GeoSELECT.ru



История / Реферат: Политические отношения между Испанией и Латинской Америкой в конце 70-х - начале 80-х годов (История)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Политические отношения между Испанией и Латинской Америкой в конце 70-х - начале 80-х годов (История)



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
(УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РФ



Политические отношения между Испанией и Латинской Америкой в конце 70-х -
начале 80-х годов



студента 1У курса МО
20 академической группы
Землянского А.А.
научный руководитель
семинарских занятий
Кирсанова Н.В.



МОСКВА, 1998г.
Одним из основных объектов внимания индустриально развитых
государств продолжает оставаться Латинская Америка, являясь ареной
столкновения интересов США, Западной Европы и Японии. Особую роль в борьбе
за влияние на Латинскую Америку продолжает играть Западная Европа, где, на
ряду со старыми, занимающими традиционно ключевые позиции в сфере торговле
со странами Латинской Америки, всё активнее начинают проявлять себя более
слабые государства, в том числе и Испания.
Специфика положения Испании в современной системе международных
отношений определяется её традиционными связями не только со странами
Европы, но также с арабским миром и с Латинской Америкой.
В условиях франкистской диктатуры (1939-1975 гг.), находясь в
политической изоляции, Испания выступала на международной арене в качестве
младшего и неравноправного партнёра США и ведущих стран Запада.
С падением франкизма в 1975 году начался новый этап в истории
Испании. В испанской исторической литературе он получил название
«постфранкистский период» или «период демократизации». Процесс
демократизации политической жизни Испании затронул все аспекты, в том числе
и внешнюю политику страны. Новые политические силы, пришедшие к власти,
выдвинули в качестве основной задачи выход их международной изоляции.
Благоприятные условия для активизации испанской внешней
политики, в том числе для проникновения испанских капиталов экономику
Латинской Америки, были связаны с ростом самостоятельных выступлений
латиноамериканских стран на мировой арене и повышением темпов их
экономического развития, сопровождавшегося процессом импортзамещяющей
индустриализации, что порождало необходимость поиска новых рынков и
источников финансирования.
Процесс мирного переход от франкистской диктатуры к режиму
демократии в Испании вызвал большой интерес у широких кругов
латиноамериканской общественности. Это создавало возможности для
складывания новых форм отношений между Испанией и латиноамериканскими
странами, которые рассматривали их как важный канал для укрепления своего
сотрудничества с западной Европой, видели в них один из возможных путей
преодоления односторонней зависимости от США. Эти возможности возросли
после прихода к власти в Испании Социалистической рабочей партии (ИСРП).
Значительно возросла роль Испании в разрешении проблем стран
латиноамериканского континента и в процессах, связанных с урегулированием
региональных конфликтов в этом районе земного шара. В последние годы в
испанской политике в Латинской Америке появился новый аспект, связанный со
вступлением страны в ЕС и усилением воздействия этого влиятельного «центра
силы» на внутреннюю и внешнюю политику Испании.
Демонтаж франкистских структур после смерти каудильо
сопровождался повышением экономической и политической активности широких
слоёв населения в Испании, острой внутриполитической борьбой, формированием
основных концептуальных подходов ведущих политических партий Испании к
вопросам внешней политики. В этих условиях происходил процесс становления
латиноамериканского курса правительства Союза демократического центра во
главе с А.Суаресом. При этом особый упор им делался на то обстоятельство,
что Испания традиционно привержена идеям нейтралитета, стоит вне блоков.
Опираясь на внеблоковую позицию, используя лозунги единства испоноязычных
наций, правительство А.Суареса стало проводить в Латинской Америке политику
наведения «мостов доверия», значительно расширила политический диалог со
странами региона. Испании удалось добиться успехов в сближении с
региональными организациями в Латинской Америке. Правительство Испании
выступило с инициативой создания Иберо-американского сообщества наций.
Активность Испании, направленная на установление политического
диалога и развития торгово-экономических связей с государствами Латинской
Америки, её гибкая внеблоковая политика во второй половине 70-х годов в
целом были одобрительно встречены в странах региона. Испания становилась
«привилегированным собеседником» латиноамериканских стран.
Однако, успешно начатый процесс восстановления отношений Испании
с латиноамериканскими странами в конце 70-х годов столкнулся с
определёнными трудностями, а именно: на фоне экономических осложнений и
обострившихся внутриполитических противоречий в стране, а также свёртывания
процессов разрядки, определился отход правящих кругов Испании от
внеблоковой линии во внешней политике, наметилось явное и более тесное
сближение с западными союзниками и НАТО. Поворот правящих кругов Испании к
началу 80-х годов в сторону атлантизма, вступление Испании в 1982 году в
НАТО и возникшая в связи с этим определённая подчинённость внешней политики
Испании стратегии НАТО вызвали настороженность в латиноамериканских
странах, внесли осложняющий элемент в отношения между испано-язычными
странами. Во всём этом наглядно проявилась тесная взаимосвязь внутренней и
внешней политики первых постфранкистских правительств.
Установленные ещё во времена франкистской диктатуры связи ИСРП с
демократическими кругами латиноамериканской общественности значительно
окрепли во второй половине 70-х годов. В ходе предвыборной кампании 1977
года социалисты в качестве одного из основных лозунгов своей
внешнеполитической программы выдвинули требование активизации отношений с
братскими латиноамериканскими странами.
Позитивная программа испанских социалистов относительно развития
контактов с латиноамериканскими странами составляла неразрывную часть их
внешнеполитической платформы, носившей в целом более демократический и
прогрессивный характер, чем внешнеполитическая линия Союза демократического
центра. Основу платформы составляли требования о замораживании переговоров
о вступлении страны в военную организацию Североатлантического блока, о
проведении общенационального референдума относительно членства Испании в
НАТО, о не размещении на испанской территории ядерного оружия. Что касается
Латинской Америки, то ИСРП открыто выражало свою готовность оказывать
помощь народам региона, борющимся за свободу и демократизацию. Выдвижение
такой внешнеполитической платформы помогло завоевать на свою сторону
широкие слои избирателей, одержать победу в борьбе за власть.
После прихода ИСРП к власти в 1982 году правительство
социалистов сразу же приступило к поискам новых путей сближения с Латинской
Америкой. Особенно остро к моменту прихода к власти ИСРП стояла проблема
задолженности латиноамериканских стран. Являясь одновременно страной-
кредитором и страной-должником, Испания старалась ориентировать своих
партнёров в Латинской Америке на поиски компромиссного решения проблемы.
Большой интерес правительство социалистов проявляло к
экономическом и научно-техническому сотрудничеству с Латинской Америкой,
особенно в связи с развернувшейся подготовкой к празднованию 500-летию
открытия Латинской Америки.
При анализе прослеживается воздействие на латиноамериканский
курс испанских социалистов отказа лидеров ИСРП от наиболее радикальных
политических установок периода борьбы за власть, усиление преобладания в их
внешнеполитической стратегии атлантического и западноевропейского
компонентов. Несостоятельными оказались надежды, что Испания после
вступления в ЕС станет связующим звеном между ЕС и Латинской Америкой.
Сократился объём торговли между Испанией и странами региона, к середине 80-
х годов наметилось снижение интенсивности политических контактов между
ними. Только после победы социалистов на парламентских выборах в 1986 году
испанское правительство предприняло шаги для тог, чтобы переломить эту
негативную тенденцию и взяло курс на реактивизацию отношений Испании со
странами Латинской Америки.
В первой половине 80-х годов в отношениях с латиноамериканскими
странами и другими государствами третьего мира в период конфликтных
ситуаций в Латинской Америки и Карибском бассейне постфранкистские
правительства следовали самостоятельным курсом, отличным от политики США и
других государств в этих странах. Серьёзные противоречия между Испанией и
США выявились в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций в странах
Латинской Америки и Карибского бассейна.
Испанское правительство в отличие от администрации США выделяет
социально-экономические и внутриполитические факторы, характеризуя причины
породившие центральноамериканский конфликт.
Правительство ИСРП направляет свои усилия на поиски решения острых проблем
региона не военным путём, а по средствам политического урегулирования с
участием всех заинтересованных сторон. Оно, в частности, осудило
агрессивные действия администрации США против Никарагуа, всемерно
поддерживает Контадорский процесс, Гватемальское соглашение, одобренное
совещанием глав пяти центральноамериканских государств в августе 1987 года.
С этой позицией связаны посреднические усилия Испании в деле привлечения
Западноевропейских стран к оказанию экономической помощи
центральноамериканским странам.
Активную позицию занимает Испания также по вопросу об
урегулировании Мальвинского (Фолклендского) конфликта, осуждая агрессивные
действия Великобритании.
За первое десятилетие после падения франкистской диктатуры, в
Испании произошли заметные сдвиги в отношениях между странами Латинской
Америки и их бывшей метрополией. Демонтаж франкизма, демократические
перемены в Испании вызвали широкий отклик в латиноамериканских странах,
открыли благоприятные возможности для сближения Испании с
латиноамериканскими государствами. В целом с конца 70-х годов до начала 80-
х годов отношения Испании с латиноамериканскими странами достигли
значительного уровня и образовали автономное направление во
внешнеполитической деятельности как Испании, так и большой группой
латиноамериканских стран.
Развитию отношений во многом способствовали их взаимные
интересы. Активность испанского правительства была вызвана ускорением
экономического развития Испании в 60-х - начале 70-х годов, которое служило
стимулом к поискам новых рынков сбыта.
Важным побудительным стимулом интереса Испании к Латинской
Америки являлась необходимость преодоления политической изоляции, в которой
находился франкистский режим. Выбор латиноамериканского направления как
главного в третьемирской стратегии Испании определялся также наличием
определённой базы, в частности, культурно-историческими традициями,
общностью религии и языка, возможностью, установив тесное сотрудничество,
совместно укреплять самостоятельность на международной арене, усилить свой
переговорный потенциал в отношениях с США и другими членами «семёрки»,
образовавшими «клуб», закрытый как для Испании, так и для
латиноамериканских стран.
Не последнее место в планах испанского руководства отводилось
стремлению выполнять функцию связующего звена между Западной Европой и
Латинской Америкой. Убеждая западноевропейские государства в своих «особых
отношениях» со странами Латинской Америки, Испания надеялась повысить свой
международный авторитет в Западной Европе и представлять её интересы в
Латинской Америке. Одновременно, используя заинтересованность
латиноамериканских стран в расширении сотрудничества с западноевропейскими
странами, Испания претендовала на роль защитника интересов Латинской
Америки в Западной Европе и тем самым стремилась упрочить свои позиции в
регионе.
Интерес латиноамериканских стран к расширению сотрудничества с
Испанией также был обусловлен поисками рынков сбыта для своих товаров.
Активизация отношений с Испанией отвечала задачам диверсификации внешних
связей, надеждам латиноамериканских стран ослабить одностороннюю
зависимость от США. Учитывая «традиционную» дружбу с Испанией,
латиноамериканские страны рассчитывали на то, что Испания, вместе с
Португалией и Грецией замыкавшая группировку государств в Западной Европе,
не сможет, в отличие от более сильных партнёров, решительно навязать свои
требования и, таким образом, их взаимоотношения будут носить более
равноправный характер и больше строиться на учёте балансов интересов.
Латиноамериканский курс Испании в постфранкистский период в
своём развитии прошёл два главных этапа. На первом этапе (в основном
соответствует периоду правления правительств Союза демократического центра:
июль 1976 - октябрь 1982 годов) правительства активно использовали
внеблоковую политику для прорыва международной изоляции и расширения
отношений со странами Латинской Америки. Новым содержанием наполнилось
идеологическое обоснование латиноамериканского курса Испании. Реакционный
паниспанизм уступил место новой концепции, в основу которой, на ряду с
идеей о закономерностях экономического, политического и духовного сближения
всех испоноязычных народов, был положен тезис об их объединении в рамках
Иберо-американского сообщества наций, защите прав человека и мирном
переходе к демократии.
К концу этого этапа произошло усиление европейского и
атлантического направления во внешней политике Испании, страна вступила в
НАТО. Правительство СДЦ во главе с Л.Кальво Сотело (1981 - 1982 гг.) во
внешней политике главное внимание стало уделять укреплению позиций Испании
в Западной Европе, ослабив активность в Латинской Америке и в других
регионах мира.
Второй этап начался в 1982 году. Приход к власти Испанской
социалистической партии (октябрь 1982 года) явился важной вехой в истории
постфранкистской Испании, ознаменовал сдвиг влево в политической жизни
страны. Социалисты одержали победу на выборах, выступив с критикой
пронатовской политики своих предшественников. Они выдвинули программу
борьбы за разрядку и ядерное разоружение. Важное место в их программе
занимали вопросы расширения сотрудничества с латиноамериканскими странами.
Главное отличие латиноамериканского курса испанских социалистов от политики
их предшественников состоит в том, что ИСРП и правительство Гонсалеса на
международной арене выступили в пользу признания права латиноамериканских
народов на освободительную борьбу, на свободу срциально-политического
выбора и своими политическими делами продемонстрировали намерение, хотя
непоследовательно и половинчато, способствовать осуществлению этого права.
Однако отношения между Испанией и Латинской Америкой не всегда
были «гладкими» в рассматриваемый период. Это объясняется, прежде всего,
тем, что замыслы и претензии испанского руководства нередко превосходили
наличные ресурсы, которые Испания может выделить для осуществления своего
латиноамериканского курса. В данном случае речь идёт как об экономических,
так и о политических средствах.
Смещение акцентов во внешней политике Испании в сторону
атлантизма, также как и отказ социалистов от ряда прогрессивных идей
периода борьбы за власть, существенно отразились на латиноамериканском
курсе испанского правительства.
Активность Испании на латиноамериканском направлении нарастала
более медленными темпами, особенно в 80-х годах, чем на западноевропейском
и атлантическом направлениях. В результате значение во внешнеполитической
деятельности Испании латиноамериканского направления и, естественно, его
эффективность относительно уменьшаются.
Остаются не решёнными многие проблемы испано-латиноамериканских
отношений. В частности, Испании не удалось добиться реальных уступок
Западной Европы латиноамериканским странам как в области ликвидации
финансовой задолженности, так и в области торгово-экономических отношений.
Не всегда испанские инициативы получают однозначную положительную оценку в
латиноамериканских странах, где усиление влияния Испании расценивается
некоторыми кругами как проявление скрытой экспансии НАТО в развивающихся
странах.
Несмотря на существующие трудности Испания и латиноамериканские
государства располагают немалыми резервами для расширения взаимовыгодного
сотрудничества.
Вступив в НАТО и ЕС, Испания сохранила автономность во многих
важных международных вопросах. В Латинской Америке правительство испанских
социалистов неоднократно действовало в рамках блока сил, противостоящих
курсу администрации США. Испанская политика в вопросах разоружения,
ликвидации иностранных военных баз, урегулировании внешней задолженности
развивающихся стран, региональных конфликтов носила более позитивный
характер, чем политика многих других государств - членов ЕС.

Литература:

1. Кононин А.Н. «Внешняя политика Испании в отношении стран Латинской
Америки и Карибского бассейна в период демонтажа франкистских структур и
становления буржуазной демократии (1976 - 1982 гг.). М., 1988.
2. Кононин А.Н. «Зигзаги «нового курса» испанских социалистов». Латинская
Америка. - 1988г. - №6 - 0,3 п.л.
3. Кононин А.Н. «Латинская Америка и Испания: активизация политических
связей во второй половине 70-х - первой половине 80-х годов. Диссертация.
4. Roitman Marcus. «La politica de PSOE en America Latina». Madrid, 1985.




Реферат на тему: Политические партии России в 1917 году

Введение.
Политическая партия – это организованная группа единомышленников,
представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию
путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении.
После Февральской революции 1917 г. многие партии потерпели полный
крах. Исторической перспективы не имели октябристы, безоговорочно
поддерживавшие промышленников в рабочем вопросе и выступавшие за сохранение
помещичьего землевладения. Также потерпели поражение монархисты,
черносотенцы и другие. Все они ориентировались на подавление революции,
служили опорой контрреволюционных заговоров и соответственно не имели
поддержки широких масс населения.
После Февральской революции выделился ряд наиболее влиятельных партий –
это Меньшевики, Большевики, Кадеты и Эсеры.
Кадеты из оппозиционной партии стали правящей, первоначально заняв во
Временном правительстве ключевые посты. Эсеры наиболее массовая партия
после революции. Меньшевики – вторая по численности и влиянию партия.
Большевики заняли крайне левые позиции.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП).

БОЛЬШЕВИКИ.
Фракция в составе РСДРП в 1903-1917 гг. Название «большевики»
(первоначально - «большинство») отразило итоги выборов руководящих органов
РСДРП на II ее съезде (17.07.-10.08.1903, Брюссель – Лондон). В.И. Ленин
датировал возникновение большевизма «как течения политической мысли и как
политической партии» 1903 г. В действительности первоначально большевики и
Меньшевики входили в одну партию с общей программой и уставом, но работы
Ленина, составившие идейную основу большевизма (прежде всего «Что делать?»,
1902) написаны еще до раскола на II съезде. Специфическое отличие идей
Ленина от общих воззрений российских социал-демократов выявилось в ходе
полемики с меньшевиками, особенно со времени издания его работы «Шаг
вперед, два шага назад» (1904). В конце 1904 Большевики приступили к
изданию своей первой фракционной газеты «Вперед», противостоявшей новой
(меньшевистской) газете «Искра» и образовали фракционный центр – Бюро
большинства. Крайний радикализм большевиков, считавших себя
последовательными марксистами, проистекал из их представлений о
предпочтительности революции перед реформами и убеждения в том, что в
России начала XX в., в силу непримиримости противоречий между капитализмом
и остатками крепостничества, а также политической слабости и
контрреволюционности буржуазии, нет иных возможностей глубокого
демократического преобразования общества, отвечающего интересам
пролетариата.
Большевизм явился продолжением радикальной линии в российском
освободительном движении и вобрал в себя элементы идеологии и практики
революционеров 2-ой половины XIX в. (Н.Г. Чернышевского, П.Н. Ткачева, С.Г.
Нечаева, «русских якобинцев»); в то же время он абсолютизировал (следуя не
столько идеям К. Маркса, сколько К. Каутского и Г.В. Плеханова) опыт
Великой французской революции, прежде всего, периода якобинской диктатуры
(по словам Ленина, «якобинец, связанный с пролетарскими массами, это и есть
социал-демократ»; большевикам-«якобинцам» он противопоставлял меньшевиков-
«жирондистов»).
Состав руководства большевиков не был стабилен: история
большевизма характеризуется постоянными изменениями ближайшего окружения
Ленина – единственного признанного всеми большевиками лидера и идеолога. На
первом этапе формирования большевизма в его окружение входили Г.М.
Кржижановский, Л.Б. Красин, В.А. Носков, А.А. Богданов, А.В. Луначарский и
др.; почти все они в разное время объявлялись недостаточно
последовательными Большевиками или «примиренцами».
Идейное размежевание с меньшевиками сопровождалось не
прекращавшимися попытками восстановить единство РСДРП, но предложение
Ленина разрешить партийный кризис созывом съезда не нашло поддержки у
меньшевиков, а также у большевиков – членов ЦК партии, считавших, что съезд
лишь закрепит раскол. В конечном итоге, 12-27.04.1905 в Лондоне состоялся
съезд большевистской фракции, названный его участниками III съездом РСДРП,
одновременно в Женеве проходила конференция меньшевиков. На съезде
присутствовали 38 делегатов, были представлены 20 организаций, с докладами
выступили Богданов, Луначарский, Ленин, Воровский. Решения съезда стали
следующим шагом на пути обособления фракции. На первый план большевики
выдвинули идею гегемонии пролетариата, противостоящего в начавшейся
революции, по их мнению, как самодержавию, так и «либеральной буржуазии».
Период равновесия сил революции и контрреволюции в «дни свобод»
осенью 1905 был использован большевиками для подготовки восстания,
организации митингов, издания первой легальной газеты «Новая жизнь».
Одновременно они пытались реорганизовать партию, расширив рамки
использования выборов в руководящие органы.
Ход революционных событий и требования рабочих, пополнявших в это
время партию, заставили большевиков искать союзников и делать реальные шаги
к восстановлению партийного единства. Таммерфорсская конференция
большевиков (декабрь 1905) высказалась за слияние партийных центров и
параллельных местных организаций; представители большевиков вошли в состав
ЦК РСДРП, избранного IV (10-25.04.1906, Стокгольм) и V (30.-4.-19.05.1907,
Лондон) съездами партии, сохранив, однако фракционные руководящие органы –
Большевистский центр (Ленин, Богданов, Красин) и газету «Пролетарий». Во
взаимоотношениях с другими политическими силами, действовавшими в стране,
большевики руководствовались их отношением к вооруженному восстанию («…Кто
против восстания, с теми мы боремся беспощадно…»,- писал Ленин; «На
баррикаде взломщик-рецедивист будет полезнее Плеханова», - заявлял
Богданов).
Эффективность революционных действий Ленин и его сторонники все
больше связывали с отказом каких-либо этнических ограничений; при отборе
партийных кадров особо ценились такие индивидуальные качества как
авантюризм и неразборчивость в средствах для достижения цели. Это наглядно
проявилось в методах финансирования партии. Первоначально главным
источником поступления денежных средств в партийную кассу были
пожертвования состоятельных лиц, сочувствовавших революционному движению.
На IV съезде партии большинство делегатов большевиков согласилось с
меньшевистской резолюцией, осуждавшей практику «экспроприаций», запрет на
их проведение подтвердил V съезд РСДРП. Однако Большевистский центр,
игнорируя эти решения, организовал ряд «партизанских» выступлений. За время
революции число большевиков выросло с 14 тыс. (лето 1905) до 60 тыс.
человек (весна 1907). Наиболее многочисленные и дееспособные большевистские
организации находились в Москве (весной 1907 г. – 6500 человек), Петербурге
(6000 человек), Иваново-Вознесенске (5000 человек), Костроме (3000
человек), Киеве и Екатеринбурге (по 1500 человек), Владимире, Ярославле,
Брянске (по 1000 человек). Поражение революции вынудило многих большевиков
эмигрировать; в январе 1908 г. Большевистский центр переместился в Женеву,
в декабре – в Париж, где находилась редакция газеты «Пролетарий» (до 1910
г.). В России спад массового революционного движения привел к резкому
сокращению численности нелегальных организаций; многие из них надолго
прекратили существование. Наряду с рабочими из подполья ушла интеллигенция;
некоторые видные большевики (Носков, П.П. Румянцев, Кржижановский, Красин,
Д.С. Постоловский) полностью прекратили политическую деятельность, другие
перешли на сторону меньшевиков (Б.И. Горев, Н.А. Рожков) или продолжали
считать себя большевиками, но были исключены из фракции из-за расхождений
во взглядах с Лениным. Реакцией на происходившие в партии процессы стали
выпады большевистской пропаганды не только против интеллигенции, ушедшей из
партии, но и против меньшевиков.
Острая борьба против инакомыслящих развернулась внутри
большевистской фракции: на совещании расширенной редакции газеты
«Пролетарий» в Париже (июнь 1909 г.) из нее были исключены отзовисты во
главе с Богдановым (названы так за требования отозвать социал-
демократических депутатов из Государственной думы – не уловив перехода от
революции к реакции, они отстаивали применение только нелегальных средств
борьбы); против них были выдвинуты также обвинения в отходе от философии
марксизма. Исключение отзовистов, образовавших после этого группу «Вперед»,
закрепило за Лениным положение единоличного вождя фракции и толкователя
большевизма; ближайшими его сподвижниками стали Г.Е. Зиновьев и Л.Б.
Каменев. Не считаясь больше с сопротивлением Большевиков-примиренцев (И.П.
Гольденберг, Дубровинский, А.И. Рыков и др.), Ленин отказался от поиска
компромиссов с другими течениями в РСДРП и пошел на окончательный раскол с
ними, чтобы создать самостоятельную, идейно-однородную партию; некоторое
время сотрудничество продолжалось только с меньшевиками-партийцами,
сторонниками Плеханова, вместе с ними с конца 1910 г. большевики издавали в
Париже «Рабочую газету», в России – легальную газету «Звезда»; в 1911 г. в
связи с уходом из редакции газеты «Социал-демократ» меньшевиков, она также
перешла к большевикам. Переломным моментом стала Пражская конференция РСДРП
(январь 1912 г.), созванная состоявшей из ленинцев Российской
организационной комиссией. В конференции отказались принять участие все
остальные группы и течения в РСДРП, национальные социал-демократические
партии и думская фракция социал-демократов; 16 из 18 делегатов конференции
были большевиками, 2 – меньшевиками-партийцами, Не смотря на это,
конференция объявила себя VI Всероссийской конференцией РСДРП, решения
которой обязательны для всех членов партии, включая и заграничные группы;
ликвидаторы (группы журналов «Наша заря» и «Дело жизни») были объявлены
стоящими вне партии, поскольку разногласия с ними трактовались как
программные.
Конференции избрала ЦК партии, в который вошли Ленин, Зиновьев,
Р.В. Малиновский и так называемые «практики», малоизвестные в партии. Летом
1912 г. члены Заграничного бюро ЦК Ленин и Зиновьев обосновались в
пограничном с Россией районе Австро-Венгрии (Краков, Поронин). С апреля
1912 г. в Петербурге издавалась легальная газета «Правда» (отсюда название
большевиков того времени – «правдисты»), с помощью которой предполагалось
отвлечь массового рабочего читателя от бульварной прессы и под лозунгом
«единства снизу» обеспечить свое влияние во вновь создаваемых и состоявших
преимущественно из рабочих социал-демократических организациях.
Одновременно в Петербурге издавалось несколько большевистских журналов:
«Просвещение», «Вопросы страхования», «Работница» и др. С ноября 1912 г.
роль опорного пункта Заграничного бюро в России выполняли депутаты-
большевики IV Государственной думы. Вскоре все члены Русского бюро ЦК
(кроме Малиновского) были арестованы и Заграничное бюро стало руководить
работой на местах главным образом через депутатов и «доверенных лиц» из
числа рабочих-выборщиков, с участием которых прошли совещания ЦК в Кракове
и Поронине. В ноябре 1913 г. под давлением Заграничного бюро депутаты-
большевики из социал-демократической фракции IV Государственной думы и
образовали самостоятельную фракцию, завершив, таким образом, раскол РСДРП
на уровне общероссийских учреждений; новую фракцию возглавил Малиновский, с
мая 1914 г. – Г.И. Петровский. Крайнего ожесточения достигла полемика
«Правды» с меньшевистской прессой; соперничество распространялось на
легальные рабочие организации: большевики вытеснили меньшевиков из
правления ряда профсоюзов, культурно-просветительских обществ, страховых
учреждений. Однако начало I Мировой войны существенно затруднило связь
Заграничного бюро ЦК, переехавшего в Швейцарию, с Россией, где большевики
лишились главных рычагов своей легальной деятельности: в июле 1914 г. была
запрещена газета «Правда», в ноябре арестованы и в феврале 1915 г.
приговорены к ссылке на поселение в Сибирь депутаты- большевики
Государственной думы.
1917 год.
Революционный взрыв в феврале 1917 г. оказался для большевиков
неожиданностью. К началу революции фракция насчитывала около 24 тыс.
членов, в том числе 2 тыс. – в Петрограде; 60% из них составляли рабочие,
7% - крестьяне. После выхода партии из подполья Русское бюро ЦК (А.Г.
Шляпников) было пополнено, возобновилось издание газеты «Правда». Русское
бюро ЦК, следуя большевистской тактике 1905-07 гг., выдвинуло лозунг
создания Временного революционного правительства на основе Петроградского
Совета рабочих и солдатских депутатов и доведения буржуазно-демократической
революции до конца, опираясь революционно-демократическую диктатуру
пролетариата и крестьянства. Руководители петербургских и московских
большевиков, а также редакция газеты «Правдв» (Каменев, И.В. Сталин, М.К.
Муранов) считали возможной условную поддержку Временного правительства при
постоянном давлении на него, что практически совпадало с тактикой
меньшевиков; сохранялось значительное количество объединенных организаций
РСДРП, большевиками обсуждался вопрос о восстановлении ее единства. Полная
переориентация стратегии и тактики большевиков произошла с возвращением из
эмиграции в Петроград Ленина.
В «Апрельских тезисах» он заявил, что в России уже начался переход от
буржуазно-демократической революции к социалистической, а поскольку без
«свержения капитала» невозможно ни прекращение империалистической войны, ни
решение общедемократических задач, вся государственная власть должна
перейти к Советам. Пока в Советах «в слабом меньшинстве» предлагалось
разъяснять массам, что республика Советов демократичнее парламентской
республики, отказаться от поддержки Временного правительства, разоблачать
лживость его обещаний, не допускать уступок «революционному оборончеству»
(т.е. мнению, согласно которому характер войны изменился после свержения
самодержавия). Тем самым большевики вступили в конфронтацию со всеми
сторонниками сотрудничества с правительством («соглашателями»),
преобладавшими в Советах.
VII (Апрельская) конференция большевиков (24-29.04.1917, Петроград), в
которой участвовали 133 делегата с решающим и 18 с совещательным голосом,
представлявшие 78 партийных организаций с 80 тыс. членов, несмотря на
отрицательную реакцию со стороны других партий и критику со стороны ряда
большевиков (в частности, Каменева, считавшего буржуазно-демократическую
революцию в России незавершенной), в основном поддержала главные положения
«Апрельских тезисов». Отказавшись от предложенного Лениным переименования
партии в «коммунистическую» делегаты конференции решили добавить к
традиционному ее названию «Российская социал-демократическая рабочая
партия» слово «большевиков» и поручили ЦК партии подготовить проект новой
партийной программы в духе «Апрельских тезисов». Хотя Ленин неоднократно
подчеркивал, что тактика, которую он предложил в «Апрельских тезисах»,
носит мирный характер, большевики максимально использовали двоевластие,
сложившееся в стране, и неустойчивость политической ситуации. Переходу
партии на позиции, предложенные Лениным, способствовал приток в ее состав
массы новых членов, чье революционное нетерпение отражало растущую
неудовлетворенность политикой Временного правительства; значительную часть
этого пополнения составляли солдаты.
Лозунги большевиков «Вся власть Советам», «Долой войну», «Земля
крестьянам» становились все более популярными, тем не менее на I
Всероссийском съезде Советов (июнь 1917 г.) большевики составили лишь 12%
делегатов, заявивших о своей партийной принадлежности; не был принят ни
один из большевистских проектов резолюций съезда. На съезде Лениным было
заявлено, что партия большевиков «каждую минуту…готова взять власть
целиком», в том случае, если Советы окажут ей доверие, при этом под властью
Советов вплоть до Октябрьского переворота подразумевалась коалиция
нескольких партий, составлявших в Советах большинство; кроме того,
большевики обещали, что такая власть гарантирует созыв Учредительного
собрания, хотя и признавали, что оно «явно будет не с нами»: «Если есть
абсолютно бесспорный, абсолютно доказанный фактами урок революции, - писал
Ленин, - то только тот, что исключительно союз большевиков с эсерами и
меньшевиками, исключительно немедленный переход всей власти к Советам
сделал бы гражданскую войну в России невозможной».
Первой крупной пробой сил большевиков стала предпринятая под влиянием
агитации Военной организации при ЦК РСДРП(б) попытка нескольких воинских
частей Петроградского гарнизона 03.-04.07.1917 г. свергнуть Временное
правительство, (05.07.1917 г. большевистский ЦК вынужден был заявить о
прекращении «демонстрации»). За путчем последовали аресты большевиков и
начало кампании против руководителей партии, обвинявшихся в организации
мятежа на деньги, полученные от германского Генштаба, которая первоначально
повлияла на отношение солдат и рабочих к большевикам.
VI съезд РСДРП(б) (26.07.-03.08.1917 г., Петроград), проходил в
отсутствие Ленина и Зиновьева, скрывавшихся в это время от ареста. В работе
съезда участвовали 157 делегатов с решающим и 110 с совещательным голосом.
С докладами от имени ЦК выступили Сталин, Я.М. Свердлов и И.Т.Смилга, а
кроме них – Бухарин и В.П. Милютин. На основе выводов, сделанных Лениным по
поводу текущего момента (власть в стране перешла в руки контрреволюционной
буржуазии; Советы превратились в ее «фиговый листок», период мирного
развития революции кончился), съезд отказался от лозунга «Вся власть
Советам» и объявил задачей «нового подъема» «полную ликвидацию диктатуры
контрреволюционной буржуазии», сделав тем самым выбор в пользу вооруженного
захвата власти. Съезд принял в РСДРП(б) группу «межрайонцев», в том числе
вступивших в нее в 1917 г. видных социал-демократов и среди них Л.Д.
Троцкого, избранного на съезде в ЦК (всего был избран 21 член и 10
кандидатов в члены ЦК партии). Угроза мятежа, возглавляемого генералом Л.Г.
Корниловым, заставила большевиков пойти на кратковременное сотрудничество с
социалистическими партиями, после его разгрома Ленин предложил в случае
отказа меньшевиков и эсеров от коалиции с буржуазией вернуться к тактике,
принятой до июльских событий. После того, как меньшевистско-эсеровский по
своему составу ВЦИК отклонил большевистскую резолюцию о власти, Ленин
потребовал от ЦК большевиков начать подготовку вооруженного восстания в
Петрограде и Москве, воспользовавшись происходившей в это время
«большевизацией» Советов (4 сентября 1917 г. Петроградский Совет возглавил
Троцкий). Лозунг «Вся власть Советам» вновь был признан основным лозунгом
дня, но уже как лозунг восстания. 10 и 16 октября 1917 г. курс на
организацию вооруженного восстания был принят ЦК большевиков (выступавшие
против форсирования подготовки восстания Зиновьев и Каменев считали, что
«объявлять сейчас вооруженное восстание – значит ставить на карту не только
судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции», однако
Ленин и Троцкий сумели убедить членов ЦК в том, что все благоприятствует
успеху, в том числе близость мировой революции, и, следовательно,
необходимо не упустить момент). Осенью 1917 г. в РСДРП(б) насчитывалось
около 350 тыс. членов, в том числе в Москве и Центральном промышленном
районе – 70 тыс., в Петрограде и губернии – 60 тыс., на Украине вместе с
Юго-Западным и Румынским фронтами и Черноморским флотом – 60 тыс., на Урале
–35 тыс., в Белоруссии и на Западном фронте – 30 тыс., в Поволжье – 20
тыс., на Кавказе, Кавказском фронте и в области войска Донского –20 тыс., в
Сибири и на Дальнем Востоке – 15 тыс. членов. Из 402 Советов,
представленных на II Всероссийском съезде Советов, большевистскую платформу
поддерживали 255 депутатов.
На выборах в Учредительное собрание большевики победили в крупных
промышленных центрах, где за них голосовало основная масса рабочих, еще
большее число голосов они получили в тыловых гарнизонах, на Северном и
Западном фронтах, на Балтийском флоте, что стало следствием соединения в их
требованиях утопических, прагматических и демагогических элементов,
созвучных особенностям массового сознания в условиях войны и крушения
традиционного уклада жизни, массовым представлениям о демократии и
справедливости; решающую роль сыграли обещания большевиков в кратчайший
срок и с участием народных масс разрешить самые насущные проблемы того
времени – земли и мира. Альтернативу экономической политике Временного
правительства Ленин наметил в «Апрельских тезисах», соответствующий раздел
которых был конкретизирован и несколько дополнен в решениях Апрельской
конференции и VI съезда; популяризацией этих решений стала написанная в
сентябре 1917 г. работа Ленина «Грозящая катастрофа и как с ней бороться».
Близость мировой социалистической революции, по мнению
большевиков, делала ненужной разработку долговременной экономической
программы специально для России, предлагалась программа лишь на ближайший
период после установления власти Советов, обусловленная прекращением войны
и во многом рассчитанная на немедленные «самочинные» действия рабочих и
крестьянских организаций. Предусмотренные ею мероприятия должны были решить
сразу несколько задач; предотвратить угрожавший стране хозяйственный крах,
завершить уничтожение остатков феодальной системы (осуществление аграрного
проекта 1907 г.) и сделать первые шаги к социализму – через Советы,
профсоюзы и фабзавкомы установить рабочий контроль над производством и
распределением, переходящий в дальнейшем в «полное регулирование», но уже
на первом этапе предполагавший существенное ограничение частной
собственности (отмену коммерческой тайны, запрещение локаутов и сокращение
производства и т.п.); национализировать банки и централизовать банковское
дело; национализировать синдицированные предприятия; ввести всеобщую
трудовую повинность; отказаться от уплаты внешних и внутренних
государственных долгов (с обещанием учесть интересы мелких вкладчиков);
прекратить выпуск бумажных денег. Контуры новой государственной власти,
способной решить эти задачи, были очерчены Лениным в работе «Государство и
революция», где обосновывалась необходимость и возможность установления в
России диктатуры пролетариата («государства-коммуны») в форме республики
Советов. Этой власти предназначалось заменить старое государство –
диктатуру буржуазии, подлежавшую разрушению. Руководствуясь марксистским
постулатом о неизбежности отмирания государства, Ленин утверждал, что это
будет уже «полугосударство» - непосредственная демократия Советов «снизу
доверху», лишенная не только признаков «буржуазная» демократии (разделение
властей, всеобщее избирательное право), но некоторых черт всякой
государственности (профессиональная армия, полиция, чиновничество); участие
трудящихся в управлении, выборность и сменяемость чиновников будет
гарантией от бюрократизма и привилегий. Концепция Ленина исключала
возможность компромисса с другими социалистическими партиями (это
возможность сохранялась в случае принятия предложений Каменева и Зиновьева
о «комбинированном типе государства» – «Учредительное собрание плюс
Советы»).
24 – 25 октября 1917 г. под видом оборонительной акции в ответ на
контрреволюционные действия Временного правительства большевики
организовали восстание в Петрограде.
II Всероссийский съезд Советов (25 – 27.10.1917 г.) был поставлен перед
свершившимся фактом: к моменту его открытия вооруженными силами ВРК при
Петроградском Совете были захвачены основные стратегические объекты столицы
и вскоре арестованы члены Временного правительства, что было объявлено
«рабочей и крестьянской революцией, о необходимости которой все время
говорили большевики». Съезд принял подготовленные Лениным декреты о мире и
о земле. Первый из них представлял собой обращение ко всем народам и
правительствам с предложением немедленно начать переговоры о справедливом и
демократическом мире и призван был, по словам Ленина, «помочь народам
вмешаться в вопросы войны и мира». В основу второго декрета были положены
требования крестьян, обобщенные эсерами и частично расходившиеся с аграрной
программой большевиков; тем не менее Ленин выразил готовность принять не
только «постановления народных низов, хотя мы с ними были не согласны», но
и согласиться, если эсеры получат большинство в Учредительном собрании. На
деле главный вопрос революции – о власти – большевики сразу же стали решать
вразрез со своим дооктябрьским проектом. 26 октября 1917 съездом было
образовано новое Временное (до начала деятельности Учредительного собрания)
правительство (Совнарком), состоявший из одних большевиков, так как
союзники период восстания – левые эсеры – отклонили предложение войти в его
состав. Представители ЦК РСДРП участвовали в переговорах о создании
многопартийного советского правительства (29.10 – 1.11.1917), но по
настоянию Ленина и Троцкого их позиция была дезавуирована как
«капитулянтская», что вызвало временную отставку нескольких членов ЦК и
Совнаркома. Блок с левыми эсерами (10.12.1917 они согласились войти в
Совнарком) позволил большевикам разогнать 5.01.1918 Учредительное собрание,
в котором они, собрав 24% голосов, получили 175 мандатов из 715, и
завершить легитимацию своей власти на III съезде Советов (13.01.1918,
Петроград). В марте 1918 г. в связи с разногласиями по вопросу о Брестском
мире левые эсеры вышли из Совнаркома, и большевики окончательно стали
неограниченно правящей партией, основой государственной системы:
государственная политика определялась решениями, принимаемыми партийным
руководством, функционеры партии заняли ведущие места во всех властных
структурах, установилась неприкрытая большевистская диктатура.

МЕНЬШЕВИКИ.

Российская Социал-демократическая рабочая партия (меньшевиков) (РСДРП
(м)), Российская социал-демократическая рабочая партия (объединенная)
(РСДРП (о)). Фракция Российской социал-демократической рабочей партии
(РСДРП), организационно оформившаяся после II съезда партии и получившая
название по результатам выборов в центральные органы партии. Наиболее
видными деятелями меньшевизма были Ю.О. Мартов, П.Б. Аксельрод, Ф.И. Дан,
Г.В. Плеханов, А.Н. Потресов, Н.Н. Жордания, И.Г. Церетели, Н.С. Чхеидзе,
однако их тактические и организационные взгляды на различных этапах
революционного движения часто не совпадали. Во фракции отсутствовало
жесткое организационное единство и единоличное лидерство: меньшевики
постоянно распадались на группы, занимавшие различные политические позиции
и ведшие между собой острую борьбу.
Раскол РСДРП на II съезде был неожиданностью для сторонников Мартова,
поддержававших, так же как и сторонников В.И. Ленина, план построения
партии, выработанный газетой «Искра». Меньшевики понимали, что вопрос о
том, какой станет РСДРП, зависит прежде всего от двух условий: в чьих руках
будет центральные органы партии и кого поддержат местные социал-
демократические комитеты. По этим направлениям развернулась борьба между
двумя фракциями. Первоначально мартовцы прибегли к тактике бойкота
центральных органов партии, отказывались сотрудничать в газете «Искра», не
признавали ЦК партии.
В октябре 1903 г. добились успеха в борьбе с Большевиками на II съезде
Заграничной Лиги русских революционных социал-демократов: вопреки Ленину,
Лига приняла новый устав, обеспечивавший ее автономию и представивший ей
возможность самостоятельно без вмешательства ЦК устанавливать связи с
местными партийными комитетами, издавать и распространять литературу.
Делегаты отказались передать устав на утверждение ЦК партии. Попытка
представителя ЦК Ф.В. Ленгнина объявить съезд распущенным не увенчалась
успехом, большевики покинули его, таким образом Лига стала организационным
центром меньшевиков (до 1905). К концу 1903 меньшевики заняли лидирующее
положение в редколлегии газеты «Искра». В основу их тактики легли выводы,
сделанные Аксельродом в статье «Объединение Российской социал-демократии и
ее задачи»; идее большевиков о направляющей, опекающей и руководящей партии
они противопоставляли идею классовой самостоятельности пролетариата.
Важнейшей задачей социал-демократов меньшевики считали организацию
рабочих на широкой классовой основе. Женевская конференция (конец апреля –
начало мая 1904 г.) избрала координационный центр меньшевиков –
Организационную комиссию (ОК). С началом русско-японской войны 1904 – 1905
гг. меньшевистская «Искра» выдвинула лозунги борьбы за немедленное
заключение мира и созыв Учредительного собрания. В то же время меньшевики
осуждали «пораженчество»; по их мнению свобода не могла быть принесена
России «на японских штыках». Осенью 1904 г. «Искра» распространила изданное
листовкой «Письмо к партийным организациям», в котором излагался план
«давления» на либеральную буржуазию в процессе земской петиционной
кампании.
В основе тактики меньшевиков в период 1905-1907 гг. лежали взгляды на
буржуазию как на движущую силу революции, которой надлежит возглавить
освободительное движение в стране. По их мнению, пролетариат не должен
стремиться к власти, поскольку объективные условия для этого еще не
сложились. Меньшевики считали, что революция в России развивается по
образцу западно-европейских буржуазных революций: «…меньшевизм не видел для
пролетариата иной возможности плодотворного участия в данном кризисе, кроме
содействия буржуазно-либеральной демократии в ее попытках оттеснить от
государственной власти реакционную часть имущих классов» (Мартов).
По мнению меньшевиков, революция 1905-1907 гг. была буржуазной по
своему социально-экономическому содержанию. Однако, в отличии от
большевиков, меньшевики заявляли, что всякое отстранение буржуазии от
революционного движения приведет к его ослаблению. На их взгляд, в случае
победы революции пролетариат должен поддержать наиболее радикальную часть
буржуазии. Меньшевики предостерегали рабочих от возможной попытки захвата
власти, которая, как они заявляли, стала бы трагической ошибкой. Захватив
власть, рабочий класс вынужден был бы «делать» социалистическую революцию,
для которой ни Россия, ни сам пролетариат не подготовлены. Узловым пунктом
меньшевистской концепции революции было противопоставление буржуазии
крестьянства. Крестьянство по мнению, меньшевиков, хотя и способно
«двигать» революцию, но сильно осложнит достижение победы своим стихийным
бунтарством и политической несознательностью. Таким образом меньшевиками
было выдвинуто положение о двух «параллельных революциях» – городской и
деревенской.
Решение аграрного вопроса меньшевики видели в муниципализации земли:
они предлагали узаконить частную собственность на принадлежавшие крестьянам
наделы при передаче помещичьих земель во владение органов местного
самоуправления (муниципалитетов). Меньшевики полагали, что во-первых, при
подобном решении крестьянского вопроса аграрная реформа могла быть
проведена вне зависимости от исхода революции и решения вопроса о власти и,
во-вторых, передача земли муниципалитетам (земствам или вновь созданным
территориальным органам власти) укрепили бы их материально, способствовала
демократизации и повышению их роли в государственной жизни. Меньшевики
считали, что победа революции может быть достигнута не только в результате
народного восстания, возможность которого они допускали, но и в результате
действий какого-либо представительного учреждения, которое бы выступило с
инициативой созыва всенародного Учредительного собрания. Второй путь
казался меньшевикам предпочтительнее. Весной 1905 г. влияние меньшевиков
было наиболее значительным в западных и южных губерниях Европейской России,
а также на Кавказе, где был создан местный меньшевистский центр –
Кавказское бюро РСДРП.
В «дни свобод» осени 1905 г. разногласия между меньшевиками и
большевиками несколько сгладились: большевистская тактика, основанная на
идее гегемонии пролетариата в демократической революции, была принята «как
неизбежный факт действительности» (Мартов). В ноябре – декабре 1905 г. во
многих городах страны с участием меньшевиков формировались боевые рабочие
дружины.
В декабре 1905 во время вооруженных восстаний меньшевики действовали
совместно с большевиками в Москве, Харькове, Екатеринославе, Ростове-на-
Дону, Красноярске (впоследствии они оценили тактику РСДРП в этот период как
ошибочную и опасную для пролетариата). В конце декабря 1905 г. произошло
слияние ОК и ЦК и на паритетных началах создан Объединенный ЦК РСДРП,
который подготовил IV (Объединительный) съезд РСДРП (10 – 25.04.1906,
Стокгольм). Меньшевики были на съезде в большинстве (62 решающих голоса
против 46). Свои политические надежды они связывали прежде всего с
деятельностью Государственной думы. Несмотря на сопротивление большевиков,
съезд принял решение об образовании думской социал-демократической фракции,
а также меньшевистскую резолюцию по аграрному вопросу. После съезда ЦК и ОК
РСДРП перешли под контроль меньшевиков.
Выборы во II Государственную думу дали повод считать парламентскую
ориентацию меньшевиков оправданной: 43% в Думе составляли левые депутаты, в
том числе – из них 65 социал-демократов. В социал-демократической фракции
меньшевиков было в два раза больше, чем большевиков, они руководили
деятельностью фракции, стремились создать блок всех революционных и
оппозиционных сил, включая кадетов.
На V съезде РСДРП (30.04. – 19.05.1907, Лондон) доминировали большевики
и ЦК перешел под контроль ленинцев. С окончанием революции завершилось
становление меньшевизма. Сложился комплекс идей, определявших политическое
поведение меньшевиков в последующие годы: концепция «общенациональной»
революции, в которой роль пролетариат играет авангардную роль, но вслучае
победы уступает власть буржуазии; ориентация на коалицию трех сил –
рабочего, либерального и крестьянского движений; концепция трансформации
«интеллигентской» РСДРП в «широкую рабочую партию», в которой роль
профессиональных революционеров должна быть сведена к минимуму; отказ от
стремления полностью управлять революционным процессом и перенос центра
тяжести партийной работы в массовые рабочие организации – профсоюзы,
Советы, кооперацию и др.; признание равноценности думской и внедумской
деятельности социал-демократии.
В то же время, в период революции нарушилось организационное и идейное
единство меньшевизма: в нем выявились сильные реформистские тенденции
(Аксельрод, Потресов, Ф.А. Череванин), сложился центр (Мартов, Дан, А.С.
Мартынов), наметились «левые» фигуры (А.Л. Парвус, Л.Д. Троцкий) и «особая
позиция» (Плеханов). Стремление меньшевикиов ценой отказа от революционных
лозунгов превратить РСДРП в реформистскую партию западно-европейского типа
выразилось в так называемом «ликвидаторстве». «Ликвидаторы» выступали за
свертывание нелегальной партийной деятельности, ликвидацию нелегальных
партийных организаций и нелегальной РСДРП, они игнорировали решения ее
центральных органов, считали более важной работу в разрешенных законом
профсоюзах, обществах, клубах и т.п., чем узкопартийную нелегальную
деятельность. «Для нас, - заявлял Дан, - все дело в широте и массовости,
вопрос же о “партийности”или “беспартийности” имеет в наших глазах характер
совершенно побочный». В связи с этим особые надежды меньшевики связывали
Государственной думой.
В III Государственной думе, куда было избрано 19 социал-демократов (в
том числе 12 меньшевиков), они стремились возродить «общенациональную
оппозицию», настаивали на сотрудничестве с кадетами во всей законодательной
работе. По настоянию меньшевистских депутатов социал-демократическая
фракция вынесла решение о своей независимости от ЦК партии. Предлагалось
вообще ликвидировать ЦК, превратив его в «информационный центр».
В 1908 г. в Москве, Петербурге и ряде др. городов начало оформляться
течение меньшевиков-«партийцев», выступавших за сохранение нелегальных
структур партии. Их поддержал Плеханов, который в своих статьях в газете
«Дневник социал-демократа» выступил против «ликвидаторства» (тем не менее,
он сохранял с «ликвидаторами» общность взглядов на многие вопросы социал-
демократического движения). Лидеры меньшевистской эмиграции – Мартов, Дан,
Мартынов («голосовцы», по названию газеты «Голос социал-демократа»,
выражавшей х взгляды) – не всегда соглашались с идеями открытых
«ликвидаторов».
Кампанию за примирение всех фракций и течений в РСДРП вел Троцкий,
издававший в 1908 – 1912 гг. в Вене внефракционную газету «Правда».
«Сектантский дух, интеллигентский индивидуализм, идеологический фетишизм,
присущий социал-демократам, - заявлял он, - ведет к «разложению партии» и
только преодоление фракционности может ее спасти». Меньшевики отказались
участвовать в созванной в январе 1912 г. большевиками Пражской конференции.
Ими был создан Организационный комитет (ОК) для подготовки общепартийной
конференции, в который вошли также представители Бунда, Социал-демократии
Латвийского края и Кавказского областного комитета; впоследствии в ОК были
введены функционеры газеты «Правда», «Голос социал-демократа»,
ликвидаторских «инициативных групп». Из 18 решающих голосов на конференции
12 принадлежали национальным организациям, остальные – петербургским и
московским ликвидаторским «инициативным группам», представителям
Красноярска, Севастополя и Союза моряков Черноморского торгового флота. С
совещательными голосами в конференции участвовали Троцкий («Правда»),
Мартынов («Голос социал-демократа»), П.А. Гарви (П. Бронштейн) («Невский
голос»), Б.И. Горев и С.Ю. Семковский (ОК).
Конференция заменила лозунг демократической республики требованием
всеобщего избирательного права и «полновластного народного
представительства». На первый план была выдвинута борьба за «свободы»
коалиций, собраний, печати и др. Лозунг конфискации помещичьих земель был
снят как потерявший свое значение в результате столыпинской аграрной
реформы. В резолюции «Об организационных формах партийного строительства»
декларировалась необходимость преобразования социал-демократии «в процессе
привлечения рабочих масс» к легальному движению и выдвигалась идея
легализации партии по частям. В качестве временного руководящего центра был
избран Организационный комитет (Горев, П.А. Гарви, А.Н. Смирнов, М.С.
Урицкий, Г. Уротадзе). «Августовский блок», возникший на конференции, не
стал, однако, прочным образованием. С началом I Мировой войны меньшевизм
раскололся на «патриотическое» и интернационалистическое течения. С
«патриотических» позиций выступал Плеханов. Среди меньшевиков стоявших на
интернационалистических позициях, оформилось два течения – центристское и
циммервальдское. Центристы, представленные ОК и думской фракцией, выступали
с пацифистских позиций, обвиняли в развязывании войны господствовавшие
круги всех стран. Они требовали демократического мира без аннексий и
контрибуций и смыкались в этом с циммервальдистами. В эмиграции
интернационалисты группировались вокруг газеты «Голос» («Наше слово») и
заграничного секретариата ОК, в России вокруг Центральной инициативной
группы. Они считали войну империалистической и выдвинули лозунг «ни побед,
ни поражений». Поддерживая решения Циммервальдской конференции, левые-
интернационалисты осуждали тактику и аргументы оборонцев, считали
необходимой борьбу за мир. В письмах Заграничного секретариата к российским
рабочим они призывали к массовым организованным революционным выступлениям.

В 1915 г. среди меньшевиков развернулась острая борьба по вопросу об
участии рабочих в военно-промышленных комитетах (ВПК). План остался не
нериализованным, однако была создана рабочая группа Центрального ВПК из 10
человек (9 меньшевиков и 1 эсер) во главе с К.А. Гвоздевым и рабочие группы
при 58 ВПК (15% от общего количества). «Гвоздевцы» на практике осуществляли
оборонческие призывы к «самозащите».
1917 год.
После февраля 1917 г. меньшевизм стал одной из наиболее влиятельных сил
в стране, его представители играли ведущую роль в Советах рабочих
депутатов, занимали министерские посты во Временном правительстве;
значительно увеличилась численность меньшевистской организации. С февраля
по декабрь 1917 г. меньшевистскую политику определяли лидеры центристского
направления (Дан, М.И. Либер, Церетели, Чхеидзе), которые после свержения
самодержавия провозгласили себя «революционными оборонцами». Главным
условием достижения демократического мира без аннексий и контрибуций они
считали демократизацию политического строя страны.
Меньшевики-нтернационалисты во главе с Мартовым имели сильные позиции в
петроградской организации меньшевиков. Считая буржуазию союзником
пролетариата только в борьбе против самодержавия, интернационалисты
подчеркивали ее контрреволюционную роль в послефевральский период и
призывали пролетариат к самостоятельной классовой позиции. К сторонникам
Мартова идейно примыкали «внефракционные объединенные социал-демократы». Их
центром и печатным органом была газета «Новая жизнь», в редакции которой
работали В.А. Базаров, М. Горький, Н.Н. Суханов. «Новожизненцы», в отличие
от мартовцев, отрицательно относились к идее организационного объединения с
оборонцами.
Февральская революция, как отмечали сами меньшевики, застала их
«организации разбитыми и распыленными при полном отсутствии связей между
городами и промышленными центрами». В начале марта в Петрограде, Москве и
ряде др. городов начался

Новинки рефератов ::

Реферат: Педагогика А.С. Макаренко (Педагогика)


Реферат: Технология разведения и содержания сильных пчелиных семей (Сельское хозяйство)


Реферат: Выдающиеся деятели сельского хозяйства Липецкой области (Ботаника)


Реферат: МЧС (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: КНДР (География)


Реферат: Грегор Мендель (Биология)


Реферат: Личность преподавателя в ВУЗе (Психология)


Реферат: Сюжет та iсторiя створення роману Панаса Мирного "Хiба ревуть воли, як ясла повнi?" (Литература : зарубежная)


Реферат: Психологический анализ урока английского языка (Педагогика)


Реферат: Оформление бухгалтерской документации за месяц на предприятии "AO Софт Премиум" (Бухгалтерский учет)


Реферат: Трудоустройство (Педагогика)


Реферат: Исследование социально-психологического климата и стратегий поведения в конфликте членов коллектива (Психология)


Реферат: Графика и ее виды (Искусство и культура)


Реферат: Окрашивание поверхности водоэмульсионными составами (Технология)


Реферат: Формы государственного устройства (Теория государства и права)


Реферат: Повноваження Веховної Ради (Право)


Реферат: Разработка игровой программы на языке программирования Turbo Pascal (Программирование)


Реферат: Регистрация сигнальных молекул (Биология)


Реферат: Нанотехнология. Перспективы развития (Химия)


Реферат: Договор доверительного управления имуществом (Гражданское право и процесс)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист