GeoSELECT.ru



История / Реферат: По книге Г. Вильхельма "Древний народ хурриты" (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: По книге Г. Вильхельма "Древний народ хурриты" (История)



Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова



ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


РЕФЕРАТ



По книге Г. Вильхельма


«Древний народ хурриты»



Выполнил:
студент 1 курса Исторического
факультета Группы 1081
Кирилловский Пётр Алексеевич

Проверил:
старший научный руководитель
Никишин Владимир Олегович



Москва 2000г.


Содержание:
1. Введение………………………………………………………………………………………3
2. История………………………………………………………………………………………..4
3. Общество и Экономика……………………………………………………………9
4. Боги, мифы, культы и магия……………………………………………….10
5. Литература…………………………………………………………………………………14
6. Изобразительное искусство………………………………………………….14



Введение

Проникновение хурритов с Закавказья на Ближний восток продолжается с
середины IV тысячелетия до Р. Х.. К началу II тысячелетия они прочно
оседают на юге малой Азии, в Сирии, Палестине, Северной Месопотамии и в
предгорьях Загроса. Эта народность делается не только полноправным жителем
Плодородного полумесяца – её культура становится буфером между культурами
западного, и восточного Средиземноморья и приобретает черты обеих.
Основным центром обособления хуррито-язычного населения становится
государство Митанни, получившее в период своего расцвета гегемонию
практически над всей Передней Азией и соперничавшее с такими государствами,
как Египет, Вавилон, Ассирия и Хеттское царство.
По мнению многих учёных причиной возвышения хурритов стала их охранная
служба в городах-государствах. Они выполняли функции наёмников-
телохранителей правителей и царствующих фамилий и впоследствии без особого
труда захватывали власть.
Автор книги, прочитанной мной – Гернот Вильхельм – один из лучших
хурритологов современности. Он обладает даром писать изящно и живо – редким
среди историков (. По мнению редактора, он сделал ряд наблюдений,
позволяющих провести научные сопоставления культурных традиций Запада и
Востока. Блестяще обработав архив семьи принца Нузы – Шильви-Тешшупа, Г.
Вильхельм сравнивает его с ещё одним крупнейшим в клинописной дипломатике
семейного архива – архивом, принадлежавшим пяти поколениям клана Техип-
Тиллы.
В предисловии автор пишет о контрасте скудости источников и
значительности исторический роли хурритов в рамках древневосточного мира.
Это противоречие породило множество научных концепций, разнообразие мнений
и большое количество спекулятивных домыслов. Поэтому основная цель автора,
по его словам, – связно и более или менее чётко изложить историю, аспекты
культуры и религии этого народа.
Начало хуррито-логическим исследованиям было положено в 1881,
благодаря важным археологическим находкам. До этого историки не придавали
этому народу особого значения. Единственное упоминание о нём, как
выяснилось впоследствии, присутствовало в Ветхом Завете. В 1889 г. в
дипломатических архивах Аменхотепа III и Эхнатона, обнаруженных при
раскопках Эль-Амарны, было найдено письмо на неизвестном языке, который
сначала был назван митаннийским, а после, когда в 1906 г. при раскопках
хеттской столицы – Хаттусы были найдены таблички на том же языке, а также
аккадские государственные договоры с упоминанием «страны Хурри», язык был
переименован в хурритский.
Г. Вильхельм замечает, что количество хурритских памятников всё время
растёт. Раскопки в Хаттусе, Мари, Угарите, Эмаре, Нузе, Курруханни, Алалахе
и других местах открыли тысячи хурритских текстов. Также он утверждает,
что, несмотря на то, что дискуссии между востоковедами продолжаются, уже
можно с уверенностью говорить о том, что хурритский, урартский, и в том
числе некоторые кавказские языки являются родственными и имеют один общий
праязык.
Одна из важнейших целей современного изучения истории хурритов (помимо
«проблемы хурритов и субареев», «проблемы арийцев» и др.) – оценить,
насколько велик их вклад в развитие древневосточной культуры, – полагает
автор. Исследователи выдвигают несколько теорий возможной принадлежности
хурритов:
Это этнический субстрат Месопотамии, что подтверждает соединение расовых,
языковых и культурных признаков. Автор высказывается резко против такой
концепции.
Это народ, пришедший в конце III тысячелетия до Р.Х. из Северо-восточных
предгорий Месопотамии, попавший под влияние шумеро-аккадской культуры и
сыгравший важную роль во II тысячелетии до Р.Х. при передаче этой культуры
Сирии и Малой Азии. Мнение, близкое к мнению автора.
Археологи связывают локализацию находок хирбет-керакской керамики,
получившей распространение от Закавказья через Восточную Анатолию и
Северную Сирию до Палестины с хурритами. Слабое место такой точки зрения в
том, что, во-первых, эта керамика на несколько веков старше первого
упоминания о них, а, во-вторых, перемещения керамических форм ещё не
означают этнических пертурбаций.
Тем не менее, Г. Вильхельм делает вывод, что термин «хурритский» в
большей степени означает язык и, даже этнос, нежели понятие конкретно
связанное с эпитетами «страна», «войско», «царь», «народ». Это не
обязательно общность, непосредственно играющая роль в истории.

История
Автор приводит письменные источники, датированные аккадским,
дохурритским периодом (2230 – 2090 гг. до Р.Х.), которые указывают на то,
что местами первоначального расположения хурритских поселений-государств
является Северная и Северо-восточная окраины Месопотамии. Это самые древние
косвенные упоминания о хурритах:
Небольшое количество глиняных табличек. Найдены в Телль-Брахе (треугольник
Хабура).
Большее число экземпляров. Найдены в Гасуре, севернее Тигра, в месте, где
позже будет основана Нуза. И Телль-Брах и Гасур – районы распределения
хурритского языка.
Топонимика названий в описаниях походов царя Нарам-Суэна имеет хурритский
словообразовательный элемент. Сохранились лишь фрагментарно. Например,
город Азухиннум на нижнем Забе и его правитель или военачальник –
Тахишатим.
Старовавилонское историко-литературное повествование о всеобщем восстании
против Нарам-Суэна упоминает царя страны Симуррум с именем Путти-аталь,
имеющим хурритскую ономастику.
В летописях первого царя династии Аккада – Саргона – описывается поход
против страны Симуррум – в верховьях Нижнего Заба.
В Ниппуре найдена надпись в виде выбитого на мраморе сопроводительного
письма со списком одежд, переданных человеку с хурритским именем – Шехрин-
Эври.
Под натиском кутиев и в результате внутренних распрей происходит
падение Аккада, и на его развалинах возникает первое древнехурритское
государство. Его правитель – Аталь-шен (2090 – 2048 гг.) оставил после себя
бронзовую табличку, посвящённую закладке храма Неригалу. Он называет себя
сыном Шатармата (хурритское имя), царём Уркеша и Навара. А, как известно,
Уркеш являлся городищем Телль-Амуда – культового центра знаменитого бога
хурритской мифологии – Кумарби. Судя по расположению этого города,
хурритское царство занимало довольно большую территорию: от треугольника
Хабура на западе до Диялы на востоке и до озера Ван на севере. Языковая
область же охватывала район истоков Хабура на западе и все территории к
востоку и северу от Двуречья.
Ещё один эпизод, описанный Вильхельмом – «летописное» упоминание
попыток второго царя династии Ура – Шульги (2029 – 1982гг.) подчинить
области к северо-востоку от Тигра. Учитывая количество походов, противник
оказал достойное сопротивление. Между Уром и, оставшимся не захваченным
Уркешем, налаживаются близкие дипломатические отношения.
Во время правления Шу-Суэна (1972 – 1964гг.) над Уром нависает угроза
захвата аморейскими племенами, государство переключается на оборонительную
политику, и земли, находящиеся восточнее Тигра, выходят из-под военного
контроля.
Исходя из хурритских источников, в это время в Уркеше царствует Тиш-
аталь, называющим себя «энданом» города. Автор излагает возможные варианты
трактовки этого слова: оно могло произойти от древнешумерского «en» –
«правитель», но, скорее всего, составлено из двух хурритских слов – «eni» –
«бог» и «dan» – окончание, означающее профессиональную принадлежность.
Таким образом, можно сделать весьма интересный вывод о том, что цари
Уркеша, по примеру правителей Ура, уже стали обожествлять себя.
После крушения III династии Ура, для северо-востока становится
характерным распад на множество малых самостоятельных государств. Но их
история, за недостатком письменных источников, скрыта от нас.
Только с XVIII в. количество данных увеличивается. В них даётся
описание целой серии хурритских городов-государств, охватывающих
пространство от Северной Сирии через Северную Месопотамию до района
Восточного Тигра и гор Загроса.
Автор утверждает, что основной фактор присутствия хурритов – наличие
хурритских имён, так что это относительные исторические сведения. Довольно
часто упоминание этих имён связано со списками рабов, прибывших в город
военнопленных. Во многих городах хурриты не составляли заметной доли
населения, а носители имён, судя по роду их занятий, принадлежали к нижним
слоям населения. Тот факт, что в этот период возникает несколько рынков
хурритских рабов на протяжении всего Двуречья, свидетельствует о сильном
этническом натиске на этот народ.
Во второй половине XVIII в. один из отпрысков династии города Терк –
Шамши-Адад подчиняет себе территории Верхнего Хабура со столицей Шубат-
Энлиль, Ассирию и Мари. Это объединение не просуществовало долго, потому
что в основном зависело от дипломатического искусства и военного престижа
правителя. После гибели коалиции нарастает приток хурритов на юго-восток.
По словам автора, это происходит из-за всеобщего упадка и поиска новой
жизненной ниши населением.
Г. Вильхельм показывает, что одним из основных вопросов предыстории
страны Митанни, наиважнейшим пунктом проблемы происхождения хурритов и их
общеисторической характеристики остаётся, как уже было упомянуто выше,
проблема взаимоотношения последних с индоарийцами. Несмотря на то, что
выдвинуто множество концепций на этот счёт, историки не пришли к единому
мнению и научная дискуссия продолжается до сих пор. Одна сторона
утверждает, что оба народа – и хурриты, и арийцы мигрировали из района
Закавказья в область плодородного полумесяца, другая, – что арийцы лишь
пересекали земли хурритов и частично ассимилировали. Очевидно, что хурриты
перенимали элементы более высокой культуры, – заявляет автор. Основные
свидетельства этого – языковые остатки:
Имена некоторых богов (Митра, Варуна, Индра, Насатиа, и др.) почти
полностью соответствуют древнеиндийским богам из четырёх поэтических вед.
Имена царствующих фамилий Митанни тоже были индоарийскими.
Интересен тот факт, что группа терминов, связанных с тренингом лошадей,
является индоарийской. По-видимому, до контактов с арийцами хурриты не
знали лошадей и коневодства. Появившись, это занятие стало прерогативой
богатых сословий, так как было роскошным и дорогостоящим. Боевые колесницы,
принадлежавшие состоятельным людям, решали исход битвы и, впоследствии,
благодаря коннице армия Митанни получила военное превосходство над другими
– «пешими» армиями. Индоарийцы, явившиеся основоположниками этого рода
войск, имели большое влияние в обществе, хотя, как в итоге пишет автор,
роль этого народа в формировании Митанни малоизвестна.
Обстоятельства возникновения Митанни не ясны. Вероятнее всего, они
напрямую связаны с исторически признанным фактом ожесточённой борьбы
Древнехеттского царства за существование, которую оно вело с хурритами.
Хеттский царь Хаттулис I (ок. 1560 г.) проводит несколько военных операций
и подчиняет себе ряд городов, постоянно пытающихся выйти из-под его
контроля. Столкновения его войск с хурритами – неоднократны. Например,
случайная стычка и победа над войсками города Хашшу, пользовавшимся
поддержкой Халаба (длительного союзника хурритского царства),
воспринимались Хаттулисом, как одно из самых успешных военных достижений.
После совершается поход и на сам город Халаб, как центр Северной Сирии
(Хетты оценивали этот город, как столицу «великого царства», а его захват,
как «великое предначертание», - цитирует автор хеттские источники), но
царь, скорее всего не достиг его, погибнув по дороге. Сын Хаттулиса –
Мурсилис I исполнил волю отца, завещавшего ему перед смертью овладеть
Халабом. Следующим объектом завоевательной политики хеттов стало хурритское
царство. Перед этим Мурсилис решается на поразительно дерзкое военное
предприятие – тысячекилометровый поход вниз по Евфрату, закончившийся в
1531 г. до Р.Х. взятием Вавилона. Если бы не действия хурритов, успешная
вавилонская кампания привела бы к длительному контролю не только над
евфратским торговым путём, но и над всей территорией Вавилонии. В последние
десятилетия правления Мурсилиса, Хеттское царство раздирают кровавые
придворные распри, Халаб и другие города-государства возвращают себе
независимость.
В то время, пока происходили столкновения за превалирование между
хурритами и хеттами, Египет освободился от интервенции гексосов, объединил
свои силы и направил всю мощь на захват северных земель. Египтяне
овладевают Палестиной (ок. 1497-1482), тогда же впервые упоминается Нахрина
(симитск.) – «речная страна» или Митанни (местное название),
располагавшаяся, по египетским источникам, между излучиной Евфрата и
верхним течением Тигра. Далее уже Тутмос III при Мегиддо побеждает
сирийскую коалицию под предводительством царя Кадеша (на основании более
поздних текстов известно, что в Сирии имелась хуррито-язычная этническая
группа, прежде всего верховенствующий слой и правитель), а после захвата
Кадеша нападает на окраины Митанни. В 1447 доходит до Каркемиша и даже
переходит Евфрат.
Но, по мнению автора, несмотря на военные успехи, территории,
захваченные египтянами, малоустойчивы. Свидетельством этого является запись
о походе в 1438 году карательных войск против восставших городов Тунии и
Кадеша, поддержанных Митанни, которой в это время, вероятнее всего, правит
Сауссадаттара.
Сауштатара, как его называют иначе, упрочил позицию своего
государства, завоевав Ашшур, Алалах, Угарит, Халаб и сделав своим вассалом
царя Аррапхи. Постоянной резиденцией Сауштатара был город Вашшуккани,
точное место расположения которого ещё не определено археологами. Из
письменных источников его правления известно единственное письмо, найденное
недалеко от Нузы, на котором имеется печать с именем отца Сауштатара –
Парсататара, и две таблички, найденные в Алалахе, которые содержат судебные
постановления царя, заверенные государственной печатью. Эта легендарная
печать гласит: «Шуттарна, сын Кирты, царя Митанни». Таким образом,
становятся известны ещё два имени хурритских государей, хотя
идентифицировать время их правления не удалось, – сетует автор (.
Война с Египтом за Сирию продолжалась вплоть до времени правления
Тутмоса IV (1400 – 1390гг.), который упоминается в описаниях походов на
Нахрину. Первые дипломатические отношения Митанни с Египтом в эпоху
Аменхотепа II (1428 – 1400гг.) закончились династическим браком. Царь
Митанни – Артатама I (потомок Сауштатара) сосватал после длительных
переговоров фараону свою дочь, о чём известно из письма, написанного два
поколения спустя. После этого были установлены границы в Сирии на 10 лет.
И, действительно, перемирие длилось довольно долго, что обусловлено
неспокойным положением внутри обеих держав. Сын Артатамы – Шуттарна II тоже
отсылает свою дочь – Келу-Хепу, но уже в гарем Аменхотепа III (1390 –
1352гг.).
После смерти Шуттарны его преемником становится сын – Арташумара,
который был в скорости убит, вероятнее всего, в результате борьбы за
власть. Убийца (его звали Утхи) был не царской фамилии, поэтому посадил на
трон Тушратту, второго, несовершеннолетнего сына Шуттарны. Тут, как говорит
автор, можно восстановить картину соправления Убийцы и законного царя.
Позже Тушратту мстит за смерть брата ( и убивает Утхи, восстанавливая
престиж династии и дипломатические отношения с Египтом, порванные в период
кризиса. О правлении Тушратту известно много благодаря египетскому
государственному архиву из Амарны. В своём письме фараону, Тушратту
сообщает не только об обстоятельствах своего вступления на престол, но и об
успешном отражении набега хеттов (а именно царя Суппилулиумаса) ~ 60-е года
XIV века.
Вильхельм высказывает идею о том, что этот период – начало
политического и военного упадка Митанни и, наоборот, усиления Хеттского
царства, хотя дальнейшие письма Тушратту не содержат каких-либо опасений за
прочность государства. Переписка в основном посвящена теме ещё одного брака
– дочери Тушратту Тату-Хепы с фараоном. Споры за невесту растянулись на
несколько лет. На ту же тему написан и важнейший памятник хурритского
языка, и краеугольный камень всей хурритологии – «Письмо из Митанни». Этот
документ сопровождал принцессу в её путешествии ко двору фараона. В нём
хурритский царь пишет о том, что «все вещи, которые он (фараон) желает, их
я удесятерил», ласково отзывается о фараоне, затрагивает вопрос о военном
союзе взаимопомощи, и просит о подарке в знак признательности за «вещи» –
статуи в рост его дочери из золота и слоновой кости. Под конец письма,
Тушратту заклинает и просит Аменхотепа III жить «по-братски и в тесной
дружбе друг друга любить».
Спустя несколько лет после свадьбы с Тату-Хепой, фараон умирает, а при
его наследнике – Аменхотепе IV (Эхнатоне) отношения с Митанни осложняются.
Это вызвано, по словам автора, ослаблением Митанни под натиском хеттов и
утратой позиции одного из мощнейших государств Передней Азии.
Хеттский царь Суппилулиумас воспользовался спором о престолонаследии в
Митанни и заключил военный союз с одним из претендентов – Артатамой II,
который в свою очередь заручился поддержкой Ассирии, освободившейся в
середине XIV века от владычества Тушратту. Этот тройственный союз и погубил
Митанни.
В этот момент, побуждённые замешательством, на вассала Тушратту –
Араппху – нападают вавилоняне (~ 1340г.) и захватывают её. Северные земли
занимают ассирийцы и заключают со страной Алше, другим вассалом Митанни,
военный союз. Супилулиума переходит Евфрат, берёт Ишуву, устремляется на
юг, к центру Митанни, но Тушратту уклоняется от битвы и хеттский царь
поворачивает на запад, переходит Евфрат и поочерёдно захватывает все
территории между Средиземным морем и излучиной Евфрата. Оккупирует Кадеш,
Каркемиш (важнейшая крепость на Евфрате), захватывает страну Амурру, царь
которой сдался, поворачивает на Ливан, покоряет Сирию…. Военачальник
Супилулиумаса параллельно пресекает попытку египтян вернуть утерянный Кадеш
– египетскую провинцию.
Тушратту, тем временем, пытается компенсировать потери захватом
некоторых египетских районов, но при попытке вернуть собственные
территории, натыкается на хеттское вспомогательное войско и терпит
поражение. После окончательной утраты западноевфратской части страны,
Тушратту убивает один из его сыновей.
Власть захватывает сын Артатамы II – Шуттарна III, поддерживающий
старые союзнические связи отца. Он отправляет сокровищницу в Ашшур и выдаёт
Алше большое число митаннийских воинов, сражавшихся на колесницах
(аристократов). Там их сажают на кол.
Сын Тушратты – Шаттиваза – бежал после крушения Митанни с небольшим
отрядом боевых колесниц. Он просит Супилулиумаса о поддержке, и тот
воспользовался случаем противопоставить Шаттиваза Шуттарне (ставленнику
Ассирии) для того, чтобы вернуть гегемонию над территорией Митанни.
Суппилулиума женил Шаттиваза на своей дочери и обеспечил его военной
помощью. Тот возвращает часть земель, включая Вашшукканни, и
восстанавливает Митанни, но в роли вассала хеттов. Тем не менее,
плодородные зоны восточной части хабурского треугольника, бывшие раньше
культурным и экономическим центром, прочно оставались в ассирийском
владении, поэтому хеттам пришлось признать верховную власть Ассирии.
После описанных выше автором политических катаклизмов, не вызывает
сомнения факт дальнейшего полнейшего упадка и гибели великого царства.
Последователи Шаттивазы – Шаттуара, Васашаттара, Шаттуара II под прикрытием
хеттов ещё могли отражать набеги ассирийских царей Ададнерари I (1295 –
1264гг.), Салманасара I (1263 – 1234гг.), Тикульти-Нинурты I (1233 –
1197гг.). Последние остатки Митанни пали жертвой не столько Ассирии,
сколько колоссальных этнических передвижений в Анатолии – давно осевшие
племена касков и лувийцев пришли в движение. В начале XII в. рухнуло
Великое Хеттское царство. Его столица погибла в огне.
Из ассирийских источников (Тиглтпаласар 1114 – 1076гг.) мы узнаём, что
на территории Митанни остались только мелкие разрозненные хурритские
государства; большая часть площади была занята фригийцами. По-видимому,
хурритский язык ещё остался жив здесь, но узнать, когда он вымер
окончательно, не представляется возможным, потому что эта местность не
имела больше политического значения, а являла собой лишь поле для военных
действий между Ассирией и Урарту, – замечает автор.

Общество и Экономика.
На основании хурритских мифов и ритуалов создаётся впечатление, что в
предыстории хурритов охота была наиважнейшим источником питания, и в XIV в.
митаннийский лук всё ещё высоко ценился за пределами страны, – пишет автор.
Но земледелие и скотоводство было известно хурритам уже в III тыс. до Р.Х.,
когда они ещё не мигрировали с Закавказья. Под сильным этническим натиском
хурриты хлынули на плодородные земли северо-востока Месопотамии, где
осадков выпадало не менее 200 мм в год, и имелись почвы типа чернозёма или
же лессовидные.
Орошение земли здесь играло ограниченную роль, так как основной
продукт питания – ячмень – мало нуждался в поливе. Поэтому деревни меньше
зависели от надрегионального регулирования, и отчётливее выражались черты
солидарности, опирающиеся на родственные связи.
По свидетельству автора, основную массу населения составляли свободные
земледельцы. Более высоким сословием был довольно многочисленный слой,
исполнявший сначала военные функции, а затем, получая земельные наделы за
ратные заслуги и нанимая рабов для обработки почвы, образовавший структуру
поместного сельскохозяйственного производства. Высшей классовой ступенью
был узкий круг элиты, и, прежде всего, членов царских семей различных
хурритских государств.
Второе тысячелетие, и в особенности период Поздней Бронзы в Передней
Азии и Эгейском мире, называли Эрой дворцовой экономики. Дворец
контролировал сельское хозяйство – наиважнейший сектор экономики,
налогообложение, юрисдикцию, раздачу земель. Дворец имел монополию на
внешнюю торговлю и концентрировал в себе разного рода ремёсла и, особливо
металлообработку.
Дворцы имелись во многих городах районов Нузы, Куруханни и Аррапхи.
О размерах дворцовых полей сведений почти нет; остаётся неясным, как
строились отношения между дворцом и селом, на каком юридическом основании
делились земли сторонами, и как распределялась полученная продукция.
В любом случае многочисленные свободные землевладельцы обязаны были
возделывать поле, отданное им в пользование монархом, - участок,
наследуемый по мужской линии и не подлежащий продаже. За это они должны
были отдавать часть урожая и нести определённую службу.
Поместья цариц (сидевших во дворцах) являлись отдельными хозяйствами.
У них были личные наделы. Зерно дворцов распределялось среди групп
потребителей:
Царь, высшие сановники, послы, кони. Царь переезжал из дворца во дворец из-
за необходимости судопроизводства и соблюдения культового календаря.
Царица, принцы (только пока были детьми), принцессы (жили в отдельных
гаремах), служащие.
Рабы (в основном, обрабатывающие шерсть).
Например, во дворце в Нузе – 6 принцесс, 5 принцев, 83 раба (32
изготовителя тканей, 3 столяра, 3 кузнеца, 2 горшечника, 4 писца, 2
корзинщика, повара, пекари, пивовары, пастухи, садовники, ит.д.).
Основной источник дохода – изготовление шерстяных тканей. Шерсть
вырабатывалась из придворцовых стад. Была установлена квота сдачи одежды –
важного предмета экспорта. Импортировали крашенные ткани, растительные
эссенции. Что интересно, среди рабов были и купцы (3 в Нузе).
Дворец выполнял военные функции: осуществлял импорт металлов, являлся
складом оружия и экстренного запаса продовольствия.
Царь имел административные, законодательные и судебные обязанности.
Существовали должностные лица – sakin mat – схожие с современными
министрами. Упоминаются «комендант крепости» и бургомистр.
Из числа колесничего воинства и членов царской фамилии постепенно
вырос новый слой крупных землевладельцев (известно частное владение в 286
га). Этот слой собственников ориентировался на дворец, но не зависел от
него.
Об обществе и экономике много известно из архивов вельможи Техип-Тиллы
и его наследников (в основном правовые документы) и из архива принца Шильва-
Тешшупа (содержит документы об управлении поместьем). Поместье Шильва-
Тешуппа – дар его отца. В нём производилось много тканей, имелись стада
овец, коз, примерно 240 рабов и 4 домохозяйства. Излишки зерна
экспортировались или ссуживались свободным землевладельцам.
Здесь автор выдвигает идею о том, что динамика хурритского общества,
как и многих остальных в это время, имела тенденцию к переходу от мелких
свободных хозяйств к более крупным, основанным на труде рабов. Свободные
землевладельцы нередко лишались самостоятельности, так как попадали в
долговую зависимость. Это происходило по многим причинам: частые неурожаи,
нерегулярность осадков. Из-за порядка наследования земли (2 доли старшему,
по одной младшим сыновьям) происходило дробление и обнищание хозяйств. У
крупных землевладельцев наоборот растёт потребность в дополнительной
рабочей силе. Рабами становились военнопленные, преступники и нищие
(добровольно). Происходит образование новых сословий.

Боги, мифы, культы и магия.
Г. Вильхельм утверждает, что теология, мифология, культ и ритуал
хурритов – не однородны, преимущественно по причине большой протяжённости
территорий обитания, хаотичности миграций и культурных контактов.
Хурритская религия имеет три основных компонента: традиции, принесённые из
районов Курдистана, шумеро-аккадские традиции, влияния западносемитов и
арийцев.
К исконно общехурритским божествам можно отнести Тешшупа – бога Бури и
царя богов (Тейшеб у урартцев), древний культовый центр которого
располагался в городе Кумме (до сих пор не локализован). Основным бог Бури
становится в XV – XIV вв. после того как он свергает своего отца – бога
Небес Кумарби, который в свою очередь ранее сменил другого бога Небес –
Ану.
Тешшупа ездит на четырёхколёсной повозке, запряжённой быкоподобными
божествами-помощниками Шериш и Хурриш. Его оружие – гроза, ветры, молния,
дождь (важный аспект, способствующий произрастанию). Так как Тешшуп – царь
богов, то царь хурритов и некоторые из принцев почти всегда использовали
его имя в своём. В различных провинциальных хурритских царствах имя Тешшупа
отождествляется с именами Адада, Ваала, Эля.
Подругу Тешшупа, Хепа(т), исследователи иногда соотносят с
ветхозаветной Евой. Распространены личные женские имена, имеющие в составе
имя хурритской богини: Келу-Хепа, Тату-Хепа, Шувар-Хепа, Шату-Хепа. Сын
бога Бури – Шаррума («Телец Тешшупа»).
Самая главная богиня хурритов – Шавушка (Иштар в Ассирии и к северо-
востоку от Тигра) ведала плотской любовью и войной. Её культовое
изображение считалось целебным и дважды высылалось в Египет для излечения
фараона. В Митанни Шавушка тоже верховная богиня; Тушратта называет её
«владычица моей страны» и «владычица небес». Согласно традиции, она
приходится сестрой богу Бури. В других царствах она отождествляется учёными
с Хепат, Ишхарой, Астартой и Инанной. У Шавушки есть, как и у Тушшупа,
несколько богинь-служанок – Нинатта, Кулитта.
К группе известных среди всех хурритских народов богов можно
причислить также:
Кумарби – героя мифов, постоянно оспаривающего власть Тешшупа.
Нупатика – бога, функции которого неясны.
Кушуха и Шимике – богов Луны и Солнца. Шимике связывается с искусством
прорицателей, потому что во время своего дневного пути по небу он видит
всё, что происходит на земле. Обычно в мифах он один из важнейших героев,
так как помогает Тушшупа в борьбе за господство над богами. Бог Луны
оберегает клятвы, близко связан с практикой магии.
Угариту – принадлежит к хурритскому древу богов. Супруга Кушуха. В Шумере
(Нингаль) – богиня Луны.
К группе заимствованных шумеро-аккадских богов принадлежат бог Неригал
(один из древнейших и наиболее почитаемых), Эа (приходит в хурритский
пантеон позже – в аккадский период).
Хурриты перенимают множество западносирийских культов: бога войны
Аштаби, богиню Ишхару, ставшую впоследствии богиней клятв и болезней,
Аллани (Аллатум) – божество подземного мира, считавшуюся матерью Хепат.
Существовали также «древнейшие боги», вытесненные богом Бури в
подземное царство. Они соотносятся с магическим понятием «нечистот»,
негатива, тогда как земные – с духовной чистотой и позитивом. Люди
старались соблюдать баланс между этими двумя началами, и когда возникала
потребность удалить из верхнего мира «нечистоту», воспринимаемую как некую
субстанцию, вызывающую несчастья, преступные деяния, взывали к нижним
богам.
Кроме богов-индивидуальностей, имеющих собственные имена, в хурритской
религии были персонифицированные божественные существа, объединяемые часто
в пары: Небо и Земля; горы и реки…. В религиозных хетто-хурритских текстах
часто встречаются группы из 7 демонов (тоже месопотамские прототипы,
имеющие астральный аспект Плеяд), сопровождающие великих богов.
В хурритской религии исконно присутствует культ предков.

Миф (в архаическом смысле) объясняет происхождение культа или
магического действия и даёт его истолкование. Ритуал в момент магического
действия связывает «давно свершившееся» с настоящим.
Основная часть текстов происходит из Хаттусы и Амарны и написана на
хеттском или аккадском языках (переводы с оригиналов). Например, «Песня о
Кешши».
В центре доступной нам хурритской мифологии стоит представление о
преемственности разных поколений богов, завершившееся воцарением бога Бури
в мифические времена. Миф «Песнь о царстве в небесах» описывает смену трёх
поколений до коронации Тешшупа – Алалу, Ану, Кумарби. Последний перед
свержением своего отца – Ану оскопил его, зачав последующего бога Бури.
Очевидны соответствия между этим хурритским сказанием и «Теогонией»,
жившего около 700 г. в Беотии поэта Гесиода. Автор утверждает, что миф
попал из Средней Азии в Грецию благодаря греко-финикийским культурным
связям.
Два мифа описывают попытку свергнутого Кумарби вернуть власть над
богами.
В «Мифе о Хедамму» Кумарби с великаншей Сартапсурухи (дочерью Океана)
порождают чудовище Хедамму. Боги обнаруживают новорожденного и не знают,
как избавиться от монстра, но Иштар решает соблазнить Хедамму и выманивает
его из родной стихии – океана, что становится для него фатальным. В этом
мифе есть эпизод, когда бог мудрости Эйя (божество месопотамского
происхождения, по словам автора) упрекает Кумарби, что, уничтожив
человечество, он лишит богов жертвоприношений. Этот отрывок предполагает,
что истинное намерение Кумарби – уничтожение человечества, а не достижение
власти над богами, но автор считает, что, скорее, это посторонний элемент,
привнесённый традицией «Эпоса о Гильгамеше» и «Сказания о потопе»,
совершённом богом Энлилем.
Во втором мифе, который называется «Песнь об Улликумми», говорится о
совокуплении Кумарби со скалой и порождении скалообразного чудовища. Только
в жестокой борьбе богам удаётся его уничтожить. Автор делает предположение
о том, что этот миф сохранился со времён расселения хурритов в горном
Курдистане.
Мотив бунтарей против бога Бури проник, по мнению автора, из южной
Анатолии и Северной Сирии в греческую мифологию. Миф о порождённом Геей и
Тартаром или же Кроносом чудовище Тифоне, угрожавшем Зевсу, но, в конце
концов, оказавшемся побеждённым им является достойным примером этого
мотива. О том же повествует древнеиудейская легенда об анти-Мессии Армиле,
порождении дьявола и мраморного изваяния прекрасной девушки.
Если ответы на вопросы о божественном мироздании человек находит в
мифе, то повседневное общение с богами происходит через культ
жертвоприношения. Боги принимают пищу подобно людям. Во всех
древневосточных мифах, и в вавилонском мифе об Атрахасисе – создателе
человечества, указывается на то, что цель создания людей – избавление себя
от сельскохозяйственных трудов. Человек подчинён божеству, как раб
господину и должен обеспечивать его. Но при этом человек может оказывать
давление на богов (об этот сказано в «Мифе о Хедамму»), требуя у тех помощи
или услуг. Таким образом, отношения человека с божеством превращаются во
взаимовыгодные. Во избежание помех они формализованы и ритуализированы
культовым календарём.
Автор приводит несколько источников-доказательств того, что помимо
жертвоприношений совершаемых ежедневно, у хурритов существовали сезонные
праздники – в первый и пятнадцатый день каждого месяца. Самое крупное
торжество называлось Хешува. Иногда его связывают с восточно-анатолийской
областью Ишува, но вернее предположить, что он возник в Сирии. Регулярные
культы не исчерпывались приношениями питья и еды. Изображения божества
периодически умащали, что видно по спискам выдачи растительного масла
храмам. В рамках праздника Хешува приносились также очистительные жертвы,
помогавшие обновлять сакральную чистоту изображения божества.
В ритуальных текстах встречаются указания относительно музыкального
вокального или инструментального сопровождения, ритуальное значение
которого ещё по-настоящему не изучено. Подобные указания считаются
древнейшими нотными записями в мире!
Автор делает вывод о том, что у хурритов не существовало храмов (это
были важнейшие места культа) с характерными архитектурными признаками, в
каждом городе соблюдались местные традиции.
Инвентарь храма – серебряные кувшины (в форме львов в храме Шавушки)
фигурки обнажённых женщин с преувеличенными половыми признаками; часто
встречается своего рода таган для очага, который обожествляют; чаши для
сжигания ароматических веществ. Из мебели – трон, ложе и два предмета,
похожие на скамейку для ног и стул.
Священные места, существовавшие у хурритов известны. В их числе
священная роща, куда выносились изображения богов (цель ритуала не ясна).
Этот обычай ещё долго сохраняется в Ассирии. Найдена также группа скал,
вблизи Хаттусы, на которых по описанию автора, изображён почти полный
пантеон в рельефах с выбитыми под ним иероглифическими надписями.
Изображение божества делалось из золота с использованием драгоценных
камней. Божества были круглой формы, наряжены в одежды и снабжены
характерными для каждого бога атрибутами.
Автор полагает, что из жреческих действий наиболее распространёнными
были предзнаменования и прорицания. Первое – искусственные гадания, а
второе – трактовка уже свершившихся фактов и явлений. Вавилонские сборники
предзнаменований и гаданий по внутренностям были переведены и широко
использовались хурритами.
Чаще всего причины своих несчастий и неудач хурриты видели в
несоблюдении обрядовых порядков по отношению к божеству. Ущерб, нанесённый
божественной, благотворной силе вызывает «гнев», который оценивается, как
физически ощутимая скверна.
Все магические и ритуальные действия сопровождались молитвами-
заклинаниями, которые существовали на все случаи жизни, вплоть до укуса
змей. Жреческая литература происходит в основном из страны Киццуватны на
юго-востоке Анатолии. Самые важные серии хурритских очистительных ритуалов
носят названия itkalzi и itkah(h)i. Их описания стали отдельным
литературным жанром у хурритов
Ритуалы очищения:
Стрельба из лука – один из способов удаления нечистоты.
Произношение очистительных гимнов.
Ритуал, в процессе которого манипулируют фигурками обожествлённых царей,
упоминает имена исторических лиц аккадского периода, таких, как Саргон,
Маништусу, Нарам-Суэн, Шаркалишарри. Вильхельм предполагает, что это очень
древняя устная традиции, превратившаяся в церемонию
Ритуал времени Тутхалиеса II – процедура перевода «Чёрного божества»
фигурки Шавушки в другой храм. Он предписывает материалы для постройки
«дороги» для божества, как следует побудить его вступить на дорогу и как
смягчить его гнев.
Жертвоприношение птиц путём сожжения и возлияния их крови – ритуал,
являющийся исконно хурритским.
Ритуал из хеттской обрядовой литературы – прикосновение жреца к
«отпущенному» животному (бык, козёл, осёл, мышь) и превращение его в
носителя скверны (отсюда пошло выражение «козёл отпущения»().

Литература
Хурритская литература, как вся литература шумеро-аккадской культуры,
не поддаётся описанию с помощью стандартных критериев, - пишет Вильхельм, -
тексты многократно переписывались и представляют собой «поток традиции»,
постоянную культурную преемственность писцовой передачи.
К этим текстам относятся списки знаков, «словари», списки синонимов, а
также сборники предзнаменований, заклинаний, мифы, басни, поговорки.
Изначально это было oral poetry, пока в конце II тысячелетия, корпус
текстов не был канонизирован.
Митаннийская библиотека до сих пор не обнаружена, поэтому о хурритской
литературе мы можем судить только по находкам из Хаттусы, Угарита, Эмара и
Амарны. Ещё в период бронзы существовали тесные связи между хеттскими,
сирийскими, вавилонскими и ассирийскими школами, следовательно, и
хурритские писцы были причастны к писцовой культуре, вышедшей за пределы
языковых, политических и религиозных границ.
Современной историографии известны в основном шумеро-аккадские
произведения на хурритском языке. В Угарите найден экземпляр словарной
таблицы, где рядом со столбцом шумерских слов стоит перевод хурритских.
Известны переводы вавилонских предзнаменований. Разновидность так
называемых премудрых сочинений представлена в Угарите восьмистрочным
аккадским текстом в хурритском переводе.
Из эпической литературы найден цикл рассказов о раннединастическом
царе Урука – Гильгамеше, но лишь фрагментарно.

Изобразительное искусство
Историки не располагают примерами памятников монументального искусства
хурритской культуры, но представлены два вида прикладного: керамика и
цилиндрические печати, – замечает автор.
Чем больше имеется оснований говорить об «искусстве государства
Митанни», тем проблематичнее становится понятие «хурритское искусство»,
которое автор характеризует как подразумевающее традиционное единство форм
выражения искусства в хурритском языковом ареале. С конца III тыс. до XIV
в. включительно нет ни одного памятника. Из Уркеша на севере Месопотамии
происходят две бронзовые скульптуры львов, держащих надписи, посвящённые
закладке храма Неригалу в Тиш-Аталем. Он датируются концом III тыс., и
исполнены в традициях месопотамской техники, но довольно искусно.
Самая замечательная круглая скульптура из митаннийских владений XVв. –
изображение царя Алалаха – Идри-ми, сидящего на троне, обрамлённом львами
по краям.
На рельефе, обнаруженном в колодце храма Ашшура в городе Ашшуре,
изображено горное божество с двумя козами, датируемое XV в. Рельеф
считается характерным примером митаннийского монументального искусства.
В XVв. В Передней Азии появляется оригинальная керамика, территория
распространения которой совпадает с территорией Митанни. Характерны форма и
декор. Преобладают стройные кубки с маленькой ножкой. Рисунок, нанесённый
по тёмному фону, имеет оттенки от красно-коричневого до почти чёрного.
Мотивы – геометрические, животные и растительные. Так называемая
«нузийская» керамика впервые появляется в Нузе и в IV слое Алалаха держится
до конца XIII в.. На поздней фазе «нузийской керамики» развивается
«атшанская керамика» с изящным растительным орнаментом, напоминающим
критский дворцовый стиль.
Митаннийские печати, «киркукская глиптика», изготовлялись из пасты или
фаянса. Рисунки наносились бутеролью (сверло с шаровидной режущей частью).
Были и дорогие печати – из гематита, выполненные с большой тщательностью.
Мотивы – крылатые мифические существа, так называемое «дерево жизни»,
крылатый солнечный диск, «маска Хатор», сфинксы. Например, печать
Сауштатара, царя Аррапхи – Итхи-Тешшупа.

Fin




Реферат на тему: Победа советского народа над фашистской Германией и ее союзниками

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им. Н.П. Огарева

ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему:

Великая Победа советского народа над фашистской Германией

и ее союзниками. Окончание Второй мировой войны
Выполнил: Ганюшкина Т.В.

студент 1-го курса 103 группы

з/о специальность регионоведение

Проверил: Булкина Л.В.
Саранск, 1998



СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Решающие сражения советских Вооруженных сил в 1944-1945 гг.

Изгнание врага с советской территории. 3
2. Освобождение Европы 4
2.1. Разгром врага на территории европейских стран 4
2.2. Падение Берлина 6
3. Значение победы СССР в Великой Отечественной войне.

Цена Победы. 7
4. Решающая роль СССР в разгроме милитаристской Японии.

Окончание Второй мировой войны. 8
5. Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн 9
Заключение



События Второй мировой и Великой Отечественно войн заполнили первую
половину XX века. Именно они определяли темпы и направленность не только
отечественной, но и мировой истории.
Вторая мировая и Великая Отечественная войны были самыми тяжелыми из
всех воин, пережитых человечеством. По масштабам ведения боевых действий,
участию людских масс, применению огромного количества техники, напряжению и
ожесточенности они превосходили все войны прошлого.
Тема победы советского народа в Великой Отечественной войне является
одной из важных тем в истории нашей родины, т.к. она наложила отпечаток на
всю историю не только России, но и всего мира. Итоги Второй мировой войны
коренным образом изменили геополитическую ситуацию в мире, а уроки этой
войны остаются актуальными и сегодня. Отголоски неурегулированных вопросов
того времени сказываются и на современном этапе развития истории. Примером
может служить вопрос территориального урегулирования между СССР и Японией,
нерешенность которого препятствует нормализации отношений между странами.
Сейчас, много лет спустя, все еще проводятся встречи по урегулированию
вопроса о Южно-Курильских островах и заключению договора о мире и
сотрудничеству наших стран.
При разработке темы выявились противоречия в цифрах и выводах
различных исторических источников в зависимости от времени их издания, что
естественно обусловлено коренным изменением в политической, социальной и
духовной жизни нашего общества, пересмотром многих положений и подходов
историографии. Такие противоречия объяснял известный историк Роберт Виппер:
«Бывают эпохи, когда не история учит жизнь, а жизнь учит толковать историю.
Такую историю мы сами переживаем. Наши суждения о прошлом, наши
исторические мнения приходиться все время пересматривать, подвергать
критике и сомнению...» [14].


1 Решающие сражения советских Вооруженных сил в 1944-1945 гг.

Изгнание врага с советской территории.

Несмотря на поражение в летне-осенней кампании 1943 г. на Восточном
фронте, Германия все еще располагала значительными ресурсами для
дальнейшего ведения войны. Германское командование держало на Восточном
фронте около 2/3 всех своих дивизий, 70-75% танков, орудий и минометов.
Но к 1944 г. в результате самоотверженного труда советского народа
было полностью ликвидировано превосходство противника в боевых средствах и
технике. Красная Армия превосходила немецкую по численности в 1,3 раза, по
оснащенности орудиями и минометами — в 1,7, танками и самоходными орудиями
— в 1,4, по количеству самолетов — в 2,7 раза.
Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу окончательно
разгромить главные немецкие группировки и завершить изгнание захватчиков с
советской земли.
Первый удар был нанесен в январе 1944 г. под Ленинградом и Новгородом.
Врага отбросили к Нарве и Пскову, был освобожден Новгород. Одновременно
рядом последовательных ударов была окружена крупная группировка войск
противника на правобережье Украины в районе Корсунь-Шевченковской. Несмотря
на отчаянные попытки прорваться из котла, окруженные немецкие войска в
составе 9 дивизий были разгромлены. Продолжая наступление, войска 1-го
Украинского фронта в начале февраля освободили областные центры Украины
Луцк и Ровно, а войска 3-го Украинского фронта 22 февраля овладели Кривым
Рогом.
В начале марта 1, 2 и 3-й Украинские фронты начали наступательные действия
на широком участке от Луцка до устья Днепра. Были освобождены Тернополь,
Винница, Черновцы. Войска 2-го Украинского фронта, форсировав Днестр, 26
марта вышли на государственную границу по реке Прут и вступили на
территорию Румынии. Войска 3-го Украинского фронта 28 марта освободили
Николаев, а 10 апреля — Одессу.
В это же время войска 4-го Украинского фронта под командованием
генерала Ф.И. Толбухина начали освобождение Крыма. Главный удар был нанесен
с Сивашского плацдарма. Прорвав оборону противника, советские войска вышли
15 апреля к внешнему обводу укреплений Севастополя. 7 мая после двухдневной
артиллерийской подготовки начался штурм Севастополя. 9 мая город русской
славы был освобожден. Боевые действия в Крыму закончились 12 мая пленением
остатков немецко-румынских войск на мысе Херсонес.
После окончания боев на Украине и в Крыму на советско-германском
фронте наступило затишье. Советские войска провели перегруппировку сил,
получили пополнение личного состава, вооружения, боеприпасов и горючего.
Противник, ожидая новых ударов, совершенствовал оборону.
Летнее наступление Красной Армии началось 10 июня 1944 г. на
Карельском перешейке. Войска Ленинградского фронта под командованием
генерала Л.А. Говорова прорвали «линию Маннергейма» и 20 июня освободили
Выборг. Вскоре финское правительство запросило перемирия и разорвало
отношения с Германией.
Но основной удар был нанесен в Белоруссии. Наступательная операция
«Багратион» началась 23 июня 1944 г. на севере Белоруссии ударом войск 1-го
Прибалтийского фронта (командующий генерал И.Х. Баграмян) и 3-го
Белорусского фронта (командующий генерал И.Д. Черняховский). 24 июня на юге
Белоруссии перешел в наступление 1-й Белорусский фронт (командующий генерал
К.К. Рокоссовский). Окружив немецкие войска под Витебском, Бобруйском,
Оршей и Могилевом, советские войска устремились на запад. Развивая
наступление, танковые корпуса 1-го и 3-го Белорусских фронтов 3 июля 1944
г. освободили столицу Белоруссии Минск. Восточнее Минска были окружены, а
затем пленены остатки немецких войск. В центре советско-германского фронта
образовались огромная брешь шириной до 400 км. Советские войска получили
возможность стремительно двигаться к западным границам. 13 июля была
освобождена столица Литвы — Вильнюс. Войска 1-го Белорусского фронта 20
июля форсировали реку Западный Буг, южнее Бреста, и вступили на территорию
Польши. В это время 1-й Прибалтийский фронт, освободив 27 июля Шауляй,
повернул часть своих сил на север и 31 июля вышел к Рижскому заливу.
Прибалтийская группировка немецких войск была рассечена.
В середине июля перешел в наступление 1-й Украинский фронт. Окружив в
районе Броды 8 дивизий противника, войска фронта 27 июля освободили Львов и
в начале августа вышли к реке Висла, на ряде участков форсировав ее.
Разгорелись упорные бои.
Разгром немецких войск в Прибалтике осуществили войска Ленинградского,
1, 2 и 3-го Прибалтийских фронтов, 22 сентября 1944 г. был освобожден
Таллинн, 13 октября — Рига. К этому времени войска 1-го Прибалтийского
фронта прорвали оборону противника западнее Шауляя и 10 октября вышли на
побережье Балтийского моря в районе Паланги. Прибалтийская группировка
немецких войск в составе 33 дивизий оказались изолированной в Курляндии.
К осени 1944 г. была восстановлена довоенная граница СССР с севера до
юга. Летнее наступление Красной Армии в 1944 г. привело к коренному
изменению стратегической обстановки и создало условия для последнего,
завершающего удара по Германии, освобождения завоеванных стран Европы.


2 Освобождение Европы


1 Разгром врага на территории европейских стран

Военные действия переносятся на территорию союзников Германии и
оккупированных ею стран. Советское правительство официально заявило, что
вступление Красной Армии на территорию других стран вызвано необходимостью
полного разгрома вооруженных сил Германии и не преследует цели изменить
политическое устройство этих государств или нарушить территориальную
целостность. В основе политического курса СССР лежала программа организации
и воссоздания государственной, экономической и культурной жизни европейских
народов, которая была выдвинута еще в ноябре 1943 г., предусматривавшая
предоставление освобожденным народам полного права и свободы в выборе их
государственного устройства. С этим утверждением не были согласны главы
некоторых мировых держав. У. Черчилль и многие западные историки говорили
об установлении «деспотизма Советов» на освобожденной территории [2, с.
336].
Под ударами Красной Армии фашистский блок разваливался. Вышла из войны
Финляндия. В Румынии был свергнут режим Антонеску и новое правительство
объявило войну Германии. На протяжении лета-осени 1944 г. были освобождены
Румыния (2-й Украинский фронт), Болгария (2-й Украинский фронт), Югославия
(3-й Украинский фронт), Венгрия и Словакия. В октябре 1944 г. советские
войска вступили на территорию Германии. Вместе с советскими войсками в
освобождении своих стран приняли участие чехословацкий корпус, болгарская
армия, Народно-освободительная армия Югославии, 1-я и 2-я армии Войска
Польского, несколько румынских частей и соединений.
Хронологически это происходило так. 20 августа войска 2-го и 3-го
Украинских фронтов перешли в наступление на южном фланге и уже через три
дня боев окружили основные силы немецко-румынских войск. 23 августа в
Бухаресте произошел военный переворот. Германский ставленник маршал И.
Антонеску и ряд его министров были арестованы. Попытки немецких войск
захватить Бухарест натолкнулись на сопротивление восставшего населения
города. 31 августа советские войска вступили в столицу Румынии.
Войска 3-го Украинского фронта после завершающих боев в Румынии вышли
на реку Дунай к болгарской границе и 8 сентября перешли ее. На следующий
день в Софии было свергнуто прогерманское правительство.
Победа советских войск на Балканах, присоединение к антигитлеровской
коалиции Румынии и Болгарии создали благоприятные условия для освобождения
Югославии, Греции и Албании. 20 октября совместными усилиями войск 3-го
Украинского фронта и отрядов Народно-освободительной армии Югославии был
взят Белград.
Под ударами советских войск на Востоке и союзных войск на Западе
положение германской армии в конце августа резко ухудшилось. Немецкое
командование было не в состоянии вести борьбу на два фронта, и 28 августа
1944 г. оно начало отвод войск на западе к границам Германии.
На советско-германском фронте после выхода Красной Армии к границам
Восточной Пруссии, на реку Висла и к Карпатам, освобождения Румынии,
Болгарии и Югославии активные боевые действия развернулись в Венгрии. Под
ударами Красной Армии немецко-венгерские войска были вынуждены отступать к
Дунаю. 15 октября 1944 г. венгерское правительство обратилось к союзникам с
просьбой о заключении перемирия. В ответ немецкое командование ввело свои
войска в Будапешт.
В конце 1944 г. в высшем военном руководстве произошли изменения.
Сталин «высказал мнение», что надобность в представителях Ставки уже отпала
и координацию действий фронтов можно осуществлять непосредственно из
Москвы. Маршалу Жукову было приказано возглавить 1-й Белорусский фронт,
который будет наступать на Берлин. С одной стороны, Жукову была оказана
высокая честь лично взять столицу противника и поставить победную точку в
войне, а с другой стороны, наносилась незаслуженная обида маршалу
Рокоссовскому, которого переместили на второстепенное направление — 2-й
Белорусский фронт [8]. В феврале 1945 г. и другой заместитель наркома
обороны маршал Василевский был освобожден от обязанностей начальника
Генштаба и назначен командующим 3-м Белорусским фронтом. В период, когда от
мужества и таланта Жукова и Рокоссовского зависела судьба страны, Сталин
сделал их своими ближайшими помощниками, удостоил высоких наград и званий,
но, когда все трудности остались позади, верховный удалил их от себя, чтобы
единолично привести армию к великой победе. В это время заместителем
наркома обороны, а также членом Ставки и ГКО назначается Булганин, плохо
разбиравшийся в военном деле. Сделав этого сугубо штатского человека своей
правой рукой в военном ведомстве, Сталин продемонстрировал всем, что не
нуждается более в помощи профессиональных военных. 17 февраля 1945 г. ГКО
утвердил Ставку в следующем составе: Верховный Главнокомандующий И.В.
Сталин, начальник Генштаба генерал армии А.И. Антонов, заместитель наркома
обороны генерал армии Н.А. Булганин, маршалы Г.К. Жуков и А.М. Василевский.
После небольшой паузы советские войска возобновили наступление.
Форсировав Дунай севернее и южнее Будапешта, они соединились западнее
города. Будапештская группировка противника, насчитывавшая 200 тыс. солдат
и офицеров, оказалась в окружении. 18 февраля 1945 г. столица Венгрии была
освобождена. Красная Армия вышла к границам Австрии.
В первой половине января 1945 г. советские войска перешли в
решительное наступление в Польше. Главная полоса обороны противника по реке
Висла была прорвана в первые же сутки. Войска 1-го Белорусского фронта,
которыми с ноября командовал маршал Г.К. Жуков, уже на третий день боев
овладели столицей Польши — Варшавой. Стремительно продвигаясь на запад,
войска фронта 29 января 1945 г. вступили на территорию Германии, а 3
февраля, форсировав реку Одер, захватили Кюстринский плацдарм в
непосредственной близости от Берлина.
Войска 1-го Украинского фронта под командованием маршала И.С. Конева,
наступая с Сандомирского плацдарма, освободили 19 января Краков, 23 января
вышли к реке Одер и в ряде мест форсировали ее.
2-й Белорусский фронт (командующий маршал К.К. Рокоссовский), наступая
севернее Варшавы, в начале февраля вышел на Балтийское побережье и отрезал
группировку немецких войск в Восточной Пруссии.
3-й Белорусский фронт (командующий И.Д. Черняховский, а после его
гибели — с 20 февраля 1945 г. маршал А.М. Василевский), взломав мощную
оборону противника в Восточной Пруссии, 30 января окружил крупную
группировку войск противника в Кенигсберге.
Во время январского наступления Красная Армия полностью освободила
Польшу и начала военные действия непосредственно на территории Германии.

2 Падение Берлина

В первой половине апреля 1945 г. советское командование приступило к
подготовке завершающей стратегической операции — овладению Берлином. В
соответствии с планом советские войска должны были нанести несколько мощных
ударов на широком фронте, окружить и одновременно расчленить берлинскую
группировку противника на части и уничтожить каждую из них в отдельности.
При этом Сталин придавал решающее значение самому факту взятия Берлина
советскими войсками без помощи войск союзников. Некоторые западные историки
утверждают, что советские войска еще в феврале могли взять Берлин,
продолжив наступление после выхода на Одер, но затянули войну с целью
упредить союзников в захвате ряда объектов в Центральной и Юго-Восточной
Европе. Основанием для этого служили планы советского командования по
безостановочному наступлению после январских боев с целью взятия Берлина 15-
16 февраля. Однако наступление на берлинском направлении было
приостановлено по причинам больших потерь, затруднений в материальном
обеспечении и угрозы контрудара противника из Восточной Померании [2, с.
317]. И только после создания всех условий для решающего удара по Берлину
16 апреля была начата операция.
На направлениях главных ударов было создано внушительное превосходство
над противником. Группировка советских войск насчитывала 2,5 млн. человек,
около 42 тыс. орудий и минометов, свыше 6250 танков и самоходных орудий,
7500 боевых самолетов.
Наступление на Берлин началось с Кюстринского плацдарма на реке Одер
16 апреля 1945 г. в 3 часа по местному времени войсками 1-го Белорусского
фронта. Ему предшествовала мощная артиллерийская и авиационная подготовка,
после которой в атаку устремились пехота и танки. Наиболее тяжелые бои
развернулись на Зееловских высотах — главном стратегическом плацдарме на
подступах к Берлину, но к исходу 17 апреля они были взяты. 20 апреля
советские войска вышли на восточные окраины Берлина. Танковые корпуса
обходили Берлин с севера. 16 апреля перешел в наступление и 1-й Украинский
фронт. Прорвав несколько линий обороны, танковые войска фронта устремились
на Берлин, обходя его с юга. 21 апреля завязались бои на южных окраинах
Берлина. А 24 апреля кольцо вокруг Берлина сомкнулось. Начался штурм
столицы третьего рейха.
Войска союзников, форсировав Рейн, также продвигались в глубь Германии
навстречу наступавшим советским войскам. Их первая встреча состоялась 25
апреля на реке Эльбе у города Торгау.
Тем временем войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов,
преодолевая яростное сопротивление врага, приближались к центру города. 29
апреля советские войска прорвались к рейхстагу, и после упорного боя
вечером 30 апреля воины 150-й стрелковой дивизии над куполом рейхстага
Красное знамя Победы. Берлинский гарнизон капитулировал.
До 5 мая была принята капитуляция нескольких немецких армий и групп
армий. А 7 мая в ставке Эйзенхауэра в городе Реймсе состоялось подписание
предварительного протокола о капитуляции германских вооруженных сил на всех
фронтах. На предварительном характере этого акта настоял СССР. Акт
безоговорочной капитуляции совершился в полночь 8 мая в пригороде Берлина —
Карлсхорте. Исторический акт подписал фельдмаршал Кейтель в присутствии
Жукова и представителей командования США, Великобритании и Франции. В тот
же день советские войска освободили восставшую Прагу. С этого дня началась
организованная сдача в плен немецких войск. Война в Европе закончилась.

Новинки рефератов ::

Реферат: Holiday in Russia (Иностранные языки)


Реферат: Орбитальный телескоп Хаббл (Астрономия)


Реферат: Культура дыни в защищенном грунте (Ботаника)


Реферат: Основні напрями в сучасній зарубіжній кримінології (Криминология)


Реферат: Сборка замка убранного положения основной опоры шасси самолета Ту-204 (Авиация)


Реферат: Курс социологии (Социология)


Реферат: Контрольная работа по овощеводству (Ботаника)


Реферат: Бауманская улица (История)


Реферат: Австралия (География)


Реферат: Процесс и стадии формирования личности (Социология)


Реферат: Доказательства и процесс доказывания в гражданском праве (Гражданское право и процесс)


Реферат: Маркетингові комунікації у внутрішньому середовищі підприємств (Маркетинг)


Реферат: Актуальные проблемы конституционно-правового развития в России (Право)


Реферат: Землетрясения (Геология)


Реферат: Организация и менеджмент (Менеджмент)


Реферат: Москвоведение: "Население" (История)


Реферат: Альбрехт Дюрер (Исторические личности)


Реферат: Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности (Психология)


Реферат: Власть (Государство и право)


Реферат: Решение задач по химии (Химия)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист