GeoSELECT.ru



Экологическое право / Реферат: Концепция устойчивого развития (Экологическое право)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Концепция устойчивого развития (Экологическое право)


Новосибирский Государственный Технический Университет.
Экология.

2 курс.

Контрольная работа на тему:

Концепция устойчивого развития.

Выполнил: Петров
Проверил:

Бердск, 2004г.


Оглавление.

|Введение…………………………………………………………….. |стр |
|Устойчивое развитие – путь к решению экологических и |3. |
|экономических проблем | |
|…………………………………………… |стр |
|Заключение…………………………………………………………. |5. |
|Список используемой литературы………………………………… |стр 14.|
| | |
| |стр 16.|
| | |
Введение.
В начале XX века российским ученым В.И. Вернадским было разработано
учение о биосфере, живом веществе (организующим земную оболочку) и эволюции
биосферы в ноосферу. Ноосфера (от греч. noos – разум) – сфера разума, или
"мыслящая оболочка". Согласно этому учению, человеческий разум,
деятельность и научная мысль становятся определяющим фактором развития,
мощной силой, сравнимой по своему воздействию на природу с геологическими
процессами.
Однако, несмотря на то, что учение это было сформировано почти сто
лет назад, до сих пор представления о ноосфере остаются крайне
противоречивыми. С одной стороны, ноосферное учение признаётся, как
величайшее научное достижение, более того, как основной закон социальной
экологии. С другой же, - как светлая, но утопическая мечта об управляемой
человеческим разумом окружающей среде.
В концепции ноосферы сложно переплелись материалистические и
религиозно-философские взгляды на роль и предназначение человечества,
человеческой мысли в окружающем мире. Она естественна и закономерна для
христианского мировоззрения, которое веками формировалось под знаком
безусловного права человека на владение всеми богатствами природы,
дарованного свыше. Ключевые положения концепции ноосферы В.И. Вернадский
сформулировал следующим образом: а) человечество – великая геологическая
сила; б) эта сила есть разум и воля человека, как существа социально
организованного; в) облик планеты изменён человеком настолько глубоко, что
оказались затронутыми её биогеохимические круговороты; г) человечество
эволюционирует в сторону обособления от остальной биосферы.
Вернадский видел и предсказывал отрицательные последствия
антропогенного воздействия на природу. В геологической истории биосферы
перед человеком открывается огромное будущее, если он поймёт это, и не
будет употреблять свой разум и труд на самоистребление.
С точки зрения концепции ноосферы эволюция человеческого общества
представляется как совокупная эволюция умственных способностей человека,
освоения всё более эффективных источников энергии, орудий и технологий
труда, науки и культуры.
На протяжении 2 млн. лет, с момента выделения человека из животного
состояния, развивалось первобытное общество. Численность населения была
невелика. Человеческое общество ещё являлось частью природных экосистем, и
разрушение биосферы носило незначительный, узко локальный характер. С
развитием производящего хозяйства (земледелия и животноводства)
сопровождаемого возрастанием численности населения и ростом крупных
городов, разрушение биосферы увеличивается от локальных до крупных
региональных размеров.
Примерно 200 лет назад начался промышленный период. Рост технического
развития сопровождался быстрым увеличением потребления энергии. Бурно
развивались науки и культура. Произошел демографический взрыв. Развитие
человеческого общества сопровождалось лавинной деградацией биосферы.
Экологический кризис к концу XX века достиг глобальных масштабов.
Человечество постепенно приходит к осознанию того, что развитие
промышленного производства, если осуществлять его, не обращая должного
внимания на природные факторы, порождает явления, разрушительный потенциал
которых сопоставим с применением оружия массового поражения. Наряду с
регулированием региональных конфликтов, преодолением экономической
отсталости, решение экологических проблем является важнейшим фактором
борьбы за выживание человечества.

Устойчивое развитие – путь к решению экологических и экономических
проблем.
Сфера политики в наши дни смыкается со сферой охраны окружающей среды
в единую дисциплину – политэкологию, которая занимается проблемами
экологической безопасности. Международное сотрудничество в области охраны
природы регулируется международным экологическим правом, в основе которого
лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих
принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей
среды (1972 г.), Всемирная хартия природы, одобренная Генеральной
Ассамблеей (1982 г.) и, особенно, Международная конференция в Рио-де-
Жанейро (1992 г.) по окружающей среде и развитию.
На конференции в Рио встретились 114 глав государств, представители
1600 неправительственных организаций. Важнейшим вопросом этого форума стало
дальнейшее развитие понимания связи международных экономических и
экологических проблем в рамках концепции устойчивого развития.
Под понятием устойчивого развития понимается такое развитие, которое
удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу
способность будущих поколений удовлетворять свои потребности. Иными словами
человечество должно научиться "жить по средствам", использовать природные
ресурсы, не подрывая их, вкладывать деньги, образно выражаясь в "страховку"
- финансировать программы, направленные на предотвращение катастрофических
последствий собственной деятельности.
Здесь стоит отметить, что широко вошедшее в обиход понятие
"устойчивое развитие" - весьма неточный перевод англоязычного термина.
Более точно sustainable development переводится как сбалансированное
развитие. Такой перевод нагляднее передаёт суть этого понятия, которая
заключается в стремлении сохранить баланс между экономическим развитием и
охраной окружающей среды. Однако, учитывая то, что в русскоязычной
литературе уже укоренился термин "устойчивое развитие", будем продолжать
пользоваться именно этим понятием.
В основе этой концепции лежит тот факт, что если три четверти
населения Земли, ныне проживающие в слабо развитых странах, пойдут по тому
же пути развития своих экономических систем, что и жители развитых стран,
то планета совершенно очевидно не выдержит столь мощного потребления её
ресурсов и загрязнения окружающей среды и грянет неминуемая экологическая
катастрофа. Вместе с тем нельзя винить развивающиеся страны в стремлении
повысить уровень жизни быстро растущего населения.
В мировой политике же сегодня отчетливо прослеживается тенденция
экономически благополучной четверти населения Земли решить, хотя бы
временно, острые экологические проблемы за счет затормаживания
экономического роста беднейших трёх четвертей. Выражая мнение весьма
влиятельных кругов, многие политики и ученые развитых стран вдруг
заговорили о расточительном потреблении природных ресурсов населением
Земли, но голодную диету они предлагают всем, кроме себя. В реальной
действительности решить экологические проблемы без решения социально –
экономических невозможно. На конференции в Рио-де-Жанейро было отмечено,
что "экология без экономики – это всеобщая нищета", и что устойчивому
развитию разумной альтернативы не существует.

---------------------------------------------

Важнейшим документом, принятым на этой конференции была повестка дня
на ХХI век. Этот документ является программой того, как сделать развитие
устойчивым с социальной, экономической и экологической точек зрения.
В повестке дня на ХХI век разъясняется, что движущими силами перемен
в окружающей среде являются население, потребление и технология. В ней
излагается, что нужно сделать для сокращения расточительных и неэффективных
структур потребления в некоторых частях мира при одновременном содействии
ускоренному и устойчивому развитию в других его частях. В ней предлагаются
меры в области политики и программы для достижения устойчивого равновесия
между потреблением, и способностью Земли поддерживать жизнь. Также в этой
программе описываются некоторые методы и технологии, которые необходимо
разработать для удовлетворения потребностей людей при рациональном
использовании природных ресурсов.
Повестка дня на ХХI век предусматривает варианты предотвращения
ухудшения состояния почвы, воздуха и воды, сохранения лесов и разнообразия
форм жизни. В ней рассматриваются вопросы бедности и чрезмерного
потребления, здравоохранения и образования. Отводится своя роль каждому:
правительствам, деловым людям, профсоюзам, учёным, коренным народам,
мужчинам и женщинам, молодёжи и детям. Этот документ не направлен против
предпринимательской деятельности, напротив, в нём утверждается, что
устойчивое развитие – это способ борьбы с бедностью и разрушением
окружающей среды.
В настоящее время успех экономического развития оценивается главным
образом количеством денег, которое оно приносит. Однако, системы учёта
национальных богатств должны также принимать в расчет полную стоимость
ухудшения состояния окружающей среды. Тот, кто её загрязняет, в принципе,
должен нести расходы по ликвидации загрязнения. Для уменьшения риска
нанесения вреда оценка состояния окружающей среды должна производиться до
начала осуществления проектов, которые могут иметь нежелательные
последствия. Правительствам следует уменьшить или отменить субсидирование
тех проектов, которые не соответствуют целям и задачам устойчивого
развития.
Важной темой повестки дня на ХХI век является необходимость
ликвидации бедности путём предоставления бедным странам более широкого
доступа к ресурсам, которые им необходимы для устойчивого развития. Приняв
этот документ, промышленно развитые страны признали, что они должны играть
более важную роль в сохранении и улучшении окружающей среды, чем бедные
страны. Богатые страны обещали также увеличить финансовую помощь другим
странам, для такого развития, которое имеет меньшие экологические
последствия.
Повестка дня на ХХI век призывает правительства принять национальные
стратегии устойчивого развития. Их необходимо разрабатывать с широким
участием общественности, включая неправительственные организации. Это
соглашение возлагает основную ответственность за перемены на национальные
правительства, но указывает, что они должны тесно сотрудничать с
международными организациями, деловыми кругами, региональными,
провинциальными и местными властями, а также с неправительственными
группами и объединениями граждан. Только партнёрство в глобальном масштабе
может принести всем народам надежду на устойчивое развитие.

----------------------------------------------

Однако на пути к устойчивому развитию стоят трудноразрешимые
противоречия. Удовлетворение человеческих потребностей немыслимо без
эксплуатации природных ресурсов. Любое производство, по существу, основано
на использовании природных ресурсов, составляющих часть общего природного
потенциала ландшафтов.
Ресурсный потенциал ландшафта – это часть вещества и энергии, которая
отторгается в социально-экономическую сферу. На современном уровне развития
человечества природа рассматривается как источник самых разнообразных
ресурсов: производственных (сырья и энергии для промышленности),
сельскохозяйственных (естественного плодородия почв, теплообеспеченности и
влагообеспеченности для производства продуктов растениеводства и
животноводства), здравоохранительных и рекреационных (обеспечивающих
лечение и отдых людей), эстетических и научных (служащих источником
творческого вдохновения, используемых для изучения природных
закономерностей, территориальных и экологических (условий существования
людей в конкретном месте) и других. Можно сказать, что практически весь
природный потенциал ландшафта в том или ином виде используется человеком
сейчас, или будет использоваться в будущем. К оценке ресурсного потенциала
ландшафта следует подходить с экономических, экологических и эколого-
экономических позиций.
При экономическом подходе оценивается стоимость природных ресурсов.
При этом учитываются, например, стоимость сырья на внутреннем и мировом
рынке, затраты на добычу и транспортировку его к месту переработки, а также
экономическая целесообразность выбора взаимоисключающих видов
природопользования. В каждом конкретном случае приходится решать, что более
целесообразно: вести добычу полезных ископаемых или сохранить ландшафт как
источник других природных ресурсов, например лесных.
При экологическом подходе природный потенциал ландшафта оценивается
как совокупность условий, необходимых для жизни и воспроизводства,
населяющих данную территорию живых организмов, в том числе и человека.
Отторжение природных ресурсов человеком вызывает изменение, как отдельных
природных компонентов, так и ландшафта в целом – нарушается экологический
режим территории, ухудшается состояние окружающей среды.
Эколого-экономическая оценка использования природных ресурсов
включает в себя оценку затрат на рекультивацию естественного потенциала
ландшафта после его нарушения, вызванного эксплуатацией природных ресурсов.
Если эколого-экономический подход игнорировать, то, как показывает опыт,
это может привести к тяжелым последствиям – затраты на рекультивацию земель
могут оказаться впоследствии выше стоимости использованных ресурсов.
Экономия на восстановлении нормальной среды обитания оборачивается
трагическими эколого-социальными последствиями – снижением
работоспособности, ухудшением здоровья, увеличением смертности людей.
Потери на восстановление здоровья, социальные издержки, вызванные
ухудшением состояния окружающей среды, могут быть столь значительными, что
ущерб перекроет получаемый экономический эффект.

--------------------------------------------

Одной из причин возникшего напряжения во взаимодействиях общества и
природы является укоренившееся в сознании людей потребительское отношение к
природе. Человек с момента появления на Земле привык непрерывно брать от
природы её ресурсы. Не одно тысячелетие он вырубал леса, охотился на
зверей, ловил рыбу, использовал созданное природой плодородие почв. До
относительно недавнего времени природа могла сама восстанавливать
нарушенное в экосистемах равновесие, и это породило у человека ложное
представление о безграничности природных ресурсов, о возможности брать их у
природы, ничего её не возвращая.
Также экологические проблемы человечества имеют своими истоками
различия в процессах, совершающихся в природных и социально-экономических
системах. Для естественного ландшафта характерны процессы самоуправления,
ведущие к устойчивости экосистемы (гомеостазу) – сохранению внутренних и
внешних связей, обеспечивающих их устойчивость.
Гомеостаз природных систем поддерживается, с одной стороны, в
результате постоянных контактов с внешней средой, из которой система
черпает энергию и вещество для своего функционирования. Это первый блок
управления, отвечающий за устойчивость системы в условиях разнообразных
внешних воздействий. С другой стороны, гомеостаз системы поддерживается
благодаря внутренним процессам функционирования, осуществляющимся в виде
круговоротов вещества при примерно постоянных энергетических затратах. Это
второй блок управления, отвечающий за внутреннюю целостность экосистемы.
Оба блока управления – внешний и внутренний – контролируются
экосистемами. Ведущая роль в гомеостазе природных систем принадлежит
функциям живого вещества, без которого системы быстро деградируют – их
структура упрощается.
Количество энергии, выделяемой природной системой в окружающую среду,
незначительно. Такие системы, благодаря механизмам саморегулирования,
постоянно стремятся перейти из состояния менее организованного в более
организованное, из состояния менее устойчивого в более устойчивое. Энтропия
– мера неупорядоченности – в них естественным образом убывает.
В техногенных системах – в городах, на промышленных предприятиях –
энергообмен резко отличается от процессов проистекающих в природе. Поток
вещества и энергии через производственную систему практически не имеет
обратной положительной связи. На входе – это всё возрастающее потребление
ресурсов и энергии, ведущее к деградации природных систем. На выходе –
огромное количество отходов, поступающих в окружающую среду, что является
главной причиной её загрязнения.
Энтропия техногенных систем имеет тенденцию к неумолимому росту:
возникают аварии, нарушаются связи управления, усиливается хаос. Для
поддержания этих систем в рабочем состоянии требуются, как показывает
исторический опыт, всё увеличивающиеся энергетические затраты. Рост
производства, увеличение населения больших городов ведут к обострению
экологической обстановки.
Коренное отличие природных систем от техногенных заключается в их
способности к самоорганизации и саморазвитию. Энтропия в природных
системах, как уже писалось, естественным образом уменьшается. В техногенных
же системах устойчивость может сохраняться лишь при условии постоянных
материальных и энергетических затрат со стороны общества; предоставленные
сами себе они начинают разрушаться, энтропия увеличивается.
Проблема устойчивого развития во многом связана с разного рода
запрещениями и ограничениями. Человечество вступило в эпоху трудных
решений. Установка на активное силовое преобразование природы уже начинает
признаваться ошибочной. Вместе с тем человек не может существовать на
Земле, не нарушая её природы. Важным критерием рационального
природопользования является сохранения принципа географической и
экологической эквивалентности. Для пояснения существа этого принципа можно
привести следующий пример.
Вырубка леса сопровождается отчуждением из лесной экосистемы
углерода, азота, фосфора, калия, воды, при одновременном изменении баланса
углекислого газа и кислорода в атмосфере. Происходит увеличение скорости
разрушения земной поверхности и сопряжённой с ней интенсивности выноса из
ландшафта веществ. Коренным образом перестраиваются фауна и
микробиологические процессы. При соблюдении принципа географической и
экологической эквивалентности новая экосистема на месте вырубленного леса –
луг или пашня – должна быть эквивалентна исходной по массе продуцируемого
органического вещества и энергии.
Следует признать, что создаваемые человеком динамические равновесия в
природно-хозяйственных системах, вероятнее всего никогда не будут полностью
эквивалентны средообразующим функциям природы. Тем не менее, эти
управляемые равновесия можно лишь тогда назвать нормальными, когда они
будут адекватны скорости приспособления человека к изменяющейся окружающей
среде. При несоответствии темпов изменения среды и приспособления человека
к этим изменениям человечество обречено на вымирание.


В рамках концепции устойчивого развития возможны три пути обеспечения
экологической безопасности на Земле.
Во-первых – это сохранение расширенного производства естественных
экосистем, прежде всего растительных сообществ, средообразующая функция
которых является гарантией нормальных динамических равновесий в среде
обитания человека.
Во-вторых – это управление природно-хозяйственными системами,
средообразующая функция которых эквивалентна функциям естественных
экосистем, место которых они заняли.
В-третьих – это внедрение экологически чистых технологий, устраняющих
последствия хозяйственной деятельности, неблагоприятные для жизни человека.

Заключение.

На конференции в Рио-де-Жанейро так и не было достигнуто решение
многих ключевых вопросов. Для того, чтобы предотвратить экологическую
катастрофу, неизбежную если не стремиться к реализации концепции
устойчивого развития, необходимо эффективное международное сотрудничество
всех без исключения стран и народов мира.
Поэтому в рамках ООН нужна более действенная координация в масштабе
планеты, отдельных стран и регионов по решению таких насущных проблем, как
предотвращение войн, откуда бы агрессия ни исходила, борьба с опустошением,
голодом, эпидемиями, детской смертностью и другие.
Необходимо разрабатывать и внедрять научно обоснованные международные
нормативы, новые экологически чистые технологии, программы с целью
глубокого аргументированного предупреждения о приближении к порогу
необратимых изменений. Должна быть создана общемировая экологическая
система, с развёрнутой сетью наземных станций для сбора аварийной
информации, измерения и оценки сейсмического состояния Земли, химических
параметров атмосферы, воды и почв, и космическая служба, для орбитального
патрулирования планеты, экологического контроля и экспертизы.
С экологическими проблемами не справиться без более эффективной
международной обучающей системы, предметом изучения которой являлся бы мир,
в котором мы живём. Мир, как отдельного человека, семьи, коллектива, в
котором мы работаем, так и мир всей планеты (земля, воздух, вода, биосфера
с её неисчерпаемым разнообразием компонентов). Система исследований и
обучения должна осуществлять функции образования, воспитания, подготовки и
переподготовки экологических кадров всех возможных уровней.
Надвигающаяся экологическая катастрофа должна быть предотвращена – и
это общая задача народов планеты Земля. Общими всеевропейскими и
всемировыми усилиями мы должны реанимировать города и селения, попавшие в
чёрный экологический список. Как альтернатива службе в вооружённых войсках,
должна возникнуть экологическая трудовая армия. Только новое экологическое
осознание природы может спасти человечество от вымирания, реставрировать
синее небо, зелёные луга и леса, вернуть забытую свежесть нашим городам.



Список используемой литературы.
1. Лосев А.В., Провадкин Г.Г., "Социальная экология", М., "ВЛАДОС",
1998г.
2. Степановских А.С., "Общая экология", Курган, "Зауралье", 1999г.
3. Петров К.М., "Экология человека", С-Пб., "ХИМИЗДАТ", 1999г.
4. Протасов В.Ф., "Экология, здоровье и охрана окружающей среды в
России", М., "Финансы и статистика", 2000г.
5. Коробкин В.И., Передельский Л.В., "Экология", Ростов-на-дону,
"Феникс" 2001г.





Реферат на тему: Концепция экологической безопасности и право природопользования в Республики Казахстан

С О Д Е Р Ж А Н И Е



Введение.

Глава I. Экологическое право и характеристика экологической
обстановки Республики Казахстан.
& 1. Экологическое право на пороге ХХI века.
& 2. Экологическая обстановка в Республике Казахстан.


Глава II. Концепция экологической безопасности Республики
Казахстан


Глава III. Право природопользования.
& 1. Общая характеристика права пользования природными
объектами.
& 2. Виды права природопользования.
& 3. Права и обязанности по пользованию природными объектами.
& 4. Основания возникновения и прекращения право
природопользования.
& 5. Право собственности на природные ресурсы.


Глава IY. Лимитирование и договорные формы
природопользования.
& 1. Лимитирование природопользования.
& 2. Договорные формы природопользования.


Приложение

Заключение

Библиография



В В Е Д Е Н И Е
30 апреля 1996 года по указанию Президента Республики Казахстан была
разработана "Концепция экологической безопасности Республики Казахстан",
которая дала новые импульсы в развитии законотворческого процессе в сфере
экологического права Республики Казахстан, на базе которой произошла
коренная перестройка решения проблем касающихся рационального и
охранительного природопользования.
Для более детального и полного раскрытия данной темы мы посчитали
целесообразным начать разработку проблемы с характеристики экологического
состояния природных объектов Республики Казахстан, сквозь призму взглядов
экологического права, в результате чего I глава работы посвящается
проблемам экологического права и характеристики экологической ситуации
сложившейся в Республике вследствие нерационального использования природных
богатств страны, гражданами Республики и хозяйствующими субъектами.
Складывающиеся в Республике рыночные отношения вызывают необходимость
в правовом регулировании права природопользования в контексте с концепцией
экологической безопасности в целях сохранения окружающей среды во благо
настоящего и будущего поколения граждан нашей Республики, так как только
путем рационального природопользования возложено сохранение окружающей
природной среды.
В главе IY нами делается акцептация на то, что только радикальное
развитие институтов лимитирования, лицензирования и договорных норм
природопользования может провести к искомому результату и поэтому
используется большой материал Правительства регулирующие правоотношения
складывающиеся в этой сфере деятельности.
Правовое положение договорных форм природопользования, сегодня
вызванное складывающимся рынком занимает все большее и большее значение и
приобретает комплексный характер. На основании этого к дипломной работе
прилагаются типовые формы отдельных видов договоров по природопользованию,
что послужит дополнительным условием способствующим полному раскрытию темы
дипломной работы.



Глава I. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО И ХАРАКТЕРИСТИКА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.
& 1. Экологическое право на пороге 21 века.

Экологическое право важнейшая отрасль права Республики Казахстан.
Предметом этого права является совокупность правовых норм, регулирующих
общественное отношение в сфере взаимодействия общества и природы. На
современном этапе развития общественных отношений, возникающих в среде
взаимодействия человечества и природы, меняется методологический подход их
правового регулирования. За основу принимается экология. Объектом
правоотношений выступает "природа" в целом как комплекс объектов и
ресурсов, характеризующихся тесными связями, обусловливающими
взаимозависимость объектов. Интересы общества связаны с сохранением
качества всей окружающей природной среды, поэтому любые правоотношения,
возникающими с отдельными природными ресурсами должны быть подчинены этой
цели. Отношения в области взаимодействия общества и природы имеют
своеобразный характер. Своеобразие этих отношений определяется тем, что
природные ресурсы не созданы трудом человека, даются ему в готовом виде;
при правильном и эффективном их использовании способны умножить богатства
человеческого общества. Правовой режим природных ресурсов всецело
определяется их экологическим значением как основными средствами
производства.
Экологические правоотношения возникают и развиваются по поводу
владения, пользования, распоряжения и охраны природных ресурсов как
основными средствами производства во всех сферах хозяйственной жизни. В
основе развития экологических отношений лежит требования эффективного
использования и охраны природных ресурсов. Все это не может не учитываться
при решении вопроса о правовом режиме природных ресурсов в условиях
перехода к рыночным отношениям.
Экологическое право Республики Казахстан- сравнительно новое и молодое
право. Оно быстро развивается, всесторонне совершенствуется и углубляется.
Появляются все новые и новые нормативно-правовые акты и документы,
содержащие общие и конкретные, прямые и непосредственные нормы и требования
чисто экологического, природоохранного направления и характера. Созданы
специально уполномоченные органы, службы-механизмы обеспечения
экологического оздоровления, рационального использования и надлежащей
охраны природных ресурсов.
Экологическое право Республики Казахстан, как и любое другое право в
нашей республике, имеет свои собственные источники, благодаря, которым
обеспечивается правовое регулирование общественных экологических
природоохранных отношений.
Устанавливая меры должного поведения людей в окружающей природной
среде, они призваны содействовать экологическому оздоровлению и обеспечению
экологического равновесия и гармонии в мире растений и животных.
Источниками экологического права Республики Казахстан могут быть лишь
такие нормативно-правовые акты, которые содержат эколого-правовые нормы и
требования или носят чисто экологическую природоохранную направленность и
характер. Но это не исключает, а напротив, предполагает возможность и даже
целесообразность использования и международно-правовых средств механизмов.
Одним из источников экологического права в первую очередь является
Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года .Эколого-правовой
характер имеют ст.ст.6, 31 и 38, они впервые утвердили и ввели в действие
новую экологическую, природоохранную концепцию, суть которой состоит в том,
что " государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для
жизни и здоровья человека", что " сокрытие должностными лицами фактов и
обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в
соответствии с законом ( ст. 31). В ней есть и такая основополагающая
норма: "Граждане Республики Казахстан обязаны сохранять природу и бережно
относится в природным богатствам" ( ст. 38).
И все таки вернемся к предмету экологического права. Исходя из
предмета этого права необходимо определить его перспективу и теоретически
осмыслить и практически рассмотреть факторы, влияющие на его содержание.
При этом иметь в виду, что определяющим является концепция взаимодействия
общества и природы, которой охватывается основные концептуальные положения
Принципы охраны окружающей среды и экологическая функция государства и
права. Эколого-правовая норма, содержащая экологический императив, запреты,
обязанности, разрешения и поощрения в области взаимодействия общества и
природы призвана обеспечивать исполнения законов и других нормативных актов
и должна занимать в структуре экологического права ведущее место.
Основными факторами, влияющими на содержание экологического права в
современных условиях являются:
1)экологическая ситуация (глобальная, государственная и местная);
2)законотворческая деятельность соответствующих законодательных
органов государства, направленная на повышение эффективности и качества
нормативных актов об охране окружающей природы;
3)необходимость совершенствования способов охраны окружающей среды, в
том числе организационно-управленческое, культурно-воспитательное и
правовое.
Теперь рассмотрим эти вопросы тезисно.
1.Существующие 2 формы взаимодействия общества и природы как
экономическая так и экологическая по содержанию претерпели изменения.
Экономическая форма взаимодействия стала доминирующей, которая привела к
кризисным экологическим ситуациям. Об этом свидетельствуют многочисленные
факты в мировом и государственном масштабе.
Двадцатый век, как век научно-технического прогресса существенно
усилил экономические давления человека на природную среду. Это, видимо,
будет продолжаться и ХХ1 веке, если не будут приняты жесткие
природоохранные меры в мировом масштабе, в государствах, в том числе в
Республике Казахстан.
2.Условие развития рыночной экономики, существование различной формы
собственности и широкое привлечение инвестиции иностранных юридических и
физических лиц вызывают необходимость совершенствование законодательных и
подзаконных актов об охране природы.
3.Все формы нормативных актов в области охраны окружающей среды должны
содержать организационно-управленческие, культурно-воспитательные и
правовые методы использования охраны и воспроизводства природных ресурсов.
4.Важным звеном в системе правовых актов об охране окружающей
природной среды занимает концепция экологической безопасности Республики
Казахстан. Главным объектом этой концепции должна стать экологическая
безопасность человека, т.е. состояние защищенности жизненно важных
экологических интересов человека и прежде всего прав на чистую здоровую,
благоприятную для жизни окружающей природную среду, путем закрепления в
правовых нормах 21 века преимущества экологических интересов человека. Это
будет важным моментом торжества правового государства, каким является наша
республика.
Также на основе закона ст. 3 говорится Охрана окружающей среды
осуществляется на основе соблюдения принципа: приоритета охраны, жизни и
здоровья человека сохранение и восстановление окружающей среды
благоприятной для жизни, труда и отдыха населения.

& 2. Экологическая обстановка в Республики Казахстан.

В большинстве регионов нашей республики экологическая ситуация не
только неблагоприятная, но и катастрофическая.
Основными источниками, загрязняющими окружающую среду и вызывающими
деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство,
автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы. Из всех слагающих
компонентов биосферы и окружающей среды, атмосфера является наиболее
чувствительной, в не прежде всего поступают загрязняющие не только
газообразные, но и жидкие, а также твердые вещества.
Человек загрязняет атмосферу уже тысячелетиями, однако последствия
употребления огня, которым он пользовался весь этот период были
незначительными.
Что представляет собой атмосфера? Окружающий нас воздух - это смесь
газов или, иначе говоря, атмосфера, окутывающая наш земной шар.
Поступление различных поллютантов а атмосферу от стационарных
промышленных источников в настоящее время составляет более 4 миллионов тонн
в год.
В атмосферу над Казахстаном выделяется значительное количество
высокотоксичных газообразных и твердых веществ. Если сопоставить количество
выбросов от различных стационарных источников, то примерно 50 процентов
выбрасывается теплоэнергоисточниками, а 33 процента - предприятиями горной
и цветной металлургии. Наибольшее количество выбросов различных поллютантов
происходит в Восточном Казахстане - 2231, 4 тыс. т/год, что составляет 43
процента от общего количества выбросов по всему Казахстану. На втором месте
по количеству выбросов состоит Центральный Казахстан - 1868 тыс. т/ год или
36 процентов. Меньше всего загрязняется атмосфера в Северном Казахстане
363, 2 тыс. т/год (7 процентов) и Южном Казахстане 415, 1 тыс. т/год , что
составляет 8 процентов. Наиболее мобильными, с обширным радиусом действия,
являются окислы азота и серы. Они переносятся на значительные рассмотрения
и оказывают сильное влияние на гибель, особенно сельскохозяйственных
культур.
Значительный вклад в загрязнение воздушного бассейна и других
компонентов окружающей среды вносит автотранспорт республики. Его выбросы,
особенно в городах, составляют от 25 до 50 процентов. По загрязненности
атмосферы выхлопными газами автомобилей на первом месте стоит Алматы 75
процентов, затем Актюбинск - 47, 1, Семипалатинск - 46,6, Жамбыл - 43,1,
Усть-Каменогорск- 41,4 процентов. Меньше всего выхлопных газов содержится в
атмосфере Жезказгана - 14,8 Петропавловска-26,3 и Лениногорска - 27,6
процентов. Однако самая высокая загазованность атмосферного воздуха, как ни
странно установлена в таких городах, как Костанай - 84, 7 процента и
Уральск - 81, 7 процента, где промышленных предприятий и автотранспорта
сравнительно меньше, чем в вышеназванных городах. Автомашины являются
главными загрязнителями воздуха и, до известной степени, почвы и воды. Как
свидетельствует статистика, на миллион с лишним алматинцев сегодня
приходится более 200 тысяч автомашин.
Загрязнение атмосферы городов твердыми и газообразными поллютантами
уменьшает интенсивность солнечного света, засоряет воздух значительным
количеством твердых частиц, которые служат ядрами концентрации,
способствующими возникновению туманов и смогов. Высокое содержание вредных
примесей в атмосфере в твердом и газообразном состоянии оказывает влияние
на тепловые свойства атмосферы.
Под действием солнечного света, в результате фотохимических реакций
образуется эффект суммации, что способствует появлению новых, более
токсических веществ, которые вызывают смоги.
В Уголовном кодексе Республики Казахстан в главе 11 Об экологических
преступлениях, предусмотрена ст. 282. Загрязнение атмосферы, которая
гласит: Нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ или
правил эксплуатации установок, сооружений и иных объектов, если это деяние
повлекло загрязнение или иное изменение природных свойств воздуха -
несут ответственность по уголовному законодательству.
Другим весьма важным, абсолютно незаменимым для жизни естественным
компонентом окружающей среды, природы и биосферы является вода.
Среднегодовой сток рек в Республике Казахстан сравнительно невелик и
составляет всего 101,9 км. В год, тогда как сток воды в одной, например
Амазонке составляет 220 км в год. Из этого количества на территории
республики формируется около половины речного стока - 57 процента или 58,4
км. Остальные водные ресурсы составляют 43,5 км и поступают из сопредельных
территорий (Китай, Узбекистан, Кыргызстан). Располагаемые к использованию в
народном хозяйстве ресурсы поверхностных вод оцениваются в объеме всего 46
км. В пределах Казахстана насчитывается свыше 85 тыс. рек и временных
водотоков, в том числе 11,5 тыс. длиной свыше 10 км 3447 озер, 4500 прудов
и водохранилищ.
Наиболее крупными реками являются Иртыш, Урал, Ишим, Тобол, из
безсточных районов Южного и Центрального Казахстана реки Сырдарья, Или,
Нура, Сарысу. Кроме того, в пределах Казахстана расположены такие крупные
замкнутые водоемы как Аральское море и озеро Балхаш.
Наряду с характерным дефицитом водных ресурсов, обусловленным в
большей степени природными факторами формирования вод, влияние на
качественный состав поверхностных вод суши оказывает также антропогенная
деятельность, проявляющаяся в интенсивном развитии сельского хозяйства,
водного транспорта, промышленности, энергетики и коммунального хозяйства.
Основными загрязнителями воды являются промышленность и сельское хозяйство.
Кроме того, все большее влияние на качество воды оказывают диффузные
источники загрязнения, это ядохимикаты и удобрения, смываемые с
сельскохозяйственных угодий. Значительно ухудшают качество воды, делают ее
токсичной промышленные и бытовые стоки. В городах и промышленных центрах
сточные воды составляют примерно 15-20 процентов от общей нагрузки водоема
загрязняющими ингредиентами.
Негативные действия на качество и количество поверхностных вод
оказывают меры, связанные с увеличением площадей орошаемых земель, в
особенности в регионах недостаточного и неустойчивого увлажнения, которых в
Казахстане немало. Основными водопотребителями в республике являются такие
отрасли, как сельское хозяйство, промышленность и теплоэнергетика.
Наиболее острый дефицит воды ощущается на западе и на юге республики.
Основными водопотребителями являются орошаемое земледелие (72%),
промышленность (29%) и коммунальное хозяйство (6,0%). В орошаемом
земледелии отмечается перерасход воды в 1,5 - 2 раза. Удельное
водопотребление на 1 га орошаемых земель в среднем по республике составляет
10 тыс. мга. Важным направлением охраны и рационального использования
водных ресурсов является улучшение качества поверхностных и подземных вод.
Под антропогенным воздействием существенно изменился гидрохимический,
гидрологический и санитарный режим практически всех рек и водоемов
Казахстана Поэтому необходимы создание экономических и правовых
механизмов, разработка экологических норм и нормативов, системы мониторинга
воды, почв и производства сельскохозяйственной продукции.



Глава II. КОНЦЕПЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

По естественным особенностям окружающей среды (биосферы) боле половины
территории Республики относятся к пустынным и полупустынным, а по
естественно -историческим условиям и при сложившейся преимущественно
ресурсно - сырьевой системе природопользования остаются экстремально
высокими техногенные нагрузки добывающих и перерабатывающих предприятий,
промышленных зон народно-хозяйственного комплекса, военных объектов на
экологически уязвимые природные системы и проживающее в них население. В
связи с этим в стране сложилась неблагоприятная, а в ряде регионов
кризисная экологическая обстановка.
Наиболее опасные проявления экологического кризиса - региональное
техногенное опустывание, деградация почв, истощение и загрязнение водных
ресурсов, загрязнение атмосферы, разрешение генетического фонда живой
природы, активизация угрожающих жизни стихийных природных явлений и
промышленных катастроф, накопление опасных и токсичных отходов.
В некоторых регионах положение обострилось настолько, что нарастает
опасность неотвратимых, необратимых и непредсказуемых явлений и резко
сокращаются возможности прогнозирования управления и сохранения устойчивого
природопользования ( Приаралье, Семипалатинский полигон, Прикаспий,
Байконур и др.).
Казахстан, как полноправный член ООН, учитывает актуальность для
страны принципов подписанной им Декларации Всемирной конференции ООН по
окружающей среде и развитию РИО-92, в которой, в частности, выделена
категория " стран, окружающая среда которых наиболее уязвима", приоритетов
Повестке Дня ООН на 21 век, а также международных конвенций по борьбе с
опустыванием, об изменении климата и считает их соблюдение членами Мирового
Сообщества жизненно важным для обеспечения глобальной, региональной и
национальной экологической безопасности и устойчивого развития страны в
региональных и глобальных аспектах.
Настоящая Концепция экологической безопасности разработана на основе
Конституции, законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов
Республики, исходя из принципов Рио-де Жанейрской Декларации по окружающей
среде и развитию, приоритетов Повестки Дня ООН на 21 век, международных
конвенций и соглашений в этой области и с учетом:
-естественно -исторических особенностей и условий сложившегося
природопользования и международного статуса экологически наиболее уязвимой
страны с экономикой переходного периода;
-особенностей политической, правовой, экономической и социальной
реформы в переходный период для защиты интересов и соблюдения приоритетов
экологической безопасности страны в глобальных и региональных
интеграционных процессах;
-обеспечение экологической безопасности и устойчивого развития
отраслей природопользования в международных отношениях и внутренних
реформах;
-необходимости реабилитации населения и окружающей среды экологически
наиболее уязвимых и кризисных районов;
-признание фундаментальной роли и места экологической безопасности
страны в обеспечении ее устойчивого развития и общей национальной
безопасности.
Концепция содержит основополагающие принципы, стратегические цели,
задачи и приоритетные направления обеспечения экологической безопасности.
Особое внимание уделяется адекватной роли, функциям и статусу
природоохранных структур в обеспечении общей национальной безопасности
страны, защите суверенных интересов, достижению стратегических целей,
решению приоритетных задач Казахстана в глобальных и региональных
интеграционных процессах.
Казахстан географически находится в эпицентре суперконтитента Евразии.
Основную территорию страны в секторе глобально целостной системы биосферы
Земли составляют степи, пустыни и полупустыни м остроконтинентальными
погодно-климатическими характеристиками.
Значительная часть территории страны сейсмически активны, и угроза
землетрясений накладывается на факторы экологического риска. Сложившаяся
преимущественно ресурсно-сырьевая и монокультурная система
природопользования, традиций уклада и экологических ограничений размещения
производительных сил привели к образованию зон и регионов повышенных
техногенных воздействий, риска и экологического бедствия для проживающего в
них населения. В этой связи, социальное напряжение в обществе, связанное с
трудностями переходного к рынку периода, усугубляется постоянным фактором
экологической обеспокоенности населения, особенно резко выраженным в
регионах экологического бедствия.
Определяемые статусом Казахстана в биосфере Земли экологические
ограничения и требования охраны окружающей среды и природопользования
являются естественным фундаментом экологической безопасности и устойчивого
развития страны. И они должны наиболее полно и адекватно учитываться в
нормативных правовых актах об охране окружающей природной среды О земле, О
недрах и недропользовании, Водном, Лесном кодексах и других нормативных
правовых актах страны в условиях переходного периода.
Экологическая безопасность как естественно - историческая основа и
составная часть национальной безопасности Республики Казахстан определяется
степенью защищенности личности, общества и государства от последствий
чрезмерного антропогенного воздействия на окружающую среду, а также
стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф. Основными субъектами
обеспечения экологической безопасности, являются государство, а также
юридические и физические лица.
Концепция экологической безопасности представляет собой систему
признанных государством принципов и приоритетов, на основании которых
формируется внешняя и внутренняя политика, правовые и экономические
механизмы, а также направления деятельности , необходимые для обеспечения и
сохранения благоприятной окружающей среды и устойчивого экономического и
человеческого развития, предупреждение стихийных бедствий и промышленных
аварий.
Для достижения стратегических целей и соблюдения приоритетов
экологической безопасности страны в глобальном партнерстве, признавая
целостность и взаимозависимую природу нашего дома - планеты Земля,
необходимо защищать национальные интересы исходя из актуальных для
Казахстана принципов Рио-де-Жанейрской Декларации по окружающей среде и
развитию:
-забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению
устойчивого развития страны, и они имеют право на здоровую и плодотворную
жизнь в гармонии с природой;
-реализация государством суверенного права разрабатывать свои
природные ресурсы и признание ответственности за нанесение ущерба
окружающей среде других государств или районов за пределами действия
национальной юрисдикции;
-реализация права на развитие и охрану окружающей среды должна
обеспечить справедливое удовлетворение потребностей настоящего и будущего
поколений;
-достижение устойчивого развития и более высокого уровня жизни на
основе уменьшение и исключения нежизнеспособных моделей производства и
потребления и поощрения надлежащей демографической политики;
-создание условий для эффективного участия всех заинтересованных
граждан в решении экологических вопросов, возможности участия
общественности в процессах принятия решений, развитие и поощрение
информированности населения.
Настоящая Концепция определяет принципы, стратегические цели, задачи и
механизмы обеспечения и поддержания на оптимальном уровне благоприятной для
человека среды обитания при обязательном условии сохранения биологического
разнообразия. В ее основу заложена стратегия создания благоприятных условий
для жизни людей на базе оптимального развития производства, рационального
использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Государственная политика экологической безопасности базируется на:
-введении принципа "платит природопользователь и загрязнитель",
обязательности компенсации ущерба, нанесенного здоровья человека и
окружающей ущерба, нанесенного здоровью человека и окружающей среде и
социальной защиты пострадавших по экологическим причинам.
-разрешительном порядке осуществления производственной и иной
деятельности, способный создать угрозу экологической безопасности
населения.
-своевременном выявлении и восстановлении нарушенных территории,
экосистем и природных комплексов.
-обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией граждан и
организаций об экологической опасности и осуществляемой деятельности в
области экологической безопасности.
-соблюдении норм международного права, выполнении международных
договоров Республики Казахстан, регламентирующих охрану окружающей среды и
природопользование.
-обязательном участии в международной деятельности в области
обеспечения экологической безопасности.
Стратегические цели и задачи экологической безопасности включают:
-введение единой системы мониторинга за состоянием окружающей среды;
-оценку состояния качества природной среды, экологическое
районирование и специальное картографирование территории Республики
Казахстан;
-создание системы природоохранного законодательства, регламентирующего
охрану окружающей среды и управление природопользованием;
-совершение системы экологического контроля и нормирования;
-планирование природопользования, разработка экологических программ,
схем охраны окружающей среды и устойчивого природопользования;
-развитие системы экологического преобразования и воспитания;
-создание экономического механизма охраны окружающей среды и
природопользования;
-разработку программ международного сотрудничества по проблемам охраны
окружающей среды, природопользования и защиты от стихийных бедствий.
Основные стратегические направления реализации настоящей Концепции -
обеспечение устойчивого социально-экономического и человеческого развития
республики путем создания и внедрения ресурсосберегающих экологически
чистых технологий, модернизации и совершенствования существующих
производственных процессов.



Глава III. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

& 1. Общая характеристика права пользования природными
объектами.

Природопользование понимают как совокупность всех форм воздействия
человечества на природу, включая ее охрану, освоение и преобразование.
По экологическим последствиям для человечества и природы
природопользование подразделяют на две формы.
Первая форма - рациональное природопользование. Оно представляет
сознательно регулируемую, целенаправленную деятельность, проводимую с
учетом законов природы, обеспечивающую потребность общества в природных
ресурсах, экологически благоприятной природной среде для здоровья и жизни
человека, сохранение природных богатств в интересах настоящего и будущих
поколений людей, равновесие между экономическим развитием и устойчивостью
природной среды. Обязательным условием рационального природопользования
является осуществление надлежащих мер по решению экологических проблем.
Вторая форма природопользования - нерациональное природопользование.
Оно представляет деятельность, нарушающую законы природы. В результате ее
ухудшается качество природной среды, происходит ее деградация, истощение
природных ресурсов, подрывается естественная основа жизнедеятельности
людей.
Природопользование характеризуется, кроме того, как отрасль знаний,
изучающих опыт и вырабатывающих научно-обоснованные рекомендации по
оптимизации воздействия человечества на природу.
В юридическом смысле "природопользование" - понятие собирательное,
объединяющее его различные формы, виды, их подвиды. Природопользование
основывается, прежде всего, на отношениях собственности, существующих между
людьми по поводу природных благ. Это - в первую очередь, производственно
хозяйственные отношения. Экологическое право занимается изучением
реализации права природопользования в различных его формах и в пределах, в
которых природопользование воздействует на природу, а также изучением
природоохранительных мер.
Природопользование является институтом экологического права как
отрасли права, науки и законодательства, включая поресурсовое
законодательство.
Например, понятие использования водных объектов определяется как
получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения
материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, а понятие
водопользования (пользование водными объектами) как юридически
обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с
использованием водных объектов.
Аналогично определено пользование животным миром, это - юридически
обусловленная деятельность граждан и юридических лиц по использованию
объектов животного мира.
Поэтому право природопользования представляет собой совокупность
установленных законодательством норм и правил, обусловливающих деятельность
физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других
природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных
экономических, экологических и иных жизненно важных интересов и
потребностей граждан, общества и государства.
Право природопользования характеризуют трояко. Первое - как
объективное, т.е. как совокупность нормативных правовых актов и правовых
норм о природопользовании, которые обязательны и действуют до их изменения
или отмены в установленном законом порядке. Второе - как субъективное, т.е.
как совокупность прав и обязанностей субъектов права природопользования.
Третье- как правоотношение природопользования, которое служит механизмом
реализации объективного и субъективного права природопользования.
Роль права природопользования состоит в том, что посредством его
реализуются правомочия государства и других собственников на землю и
правомочия других субъектов отношений природопользования, касающихся земли
и иных природных ресурсов. Таким путем обеспечивается взаимодействие между
этими субъектами, лучшее использование природных ресурсов, реализуется
экономическая, экологическая, культурная, оздоровительная, воспитательная,
эстетическая и другие формы права природопользования.
При характеристике права природопользования необходимо принять во
внимание распространение этого права не на все формы, виды и разновидности
пользования природой, а лишь на доступные правовому регулированию и
нуждающиеся в нем. В предмет права природопользования не входят, например,
пользование атмосферным воздухом для дыхания, пользование солнечной
энергией для удовлетворения физиологических потребностей человека. Правовое
понятие (природопользование) имеет узкое значение, по сравнению с
философским или естественно- научным, и касается лишь основных видов
природных объектов (земля, ее недра, воды и т.д.).



& 2. ВИДЫ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Основными классифицирующими признаками видов права природопользования
являются различия по целям использования природных объектов и по субъектам
права природопользования.
В зависимости от классификационных признаков выделяют следующие виды
права природопользования.
По признакам неотъемлемости естественного права человека и гражданина
на благоприятную природную среду жизни и в зависимости от объекта природы
выделяют право общего природопользования. Реализация его гражданином не
нуждается в особом разрешении.
По признаку обязательности получения особого разрешения компетентного
государственного органа гражданином или хозяйствующим субъектом выделяют
право специального природопользования.
По признаку цели природопользования различают право природопользования
в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд
науки, транспорта, обороны и других целей. Причем эти цели сформулированы
укрупнено, а перечень их оставлен открытым путем указания на использование
природных объектов также "для иных целей".
По признаку способа (условий) природопользования различают право
природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного
ресурса из природной среды. Эти виды права природопользования предусмотрены
водным и лесным законодательством, законодательством о недрах, животном
мире и иным законодательством.
По признаку обеспечения минимально возможного экологически
отрицательного антропогенного воздействия при использовании одного
природного объекта на другой и на природную среду в целом различают право
комплексного природопользования. Этот вид права природопользования
установлен законом.
По признакам осуществления права природопользования собственником
индивидуально обособленного природного объекта (земельного участка, части
водного объекта и т.д.), принадлежащего ему на титуле права собственности,
право природопользования считается непосредственным видом
природопользования.
По признаку предоставления собственником в пользование
индивидуализированного природного объекта право
природопользования считается первичным видом. По признаку предоставления
такого объекта не собственником- пользователем его право природопользования
им является вторичным видом.
По признаку срочности (времени) право природопользования может быть
бессрочным, то есть постоянным, или временным (долгосрочным или
краткосрочным).
По признаку субъекта права природопользования выделяют право
природопользования граждан, обладающих общей правоспособностью и
дееспособностью в области природопользования, и юридических лиц, обладающих
специальной правоспособностью и дееспособностью в этой области.
По предметно- отраслевому признаку правового регулирования
природопользования выделяют право землепользования, право недропользования,
право водопользования, право пользования лесами и растительностью вне
лесов, право пользования животным миром, право пользования атмосферным
воздухом, право пользования атмосферным воздухом, право пользования особо
охраняемым природными территориями, право пользования космическим
пространством и объектами.
Эти виды права пользования природными объектами, а также другие,
которые получают развитие или будут развиты в законодательстве,
представляют в своей совокупности право природопользования. В свою очередь
они подразделяются на виды и их разновидности в различных отраслях права и
законодательства и международных договорах.
Так, в результате приватизации сложились три установленных законом
формы права землепользования граждан и их коллективов. Первая основанная на
предоставлении (приобретении) право частной, общей долевой или общей
совместной собственности на землю. Вторая- основанная на предоставлении
земли в пользование. Третья -основана на передаче земли в аренду. В
земельном праве и законодательстве различают множе

Новинки рефератов ::

Реферат: Философские идеи о происхождении жизни на Земле (Философия)


Реферат: Проблемы современной культуры (Искусство и культура)


Реферат: Невербальное поведение личности и ее влияние на ход переговоров (Менеджмент)


Реферат: Бухгалтерский учет труда и его оплата (Бухгалтерский учет)


Реферат: Оптическая спектроскопия кристаллов галита с природной синей окраской (Физика)


Реферат: К. Э. Циолковский - основоположник космонавтики (Авиация)


Реферат: Аграрные кризисы (История)


Реферат: Переливание крови (Биология)


Реферат: Страхование и его сущность (Страхование)


Реферат: В ожидании чуда, или Рекомендации будущим мамам (Спорт)


Реферат: Работа с Word, текстовые процессоры (Компьютеры)


Реферат: Марковские цепи (Математика)


Реферат: Основы психологического консультирования (Психология)


Реферат: Категория наклонения глагола в русском и казахском языках (Литература)


Реферат: Внутрифирменное планирование деятельности предприятия в современных условиях на примере КП курортных услуг «Отдых» (Менеджмент)


Реферат: Презумпция невиновности и ее значение в доказывании (Уголовное право и процесс)


Реферат: Організаційні заходи що обезпечивають працівників під час роботи (Безопасность жизнедеятельности)


Реферат: Общие правила технологического процесса (Технология)


Реферат: Философия эпохи Возрождения и Нового времени (Философия)


Реферат: Петр III: недостойный император или жертва жестокой политики? (История)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист