GeoSELECT.ru



Банковское дело / Реферат: Центральный Банк РФ: его функции и роль. Правовая основа деятельности ЦБ РФ (Банковское дело)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Центральный Банк РФ: его функции и роль. Правовая основа деятельности ЦБ РФ (Банковское дело)



Пермский Государственный Университет



Контрольная работа по курсу
БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
тема:

ЦБ РФ: его функции и роль.
Правовая основа деятельности ЦБ РФ.



Выполнила студентка IV курса
экон. фак-та, з/о, гр. БУ - 1
Громыхалова Л.В.



Пермь, 1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 3



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ . . . . . . . . . . . . . . . . .
4


1. Организационная структура ЦБР . . . . . . . . . 5

2. Цели и задачи деятельности ЦБР . . . . . . . . . 6
3. Функции Центрального Банка . . . . . . . . . . . 8

4. Отчетность и аудит ЦБР . . . . . . . . . . . .
. . . 16



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . 17



ВВЕДЕНИЕ


На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое
разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие
банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации
капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс
централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в
результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним
банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты
могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения.
Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в
дальнейшем - центральным банком, что соответствовало его главенствующему
положению, центральный банк служит осью, центром кредитной системы.
С точки зрения собственности на капитал центральные банки
подразделяются на :
- государственные, капитал которых принадлежит государству (например,
ЦБ РФ);
- акционерные;
- смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит
государству.
Независимо от того, принадлежит или нет капитал ЦБ государству,
исторически между банком и правительством сложились тесные связи.
Правительство заинтересовано с надежности ЦБ в силу особой роли последнего
в проведении экономической политики правительства.
Однако тесные связи с государством не означают, что оно может
безгранично влиять на политику ЦБ. Независимо от принадлежности капитала ЦБ
является юридически самостоятельным. Чаще всего он подотчетен либо
законодательному органу, либо специальной банковской комиссии, образованной
парламентом. Существенная степень независимости ЦБ является необходимым
условием эффективности его деятельности, которая нередко вступает в
противоречие с краткосрочными целями правительства. В тоже время
независимость ЦБ от правительства имеет относительный характер в том
смысле, что экономическая политика не может быть успешной без четкого
согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и
финансовой политики. В конечном счете любой ЦБ в той или иной степени
сочетает черты банка и государственного органа.



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

В банковской системе России ЦБ РФ ( ЦБР ) определён как главный банк
страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной
собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности
каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы
страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с
общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной
денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую
очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях
административные.

Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка
России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией
Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными
законами.



1. Организационная структура Банка России


Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые
учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и
организации, в том числе подразделения безопасности и Российское
объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка .


Органы управления Банком России

Высшим органом Банка России является Совет директоров - коллегиальный
орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и
осуществляющий руководство и управление Банком России.
Совет директоров выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и
обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной
денежно-кредитной политики;
2) утверждает годовой отчет Банка России и представляет его
Государственной Думе;
3) рассматривает и утверждает смету расходов Банка России на
очередной год, а также произведенные расходы, не предусмотренные в смете;
4) определяет структуру Банка России;
5) принимает решения:
о создании и ликвидации учреждений и организаций Банка России;
об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций;
о величине резервных требований;
об изменении процентных ставок Банка России;
об определении лимитов операций на открытом рынке;
об участии в международных организациях;
об участии в капиталах организаций, обеспечивающих деятельность
Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о купле и продаже недвижимости для обеспечения деятельности Банка
России, его учреждений, организаций и служащих;
о применении прямых количественных ограничений;
о выпуске и изъятии банкнот и монеты из обращения, об общем объеме
выпуска наличных денег;
о порядке формирования резервов кредитными организациями;
6) утверждает внутреннюю структуру Банка России;
7) определяет условия допуска иностранного капитала в банковскую
систему Российской Федерации в соответствии с федеральными законами;



2. Цели и задачи деятельности ЦБР

Основными целями деятельности Банка России являются:
- защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе
его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования
системы расчетов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения,
проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов
вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других
кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической
деятельности.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации
разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную
политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их
обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных
организаций, организует систему рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
6) осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом;
7) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;
8) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в
соответствии с федеральными законами;
9) осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства
Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для
выполнения основных задач Банка России;
10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и
продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с
иностранными государствами;
11) организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно,
так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством
Российской Федерации;
12) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса
Российской Федерации и организует составление платежного баланса
Российской Федерации;

13) в целях осуществления указанных функций проводит анализ и
прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по
регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых
отношений; публикует соответствующие материалы и статистические данные;

Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке
экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг
друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение,
координируют свою политику, проводят регулярные консультации.
Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика
выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного
долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и
приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.



3. Функции Центрального Банка

Рассмотрим функции, которые традиционно выполняет любой ЦБ:
осуществление монопольной эмиссии банкнот; проведение денежно-кредитного
регулирования, валютной политики; рефинансирование кредитно-банковских
институтов; регулирование деятельности кредитных институтов, т.е.
осуществление банковского надзора; функция финансового агента
правительства.


Эмиссия банкнот.
За Банком России как представителем государства законодательно
закреплено осуществление эмиссия наличных денег, организация их
обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации.
Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот
и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных
знаков.
В целях организации наличного денежного обращения на территории
Российской Федерации на Банк России возлагаются следующие функции:
прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение
банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег
для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка
замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
определение порядка ведения кассовых операций.


Проведение денежно-кредитной политики.
Денежно-кредитная политика ЦБ представляет собой совокупность
мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема
кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения
и рынка ссудных капиталов. Ее цель - регулирование экономики посредством
воздействия на состояние совокупного денежного оборота, он включает в себя
наличную денежную массу в обращении и безналичные деньги, находящиеся на
счетах в банках.
Денежно-кредитная политика ЦБ направлена либо на стимулирование денежно-
кредитной эмиссии - кредитная экспансия (оживление конъюнктуры в условиях
падения производства), либо на ограничение денежно-кредитной эмиссии в
периоды экономических подъемов - кредитная рестрикция.
ЦБ использует при проведении денежно-кредитной политики комплекс
инструментов, которые различаются:
по форме их воздействия (прямые и косвенные);
по объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги);


по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования
(количественные и качественные).
Все эти методы используются в единой системе.
Основными инструментами денежно-кредитной политики ЦБ являются:
- изменение норм обязательных резервов, размещаемых коммерческими
банками в ЦБР;
- регулирование официальной учетной ставки;
- проведение операций с ценными бумагами и иностранной валютой.
Определение приоритетности инструментов денежно-кредитной политики
зависит от тех целей, которые решает ЦБ на том или ином этапе развития
страны.

Изменение норм обязательных резервов. В соответствии с инструкцией №1
«О порядке регулирования деятельности коммерческих банков» и Указания о
порядке формирования централизованных фондов банковской системы России за
счет взносов коммерческих банков ЦБР образует резервный фонд кредитной
системы РФ, средства которого формируются за счет резервирования в нем
определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних
организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.
Фонд обязательных резервов - это обязательная норма вкладов
коммерческих банков в ЦБ, устанавливаемая в законодательном порядке и
определяемая как процент от общей суммы вкладов коммерческих банков. Он
создан для того, чтобы при необходимости обеспечить возможность
коммерческим банкам своевременно выполнить перед клиентами свои
обязательства по возврату ранее привлеченных денежных средств за счет
того, что часть этих средств депонируется и не используется банками в
качестве кредитных ресурсов.
ЦБР, изменяя нормы обязательных резервов, оказывает влияние на
кредитную политику коммерческих банков и состояние денежной массы в
обращении. В результате повышения нормы обязательных резервов ЦБ сокращает
суммы свободных денежных средств, находящихся в распоряжении коммерческих
банков и используемых для расширения активных операций; уменьшение нормы
резервов позволяет коммерческим банкам в более полной мере использовать
сформированные им кредитные ресурсы, т.е. увеличить кредитные вложения в
народное хозяйство.

Регулирование официальной учетной ставки ЦБ.
Учетная ставка используется ЦБ в операциях с коммерческими банками по
учету краткосрочных государственных облигаций, коммерческих векселей и
других ценных бумаг, отвечающих требованиям ЦБ и является оперативным
инструментом государственного влияния на рынок ссудных капиталов ( в
зависимости от его состояния может меняться в течение года ).
Официальная учетная ставка служит ориентиром для рыночных процентных ставок
; её изменение по предоставленным центробанком кредитам, увеличивая или
сокращая предложение кредитных ресурсов, регулирует тем самым и спрос на
них.

Исходя из учетной ставки определяются ставки, взимаемые коммерческими
банками по своим ссудам, и размеры процентов, выплачеваемых вкладчим по
депозитам и другим счетам. Широкое применение изменения учетной ставки
обусловлено простотой применения. Повышение ( в антиинфляционных целях )
учетного процента , т.е. политика
« дорогих денег « ограничивает для коммерческих банков возможность получить
ссуду в центробанке и одновременно увеличивает цену денег, предоставляемых
в кредит коммерческими банками. В результате кредитные вложения в экономику
сокращаются и, следовательно, тормозится дальнейший рост производства. Курс
же на понижение учетной ставки, политика « дешевых денег «, наоборот,
выступает фактором развёртывания кредитных операций и ускорения темпов
экономического развития.
Поскольку практически все банки в той или иной степени прибегают к
кредитам ЦБ, влияние устанавливаемых им ставок распостраняется на всю
экономику.

Операции на открытом рынке, т.е. купля-продажа по заранее установленному
курсу ценных бумаг, в том числе государственных, формирующих долг страны.
Это считается наиболее гибким методом регулирования кредитных вложений и
ликвидности коммерческих банков.
Операции центробанка на открытом рынке оказывают прямое воздействие на
объём свободных ресурсов, имеющихся у коммерческих банков, что стимулирует
либо сокращение, либо расширение кредитных вложений в экономику,
одновременно влияя на ликвидность банков ( соответственно уменьшая или
увеличивая её ). Это воздействие осуществляется посредством изменения
центробанком цены покупки у коммерческих банков или продажи им ценных
бумаг.
При жесткой рестрикционной политике, направленной на отток кредитных
ресурсов с денежного рынка, центробанк уменьшает цену покупки, тем самым
увеличивая или уменьшая её отклонение от рыночного курса.
Операции на открытом рынке различаются в зависимости от:
условий сделки: купля-продажа за наличные или купля на срок с
обязательной обратной продажей - обратные операции;
объектов сделок: операции с государственными или частными бумагами;
срочности сделки: краткосрочные (до 3 мес.), долгосрочные (до 1 года и
более) операции с ценными бумагами;
сферы проведения операций: только на банковском секторе рынка ценных
бумаг или и на небанковском секторе рынка;
способа установления ставок: определяемых или центральным банком или
рынком.



При проведении денежно-кредитной политики Банк России имеет право
осуществлять следующие операции с российскими и иностранными кредитными
организациями:
1) предоставлять кредиты на срок не более одного года под
обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено
федеральным законом о федеральном бюджете;
2) покупать и продавать чеки, простые и переводные векселя, имеющие,
как правило, товарное происхождение, со сроками погашения не более шести
месяцев;
3) покупать и продавать государственные ценные бумаги на открытом
рынке;
4) покупать и продавать облигации, депозитные сертификаты и иные
ценные бумаги со сроками погашения не более одного года;
5) покупать и продавать иностранную валюту, а также платежные
документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные российскими и
иностранными кредитными организациями;
6) покупать, хранить, продавать драгоценные металлы и иные виды
валютных ценностей;
7) проводить расчетные, кассовые и депозитные операции, принимать на
хранение и в управление ценные бумаги и иные ценности;
8) выдавать гарантии и поручительства;
9) осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми
для управления финансовыми рисками;
10) открывать счета в российских и иностранных кредитных
организациях на территории Российской Федерации и иностранных государств;
11) осуществлять другие банковские операции от своего имени, если это
не запрещено законом.
Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
иностранная валюта;
векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до
шести месяцев;
государственные ценные бумаги.


Проведение валютной политики.
Банк России представляет интересы Российской Федерации во
взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в
международных банках и иных международных валютно-финансовых
организациях.
ЦБ является проводником государственной валютной политики, включающей в
себя комплекс мероприятий, нацеленных на укрепление внешнеэкономических
позиций страны и осуществляет эту функцию в соответствии с Законом
Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" и
федеральными законами.
От имени правительства ЦБ регулирует резервы иностранной валюты и
золота, является традиционным хранителем государственных золотовалютных
резервов. Он осуществляет регулирование международных расчетов, платежных
балансов, участвует в операциях мирового рынка ссудных капиталов и золота.
ЦБ, как правило, предоставляет свою страну в международных и региональных
валютно-кредитных организациях.
Для осуществления своих функций Банк России может открывать
представительства в иностранных государствах.



Рефинансирование коммерческих банков.
Рефинансирование коммерческих банков, т.е. предоставление им
заимствований в случаях, когда они испытывают временные финансовые
трудности. Цель рефинансирования - воздействие на состояние денежно-
кредитной сферы. Выполняя функцию рефинансирования, ЦБ выступает в качестве
банка банков.
Кредиты рефинансирования предоставляются только устойчивым банкам,
испытывающим временные финансовые трудности, и различаются в зависимости
от:
формы обеспечения (учетные и ломбардные кредиты);
методов предоставления (прямые кредиты и кредиты, предоставляемые на
основе проведения аукционов);
сроков предоставления (среднесрочные - на 3-4 мес. и краткосрочные -
на 1 день или несколько дней);
целевого характера (корректирующие кредиты и продленные сезонные
кредиты).



Регулирование деятельности кредитных институтов.
Банк России является органом банковского регулирования и надзора за
деятельностью кредитных организаций.
Регулирование кредитных организаций - это система мер, посредством
которых государство через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное
функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы в
банковском секторе.
Контроль за деятельностью банков проводится с целью обеспечения
устойчивости отдельных банков и предусматривает целостный и непрерывный
надзор за осуществлением банком своей деятельности в соответствии с
действующим законодательством.
Главная цель банковского регулирования и надзора - поддержание
стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и
кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность
кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных
федеральными законами.
При осуществлении функции надзора и контроля за деятельностью
коммерческих банков Банк России:
- устанавливает обязательные для кредитных организаций правила
проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета,
составления и представления бухгалтерской и статистической
отчетности.
- регистрирует кредитные организации в Книге государственной
регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям
лицензии на осуществление банковских операций и отзывает их.
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России
может устанавливать им обязательные нормативы:
1) минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых
кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала)
для действующих кредитных организаций;
2) предельный размер не денежной части уставного капитала;
3) максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных
заемщиков;
4) максимальный размер крупных кредитных рисков;
5) максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);
6) нормативы ликвидности кредитной организации;
7) нормативы достаточности капитала;
8) максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов)
населения;
9) размеры валютного, процентного и иных рисков;
10) минимальный размер резервов, создаваемых под высокорисковые
активы;
11) нормативы использования собственных средств банков для
приобретения долей (акций) других юридических лиц;
12) максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств,
предоставленных банком своим участникам (акционерам).

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и
регулирования ЦБ проводит проверки кредитных организаций и их
филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об
устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет
предусмотренные законом санкции по отношению к нарушителям.
В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов,
нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления
информации, представления неполной или недостоверной информации ЦБ
имеет право требовать от кредитной организации устранения
выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой
процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать
проведение отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае невыполнения в установленный ч срок предписаний об устранении
нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые
кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам
кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера
оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального
размера уставного капитала;
2) потребовать от кредитной организации:
а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной
организации, в том числе изменения структуры активов;
б) замены руководителей кредитной организации;
в) реорганизации кредитной организации;
3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок
до шести месяцев;
4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных
банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до
одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;
5) назначить временную администрацию по управлению кредитной
организацией на срок до 18 месяцев;
6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке,
предусмотренном федеральными законами.



Функция финансового агента правительства.
Являясь по своему статусу финансовым агентом правительства, ЦБ
осуществляет операции по размещению и погашению государственного долга,
кассовому исполнению бюджета, ведению текущих счетов правительства, надзору
за хранением, выпуском и изъятием из обращения монет и казначейских
билетов, а также переводу валютных средств при осуществлении расчетов
правительства с другими странами.
Важная роль ЦБ в решении таких проблем, как предоставление кредитов на
покрытие государственных расходов и дефицита государственного бюджета,
соответствует его функции кредитора государства. Основная форма
государственных заимствований, используемых на цели финансирования
государственных расходов и государственного бюджета - государственные
займы.
Государственные займы используются для покрытия бюджетных дефицитов
государства посредством аккумуляции временно свободных денежных средств
физических и юридических лиц, предоставляются на определенный срок на
условиях выплаты дохода и оформляются удостоверяющими долговыми
обязательствами в бумажной или безбумажной форме.
Выполняя функцию финансового агента правительства, ЦБ осуществляет
кассовое исполнение бюджета - прием, хранение и выдачу государственных
бюджетных средств, ведение учета и отчетности. В основу кассового
исполнения бюджета положен принцип единства кассы, т.е. все мобилизованные
государственные доходы направляются на единый счет министерства финансов в
ЦБ, с которого черпаются средства для осуществления государственных
расходов, таким образом ЦБ выступает кассиром правительства.
Единство кассы предоставляет министерству финансов возможность
осуществлять постоянный контроль за поступлением средств на его счет и за
движением кассовой наличности; обеспечивает централизацию государственных
бюджетных средств и балансирование доходов и расходов каждого из бюджетов
(федерального, местного), образующих в совокупности бюджетную систему
страны; позволяет проводить операции по кассовому исполнению бюджета на
всей территории страны. Осуществление кассового исполнения центральным
банком дает возможность отделить функции распоряжения бюджетными средствами
и распорядителя кредитами, которые выполняют финансовые органы, от функции
приема, выдачи, хранения этих средств, которые входят в компетенцию ЦБ. В
результате создаются необходимые условия для контроля за целевым
использованием бюджетных средств.



4. Отчетность и аудит Банка России


Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет
Государственной Думе годовой отчет, утвержденный Советом директоров.
Годовой отчет Банка России включает:
1) отчет о деятельности Банка России, анализ состояния экономики
РФ, в том числе анализ денежного обращения и кредита, банковской системы,
валютного положения и платежного баланса РФ, а также перечень
мероприятий по единой государственной денежно-кредитной политике,
проведенных Банком России;
2) годовой баланс, счет прибылей и убытков, распределение прибыли;
3) порядок формирования и направления использования резервов и
фондов Банка России;
4) аудиторское заключение по годовому отчету Банка России.
(Решение об аудите ЦБР и определение аудиторской фирмы, имеющей
лицензию на осуществление банковского аудита Государственная Дума
принимает до завершения отчетного года. В соответствии с заключенным
с аудиторской фирмой договором Банк России обязан представлять
отчетность и информацию, необходимые для проведения аудиторской
проверки.)

По итогам рассмотрения годового отчета Банка России Государственная
Дума принимает решение.

Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически
полученной балансовой прибыли по итогам года после утверждения годового
отчета Банка России Советом директоров. Оставшаяся прибыль Банка России
направляется Советом директоров в резервы и фонды различного
назначения.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. «Банковское дело» под ред. Колесникова В.И., Кроливецкой Л.П., М.,
«Финансы и статистика», 1997
2. В.П.Поляков, Л.А.Московкина «Основы денежного обращения и кредита» М.,
«ИНФРА - М», 1996
3. «Общая теория денег и кредита» под ред. Жукова Е.Ф., М., «Банки и
биржа», 1995
4. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 394-1"О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями от 27 декабря
1995 г., 20 июня 1996 г., 27 февраля, 28 апреля 1997 г.)







Реферат на тему: Центральный банк и его функции


НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА


Заочный факультет экономики и права



КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента Маркевич Алены Владимировны
Курс 2 , группа ФПЗ-0 ,специальность финансы и кредит
Дисциплина: Деньги, кредит, банки
Тема: Центральный банк и его функции



Руководитель-консультант
Гужавина Л.М.
Профессор



«Рекомендована к защите»
______________________
(дата и подпись руководителя-консультанта)



Защищена
«_____»_______________200___г. с оценкой «_________»



Москва 2002



Содержание



Введение…………………………………………………………………………..3

Эволюция денег и денежного обращения………………………………………4
Государственный Банк Российской Империи……………………...4
Народный Банк РСФСР……………………………………………...5
Государственный Банк СССР……………………………………….6
Центральный Банк Российской Федерации……………………….12
Организационная структура Банка России…………………………………….13
Органы управления ЦБ РФ………………………………………………….…..15
Цели и задачи Банка России…………………………………………………….17
Основные функции ЦБ……………………………………………………...…...20
Цели и меры денежно-кредитной политики……………………………………22
Цели…………………………………………………………………..22
Меры………………………………………………………………….23
Платежная система Российской Федерации…………………………………...28
Социально-экономическая ситуация в январе – августе 2002 года…………..32
Общеэкономические тенденции…………………………………...32
Внешнеэкономическая деятельность………………………………32
Инфляция…………………………………………………………….33
Инвестиции…………………………………………………………..35
Финансовые рынки………………………………………………….37
Заключение……………………………………………………………………….38
Список используемой литературы..…………………………………………….40



Введение


Большой экономический словарь даёт следующее определение центрального
банка: государственное кредитное учреждение, наделённое правом выпуска
банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса,
хранения официального золотовалютного резерва. Является «банком банков»,
агентом правительства при обслуживании госбюджета.[1]

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определён как главный банк
страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной
собственности и на него возложены функции общего регулирования деятельности
каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы
страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с
общей экономической стратегией, и выступает ключевым агентом
государственной денежно-кредитной политики, при этом со стороны ЦБР
используются, в первую очередь экономические методы управления и только в
отдельных случаях административные.


Принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка
России), его статус, задачи, функции, полномочия определяются Конституцией
Российской Федерации, Законом о Центральном Банке и другими федеральными
законами.


Центральный банк является главным звеном современной банковской
системы. Призван укреплять денежное обращение, защищать и обеспечивать
устойчивость национальной денежной единицы и ее курса по отношению к
иностранной валюте, развивать и укреплять банковскую систему страны, Он
представляет собой орган государственного регулирования экономики.


В настоящее время центральные банки обладают монопольным правом на
выпуск банкнот, что позволяет им регулировать денежное обращение. Особая
роль центрального банка в кредитной системе состоит в том, что он главным
образом обслуживает коммерческие банки и государство, являясь для них
кредитором последней инстанции.


Центральный банк является также регулирующим, контролирующим и
исследовательско-информационным центром кредитной системы страны.


Реализация функций центрального банка обеспечивается путем проведения
им пассивных и активных операций.



Эволюция денег и денежного обращения в России



Государственный банк Российской Империи.


Государственный банк Российской Империи был основан в 1860 г. в
процессе реорганизации российской банковской системы[2]. Его создание
происходило в условиях вступления России в капитализм и было первой из
“великих реформ”, проведенных в стране Императором Александром II.
Значительное государственное вмешательство в развитие экономики, вызванное
особенностями экономического развития России, обусловило генезис
Государственного банка как органа экономической политики правительства.
Государственный банк являлся банком краткосрочного коммерческого
кредита и согласно уставу был учрежден “для оживления торговых оборотов и
упрочения денежной кредитной системы”. В его функции входили учет векселей
и других срочных правительственных и общественных процентных бумаг и
иностранных тратт[3], покупка и продажа золота и серебра, получение
платежей по векселям и другим срочным денежным документам в счет
доверителей, прием вкладов, выдача ссуд и покупка государственных бумаг за
свой счет.
В деятельности Государственного банка Российской империи можно
выделить два периода. В течение первого (с 1860 г. по 1894 г.) он являлся в
значительной степени вспомогательным учреждением Министерства финансов.
Большую часть ресурсов Госбанка в это время поглощало прямое и косвенное
финансирование казны[4]. На него возлагались функции, относившиеся к
аппарату Министерства финансов: проведение выкупной операции и все
делопроизводство по ней, поддержание государственных ипотечных банков и так
далее. До 1887 г. Госбанк осуществлял ликвидацию счетов дореформенных
банков. Все ликвидационные операции должны были производиться за счет
Государственного казначейства[5], которое являлось должником этих банков.
Но поскольку в условиях бюджетного дефицита казначейство было не в
состоянии предоставлять необходимые для этого средства, Госбанк ежегодно
вплоть до 1872 г. направлял на эти цели значительную часть своей
коммерческой прибыли. Ликвидация государственного долга Госбанку произошла
уже во второй период его деятельности - в 1901 году. На протяжении всего
дореволюционного периода деятельности Госбанк в качестве органа
экономической политики правительства участвовал в создании, а затем и в
поддержании коммерческих банков, в том числе за счет неуставных ссуд. Банки-
банкроты субсидировались им и финансировались, принимались в собственность
или управление для последующей продажи.
С начала 80-х годов XIX века Госбанк готовил денежную реформу[6],
которая началась в 1895 г. и закончилась в 1898 г. введением в России
золотого монометаллизма[7]. В ходе этой же реформы Госбанк получил
эмиссионное право[8].
С принятием в 1894 г. нового устава начался второй период в
деятельности Госбанка. После денежного кризиса 1905-1906 гг., вызванного
Русско-японской войной и революцией, началась трансформация Госбанка в банк
банков[9]. Накануне первой мировой войны Госбанк стал одним из
влиятельнейших европейских кредитных учреждений. Он имел огромный золотой
запас[10], коэффициент которого, за исключением кризисного 1906 г., не
опускался ниже 93%, а в среднем был выше 100%. Госбанк осуществлял
регулирование денежного обращения и валютных расчетов России и через
коммерческие банки принимал активное участие в кредитовании промышленности
и торговли.
Во время первой мировой войны деятельность Госбанка была направлена в
основном на ее финансирование. Большая часть его активов накануне
Октябрьской революции 1917 г. состояла из обязательств казначейства и ссуд
под процентные бумаги. Золотой запас банка за это время сократился с 1604
млн. руб. (на 16 июня 1914 г.) до 1101 млн. руб. (на 8 октября 1917 г.).
История дореволюционного Государственного банка закончилась 25 октября (7
ноября) 1917 года. С этого момента началась история Государственного банка
советского типа.


Народный Банк РСФСР


25 октября (7 ноября) 1917 г. большевики захватили здание
Государственного банка в Петрограде, но прошло еще два месяца, прежде чем
они стали реально контролировать работу банка. Утром 14(27) декабря были
захвачены петроградские коммерческие банки, а вечером того же дня ВЦИК
принял Декрет о национализации банков. В соответствии с этим декретом в
стране была введена государственная монополия на банковское дело. Частные
кредитные учреждения были национализированы и слиты с Государственным
банком, который месяц спустя стал называться Народным банком Российской
Республики (позднее Народным банком РСФСР).
Формально до своего упразднения в 1920 г. Народный банк функционировал
на основании устава 1894 г., в который был внесен ряд изменений. Однако
реально его деятельность регулировалась Декретами и Постановлениями СНК,
Постановлениями ВЦИК и ВСНХ и приказами по Наркомфину. Основной задачей
банка была эмиссия бумажных денег. С осени 1918 г. Народный банк,
находившийся в составе Наркомфина, стал финансировать народное хозяйство и
заниматься сметно-бюджетной работой. Внедрение в период проведения политики
военного коммунизма безденежных расчетов между государственными
предприятиями и учреждениями привело к тому, что банк прекратил
осуществление кредитных операций. Функции банка как расчетного центра также
были сведены к минимуму, поскольку все расчеты велись с госбюджетом в
порядке сметного финансирования предприятий и их доходы зачислялись на
счета бюджета. Таким образом, в течение двух лет изменилась сама сущность
Народного банка. Из банка он трансформировался в орган, который наряду с
финансовыми органами обслуживал в основном бюджетные операции.
Функционирование двух параллельных структур было нецелесообразным. Более
того, само существование учреждения под названием Народный банк
противоречило идее безденежного хозяйства, которое в то время пытались
построить большевики. В результате 19 января 1920 г. Народный банк РСФСР
был упразднен. Незначительное количество сохранившихся банковских операций
стало осуществлять Центральное бюджетно-расчетное управление Наркомфина.


Государственный Банк СССР


В условиях проведения новой экономической политики постановлениями
ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. банк был восстановлен
под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября
1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в
Государственный банк СССР.
Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13
октября 1921 г., он являлся хозяйственной организацией, созданной "с целью
способствовать кредитом и прочими банковыми операциями развитию
промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью
концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к
установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять
кредиты промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности,
а также сельским хозяйствам и кустарям только ”при условии обеспеченности
их и экономической целесообразности”. Госбанк находился в составе Наркомата
финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.
В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на
проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также
устанавливать официальный курс на драгоценные металлы и иностранную валюту,
регулируя разрешенные в 1922 г. частные сделки по купле-продаже на бирже
золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в
иностранной валюте.
В 1922г. и 1923 г. были проведены две деноминации[11], укрупнившие
номинал сов знака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время
Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в
обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении
один рубль выпуска 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов,
официально ходивших в то время в стране. Во время второй деноминации
денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в
соотношении 1:100.
11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право
выпуска в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в
эмиссионный центр. С началом эмиссии червонцев началась денежная реформа, в
результате которой была прекращена галопирующая послевоенная инфляция.
В течение 1922-1924 гг. в обращении одновременно находились сов знак и
червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он
приравнивался к 7,74232 г чистого золота, т.е. к царской монете
достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев,
которые в основном использовались во внешней торговле.
В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца,
который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца,
обменивался на 50 тыс. рублей сов знаками 1923г. или на 50 млн. руб.
денежных знаков более ранних образцов.
В период НЭПа практиковались такие виды банковского кредита[12], как
учет векселей, ссуды до востребования со специальных текущих счетов,
обеспеченных векселями, а также срочные ссуды под залог векселей. В
дополнение к этим кредитам банк спустя три года после своего создания стал
осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые
составлен сводный кредитный план Госбанка[13] по всем конторам.
В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства
Государственного казначейства произошло объединение денежной наличности
Госбанка и Наркомфина.
С 1922 г. в стране началось создание коммерческих банков, в том числе
отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного кредита,
которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное
кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении
Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был
координировать их деятельность.
Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности
Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с
ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных
вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.
Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет
накопления денежных средств внутри страны и внешних займов, было
невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а займы не
могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический кризис),
ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране
проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который
позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные
средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода
свертывания НЭПа.
В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения
краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность
непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой[14] при
сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов.
Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных
учреждений в соответствии с правительственными директивами в области
кредитной политики. Спецбанки должны были хранить свободные средства и
кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать
в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был
увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.
В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в
Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному
кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов
акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в
кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию
осуществлялись в основном в специально созданном Банке долгосрочного
кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), Центральном банке
коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в
Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).
В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового
исполнения госбюджета, что позволило сосредоточить в нем кассовые операции
социалистического хозяйства.
В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому
банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного
кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства
СССР.
В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ,
целью которых было создание эффективного механизма централизованного
планового регулирования материального и финансового аспектов
воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-1932 гг. была
проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм
централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных
ресурсов.
В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого кредита
все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в
Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть
их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были
осуществлять через филиалы Госбанка.
В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов
через Госбанк[15].
В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка
краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.
В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий
на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного
банковского кредита. Наделение предприятий собственными оборотными
средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования.
Краткосрочный кредит госпредприятиям стал предоставляться только на
потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием
сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива,
производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением
вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых изделий
и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом
производства и обращения товаров.
В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и
банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и
Цекомбанком).

В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно
утратила коммерческий характер и сформировались основные функции Госбанка
советского типа - плановое кредитование хозяйства, организация денежного
обращения[16] и расчетов, кассовое исполнение государственного бюджета и
осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура
кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.
В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к
внедрению новых форм планового кредитования хозяйства, банковских расчетов,
к методам контроля над расходованием средств на выплату заработной платы
(80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.
В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам
золота и иностранной валюты и изъятием советской валюты из оборота
иностранных бирж была организована котировальная комиссия для установления
курсов иностранных валют.
В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов,
улучшению учета, совершенствованию организации документооборота и усилению
внутри банковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса
Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало
баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к
децентрализованной квитовке меж филиальных оборотов при сохранении общего
контроля в центре.
В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег[17].
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Госбанк для
покрытия дефицита госбюджета производил эмиссию наличных денег, в
результате чего денежная масса за это время возросла в 4 раза. С целью
нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа
ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег
старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в
сберегательных кассах[18] и проведена конверсия всех выпущенных
государственных займов (кроме займа 1947 г.). В марте 1950 г. было
установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота.
В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка.
В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку
была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных
банков. C 1960г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных
вложений.
В мае 1961 г. была проведена деноминация и девальвация рубля. Новые
денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно
золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412
г чистого золота.
В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в
ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные
кассы.
В 1965-1969 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности
Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с
планированием и регулированием денежного обращения, финансированием
капиталовложений и организацией сберегательного дела. Основными видами
кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных
ценностей и затрат на заработную плату и по простым ссудным счетам.
В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате
которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк
СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции
главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного
плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.
В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в
соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным
центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном
хозяйстве.
С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный
расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить
до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных
средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по
банковским операциям.
В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР.
13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка
СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк
РСФСР.
2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят Закон о
Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России
являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному
Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации
денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической
деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных
банков.
В декабре 1990 г. были приняты Законы “О Государственном банке СССР” и
“О банках и банковской деятельности”. В соответствии с ними Госбанк СССР
вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка
национальными банками должен был создать единую систему центральных банков,
основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции
резервной системы.
В июне 1991 г. был утвержден Устав Центрального банка РСФСР (Банка
России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.
Период с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния
Российского государственного банка и Госбанка СССР.
В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых
Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный
банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного
денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него
были возложены функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля.
ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное
хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные
ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.
20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его
активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы
Центральному банку РСФСР (Банку России).


Центральный банк Российской Федерации (Банк России).


В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на
основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть
коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система
счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и
началась их компьютеризация. ЦБ РФ начал осуществлять куплю-продажу
иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и
публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.
С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций
кассового исполнения государственного бюджета вновь созданному Федеральному
Казначейству[19].
Свои функции, определенные Конституцией Российской Федерации (ст .75)
и Законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (ст.
22), банк осуществляет независимо от федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов федерации и органов
местного самоуправления.
В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы
Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а
также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве
агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных
ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в его функционировании.
С 1995 г. Банк России прекратил использование прямых кредитов для
финансирования дефицита федерального бюджета и перестал предоставлять
целевые централизованные кредиты отраслям экономики.



Организационная структура Банка России


Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной
структурой управления.
В систему Банка России входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые
учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и
организации, в том числе подразделения безопасности и Российское
объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности банка.
Уставный капитал и имущество ЦБ нашего государства являются федеральной
собственностью. Банк России использует их на правах владения, пользования
и распоряжения. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных
доходов, т.е. не финансируется. Банку России даны определенные льготы: он
не регистрируется в налоговых органах (следовательно, не платит налогов),
хотя и является юридическим лицом. Однако, на деятельность ЦБ наложен и ряд
ограничений (например, ЦБ РФ не может участвовать в капиталах российских
кредитных организаций; участие в капиталах международных организаций также
ограничено).
Кроме того, следует подчеркнуть, что Государство не отвечает по
обязательствам Банка России, а Банк России ( по обязательствам
государства.
Как установлено ст.2 Федерального закона "О банках и банковской
деятельности", правовое регулирование банковской деятельности
осуществляется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и
банковской деятельности", другими федеральными законами и нормативными
актами Банка России.
Конституцией Российской Федерации зафиксирован принцип независимости
Банка России (п.2. ст.75). Кроме того, Конституция Российской Федерации (п.
"ж" ст.71) относит финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежную
эмиссию к сфере исключительной компетенции Российской Федерации.
Соответственно, по вопросам банковской деятельности не могут приниматься
нормативные правовые акты субъектовРФ. Согласно Конституции Российской
Федерации исключительной денежной единицей Российской Федерации является
рубль. При этом денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ.
Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается (п.1
ст.75).
Для регулирования денежно-кредитной сферы по вопросам, отнесенным к его
компетенции, Банк России издает нормативные акты, обязательные для
федеральных органов государственной власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех
юридических и физических лиц.
Нормативные акты Банка России не могут противоречить федеральным
законам и вступают в силу со дня их официального опубликования.
Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей и создает
за счет своей прибыли резервы и фонды различного назначения в размерах,
необходимых для осуществления им своих функций, а также независимо от
прибыли и убытков фонд переоценки по операциям с валютными ценностями.
Порядок образования и использования резервов и фондов определяется
Советом директоров.
Таким образом, ЦБ РФ, как и большинство центральных банков ведущих
капиталистических стран, является юридическим лицом, он национализирован,
его д

Новинки рефератов ::

Реферат: Проблемы обеспечения продовольствием и перенаселение Земли (Биология)


Реферат: Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций (Право)


Реферат: История перестрахования (Страхование)


Реферат: Облік і аналіз фінансових результатів (Бухгалтерский учет)


Реферат: Экзаменационные билеты по теории организации за второй семестр 2000 г (Теория организации)


Реферат: Реклама и ее роль в коммуникационной политике (Масс-медиа и реклама)


Реферат: Атлантида (История)


Реферат: Антонио Доменико Виральдини (1705-1741) (Музыка)


Реферат: Гуманизация отношений учителя и учеников на уроках чтения (Педагогика)


Реферат: Социальные резервы повышения эффективности производства (Социология)


Реферат: Организационные основы муниципального управления (Управление)


Реферат: Социология религии (Социология)


Реферат: Гражданский процесс (Контрольная) (Гражданское право и процесс)


Реферат: Билеты по организации ресторанного бизнеса за 1 семестр 2001 года (Менеджмент)


Реферат: Подъемно-транспортные машины в пищевой промышленности (Технология)


Реферат: Автотранспортные преступления (Уголовное право и процесс)


Реферат: РГР по БЖД (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Особенности сатанизма (Мифология)


Реферат: Хлорофилл: его свойства и биосинтез (Биология)


Реферат: Психология: Роль психологической службы в развитии учебной мотивации студента (Психология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист