GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Культура на пороге 21 века (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Культура на пороге 21 века (Культурология)


КУЛЬТУРА НА ПОРОГЕ XXI ВЕКА.

Глобальный кризис культуры XX в. — смена типов культуры. Кризис
искусства. Кризис в системах истины: наука, философия, религия. Кризис
этики и права. Кризис обшества: «Восстание масс». Космический коррелят
смены типов культуры. Контуры планетарной чивилизачии. Кому принадлежит
булушее? Альтернативные пути развития мировой цивилизации.
На пороге XXI столетия в общественном сознании все более утверждается мысль
о том, что человечество находится на крутом переломе. Об этом
свидетельствуют не только катаклизмы нашего века (две мировые войны, ряд
революций, в ходе которых проявились отвратительная жестокость, разрушение
общечеловеческих ценностей, социальный, нравственный, экономический и
интеллектуальный хаос, геноцид в отношении целого ряда народов и т.д.), но
и глобальный кризис общества, показатели которого — надвигающаяся
экологическая катастрофа, исчерпание невосполнимых ресурсов, наркомания и
пр. Вполне естественно, что пользуются популярностью книги В.М. Мас-сона,
Л.Н. Гумилева, Н.Я. Данилевского, Л. Февра, К. Ясперса, П. Сорокина, А.
Тойнби и Н.Н. Моисеева, посвященные смыслу истории, ее характеру, природе
различных цивилизаций и культур, их судьбам. Здесь излагаются размышления о
будущем современной цивилизации, делаются попытки осмыслить глобальный
кризис культуры как рождение новой цивилизации с присущими ей ценностями и
отношением к миру.
Многие социологи, политологи, культурологи и футурологи отмечают
противоречия, связанные с формированием новой глобальной (планетарной)
цивилизации. В 20-х годах нашего столетия П. Сорокин дал великолепную
характеристику противоречивости этого процесса, представляющего собою смену
типов культуры:
Все важнейшие аспекты жизни, уклада и культуры западного общества
переживают серьезный кризис... Больны плоть и дух западного общества, и
едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально
функционирующая нервная ткань... Мы как бы находимся между двумя эпохами:
умирающей чувственной культурой нашего лучезарного вчера и грядущей идеацио-
нальной культурой создаваемого завтра. Мы живем, мыслим, действуем в конце
сияющего чувственного дня, длившегося шесть веков. Лучи заходящего солнца
все еще освещают величие уходящей эпохи. Но свет медленно угасает, и в
сгущающейся тьме нам все труднее различать это величие и искать надежные
ориентиры в наступающих сумерках. Ночь этой переходной эпохи начинает
опускаться на нас, с ее кошмарами, пугающими тенями, душераздирающими
ужасами. За ее пределами, однако, различим расцвет новой великой идеацио-
нальной культуры, приветствующей новое поколение — людей будущего.
Данная смена типов культуры вытекает из классификаций культур П. Сорокина,
предложенной им в его работе «Социокультурная динамика». На основе
тщательного изучения греко-римской и европейской культуры за два
тысячелетия он выделяет два основных типа культуры — идеациональный и
чувственный. Первый тип характеризуется наличием носителей культуры,
основывающих свои воззрения на господствующих идеях, второй —
доминированием в жизни осязаемых чувствами вещей. Между ними обнаруживается
два переходных типа, один из них П. Сорокин назвал идеалистическим: он
представляет собой.Ё0^йоч1ие двух основных типов (например, «золотой век»
Пе-риклаяЯ^ревней Греции или Ренессанс); другой же представляет собою
противаноставление элементов основных типов (первые века новой эры в
Европе, когда ростки христианства противостояли все еще сильному
язычеству). Эти «типы» адекватны положениям теории культурной и социальной
динамики, где фиксируется волнообразное изменение культур — от
идеационального типа к смешанному и дальше к чувственному, а затем обратное
движение. Следовательно, повторяются центральные темы культур во всем
многообразии последних, причем отмечается применимость теории
«волнообразного движения культур» к египетской, индийской и китайской
культурам. Ныне наблюдается экстраординарный, глобальный кризис, охвативший
сразу искусство, науку, философию, религию, право, политику; в процессе
перехода от одного типа культуры к другому рождается новая цивилизация с
иным набором культурных ценностей и норм.
Эпохальная революция в культуре является следствием глобального кризиса,
симптомы которого налицо. Прежде всего об этом свидетельствует сфера
искусства, наиболее чутко реагирующего на едва заметные изменения в жизни.
Именно современный кризис искусства демонстрирует разрушение чувственной
формы нашей живописи, скульптуры, музыки, литературы, драматургии и
архитектуры. П. Сорокин отмечает, что «стиль чувственного искусства
натуралистичен, даже подчас несколько иллюзионистичен, свободен от всякого
сверхчувственного символизма». Это значит, что оно воспроизводит явления
внешнего мира такими, какими они воспринимаются нашими органами чувств.
Чувственное искусство — это эмпирическое; реалистическое искусство, ибо его
темами выступают реальный пейзаж, реальные события, реальный портрет.
Кризис проявляется в дезинтеграции, хаотичности, эклектичности,
примитивизации и иррационализации различных видов искусства.
Действительно, исследователи (Е. Гродзинский, П. Сорокин и др.) приводят
многочисленные факты, подтверждающие тезис о примитивизации эстетических
вкусов, сопровождающейся иррационализацией мышления. Иными словами, музыка,
живопись, литература и прочие искусства и непосредственно связанные с ними
области эстетической активности человека в XX в. подверглись давлению
иррационализма. Это видно особенно ярко в области живописи (и примыкающих к
ней скульптуре и графике). Большинство художников нашего столетия,
принадлежащих различным школам живописи, отошло от изображения мира (людей,
животных, природы) таким, каким мы его видим. Этот мир предстает на
живописных полотнах деформированным, иногда вовсе неузнаваемым, ибо
художники руководствуются больше своим воображением, чем зрительным
восприятием окружающих нас явлений. Очевидно, что этот далеко идущий отход
от реализма отнюдь не пустой каприз. Художники стараются сказать массам
людей, осматривающих их картины, статуи, графические композиции: мир вовсе
не таков, каким вы его видите; он в своей сути бессмысленный, абсурдный,
является таким, каким мы показываем вам в своих художественных образах.
Достаточно упомянуть такие направления живописи XX в., как кубизм,
экспрессионизм, сюрреализм, ташизм, авангардизм и др. Более того, некоторые
культурологи обращают внимание на факт возникновения компьютерной графики.
Так, О. Хардисон в своей книге «Исчезновение через небесный свет. Культура
и технология в двадцатом веке» пишет: «Компьютеры завершают демократизацию
искусства, начатую дадаизмом, и, подобно ему, они объявляют о таком
кардинальном изменении идеи искусства, что вполне правомерно говорить об
его исчезновении». Мы видим, что речь идет об исчезновении искусства и
замене его искусственной реальностью, создаваемой компьютерами в ходе
осуществления программ машинной графики. Таким образом, очевиден кризис
чувственного стиля искусства и рождение нового, непривычного для нас стиля
искусства.
Кризис наблюдается и в системах истины, в том числе и в науке, которая
достигла такого высокого уровня развития, что многие ее концептуальные,
методологические и гносеологические трудности усматриваются в кризисе
традиционных концепций и представлений европейской цивилизации. Одним из
выходов из сложившейся ситуации считается обращение к архаическим
концептуальным кладовым, к построениям древней мифологии, к сокровищницам
древневосточной мудрости. Здесь проявляются диалектика традиции и новации в
развитии науки, ибо концепции, структуры и модели древней мудрости,
переплавленные в горниле научного творчества, превращаются в новые
оригинальные идеи. Не случайно одна из тенденций науки XX столетия
проявляется в интересе ученых, занимающихся физикой элементарных частиц,
космологией, биологией, психологией, биогеохимией и др. (В.И. Вернадский,
В. Гейзенберг, А. Эйнштейн, Э. Шредингер, Б. Ренш, Дж. Чу, М. Гелл-Ман и
др.) к традициям древневосточных культур, к мировоззренческим и
гносеологическим идеям восточных мудрецов. Известно, что крупнейшие ученые
современности стремились и стремятся найти аналогии и параллели в традициях
и мировоззренческих установках восточной мудрости, чтобы сформулировать
новые идеи, позволяющие синтезировать экспериментальные и теоретические
данные своих сфер исследований.
Однако растущий интерес к аналогиям между идеями новейшей науки и идеями
восточной мудрости у некоторых ученых вызван не только их творческими
поисками в отдельных отраслях знания, но и стремлением к созданию целостной
картины мира, т.е. к формированию новой парадигмы познания. Призыв к
построению новой познавательной парадигмы громче всего раздается в
современной физике. Известный физик В. Паули пишет, что «...наша эпоха
достигла точки, в которой рационалистическая позиция пришла к кульминации
своего развития и воспринимается как весьма узкая». Все чаще именно физики
обращают внимание на стиль познания, который возник в кругу восточных
культур, в качестве потенциального источника вдохновения при создании новой
парадигмы. Физик Ф. Каира считает, что новое видение действительности будет
«...основано на осознании принципиальной взаимосвязи и взаимозависимости
всех явлений — физических, биологических, психологических, социальных и
культурных». Наиболее существенным здесь является тот факт, что впервые в
истории человечества осознание необходимости построения новой парадигмы
мышления упреждает ее появление.
К осознанию того факта, что европейская цивилизация претерпевает глубокую
культурную трансформацию, которая состоит в «смене парадигм», приходят и
представители других научных дисциплин. Российский филолог и культуролог
С.С. Аверинцев считает, что существующее противопоставление мифологической
и рационалистической культур уже недостаточно для описания истории культуры
и построения целостной картины мира. Поэтому он вводит третий тип
культурного сознания — метафизический, противоположный и мифологическому, и
рационалистическому. Иными словами, в последнюю треть нашего столетия мы
являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти
изменения можно характеризовать как глобальную научную революцию, в ходе
которой рождается новая постнеклассическая наука.
Одним из признаков становления постнеклассической науки является то, что
объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся
уникальные системы с присущими им открытостью и саморазвитием. Такого типа
объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей
основных фундаментальных наук, детерминируя облик формирующейся
постнеклассической науки. Другим признаком служит трансформация идеала
«ценностно нейтрального исследования». Ведь среди исторически развивающихся
объектов современной науки особое место занимают природные комплексы, в
которые человек включен в качестве компонента. Примерами таких
«человекоразмерных комплексов» могут служить медико-биологические объекты,
объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты
биотехнологии (в первую очередь генной инженерии), системы человек—машина
(включая проблемы информатики, «искусственного интеллекта») и т.д. При
изучении «человекоразмерных» объектов поиск истины оказывается связанным с
определением стратегий и возможных направлений практического преобразования
такого объекта, что непосредственно затрагивает гуманистические ценности.
Это значит, что техногенная цивилизация вступает в полосу особого развития,
когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении
стратегий научного поиска и добывания научной истины.
Кризис поразил и философию, когда с чувственной точки зрения отрицается
поиск истины мироздания, когда развивается релятивизм и мыслитель ищет
сюжет для построения мироздания, когда философия становится мифом. Причем
речь идет о мифе нового типа — характерном симптоме XX в. Что же случилось
со старой кантовской «добросовестностью» и с «благоговением перед
знаменитой истинностью, которое испытывали в течение столь долгой истории»
(Ф. Ницше)? Ответ следует искать сразу в двух областях. Первая —
внутритеоретическая сфера, связанная с самим характером западноевропейского
философского мышления: с гипертрофией рассудочности, абстрактного
рационализма, несостоятельного перед запросами жизни. Беда не в том, что
философия сосредоточилась на отвлеченных вопросах теории познания, опираясь
при этом прежде всего на логическую самообоснованность — это свойственно ей
по самой ее природе. Все дело в том, что ей не хватало духа признать
ограниченность своего познавательного инструмента.
Но если одна причина внутрифилософской переориентации лежала в
теоретическом прошлом, то другая была связана с экзистенциальным будущим.
Как бы в предвосхищении близящихся социально-исторических потрясений в мир
входит разочарованное в процессе, кризисное сознание, которое восстает
против гармонизирующего философского системосозидания и его движущей силы —
рацио. Ненужным оказывается все — и средство познания, и сама теория
познания. В центр, на место познания становится существование; внимание все
больше перемещается в сферу истории и культуры, т.е. туда, где решается
судьба человеческого бытия. Прежнее благообразие, благоговение перед
истиной вместе с «мировой гармонией» оказались теперь в высшей степени
неуместными; эйфория прошлого академического мышления в свете наступающих
перемен и смятенного сознания выглядит безнадежным архаизмом. Наступила
пора антирационального, сильного в своем отрицательном пафосе
умонастроения.
До тех пор пока речь шла о протесте против рационалистической гармонизации
мира и панлогическом усечении бытия, новой критике нельзя было отказать в
правоте, ибо она выступала защитницей жизни. Но коль скоро философская
ревизия перерастала в тотальное обличи-тельство и шла «война на
уничтожение» с разумом, весь контекст борьбы менялся — нетрадиционная
установка теряла свои преимущества. Она не преодолевала уплощенность и
отвлеченность рационализма, но лишь противопоставляла одному отвлеченному
началу другое.
Если до сих пор истину искали в разуме, то теперь ее стали усматривать в
противоположном месте: в Эо-сознательном, ^ез-сознательном, иоЭ-
сознательном. На смену «философии мысли» пришла «философия жизни». Она-то и
оказалась основным руслом культурфилософских идей в кризисную эпоху, она и
послужила их метафизической подпочвой, в то же время сама избирая для себя
преимущественно формы культурфилософии. В переломные времена на передний
край, естественно, выдвигаются темы культурно-исторического существования.
В лучшем случае философия как познание сущностей и объективной реальности с
ее допускаемым знанием становится неопределенной теорией, посвященной
оправданию или порицанию той или иной системы чувственных ценностей. Она
выступает в качестве всего лишь обобщения, основанного на заключениях
утилитарных наук, или формальным и пустым исследованиям «логического
синтаксиса языка» с его псевдоматематической и псевдосимволической логикой.
Такого рода философия «оказывается второстепенной чувственной утилитарной
наукой, состоящей из эмпиризма, критицизма, агностицизма, скептицизма,
инструментализма и операционализма, отмеченных теми же утилитарными и
прагматическими чертами» (П. Сорокин). Теперь по-• явился постпозитивизм,
выдвигается на первый план философская антропология, возрастает значение
философии культуры и методологии истории. Вместе с тем следует иметь в виду
то немаловажное обстоятельство, что своеобразие философии конца XX в.
состоит (независимо от особенностей тех или иных направлений и школ в
философии) в осмыслении ситуации тотальной угрозы существования
человечества, ее оценке и выработке адекватной системы ценностей.
Так как в соответствии с основной посылкой чувственной культуры реальная
ценность чувственна, то и познание осуществимо только через наши органы
чувств. Поэтому, замечает П. Сорокин, «любая система чувственной истины и
реальности предполагает отрицание или, по крайней мере, совершенно
равнодушное отношение к любой сверхчувственной реальности или ценности».
Отсюда следует, что чувственная культура считает исследование природы, Бога
и сверхчувственных явлений заблуждением или бесплодными размышлениями.
Религия и теология, воплощающие богооткровенную истину, в лучшем случае
допускаются; или они трансформируются в своего рода научную теологию, а
чувственная религия сводится до уровня эмпирической дисциплины, лишенной
богооткровенной истины. Перед нами кризис традиционной христианской
религии, который состоит в исчерпании ею своих духовных ресурсов. Об этом
свидетельствует уменьшение числа посетителей церквей,.происходящий на
Западе бум нетрадиционных, в основном восточного толка, религий, а также
идущий процесс секуляризации жизни общества, т.е. процесс обмирщения
культуры.
Не удивительно утверждение авторов 5-го тома «Истории церкви», согласно
которому на наших глазах происходит кризис христианства, причем ситуацию
ухудшают продолжающийся кризис западной цивилизации и усиливающаяся позиция
формирующегося на протяжении двух столетий «светского общества». Интересно,
что в ходе становления и роста светской культуры осуществляется
переинтерпретация «предметов», составляющих религиозную культуру. Светское
восприятие этих «предметов» имеет десакрализующий характер, открывающий
мирское содержание связанных с религиозным культом «предметов». В этом
случае храмы становятся для светского человека произведениями архитектуры,
религиозные картины — обычными фресками или шедеврами живописи, священные
книги — литературными произведениями, теологические трактаты — философскими
трудами. Светское восприятие этих «предметов» может открыть в них ценности,
которые не заметили верующие. Отсюда следует вывод, что десакрализа-ция не
равнозначна отказу существования ценности у этих «предметов», наоборот,
часто приводит к открытию у них художественной и философской ценности.
Благодаря светскому восприятию этих «предметов» они перестают выполнять
функцию противопоставления верующих неверующим и иноверцам, оно делает их
ценностью народной культуры, общим достоянием всех людей безотносительно
различий в мировоззрении.
Все это сказалось и на отношении христианской религии к разнородности
верований и культур в мире. Все религии относились сдержанно к
разнородности; некоторые из них отличались особой яростью в уничтожении
культурного разнообразия и стремлениям к религиозной унификации мира любой
ценой. В последние десятилетия произошли определенные изменения.
Приверженцы разных религий вынуждены считаться с тем фактом, что ныне мир
имеет плюралистическую структуру и что стремление навязать людям какую-то
одну систему верований, взглядов, образа жизни может закончиться гибелью
жизни на Земле. Вот почему в большинстве различных социальных сред
провозглашается плюрализм в смысле готовности терпеть разнородность как
зло, с которым следует согласиться. Так, на II Ватиканском Соборе (1962 г.)
папа Иоанн XXIII высказал мысль о диалоге с экуменизмом, о перспективе
объединения различных в конфессиональном отношении Церквей; к тому же сам
Собор носил экуменический характер по составу его участников.
Рождающаяся новая культура будет первой в истории человечества культурой,
признающей искренне и аутентично плюрализм, поскольку считает
разнородность, разнообразие величайшей культурной ценностью, фактором
развития, ценным приобретением социальной жизни. Речь идет не о том, чтобы
признать многообразие убеждений, позиций, образов жизни как неизбежное зло,
а о позитивной деятельности, способствующей дифференциации мировой культуры
в условиях действия мощных механизмов объединения людей (в том числе
развития средств массовой информации и коммуникации), о чем в свое время
говорил Дюркгейм. Этому способствуют успехи естествознания и технологии XX
в. — ведь, подчеркивает О. Хардисон, «сегодня природа, вероятно
окончательно, исчезла из поля нашего зрения». Он считает, что человечество
движется к XXI столетию, которое будет силиконовым будущим. Это значит, что
будут созданы силиконовые существа с высокоразвитым интеллектом, для
которых передвижение на расстояние 100000 световых лет будет аналогично
однодневному путешествию человека на Земле, причем силиконовая жизнь будет
бессмертной. Религия в таком случае окажется просто ненужной и бесполезной,
но в светской жизни эти существа будут ориентироваться на некие ценности,
на некие святости (ими могут быть и научные знания).
Известно, что любое интегрированное общество имеет этические идеалы и
ценности, обладает некими юридическими нормами, причем они различаются по
своему характеру и содержанию в разных культурах, а зачастую и у отдельных
людей. Так, в раннем и средневековом христианстве богатство провозглашалось
источником вечных мук, уме-
ние делать деньги — главной опасностью, выгода — постыдной, одалживание
денег — тяжким преступлением, богатый человек — первым кандидатом на
проклятие, которому труднее будет войти в царство Бога, чем верблюду пройти
в игольное ушко^. Однако Ренессанс и Реформация изменили эту точку зрения:
по воскресеньям пуританин верит в Бога и Вечность, в будни — в фондовую
биржу, по воскресеньям его главная книга Библия, в будни гроссбух
становится его Библией. «В результате, — подчеркивает П. Сорокин, — мы
наблюдаем параллельный рост протестантизма, паганизма^ капитализма,
утилитаризма, чувственной этики в течение всех последующих столетий». И
хотя христианская этика еще существует, но именно чувственная этика с ее
гедонизмом, утилитаризмом, умением делать деньги является господствующей в
западном обществе.
Система чувственной этики исходит из приоритета чувственного счастья,
наслаждения, полезности, комфорта как высших ценностей.
Ее нормы относительны, а не абсолютны, целесообразны и изменчивы в
зависимости от людей, групп и обстоятельств, в которые они вовлечены, а
потому рассматриваются как созданные человеком. Для чувственной этики
западного общества не существует священных абсолютов, универсальных
ценностей. П. Сорокин проделал огромную работу и показал, что для
буржуазной цивилизации Запада, начиная с XIV и по XX в. характерна
прогрессирующая релятивизация этических ценностей. Мы живем в эпоху, когда
происходит чрезвычайная релятивизация и разрушение этих ценностей: «Они в
свою очередь являются показателем умственной и моральной анархии, ибо
ценность, которая больше не универсальна, становится псевдоценностью,
игрушкой фантазий и желаний» (П. Сорокин). Вполне закономерно, что идет
процесс отрицания ценностей чувственной этики, наблюдается тяга к
абсолютным ценностям, выраженным в лице Христа, Будды и других религиозных
пророков или моральных ценностей социализма (разумеется, не казарменного,
ведомственного социализма), к которым склоняется все больше людей на
Западе.
Кризис не ограничивается сферой этики, он охватил и чувственное право, что
проявляется в неуклонной девальвации правовых норм.
По арамейски слова «верблюд» и «канат, веревка для крепления шатра» без
огласовки, на письме, выглядят одинаково. Ошибка была допущена
переводчиками Септуагинты, работавшими в Александрии, переводившими не «на
слух», а «с листа», и с тех пор кочует из издания в издание. Однако смысл
притчи был так ярко и неожиданно подчеркнут, что никто не заподозрил
ошибки. Разумеется, Христос говорил о канате, а не о верблюде.
Ра^аш — жители сельских местностей, в противоположность игЬаш, горожанам.
(Кстати, отсюда — «идолище поганое» русских былин; христианизация Руси шла
из городов, а не наоборот.)
Цель чувственного права исключительно утилитарна: сохранение человеческой
жизни, охрана собственности и имущества, мира и порядка, счастья и
благополучия общества в целом и господствующей элиты, устанавливающей
законы, в частности. Его нормы относительны, изменяемы и условны: ряд
правил, целесообразных при одних обстоятельствах или для одной группы
людей, становится бесполезным или даже вредным при иных обстоятельствах и
для другой группы лиц или общества. Законы поэтому предрасположены к
постоянным изменениям; в такой системе права не заложено ничего вечного и
святого. Вот почему юридические нормы и законы все больше и больше
рассматриваются как орудие в руках стоящей у власти элиты, эксплуатирующей
другие, менее влиятельные группы населения. Весьма красочно об этом пишет
П. Сорокин:
Иными словами, они есть своего рода уловка, к которой прибегает
господствующий класс для того, чтобы держать в повиновении и контролировать
подчиненные классы. И юридические и этические нормы стали всего лишь
румянами и пудрой, для того, чтобы сделать макияж неприглядному телу
экономических интересов Маркса, резидо Парето, либидо Фрейда, комплексам,
стимулам и доминирующим рефлексам других психологов и социологов. Они
превратились в простые дополнения к полиции, тюрьмам, электрическому стулу,
подавлениям и другим формам проявления физической силы. Они потеряли свой
моральный престиж, деградировали и снизились до статуса средства,
используемого умными плутократами для одурачивания эксплуатируемых
простаков. С потерей престижа они постепенно утрачивают и свою
контролирующую и регулирующую силу — важный фактор человеческого поведения.
В итоге остаются только грубая сила и обман, отсюда современное «право
сильного», что и характеризует кризис в этике и праве. Ярким примером
служит неэффективность борьбы с наркобизнесом, ибо этому мешают нормы
западной демократии, связанные с Всеобщей декларацией прав человека, с
конституциями и правовыми кодексами. Не случайно, и об этом речь идет в
книге «Война с наркомафией: пока без победителей», в США проявляется
тенденция в борьбе с наркотиками отдавать приоритет праву общества перед
свободами индивидуума. Все настойчивее раздаются голоса о том, что западная
демократия уже прогнила, что она неадекватна действительности.
Кризис западного общества подробно проанализирован испанским философом X.
Ортегой-и-Гассетом в его знаменитой книге «Восстание масс». Она посвящена
той тревожной европейской общественной ситуации, которая сложилась к 20-м —
30-м годам XX в. Оценивая итоги прошлого столетия, философ считает, что он
принес человечеству огромные плодотворные завоевания. Главными из них были
победа политической демократии и парламентаризма, а также невиданное ни в
одну из прошлых эпох мировой истории развития техники. Но в начале XX в. со
всей очевидностью обнаружилось, что он создает новую, не-
сходную с XIX в. историческую ситуацию, резко отличную и от всех прежних
веков мировой истории.
Наиболее наглядный и очевидный показатель происшедшего исторического сдвига
усматривается в огромном увеличении массы людей. Ведь прошлый век не только
способствовал развитию науки и техники, но и в несколько раз увеличил
население планеты, особенно больших городов. Но вместе с тем, создав новые,
почти безграничные источники богатства и комфорта, он дал большой массе
людей ощущение легкости жизни, лишил ее нравственной требовательности к
себе, чувства ответственности перед настоящим и будущим, уважения к труду и
традиционным нормам общественной морали. Этот исторический феномен X.
Ортега-и-Гассет называет «восстание масс», подчеркивая и положительные
(новые блага, больший комфорт, усиление культурного обмена и пр.), и весьма
отрицательные стороны, свидетельствующие о глубоком историческом кризисе,
который переживает современное человечество.
При этом следует отметить, что человек массы, ставший хозяином современной
жизни, — это человек-собственник, лишенный всякого чувства достоинства. Он
вполне удовлетворен, благополучно живя, как все, ощущая себя
посредственностью. Поэтому человек массы может быть и аристократом, и
фабрикантом, и чиновником, и самодовольным цеховым ученым-специалистом. Ибо
человеком массы его делает не социальная принадлежность к определенному
общественному классу — низшему или высшему, не место в существующей
общественной иерархии, а его глубокая психологическая посредственность,
порожденная привычкой к комфорту и потерей положительной нравственной
ориентации. Именно благодаря этому он доволен существующим положением
вещей, чувствует себя вполне удовлетворенным своей посредственностью и не
желает быть (а тем более стать!) другим.
Считая положение современного ему буржуазного «массового» общества 20-х —
30-х годов кризисным, Ортега-и-Гассет рассматривает разные противостоящие
ему альтернативы. Одной из таких альтернатив является фашизм, которому он
дает уничтожающую оценку: культ силы в политике он называет «Великой
хартией вольности варварства». Но и большевизм, символом которого для
Ортеги-и-Гассета является имя Сталина, да и вообще любые революции не
способны, по его мнению, вывести общество из тупика. Тогда возникает
вопрос: каким путем можно вывести Европу (следует заметить, что в понятие
Европы философ включает не одну лишь географическую Европу, но и США,
страны Латинской Америки и вообще все те мировые регионы, которые в своем
развитии усвоили плоды европейской культурной традиции) из тупика массового
общества и массовой культуры? На примере истории Древнего Рима
формулируется этот путь. Переживающая нынеш-
ний кризис Европа должна поставить перед собой цель — воссоединить
разрозненные доныне европейские нации и государства в единое целое при
свободе и равноправии всех его частей. Цель эта должна дать человечеству
новый исторический импульс, пробудить его от спячки и вывести из состояния
глубокого исторического кризиса, в который его погрузило торжество
лишенного объединяющей идеи омассовлен-ного общества. И сегодня книга
Ортеги-и-Гассета «Восстание масс» является исторически важным и
значительным документом в борьбе против разъединяющих человечество сил
национализма и культурного одичания.
Понятно, почему западная политология не только обсуждает вопрос о возможных
границах научного анализа феномена власти, но и выявляет основные тенденции
будущего политического развития Запада. Среди них выделяются тенденции к
ослаблению патерналистского контроля со стороны государства над гражданским
обществом и все большему расширению политических функций гражданского
общества, механизма демократии. Научные модели власти строятся с учетом
этих тенденций, ибо будущие формы политической практики во все большей
степени будут определяться не только волей и мудростью политиков, но и
объективной логикой политического процесса, коллективами общественных
экспертов, владеющих точным политическим знанием. Фигура традиционного
политика должна исчезнуть; это следует иметь в виду при анализе тех
проблем, с которыми сталкиваются общественные системы Запада и Востока на
пороге XXI в.
Самое интересное состоит в том, что цивилизационным сдвигам (переходам от
одного типа культуры к другому) в истории человечества соответствует
космический коррелят, проявляющийся прежде всего в солнечной активности.
Согласно общепринятому подходу (из него исходит и П. Сорокин), движение
культур имманентно, оно не зависит от действия посторонних факторов, как
это предполагали эволюционисты. Культуры, дескать, изменяются в силу их
природы — носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней потенции и
довести их до предела. Тогда приходится обращаться к иным принципам и
двигаться к иному типу культуры. Однако из принципа единства космоса и
человека (он прекрасно обоснован в учении В.И. Вернадского) следует, что в
основе «волнообразного движения культур» лежат космические факторы,
преломленные через призму условий нашей планеты. Это нашло неожиданное
подтверждение в исследованиях по современной астрофизике.
В этом плане большой интерес представляют результаты изучения хода
солнечной активности за последние 5000 лет, полученные американским
астрономом Дж. Эдди. При этом на основе анализа радиоактивного углерода
обнаружен не вполне регулярный цикл в среднем
порядка 500—700 лет. Хотя ситуация осложняется особенностями динамики
геомагнитного поля, которые зависят как от космических факторов, так и от
процессов в глубинах Земли, очень инерционных по отношению к космическим
влияниям. Несмотря на дальнейшую корректировку, результаты Дж. Эдди
представляют собою хорошее первое приближение и могут быть использованы для
анализа закомерностей солнечной активности и особенностей солнечно-земных
связей. Для нас существенно то, что за последние 5000 лет было по меньшей
мере 12 резких отклонений солнечной активности. Названия этих отклонений в
древности соответствует культурно-историческим эпохам, причем рост и
падение всех климатологических кривых происходит в ритме с длительными
изменениями солнечной активности.
Как правило, промежуток времени между соседними максимумами солнечной
активности продолжается не более 600 лет. Интересно, что в структуре циклов
Эдди прослеживается что-то вроде 900—1200-летнего цикла, который состоит из
двух полуциклов — длинного (600— 700 лет) и короткого (200—300 лет).
Структура этих циклов удивительным образом коррелирует с движением культур
в теории П. Сорокина. Например, в наше время начинает повышаться уровень
солнечной активности, следующий за так называемым минимумом Маундера.
Вместе с тем «чувственная» культура XV—XX вв. приближается к своему
пределу, ее начинает сменять «идеациональная» культура. Иными словами,
происходит смена типов культур, характеризующаяся целым рядом социальных
катаклизмов XX столетия. В свое время А. Чижев-ский в книге «Физические
факторы исторического процесса» объяснял волнения на Земле, коллективные
психозы, войны процессами на Солнце. Во всяком случае имеется определенная
синхронность между вызванными солнечной активностью изменениями на нашей
планете и историческими событиями крупного масштаба (понятно, что не
следует забывать и значимость чисто исторических и социальных факторов).
В настоящее время происходит становление планетарной (или глобальной)
цивилизации, очерчиваются ее контуры, т.е. развитие человеческой культуры
вступает в новый, переломный период. На контуры формирующейся планетарной
цивилизации указывает возникающая буквально на глазах новая культура —
глобалтех. По словам П. Рикс-Марлоу,
... для последнего по времени возникновения из основных видов культур —
глобалтех — лучшей ареной для выражения его мемов (эквивалент генов в
применении к «видам культур». — В.П.) тем, сцен и грез оказалось не
национальное государство, в жизни которого доминируют города (как у
западноевропейского вида), не имперское образование, где доминирует великая
бюрократия (как у восточноевропейского), не ареал какой-либо религии,
живущей под контролем мулл (у вида афразийской зоны), и не какой-либо иной
территориально-целостный ареал. Скорее, среда существования глобалтеха —
это рынок, на котором доминируют раскинувшие сети связей во времени и про-
странстве, возглавляемые своего рода кшатриями и решающие судьбы экономики
форумы посвященных, которые именуются планетарными корпорациями. Последние
связаны воедино через международные организации и профессиональные
ассоциации.
Возникает социальный суперорганизм, способный в некоторой степени
определять свою судьбу и несущий в себе многообразие культур разных
народов.
Эта планетарная цивилизация осознает свое непосредственное окружение —
Солнечную систему — и начнет экспансию в Галактику. Она будет представлять
собой психоцивилизацию, ибо человечество, совершив научно-техническую и
социальную революции, стоит на пороге психологической революции; некоторые
ее элементы уже проявляются в развитии американской культуры. Несомненно,
что на контуры планетарной цивилизации, получившей возможность
«моделировать» альтернативные варианты собственного развития, наложат
отпечаток компьютеризация, экологизация, космизация, генная инженерия и
применение психотропных веществ, Действующих на психику человека.
В связи с необходимостью регулировать развитие планетарной цивилизации
возникает вопрос о том, кто будет доминировать в мире, т.е. кому
принадлежит будущее? На мировое господство теперь претендует ислам (выше
уже шла речь о блестящей экспансии ислама в средние века). «Ислам вступает
в XXI век, — отмечает Н. Жданов, — как одно из направлений человеческой
цивилизации, как система воззрений и политической практики, материальной и
духовной культуры. Ислам — это и миллионы верующих, партии, движения и
международные организации». Ныне стоит в теоретическом и политико-
практическом плане проблема исламского господства в мире. Не случайно Запад
трепещет перед заревом, поднимающимся над мусульманским Востоком.
Не ослабевает и стремление Запада играть первую скрипку в становящейся
планетарной цивилизации. Дж. Роберте, показав в своей книге «Триумф Запада»
причины ошеломляющего успеха западной цивилизации, делает вывод о том, что
направление современной истории характеризуется «доминированием» Запада. Он
утверждает: «Парадоксально, что мы можем теперь войти в эру своего
величайшего триумфа, но не через государственные структуры и экономические
отношения, а через умы и сердца всех людей. Возможно, они все теперь
вестернизируются». Это следует из того, что история изменена Западом, что
она теперь движется по установленным Западом рельсам.
В противоположность этому имеется совершенно иная точка зрения — Запад
может уничтожить сам себя. Известный западный ученый К. Леви-Строс говорит:
«Отлучив человека от всего остального мироздания, западный индивидуализм
лишил его защиты. Человек, верящий в безграничность своих возможностей,
обречен на самоуничтоже-
ние». Далее, следует учитывать и происходящие процессы в сфере культуры
Запада, особенно в американской культуре. Оказывается, тот же американец
вдруг обнаружил неустойчивость своей культуры, которая стала трещать по
всем швам. Ее идеи, служившие ему ориентиром в жизнедеятельности,
превращаются в ненужные и бессмысленные механизмы — у них нет ценностей их
творцов. Необходимо считаться и с тем существенным моментом, что начался
конец «белой интермедии» — господства белых над всем остальным миром.
Очевидно, что белая интермедия будет заменена «техноцветным будущим» (О.
Тоф-флер).
Во всяком случае несомненно одно — экономический рост Запада за счет
неуемного потребления невозобновляемых ресурсов приведет человечество к
катастрофе. Если этот процесс удастся остановить, тогда можно поискать,
считает А. Тойнби, инициатора следующего витка движения мира на Востоке, не
исключено, что в Китае. Не следует забывать и значимости России в
становлении планетарной цивилизации. Она представляет собою мост,
связывающий Европу и Азию, к тому же в ее культуре до сих пор идет синтез
восточных и западных культур. Именно евроазиатская двукрылость России
призвана самой историей сыграть роль интегрирующего начала между Востоком и
Западом. Не случайно еще А. Герцен проницательно назвал Тихий океан, на
берегах которого по соседству располагаются Россия и Китай, Средиземным
морем Будущего. Китай же весьма успешно проводит экономические реформы
(хотя здесь имеются и трудности) и движется по пути рыночного социализма,
опираясь на тысячелетние традиции богатейшей культуры и нравственные устои
народной жизни. И Россия пойдет своим путем, совершив переход к
корпоративной системе, что дает ей возможность дружить с Китаем и оказывать
влияние на формирование планетарной цивилизации. Во всяком случае, ясно
одно — сегодня происходит движение к многомерному миру, где придется
учитывать интересы Запада, стран Тихоокеанского бассейна, Африки, Латинской
Америки и России.
Наконец, коснемся альтернативных путей развития мировой цивилизации. В
конце XX в. существует острое противоречие между полисной и неполисной
цивилизациями. Сейчас Атлантический океан, а не Средиземное море, является
центром полисной (западной) цивилизации. На периферии евро-американской
цивилизации происходит расшатывание традиционных структур. Причем Россия
оказалась на периферии полисной цивилизации, связанной с явлением
«озлобленной зависти», которая проявляется в антизападничестве и всплеске
уравнительного пафоса (от большевистской уравнительности до «пылающего
ислама»). Ныне евро-американская цивилизация находится перед лицом тех же
проблем, что и Римская империя накануне своего краха.
Однако условия несколько иные. Во-первых, полисная цивилизация теперь не
находится в глухом «варварском» окружении, подобно греко-римской
предшественнице. Во-вторых, масштабность неполисных цивилизаций перестает
быть геополитической доминантой: включение России в систему
Демократического Севера (Объединенная Европа, Япония и Северная Америка) и
осуществление плана Дж. Буша по созданию Общеамериканского рынка приведет к
выпадению Латинской Америки из контекста «третьего мира». Именно включение
России в систему евро-американской цивилизации может спасти ее перед лицом
опасности, идущей со стороны Юга, представляющего собой совокупность
неполисных цивилизаций. Тогда она сможет оказать существенное влияние на
развитие планетарной цивилизации.
Другой из возможных альтернатив развития глобальной цивилизации может
оказаться в силу цикличности истории возникновение социальной Мегамашины,
подобной древневосточной монархии. Ведь западная цивилизация прервала
естественный ход классического, восточного пути развития цивилизаций: она —
аномальное явление в кругу цивилизаций. И нереализованные потенции
европейской истории могут обрести жизнь. Если обратить внимание на
тенденции в функционировании западных транснациональных корпораций
(большинство из них является американскими), то можно прийти к выводу о
том, что нарождающаяся планетарная цивилизация по своей сути может стать
неорабовладельческой.
Проблемы глобального характера настолько усложнились сейчас, что
демократические методы решения уже не совсем эффективны и поэтому не
исключена вероятность некоего «возврата» в прошлое, но уже на ином уровне.
В отличие от физического принуждения древнего рабства возможно применение
(и это делается уже сейчас) мощных методов манипулирования психикой
человека при помощи средств массовой информации и коммуникации,
непосредственного воздействия на мозг человека, психотронного оружия и пр.
Планетарная цивилизация, таким образом, может оказаться
«неорабовладельческой».



ЛИТЕРАТУРА



1. Грейсон Дж., О'Дел.'1 К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.,
1991. Каталог биосферы. М „1991.
2. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. Поликарпов В.С.
3. Наука и мистицизм в XX веке. М„ 1990. Поликарпов В.С., Волков Ю.Г.,
Поликарпова В.А.
4. Современная культура и генная инженерия. Ростов 1[/Д„ 1991.
5. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. М., 1991. Сорокин П.
6. Человек. 1 Цивилизация. Общество. М., 1992. ТойибиДж. Постижение
истории. М., 1991.





Реферат на тему: Культура первобытного общества
Московский государственный университет «Сервиса».

Кафедра культурологии.



Контрольная работа на тему:
«Культура первобытного общества».



Работу
выполнила:
студентка группы ШЗС 1/1
Коряко Дина Владимировна
Шифр: 4499-013
Работу проверил:



Дубна, 2000 г.
Оглавление

Вступление. 3
Структура мировой истории. – К. Ясперс. 5
Периодизация первобытности. 6
Особенности первобытного искусства. 7
Ранние формы верования. 13
Заключение. 15
Список использованной литературы: 16

Вступление.


Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность – детство человечества. Большая часть истории
человечества приходится на период первобытности.
Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории
человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет
«дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности
назван «доисторией», «прометеевской эпохой».
Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей
экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое
происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время.
Карл Ясперс характеризует его тем, что в это время происходит много
необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-Цзы, возникли все
направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады[1], жил
Будда[2], в философии Индии, как и в Китае, была рассмотрены все
возможности философского постижения действительности, вплоть до
скептицизма, софистики, нигилизма и материализма; в Иране Заратустра[3]
учил о мире, где идет борьба добра со злом; в Палестине выступали пророки
Илия. Исаия, Иеремия и Второисаия; в Греции – это время – Гомера, философов
Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Фукидида и Архимеда. Все то, что
связано с этими именами, возникло почти одновременно в течение немногих
столетий независимо друг от друга.
Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад.
Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек
не изменился существенным образом ни по своим биологическим и
психологическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам
(ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление
человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до
начала передаваемой историй? первое становление человека – глубочайшая
тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.
Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое
выражения в вопросе без ответов.
Современная антропология не дает окончательного и достоверного
представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку
разумному, равно как и об отправной точки его эволюции. Очевидно лишь, что
человек прошел в своем биологическом и социальном развитии долгий и весьма
извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах
происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри ограниченных
площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще
единый характер.
Наши предки в самый отдаленный из доступных нам периодов предстают
перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является
существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо,
не имеющее ни того не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».
Радикальные отличия человека от животных состоит в том, что окружающий
предметный мир является объектом его мышления и речи.
Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – еще
одно отличительное качество человека. Только тогда, когда между
первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников
на лошадей и оленей появляется оседлое и организованное человечество.
Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой
деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения
родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился
объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность
в новых формах общения.



Структура мировой истории. – К. Ясперс.



Единый мир человечества на земном шаре



Периодизация первобытности.

Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По
материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю
Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый
(неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2
млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три
периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил
медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век
(4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил
железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее
десятка тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали
себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей.
Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших далеких предков.
Палеолитические стоянки, как правило, расположены на мысах и при выходе
врагов в ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней
для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не
совершенство орудия (в палеолите это были дротики и рогатины), а сложная
тактика загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу
мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и
носороги, и охотиться приходилось на мелких нестыдных млекопитающих.
Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а
ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и
рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические достижения – результат длительных поисков наиболее
надежных, наиболее целесообразных орудий производства – не меняли существа
дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы.
Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов
дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства
земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической
науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки
земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из
кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки.
В самой природе человека заложено то, что он не может быть только
частью природы: он формирует себя по средствам искусства.


Особенности первобытного искусства.

Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к
изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом
Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой.
Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла
Мадлен (Франция).
Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был
синкретизм.
Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира,
способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека
разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и
переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном
бессознательном состоянии, в так называемом архетипе.
В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства
появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.
Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего
неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период
сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из
камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам
охоты на промысловых животных.
Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и
неолитического времени были звери.
И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное
в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы
постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного
человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя,
именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их.
Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так
мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле
слова палеолитические скульптуры.
Главной художественной особенностью первобытного искусства была
символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как
реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного
искусства представляют собой целые системы сложных по своей структуре
символов, несущих большую эстетическую нагрузку, с помощью которых
передаются самые разнообразные понятия или человеческие чувства.
Культура в эпоху палеолита. Первоначально необособленное в
специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом
первобытное искусство отражало постепенное познание человеком
действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые
искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху
палеолита. Каждый из них характеризуется качественно новой изобразительной
формы. Натуральное творчество – композиция из тушь, костей, натуральный
макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей
убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ
скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной
формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап –
искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания
образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в
начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие
верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением
выразительных художественных образов в цвете и объемном изображении.
Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными
росписями. Рисунки нанесены охрой и другими красками, секрет которых не
найден и поныне. Палитра каменного века видна, в ней четыре основные
краски: черная, белая, красная и желтая. Две первые употреблялись довольно
редко.
Подобные этапы можно проследить и при изучении музыкального пласта
первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения,
жестов, возгласов и мимики.
Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков
природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму –
мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное
творчество; двух - и трезвучные мотивы.
В одном из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший
музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для
воспроизведения шумовых и ритмических звуков.
Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую
создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей
своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности
палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из
отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в
современном смысле слова.
Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного
искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете,
выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня
или вылепленные из глины). Преуспели они и в декоративном искусстве –
резьбе по камню и кости, рельефу.
Особая область первобытного искусства – орнамент. Он применялся очень
широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты,
всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент
– основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном
из множества зигзагообразных линий.
Что же означает этот абстрактный узор и как он возник? Попыток решить
этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль
блестящим по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью
увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи
заметили, что они тоже состоят из зигзагообразных узоров, очень похожих на
зигзагообразные орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в
основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный
самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они
вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.
На сосудах каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый
орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как
правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек
из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их
наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если
надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с
оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или
зубчатым.
Во всех проведенных случаях исходный для орнамента сюжет определяется
сравнительно легко, но, как правило, отгадать его практически невозможно.
Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения
косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта
зверя с рожками до некоего подобия цветка.
Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм,
прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня
мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.
Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что
древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не
только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали
человека в природе.
Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития
первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени
распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых
продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным
формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься
земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый
искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде
люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость.
Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с
увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.
В эпоху неолита и бронзовый век подлинный рассвет пережил орнамент,
появились изображения. Передающие более сложные и отвлеченные понятия.
Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства – керамика,
обработка металла. Появились луки, стрелы и глиняная посуда. На территории
нашей страны первые металлические изделия появились около 9 тыс. лет назад.
Они были кованные – литье появилось гораздо позднее.
Культура бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения
зверей почти исчезают. Всюду распространяются сухие геометрические схемы.
Например, профили горных козлов, высеченные на утесах гор Азербайджана,
Дагестана, Средней и Центральной Азии. Люди затрачивают на создание
петроглифов[4] все меньше усилий, наспех процарапывая на камне мелкие
фигурки. И хотя кое-где рисунки пробивают и в наши дни, древне искусство
никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие
достижения в прошлом.
Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном
Кавказе характеризуются существованием крупного очага металлургии и
металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было
налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).
В конце этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают
появляться железные, которые знаменуют собой начало н

Новинки рефератов ::

Реферат: Взгляд на первый период Русской истории с позиций Ключевского (История)


Реферат: Свойства, применение и получение полиметилметакрилата (Химия)


Реферат: Женщины на российском престоле: Елизавета Петровна (1741-1761) (Государство и право)


Реферат: Конверсионное словообразование прилагательных цветообозначения. Методика преподавния в нач.классах (Иностранные языки)


Реферат: Быт и культура народов Древнего Египта (История)


Реферат: Атлантида (История)


Реферат: Контрольная работа (Математика)


Реферат: КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ В САМАРЕ (История)


Реферат: Политическая философия Макиавелли (Политология)


Реферат: Учет затрат на производство зерна (Сельское хозяйство)


Реферат: Економ. політика доби національно-визвольної р. (1917-1920рр..) (История)


Реферат: "Язвы" армейско-офицерского мира и пути избавления от них. (по повести Куприна "Поединок") (Литература)


Реферат: "Северное" и "Южное" общества декабристов, их программы. Восстание декабристов (История)


Реферат: Процессор для ограниченного набора команд часть 1 (7) ( [Курсовая]) (Компьютеры)


Реферат: Магнитометры на сквидах (Технология)


Реферат: Арам Хачатурян (Музыка)


Реферат: Сравнительный Анализ Конструкций и Характеристик Датчиков Давления (Радиоэлектроника)


Реферат: Формирование речи у дошкольников (Педагогика)


Реферат: Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию (Педагогика)


Реферат: Демографическая обстановка в Западно-Сибирском экономическом районе (Социология)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист