GeoSELECT.ru



Культурология / Реферат: Искусство в контексте культуры (Культурология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Искусство в контексте культуры (Культурология)


Волгоградский Государственный Педагогический Университет



РЕФЕРАТ
по культурологи на тему:
Искусство в контексте культуры.



Выполнила:
студентка 1 курса
историко-экономического факультета
отделения «менеджмент организации»
Горина Ольга.

Проверила:
Суродина Н.Р.



Волгоград
2002



Содержание:

1. Искусство как форма культуры…………………………………………..3
2. Первобытная культура и первобытное искусство………………………6
3. Взгляды на происхождение искусства…………………………………...8
4. Искусство и действительность………………………………………….10
5. Список использованной литературы…………………………………...14



Искусство как форма культуры

“В искусстве как средстве выражения царит атмосфера очарования,
неестественности, чего-то искусственного, я бы сказал, чего-то почти
магического, в чем для нас , по-видимому, только и должна проявляться
красота.”
/А. Банфи. Философия искусства/

Искусство — это сфера духовно-практической деятельности людей, которая
направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано
удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую
действительность в развитых формах человеческой чувственности.


Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между
собой. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с
мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной
профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или
рабочего.


В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством
стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование
окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее
значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних
закономерностей структуры создаваемых произведений.


Особым видом социальной практики является собственно художественное
творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения
искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся
оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании
искусства.


Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм
человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и
выражает действительность в художественно-образной форме. Она является
результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно
— реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный
образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а
проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как
способ домыслить, дополнить реальную жизнь.


Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание
жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ
концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и
человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином
зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть
воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время
реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также
фильм и спектакль в целом.


Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и
подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах,
жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений
искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в
исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание,
художественную критику и эстетику.


Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой
деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и
различающиеся по способам его материального воплощения:


- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок,
мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических
материалов);

- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с
разнообразными тембрами, созданными природными и техническими
приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве
материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные
нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.


Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние
разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную
историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо
само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями
человеческого восприятия мира. Язык красок, форм, звуков возник в силу
того, что краски, звуки, формы получили выразительный смысл и определенное
значение в жизни людей.


В ходе функционирования мировой художественной культуры система видов
искусства постоянно изменялась, проявляя при этом различные, порой
взаимоисключающие тенденции:


— из древнего синкретического искусства произошла дифференциация всех его
видов,

— в процессе исторического развития образовались синтетические виды
искусства (театр, архитектура),

— влияние научно-технического прогресса стимулировало появление новых видов
искусства (кинематограф, телевидение, видео).


В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились
тенденции:


— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.


Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее
между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства
другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз
подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе
художественной культуры.


Взаимоотношение различных видов искусства — явление весьма полезное, прежде
всего для самого развития искусства. Не оно имеет свои пределы, его грани
исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства
вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может
дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать
только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из
отдельных видов искусства.


Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании
общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс
творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты,
взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный
материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.


Искусство полифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает
будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а
также имеет и другие функции. В этом и заключается общественная значимость
искусства.


Многогранна и практика искусства. Но главной его целью является
социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает
человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны
человеческого существа.

Первобытная культура

1) самый древний тип культуры, определявший бытие людей на протяжении почти
всей их истории;

2) первобытной, архаичной может быть культура живущих "рядом" с нами
народов, высокомерно называемой некоторыми примитивной;

3) древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью
современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и
техническим могуществом.

Отношение к первобытной культуре может быть различным. Еще в древности
родилась традиция отождествлять первобытность с некультурностью. Афинский
оратор Изократ, живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само слово "эллин"
является обозначением культуры, а не происхождения. С тех пор эта традиция
не исчезла, а слово "первобытный" часто употребляют для обозначения
неразвитости, отсталости и т.д.

Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры
существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной
потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры.
Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и
неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и
"эксплуатируемых".

Первобытность - это первое бытие. Разложение первобытной культуры - это
разложение основ культуры, которое распространяется и на всю культуру.
Сохранить ее может только культурное, т.е. почтительное и бережное,
отношение к ее основам.

Известный культуролог и антрополог Дж. Фрэзер писал:

...в числе благодетелей человечества, которых мы обязаны с благодарностью
чтить, многие, если не большинство, были первобытными людьми. В конечном
счете мы не так уж отличаемся от этих людей, и многим из того истинного и
полезного, что так бережно сохраняем, мы обязаны нашим грубым предкам,
накопившим и передавшим нам по наследству фундаментальные представления,
которые мы склонны рассматривать как нечто самобытное и интуитивно данное .


Первобытное искусство - искусство эпохи первобытнообщинного строя. Возникло
в позднем палеолите (около 30 тыс. лет до н. э.) и отражало образ жизни и
воззрения первобытных охотников (примитивные жилища, полные жизни и
движений пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев
и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты,
свайные постройки, изображения стали передавать отвлеченные понятия,
развилось искусство орнамента. В эпоху неолита, энеолита, бронзового века у
племен Египта, Индии, Передней, Средней и Малой Азии, Китая, Южной и Юго-
Восточной Европы сложилось искусство, связанное с земледельческой
мифологией, орнаментированная керамика, скульптура). У северных лесных
охотников и рыболовов бытовали наскальные изображения, реалистические
фигурки животных. Скотоводческие степные племена Восточной Европы и Азии на
рубеже бронзового и железного веков создали звериный стиль. Поздние этапы
П. и. связаны с разложением первобытного строя.

Особенностью первобытной культуры является прежде всего то, что она,
образно говоря, скроена по мерке самого человека. У истоков материальной
культуры вещами командовал человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей был
ограничен, человек мог их непосредственно обозревать и чувствовать, они
служили продолжением его собственных органов, в определенном смысле были их
вещественными копиями. Но в центре этого крута стоял человек - их
создатель. Первобытная история, как и культура, имела еще одну особенность
- примитивный коллективизм.



Взгляды на происхождение искусства

Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском
учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г.В.
Плеханов писал по этому поводу, что искусство - дитя труда, а не игры.

Согласно иным взглядам, искусство связано с религией. Магия охоты и магия
плодородия находили отражение в деятельности первобытных художников, где
образам искусства придавалось значение заклинания, а не наслаждения. Такая
точка зрения во многом основана на том, что первобытные художники делали
изображения в потаенных местах пещер, в темных камерах и коридорах, на
значительном отдалении от входа, где и два человека не могли разойтись. Это
объясняют желанием создать вокруг настенных изображений атмосферу тайны,
естественную для магических действий.

Существуют также традиция связывать происхождение искусства с игровой
деятельностью. Давно было замечено, что первобытные изображения постепенно
становились менее реалистичными, более условными. Но для игры как раз и
характерно создание человеком в условном пространстве и времени порядка,
который определяется им самим. Играющий человек выражает себя в условно
независимом, свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности по
отношению ко всему, что не связано с игрой. Отсутствие внешней, посторонней
цели, когда целью становится сама деятельность, роднит искусство и игру. В
книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, что у первобытных
художников была лишь потребность в материализованном выражении внутренних
переживаний, чувств и идей, творческой фантазии.

Не исключено, что первобытные художники, проникавшие в потаенные места
пещер, делали это не для магии, а чтобы избежать свидетелей своего
творчества, которое могло казаться со стороны пустым, непонятным и из-за
этого, может быть, вредным занятием. Некоторые ученые связывают с игрой не
только искусство, но и всю первобытную культуру, видят в ее истоках игру.
Такой подход характерен для философской герменевтики. Г. Гадамер,
рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.

Еще более показательны в этом отношении взгляды голландского историка
культуры И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга). В своей книге "Человек
играющий. Попытка определения игрового элемента в культуре" (1938) он
универсализировал понятие игры, к которой свел все многообразие
человеческой деятельности и рассматривал ее как основной источник и высшее
проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем
более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков,
подобно тому как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает
игровое начало.

Конечно, любая теория, в которой происхождение искусства, равно как и
культуры, сводится к трудовой или игровой деятельности, к магии, не
бесспорна. Естественно, что создание любой культурной ценности - это труд.
Но разве игра - не труд? Что может быть серьезнее для ребенка, чем игра? Но
и труд вполне взрослого человека, когда он сам по себе доставляет ему
радость и удовлетворение, мало чем отличается от игры. Наконец, разве
культура и искусство не оказывают магического воздействия, внушая нам мысли
и чувства или пробуждая желания, которые без них у нас бы просто не
возникли?

В вопросе о происхождении искусства важно понять не столько причину,
сколько цели, которые преследовал первобытный художник, создавая
изображения. Ясно, что они могли быть разными, что сами изображения потом
использовались с различными целями. Но если художник, как писал А.П.
Окладников, удовлетворял свою потребность в материализованном выражении
внутренних переживаний, которые для него были идеальны, то целью его
творчества служило изображение идеала. Если для культуры в целом характерно
постоянное несовпадение целей и идеалов, то в начальной стадии культуры это
совпадение все же происходило в силу синкретического характера первобытной
культурной деятельности.


В современных условиях значительно вырос интерес к феномену культуры,
что обусловлено поиском ценностного гуманитарного содержания и смысла
жизни. Современной наукой установлено, что человек конца XX века
подчиняется законам культурной коммуникации. Осмысление и реконструкция
прошлого помогает человеку найти опору в тех культурных ценностях, которые
лежат в основе будущего развития и совершенствования культуры.

Культура понимается нами как совокупный способ и продукт человеческой
деятельности, реализующейся в процессах опредмечивания и распредмечивания,
и предстающей в связывающей эти предметы форме, а изобразительное искусство
как особый тип освоения человеком мира, образная модель мироздания и
самосознание культуры.

Изучение изобразительного искусства в контексте культуры проводится нами с
позиций влияния типа культуры на общее развитие искусства.
Общетеоретическая концепция типологического развития культуры по отношению
к кубанской культуре и изобразительному позволяет выделить характерное
преобладание канонической культуры в конце XVIII середине XIX в., а
динамической во второй половине XIX начале XX в. Отсюда, в каждый из
указанных периодов, господствовал определенный тип художественной
деятельности: в начале народное искусство, а затем профессиональное.
Искусство и действительность.
Художник создаёт произведение искусства не потому, что он отражает в
определённом образе свой внутренний мир, а потому, что его помощью выражает
потребность возвысить какую-то форму жизни до уровня всеобщей ценности,
типичной для духовности . Произведение искусства действительно является
символом, и его красота проявляется входе бесконечных поисков, которые
совершаются в нем и вне его души, обретающие духовность в её чистой форме.
Ни одно произведение искусства, как ни одно из субъективных состояний, не
реализует в себе красоту в чистом виде , абсолютно чистую идеальность,
свободную от каких либо форм реального, которые необходимы для её
гармоничности .
“Значит и эстетической жизни никогда не удаётся достичь окончательной
конкретной объективизации , собственно ценности. Последняя, кстати,
является ценностью лишь поскольку в каждом творении вскрывает наличие
идеального смысла, выходящего за пределы определённой формы.”
/А. Банфи. Философия искусства стр. 35/
Через совокупную сферу культуры общественная структура нацеливает искусство
на то содержание, которое искусство должно разработать и насытить значением
собственно исторической обстановки. Тем самым структура эта оказывает
воздействие на весь комплекс художественной реальности, на её внутреннее
строение, определяя попутно формальные проблемы, вытекающие из обновления
содержания. Очевидно, к примеру, что в конце эпохи Возрождения усиление
самостоятельности буржуазии, вызванные в этой связи изменения во взглядах
на городскую и семейную жизнь, на отношение между городом и деревней,
повышение одних ценностей жизни и обесценивание других привели к появлению
в искусстве реалистических тенденций. Вспомним в этой связи об интерьерах,
пейзаже, жанровых сценах, портрете, натюрморте. Эти жанры в свою очередь
вызвали к жизни новые композиционные схемы , новые формальные проблеме,
связанные с перспективой, светом, цветовой гаммой, от которых зависело и
появление новых ценностей в живописи .
Другой “идеальной сферой” отношений субъекта-объекта является ценность или,
скорее, ценности. Сведения их- в том, что касается искусства- к чистой
эстетической ценности, хотя и может показаться правомерным лишь при
поверхностном исследовании. В самом деле, по своей сути произведение
искусства основывается на ряде ценностей, более или менее способных к
гармоничному синтезу. Это и внимание к окружающему миру, и традиция, и
жизненность. Это и этические, технические, и собственно эстетические
ценности. Эти последние относящиеся к сложной и многогранной общественной
роли искусства, не только сами по себе являются важным аспектом, моментом,
художественной убедительности, но и лежат в основе других ценностей,
определяя проникновение в ткань произведение искусства. Общественные
ценности приобретают очевидное своеобразие в некоторых видах искусства.
Вспомним, например, архитектуру и градостроительство, театральное искусство
и малые декоративные формы. В целом присущи всем художественным сферам и
характеризуют важные качественные различия. Сопоставим наглядную
“публичность” фресковой живописи и интимность картины, вспомним, как
отличаются друг от друга социальное содержание , являющееся неотъемлемой
частью вокальной и инструментальной музыки и присущее самим инструментам.
“Не следует также забывать о том, что усиление выразительных форм и
отношений, воздействующих на наши ощущения, подчеркивание эмоциональной и
образной стороны содержание в произведении искусства ведёт к концентрации
на них внимания и оказывает влияние на основы их социальных структур и
выразительности.”
/А. Банфи. Философия искусства стр.186/
Искусство является реализацией прекрасного в произведении человека. Эта
реализация может происходить в чисто формальном плане осуществлении тех
канонов чистой красоты, которые вкус уже “опробовал ” на опыте . Но в этом
случае произведение искусства может быть искусным, но бездушным
построением, чья красота остаётся внешней по отношению к реальности
предмета, который в свою очередь, вводит её в определённые рамки. Таков
случай с декоративным искусством.
“Произведение искусства должно быть эстетически самостоятельным, должно
выглядеть как результат абсолютной – спонтанности, словно несущей в самой
себе собственную целесообразность, определяющую все её аспекты-
спонтанности, словно несущей в самой себе собственную целесообразность,
определяющую все её аспекты.”
/А. Банфи. Философия искусства стр.189/
Такой абсолютной спонтанностью является творческая деятельность гения. Но
гений может творить лишь постольку, поскольку у него образуется в связи с
определённым понятием представление (эстетическая идея), которое не
допускает саморастворения в этом понятии, а даёт толчок к неограниченному
развитию мыслей, сопровождающийся неограниченной сменой образов, так что
обе способности души- воображение и рассудок- приходит в бесконечно
свободное движение в условиях взаимной согласованности разнообразных
мотивов, из которых тот или мной находит наибольший отзвук у зрителей.
Чистый эстетический образ не может быть создан в искусстве без всякой
увязки с идеалом, и его ценность заключена не в статическом созерцании, а в
многообразии и глубине воображения и мыслей, которые вызывает.



Список использованной литературы:
1. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.-
М.:Центр, 2001.
2. Энциклопедический словарь искусства под ред. Мишеля Лаклотта и Жан-
Пьера Кюзена. – М: «ТЕРРА», 1997.
3. Банфи А. Философия искусства . М.:”искусство”1989г. –384с.
4. Вопросы философии 1994 №7 / 8 Сурио Э. Искусство и философия.






Реферат на тему: Искусство делового письма

ОГЛАВЛЕНИЕ



Введение 3

Глава 1. История делового письма 4

Глава 2. Классификация деловых писем 5

Глава 3. Виды деловых писем 6

3.1. Виды некоммерческих деловых писем 6

3.2. Виды коммерческих деловых писем 6

3.3. Электронные письма 7

Глава 4. Правила оформления и структура деловых писем 8

Глава 5. Типичные ошибки в языке и стиле деловой корреспонденции 10

Заключение 12

Список литературы 13



Введение
С древнейших времен человек ведет переписку с себе подобными. Глиняные
таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но
человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма.
Наверняка уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек
осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное
общение.
Приступая к составлению официального письма, мы никогда не
задумываемся о том, что эта практика восходит еще к седой древности.
Языковые формулы, виды, разновидности официальной корреспонденции,
формуляры, способы оформления и работы с ней создавались и шлифовались
веками. Многие виды писем имеют тысячелетнюю историю.
Деловая переписка – неотъемлемое средство связи и в наши дни. Связи
предприятия с внешними организациями, так как именно письма соединяют
организацию-автора с другими учреждениями.
Служебное письмо – это обобщенное название различных по содержанию
документов, оформленных в соответствии с ГОСТом, пересылаемых по почте, по
факсу или другим способом.
Без преувеличения можно сказать, что это один из самых
распространенных видов служебных документов, поэтому, от того насколько
текст послания точен, грамотен, корректен, во многом будет зависеть успех
решения конкретных вопросов, а значит и всего предприятия в целом.



Глава 1. История делового письма


Еще в начале 18 века, в России начали издаваться сборники образцов
документов называемые «письмовник».
Предшественниками «письмовников» были «формулярники», известные на
Западе уже в 7 в., а в России – с первой трети 16 столетия (в частности,
«формулярники» московской митрополичьей кафедры) – описания реквизитов
документа, расположенных в определенной последовательности. Ранние
письмовники были своеобразными подручными сборниками, «азбуками-прописями»
для писцов. Они содержали образцы построения документов по определенной
схеме, шаблонные наборы фраз и выражений, являвшихся неотъемлемой частью
формулярного этикета и отражавших официальные отношения. Другой вид ранних
письмовников – «титулярники», содержавшие сведения о том, как записывать
полный царский титул. Сферу частных отношений и частной переписки ранние
письмовники не регламентировали.
Для актов, сделок и прошений обычно использовали гербовую бумагу с
искусственными клеймами и с изображением государственного герба. Некоторые
документы разрешалось писать на простой бумаге обыкновенного формата.
Требования к почерку были достаточно высоки: он должен был быть
четким, чистым и красивым. Цвет бумаги, которая могла быть синей,
оранжевой, палевой и прочей, авторы письмовника советовали выбирать
осторожно, чтобы не подвергнуться упреку в недостатке вкуса.
Письма отправляли в конвертах, а конверты запечатывали облатками или
сургучом: первым запечатывали только записки и редко письма, все остальное
сургучом.
Облатки были разноцветные, тогда как сургуч большей частью красный.
Находящийся в трауре, запечатывал письмо только черным сургучом.
В советское время жанр «письмовников» был подвергнут осмеянию как
«пережиток буржуазного прошлого». Частная переписка могла подвергаться
досмотру почтовой цензуры, умение писать письма утрачивалось, значение
деловой корреспонденции недооценивалось. При отсутствии конкуренции,
свободного предпринимательства не требовались ни красноречие, ни умение
убедить партнера в сотрудничестве, мало кто обращал внимание эпистолярный
этикет.



Глава 2. Классификация деловых писем

Деловые письма представляют собой официальную корреспонденцию и
применяются для решения многочисленных оперативных вопросов, возникающих в
управленческой и коммерческой деятельности. Деловое письмо - всегда
официальное сообщение. Информация, содержащаяся в деловом письме, носит
протокольный характер. Вот почему письма регистрируются, и факт устного
сообщения не исключает необходимости почтового отправления.
Существует несколько видов классификации деловых писем, в основе их
лежат различные классификационные признаки.
По функциональному признаку письма можно разделить на две группы:
- письма, требующие письма-ответа (письмо-вопрос; письмо-просьба;
письмо-обращение; письмо-предложение и др.). Письма-ответы должны всегда
содержать индекс того письма, которое явилось причиной для переписки.
- письма, не требующие письма-ответа (письмо-предупреждение; письмо-
напоминание; письмо-приглашение и др.).
По структурным признакам деловые письма делятся на регламентированные
(стандартные) и нерегламентированные. Регламентированное письмо решает
типичные вопросы регулярных экономико-правовых ситуаций и реализуется в
виде стандартных синтаксических конструкций. Нерегламентированное деловое
письмо представляет собой авторский текст, реализующийся в виде формально-
логического повествования или этикетного текста.
По тематическому признаку проводится условное различение между деловой
и коммерческой корреспонденцией. Считается, что переписка, которая
оформляет экономические, правовые, финансовые и все другие формы
деятельности предприятия, называется деловой корреспонденцией, а переписка
по вопросам материально-технического снабжения и сбыта относится к
коммерческой корреспонденции.
По признаку адресата деловые письма делятся на обычные и циркулярные.
Циркулярное письмо направляется из одного источника в несколько адресов.
По композиционным особенностям деловые письма делятся на одноаспектные
и многоаспектные. Одноаспектное письмо рассматривает одну проблему, вопрос,
а многоаспектное - несколько. Многоаспектным считается письмо, содержащее
однотипные и разнотипные аспекты - просьбы, сообщения, предложения.



Глава 3. Виды деловых писем


3.1. Виды некоммерческих деловых писем


Письмо-просьба. В письме-просьбе излагается какая-либо просьба, при
этом в ней подчеркивается заинтересованность организации в ее исполнении.
Просьба может излагаться от первого лица единственного числа, от первого
лица множественного числа; от третьего лица единственного числа и от
третьего лица множественного числа.

Сопроводительное письмо. Сопроводительное письмо составляется при
отправке адресату документов или материальных ценностей. Подобного рода
письмо оправдывает себя в тех случаях, когда содержит дополнительные
разъяснения к приложенному документу.

Письмо-сообщение. В данном виде делового письма дается какая-либо
информация, не требующая ответа или подтверждения со стороны, которой
высылается данное письмо.

Письмо-подтверждение. Содержит сообщение о получении какого-либо
отправления или о том, что ранее составленный документ остается в силе.
Также можно подтверждать факт либо действие.

Письмо-напоминание. Направляется в тех случаях, когда не удается
получить ответ с помощью телефонных переговоров или личных встреч. Оно
состоит из двух элементов: напоминание о выполнении действия; меры, которые
будут приняты в случае невыполнения ранее заключенного договора или
соглашения.

Письмо-приглашение. Пишется в том случае, когда организация хочет
пригласить другую организацию на какое- либо торжество или мероприятие. В
данном деловом письме указывается время, место и дата проведения
мероприятия.

Письмо-благодарность. В данном виде письма выражается благодарность за
выполнение какого-либо рода деятельности.

Гарантийное письмо. Составляется с целью подтверждения определенных
обязательств и адресуется организации, либо отдельному лицу.


3.2. Виды коммерческих деловых писем


Запрос и ответ на него. Данные виды коммерческой корреспонденции
являются в письменной речи реализацией двусторонней связи.

Запрос представляет собой обращение лица, желающего заключить сделку.
В запросе обязательно указывается наименование товара (услуг), условия, на
которых желательно получить товар, условия платежа, количество и качество
товара.

Оферта и ответ на нее. В данном виде письма обычно указывается, на
каких условиях должен произойти обмен товарами (услугами). В ответе
выражается согласие либо несогласие с выдвинутыми условиями.

Письмо-претензия (рекламация), ответ на него. Рекламация содержит
претензии к стороне, нарушившей принятые на себя по договору обязательства
и требования возмещения убытков. Она может быть предъявлена в отношении
качества, количества товаров, сроки поставки и т.п.

Рекламация содержит:
- основания для предъявления претензий;
- доказательства произошедшего ущерба;
- конкретные требования стороны, предъявляющей претензию.
Рекламация представляется в письменном виде, с приложением всех
необходимых документов. Если она не может быть урегулирована сторонами, то
она переноситься в арбитраж.

В ответе на рекламацию сообщается, что: информация принята к
рассмотрению; она рассматривается полностью, частично либо отклоняется;
денежная оплата произведена.


3.3. Электронные письма


Электронная почта – совершенно особый вид коммуникаций, позволяющий
при желании общаться в диалоговом режиме, в режиме телеконференций и т.п. и
представляющий как огромные возможности, так и большие трудности из-за
специфики ведения электронной переписки. С одной стороны, электронные
письма почти ничем не отличаются от своих обычных предшественников –
бумажных писем. У электронного письма есть адрес получателя и адрес
отправителя, в системных сообщениях "зашиты" дата и время отправления и
получения сообщения, текст письма и подпись отправителя, сохраняется строка
"Subject" или тема сообщения, есть возможность послать копию, приложенный
файл выполняет функции команды Приложение.



Глава 4. Правила оформления и структура деловых писем


Обычно служебное письмо состоит из нескольких типовых структурных
элементов:

1. Область заголовка.

В этой части письма слева размещается угловой штамп организации с
указанием наименования организации, ее почтовых и других реквизитов, а
также регистрационный номер и дата регистрации письма как исходящего
документа. Если служебное письмо является письмом-ответом, то здесь же
указывается, на какой документ отвечает данное письмо.

В правой части заголовка размещаются реквизиты адресата.

Ниже углового штампа размещается заголовок к тексту документа.
Языковая конструкция заголовка может иметь вид:

- предлог о + сущ. в предложном падеже: «О поставке автомобилей»;

- по вопросу о + сущ. в предложном падеже: «По вопросу о поставке
запчастей»;

- касательно + сущ. в родительном падеже: «Касательно заказа на
поставку» и т. п.

2. Собственно текст письма.

Основные особенности оформления текста письма состоят в следующем.

* Текст служебного письма, как правило, должен касаться одного вопроса
или нескольких вопросов, если они взаимосвязаны и будут рассматриваться в
одном структурном подразделении организации-адресата.

* Текст письма, как правило, состоит из двух частей. В первой части
излагается причина, основание или обоснование составления письма,
приводятся ссылки на документы, являющиеся основанием подготовки письма. Во
второй части, начинающейся с абзаца, помещаются выводы, предложения,
просьбы, решения и т. д.

* Письма печатаются на стандартных листах или бланках формата А4 или
А5; при оформлении письма на двух и более страницах вторая и последующие
страницы нумеруются посередине верхнего поля листа арабскими цифрами.

* Если письмо оформлено на бланке должностного лица, то его текст
излагается от 1-го лица единственного числа: «прошу...», «направляю...». В
остальных случаях текст письма излагается от 3-го лица единственного числа.


* Если к тексту письма предусмотрено приложение, то оно указывается
ниже основного текста, например: Приложение: на 10 л. в 1 экз. Если
приложений несколько, то дается сокращенное наименование каждого документа
приложения с обозначением количества экземпляров и листов.

3. Область подписи.

Эта область оформляется обычным образом: указывается должность и
фамилия лица, подписавшего документ.

Если исполнителем документа было другое лицо, то фамилия исполнителя и
его телефон (или другие реквизиты, если это необходимо) указываются в
нижней части листа письма с левой стороны.



Глава 5. Типичные ошибки в языке и стиле деловой корреспонденции


К сожалению, составители деловых писем зачастую допускают массу
ошибок. Последние можно подразделить на следующие виды: структурные,
синтаксические, морфологические, лексические, стилистические, технические.
Структурные ошибки.
Источником структурных ошибок является неверное построение делового
письма, несоразмерное положение его частей. Важно, чтобы каждый аспект
содержания занимал определенное место в логической структуре делового
письма и не совпадал с другим аспектом. Несоблюдение этого условия ведет к
длинным введениям и сложным системам мотивировок.
Синтаксические ошибки.
- Ошибки, связанные с неправильным порядком слов в предложении.
- Нарушение специфики употребления деепричастных оборотов.
Деепричастный оборот служит средством передачи действия, происходящего
одновременно или в связи с другим действием. Ошибки при употреблении
деепричастных оборотов нетрудно исправить, заменяя предложения с
деепричастными оборотами предложениями с обстоятельствами, выраженными
сочетаниями слов.
- Ошибки, возникающие в результате незнания структуры сложного
предложения. Нередко составители деловых писем неоправданно усложняют
текст. Хотя специфика делового письма требует пристального внимания к
деталям изложения, однако не всегда и не все детали уместны в тексте.
Поэтому неоправданно усложненные синтаксические построения должны
упрощаться. Это можно сделать и путем прямого сокращения текста, и путем
его переработки, например разбивкой сложного текста на отдельные, простые
по составу и построению фразы.
Морфологические ошибки.
- Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных.
Следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более
употребительны в официально-деловой речи. Полные имена прилагательных в
подобных текстах оказываются неуместными, ощущаются как разговорные и даже
просторечные.
Лексические ошибки.
- Неправильное использование слов и терминов.
- Неуместное или неоправданное использование иностранных слов.
Заимствование иностранных слов – закономерный путь обогащения всякого
языка. Часто в деловой язык попадают иностранные слова, обозначающие
понятия, за которыми уже закреплен русский эквивалент. Однако нет смысла
использовать иностранное слово, если есть русский термин, обозначающее
данное понятие. Употребление иностранной лексики должно быть обусловлено
тремя обстоятельствами: необходимостью, уместностью и точностью
словоупотребления.
- Тавтология. Смысловые повторы, возникающие в тех случаях, когда в
предложении соседствуют однокоренные слова. Тавтологические повторы делают
фразу неблагозвучной. Кроме того, они затрудняют ее восприятие, поскольку
привлекают к себе внимание.
- Ошибки в употреблении слов-синонимов. Ошибки в употреблении слов-
синонимов нередко происходят от того, что многозначное слово может быть
синонимично другому только в одном из своих значений.
Стилистические помехи.
- Искусственное удлинение речи. Специалисты советуют: «Не излагайте в
письме того, что вы не сказали бы устно». Однако в нашей современной
официальной переписке сплошь и рядом встречаются примеры искусственного
удлинения речи. В языке деловой корреспонденции недопустимы слишком
длинные обороты.
Технические помехи.
К этим помехам относятся описки, ошибки, механические повреждения
целостности текста (надрывы, склеивания с конвертом и т.д.). основная
причина возникновения технических помех – небрежность при составлении
делового письма.



Заключение

Составление текста делового письма - всегда акт речевого творчества,
каким бы письмо ни было - регламентированным или нерегламентированным. Это
труд, предполагающий достаточно высокий уровень языковой компетентности.
Нельзя научиться писать деловые письма правильно и убедительно, не
практикуясь и не обучаясь этому нелегкому искусству, не зная особенностей
официально-делового и публицистического стилей речи. Сегодня увеличивается
число жанровых разновидностей деловой корреспонденции и поводов для
составления и отправления деловых писем. Языковой стандарт в деловой
переписке сосуществует с экспрессией и с элементами диалогизации речи.

Все это требует от менеджера сегодня большей речевой подготовки, чем
скажем, десять лет назад, в эпоху царствования типовых и трафаретных
текстов. Умение самостоятельно мыслить и формулировать свои мысли,
компетентно вести письменный диалог ценится в деловых кругах все больше.

Русский литературный язык, один из богатейших и выразительнейших
языков мира, накопил в сфере письменного делового общения бесценный опыт,
представленный унифицированными и трафаретными языковыми формами,
традициями использования этикетных средств.

Сегодня важно не растерять эти сокровища, не копировать западные
образцы, а с уважением относиться к нашим предкам, веками отшлифовавшим
форму и стиль делового письма, и плодотворно развивать отечественные
традиции составления деловой корреспонденции - задача, которая стоит перед
сегодняшним и будущими поколениями деловых людей в России.



Список литературы


1. Веселов, П.В. Современное деловое письмо в промышленности / П.В.
Веселов. – М.: Изд-во стандартов, 1990. – 160 с.
2. Загорская, А.П. Письмовник для ведения деловой корреспонденции / А.П.
Загорская, П.Ф. Петроченко, Н.П. Петроченко. – М.: Моск. рабочий,
1992. – 247 с.
3. Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных
документов / Л.В. Рахманин. – М.: Высш. шк., 1982. – 259 с.
4. Тейлор, К. Основы делопроизводства в современном бизнесе: Пер. с англ.
/ К. Тейлор. – М.: Сол Систем; Финансы и статистика, 1997. – 176 с.
5. Теппер, Р. Как овладеть искусством делового письма: 250 записок в
помощь менеджеру / Р. Теппер. – М.: Аудит:ЮНИТИ, 1994. – 231 с.






Новинки рефератов ::

Реферат: Косово 1999 (История)


Реферат: Билеты с ответами за 2003 год (зима) (Транспорт)


Реферат: Ознакомительная практика (Химия)


Реферат: Источники правового регулирования банковской деятельности (Право)


Реферат: Механические колебания в дифференциальных уравнениях (Математика)


Реферат: Программа социологического исследования (Социология)


Реферат: Художественная обработка металла в Туле (Искусство и культура)


Реферат: Биография А.А. Милна и анализ сказки-повести "Винни-Пух" (Педагогика)


Реферат: Эпоха Возрождения (Искусство и культура)


Реферат: Падежи: второй родительный и предложный. Функции и значения (Литература)


Реферат: Педагогическая помощь детям, страдающим ДЦП (Педагогика)


Реферат: Защита рабочих и служащих объекта в чрезвычайных ситуациях (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Роль В.И. Вернадского в развитии земледелия (Сельское хозяйство)


Реферат: Расширяющаяся Вселенная и красное смещение (Астрономия)


Реферат: Страховой бизнес в современной России (Страхование)


Реферат: Социология общественного мнения (Социология)


Реферат: Правовое положение иностранных граждан в России (Международное частное право)


Реферат: Билеты по истории с ответами (История)


Реферат: Социальные резервы повышения эффективности производства (Социология)


Реферат: Потенциал маркетинга предприятия (Маркетинг)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист