.д., в
зависимости от существующей в данном государстве разбивки объективного
права на отрасли), но лежащих в сфере международного хозяйственного
(гражданского) оборота (в широком смысле слова).

Во многих определениях, даваемых учеными, фигурирует такой
признак рассматриваемых отношений, как «иностранный элемент» (И.С.
Перетерский. С.Б. Крылов, Л.А. Лунц. Г.К. Матвеев, М.М. Богуславский, С.Н.
Лебедев и др.). Нельзя согласиться, что этот признак является
конститутивным для объекта регулирования данной совокупности норм: просто
присутствие так называемого «иностранного элемента» — скажем, наличие в
отношении иностранного участника — далеко не всегда обеспечивает
включенность в орбиту регулирования, иными словами, действие именно
международного частного права. В частности, бытовые сделки, совершаемые
иностранными гражданами за границей, повсюду в мире регулируют гражданским
правом государства, где совершается сделка, а не его международным частным
правом. «Иностранный элемент» присутствует, а международное частное право -
нет. Решающим, конститутивным фактором в этом отношении выступает
проявление юридической связи данного отношения правовопорядками двух или
более государств.

Значительное число споров в науке международного частного права
возникало и продолжает возникать и по вопросу о месте в юридической системе
и правовой природе международного частного права. Палитра взглядов
чрезвычайно широка: от квалификации его международно-правовой природы до
принципиального отрицания вообще качеств, свойственных собственно праву как
таковому.
Международное частное право в большинстве случаев признается
самостоятельной правовой отраслью. Особой категорией, определяющей
своеобразие а значит, и самостоятельность международного частного права
помимо объекта регулирования методов и принципов регулирования — известной
триады, формирующей отрасль права как таковую, — являются коллизионные
нормы.

Коллизионная природа международного частного права продолжает
оставаться его существенной особенностью. Воздействие на регулируемый
объект в международном частном праве обеспечивается с помощью двух методов
— коллизионно-правового и материально-правового. Коллизионный метод
регулирования — исторически первый в международном частном праве.
Материально-правовой метод в современном международном частном праве (МЧП)
большинством автором связывается прежде всего с унификацией национально-
правовых норм, регулирующих отношения гражданско-правового характера.
Которые лежат в сфере международного оборота посредством международно-
правового договора. Процессы унификации на многосторонней основе начинают
активизироваться в МЧП в основном с конца XIX в вследствие чего в его
нормативном составе укореняется еще одна разновидность материально-правовых
норм — единообразные нормы, созданные международными договорами, сфера
которой существенно расширяется за счет вовлечения в нее все новых видов
международного экономического сотрудничества (лизинга факторинга вексельных
отношении торгового посредничества, отношении по перевозке и т д.).
Вместе с тем некоторые ученые рассматривали и возможность
регулирования общественных отношений этого вида с помощью национальных
материально-правовых норм, то есть норм «прямого действия». Однако
квалификация их в качестве норм МЧП не соответствует коллизионной природе
МЧП поскольку материально-правовые нормы национального права, хотя и
рассчитаны на регламентацию общественных отношении, составляющих объект
регулирования, специфичный именно для МЧП, тем не менее, сами не входят в
нормативный состав МЧП. (более ранние, основные труды Л А Лунца, Г К
Матвеева, А Б. Левитина, Г К. Дмитриевой и др.). Таким образом, вопрос о
нормативном составе МЧП представляет собой достаточно сложную проблему.



В то же время нельзя не отметить, что для отнесения к МЧП
национальных норм, специально существующих во внутреннем правопорядке для
регулирования особых отношений, лежащих вне сферы юрисдикции одного
государства, т.е. отношений МЧП, объект регулирования может служить
самодостаточным критерием — в противном случае у такого рода норм не
оказывается собственной отраслевой «обители».

Международно-правовой договор — основная форма унификации
национально-правовых норм различных государств (материально-правовых, или
коллизионных). Следовательно, принадлежность договора к источникам МЧП
выступает краеугольным камнем в учении о нормативном составе МЧП. Однако
при этом необходимо уточнить, что международный договор регулирует
затрагиваемые МЧП отношения не прямо, а опосредствованно. благодаря
механизмам трансформации содержащихся в нем положений в нормы
внутригосударственного права.
Принципиальной и основной юридической обязанностью любого
государства-участника по всякому международно-правовому соглашению является
обеспечение всеми доступными государству средствами того, чтобы соблюдались
положения заключенного договора. В реальности, исполнение государством
своих международно-правовых обязательств осуществляется именно в
национально-правовой сфере за счет материальной (в противовес формальной)
трансформации, то есть путем создания каких-либо специальных органов либо
их упразднения, издания или отмены соответствующих актов, приведения в
соответствие с содержанием и целями договора внутреннего правопорядка в
целом и т д. Перечень и характер таких средств имплементации
(осуществления) международным правом не определяется, поскольку это —
область исключительно внутригосударственная. Таким образом, государство как
бы дважды «пропускает» международный договор через свою волю. Первый раз,
когда оно в той или иной форме соглашается на юридическую обязательность
для себя данного договора (путем подписания, ратификации, присоединения и т
д.), а во второй — посредством трансформации положений международного
договора в национальное право. Однако международный договор не утрачивает
своих качеств источника МЧП, поскольку в том, что касается его содержания,
юридической обязательности его норм, они уже получили соответствующее
волеизъявление рассматриваемого суверена.

Непреложным также остается и другой постулат науки
международного права, касающийся правовой природы таких обязательств, —
международный договор обязывает только государства, а не физических или
юридических лиц, несмотря на то, что в ряде случаев внешне положения
договора могут восприниматься как раз противоположным образом (и это
особенно проявляется в международно-правовых соглашениях сферы МЧП,
например в Венской конвенции о договорах международной купли-продажи
товаров 1980 г.. или Конвенции о международной аренде оборудования 1988 г.
или вексельных конвенциях 1930 г.. подписанных в Женеве, и др. ) — как
обязательство, взятое на себя и подлежащее реализации именно государством.
Заключается же оно в обязании подвластных государству субъектов
национального права следовать положениям, сформулированным в договоре
(формы и средства такого обязывания определяются самим государством).
Таким образом, рассмотрение международного договора в качестве
источника международного права возможно при непременном условии отказа от
формально-юридического подхода к соответствующим квалификациям.
Решение вопроса о международном обычае как источнике международного права в
принципе аналогично тому, как это происходит в случае с международным
договором. Судебное решение (прецедент) как отдельный вид источников
международного частного права не представляет особых трудностей в смысле
квалификации его как такового, если это касается практически государств,
устойчиво следующих системе «общего права».


Заключение

Итак, основным отличием международного частного права от
международного публичного, является то, что последнее, служит для
регламентации взаимоотношений государств между собой, определения их
взаимных обязательств, способов взаимодействия и тому подобное, причем, как
правило, для обеспечения этих целей самими государствами участниками
создаются международные организации. Субъектами отношений в международном
публичном праве выступают государства как таковые, а также международные
организации, членами которых являются те же государства.
А международное частное право в свою очередь, направлено на
регулирование общественных отношений так называемого цивилистического
характера, относящихся к различным отраслям внутригосударственного права,
причем не только к гражданскому праву (семейному, трудовому, торговому,
земельному, хозяйственному и т.д., в зависимости от существующей в данном
государстве разбивки объективного права на отрасли), но лежащих в сфере
международного хозяйственного (гражданского) оборота (в широком смысле
слова). Субъектами отношений в международном частном праве являются, прежде
всего, физические и юридические лица, иногда - государства. Здесь
спецификой отношений является наличие так называемого “иностранного
элемента”. Под “иностранным элементом” понимают:
1) субъект, который имеет иностранную принадлежность (гражданство, место
жительства - относительно физических лиц; “национальность” -
относительно юридических лиц);
2) объект, кот находится на территории иностранного государства;
3) юридический факт, который имел или имеет место за границей



Список использованной литературы



1. Дмитр

2. Дмітрієв А.І. Муравйов В.І. Міжнародне публічне право. – К.,
2000 р.

3. Буткевич В.Г. Соотношение внутригосударственного и
международного права. – К., 1981

4. Тимченко Л.Д. Международное право. – Харьков, 1999г.







Новинки рефератов ::

Реферат: Эпоха Екатерины 2 (История)


Реферат: Авторитаризм: за и против (Теория государства и права)


Реферат: Невербальные средства коммуникации (Психология)


Реферат: Социологическое исследование (Социология)


Реферат: Героизм и передвижничество (Искусство и культура)


Реферат: Производство никеля (Металлургия)


Реферат: Понятие власти и влияния (Государство и право)


Реферат: Фредерик Шопен творческий и жизненный путь (Музыка)


Реферат: Гражданское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Время в религии (Культурология)


Реферат: Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание (Уголовное право и процесс)


Реферат: Металловедение (Металлургия)


Реферат: Бригадный подряд на уроках труда портняжное дело (Педагогика)


Реферат: Биотехнология (Биология)


Реферат: Экономическая эффективность использования земельных угодий в ОГУСП «Пригородный» (Сельское хозяйство)


Реферат: Расторжение трудового договора по инициативе работника (Право)


Реферат: Китай (География)


Реферат: Морское право (Гражданское право и процесс)


Реферат: Особенности состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и порядка формирования финансовых результатов при налогообложении прибыли (Налоги)


Реферат: А.С.Пушкин в театральных креслах Петербурга (Искусство и культура)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист