GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Аппарат произведения печати. Элементы книги (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Аппарат произведения печати. Элементы книги (Культурология)



МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ



РЕФЕРАТ
ПО ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЮ НА ТЕМУ:

ЭЛЕМЕНТЫ КНИГИ
АППАРАТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПЕЧАТИ



Выполнил: КОРОТЯ Н.Н.
ФУИ гр. 114а



МОСКВА
1998
Объектом составления описания является однотомное литературно-
художественное произведение «Мифы Древней Греции» английского писателя
Роберта Грейвса.


Оглавление

Введение.
Отличительные элементы книги и аппарата произведения печати.
Структурные элементы книги:
1) элементы внешней (физической) конструкции книги;
2) элементы внутренней структуры книги.
Элемента аппарата произведения печати:
1) элементы опознавательного аппарата произведения печати
(выходные сведения, в состав которых входят выходные и
выпускные данные);
2) элементы средств дополнения и сопровождения текста издания;
3) элементы справочно-поисковых средств.
Экспертная оценка книги.



Введение.

Цель данного реферата состоит в том, чтобы дать описание элементов
книги и аппарата произведения печати конкретной книги — «Мифы древней
Греции», написанной английским писателем Робертом Грейвсом и переведенной
на русский язык. Это литературно-художественное произведение с историческим
научным уклоном.
Аппарат произведения печати призван облегчить читателю и другим
потребителям книги или другой печатной продукции использование произведения
печати в различных целях — например, как книги для чтения и глубокого её
изучения, как справочника для получения библиографических, статистических,
информационных и других нужных сведений.
К аппарату произведения печати относят только те элементы издания,
которые не составляют основного произведения или его частей независимо от
вида издания.
Немаловажную роль в издательском и книжном деле играет то, что
произведение печати с тщательно и глубоко продуманным аппаратом отличается
большей информационной ценностью, чем то же произведение печати со слабо
продуманным аппаратом.
Следовательно, задача составителя данного реферата — использовать как
можно больше элементов аппарата произведения печати.



Элементы внешней физической конструкции.

Формат данной книги — 70*100[pic].
Переплёт. Переплёт состоит из 2-х твёрдых картонных сторонок
(переплётных крышек), которые вместе с переплётным корешком с внешней
стороны обклеены (покрыты) прочным покровным материалом — дерматином
бежевого цвета. Это — «одежда» книги.
На лицевой стороне передней сторонки находится художественное
контурное изображение греческих богов Зевса и Гермеса, выполненное синей
краской. Заглавие книги выполнено шрифтом крупных кеглей, цвет букв светло-
серый. На покровном материале передней и задней сторонок переплёта вдоль
книжного корешка идут углублённые линии-рубчики, благодаря которым стороны
легко и ровно отгибаются.
Рубчик внутренней сторонки каждой переплётной крышки образует сгиб
двойного листа, высотой равный высоте книжного блока издания, а шириной — в
разворот 2-х страниц. Это форзац. Его основное назначение — прочно
соединять книжный блок с переплётной крышкой. Одна половина форзаца
приклеена к внутренней стороне передней крышки, а другая сторона свободна и
узкой полоской вдоль корешка книжного блока приклеена к первой странице
этого блока. Задний форзац соединяет внутреннюю сторону задней переплётной
крышки с последней страницей книги. Каждый форзац книги выполнен из более
плотной и более белой бумаги, чем все остальные листы книжного блока. В
книге на развороте переднего форзаца на светло-сером фоне изображена «карта
известного грекам мира», на развороте заднего форзаца изображена тоже на
светло-сером фоне «карта упоминаемых в книге географических названий».
Чтобы скрепить, защитить и упрочнить книжный блок, на верхний и нижний
края корешка книжного блока наклеена цветная (по цвету материала переплёта)
тесьма — каптал, который также является элементом внешнего оформления
книги.


Элементы внутренней структуры книги.

Элементы внутренней структуры данной книги таковы: фронтиспис,
одинарный титульный лист и его оборот, тексты (основной, дополнительный и
вспомогательный), спусковые, рядовые и концевые полосы.
За передним форзацем в книге следует фронтиспис —страница, образующая
разворот с лицевой страницей титульного листа. На обеих сторонах
фронтисписа изображены герои книги в состоянии движения и борьбы.
Фронтиспис является как бы главной, ключевой иллюстрацией текста книги
(иллюстрации в книге монохромные). Вторая страница фронтисписа и лицевая
сторона одинарного титульного листа образуют авантитул. (на второй странице
фронтисписа в верхней части расположены имя автора и название, написанные
по-английски).
За фронтисписом следует одинарный титульный лист («титул книги»), на
котором размещены основные выходные сведения издания. Выходные сведения —
это тексты, содержащие основные сведения об издании, его краткую
индивидуальную характеристику и индивидуальные шифры, облегчающие обработку
издания в библиотеках, а также облегчающие читателю выбор книги.
На лицевой стороне титульного листа размещены главные выходные
сведения книги.

|1) в верхней части — полное имя |РОБЕРТ ГРЕЙВС |
|автора | |
|2) под ним — заглавие, | МИФЫ |
|выполненное наборным шрифтом |ДРЕВНЕЙ |
|очень крупных кеглей (более 20 |ГРЕЦИИ |
|п., 1п.=0,376 мм.) | |
|3) внизу страницы — место |Москва. Прогресс. |
|издания и издательство | |
|4) год издания отсутствует | |

На обороте титульного листа размещены следующие выходные сведения:
Перечень сверху вниз
|1) в левом верхнем углу — |ББК 84(03)3 |
|классификационный индекс |Г 49 |
|(элемент библиографической | |
|классификации) | |
|под индексом размещены: 1) |Редактор О Кессиди |
|имя и фамилия редактора |Грейвс Р. |
|2) неполное имя автора | |
|3) заглавие книги |Г79 Мифы Древней Греции |
|4) указание о переводе книги |Перевод с английского |
|5) книга выпущена: |Под редакцией и с послесловием |
| |А.А. Тахо-Годи |


Выходные данные:
|6) Место издания и издательство |М., Прогресс |
|7) год издания |1992 |

|8) объём книги |624 с. |
|9)Дополнительные выходные |Издательская аннотация (краткая,|
|сведения |но содержательная характеристика|
| |содержания произведения). |
|10) В нижней части оборота |Редакция литературы по |
|титульного листа размещено |гуманитарным наукам. |
|название редакции составителей | |
|издания | |
|11) В нижнем левом углу страницы|ISBN 5-01-001587-0 |
|— международный стандартный | |
|номер книги. | |
|12) Знак охраны авторского права|( Перевод на русский язык, |
|— в нижнем правом углу |комментарии, послесловие — |
| |издательство Прогресс, 1992 |


Структура текста. Текст книги «Мифы Древней Греции» разделён на 29
частей (разделов). Каждая часть (раздел) объединяет несколько подразделов,
связанных между собой общей темой подразделов и темой их раздела.
Например, тема раздела «Жизнь и подвиги Геракла». Этому разделу
подчинены 30 подразделов. Каждый подраздел имеет своё название (рубрику).
Так, подраздел, имеющий рубрику под названием «Рождение Геракла» описывает
времена и события, предшествующие рождению героя и его появление на Земле.
Разделы и подразделы объединены общей темой, посвященной Гераклу и т.д.
Для лучшей ориентировки при поиске нужного раздела заглавия разделов
напечатаны жирным наборным шрифтом более крупных кеглей, чем заголовки
подразделов.
К элементам рубрики можно отнести «буквицу» — первую букву начального
слова подраздела, которая увеличена по размеру (кеглю) по сравнению с
обычной начальной буквой в несколько раз.



«Буквица» сочетается с иллюстрацией (рисунком, поясняющим текст):
[pic]

Она применяется для того, чтобы подчеркнуть начало произведения или
его части и «настроить» читателя на «нужное» восприятие последующего
текста. «Буквица» утоплена в тексте, а её верхняя линия выровнена по
верхней линии строки, которую «буквица» начинает. Применение «буквицы»
удобно но не экономично, так как требуется сужение формата основного
текста.

Рубрикация. Рубрикация играет важную роль в системе быстрого
нахождения нужного пункта, раздела основного текста. Развита ступенчатая
рубрикация. Первая ступень рубрикации образуется рубриками (названиями
разделов), которые подчиняются рубрике (заглавию) книги. 2-я ступень —
рубрики подразделов подчиняются рубрикам разделов. Внутри текста имеются
другие рубрики. Каждый подраздел основного текста имеет свой номер над
названием подраздела. Это значительно убыстряет нахождение нужного нам
подраздела.
После каждого подраздела идёт библиографическая ссылка для нахождения
авторов цитат и других заимствований. В этом случае после
библиографической ссылки идёт пустая строка, на которой расположены 3
звёздочки, а затем идёт номер и текст следующего раздела.
Оглавление в книге — это указатель заголовков и подзаголовков частей
текста. Основные функциональные задачи оглавления:
1) Справочно-поисковая: упростить и ускорить поиск разделов и
подразделов.
2) Информационно-пояснительная: дать читателю общее представление о
содержании и структуре книги, подготовить к чтению, помочь
восстановить в памяти прочитанное при длительном перерыве в чтении.
3) Рекламно-пропагандистская: завлечь читателя, вызвать у него интерес
к книге.


Элементы опознавательного аппарата произведения печати.

Предвыпускные (или надвыпускные) данные — часть выходных сведений
книги. Предвыпускные данные размещаются обычно над выпускными данными и
содержат повтор основных важных сведений об издании (об авторе, заглавии,
составителе) а также сведения о издательских работниках, подготовивших
издание.

Предвыпускные данные книги:



РОБЕРТ ГРЕЙВС
МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ


Редактор О.Н. Кессиди

Художник В.В Куликов
Художественный редактор С.В. Красовский
Технический редактор Е.В. Левина


Выпускные данные — часть выходных сведений. Место размещения выпускных
данных в данной книге — нижняя часть концевой страницы (концевой полосы)
издания.

Состав выпускных данных книги:

Подписано в печать 20.12.1991.
Формат 70*100[pic].
Бумага офсетная №2.
Гарнитура Прес-Роман. ( Гарнитура — комплекс шрифтов одного рисунка,
но разных начертаний и размеров (кеглей). Кегль (кегель) — это высота буквы
или знака в строке. Многие гарнитуры названы именами их создателей —
художников, разработавших разные гарнитуры, т.е. шрифты и их начертания.)
Печать офсетная.
Объем издания в условных печатных листах: 50,31 усл. печ. л.,
объем издания и учётно-издательских листах: 47,46 уч.-изд. л.
Тираж 150000 экз.
Заказ №461.
Цена договорная. Изд. № 42318.
Название и адрес издательства: Ордена Трудового красного Знамени
издательство «Прогресс»; 119487, Москва, Зубовский бульвар, 17.
Отпечатано с оригинал-макета на Можайском полиграф комбинате
Министерства печати и массовой информации РСФСР; 143200, Можайск, ул. Мира,
39.


Элементы средств дополнения и сопровождения текста.

К средствам дополнения и сопровождения текста книги относятся:
1) Послесловие — элемент затекстового аппарата произведения печати. В
послесловии поясняется и дополняется содержание основного текста.
Главная задача послесловия — дополнить основной текст новыми
материалами, которые автору были неизвестны.
2) Примечания — элементы затекстового аппарата произведения печати. В
примечаниях:
а) греческие слова даются с переводом и комментариями
б) в этих примечаниях даётся краткое дополнение основного
текста пояснениями небольших фрагментов текста
в) библиография — затекстовый указатель перечня античных
источников, которые Грейвс использовал при написании своей книги
г) в библиографических внутритекстовых ссылках текст дополняется
различными материалами и цитатами философов, историков и других
античных писателей.



Элементы справочно-поисковых средств.

К справочно-поисковым средствам данной книги относятся:
1) Хронология дат жизни и творчества писателя Р. Грейвса в послесловии
А.А. Тахо-Годи «Роберт Грейвс — мифолог-поэт».
2) Затекстовый именной указатель, составленный в алфавитном порядке.
3) Библиография (затекстовый элемент аппарата произведения печати) —
указатель перечня античных источников. В перечне возможно найти
интересующие читателя произведения древних поэтов и философов.


Экспертная оценка книги.

Экспертная оценка описываемой выше книги основывается на
количественной и качественной оценке используемых элементов аппарата
произведения печати, которые являются дополнением к основному тексту
издания.
Цель описания книги в том, чтобы помочь читателю и документоведам
библиотек и других учреждений удобно, быстро и просто при помощи аппарата
произведения печати работать с книгой: опознать книгу среди других по
внешнему оформлению (формат, художественная иллюстрация (рисунок) на
внешней стороне передней крышки), разобраться с тематикой и структурой
текста нужного произведения.
Вспомогательные указатели помогают читателю понять текст, требующий
дополнительных литературных и исторических знаний об описываемой эпохе, во
всём объёме и со всей глубиной. Если требуется, то текст поясняется и
дополняется новыми материалами (например, послесловие — элемент
затекстового аппарата произведения печати).
Сведения, размещённые на титульном листе и на концевой полосе —
основные выходные сведения, которые позволяют (из-за шрифта крупных кеглей)
отличить книгу от всех прочих и которые служат основным источником
библиографического описания.
Помогает быстро и правильно находить нужный раздел текста рубрикация
— система взаимосвязанных и соподчинённых заголовков (ступенчатая
рубрикация).
Номера подразделов каждого раздела помогают быстро ориентироваться в
тексте каждого раздела. Этому способствует и то, что каждый подраздел
начинается «буквицей» с иллюстрацией.
В книге имеются все необходимые поисковые элементы.
Аннотация, имеющаяся в данной книге, позволяет получить краткую
характеристику книги, не читая основной текст.
Можно условно разделить элементы аппарата произведения печати на
функциональные группы:
1) Опознавательный элемент (выходные сведения, в которые входят
выходные и выпускные данные).
2) Справочно-поисковый элемент (оглавление, вспомогательные указатели:
именной и предметный, рубрикация).
3) Пояснительный элемент (послесловие, примечания и комментарии).
4) Библиографический элемент (библиографические ссылки и указатели).
Но в аппарате книги есть некоторые недостатки: нет предисловия, в
котором обычно содержатся сведения о значимости темы издания, об
особенностях содержания издания, о принципах построения и отбора материала
издания и т.д.
Заключение экспертной оценки: аппарат произведения печати, имеющийся
в данной книге, даёт возможность читателю или документоведу получить нужную
информацию в достаточно большом объёме и за сравнительно короткое время
(зависит от уровня подготовки потребителя данной книги).
Следовательно, можно дать аппарату данной книги достаточно высокую
оценку и признать, что книга соответствует целевому и читательскому
назначению.



Список используемой литературы.

1) Тяпкин Б.Г. «Аппарат произведения печати», М.:Книга,1977.
2) Мильчин А.Э. «Издательский словарь-справочник», М.:Юристъ, 1998.
3) Ирошников Ю.П. и др. «Переплёт и реставрация книг в домашних условиях»,
М.:Книга,1992.




Реферат на тему: Аритектура древнего Египта

Архитектура страны фараонов.
Каменная архитектура Египта, о чем свидетельствуют дошедшие до нас
памятники древней египетской цивилизации, служила в первую очередь
потребностям религии. Жилые дома, в том числе и дворцовые сооружения,
строились из легких и недолговечных материалов, только храмы богов и
комплексы гробниц возводились из камня, были сделаны очень прочно,
строились на века. Естественно, что именно эти каменные сооружения
выдержали испытание временем и дошли до наших дней, иногда почти в
первозданном виде. Именно эти памятники Древнего Египта сохранили
особенности древнеегипетской архитектуры.

Определение пространства,
объёма и массы,
формирование фасада.
Египетская архитектура была многоплановой, ее характерной чертой при
определении пространства и объема была галерея (коридор). Даже внутренние
дворики были, скорее, расширением и продолжением галерей, чем
композиционными центральными местами планировки здания, площадками
дальнейшего распределения или сбора. Крытыми колонными галереями эти
дворики были окружены со всех сторон довольно редко. Двери комнат и
помещений также иногда выходили во двор. Большие колонные дворы и залы были
галерейного типа, об этом свидетельствует направление укладки балок и
направленность настенной росписи на опорах.
Расположение и смежность отдельных помещений соответствуют этой
галерейной планировке, обычно она была линейной. Внутренние комнаты и
помещения следовали одно за другим в одном направлении и вдоль одной оси. В
архитектуре храмовых сооружений, начиная со святилища, комнаты и залы
становились все более просторными, высота потолков возрастала, увеличивался
объем помещений. Здание раскрывалось, подобно цветку растения. При
строительстве пирамид египтяне пользовались противоположной концепцией:
конец погребального пути – пирамида – возвышалась над всеми остальными
элементами архитектурного ансамбля. Редкое исключение представляет
центральная планировка сооружения. Она встречается только лишь в гробницах
Древнего царства (архаичный период) и в святилищах и храмах римских времен.
Внешние формы построек были очень простыми: прямосторонние и наклонные
призмы и пирамиды. Встречались постройки, имевшие только внутренние объемы
(они были очень незначительными), как, например, скальные храмы и гробницы.
Эти сооружения не имели своей отдельной массы. Были строения, которые не
имели своих внутренних объемов (или же они были очень маленькими), среди
них: пирамиды, фасадные башни и пилоны при входе в храм, а также стелы,
которые стояли отдельно и служили вертикальным акцентом архитектурного
комплекса или композиции.
Поверхности зданий изнутри и снаружи, как следствие простоты
архитектурных форм, были плоскими и ровными. Эту геометрическую замкнутость
и однообразие, присущее египетской архитектуре, смягчали многочисленные
настенные тексты, росписи и барельефы. Однако эта настенная живопись в
целом не влияла на впечатление, которое вызывает у постороннего наблюдателя
архитектура Древнего Египта. Для построек древних египтян окна не были
характерным элементом, они встречались крайне редко лишь на фасаде здания.
Проблема внутреннего освещения решалась с помощью небольших террас и
площадок, которые находились на самом верху здания.
Иногда фасад имел колонны, часто так выглядела веранда, выходящая во
двор. Промежутки между колоннами заполнялись кирпичной кладкой иногда до
половины, иногда на всю высоту. Это было особенно характерно для построек
времени правления Птолемеев. В последнем случае получался так называемый
псевдопериптер (Периптер (греческое - «оперенный») – тип храма, в котором
заключенное в глухие стены святилище окружено колоннадой со всех сторон.
Псевдопериптер отличается тем, что роль колонн исполняют полуколонны,
выступающие из стены, и только перед входами с торцов здания устроены
колонные портики). Такое архитектурное решение фасада встречается и в
памятниках Древнего царства, например в комплексе пирамиды фараона Джосера,
однако впоследствии оно было забыто. Секционное линейное решение фасадов
здания времени Древнего царства также было забыто в более поздние времена.

Строительные материалы.
Основным строительным материалом древних египтян был камень. В
каменоломнях, расположенных в городах на границах долины Нила, добывали
различные породы камня. Наиболее известным был асуанский гранит. В Асуане и
в наши дни можно видеть древнюю каменоломню, на дне которой лежит каменный
обелиск, наполовину вырезанный в скале. Столь же известен был добываемый
рядом с Мемфисом турский известняк. Из него изготовлены облицовочные плиты
большинства пирамид. Применялся древними строителями и песчаник. Из твердых
пород камня они использовали порфир и диорит. Для создания определенных
цветовых гамм и комбинаций специально подбирались камни различных цветов и
оттенков. Египтяне пользовались и кирпичной кладкой, но ее доля по
отношению к камню была незначительной. Из кирпича были построены гробницы
архаичного периода, пирамиды Среднего царства и некоторые крупные жилые
постройки. Из-за недостатка горючего материала и древесины кирпичи сушились
под лучами солнца. Не хватало древесины и для строительных работ. Из
дерева, привезенного из других стран, изготовляли только мебель и богатое
убранство апартаментов фараона и высшей знати. Но несмотря на это техника
работы с деревом оказала большое влияние на формирование стиля каменной
архитектуры Древнего Египта.
В архаичные времена жилища простых людей и небольшие святилища строили
из тростниковых циновок, дверные проемы завешивались тоже циновками, но
более тонкой работы, и плели их из травы и соломы. Некоторые формы этого
тростникового строительства были использованы позднее и в каменной
архитектуре, например в Саккаре, в комплексе пирамиды Джосера, можно
встретить полуколонны, напоминающие по форме вязанки тростника, можно
встретить и вырезанные из камня скатанные циновки. Позднее жилища
простолюдинов стали возводить из глины, эта традиция сохранилась в Дельте и
по сей день.

Конструкция зданий.
Египтяне использовали оба типа несущих (опорных) конструкций: стену и
стойку (колонну или столб).
В архаичный период стены зданий возводились из кирпичей, техника
кирпичной кладки свидетельствует о большом влиянии Месопотамии, а может
быть, и происходит оттуда. Основателем каменного строительства, его
изобретателем считается великий архитектор Древнего царства Имхотеп
(Характер построек, возведенных Имхотепом в Саккаре, служит дополнительным
подтверждением тому, что технику строительства древние египтяне
заимствовали все же из Месопотамии (оттуда же и идея ступенчатой пирамиды –
зиккурата, но без храма на верхней площадке), однако использование камня
потребовало интенсивного изобретательства от египетского зодчего). Стены из
камня возводили двумя способами: более тонкие собирались из хорошо
обработанных каменных блоков-квадров, основу более толстых и массивных стен
складывали из грубо отесанных каменных блоков худшего качества, снаружи их
облицовывали ровными и хорошо отшлифованными каменными плитами. Именно так
были построены пирамиды Древнего царства. Пирамиды Среднего царства имели
внутреннее ядро, выложенное из кирпичей.
Египетские каменные колонны возникли как архитектурное выражение форм
растительного мира. Примером этому служат полуколонны в Саккаре, они, как и
каменная стена, принадлежат комплексу пирамиды Джосера. Каменные колонны
древнеегипетской архитектуры делятся на несколько типов. Они повторяют
форму тех растений, характер которых хотели придать им строители. Это
колонны пальмообразной, лотосообразной и папирусообразной формы, что
особенно видно по их основаниям-базам и навершиям-капителям. Такие колонны
и колонные галереи часто уподоблялись аллее или роще деревьев. Кроме колонн
растительных форм египтяне часто использовали столбы четырехугольного или
многогранного сечения. Начиная со времени Среднего царства, встречаются два
особенных типа колонн. Это колонны с изображением на капители головы богини
Хатор и так называемые колонны Осириса в храмовых постройках. Такая колонна
обычно стояла перед колоннадой, обрамляющей вход в храм, иногда это была
статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое.
Опорные панели между столбами строители выкладывали из каменных балок,
сверху на них укладывали каменные плиты, которые образовывали плоский
потолок. Над ним сверху не было кровли, ведь дождь в Египте – величайшая
редкость. Карниз служил сначала только венчанием стен, но потом его подняли
выше балок перекрытия, и он превратился в один из элементов украшения
стены. Такой карниз был часто украшен фигурами животных и растений
(например, изображениями священной кобры-урея).
Несмотря на то, что в египетской архитектуре в первую очередь
использовались плоские формы и прямые линии, строители умели устраивать
сводчатые покрытия. Потолок погребальных камер имел форму двускатной крыши
и был сооружен из тщательно пригнанных друг к другу каменных плит. Эти
плиты снизу иногда были вогнуты вовнутрь, нижней части горизонтальных
каменных балок придавалась вогнутая форма, и получалось покрытие, похожее
на цилиндрический свод (Египтяне умели строить подлинные своды, однако
предпочитали или ложный свод (плиты перекрытия постепенно сдвигаются к
центру или к оси помещения с каждым следующим рядом, удерживаясь на месте
тяжестью искусственной горы поверху), или своего рода изображение свода –
путем придания гигантским монолитным плитам криволинейного очертания
поверхности изнутри), как в скальных храмах и гробницах. Египтяне умели
строить и настоящие своды, но делали они это исключительно только при
строительстве усыпальниц из кирпича, при возведении складских помещений и
прокладке каналов. Лестницы стали использоваться гораздо позже, до этого в
большинстве случаев для соединения различных уровней и этажей здания
пользовались наклонной плоскостью – пандусом.

Архитектурная планировка,
организация труда
и выполнение работ.
Египетские мастера, начиная с незапамятных времен, работали по точным
тщательно разработанным планам. Архитектор записывал свои мысли на листе
папируса, глиняной табличке или известняковой плите, часто он работал с
помощью разметки по клеткам, что помогало ему при проектировании, а позднее
и при выполнении работ. Найденные археологами черепки и кусочки таких
строительных проектов свидетельствуют о том, что древний архитектор
изображал строящийся объект, как в общих чертах, так и в различных
проекциях. В проекциях иногда были изображены такие части возводимого
сооружения, которые снаружи не были видны. Таким образом, на этих
древнейших строительных проектах были выполнены разрезы и сечения отдельных
элементов строящегося здания. В большинстве случаев фасад изображался на
самом краю плоскости основного чертежа.
Самые древние образцы архитектурных проектов, известные нам, относятся
к периоду правления 3-ей династии. На куске известняковой таблички,
найденном близ пирамиды Джосера, обозначены перпендикулярные линии. Они
образуют сетку координат. Кривая с записями длины соответствует линии
арочной крыши одного из зданий, принадлежащего к комплексу гробницы
Джосера. Эта табличка хранится в музее в Каире и является частью
архитектурного проекта Имхотепа, самого древнего известного нам архитектора
и строителя.
О работе над проектированием пирамид мы знаем очень мало. Можно
предположить, что строители работали на основании проектов, чертежей и
планов. Вероятно, и скорее всего это именно так, они изготовляли и модели
будущих пирамид. К примеру, в Дашуре был найден макет пирамиды времен 13-ой
династии с коридорами и камерами (Наибольшую сложность при проектировании
пирамид представляли две задачи. Первая – требовалось идеально выровнять
основание, что при длине стороны в 100, 200 м и более – весьма сложно.
Вторая – требовалось идеально высчитать угол наклона ребра угловых камней
основания, так, чтобы эти ребра сошлись в одну точку на огромной высоте. И
то и другое осуществлялось с высокой точностью, что подтверждает прекрасное
владение прикладной математикой, впоследствии заимствованной и развитой
древнегреческими учеными).
И в более поздние времена проектированию строящихся сооружений
придавалось большое значение. К примеру, на строительных чертежах и планах
царских усыпальниц в Фивах были обозначены следующие данные: общие размеры
гробницы, размеры камер и коридоров, предназначение отдельных помещений, их
наименования, тематика и форма выполнения настенных росписей и барельефов,
их композиционное построение. Среди других до нас дошел и проект гробницы
фараона Рамсеса IV, на нем изображены контуры строящейся усыпальницы, ее
наиболее важные элементы в различных проекциях. Чертежи были примерными,
без масштаба, соблюдались только пропорции, точные же цифровые данные
прилагались в пояснениях к чертежам. Наряду с работами по проектированию в
обязанности главного архитектора фараона входили обеспечение транспортного
обслуживания строительства и строительные работы. Естественно, в этом ему
помогали многочисленные администраторы и чиновники. Организация труда была
очень высокой, на строительстве работали тысячи людей, но отдельные
«команды» не мешали работе друг друга.
На основании своих египетских впечатлений Геродот рассказывает о
строительстве пирамиды Хеопса. Он писал, что Хеопс заставил работать на
себя весь египетский народ, разделив его на две части. Первым он приказал
заняться доставкой к берегу Нила блоков из каменоломен в аравийских горах.
Другие занимались их дальнейшей транспортировкой к подножию ливийских гор.
Постоянно работало сто тысяч человек, они сменяли друг друга каждые три
месяца. За десять лет напряженного труда была построена дорога, по которой
блоки доставляли к реке. По мнению Геродота, строительство этой дороги было
не менее трудной задачей, чем постройка самой пирамиды. Десять лет строили
дорогу, она была выложена отшлифованными каменными плитами, украшенными
резьбой. Закончились строительные работы вокруг пирамиды, завершилось
строительство подземных сооружений, которые предназначались для гробницы и
погребальной камеры фараона Хеопса. Строительство же самой пирамиды
продолжалось двадцать лет. Основанием пирамиды служил правильный
четырехугольник, состоявший из тщательно отшлифованных и точно подогнанных
один к другому каменных блоков. Пирамиду возводили в несколько приемов.
После возведения первой очереди каменные блоки поднимали с помощью
специальных подъемников, сделанных из коротких деревянных балок. Сначала
заканчивали отделку верхней части пирамиды, после этого заканчивали
соседние нижние части. Отделку основания и самой нижней части заканчивали в
последнюю очередь.
Современные исследователи согласны с Геродотом в том, что на
строительстве пирамиды Хеопса работало, по всей вероятности, сто тысяч
человек, но всего лишь три месяца в году, в период разлива Нила. Постоянно
на строительстве трудилось всего лишь около четырёх тысяч человек (видимо,
это были специалисты высокого класса и архитекторы). Для них был построен
жилой городок.
Работники объединялись в специальные отряды, которые состояли из более
мелких групп. Разделение основывалось на вместимости фелуки египетского
речного транспорта. Самая маленькая группа – «звено» – могла состоять из
десяти человек. Отряды, «команды» строителей носили собственные имена. В
этих именах обязательно присутствовало имя фараона. Например, отряд «Как
любима белая корона Снофру», или «Хеопс облагородил два царства» и т.д.
В каменных карьерах на блоки ставили «номер» и дату изготовления, на
основании этого определялась производительность труда и норма выработки.
Средняя норма дневной выработки каменотеса составляла примерно 2 кубических
метра камня. Для строительства пирамиды Хеопса были необходимы 2 300 000
каменных блоков массой в 2,5 тонны каждый. Если взять за основу данные
Геродота, т, е. время строительства пирамиды 20 лет, то получим вполне
реальный срок, получается, что ежедневно было необходимо укладывать в
среднем 315 таких блоков.
В последующие столетия на строительстве пирамид работали специальные
бригады мастеров. К примеру, нам хорошо известны образ жизни и организация
труда мастеров-строителей гробниц Долины царей. Благодаря археологам у нас
есть возможность читать египетские иероглифы, нам известны даже имена
некоторых древних мастеров. Проектирование, строительство и украшение
царских усыпальниц и гробниц было делом специальной «конторы», в которой
работали художники, резчики по камню и другие высококвалифицированные
специалисты. Главным «куратором» работы этой «фирмы» был высший сановник
фараона, его визирь. Число работающих в одной «конторе» достигало и
превышало 120 человек. Наряду с высококвалифицированными специалистами
использовалась также и низкоквалифицированная рабочая сила, помощники
(например, транспортники). Рабочие делились на две группы — на правую и
левую, опять же по примеру речников. Во главе этих команд стояли
начальники, рядом с ними постоянно находились писцы, которые должны были
ежедневно делать заметки о ходе работ, быте и условиях труда рабочих,
составлять списки различных материалов, необходимых для ведения работ,
инструментов, рассчитывать заработную плату. Большая часть этих записей
дошла до наших дней, благодаря ним мы смогли познакомиться с жизнью и
трудом древних ремесленников.
Благодаря изучению древних рисунков и текстов мы многое узнали о том,
как строили и проектировали здания древние египтяне. Археологи нашли
древние строительные инструменты из меди и бронзы: резцы, сверла, долота,
тесла, а также инструменты из камня и дерева (шлихтовый и шлифовальный
камни, деревянный молот и др.). Древнему египетскому инженеру-строителю в
его работе по проверке точности измерений помогали отвесы, нивелиры,
треугольники и измерительные линейки.
Большинство египтологов считает, в отличие от утверждений Геродота, что
при строительстве пирамид египтяне не пользовались никакими
приспособлениями и механизмами. По мере возведения пирамиды они сооружали
из глиняных кирпичей специальные наклонные платформы, по которым с помощью
деревянных санок и физической силы человека каменные блоки поднимались на
необходимую высоту. Нет никаких свидетельств о том, что строители пирамид
пользовались колесом или системой подъемников. Остатки же таких платформ-
рамп были обнаружены археологами.
Для возведения небольших объектов использовали строительные леса и
подмостки, при крупных строительных работах, как, например, сооружение
пирамид, и в более поздние времена при постройке храмов и т. д.
пользовались для доставки необходимых материалов специальными наклонными
платформами. Эти платформы наращивали по мере роста сооружения. После
окончания строительных работ эти платформы разрушались. Одновременно с
возведением здания его внутренние помещения заполнялись песком.
Окончательные отделочные работы производились сверху вниз. По мере их
окончания песок удалялся.
В каменоломнях блоки высекали несколько крупнее, чем нужно. Эти
каменные блоки были грубо обработаны. В таком виде их доставляли на место
строительных работ. Тонкая обработка камня, окончательная подготовка блоков
под необходимые стандарты и придание им формы производились уже на месте
строительства, иногда и в процессе производства работ (О тщательности
доводки гигантских каменных блоков свидетельствует точная их разметка перед
установкой на место (найдены номера блоков, нанесенные на их поверхность
краской) и тот факт, что по сей день толщина шва между камнями не
превышает, как правило, 0,15 мм.).
Кроме осмотра и учета особенностей выбранного для строительства места
архитектор свято соблюдал традиции, особенно это касалось ориентации
будущего здания по звездам. Кроме решения чисто технических вопросов нужно
было проследить за точным соблюдением множества связанных со строительством
обрядов. Эти обряды начинались уже с момента определения места работ и
продолжались весь подготовительный период. На основании текстов, найденных
на раскопках в Абусире, мы имеем достаточно полное представление об обрядах
и церемониях, которыми сопровождались работы по расчистке местности, ее
выравниванию и т. д. Самые торжественные церемонии проводились по случаю
начала строительных работ. Фараон лично вбивал первые колышки, копал первую
яму, обжигал первый кирпич и сам закладывал его в фундамент будущей
пирамиды. Жертвоприношения (жертвенные животные или священные статуэтки)
совершались рядом с местом работ по закладке фундамента. Для придания
новому сооружению магической силы в фундамент строящейся пирамиды
закладывали камни из более древних гробниц и храмов. Считалось, что
некоторые архитектурные орнаменты и формы тоже имеют магическую силу. Их
изготовляли в одно время со строительными работами.

[pic]

Капители колонн: пальмовидная, папирусообразная с закрытым бутоном
цветка, папирусообразная с распустившимся цветком, в виде головы богини
Хатор


[pic]

Строительство пирамиды
[pic]

Саккара. Отреставрированная молельня на территории комплекса фараона
Джосера.
[pic]

Абусир. Храм Солнца фараона Наусерра. Реконструкция


Литература: Каталина Целлар «Архитектура страны фараонов. Жилище живых,
усопших и богов» / перевод с венгерского – А. Д. Рагимбекова, под редакцией
– В. Л. Глазычёва. – М.: Стройиздат, 1990 год.




Новинки рефератов ::

Реферат: Александр II (История)


Реферат: Массовая и Элитарная культура (Культурология)


Реферат: Теоретический анализ эффективности использования операционной системы ЛИНУКС (Компьютеры)


Реферат: БАНКОВСКИЕ ОПЕРАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВЕКСЕЛЕЙ (Право)


Реферат: Особенности психологических особенностей дружеских отношений (Психология)


Реферат: Продвижение товара на рынке и методы его продвижения (Предпринимательство)


Реферат: Некоторые проблемы преступности на Государственной границе РФ (по данным 1994-95 гг.) (Криминалистика)


Реферат: Биография Александра Меньшикова (Исторические личности)


Реферат: Демографическая ситуация России (География)


Реферат: Работа педагога - музыканта с родителями по эстетическому воспитанию (Педагогика)


Реферат: Первая медицинская помощь при острой сердечной недостаточности (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Финансирование малого предприятия (Финансы)


Реферат: ЕРЕСЬ ИКОНОПОЧИТАНИЯ (Мифология)


Реферат: Автоматическая линия цинкования в барабанах (Технология)


Реферат: ПОСТРОЕНИЕ VERILOG-МОДЕЛИ BER-ТЕСТЕРА ДЛЯ ПРОВЕРКИ КАНАЛОВ СВЯЗИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ (Компьютеры)


Реферат: Понятие информационные ресурсы (Цифровые устройства)


Реферат: Кубизм. На примере творчества П. Пикассо (Искусство и культура)


Реферат: Система коррекционной помощи детям с отклоняющимся развитием (Педагогика)


Реферат: Антенный усилитель с подъёмом АЧХ (Радиоэлектроника)


Реферат: Теория государства и право (полный курс) (Право)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист