GeoSELECT.ru



Компьютеры / Реферат: Общие свойства приложений Office Pro 2000 (Компьютеры)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Общие свойства приложений Office Pro 2000 (Компьютеры)


МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Владивостокский железнодорожный лицей № 6



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПИСЬМЕННАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ТЕМА: ОБЩИЕ СВОЙСТВА ПРИЛОЖЕНИЙ Office Pro 2000



Профессия: Оператор электронно-вычислительных машин
По специальности: Оператор электронно-вычислительных машин



Учащейся группы № 001
Фамилия: Глушак
Имя: Ирина
Отчество: Петровна



Владивосток 2001 год

СОДЕРЖАНИЕ


|Введение ……………………………………………………………..…………………. |3 |
|I. Процесс загрузки компьютера …………………………...………..….…. |4 |
|II. Общие свойства приложений Office Pro 2000 …...……………… |9 |
|2.1. Общие свойства приложений Office …….……………………… |9 |
|2.1.1 Запуск приложений Office …………………………………………………… |10 |
|2.1.2. Интерфейс Office 2000 ……………………………………………………… |10 |
|2.1.3. Окно документа ………………………………………………………………… |11 |
|2.1.4. Помощник …………………………………………………………………..…… |12 |
|2.1.5. Создание новых объектов. Сохранение файла …………………….…… |12 |
|2.1.6. Использование команды «Сохранить как …» ………………………..… |13 |
|2.1.7. Закрытие файла ………………………………………………………………… |13 |
|2.1.8. Отправка файлов по электронной почте ……………………………..…… |13 |
|2.1.9. Открытие существующего файла …………………………………………… |14 |
|2.2. Преобразование файлов других форматов ………………………………..… |14 |
|2.2.1. Предварительный просмотр и печать …………………………………...… |14 |
|2.3.1. Точка вставки …………………………………………………………………… |15 |
|2.3.2. Исправление ошибок ……………………………………………………….… |15 |
|2.3.3. Правописание …………………………………………………………………… |16 |
|III. Общение в сети ……………………………………………………………… |19 |
|Список использованной литературы ………………………………..… |22 |



ВВЕДЕНИЕ


Современные прикладные программы трудны в освоении, но они позволяют
проявить свои способности, поднять авторитет в глазах руководителей и
заказчиков, вызвать уважение коллег. Microsoft Office 2000 – это пакет
имеющий в своем составе мощные инструменты. Работать ли на
транснациональную корпорацию или вести свой собственный малый бизнес,
приложения, входящие в Office 2000, помогают развить свои навыки, а также
улучшить стиль и повысить эффективность работы. Можно лучше выполнять свои
повседневные обязанности, отслеживать важные контакты, реально оценивать
финансовые перспективы, готовить убедительные предложения, создавать
впечатляющие презентации и достойно представлять свою компанию в Word Wide
Web.
Microsoft Office 2000 – это пакет прикладных программ, позволяющих
решать разнообразные задачи. Приложения Microsoft Office настолько тесно
связаны между собой, что их совокупность можно рассматривать как единую
программу. Освоив правила взаимодействия элементов Office друг с другом и с
операционной системой Windows, то можно получить уникальный инструмент,
способный выполнять сложные, комбинированные операции.
В настоящее время над проектами часто работают большие коллективы.
Комплект приложений Microsoft Office 2000 облегчает подготовку, обновление
и распространение документов в компаниях и на предприятиях, расположенных
не только в разных городах, но и в разных странах.



Процесс загрузки компьютера


Для конкретизации изложения следует рассмотреть процесс загрузки
компьютера, оснащенного материнской платой, на которой установлен BIOS
AWARD и Intel-совместимый микропроцессор, а в качестве OC – Windows 98.
После нажатия кнопки Power источник питания выполняет самотестирование.
Если все напряжения соответствуют номинальным, источник питания спустя
0,1…0,5 сек. выдает на материнскую плату сигнал PowerGood, а специальный
триггер, вырабатывающий сигнал RESET, получив его, снимает сигнал сброса с
соответствующего входа микропроцессора. Следует помнить, что сигнал RESET
устанавливает сегментные регистры и указатель команд, и сбрасывает все биты
управляющих регистров, а также обнуляет регистры арифмитическо-логического
устройства. Во время действия сигнала RESET все тристабильные буферные
схемы переходят в высокоиимпендансное состояние. С момента снятия этого
сигнала микропроцессор начинает работу в реальном режиме и в течение
примерно 7 циклов синхронизации приступает к выполнению инструкции,
считываемой из ROM BIOS по адресу FFFF:0000. Размер области ROM BIOS от
этого адреса до конца равен 16 байт, и в ней по указанному адресу записана
команда перехода на реально исполняемый код BIOS. В этот момент процессор
не может выполнять никакую другую последовательность команд, поскольку
нигде в любой из областей памяти, кроме BIOS, ее просто не существует.
Последовательно выполняя команды этого кода, процессор реализует функцию
начального самотестирования POST (Power-On-Self Test). На данном этапе
тестируется процессор, память и системные средства ввода/вывода, а также
производится конфигурирование программно-управляемых аппаратных средств
материнской платы. Часть конфигурирования выполняется однозначно, другая
часть может определяться положением джамперов (перемычек или
переключателей) системной платы, но ряд параметров возможно (а иногда и
необходимо) устанавливать пользователю. Для этих целей служит утилита
Setup, встроенная в код BIOS. Параметры конфигурирования, установленные с
помощью этой утилиты, запоминаются в энергонезависимой памяти, питаемой от
миниатюрной батарейки, размещенной на материнской плате. Часть из них
всегда хранится в традиционной CMOS Memory, объединенной с часами и
календарем RTC (Real Time Clock). Другая часть (в зависимости от фирмы-
производителя) может помещаться в энергонезависимую (например, флеш)
память. Кроме этой части статически определяемых параметров, имеется
область энергонезависимой памяти ESCD для поддержки динамического
конфигурирования системы Plug and Play, которая может автоматически
обновляться при каждой перезагрузке компьютера.
Утилита BIOS Setup имеет интерфейс в виде меню или отдельных
окон, иногда даже с поддержкой мыши. Для входа в Setup во время выполнения
POST появляется предложение нажать клавишу Del. В других типах BIOS для
этого могут использоваться сочетания клавиш Ctrl+Alt+Esc, Ctrl+Esc,
клавиша Esc, Бывают и другие варианты (например, нажать клавишу F12 в
те секунды, когда в правом верхнем углу экрана виден прямоугольник). В
последнее время появились версии BIOS, в которых вход в Setup
осуществляется нажатием клавиши F2, однако чаще клавиши F1 или F2
используются для вызова меню Setup, если POST обнаружит ошибку
оборудования, которая может быть устранена сменой начальных BIOS удержание
клавши INS во время POST позволяет установить настройки по умолчанию,
отменяя все "ускорители". Это бывает удобно для восстановления
работоспособности компьютера после попыток его неудачного "разгона".
Выбранные установки сохраняются при выходе из Setup (по желанию
пользователя) и начинают действовать с момента следующего выполнения POST.
При выполнении каждой подпрограммы POST записывает её сигнатуру
(код) в диагностический регистр. Этот регистр физически должен
располагаться на специальной плате диагностики (сигнатуром анализаторе, или
так называемой POST-карте), устанавливаемой в слот системной шины при
анализе неисправности. Такие POST-карты бывают в двух исполнениях: для шин
ISA и PCI. На данной плате обязательно устанавливается двухразрядный
семисетментный индикатор, высвечивающий содержимое регистра диагностики.
Возможно также наличие двоичного индикатора адреса. В пространстве
ввода/вывода регистр занимает один адрес, зависящий от архитектуры PC
(версии BIOS). Например, для ISA, ELSA - 80h; ISA Compag -84h; ISA-PS/2 -
90h; для некоторых моделей ELSA - 300h; MCA-PS/2 -680h. Имея в наличии
подобный сигнатурный анализатор по индицируемым кодам, можно определить,
на каком этапе остановился POST. Зная специфическую таблицу сигнатур для
каждой версии BIOS, легко определить неисправность системной платы.
Порядок поиска загрузочного диска на компьютерах х86 (FDD,
жесткие диски IDE и SCSI, устройство CD-ROM) задает BIOS. Современные BIOS
позволяют переконфигурировать этот порядок, называемый последовательностью
загрузки (boot sequence). Если при этом дисковод А: включен в
последовательность загрузки первым и в нем находится дискета, BIOS
попытается использовать эту дискету в качестве загрузочной. Если дискеты в
дисководе нет, BIOS проверяет первый жёсткий диск, который к этому
времени уже инициализировался, и выполняет команду INT 19h. Процедура
обработки прерывания INT 19h для загрузки ВООТ-сектора должна прочитать
сектор с координатами Cylinder:O Head:O Sector:! и поместить его по адресу
0000:7COOh, после чего осуществляется проверка, является ли диск
загрузочным. Сектор MBR (Master Boot Record -главная загрузочная запись)
на жестком диске находится по тому же физическому адресу, что и ВООТ-сектор
на дискете (цилиндр 0, сторона 0, сектор 1).
Если при проверке загрузочный сектор не обнаружен, т.е. два
последних байта этого сектора (его сигнатура) не равны 55AAh, вызывается
прерывание INT 18h. При этом на экране появляется предупреждающее
сообщение, зависящее от производителя BIOS компьютера.
Сектор MBR записывается на жесткий диск программой FDISK, поэтому если HDD
был отформатирован на низком уровне, во всех его секторах находятся нули
и, естественно, первый сектор не может содержать необходимой сигнатуры.
Отсюда следует, что сообщения об ошибке будут выдаваться, если диск не
развивался на разделы (логические диски). Главная загрузочная запись обычно
не зависит от операционной системы (на платформах Intel она используется
для запуска любой из операционных систем). Код у содержащийся в главной
загрузочной записи, сканирует таблицу разделов (partition table) в поисках
активного системного раздела. Если в таблице разделов активный раздел не
обнаружен или хотя вы один раздел содержит неправильную метку, а также если
несколько разделов помечены как активные, выдается соответствующее
сообщение об ошибке.
Код главной загрузочной записи определяет расположение
загрузочного (активного) раздела, считывая таблицу разделов, расположенную
в конце MBR. Если активный раздел найден, производится чтение его
загрузочного сектора и определяется, является ли он действительно
загрузочным. Попытка чтения может осуществляться до пяти раз, в противном
случае выдается сообщение об ошибке, и система останавливается. Если
загрузочный сектор найден. Master Boot Record передает управление коду
загрузочного сектора в активном (загрузочном) разделе, который содержит
загрузочную программу и таблицу параметров диска. Загрузочный сектор
раздела просматривает блок параметров BIOS в поисках расположения корневого
каталога, а затем копирует из него в память системный файл IO.SYS
(который, по сути, является частью DOS и включает в себя функции файла
MSDOS.SYS из предыдущей версии DOS) и передает ему управление. IO.SYS
загружает драйверы некоторых устройств и выполняет ряд операций,
связанных с загрузкой. Сначала IO.SYS считывает файл MSDOS.SYS.
Нужно помнить, что этот файл не похож на одноименные файлы из предыдущих
версий DOS. В Windows 98 MSDOS.SYS является текстовым файлом,
содержащим опции процедуры запуска. Затем загружается и отображается файл
LOGO.SYS (стартовая заставка).
На следующем этапе IO.SYS считывает информацию из системного
реестра, а также исполняет файлы CONFIG.SYS и AUTOEXEС.BAT (при их наличии
в корневом каталоге). При этом загружаются драйверы устройств, работающих
в реальном режиме работы процессора, выполняются некоторые системные
установки.
На последнем этапе загружается и запускается файл WIN.СОМ. Он
обращается к файлу VMM32.VXD. Если в компьютере установлен достаточный
объем ОЗУ, то этот файл загружается в память, в противном случае
организуется доступ к этому файлу на жестком диске, что, естественно,
увеличивает время загрузки. Загрузчик драйверов реального режима
сравнивает копии виртуальных драйверов устройств (VxD) в папке
Windows/System/VMM32 и файле VMM32.VXD. Если виртуальный драйвер
устройства существует в папке и в файле, копия виртуального драйвера
"помечается" в файле VMM32.VXD как незагружаемая. Виртуальные драйверы
устройств, не загружаемые с помощью файла VMM32.VXD, загружаются из
раздела (386 Enh) файла SYSTEM.INI папки Windows. Во время описанного
процесса загрузчик драйверов виртуальных устройств реального режима
постоянно проверяет правильность загрузки всех необходимых виртуальных
драйверов устройств, а при появлении ошибки при загрузке нужного драйвера
он пытается выполнить эту операцию еще раз. После загрузки виртуальные
драйверы устройств реального режима инициализируются, затем файл
VMM32.VXD переключает процессор в защищенный режим, и начинается процесс
инициализации виртуальных драйверов устройств согласно их параметру
InitDevice. Процедура загрузки ОС заканчивается загрузкой файлов
KRNL32.DLL, GDI.EXE, USER.EXE и EXPLORER.EXE. Если компьютер подключен к
сети, то загружается сетевое окружение. Пользователю предлагается ввести
имя и пароль для входа в сеть. Затем из системного реестра загружается
конфигурация с параметрами, установленными по умолчанию. На последней
фазе загрузке операционной системы производится обработка содержимого
папки Startup (Автозагрузка) и запускаются указанные в ней программы. После
этого ОС готова к работе.
Существует несколько стандартных способов, позволяющих видоизменить
описанную выше процедуру запуска: при исполнении POST на этапе проверки
памяти и инициализации загрузочных устройств нажать кнопку клавиатуры DEL
для входа в программу Setup; вставить перед окончанием теста оборудования
загрузочный диск (например, аварийный диск Windows 98); внести
исправления в файле CONFIG.SYS; отредактировать файл AUTOEXEC.BAT. Помимо
них Windows 98 предоставляет ряд менее очевидных методов для выполнения
этой же задачи: после завершения теста оборудования клавишей F8 вызвать
меню Startup; отредактировать инструкции запуска системы в файле
MSDOS.SYS; использовать один из перечисленных методов для "остановки" в
режиме DOS, после чего запустить Windows из командной строки с набором
необходимых ключей; изменить содержимое папки Startup.



II. Общие свойство приложений Office Pro 2000

Пакет Microsoft Office Professional 2000 содержит некоторые из
наиболее популярных и мощных прикладных программ. В пакет входят последние
версии отмечавшихся наградами офисных приложений:

. Word – текстовый процессор;

. Excel – программа управления электронными таблицами;

. Access – система управления базами данных;

. Power Point – средство создания презентаций;

. Outlook – настольная информационная система;

. Publisher – средство подготовки печатной продукции.

Если уже приходилось работать с предыдущими версиями этих продуктов,
то достаточно лишь изучить некоторые новые и усовершенствованные методы,
используемые в Office 2000. Программы пакета Office 2000 имеют более
высокий уровень интеграции, чем их предшественники. Они обеспечивают
удобное взаимодействие между приложениями и пользователями, а также
взаимодействие с Интернетом и корпоративными сетями. В состав Office 2000
включено средство подготовки печатной продукции Microsoft Publisher,
позволяющее создавать и оформлять все виды печатной продукции – от
бюллетеней до шапок приглашений.
Office Professional 2000 содержит ряд вспомогательных средств:

. Microsoft Graph – программа, предназначенная для создания различных
диаграмм в офисных приложениях;

. Word Art – программа текстовой графики;

. Clip Gallery – коллекция рисунков, аудио- и видеофайлов.
Во всех программах есть Помощник по Office, краткие подсказки которого
помогут значительно повысить эффективность работы.

2.1. Общие свойства приложений Office

Пакет Office 2000 особенно удобен тем, что все его приложения имеют
несколько общих функций. Так, для сохранения документа Word, базы данных
Access или электронной таблицы Excel используется одна и та же кнопка
Сохранить, которая не только выглядит одинаково во всех приложениях, но и
расположена приблизительно в одном и том же месте. В этом разделе
рассматривается в общем виде ряд универсальных, самых общих свойств пакета
Office.

2.1.1. Запуск приложений Office 2000

Существует три способа запуска приложений Office 2000: щелчком на
соответствующей кнопке панели Office, с помощью Главного меню или
посредством навигации во вложенных меню пункта Программы. Панель Office не
устанавливается автоматически при установке Office 2000. Для ее открытия
следует щелкнуть на кнопке Пуск и выбрать Программы Microsoft Office Tools
– Microsoft Office Shortcut Bar. Затем будет предложено указать, следует ли
открывать эту панель автоматически при запуске Windows, после чего сама
панель появиться вдоль правого края экрана.
Панель Office, без сомнения, является самым удобным средством запуска
любого приложения Office 2000. Однако, если панель мешает и ее нужно убрать
с экрана, в этом случае следует воспользоваться одним из следующих
вариантов для открытия нового документа. Щелкнуть на кнопке Пуск –
откроется Главное меню. Программы Office 2000 представлены в меню Программы
по отдельности. Для запуска любой из них щелкнуть на соответствующем
значке.



2.1.2. Интерфейс Office 2000

В приложения Office 2000 применяется однотипный интерфейс
пользователя. Это означает, например, что если уже известно окно Excel, то
будет нетрудно работать и с окном Word. Другими словами, в разных
приложениях много общего. При работе с приложениями Windows часто возникает
впечатление, что где-то нечто подобное уже встречалось.
В верхней части каждого окна приложения располагается строка заголовка,
которая содержит три кнопки:
. Свернуть окно
. Развернуть окно или Восстановить окно
. Закрыть окно
Эти кнопки служат для изменения размера окна или его закрытия. Обычно при
работе с приложением удобнее держать окно развернутым. Когда окно
развернуто, отображается кнопка Восстановить окно, когда восстановлено,
отображается кнопка Развернуть окно. Если окно приложения развернуто во
весь экран, то кнопки других открытых приложений видны на Панели задач.
Щелчком на этих кнопках можно легко переключаться между соответствующими
приложениями. Щелчок на кнопке Закрыть окно, расположенной в строке
заголовка приложения, позволяет возвратиться на Рабочий стол или в
другое открытое приложение.

2.1.3. Окно документа

В каждом приложении рабочая область называется окном документа. Здесь
располагаются все инструменты, необходимые для работы: полосы прокрутки
–для перемещения зоны отображения; строка состояния – для получения
информации о ходе выполнения операции; панели команд в верхней части
экрана – для доступа ко всем средствам, предоставляемым программой.
Существует два типа панелей команд: строка меню и панели инструментов. В
строке меню команды сгруппированы по категориям: Файл, Правка, ? и т.д.
Щелчок на любой категории открывает список соответствующих команд. Многие
пункты строки меню открывают диалоговые окна, с помощью которых можно
задать сразу несколько параметров, относящихся к выбранной команде:
параметры печати, свойства шрифта и т.д.
Панели инструментов представляют собой панели с графическими кнопками.
Они расположены ниже строки меню. Панели инструментов позволяют одним
щелчком выполнять наиболее часто применяемые команды. В Office 2000
различия между панелями инструментов и строкой меню начинают стираться:
когда нужен быстрый доступ к часто используемой команде, пользуются
кнопками панели инструментов, а когда нужно увидеть все возможности,
связанные с данной категорией команд, пользуются строкой меню. Если
панелей инструментов и меню все же недостаточно, можно выполнять команды
с помощью одного из многочисленных контекстных меню или с помощью
клавиатуры. Например, чтобы скопировать выделенный текст в любое
приложение, можно выбрать любой из перечисленных способов:
V щелкнуть на кнопке Копировать на панели инструментов Стандартная
V выбрать команду Правка, Копировать
V щелкнуть правой кнопкой мыши на выделенном тексте и в раскрывшемся
меню выбрать пункт Копировать
V нажать комбинацию клавиш Ctrl+C

2.1.4. Помощник

Помощник – это вклад компании Microsoft в дело установления
дружественного общения между пользователями и программами. Для Помощника
нет границ между приложениями – он дает справку по всем вопросам
приложений Office 2000. Выбрать одного Помощника из нескольких можно в
контекстном меню Помощника. Каждый Помощник по-своему уникален: например,
это – Скрепыш, Колобок, Летающая тарелка.
Новый улучшенный Помощник свободно перемещается внутри окна приложения
и выдает подсказки, которые помогают найти наиболее эффективные способы
решения задачи. Помощник предлагает помощь, когда в первый раз
приходится сталкиваться с новой командой или в случае возникновения
затруднений. Иногда предложение помощи ненавязчиво, в других случаях
помощь предлагается более настойчиво.



Поработав с пакетам Office несколько дней, можно решить, что Помощник
слишком активен, если не сказать – назойлив. В таком случае следует
щелкнуть на нем правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт
Параметры – откроется диалоговое окно Помощник. Выбрать вкладку
Параметры. Любые изменения параметров Помощника влияют на его поведение
во всех приложениях. Когда можно работать самостоятельно, окно Помощника
закрывается и возвращается на панель инструментов Стандартная.

2.1.5. Создание новых объектов.
Сохранение файла.

Новые документы легко создаются с помощью Главного меню. Если выбрать
в нем пункт Создать документ Microsoft Office, откроется диалоговое окно
Создание документа. Каждая вкладка этого окна содержит шаблоны (например,
факсимильных сообщений), включая текст, графику или другое содержание.
Шаблоны пустых документов для всех приложений – без данных Access,
документов Word, электронных таблиц Excel, презентаций Power Point и пустой
подшивки Binder – располагаются на вкладке Общие диалоговое окно Создание
документа.

Существует два способа открытия нового документа. Чтобы в активном
приложении открыть новый, пустой документ, следует щелкнуть на кнопке
Создать на панели инструментов Стандартная. Если вместо пустого документа
необходим шаблон, выбрать команду Файл, Создать.
После окончания работы с документом, каким-либо важным или просто
необходимым при дальнейшей работе с другими документами, следует сохранить
результаты. Выбрать команду Файл, Сохранить или щелкнуть на кнопке
Сохранить расположенной на панели инструментов Стандартная – откроется
диалоговое окно Сохранения документа.
В раскрывающемся списке Папка приводится перечень доступных дисков.
Выбрать нужный диск, и в окне будут отображены папки этого диска.
Двойной щелчок на папке откроет ее и позволяет увидеть содержащиеся
в ней файлы и другие папки. Найдя нужный диск и папку, ввести имя файла в
поле Имя файла. Можно использовать как прописные, так и строчные буквы. А
также пробелы. Имена файлов не могут содержать знаков препинания, кроме
символа подчеркивания, дефиса и восклицательного знака. Чтобы сохранить
файл, следует убедиться в том, что в поле Папка отображается нужное имя
диска и папки, после чего щелкнуть на кнопке Сохранить.

2.1.6. Использование команды Сохранить как

Если файл однажды уже был сохранен, то щелчком на кнопке Сохранить
сохраняет файл без открытия диалогового окна Сохранение документа. Для того
чтобы переименовать файл или сохранить в другом месте ранее сохранявшийся
файл, следует выбрать команду Файл, Сохранить как – откроется диалоговое
окно Сохранения документа. Команда Сохранить как особенно удобно при
использовании существующего документа в качестве заготовки для создания
нового документа.

2.1.7. Закрытие файла

Чтобы удалить документ из окна документа, следует выбрать команду
Файл, Закрыть. Если при этом закрывается документ, который был изменен с
момента последнего сохранения, затем будет предложено сохранить внесенные
изменения.

2.1.8. Отправка файлов по электронной почте

Для отправки файла как сообщения электронной почты следует открыть
его в соответствующем офисном приложении и выбрать команду Файл, Отправить,
Сообщение, после чего указать адреса получателей электронной почты.
Чтобы отправить файл как вложение к сообщению, выбрать команду Файл,
Отправить, Сообщение (как вложение…). В появившемся окне появляется
вложенный файл и можно ввести текст сообщения получателю.


2.1.9. Открытие существующего файла

Существуют три способа открытия документа Office 2000. Если документ
был создан недавно, нужно щелкнуть на кнопке Пуск и открыть меню Документы.
Если документ указан в открывшемся списке, можно открыть его щелчком на его
имени.
Если имя файла не отображается в меню Документы, выбрать в Главном
меню пункт Открыть документ Microsoft Office. Можно воспользоваться
раскрывающимся списком Папка для поиска файла.

Если происходит работа с одним из приложений, например с Power Point, и
нужно открыть ранее созданную презентацию, следует щелкнуть на кнопке
Открыть на панели инструментов Стандартная – откроется диалоговое окно
Открыть.
Это диалоговое окно похоже на диалоговое окно Открытие документа, но
оно содержит только файлы Power Point. Для выбора соответствующей папки и
файла пользуются раскрывающимся списком Папка.

2.2. Преобразование файлов других форматов

Приложения Office 2000 позволяют открывать файлы, созданные в других
приложениях и в более ранних версиях Office. Однако, приложения Access и
Publisher пакета Office 2000 используют форматы файлов, отличающиеся от
форматов предыдущих версий, поэтому, прежде чем открыть файл, приложение
должно его преобразовать. Например, Access 2000 позволяет открыть базу
данных, созданную в Access 2 или Access 95/97, но при этом предлагает такую
базу данных преобразовать. Если пришлось не преобразовывать базу данных, то
нельзя изменить ее структуру, но можно использовать ее данные.

2.2.1. Предварительный просмотр и печать

Все приложения Office 2000, кроме Power Point и Publisher, позволяют
просмотреть документ перед выводом на печать. Щелкнуть на кнопке
Предварительный просмотр - откроется окно предварительного просмотра. В
разных приложениях это окно выглядит по-разному.
Чтобы напечатать документ, нужно использовать команду Файл, Печать –
откроется диалоговое окно Печать. Несмотря на то, что диалоговые окна
Печать всех приложений несколько отличны друг от друга, все они позволяют
выбрать принтер, задать число копий и указать, что должно быть напечатано.
Щелчком на кнопке Параметры, расположенной в нижней части окна, открывается
диалоговое окно Печать, в котором можно выбрать качество печати и задать
значения других параметров. Настройки принтера, характерные для каждого из
приложений Office.

Чтобы отправить документ на печать немедленно, используя параметры по
умолчанию (без открытия диалогового окна), щелкнуть на кнопке Печать на
стандартной панели инструментов. Это может быть удобно для большинства
приложений, но целесообразно для Power Point, где по умолчанию
изображения каждого слайда презентации печатаются на отдельных
страницах.


2.3.1. Точка вставки

Точка вставки представляет собой вертикальную черту, которая
показывает, где будет помещен вводимый символ. Открыв документ или форму,
то сразу видна мигающая точка вставки. Единственным исключением является
Exсel, при работе с которым точка вставки появляется только при вводе
текста.
При перемещении указателя мыши в ту область, где можно ввести или
отредактировать текст, указатель приобретает форму буквы «I». Чтобы
отредактировать существующий текст, переместить I-образный указатель в
начало редактируемого фрагмента. Щелкнуть на этом месте, и точка вставки
переместиться в новое положение. Тогда можно вводить новый текст или
удалять существующий.

2.3.2. Исправление ошибок

В простейшем случае приложения Office позволяет исправлять текст
вручную. Наиболее мощные средства Office предоставляют возможность
автоматически исправлять слова, при вводе которых ошибка наиболее часто.
V Backspace – эта клавиша удаляет один символ, находящийся слева от
точки вставки.
V Delete – эта клавиша удаляет один символ, находящийся справа от точки
вставки.
Какой клавишей пользоваться, зависит от того, где в данный момент
находится точка вставки.

Что касается ошибок, то пакет Office 2000 необычайно снисходителен к
пользователям. Кнопка Отменить на панели инструментов Стандартная
позволяет отменить выполненную операцию или даже целую последоватльность
действий. Эта кнопка отключается при достижении последнего действия,
которое можно отменить. Щелкнуть на раскрывшемся списке рядом с ней и
прокрутить запись истории операций, которые можно отменить. Если после
отмены действия мнение изменилось, то нужно щелкнуть на кнопке Вернуть.
Это действие позволит вернуть, то что было отменино с помощью кнопки
Отменить.
По умолчанию в Office 2000 режимом редактирования является режим
вставки: если вводится новый текст в середину существующего текста, то
исходный текст будет смещаться при этом вправо.
При использовании режима замены происходит замена существующего текста
вновь вводимым текстом. Для переключения между режимами вставки и замены
служит клавиша Insert.

2.3.3. Правописание

В Office 2000 средства проверки правописания имеются во всех
приложениях, включая программу Outlook. Word и Power Point помечают
слова, содержащие ошибки, по мере их ввода, подчеркивая их красной
волнистой линией.
Все, что необходимо сделать – щелкнуть правой кнопкой мыши на
помеченном слове, чтобы открыть контекстное меню, в котором будет
предложен список правильных слов. Далее можно: щелкнуть на правильном
варианте написания, пропустить слово или добавить его в текущий словарь,
выбрав команду Пропустить или Добавить соответственно. Последнее особенно
полезно для слов, которые используются наиболее часто. В этом случае
данное слово уже не будет выделяться, когда встретиться в следующий раз.

В других приложениях можно указать, что следует выполнить проверку
правописания документа. Для этого щелкните на кнопке Правописание или
Орфография. Office просмотрит документ, выделит возможные ошибки в
написании и откроет диалоговое окно Правописание или Орфография.
Диалоговое окно Правописание или Орфография помимо возможностей,
имеющихся в контекстном меню, предлагает несколько дополнительных
вариантов: Пропустить все, Заменить на… Все приложения Office имеют
доступ к словарю пользователя.



2.3.4. Автоматическое исправление наиболее часто встречающихся ошибок
Все приложения Office 2000 предоставляют доступ к средству
редактирования, которое называется автозамена. С его помощью можно создать
свой собственный список наиболее часто встречающихся ошибок. При
исправлении слова можно добавить его в список автозамены. Автозамена
доступна из контекстного меню проверки правописания, а также из диалогового
окна Правописание. Открыть диалоговое окно Автозамена можно также командой
Сервис, Автозамена.


Диалоговое окно Автозамена


После добавления слова в список, расположенный на вкладке Автозамена,
будет выполняться автоматическое исправление слова из этого списка. Также
будут автоматически распознаваться, и заменяться более часто используемые
комбинации символов. Однако при использовании режима автозамены, следует
придерживаться следующих принципов:

V убедиться в том, что в список автозамены добавлено правильно
написанное слово;
V не добавлять слова, которые имеют другое значение, если они написаны
неправильно, - например, если часто путается порядок букв «с» и «е» в
слове «все», не включать эту ошибку в список автозамены, иначе всякий
раз, когда будет набираться слово «вес». Оно будет автоматически
исправляться на «все».
У автозамены есть несколько режимов, которые можно оставить или
отключить, например, можно задать исправление двух прописных букв в
начале слова. Выбрать команду Сервис, Автозамена – откроется диалоговое
окно Автозамена. Если нужно отключить этот режим, сбросить флажок
Заменять при вводе. Кнопка Исключения предлагает добавить те сокращения,
которыми приходится пользоваться постоянно, чтобы в режиме автозамены
следующее после них слово не начиналось автоматически с заглавной буквы.
Можно также указать слова, которые требуют наличия двух заглавных букв в
начале, чтобы и они не исправлялись автоматически.
Хотя режим автозамены создан для исправления ошибок, он может
использоваться и как средство для автоматического ввода длинных слов и
фраз вместо их сокращений. Чтобы сэкономить время, в список автозамены
можно ввести слова и строки, которые вводятся регулярно, например,
длинные имена компаний, нужно распознать, например США. Средство
автозамены развернет его в Соединенные Штаты Америки. Однако, если
полагать, что сокращение может использоваться и без раскрытия, нужно
ввести перед ним косую черту (/) или любой другой символ. Тогда можно
выбрать, будет ли, благодаря автозамене, использоваться полная форма
(при наборе / США) или сокращение (если ввести США без косой черты).



III. Общение в сети



У "простых смертных" людей Интернет ассоциируется с чем-то далеким,
непонятным, но в то же время чем-то жутко интересным. Интернет продолжает
поглощать мир, вживаться в него. Многие люди проводят в нем Больше времени,
чем в обычном мире. Обычное человеческое общение с успехом заменяется на
виртуальное общение. Парадокс? Многие люди предпочитают общаться по
Интернету, нежели поговорить об этом же с друзьями или знакомыми. Секрет
такой притягательности в самой форме общения. Общение с загадочной
незнакомкой или незнакомцем. Почему же оно так притягивает это общение?
Дело в том, что каждый из нас видит своего собеседника. Но подсознание
автоматически строит нам образы, причем образы очень не надуманные,
скорее идеализированные личности. Общаясь с девушкой, парень представляет
её себе прекрасной незнакомкой, с которой в реальном мире он бы не смог
заговорить из-за нерешительности. Конечно же он с увеличением общается с
девушкой по сети, представляя себе ее облик, он не испытывает никакого
стеснения и не комплексует. В Интернете человек чувствует себя все более и
более уверенно, появляются ощущения значимости, мол, вон у меня сколько
друзей в WWW. Поэтому такая форма общения очень пагубно влияет на человека,
так как в реальном мире человек чувствует себя более отдаленным. И даже в
Интернете его идеал может легко развалиться в случае обмена
отсканированными фотографиями. Облик пропадает, на фотографии конкретное
лицо. Во многих ситуациях контакты не продолжаются после таяния
таинственного облика. Но не все так плохо, ведь при общении в Интернете
человек впитывает информацию, общается гораздо больше чем реально.
Сейчас в Интернете существует много различных методов общения.
Наиболее популярны, на мой взгляд, интернет-пейджеры типа ICQ, AIM, MSM,
Odigo и так далее. Практически все новички предпочитают общаться с
несколькими собеседниками в разных ЧАТах. Таким образом они получают
первоначальные навыки Интернета, и знакомятся с традициями, осваиваются.
Вскоре многопользовательское общение уходит все дальше, так как в основном
все типы контактов проходят по накатанной колее: a/s/| ? и все такое. В
конце разговора собеседники исчерпывают запасы и им становится не о чем
говорить. Теперь для них наступает черед интернет-пейджеров, когда с
одним и тем же собеседником можно разговаривать многократно и не
чувствовать при этом дискомфорт в общении, так как время контакта обычно
меньше и более продуманно, во время разговора собеседники необязательно
должны сидеть и следить друг за другом как в ЧАТах например. Теперь они
могут общаться, одновременно бороздя просторы сети. Часто такие
собеседники становятся сетевыми друзьями. Когда кто-нибудь из них
находит интересный сайт, он тут же сообщает об этом другому, и они вместе
ходят по нему, а потом делятся мыслями. Интернет-пейджеры очень полезны и в
качестве средств общения между лицами со схожими интересами, так как
все такие программы производят поиск собеседников. Каждый пользователь
такой программы при регистрации получает уникальный номер или выбирает севе
уникальное имя. При общении собеседники могут посмотреть всю доступную
информацию друг о друге, однако, не все ее выносят. Интернет-пейджеры
позволяют вести учет ваших бесед, хранить сообщения, интегрироваться с
почтовыми программами и поддерживать голосовые функции. Все они обладают
возможностью прямой передачи различных файлов, например, передача картинок.
ICQ - она же Аська, самая популярная на данный момент программа
интернет-пейджер. Лидерство и успех получила по тому, что выла
первооткрывателем данного типа программ. В этот период выла единственной в
своем роде, лучшей и так далее. Программа обладает широким спектром
возможностей, часто обновляется и улучшается, легко настраиваема и
доступна. Среди недостатков можно отметить большой размер исполняемого
файла и загрузку ресурсов, работает со средней скоростью. Поддерживает
русский язык, есть русифицированные версии.
AOL AIM - он же Эйм, программа получила широкое признание в США
за счет America On-Line. В целом программа имеет много функций Аськи,
но помимо этого она позволяет вести голосовое общение в реальном времени.
Для полноценного общения нужна полнодуплексная звуковая карта и,
разумеется, микрофон. Если карта не полнодуплексная, она не позволяет
одновременно говорить и слушать. Главный недостаток этой программы -
отсутствие поддержки русского языка.
MSN - Эмэсэн, программа прилично сделана, поскольку сделана
Microsoft, полностью интегрирована с Windows, Outlook, IE. Очень быстрая и
невероятно удобная (эффекты всплытия из трея). В целом создает хорошее
впечатление. Есть функция голосовой связи, поддерживается только
полнодуплексными звуковыми картами. Программа простая, красивая, но по-
моему слишком серьезная (нет этих смешных звуков как в Аське или Одиго).
Odigo - Одиго, самая лучшая из всех программ. Превосходит их все
по возможностям, удобству и дизайну. Качество исполнения и графика
поражает, полная интерактивность, позволяет общаться с посетителями
сайта, на котором находитесь. При работе постоянно следит за активным
браузером и находит на этих сайгах людей. Можно поговорить с ними и
голосом. Поддерживает много языков, волее того, сама программа
русифицированная. Голосовая связь, возможность оставлять посетителям
сайтов записки на нем. Самый удобный запуск, суперстильная настройка,
регистрация отличная! Помимо всех своих наворотов при помощи плагина может
взаимодействовать через Аську. То есть можно общаться не только с
Одиговцами, но и с Асюками. Самый лучший интернет-пейджер на данный
момент.
Вывод такой: не тратить своего времени на Эмэсэн и Эйн. В ЧАТах общение не
приносит никакой пользы, поэтому единственным разумным видом общения я
считаю интернет-пейджер Одиго.



Список использованной литературы:
1. Газета «Персональный компьютер для Вас» №2 (26) февраль 2001 год
2. Дж. Куртер, Ф. А. Маркви «Майкрософт 2000 учебный курс», Москва 2000
3. Д. Гукин «IBM – совместимый персональный компьютер», издательство «Мир»,
1999 год
4. Г. –Х. Смит «Интернет для всех», издательство «Эксмо», Санкт-Петербург,
2000 г.

-----------------------
Окно Excel

Полосы прокрутки

Окно документа

Панель инструментов

Строка меню

Строка заголовка приложения

Панели команд



[pic]

[pic]







Реферат на тему: Общий обзор экспертных систем

Министерство образования Российской Федерации
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского



Курсовая работа


на тему “Экспертные системы”



Научный руководитель: ст. преподаватель Иванов А.С.
Выполнил: студент группы 112 ф-та КНиИТ Мазаев Д.А.



Саратов
2002 год
План


Введение 2

Глава I. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных систем.
3

ГлаваII. Структура экспертной системы 7

Глава III. Модели представления знаний 8

3.1 Логическая модель представления знаний 9

3.2 Продукционная модель представления знаний 10

3.3 Представление знаний фреймами 12

3.4 Представление знаний семантическими сетями 14

Список использованной литературы 17
Введение

Экспертные системы (ЭС)- это набор программ, выполняющий функции
эксперта при решении задач из некоторой предметной области. Они возникли
как значительный практический результат в применении и развитии методов
искусственного интеллекта (ИИ)- совокупности научных дисциплин, изучающих
методы решения задач интеллектуального (творческого) характера с
использованием ЭВМ. ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации,
ставят диагноз. Практическое применение ЭС на предприятиях способствует
эффективности работы и повышению квалификации специалистов.
Область ИИ имеет более чем сорокалетнюю историю развития. С самого
начала в ней рассматривался ряд весьма сложных задач, которые, наряду с
другими, и до сих пор являются предметом исследований: автоматические
доказательства теорем, машинный перевод (автоматический перевод с одного
естественного языка на другой), распознавание изображений и анализ сцен,
планирование действий роботов, алгоритмы и стратегии игр.
ЭС выдают советы, проводят анализ, дают консультации, ставят диагноз.
Практическое применение ЭС на предприятиях способствует эффективности
работы и повышению квалификации специалистов.
Главным достоинством экспертных систем является возможность
накопления знаний – формализованной информации, на которую ссылаются или
используют в процессе логического вывода, и сохранение их длительное время.
В отличие от человека к любой информации экспертные системы подходят
объективно, что улучшает качество проводимой экспертизы. При решении задач,
требующих обработки большого объема знаний, возможность возникновения
ошибки при переборе очень мала.
Экспертная система состоит из базы знаний (части системы, в которой
содержатся факты), подсистемы вывода (множества правил, по которым
осуществляется решение задачи), подсистемы объяснения, подсистемы
приобретения знаний и диалогового процессора.
При построении подсистем вывода используют методы решения задач
искусственного интеллекта.
Глава I. Экспертные системы, их особенности. Применение экспертных
систем.

Экспертная система – это интеллектуальная программа, способная делать
логические выводы на основании знаний в конкретной предметной области и
обеспечивающая решение специфических задач. Для этого ее необходимо
наделить функциями, позволяющими решать задачи, которые в отсутствие
эксперта (специалиста в данной конкретной предметной области) невозможно
правильно решить. Поэтому необходимым этапом в ее разработке является
приобретение соответствующих знаний от эксперта. К экспертным системам
предъявляются следующие требования:
1) Использование знаний, связанных с конкретной предметной областью;
2) Приобретение знаний от эксперта;
3) Определение реальной и достаточно сложной задачи;
4) Наделение системы способностями эксперта.
Знания о предметной области, необходимые для работы ЭС, определенным
образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний,
которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы. Главное
достоинство ЭС - возможность накапливать знания, сохранять их длительное
время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость
конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов.
Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих
на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.
Области применения систем, основанных на знаниях, могут быть
сгруппированы в несколько основных классов: медицинская диагностика,
контроль и управление, диагностика неисправностей в механических и
электрических устройствах, обучение.
а) Медицинская диагностика.
Диагностические системы используются для установления связи между
нарушениями деятельности организма и их возможными причинами. Наиболее
известна диагностическая система MYCIN, которая предназначена для
диагностики и наблюдения за состоянием больного при менингите и
бактериальных инфекциях. Ее первая версия была разработана в Стенфордском
университете в середине 70-х годов. В настоящее время эта система ставит
диагноз на уровне врача-специалиста. Она имеет расширенную базу знаний,
благодаря чему может применяться и в других областях медицины.
б) Прогнозирование.
Прогнозирующие системы предсказывают возможные результаты или
события на основе данных о текущем состоянии объекта. Программная система
“Завоевание Уолл-стрита” может проанализировать конъюнктуру рынка и с
помощью статистических методов алгоритмов разработать для вас план
капиталовложений на перспективу. Она не относится к числу систем,
основанных на знаниях, поскольку использует процедуры и алгоритмы
традиционного программирования. Хотя пока еще отсутствуют ЭС, которые
способны за счет своей информации о конъюнктуре рынка помочь вам увеличить
капитал, прогнозирующие системы уже сегодня могут предсказывать погоду,
урожайность и поток пассажиров. Даже на персональном компьютере, установив
простую систему, основанную на знаниях, вы можете получить местный прогноз
погоды.
в) Планирование.
Планирующие системы предназначены для достижения конкретных целей
при решении задач с большим числом переменных. Дамасская фирма Informat
впервые в торговой практике предоставляет в распоряжении покупателей 13
рабочих станций, установленных в холле своего офиса, на которых проводятся
бесплатные 15-минутные консультации с целью помочь покупателям выбрать
компьютер, в наибольшей степени отвечающий их потребностям и бюджету. Кроме
того, компания Boeing применяет ЭС для проектирования космических станций,
а также для выявления причин отказов самолетных двигателей и ремонта
вертолетов. Экспертная система XCON, созданная фирмой DEC, служит для
определения или изменения конфигурации компьютерных систем типа VAX и в
соответствии с требованиями покупателя. Фирма DEC разрабатывает более
мощную систему XSEL, включающую базу знаний системы XCON, с целью оказания
помощи покупателям при выборе вычислительных систем с нужной конфигурацией.
В отличие от XCON система XSEL является интерактивной.
г) Интерпретация.
Интерпретирующие системы обладают способностью получать
определенные заключения на основе результатов наблюдения. Система
PROSPECTOR, одна из наиболее известных систем интерпретирующего типа,
объединяет знания девяти экспертов. Используя сочетания девяти методов
экспертизы, системе удалось обнаружить залежи руды стоимостью в миллион
долларов, причем наличие этих залежей не предполагал ни один из девяти
экспертов. Другая интерпретирующая система- HASP/SIAP. Она определяет
местоположение и типы судов в тихом океане по данным акустических систем
слежения.
д) Контроль и управление.
Системы, основанные на знаниях, могут применяться в качестве
интеллектуальных систем контроля и принимать решения, анализируя данные,
поступающие от нескольких источников. Такие системы уже работают на
атомных электростанциях, управляют воздушным движением и осуществляют
медицинский контроль. Они могут быть также полезны при регулировании
финансовой деятельности предприятия и оказывать помощь при выработке
решений в критических ситуациях.
е) Диагностика неисправностей в механических и электрических устройствах.
В этой сфере системы, основанные на знаниях, незаменимы как при
ремонте механических и электрических машин (автомобилей, дизельных
локомотивов и т.д.), так и при устранении неисправностей и ошибок в
аппаратном и программном обеспечении компьютеров.
ж) Обучение.
Системы, основанные на знаниях, могут входить составной частью в
компьютерные системы обучения. Система получает информацию о деятельности
некоторого объекта (например, студента) и анализирует его поведение. База
знаний изменяется в соответствии с поведением объекта. Примером этого
обучения может служить компьютерная игра, сложность которой увеличивается
по мере возрастания степени квалификации играющего. Одной из наиболее
интересных обучающих ЭС является разработанная Д.Ленатом система EURISCO,
которая использует простые эвристики. Эта система была опробована в игре
Т.Тревевеллера, имитирующая боевые действия. Суть игры состоит в том, чтобы
определить состав флотилии, способной нанести поражение в условиях
неизменяемого множества правил. Система EURISCO включила в состав флотилии
небольшие, способные провести быструю атаку корабли и одно очень
маленькое скоростное судно и постоянно выигрывала в течение трех лет,
несмотря на то, что в стремлении воспрепятствовать этому правила игры
меняли каждый год.
Большинство ЭС включают знания, по содержанию которых их можно
отнести одновременно к нескольким типам. Например, обучающая система может
также обладать знаниями, позволяющими выполнять диагностику и планирование.
Она определяет способности обучаемого по основным направлениям курса, а
затем с учетом полученных данных составляет учебный план. Управляющая
система может применяться для целей контроля, диагностики, прогнозирования
и планирования. Система, обеспечивающая сохранность жилища, может следить
за окружающей обстановкой, распознавать происходящие события (например,
открылось окно), выдавать прогноз (вор-взломщик намеревается проникнуть в
дом) и составлять план действий (вызвать полицию).

ГлаваII. Структура экспертной системы

Структура экспертной системы представлена следующими структурными
элементами:
База знаний – механизм представления знаний в конкретной предметной
области и управления ими;
Механизм логических выводов – делает логические выводы на основании
знаний, имеющихся в базе знаний;
Пользовательский интерфейс – используется для правильной передачи ответов
пользователю;
Модуль приобретения знаний – служит для получения знаний от эксперта,
поддержки базы знаний и дополнения ее при необходимости;
Модуль советов и объяснений – механизм, способный не только давать
заключение, но и представлять различные комментарии, прилагаемые к этому
заключению, и объяснять его мотивы. В противном случае пользователю будет
трудно понять заключение. Такое понимание необходимо, если заключение
используется для консультации или оказании помощи при решении каких-либо
вопросов. Кроме того, с его помощью эксперт определяет, как работает
система, и позволяет точно выяснить, как используются знания,
предоставленные им.

Схема1


Структура экспертной системы



Пользовательский интерфейс



Глава III. Модели представления знаний

Одной из наиболее важных проблем, характерных для систем, основанных
на знаниях, является проблема представления знаний. Это объясняется тем,
что форма представления знаний оказывает существенное влияние на
характеристики и свойства системы. Для того чтобы манипулировать
всевозможными знаниями из реального мира с помощью компьютера, необходимо
осуществлять их моделирование. В таких случаях необходимо отличать знания,
предназначенные для обработки компьютером, от знаний, используемых
человеком. Кроме того, при большом объеме знаний желательно упростить
последовательное управление отдельными элементами знаний.
При проектировании модели представления знаний следует учитывать такие
факторы, как однородность представления и простота понимания. Однородное
представление приводит к упрощению механизма управления логическим выводом
и упрощению управления знаниями. Представление знаний должно быть понятным
экспертам и пользователям системы. В противном случае затрудняются
приобретение знаний и их оценка. Однако выполнить это требование в равной
степени, как для простых, так и для сложных задач довольно трудно. Обычно
для несложных задач останавливаются на некотором среднем (компромиссном)
представлении, но для решения сложных и больших задач необходимы
структурирование и модульное представление.
Типичными моделями представления знаний являются:
Логическая модель;
Модель, основанная на использовании правил (продукционная модель);
Модель, основанная на использовании фреймов;
Модель семантической сети.
Однако во всех разработанных в прошлом системах с базами знаний помимо
этих моделей использовались специальные для конкретного случая средства,
поэтому представление знаний получалось сложным. Тем не менее классификация
моделей оставалась неизменной. Язык, используемый для разработки систем,
спроектированных на основе этих моделей, называется языком представления
знаний.

3.1 Логическая модель представления знаний

Логическая модель используется для представления знаний в системе
логики предикатов первого порядка и выведения заключений с помощью
силлогизма. Основное преимущество использования логики предикатов для
представления знаний заключается в том, что обладающий хорошо понятными
математическими свойствами мощный механизм вывода может быть
непосредственно запрограммирован. С помощью этих программ из известных
ранее знаний могут быть получены новые знания.
Приведенные ниже примеры являются логическими моделями представления
фактов с помощью предикатов и носят название атомарной формулы.
ЛЮБОВЬ (Виктор, Ирина): Виктор любит Ирину
СТОЛИЦА (Москва): Москва – столица
Следующие примеры являются правильно построенными логическими
формулами, включающими кванторы существования ([pic]) и общности ([pic]).
[pic] : некий дельфин наделен умственными способностями
[pic] : все слоны имеют серую окраску
Отличительными чертами логических моделей, в частности приведенных
выше моделей представления знаний, являются единственность теоретического
обоснования и возможность реализации системы формально точных определений и
выводов. По этим причинам немало исследователей в области искусственного
интеллекта выбрали для себя предметом изучения именно логические модели.
Однако для логических моделей характерен ряд сомнительных моментов, а
поскольку большинство исследователей в области искусственного интеллекта –
люди с неформальным мышлением, то большая часть достижений в области систем
с базами знаний до недавнего времени принадлежала так называемой группе
исследователей нелогического направления. В отличие от исследователей
логического направления, которые выбирают предметом своих исследований
сравнительно простые задачи, для решения которых используются теоретические
подходы, исследователи нелогического направления выбирают сложные задачи и
пытаются сконцентрировать все внимание на развитии способностей. Кроме
того, в отличие от первой категории исследователей, которые почти не
занимаются теоретическими исследованиями, вторая категория придает им
большое значение. Другими словами, так называемая “человеческая логика” –
это интеллектуальная модель с нечеткой структурой – в этом ее отличие от
строгой логики. Более точно следует сказать, что исследователи логического
направления ищут пути логического решения (в малой модели) задач,
поставленных исследователями нелогического направления, и постепенно
расширяют рамки логики. Примерами тому являются модальная логика,
многозначная логика и т.п. В 80-х гг. было пересмотрено отношение к
преимуществам и значимости логических методов, и они в различных формах
стали применяться в нелогических моделях представления знаний. Это
обусловлено, с одной стороны, необходимостью в точном представлении знаний,
а с другой – ставшими очевидными пределами традиционных систем знаний,
чрезмерно тяготеющих к эвристике.

3.2 Продукционная модель представления знаний

В модели правил знания представлены совокупностью правил вида “ЕСЛИ –
ТО”. Системы с базами знаний, основанные на этой модели, называются
продукционными системами. Эти системы бывают двух диаметрально
противоположных типов – с прямыми и обратными выводами. Типичным
представителем первого типа является система MYCIN, используемая для
решения задач диагностического характера, а типичным представителем систем
второго типа – OPS, используемая для решения проектирования задач.
В системе продукций с обратными выводами с помощью правил строится
дерево И/ИЛИ, связывающее в единое целое факты и заключения; оценка этого
дерева на основании фактов, имеющихся в базе данных, и есть логический
вывод. Логические выводы бывают прямыми, обратными и двунаправленными. При
прямом выводе отправной точкой служат предоставленные данные, процесс
оценки приостанавливается в узлах с отрицанием, причем в качестве
заключения (если не все дерево пройдено) используется гипотеза,
соответствующая самому верхнему уровню дерева (корню). Однако для такого
вывода характерно большое количество данных, а также оценок дерева, не
имеющих прямого отношения к заключению, что излишне. Преимущество обратных
выводов в том, что оцениваются только те части дерева, которые имеют
отношение к заключению, однако если отрицание или утверждение невозможны,
то порождение дерева лишено смысла. В двунаправленных выводах сначала
оценивается небольшой объем полученных данных и выбирается гипотеза (по
примеру прямых выводов), а затем запрашиваются данные, необходимые

Новинки рефератов ::

Реферат: Дети "группы риска" как социально-педагогическая проблема (Педагогика)


Реферат: Сауна при отеле "Надежда" (Туризм)


Реферат: Конфуций (Исторические личности)


Реферат: Залог как способ обеспечения обязательства (Гражданское право и процесс)


Реферат: Учет и реализация готовой продукции (Бухгалтерский учет)


Реферат: Динамика средневековой цивилизации (История)


Реферат: Основные способы обработки большого количества текстовой информации (Программирование)


Реферат: Акцентуация характера в подростковом возрасте (Психология)


Реферат: Развитие и состояние систем телевидения в мире (Радиоэлектроника)


Реферат: Борис Годунов (История)


Реферат: Суворов Александр Васильевич 1730-1800 гг. (Исторические личности)


Реферат: Обеспечение качества машин (Технология)


Реферат: Материя, ее свойства и виды (Естествознание)


Реферат: Буддизм. История развития (Мифология)


Реферат: Аудит – форма независимого финансового контроля (Бухгалтерский учет)


Реферат: Разработка методического пособия для самостоятельной работы студентов по теме: "Газовые законы" (MS Word97) (Педагогика)


Реферат: Ділові взаємовідносини в апараті управління (Менеджмент)


Реферат: Общие сведения о слесарном деле (Технология)


Реферат: Агроэкономическое обоснование севооборотов и обработки почвы в СЗАО Емельяновское Емельяновского района (Сельское хозяйство)


Реферат: Образование Древнерусского государства (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист