GeoSELECT.ru



Психология / Реферат: Психология личности (Психология)

Космонавтика
Уфология
Авиация
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Аудит
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Биология
Биржевое дело
Ботаника
Бухгалтерский учет
Валютные отношения
Ветеринария
Военная кафедра
География
Геодезия
Геология
Геополитика
Государство и право
Гражданское право и процесс
Делопроизводство
Деньги и кредит
Естествознание
Журналистика
Зоология
Инвестиции
Иностранные языки
Информатика
Искусство и культура
Исторические личности
История
Кибернетика
Коммуникации и связь
Компьютеры
Косметология
Криминалистика
Криминология
Криптология
Кулинария
Культурология
Литература
Литература : зарубежная
Литература : русская
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Международное публичное право
Международное частное право
Международные отношения
Менеджмент
Металлургия
Мифология
Москвоведение
Музыка
Муниципальное право
Налоги
Начертательная геометрия
Оккультизм
Педагогика
Полиграфия
Политология
Право
Предпринимательство
Программирование
Психология
Радиоэлектроника
Религия
Риторика
Сельское хозяйство
Социология
Спорт
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Физика
Физкультура
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Экологическое право
   

Реферат: Психология личности (Психология)




Тема: Психология личности.



Содержание


|Введение. |2 |
|1. Соотношение понятий «человек», «индивид», |4 |
|«индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в | |
|психике человека. Проблема личности в отечественной и | |
|зарубежной психологии. | |
|2. Психологическая структура личности: соотношение |6 |
|биологического и социального. | |
|3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. |8 |
|Формирование и развитие личности. | |
|Заключение. |14 |
|Литература. |15 |



Введение.

Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным,
многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного
междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-
психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его
психической, духовной жизнедеятельности.
В широком плане личность человека является интегральной целостностью
биогенных, социогенных и психогенных элементов.
Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез,
процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия,
анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и
структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он
участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные
роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе
ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием
воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то
есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей
о нас самих.
Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества,
вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы.
В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных
концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от
нас.

Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий.
Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую
чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди более чем пяти миллиардов
людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга.
Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным,
решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей
человеческой расы.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь
некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю
сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из
этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся
на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро, как никогда,
поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост
численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды,
ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета -
является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в
будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от
того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность»,
«личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в
отечественной и зарубежной психологии.

Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное
сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны
человек – существо общественное, ему необходимо общаться и
взаимодействовать с другими людьми.
Личность – это тот же человек, но рассматриваемый только как общественное
существо. Говоря о личности, мы отвлекаемся от биологической природной его
стороны. Не всякий человек является личностью.
Индивидуальность – это личность конкретного человека как неповторимое
сочетание своеобразных психических особенностей.
Индивид – человек как единица общества.
Одни ученые считают, что психика человека биологически обусловлена, что все
стороны личности являются врожденными. Например: характер, способности
наследуются как цвет глаз, волос.
Другие ученые считают, что каждый человек всегда находится в определенных
отношениях с другими людьми. Эти общественные отношения и формируют
человеческую личность, т.е. человек усваивает принятые в данном обществе
правила поведения, обычаи, нравственные нормы.
Но и природные биологические особенности совершенно необходимы для
психического развития человека. Необходимы человеческий мозг и нервная
система, чтобы на этой основе стало возможно формирование психических
особенностей человека.
Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим
мозгом, никогда не станет даже подобием личности.
Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а
становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования
и развития личности. Рассмотрим кратко некоторые из них, например:
V биогенетический подход – (С. Холл, 3. Фрейд и др.) считает основой
развития личности биологические процессы созревания организма,
V социогенетический - (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.) структуру общества,
способы социализации, взаимоотношения с окружающими и т.д.
V психогенетический - (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.) не отрицая ни
биологических, ни социальных факторов, выдвигает на первый план развитие
собственно психических явлений.
Отечественная общепсихологическая теория личности развивается под влиянием
научных работ: К.А Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой,
Л.С. Выготского,

А.Г. Ковалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.С. Мерлина,

В.Н. Мясищева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова, С.Л.
Рубинштейна и др.
Эта теория базируется на понимании психологии личности как единства
деятельности, сознания личности и детерминирующих ее внешних условий,
действующих через внутренние причины.

2. Психологическая структура личности: соотношение биологического и
социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою
структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру
личности вообще, которая состоит из четырех сторон:
Блок психических явлений (мотивационный) — направленность
(устойчивая система мотивов):
влечения желания, стремления, интересы, идеалы,
мировоззрение, убеждения, потребности);
Опыт личности — обретение человеком общественного опыта
(социализация). Этот опыт включает необходимые для его
жизнедеятельности знания, умения, навыки:
V знания — система научных понятий о закономерностях природы,
общества, становления и развития человека и его сознания;
V умения — способность человека на основе знаний и навыков
продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу в
новых условиях;
V навыки — автоматизированные компоненты целенаправленной
сознательной деятельности;
Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля)
включает формы психических познавательных процессов, в
частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия,
внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления,
речи;

Биологически обусловленные свойства и качества личности:
V антропологические признаки — расовые, половые,

возрастные и др.;
V физические особенности — размеры тела и его структурно-механические
свойства;
V внешняя анатомия тела;
V функционально-анатомические особенности;
V биохимические особенности и патологии выделенных элементов;
V свойства и типы темперамента.
Производными от этих основных подструктур являются:
Характер – это:
V совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся
в особенностях его поведения и отношения к окружающей
действительности;
V целостное образование личности, определяющее особенности его
деятельности и поведения.
Способности – психическое свойство личности, являющееся условием успешного
выполнения определенных видов деятельности.

3. Активность личности. Связь личности с деятельностью. Формирование и
развитие личности.

Основной источник активности личности – это потребности.
Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности
заставляют действовать человека.
Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и
переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.
Потребности бывают:
V Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование
человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические
потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их
удовлетворения у человека носит общественный характер.
V Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это
потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры
(чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).
V Очень важное значение имеет потребность в труде.
Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.
Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное,
деятельное.
Активность бывает:
V Внешней (движение, мышечные усилия).
V Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у
неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает
и т.д.

Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его
собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества
и государства.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь:
V В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
V Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
V В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука,
литература, живопись, музыка.
V Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.
V Деятельность человека формирует и изменяет его самого.
Для всякой деятельности необходимы психические процессы:
V Внимание.
V Память.
V Мышление.
V Воображение.
С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются
в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.
Различают три основных вида деятельности:
V Учебную.
V Трудовую.
V Игровую.
Они отличаются друг от друга по:
V Результатам.
V Мотивам.
V Организациям.


Труд основной вид деятельности и его результатом является создание
общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная
книга, музыка и т.д.)
Творческая деятельность – ее результатом является создание нового
оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое
изобретение, создание нового музыкального или художественного
произведения, выведение новых сортов и т.д.)
Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к
делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в
преодолении препятствий.
Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда.
Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в
способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).
«Вдохновение – это такая гостья, которая не
любит посещать ленивых».
Чайковский.
Учение - деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и
навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой
деятельности.
Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при
обучении профессии.
Игра не дает общественно значимого продукта.
Различны и мотивы этих видов деятельности:
V Мотивом труда является осознание общественной необходимости.
V Игра мотивированна интересом.

Различны и организация этих видов деятельности.
Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в
определенное время и в определенном месте.
Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для
этого время как хочет и сколько хочет.
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в
разные периоды жизни они имеют разное значение.
С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:
Цель – то ради чего действует человек.
Мотив – то почему, он так действует.
Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они
состоят из движений:
Деятельность ( Действия ( Движения
Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных
действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти
действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из
окружающего мира.
Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда
недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие
мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и
называют импульсивными.
Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между
содой.
Интерес – избирательное отношение личности к объекту, в силу его
эмоциональной привлекательности.


Бывают разные виды интересов:
V Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам,
гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут
перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства),
типичный

пример - Плюшкин.
V Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это,
прежде всего познавательные интересы.
V Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу
познавания, труда, творчества.
V Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к
приобретению профессии, служебному и общественному положению или
материальным результатам труда.
V Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается
наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
V Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая
объектом интереса (играет в футбол, хоккей).
В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития
личности.
К основным факторам формирования личности относятся:
Среда — важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда —
это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает
человек.
Выделяют:
V Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека
(родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);
V социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции,
нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
V естественную среду — определенные климатические, географические условия,
формирующие этнопсихологические особенности личности.
наследственность — генетическая передача определенных качеств и свойств
личности от поколения к поколению;
Обучение, воспитание, образование;
Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.
Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде,
получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной
ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление
и развитие личности.

Заключение.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая
огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших в
человекознании. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и
общепринятого определения многозначность содержания этого понятия
обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её
становления и развития. Но конституирующий характеристикой личности
человека является его субъективность. Взгляд на личностное в человеке как
проявление его субъективности не является прерогативой философской мысли.
Такое представление о личности в психологии, социологии, педагогике;
литература. Искусство, политика, да и сам язык обыденной жизни наделяют
личность силой активности. Кто не активен. Тот обезличен. В этом сходятся
научные и интуитивные концепции личности в сознании людей. «То чего не
достаёт рабу, - писал Гегель- это признания его личности; принцип же
личности есть всеобщность. Господин рассматривает раба не как личность, а
как не обладающую самостоятельностью вещь, сам раб не числится «Я», его «
Я» есть господин».
Личность есть господин самого себя, - такова максима ценностного осмысления
феномена личности в культуре.

Литература.

1. Ильенков Э.В. Что такое личность? – М.,1991
2. Сердюк С.Ф., Дровникова И.Г. Дудкина Е.И.

Психология и педагогика в деятельности сотрудников ОВД: курс лекций.
Воронеж: Воронежская высшая школа МВД России, 1998. – 88с.
3. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности – М.1997
4. Психология и педагогика. Учебное пособие для вузов.

Радугин А.А. Москва,1997. – 256с.
5. Лекционный материал по психологии.
-----------------------
Приобретенные






Реферат на тему: Психология личности

Межрегиональная Академия Управления Персоналом



КУРСОВАЯ РАБОТА



на тему: Психология личности

по разделу учебного плана: Основы психологии и педагогики

выполнил: Медведь Виталий Григорьевич

студент: МАУП

специальности: Прикладная социология

группы: 497-К-4017



Киев 1998


Содержание:


I.
Введение....................................................................
.....................
II. Личность, как социализированный
индивид................................
1. Натуральные психические функции. Их адаптивная
роль.............................................................
..........................
2. Высшие психические функции. Их социальная
детерминация.....................................................
...................
3. Понятия индивид и личность. Их взаимосвязь...................
III. Личность как активная жизненная
позиция................................
1. Внешняя мотивация - закон
Торндайка..............................
2. Внутренняя мотивация - мотивация эффективностью.......
3. Внешний и внутренний локус казуальности, понятие
ответственности..................................................
................
IV. Личность во времени (рождение-
смерть).....................................
1. Общие закономерности естественных возрастных
изменений направленности личностных интересов,
мотивов,
установок..............................................................

а) Периодизация общего психического развития и
человеческие
общности...............................................
б) Теория психосоциального
развития....................................
V.
Заключение..................................................................
.................
VI. Список
литературы..................................................................
.....
VII.
Приложения..................................................................
..................



Введение

Всем известно, что предметом изучения психологии является внутренний
мир человека. Сама же психология делит человека на три "ипостаси": индивид,
индивидуальность и личность. Каждое из этих понятий раскрывает
специфический аспект индивидуального бытия человека.
В общественных науках личность рассматривается как особое качество
человека, приобретаемом в социально-культурной среде в процессе совместной
деятельности и общения. Подлинными основаниями и движущей силой развития
личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых
осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре.
Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью,
усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью ,
преобразующей мир, может быть передан формулой: "Индивидом рождаются.
Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают".
В свете вышесказанного, на мой взгляд, словосочетание "психология
личности" звучит несколько надуманно. Так как "индивид" имеет лишь низшие
(или натуральные) психические функции, то об изучении "психологии индивида"
говорить достаточно сложно, а индивидуальность - это понятие настолько
зависящие от "личности", что рассматривать "психологию индивидуальности"
просто неэффективно. Это примерно тоже самое, что верить в Бога-сына, при
этом отрицая существование Бога-Отца и Бога-Духа святого.
Категория личности в психологической науке относится к числу базовых.
Наверное, поэтому изучением личности занимаются педагогическая, возрастная,
этническая, организационная психология, психология труда и ряд других как
психологических, так и пограничным с ними дисциплин: педагогика, социология
и т.д. Каждая из этих наук предоставляет ценные данные для разработки
психологической общей теории личности, но несмотря на все это многообразие,
на мой взгляд, наиболее эффективно будет рассматривать личность с трех
позиций: личность, как социализированный индивид, личность, как активная
жизненная позиция и личность в свете временной протяженности.



Личность - как социализированный индивид

"Социализацией называется процесс усвоения индивидом социального опыта
, системы социальных связей и отношений", - такое определение дает
психологический словарь и добавляет: "В процессе социализации человек
приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые
ему для нормальной жизни в обществе".
Л.С.Выготский выдвинул тезис о социальном происхождении психических
функций человека.. Выдвигая этот тезис, Выгодский был вынужден примирить
его с неоспоримым фактом существования психических функций у новорожденных.
Ответом на это противоречие и явилось различение между низшими
(натуральными) психическими функциями и высшими психическими функциями.
Выготский видел развитие психических функций в контексте гегелевской
схемы развития, согласно которой любая развивающая познавательная функция
существует первоначально "в себе", затем "для других" и, наконец, "для
себя". Эта схема хорошо поясняется примером о развитии указательного жеста
у младенцев: первоначально этот жест существует уже в форме неудавшегося
хватательного движения, направленного на желаемый объект. Этот жест
способен перейти во вторую стадию если будет соответствующим образом
интерпретирован взрослыми. Тогда это движение приобретает значение "помоги
мне взять это" и ребенок начинает использовать его как для целей
коммуникации с близкими взрослыми, так и для практических целей овладения
желаемым объектом. Ребенок еще не осознает, что использует этот жест как
социальный сигнал. И в третьей стадии ребенок уже пользуется этим жестом
для контроля над своим собственным поведением, например для выделения
определенного фрагмента картины и концентрации внимания на нем.
В более общем плане развитие познавательных функций рассматривается
как их переход от низших к высшим психическим формам, при этом различие
между этими формами проводится по четырем критериям: происхождению,
структуре, способу функционирования и отношению к другим психическим
функциям. По происхождению большинство низших психических функций
генетически врожденны, по структуре они не опосредованы, по способу
функционирования они не произвольны, и в отношении к другим функциям они
существуют как отдельные изолированные психические образования, (таким
образом, можно сказать , что низшие психические функции никоим образом не
зависят от социализации, от общества).В отличие от них высшие психические
функции являются социально приобретенными: они опосредованны социальными
значениями, они произвольно контролируются субъектом и существуют как
звенья в целостной системе психических функции, т.е. высшие психические
функции возникают под влиянием общества, под влиянием вовлечения индивида в
активную общественную жизнь. Второй и третий критерии составляют особое
качество высших психических функций, обозначаемые как осознанность.
Таким образом мы подошли к проблеме "личность-индивид". В связи с
различием понятий "индивид" и "личность" по содержанию, иногда возникают
дискуссии: всякий ли индивид является личностью. Например, иногда
утверждается, что личностями являются только творческие люди; из числа
личностей пытаются выбросить лиц, ведущих себя антиобщественно (например,
преступников), психически больных и т.д. Заявляется, что некоторые люди -
это просто индивиды, но не личности. Конечно, личность может быть
творческой, а может быть серой (впрочем, каждый человек обладает в той или
иной степени "творческим потенциалом", поскольку без творчества, хотя бы и
элементарного, человек не может решать жизненные задачи, т.е. попросту
прожить), может быть активно-преобразующей или пассивно-приспосабливающейся
и т.д. Но каждый общественный индивид, человек является личностью, спорным
может быть только вопрос о том, когда в процессе индивидуального развития
начинает формироваться личность. Давайте подытожим, в чем же разница между
индивидом и личностью: индивид - единичный представитель вида "Homo
sapiens", в то время как понятие "личность" фиксирует те признаки, которые
определяются принадлежностью индивида к обществу (социальное качество).
Личность характеризуется многообразием свойств, и это многообразие
закономерно. Психические свойства личности не могут быть раскрыты ни как
функциональные, ни тем более как материально-структурные. Они принадлежат
к той категории свойств, которые определяются как системные, и этой
системой является общество. Под влиянием бихевиористической парадигмы
родился такой подход: любой данный индивид развивается в некой среде путем
приспособления к ней. Эта среда представляет собой для индивида
совокупность стимулов: физических, технических, социальных. Другие люди в
отношении к данному индивиду также рассматриваются лишь как элементы среды.
Связь "индивид-общество", по существу, ничем не отличается от связи
"организм-среда". Здесь действуют те же законы и те же принципы: адаптации,
уравновешивания, подкрепления и т.д. Правда, воздействия социальной среды
более сложны (чем физической), также как и более сложны ответы индивида.
Таким образом, можно прийти к выводу, что социализация индивида, его
становление личностью - это ни что иное, как попытка "выживания". Но можно
попробовать пойти еще немного дальше. Для этого давайте попробуем взглянуть
на рефлексы с точки зрения органической и социальной сфер личности.
В.М.Бехтерева разделяет несколько типов личных рефлексов. Изначально идут
рефлексы появляющиеся в результате внутренних раздражений крайне
необходимых для организма (эти рефлексы относятся скорее к инстинктам).
Далее идут внешние раздражители, которые также возбуждают личную сферу, но
не в смысле ближайшего удовлетворения потребностей организма, а в смысле
дальнейшего обеспечения необходимых для него жизненных условий (например,
человеку для выживания необходимо выкопать 12 корешков. После того, как он
их выкопал, он, преодолевая усталость, старается выкопать еще 10 про
запас.) Такие раздражители имеют связь с прошлым и с будущим .Таким
образом, личная сфера, концентрируя в себе запас важнейшего для жизни
организма прошлого опыта, образует собой главный центр нервно-психической
деятельности, лежащей в основе активно-самостоятельного отношения организма
к живому миру. С развитием общественной жизни личная сфера человека
приобретает, помимо органического, социальный характер, в основе которого
лежат нравственные и социальные отношения между людьми. Таким образом
личная сфера социального характера является ступенькой для развития
личности как "самобытной психической особи в социальной жизни народов". То
есть личность будет зависеть от двух типов реакций на раздражители:
органических (воздействие окружающей среды) и социальных (воздействие
общества), и в зависимости от преобладания того или иного типа
раздражителей, в ней будут превалировать черты эгоиста или альтруиста.
При более высоком развитии невропсихики социальная сфера личности
является важнейшим руководителем всех реакций, имеющих связь с
общественными отношениями между людьми. Необходимо учитывать то, что
сложный процесс развития социальной сферы личности не устраняет
органическую сферу личности, но дополняет ее и частью подавляет. Но
человек, как существо не только социальное, но и культурное может развить
социальную сферу в такой мере, что она не только будет преобладать над
органической сферой, но и выражаясь поступками и действиями
альтруистического характера, будет действовать подчас в явный ущерб или
вопреки органическим потребностям индивида.
Несмотря на то, что работу Бехтерева нужно рассматривать в первую
очередь с точки зрения физиологии, мы можем вывести и кое-какие
психологические закономерности и свести их с ранее сказанным: резюмируя эту
главу, можно разделить личность как социализированный индивид по уровню
развития на три группы: индивид как организм подстраивающийся под среду
обитания; индивид, как личность, развивающаяся, подстраиваясь под общество
и, наконец, личность как высокоорганизованное и высоко моральное существо,
которое уже не старается "выжить", но наоборот, может действовать во вред
себе, но на пользу обществу, то есть живет уже не ради себя, а ради каких-
либо высших ценностей, будь то общество, Бог или личные идеалы.

Личность, как активная жизненная позиция

Включаясь в социальные процессы, личность тем самым изменяет и
обстоятельства своей собственной жизни. Иначе говоря, основным условием
самоопределения личности и сознательного регулирования своей
жизнедеятельности является ее общественная активность. То, как именно
конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах
(содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется от
участия в них), зависит от ее направленности, которая формируется в
процессе развития личности в системе общественных отношений. Направленность
же можно разделить на четыре составляющих: мотивационная сфера личности, ее
потребности, жизненные цели способности. Вопрос о том, откуда берутся
мотивы, как они возникают, является в психологии личности одним из основных
и рождает многообразие теорий. Например, по концепции Маслоу, основой
мотивов являются потребности, которые по мере развития индивида образуют
своего рода пирамиду. В основании пирамиды лежат физиологические
потребности (голод, жажда, секс и т.д.). Следующий уровень - это
потребность в безопасности, но не как проявление инстинкта самосохранения,
а как нужда в порядке, устойчивости. Третий уровень - это необходимость в
принадлежности к какой-либо группе людей, в общении и т.д.. И, наконец,
четвертый уровень - потребность в уважении, престиже. Несмотря на кажущуюся
логическую завершенность, на мой взгляд, в этой концепции есть ряд
недостатков, в частности то, что она рассматривает индивид вне связи с
обществом, выхватывая абстрактное лицо из системы общественных отношений.
Более интересно, по моему мнению, в этом отношении разделение
мотивации на внешнюю и внутреннюю, исследуемое В.И.Чирковым и разработанное
Эдвардом Л.Диси и Ричардом М.Руяном.
Внешняя мотивация, по их теории - это мотивация, при которой факторы
воздействующие на поведение личности находятся вне Я личности или вне
поведения. Достаточно инициирующему и регулирующим факторам стать внешними,
как вся мотивация приобретает характер внешней.
Ученик стал более добросовестно выполнять все домашние задания после
того, как родители пообещали купить ему велосипед. Работа над домашними
заданиями в этом случае - внешне мотивированное поведение, так как
направленность на уроки и интенсивность (в данном случае добросовестность)
задаются внешним по отношению к самой учебе фактором: ожиданием получения
велосипеда.
Все приятели пошли в спортивную секцию, и наш ученик пошел. Поход в
секцию для него - внешне-мотивационный акт, так как его инициация и
направленность находятся полностью под контролем приятелей, т.е. вне
собственного Я ученика. Общепризнанным является положение, что внешняя
мотивация прежде всего основана на наградах, поощрениях, наказаниях или
других видах внешней стимуляции.
Теории внешней мотивации наиболее ярко отражены в работах
бихевиористов, которые в свою очередь, берут начало в исследованиях
Э.Л.Торндайка. Закон Торндайка гласит, что привлекательные и
непривлекательные последствия поведения влияют на частоту инициации
поведенческих актов, приводящих к этим последствиям. Поведение, которое
приводит к положительным последствиям, закрепляется и имеет тенденцию к
повторению, тогда как поведение, приводящее к отрицательным последствиям,
имеют тенденцию к прекращению.
Сущность прикладного применения данной модели на практике заключается
в систематическом подкреплении желательного поведения. Такая система
существует в магазинах, когда покупателю сделавшему определенное количество
покупок, выдается премия, подкрепляющая поведение, направленное на покупки
именно в этом магазине. Важно отметить, что системы такого типа рассчитаны
на подкрепление изначально неинтересного и непривлекательного поведения,
которое по своей воле человек выполнять не станет. Человек в этом случае
становится марионеткой подкреплений.
Можно однозначно сказать, что внешняя мотивация направлена в первую
очередь на людей, занимающих пассивную жизненную позицию с достаточно
низкой социальной вовлеченностью.
Внутренней мотивацией - называют такой тип мотивации при котором
инициирующие и регулирующие факторы проистекают изнутри личностного Я и
полностью находятся внутри самого поведения. "Внутренне мотивированные
деятельности не имеют поощрений кроме самой активности. Люди вовлекаются в
эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких-либо внешних
наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для
достижения некой другой цели."
Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был
интереснейший урок и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра
участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне-
мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение
урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и
удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового.
Для объяснения этого типа мотивации создано множество теорий: Теория
компетентности и мотивация эффективностью, теория оптимальности активации и
стимуляции, теория личностной причинности и.т.д.
В статье "Пересмотр мотивации" Р.Уайт ввел понятие "компетентность",
объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, осматривание,
манипулирование, конструирование, игра, творчество. Он считает, что все эти
виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых
подкреплений, преследует одну цель: повышение компетентности и
эффективности человека. Силой, детерминирующей это стремление к
компетентности, является "мотивация через чувство эффективности". В
противовес внешней мотивации, человек, предпочитающий мотивацию внутреннюю,
личность явно более активная, более вовлеченная в социальную деятельность и
в итоге более интеллектуальна.
Многочисленные исследования продемонстрировали, что внешняя и
внутренняя мотивация могут значительно энергетизировать поведение и
существенно изменять его направление, другими словами, оказывать решающее
влияние на его детерминацию. Но так ли одинаковы последствия этих двух
типов для эмоций, психического здоровья и других аспектов личности? Чтобы
можно было лучше увидеть плюсы и минусы того и другого метода мы оформили
таблицу, данную в Приложении 1. Наиболее положительное влияние на как на
познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя
мотивация. Внешняя мотивация может иметь преимущества при решении частных
задач.
Очень сильно с теориями мотиваций переплетаются теории локус
казуальности и локус контроля. При этом локус контроля отражает точку
приложения сил, контролирующих результаты поведения, а локус казуальности
отражает точку приложения сил, детерминирующих само поведение.
Р.деЧармс утверждал: "Первичной мотивационной предрасположенностью
человека является стремление эффективно взаимодействовать с окружением.
Человек стремится к тому, чтобы быть первопричиной, источником своего
собственного поведения..."."...Как только личность начинает воспринимать
себя как первопричину своего собственного поведения... можно говорить о
внутренней мотивации ее активности. И соответственно, когда личность
воспринимает причины своего поведения как внешние по отношению к ней
самой... то ее активность является внешне мотивированной". Таким образом,
при внутренней мотивации личность имеет внутренний локус казуальности
(причинности), то есть причины, обуславливающие поведение находятся внутри
нее, и она предпринимает его по своей воле. Из этого можно сделать вывод,
что человек имеет врожденную тенденцию к выполнению таких видов активности,
которые дают ему ощущение наличия личностной казуальности и мастерства. А
применение, к примеру, денежных вознаграждений приводит к тому, что человек
начинает считать, что не он сам, а эти вознаграждения являются причинами
его поведения. Таким образом, фактором способствующим увеличению
эффективности будет наличие выбора и свобода его осуществления.
В случае с локусом контроля мы уже подходим к концепции социальной
ответственности, главная особенность которой заключается в том, что в
качестве ее объекта выступают те или иные общественные волеизъявления,
выраженные в форме социальных норм и ролевых функций. Поэтому субъектом
контроля здесь является и сам индивид, и социальное окружение и общество в
целом. Составляя планы, принимая решения, человек взвешивает, посильны эти
цели ему самому или остается надеяться лишь на судьбу или случай. Один
чувствует себя хозяином своей судьбы, другой предпочитает плыть по воле
волн. Таким образом и ответственность приписывается либо внешним силам,
либо собственным способностям и стараниям.
Если человек большей частью принимает ответственность за события,
происходящие в его жизни, на себя, объясняя их своим поведением,
характером, способностями, то это показывает наличие у него внутреннего
(интернального) контроля. Если же он имеет склонность приписывать
ответственность за все внешним факторам, находя причины в других людях, в
окружающей среде, судьбе или воле божьей, то это свидетельствует о наличии
у него внешнего (экстернального) контроля. В формуле это будет выглядеть
так: при внешнем локусе контроля результаты поведения находятся под
контролем окружающих сил, а при внутреннем - под контролем поведения.
Причем, считается, что интернальность и экстернальность локуса контроля
являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе ее
социализации. Для лучшего восприятия вышесказанного необходимо ввести
понятие "ответственности". В словаре современного русского литературного
языка ответственность определяется как "возлагаемое на кого-либо или взятое
кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и
принять на себя вину за возможные их последствия". С точки зрения
психологии ответственность, подобно скромности, чуткости, смелости и т.п. ,
есть свойство характера личности. Давайте попытаемся определить основные
признаки ответственности. В первую очередь можно выделить точность,
пунктуальность, верность личности в исполнении обязанностей и ее готовность
отвечать за последствия своих действий. Все это подразумевает честность,
справедливость, принципиальность личности. В то же время названные качества
не могут реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные
черты: способность к сопереживанию, чуткость к чужой боли и радости.
Исполнение любой обязанности требует волевых качеств и усилий:
настойчивости, усердия, стойкости, смелости, выдержки.
Итак, ответственность прежде всего есть качество, характеризующее
социальную типичность личности и, как мы выяснили ранее, таких типов два:
интерналы и экстерналы. После ряда исследований было установлен, что
неспособность управлять своими делами, сбрасывание ответственности на
внешние факторы, т.е. экстернальность локуса контроля вызывает, как
правило, невротические синдромы, чувство подавленности и обеспокоенности,
снижая общую удовлетворенность жизни. Интернальность же локус контроля,
наоборот, способствует более нормальному функционированию личности, внушая
ей самоуважение. Что интересно, что при опрашивании как интерналы, так и
экстерналы описывали идеального человека очень интернальным, а неидеального
- экстернальным. В целом экстернальным людям свойственна подозрительность,
тревожность, депрессивность, агрессивность, конформность, догматизм,
авторитарность, беспринципность, цинизм, склонность к обману.
Подытоживая разделение типа личности на интернальную и экстернальную,
можно сказать, что интерналы предпочитают руководителей со стилем
управления, позволяющим работнику участвовать в принятии решений, чаще сами
становятся лидерами, группы руководимые интерналами более продуктивны и
сами интернальные лидеры более продуктивны, чем экстерналы, которые
предпочитают директивный стиль руководства, чаще используют принуждение и
угрозу и имеют более низкий профессиональный уровень и удовлетворенность
работой.

Личность во времени

Само собой разумеется, что становление человека как личности
начинается с первых же часов жизни, ведь с самого рождения начинается
процесс его социализации. В основе же социализации, как уже говорилось,
лежит связь между индивидуумами и освоение социальных навыков. Отчасти этот
процесс зависит от врожденных механизмов и созревания нервной системы,
однако прежде всего он определяется тем опытом, который человек получает на
протяжении жизни. Давайте попробуем разбить это становление на возрастные
этапы социализации, посредством "человеческих общностей". При этом каждая
человеческая общность осуществляет определенную совместную деятельность,
характеризуемую прежде всего содержанием этой деятельности. Нужно заметить,
что в построении любой человеческой общности участвуют по крайней мере
двое, и смена формы и содержания общности сопровождается сменой партнера.
Эта смена необязательно означает, что новая общность строится с новым
человеком. Это может быть и тот же самый человек, например мама, но в новой
жизненной позиции.
На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым (родной матерью,
или человеком выполняющим материнские функции) начинает строить общение,
вначале не опосредованное культурными орудиями, предметами, знаками. Эта
уникальная, в силу своей непосредственности, общность названа ступенью
оживления, Для образования связи между ребенком и каждым из его родителей
наибольшее значение имеют первые мгновения его жизни. В основе формирования
этой связи лежат взгляды, движения и особенно улыбки ребенка . Известно
также, что со второй недели жизни новорожденный не только начинает
обнаруживать большой интерес к человеческому лицу, но и способен отличить
лицо своей матери от лица чужого. Эпохальным культурным событием этой
ступени является то, что ребенок осваивает собственную телесную,
психоматическую индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в
пространственно-временную организацию общей жизни семьи.
Между 8-м и 12-м месяцем жизни начинают четко проявляться
привязанности ребенка. Он разражается криком и плачем, когда его забирают
от матери (или человека, обычно ухаживающего за ним), чтобы передать в
чужие руки. Такая реакция ребенка отражает не столько страх перед
незнакомым человеком, сколько не узнавание в нем знакомых черт материнского
лица. Этот этап тесно связан с представлением о постоянстве
(перманентности) предметов (когнитивный процесс, который был изучен Пиаже и
состоит в том, что с 8-го месяца ребенок начинает активно искать
исчезнувший внезапно предмет). Представление о постоянстве, вначале
связанное у ребенка с матерью, распространяется затем и на другие объекты,
в особенности на другие "социальные объекты". Кроме того, постоянное
присутствие социального партнера приводит к формированию у ребенка на 8-9
месяце жизни представление о собственной перманентности.
Кроме того, выявлено было большое значение надежной социальной
привязанности как для освоения ребенком незнакомых мест, которое
значительно облегчается в присутствии матери, так и для налаживания ранних
социальных контактов с другими детьми.
На второй ступени ребенком вместе с близким взрослым осваивает
предметно-опосредствованные формы общения как в совместных иммитационно-
предметных действиях с реальным партнером, так и в плане изобразительных
игровых действий с воображаемым партнером. Два эпохальных события стоят в
начале новой ступени развития - это прямохождение и речь - как способы
первичного самоопределения во внешнем и внутреннем пространстве
субъективности. Эта ступень лавинообразного овладения культурными навыками
и способностями названа ступенью одушевления для того, чтобы подчеркнуть,
что именно здесь ребенок впервые открывает для себя свою собственную
самость (знаменитое "Я сам!"), осознает себя субъектом собственных хотений
и умений.
На третьей ступени партнером растущего человека становится
общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей и частично
персонифицированный в таких культурных позициях, как учитель, мастер,
наставник и другие, вместе с которыми подростки осваивают правила, понятия,
принципы деятельности во всех сферах социально-культурного бытия - в науке,
искусстве, религии, морали, праве. Именно на этой ступени человек впервые
осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает
персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы
самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми. Имя этой
ступени - персонализация. Группы сверстников играют в детстве и отрочестве
очень важную роль, особенно для развития идентификаций и формированию
установок (по Соренсену), подростки гораздо легче идентифицируют себя с
другими подростками, чем со старшими, даже если последние относятся к тому
же полу, расе, религии и т.п. Дружба и сексуальность в отрочестве тесно
связаны. Даже если "хороших друзей" у подростка меньше, чем в каком-либо
ином возрасте (обычно не больше пяти), среди них в это время больше доля
представителей другого пола.
В существующую общность взрослый добавляет ожидания и содержания более
развитой ступени со-бытия. Доверчиво принимая эти ожидания и реализуя их в
совместной деятельности со взрослым, ребенок во всей полноте открывает для
себя принципиально новую предметность, которая пока еще не подвластна его
самостоятельной, отдельной деятельности. Кризис развития со-бытийной
общности обнаруживается как разрыв между индивидуальной и совместной
формами деятельности и сознания ("хочу быть, как ты, и не могу стать, как
ты!"). В кризисах развития взрослый ориентирует ребенка на поиск новых
способов самоопределения; на освоение нового слоя своей самости. И хотя
усилия ребенка по прежнему направлены на сохранение совместного status quo,
однако незаметно для себя и в этом смысле - свободно - он восстанавливает и
осуществляет прежнюю систему отношений на новой предметности - им самим для
себя открытой. Именно с восстановления совместности на новой, подростком
принятой предметности начинается посткризисная стадия развития общности -
стадия освоения субъектом собственной отдельности и единичной самости
внутри данной общности. само-бытное проживание данной стадии, исчерпание ее
даров и обращение их в свои новые потенции есть предпосылка и основа
перехода на более высокий уровень развития собственной субъектности, но
теперь уже в новой форме со-бытийной общности.
Обычно больше всего друзей у молодых людей, состоящих в браке. В
среднем их число составляет 7 человек; они подбираются по сходству вкусов,
интересов и склада личности, по взаимности в помощи и обмене
откровенностями, по совместимости на основе того удовольствия, которое они
находят в обществе друг друга, по удобству общения в географическом
отношении и по взаимному уважению.
В расцвете зрелости деятельность, направленная на достижение
поставленных жизненных целей, не позволяет уделять слишком много времени
дружбе. поддерживаются лишь самые прочные связи. Число друзей снижается до
5 и меньше.
С приходом старости и в связи с драматическими событиями, которые в
это время переворачивают жизнь человека, многие теряют своих спутников
жизни и рискуют остаться в стороне от круга друзей. Дружеские связи,
однако, укрепляются, когда друзья в свою очередь тоже оказываются в сходной
ситуации (среднее число друзей у человека, вышедшего на покой, составляет
приблизительно 6 человек).
Итак, процесс саморазвития как сущностная форма бытия человека
начинается вместе с жизнью и разворачивается внутри нее; но человек долгие
годы - нередко всю жизнь - может и не быть его субъектом, тем, кто
инициирует и направляет этот процесс. Каждый из нас существенно влияет на
ту человеческую общность, в которую включен, но при этом он порой
кардинально меняется сам.. Помимо возрастного разделения по принципу
общности, существует еще достаточно интересное возрастное разделение на
психосоциальные кризисы. В основе этого принципа лежит процесс интеграции
индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социо-
культурного окружения.
По мнению Эриксона, человек на протяжении жизни переживает восемь
психо-социальных кризисов, специфических для каждого возраста,
благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность
последующего расцвета личности.
Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с
тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка
ухаживающим за ним человеком. В первом случае у ребенка развивается чувство
глубокого доверия к окружающему его миру, а во втором наоборот, - недоверие
к нему.
Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением
ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему
контролировать естественные отправления, ребенок получа6ет опыт автономии.
Напротив, слишком строгий, или слишком непоследовательный внешний контроль
приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным образом
со страхом потерять контроль над собственным организмом.
Третий кризис соответствует второму детству. В этом возрасте
происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и
которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию у него чувства
инициативы. Наоборот, переживание повторных неудач и безответственности
могут привести его к покорности и чувству вины.
Четвертый кризис происходит в школьном возрасте. В школе ребенок
учится работать, готовясь к выполнению будущих задач. В зависимости от
царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка
развивается вкус к работе или же, напротив, чувство неполноценности как в
плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного
статуса среди товарищей.
Пятый кризис переживают подростки обоего пола в поисках идентификаций
(усвоения образцов поведения значимых для подростка других людей). Этот
процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его
потенциальных возможностей и выборов, которые он должен сделать.
неспособность подростка к идентификации или связанные с ней трудности могут
привести к ее "распылению" или же к путанице ролей, которые подросток
играет или будет играть в аффективной, социальной и профессиональной
сферах.
Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с поиском
близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать
"работа - рождение детей - отдых", чтобы обеспечить своим детям надлежащее
развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его
замыкании на себе.
Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он
характеризуется развитием чувства сохранения рода (генеративности),
выражающегося главным образом в "интересе к следующему поколению и его
воспитанию". Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и
созидательностью в самых разных областях. Если напротив, эволюция
супружеской жизни идет другим путем, она может застыть в состоянии
псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь для
самих себя с риском оскудения межличностных отношений.
Существует, кроме того, четыре подкризиса, разрешение которых служит
"для развития аутеничной генеративности" (Пекк). Во-первых, речь идет о
развитии у человека уважения к мудрости, сменяющее примат физической
храбрости. Во-вторых, важно чтобы сексуализация социальных отношений
уступила место их социализации. В-третьих, необходимо противиться
аффективному обеднению, связанному со смертью близких людей или с
обособлением детей, и сохранять эмоциональную гибкость , способствующую
аффективному обогащению в иных формах. Наконец, очень важно, чтобы человек
старался сохранить как можно большую душевную гибкость и продолжать поиск
новых форм поведения, вместо того чтобы придерживаться старых привычек и
пребывать в некоей психической ригидности.
Восьмой кризис переживается во время старения. Он знаменует собой
завершение предшествующего жизненного пути, а разрешение зависит от того,
как этот путь был пройден. достижение человеком цельности основывается на
подведении им итогов своей прошлой жизни и осознание ее как единого целого,
в котором уже ничего нельзя изменить. Если человек не может свести свои
прошлые поступки в единое целое, он завершает свою жизнь в страхе перед
смертью и в отчаянии от невозможности начать жить. заново.
Как указывает Пекк, чтобы чувство полноценности могло развиться в
полной мере, человеку необходимо преодолеть три подкризиса. первый из них
заключается в переоценке5 собственного "Я" помимо его профессиональной
роли, которая у многих людей вплоть до их ухода на покой остается главной.
Второй подкризис связан с осознанием факта ухудшения здоровья и старения
тела, что дает возможность человеку выработать у себя в этом плане
необходимое равнодушие. Наконец, в результате третьего подкризиса у
человека исчезает самоозабоченность, и теперь он без ужаса может принять
мысль о смерти.
Определяют, кроме того, пять этапов в психических состояниях при
приближении смерти.
Первая из них - отрицание. Слова: "Нет, не я!" - вполне нормальная
реакция человека не объявление ему смертного приговора.
Гнев, охватывающий больного при вопросе: "Почему именно я?",
характеризует вторую стадию.
Затем начинается стадия "торга": больной вступает в переговоры за
продление своей жизни, обязуясь быть, например, примерным пациентом или
послушным верующим.
Затем приходит фаза депрессии, когда больной признает неотвратимость
смерти, замыкается в себе и "прощается" со всем ему близким.
И последней стадией является принятие смерти, когда человек смиренно
ждет конца.
Смерь саму также разделяют. Жизнь уходит поэтапно -в обратном порядке
по сравнению с тем, как она развивается.
Социальная смерть - умирающий старается изолироваться от общества,
замкнуться в самом себе.
Психическая смерть - осознание человеком очевидного конца, угасание
экстравертированного сознания.
Мозговая смерть - полное прекращение деятельности головного мозга.
Физиологическая смерть - угасание последних функций организма.

Заключение

Личность является конечным и, следовательно, наиболее сложным объектом
психологии. В известном смысле она объединяет в одно целое всю психологию,
и нет в этой науке такого исследования, которое не вносило бы вклад в
познание личности. Каждый, кто изучает личность не может игнорировать
другие области психологии. Подходов к изучению личности огромное
множество. Это абсолютно естественно в области, где каждый эксперимент
относится лишь к частному факту, абсолютно несоизмеримому сложности самого
объекта. Можно рассматривать личность через структуру, можно с точки зрения
физиологических реакций, можно через связь физических и психических
аспектов личности. В своей работе я постарался не опираться на какой-то
конкретный подход к рассмотрению личности, но попытался обобщить все те
мысли, что возникли у меня при изучении самых различных методик. Вполне
вероятно, что мой подход был изначально неверен, возможно, что я неверно
понял проблему, но тем не менее, для себя я пришел к определенным выводам и
они выглядят примерно следующим образом: изначально-рождающийся индивид,
имеющий лишь натуральные психические функции, постепенно, посредством
вхождения в общество (начиная с родных, близких) социализируется, т.е.
становится личностью. При этом социокультурная среда является как бы
источником, питающим развитие личности, прививает ему общественные нормы,
ценности, роли и т.д. И, наконец, личность, которая сама начинает
воздействовать на общество является индивидуальностью. Вхождение индивида в
общество и становление его там как личности, можно назвать "выживанием" или
адаптацией. В зависимости от того насколько легко индивиду удается
преодолеть трудности адаптационного периода, мы получаем личность уверенную
в себе, либо конформную. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации
и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним либо
внутренним. Если в этот период индивид, предъявляя референтной для него
группе личностные свойства, характеризующие его индивидуальность, не
находит взаимопонимания, это может способствовать формированию
агрессивности, подозрительности (в противном случае - доверия и
справедливости).Человек либо становится интерналом ("кузнецом своего
счастья"), либо экстерналом ("все в руках Господних").
Достаточно интересными являются повозрастные этапы становления
личности. Организм имеет потрясающую память и, проблем

Новинки рефератов ::

Реферат: Оценка нематериальных активов (Бухгалтерский учет)


Реферат: Торговое оборудование (Предпринимательство)


Реферат: Идеи правового государства и его основные признаки (Политология)


Реферат: Древняя Греция политика (История)


Реферат: Взаимосвязь результатов работы предприятия и стимулирования труда персонала (Менеджмент)


Реферат: Авторские проекты в Интернете (Журналистика)


Реферат: Описание стандарта MRPII (Менеджмент)


Реферат: Династия Тюдоров (История)


Реферат: Вирусы (Программирование)


Реферат: Жизнь и творчество Юрия Иосифовича Визбора (Искусство и культура)


Реферат: Создание базы данных в интегральном пакете Works (Компьютеры)


Реферат: работа (Компьютеры)


Реферат: Вычислительные сети и телекоммуникации. Интернет провайдер: Magelan (Программирование)


Реферат: Анализ медико-биологических данных с использованием Excel и СПП STADIA (Биология)


Реферат: Все темы (информатика) за 3-й семестр в СТЖДТ (Программирование)


Реферат: Создание фигурного текста посредством WordArt (Программирование)


Реферат: Фольклорная спадчына (Искусство и культура)


Реферат: Второй Закон Термодинамики (Физика)


Реферат: Лабораторная работа по дисциплине теория и проектирование ЭВМ (Компьютеры)


Реферат: Функции маркетинга на предприятии (Маркетинг)



Copyright © GeoRUS, Геологические сайты альтруист